Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
«Образцы шрифтов» — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.
Книга в суперобложке
Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях. Много внимания уделено правильному подбору шрифта к задаче, шрифтовым композициям и типографике в городской среде. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
![]()
Эта книга, являющаяся результатом многолетнего изучения шрифтовых форм, будет долго служить источником материала для шрифтовиков, графиков, литографов и художников других смежных областей. Отобранные для нее шрифты отвечают самым строгим критериям, поэтому хочется надеяться, что они выдержат суд грядущих десятилетий. В альбоме есть шрифты знаменитые и неизвестные, готовые для немедленного использования и те, что служат для вдохновения, шрифты для школяров и для мастеров. Они должны помочь развитию настоящей культуры шрифтов и их применения.
![]()
Из предисловия автора
Дата выпуска: 30.06.2012
В главных ролях:
арт-директор
метранпаж
технический дизайнер
шрифтовик
иллюстратор
главный редактор
редактор
корректор
менеджеры производства
автор
Ян Чихольд (1902–1974) — немецкий типограф, дизайнер и преподаватель, внесший значительный вклад в развитие графического и книжного дизайна, а также типографики XX века. За свою долгую карьеру Чихольд оформил огромное количество швейцарских и английских изданий, написал несколько книг, которые остаются актуальными и востребованными у современных графических дизайнеров и художников книги, посвятил много времени изучению шрифтов и работе с ними.
За заслуги в развитии типографского искусства награжден золотой медалью Американского института графических искусств в Нью-Йорке (высшая награда полиграфической промышленности США), возведен в ранг почетного королевского дизайнера Королевским обществом искусств в Англии, избран членом-корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине, получил премию Гуттенберга (высшая европейская награда за заслуги в области типографского искусства).
переводчик
248 стр.
Тираж — 3000 экз.
Формат — 29,5×20,5×3 см
Твердый переплет
ISBN 978-5-98062-064-6
Перевод выполнен по изданию: Jan Tschichold, Meisterbuch der Schrift © 1999 3rd edition, Urania Verlag in der Verlag Herder GmbH, Freiburg im Breisgau.
Сообщения об опечатках, ошибках и неточностях, обнаруженных в книгах студии, с благодарностью принимаются по адресу errata@artlebedev.ru
-25%
Планируемая дата
26 апреля (Ср)
Курьером
бесплатно от 3 000 ₽
от 99 ₽
бесплатно от 1 000 ₽
Оригинальное название:
Meisterbuch der Schrift
«Образцы шрифтов» — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях. Много внимания уделено правильному подбору шрифта к задаче, шрифтовым композициям и типографике в городской среде. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
ISBN
978-5-98062-032-5, 978-5-98062-064-6
Поделитесь своим мнением об этом товаре с другими покупателями — будьте первыми!
Дарим бонусы за отзывы!
За какие отзывы можно получить бонусы?
- За уникальные, информативные отзывы, прошедшие модерацию
Как получить больше бонусов за отзыв?
- Публикуйте фото или видео к отзыву
- Пишите отзывы на товары с меткой «Бонусы за отзыв»
Правила начисления бонусов
Задайте вопрос, чтобы узнать больше о товаре
Если вы обнаружили ошибку в описании товара «Образцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтом для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов» (авторы: Чихольд Ян), то выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
Ваш населённый пункт:
г. Курск, Курская обл.
Образцы шрифтов
Аннотация
Эта книга – сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, – настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях. Много внимания уделено правильному подбору шрифта к задаче, шрифтовым композициям и типографике в городской среде.
Издание содержит множество высококачественных иллюстраций, поэтому желательно просматривать его на устройствах с высоким разрешением экрана.
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub
Скачать книгу Образцы шрифтов бесплатно в fb2, epub
Другие книги автора
Ян Чихольд
Самое популярное в жанре Отраслевые издания
Оставить отзыв
Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Ян Чихольд
Образцы шрифтов
Jan Tschichold
Meisterbuch der Schrift
Ein Lehrbuch mit Vorbildlichen Schriften aus vergangenheit und gegenwart für Schriftenmaler, Graphiker, Bildhauer, Graveure, Lithographen, Verlagshersteller, Buchdrucker, Architekten und Kunstschulen
Otto Maier Verlag, Ravensburg
Ян Чихольд
Образцы шрифтов
Руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ
Москва
Издательство Студии Артемия Лебедева
2012
Переплет книги Яна Чихольда Meisterbuch der Schrift. Издательство Отто Майера, Равенсбург, 1987
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Предисловие
Эта книга, являющаяся результатом многолетнего изучения шрифтовых форм, будет долго служить источником материала для шрифтовиков, графиков, литографов и художников других смежных областей. Отобранные для нее шрифты отвечают самым строгим критериям. Поэтому хочется надеяться, что они выдержат суд грядущих десятилетий. В альбоме есть шрифты знаменитые и неизвестные, готовые для немедленного использования и те, что служат для вдохновения, шрифты для школяров и для мастеров. Они должны помочь развитию настоящей культуры шрифтов и их применения.
Я очень благодарен следующим фирмам, институтам и людям, набравшим и напечатавшим заказанные мною шрифты и разрешившим использовать фотографии и пленки:
Словолитне Бауэра, Франкфурт-на-Майне;
cловолитне «Г. Бертольд АГ», Берлин;
Федеральной типографии, Берлин;
Б. С. Крону, эсквайру, Кью, Суррей;
cловолитне «Деберни и Пеньо», Париж;
cловолитне «Йохан Энсхеде и сыновья», Харлем;
Французской типографской cловолитне, Париж;
Словолитне Хааса, Мюнхенштайн, Базель;
cловолитне «Братья Клигшпор», Оффенбах-на-Майне;
компании «Линотайп энд машинери», Лондон;
корпорации «Монотайп», Лондон;
Музею истории города Лейпцига;
господину директору Рудольфу Оттману, Нюрнберг;
cловолитне «Стефенсон, Блэйк и компания», Шеффилд;
словолитне «Д. Штемпель АГ», Франкфурт-на-Майне.
Я сердечно признателен и приношу благодарность от имени издательства всем, кто участвовал в издании этой книги.
Эта книга неожиданно стала последней работой того, кто предложил ее издать. Господин Отто Майер, совладелец уважаемого издательства, основанного его отцом, которое специализируется на книжном искусстве, внезапно умер во время подготовки этой книги. Он живо и чутко относился к работе над ее оформлением. Пусть эта его последняя книга останется достойным памятником его плодотворной профессиональной деятельности.
Базель, сентябрь 1952 года и июнь 1965 года.
Ян Чихольд, почетный королевский дизайнер
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Шрифт как художественная задача
Тот, кто хочет сконструировать хороший шрифт, должен стремиться к трем вещам:
1. Хорошие буквы, то есть выбор красивого и подходящего для данной задачи и применяемой техники шрифта.
2. Тщательная обработка деталей. Это значит, что слова должны гармонировать между собой, при необходимости должна быть сделана очень аккуратная разрядка, должны быть достигнуты безупречные межбуквенные и соответствующие им межсловные расстояния.
3. Хорошая общая композиция – это значит, что строки должны быть сгруппированы так, чтобы создавалось целостное и убедительное впечатление.
Нельзя пренебречь ни одним из этих трех требований. Хороший шрифт – такая же сложная задача, как хорошая живопись или cкульптура. Хотя шрифт служит определенной цели, даже у лучших воплощений, равноценных произведениям искусства, как правило, короткий век. Разработчик шрифтов, будь он художник, график или шрифтовой дизайнер, служащий в словолитне, принимает в создании стиля такое же творческое участие, как и архитектор или поэт.
Хорошие буквы не встретишь на каждом шагу. Почти все шрифты, которые нам попадаются, плохи, недоукомплектованы или не стандартизированы. Это не преувеличение. Причина постыдного качества почти всех шрифтов, использующихся на улицах, снаружи и внутри домов, заключается в нехватке хороших образцов. Шрифты, которые приводятся в сборниках образцов, если и хороши, то почти всегда недоступны или же низкого качества, подобраны без достаточных знаний, второпях. Почти никогда образец не берется из первых рук, как правило, это третье, четвертое, пятое воспроизведение, каждое из которых делает шрифт все хуже, – даже если исходная форма была хороша, от нее мало что остается. Способный художник-шрифтовик учится по низкопробным образцам. В школах изучают отнюдь не лучшие шрифты, довольствуются незначительными или незрелыми результатами. Большинство шрифтовиков совершенно не знакомы с подлинно красивыми шрифтами, потому что не имеют к ним доступа. Неудивительно, что почти все наши шрифты, которые встречаются в публичных местах, так плохи.
Иногда с гордостью говорят о якобы высокой шрифтовой культуре современности. Ее вообще не существует. Нужно говорить о жалкой деградации. Даже если есть на свете несколько замечательных художников шрифта, это исключение, не оказывающее влияния на общую ситуацию. Художники и рисовальщики довольствуются безвкусными подражаниями некогда прекрасным классическим алфавитам или слабой либо совсем незрелой переработкой учеников великих мастеров. Живописцы, графики и литографы редко имеют доступ к истинным источникам искусства шрифта.
Такими источниками являются по большей части неизвестные образцы классических форм шрифта. Нужно их наконец продемонстрировать и следовать им. Шрифт – это нечто исторически сложившееся. Чтобы им овладеть, нужно его изучать. Никто не может изобрести шрифт. Мы можем только изменять имеющиеся буквы. Но и варьированием может заниматься только тот, кто, по крайней мере, может создать формы, подобные лучшим классическим. На то, чтобы этому выучиться, в лучшем случае уходит полжизни. Гораздо разумнее не браться за это, не поддаваться ошибочному убеждению, будто шрифт должен нести «отпечаток индивидуальности». Это заблуждение во многом является причиной того, что нас окружают такие безобразные шрифты. Даже многие признанные мастера каллиграфии недавнего прошлого были подвержены этому заблуждению. Для хорошего шрифта важно как раз противоположное тому, что проповедовалось до недавнего времени: не отпечаток индивидуальности (как правило, скромной), а полная самоотдача, даже самоотречение, в служении правильно понятой задаче. Что получится, если ученик мастера, научившийся писать ширококонечным пером шрифты в вызывающе индивидуальной манере, сделает надписи на здании, архитектурный стиль которого не соответствует форме шрифта (который, кстати, слабее образца, сделанного мастером)? Даже если шрифт сам по себе хорош, результат будет плох. Художник упустил самое главное: что нужно выбирать шрифт, соответствующий поставленной задаче. Конечно, можно рассматривать шрифты в отрыве от их назначения, но нельзя никакую форму шрифта, даже хорошую, применять без оглядки на архитектуру. Прежде чем использовать шрифты, нужно развить хороший вкус.
Вкус, хороший вкус, может развиться только благодаря изучению наилучших образцов. Никто не рождается с хорошим вкусом. Он всегда является результатом образования. У неопытных людей вкуса быть не может. Если бы окружающие нас шрифты были хороши, это, безусловно, было бы школой для нас; однако глупость тоже создает школу. Почти все шрифты плохи, и не станут лучше, пока разумные художники не подадут хороший пример. Очень скоро у них найдутся последователи.
Три логотипа работы автора. Слева – издательская марка. В середине – марка для Типографского ежемесячника (Typographische Monatsblätter, Санкт-Галлен) с буквами t и m, какими их видит наборщик. Справа – личная монограмма E. T.
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Хорошие и плохие буквы
Когда полвека назад реформатор шрифта Рудольф фон Лариш стал бороться с деградацией современных ему шрифтов, он учил, что формы шрифта не должны подражать традиционным, что студент-шрифтовик должен создавать их по собственному разумению и доводить их формы до совершенства. Однако скоро стало ясно, что собственного разумения едва хватает для создания шрифтов без засечек[1]1
Имеется в виду гротеск. Я использую это новое обозначение, введенное мною, во всем тексте.
[Закрыть]
, но никак не для разработки хороших форм антиквы или фрактуры. Уже в 1910 году Лариш издал коллекцию очень красивых рукописных шрифтов прошлых веков, а в его книге «Обучение орнаментальному шрифту», первое издание которой вышло в 1905 году, приводилась большая репродукция древнеримской надписи. В то время образцы ценились не слишком высоко и сборники шрифтов не предназначались для практического использования. Для Лариша и его современников целью обучения было создание своеобразного «индивидуального» шрифта. Этот идеал сегодня лишился своего мнимого блеска. Даже лучшие шрифты периода 1908–1920 годов сейчас устарели. А классические формы шрифта никогда не стареют и остаются неисчерпаемыми.
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Старинные семейства шрифтов
Подлинная история нашего алфавита начинается с древнеримского шрифта. Этим шрифтом пользовались во времена Цицерона и Цезаря. Он не был изобретен римлянами. Они переняли греческий алфавит, которым писали греческие поселенцы в Южной Италии. При этом некоторые неподходящие знаки заменили другими, а другие знаки изменили свое звучание.
Высшего совершенства римские буквы достигли на рубеже первого века нашей эры после почти семисотлетнего развития. Прекрасный пример – надпись на колонне Траяна в Риме. Эти буквы называют римский капитальный шрифт (capitalis romana), средняя их высота – десять сантиметров. Сначала их писали плоской кистью, а потом высекали на камне резцом. Наплывы округлых элементов выдают формообразующую силу кисти, которую держали, как ширококонечное перо. Вполне сформированные засечки шрифта получились благодаря усилиям придать штрихам сверху и снизу визуальную законченность. Пропорции этого справедливо прославленного шрифта полны высокого благородства и не превзойдены. Это живой источник наших шрифтовых форм, – от него произошли все виды наших шрифтов.
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Шрифты нового стиля
Среди шрифтов, использовавшихся со времен Гутенберга и до сих пор, мы различаем округлые шрифты (римская форма) и ломаные шрифты. Ломаные шрифты часто неточно называют «фрактурными» и даже «немецкими» шрифтами. Оба названия неудачные. Фрактура – это только один, совершенно определенный вид шрифта; круглый готический (рундготиш) никак нельзя называть фрактурой, и только два из ломаных шрифтов имеют немецкое происхождение – швабахер и фрактура.
Округлый
Ломаный
Округлые шрифты разделяются на два семейства: 1) шрифты римской формы с изменяющимися толстыми и тонкими штрихами (антиквенные шрифты) и 2) шрифты со штрихами одинаковой толщины (шрифты без засечек и египетские).
Антиква
Шрифты без засечек
Египетский
Округлые шрифты (римская форма) с переменной толщиной штрихов распадаются на четыре группы, а именно:
а) венецианские антиквенные шрифты;
б) группа шрифтов антиквы старого стиля;
в) антиквенные шрифты переходного стиля;
г) группа шрифтов антиквы нового стиля.
В этой важнейшей для нас семье шрифтов мы плохо ориентируемся: то называем антикву медиевальной, то используем название «чистая антиква» в качестве родового. Смысл этих названий стал так неясен, что их уже нельзя использовать ни в узком, ни в широком смысле.
Венецианские антиквенные шрифты, самый прекрасный из которых антиква Николауса Йенсона (Венеция 1470), явственно связаны с рукописным гуманистическим минускулом, итальянским книжным шрифтом эпохи Раннего Возрождения (см. гуманистика, гуманистический минускул), но в общем и целом они не слишком отличаются от чуть более поздней антиквы старого стиля. Их самый четкий отличительный признак – косой (сверху вниз) поперечный штрих у буквы e. Другая особенность – верхние засечки у буквы М двусторонние, протянутые внутрь. Американский типограф Брюс Роджерс на основе антиквы Йенсона создал шрифт Центавр.
Антиква старого стиля (ее до сих пор часто называют медиевальной антиквой или Эльзевиром, что неправильно) тоже происходит от рукописных форм (Бембо, де Турн, Гарамон). Но в этих шрифтах дополнительный штрих у буквы е поставлен горизонтально, а форма прописных указывает на тщательное изучение древнеримских надписей. Верхние засечки у букв l, b, d и i, j, m, n, u стоят косо, как в рукописных шрифтах. От рукописных шрифтов происходят и наклонные оси овалов. Окончания переходят в основной штрих с легким скруглением, особенно у прописных букв.
Антиквенные шрифты этого стиля использовались со времен Возрождения до середины восемнадцатого века. Самые знаменитые среди них – шрифты Гарамона или вырезанные на их основе. Одним из них набран основной текст этой книги. Они основаны на антикве швейцарского шрифтовика Жана Жаннона (Седан, 1621).
Постепенно разница в толщине штриха стала увеличиваться. Шрифт стал чуть более заостренным. Это отчетливо видно на примере благородной и выразительной антиквы Янсона (Лейпциг, около 1690 года). Этот старинный шрифт характерен для голландского стиля конца XVII столетия. Несколько позже он послужил прототипом для антиквы, вырезанной английским гравером Уильямом Кэзлоном. Этот шрифт не так красив, как его прототип, но использовался более двух столетий, что доказывает его функциональность.
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Работа с прописными буквами
Главное правило, согласно которому делается разрядка больших, или прописных, букв, требует, чтобы слово и строка идеально гармонировали друг с другом. Под разрядкой понимается изменение межбуквенных пробелов, с тем чтобы они стали соразмерными. Если не регулировать расстояние между буквами в слове, оно всегда будет выглядеть неудовлетворительно. К сожалению, мало кто знает о том, что необходима хотя бы небольшая разрядка в строках прописных букв. Хотя многие знают, что буквы A, J, P, T, V и W образуют разрывы в слове и слова, в которых есть эти буквы, надо как-то «уравнять».
Нередко это делается посредством неестественного укорачивания дополнительных штрихов в буквах L или T или деформации рисунка букв.
Сами буквы неизменны, их нельзя трогать. Нельзя деформировать буквы, чтобы добиться правильного ритма в облике слова. Если за буквой L следует А, получается просвет и для множества художников и рисовальщиков шрифта это создает, казалось бы, неразрешимую проблему. Нельзя укоротить L. Придвинуть L и А друг к другу тоже нельзя. Это означает, что по крайней мере прописные буквы не должны стоять очень плотно. В любом случае тесный строй прописных букв будет выглядеть неправильно, несовершенно, плохо. Даже в таких словах, как HENNE или HUH, где нет букв, образующих дыры.
Прежде всего надо знать, что ритм хорошо построенного слова никогда и ни в коем случае не получается при помощи равномерных линейных отрезков между буквами. Принимается в расчет только вся плоскость пространства между буквами. Оно, а не расстояния между буквами должно быть всюду равномерным. Дело в том, что наш глаз, а не линейка определяет правильные размеры пространства между буквами, как вообще обо всем зримом судит наш глаз, а не рассудок. Труднее всего сделать равномерную разрядку в шрифте без засечек, в гротеске. Тут даже малейшие огрехи явственно видны. Поэтому в этой главе я привожу примеры именно этого шрифта. Но правила, о которых пойдет речь дальше, относятся не только к шрифтам без засечек, но и к антикве, и вообще ко всем латинским шрифтам. Я не отдаю предпочтения шрифтам без засечек[2]2
Самоирония автора – воспоминание о периоде «Новой типографики», когда Чихольд отдавал явное предпочтение шрифтам без засечек. Примеч. перев.
[Закрыть]
.
До сих пор проблема гармоничного ритма в прописных буквах не получила достаточного внимания. Рудольф фон Лариш требовал, чтобы промежутки между прописными буквами были ощутимыми, а не одинаковыми по длине, как это было принято в конце девятнадцатого века. Но и этого правила недостаточно. Ведь есть не только такие буквы, как L и A, но и буква О, которая тоже дырявит слова и хоть и по-другому, но тоже заметно «мешает». Если некоторые не могут справиться с круглой буквой О, они думают, что она не должна быть круглой. Но помеха тут не в круглой О (такая форма подходит для множества шрифтов), а в рисовальщике, который слишком мало думал над тем, как сделать круглую или почти круглую О незаметным элементом композиции слова.
Пока буква О стоит плотно в ряду других букв, ее серединка образует настоящую дыру в строке. Но если раздвинуть соседние буквы достаточно сильно, чтобы окружающее белое пространство зрительно более или менее уравновешивало зияние буквы О, дыра в слове исчезает. Я называю это «нейтрализацией». Необходимый минимальный пробел между прописными буквами всегда и всюду должен соответствовать этой оптической величине, даже если в слове нет ни буквы О, ни сбивающих ритм букв L или V. Если соблюдать это правило, то не составит никакого труда выстроить даже «неудобную» последовательность букв так, чтобы ритмическая картина слова была безупречна.
Одинаковые расстояния между буквами дают перебой в ритме слова. Буква О образует дыру, потому что буквы стоят слишком плотно
Межбуквенные пробелы должны быть не одинаковыми по расстоянию, а равными промежутками пространства между буквами. Буквы разделяются пробелами одинаковой и достаточной величины
Можно сформулировать правило и иначе. На примере строчных букв мы знаем, что восемь основных штрихов в слове mimi разделяют примерно равные промежутки. Возьмем слово HUHN, перед нами та же проблема. Здесь тоже восемь основных штрихов должны стоять через равные промежутки. Если взять это за правило, то мы другим путем добьемся точно такого же ритма, как и при «нейтрализации» круглой буквы О.
Неправильно. Слишком тесно
Правильно
По этому правилу создается нормальный ритм слова из прописных букв. Чтобы создать безупречный и красивый на вид шрифт, прописные буквы должны стоять именно так, а не плотнее. Но в надписях на домах, в магазинных вывесках разрядка может быть больше, существенно больше. Большая разрядка прописных букв уменьшает наглядность общей картины слова, даже если сами буквы очень хорошо читаются. Шрифт тогда начинает «играть». Но это вовсе не всегда недостаток, часто бывает наоборот: здание становится более радостным и нарядным.
Из наблюдений за строчными буквами мы знаем, что наш глаз пробегает вдоль верхней границы маленьких букв и собственно «читает» только их верхнюю часть. Что касается прописных букв, то мы скорее воспринимаем весь знак целиком. И все же для правильного ритма верхняя часть прописных букв также важнее нижней. Это заметно, если мы сравним правильные межбуквенные пробелы между буквой А и соседними буквами с пробелами между буквой V (равной по ширине букве А) и соседями. Точно такой же пробел кажется меньшим, потому что V расширяется кверху.
Похожая ситуация складывается, когда нужно найти правильные межбуквенные расстояния для буквы Т. Если пространство между Т и следующими буквами в точности соответствует межбуквенным пробелам между Н и Е, этого будет недостаточно: из-за выступающего поперечного штриха буквы Т расстояния до и после Т должны быть чуть больше.
Недостаточное пространство между Т и Н; поперечный штрих придвинут к букве Н
Здесь ошибка устранена. Слегка увеличен промежуток плоскости между Т и Н
По просьбе правообладателя полная версия книги распространяется исключительно в формате ePub.
Работа со строчными буквами
Обычно считается, что располагать строчные буквы очень просто. При этом не учитывают того, что и среди них есть буквы, образующие бреши в строке (k, r, t, v, w, y, z), а также буква о, которая часто кажется дырой. К тому же мы так привыкли к низкому уровню формы шрифтов, которые нас окружают, что не отдаем себе отчет в том, какие недостатки есть в обычном наборе строчных букв, в том числе типографском.
Если попытаться понять, почему нынешние строчные шрифты смотрятся не так хорошо, как безупречные строки старинных шрифтов, то выяснится, что у них был не такой ритм, как у современных. Строчные буквы не стояли чересчур плотно, как это, к сожалению, принято сегодня.
Верхняя строка воспроизводит в натуральную величину несколько слов из пробы шрифтов 1592 года, это оттиски шрифтов мастера Клода Гарамона. Нижняя строка – современный Гарамон. Обратите внимание на совершенный ритм настоящего Гарамона и слишком большую плотность букв современной реконструкции. После букв r, v получились пустоты, и вообще равновесие старинных форм нарушено. Ритм и общий вид старых форм несравненно лучше новых
Правило, которому следовали старые мастера шрифта, гласило, что в слове, где есть несколько основных штрихов, все они должны стоять на почти равном расстоянии друг от друга. Это правило сегодня не соблюдается. Строчные буквы теперь стоят слишком близко друг к другу. Поэтому многие шрифты, даже лучшие типографские шрифты, выглядят несовершенными. Но старое правило верно и сегодня. Если бы оно соблюдалось, то мы могли бы расположить буквы k, r, t, v, w, x, y, z, которые образуют бреши, и буквы b, d, o, p, q, которые прорывают дыры, так, чтобы в рисунке слова ни пустóты, ни дыры не были заметны.
Плотнее, чем нужно
Ритмически правильно
Слишком плотно. Буква w образует бреши
Правильно. Ритм безупречен
ID товара
2657453
Год издания
2012
ISBN
978-5-98062-064-6
Размер
29.7×20.3×2.3
Вес, г
1120
Вашему вниманию предлагается издание «Образцы шрифтов».
Вашему вниманию предлагается издание «Образцы шрифтов».
Студия Артемия Лебедева
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Образцы шрифтов» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Ян Чихольд
«Образцы шрифтов» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
- Главная
- Книги
- Образцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтом для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов
- Бумажная
Описание книги
Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует ф…
Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне. Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах.
Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях. Много внимания уделено правильному подбору шрифта к задаче, шрифтовым композициям и типографике в городской среде.
2-е издание. Книга «Образцы шрифтов. Руководство с примерами шрифтом для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов» автора Ян Чихольд оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 164
- Рецензий: 0
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия:
не указана - ISBN (EAN): 978-5-98062-032-5, 978-5-98062-064-6
- Языки: не указаны
- Возрастное ограничение: не указано
- Год написания: 2018
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Посмотрите еще
Без машины? С удовольствием! Как сделать общественный транспорт привлекательным
Почему стокгольмцы предпочитают лестницы эскалаторам? Почему в Лондоне приятно проводить время на автобусной остановке? Как производители заставляют нас тратить на автомобиль сумасшедшие деньги, испытывать стресс от вождения, и вдобавок вредить экологии? У Даррена Нордаля, автора книги Making Transit fun, есть собственная теория, дающая ответы на все эти вопросы. Общественный транспорт и перед…
Мера в урбанистике. Малоэтажная планета. Модель поселения МП №1
Современные города — это икебана из бетонных коробок с признаками измены Родине. Но если не мёртвые высотки, то что? Может ли человек уже сейчас покинуть мегаполис и вернуться к природе — сохранив привычный комфорт и высокий уровень жизни? Живя на Земле, вы развиваетесь интеллектуально и творчески, перенимаете опыт поколений. У вас рождаются здоровые дети. Это шанс жить в мире с природой и самим…
Камины и печи своими руками
Эта книга поможет вам создать в своем загородном доме уютный очаг. Благодаря подробным профессиональным руководствам и пошаговым иллюстрациям вы сможете разобраться в устройстве печей и каминов, узнаете о современных технологиях и сможете точно рассчитать необходимое количество материалов.
Организация, планирование и управление строительством. Учебник
Рассмотрены концептуальные основы организации, планирования и управления строительством.
Изложены современные научно-практические аспекты этой сферы деятельности. Приводится методика разработки организационно-технологической документации. Рассматриваются вопросы моделирования строительного производства. Излагаются вопросы ресурсного обеспечения строительства. Приводятся принципы современного …
Технологические процессы в строительстве. Учебник
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Строительство» (квалификация «бакалавр»),
В основных разделах учебника изложены теоретические основы, методы и способы выполнения технологических процессов в строительстве. При этом большое внимание уделено вопросам технологического проектирован…
Изобразительное искусство
8.0
0
Художественные краски и материалы. Справочник
Автор постарался обобщить всю доступную информацию о художественных красках и их применении, основываясь на справочных данных, научных исследованиях и собственном, более чем 20-летнем опыте.
Для художников и реставраторов приводятся компоненты и рецептуры различных художественных материалов от карандашей и туши до лаков и красок. Рассмотрены компоненты красок, способы их получения, технические ха…
50 идей энергосбережения
Коммунально-бытовое хозяйство, в частности жилые дома, многоквартирные и частные, — одно из наиболее крупных потребителей энергии и топлива. Но что делать, если коммунальные платежи с каждым годом начинают все больше бить по карману рядовых потребителей? Ведь тарифы постоянно растут… О том, как сэкономить на наиболее важных статьях коммунальных услуг путем утепления дома и квартиры, установки сч…
Simulink. Самоучитель
Самоучитель по новейшим реализациям пакета визуального блочного имитационного моделирования Simulink 5/6/7 матричной системы MATLAB R2006/2007. Подробно описаны библиотека блоков Simulink, методика подготовки диаграмм моделей, их редактирование, настройка и запуск на исполнение. Дано описание наиболее важных пакетов расширения Simulink инструментального ящика Blockset, в том числе SimPowerSystems,…
Архитектурные термины. Иллюстрированный словарь
Содержание словаря ограничено предметным миром архитектуры, развившейся на основе средиземноморской культуры. Широко представлены термины древнерусской архитектуры — деревянной и каменной, фортификационных сооружений, жилых и общественных построек. Раскрывается смысл термина, даются его различные толкования, указывается время возникновения термина и его распространения в архитектуре. По этимологич…
Ян Чихольд | |
Jan Tschichold | |
Чихольд в 1963 году | |
Род деятельности: |
типограф, дизайнер, преподаватель |
---|---|
Дата рождения: |
2 апреля 1902 |
Место рождения: |
Лейпциг |
Дата смерти: |
11 августа 1974 (72 года) |
Место смерти: |
Локарно |
Награды и премии: |
Почётный королевский дизайнер (1965) |
Ян Чихольд на Викискладе |
Ян Чи́хольд (нем. Jan Tschichold, 2 апреля 1902, Лейпциг, Германия — 11 августа 1974, Локарно, Швейцария) — известный типограф, дизайнер, преподаватель и писатель.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Книжное оформление
- 2.2 Шрифты
- 3 Библиография
- 3.1 На немецком языке
- 3.2 На русском языке
- 4 Ссылки
Биография
Ян Чихольд родился в Лейпциге, в семье художника, рисовальщика вывесок. У отца Чихольд получил первые навыки каллиграфии. Ремесленническое прошлое и занятия каллиграфией отличали Чихольда от всех других известных типографов его времени, которые, как правило, учились архитектуре или изящным искусствам. Возможно, по тем же причинам Чихольд никогда не работал с ручной бумагой и шрифтами, сделанными на заказ, предпочитая выбирать из коммерческого ассортимента.
В 1919 году Чихольд поступил в лейпцигскую Академию книжного дела и графики. В 1922—1925 там же преподавал каллиграфию в вечерних классах. В 1925 году выходит в свет его брошюра «Основы типографики» («Elementare Typographie»), которая вместе с книгой «Новая типографика» («Die Neue Typographie») совершила переворот в способах набора.
С 1926 года он преподаёт каллиграфию и стилистику набора в Мюнхене, в Школе мастеров немецкого книгопечатания, куда его пригласил другой типограф, Пауль Реннер. Их обоих, Чихольда и Реннера, объявили впоследствии «культурными большевиками». Через десять дней после того, как нацисты в марте 1933 года пришли к власти, Чихольд и его жена были арестованы. В их квартире были обнаружены советские плакаты, что дало повод подозревать семью Чихольдов в сотрудничестве с коммунистами. Все экземпляры книг Чихольда были изъяты гестапо «в целях защиты немецкого народа». Только спустя шесть недель полицейский каким-то образом достал для Чихольдов билеты в Швейцарию. В августе 1933 года Ян Чихольд покинул нацистскую Германию. Всю оставшуюся жизнь провел он в Швейцарии, совершая лишь краткие поездки в Англию: в 1937—1938 гг. по приглашению ежегодника «Пенроуз» (Penrose Annual), в 1947—1949 гг. по приглашению Руари Маклина, британского типографа, вместе с которым Чихольд разрабатывал оформление книг в издательстве «Penguin Books».
Ян Чихольд умер в больнице города Локарно в 1974 году.
Он написал более пятидесяти книг, посвящённых шрифту и его истории, типографскому искусству и китайской графике. В 1965 году Ян Чихольд был возведён в ранг Почётного королевского дизайнера.
Канон Ван де Граафа, по которому строится книжная полоса. Чихольд выступал за его использование в своем позднем сборнике «Облик книги»
Творчество
Книжное оформление
Посетив в 1923 году первую Веймарскую выставку Баухауса, Чихольд увлекается модернизмом. Он становится главным сторонником нового стиля в типографике: сперва (в 1925-м) выступая на страницах влиятельного журнала, в 1927-м проходит его собственная выставка, а затем выходит в свет знаменитая «Новая типографика». Эта книга стала настоящим модернистским манифестом. Чихольд выступил в «Новой типографике» против всех старых шрифтов, предпочитая рубленые, поддержал асимметричный набор (в пику старому симметричному) и стандартизированные форматы печатных изданий. Первым дал ясные объяснения относительно того, как с помощью кеглей и насыщенности шрифтов быстро и просто передавать информацию. В книге содержались практические советы и многочисленные образцы модернистской типографики, которые оказали глубочайшее влияние на печатников по всей Германии. Хотя Чихольд несколько раз посещал Англию перед Второй мировой войной, только несколько его статей были к 1945 году переведены на английский язык.
Несмотря на то, что «Новая типографика» и сейчас остается классической работой, сам Чихольд постепенно отказывался от своих жестких модернистских взглядов. В 1931 году он выпустил лиричный и нежный шрифт Saskia. В 1932 году Чихольд начинает набирать основной текст книг классическими шрифтами с засечками. Постепенно он склоняется к классическому стилю в типографике. Впоследствии Чихольд осудил свою «Новую типографику», как чересчур максималистскую. Модернизм (видимо, его ранний, авангардный период) Чихольд оценивал как авторитарный, по сути фашистский стиль.
В 1947—1949 гг. Чихольд жил в Англии, разрабатывая новое оформление для издательства «Пингвин-букс». Чихольд стандартизировал правила типографики для книг издательства, разработал новые серийные обложки.
«Сабон» (1967)
Шрифты
В 1926—1929 гг. Чихольд разрабатывал «универсальный алфавит», который должен был очистить немецкий язык от некоторых буквенных сочетаний (используемых для обозначения одного звука). Так например, Чихольд придумал совершенно новые знаки, которые должны были заменить сочетания «ch» (русское «х») и sch (русское «ш»). Он предлагал постепенно изменять правописание, заменяя «oi» на «eu», «v» на «w», «ts» на «z». Длинные гласные должны были обозначаться макроном, расположенным под буквой, в то время как традиционный немецкий умлаут по-прежнему оставался над ней. Алфавит был представлен одним рубленым шрифтом из одних строчных букв.
Ян Чихольд нарисовал следующие шрифты:
- Transit (1931)
- Saskia (1931/1932)
- Zeus (1931)
- Sabon (1966/1967; назван в честь Жака Сабона)
Антиквенный шрифт «Сабон» (Sabon), нарисованный по мотивам французских шрифтов XVI века, был спроектирован так, чтобы подходить как для для монотипа, так и для линотипа. Одной из первых книг, набранных «Сабоном», стала Библия Уэшбернского колледжа (дизайнер Брэдбери Томпсон). Впоследствии компания «Линотайп» выпустила интерпретацию «Сабона» под названием «Sabon Next».
Библиография
На немецком языке
- Die neue Typographie. Ein Handbuch für zeitgemäß Schaffende, Verlag des Bildungsverbandes der Deutschen Buchdrucker, Berlin 1928.
- Typografische Entwurfstechnik, Stuttgart: Akademischer Verlag Dr Fritz Wedekind & Co., 1932.
- Typografische Gestaltung, Benno Schwabe & Co., Basel 1935.
- Ausgewählte Aufsätze über Fragen der Gestalt des Buches und der Typographie, 1948.
- Schatzkammer der Schreibkunst, Basel, 2. Aufl. 1949.
- Meisterbuch der Schrift. Ein Lehrbuch mit vorbildlichen Schriften aus Vergangenheit und Gegenwart für Schriftenmaler, Graphiker, Bildhauer, Graveure, Lithographen, Verlagshersteller, Buchdrucker, Architekten und Kunstschulen, Ravensburg, 1952, 2. Aufl. 1965.
- Geschichte der Schrift in Bildern, Hamburg, 4. Aufl. 1961.
- De proporties van het boek (Die Proportionen des Buches), Amsterdam, 1991.
- Schriften: 1925—1974 Band 1/2. Berlin, 1992.
На русском языке
- Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
- Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: ИЗДАЛ, 2008; 2009.
- Новая типографика: руководство для современного дизайнера. М.: ИЗДАЛ, 2011.
- Образцы шрифтов. М.: ИЗДАЛ, 2012.
Ссылки
- О шрифте «Сабон» и Чихольде (en)
- Биография Чихольда на немецком
- Jan Tschichold: a titan of typography (en)
❦ Искусство книгопечатания | |
---|---|
Книги |
Библия Гутенберга • Майнцская Псалтирь • Об Этне • Гипнэротомахия Полифила • Описание растений • О строении человеческого тела • Апостол 1564 года • Первое фолио • Песни невинности и опыта[ru] • Типографическое руководство Бодони • Келмскоттский Чосер • Сказ про два квадрата • Новая типографика • Лысая певица |
Люди |
Иоганн Гутенберг • Николя Жансон • Иоганн Цайнер • Альд Мануций • Роберт Этьенн • Швайпольт Фиоль • Альбрехт Дюрер • Жоффруа Тори • Франциск Скорина • Иван Фёдоров • Христофор Плантен • Джон Баскервилл • Пьер Фурнье • Франсуа Амбруаз Дидо • Фирмен Дидо • Уильям Блейк • Джамбаттиста Бодони • Уильям Моррис • Т. Д. Кобден-Сандерсон • Эль Лисицкий • Ян Чихольд • Стенли Морисон • Брюс Роджерс[ru] • Даниел Апдайк • Пауль Реннер • Массен • Роберт Брингхёрст |
Книгопечатни |
Дом Альда • Плантен-пресс[ru] • Дом Эльзевиров • Чизик-пресс • Келмскотт-пресс • Давс-пресс[ru] • Мерримаунт-пресс • Официна Бодони[ru] |
Электронные архивы |
Всемирная цифровая библиотека • Галлика • Сводный каталог инкунабул[ru] • Europeana • Google Books • Incunabula Short Title Catalogue[ru] • Normannia[ru] • Open Library • Rare Book Room[ru] |
Список выдающихся произведений книгопечатания |
Чихольд, Ян — Образцы шрифтов [Текст] : руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ
Карточка
Чихольд, Ян (1902-1974).
Образцы шрифтов [Текст] : руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ / Ян Чихольд ; [пер. с нем. Л. Якубсона]. — Москва : Изд-во Студии А. Лебедева, 2012. — 245 с. : ил., факс.; 30 см.; ISBN 978-5-98062-064-6
Указ.
Пер.: Tschichold, Jan, 1902-1974 Meisterbuch der Schrift Ravensburg : Otto Mauer Verlag, cop. 1952 3-473-61100-X
Искусство. Искусствознание — Графика — Прикладная графика — Шрифты — Руководство для специалистов
Культура. Наука. Просвещение — Печать — Книга. Книговедение — Печатная книга — Элементы печатной книги — Шрифт — Организация научно-исследовательской и практической работы — Страны мира — Руководство для специалистов
Шифр хранения:
FB 2 12-76/41
MK МК E VI 2/4.1263.1
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | Образцы шрифтов [Текст] : руководство с примерами шрифтов для дизайнеров, графиков, скульпторов, граверов, литографов, издательских работников, типографов, архитекторов и студентов художественных училищ |
Дата поступления в ЭК | 03.10.2012 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | Ян Чихольд ; [пер. с нем. Л. Якубсона] |
Выходные данные | Москва : Изд-во Студии А. Лебедева, 2012 |
Физическое описание | 245 с. : ил., факс.; 30 см |
ISBN | ISBN 978-5-98062-064-6 |
Примечание | Указ. |
Пер.: Tschichold, Jan, 1902-1974 Meisterbuch der Schrift Ravensburg : Otto Mauer Verlag, cop. 1952 3-473-61100-X | |
Тема | Искусство. Искусствознание — Графика — Прикладная графика — Шрифты — Руководство для специалистов |
Культура. Наука. Просвещение — Печать — Книга. Книговедение — Печатная книга — Элементы печатной книги — Шрифт — Организация научно-исследовательской и практической работы — Страны мира — Руководство для специалистов | |
BBK-код | Щ158.6,07 |
Ч611.626е(0),07 | |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 2 12-76/41 |
MK МК E VI 2/4.1263.1 |