Непосредственное руководство гражданской обороной стало осуществлять министерство обороны ссср год

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

(МПВО-ГО-РСЧС)

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

В России государственная организация защиты населения берет свое начало 04 октября 1932 года, когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства.

Основными задачами МПВО являлись:

— предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

— осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

— ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

— подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

— оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР . В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.

В июле 1987 года было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени – защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

В 1991 года войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

         Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.

         Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют её основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдалёнными сёлами, районами и городами.

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают ещё большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.

         Гражданская оборона МЧС России в мирное время также необходима, как и в военное. Ведь на ней лежит ответственность за решение целого комплекса задач по обеспечению безопасности населения. Работа специалистов этой службы является очень непростой, напряженной и крайне ответственной. От их личного профессионализма зависит большое количество жизней. Сотрудникам этой службы приходится много ездить, часто их работа бывает связана с риском для здоровья и даже жизни.

Гражданская оборона СССР

13.07.2022

Гражданская оборона СССР.jpg

В 1961 году на базе местной противовоздушной обороны (МПВО) в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».

Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.

За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.

В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.

Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).

Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны.

В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).

На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне.

Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне ¾ всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.

В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10 –12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.

Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надёжную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.

Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:

— первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;

— вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;

— в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения…

Уверение апостола Фомы. Антипасха

Уверение апостола Фомы. Антипасха

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, …

ПОСЛАНИЕ «500-ЫМ»

ПОСЛАНИЕ «500-ЫМ»

Каждому верноподданному Государства Российского, вне зависимости от пола и положения, в своей жизни приходится лично участвовать в двух войнах. Первая самая трудная, это война с самим собой — со своими…

И.В.СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ...

И.В.СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ…

Иосиф Сталин и небольшая группа его единомышленников каким-то чудом смогли собрать из обломков Российской империи могучее государство, освободившее Европу от фашистской оккупации. При всем этом, в истории…

Дипломатический триумф Сталина

Дипломатический триумф Сталина

20 апреля 2016 года состоялась беседа с последним Министром обороны СССР Дмитрием Тимофеевичем Язовым о Великом Человеке — Иосифе Виссарионовиче Сталине: «Поднять страну от сохи, разбить самую сильную…

«СМЕРШ» - ТРИ ГОДА ПОДВИГА

«СМЕРШ» — ТРИ ГОДА ПОДВИГА

19 апреля 1943 года была создана легендарная советская военная контрразведка «СМЕРШ». На полях невидимых сражений «тайной войны» эта короткая аббревиатура из пяти букв наводила ужас на врагов. «СМЕРШ»…

«Коворк  научит Фандрайзу»

«Коворк научит Фандрайзу»

Московская «Сеть коворкинг-центров НКО» (америк. co-working —  совместная работа) продолжает нас «радовать» уничтожением Русского языка и насаждением американских грантовых методик д…

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. …

Героями не рождаются - героями становятся

Героями не рождаются — героями становятся

16 апреля 1934 года, постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза. Оно стало высшей степенью отличия для граждан страны. Звание присваивалось за личные или коллективные заслуги…

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Христос Воскресе! Поздравляем всех православных христиан со светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи Господней! Сегодня наши сердца исполнены радостью и самыми добрыми чувствами. Господь …

Войскам РЭБ России - 119 лет

Войскам РЭБ России — 119 лет

История становления войск РЭБ в Российской армии берет свое начало с 15 апреля 1904 г. Тогда впервые в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. с помощью имеющихся радиосредств была нарушена система с…

Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста

Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен. В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во …

Великий Пяток страстной седмицы Великого Поста

Великий Пяток страстной седмицы Великого Поста

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои …

Самозарядная винтовка Токарева СВТ-40

Самозарядная винтовка Токарева СВТ-40

13 апреля 1940 года Комитет обороны при СНК СССР принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40. С 1 июля начато ее изготовление и до конца месяца произведено 3416 шт., в августе — 8100 шт…

Великий Четверток страстной седмицы Великого Поста

Великий Четверток страстной седмицы Великого Поста

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть…

С Днем космонавтики!

С Днем космонавтики!

Московские суворовцы от всей души поздравляют летчиков-космонавтов и работников ракетно-космической отрасли с Днем космонавтики! Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия в семьях, уверенных побед и …

Великая Среда страстной седмицы Великого Поста

Великая Среда страстной седмицы Великого Поста

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро много…

3 октября 2013

История создания МПВО, ГО СССР, МЧС Российской Федерации

День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

 История создания МПВО, ГО СССР, МЧС Российской Федерации

Местная противовоздушная оборона

В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.

4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).

Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.

Гражданская оборона

15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР. Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство — Министерством обороны СССР, повседневное руководство — начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.

