УПРАВЛЕНИЕ,
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Управление –
это:
-А.
Интеллектуальная деятельность по
организации бизнеса в конкретной
ситуации;
-Б.
Предпринимательская деятельность,
связанная с направлением товаров и
услуг от производителя к потребителю;
+В.
Целенаправленное информационное
воздействие одной системы на другую с
целью изменения ее поведения в
определенном направлении.
Целью управления
является:
-А.
Научно обоснованное планирование и
анализ деятельности
учреждения;
-Б.
Руководство выполнением решений;
-В.
Целенаправленное и эффективное
использование ресурсов;
-Г.
Обеспечение ресурсами, подготовка
документов и организация работы
учреждения;
+Д.
Все вышеперечисленное.
Предметом науки
управления являются следующие
составляющие, кроме:
-А. Субъекта;
-Б. Объекта;
+В. Производительных
сил;
-Г. Способов
взаимодействия между субъектом и
объектом.
Под ресурсами
управления понимают (несколько правильных
ответов):
+А. Кадры;
+Б. Информацию;
+В. Финансы;
+Г. Основные фонды,
материальное оснащение, сырье.
Объектом
управления являются:
+А. Ресурсы, процесс
предоставления медицинских услуг и
все виды деятельности, обеспечивающие
этот процесс;
-Б. Взаимоотношения
между работниками;
-В. Процесс
предоставления медицинских услуг,
ресурсы, взаимоотношения между
работниками.
Системный подход
в управлении включает следующие
элементы:
-А. Создание
рациональной структуры объекта
управления;
-Б. Применение
рациональных механизмов управления;
-В. Совершенствование
управленческого процесса;
-Г. Определение
целей, задач управления;
+Д.
Все перечисленные.
Не относят к
мотивационным факторам:
-А. Интерес к
работе;
-Б. Признание и
успех;
-В. Продвижение
по службе;
+Г. Увеличение
нагрузки;
-Д.
Рост и развитие.
Функции управления
включают:
-А. Прогнозирование
и планирование;
-Б. Проектирование
и организацию;
-В. Учет, контроль,
анализ и регулирование;
+Г. Все
вышеперечисленное;
-Д. Все перечисленное
не соответствует истине.
Структура
управления здравоохранением включает
следующие уровни, за исключением:
-А. Федерального;
-Б. Территориального;
+В. Городского;
-Г.
Муниципального.
Успешное
руководство предполагает перечисленные
умения руководителя, кроме:
-А. Определения
цели, перспектив, проблем;
-Б. Выделения
приоритетов;
-В. Организации
работы по достижению цели;
+Г. Удовлетворения
потребности управлять;
-Д. Обеспечения
мотивации сотрудников;
Не являются
методами мотивации:
-А. Экономическая
заинтересованность;
-Б. Целевой подход
в управлении;
+В. Меры, направленные
на неукоснительное соблюдение
подчиненными порядка в учреждении;
-Г. Качественное
расширение выполняемой работы;
-Д. Участие
работников в управлении учреждением.
Управленческий
цикл включает следующие элементы:
-А. Анализ ситуации
и принятие решения;
-Б. Определение
приоритетов, принятие решения, контроль;
+В. Анализ ситуации,
принятие решения организация выполнения,
контроль.
Не относятся к
видам управленческих решений:
-А. Приказы;
-Б. Распоряжения;
-В. План работы;
+Г.
Методические рекомендации.
Основными формами
организации выполнения решения являются
(несколько правильных ответов):
+А. Определение
лиц, ответственных за выполнение
решения;
-Б. Разработка
целей, задач и методов выполнения
решения;
+В. Установление
сроков для его выполнения;
+Г. Финансовое
обеспечение;
+Д. Контроль за
его выполнением.
Контроль за
выполнением решения осуществляется
следующими методами:
-А. Личный контроль
руководителя;
-Б. Коллективный
контроль;
-В. Автоматизированная
система контроля;
+Г. Все
вышеперечисленное;
-Д.
Нет правильного ответа.
Видами контроля,
используемого в управлении здравоохранением,
являются все, кроме:
-А. Личного контроля
руководителя;
-Б. Комиссионного
контроля;
-В. Контроля за
исполнением документов;
+Г.
Общественного контроля.
Функциональные
обязанности руководителя медицинского
учреждения не включают:
-А. Работу с кадрами;
-Б. Определение
целей и задач деятельности учреждения;
+В. Организацию
деятельности подразделений;
-Г. Осуществление
внутренних и внешних коммуникативных
связей4
-Д. Контроль
совместных и индивидуальных действий.
Организация
делопроизводства в медицинском
учреждении включает (несколько правильных
ответов):
+А. Наличие
номенклатуры дел и правил хранения
документов;
+Б. Раздельную
регистрацию входящих и исходящих
документов;
-В. Рассмотрение
руководителем каждого входящего
документа;
+Г. Распределение
документов между исполнителями;
+Д. Контроль за
полнотой и своевременностью исполнения
документа.
Прогнозирование
деятельности здравоохранения
осуществляется путем формирования
следующих видов планов, кроме:
-А. Долгосрочного
плана;
-Б. Текущего
планирования;
+В. Территориальной
программы обязательного медицинского
страхования;
-Г.
Тематического планирования.
Виды контроля
за деятельностью медицинских учреждений
не включают:
-А. Плановый
контроль за деятельностью медицинского
учреждения;
-Б. Контроль за
выполнением приказов, планов работы
-В. Проверку работы
медицинского учреждения по сигналам
населения, сотрудников;
+Г. Оценку объема
и качества деятельности медицинского
учреждения в процессе лицензирования.
Современные
требования к руководителю включают
все,
кроме:
-А. Принципиальности;
-Б. Высокого
профессионализма;
-В. Организаторских
способностей;
+Г. Склонности к
конкуренции;
-Д.
Высоких нравственных качеств.
Причинами
нарушения межличностных отношении в
коллективе являются (несколько правильных
ответов):
+А.
Недостатки в организации труда;
+Б. Нечеткое
распределение обязанностей,
ответственности;
+В. Неправильный
подход к расстановке кадров;
-Г. Наличие разных
мнении.
Организация
последипломного обучения медицинских
кадров включает следующие виды, кроме:
-А. Периодического
обучения на курсах усовершенствования
в системе последипломного образования;
+Б. Участия в
семинарах, симпозиумах, конференциях;
-В. Обучения в
ординатуре, аспирантуре.
Организация
работы аттестационной комиссии включает:
+А. Рецензирование
и оценку отчета специалиста о деятельности;
+Б. Рассмотрение
представленных документов;
+В. Собеседование
для уточнения уровня знаний специалиста;
-Г. Беседу с
руководителем медицинского учреждения
о деятельности специалиста;
+Д. Компьютерную
оценку знаний по квалификационным
тестам.
Маркетинг –
это:
-А. Деятельность
в сфере рынка сбыта;
-Б. Деятельность
в сфере обмена;
-В. Деятельность
в сфере торговли;
+Г. Деятельность,
включающая анализ, планирование,
внедрение и контроль, а также сознательный
обмен ценностями между субъектами
рынка для достижения целей организации.
Менеджмент –
это:
-А. Интеллектуальная
деятельность по организации бизнеса
в конкретной ситуации;
-Б.
Предпринимательская деятельность,
связанная с направлением товаров и
услуг от производителя к потребителю;
+В. Совокупность
принципов, методов и средств управления;
производством с целью повышения
эффективности производства и увеличения
прибыли.
Влияют ли
личностные оценки руководителя на
процесс принятия решения?
-А.
Нет;
+Б.
Да.
Какие действия
включают в себя командно-административные
методы управления (несколько правильных
ответов)?
-А. Планирование;
+Б. Стимулирование;
-В. Лидерство;
-Г.
Учет;
-Д.
Налоги.
Дайте характеристику
стиля руководства, если руководитель
принимает решения, как правило,
единолично; деятельность подчиненных
жестко регламентируется; инициатива
подчиненных не одобряется:
-А.
Либеральный;
+Б.
Авторитарный;
-В. Демократический.
Охарактеризуйте
стиль руководства, если руководитель
обычно советуется с подчиненными,
используя их компетентность по
специальным вопросам; деятельность
подчиненных контролируется не только
руководителем, но и общественными
организациями:
-А. Либеральный;
-Б. Авторитарный;
+В. Демократический.
Маркетинг
медицинской помощи – это:
-А. Маркетинг
лекарственных препаратов, инструментария,
перевязочных материалов и т.д.;
-Б. Маркетинг
медицинского и немедицинского персонала;
-В. Маркетинг
медицинских, фармацевтических и
сервисных услуг;
+Г. Все
вышеперечисленное;
-Д. Нет правильного
ответа.
С точки зрения
управления маркетингу здравоохранения
присущи
такие функции,
как:
+А. Планирование,
организация, координация, учет и
контроль;
-Б. Наложение
штрафных санкций, реорганизация
руководства;
-В.
Все вышеперечисленное.
Дайте определение
понятию “менеджмент”:
А. Организация
системы и ее структурных частей, а также
деятельности подчиненных при умелом
и эффективном использовании своего
рабочего времени;
+Б.
Совокупность проверенных на практике
законов, принципов, правил, приемов и
рекомендаций по организации и
осуществлению управленческой
деятельности;
-В. Организация
личной работы на принципах рационального
использования имеющихся ресурсов;
-Г. Управление на
основе личного опыта;
-Д. Модель управления,
которая определяется вышестоящим
субъектом на конкретный период
деятельности системы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Современные требования к руководителю включает все, кроме
а) принципиальности
б) высокого профессионализма
в) организаторских способностей
г) склонности к конкуренции
д) высоких нравственных качеств
033. Авторитет руководителя зависит от стиля управления, который включает:
1) самостоятельность принятия решений
2) использование науки и достижений практики
3) оценку труда сотрудников
4) общую ответственность за результаты
5) ориентир на решение проблемы
а) верно все перечисленное
б) верно 1), 2), 3) и 5)
в) верно 4)
034. Выбор стиля руководства зависит:
1) от личностных качеств руководителя
2) от степени его профессиональной подготовки
3) от указаний свыше
4) от уровня развития коллектива
5) от ситуации, окружающих условий
а) верно все перечисленное
б) верно 3)
в) верно 1), 2), 4) и 5)
035. Благоприятный социально- психологический климат коллектива определяет все, кроме
а) организованности
б) благодушия
в) коллективизма (сплоченности)
г) информированности
д) ответственности
036. Причинами нарушения межличностных отношений в коллективе являются:
1) недостатки в организации труда
2) нечеткое распределение обязанностей, ответственности
3) неправильный подход к расстановке кадров
4) наличие разных мнений
5) различный уровень профессиональной подготовки руководителя и коллектива
а) верно все перечисленное
б) верно 1), 2), 3) и 5)
в) верно 4)
037. Методы мотивации в управлении коллективом включают
а) содержание и условия труда
б) экономическое стимулирование
в) состояние социально-психологического климата
г) обучение, повышение квалификации
д) конкуренцию
038. Созданию хорошего социально-психологического климата в коллективе не
способствуют:
а) четкая организация труда
б) оптимальный подбор и расстановка кадров
в) согласованность в руководстве
г) низкая культура общения в коллективе
039. Организация работы по подбору медицинских кадров в новых условиях не включает:
а) направление на обучение кадров на контрактных условиях
б) свободный прием специалистов
в) проверку знаний и умений специалистов при приеме на работу
040. Организация работы с резервом руководящих кадров включает:
а) подбор резерва на руководящие должности в здравоохранении
б) привлечение лиц, состоящих в резерве, к практической работе по управлению
здравоохранением
в) выбор руководителя медицинского учреждения коллективом
г) повышение квалификации специалистов резерва по организации здравоохранения
44. Маркетинг-это
а) деятельность в сфере рынка сбыта
б) деятельность в сфере обмена
в) деятельность в сфере торговли
г) деятельность, включающая анализ, планирование, внедрение и контроль, а также сознательный обмен ценностями между субъектами рынка для достижения целей организации
048. Основными видами спроса являются все, кроме
а) отрицательного
б) скрытого
в) снижающего ( падающего)
г) нерегулярного
д) полноценного
е) недостаточного
ж) нерационального
049. К основным понятиям маркетинга не относят
а) нужды
б) потребности
в) запросы
г) услуги
д) обмен
е) обмен
ж) сделка
з) рынок
050. Менеджмент-это
а) интеллектуальная деятельность по организации бизнеса в конкретной ситуации
б) предпринимательская деятельность, связанная с направлением товаров и услуг от производителя к потребителю
в) совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли
051. Влияет ли среда ( определенность, неопределенность, время ) на процесс принятия решения
а) да
б) нет
052. Влияют ли личностные оценки руководителя на процесс принятия решения?
а) нет
б) да
053. Какие действия включают в себя командно-административные методы управления
1) планирование
2) стимулирование
3) лидерство
4) учет
5) налоги
6) мотивация
7) контроль
увольнение, наказание
а) верно 1), 2), 4), и 7)
б) верно 1), 4), 7), и
в) верно 2), 3), 5) и 6)
054. Дайте характеристику стиля руководства, если руководитель принимает решения, как правило, единолично:
а) либеральный
б) авторитарный
в) демократический
055. Охарактеризуйте стиль руководства, если руководитель обычно советуется с подчиненными, используя их компетентность по специальным вопросам; деятельность подчиненных контролируется не только руководителем, но и общественными организациями
а) либеральный
б) авторитарный
в) демократический
056. Расположите в должной последовательности этапы процесса контроля
1) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
2) принятие необходимых корректирующих действий
3) выработка стандартов и критериев
а) 1), 2), и 3)
б) 3), 1) и 2)
в) 2), 1) и 3)
057. Инструменты маркетинга — это
а) продукт – качество
б) ассортимент
в) цена
г) репутация
д) маркетинговая коммуникация
е) все средства, при помощи которых предприятие оказывает влияние на рынок
058. Все виды маркетинговой деятельности ориентированы прежде всего
а) на улучшение качества продукции
б) на получение прибыли
в) на потребителя
059. Укажите, какая фаза стратегического планирования является начальной
а) финансовое планирование
б) долгосрочное планирование
в) планирование с учетом внешних факторов
060. В процессе формулирования стратегии первым шагом является
а) изучение внешних факторов (внешний анализ)
б) критический самоанализ (внутренний анализ)
в) определение деятельности
061. Установите последовательность этапов маркетинга в здравоохранении
1) разработка оперативных и тактических планов действий
2) разработка стратегии действий
3) повышение эффективности и качества оказываемой медицинской помощи
4) непосредственное осуществление текущих и долговременных мероприятий
5) выявление основных тенденций изменения спроса
6) изучение и анализ потребностей
А) 6), 5), 2), 1), 4), 3)
б) 1), 2), 3), 4), 5), 6)
062. Рыночная методология маркетинга определяется
а) получением прибыли за счет увеличения объема продажи
Б) получением прибыли за счет удовлетворения запросов потребителя
063. Сущность и особенности маркетинга в здравоохранении включают следующие положения:
а) изучение спроса на медицинские услуги
Б) анализ потребности в здравоохранении
в) определение стоимости медицинских услуг
г) удовлетворение спроса
064. Маркетинг медицинской помощи — это
а) маркетинг лекарственных препаратов, инструментария, перевязочных материалов и т. д.
б) маркетинг медицинского и немедицинского персонала
в) маркетинг медицинских, фармацевтических и сервисных услуг
Г) все вышеперечисленное
д) нет правильного ответа
065. С точки зрения управления маркетингу здравоохранения присущи такие функции, как
а) планирование, организация, координация, учет и контроль
б) наложение штрафных санкций, реорганизация руководства
в) все вышеперечисленное
066. К специфическим функциям маркетинга здравоохранения не относится
а) комплексное исследование рынков здравоохранения, включая анализ и прогноз конъюктуры
б) формирование комплекса медицинских услуг
в) формирование ценовой политики
г) формирование спроса и стимулирование сбыта
Д) формирование условий и требований при заключении контрактов и договоров между субъектами рынков здравоохранения
067. Источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются
а) государственный бюджет
б) средства медицинского страхования
в) доходы от платных услуг населения
Г) все вышеперечисленное
068. Недостаток системы нормативного финансирования здравоохранения заключается:
а) в усредненности нормативов и их недостаточной обусловленности
б) в невозможности перераспределения средств бюджета
в) в директивности нормативов
г) в невозможности переноса недостатков финансовых средств на последующий год
Д) все вышеперечисленные
е) нет правильного ответа
069. Особенности рынка медицинских услуг
1) определяется монополией «продавца» на предоставление услуг
2) предоставляет услуги — желательные и нежелательные
3) не требует лицензированной деятельности «продавца»
4) учитывает экономические возможности «покупателя» в приобретении желаемых услуг
а) верно все перечисленное
Б) верно 1), 2), 4)
в) верно 2), 3), 5)
070. Цена на медицинские услуги должна быть
а) равна стоимости
б) больше стоимости
в) больше или меньше стоимости в зависимости от спроса на услуги
г) равна сумме денег, за которую потребитель готов приобрести, а производитель продать услугу (товар)
071. К условно — переменным относят расходы учреждения на
1) заработную плату основного персонала
2) приобретение медикаментов и перевязочных материалов
3) приобретение оборудования
4) питание больных
а) верно 1), 2), 3) и 4)
б) верно 3)
В) верно 1), 2), 3)
072. В себестоимость медицинских услуг не включаются
а) затраты на оплату труда персонала
б) начисления на заработную плату
©2015- 2023 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
Психологический практикум ↓
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)
Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».
Текст опросника
-
- а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
- б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
- в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
-
- а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
- б. Приказывает так, что хочется выполнить.
- в. Приказывать не умеет.
-
- а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
- б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
- в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
-
- а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
- б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
- в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
-
- а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
- б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
- в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
-
- а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
- б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
- в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
-
- а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
- б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
- в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
-
- а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
- б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
- в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
-
- а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
- б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
- в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
-
- а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
- б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
- в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
-
- а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
- б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
- в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
-
- а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
- б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
- в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
-
- а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
- б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
- в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
-
- а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
- б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
- в. Контролирует работу от случая к случаю.
-
- а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
- б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
- в. Не может влиять на дисциплину.
-
- а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
- б. С руководителем работать интересно.
- в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Ключ
№ | а | б | в |
1 | д | к | п |
2 | д | к | п |
3 | к | п | д |
4 | д | п | к |
5 | п | д | к |
6 | к | д | п |
7 | п | к | д |
8 | к | п | д |
9 | д | к | п |
10 | к | п | д |
11 | п | д | к |
12 | д | к | п |
13 | п | к | д |
14 | к | д | п |
15 | к | д | п |
16 | д | к | п |
Интерпретация:
Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.
Директивный компонент – Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент – П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент – К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Методика «Исключение лишнего»
- Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
- Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
- Методика Додонова «Предпочитаемые переживания»
- Опросник аффилиации А. Мехрабиана
- Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин
- Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)
- Тест «Сделаем вместе»
- Определение ведущей репрезентативной системы
Тест «Какой Вы руководитель?»
При анализе деятельности руководителя психологи выделяют три стиля управления:
— директивный
(Д) (командно-административный, авторитарный), при котором руководитель
привержен единоначалию, подчинению людей своей воле,
не терпит возражений, не прислушивается к мнению других;
— коллегиальный (К)
(демократический) — руководитель предоставляет подчиненным самостоятельность, доверяет им, решения принимает на основе совета с коллективом;
попустительский (П)
(либеральный, невмешивающийся) — руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответствен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все «плывет по течению».
Из перечисленных ниже 27 групп утверждений, описывающих различные качества руководителя, выберите те утверждения, которые характерны для вас или для оцениваемого вами руководителя. Нужно выбрать не менее одного утверждения из каждой группы.
1
а) Руководитель централизует руководство: требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему;
б) пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2
а) В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с руководимыми;
д) в критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями.
3
а) Руководитель недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с руководимыми, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с руководимыми, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с руководимыми, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4
а) В отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5
а) Руководитель сам обращается за советом к руководимым;
б) не допускает, чтобы руководимые им советовали ему и тем более возражали;
в) руководимые не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6
а) Руководитель контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7
а) Руководителя интересует только выполнение работы, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию отношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8
а) Руководитель приказывает так, что хочется выполнять порученное дело;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) приказы руководителя вызывают у руководимых недовольство.
9
а) На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10
а) Руководитель сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем знаком;
б) если он чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостаток в знаниях;
г) когда он чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостаток в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11
а) Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, старается уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них.
12
а) Руководитель старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом наиболее квалифицированных специалистов.
13
а) Исполнители довольны, когда отсутствует руководитель: они испытывают некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому они ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руководитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14
а) Для выполнения той или иной работы руководителю нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) он всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к руководимым с поручениями, просьбами, советами;
г) замечания руководителя всегда справедливы.
15
а) Руководитель всегда обращается к руководимым вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к руководимым бывает нетактичным и даже грубым;
в) в обращении к руководимым часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения к руководимым у него часто меняется.
16
а) Руководитель привлекает к управлению рядовых членов коллектива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции практически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.
17
а) Руководитель стремится к показной дисциплине и «идеальному» подчинению;
б) не может влиять на трудовую дисциплину;
в) умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) трудовая дисциплина в коллективе «хорошая», так как подчиненные боятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18
а) Руководитель обращается к руководимым только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает о личном, о семье;
в) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
г) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19
а) Руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее всего уходит от этого;
в) старается все решать вместе с руководимыми, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20
а) В руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) руководитель старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров: люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди в руководимом коллективе относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21
а) Руководитель способствует тому, чтобы руководимые работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены самим себе;
д) руководитель предоставляет руководимым самостоятельность лишь время от времени.
22
а) Руководитель регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23
а) Инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) руководитель считает, что лучше сделать меньше (тогда и меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни сам, ни его подчиненные.
24
а) Любимый лозунг руководителя: «Давай, давай!»;
б) руководитель требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе, и к другим.
25
а) Руководитель, наверное, консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у руководителя лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26
а) В своей работе руководитель широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27
а) Руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своими делами и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Теперь подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский, либеральный) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
№ группы утвержд. |
Утверждение |
||||
а |
б |
в |
г |
д |
|
1 |
Д-3 |
П-2 |
К-З |
П-3 |
К-2 |
2 |
д-з |
К-2 |
П-1 |
К-3 |
П-З |
3 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1: П-2 |
К-2 |
4 |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5 |
к-з |
Д-2 |
П-2 |
П-2: К-1 |
К-2 |
6 |
п-з |
Д-3 |
К-З |
Д-3 |
Д-2 |
7 |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1: К-1 |
К-1 |
8 |
к-з |
П-З |
Д-2 |
П-2 |
д-з |
9 |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2: П-2 |
П-2 |
10 |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2: К-2 |
К-1: П-2 |
11 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1: П-2 |
Д-2: П-1 |
12 |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-3 |
13 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1: П-2 |
14 |
П-З |
Д-3 |
К-З |
Д-2 |
К-З |
15 |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2: П-2 |
16 |
К-2 |
Д-1: П-1 |
Д-1 |
П-2 |
П-З |
17 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
п-з |
18 |
Д-3 |
К-З |
П-2: К-1 |
П-2: Д-1 |
П-1 |
19 |
Д-3 |
П-2 |
К-З |
П-З |
п-з |
20 |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21 |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22 |
К-2 |
Д-1: К-2 |
Д-2: К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-З |
24 |
Д-3 |
К-З |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25 |
П-1 |
К-1 |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
26 |
К-2 |
К-З |
п-з |
Д-3 |
К-З |
27 |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-3 |
СР:
Д:
К:
П:
СР
— суммарный результат по стилям управления. Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых может достигать 10 баллов.
Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1: директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
3) 1-1-П: либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-П: коллегиально — либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
6) Д-1-П: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2- 9);
7)
Д-К-П:
смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-5, 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства;
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.
Интерпретация результатов
Стиль руководства |
Профессиональные характеристики |
Профессиональная компетентность |
Организаторские качества |
Воспитание коллектива |
Морально-психологические (общение) |
Директивный |
(Д-1-1) |
низкая |
средние |
низкое |
низкое |
Коллегиальный |
(1-К-1) |
высокая |
высокие |
высокое |
высокое |
Либеральный |
(1-1-П) |
низкая |
низкие |
низкое |
среднее |
Директивно-коллегиальный |
(Д-К-1) |
низкая |
средние |
среднее |
среднее |
Стиль руководства |
Профессиональные характеристики |
Профессиональная компетентность |
Организаторские качества |
Воспитание коллектива |
Морально-психологические (общение) |
Директивно-либеральный |
(Д-1-П) |
низкая |
высокие |
среднее |
среднее |
Коллегиально — либеральный |
(1-К-П-) |
низкая |
низкие |
высокое |
высокое |
Смешанный |
(Д-К-П) |
средняя |
высокие |
высокое |
высокое |
Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4 или 3-8-3).
Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств со стилем руководства: наиболее сильное влияние на стиль руководства оказывает профессиональная компетентность, затем организаторские, воспитательные и морально-психологические характеристики деятельности руководителя.
См. также
Опросники межличностных отношений
- Анкета антисоциального поведения для взрослых
- Анкета антисоциального поведения для детей
- Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская
- Исследование уровня эмпатийных тенденций
- Методика «Выбор в действии»
- Методика «Лидер»
- Методика «Педагогические ситуации»
- Методика «Эффективность лидерства»
- Методика диагностики межличностных отношений Лири
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)
- … и другое
Тесты для самотестирования
- Диагностика здоровья по почерку
- Методика «Умение рационально использовать время»
- Опросник «Честность»
- Психогеометрический тест
- Семейный тест
- Тест «Активный ли вы человек?»
- Тест «Ананкастические проявления»
- Тест «Артистические наклонности»
- Тест «Биополе семьи»
- Тест «Благоразумность»
- … и другое
Тесты способностей
- Диагностика периферических нарушений речи у детей
- Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
- Диагностическая методика «Проблема Эверье»
- Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
- КОСКОМ 2
- Корректурная таблица Бентона
- Корректурные пробы
- Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
- Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
- Метод оценки устойчивости представлений
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального. Рекомендуем использовать методику как для самооценки руководителей, так и для оценки 360 градусов в целях получения максимально объективной оценки.
Результат позволяет отнести стиль руководства руководителя к следующим типам:
Директивный
Коллегиальный
Либеральный
Директивно-коллегиальный
Директивно-либеральный
Коллегиально-либеральный
Смешанный
Вам будет предложено 27 вопросов, каждый из которых характеризует деятельность руководителя. К каждому из вопросов 5 вариантов ответов (вариантов проявления характеристики), Вам необходимо выбрать один или несколько вариантов, которые на Ваш взгляд наиболее точно соответствуют Вам или тому руководителю, которого Вы оцениваете.
Поля отмеченные * не являются обязательными к заполнению и служат для отображения индивидуальной информации в отчете к тесту.
Тестируемый*
Должность*
Название компании*