Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции на языке python

Что такое отладка?

  • Процесс проверки работоспособности программы и исправления обнаруженных при этом ошибок.
  • Варианты значений исходных данных, для которых известен ожидаемый результат.
  • Процесс проверки работоспособности программы и удаление обнаруженных при этом ошибок.

Массив — это…

  • Количество индексов.
  • Алгоритм действий.
  • Совокупность фиксированного количества однотипных элементов, которым присвоено общее имя.

Для чего предназначена постоянная память компьютера?

  • Для хранения данных и программ, с которыми работает компьютер в данный момент
  • Для хранения программ управления работой и тестирования устройств компьютера
  • Для хранения большого объема информации

Программа включает в себя ветвление, если

  • Она составлена так, что ее выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
  • Ход ее выполнения зависит от истинности тех или иных условий
  • Ее команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

Какое расширение имеют файлы языка Python?

  • .py
  • .docx
  • .pptx

Какую геометрическую фигуру используют в блок-схеме для записи условия:

  • Прямоугольник
  • Овал
  • Ромб

Какие из приведнных утверждений являются верными?

  • Программы на Python состоят из модулей.
  • Переменная — это именованная область жсткого диска
  • Python не является интерпретируемым языком программирования.
  • Переменные в Python автоматически объявляются перед первым использованием.

Базовая конфигурация компьютера содержит следующие функциональные блоки:

  • Дисковод, процессор, винчестер, оперативная память.
  • Системный блок, монитор, принтер, мышь.
  • Монитор, клавиатура, системный блок, мышь.

Что необходимо сделать, если в задаче требуется определить количество элементов, удовлетворяющих некоторому условию?

  • Ввести переменную, значение которой будет увеличиваться на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент.
  • Ввести переменную, к значению которой прибавляют значение найденного элемента массива.
  • Ввести переменную, значение которой будет уменьшается на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент.

Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции на языке Python?

Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции на языке Python?

  • 1-2-3-5-4
  • 5-4-3-2-1
  • 5-3-4-2-1

Процесс представления величины из аналоговой в дискретную называется:

  • Формализация.
  • Алгоритмизация
  • Дискретизация

Как называется группа файлов, которая хранится отдельной группой и имеет собственное имя ?

  • Каталог
  • Файл
  • Диск

Какие символы разрешается использовать в имени файла или имени директории в Windows?

  • Цифры и только латинские буквы
  • Русские и латинские буквы
  • Латинские, русские букву и цифры

Что такое кластер на магнитном диске?

  • конверт для диска
  • единица дискового пространства
  • виртуальный диск

Выберите системы счисления, где может быть число 501

  • Десятичная
  • Двоичная
  • Восьмеричная
  • Шестнадцатеричная

По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

  • текстовую, числовую, графическую, звуковую, комбинированную
  • обыденную, научную, производственную, управленческую
  • визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую

В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?

  • гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит
  • бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт
  • бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Совокупность правил записи команд и других конструкций языка

  • семантика
  • словарь
  • синтаксис

Периферийные устройства предназначены для:

  • выполнения арифметико-логических операций
  • улучшения дизайна компьютера
  • обмена информацией между компьютером и пользователем

Сколько окон может быть одновременно открыто?

  • количество не ограничено
  • Одно
  • Десять

Avatar

Степанов Дмитрий Николаевич

09.03.2021.
Тест. Информатика, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание структуры программ на языке Python и на особенности ввода/вывода на данном языке программирования. Тест предназначен для обучающихся 8 класса, которые начинают знакомство с языком программирования Python

Список вопросов теста

Вопрос 1

Установите соответствие между элементами схемы их номерами.

1.

Инструкция

2.

Модуль

3.

Выражение

Варианты ответов
  • Инструкция
  • Модуль
  • Выражение

Вопрос 2

Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции? 

Варианты ответов
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Вопрос 3

Какие из приведённых утверждений являются ложными? 

Варианты ответов
  • Программы на Python состоят из модулей.
  • Переменные в Python автоматически объявляются перед первым использованием.
  • Python не является интерпретируемым языком программирования.
  • Переменная — это именованная область жёсткого диска

Вопрос 4

Как называется инструкция, которая определяет данные соответствующие переменной? 

Варианты ответов
  • Инструкция присваивания
  • Инструкция цикла
  • Инструкция определения
  • Инструкция ветвления

Вопрос 5

Какие значения из указанных могут принимать переменные типа int? 

Варианты ответов
  • 10
  • 7.8
  • -10
  • ‘int10’

Вопрос 6

Какое значение будет у переменной val после выполнения инструкции? 

val = 3 ** 4 — 2 

Запишите число: 

Вопрос 7

Какая символьная строка будет сформирована при выполнении инструкции  

s = ‘{:5.2f}’.format (3.1496)? При записи ответа вместо пробелов используйте нижние подчёркивания. 

Запишите ответ: 

Вопрос 8

Что будет выведено на экран в результате выполнения инструкции print (2, ‘a’, 8)? 

Вопрос 9

Данные какого типа возвращает функция input ()? 

Варианты ответов
  • float
  • int
  • bool
  • str

Вопрос 10

Какие из приведённых утверждений правдивы? 

Варианты ответов
  • В Python не предусмотрено инструкций для ввода и вывода данных.
  • Функция input () возвращает текстовые данные.
  • Функция print () не имеет выходных данных.
  • Функция print () возвращает числовые данные.

Вопрос 11

Выберите инструкцию, присваивающую переменной a значение, введённое пользователем с клавиатуры. 

Варианты ответов
  • print (a)
  • input (a)
  • a = input ()
  • a = print ()

Предыдущий урок: Комментарии

В этом материале рассмотрим приоритетность и ассоциативность операторов в Python. Тема очень важна для понимания семантики операторов Python.

После прочтения вы должны понимать, как Python определяет порядок исполнения операторов. У некоторых из них более высокий уровень приоритета. Например, оператор умножения более приоритетный по сравнению с операторами сложения или вычитания.

В выражении интерпретатор Python выполняет операторы с более высоким уровнем приоритета первыми. И за исключением оператора возведения в степень (**) они выполняются слева направо.

Как работает приоритетность операторов в Python?

Выражение — это процесс группировки наборов значений, переменных, операторов и вызовов функций. При исполнении таких выражений интерпретатор Python выполняет их.

Вот простейший пример.

Здесь «3 + 4» — это выражение Python. Оно содержит один оператор и пару операндов. Но в более сложных инструкциях операторов может быть и несколько.

Для их выполнения Python руководствуется правилом приоритетности. Оно указывает на порядок операторов.

Примеры приоритетов операторов

В следующих примерах в сложных выражениях объединены по несколько операторов.


# Сначала выполняется умножение
# потом операция сложения
# Результат: 17
5 + 4 * 3

Однако порядок исполнения можно поменять с помощью скобок (). Они переопределяют приоритетность арифметический операций.


# Круглые скобки () переопределяют приоритет арифметических операторов
# Вывод: 27
(5 + 4) * 3

Следующая таблица демонстрирует приоритетность операторов от высокой до самой низкой.

Операторы Применение
{ } Скобки (объединение)
f(args…) Вызов функции
x[index:index] Срез
x[index] Получение по индексу
x.attribute Ссылка на атрибут
** Возведение в степень
~x Побитовое нет
+x, -x Положительное, отрицательное число
*, /, % Умножение, деление, остаток
+, — Сложение, вычитание
<<, >> Сдвиг влево/вправо
& Побитовое И
^ Побитовое ИЛИ НЕ
| Побитовое ИЛИ
in, not in, is, is not, <, <=, >, >=, <>, !=, == Сравнение, принадлежность, тождественность
not x Булево НЕ
and Булево И
or Булево ИЛИ
lambda Лямбда-выражение

Ассоциативность операторов

В таблице выше можно увидеть, что некоторые группы включают по несколько операторов python. Это значит, что все представители одной группы имеют один уровень приоритетности.

При наличии двух или более операторов с одинаковым уровнем в дело вступает ассоциативность, определяющая порядок.

Что такое ассоциативность в Python?

Ассоциативность — это порядок, в котором Python выполняет выражения, включающие несколько операторов одного уровня приоритетности. Большая часть из них (за исключением оператора возведения в степень **) поддерживают ассоциативность слева направо.

Примеры

Например, у операторов умножения и деления приоритетность одинаковая. В одном выражении тот, что находится слева, будет выполняться первым.


# Тестирование ассоциативности слева направо
print(4 * 7 % 3)
# Результат: 1

print(2 * (10 % 5))
# Результат: 0

Единственное исключение — оператор возведения в степень **. Вот пример с ним:


# Проверка ассоциативности с оператором степени
print(4 ** 2 ** 2)
# Вывод: 256

print((4 ** 2) ** 2)
# Вывод: 256

Обратите внимание на то , что print(4 ** 2 ** 2) дает такой же результат, как и ((4 ** 2) ** 2).

Неассоциативные операторы

В Python есть такие операторы (например, присваивания и сравнения), которые не поддерживают ассоциативность. Для них применяются специальные правила порядка, в которых ассоциативность не принимает участия.

Например, выражение 5 < 7 < 9 — это не то же самое, что и (5 < 7) < 9 или 5 < (7 < 9). Зато 5 < 7 < 9 — то же самое, что 5 < 7 и 7 < 9. Исполняется слева направо.

Так же работает связывание операторов присваивания (например, a=b=c), а вот a = b += c вернет ошибку.


# Установите значения
x = 11
y = 12

# Выражение неверно
# Неассоциативные операторы
# Ошибка -> SyntaxError: invalid syntax

x = y += 12

Выводы

Приоритетность и ассоциативность операторов в Python — важная тема. Зная ее, легче работать со сложными выражениями.

Далее: Генераторы

В этой статье мы рассмотрим приоритет и ассоциативность операторов в Python. Тема очень важна для понимания семантики операторов Python.

Прочитав это, вы должны понять, каким образом осуществляет определение порядка выполнения тех или иных инструкций. Некоторые из них имеют более высокий уровень приоритета. Например, оператор умножения имеет приоритет над операторами сложения или вычитания, насколько мы знаем из школьных уроков математики. Такой же принцип сохраняется и в разработке приложений на Python. 

В выражении интерпретатор Python сначала выполняет инструкции с более высоким приоритетом. И за исключением оператора возведения в степень (**), они выполняются слева направо.

Содержание

  1. Что такое операторы в Python?
  2. Арифметические операторы
  3. Операторы сравнения
  4. Операторы присваивания
  5. Логические операторы
  6. Операторы принадлежности
  7. Операторы тождественности
  8. Битовые операторы
  9. Более подробно о приоритетности операторов в Python
  10. Каким образом работает приоритетность операторов в Python?
  11. Приоритеты операторов – примеры
  12. Таблица приоритетности операторов
  13. Ассоциативность операторов
  14. Понятие ассоциативности в Python
  15. Примеры ассоциативности
  16. Неассоциативные операторы – что это такое?
  17. Заключение

Что такое операторы в Python?

Перед тем, как разбирать вопросы приоритетности и ассоциативности операторов, давайте восстановим в памяти, что такое операторы вообще. Под оператором в Python подразумевается специальный символ, который выполняет определенную операцию над переменными либо значениями, которые расположены рядом с ним.

Операторы в Python бывают следующих видов:

  1. Арифметические.
  2. Операторы сравнения.
  3. Операторы присваивания.
  4. Логические операторы.
  5. Операторы принадлежности.
  6. Битовые операторы.
  7. Операторы тождественности.

Давайте разберемся подробнее в том, какие типы бывают.

Арифметические операторы

Это стандартные операторы Python, большая часть которых похожа на своих математических «сородичей».

  1. Оператор сложения + – суммирует два операнда, которые находятся рядом.
  2. Вычитание (-) – из первого операнда вычитает значение второго.
  3. Умножение (*).  Выполняет умножение значений, которые расположены по обе стороны оператора.
  4. Деление (/). Операнд, расположенный слева от оператора разделяет на тот, который размещается справа.
  5. Возведение в степень (**) – умножает первое число на себя количество раз, указанное во втором операнде. Простыми словами, выполняет классическую операцию возведения в степень.
  6. Деление по модулю (%). Позволяет получить остаток от операции деления.
  7. Деление без остатка (//). Дает возможность получить целочисленное значение частного, убирая цифры после десятичной точки.

Операторы сравнения

Используются для того, чтобы сравнивать операнды между собой. Чтобы проверить, какой из них является большим или меньшим либо равным, необходимо использовать соответствующий оператор. Давайте рассмотрим операторы сравнения, которые могут использоваться в Python:

  1. Меньше. Обозначается знаком <. Если число слева меньше, чем справа, возвращается значение True.
  2. Больше. Обозначается знаком >. Если значение слева больше, возвращает True.
  3. Меньше или равно. Проверяет, является ли левая часть меньше или равной правой. Обозначается знаком (<=).
  4. Больше или равно (>=). Сравнивает два значения между собой. Если левая часть является большей, чем правая или равной ей, возвращается значение True.
  5. Равно. Этот оператор отличается от математического знака с тем же значением. Его обозначают, как ==. Если операнды равны между собой, оператор возвращает значение True.
  6. Не равно. Обозначается, как !=. Выполняет противоположную предыдущему оператору функцию.

Операторы присваивания

Самый частый вариант использования операторов присваивания – указание значения переменной, которая находится слева от этого операнда. Также есть ряд других вариантов использования – сложение и присваивание, вычитание и присваивание, и так далее. Возможны также операции возведения в степень и присваивания, а также деление по модулю и присваивания. Одним словом, результат любой математической операции между левым и правым операндом может быть присвоен левому.

Логические операторы

Необходимы для того, чтобы управлять потоком выполнения программ и проверять условия. В Python есть всего три оператора: and (и), or (или) и not (не).

Операторы принадлежности

Эти операторы проверяют, является ли значение частью последовательности. Последовательность может быть списком, строкой или кортежем. Есть всего два таких оператора: in и not in.

Операторы тождественности

Это более сложные для понимания операторы, которые выполняют проверку операндов на предмет того, занимают ли они одну и ту же ячейку в памяти. 

Битовые операторы

Еще один сложный тип операторов, который следует рассматривать отдельно. Он необходим для выполнения операций с битами. Уже требует более профессионального использования.

Более подробно о приоритетности операторов в Python

Каким образом работает приоритетность операторов в Python?

Сначала необходимо начать с рассмотрения определения понятия «Выражение». Под этим словом подразумевается процесс группировки наборов значений, переменных, операторов и вызовов функций. Под исполнением этих выражений подразумевается выполнение их интерпретатором Python.

Давайте приведем простой пример для понимания того, как это работает. 

В описанном примере «3+4» это классическое выражение в Python. В него входит два операнда и один оператор. Но инструкции могут быть разными по сложности. Следовательно, и количество операторов в них может отличаться. Для их выполнения необходимо руководствоваться принципом приоритетности. Именно он указывает на то, в каком порядке будут выполняться те или иные операторы.

Приоритеты операторов – примеры

Давайте приведем несколько примеров, в которых продемонстрируем, как объединяются сложные выражения по несколько операторов. 

# Сначала выполняется умножение

# потом операция сложения

# Результат: 17

5 + 4 * 3

Тем не менее, возможно изменение порядка выполнения операторов с помощью скобок. В данном случае они выполняют ту же функцию, что и в стандартных математических выражениях. 

# Сначала выполняется умножение

# потом операция сложения

# Результат: 17

5 + 4 * 3

Мы с помощью скобок задаем приоритетность арифметических операций.

Таблица приоритетности операторов

Чтобы было более понятно, какая приоритетность использования операторов, давайте приведем такую таблицу.

Операторы Применение
{ } Скобки (объединение)
f(args…) Вызов функции
x[index:index] Срез
x[index] Получение по индексу
x.attribute Ссылка на атрибут
** Возведение в степень
~x Побитовое нет
+x, -x Положительное, отрицательное число
*, /, % Умножение, деление, остаток
+, — Сложение, вычитание
<<, >> Сдвиг влево/вправо
& Побитовое И
^ Побитовое ИЛИ НЕ
| Побитовое ИЛИ
in, not in, is, is not, <, <=, >, >=, <>, !=, == Сравнение, принадлежность, тождественность
not x Булево НЕ
and Булево И
or Булево ИЛИ
lambda Лямбда-выражение

Здесь операторы расположены в порядке от наиболее высокой приоритетности до самой низкой.

Ассоциативность операторов

Обратите внимание на то, что в приведенной выше таблицы в некоторые группы входит сразу несколько операторов. Что это означает? Это указывает на то, что все элементы, относящиеся к одной и той же группе, имеют одинаковый уровень приоритетности.

Если есть два или более операторов с одинаковым уровнем, в дело вступает ассоциативность, от которой и зависит порядок.

Понятие ассоциативности в Python

Под ассоциативностью подразумевается порядок выполнения выражений, в которых есть несколько одинаково приоритетных операторов. Подавляющее их число (если не учитывать оператор возведения в степень **) поддерживают ассоциативность слева направо.

Примеры ассоциативности

Давайте для того, чтобы было более понятно, приведем пример. Допустим, операторы умножения и деления имеют одинаковую приоритетность. В одном выражении тот, что расположен слева, будет выполняться в первую очередь.  

# Тестирование ассоциативности слева направо

print(4 * 7 % 3)

# Результат: 1




print(2 * (10 % 5))

# Результат: 0

А вот оператор возведения в степень исполнятся справа. Сначала интерпретатор получает значение степени, а потом умножает число, расположенное возле него, на себя соответствующее количество раз. Вот пример. 

# Проверка ассоциативности с оператором степени

print(4 ** 2 ** 2)

# Вывод: 256




print((4 ** 2) ** 2)

# Вывод: 256

Обратите внимание на то , что print(4 ** 2 ** 2) дает такой же результат, как и ((4 ** 2) ** 2).

Неассоциативные операторы – что это такое?

Ряд операторов в Python (например, присваивания и сравнения) не поддерживают принцип ассоциативности. Для них используются особые правила порядка, где ассоциативность в учет не принимается. 

Так, выражение 5 < 7 < 9 — это не то же самое, что и (5 < 7) < 9 или 5 < (7 < 9). Зато 5 < 7 < 9 — то же самое, что 5 < 7 и 7 < 9. Исполняется слева направо.

Так же работает связывание операторов присваивания (например, a=b=c), а вот a = b += c вернет ошибку. 

# Установите значения

x = 11

y = 12




# Выражение неверно

# Неассоциативные операторы

# Ошибка -> SyntaxError: invalid syntax




x = y += 12

Заключение

Таким образом, приоритетность выполнения тех или иных операторов, а также ассоциативность – это важные темы, которые позволяют упростить себе работу с выражениями, которые включают большое количество операндов.

Мы вспомнили, какие типы операторов в Python бывают, и для чего они используются. Также поняли, в какой очередности какие операторы идут для того, чтобы сделать выполнение сложных выражений более простым. 

Чтобы понимать особенности работы с операторами интуитивно, необходимо с ними работать, использовать в условных конструкциях и объединять их между собой. Также есть специальные сервисы, называемые «песочницами», которые имеют необходимый функционал для того, чтобы тестировать использование тех или иных операторов в приложениях, а также то, как они относятся друг к другу, и по какой логике работает программа.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Какие из приведенных утверждений являются ложными python

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов +

Какой из следующих утверждений даст ошибку? Нужна помощь в python

Введение в Python. Структура программы

  • Команды
  • Инструкции
  • Операторы
  • Модули
  • -10
  • ‘a10c’
  • 10
  • 7.8
  • Инструкция ветвления
  • Инструкция цикла
  • Инструкция присваивания
  • Инструкция определения

Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции?

Изображение Ответ

предложение вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, сложнено обращением.

ты клонишь гр основа, подлеж — ты, выр местоимением. клонишь — простое глагольное сказуемое, выр глаголом, клонишь что? макушку дополнение, выр существит, какую? свою определение,выр местоимением, клонишь ,выр существит с предлогом — над чем? дополнение

Начало программирования на языке Python

Какие значения из указанных могут принимать переменные типа int?

Варианты ответов
  • 10
  • -10
  • «10»
  • 7.8
Вопрос 2

Определите порядок выполнения операций в указанной инструкции?

a = 3 — 5 * 4 ** (-3 + 2)

Варианты ответов
Вопрос 3

Какое значение будет у переменной val после выполнения инструкции val = 3 ** 4 — 2 &

Вопрос 4

Что будет выведено на экран в результате выполнения инструкции print (2, ‘a’, 8)?

Вопрос 5

Выберите инструкцию, присваивающую переменной a значение, введённое пользователем с клавиатуры.

Варианты ответов
  • a = input()
  • input(a)
  • a = print()
  • print(a)
Вопрос 6

Данные какого типа возвращает функция input ()?

Варианты ответов
  • bool
  • float
  • int
  • str
Вопрос 7

Какие из приведённых утверждений правдивы?

Варианты ответов
  • В Python не предусмотрено инструкций для ввода и вывода данных
  • Для вывода данных из оперативной памяти компьютера на экран монитора используется инструкция print ()
  • Функция print () возвращает числовые данные.
  • Функция input () возвращает текстовые данные.
Вопрос 8

Что будет выведено на экран в результате выполнения инструкции print (2, ‘a’, 8, sep = ‘, ‘)?

Вопрос 9

Как называются алгоритмы, содержащие ветвления?

Варианты ответов
  • Линейные
  • Разветвляющиеся
  • Циклические
  • Рекурсивные
Вопрос 10

Как называется алгоритмическая конструкция, которая в зависимости от некоторого условия исполняет одну из двух последовательностей действий?

Варианты ответов
  • Следование
  • Ветвление
  • Цикл
Вопрос 11

Какие значения могут принимать переменные логического типа в языке Python?

Варианты ответов
  • True
  • False
  • 10
  • -40
  • «True»
Вопрос 12

Какая чать оператора ветвления в языке Python реализует разделение кода более, чем на две ветви? (используется при вложенных условиях)

Варианты ответов
  • if
  • else
  • elif
  • print()
Вопрос 13

При помощи чего простые логические высказывания соединяются в сложные?

Варианты ответов
  • С помощью союзов
  • С помощью основных арифметических операций
  • С помощью инструкции присваивания
  • С помощью логических операций
Вопрос 14

Какой из блоков обязательно присутствует в сокращённой форме записи ветвления?

Варианты ответов
  • if
  • else
  • elif
  • print
Вопрос 15

Какое значение, должна иметь переменная s, чтобы в ветвлении с условием s != 0 выполнился блок else?

Выражение — это код, который интерпретатор Python вычисляет для получения значения. Простейшими выражениями являются литералы и идентификаторы. Другие выражения строятся посредством объединения подвыражений с помощью операторов, выполняющих соответствующие операции и/или разделителей.

Ниже, операции/выражения перечислены в порядке уменьшения приоритета. Операции с более высоким приоритетом выполняются до выполнения операций с более низким приоритетом. Операции, указанные в одной строке, имеют одинаковый приоритет.


  1. Создание словаря, генератор словарей:
    {key: expr, ... }
    {key: expr for item in Iterator if conditional}
  2. Создание множества, генератор множеств:
    {expr, ... }
    {expr for item in Iterator if conditional}
  3. Создание списка, генератор списков:
    [expr, ... ]
    [ expr for item in Iterator if conditional ]
  4. Создание кортежа, подвыражение (просто скобки), выражение-генератор:
    (expr, ... )
    (expr for item in iterator)
  5. Обращение к атрибуту:
    x.attr
  6. Вызов функции:
    f(expr, ... )
  7. Выделение среза:
    x[start: stop: step]
  8. Взятие элемента по индексу:
    x[index]
  9. Возведение в степень (x в степени y):
    x**y
  10. Побитовое НЕ (инверсия):
    ~x
  11. Унарные «плюс» и «минус», тождественность:
    +x, -x
  12. Деление: истинное и с округлением вниз:
    x / у, x // у
  13. Остаток от деления, формат:
    x % у
  14. Умножение, повторение:
    x * у
  15. Вычитание, разность множеств:
    x - у
  16. Сложение и конкатенация:
    x + у
  17. Сдвиг значения x влево или вправо на y битов:
    x << у, x >> у
  18. Побитовое И, пересечение множеств:
    x & у
  19. Побитовое исключающее ИЛИ, симметрическая разность множеств:
    x ^ у
  20. Побитовое ИЛИ, объединение множеств:
    x l y
  21. Операторы проверки на равенство:
    x != у, x == у
  22. Операторы сравнения, проверка на подмножество и надмножество:
    x < у, x <= у,
    x > у, x >= у,
  23. Проверка идентичности (тождественности) объектов:
    x is у, x is not у
  24. Проверки на вхождение/принадлежности (для итерируемых объектов и множеств):
    x in у, x not in у
  25. Логическое НЕ (отрицание):
    not x
  26. Логическое И, значение y вычисляется, только если значение x истинно:
    x and у
  27. Логическое ИЛИ, значение y вычисляется, только если значение x ложно:
    x or у
  28. Трехместный оператор выбора, значение x вычисляется, только если значение y истинно:
    x if expr else у
  29. Создание анонимной функции:
    lambda x, ...: expr
  30. Поддержка протокола send в функциях-генераторах:
    yield x

Примечание:

  • Символы ... означают запятые, присоединяющие нуль или более повторений предыдущего компонента. Во всех подобных случаях замыкающая запятая является необязательной, и ее наличие ни на что не влияет.
  • Синтаксическая конструкция […] используется для определения литералов списков и выражений-генераторов списков. В последнем случае предполагается выполнение цикла и накопление результатов в новом списке.
  • Синтаксическая конструкция (…) используется для определения кортежей, подвыражений и выражений-генераторов — разновидности генераторов списков, которая воспроизводит значения по требованию.
  • Синтаксическая конструкция {…} используется для определения литералов словарей, для определения литералов множеств, генераторов словарей и множеств.
  • Инструкция yield в функциях-генераторах возвращает аргументы функции. Если инструкция yield — не единственное, что находится справа от оператора присваивания, она должна заключаться в круглые скобки.
  • Трехместный оператор выбора x if expr else у является краткой формой записи многострочной инструкции if ... else.
  • Операторы сравнений могут объединяться в цепочки: например x < y < z воспроизводит тот же результат, что и конструкция x < y and y < z.
  • выражение извлечения среза x[i:j:k] является эквивалентом операции индексирования с применением объекта среза: x[slice(i, j, k)].

В языках программирования и в математике вычисление выражений производится в определенном порядке. Порядок этот задается приоритетом операторов и скобками. Со школы мы знаем, что умножение имеет более высокий приоритет, чем сложение, поэтому в пределах одних скобок сначала будет выполнено умножение, а затем только сложение:

2 * 2 + 2 = 6

Рассмотрим таблицу приоритета операций в языке Python. Сверху таблицы самые приоритетные операции, снизу – операции с низким приоритетом.

Операция Описание
( ) Скобки – высший приоритет – первые
** Экспонента (возведение в степень)
+x, -x, ~x Унарные плюс, минус и битовое отрицание
*, /, //, % Умножение, деления, взятие остатка
+, - Сложение и вычитание
<<, >> Битовые сдвиги
& Битовое И
^ Битовое исключающее ИЛИ (XOR)
| Битовое ИЛИ
==, !=, >, >=, <, <=,
is, is not,
in, not in
Сравнение, проверка идентичности,
проверка вхождения
not Логическое НЕ
and Логическое И
or Логическое ИЛИ – низший приоритет – последние

Как видно, скобки самые главные. Скобки решают все.

Если в одном выражении идут операторы одинакового приоритета, то вычисления выполняются слева направо.

Исключение составляет оператор **. Он право-ассоциативный. Т.е. в цепочке из двух ** сначала выполнится правый, а потом левый.

>>> 3 ** 4 ** 2
43046721
>>> 3 ** (4 ** 2)
43046721
>>> (3 ** 4) ** 2
6561

Обратите внимание на приоритеты not, and и or.

not a or b and c   ===   (not a) or (b and c)

Правила хорошего тона: не составляйте очень сложных выражений и логических выражений; всегда разбивайте их на части. Даже если вы прекрасно знаете приоритеты операций, то программист, читающий ваш код после вас, может знать их плохо; поэтому НЕ пренебрегайте скобками.

В случае с операторами сравнения, помните про цепочки сравнений!

         x < y < z
это ни   (x < y) < z,
ни       x < (y < z),
а        x < y and y < z

Специально для канала @pyway. Подписывайтесь на мой канал в Телеграм @pyway 👈 

10 466

Инструкции в Python

Для того, чтобы наша программа могла делать что-то полезное, мы должны предоставить интерпретатору Python верные инструкции, т.е. посредством кода
сообщить ему логическую последовательность действий, выполнение которой и приведет к желаемому результату. Если более строго, то.

Инструкция языка программирования
(от англ. statement) – это команда на языке программирования,
посредством которой компьютеру сообщается о необходимости выполнения одного определенного шага по обработке порции информации.

По сути, любой python-скрипт представляет собой не что иное, как некоторую последовательность инструкций, которая может состоять из десятков, сотен,
тысяч или даже сотен тысяч и миллионов инструкций (см. пример №1). Все зависит от того, сколько инструкций потребуется для того, чтобы описать все шаги,
необходимые для достижения целей программы.

# Инструкция импортирует переменную pi из модуля math.
from math import pi    

# Позиционное присваивание значений глобальным переменным.
x, y, z = [1, 2, 3]
        
# Эта инструкция объявляет функцию со значением по умолчанию.
def ex_func(z=0):

    # Будут использоваться глобальные переменные.
    global x, y
    # Комбинированные инструкции присваивания.
    # Теперь глобальная x == 10.
    x *= 10
    # Теперь глобальная y == 20.    
    y += 18
    # Глобальная z не изменилась, а локальная z == z*z.
    z **= 2    
    
    # Инструкция объявляет вложенную функцию.
    def in_func():

        # Будет использоваться переменная z из области видимости
        # объемлющей функции, т.е. ex_func.
        nonlocal z

        # Инструкция запускает цикл.
        for i in range(25):
            # Условная инструкция.
            if i<5: 
                # Инструкция перехода в начало цикла. 
                continue
            # От 5 до 9.
            elif i>=5 and i<10:
                # Увеличиваем z из обл. видимости ex_func.    
                z += i                
            # При i == 10.
            else:
                # Инструкция прерывания цикла.  
                break

        # Инструкция возврата значения функцией in_func.            
        return z

    # Инструкция возврата значения функцией ex_func.            
    return x + y + in_func()

# Инструкция будет отлавливать и обрабатывать исключения.    
try:
  
    # Инструкция присваивает переменной рез-т вычисления выражения.
    res = int(pi)*10 + ex_func(30) + int(input('Введите число: '))       
    # Инструкция выводит результат на экран.
    print(res, end='nn')
  		
# Блок выполняется, когда возбуждается исключение.
except Exception as err:
    # Выводим сообщение об ошибке.
    print(err)
# Если ошибок нет.
else:
    # Ничего не делаем (пустая инструкция-заполнитель).
    pass
# Этот блок выполняется всегда, даже при наличии исключения.
finally:
    # Запрашиваем ввод, чтобы окно не закрылось.
    input()
Введите число: число
invalid literal for int() with base 10: 'число'






























































	
	
	

Пример №1. Виды и формы инструкций в Python.

Как видим, к инструкциям можно отнести практически все команды, которые мы пишем в коде программы: импорт модулей, присваивание или удаление ссылок на объекты, определение функций,
циклы, условные конструкции, обработка исключений и т.д. При этом, в случае необходимости, все эти инструкции могут быть объединены посредством отступов в целые блоки инструкций, каждый из
которых может содержать собственные вложенные блоки инструкций (в нашем примере уровень вложенности достигает четырех).

В последующих параграфах мы обязательно рассмотрим все виды инструкций и их особенности более подробно. Сейчас же, для более полного представления о наборе инструкций, использующихся в
Python, мы просто перечислим основные из них, дав краткие пояснения (в процессе чтения обязательно еще раз посматривайте в пример
№1).

  • a = b – это инструкция присваивания (например, a = 5**2 — 3 или
    b = len([1, 2, 3])). Помимо этого имеются и другие формы присваивания: комбинированные инструкции присваивания (например,
    a += 5 или b **= 7), позиционное присваивание (например, a, b = 5, 7 или
    [a, b] = ‘AB’), операция распаковывания последовательностей (например, a, *b = 1, 2, 3 или
    a, *b, c = ‘ABCDEF’), а также групповое присваивание одного значения (например, a = b = c = 5). Алгоритм присваивания
    у всех этих форм несколько отличается, но главная цель у них одна – это создание ссылок на объекты и сохранение их в переменных. При этом стоит добавить, что присваивание может
    быть и неявным, например, в вызовах функций или в заголовках циклов, но в любом случае результатом будут ссылки на объекты, сохраненные в переменных.
  • def – определение функций и методов. Например,
    def my_func(a, b, c=0, *d): return a + b + c + d[0].
  • return – возврат результата из функций и методов.
  • yield – инструкция возврата результата из функции-генератора с сохранением состояния ее
    локальных переменных. При повторном вызове такой функции выполнение, в отличие от инструкции return, продолжается с ключевого слова
    yield, на котором ее работа была прервана ранее.
  • class – определение классов. Например, class MyСlass: pass.
  • pass – пустая инструкция-заполнитель.
  • global – инструкция объявления используемых переменных глобальными (если переменных несколько, то они
    перечисляются через запятую).
  • nonlocal – инструкция используется во вложенных функциях и объявляет переменные нелокальными. В результате
    интерпретатор будет использовать переменные с указанными именами из ближайшей области видимости (т.е. объемлющей функции), исключая глобальную.
  • if/elif/else – условная инструкция.
  • for/else – инструкция обхода последовательности в цикле.
  • while/else – цикл общего назначения.
  • break – инструкция выхода из цикла.
  • continue – инструкция перехода в начало цикла.
  • import – инструкция импорта всех доступных имен из указанных модулей (модули
    присваиваются по одному за одну инструкцию, хотя допускается и по несколько за раз, но тогда они перечисляются через запятую).
  • from/import – инструкция импорта из модуля только указанных имен
    (имена перечисляются через запятую). Например, from math import pi as p, tau as t.
  • try/except/finally – инструкция обработки исключений.
  • raise – инструкция возбуждения исключений.
  • assert – инструкция отладки, которая позволяет производить проверку
    истинности утверждений и выводить сообщение об ошибке. Например, assert x > y, ‘Значение x недопустимо мало!’.
  • with/as – менеджер контекста.
  • del – инструкция удаления ссылок на объекты (если ссылок несколько, то они перечисляются через запятую). Например,
    del a, b[0], c[‘car’] .

Отметим, что список инструкций языка Python постоянно изменяется. Происходит это не сразу, но после выхода очередных версий языка регулярно появляются новые
виды инструкций, а некоторые старые виды постепенно обновляются или вообще удаляются.

Что касается вызовов функций, генераторов и других выражений, то они тоже являются инструкциями, но при этом их выделяются в особую группу за счет следующих особенностей:

  • могут объединяться операторами в сколь угодно длинные конструкции, которые в итоге последовательных операций вычисляются интерпретатором и возвращаются в виде одного
    единственного значения (объекта некоторого типа);
  • могут использоваться внутри других инструкций, являясь их составной частью.

Например, инструкция присваивания res = 5 + my_func(1, 2) содержит в правой части выражение, включающее вызов функции. Однако в
результате вычислений в переменной сохранится ссылка лишь на один итоговый объект.

В отличие от выражений обычные инструкции в Python не могут использоваться там, где ожидается значение. Поэтому их нельзя использовать в качестве
аргументов функций, правой части присваиваний, в качестве операций или возвращаемых значений. Например, если в инструкции выше заменить вызов функции ее определением в виде
res = 5 + (def my_func(a, b): return a + b), интерпретатор возбудит исключение.

По умолчанию интерпретатор Python выполняет инструкции последовательно одна за другой в порядке их следования в коде. Однако ряд специальных
инструкций, называемых управляющими конструкциями, позволяют изменять ход выполнения программы по умолчанию. К ним
относятся:

  • условные инструкции, такие как if/else или
    if/elif/else, которые указывают интерпретатору Python на выполнение или пропуск других
    инструкций в зависимости от значения условного выражения;
  • инструкции циклов, такие как for/in или
    while, которые указывают интерпретатору на многократное выполнение других инструкций;
  • инструкции переходов, такие как break,
    continue или return, которые указывают интерпретатору на выполнение перехода в другую
    часть программы;
  • инструкции обработки исключений, такие как try/except/else
    или try/except/finally, которые указывают интерпретатору на выполнение перехода в другую часть программы в случае возникновения
    ошибок.

Выражения в Python

Выражения являются не менее важными строительными элементами в Python, чем другие инструкции. Ведь большая часть того, что пишется в коде, является
выражениями.

Выражение (от
англ. expression) – это любая единица исходного кода Python,
которая может быть вычислена интерпретатором для получения значения. При этом литералы и переменные считаются выражениями сами по себе, а вызовы функций и некоторые другие конструкции
вроде генераторов следует относить к выражениям из-за того, что они явно или неявно, но дают результат.

Выражения делятся на простые (первичные) и сложные. Простые выражения не могут быть разделены на еще более простые выражения. К ним относятся, например, литералы, инициализированные
переменные, вызовы функций. Сложные выражения составляются из более простых при помощи различных операторов, которые позволяют выполнять такие операции, как сложение, вычитание,
конкатенация и другие (см. пример №2).

# Присваивается смешанное выражение, включающее 
# генератор списка, арифметические выражения, 
# выражения сравнения и логическое выражение. 
li = [x*10 for x in (0, 1, 2, 3) if x > 0 and x != 3]
                       
# Анонимная функция и ее вызов в арифметическом выражении.
res = (lambda a, b: a + b)(li[0], li[1])**2

# Выражения с операторами идентичности и членства,
# выражения вызовов функций. 
if res in [900, 1000] and type(res) is int:
    print(res)
900









		
			

Пример №2. Использование выражений в Python.

В примере выше простые выражения литерального значения (например, 10, (0, 1, 2, 3), int),
выражения переменных (например, x или res) и выражения вызовов функций (например,
type(res) или более сложный вызов анонимной функции (lambda a, b: a + b)(li[0], li[1])) посредством операторов объединяются
в более длинные смешанные выражения. Однако все эти примеры далеко не предел, т.к. выражения могут использоваться везде, где интерпретатор ожидает получить значение. Да, порой выражения могут
выглядеть довольно длинными и сложными, но в результате вычислений на выходе интерпретатор все равно будет оперировать каким-то одним результирующим значением.

Опять же, в последующих параграфах мы обязательно рассмотрим все виды выражений и особенности их использования более подробно. Сейчас же, просто перечислим основные из них для
ознакомления, дав краткие пояснения (в процессе чтения обязательно еще раз посматривайте в пример №2).

  • Выражения литерального значения – это литералы в коде программы, например, ‘ten’ (строка),
    10 (число), [‘ten’, 10] (список) или list (объект).
  • Выражения переменных – обычные инициализированные переменные, например, res в выражении
    res in [900, 1000] (здесь переменная уже инициализирована, а значит обращение к ней возвращает значение, сохраненное в памяти под данным именем).
  • Арифметические выражения – используются привычные нам математические операторы, например, a + b**3.
  • Условные выражения или выражения сравнения – используются операторы сравнения, например, a <= b.
  • Выражения с логическими операторами – используются логические операторы, например, a > b and a < c.
  • Выражения с побитовыми операторами – используются побитовые операторы, например, a&b.
  • Выражения с операторами принадлежности – используются операторы принадлежности (членства) in и
    not in, например, 5 in [1, 2, 3].
  • Выражения с операторами идентичности – используются операторы идентичности is и
    is not, например, 5 is not ‘5’.
  • Вызовы функций и методов – это тоже выражения, т.к. они явно или неявно возвращают результат, например, f(3, 5).
  • Генераторы – генераторы выражений, списков, словарей, множеств. Например,
    {simb for simb in ‘123’}.
  • lambda-выражения или анонимные функции – это специальные конструкции, которые позволяют встраивать определения функций в программный код
    выражений. Например, 5**2 + (lambda x, y: x — y)(5, 2).
  • Выражения присваивания – используется моржовый оператор
    :=, который позволяет присваивать значения непосредственно в выражении. Например, x = 5 + (y:=5).
  • Трехместные выражения if/else – эти конструкции позволяют использовать в выражениях
    условную инструкцию if/else в ее простейшей форме. Например, x = True if y > 0 else False.

Да, разделение по категориям получилось несколько условным, но вполне наглядным для того, чтобы отличать в коде выражения от инструкций. Это внешне. Логически выражения также несколько
отличаются по своему использованию и смысловому содержанию. Ведь выражения – это все, что состоит из объектов (ну, или ссылок на них) и операторов и может быть вычислено интерпретатором
для получения значения, а инструкции – это указания на выполнение программой каких-либо действий (необязательно вычислений). Да, выражения вполне обоснованно можно считать особым видом
инструкций, результатом исполнения которых являются значения. Но при этом не стоит забывать, что на практике выражения практически всегда входят в состав каких-либо инструкций и других более
сложных смешанных выражений, а вот использование инструкций в выражениях недопустимо (например, инструкция d = 5 + (def my_func(): return 3) однозначно вызовет
сбой скрипта).

Операторы в Python

Как было сказано выше, для составления более сложных выражений используются операторы, которые позволяют выполнять над объектами этих выражений некоторые операции. Но
что мы имеем в виду, когда говорим, что хотим выполнить над объектами некоторую операцию при помощи соответствующего оператора?

Операции (от
англ. operations) – это те действия, которые мы выполняем над переменными и объектами.

Некоторые операции нам уже известны (например, сложение, умножение, присваивание или сравнение), знакомство с другими еще только предстоит. Но в любом случае, чтобы
интерпретатор понял, какую операцию над объектами мы хотим выполнить, нужно использовать не слова, а соответствующие им операторы.

Операторы (от
англ. operators) – это элементы программного кода, которые используются для указаний
программе на выполнение определенных действий в выражении. Проще говоря, операторы – это символьные обозначения команд, с помощью которых мы выполняем операции.

Примерами выражений с использованием операторов могут служить
a + b, a != b, -b,
a > b, (b + 7)/(5 — 3**2) и др. Здесь символы и комбинации символов
+, !=, **, ,
/, > и есть операторы. Кстати, выражения или значения, расположенные по сторонам операторов,
называют операндами.

Большинство операторов обрабатывают свои операнды в определенном направлении. Это свойство принято называть ассоциативностью. Одни
операторы выполняют обработку своих операндов слева направо, обладая левой ассоциативностью, другие обладают правой ассоциативностью, выполняя обработку в обратном
направлении, т.е. справа налево. Также существуют операторы не имеющие ассоциативности.

Кроме того, операторы могут отличаться своим приоритетом, который определяет порядок (очередность) их выполнения в ходе вычисления
значения выражения. Первыми обрабатываются операторы с более высоким приоритетом, затем операторы с более низким приоритетом и так далее по мере убывания их приоритетности.
Если приоритет операторов одинаков, они группируются и обрабатываются либо согласно их ассоциативности, либо в соответствии с установленным для них порядком (это
касается операторов, у которых ассоциативность отсутствует). Также отметим, что для принудительного указания порядка выполнения операторов используются круглые скобки
(см. пример №3).

# Теперь a==19, т.к. приоритет оператора * выше, чем у +.
a = 5 + 7*2     
print('5 + 7*2 ->', a)

# Теперь b==24, т.к. порядок был указан при помощи скобок.
b = (5 + 7)*2   
print('(5 + 7)*2 ->', b, end='nn')

c = 2
# Вернет True, т.к. согласно принятому порядку 
# это тоже самое, что и a < b and b > c. 
print(a < b > c)   
# Вернет False, т.к. скобки явно указывают порядок выполнения.
print('a < (b > c) ->', a < (b > c), end='nn')  
        
# Согласно принятому порядку это тоже самое, что и c = (a = b).
# А вот использование инструкции c = a += b вызовет ошибку.
c = a = b     
 
# Теперь d == -8, т.к. операторы - и - имеют равный приоритет и 
# левую ассоциативность, поэтому 5 - 6 - 7 == (5 - 6) - 7. 
d = 5 - 6 - 7     
print('5 - 6 - 7 ->', d, end='nn')
 
# Теперь d == 1, т.к. (0 and 0 or 1) == (0 and 0) or 1. 
d = 0 and 0 or 1     
print('0 and 0 or 1 ->', d)         
  
# Теперь d == 0, т.к. операция в скобках выполняется первой. 
d = 0 and (0 or 1)     
print('0 and (0 or 1) ->', d)
5 + 7*2 -> 19
(5 + 7)*2 -> 24

True
a < (b > c) -> False

5 - 6 - 7 -> -8

0 and 0 or 1 -> 1
0 and (1 or 0) -> 0



















		
			

Пример №3. Использование операторов в Python.

Для большей наглядности мы перечислили основные операторы языка Python, использующиеся в выражениях, в порядке убывания их приоритетов
в таблице №4. Чем ниже приоритет, тем ниже находится строка с соответствующими операторами. Если операторы имеют одинаковый приоритет,
они перечисляются в одной и той же строке таблицы.

Оператор Описание Ассоциативность
** Возведение в степень Справа налево
~
+
Побитовое отрицание (инверсия битов)
Унарный плюс

Унарный минус
Справа налево
*
/

%
//
Умножение
Деление
Деление по модулю
Целочисленное деление
Слева направо
+
Сложение
Вычитание
Слева направо
<<
>>
Побитовый сдвиг влево
Побитовый сдвиг вправо
Слева направо
& Побитовое and (И) Слева направо
^ Побитовое xor (исключающее ИЛИ) Слева направо
| Побитовое or (ИЛИ) Слева направо
<
<=

>

>=

==
!=
Меньше
Меньше или равно
Больше
Больше или равно
Равно
Не равно
Отсутствует
is, is not Операторы тождественности Отсутствует
in, not in Операторы членства Отсутствует
not Логическое отрицание (НЕ) Справа налево
and Логическое И Слева направо
or Логическое ИЛИ Слева направо
:= Моржовый оператор (выражение присваивания) Справа налево

Таблица №4. Основные операторы языка Python.

Старайтесь всегда использовать скобки, непосредственно определяя порядок группировки и не полагаясь на приоритет или ассоциативность операторов, поскольку это
облегчит сопровождение кода и поиск ошибок как при наличии сложных выражений, так и в случае изменения поведения операторов при переходе от одной версии
Python к другой.

Большинство операторов, приведенных в таблице, являются бинарными, т.е. используются с двумя операндами (например,
+, , !=). Есть также операторы, которые
работают только с одним операндом, их называют унарными. Примером может служить
(оператор отрицания или унарный минус), который применяется для смены знака числа на противоположный.

В конце параграфа хотелось бы еще раз отметить, что фрагменты кода с присваиванием значений переменным в Python принято
считать инструкциями присваивания. Это связано с тем, что такие фрагменты внутри обычных выражений не разрешены, а в документации все операторы присваивания
объединены в одну группу и перечислены в отдельном пункте 2.6 «Delimiters» вместе
с другими разделителями (хотя и с оговоркой, что они могут выступать в роли операторов). Например, фрагменты кода d = 5,
s += 7**2 или li[0] += 3 — f мы будем называть инструкциями присваивания. Тем не
менее одна форма выражения присваивания в языке все таки имеется. Формируется она при помощи недавно введенного моржового оператора
:=, который может использоваться не только в инструкциях, но и внутри обычных выражений. Например, инструкция присваивания
li = [a := 1, b := 2] включает также и два выражения присваивания.

Краткие итоги параграфа

  • Инструкции – это команды на языке Python, которые сообщают интерпретатору последовательность
    действий, необходимых для достижения поставленных целей. По умолчанию интерпретатор выполняет инструкции последовательно одна за другой в порядке их следования
    в коде. Если нужно изменить выполнение хода программы по умолчанию, используются управляющие конструкции: условные инструкции, циклы, инструкции переходов или
    инструкции обработки исключений.
  • Выражение – это любая единица исходного кода Python, которая может быть вычислена
    интерпретатором для получения значения. Сложные выражения составляются из более простых при помощи различных операторов, которые позволяют выполнять над объектами
    такие операции как сложение, вычитание, сравнение и т.д. Но каким бы сложным не было выражение, в результате последовательных вычислений на выходе интерпретатор
    все равно будет оперировать каким-то одним результирующим значением.
  • Важно помнить, что на практике выражения практически всегда входят в состав каких-либо инструкций, а вот использование последних в выражениях недопустимо
    (например, попытка выполнения инструкции d = if 3>k: k=3 приведет к ошибке).
  • Операторы представляют собой символьные обозначения команд, с помощью которых мы выполняем операции над объектами. Выражения или значения, расположенные по сторонам
    операторов, называют операндами. Если оператор используется с двумя операндами, его называют бинарным. Если же оператор работает только с одним операндом, его
    называют унарным. Так в выражении -3 + (2 — 5)*7 операторы + и *
    представляют собой бинарные операторы, а вот оператор используется и как бинарный оператор вычитания, и как унарный минус.
  • Большинство операторов обрабатывают свои операнды в определенном направлении. Это свойство принято называть ассоциативностью. Одни операторы выполняют обработку
    своих операндов слева направо, обладая левой ассоциативностью, другие обладают правой ассоциативностью, выполняя обработку в обратном направлении, т.е. справа налево.
    Кроме того, существуют операторы не имеющие ассоциативности. Так левой ассоциативностью, в основном обладают бинарные операторы, правая ассоциативность
    присуща унарным операторам, а операторы сравнения вообще не обладают ассоциативностью.
  • Важным является и приоритет операторов, т.к. операторы с большим приоритетом обрабатываются первыми. Например, значением выражения
    2*7 + 4 будет 18, а не 22, т.к. приоритет оператора умножения
    выше приоритета оператора сложения.
  • Если приоритет операторов одинаков, они группируются и обрабатываются либо согласно их ассоциативности, либо в соответствии с установленным для них порядком (это
    касается операторов, у которых ассоциативность отсутствует). В любом случае лучше всегда использовать скобки, непосредственно определяя порядок группировки и не
    полагаясь на приоритет или ассоциативность операторов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое инструкция? А что такое выражение? Можно ли считать любое выражение инструкцией и наоборот?

Показать решение.

Ответ. Инструкция в Python – это команда интерпретатору на выполнение
какого-либо действия по обработке порции информации. А выражение – это любая единица исходного кода Python, которая может
быть вычислена интерпретатором для получения значения.
В принципе любое выражение можно считать особым видом инструкций, которые указывают интерпретатору на вычисление какого-либо фрагмента кода и в результате выполнения
приводят к какому-то значению. Но не любая инструкция может считаться выражением, т.к. инструкции могут указывать не только на вычисления, но и, например, на простой
переход в другую часть программы или выполнение кода определенное число раз. Более того, в Python инструкции могут содержать выражения,
а вот использовать инструкции в составе выражений нельзя (если, конечно, инструкция сама не является выражением).

2. Какие из представленных фрагментов кода относятся к инструкциям, а какие к выражениям:
2**3 + my_func(a),
if a > 2**3: print(a),
s = 2**3,
a < 2**3 and a > 5? Будем считать, что переменные уже инициализированны, а функция определена.

Показать решение.

Ответ. if a > 2**3: print(a) – условная инструкция, хотя в ней и
содержится выражение a > 2**3; s = 2**3 – инструкция присваивания;
2**3 + my_func(a) и a < 2**3 and a > 5 – выражения, т.к. оба фрагмента кода
содержат только операторы и объекты и могут быть вычислены.

3. Какие значения будут присвоены переменным в результате вычисления выражений
a = 5 + 10*5,
b = 5/10*5,
a = True in [True] is True? Выведите их на экран.

Показать решение.

# Приоритет оператора умножения выше. 
# 5 + 10*5 == 5 + (10*5).
a = 5+10*5
# Выведет 55.        
print('5 + 10*5 =', a, end='nn')

# Приоритет одинаков, ассоциативность левая.
# 5/10*5 == (5/10)*5.
b = 5/10*5
# Выведет 2.5.        
print('5/10*5 =', b, end='nn')        
        
# Приоритет оператора is выше.
# True in [True] is True == True in ([True] is True).        
res = True in [True] is True      
# Выведет False.
print('True in [True] is True ->', res)
5 + 10*5 = 55

5/10*5 = 2.5

True in [True] is True -> False











			

4. Какие из представленных фрагментов кода содержат ошибки:
a = 7 *= 3,
c = [8, (b = True) or (g = False)],
a = 7 + (b = 5*2),
a = 7 + (b := 5*2)? Объясните ответ.
Показать решение.

Ответ. Все фрагменты кода, кроме последнего, содержат ошибки, т.к. использование инструкций присваивания внутри
обычных выражений недопустимо. А вот в состав последнего примера входит именно выражение присваивания, поскольку вместо обычного оператора присваивания был
использован моржовый оператор присваивания :=.

Быстрый переход к другим страницам

Содержание:развернуть

  • Операторы сравнения
  • Логические операторы
  • Арифметические операторы
  • Операторы присваивания
  • Побитовые операторы
  • Операторы членства
  • Операторы тождественности
  • Приоритет операторов

Большинство строк программного кода представляют собой выражения. Например: 1 + 2 — это выражение. Выражение состоит из 2 частей:

  • Оператор (+) — функционал, представленный в виде символов (например + ==) или зарезервированных слов (например and not).
  • Операнды (1 и 2) — это данные, над которыми производится действия.

Выражение в Python состоит из оператора и операндов.

После того как Python-интерпретатор вычислит выражение, мы можем, как в примере выше, присвоить результат переменной sum. Или, например, сразу вывести результат на экран:

>>> print(1 + 2)
3

Операторы сравнения

Рассмотрим простой пример — 1 + 2 == 3.

Для проверки истинности данного условия, используется логический тип. Когда мы выполним данное выражение, в результате нам вернется True (истина) или False (ложь).

>>> 1 + 2 == 3
True

В данном примере мы используем один из операторов сравнения — «==» (равно). Всего в Python таких операторов 6:

  • == — равно;
  • != — не равно;
  • > — больше;
  • < — меньше;
  • >= — больше или равно;
  • <= — меньше или равно.

>>> 1 == 2
False
>>> 1 != 2
True
>>> 1 > 2
False
>>> 1 < 2
True
>>> 1 >= 2
False
>>> 1 <= 2
True

Логические операторы

Правила выполнения логических операций соответствуют таблицам истинности. В Python 3 логических оператора:

  • or — логическое «ИЛИ»;
  • and — логическое «И»;
  • not — логическое отрицание.

>>> (1 + 1 == 2) or (2 * 2 == 5)
True
>>> (1 + 1 == 2) and (2 * 2 == 5)
False
>>> (1 + 1 == 2) and not (2 * 2 == 5)
True

Арифметические операторы

Арифметические операторы в Python производят арифметические операции над числами (сложение, вычитание, деление и т.д.);

  • + — сложение;
  • - — вычитание;
  • * — умножение;
  • / — деление;
  • // — целочисленное деление (возвращает только целую часть от деления, значение после запятой отбрасывается);
  • % — деление по модулю (возвращает остаток от деления);
  • ** — возведение в степень.

>>> 1 + 2
3
>>> 1 - 2
-1
>>> 1 * 2
2
>>> 1 / 2
0.5
>>> 10 // 3
3
>>> 10 % 3
1
>>> 3 ** 2
9

Операторы присваивания

Операторы присваивания в Python работаю вполне очевидно — значение находящееся справа присваивается переменной, находящейся слева. Существует несколько разновидностей операторов присваивания:

  • = — значение правого операнда присвоится левому операнду;
  • += — сумма левого и правого операнда присвоится левому операнду;
  • -= — разность левого и правого операнда присвоится левому операнду;
  • *= — произведение левого и правого операнда присвоится левому операнду;
  • /= — разделит левый операнд на правый и результат присвоится левому операнду;
  • //= — результат целочисленного деления левого операнда на правый операнд присвоится левому операнду;
  • %= — разделит левый операнд на правый по модулю и результат присвоится левому операнду;
  • **= — возведет левый операнд в степень правого и результат присвоится левому операнду.

>>> a = 10
>>> print(a)
10

>>> a = 10
>>> a += 1 # аналогично a = a + 1
>>> print(a)
11

>>> a = 10
>>> a -= 2 # аналогично a = a - 2
>>> print(a)
8

>>> a = 10
>>> a *= 2 # аналогично a = a * 2
>>> print(a)
20

>>> a = 10
>>> a /= 2 # аналогично a = a / 2
>>> print(a)
5.0

>>> a = 10
>>> a //= 3 # аналогично a = a // 2
>>> print(a)
3

>>> a = 10
>>> a %= 3 # аналогично a = a % 2
>>> print(a)
1

>>> a = 10
>>> a **= 2 # аналогично a = a ** 2
>>> print(a)
100

Python поддерживает не только обычное присваивание правого операнда левому, но и множественное присваивание.

Множественное присваивание в Python
>>> a, b, c = 1, "python", [1,2,3]
>>> print(a, b, c)
1 python [1, 2, 3]

С помощью такого присваивания можно поменять значения переменных между собой:

>>> a = 1
>>> b = 2
>>> a, b = b, a
>>> print(a, b)
2 1

Также с помощью множественного присваивания можно «распаковывать» строки (str), списки (list), кортежи (tuple) и словари (dict).

Распаковка особенно удобна, когда функция возвращает несколько значений в виде кортежа (tuple):

>>> def test_page():
return 404, "Not found"

>>> code, message = test_page()
>>> print(code, message)
404 Not found

Главное условие распаковки – количество элементов должно совпадать

Если необходимо распаковать лишь несколько элементов, воспользуйтесь переменной со знаком «*«:

>>> text = "deactivate"
>>> first, second, *other_letters = text
>>> print(first, second, other_letters)
d e ['a', 'c', 't', 'i', 'v', 'a', 't', 'e']

Побитовые операторы

Данные операторы предназначены для работы с данными в битовом (двоичном) формате. Про битовые операции смотрите статью на википедии.

  • ~ — побитовое отрицание (для него требуется только один операнд);
  • & — побитовое «И«;
  • | — побитовое «ИЛИ«;
  • ^ — исключающее «ИЛИ«;
  • << — побитовый сдвиг влево;
  • >> — побитовый сдвиг вправо.

Пример побитовых операций в Python.
>>> a = 11
>>> b = 34

>>> a & b
2
>>> a | b
43
>>> (a ^ b)
41
>>> ~a
-12
>>> a << 1
22
>>> a >> 2
5

Операторы членства

В Python существует всего 2 оператора принадлежности — in и not in и предназначены они для проверки наличия элемента в строке (str), списке (list), словаре (dict) или кортеже (tuple).

  • in — возвращает True если элемент присутствует в последовательности;
  • not in — возвращает True если элемент отсутствует в последовательности.

>>> "host" in "host=local"
True
>>> 2 in [1,2,4,5]
True
>>> "one" in {"one": 1, "two": 1} # в словаре проверка по ключам
True
>>> True in ("string", 2, True)
True
>>> "str" not in ("string", 2, True)
True

Операторы тождественности

Данные операторы сравнивают размещение двух объектов в памяти.

  • is — возвращает True если оба операнда указывают на один и тот же объект;
  • is not — возвращает True если оба операнда указывают на разные объекты.

>>> x = 5
>>> type(x) is int
True

>>> x = 5.1
>>> type(x) is int
False

>>> x = [1, 2, 3] # id(x) = 64620552
>>> y = [1, 2, 3] # id(y) = 60529960
>>> x is y
False

Приоритет операторов

Таблица приоритетов операторов в Python показана ниже.

Таблица приоритетов выполнения операторов в Python.

Элементы отсортированы по убыванию, с высокого приоритета к более низкому. В комбинациях с несколькими операторами, оператор с большим приоритетом выполняется первым.

Например, в выражении 1 + 2 ** 2 * 10 сначала выполнится возведение в степень, далее умножение, потом сложение. Итого результат: 41.

Чтобы успешно использовать любой язык программирования, нам необходимо освоить два навыка:

  • прежде всего, вам необходимо изучить язык программирования — вам необходимо изучать словарь и грамматику. После этого, необходимо научиться правильно произносить слова на новом языке и знать, как строить грамотные «предложения» на этом языке;

  • после этого, вам необходимо «рассказать историю». При написании истории, вы комбинируете слова и предложения, чтобы донести до читателя некоторые идеи. В программировании, наша программа будет «историей», а задача, которую нужно решить будет «идеей».

Как только вы изучите Python, вы обнаружите, что изучить другие языки будет гораздо легче. Новый язык программирования будет иметь другой словарь и грамматику, но навыки решения поставленных задач пригодятся вам вне зависимости от используемого языка программирования.

Вы быстро выучите «словарь» и научитесь составлять «предложения» на языке Python. Для получения навыка написания грамотных программ понадобится гораздо больше времени. Изучение программирования похоже на изучения письма. Мы начнем с чтения и объяснения программ, потом мы попытаемся писать простые программы, потом мы начнем писать все более сложные программы. В какой-то момент мы увидите шаблоны и приемы для создания программ, после чего вы сможете самостоятельно решать поставленные перед вами задачи путем написания программ на языке программирования. Как только вы научитесь решать поставленные задачи, программирования превратится в очень занимательный и творческий процесс.

Мы начнем изучать Python со словаря и базовой структуры программы. Будьте терпеливы, так как простые примеры будут напоминать вам о тех временах, когда вы только учились читать.

В отличие от человеческого языка, словарь Python очень мал. В языках программирования словарь называют «зарезервированными словами» или «ключевыми словами» (reserved words или keywords). Когда Python видит эти слова, для него они имеют только одно значение. Позже, когда вы будете писать программы, вы будете создавать свои слова, которые будут называться переменными (variables). Правильно подобрать название переменной — не такая простая задача как кажется, но вы не сможете использовать зарезервированные слова в качестве названия переменных.

Список зарезервированных слов в Python выглядит следующим образом:

False

class

from

or

None

continue

global

pass

True

def

if

raise

and

del

import

return

as

elif

in

try

assert

else

is

while

async

except

lambda

with

await

finally

nonlocal

yield

break

for

not

Мы постепенно будем изучать, что значат те или иные слова, но сейчас мы сосредоточимся на возможности «разговаривать»

Итак, мы написали наше первое корректное предложение на языке Python. Наше предложение начинается со слова print, после которого идет строка текста в кавычках, заключенная в скобки.

Значения (values) являются одними из базовых вещей, с которыми работает программа. Значения — это данные, которыми оперирует программа. Например, это цифры 1, 2 или текстовая строка "Hello, world!".

Значения принадлежат к разным типам данных (data type): 2 — это целое число (integer), «Hello, world!» это строка (string). Python понимает что это текстовая строка, потому что она заключена в кавычки.

Python может выполнить команду print и с целым числом.

Если вы не уверены, какой тип имеет значение, вы можете вызвать команду type, чтобы Python вам подсказал

Мы уже знакомы с типом string и с типом integer, но новым типом для нас является тип float — сокращение от floating point (число с плавающей точкой).

А что, если мы попробуем узнать тип следующих значений «17» или «3.2» ?

Они являются строками, так как заключены в кавычки.

Одной из самых мощных «фишек» языков программирования является возможность манипулировать переменными (variable). Переменная ссылается на определенное значение в памяти.

Когда вы только начинаете изучать программирование, думайте о переменной как о контейнере. Переменная хранит значения, чтобы вы потом могли их повторно использовать в программе. Это сокращает избыточность, улучшает производительность и делает код более читабельным.

Для того, чтобы использовать переменную, вы сначала должны присвоить значение переменной. Позже, вы можете получить доступ к значению через переменную. Вы можете присваивать переменным другие значения.

Для задания переменной значения используется инструкция присвоения = (assignment statement). Используем инструкцию присвоения для создания новой переменной и присвоения ей значения:

При попытке создать переменную с именем class, Python выдаст ошибку.

SyntaxError: invalid syntax

Мы попытались использовать зарезервированное слово class для имени переменной, чего делать нельзя — когда Python видит слово class — он ожидает определенный код и, не находя его, выдает ошибку синтаксиса.

Мы можем вывести на экран значения созданных нами переменных с помощью функцииprint()

С помощью команды type мы можем вывести на экран тип переменной. В Python тип переменной зависит от того, на данные какого типа переменная ссылается.

Как правило, программисты выбирают осмысленные имена переменных. Хорошее название переменной должно «документировать себя» — отражать содержимое и назначение переменной.

Имя переменной может быть сколь угодно длинным, оно может содержать буквы и цифры, но оно не может начинаться с цифры. Вы можете использовать заглавные буквы для имен переменных, но это является плохой практикой в Python и желательно избегать этого.

Если переменная состоит из нескольких слов, в Python принято каждое слово отделять нижним подчеркиванием (_), например: max_speed или word_length. Имена переменной может начинаться с нижнего подчеркивания, но такие переменные имеют специальное предназначение и мы рассмотрим это позже.

SyntaxError: invalid syntax

SyntaxError: invalid syntax

Из примера мы видим, что переменная 4dudes является некорректной, так как она начинается с цифры, переменная [email protected] также является некорректной, так как содержит символ @, который не является символом алфавита или цифрой.

Инструкция (statement) — это часть кода, которую Python может выполнить. Код на Python представляет из себя последовательность инструкций.

Python выполняет программу путем выполнения инструкций друг за другом, пока все инструкции не будут выполнены. В общем случае, Python выполняет инструкции сверху вниз.

Python выполняет инструкции путем вычисления выражений одно за одним, после чего Python применяет операции к этим выражениям.

Присвоение значения переменной является инструкцией!

Выражение (expression) — это комбинация из значений, переменных и операторов.

В языках программирования, значение само по себе является выражением, поэтому нижеприведенные примеры являются корректными выражениями

>>> x = 20 # Это statement

>>> x # Это тоже выражение

>>> x + 17 # Вычисляется значение выражения

Если вы напечатаете выражения в интерактивном режиме, Python вычислит значение выражения и выведет значение в качестве результата. Однако, в коде программы выражение само по себе ничего не делает.

Python вычисляет значение выражения путем вычисления значений под-выражений, а потом применяет операции к этим под-выражениям.

Вызов функции в Python является выражением. Результатом выражения является возвращаемое значение функции. Если функция не предусматривает зн

Вызов функции в Python является выражением.

Операторы (operator) — специальные символы, которые выполняют вычисления, например, сложение или умножение. Значения, к которым применяется оператор называются операндами.

Давайте рассмотрим арифметические операторы в Python и какие вычисления они выполняют

Оператор

Значение

+

сложение

вычитание

*

умножение

/

деление

//

целочисленное деление

**

возведение в степень

%

деление по модулю (взятие остатка от деления)

Нам следует остановиться на операциях деления и целочисленного деления. Зачем нужны две операции деления?

Дело в том, что в различных языках программирования операция деления может вести себя по-разному. Например, в языке программирования C результатом деления целого числа на целое число будет целое число. Если при делении возникнет остаток, он будет отброшен — число округлится до ближайшего меньшего целого. Например

Выдаст результат равный 0. Из общего понимания математики мы ожидали увидеть ответ равным 0.5, но это дробное число — тип float. Так как в языке C деление целого числа на целое число даст целое число, дробная часть будет отброшена и в результате мы получим 0.

Если мы хотим получить корректный ответ, мы должны один из операндов сделать числом с плавающей точкой. Тогда, по правилам языка C, если один из операндов будет float, то результат операции также будет float. Код

В языке Python дело обстоит иначе — при использовании обычного деления Python правильно поймет наши намерения и результатом деления целого числа на целое число будет число с плавающей точкой.

Если же мы хотим, чтобы Python повел себя как язык C, мы можем воспользоваться оператором целочисленного деления. Тогда результатом деления одного целого числа на второе целое число будет целое число.

Порядок операций в выражении

Когда в выражении присутствуете более одного оператора, порядок вычисления зависит от приоритета операции. Для арифметических операторов, Python соблюдает общепринятую математическую конвенцию. Для того, чтобы запомнить приоритет операторов, запомните акроним PEMDAS:

  • Parentheses (скобки) имеют наивысший приоритет, с помощью скобок вы можете точно выстроить нужный порядок вычисления выражений;

  • Exponentiation (возведение в степень) имеет следующий по приоритету порядок. Например, выражение 2**1+1 будет равно 3, а не 4;

  • Multiplication (умножение) и Division (деление) имеют одинаковый приоритет. Такой же приоритет имеет операция деления по модулю (Modulo);

  • Наименьший приоритет имеют Addition (сложение) и Subtraction (вычитание);

  • операторы с одинаковым приоритетом выполняются слева направо.

Оператор деления по модулю (Modulo)

Оператор деления по модулю используются с двумя целочисленными операндами и возвращает остаток от деления первого операнда на второй.

Оператор деления по модулю бывает очень полезен в некоторых ситуациях. Например, вы можете узнать — делится ли одно число нацело на второе (остаток от деления будет 0) или получить крайне правые цифры в числе (например, выражение x % 10 вернет единицы, выражение x % 100 вернет две правые цифры числа).

Арифметические операции со строками

Выражение и его результат зависит не только от операторов, но и от типа данных, к которым применяется тот или иной оператор. Применительно ко строкам можно применить некоторые арифметические операторы, но результат выражений будет совершенно иным:

конкатенация (сложение) строк. Оба операнда должны быть строками

повторение строк. Первый операнд — строка, второй операнд — целое число.

форматирование строк (будет рассмотрено в отдельной теме)

Операция конкатенации используется для «склеивания» строк. Оба операнда выражения должны быть строкой, в противном случае Python выдаст ошибку

Traceback (most recent call last):

File «<stdin>», line 1, in <module>

TypeError: can only concatenate str (not «int») to str

Операция повторения позволяет создать новую строку, которая будет повторенной несколько раз исходной строкой

Traceback (most recent call last):

File «<stdin>», line 1, in <module>

TypeError: can‘t multiply sequence by non-int of type ‘float

Так как программа без данных не имеет смысла, мы так или иначе будем сталкиваться с необходимостью ввести данные в программу.

Существует много способов получения данных: чтение из файла, получение данных по сети, загрузка данных из базы данных, пользовательский ввод (с клавиатуры, мыши, других устройств) и так далее.

В рамках данного курса мы рассмотрим несколько способов получения входных данных, но пока остановимся на самом простом для реализации способе — пользовательский ввод из консоли.

Python предоставляет встроенную функцию (потом мы разберем, что это такое) под названием input(). После выполнения statement, который содержит функцию input(), Python приостанавливает выполнение программы и ждет ввода пользователя с клавиатуры. Когда пользователь введет нужные данные и нажмет Enter, программа продолжит свою работу

Обратите внимание, что после названия функции input() мы указываем пустые скобки — это синтаксис вызова функции.

Функции в Python возвращают значение. Функция input() возвращает строку с тем, что ввел пользователь. На видео выше мы видим, что мы ввели текст user input, после чего функция input() вернула user input, но это просто выражение в виде строки user input, которое просто выводится на экран, так как мы находимся в интерактивном режиме. Если мы напишем программу и запустим ее в среде разработки, ничего не произойдет.

Чтобы работать со входными данными, мы должны сохранить наш ввод. Это мы можем сделать с помощью переменной — мы сохраним пользовательский ввод как значение переменной.

print («Вы ввели « + my_input)

Работа программы будет выглядеть следующим образом

Давайте внимательно разберем statement

  1. 1.

    Вызывается функция input();

  2. 2.

    Приложение приостанавливается и ждет, пока пользователь введет текст;

  3. 3.

    Функция input() возвращает значение — пользовательский текст в виде строки;

  4. 4.

    Создается переменная my_input;

  5. 5.

    Выполняется оператор присвоения;

  6. 6.

    Переменная my_input теперь имеет тип строка.

Таким образом, мы создали переменную my_input, которая хранит результат пользовательского ввода и мы можем дальше с ним работать в нашей программе.

Разберем вызов функции print()

print («Вы ввели « + my_input)

Вычисляется выражение «Вы ввели» + my_input. Мы уже знаем, что это операция конкатенации строк. Вычисленное выражение передается функции print(), которая выводит в консоль склеенную строку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Мануал honda shadow 600 на русском
  • Руководство прокуратуры по белгородской области
  • При нынешнем руководстве
  • Эпд клей эпоксидный инструкция по применению
  • Руководство по ремонту газель крайслер

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии