Направление на учебу руководству

Актуально на: 22 августа 2019 г.

0

Работодатели заинтересованы в квалифицированных работниках, поэтому иногда направляют своих работников на обучение (ст. 196 ТК РФ). Инициатором направления на обучение может выступать непосредственный начальник работника, а может и сам работник. Основанием для направления на обучение будет выступать служебная записка о направлении на обучение.

Служебная записка на обучение сотрудника (образец)

Служебная записка на обучение не имеет унифицированной формы – она составляется в произвольном виде на имя руководителя организации.

В такой служебной записке необходимо указать причину, по которой предлагается направить обучение того или иного сотрудника, а также учебное заведение.

В случае согласия руководителя с необходимостью направления работника на обучение издается соответствующий приказ.

С примером служебной записки о необходимости обучения сотрудников можно ознакомиться ниже.

Служебная записка на обучение сотрудника: пример

Приведем образец служебной записки об обучении персонала.

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

Что важно знать при направлении сотрудника на обучение

Если инициатором направления работника на обучение выступает работодатель, то работник вправе отказаться от прохождения обучения, и за такой отказ работника нельзя наказать. Правда, если без прохождения соответствующего обучения работника нельзя допустить к работе, работодатель имеет право отстранить от работы сотрудника, отказавшегося от обучения (ст. 76 ТК РФ).

Кроме того, стоит отметить, что работодатель может заключить с работником ученический договор, в соответствии с которым работник обязуется отработать определенное время после окончания обучения (ст. 198 ТК РФ). Подробнее об ученическом договоре можно прочитать в отдельной статье.

Обучение работника и налоги

Рассчитывая налог на прибыль, организация вправе включить в состав прочих расходов затраты, связанные с обучением работников, при соблюдении следующих условий (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • договор на обучение заключен с российской образовательной организацией (иностранной организацией, имеющей право на образовательную деятельность);
  • обучение проводится по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;
  • сотрудник, обучение которого было оплачено, работает в компании на основании трудового договора.

Документы, подтверждающие расходы на обучение сотрудников, организация обязана хранить в течение всего срока действия договора обучения и одного года работы сотрудника, обучение которого было оплачено, но не менее четырех лет (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Стоимость обучения, которое работодатель оплатил своему работнику, не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 3, 21 ст. 217, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Ваш работник просится на курсы ораторского мастерства. Вы не против, но не знаете, как это оформить? Что указать в распоряжении? А может, достаточно просто оплатить счет? Поговорим о том, какие документы надо оформить и как правильно составить договор с образовательным учреждением или компанией-провайдером.

Зачем нужны документы?

Ранее мы подробно рассказывали о внутренних документах организации (положение о обучении, годовой план и пр.), которые не являются обязательными и используются далеко не всеми. Закон не требует составлять эти ЛНА, особенно, если речь идет о внутреннем обучении. Однако если для обучения сотрудников вы решили воспользоваться услугами сторонней компании, позаботьтесь о том, чтобы отношения с ней были оформлены документально. Это упорядочит отношения между всеми участниками процесса и избавит вас от возможных споров в случае нарушения договоренностей.

Приказ или распоряжение?

После того как определены цели, вид и форма обучения, выбрана организация или обучающее мероприятие, составьте распоряжение о направлении на обучение. «В распоряжении указываем даты, образовательное учреждение или компанию-организатора мероприятия и, конечно, состав обучающихся. Распоряжение можно составить на одного или нескольких сотрудников, если вы направляете на обучение целую группу. И в данном случае неважно, о чем речь: об однодневном семинаре или продолжительном курсе в институте повышения квалификации», — рассказывает менеджер по обучению персонала компании СКБ Контур Наталия Фефелова.

Распоряжение о направлении на обучение — это внутренний документ,  вместе с договором и счетом он передается в бухгалтерию на оплату. Дополнительно к распоряжению можно использовать форму приказа, в этом случае не забудьте отразить его в личном деле сотрудника. Закон не обязывает работодателя составлять эти документы, но они помогут зафиксировать договоренности с сотрудником, которого вы направляете на обучение.

kontur-personal

Приказы на переподготовку и повышение квалификации составляйте легко и быстро в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Что вписать в договор на обучение?

Договор с поставщиком образовательных услуг — это следующий этап. Многие крупные компании согласуют их с юридической службой, ведь чаще всего подписанию подлежит договор, предложенный контрагентом. Если у вас нет своего юриста, обратите внимание на несколько важных моментов.

Первоначально проверьте наличие лицензии у образовательного учреждения. Ее данные должны быть внесены в договор. «Обучение в осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.  Образовательную деятельность могут вести муниципальные учреждения, государственные организации и негосударственные с теми организационно-правовыми формами, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ (Закон РФ 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). О чем это говорит? Это значит, что организации, зарегистрированные как ОАО или ЗАО и т.п. не могут вести образовательную деятельность», — разъясняет старший бухгалтер по расчетам с контрагентами компании СКБ Контур Елена Поскидова.

В предмете договора фиксируется название курса/мероприятия, число обучающихся, количество часов или период обучения. Программа должна быть составлена заранее и приложена к договору. «Если для вас принципиально, чтобы семинар провел тот или иной преподаватель или была освещена определенная тема, настаивайте, чтобы эти данные были внесены в договор. Это позволит решить вопросы о переносе или отмене мероприятия, — рекомендует Наталия Фефелова. – Бывает так, что на момент подписания договора точная программа мероприятия еще не сформирована. В таком случае укажите срок, до которого компания-провайдер предоставит вам ее вам на согласование».

Отдельным пунктом стоит оговорить порядок завершения обучения: при каких условиях курс считается успешно завершенным, как оцениваются (и оцениваются ли вообще) результаты, выдается или нет сертификат/удостоверение и пр.

А что насчет оплаты?

В самом договоре на образовательные услуги, прописывая порядок оплаты, важно указать стоимость участия одного человека, даже если на обучение или конференцию вы направляете группу сотрудников. В этот же раздел могут быть включены данные по оплате сопутствующих услуг: проживания, питания, методических материалов, прочие затраты.

«Проверьте, чтобы в договоре присутствовала информация о порядке перевода средств: предоплата, постоплата, размер аванса, если платеж делится на части. И конечно, нельзя забывать о закрывающих документах. Что это будет: акт выполненных работ, счет-фактура (если услуги облагаются НДС) или универсальный передаточный документ? Если сумма не облагается налогом на добавленную стоимость, контрагент должен указать, почему он не является резидентом по НДС», — дополняет Елена Поскидова.

Избежать спорных и даже конфликтных ситуаций в будущем можно, если подробно расписать основания отмены или переноса мероприятия и порядок возврата денег в случае, когда обучение не состоялось или не соответствовало согласованной программе.

После согласования всех положений договора, наступает этап оплаты. Получив от образовательного учреждения счет, проверьте, чтобы данные в нем совпали с информацией из договора.

Какие «закрывашки» нужны?

Контрагент может переслать вам акт выполненных работ, счет-фактуру (если услуги облагаются НДС)  по почте или передать вместе с вашими сотрудниками. Правила их заполнения общие, никаких особых требований к ним нет.

Главное помнить, что распоряжение, договор, лицензия, программа, копия удостоверения/свидетельства о прохождении обучения, акт оказанных услуг, счет-фактура — все эти документы подтверждают факт оказания услуг и являются основанием для перечисления денег компании-организатору. А правильность их оформления поможет избежать конфликтных ситуаций с контрагентом, избавит вас от рисков получить некачественную услугу или вовсе потерять деньги.

Читайте также: Обучение персонала: ставим цели — выбираем методы

Положение об обучении персонала и другие документы

Работодатель, направляя работников на обучение и повышение квалификации[1], решает две задачи:

  • повышает эффективность деятельности организации;
  • выполняет требования законодательства.

Предлагаем пошаговую инструкцию по направлению работника на повышение квалификации или переподготовку.

Шаг 1. Собираем информацию о необходимости обучения

Процесс направления работника на обучение начинаем с оформления документа-основания, например заявки на обучение (пример 1), которую составляет руководитель структурного подразделения либо ответственное за обучение лицо.

Шаг 2. Оформляем соглашение об обучении с работником

Если направляем работника на необязательное обучение за счет работодателя, можно заключить соглашение с работником по обоюдному согласию. Оформляем соглашение, чтобы обязать работника отработать у обучившего его работодателя определенный срок после завершения обучения. Если работник не выполнит свою обязанность по отработке, по такому соглашению с него можно полностью либо частично взыскать стоимость обучения.

В случае профессиональной переподготовки работника или повышения квалификации в образовательном учреждении согласно ст. 198 ТК РФ можем составить ученический договор (пример 2) или дополнительное соглашение к трудовому договору (пример 3).

Содержание ученического договора регламентируется ст. 199 ТК РФ и предполагает включение в договор:

  • наименования сторон;
  • указания на конкретную квалификацию;
  • обязанности обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанности работника пройти обучение и проработать в течение определенного срока;
  • срока ученичества;
  • размера стипендии в период ученичества, которая не может быть меньше МРОТ[2].

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу оплачиваем отдельно по установленным расценкам[3]. Трудовой кодекс не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки, поэтому их можно прописать в ученическом договоре.

Отметим, что во время действия ученического договора или соглашения об обучении:

  • работника нельзя привлекать к сверхурочным работам;
  • работника нельзя направлять в командировки, не связанные с обучением;
  • время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени[4].

Согласно ст. 201 ТК РФ срок ученического договора продлевается на период болезни обучающегося.

Шаг 3. Издаем приказ о направлении работника на обучение

Законодательство не обязывает работодателя издавать приказ о направлении работников на обучение, однако рекомендуем это делать в целях бухгалтерского и кадрового учета, а также повышения дисциплины работников (пример 4).

С приказом ознакамливаем работника и передаем копию в бухгалтерию. Также приказ будет основанием для внесения информации в табель учета рабочего времени.

[1] Подробнее см.: Жижерина Ю. Ю. Как повысить квалификацию работника // Кадровые решения. 2020. № 2. С. 29–36.

[2] Часть 1 ст. 204 ТК РФ.

[3] Часть 2 ст. 204 ТК РФ.

[4] Статья 203 ТК РФ.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 3, 2020.

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней.

Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Обучение сотрудника: право или обязанность работодателя?

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Означает ли это, что вся профессиональная подготовка должна быть для работника бесплатной? Можно ли требовать с работодателя денежные средства на нее? Ответы на эти вопросы мы находим в законодательстве.

Фрагмент документа

Часть 4 ст. 196 «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации» Трудового кодекса РФ

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Итак, работодатель обязан проводить за свой счет профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если:

  • это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
  • обучение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов РФ1.

Таких случаев достаточно много, например, работодатель должен оплачивать обучение следующих категорий сотрудников:

  • медицинские и фармацевтические работники2;
  • педагогические работники3;
  • работники, осуществляющие госзакупки4.

Но специалистов и руководителей в сфере делопроизводства и архивного дела среди категорий таких работников нет!

Однако обязанности по профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников могут быть возложены на работодателя еще и условиями коллективного или трудовых договоров.

Надо ли работодателю оплачивать обучение для соответствия профстандартам?

Для начала давайте вспомним, что профстандарты становятся обязательными с 1 января 2020 года только для определенной группы организаций5:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Один из основных вопросов, который возник у этих работодателей в связи с введением профстандартов, – что делать с теми работниками, кто им не соответствует? Например, должен ли работодатель оплачивать получение высшего образования специалисту по профессиональной уборке6 или руководителю подразделения по документационному обеспечению управления (департамента, управления, службы, отдела)7? Считаем, что нет. Обязанность обучать сотрудников до уровня требований профессионального стандарта у работодателя отсутствует. Такой ответ следует из толкования процитированной нами ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Рассмотрим изложенные в этой норме критерии:

  • закон или иной нормативный правовой акт требует от работодателя проводить обучение (обратите внимание: именно обучение). Профстандарты относятся к нормативным правовым актам, ведь они утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Но содержат лишь указание на наличие у сотрудника определенного уровня подготовки, без прямого указания работодателю провести обучение сотрудника.
  • без обучения невозможно выполнение трудовой функции – также не относится к нашему случаю.

    Мы не можем отстранить от работы такого работника. Ведь ст. 76 ТК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, когда это возможно. Ни одна из них не подходит к «несоответствию уровня образования работника требованиям профессионального стандарта».

    Не предусмотрел законодатель и возможности расторжения трудового договора. А наиболее близкое основание увольнения (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) требует проведения дополнительного мероприятия – аттестации, т.е. оценки соответствия квалификации работника относительно его трудовой функции. Причем наличие или отсутствие образования в этом случае только один из многих возможных критериев. Раз мы не можем ни отстранить работника от выполнениям им обязанностей, ни прервать трудовой договор на том основании, что сотрудник не соответствует закрепленным в стандартах квалификационным требованиям, значит, он может продолжать работать на прежнем месте и в прежней должности.

Таким образом, работодатель, с одной стороны, не должен платить за обучение работника, не соответствующего профстандарту, но, с другой стороны, не может требовать от такого работника пройти соответствующее обучение. Следовательно, обеим сторонам может быть выгодно, если между ними будет заключен договор, согласно которому организация оплатит обучение взамен на обязательство сотрудника отработать определенное время в компании.

Какими документами оформляется обучение работника?

Тут будет несколько документов. Во-первых, договор с обучающей организацией.

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Договор может быть заключен обучающей организацией как с работником (двусторонний договор), так и с работодателем (если выражаться точнее, то в этом случае договор будет трехсторонним: между обучающей организацией, работодателем, который оплачивает обучение, и работником, которого учат)8. Поскольку обучение оплачивает работодатель, то лучше, чтобы он был стороной этого договора, так будет проще доказать налоговым органам обоснованность таких расходов.

Обращайте внимание на предмет договора. Если им являются образовательные услуги, то в силу Закона об образовании9 обучающая организация должна иметь соответствующую лицензию.

Однако лицензия не обязательна, если мероприятия, на которые направляются работники, не являются профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием10. Это могут быть, например, семинары, круглые столы, конференции, не позиционируемые как образовательные мероприятия, а проводимые лишь для обмена опытом, привлечения клиентов и в иных целях консалтинговыми компаниями, издательствами, различными ассоциациями и пр.

Во-вторых, отношения между обучаемым работником и работодателем тоже должны быть урегулированы в письменной форме. Обязанности сторон могут быть сформулированы:

  • непосредственно в тексте трудового договора;
  • в приложении к нему – соглашение об обучении (см. ст. 249 ТК РФ) или
  • в ученическом договоре (гл. 32 ТК РФ).

Мнение эксперта

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Мария Смольянинова, главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»

Обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, может быть включена в трудовой договор в качестве дополнительного условия (абз. 5 ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Работодатели делают это:

1) на стадии приема на работу, и тогда:

  • непосредственно в тексте трудового договора прописываются условия обучения, отработки и компенсации работодателю сотрудником понесенных расходов, если последний захочет уволиться до истечения срока отработки (но препятствовать увольнению работника по собственному желанию со ссылкой на необходимость такой отработки либо предварительной компенсации понесенных на обучение расходов работодатель права не имеет) или
  • в текст трудового договора включается общее положение о том, что такое обучение с последующей отработкой возможно, а конкретные условия подлежат согласованию в подписываемом работником и работодателем документе;

2) но обычно только при возникновении необходимости направления работника на обучение уже после заключения трудового договора все условия об этом оформляются отдельным документом: соглашением об обучении либо ученическим договором.

Выбранный вариант фиксации договоренностей не влияет на формулировки условий об обучении за счет средств работодателя, об отработке у него в течение определенного срока и об обязанности компенсировать понесенные расходы в случае преждевременного увольнения.

Верховный Суд РФ в определении от 17.04.2017 № 16-КГ17-3 указывал на равнозначность способов оформления отношений (соглашением об обучении как приложением к трудовому договору или ученическим договором). Вместе с тем сам факт того, что ВС РФ приходится разбирать подобные споры, указывает на отсутствие единой практики судов по этому вопросу. На уровне районных судов работодатель может столкнуться с тем, что дополнительные соглашения не будут приняты в качестве доказательств.

В чем отличие между ученическим договором и соглашением об обучении?

  • По традиции принято считать, что ученические договоры заключаются при подготовке по рабочим специальностям, а соглашения об обучении (или дополнительные условия в трудовом договоре согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ) – при подготовке специалистов интеллектуального профиля. Но подобное представление не основано на нормах ТК РФ. Возможно, заместителю гендиректора или руководителю департамента и не понравится, что его направляют на повышение квалификации документом под названием «ученический договор», но лучше уж так, чем потом ходить по судам в попытках взыскать расходы компании с уволившихся топ-менеджеров.
  • Еще одним условным основанием для разделения таких документов являются их цели:
    • ученические договоры заключаются в интересах самой организации (на это указывает то, что в них в обязательном порядке озвучивается квалификация, которую ученик должен приобрести11);
    • соглашения об обучении могут заключаться и в интересах работника, причем для получения им навыков, прямо не связанных с его текущей специальностью. Оплата обучения в этом случае может выступать дополнительным бонусом и способом привлечь в организацию конкретного, как правило, высококвалифицированного специалиста. Например, в качестве мотивации может использоваться оплата смежного высшего профессионального образования.
  • Более весомым критерием является материальная составляющая. В ст. 204 ТК РФ установлена обязанность работодателя оплачивать ученикам стипендию в размере, согласованном сторонами, но в любом случае не меньше, чем минимальный размер оплаты труда. Поскольку есть еще и требования ст. 187 ТК РФ, согласно которым при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы ему выплачивается средняя заработная плата по основному месту работы, то границу между ученическим договором и соглашением об обучении часто проводят по моменту заключения трудового договора. С теми, кто только планирует устроиться на работу, – ученический договор. С теми, кто уже работает в компании, – соглашение об обучении.

Итак, действующее законодательство не содержит фундаментальных критериев для разграничения ученических договоров и иных типов соглашений об обучении. Практика также не смогла провести между ними четкой границы. Для минимизации рисков работодателя ему лучше заключать ученический договор, который в ТК РФ подробнее регламентирован специальной главой 32.

Обратите внимание: ученический договор в любом случае будет неотъемлемой частью трудового12.

Что должно быть в ученическом договоре?

Как бы мы ни называли соглашение, заключаемое между работником и работодателем, содержание его примерно одинаковое. Статья 199 ТК РФ требует в ученическом договоре указывать следующее:

1) наименование сторон;

2) конкретную квалификацию, приобретаемую учеником. Под нею ТК РФ понимает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта. Желательно:

  • зафиксировать это как можно подробнее – как, например, делается в дипломе об образовании: «техник-технолог» и добавить полученную специальность «технология продукции общественного питания»;
  • а также установить, что по окончании обучения должен быть получен диплом (аттестат) государственного образца.

Пример 1. Указание в ученическом договоре получаемой работником квалификации

2. По результатам обучения Работником должна быть получена квалификация «техник» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по соответствующей специальности, которая должна быть указана в дипломе государственного образца.

3) обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором. Обычно в этом разделе находятся положения, дублирующие соответствующие нормы ТК РФ (запрет на командировки и сверхурочную работу – ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

4) обязанность работника пройти обучение. Опять же, общие положения о том, что работник обязан прилежно обучаться и не прогуливать занятия;

5) обязанность работника проработать по трудовому договору у работодателя в течение срока, установленного в ученическом договоре (Пример 2);

6) срок ученичества (Пример 3);

7) размер и порядок оплаты стипендии в период ученичества (Примеры 4 и 5).

Пример 2. Указание в ученическом договоре срока отработки в организации

3.2. Работник обязуется:

3.2.1. После окончания обучения (получения диплома / свидетельства государственного образца) добросовестно выполнять возложенные на него трудовым договором от 01.07.2017 № 77/т обязанности и отработать в организации не менее трех лет.

Пример 3. Указание в ученическом договоре срока ученичества

4.1. Стороны определили срок ученичества с 01.09.2019 по дату окончания Работником обучения по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по соответствующей специальности в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова».

Пример 4. Стипендия в договоре может определяться через действующие у работодателя ставки

5.1. Стороны установили, что на время ученичества Работнику выплачивается стипендия в размере 25% (Двадцать пять процентов) от оклада, установленного в соответствии со штатным расписанием Работодателя для «бригадира ремонтной бригады участка “Эксплуатация”». Оплата производится в порядке и сроки, аналогичные установленным у Работодателя для выплаты заработной платы.