В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ. Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.

С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К.Шойгу.

19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.

21 мая 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин назначил Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова.

 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (Указ Президента РФ от 24.05.2010 г. № 628).

День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

Назад к спискуНазад к списку

Местная противовоздушная оборона

В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утвержденно первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.

4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).

Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.

Гражданская оборона

15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР. Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство — Министерством обороны СССР, повседневное руковдство — начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.

В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.

С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К. Шойгу.

19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 171 главой МЧС России назначен С. К. Шойгу.

Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.
День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября.

Днем рождения Гражданской обороны страны считается 4 октября 1932 года, когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1525/319сс «Об утверждении Положения о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик». 

Создание местной противовоздушной обороны (МПВО) в 1932 г. как системы государственных мероприятий по защите населения, городов, объектов народного хозяйства от средств нападения с воздуха и ликвидации последствий нападения было вызвано усиленной подготовкой капиталистических стран к войне против СССР, вооружением их армий мощной бомбардировочной авиацией, осноащенной разрушающими, зажигательными и химическими средствами поражения.
В Постановлении СНК СССР определены цель, задачи и средства, структура ПВО, источники финансирования.
Цель ПВО – обеспечить от воздушной опасности операции действующей армии, бесперебойную деятельность тыла страны и защитить трудящееся население.
Средства ПВО делились на три группы: служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); авиационная оборона; местная оборона (маскировка, внутреннее наблюдение и разведка, инженерные сооружения, противохимическая и медико-санитарная защита, охрана порядка).
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Подготовка к МПВО проводилась в мирное время, в первую очередь – в угрожаемой полосе, устанавливаемой периодически СНК СССР. (В остальных районах подготовка ограничивалась ознакомлением населения с нормами МПВО, финансировалась местными учреждениями). В угрожаемой зоне МПВО организовывалась по военным округам и крупным городам.
Общее руководство и постановка оперативных заданий по МПВО отводились Наркомату военных и морских дел, его рабочий орган – Управление ПВО РККА. На территории военного округа начальником ПВО назначался командующий войсками округа.
Перечень пунктов и объектов ПВО составлялся НКВМ и утверждался СНК СССР. Руководство службой МПВО в пункте ПВО осуществлял начальник пункта, его рабочий орган – штаб пункта ПВО.

В 1932-1933 гг. были сформированы по территориальному принципу первые 48 отдельных местных батальонов ПВО. Тогда же образовались и первые кадровые части – 31 и 22 отдельные батальоны. В 1934 г. началась организация бригад и полков МПВО, и к 1936 г. части МПВО составляли 2 бригады, 2 полка, 30 отд. батальонов, 4 отд. инженерных батальона, 4 отд. автотранспортных батальона, 2 кадровых батальона. В 1939 г. территориальные части МПВО были упразднены – в связи с ликвидацией территориального принципа комплектования РККА.
Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. система МПВО была передана в подчинение НКВД. Накануне Великой Отечественной войны войска МПВО НКВД включали: 3 инженерно-противохимических полка (в Москве, Ленинграде и Баку), 4 инженерно-противохимических батальона. Обучено нормам ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) 11 млн. граждан, создано 25 тыс. различных формирований, подготовлены для убежищ I и II очереди Московского метрополитена. 

Систему ПВО война застала на стадии перестройки. В большинстве городов формирования существовали лишь на бумаге, население не получило всех необходимых знаний и навыков. Результатом явились потери, которых можно было бы избежать.
Активная подготовка к МПВО проходила на западе до Горького, на востоке – до Байкала. Сибирь, Урал, Среднее и Нижнее Поволжье оставались неготовыми к налетам авиации. Число городов – пунктов составляло 121.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. В первые же дни авиация фашисткой Германии, руководствуясь общим планом «молниеносной войны» подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны: среди них Киев, Минск, Севастополь, Одесса, Кишинев, Каунас, Мурманск.
2 июля 1941 г. СНК СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», предусматривающее организацию обучения всего взрослого населения нормам ПВХО. В жилых домах и кварталах создавались группы самозащиты («положение о группах самозащиты» разработало ГУ МПВО). Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР.
К 1 декабря 1944 г. в стране существовало 59790 групп самозащиты (2 990 000 членов), обучено нормам ПВХО 71 млн. чел. Расширился состав городов – пунктов: их число увеличилось во второй половине 1941 г. на 24, включены Воронеж, Краснодар, Казань, Сталинград, Саратов и др. Всего за время войны объявлено городами – пунктами 102 города (итого – 223), исключено по мере удаления фронта 53. В уменьшенном объеме мероприятия МПВО проводились в 350 городах.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов».

Были реорганизованы и формирования МПВО. Постановлением СНК СССР от 12 июля 1943 г. в 49 важнейших промышленных и государственных центрах страны образованы отдельные городские батальоны и роты МПВО, находящиеся на казарменном положении. Городские части МПВО формировались из населения старших призывных возрастов, значительную их часть составляли женщины (так, например, в частях МПВО Москвы – 23% — 4663 чел.). Решением ГКО от 16 июня 1943 г. сформировано 7 инженерно-противохимических полков и 9 отдельных инженерно-противохимических батальона МПВО. За время войны гитлеровская авиация совершила 30212 бомбовых налетов на тыл страны, сбросив 600 тыс. фугасных и более миллиона зажигательных авиабомб. Бойцы МПВО ликвидировали 77938 загораний и 10133 пожара, обезвредили более 430 тыс. невзорвавшихся авиабомб, снарядов. Было восстановлено 15685 зданий, 250 объектов промышленного значения, 205 мостов, 547373 м2 дорог; разминировано 2232 здания и 64 км дорог, очищена от минных заграждений площадь в 86260 га. Снайперами войск МПВО уничтожено 2000 немецких солдат и офицеров. 2 тысячи военнослужащих и вольнонаемных сотрудников частей и городских формирований МПВО получили за время войны ордена и медали СССР, стали Краснознаменными Ленинградская МПВО, 4 и 7 полки, 12, 15 и 16 батальоны войск МПВО.
В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн человек. Причём её основу составляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.
Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разрушительное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказательство её эффективности и правильной организации. МПВО полностью оправдала своё предназначение. Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
После окончания Великой Отечественной войны по постановлению СНК от 24 октября 1945 г. штабы МПВО были реорганизованы и переведены на местный бюджет, городские части МПВО – расформированы. Сократились штаты ГУ МПВО и ЦНИЛ.
Бойцы частей МПВО принимали участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, выполняли взрывные и другие спецработы на строительстве Волго-Донского канала (1951-1952 гг.), на целине. За 1946-1954 гг. было обнаружено, обезврежено и уничтожено около 80 тыс. неразорвавшихся авиабомб, более 10 тыс. снарядов. По итогам этой работы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1955 г. 37 офицеров, сержантов и солдат частей МПВО были награждены орденами и медалями.

31 октября 1949 г. было принято новое «Положение о МПВО СССР», с учетом опыта Великой Отечественной войны и международной обстановки определившее задачи ГУ МПВО. Положение установило роль и место войск и формирований в системе МПВО, обязанности наркоматов по подготовке объектов и созданию служб МПВО.
Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1951 г. реорганизовало систему МВД СССР, разделив подведомственные ему части и учреждения на войска и охрану. В результате Главное Управление местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) преобразовалось в Главное Управление Службы местной противовоздушной охраны (ГУС МПВО) – с 16 мая 1951 г. После новой реорганизации МВД СССР в 1953 г. Главное Управление Службы МПВО стало Управлением Службы МПВО (УС МПВО).
Подготовка страны к МПВО вплоть до 1955 г. проходила без учета возможности применения противником новых средств массового поражения – атомного и бактериологического оружия. Местные органы МПВО ограничивались лишь инспектированием, недостаточно был подготовлен личный состав частей и формирований, население не обучалось способам противоатомной защиты. Постановлениями Совет Министров СССР от 24 и 29 сентября 1953 г. на МВД была возложена задача проведения мероприятий по обеспечению защиты населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия и подготовки к защите населения от бактериологического оружия. Во исполнение этих постановлений УС МПВО разработало мероприятия, руководства по подготовке населенных пунктов и объектов народного хозяйства, радиационной разведке, дезактивации; программы подготовки личного состава, памятку населению. По вопросам защиты населения от бактериологического оружия УС МПВО активно сотрудничало с Министерством здравоохранения СССР.
27 ноября 1953 г. МВД утвердило новые штаты УС МПВО и ЦНИЛ, был разработан и утвержден штат отдела организации защиты от бактериологического оружия.
18 марта 1954 г. Управление Службы МПВО вновь стало Главным Управлением Службы МПВО. По приказу МВД СССР № 00555 от 28 июня 1954 г. в ГУС МПВО был создан научно-технический отдел.
29 и 30 июня 1955 г. Совет Министров СССР принял постановления «О мероприятиях по повышению готовности местной ПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», указавшие на необходимость рассредоточения важнейших промышленных предприятий, создания их дублеров; разработки планов эвакуации населения, проведения специальных инженерно-технических мероприятий, маскировки важных объектов, всеобщего и обязательного обучения населения противоатомной защите, строительства защитных сооружений, организации своевременного оповещения.
Изменилась структура службы МПВО: введена должность первого заместителя министра внутренних дел по МПВО; Главное управление службы местной противовоздушной охраны преобразовано в Штаб местной противовоздушной обороны страны; ЦНИЛ ГУС МПВО переименована в ЦНИЛ МПВО; на местах управления службы МПВО заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО.
14 апреля 1956 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР», впервые определившее МПВО как систему общегосударственных мероприятий, организуемых и осуществляемых на всей территории страны в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ. «Положение…» указало, что вопросы МПВО должны занять соответствующее место в работе всех министерств, ведомств и организаций; уточнило и расширило перечень мероприятий МПВО. На базе министерств и ведомств согласно «Положению…» создавались общесоюзные службы МПВО: оповещения и связи, охраны порядка и безопасности, медицинская, противопожарная, транспортная, торговли и питания. Военно-учебные заведения Министерства обороны СССР включились в систему подготовки кадров МПВО.
В июле 1956 г. приказом Министра внутренних дел СССР было утверждено Положение о Штабе МПВО страны и его структура.
Расширение деятельности Штаба МПВО страны сделало необходимым реорганизацию Центральной научно-исследовательской лаборатории. Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1956 г. ЦНИЛ была преобразована в Государственный НИИ МПВО, подчинявшийся начальнику МПВО страны – министру внутренних дел и его первому заместителю по МПВО. Помимо «Информационного сборника МПВО». Выходившего с 1956 г., Штаб МПВО страны и ГОСНИИ выпускали «Научно-технический сборник. С 1958 г. выходила газета «Воин МПВО».
В 1950-х годах Штаб МПВО страны активно сотрудничал со странами народной демократии, помогая в организации МПВО путем передачи литературы и оборудования, консультирования специалистов, подготовки кадров в учебных заведениях, командирования ведущих работников.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР» Штаб МПВО страны был реформирован, штабы и войска МПВО переданы в подчинение Министерства обороны СССР. ГОСНИИ МПВО также был передан в Министерство обороны и после передачи расформирован.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу». Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны. В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.). На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне 3/4 всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.
В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10 –12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надёжную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;
вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Жизнь потребовала вместе с тем внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.
Одним из главных документов было новое Положение о гражданской обороне Союза ССР, утверждённое постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.
В новом Положении было определено, что Гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооружённой защиты, на качественно новый уровень решения её задач. Одновременно с этим предусматривался целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения: организация оповещения об опасности нападения противника; организация радиационного, химического и бактериологического (биологического) наблюдения, разведки и лабораторного контроля; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий; снижение запасов горючих, взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ в городах и на объектах народного хозяйства; создание защищённых запасов продовольствия, одежды, медикаментов, медицинского имущества, предметов первой необходимости и других материально-технических средств; обучение населения способам защиты и другие.
В 1976 году правительством было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших.
В марте 1979 года по инициативе Госплана СССР и Управления начальника Гражданской обороны СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении общих требований по повышению устойчивости работы отраслей народного хозяйства в военное время», в котором были изложены основные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев: обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время; рациональное размещение производительных сил на территории страны; подготовка к работе в условиях военного времени отраслей народного хозяйства и промышленности; подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени; подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.
Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны — её главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Её потенциал, силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития её в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны»: возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления — постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.

Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Несколько позже, в 1990 году, в РСФСР был создан Российский корпус спасателей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе и базе Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР)

источники:
1. Предисловие к описи фонда № 37878 «Штаб местной противовоздушной обороны страны МВД СССР». РГВА, старший архивист Р.М.Синаюк, 1987 г.
2. История гражданской обороны (с официального сайта МЧС России www.mchs.gov.ru)
Источник

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

 С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.

В июле 1987 г. было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени — защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.

Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют её основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдалёнными сёлами, районами и городами

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают ещё большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.

ОНДиПР Кингисеппского района

______________________

Делитесь ссылкой с друзьями!

______________________

Дорогие друзья! Подпишитесь — бесплатно! — на сайт нашей газеты «Время» — http://www.time-king.ru/ и Вы всегда будете первыми читать интересные новости со всего света!  Как подписаться: на сайте справа вверху есть окошечко: «Подписаться» — туда надо вставить свой личный электронный адрес и нажать на слово «Подписаться».

У вас всегда под рукой электронный архив газеты «Время»!

Любое Ваше объявление, фото, стихи, проза – бесплатно!

Адрес для заявок: dilarking@yandex.ru

Среди подписчиков сайта постоянно разыгрываются конкурсы с вручением призов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Гинкго билоба египет капли для детей инструкция
  • Пао группа лср руководство
  • В правление петра i великого произошло народное восстание под руководством
  • Руководство пользователя программного продукта гост
  • Газовый котел navien deluxe comfort 24k 24 квт двухконтурный инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии