Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
Цель урока: определить сущность политики «гласности», ее отличие от свободы слова; показать противоречивость и непоследовательность действий властей в этом направлении; понять, как повлиял новый политический курс на развитие отечественной культуры, изменение духовного климата в обществе.
Основные знания: концептуальные основы политики «гласности»; изменения в литературе, кинематографе, театре; начало новой волны реабилитации жертв политических репрессий; результаты и последствия «гласности».
Основные понятия: «гласность»; свобода слова; десталинизация; реабилитация.
Работа с историческими источниками: резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности» (1988 г.); воспоминания М. С. Горбачева «Жизнь и реформы» (М., 1995. — T. 1. — С. 314—333); воспоминания А. Н. Яковлева «Предисловие. Обвал. Послесловие» (М., 1992. — С. 123—200); воспоминания Е. К. Лигачева «Загадка Горбачева» (Новосибирск, 1993. — С. 116—137).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основная дата: 1987 г. — создание комиссии Политбюро ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий.
Проблемы для дискуссии. Демократизация советского общества: противоречия, успехи, издержки. Политика «гласности» и необратимость общественных перемен в годы перестройки.
Для систематизации представлений учеников о событиях культурной жизни периода перестройки можно предложить им заполнить таблицу «Основные события культурной жизни СССР в период перестройки»:
Литература |
Публицистика |
Кинематограф |
Театр |
Музыка |
Архитектура |
Эстрада |
Для текущего контроля знаний предлагаем следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Какое образное выражение получила политика советского руководства в духовной сфере в период перестройки? Каковы основные составляющие нового курса в этой сфере? Под какими девизами реализовывалась эта политика? Какие литературные произведения, созданные в прежние годы, опубликованы в период перестройки? Какие воспоминания прежних лет появились в печати в эти годы? Труды каких философов опубликованы во второй половине 80-х — начале 90-х гг.? Произведения каких эмигрантов третьей волны впервые увидели свет в эти годы в СССР? Какова была направленность дискуссий в отечественной литературе в годы перестройки? Назовите наиболее известных авторов литературно-публицистических произведений этих лет. Какие работы западных авторов были опубликованы в СССР в эти годы? Какие перемены произошли за годы перестройки в деятельности творческих организаций? Назовите кинофильмы, появившиеся в эти годы. Какие пьесы этого периода наложили отпечаток на раскрепощение сознания советского человека? Что нового появилось в работе телевидения? Когда и в связи с чем начала работу Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий? Кто из репрессированных крупных деятелей советского времени реабилитирован в эти годы?
Второй уровень. Какую реакцию у коммунистов-консерваторов вызвала политика «гласности»? Почему «гласность» способствовала резкому столкновению различных идейных, социальных и иных течений и групп? Почему именно «гласность» определила в итоге необратимый характер общественных перемен? В чем вы видите главные причины развития «гласности» в годы перестройки? Какие законодательные решения приняты в эти годы по поводу политики «гласности»? Какие издержки несла в себе реализация политики «гласности» и чем их можно объяснить? В чем необходимость принятия специальной резолюции «О гласности» на XIX Всесоюзной партийной конференции?
Третий уровень. Дайте общую оценку итогов реализации политики «гласности». Покажите на конкретных примерах ограниченный характер проводившегося партийным руководством курса «гласности». Могли ли пользоваться условиями «гласности» в равной мере официальные и оппозиционные структуры в годы перестройки? Охарактеризуйте изменения в работе средств массовой информации в годы перестройки.
Задание на дом. § 50 и вопросы к нему. Задания 2, 3, 4 из рабочей тетради (вып. 3, с. 74—78).
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» Щигровский филиал |
|
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Зам. председателя ЦМК ________________________ Маслова Т.А. (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «СССР в конце 1960-х-начале 1990-х годов»
Предмет – история
Специальность – 34.02.01 «Сестринское дело»
Преподаватель: Скороходов М.В.
Щигры – 2019
Тема занятия: «СССР в конце 1960-х-начале 1990-х годов»
Тип занятия: комбинированное занятие
Место проведения: аудитория учебного заведения
Продолжительность занятия — 90 минут
Формы работы: элементы лекции, фронтальный опрос, групповая работа.
Методы и методические приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный, активно-поисковой.
Цель занятия – получение знаний по истории СССР в конце 1960-х-начале 1990-х годов в на основе анализа источников и работы в группе.
Задачи:
образовательные:
-
определить предпосылки, направления, итоги, содержание преобразований государства в 1964 — 1991 годах; необходимость построения и развития суверенной демократии;
развивающие:
-
формирование действий целеполагания: способности ставить цели и планировать их реализацию, оценивать их действия и корректировать их выполнение;
-
систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых формах;
-
формирование действий по организации учебного сотрудничества со сверстниками в группе;
воспитательные:
-
создание условий для формирования гражданского патриотизма,
-
формирование ответственности за качество выполненной работы, адекватного отношения к политике, проводимой государством.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять уважение к ее истории.
Предметные – уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам.
Метапредметные – владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Использованная литература:
1. Самыгин, П.С. История. Серия «Учебники и учебные пособия» / П.С.Самыгин, К.С.Беликов, С.Е.Бережной, Е.В. Вдовченков, М.Н.Крот, О.И.Рудая. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 480 с.
2. Артемов, В.В. История: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 448 с.
План занятия
-
Организационный момент – 2 мин
-
Проверка домашнего задания. – 10 мин
-
Мотивация изучаемой темы – 6 мин
-
Совместное целеполагание – 2 мин
-
Изучение нового материала – 55 мин
-
Закрепление нового материала – 10 мин
-
Рефлексия – 2 мин
-
Подведение итогов занятия – 2 мин
-
Задание на дом – 1 мин
Ход занятия
-
Организационный момент – 2 мин
Студенты приветствуют преподавателя вставанием.
Садятся на свои места.
Староста называет отсутствующих.
Преподаватель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих.
-
Проверка домашнего задания. – 10 мин
Выполнение тестовых заданий (Приложение 1)
-
Мотивация изучаемой темы – 6 мин
Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС
«Совершенно секретно.
Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма», автором которой является академик Сахаров, эволюционный путь внутриполитического развития должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно — политических системах.
В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции» Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии дает право на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным
На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.
Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкой формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности».
Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка»
-
Совместное целеполагание – 2 мин
-
Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?
-
На основе текста и знания истории укажите не менее трех общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения (большинство представителей).
-
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех средств, которые использовала власть в борьбе с данным движением (совместно формируются цели и тема занятия)
-
Изучение нового материала – 55 мин
Актуализация опорных данных.
Высказывание Дж. Боффа : «Когда начался закат Советского Союза? Непросто указать отправную точку длительного и сложного процесса, когда хочешь обнаружить не только его предпосылки, но и последствия. И, тем не менее, такая дата есть. Это 14 октября 1964 года».
С каким событием связана эта дата? Что произошло в этот день?
Возможный вариант ответа.
Закат Советского Союза Дж. Боффа связывает с назначением Л. И. Брежнева руководителем партии, что фактически означало назначение его главой государства. В проводимой политике Брежнев ориентировался на сохранение («консервацию») политического режима, усиление контроля над социалистическим блоком («Доктрина Брежнева»), подавление социального протеста («диссидентов»). Единственным положительным моментом, на который можно указать, служат попытки модернизации экономики, предпринятые А.Н. Косыгиным. Однако сразу после волнений в Чехословакии, все преобразования были свернуты и СССР вернулся к прежним директивным методам планирования хозяйства.
Во внешней политике была предпринята попытка ослабить напряжение между Западом и Востоком (политика «разрядки»), но, на самом деле, ни одна из сторон не воспринимала этот шаг как один из вариантов завершения «холодной войны». А после введения советских войск в Афганистан, и это начинание кануло в прошлое.
Формируются группы по 3-5 студентов, которые получили опережающие задания.
1. Ключевые вопросы:
1. Отношения с Западом.
2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
3. Региональные конфликты.
4. Афганская война.
5. Отношения с соцстранами.
В качестве дополнительного материала по теме занятия можно дать обучающимся биографическую справку о министре иностранных дел СССР А. А. Громыко.
В качестве вывода по материалам занятия можно отметить, что политика разрядки международной напряжённости характеризовалась не только ослаблением прямого военного противостояния между СССР и США, но и перенесением его в различные регионы планеты. Отношения со странами социализма после событий в Чехословакии строились на основе более активного влияния СССР на формирование их внутренней и внешней политики. В полосу кризиса вступило мировое коммунистическое и рабочее движение.
Первый уровень.
Назовите основные направления советской внешней политики в 1964—1984 гг. Из каких теоретических установок исходило советское руководство в осуществлении внешнеполитического курса в эти годы? Чем объясняется активный диалог СССР — Запад, начавшийся в 1970-е гг.? Когда и где принята Программа мира и какие основные направления включал в себя этот документ? В каких документах и событиях проявился переход к политике разрядки международной напряжённости в начале 1970-х гг.? Когда и с какой целью заключён московский договор между СССР и ФРГ? Когда состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в СССР президента США? Какие документы были подписаны по итогам этой встречи? Когда было подписано четырёхстороннее соглашение по проблемам Западного Берлина? В чём состояло его прогрессивное значение? Кто выступил инициатором созыва общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)? Когда и где состоялось СБСЕ? Чем оно завершило свою работу? Назовите основные положения Заключительного акта СБСЕ. Какие события положили начало процессу разрядки международной напряжённости? Какие события ознаменовали окончание процесса разрядки? Какие региональные конфликты 1960—1970-х гг. были наиболее масштабными и кровопролитными? В чём выражалась помощь СССР дружественным режимам в странах «третьего мира»? Когда и почему советские войска были направлены в Афганистан? Какие цифры и факты характеризуют участие Советского Союза в афганской войне? К каким результатам привело участие СССР в афганской войне? Какие факты свидетельствуют о новых явлениях в мировой системе социализма в середине 1960-х — середине 1980-х гг.?
Второй уровень.
В чём главная причина согласия двух сверхдержав в конце 1960-х — начале 1970-х гг. на разрядку международной напряжённости? Дайте оценку действий советского руководства в связи с событиями в Чехословакии в 1968 г. Как вы оцениваете широкомасштабную помощь дружественным режимам в странах Азии, Африки, Латинской Америки в 1960—1970-е гг.? Почему СССР не пошёл на введение войск союзных держав в Польшу в период кризиса 1981 г.? Когда завершилась полоса разрядки международной напряжённости? Что послужило поводом для этого? Дайте оценку отношений СССР с социалистическими странами в 1960—1970-е гг. Каковы отношения СССР со странами Запада в этот период? Охарактеризуйте взаимоотношения СССР со странами «третьего мира» в 1964—1984 гг.
Третий уровень. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы? Как отразились на внешнеполитическом курсе СССР внутренние проблемы развития страны? Каковы, на ваш взгляд, успехи и издержки советской внешней политики в 1960—1970-е гг.? Выделите основные этапы эволюции внешней политики СССР в 1964—1984 гг. и объясните её причины.
2. Ключевые вопросы:
1. Предыстория перестройки.
2. «Кадровая революция».
3. Конституционная реформа 1988—1991 гг.
4. Формирование многопартийности.
5. Национальная политика и межнациональные отношения.
6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.
В качестве дополнительного материала, не включённого в учебные пособия, преподаватель может рассказать о национальной политике и межнациональных отношениях в СССР данного периода.
Предлагаются следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Как понимали состояние страны и перспективы её развития Ю. В. Андропов и К. У. Черненко? Что они планировали осуществить для динамичного развития страны? Когда и в связи с чем руководителем КПСС и СССР стал М. С. Горбачёв? Какие официальные посты он занимал в 1985—1991 гг.? Какие меры по демократизации партийной жизни были приняты в 1987 г.? Когда проходила XIX партийная конференция КПСС и какие вопросы она обсуждала? Что принципиально нового появилось в работе XIX партийной конференции в сравнении с предыдущими? Какие решения по реформированию политической системы были приняты на этой конференции? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Какими новыми положениями была дополнена концепция политической реформы в 1990—1991 гг.? Когда начала возрождаться российская многопартийность? Какие меры по реформированию КПСС были приняты в 1990—1991 гг.? Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г.
Второй уровень. В чём, по-вашему, причины частой смены высших лидеров СССР в 1982—1985 гг.? Почему новое руководство КПСС и СССР, пришедшее к власти в марте 1985 г., не имело концепции и программы конкретных действий? Чем оно первоначально предполагало ограничить свою деятельность? Почему «кадровая революция» стала главным направлением перемен в первый период перестройки? Чем объяснить курс на демократизацию внутрипартийных и общественных отношений, провозглашённый в январе 1987 г.? Почему этот курс пришлось радикально усилить в процессе подготовки и проведения XIX Всесоюзной конференции КПСС? В чём противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988—1991 гг.? Каковы причины возрождения российской многопартийности в конце 1980-х гг.? Какие идейные направления представляли новые политические партии? Как относилось руководство КПСС к новым политическим партиям? Как относилось руководство КПСС к образованию платформ в самой правящей партии? Почему попытки реформирования КПСС не дали положительных результатов? В чём, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Что привело к поражению ГКЧП?
Третий уровень. Был ли неизбежен распад СССР? Какие причины привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств (СНГ)? Почему существовавшая к началу 1980-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития? Выскажите своё отношение к теории конвергенции. Дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.
3. Ключевые вопросы:
1. На пути к гласности.
2. Литература.
3. Кино, театр.
4. Реабилитация.
5. Результаты политики гласности.
Основным теоретическим положением является тезис о том, что главным результатом проводившейся Горбачёвым политики гласности стало раскрепощение сознания советских людей, обретение ими свободы выражения своих взглядов и чувств, начало трудного пути к выработке собственного мнения по поводу происходивших в стране событий.
Предлагаются следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Какое образное выражение получила политика советского руководства в духовной сфере в период перестройки? Каковы основные составляющие нового курса в этой сфере? Под какими девизами реализовывалась эта политика? Какие литературные произведения, созданные в прежние годы, были опубликованы в период перестройки? Какие воспоминания прежних лет появились в печати в эти годы? Труды каких философов были опубликованы во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг.? Произведения каких эмигрантов третьей волны впервые увидели свет в эти годы в СССР? Какова была направленность дискуссий в отечественной литературе в годы перестройки? Назовите наиболее известных авторов литературно-публицистических произведений этих лет. Какие работы западных авторов были опубликованы в СССР в эти годы? Какие перемены произошли за годы перестройки в деятельности творческих организаций? Назовите кинофильмы, появившиеся в эти годы. Какие пьесы этого периода наложили отпечаток на раскрепощение сознания советского человека? Что нового появилось в работе телевидения? Когда и в связи с чем начала работу комиссия по реабилитации жертв политических репрессий? Кто из репрессированных крупных деятелей советского времени был реабилитирован в эти годы?
Второй уровень. Какую реакцию у коммунистов-консерваторов вызвала политика гласности? Почему гласность способствовала резкому столкновению различных идейных, социальных и иных течений и групп? Почему именно гласность определила в итоге необратимый характер общественных перемен? В чём вы видите главные причины развития гласности в годы перестройки? Какие законодательные решения были приняты в эти годы по поводу политики гласности? Какие издержки несла в себе реализация политики гласности и чем их можно объяснить? Чем была вызвана необходимость принятия специальной резолюции «О гласности» на XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС?
Третий уровень. Дайте общую оценку итогов реализации политики гласности. Покажите на конкретных примерах ограниченный характер проводившегося партийным руководством курса гласности. Могли ли пользоваться гласностью в равной мере официальные и оппозиционные структуры в годы перестройки? Охарактеризуйте изменения в работе средств массовой информации в годы перестройки.
4. Ключевые вопросы:
1. Новое политическое мышление.
2. Начало разоружения.
3. Разблокирование региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Результаты политики нового мышления.
Основным теоретическим положением является демонстрация противоречивых последствий нового политического мышления. С одной стороны, оно значительно ослабило угрозу мировой термоядерной войны, а с другой — стремление любой ценой добиться соглашения с Западом, по мере ухудшения экономической ситуации в СССР, вызвало череду серьёзных односторонних уступок во внешней политике, что и привело к прекращению деятельности Организации Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи, ликвидации биполярной системы международных отношений.
Предлагаются следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Каковы основные философские идеи нового политического мышления? Когда и с чего началась реализация нового внешнеполитического курса? Каковы основные направления внешней политики в годы перестройки? Что нового появилось в отношениях СССР и США? Какие события в этих отношениях стали наиболее важными? Какие меры приняло советское руководство для разблокирования региональных конфликтов? Когда выведены советские войска из Афганистана? Когда и в связи с чем начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы? К каким последствиям привёл вывод советских войск из стран Восточного блока? Когда и почему был распущен Совет Экономической Взаимопомощи? Когда и почему состоялся роспуск Организации Варшавского договора?
Второй уровень. Чем вы можете объяснить смену вех советской внешней политики в 1985 г.? Проследите эволюцию советско-американских отношений за годы перестройки. Почему СССР и США выразили стремление к разрядке международных отношений? Какое направление в отношениях Восток — Запад стало главным в эти годы? Каких радикальных решений в области контроля над вооружениями удалось достичь в период перестройки? Чем объяснить разрядку в отношениях Восток — Запад на региональном уровне? Какие процессы в восточноевропейских странах вызвали падение в них коммунистических режимов? Чем объяснить смену власти в одних странах (Чехословакия, Венгрия, Польша и др.) путём «бархатных революций», а в других (Румыния) вооружённым путём?
Третий уровень. Дайте общую оценку внешнеполитической деятельности советского руководства в годы перестройки. На конкретных примерах покажите диалектику нового политического мышления.
-
Закрепление нового материала – 10 мин
Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду; характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1964—1991 гг.; сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1964—1985 гг. и 1985—1991 гг., выявлять черты сходства и различия; высказывать суждения о социально-нравственном опыте 1964—1991 гг. для современного общества; участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР; излагать и аргументировать суждения о сущности событий 1985—1991 гг. в СССР; выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1964—1991 гг. по образцу ГИА; готовить проекты по вопросам истории СССР.
Определить причины изменения советской внешнеполитической доктрины; основные положения политики нового мышления; начало процесса разоружения сверхдержав; разблокирование региональных конфликтов; причины и последствия распада социалистической системы; результаты политики нового мышления.
Определить сущность политики гласности, её отличия от свободы слова; показать противоречивость и непоследовательность действий властей в этом направлении; объяснить, как повлиял новый политический курс на развитие отечественной культуры, изменение духовного климата в обществе.
Ключевые знания: концептуальные основы политики гласности; изменения в литературе, кинематографе, театре; начало новой волны реабилитации жертв политических репрессий; результаты и последствия гласности.
-
Рефлексия – 2 мин
Рефлексия в письменной форме по вопросам к пройденной теме с последующим заслушиванием некоторых ответов.
В результате занятия мне открылись:
-
Два самых важных имени:….
-
Два самых важных события (даты):…
-
Два самых важных качества личности (человека):…..
-
Подведение итогов занятия – 2 мин
Проводится анализ работы студентов и выставление оценок, оглашение оценок, выявление сильных и слабых сторон каждого этапа, получение рекомендаций обучающимися от преподавателя.
-
Задание на дом – 1 мин
Преподаватель предлагает выполнить следующие задания.
1. Ответить на вопросы по теме (см. закрепление нового материала). Приложение 2.
2. Составить кроссворд по теме занятия (20 — 30 слов), используя интернет, словарь и текст учебника
3. Самыгин, П.С. История. Серия «Учебники и учебные пособия» / П.С.Самыгин, К.С. Беликов, С.Е.Бережной, Е.В. Вдовченков, М.Н. Крот, О.И. Рудая. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 480 с.
Приложение 1
«Эпоха Н.С. Хрущева 1953-1964гг.»
1. После смерти И.В. Сталина партию возглавил:
а) Н.С. Хрущев;
б) Г.М. Маленков;
в) К.Е. Ворошилов;
г) Л.П. Берия.
2. На какую должность был избран Н.С. Хрущев в марте 1953 года?
а) председателя Совмина;
б) первого секретаря ЦК КПСС;
в) председателя Верховного Совета;
г) генерального секретаря ЦК КПСС.
3. После смерти И.В. Сталина главой государства был:
а) Н.С. Хрущев;
б) Г.М. Маленков;
в) К.Е. Ворошилов;
г) Н.А. Булганин.
4. О каком событии говорят эти строки?
«…Без траурных флагов на башнях казенных,
Без поминальных свечей и речей
Россия простила невинно казненных,
Казненных простила и их палачей».
а) отстранение от должности Совета министров СССР Г.М. Маленкова;
б) художественная выставка в Манеже;
в) Новочеркасские события;
г) XX съезд КПСС.
5. В каком году было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»?
а) 1953 г.;
б) 1956 г.;
в) 1987 г.;
г) 1991 г.
6. В итоге доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС:
а) начался процесс десталинизации общества;
б) начался процесс преодоления разногласий в руководстве КПСС;
в) установился демократический режим в стране;
г) начался процесс неосталинизма общества.
7. В период правления Н.С. Хрущева произошло следующее событие:
а) взрыв храма Христа Спасителя;
б) правозащитное движение;
в) вывод советских войск из Афганистана;
г) расширение прав союзных республик.
8. Первый советский искусственный спутник был запущен:
а) в 1955 г.;
б) в 1957 г.;
в) в 1960 г.;
г) в 1961 г.
9. Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг Земли 12 апреля 1961 г.:
а) А.А. Леонов;
б) Г.С. Титов;
в) Ю.А. Гагарин;
г) С. П. Королев.
10. Главным идеологом в стране в послевоенное время был:
а) Н.С. Хрущев;
б) Г.М. Маленков;
в) А.А. Жданов;
г) И.Г. Эренбург.
11. В результате травли со стороны государства этот писатель отказался от Нобелевской премии:
а) А. Солженицын;
б) Б. Пастернак;
в) А. Фадеев;
г) И. Эренбург.
12. Писатель, бывший узник лагерей, один из первых поставивший проблему преодоления сталинского наследия:
а) А. Солженицын;
б) Б. Пастернак;
в) А. Фадеев;
г) И. Эренбург.
13. Что влекло за собой исключение из союза писателей СССР (художников, композиторов…)?
а) прекращение издания произведений;
б) прекращение участия в выставках;
в) невозможность зарабатывать за счет своей профессии;
г) все выше перечисленное.
14. Положительным результатом «оттепели» в сфере культуры было:
а) стремление части советской интеллигенции к свободе творчества;
б) усиление партийного контроля в культурной области;
в) полная отмена цензуры печати;
г) критика творчества художников-авангардистов.
15. Цель политехнизации школы состояла:
а) в обеспечении народного хозяйства грамотными специалистами;
б) в подготовке руководства для промышленных и сельскохозяйственных специалистов;
в) в подготовке специалистов для экономической помощи социалистическим странам;
г) в подготовке специалистов для экономической помощи странам третьего мира.
16. Социальную политику 1955-1964 гг. характеризует:
а) широкое жилищное строительство;
б) повышение тарифных расценок в производстве;
в) поддержка фермерских хозяйств в деревне;
г) борьба с «религиозными пережитками».
17. Особенность развития социальной сферы в период правления Н.С. Хрущева:
а) отказ от бесплатного образования и здравоохранения;
б) введение оплаты по трудодням в колхозах;
в) исчезновение социальной напряженности;
г) рост реальных доходов населения.
18. В итоге реформы системы управления промышленностью в 1957 г. появились:
а) совнархозы;
б) наркоматы;
в) министерства;
г) общесоюзные ведомства.
19. Какой системой хозяйственного управления была заменена в 1957 г. отраслевая структура управления?
а) системой жесткой централизации;
б) системой управления через Советы хозяйства;
в) многоступенчатой кластерной системой;
г) территориальной системой, сопровождающейся ликвидацией министерств.
20. Одно из преобразований в области сельского хозяйства, проведенных в период правления Н.С. Хрущева:
а) сокращение заготовок сельскохозяйственной продукции;
б) предоставление полной самостоятельности колхозникам;
в) укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств;
г) увеличение налогообложения сельхозпредприятий.
21. Почему в 1959 г. вместо пятилетнего плана был принят семилетний план?
а) пятилетнее планирование не оправдало себя;
б) семилетний план давал больше возможностей для космической промышленности;
в) семилетний план был связан с новой системой управления экономики и предполагалось, что за 7 лет можно совершить большой рывок в коммунистическое общество;
г) за семь лет предполагался выход сельского хозяйства на уровень мировых стандартов.
22. В 1961г. была принята новая программа КПСС, в которой провозглашалась цель — построение коммунизма в СССР к 1980 году. Какой принцип был основным признаком коммунизма?
а) «каждому — по потребностям»;
б) «кто не работает, тот не ест»;
в) «коммунизм по всему фронту»;
г) «пятилетку в четыре года».
23. Одной из причин демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году было недовольство:
а) увеличением пенсионного возраста;
б) ликвидацией подсобных хозяйств;
в) повышением цен на мясо и молоко;
г) отменой паспортов у колхозников.
24. На заседании какой организации Н.С. Хрущёв стучал по столу ботинком?
а) ООН;
б) НАТО;
в) СЭВ;
г) Лига Наций.
25. Какое название получил период напряженных отношений между СССР и странами НАТО:
а) «ледниковый период»;
б) «холодная война»;
в) «локальный конфликт»;
г) «железный занавес».
26. Что означает термин «холодная война»?
а) военное противостояние двух государств;
б) разрыв дипломатических отношений между государствами;
в) введение экономической блокады;
г) политическая, экономическая и идеологическая конфронтация между государствами.
27. Какие из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964 гг.?
1) Берлинский кризис;
2) восстание в Венгрии;
3) «Пражская весна»;
4) создание Организации Варшавского Договора.
Выберите верный вариант ответа:
а) 234
б) 134
в) 124
г) 123
28. Ядерный ракетный кризис 1962 г. называется:
а) Карибским;
б) Египетским;
в) Берлинским;
г) Суэцким.
29. В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной ядерного ракетного кризиса 1962 г.?
а) в Африке;
б) на Кубе;
в) в Бразилии;
г) в Венгрии.
30. Итогом ядерного ракетного кризиса является:
а) компромисс между СССР и США и взаимные уступки в процессе размещения ракет;
б) начало войны между СССР и США;
в) полный разрыв отношений СССР и США;
г) создание Организации Варшавского Договора.
31. Какой термин, приведенный ниже, связан с эпохой Н.С. Хрущева?
а) «самиздат»;
б) «дело врачей»;
в) «ударник»;
г) «стиляга».
32. Стиль управления, который не считается с объективными законами, реальными условиями и возможностями, называется:
а) «субъективизм»;
б) «культ личности»;
в) «волюнтаризм»;
г) «гедонизм».
33. Какая аббревиатура, приведенная ниже, появилась в период 1953-1964 гг.:
а) КПСС;
б) СНК;
в) СЭВ;
г) ОВД.
34. Кому принадлежат эти слова: «Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как И.В. Сталин велел бы их всех арестовать»?
а) Г.М. Маленкову;
б) Н.С. Хрущеву;
в) Л.П. Берия;
г) Н.А. Булганину.
35. Какое прозвище получил Н.С. Хрущев в народе:
а) «кремлевский мечтатель»;
б) «Никита-говорун»;
в) «Коба»;
г) «кукурузник».
36. Вынужденный уйти на пенсию, Н.С. Хрущев заявил своим соратникам: «Мне 70 лет, я стар и устал… Главное, я сделал…». Что Н.С. Хрущев считал главным делом своей жизни?
а) жилищная революция;
б) освоение целинных земель;
в) начало демократизации партийной жизни;
г) прорыв в космос.
37. Чем была вызвана отставка Н.С. Хрущева?
а) его плохим самочувствием;
б) низкой популярностью среди советской интеллигенции;
в) его намерением в корне изменить экономическую и политическую систему страны;
г) недовольством партийного аппарата проводимыми реформами
Ключи к тесту:
1 – а
2 – б
3 – б
4 – г
5 – б
6 – а
7 – г
8 – б
9 – в
10 – в
11 – б
12 – а
13 – г
14 – а
15 – а
16 – а
17 – г
18 – а
19 – г
20 – в
21 – в
22 – а
23 – в
24 – а
25 – б
26 – г
27 – в
28 – а
29 – б
30 – а
31 – г
32 – в
33 – г
34 – б
35 – г
36 – в
37 – г
А1. И. В. Сталин умер в:
-
1953 г.
-
1956 г.
-
1959 г.
-
1951 г.
А2. Лидером КПСС с сентября 1953 г. был избран:
-
Л. П. Берия
-
Н. С. Хрущев
-
Г. М. Маленков
-
Ю. В. Бернов
А3. Какое событие произошло раньше других?
-
«Ленинградское дело»
-
Расстрел рабочих в Новочеркасске
-
Арест и казнь Л. П. Берия
-
Корейская война
А4. Одним из соперников Н. С. Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг. был
-
Г. М. Маленков
-
Л. И. Брежнев
-
А. А. Жданов
-
Б. Н. Ельцин
А5. Одним из первых главных редакторов «Нового мира» в период «Оттепели» был:
-
А. И. Солженицын
-
А. В. Сафронов
-
М. А. Шолохов
-
А. Т. Твардовский
А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда происходило это событие
«После смерти Сталина Центральный комитет партии строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращение её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках»
-
1953 г.
-
1951 г.
-
1956 г.
-
1961 г.
А7. Кто является лишнем в ряду: соперники Н. С. Хрущева за власть после смерти И. В. Сталина:
-
В. М. Молотов
-
Л. П. Берия
-
Н. А. Вознесенский
-
Г. М. Маленков
А8. Какая из перечисленных реформ была проведена в период руководства Н. С. Хрущева
-
Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю
-
Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
-
Ликвидация МТС и передача их материальной базы колхозам
-
Перевод всех предприятий на самоокупаемость
А9. Назовите причину ухудшения положения в сельском хозяйстве в начале 1960-х гг.
-
Списание долгов с колхозов
-
Сокращение посевных площадей
-
Развитие рыночных отношений
-
Появление фермерских хозяйств
А10. Что не относится к основным направлениям социальной политики Н. С. Хрущева?
-
Широкомасштабное жилищное строительство
-
Рост заработной платы в промышленности
-
Сокращение продолжительности рабочей недели
-
Курс на снижение цен на продукты питания
А11. Первый в мире полёт в космос Ю. А. Гагарин был совершен на космическом корабле-спутнике:
-
«Восток»
-
«Союз»
-
«Восход»
-
«Апполон»
Приложение 2.
Тестовые задания по теме: «СССР в 1960-1980-х гг»
1.Результатом проводимых в конце 1960-х гг А. Н. Косыгиным реформ стало:
1) создание в селе фермерских хозяйств
2) отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю
3) восстановление централизованного управления экономикой, отказ от территориальной системы
4) резкое сокращение военно-промышленного комплекса
2.Установите соответствие между руководителями СССР и датами их руководства
РУКОВОДИТЕЛИ СССР Даты
А) Ю.В. Андропов 1) 1953-1964 гг.
Б) М.С. Горбачев 2) 1964-1982 гг.
В) Л.И. Брежнев 3) 1982-1984 гг.
Г) К.У.Черненко 4) 1984-1985 гг.
5) 1985-1991 гг.
3.Одной из основных причин смещения Н.С. Хрущева в 1964 г. Было (а)
1) нежелание Н.С. Хрущева наладить диалог с западными странами в условиях «холодной войны»
2) низкая популярность Н.С. Хрущева среди советской интеллигенции
3) обвинение Н.С. Хрущева и его окружения во взяточничестве
4) недовольство партийного аппарата кадровой политикой Н.С. Хрущева
4. М.С. Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС в:
1) 1982 г 3) 1985г
2) 1983 г 4) 1987г
5. Что из названного относится к причинам кризиса советской экономики, проявившегося в годы «застоя»?
1) низкие цены на нефть в мире во второй половине 1970-х гг
2) слабая заинтересованность работников в результатах своего труда
3) недостаток природных ресурсов для нужд растущей промышленности
4) зависимость советской промышленности от иностранных капиталовложений
6. Какое из названных событий произошло позже остальных?
1) Чернобыльская катастрофа
2) провозглашение курса на «ускорение»
3) избрание М.С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС
4) вывод советских войск из Афганистана
7.Что из названного относится к причинам кризиса системы управления СССР в конце 1970-1980-х гг?
1) излишняя децентрализация управления
2) низкая заработная плата чиновников
3) отсутствие ротации партийных и государственных кадров
4) низкий уровень образованности высшего и среднего звена управления
8. Следствием развития диссидентского движения в СССР в период «застоя» стало
1) внесение в Конституцию СССР 1977 г статьей о гражданских свободах
2) усиление партийного контроля над творческой интеллигенцией
3) возрастание числа рабочих забастовок
4) ограничение функций, компетенции КГБ
9.К какому периоду относится создание театра «Современник»
1) 1945-1953 гг 3) 1964-1985 гг
2) 1953-1964 гг 4) 1985-1991 гг
10. Председателем Совета Министров СССР, который во второй половине 1960-х гг проводил экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета, был:
1) В.М. Молотов 3) А.А. Громыко
2) Н.И. Рыжков 4) А.Н. Косыгин
11.Что из названного относится к целям перестройки экономики в 1987-1989 гг?
1) развитие военно-промышленного комплекса
2) развитие кооперативного сектора экономики
3) приватизация крупной государственной промышленности и предприятий транспорта
4) усиление планирования промышленного производства
12. В 1982-1984 гг во главе партии и государства стоял:
1) Л.И. Брежнев 3) К.У. Черненко
2) Ю.В. Андропов 4) М.С. Горбачев
13. Что из названного относится к последствиям начала «Холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг?
1) широкое развитие диссидентского движения
2) массовая реабилитация политических заключенных
3) установление армейского контроля над партийным аппаратом
4) борьба с космополитизмом
14. Труды В.И. Вернадского заложили основы
1) теории реактивного движения
2) ядерной физики
3) неевклидовой геометрии
4) учения о биосфере и ноосфере Земли
15. Что из названного является результатом политических преобразований 1988-1990 гг?
1) усиление власти союзного центра
2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС
3) повышение авторитета КПСС в стране
4) начало разрушения однопартийного режима
16. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н.С. Хрущева, принадлежит писателю
1) И.Г. Эренбургу 3) А.И Солженицыну
2) М.А. Шолохову 4) М.М. Зощенко
17. Установите соответствие между государственными кампаниями в СССР и временем их проведения:
А) антиалкогольная кампания и борьба за «ускорение» 1) конец 1940-х гг
Б) кукурузная кампания 2) середина 1950-х гг
В) освоение целины 3) конец 1950-х- начало 1960-х гг
Г) борьба с космополитизмом 4) 1970-е гг
5) середина 1980-х гг
А-5 б-3 в-2 г-1
На пути к гласности
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.
Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.
Документ
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС «О ГЛАСНОСТИ»Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше… Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Чётко определить пределы необходимой секретности… Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.
Какие противоречия в понимании гласности партийным руководством отражены в этом документе?
Как и во времена хрущёвской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.
Литература
Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20—30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова.
Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.
Были опубликованы работы эмигрантов 70—80-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.
В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, C. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Ещё сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).
Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.
Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.
Кино, театр
Гласность обновила и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.
Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.
В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.
Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей.
Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.
Реабилитация
В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.
В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х — начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.
В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20—50-х гг.
В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.
Результаты политики гласности
Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.
Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.
Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.
Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.
Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.
Проверяем свои знания
1. Что такое гласность? Чем она отличается от свободы слова? 2. В чём вы видите главные причины развития гласности в годы перестройки? 3. Дайте оценку итогов политики гласности в годы перестройки. 4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие гласности? 5. Расскажите о духовной жизни страны в период перестройки. Какими новыми явлениями она была отмечена?
Перейти в оглавление
Вопросы и задания 1. Почему предложенная в середине 1980-х гг. советским руководством политика получила название «перестройка»? Что предполагала концепция «ускорения социально-экономического развития»? 2. Выделите этапы «эпохи перестройки» М.С. Горбачёва. Каковы особенности, основные итоги перестройки? Какие силы пытались сохранить прежний режим? 3. Видите ли вы отличие политики гласности от свободы слова? Покажите на конкретных примерах ограниченный характер проводившегося партийным руководством курса гласности. 4. Существовала ли, на ваш взгляд, реальная возможность усовершенствовать советскую политическую систему, не изменяя её основ? 5. Проанализируйте историческую ситуацию в СССР в 1985—1991 гг. Можно ли считать перестроечный процесс революцией? В чём сущность происходивших процессов? 6. Определите объективные и субъективные предпосылки распада СССР. Расспросите своих родных и близких: каково их отношение к этому событию? Был ли распад СССР неизбежным? |
Вы просматриваете решебник по истории 9 класс учебник Измозик §28. Советское государство и общество в 1985-1991 гг.
Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева: |
Период 1985-1991 гг. в истории нашей страны имеет своё название — «перестройка». Этот термин означает курс на реформирование советской системы. Новая политика, начатая частью руководства КПСС во главе с Генеральным секретарём М.С. Горбачёвым, привела к глубоким переменам в жизни страны и мира в целом.
Какими экономическими и политическими причинами была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 1980-х гг.? Какие задачи призвана была решить перестройка? Каковы были её итоги?
1. Перестройка! Перестройка!..
Заседание XXVII съезда КПСС. 1986 г.
К середине 1980-х гг. советское общество переживало глубокий социально-экономический, культурный и нравственный кризис.
Началом перестройки стал апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС, на котором был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны за счёт научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и «активизации человеческого фактора». Всё это намечалось осуществить путём укрепления трудовой дисциплины и ответственности. Предшествующий период был охарактеризован как «застойный». Главной задачей провозглашалось обновление, выведение из кризиса социалистической системы.
После взрыва реактора на Чернобыльской АЭС
Одновременно было принято много решений в социальной сфере: повышены пенсии, пособия, увеличены льготы участникам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих и др. В принятой XXVII съездом КПСС (март 1986 г.) «новой редакции» третьей программы партии были изъяты провалившиеся установки построения основ коммунизма к 1980 г., но появился популистский и, как показало время, нереализуемый лозунг «Каждой семье — отдельную квартиру к 2000 г.».
В отличие от 1930-х гг., когда индустриализация осуществлялась при опоре на собственные силы, предусматривалось широкое привлечение иностранных кредитов. Ожидаемый рост экономики позволил бы вернуть долги в кратчайшие сроки. В начале эти меры привели к определённому подъёму производства. Но падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью советского экспорта, привело к сокращению валютных поступлений. Начатая антиалкогольная кампания не была обоснована экономически. Государство ещё более влезло в долги, по рынок стабилизировать не удавалось. Война в Афганистане поглощала всё больше ресурсов. Огромный ущерб нанесла экономике авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Остановить выделение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось к концу мая путём мобилизации ресурсов всего СССР и ценой массового облучения тысяч ликвидаторов.
К 1987 г. руководители страны решили экономические реформы дополнить политическими. Горбачёв заявил о задаче демократизации общественной жизни и создании новой модели общества — «социализма с человеческим лицом». Был выдвинут лозунг: «Больше демократии, больше социализма!»
Ведущие экономисты (Абалкин, Бунич, Попов, Шмелёв и др.) выступали за внедрение хозрасчёта на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Хозяевами предприятий должны были стать трудовые коллективы. Основой были принятые в 1987-1988 гг. законы о государственном предприятии и о кооперации. Закон об индивидуальной трудовой деятельности дал возможность развиваться частнику во многих отраслях.
Очередь в продуктовый магазин
Но в целом хозяйство продолжало работать в административно-командной системе. Начались перебои в торговле товарами повседневного спроса: мылом, стиральным порошком, сигаретами, спичками и др. Руководство брало новые кредиты у стран Запада: в 1985 г. задолженность СССР по кредитам составляла 27,2 млрд долл., в 1988 г. — уже 40,8 млрд долл., что ещё более усложнило экономическую ситуацию в стране. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер.
К объективным трудностям добавлялись проблемы субъективного характера: отсутствие у инициаторов перестройки ясно продуманной стратегии реформ, личное соперничество. Всё вместе взятое вело к углублению кризиса в стране.
Обратите внимание на заголовок прочитанной вами статьи параграфа. Какой смысл придают знаки препинания этому названию?
2. Гласность
Общество требовало правды о настоящем и прошлом страны. В 1986 г. было прекращено преследование диссидентов и глушение западных радиостанций. Знаковым событием стало возвращение в Москву в 1986 г. из ссылки А.Д. Сахарова. Деятельность А.Д. Сахарова и академика Д.С. Лихачёва, возглавившего вновь созданный Советский фонд культуры, стала примером активной нравственной и гражданской позиции.
Д.С. Лихачёв
А.Д. Сахаров
Сахаров Андрей Дмитриевич (1921 — 1989). Российский физик, академик, один из создателей водородной бомбы в СССР. Общественный деятель, лидер правозащитного движения. Предупреждал о таких угрозах человечеству, как ядерная война, голод, экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм и террористические режимы. В 1970 г. был создан Комитет защиты прав человека, куда вошли А.Д. Сахаров и писатель А.И. Солженицын. 30 октября 1974 г. политзаключённые в Мордовии впервые отметили День политзаключённого (с 1992 г. эта дата отмечается как День памяти жертв политических репрессий). В 1980 г. А.Д. Сахаров выступил против ввода советских войск в Афганистан, был лишён всех государственных наград и отправлен в ссылку в г. Горький. После возвращения из ссылки в 1986 г. не изменил своим принципам. В 1989 г. избран народным депутатом. Стал одним из лидеров Межрегиональной депутатской группы — первой легальной политической оппозиции в высшем конституционном органе СССР. Лауреат Нобелевской премии мира.
Из состава Политбюро постепенно были выведены противники Горбачёва. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями. Начались переосмысление исторического прошлого, массовая реабилитация ранее репрессированных.
Большую роль в демократизации общества сыграла гласность — открытость, доступность информации для общества. Публиковались ранее недоступные литературные произведения: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» Б. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др. Начался процесс возвращения в советскую литературу произведений И. Бунина, М. Булгакова,
В. Войновича, В. Набокова, А. Платонова, О. Мандельштама. Активно раздвигали границы гласности журналы «Новый мир», «Знамя», «Огонёк», «Наш современник»; газеты «Московские новости», «Аргументы и факты»; телевизионные передачи «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд» и др. На страницах толстых литературных журналов обсуждались практически все ранее закрытые темы: роль КПСС в обществе, привилегии номенклатуры, «белые пятна» истории страны, экономические проблемы.
Появились яркие документальные киноленты С. Говорухина («Так жить нельзя»), Ю. Подниекса («Легко ли быть молодым?»). Знаковым для молодёжи 1980-х гг. стало творчество певца Виктора Цоя. Честно рассказывали о жизни молодёжи фильмы «Маленькая Вера», «Асса», «Интердевочка». Проблемы нравственного выбора поднимались в кинокартинах «Собачье сердце», «Холодное лето 53-го» и др.
Важным событием духовной жизни страны стало празднование тысячелетия крещения Руси. Впервые за десятки лет советское государство дало возможность широко отметить дату принятия христианства. В руководстве началось размежевание взглядов на проводимый в стране курс. Одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов. С таких позиций на октябрьском 1987 г. пленуме ЦК выступил Б.Н. Ельцин. Участники пленума подвергли его беспощадной критике и вывели из состава Политбюро. В последующие дни он был снят с поста первого секретаря Московского горкома КПСС. В то же время в массовом сознании Ельцин предстаёт как защитник народных интересов, пострадавший за правое дело.
Друтие считали, что под флагом перестройки идёт «сдача» социализма. Лидером таких настроений в Политбюро стал Е.К. Лигачёв. Он выступил инициатором публикации в газете «Советская Россия» статьи Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Статья стала манифестом противников Горбачёва. Андреева выступала в защиту Сталина и против «очернительства» советской истории. После обсуждения в Политбюро ЦК сторонники Горбачева нанесли ответный удар. 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала статью, написанную А.Н. Яковлевым. В ней на основе исторических фактов доказывалась справедливость обвинений Сталина и его взглядов, подчёркивалось, что статья Н. Андреевой нацелена на прекращение перестроечных процессов.
В. Цой
3. Обострение межнациональных противоречий в стране
В связи с экономическим кризисом в стране возросли сепаратистские тенденции.
Недовольство в национальной сфере накапливалось десятилетиями. Советский Союз был федеративным государством лишь формально. На деле это было унитарное государство, где большинство вопросов решалось в Кремле столичными чиновниками. Была жива историческая память о репрессиях на национальной почве.
В декабре 1986 г. в столице Казахстана Алма-Ате прошли массовые выступления молодёжи под лозунгом «Казахскому народу — казахского лидера!» В ходе столкновений были погибшие и раненые. Для восстановления порядка власти применили войска.
В Москве в мае 1987 г. прошёл митинг историко-патриотического общества «Память». Официально общество ставило задачу сохранения исторических и культурных традиций русского народа. Но под этим покровом всё громче звучали крайне националистические и антисемитские лозунги.
В 1988 г. разгорелся конфликт между двумя кавказскими народами — армянами и азербайджанцами — из-за Нагорного Карабаха, территории, населённой армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана.
Страну потрясли кровавые события в Фергане и Ошской области на юге СССР (узбекско-киргизская граница). С 1990 г. начался грузино-осетинский конфликт в Южной Осетии.
Неспособность центральных властей решительно пресечь действия экстремистов различного толка лишь усугубляла ситуацию.
Тем не менее уровень экономической интеграции республик был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности.
Летом — осенью 1988 г. национальные движения в ряде республик СССР стали приобретать организованные формы. В Белоруссии, Латвии, Эстонии были созданы «Народные фронты»; в Литве возникла организация «Саюдис», на Украине — «Рух». На первых порах они возникали под лозунгами поддержки перестройки, расширения демократии, разоблачения сталинских репрессий, сохранения языка и культурной самобытности, большей экономической самостоятельности. Но постепенно на первый план стало выходить требование государственной независимости и выхода из состава СССР.
11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого Литовского государства». Через некоторое время подобные акты приняли Эстония и Латвия. Усиление центробежных тенденций наблюдалось во всех республиках СССР. Начавшийся сепаратизм («парад суверенитетов») стал для руководства страны и лично для Горбачёва неожиданностью.
4. Изменения в политической системе
С 1988 г. с целью преобразования социалистической системы страны было предпринято более решительное реформирование экономической модели и государственного управления.
Главным политическим событием этого года стала XIX партийная конференция. Она положила начало конституционным реформам в СССР, построению правового государства. Впервые за десятки лет звучали разные точки зрения по ключевым проблемам. М.С. Горбачёв в докладе подчеркнул, что экономические неудачи реформ напрямую связаны с косностью партаппарата, бюрократизмом. Основным направлением преобразований провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти был объявлен съезд народных депутатов СССР (в республиках — республиканские съезды). Задуманные преобразования вели к разрушению всевластия партийной номенклатуры. Страна стояла на пороге радикальных преобразований общества.
Важнейшими политическими событиями 1989-1990 гг. стали съезды народных депутатов СССР. Выборы в высшие органы власти, которые впервые в истории советского общества были альтернативными (из нескольких кандидатур), открыли новый этап — этап размежевания в лагере сторонников перестройки (1989-1991 гг.).
Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, сравните системы органов государственной власти, существовавшие в СССР в 1977—1989, 1989—1990 и 1990—1991 гг. Что изменилось?
Благодаря прямым телевизионным трансляциям массы людей могли наблюдать за дебатами, которые вопреки многолетней практике развивались не по сценарию, написанному в ЦК КПСС.
В апреле 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем стал М.С. Горбачёв.
М.С. Горбачёв
Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931). Родился в крестьянской семье в Ставропольском крае. В 1955 г. закончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1955—1981 гг. — на комсомольской и партийной работе. В 1978 г. Горбачёв стал секретарём ЦК по вопросам сельского хозяйства. В 1980 г. он становится самым молодым членом Политбюро, а после смерти Брежнева по поручению Андропова начинает заниматься широким кругом вопросов внутренней и внешней политики.
Смерть Ю.В. Андропова сделала Горбачёва фактически вторым человеком в партии. После смерти К.У. Черненко он был единогласно избран Генеральным секретарем ЦК КПСС.
В настоящее время возглавляет «Фонд Горбачёва», активно занимается общественно-политической деятельностью, является сторонником социал-демократических взглядов.
На съезде оформилась оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа» (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Т.Х. Гдлян, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Н.И. Травкин и др.). В марте 1990 г. III внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления. М.С. Горбачёв был избран первым и, как оказалось, последним Президентом СССР. Было принято решение об отмене статьи 6 Конституции СССР, провозглашавшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества. Тем самым окончательно завершилась передача власти из рук партийных органов в руки Советов.
ТВ июле 1990 г. прошёл последний XXVIII съезд КПСС. К тому времени авторитет партии резко упал, её численность сократилась с 21 млн человек в 1985 г. до 15 млн к лету 1990 г. На этом съезде партия фактически раскололась.
В июне 1990 г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на традиционных коммунистических позициях.
В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности.
Ельцин Борис Николаевич (1931—2007) родился в крестьянской семье в с. Бутка Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт, работал в строительных организациях. С 1968 г. перешёл на партийную работу. С 1981 г. — член ЦК. В декабре 1985 г. стал первым секретарём МГК КПСС. В 1987—1989 гг. — заместитель председателя Госстроя, министр СССР.
Б.Н. Ельцин
Свободная манера общения с людьми, нацеленность на конкретные дела, целеустремленность и резкость проявились в его поведении уже в этот период. Оказавшись в опале, он возглавил демократическую оппозицию.
После смерти в декабре 1989 г. А.Д. Сахарова, обладавшего непререкаемым авторитетом в демократическом движении, Ельцин становится ведущим лидером сил, оппозиционных КПСС. В июле 1990 г., на XXVIII съезде КПСС, Ельцин вышел из партии. Степень его популярности являлась зеркальным отражением падения авторитета Горбачёва.
Летом 1989 г. оппозиция получила поддержку со стороны набиравшего силу стачечного движения шахтёров.
В мае 1990 г. начал работу I съезд народных депутатов РСФСР. Ельцин с незначительным перевесом голосов был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. съезд почти единогласно принял Декларацию о государственном суверенитете России. Устанавливалось верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.
17 марта 1991 г. прошёл референдум о судьбе СССР. Большинство граждан (76,4 %) высказалось за сохранение обновлённого Союза. Вместе с тем 80 % россиян, отвечая на дополнительный вопрос, поддержало намерение провести всеобщие выборы Президента РСФСР. В апреле 1991 г. начались прямые переговоры Президента СССР с руководством республик в подмосковной резиденции Ново-Огарёво о заключении нового Союзного договора.
12 июня 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента России. Их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав в первом туре 57 % голосов.
Почему к началу 1990-х гг. перестройка практически исчерпала себя?
5. Распад СССР
В стране падал жизненный уровень населения, невиданными темпами росла инфляция, продолжали пустеть прилавки магазинов. Внешний долг за годы правления Горбачёва неуклонно рос. Правительство разработало программу выхода из кризиса. Предполагалось постепенно, сочетая государственные начала с элементами рыночных отношений, перейти к рынку. План был рассчитан на 6-8 лет.
Российский парламент отверг союзную программу перехода к рынку. Ельцин и правительство РСФСР выдвигали план немедленных действий. Переход к рынку они обещали осуществить без ущерба населению. Ельцин заявил, что российское руководство самостоятельно приступит к радикальным рыночным преобразованиям на основе раздела союзного и республиканского бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни. Между союзным центром и республикой началась «война законов».
Центральная власть в лице М.С. Горбачёва намеревалась подписать новый союзный договор, что означало бы ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства) и на деле лишало бы центр его властных полномочий, которые в существенной части передавались республикам. Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. 18 августа 1991 г. в Крым, в Форос, где отдыхал Горбачёв, прибыла группа высокопоставленных чиновников. Она предложила Президенту СССР подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. После отказа М.С. Горбачёв был изолирован в своей резиденции. Учреждённый в ночь на 19 августа 1991 г. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП, в который вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, глава правительства В.С. Павлов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов, председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов и др.) объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, запрете митингов, оппозиционных партий. Символом августовского путча стал балет «Лебединое озеро», который демонстрировался по телевидению между экстренными выпусками новостей. В Москву стягивались войска.
Борьбу с ГКЧП возглавили Б.Н. Ельцин. В обращении Ельцина, произнесённом с танка перед Белым домом (где тогда располагался Верховный Совет РСФСР), попытка переворота была объявлена антиконституционной, а ГКЧП — незаконным. Все органы исполнительной власти Советского Союза, действовавшие на территории России, переходили в подчинение российского президента. Рупором противников путча стала радиостанция «Эхо Москвы». Десятки тысяч россиян встали на защиту здания Белого дома.
Танки на улицах Москвы. Август 1991 г. Так начиналось…
Так заканчивалось…
Митинг перед Белым домом
Митинг перед Белым домом
Фотообъектив беспристрастно фиксирует исторические события…
О чём свидетельствуют данные фотоснимки?
Путчисты растерялись. Они не решились пойти на силовой вариант. Некоторые войсковые части отказались выполнять приказы путчистов. Так, командование Ленинградского военного округа не стало вводить в город войска. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачёв с семьёй возвратился в Москву, но практически потерял своё влияние. Реальная власть перешла к Б.Н. Ельцину.
Почему эти события назвали попыткой государственного переворота? Каковы причины поражения ГКЧП?
6 ноября 1991 г. на территории России была прекращена деятельность КПСС.
Последний удар по Союзу был нанесён 8 декабря 1991 г., когда руководители России, Украины и Белоруссии — Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, — не ставя в известность М.С. Горбачёва, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Советского Союза.
Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ) — объединения, статус которого до настоящего времени не определён. 21 декабря в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединились ещё 8 республик (кроме Прибалтики и Грузии). Распад СССР стал свершившимся фактом.
Приведите доводы «за» и «против» способа решения накопившихся проблем, который был избран руководителями России, Украины и Белоруссии. Были ли, на ваш взгляд, иные варианты решения вопроса национально-государственного переустройства страны?
25 декабря 1991 г. в 19 часов Президент СССР М.С. Горбачёв сложил свои полномочия. В тот же день Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики — Российская Федерация. Над Кремлём был спущен красный флаг с гербом СССР, а на его месте вознёсся трехцветный российский флаг — символ новой России. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны — Советского Союза.
Вопросы и задания
1. Почему предложенная в середине 1980-х гг. советским руководством политика получила название «перестройка»? Что предполагала концепция «ускорения социально-экономического развития»? 2. Выделите этапы «эпохи перестройки» М.С. Горбачёва. Каковы особенности, основные итоги перестройки? Какие силы пытались сохранить прежний режим? 3. Видите ли вы отличие политики гласности от свободы слова? Покажите на конкретных примерах ограниченный характер проводившегося партийным руководством курса гласности. 4. Существовала ли, на ваш взгляд, реальная возможность усовершенствовать советскую политическую систему, не изменяя её основ? 5. Проанализируйте историческую ситуацию в СССР в 1985—1991 гг. Можно ли считать перестроечный процесс революцией? В чём сущность происходивших процессов? 6. Определите объективные и субъективные предпосылки распада СССР. Расспросите своих родных и близких: каково их отношение к этому событию? Был ли распад СССР неизбежным?
Давайте обсудим
Вам необходимо дать анализ всех предложенных оценок, версий и, определив ту, которая представляется наиболее убедительной, привести факты, суждения для аргументации выбранной точки зрения. Помните, что оцениваются не мнения и оценки, а умения аргументировать, доказывать тезисы и утверждения.
В обыденном общественном сознании преобладают следующие точки зрения на причины и начало перестройки:
«Ничего не надо было менять, жили не богато, но зато стабильно».
«Страна катилась в пропасть, кризис давно назрел, перестройка была объективна и неотвратима».
«Перестройка — это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы».
Какова ваша позиция по этому вопросу?
Изучаем источник
Из телевизионного обращения М. С. Горбачёва к согражданам
«Дорогие соотечественники! Сограждане!
В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.
Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостность страны.
События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться…
Но и сегодня я убеждён в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 85-го года… то, что сделано, должно быть оценено по достоинству:
• Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно…
• Ликвидирована тоталитарная система…
• Права человека были признаны высшим принципом.
• Началось движение к многоукладной экономике… Поворачивая экономику к рынку, важно помнить — делается это ради человека. В это трудное время всё должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей.
Мы живем в новом мире:
• Покончено с «холодной войной»… Снята угроза мировой войны…
• Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела…
• Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения…
Жизненно важным мне представляется сохранить демократические завоевания последних лет. Они выстраданы всей нашей историей, нашим трагическим опытом… Я уверен, что раньше или позже наши общие усилия дадут плоды, наши народы будут жить в процветающем демократическом обществе».
Один журналист, делясь воспоминаниями об отставке М.С. Горбачёва, писал: «Ушёл он достойно и красиво…» Однако существует мнение, что президент должен был отстаивать свою позицию несмотря ни на что.
О каких итогах перестройки говорил Горбачёв? Как вы полагаете, насколько целесообразным был его отказ от дальнейшей борьбы за пост президента, за сохранение СССР? Попытайтесь объяснить мотивы его поступка.
Заключение к главе 5
В 1964-1984 гг. могущественная система всё более проявляла неспособность решать коренные вопросы экономической и социальной жизни. Консервация политического режима, экономические и социальные проблемы, кризис коммунистической идеологии создавали растущее недовольство в различных слоях общества.
К середине 1980-х гг. возможности «мобилизационной экономики», экстенсивного пути развития были окончательно исчерпаны. Планово-распределительная система управления экономикой доказала свою неспособность воспринимать достижения научно-технического прогресса. Военно-промышленный комплекс, прикрываясь национальными интересами, требовал всё новых затрат. На военные расходы уходило до 25 % валового национального продукта. Общество всё более осознавало необходимость глубоких реформ.
В ходе перестройки, начавшейся с середины 1980-х гг., обнажились копившиеся десятилетиями проблемы объективного характера, особенно в экономике и межнациональных отношениях. Всё это, а также отсутствие у инициаторов перестройки продуманной стратегии реформ, личное соперничество между ними привело к тотальному кризису советской системы и в итоге — к развалу СССР.