1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
- Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Итоги
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Бухгалтерский учёт |
---|
Ключевые понятия |
Бухгалтер • Бухгалтерия |
Финансовая отчётность |
Бухгалтерский баланс |
Области бухгалтерского учёта |
Учёт затрат • Финансовый учёт • Судебная бухгалтерия |
Аудит |
Финансовый контроль |
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
- контроль целесообразности хозяйственных операций;
- контроль наличия и движения имущества и обязательств;
- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.
Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.
Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.
Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.
Содержание
- 1 История
- 1.1 Инки
- 1.2 Новое время
- 2 Метод бухгалтерского учёта
- 3 Субъекты бухгалтерского учёта
- 4 Принципы бухгалтерского учета
- 5 Защитная функция бухгалтерского учёта
- 6 Бухгалтерский учёт в банках
- 7 Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации
- 8 Профессия бухгалтера
- 9 Примечания
- 10 См. также
- 11 Литература
- 12 Ссылки
История
Инки
Бухгалтерский учёт широко использовался в Центральных Андах (Перу, Боливия) в государственных и общественных целях в I тысячелетии н. э. на основе узелковой письменности Инков — кипу, состоявшей как из числовых записей десятичной системы[1], так и не числовых записей в двоичной системе кодирования[2]. В кипу применялись первичные и дополнительные ключи, позиционные числа, кодирование цветом и образование серий повторяющихся данных[3]. Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта как двойная запись[4].
Новое время
- Бухгалтерский учет на основе двойной записи был впервые введен в коммерческую практику в Венеции в конце XIII в[5]. Систематическое изложение учета по методу двойной записи было дано в классической работе итальянского математика Л. Пачоли в 1494: статья «Трактат о счетах и записях» входила в предисловие к энциклопедии по математике (итал. Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità).
- В XVIII веке были сформулированы правила Баррема о дебете и кредите. В 1840 году Ванье выдвинул принцип, согласно которому бухгалтерский учёт ведётся от имени фирмы, а не её собственника.
Метод бухгалтерского учёта
Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:
- документирование
- оценка
- система бухгалтерских счетов
- двойная запись
- инвентаризация
- калькулирование
- составление баланса и отчётности.
Субъекты бухгалтерского учёта
Бухгалтерский учёт может вестись:
- бухгалтерией, входящей в состав предприятия;
- бухгалтером;
- руководителем организации;
- сторонней организацией.
Принципы бухгалтерского учета
Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения. Основными принципами бухгалтерского учёта можно считать следующие:
- Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; её имущество строго обособлено от имущества её совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учёта представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе её функционирования. Элементы учёта, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учёта как излишние. В бухгалтерском учёте и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.
- Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.
- Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с её будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.
- Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.
- Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведёт к тому, что финансовая отчётность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надёжность.
- Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:
- принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;
- принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчётном периоде, учитываются отдельно.
- Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.
- Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
- Принцип денежного измерения, то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.
- Принцип преемственности предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.
Защитная функция бухгалтерского учёта
Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:
- собственников (участников, акционеров) предприятия;
- работников предприятия;
- государства.
Различают две составляющих защитной функции бухгалтерского учёта:
- предупредительная (превентивная),
- охранительная (следообразующая).
Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.
Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.
Охранительная функция реализуется через систему последующего финансового контроля:
- в плановом порядке,
- при возникновении информации о противоправных действиях.[6][7]
Бухгалтерский учёт в банках
Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:
- Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации). Утрачивает силу 1 января 2013 года. Вместо него будет действовать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ[8]
- других Федеральных законов,
- указов Президента Российской Федерации,
- постановлений Правительства Российской Федерации, например:
- Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);
- приказов Министерства Финансов РФ:
- Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;
- Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;
- Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2010 год принято 23 ПБУ)
- и другие;
- прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:
- «Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[9]
В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS).
Профессия бухгалтера
Для того, чтобы овладеть профессией бухгалтера, необходимо знать теорию бухгалтерского учёта — теоретические, методологические и практические основы его организации.
Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учёта — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется также овладение методами бухгалтерского учёта.
Примечания
- ↑ Ordish George, Hyams, Edward. The last of the Incas: the rise and fall of an American empire. — New York: Barnes & Noble, 1996. — С. 80. — ISBN 0-88029-595-3
- ↑ Experts ‘decipher’ Inca strings. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
- ↑ Carlos Radicati di Primeglio, Gary Urton. Estudios sobre los quipus. — стр.49.
- ↑ Dale Buckmaster (1974). «The Incan Quipu and the Jacobsen Hypothesis». Journal of Accounting Research 12 (1): 178-181. Проверено 2009-12-24.
- ↑ J. Gleeson-White Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance
- ↑ Судебная бухгалтерия: Учебник / С.П.Голубятников. — М.: Юридическая литература, 1998. — С. 15 — 19. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7
- ↑ Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2004. — С. 17. — 252 с. — ISBN 5-8041-0161-7
- ↑ Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
- ↑ Статья 5 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006)
См. также
Портал «Бухгалтерский учёт» | |
Бухгалтерский учёт в Викиверситете? |
- Субконто
- CIMA
- Международные стандарты финансовой отчётности
- Аутсорсинг бухгалтерии
Литература
- Каморджанова Наталия Александровна, Карташова Ирина Валериевна. Бухгалтерский учет. Краткий курс. — 6-ое. — Питер, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-91180-661-3
- Пачолли, Лука Трактат о счетах и записях. — ФиС, 1994. — 320 с. — ISBN 5-279-01215-7
- Jane Gleeson-White = Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance. — Allen & Unwin, 2012. — P. 294. — ISBN 978-1743311431
Ссылки
- Официальный сайт МинФина РФ, раздел бухгалтерский учет
-
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в рф.
ФЗ
О БУ, Статья 5.
1.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации.
2.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации,
разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для
исполнения всеми организациями на
территории Российской Федерации:
а)
планы счетов бухгалтерского учета и
инструкции по их применению;
б)
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и
представления бухгалтерской отчетности;
в)
другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета;
г)
положения и стандарты, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения
учета и отчетности для таможенных целей.
-
Разработка учетной политики организации в соответствии с нормативными актами.
Учетная
политика организации это основополагающий
документ, в котором раскрываются все
особенности бухгалтерского (налогового)
учета в конкретном периоде. Учетная
политика (при ее правильном формировании)
позволяет обеспечить наиболее эффективное
взаимодействие всех структур организации,
участвующих в учетном процессе, и
минимизировать затраты (материальные,
трудовые и затраты времени) по разрешению
возникающих вопросов.
Учетная
политика должна содержать такие элементы,
как:
-
рабочий
план счетов; -
формы
первичных документов, необходимых для
оформления хозяйственных операций; -
формы
документов для внутренней отчетности; -
порядок
проведения инвентаризации; -
методы
оценки активов и обязательств; -
правила
документооборота и технология обработки
учетной информации; -
другие
решения, необходимые для ведения
бухгалтерского учета, а также принятие
соответствующей налоговой политики.
-
Организация бухгалтерского учета в организациях.
1.
Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при
выполнении хозяйственных операций
несут руководители организаций.
2.
Руководители организаций могут в
зависимости от объема учетной работы:
а)
учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;
б)
ввести в штат должность бухгалтера;
в)
передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру-специалисту;
г)
вести бухгалтерский учет лично.
3.
Принятая организацией учетная политика
утверждается приказом или распоряжением
лица, ответственного за организацию и
состояние бухгалтерского учета.
При
этом утверждаются:
-
рабочий
план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с требованиями своевременности и
полноты учета и отчетности; -
формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных документов, а
также формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности; -
порядок
проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и обязательств; -
правила
документооборота и технология обработки
учетной информации; -
порядок
контроля за хозяйственными операциями,
а также другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского учета.
4.
Принятая организацией учетная политика
применяется последовательно из года в
год. Изменение учетной политики может
производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации
или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения
бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В
целях обеспечения сопоставимости данных
бухгалтерского учета изменения учетной
политики должны вводиться с начала
финансового года.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководство бухгалтерским учетом и профессиональная этика бухгалтера
10.1. Руководство бухгалтерским учетом
В российской федерации
Важнейшей
предпосылкой правильной организации
бухгалтерского учета в современных
условиях является государственное
руководство
бухгалтерским учетом. Государственное
руководство бухгалтерским
учетом обеспечивает единообразие
подхода к однородным хозяйственным
процессам, единство их оценки и отражения
в учете, унификацию учетных документов,
регистров бухгалтерского
учета и форм отчетности, что способствует
наиболее рациональной
организации и экономному расходованию
средств на ведение бухгалтерского
учета.
Отдельные
вопросы методического руководства
бухгалтерским учетом
целесообразно делегировать общественным
организациям бухгалтеров,
например, Институту профессиональных
бухгалтеров,
Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ
и др. К этим вопросам
методического руководства можно отнести:
разработка методологии
бухгалтерского учета; внедрение в
практику новых норм и
методов организации учета и т.п.
В
соответствии с Федеральным законом «О
бухгалтерском учете» общее
методологическое руководство бухгалтерским
учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской
Федерации. Методологическим же центром
по бухгалтерскому
учету является Министерство финансов
РФ, который разрабатывает
и изучает нормативные акты по бухгалтерскому
учету
и отчетности, обязательные к исполнению
всеми организациями.
Органы,
которым федеральными законами
представленно право регулирования
бухгалтерского учета (Центральный банк
РФ, Федеральная
служба по надзору за страховой
деятельностью и различные
ведомства), руководствуясь законодательством
РФ, разрабатывают и утверждают в
пределах своей компетенции обязательные
для исполнения всеми организациями на
территории Российской
Федерации:
а) планы
счетов бухгалтерского учета и инструкции
по их применению;
б) положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету,
устанавливающие
общие принципы, правила и способы
ведения
организациями
учета хозяйственных операций, составления
и
представления бухгалтерской отчетности;
в) другие
нормативные акты и методические указания
по вопросам
бухгалтерского учета.
Нормативные
акты и методические указания по
бухгалтерскому учету, издаваемые
органами, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и
методическим указаниям
Министерства финансов Российской
Федерации.
При
разработке нормативных актов Минфин
РФ тесно взаимодействует
с заинтересованными ведомствами через
Методологический совет по бухгалтерскому
учету и отчетности. Методологический
совет разрабатывает концепции
бухгалтерского учета и отчетности,
проекты положений (стандартов) и других
документов нормативного регулирования
бухгалтерского учета.
В
регулировании бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности
в России важная роль отводится
Государственной Думе, разрабатывающей
и принимающей законодательные акты по
бухгалтерскому
учету. В составе Государственной Думы
действует Экспертный
совет, который разрабатывает проекты
законов по аудиту,
бухгалтерскому учету, статистике и
проводит экспертизы законопроектов,
содействие их реализации и др.
В
работе вышеназванных Экспертного и
Методологического советов
большую помощь призваны оказать
общественные организации, и прежде
всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов
РФ и стран Содружества, Институт
профессиональных бухгалтеров России
и Международный консультативный комитет
по бухгалтерскому
учету и аудиту в РФ. Эти организации
оказывают большое
содействие в разработке программ и
мероприятий по подготовке и
переподготовке аудиторских и бухгалтерских
кадров, а также в разработке нормативных
документов по бухгалтерскому Учету
и аудиту и норм профессиональной этики
и др.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в России осуществляет:
а) Президент
РФ
б) Правительство РФ
в) Институт
профессиональных бухгалтеров
Активы организации по времени
использования подразделяются на:
а) текущие и долгосрочные;
б)
внеоборотные и оборотные;
в) предмета
труда и средства труда.
Цель бухгалтерского учета
определяется — интересами:
а)
государства;
б) пользователей информации;
в) работников
бухгалтерской службы.
К юридически контролируемому имуществу
относится имущество:
а) принадлежащее организации на праве
собственности;
б) не
принадлежащее организации на праве собственности;
в)
принадлежащее и не принадлежащее организации на праве собственности.
Фактическая стоимость- это:
а) сумма денежных средств или их
эквивалентов уплачиваемая или начисленная при приобретении или производстве
объекта;
б) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее
время в случае необходимости замены объекта;
в) сумма
денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате
продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
В соответствии с осмотрительностью
в бухгалтерском учете создаются резервы:
а) резерв по
сомнительным долгам, под обесценивание финансовых вложений, под снижение
стоимости товарно-материальных ценностей;
б) резерв под
снижение стоимости товарно-материальных ценностей, основных средств и
нематериальных активов;
в) резерв по сомнительным долгам, под
снижение стоимости основных средств, под обесценивание финансовых вложений.
Упрощенная система бухгалтерского
учета предназначена для:
а) всех
организаций;
б) субъектов малого
предпринимательства;
в)
иностранных организаций.
Ответственность за организацию
бухгалтерского дела на предприятии возлагается на:
а) главного
бухгалтера
б) руководителя предприятия
в)
руководителя и главного бухгалтера
Налоговые органы являются внешними
пользователями информации:
а) с прямым
финансовым интересом;
б) с косвенным финансовым интересом;
в) без
финансового интереса.
При ликвидации предприятия без
правопреемника документы личного состава работников:
а) выдаются
им на руки;
б)
уничтожаются по акту;
в) сдаются в территориальное
отделение Росархива.
Имущество, полученное в
капитализированный финансовый лизинг:
а) является
активом организации;
б) не
является активом организации;
в) зависит от условий договора.
Основные направления реформирования
бухгалтерского учета в России – это:
а) совершенствование нормативно
правового регулирования, формирование стандартов, методическое и кадровое
обеспечение, международное сотрудничество;
б) пересмотр
плана счетов и первичных документов, взвешенное использование международных
стандартов в национальном регулировании;
в)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на МСФО, система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.
Целью реформирования бухгалтерского
учета в России является:
а) переход
российского учета на МСФО;
б)
переориентация национального учета с нормативного регулирования учетного
процесса на учетную политику организаций;
в) приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Задачи реформирования
бухгалтерского учета в России:
а) сформировать систему национальных
стандартов, увязать реформу с МСФО, оказать методическую помощь
заинтересованным пользователям;
б)
совершенствовать нормативную базу, повысить квалификацию бухгалтеров;
в)
организовать ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, организовать
международное сотрудничество, разработать новый план счетов бухгалтерского
учета.
Программой реформирования
бухгалтерского учета полагалось разработать и утвердить:
а) 22 ПБУ;
б) 23 ПБУ;
в) 24 ПБУ.
В рамках Программы реформирования
бухгалтерского учета в России в 1998г. были приняты:
а) Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
б)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
в) План
счетов.
Ежегодное повышение квалификации
профессионального бухгалтера:
а) дело
сугубо добровольное;
б) обязательно;
в)
желательно, но не обязательно.
Членами ИПБ России могут быть:
а) только
физические лица;
б) только
юридические лица;
в) физические и юридические лица.
Институт профессиональных
бухгалтеров России:
а)
государственная организация;
б)
профессиональный союз бухгалтеров;
в) некоммерческое партнерство.
Территориальные институты
профессиональных бухгалтеров имеют статус:
а)
корпоративного члена ИПБ России;
б)
ассоциативного члена ИПБ России;
в) действующего члена ИПБ России.
Профессиональными организациями
аудиторов России являются:
а)
хозяйственное общество;
б)
государственное предприятие;
в) некоммерческая организация.
Система регулирования бухгалтерского
учета в России имеет:
а) два
уровня;
б) три
уровня;
в) четыре уровня.
Организация бухгалтерского дела на
предприятии определяется:
а) Федеральным законом «О
бухгалтерском учете»;
б) Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;
в) Приказом
руководителя.
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ относится к:
а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
б) второму уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;
в) третьему
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета
относится к:
а) первому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
б) второму
уровню системы регулирования бухгалтерского учета;
в) третьему уровню системы
регулирования бухгалтерского учета;
г) четвертому
уровню системы регулирования бухгалтерского учета.
Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные
Приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н:
а) являются обязательными;
б) не
являются обязательными;
в) не
обязательны, но желательны.
Собственники имущества,
находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении, являются:
а) внешними
пользователями информации;
б)
внутренними пользователями информации;
в) внешними и внутренними
пользователями информации.
Для составления бухгалтерской
отчетности за отчетный год признается период:
а) с 1 января по 31 декабря
включительно;
б) с 1 января
отчетного года по 1 января следующего за отчетным годом;
в) по
усмотрению руководства организации.
В машинно-ориентированных системах
бухгалтерского учета использование двойной записи на счетах:
а) обязательно;
б) необязательно;
в)
необязательно, но желательно.
Более современным считается
использование при автоматизации бухгалтерского дела:
а) системы учетных алгоритмов
формирования экономической информации;
б) модельный
принцип систематизации данных бухгалтерского учета;
в)
использование западных систем.
Основой системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета в РФ является:
а) Кодекс
профессиональной этики бухгалтера;
б) Федеральный закон «О бухгалтерском
учете;
в) Закон «О
государственном регулировании бухгалтерского учета в РФ.
Положение о бухгалтерии предприятия
утверждается
а) обязательно;
б)
необязательно;
в)
желательно.
Контроль над соблюдением
исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет:
а) главный бухгалтер организации;
б)
руководитель организации;
в)
руководитель и главный бухгалтер организации.
Положение о бухгалтерии
предприятия:
а)
разработано на государственном уровне как нормативный документ;
б) разрабатывается самой
организацией;
в) разрабатывается
Росстатом.
Положение о бухгалтерии предприятия
разрабатывается:
а)
руководителем;
б) главным бухгалтером;
в)
руководителем и главным бухгалтером.
К организационно-распорядительным
документам относятся:
а) график документооборота;
б) положение о бухгалтерии;
в)
номенклатура дел.
Распоряжения главного бухгалтера
передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, которые
определяют конкретного исполнителя при:
а)
иерархичной структуре организации бухгалтерии;
б) линейно-штабной структуре
организации бухгалтерии;
в)
функциональной структуре организации бухгалтерии.
Все работники бухгалтерии
подчиняются непосредственно главному бухгалтеру при:
а) линейной структуре организации
бухгалтерии;
б)
вертикальной структуре организации бухгалтерии;
в)
комбинированной структуре организации бухгалтерии.
Административная ответственность
главного бухгалтера наступает:
а) за неуплату налогов;
б) за
неуплату налогов в крупных размерах;
в) за
неуплату налогов в особо крупных размерах.
Подписывать приходные кассовые
ордера при приеме наличных денег главный бухгалтер:
а) обязан;
б) не обязан;
в) может
доверить подписывать кассиру.
Разработка документооборота в
организации:
а) обязательно;
б)
необязательно;
в) желательно.
Формировать учетную политику
организации обязан:
а) главный
бухгалтер;
б)
руководитель;
в) руководитель и главный бухгалтер.
Периодичность учета материальных
ценностей включается в:
а)
организационный аспект учетной политики;
б) технический аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Рабочий план счетов включается в:
а) технический аспект учетной
политики;
б)
организационный аспект учетной политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Уровень централизации учета
включается в:
а)
технический аспект учетной политики;
б) организационный аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Учетный процесс рассредоточен по
отдельным производственным подразделениям при:
а) централизованном
учете;
б) децентрализованном учете;
в) смешанном
учете.
Порядок проведения инвентаризации
включается в:
а)
организационный аспект учетной политики;
б) технический аспект учетной
политики;
в)
методический аспект учетной политики.
Первичный учетный документ должен
содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование и дата составления
документа, наименование организации, содержание и измерители хозяйственной
операции, наименование должностного лица и его подпись;
б) наименование
и дата составления документа, наименование организации, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись руководителя и печать.
в)
наименование и период составления документа, содержание и измерители
хозяйственной операции, подпись.
Подписывать расходные кассовые
ордера при выдаче наличных денег главный бухгалтер:
а) обязан;
б) не обязан;
в) может
доверить подписывать кассиру.
Отсроченными обязательствами
считается задолженность:
а) срок
погашения которой не наступил;
б) срок
погашения истек;
в) срок погашения продлен.
Выдача первичных учетных документов,
регистров и отчетности из архива производиться с разрешения:
а) руководителя организации;
б) главного
бухгалтера;
в)
руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Казенное предприятие на выделенное
ему имущество имеет:
а) право
собственности;
б) право
хозяйственного ведения;
в) право оперативного управления.
Некоммерческие организации:
а) потребительские кооперативы;
б) общество с
ограниченной ответственностью;
в)
государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Государственное унитарное
предприятие на выделенное ему имущество имеет:
а) право
собственности;
б) право хозяйственного ведения;
в) право оперативного управления.
Некоммерческое партнерство прибыль,
полученную по результатам предпринимательской деятельности:
а) могут
распределять между своими членами в полном объеме;
б) могут
распределять 50% прибыли между своими членами;
в) не могут распределять между
членами партнерства.
Источник финансирования
потребительских кооперативов:
а) имущественные паевые взносы;
б)
вступительные и членские взносы;
в)
добровольные имущественные взносы.
Источник финансирования
общественных организаций:
а)
имущественные паевые взносы;
б) вступительные и членские взносы;
в)
добровольные имущественные взносы.
Источник финансирования автономных
некоммерческих организаций:
а)
имущественные паевые взносы;
б)
вступительные и членские взносы;
в) добровольные имущественные взносы.
Некоммерческое партнерство может
реорганизоваться в:
а) автономная некоммерческая
организация;
б)
учреждение;
в) союз.
Под грантом понимаются:
а) любое
целевое поступление денежных средств или иного имущества;
б)
поступление денежных средств или иного имущества от зарубежных
правительственных организаций;
в) целевое поступление денежных
средств или иного имущества на осуществление конкретных программ.
Уставный фонд формируют:
а) хозяйственные общества;
б)
хозяйственные товарищества;
в) унитарные предприятия.
Погашение обязательств приводит:
а) к оттоку
капитала организации;
б) к оттоку активов организации;
в) притоку
активов организации.
Под обязательством в бухгалтерском
учете понимается:
а)
дебиторская задолженность организации;
б) кредиторская задолженность
организации;
в)
дебиторская и кредиторская задолженность организации.
Показатели платежеспособности
характеризуют:
а)
краткосрочную платежеспособность организации;
б)
долгосрочную платежеспособность организации;
в) краткосрочную и долгосрочную
платежеспособность организации.
Коэффициент финансовой устойчивости
характеризует:
а) структуру
доходов организации;
б)
рентабельность расходов организации;
в) долгосрочную платежеспособность
организации.
Быстрореализуемые активы:
а) денежные
средства;
б) дебиторская задолженность до 12
месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Наиболее ликвидные активы:
а) денежные средства;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Медленнореализуемые активы:
а)
нематериальные активы;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в) дебиторская задолженность более 12
месяцев.
Труднореализуемые активы:
а) нематериальные активы;
б)
дебиторская задолженность до 12 месяцев;
в)
дебиторская задолженность более 12 месяцев.
Наиболее срочные обязательства:
а)
краткосрочные кредиты;
б) доходы
будущих периодов;
в) кредиторская задолженность.
Показатели состояния основных и
оборотных средств – это:
а) коэффициент реальной стоимости
имущества;
б)
коэффициент оборачиваемости запасов;
в)
коэффициент финансовой устойчивости.
Коэффициент постоянных пассивов
характеризует:
а) финансовую
независимость организации;
б) финансовую устойчивость организации;
в) финансовую
маневренность собственного капитала.