Пример 5. Стипендия в договоре может определяться в размере фиксированной суммы с индексацией

5.1. Стороны установили, что на время ученичества Работнику выплачивается стипендия в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей. Оплата производится 3-го числа каждого месяца путем перечисления на банковскую карту, указанную Работником.

Индексация стипендии производится ежегодно 1 сентября каждого года. Индексация осуществляется на величину изменения индекса потребительских цен за год, предшествующий году, в котором производится индексация стипендии.

Покажем пример целого соглашения об обучении по программе повышения квалификации, в котором отражены требуемые ТК РФ условия:

Пример 6. Соглашение об обучении

Мы рекомендуем не ограничиваться включением в соглашение об обучении (ученический договор) только тех условий, которые предписывает ст. 199 ТК РФ. Настоятельно советуем дополнительно прописать следующее:

1) порядок компенсации работодателю денежных средств, которые были затрачены на обучение сотрудника, в случае его досрочного увольнения, несмотря на положение в договоре (соглашении) о том, что он должен отработать не менее определенного срока после окончания обучения за счет средств работодателя13. Даже если в договоре есть подобное условие, работодатель не вправе воспрепятствовать увольнению по собственному желанию в этот период. Единственное, что организация может сделать – это потребовать возместить ей понесенные издержки. И лучше прописать порядок расчета сумм, подлежащих компенсации – пропорционально неотработанному времени (см. отметку «2» в Примере 6 и п. 6.3 в Примере 7).

В этом разделе советуем перечислить все виды расходов компании (оплата обучения, выплата стипендии, компенсации проезда к месту учебы и т.п.), которые подлежат возмещению в случае досрочного увольнения работника14. Это особенно актуально, если обучение производится собственными силами работодателя – в таком случае всегда бывает сложно доказать наличие фактически понесенных расходов. Но в перечень расходов нет смысла включать выплаты, предусмотренные действующим законодательством как льготы работника, связанные с обучением (например, оплату учебных отпусков), – скорее всего, суд сочтет это незаконным15.

Пример 7. Порядок и сроки компенсации расходов на обучение в ученическом договоре

6. Компенсация расходов Работодателя в случае досрочного увольнения Работника.

6.1. При досрочном прекращении трудового договора без уважительных причин (ранее трех лет с даты окончания обучения, п. 3.2.1 настоящего Договора) Работник обязуется компенсировать Работодателю понесенные последним в связи с обучением расходы пропорционально неотработанному времени, а именно:

  • оплату обучения, произведенную Работодателем в адрес образовательной организации согласно договору об обучении от 28.07.2019 № 569/18 с учетом изменений и дополнительных соглашений, которые были или будут заключены в ходе исполнения данного договора;
  • выплаченную Работнику стипендию;
  • дополнительные выплаты, произведенные Работнику с целью компенсации приобретения учебной литературы и учебных материалов.

6.2. Компенсация производится Работником в следующем порядке:

  • часть денежных средств в размере, не превышающем средней месячной заработной платы Работника, удерживается Работодателем из сумм, причитающихся Работнику при увольнении;
  • оставшаяся часть денежных средств подлежит перечислению Работником по банковским реквизитам Работодателя, указанным в настоящем Договоре, в течение одного месяца с даты увольнения, если Стороны не достигнут соглашения об ином сроке выплаты компенсации.

6.3. В случае прекращения трудового договора без уважительных причин Работник возмещает Работодателю расходы пропорционально времени, не отработанному с даты окончания обучения.

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Далеко не всегда заключение соглашения даже с разумным сроком отработки будет правомерным и позволит взыскать с работника затраты на обучение через суд. В частности, нельзя заключать соглашения об отработке, если сотрудник направляется на обучение, которое организация обязана обеспечить в силу требований законодательства, например:

  • обучение по охране труда (работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний по охране труда своим работникам согласно ст. 225 ТК РФ);
  • когда в целях соблюдения лицензионных требований медицинская организация направляет свой медицинский персонал на повышение квалификации, что она обязана делать не реже 1 раза в 5 лет16.

Может возникнуть ситуация, когда в ходе судебного спора работник будет ссылаться на то, что работодатель принудительно направил его на обучение, сам работник отказаться от него не мог, причем он и без обучения отвечает квалификационным требованиям по должности, занимаемой в организации. По этим основаниям суд может отказать работодателю во взыскании затрат на обучение. Поэтому в его интересах в соглашении об образовании (ученическом договоре) писать, что прохождение обучения является инициативой самого работника (см. «1» в Примере 6).

2) порядок компенсации работником расходов, понесенных работодателем в случае отказа сотрудника от завершения обучения либо в случае его неудовлетворительного результата. ТК РФ не предусматривает случаев, когда оплата обучения была произведена, но по вине работника обучение не было закончено либо было закончено с неудовлетворительными результатами. Во избежание споров такие моменты лучше урегулировать в договоре:

Пример 8. Порядок компенсации в случае отказа работника от обучения либо его неудовлетворительного результата

6.4. Если Работник по не зависящим от Работодателя причинам не окончит полный курс обучения, в том числе будет отчислен за академическую неуспеваемость, Работник компенсирует Работодателю понесенные последним расходы в полном объеме в порядке и сроки, установленные в п. 6.1-6.2 настоящего Договора.

3) перечислить случаи, которые стороны считают уважительными для прекращения трудового договора после окончания обучения по инициативе работника (Пример 9). Отсутствие такого перечня может сыграть как против работодателя, так и против работника;

4) не только работник может потерять интерес к этому обучению, но и работодатель, например, в связи с развитием новых видов деятельности и убыточностью старых, ради которых такое обучение было начато. Поэтому работодателю стоит прописать в ученическом договоре возможность и последствия его расторжения по собственной инициативе (Пример 10);

5) обязательства работодателя по предоставлению иной работы после окончания обучения. Если этого не сделать, то по умолчанию сотрудник возвращается на ту же штатную позицию. Но обучение обычно как раз проводится с целью повышения сотрудника и перевода его на другую работу – более квалифицированную и высокооплачиваемую. Одно дело, когда это подразумевается и звучит в устной беседе, и совсем другое – когда такая гарантия вписана в договор. Работника легче будет уговорить его подписать.

Пример 9. Фрагмент ученического договора об уважительных причинах прекращения трудового договора до окончания установленного срока отработки

6.5. Работник освобождается от выплаты компенсации, в случае если трудовой договор будет прекращен по уважительной причине. Уважительными причинами увольнения Стороны определили:

  • расторжение трудового договора по основаниям, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);
  • расторжение трудового договора в связи с невозможность продолжать работу по медицинским показаниям;
  • расторжение трудового договора в связи с необходимостью ухаживать за близким родственником, являющимся инвалидом; <…>

Стороны согласились, что в любом случае не являются уважительными следующие причины расторжения трудового договора:

  • переезд работника на другое место жительства, если он не вызван переводом супруга-военнослужащего в другую местность; <…>

6.6. Работник обязуется в случае увольнения по уважительной причине приложить к заявлению документы, подтверждающие ее наличие (медицинские справки, приказ о переводе военнослужащего, с подтверждением брака и т.п.).

Пример 10. Фрагмент договора об иных основаниях расторжения ученического договора

8.1. Работодатель вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке. В этом случае настоящий Договор будет считаться прекращенным с даты окончания учебного семестра, в котором произошло уведомление Работодателем Работника о предстоящем расторжении настоящего Договора. Работник после расторжения настоящего Договора вправе продолжить обучение самостоятельно, в этом случае ему будут предоставлены все гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, самостоятельно проходящих обучение.

После подписания договора с обучающей организацией и соглашения (ученического договора) с работником работодателю следует издать приказ о направлении сотрудника на обучение. Данный документ (в отличие от двух других выше названных) обязательным не является, но он пригодится бухгалтерии в качестве основания для оплаты дней обучения. Основанием его издания будет соглашение об образовании, которое надо упомянуть в констатирующей части текста приказа (до слова «ПРИКАЗЫВАЮ»). Если в организации разработано Положение об обучении работников, утверждена Программа обучения на определенный период, то на них тут тоже можно сослаться. Работника надо ознакомить с этим приказом под подпись (Пример 11).

А потом еще надо будет отразить дни его обучения в табеле учета рабочего времени (Пример 12), чтобы правильно их оплатить.

Пример 11. Приказ о направлении работника на повышение квалификации

Пример 12. Фрагмент табеля учета рабочего времени с обозначением дней повышения квалификации с отрывом от работы за счет работодателя

Мнение эксперта

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Николай Яковлев, юрист практики трудового права юридической фирмы «WatersOAG»

Если организация использует унифицированную форму табеля учета рабочего времени, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (далее – Постановление Госкомстата), то при ее заполнении следует руководствоваться и содержащимися в данном документе условными обозначениями. Для случаев повышения квалификации с отрывом от работы предусмотрены:

  • условное буквенное обозначение «ПК» (оно использовано в Примере 12 – см. оранжевую заливку) или
  • цифровой код «07».

Однако стоит иметь в виду, что не всегда кодировки «ПК» и «07» подходят для обозначения времени отсутствия работника на работе по причине обучения. Например, бывают ситуации, когда сотрудник проходит обучение по своей инициативе и за свой счет. Тогда работодатель:

  • не издает приказ о направлении его на обучение,
  • не оплачивает это обучение,
  • не сохраняет за работником на период обучения средний заработок.

В данной ситуации работодатель может предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы на период обучения и табелировать эти дни путем проставления условных обозначений «ДО» или «16», предусмотренных для отражения времени неоплачиваемого отпуска.

Кодировка «ПК» не подходит и для обозначения времени обучения, которое не относится к профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию. Например, когда речь идет о каких-либо лекциях, семинарах и круглых столах, проводимых организациями, не имеющими образовательной лицензии. Условное обозначение для такого обучения Постановлением Госкомстата не предусмотрено, работодатель может разработать и утвердить свои собственные условные обозначения для таких случаев. А чтобы эти дни могли быть оплачены, данное правило следует закрепить в локальном нормативном акте организации.

Время обучения, на которое работник был направлен работодателем и которое отмечено в табеле учета рабочего времени кодировкой «ПК» или «07», подлежит оплате исходя из средней заработной платы работника (это следует из ст. 187 ТК РФ).

Время обучения, на которое работник оформил отпуск без сохранения заработной платы, не оплачивается.

Приложение N 18

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 19 февраля 2019 г. N 90н

См. данную форму в MS-Word.

Форма

На бланке государственного

учреждения службы занятости населения ___________________________________

(наименование организации,

осуществляющей образовательную

деятельность)

____________________________________

____________________________________

____________________________________

(адрес места нахождения, проезд,

номер контактного телефона)

Направление на обучение

Гражданин(ка) _____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина)

направляется на профессиональное обучение, дополнительное профессиональное

образование

(нужное подчеркнуть)

по профессии (специальности) ______________________________________________

(наименование профессии (специальности)

___________________________________________________________________________

Срок обучения _____________________________________________________________

Работник государственного учреждения

службы занятости населения ___________ _________ ____________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________ ____ г.

—————————————————————————

линия отреза

Зачем руководителям, уже находящимся у руля компании, повышать свою квалификацию, что это даст им и бизнесу и от чего зависит выбор способа обучения, рассказывает Ангелина Присяжная, продюсер направления MBA «Нетологии»

Зачем управленцам повышение квалификации

Менеджерам приходится непрерывно изучать новые дисциплины, расширять свои знания и навыки: об этом говорит тренд на непрерывное образование. Тем не менее мотивирует их вовсе не возможность расширить свои компетенции, а вполне конкретные триггеры.

Одна из распространенных причин получения дополнительного образования — возможность сменить сферу деятельности или отрасль. В России, согласно опросу «Работа.ру» и «Рамблер», по специальности работают только 36% сотрудников. Остальные не раз меняли сферу и переквалифицировались. Обычно направление деятельности или нишу меняют специалисты начального или среднего уровня. Но и среди топ-менеджеров тоже есть такие примеры.

Новых сфер, где можно было бы попробовать свои силы, много, например FinTech, EdTech, LegalTech, и они многим кажутся привлекательными. Но на руководящие позиции редко когда выбирают кандидата с нерелевантными опытом или подходами. И потому без дополнительного образования точно не обойтись.

Другая причина повысить свою квалификацию — переход в зарубежную компанию и релокация. Для работы на новом (в географическом смысле) для кандидата рынке руководителю нужно досконально изучить все тонкости и специфику ведения бизнеса, юридическую базу и потребительскую аудиторию.

Третий возможный импульс для повышения квалификации — это цифровизация. Без знания digital-инструментов представить успешного руководителя уже попросту невозможно. На программы MBA приходят много руководителей из традиционного бизнеса, где, несмотря на то что о переходе «в цифру» говорят последние лет пять, об этом даже не слышали. А более половины учащихся MBA «Нетологии» во вступительных брифах прямо указывают, что приходят на бизнес-программы именно за цифровизацией своего бизнеса и за новыми навыками управления командой.

Каким образом можно повысить свою квалификацию

Способ № 1. Первый и самый популярный способ повышения квалификации — это наработка опыта через решение реальных задач. Этот подход подразумевает погружение в производственные процессы, обучение в процессе работы (learning by doing) и непосредственное общение с командой и партнерами.

Самостоятельный поиск подходящих решений, испытание «собственными граблями», по мнению некоторых руководителей, обучает лучше любых тренингов и курсов. Общение с коллегами, партнерами и клиентами помогает выработать способность к критическому мышлению и укрепить отношения в коллективе, сотруднику также не нужно разрываться между основной деятельностью и обучением, посещением конференций и тренингов — казалось бы, нет ничего удобнее и проще.

Тем не менее недостатки у такого подхода все-таки есть: обучаясь только внутри коллектива, сотрудник перестает видеть возможности для роста, и ему становится сложнее вырваться из рабочей рутины. Взгляд на многие задачи неизбежно «замыливается»: многим кажется, что им просто физически не хватает времени на что-то, кроме своих обычных рабочих задач.

Одним словом, «обучение в полях» может быть максимально эффективно для новых сотрудников — это возможность ввести их в новую среду, познакомить с внутренними процессами компании и делать это все в рамках рабочего времени. Однако такой способ обучения не всегда подходит уже опытным руководителям и даже лишает их helicopter view, то есть видеть ситуацию целиком и в движении.

Способ № 2. Еще один способ повысить квалификацию для управленцев — получить дополнительное образование: например, пройти обучение в бизнес-школе на программе МВА. В глазах многих работодателей такой диплом повышает конкурентоспособность управленца. Тем не менее наличие МВА — это не гарантия успеха, потому что для руководителя важно уметь применять полученные знания на практике и привносить в компанию новый опыт по принципу jobs to be done.

Плюсы такого способа повышения квалификации есть и для управленцев, которые не собираются менять место работы, и для топ-менеджеров, настроенных попробовать себя на новом поприще. Первые — таким образом могут повысить эффективность своей компании за счет изучения большого количества бизнес-кейсов, актуальных инструментов менеджмента, тем самым меняя свои устаревшие подходы в управлении. Вторые — получая бизнес-образование, могут познакомиться с будущими бизнес-партнерами или же получить прямые приглашения на позиции в другие компании.

Однако у бизнес-образования есть существенный минус — его стоимость. Лучшими в области МВА, как показывает ежегодный рейтинг Global MBA Ranking от The Financial Times, остаются международные школы — обучение в них, как правило, начинается от $200 тыс. за курс. Не все российские управленцы готовы отдавать такие деньги за дополнительное образование и тем более уезжать из России ради обучения.

Впрочем, формат MBA активно меняется: он перестает быть прерогативой исключительно крупных университетов, становится более гибким с точки зрения необходимости очного присутствия. Есть Mini-MBA и executive-программы: продолжительность обучения становится меньше (около полугода), а их стоимость, соответственно, ниже. Такие курсы легче поддерживать актуальными: они чаще обновляются, причем нередко — на основании обратной связи от предыдущего потока. Развиваются и онлайн-программы. Так что у заинтересованных в дополнительном бизнес-образовании есть альтернативы очному обучению за границей.

Но большей популярностью у россиян пользуются, по данным бизнес-школы «Сколково», краткосрочные курсы. Они длятся меньше года (точный срок зависит от конкретной организации и направления), программы обновляются чаще, чем MBA в университетах и бизнес-школах, а стоимость обучения меньше.

Минус подобных курсов — слишком большое их количество на образовательном рынке. Подобные курсы легче запускать, поэтому свои проекты делают все, кто более-менее знаком с темой, — по этой причине руководителю не всегда просто найти качественный короткий курс.

Также краткосрочные курсы не дают комплексного знания по конкретному направлению, а развивают узкий набор навыков или закрывают определенный пробел. Если у топ-менеджера был изначальный запрос на комплексные знания, то этого недостаточно, чтобы стать хорошим управленцем. Вдобавок на коротких программах редко складываются комьюнити, нет нетворкинга и обмена опытом между участниками, а это важный этап получения экспертизы.

Способ № 3. Третий способ повысить квалификацию — это индивидуальные и групповые коучинг-сессии. Его очевидный плюс — в персональном подходе и развитии конкретных знаний, которые нужны управленцу. Например, в рамках сессии можно заострить внимание исключительно на стратегическом маркетинге или ведении переговоров.

Есть коучи, которые сразу помогают управленцу понять его точки роста, на чем лучше сфокусироваться и как этому научиться. Они могут и просто мотивировать клиента заниматься своим развитием, и подсказать оптимальные варианты повышения квалификации. При этом индивидуальные сессии лучше комбинировать с групповыми, так как для эффективного управленца важна работа в команде. Минус работы с наставником состоит в том, что знания передаются конкретным человеком с его личной позицией: альтернативу его мнению придется искать вовне.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Какой подход больше подойдет управленцу

Выбор способа повышения квалификации напрямую зависит от целей и задач управленца.

1. Если в приоритете получение места в зарубежной компании и релокация, то стоит рассматривать зарубежное бизнес-образование. Построение бизнеса различается от страны к стране, поэтому так распространена следующая мысль: «Получайте MBA там, где хотите потом работать». Международная организация бизнес-школ Graduate Management Admission Council указывает, что семь из десяти выпускников не смогли бы получить свою нынешнюю работу в США без обучения на программе MBA.

2. Если же управленец остается в России и даже не меняет место работы, то получение МВА позволит ему на основе изученного международного и российского опыта внедрить инновационные инструменты и подходы в своей компании. При этом получать бизнес-образование за рубежом, чтобы потом работать в России, не имеет смысла. Согласно внутреннему исследованию «Нетологии», выпускники зарубежных МВА часто говорят о неприменимости полученных иностранных знаний в реалиях российского рынка.

3. Если управленец решил менять сферу деятельности или отрасль, то он может начать с более коротких, чем MBA, курсов. Нескольких месяцев, скорее всего, окажется достаточно, чтобы погрузиться, например, в FinTech и разобраться в его особенностях на базовом уровне, чтобы получить место в интересующей его компании. Уже по мере роста внутри компании сотруднику придется добавлять тренинги, индивидуальные коуч-сессии и проходить через «обучение в полях», чтобы усилить свою компетентность в конкретном направлении.

После прохождения курсов управленцу стоит спросить себя: какие моменты остались непонятны, а какие требуют большего внимания. Именно ориентируясь на эти ответы, он может дальше прорабатывать свои «зажимы» на коуч-сессиях, искать подходящие семинары, вебинары или более длительные программы.

Вне зависимости от целей повышения квалификации принцип комплексного подхода не теряет своей актуальности. Компетентный руководитель должен рассматривать разные точки зрения и подходы, получать как можно больше новой информации, быть в курсе трендов рынка и новых направлений. Поэтому методы можно комбинировать — и тогда образование будет максимально эффективным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Фунгин капли для кошек инструкция по применению
  • Blood pressure monitor инструкция по применению на русском языке
  • Устанавливаем межкомнатные двери своими руками пошаговая фото инструкция
  • Установка шариковых направляющих для выдвижных ящиков пошаговая инструкция видео
  • Драстоп уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым отзывы врачей противопоказания

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии