Организационно-техническое руководство
Cтраница 1
Организационно-техническое руководство отдельными отраслями и видами деятельности производственного объединения в сельском хозяйстве осуществляется на основе принятых в установленном порядке решений совета объединения аппаратом управления головного предприятия. В отдельных случаях для этих целей может создаваться обособленный аппарат управления.
[1]
Совмещение организационно-технического руководства эксплуатацией и ремонтом оборудования имело отрицательные стороны: часто в интересах эксплуатации игнорировались задачи повышения технического уровня ремонта, а иногда, наоборот, недочеты эксплуатации оправдывались отвлечением внимания к вопросам ремонта; практика приемки из ремонта агрегатов лицами, отвечающими за проведение ремонта, приводила к снижению требовательности к качеству работ.
[2]
Головные организации осуществляют организационно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятиях в пределах одной отрасли промышленности. Они координируют и планируют работы по стандартизации, рассматривают и подготавливают проекты ГОСТ и ОС к утверждению, организуют систематическую проверку действующих стандартов и пересмотр устаревших.
[3]
В — районах организационно-техническое руководство межколхозными предприятиями осуществляют управления сельского хозяйства.
[4]
Органом, осуществляющим научно-методическое и организационно-техническое руководство подразделениями каждого предприятия по вопросам надежности, является отдел ( лаборатория) надежности.
[5]
На главного механика предприятия возлагается организационно-техническое руководство и контроль за бесперебойной эксплуатацией оборудования, сохранение его высокой надежности, точности, проведение своевременных осмотров, ухода, обслуживания и ремонта в профилактических целях в соответствии с утвержденными графиками ППР.
[6]
В задачи руководителя разработки входит научное, методологическое и организационно-техническое руководство работами всех привлекаемых к разработке подразделений и организаций.
[7]
В хорошо организованных производствах функции научно-методического и организационно-технического руководства техническими подразделениями предприятия по вопросам надежности выполняют службы надежности.
[8]
Работы по аттестации продукции осуществляются под организационно-техническим руководством Министерства культуры СССР и научно-методическим руководством ГПИ Гипротеатр — головной организации по стандартизации МК СССР.
[9]
Вся ремонтно-механическая служба НГДУ Арланнефть сосредоточена на базе производственного обслуживания / БПО /, но организационно-техническое руководство этой службой осуществляет отдел главного механика / ОГМ / НГДУ.
[10]
Министров СССР считают, что осуществление мероприятий по упорядочению заработной платы, с одновременным сокращением продолжительности рабочего дня, неразрывно связано с необходимостью дальнейшего ускорения развития химической промышленности за счет улучшения использования имеющихся резервов, настойчивого внедрения передового опыта и новой техники, улучшения планирования, а также улучшения организационно-технического руководства производством. Неуклонное соблюдение принципа материальной заинтересованности работников в постоянном увеличении выпуска химических ПРОДУКТОВ, росте производительности труда, улучшении качества и снижении себестоимости продукции должно являться повседневной заботой хозяйственных, партийных и профсоюзных организаций.
[11]
В целях осуществления единой производственно-технической линии в деятельности межколхозных предприятий общее руководство отдельными, видами предприятий возложено на отраслевые государственные органы. Так, организационно-техническое руководство системой межколхозных строительных организаций возложено на Министерство сельского строительства СССР. В большинстве республик межколхозстрои вошли в состав министерств сельского строительства и осуществляют производственную деятельность под их непосредственным руководством. В РСФСР оказание организационной, технической и методической помощи межколхозным лесхозам, а также контроль за ведением ими лесного хозяйства вменены в обязанность Министерства лесного хозяйства и Министерства сельского хозяйства республики.
[12]
Основным принципом системы обеспечения надежности изделий является неотвратимость выявления причин отказов, дефектов и неисправностей и разработка конкретных мероприятий по их устранению и предупреждению. Органом, осуществляющим научно-методическое и организационно-техническое руководство подразделениями предприятий по вопросам надежности, является отдел надежности. Этот отдел определяет основные направления и осуществляет контроль за ходом выполнения работ всеми подразделениями по обеспечению высокой надежности и долговечности изделий.
[13]
Речь идет о том, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование средств, выделяемых на капитальное строительство, поднять уровень организационно-технического руководства строительством, повести решительную борьбу с распылением средств, резко сократить сроки и стоимость строительства.
[14]
Базовые организации министерств являются научно-методическими центрами по стандартизации определенных групп продукции или областей деятельности. В случае наличия в министерстве нескольких базовых организаций организуются головные организации по стандартизации, в функции которых входит планирование и организационно-техническое руководство работой базовых организаций.
[15]
Страницы:
1
Содержание
- Организационное руководство
- Смотреть что такое «Организационное руководство» в других словарях:
- Методическое обеспечение и методическое руководство
- Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры в современных условиях
- Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности
- Методическая деятельность (стр. 1 из 16)
Организационное руководство
Смотреть что такое «Организационное руководство» в других словарях:
-
Руководство — Руководство: Руководство контроль поведения других людей (см. Власть). Руководство набор правил для осуществления или использования чего либо (см. Инструкция). См. также Руководство пользователя Организационное руководство Руководство … Википедия
-
Организационное обеспечение технологического процесса проектирования — 1. Комплекс работ по установлению и описанию состава и последовательности проведения проектных работ, форм и методов управления технологическим процессом, контроля его выполнения, а также форм и методов нормирования технологического процесса… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
организационное представление (вид) — 3.52 организационное представление (вид) (organization view): Вид модели предприятия, обеспечивающий представление и изменение организационной структуры и структуры принятия решений на предприятии, а также обязанностей и прав сотрудников и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство — Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
ГОСТ Р 54136-2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь — Терминология ГОСТ Р 54136 2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь оригинал документа: 4.1 абстрактная деталь (abstract part): Деталь, которая определена только своей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Министерство юстиции СССР — (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных правовых актов в СССР … Википедия
-
Минюст СССР — Министерство юстиции СССР (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных… … Википедия
-
Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
-
Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия
-
Политотдел — У этого термина существуют и другие значения, см. Политотдел (значения) … Википедия
Методическое обеспечение и методическое руководство
Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.
Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.
Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры в современных условиях
Метод – способ достижения цели, решения конкретных задач или – совокупность приёмов, операций практического освоения действительности. В СКД – метод –это способ или совокупность способов и приёмов воздействия на участников СКД через конкретные формы. Методология–учение о структуре, организации, методах и средствах СКД. Методика СКД – это механизмом реализации методов СКД. Предметомметодического обеспечения СКД является методика СКД, основу которой составляют цели, содержание, средства, методы и формы работы. Носителем методических идей является методист: он является субъектом методической деятельности, а объектом в этом процессе – практики СКД.
Задачи методического обеспечения:
1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение инновационного опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных новаций в области СКД. Формами распространения инновационного опыта являются: обучение в вузах и др. специальных учебных заведениях. Обучение на курсах повышения квалификации. Семинары. Научно-практические и научно-методические конференции. Консультации. Выезды методистов на место. Издание информационных материалов, методических разработок и т. п. Использование местной печати, радио, телевидения. Использование специализированных журналов по СКД.
2.Создание системы повышения квалификации работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов СКД. Специфика учебного процесса в системе повышения квалификации заключается в: разноплановом составе обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовленности, условиям работы); методике преподавания (акцент на активные формы обучения); привлечении для проведения занятий опытных практических работников; актуальности учебных планов и программ.
3.Внедрение системы информационного обеспечения учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене инновационными методиками между учреждениями культуры.Информационное обеспечение – это планомерное предоставление информации, отвечающей потребностям специалистов, практиков для решения конкретных задач. Структура органов научной информации по культуре и искусству. На верхней ступени находится центральный отраслевой орган информации – Научный информационный центр Росинформкультура, который входит в структуру Российской государственной библиотеки (г. Москва). Создан в 1972 г. и имеет комплексные информационные ресурсы по культуре и искусству, представленные как в традиционной форме в виде серий библиографических указателей новой литературы, научных сборников, дайджестов, журнала «Обсерватория культуры», так и в электронной форме в виде баз данных, электронных публикаций, электронного каталога, Интернет-ресурсов. Эти информационные ресурсы создаются на основе поступлений в РГБ и ряда других крупнейших библиотек. Следующим звеном отраслевой информационной системы являются региональные специализированные информационные центры, работающие на базе областных научных библиотек. Третьим звеном являются отделы научной информации предприятий, организаций и учреждений культуры и искусства.
4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы, инновационных методик организации и осуществления социально-культурных программ. Практическая помощь учреждениям культуры осуществляется посредством консультирования (устного и письменного) и подготовка методических изданий (методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных пособий), в которых раскрывается методика решения поставленных задач, даются рекомендации, с помощью каких приёмов, методов или способов решается та или иная задача, а также в приложениях могут быть: сценарии или сценарные планы, эскизы художественного оформления, фактический материал в виде таблиц, цифр, фактов, плакатов, афиш; репертуар коллективов художественной самодеятельности, программы, планы работы, библиографические указатели и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – новый этап развития научно-методической деятельности. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности в СКД. Главная цель методической работы (как говорилось выше) — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.
Метод-е руководство возникло для регулирования и стремления ВЫРОВНЯТЬ разрыв между теорией и практикой, между уровнем развития методик и развитием (с другой стороны) передовых методик. НО метод руководство, в отличии от административного носит рекомендательный, консультативный, совещательный характер (Крупская). ЗНАЧЕНИЕ МО в СКД усиливается в связи с современными преобразованиями в общ-ве, обостряется конкуренция среди УК (коммерч, некоммерч), оно повышает внимание к КАЧЕСТВУ оказываемых услуг. МЕТОД – способ действовать, поступать, воздействовать, внушать. Это система практических способов осуществления чего-либо. МЕТОД с т.з. науки – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ. МЕТОД с т.з. практики – ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ. МЕТОДИКА – совокупность методов ч-л, практического выполнения ч-л. МЕТОДИЧЕСКИЙ – строго последовательный, систематический, точно следующий плану. МЕТОДИСТ – специалист по практическому выполнению ч-л, использует систему практических способов для осуществления ч-л. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, менеджеры-специалисты, которые организуют МО, изучают, пропагандируют, распространяют и внедряют опыт в практику. Объекты МО – общество, человек, специалисты УК, на которых влияют субъекты и УК. МЕТОДИКИ – механизмы реализации теории в практику. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, средствах деятельности.
Сущность метод. обесп-я заключ-ся в сокращении разрыва между проектируемой КДД и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи УК. Сущностное назначение метод. обеспеч-я — в анализе, поиске передовых, наиболее эффект-х методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных вариантов в условиях КДД. Методическое обеспечение СКД можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.
Назнач-е метод.об-я -в анализе, поиске передовых, наиб. эфф-х методик, их апробировании, а также внедр.новых,наиб оптим-х в конкр-х усл-х КДД,в корректир-ии социок-й деят-ти. Метод. Об-е -1)упорядоч-е метод.деят-ти УК,2)взаимосвязь УК региона,области.
Методы работы, использ-е метод-ми в УК:1.анализ отчетов УК и др.докумен-и 2.беседы с раб-ми УК,3.беседы с посетитУК,4.личное набл-е. Виды и формы деят-ти:1.изуч-е,обобщ-е,внедр.опыта работы УК,2.регул-е информир-е о новом в КДД,3.самостоят-я разр-ка новых форм и методов КДД в конкр.усл-х 4.внедрение метод.разр-к в практику УК,5.проведение семинаров для повыш. квалиф. раб-в УК,6.использ.и внедр.иссл-й в КДД.,7.изуч.запросов и интер-в разл. групп насел.(опросы,анкетир-е,беседы,фокус-группы).
ТО Сегодня благодаря метод-м службам можно разраб-ть и реал-ть важные социокультурные проекты, гранты, которые могут быть экономически выгодными и способны принести пользу общ-ву в соврем.рын-х усл-х .
К сожалению, метод-е службы на местах иногда возглавляют случайные люди, происходит частая смена рук-лей, текучесть кадров. Это негативно сказывается на работе клубов, их дальнейшем развитии, деят-ти всего культурно-досугового комплекса. Поэтому очень важно, чтобы в этих структурах работали квалифиц-е, грамотные менеджеры и специалисты.
.. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Организационно-методическое руководство работой кабинетов охраны труда в отрасли
Сущность организационно-методического руководства излагается ниже.
1. Для методического руководства и контроля за работой кабинетов охраны труда в отрасли работниками министерства (ведомства) организуется центральный (базовый) кабинет охраны труда.
2. Центральный (базовый) кабинет охраны труда организуют при научно-исследовательском институте, крупном предприятии или другой организации, располагающей необходимыми кадрами и материально-технической базой.
3. Общее руководство работой центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляют специалисты отдела охраны труда министерства (ведомства).
4. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда состоит в следующем: а) разработка предложений по совершенствованию организационной и методической работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли;
б) распространение передового опыта предприятий по предупреждению несчастных случаев, методов и форм пропаганды и обучения, в том числе программированного;
в) систематическая информация предприятий о новых средствах пропаганды и обучения, методических рекомендациях и других материалах, необходимых для работы кабинетов; г) проведение отраслевых совещаний, семинаров с руководящими и инженерно-техническими работниками, с общественными инспекторами по охране труда; д) организации тематических и передвижных выставок, на которых пропагандируется передовой опыт предприятий, цехов, участков по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; е) обеспечение кабинетов охраны труда предприятий отрасли наглядными, печатными, техническими и другими средствами пропаганды и обучения по вопросам охраны труда; ж) осуществление периодического контроля за работой и оборудованием кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли, а также за эффективностью проведения обучения и пропаганды; з) организация и проведение смотров-конкурсов работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли.
5. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планами, утвержденными отделом охраны труда министерства (ведомства) по согласованию с ЦК профсоюза.
6. В центральном (базовом) кабинете охраны труда, оборудованном на предприятии, проводится также работа, предусмотренная п. 5 раздела I настоящего Положения.
Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
- 1.1 Термины «метод» и «методика»
- 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
- Глава 2. Сущность методического обеспечения
- Заключение
- Список использованной литературы.
- Введение
- В условиях становления современного информационного общества, в новой социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.
- В настоящее время кадровая политика социально-культурной сфере должна быть направлена не только на подготовку в рамках системы образования компетентных высококвалифицированных специалистов, но и на сохранение и развитие отраслевого профессионального потенциала, обеспечение его соответствия требованиям, которые выдвигаются к нему формирующимся информационным обществом.
- В свою очередь решение этой задачи предусматривает формирование соответствующей инфраструктуры, все более заметную роль, в которой начинает играть система методического обеспечения. Зародившись в рамках системы методического руководства отраслью, как ее функция по информационно-методическому обслуживанию, в современных условиях, когда система методического руководства утратила свою значимость: где-то полностью разрушена, где-то присутствует в прежнем формате, и преобладают разработанные еще в советский период формы и методы, информационно-методическое обеспечение выдвинулось на первый план, как самостоятельное направление работы.
- В данной работе поставлена цель выявить сущность методического обеспечения и его отличия от методического руководства. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- — дать определение терминам методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение;
- — определить предмет методической деятельности;
- — выявить основные функции методического обеспечения.
- Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
- 1.1 Термины «метод» и «методика»
- Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение, методическая работа — понятия, с которыми связана любая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
- Для дальнейшего рассмотрения темы дадим определения терминам «метод» и «методика», которые является ключевыми во всех остальных понятиях.
- Метод — это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решении конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. В своем общем значении метод — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой — на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др.
- Методика — определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке — методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).
- Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания.
- Методика — это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.
- Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности.
- 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
- Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.
Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.
Глава 2. Сущность методического обеспечения
Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание “сервисных” условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.
Главная цель методической работы — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.
Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.
По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:
· нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;
· совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;
· информационное обеспечение.
По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:
· повышение уровня профессионализма;
· ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;
· совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;
· обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;
· поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
· организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;
· организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;
· внедрение в практику работы основ научной организации труда.
По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:
· согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности
· сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;
· способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;
· организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;
· создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.
По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.
Таким образом, было дано общее представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно рассмотреть сущность и функции методической работы в учреждении культуры.
Из изложенного выше материала следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.
Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.
Функции методической работы в учреждении культуры
Осуществление связи с “внешней средой” |
— осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры; — внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики; — трансляция лучшего опыта специалистов учреждений. |
||
Повышение эффективности деятельности коллектива |
— диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников; — выявление, обобщение и распространение передового опыта; — стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников; — развитие экспериментальной работы. |
||
Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей |
— диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя; — развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей; — повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности; — формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности; — повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию. |
||
Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления методической работой:
Стратегический уровень — определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры.
Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами повышения квалификации; научно-методическими центрами, кабинетами.
Тактический уровень — управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.
Оперативный уровень — непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений. методическое обеспечение руководство обеспечение
Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:
— Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.
— Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.
— Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.
— Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.
— Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
— Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.
— Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.
Заключение
Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении — это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.
Деятельность учреждений социально-культурной сферы в современных условиях должна совершенствоваться. И это во многом связано с методическим обеспечением их работы, а также методического руководства, как организации процесса оснащении различными материалами. Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.
Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.
Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.
Список использованной литературы
1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. — М.: МГУК, 1998.
2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.
3. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. — М., 1998.
4. Чижиков В.И. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991.
Размещено на Allbest.ru
Методическая деятельность (стр. 1 из 16)
Лекция 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей
1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей.
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты , профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.
Основные виды методической деятельности:
— самообразование,
— методическое исследование,
— описание и обобщение передового опыта,
— создание методической продукции,
— обучение педагогических кадров, методическое руководство,
— методическая помощь,
— методическая коррекция.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения .
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности , методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
2. Методическая служба учреждений дополнительного образования
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.
Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.
Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.
В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.
Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.
Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.
К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.
Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации?
Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:
• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.
Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб , которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.
Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:
· районный (окружной, городской) методический кабинет;
· методический отдел в структуре органов управления образованием;
· информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
· научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);
· учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.
У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений.
В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).
Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:
• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;
• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;
• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности.
Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.
Что такое организационная структура предприятия
Организационная структура — это схема, по которой сотрудники, отделы и подразделения взаимодействуют между собой. Она определяет, кто и за что отвечает, кто с кем коммуницирует, кто ставит задачи сотрудникам, кто принимает решения.
Основная задача оргструктуры — выстроить понятную схему работы и координировать действия участников. Это важно для всей компании, так как позволяет:
-
Устанавливать зоны ответственности. Оргструктура показывает, кто и за что отвечает, какому отделу придется нести ответственность за ошибки, а кого похвалят за достижение цели.
-
Распределять обязанности. С продуманной оргструктурой сотрудники делают задачи по своему уровню и функционалу: финдиректор не будет заполнять 6-НДФЛ, а инженер продавать товары. Задачи не дублируются, исключается перегрузка или недогрузка.
-
Формировать потребность в сотрудниках. Оргструктура показывает, какие задачи не закрыты, какие специалисты перегружены, каких компетенций не хватает сотрудникам — становится понятно, как оптимизировать штат.
-
Устанавливать порядок коммуникации. Оргструктура дает представление о порядке подчиненности: кто и на каком уровне принимает решения, ставит задачи, как отделы и их руководители взаимодействуют между собой.
-
Видеть перспективы карьерного роста. Сотрудникам будут видны возможности вертикального и горизонтального карьерного роста.
Каждое предприятие может разработать свою организационную структуру. Для небюджетных компаний никаких требований на уровне закона нет, они могут формировать ее самостоятельно, опираясь на свои цели. А вот для некоторых учреждений и госпредприятий оргструктура предусмотрена законодательством, например, для прокуратуры и пожарной охраны.
Типы организационных структур
Собственники создают организации с разными целями, видами деятельности, территориями ведения бизнеса, количеством сотрудников. Все эти факторы нужно учитывать при выборе подходящей организационной структуры. Есть шесть стандартных видов оргструктур, но никто не запрещает адаптировать их под себя и менять в процессе работы. Рассмотрим основные виды, их плюсы и минусы.
Линейная структура предприятия
Самая простая, но не самая оптимальная, структура. В ней есть один главный руководитель, обычно гендиректор, а в подчиненности у него находятся другие начальники, у каждого из которых есть свой небольшой коллектив рядовых сотрудников.
На схеме это выглядит так:
Чаще всего по такой структуре работают небольшие фирмы, у которых нет обособленных подразделений, а сфера деятельности — узкая. Например, кондитерские, агентства интернет-маркетинга, клининговые компании, локальные производители и пр.
Чаще всего в линейных компаниях бухгалтер один и занимается сразу всем: бухучетом, налогами, зарплатой, отчетностью, кадровым учетом, юридическими вопросами и пр.
Нередко такие компании привлекают аутсорсеров вместо штатных бухгалтеров. Аутсорсеры работают сразу с несколькими организациями и предпринимателями и сдают за них отчетность. С несколькими клиентами удобно работать в Контур.Экстерне: на одной странице видно все отчеты, которые надо сдать, в системе отражаются все поступившие из налоговой требования, в таблице можно в любой момент проверить сроки действия сертификатов и доверенностей, сверка с бюджетом выполняется по всем организациям в автоматическом режиме. Загрузить, проверить и отправить можно большое количество отчетов за один раз.
Функциональная структура предприятия
Тоже достаточно популярная и простая структура. В отличие от линейной, функциональная предполагает четкую специализацию каждого участка, и строится она по горизонтали, а не по вертикали. Тут тоже есть главный руководитель и директора, но они делятся по различным функциям: маркетингу, производству, финансам, логистике, бухгалтерии и т. д.
На схеме это выглядит так:
Этот вариант больше подходит компаниям, которые занимаются сразу несколькими видами деятельности или производят большое количество товаров, работ, услуг. Функциональная структура — для тех, кому крайне важна координация между отделами.
Линейно-функциональная структура предприятия
Объединяет в себе особенности линейной и функциональной структур. Тут также есть гендиректор, взаимодействующие между собой функциональные руководители и линейная подчиненность внутри каждого отдела. Предполагается, что функциональные руководители ставят задачи линейным, которые уже делегируют их исполнителям.
У каждого функционального руководителя в подчинении несколько линейных. Например, директор финансово-экономического отдела может руководить начальниками планово-экономического, кадрового отделов, бухгалтерии и т. д. При такой структуре исполнители получают задачи от линейных руководителей, которые в свою очередь получают их от функциональных. Выходит, что у линейного руководителя в зоне ответственности оперативные вопросы, а у функционального — стратегические и влияющие на работу всей компании.
Такую структуру выбирают компании, которым необходимы разносторонние процессы, а не только, к примеру, производство.
Бухгалтерия в такой структуре, как правило, подчиняется главному бухгалтеру, который получает задачи от директора финансово-экономического отдела, непосредственно подчиняющегося гендиректору.
Дивизиональная структура предприятия
Эта форма предполагает, что у предприятия есть гендиректор, который отвечает за планирование и стратегические решения. Внутри компании выделяют подразделения (дивизионы), за каждым из которых закрепляется свой руководитель, ответственный за оперативную деятельность.
Дивизионы могут быть выделены по следующим признакам:
-
по видам выпускаемой продукции;
-
по конечному потребителю;
-
по местоположению.
Организационную структуру, при которой подразделения выделены по географическому признаку, также называют рыночной.
На схеме это выглядит так:
Все подразделения обладают самостоятельностью, ответственностью и своим набором задач, но все равно подчиняются единому центру управления. Такая структура подходит компаниям, у которых несколько направлений деятельности, много филиалов, покупатели четко разделены на группы.
Бухгалтеру предприятия с дивизиональной структурой нужно отчитываться за филиалы и подразделения, контролировать отчетность и платежи всего предприятия. С Контур.Экстерном это станет удобнее: можно выбрать удобную модель сдачи отчетности, заключить один договор на всё предприятие и отчитываться во все территориальные органы, интегрировать сервис по сдаче отчетности в 1С и не только.
Матричная структура предприятия
Матричная структура считается адаптивной, но и одной из самых сложных. Она представляет собой своеобразную смесь функциональной и дивизиональной оргструктур. Для матричной структуры характерно множественное подчинение, то есть члены каждой команды одновременно подчиняются и руководителю проекта, и своим начальникам (функциональным руководителям).
Схематично матричную структуру можно представить так:
Такая система подходит крупным компаниям, которым помимо базовой структуры управления требуются дополнительные руководители, ответственные за разработку продуктов или проектов. Она часто применяется в авиастроении, производстве электроники, отрасли высоких технологий.
Еще одна структура для работы в сфере инноваций, исследований и разработок — проектная. Тут у каждого проекта есть свой руководитель и своя группа сотрудников, состоящая из специалистов: маркетологов, дизайнеров, менеджеров, программистов, экономистов, инженеров — зависит от типа проекта. Как правило, проектные команды формируют временно и распускают, когда цели достигнуты.
Как выбрать подходящую организационную структуру предприятия
Чаще всего в оргструктурах современных компаний встречается две проблемы:
-
слишком большое количество уровней управления — это негативно влияет на скорость принятия решений и их эффективность;
-
некачественное распределение обязанностей и ответственности между подразделениями, руководителями и исполнителями — возникает двойная работа, сотрудники выполняют задачи вне рамок их компетенций, отделы перегружены или, наоборот, отдыхают большую часть дня.
Чтобывыбрать оптимальную оргструктуру, нужно понять, какие звенья системы лишние, и исключить их. Это не всегда просто сделать при запуске бизнеса, поэтому со временем оргструктура часто меняется, а вместе с ней пересматривается и штатное расписание.
Для оптимизации оргструктуры следует:
-
четко и максимально близко к реальности определить обязанности каждого подразделения;
-
посчитать, сколько сотрудников будет находиться в подчинении каждого руководителя, и определить их обязанности;
-
продумать и прямое, и функциональное подчинение;
-
исключить дублирующие функции: объединить лишние должности в одну позицию, перераспределить обязанности.
Пример. В подчинении у финансового директора находятся управления по направлениям, которые в свою очередь руководят отделами по направлениям: планово-экономический, бухгалтерия, организация труда и зарплата, внутренний аудит и пр. Ликвидация управлений позволит сократить путь информации из отделов к финдиректору и сэкономить на оплате труда и содержании персонала.
После пересмотра этой зоны отделы по направлениям будут находиться в прямом ведении финдиректора. Например, главный бухгалтер станет подчиняться финдиректору, а в его подчинении останется бухгалтерия, аналогично с начальником планово-экономического отдела, который будет руководить группами по производственному планированию, труду и зарплате и т. д.
Продуманная оргструктура позволяет снизить расходы на содержание персонала, повысить централизацию управления и концентрацию власти, ускорить процессы принятия и реализации решений, а также повысить адаптивность к внешней среде.
Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний. Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.
Виды руководящих документов
При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).
Что такое руководство и зачем оно нужно?
Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.
Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.
Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?
Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?
И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.
После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.
Структура руководства для работников подразделения
Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.
Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).
Раздел «Общие положения»
Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:
1. Назначение (цель) документа.
2. Область применения.
3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).
4. Связанные документы, локальные нормативные акты.
5. Глоссарий (термины и сокращения).
6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.
Назначение (цель) документа
В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:
1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.
Также можно использовать такую формулировку:
1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.
Область применения
В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:
1.2. Область применения документа:
– складское хозяйство;
– транспортный отдел.
Нормативные ссылки (или нормативные документы)
Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.
Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:
1.3. Нормативные документы:
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.