Критерии эффективности деятельности классного руководителя
(название критерия и его характеристика, ссылки на
литературу).
Критерий 1. Наличие и качество ведения
документации (владение классным руководителем всей необходимой
документацией, своевременная разработка, соответствие нормативно – правовым
требованиям,)
Критерий 2. Организация
жизнедеятельности класса (выстраивание коллектива и системы самоуправления,
ведение работы по привлечению всех учащихся к деятельности в школе и вне школы,
проведение пропаганды здорового образа жизни, результативность класса)
Критерий 3. Условия для развития
личности (психологический климат в коллективе, высокий уровень
самоуправления и развития в коллективе, высокий процент вовлеченности учащихся
в деятельность в объединениях дополнительного образования, доброжелательные
взаимоотношения классного руководителя с учащимися и родителями)
Критерий 4. Личностный рост
воспитанников (высокий уровень воспитанности учащихся и положительная
динамика успеваемости в классе)
Критерий 5. Участие класса в
общешкольных делах (коллективная творческая деятельность в школе, участие в
генеральных уборках, субботниках, летняя трудовая практика)
Критерий 6. Взаимодействие с родителями
(периодичность проведения родительских собраний, посещение, анкетирование
родителей, наличие протоколов родительских собраний, наличие и работа
родительского комитета, индивидуальная работа с родителями)
Критерий 7. Взаимодействие с педагогами
(посещение уроков учителей-предметников, привлечение педагогов к участию в
родительских собраниях) Критерий 8. Профессиональная компетентность
классного руководителя (участие в семинарах, работе методических
объединений, профессиональных конкурсах, наличие публикаций, методических
разработок
Таблица 1 Показатели оценки эффективности деятельности
классных руководителей
Показатели оценки |
Содержание оценки |
Что |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
||
1.1. Нормативноправовое обеспечение воспитательного |
Оценивается наличие |
Локальные акты (положения, приказы, инструкции и др.) |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в |
Оценивается качество |
Годовые планы работы воспитательной работы |
1.3. Система внутришкольног о контроля за |
Оценивается качество |
Общешкольный план внутришкольного контроля за |
1.4. Анализ |
Оценивается качество |
Итоговые |
воспитательной деятельности в классном |
деятельности в классе, воспитательного процесса |
руководителей, |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного |
Оценивается подбор, |
Сведения о педагогических кадрах, |
1.6. Материальнотехническое обеспечение воспитательного |
Оценивается наличие и состояние материальнотехнического обеспечения |
Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий |
1.7 Контроль за |
Тетрадь учета посещаемости Анализ дневников |
Анкетирование родителей |
1.8.Ведение документации |
Анализ плана |
Папка классного руководителя по ВР |
1.9.Организация в классе |
Анализ дневников учащихся |
Классный журнал, дневники. |
образовательног о процесса |
проверке дневников) анализ документации по итогам четверти, полугодия, года |
|
2. Показатели результативности деятельности классных |
||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
Оценивается система |
Результаты |
2.2. здоровья учащихся |
Оценивается система |
Результаты |
2.3.Регулировани е межличностных отношений между учащимися |
Анализ воспитательного плана классного — план и анализ воспитательных мероприятий |
Анкетирование родительской общественности и учащихся |
2.4. Профилактика правонарушений |
Оценивается система результативность |
Сведения |
2.5. системе |
Оценивается система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся |
Программы |
дополнительного образования |
|||
2.6. Организация классного ученического |
Оценивается система |
Структура системы школьного самоуправления |
|
2.7. Организация |
Оценивается реализация |
Планы |
|
2.8. Социальнопсихологический климат в |
Оценивается стиль отношений в классном |
Результаты анкетирования учащихся и |
|
2.9. Результативност ь инновационной деятельности в сфере |
Оценивается руководителя, ее результативность |
Портфолио классного руководителя, методические разработки |
|
2.10. Организация работы с |
Оценивается |
График |
|
родителями учащихся |
удовлетворенности родителей жизнедеятельности |
организацией |
|
Система оценивания
Каждый показатель оценивается по
трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно критериям оценивания на основе
таблицы «Критерии оценивания» (табл. 2).
Эффективность деятельности классного
руководителя рассчитывается по следующей формуле:
факт
Эффективность деятельности классного руководителя = max100%,
где факт –
суммарное количество баллов по всем показателям; max – количество
показателей, умноженное
на два (max=192=38). Полученный результат оформляется
в виде таблицы «Анализ деятельности классных руководителей» (табл. 3) для
подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности
деятельности классного руководителя. Обработка результатов:
•высокая эффективность (оптимальный
уровень) – 100–85%;
•средняя эффективность (допустимый уровень)
– 84–60%;
•низкая эффективность (критический
уровень) – 59–50%; •очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.
Эффективность деятельности классных
руководителей по образовательному учреждению в целом рассчитывается как среднее
арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где
по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат –
полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений
дальнейшей методической работы с классными руководителями.
Таблица 2 Критерии оценивания
Показатель |
«1» -Требование |
«2» — Есть резервы |
«0» — Требование практически не выполнено |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
|||
1.1. Нормативноправовое обеспечение |
Полностью обеспечивающие |
Полностью Наличествуют локальные |
Воспитательный процесс Локальные акты, |
1.2. Планирование |
Планирование развития и II-го поколения). Воспитательная |
Планирование |
Планирование |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
Существует целостная |
Внутришкольный контроль |
Внутришкольный |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном |
анализ воспитательной планирования воспитательной работы на |
анализ перспективы развития |
анализ воспитательной |
следующий период. рассматриваются перспективы развития воспитательные мероприятия, согласно организована и четко функционирует система проводятся собрания недели; учащиеся |
классного коллектива организована система самоуправления класса; 20-30% учащихся имеют обязанности; Собрания классного (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости проблем; |
носит номинальный 20-30% учащихся имеют обязанности; Собрания классного (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости проблем; ведется индивидуальная |
классные часы проводятся развивающе-воспитательный характер; ведется я в тетради учета индивидуальной работы; |
ведется |
зафиксирована; |
||
1.5.Взаимодействи е с педагогами и специалистами |
отдельный план 2 и более мероприятия регулярное взаимодействие с преподавателями- предметниками по класса |
совместные предметниками по класса |
совместная работа со взаимодействие с преподавателями- предметниками по класса ведется не регулярно |
1.6. Материальнотехническое обеспечение |
Материально-техническое |
Материально-техническое обеспечение регулярных |
Материально-техническое обеспечение регулярных |
1.7 Контроль за |
ежедневный учет оперативное еженедельное выставление оценок в дневник; |
ежедневный учет посещаемости уроков учащимися х занятий ведется не систематически; оперативное 1 раз в 2 недели; |
учет посещаемости документально не оформляется; учет посещаемости дополнительны несвоевременно; выставление оценок в дневник реже 1 раза в 2 недели; |
1.8.Ведение документации |
разработана программа классе; план воспитательных все направления воспитательной работы. содержит мероприятия, воспитательной индивидуальные карты заполнены; анализ воспитательной |
план воспитательных все направления содержит мероприятия, запланированные анализ заполнены; анализ классного руководителя; |
план плана воспитательной работы; анализ воспитательной анализ воспитательной учащихся; наличие только 1-2 протоколов родительских собраний; |
классного руководителя; наличие протоколов всех наличие протоколов комитета; наличие анализа воспитательных мероприятий (1 наличие планирования по месяцам с внесением План воспитательной работы |
наличие протоколов не наличие анализа наличие планирования по План воспитательной Документация предоставляется |
протоколов собраний анализ воспитательных отсутствие План воспитательной Документация не |
классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация предоставляется на проверку в соответствии со сроками; |
на проверку после срока, необходимо напоминание; |
||
1.9.Организация в классе образовательного процесса |
контроль успеваемости повышение уровня выставление оценок в дневники 1 раз в неделю; аккуратное ведение классного журнала, отсутствие постоянное |
контроль успеваемости владение информацией); уровень качественной выставление оценок в дневники 1 раз в 2 недели; взаимодействие с |
не полностью владеет информацией об успеваемости выставление оценок в недели; замечания по ведению классного журнала, неаккуратное индивидуальные очень редко и не |
индивидуальные консультации с родителями; журнал и отчетная информация в конце четверти |
журнал и отчетная своевременно; |
в конце четверти сдается |
|
2. Показатели результативности деятельности классных |
|||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
В образовательном |
В образовательном 74%. |
В образовательном |
2.2. Обеспечение |
Здоровьесберегающая деятельность в Осуществляется мониторинг |
Здоровьесберегающая |
Здоровьесберегающая |
Имеется Детский травматизм отсутствует. |
стабильности. |
отрицательная |
|
2.3.Регулирование межличностных отношений между |
конфликты в классе раза в четверть); учащиеся обладают |
возникающие в классные часы и классный руководитель |
конфликты в классе конфликты решаются по мере классный руководитель |
навыками разрешения классного руководителя классный руководитель |
обладает полной учащимися класса; |
обладает поверхностной между учащимися класса; |
|
2.4. Профилактика правонарушений |
Профилактика правонарушений в |
Профилактика правонарушений |
Профилактика |
2.5. Занятость учащихся системе дополнительного образования |
полная информация в системе ДО занято наличие полной |
полная информация о информация об участии |
информация о занятости отсутствует; учет посещаемости % учащихся класса; информация об документально; |
2.6. Организация классного ученического |
В классе организована ученического |
Соблюдается |
Преобладает |
учащимися. организации жизнедеятельности учащихся. |
коллективной деятельности. |
творческой |
половины воспитанников имеют разовые или постоянные |
|
2.7. Организация |
Классный руководитель |
Классный использует возможности выстраивает социального Средовый подх реализуется. |
руководитель воспитательные социума, отношения партнерства. |
Классный руководитель |
2.8.Социальнопсихологический климат в классном |
В классном коллективе |
В классном коллективе |
В классном коллективе |
учащиеся часто класса; по результатам работы; обязанности и |
руководителю за советом, с проблемами; проводится не проводится исследования; |
классному психологического климата класса не проводится; |
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
Классный руководитель активную опытно- экспериментальную |
Классный руководитель |
Классный руководитель не экспериментальной |
2.10. Организация работы с родителями учащихся |
социальный паспорт регулярное проведение |
социальный паспорт регулярное психолога; присутствие родителей на |
наличие социального паспорта класса; регулярное проведение родительских собраний; присутствие родителей на собраниях — менее 70 %; заседания |
с родителями (анкетирование, деловые игры и др.); присутствие родителей на регулярные решении большинства инициатива и активное организация и участие поездках класса; родители своевременно |
собраниях — более 70-80%; регулярные заседания (минимум 1 раз в четверть); родители своевременно |
родители не всегда своевременно информируются о проходящих + 1 балл — использование |
||
информируются |
о |
|||
проходящих в |
школе |
|||
мероприятиях, |
об |
|||
успеваемости, детей; |
поведении |
Таблица 3
«Анализ деятельности классных руководителей»
Показатель |
1а ФИО |
1б ФИО |
2а ФИО |
2б ФИО |
… |
9б ФИО |
10а ФИО |
10б ФИО |
11а ФИО |
11б ФИО |
«2» – требование выполнено; «1» – есть резервы; «0» — |
||||||||||
1. Показатели деятельности классных руководителей |
||||||||||
1.1. Нормативно- правовое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
||||||||||
1.3. Система внутришкольного контроля за |
воспитательной деятельностью в классном коллективе |
||||||||||
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
||||||||||
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.6. Материально- техническое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.7 Контроль за |
||||||||||
1.8.Ведение документации |
||||||||||
1.9.Организация в классе образовательного процесса |
||||||||||
2. Показатели результативности деятельности классных |
||||||||||
2.1. Уровень воспитанности |
2.2. |
||||||||||
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися |
||||||||||
2.4. Профилактика правонарушений |
||||||||||
2.5. Занятость |
||||||||||
2.6. Организация классного ученического |
||||||||||
2.7. Организация работы в социуме и |
||||||||||
2.8. Социально- психологический |
||||||||||
2.9. |
||||||||||
2.10. Организация работы с родителями |
||||||||||
Суммарный балл (факт) |
||||||||||
Эффективность |
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей
Цель: Определить эффективность деятельности классных руководителей и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей
Показатели оценки |
Содержание оценки |
Что может быть востребовано при анализе и при спорных ситуациях |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей |
Локальные акты образовательного учреждения, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.) |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей |
Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
Оценивается качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей |
Общешкольный план внутришкольного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
Оценивается качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса |
Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы Анализ воспитательной деятельности классного руководителя за год |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
Оценивается подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями |
Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
Оценивается наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы |
Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий |
1.7 Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося |
Тетрадь учета посещаемости Анализ дневников |
Анкетирование родителей |
1.8.Ведение документации |
Анализ плана воспитательной работы классного руководителя (все разделы) |
Папка классного руководителя по ВР |
1.9.Организация в классе образовательного процесса |
Анализ дневников учащихся (или по данным аналитической справки зам. директора по УВР о проверке дневников) анализ документации по итогам четверти, полугодия, года |
Классный журнал, дневники. |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
Оценивается система оценивания воспитанности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика |
Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты наблюдения за учащимися |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
Оценивается система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников |
Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися |
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися |
Анализ воспитательного плана классного руководителя: — план и анализ воспитательных мероприятий |
Анкетирование родительской общественности и учащихся |
2.4. Профилактика правонарушений |
Оценивается система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения учащихся и ее результативность |
Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
Оценивается система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся |
Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций |
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность |
Структура системы школьного самоуправления |
2.7. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
Оценивается реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума |
Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей |
2.8. Социально-психологический климат в классном коллективе |
Оценивается стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность |
Результаты анкетирования учащихся и родителей |
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
Оценивается опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность |
Портфолио классного руководителя, методические разработки |
2.10. Организация работы с родителями учащихся |
Оценивается организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности учащихся |
График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей |
Система оценивания
Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно критериям оценивания на основе таблицы «Критерии оценивания» (табл. 2).
Эффективность деятельности классного руководителя рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность деятельности классного руководителя = ,
где – суммарное количество баллов по всем показателям;
– количество показателей, умноженное на два (
). Полученный результат оформляется в виде таблицы «Анализ деятельности классных руководителей» (табл. 3) для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности деятельности классного руководителя.
Обработка результатов:
•высокая эффективность (оптимальный уровень) – 100–85%;
•средняя эффективность (допустимый уровень) – 84–60%;
•низкая эффективность (критический уровень) – 59–50%;
•очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.
Эффективность деятельности классных руководителей по образовательному учреждению в целом рассчитывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат – полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы с классными руководителями.
Таблица 2
Критерии оценивания
Показатель |
«1» -Требование выполнено на оптимальном уровне |
«2» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования |
«0» — Требование практически не выполнено |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
|||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция воспитательной системы класса. Определена система мониторинга эффективности деятельности классного руководителя. |
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе или в основном регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. |
Воспитательный процесс в классном коллективе недостаточно регламентирован. Локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей отсутствуют. |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется в соответствии требованиями Минимального социального стандарта РФ (для ОУ, реализующих ФГОС I-го поколения) или Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОУ, реализующих ФГОС II-го поколения). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической диагностики. |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется по основным видам воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность в классе планируется на основе анализа воспитательной работы. |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитательной работы. |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
Существует целостная система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществляется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплексная форма оценки деятельности классных руководителей. |
Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется с использованием анкетирования учащихся и (или) родителей обучающихся. Имеет место оценка деятельности классных руководителей. |
Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется бессистемно. Мнения учащихся и родителей обучающихся не изучается. Оценка деятельности классных руководителей отсутствует. |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
анализ воспитательной деятельности содержит полную информацию о развитии коллектива и обо всех протекающих в нем процессах; Результаты педагогического анализа являются основой для планирования воспитательной работы на следующий период. рассматриваются перспективы развития классного коллектива; проводятся все воспитательные мероприятия, согласно плану воспитательной работы; организована и четко функционирует система самоуправления класса; практически все учащиеся имеют закрепленные за ними обязанности; проводятся собрания самоуправления 1 р. в 2 недели; учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в месяц; классные часы проводятся еженедельно и носят развивающе-воспитательный характер; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, зафиксированная в тетради учета индивидуальной работы; |
анализ воспитательной деятельности содержит информацию о развитии коллектива и обо всех протекающих в нем процессах; Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитательной работы на следующий период перспективы развития классного коллектива не рассматриваются; выполняется 70-80% запланированных воспитательных мероприятий; организована система самоуправления класса; 20-30% учащихся имеют закрепленные за ними обязанности; Собрания классного самоуправления не проводятся или проводятся очень редко (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости для решения возникающих проблем; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, но в тетради учета индивидуальной работы не зафиксирована; |
анализ воспитательной деятельности отражает только выполнение плана мероприятий, состояние и перспективы развитии коллектива не рассматриваются; выполняется менее 70% запланированных воспитательных мероприятий; система самоуправления класса носит номинальный характер, реальной работы не ведется; 20-30% учащихся имеют закрепленные за ними обязанности; Собрания классного самоуправления не проводятся или проводятся очень редко (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости для решения возникающих проблем; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, но в тетради учета индивидуальной работы не зафиксирована; |
1.5.Взаимодействие с педагогами и специалистами |
отдельный план совместной работы с медицинским работником, библиотекарем; 2 и более мероприятия (за четверть) с приглашением специалистов; регулярное взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса |
совместные мероприятия со специалистами включены в план воспитательной работы классного руководителя; 1 мероприятие (за четверть) с приглашением специалистов; регулярное взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса |
совместная работа со специалистами не ведется взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса ведется не регулярно |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является оптимальным. Оборудование находится в хорошем состоянии. |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии. |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является недостаточным. Оборудование требует ремонта или замены. |
1.7 Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося |
ежедневный учет посещаемости уроков и дополнительных занятий учащимися класса (ежедневное ведение документации); оперативное выяснение причин отсутствия ребенка на уроке (в этот же день); еженедельное выставление оценок в дневник; |
ежедневный учет посещаемости уроков учащимися класса (ежедневное ведение документации); учет посещаемости дополнительных занятий ведется не систематически; оперативное выяснение причин отсутствия ребенка на уроке (в этот же день); выставление оценок в дневник 1 раз в 2 недели; |
учет посещаемости уроков учащимися класса ведется не систематически, документально не оформляется; учет посещаемости дополнительных занятий не ведется; причины отсутствия ребенка на уроке выясняются несвоевременно; выставление оценок в дневник реже 1 раза в 2 недели; |
1.8.Ведение документации |
разработана программа воспитательной работы в классе; план воспитательных мероприятий отражает все направления воспитательной работы. содержит мероприятия, запланированные помимо школьного плана воспитательной работы; планирование деятельности на новый учебный год строится с учетом анализа прошлого учебного года; индивидуальные карты учащихся полностью заполнены; анализ воспитательной деятельности за год отражает все направления воспитательной работы классного руководителя; наличие протоколов всех родительских собраний, учета посещаемости собраний родителями; наличие протоколов собраний родительского комитета; наличие анализа воспитательных мероприятий (1 мероприятие в полугодие, по форме); наличие планирования по месяцам с внесением корректировок в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей, их занятость в системе ДО; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация предоставляется на проверку в соответствии со сроками; |
план воспитательных мероприятий отражает все направления воспитательной работы. содержит мероприятия, запланированные помимо школьного плана воспитательной работы; анализ воспитательной деятельности за прошлый учебный год не учитывается при планировании воспитательной де6ятельности в классе на новый учебный год; индивидуальные карты учащихся полностью заполнены; анализ воспитательной деятельности за год отражает не все направления воспитательной работы классного руководителя; наличие протоколов не всех родительских собраний; наличие не всех протоколов собраний родительского комитета или их отсутствие; наличие анализа воспитательных мероприятий (1 мероприятие в полугодие, по форме); наличие планирования по месяцам, но без внесения корректировок в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей, их занятость в системе ДО; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация предоставляется на проверку после срока, необходимо напоминание; |
план воспитательных мероприятий составлен только из мероприятий школьного плана воспитательной работы; анализ воспитательной деятельности за год отражает не все направления воспитательной работы классного руководителя или отсутствует; анализ воспитательной деятельности за прошлый учебный год не учитывается при планировании воспитательной де6ятельности в классе на новый учебный год; заполнены не все разделы индивидуальных карт учащихся; наличие только 1-2 протоколов родительских собраний; протоколов собраний родительского комитета нет; анализ воспитательных мероприятий не проводится или 1мероприятие в год; отсутствие ежемесячного планирования воспитательной деятельности, не вносятся корректировки в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей есть, но их занятость в системе ДО не ведется; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация не предоставляется на проверку или предоставляется значительно позже срока; |
1.9.Организация в классе образовательного процесса |
контроль успеваемости учащихся класса (полное владение информацией); повышение уровня качественной успеваемости; выставление оценок в дневники 1 раз в неделю; аккуратное ведение классного журнала, отсутствие замечаний; анализ успеваемости 1 раз в четверть; постоянное взаимодействие с учителями-предметниками и родителями по успеваемости учащихся; индивидуальные консультации с родителями; журнал и отчетная информация в конце четверти сдается своевременно; |
контроль успеваемости учащихся класса (полное владение информацией); уровень качественной успеваемости не снижается; выставление оценок в дневники 1 раз в 2 недели; незначительные замечания по ведению классного журнала; анализ успеваемости 1 раз в четверть; взаимодействие с учителями-предметниками и родителями по успеваемости учащихся; индивидуальные консультации с родителями журнал и отчетная информация в конце четверти сдается своевременно; |
не полностью владеет информацией об успеваемости учащихся класса; выставление оценок в дневники реже 1 раза в 2 недели; замечания по ведению классного журнала, неаккуратное ведение; анализ успеваемости 1 раз в четверть; индивидуальные консультации с родителями и учителями-предметниками проводятся очень редко и не своевременно; журнал и отчетная информация в конце четверти сдается позже назначенного срока; |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
|||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75-100%. Имеется положительная динамика или стабильность. |
В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 50-74%. Имеется положительная динамика или стабильность. |
В образовательном учреждении диагностика уровня воспитанности учащихся не осуществляется или Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет менее 50%. Имеется отрицательная динамика или нестабильность. |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется положительная динамика или стабильность. Выполняются все требования безопасности в образовательном учреждении. Детский травматизм отсутствует. |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется тенденция к стабильности. Требования безопасности в образовательном учреждении выполняются. Детский травматизм носит единичный характер. |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении нуждается в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеется отрицательная динамика. Имеют место незначительные нарушения требований безопасности в образовательном учреждении. Высокий уровень детского травматизма. |
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися |
конфликты в классе практически отсутствуют, а если и есть, то решаются очень быстро мирным путем, чаще всего без участия классного руководителя; систематически проводятся классные часы и другие мероприятия, направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, способов разрешения конфликтных ситуаций (2 раза в четверть); учащиеся обладают навыками разрешения конфликтных ситуаций и большая часть конфликтов решается без участия классного руководителя классный руководитель обладает полной информацией об отношениях между учащимися класса; |
возникающие в классе конфликты решаются очень быстро мирным путем, часто требуется вмешательство классного руководителя; классные часы и другие мероприятия, направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, способов разрешения конфликтных ситуаций проводятся по мере возникновения конфликтных ситуаций; классный руководитель обладает полной информацией об отношениях между учащимися класса; |
конфликты в классе случаются очень часто; конфликты решаются очень долго, практически всегда требуется вмешательство классного руководителя; по мере возникновения конфликтных ситуаций проводятся классные часы, направленные на разбор ситуации, а не на развитие навыков разрешения конфликта и коммуникативных навыков; классный руководитель обладает поверхностной информацией об отношениях между учащимися класса; |
2.4. Профилактика правонарушений |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется системно. На внешнем учете учащиеся класса не состоят. На внутришкольном учете учащиеся не состоят или имеется положительная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют. |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется целенаправленно. На внешнем учете состоят не более 2 учащихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют или носят единичный характер. |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении нуждается в улучшении. На внешнем учете состоят более 2 учащихся класса. Имеется отрицательная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Имеют место правонарушения. |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
полная информация о занятости учащихся как в школьной системе ДО, так и в других учреждениях ДО (оформлена документально); ведется учет посещаемости учащимися класса занятий ДО (в сотрудничестве с педагогами ДО); в системе ДО занято 70-100% учащихся класса; наличие полной информации об участии и результатах учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях; |
полная информация о занятости учащихся в школьной системе ДО, но нет информации о занятости в других учреждениях ДО; учет посещаемости учащимися класса занятий ДО не ведется; в системе ДО занято 50-70% учащихся класса; информация об участии учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях ведется от случая к случаю, не оформлена документально; |
информация о занятости учащихся в системе ДО отсутствует; учет посещаемости учащимися класса занятий ДО не ведется; в системе ДО занято менее 50 % учащихся класса; информация об участии учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях ведется от случая к случаю, не оформлена документально; |
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях с учащимися. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности учащихся. |
Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности. |
Преобладает авторитарный стиль во взаимоотношениях с учащимися. Недостаточная помощь активу класса. Среди учащихся нет организаторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоянные поручения. |
2.7. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнерами. Средовый подход к воспитанию реализуется в полной мере. |
Классный руководитель использует воспитательные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовый подход к воспитанию реализуется. |
Классный руководитель недостаточно полно использует воспитательные возможности социума. Средовый подход к воспитанию не реализуется или реализуется не в полной мере. |
2.8.Социально-психологический климат в классном коллективе |
В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют. учащиеся часто обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; проводится исследование психологического климата класса; по результатам исследования проводится корректировка плана воспитательной работы; обязанности и должности в классе распределены с учетом желаний и интересов детей; |
В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократический. Классный коллектив сплочен. Конфликты в коллективе нечасты и эффективно разрешаются. учащиеся иногда обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; проводится исследование психологического климата класса; не проводится корректировка плана воспитательной работы с учетом результатов исследования; |
В классном коллективе напряженный психологический климат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Конфликты в коллективе достаточно часты. учащиеся практически не обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; исследование психологического климата класса не проводится; |
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
Классный руководитель ведет активную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания. Активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. Осуществляет диссеминация передового педагогического опыта, имеет публикации. |
Классный руководитель ведет опытно-экспериментальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. |
Классный руководитель не участвует в опытно-экспериментальной работе, связанной с воспитательной деятельностью. Педагогические исследования не проводятся или не системны. |
2.10. Организация работы с родителями учащихся |
социальный паспорт класса содержит полные сведения о семьях учащихся; регулярное проведение родительских собраний, с приглашением учителей, администрации, медика, , с использованием разнообразных форм работы с родителями (анкетирование, деловые игры и др.); присутствие родителей на собраниях – 90-100%; регулярные заседания родительского комитета класса (минимум 1 раз в четверть), который активно участвует в решении большинства вопросов по классному коллективу и возникающих проблем; инициатива и активное участие родителей в проведении внешкольных мероприятий в классе; организация и участие родителей в экскурсиях, поездках класса; родители своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; |
социальный паспорт класса содержит полные сведения о семьях учащихся; регулярное проведение родительских собраний, с приглашением учителей, администрации, медика, психолога; присутствие родителей на собраниях — более 70-80%; регулярные заседания родительского комитета класса (минимум 1 раз в четверть); родители своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; |
наличие социального паспорта класса; регулярное проведение родительских собраний; присутствие родителей на собраниях — менее 70 %; заседания родительского комитета класса нерегулярны и носят формальный характер; родители не всегда своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; + 1 балл — использование нестандартных форм в работе с родителями (Советы отцов, Школа молодых родителей и др.) |
Таблица 3
«Анализ деятельности классных руководителей»
Показатель |
1а ФИО |
1б ФИО |
2а ФИО |
2б ФИО |
… |
9б ФИО |
10а ФИО |
10б ФИО |
11а ФИО |
11б ФИО |
«2» – требование выполнено; «1» – есть резервы; «0» — требование практически не выполнено |
||||||||||
1. Показатели деятельности классных руководителей |
||||||||||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
||||||||||
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
||||||||||
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
||||||||||
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
||||||||||
1.7 Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося |
||||||||||
1.8.Ведение документации |
||||||||||
1.9.Организация в классе образовательного процесса |
||||||||||
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
||||||||||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
||||||||||
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
||||||||||
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися |
||||||||||
2.4. Профилактика правонарушений |
||||||||||
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
||||||||||
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
||||||||||
2.7. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
||||||||||
2.8. Социально-психологический климат в классном коллективе |
||||||||||
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
||||||||||
2.10. Организация работы с родителями учащихся |
||||||||||
Суммарный балл ( |
||||||||||
Эффективность деятельности классного руководителя в % |
Журнал «Воспитание школьников» № 10, 2010г.
М. П. Нечаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, заведующий кафедрой воспитательных систем Педагогической академии Московской области
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА
Ключевые слова:
оценка эффективности деятельности классных руководителей, показатели результативности деятельности классных руководителей
Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включенным во все многообразие проблем целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. Современный воспитатель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. От качества его профессиональной деятельности во многом зависит и качество воспитательной системы образовательного учреждения. Целью нашей статьи является раскрытие основных подходов и методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, поскольку на сегодняшний день это весьма актуальная и в то же время сложная управленческая задача.
В «Методических рекомендациях об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобразования России от 3 февраля 2006 г. № 21) отмечается, что эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: деятельности и результативности.
Эта идея составила основу определения показателей оценки эффективности деятельности классных руководителей. В первую группу, «Показатели деятельности классных руководителей», нами включены измерители, позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя, а во вторую, «Показатели результативности деятельности классных руководителей», — измерители, позволяющие оценить уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии и воспитательная система класса в целом.
Рассмотрим непосредственно методику оценки эффективности деятельности классных руководителей.
Цель: определить эффективность деятельности классных руководителей и выявить показатели, максимально повлиявшие на эту эффективность.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно критериям оценивания (см. табл. 2).
Эффективность деятельности классного руководителя рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность деятельности классного руководителя = ∑ факт • 100%,
∑ max
где ∑ факт — суммарное количество баллов по всем показателям;
∑
max — количество показателей, умноженное на два (
∑
max = 16 • 2 = 32). Полученный результат оформляется в виде таблицы «Анализ деятельности классных руководителей» (см. табл. 3) для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности деятельности классного руководителя.
Обработка результатов:
• высокая эффективность (оптимальный уровень) — 100 — 85%;
• средняя эффективность (допустимый уровень) — 84 — 60%;
• низкая эффективность (критический уровень) — 59 — 50%;
• очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.
Эффективность деятельности классных руководителей по образовательному учреждению в целом рассчитывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошее подспорье для определения направлений дальнейшей методической работы с классными руководителями.
Заключение по анализу эффективности деятельности классных руководителей оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей — вводной, основной и итоговой.
Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат -> факторы -> причины».
В итоговой части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).
Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.
Надеемся, что наши предложения окажут действенную помощь в управлении качеством воспитательного процесса, как в классе, так и образовательном учреждении в целом.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей
Показатель оценки |
Содержание оценки |
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях |
|
1. Показатели деятельности классных руководителей |
|||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей |
Локальные акты образовательного учреждения, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.) |
|
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей |
Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы |
|
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
Оцениваются качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей |
Общешкольный план внутришкольного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей |
|
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
Оцениваются качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса |
Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы |
|
Показатель оценки |
Содержание оценки |
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях |
|
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
Оцениваются подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями |
Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей |
|
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы |
Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий |
|
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
|||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
Оцениваются система оценивания воспитанности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика |
Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты наблюдения за учащимися |
|
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников |
Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися |
|
2.3. Профилактика правонарушений |
Оцениваются система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения учащихся и ее результативность |
Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете |
|
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности |
Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата учащихся |
Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, статистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях |
|
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
Оцениваются система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся |
Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций |
|
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность |
Структура системы школьного самоуправления |
|
2.7. Организация работы с родителями учащихся |
Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности учащихся |
График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей |
|
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
Оцениваются реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума |
Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей |
|
Показатель оценки |
Содержание оценки |
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях |
|
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе |
Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность |
Результаты анкетирования учащихся и родителей |
|
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
Оцениваются опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность |
Портфолио классного руководителя, методические разработки |
Таблица 2
Критерии оценивания
Показатель |
«2» — Требование выполнено на оптимальном уровне |
«1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования |
«0» — Требование практически не выполнено |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
|||
1.1. Нор- мативно- правовое обеспечение воспитатель- ного про- цесса |
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция воспитательной системы класса. Определена система мониторинга эффективности деятельности классного руководителя |
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе или в основном регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей |
Воспитательный процесс в классном коллективе недоста- точно регламентиро- ван. Локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей, отсутствуют |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется в соответствии с требованиями Минимального социального стандарта РФ (для ОУ, реализующих ФГОС I поколения) или Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОУ, реализующих ФГОС II поколения). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической диагностики |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется по ее основным видам. Воспитательная деятельность в классе планируется на основе анализа воспитательной работы |
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитательной работы |
1.3. Система внутри-школьного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
Существует целостная система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществляется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплексная форма оценки деятельности классных руководителей |
Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется с использованием анкетирования учащихся и (или) родителей обучающихся. Имеет место оценка деятельности классных руководителей |
Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется бессистемно. Мнения учащихся и родителей обучающихся не изучаются. Оценка деятельности классных руководителей отсутствует |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется с установлением причинно-следственных связей, т. е. связей между результатами и теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам. Результаты педагогического анализа являются основой для планирования воспитательной работы на следующий период |
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе состоит в описании осуществленной деятельности и ее результатов. Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитательной работы на следующий период |
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется бессистемно. Анализ воспитательной деятельности не связан с планированием воспитательной работы на следующий период |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
Классные руководители соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Реализуется целостная система морального и материального стимулирования деятельности. Классные руководители активно участвуют в работе методического объединения |
Классные руководители в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Имеет место моральное и материальное стимулирование. Создано методическое объединение классных руководителей |
Классные руководители не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Моральное и материальное стимулирование недостаточно. Методическое объединение классных руководителей отсутствует или работает формально |
Показатель |
«2» — Требование выполнено на оптимальном уровне |
«1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования |
«0» — Требование практически не выполнено |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является оптимальным. Оборудование находится в хорошем состоянии |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии |
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является недостаточным. Оборудование требует ремонта или замены |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
|||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75—100%. Наблюдаются положительная динамика или стабильность |
В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 50—74%. Наблюдаются положительная динамика или стабильность |
В образовательном учреждении диагностика уровня воспитанности учащихся не осуществляется. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет менее 50%. Имеют место отрицательная динамика или нестабильность |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Наблюдаются положительная динамика или стабильность. Выполняются все требования безопасности в образовательном учреждении. Детский травматизм отсутствует |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеет место тенденция к стабильности. Требования безопасности в образовательном учреждении выполняются. Детский травматизм носит единичный характер |
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении нуждается в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеет место отрицательная динамика. Наблюдаются незначительные нарушения требований безопасности в образовательном учреждении. Высокий уровень детского травматизма |
2.3. Профилактика правонарушений |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется системно. На внешнем учете учащиеся класса не состоят. На внутришкольном учете учащиеся не состоят или имеет место положительная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется целенаправленно. На внешнем учете состоят не более двух учащихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют или носят единичный характер |
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении нуждается в улучшении. На внешнем учете состоят более двух учащихся класса. Имеют место отрицательная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета, правонарушения |
Показатель |
«2» — Требование выполнено на оптимальном уровне |
«1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования |
«0» — Требование практически не выполнено |
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности |
Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают все виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 80—100% |
Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают основные виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 60—79% |
Внеурочная деятельность учащихся организована. Классный руководитель использует 3—4 основные формы воспитания менее 5 видов внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет менее 60% |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
Участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях организовано на системном уровне. Охват занятиями на постоянной основе составляет 75—100% |
Организовано участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях. Охват занятиями на постоянной основе составляет 50—74% |
Участие учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях организуется в основном самостоятельно или с помощью родителей. Охват занятиями на постоянной основе составляет менее 50% |
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях с учащимися. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности учащихся |
Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности |
Преобладает авторитарный стиль во взаимоотношениях с учащимися. Недостаточная помощь активу класса. Среди учащихся нет организаторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоянные поручения |
2.7. Организация работы с родителями учащихся |
Существует целостная система взаимодействия с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Неблагополучные семьи отсутствуют или имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей учащихся. Родители удовлетворены результатами обучения и воспитания, активно участвуют в жизни школы |
Организовано взаимодействие с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей учащихся. Большинство из них в основном удовлетворено результатами обучения и воспитания, имеет место участие в жизни школы |
Взаимодействие с родителями учащихся нуждается в улучшении. Имеется отрицательная динамика количества неблагополучных семей. Более 20% родителей не удовлетворены результатами обучения и воспитания, участвуют в жизни школы неактивно. Имеют место конфликтные ситуации |
Показатель |
«2» — Требование выполнено на оптимальном уровне |
«1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования |
«0» — Требование практически не выполнено |
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнерами. Средовой подход к воспитанию реализуется в полной мере |
Классный руководитель использует воспитательные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовой подход к воспитанию реализуется |
Классный руководитель недостаточно полно использует воспитательные возможности социума. Средовой подход к воспитанию не реализуется или реализуется не в полной мере |
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе |
В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют |
В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократический. Классный коллектив сплочен. Конфликты в коллективе нечасты и благополучно разрешаются |
В классном коллективе напряженный психологический климат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Конфликты в коллективе достаточно часты |
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
Классный руководитель ведет активную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания, активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. Осуществляет диссеминацию передового педагогического опыта, имеет публикации |
Классный руководитель ведет опытно-экспериментальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью |
Классный руководитель не участвует в опытно-экспериментальной работе, связанной с воспитательной деятельностью. Педагогические исследования не проводятся или несистемны |
Таблица 3
Анализ деятельности классных руководителей
Показатель |
1а Ф.И.О. |
16 Ф.И.О. |
2а Ф.И.О. |
26 Ф.И.О. |
… |
96 Ф.И.О. |
10а Ф.И.О. |
106 Ф.И.О. |
11а Ф.И.О. |
116 Ф.И.О. |
|
«2» — требование выполнено; «1» — есть резервы; «0» — требование практически не выполнено |
|||||||||||
1. Показатели деятельности классных руководителей |
|||||||||||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
|||||||||||
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе |
|||||||||||
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе |
|||||||||||
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе |
|||||||||||
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
|||||||||||
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса |
|||||||||||
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
|||||||||||
2.1. Уровень воспитанности учащихся |
|||||||||||
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
|||||||||||
2.3. Профилактика правонарушений |
|||||||||||
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности |
|||||||||||
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования |
|||||||||||
2.6. Организация классного ученического самоуправления |
|||||||||||
2.7. Организация работы с родителями учащихся |
|||||||||||
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями |
|||||||||||
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе |
|||||||||||
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания |
|||||||||||
Суммарный балл (∑ факт) |
|||||||||||
Эффективность деятельности классного руководителя в % |
|||||||||||
Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы
Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего учебного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть учителя-предметники и другие школьные специалисты, которые занимаются организацией жизни учеников небольшой группы — класса в рамках школы: организация жизни класса, воспитательная работа с родителями учеников, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья учеников. Воспитательная работа — основной вид профессиональной деятельности учителя, работающего в школе. Эффективность всего процесса обучения в учебном заведении зависит от эффективности работы каждого классного руководителя в школе. Поэтому эффективность деятельности классного руководителя — важный показатель педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются актуальными для педагогической науки.
Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, в данном случае это могут быть изменения:
— в учащихся класса, т.е. в их воспитанности, социальности, профессиональной сориентированности;
— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;
— в отношениях между классным руководителем и школьниками;
— во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;
— в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Исходя из того, что эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, для оценки эффективности можно использовать следующие две группы критериев оценки:
1) критерии оценки процесса деятельности,
2) критерии оценки результативности.
Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.
В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. Миновская (КГУ, г. Кострома) выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.). И.В. Золотухиной определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) сформированность нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.
К критериям оценки процесса деятельности в методических рекомендациях Министерства Просвещения отнесены:
—комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
—адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
—инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
—системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:
1) сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2) сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3) наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Педагоги школы в ходе обсуждения на заседании методического объединения классных руководителей выработали свои критерии, по которым необходимо оценивать работу классных руководителей.
Критерии оценки процесса
Направление деятельности
Критерии
Организация воспитательной деятельности
количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
Участие класса в общешкольных мероприятиях;
Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Взаимодействие с родителями
кол-во родительских собраний, % присутствия;
рейды в семьи;
беседы с родителями;
Методическая деятельность классного руководителя
Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
Критерии оценки результата
Критерии
Показатели
включенность учащихся во внеурочной деятельность
включенность
учащихся
во
внеурочн
ую
деятельность
Организация ученического самоуправления в классе
уровень развития ученического самоуправления в классе
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
1338
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
2.84 Mб
Скачать
ИЗ
ТЕКСТА ДОКУМЕНТА:
МИНОБРНАУКИ
РФ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОБ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ…»
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность
осуществления функций классного
руководителя можно оценивать на основании
двух групп критериев: результативности
и деятельности.
Критерии
результативности
отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии.
Критерии
деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих
функций классного руководителя
(организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с
педагогическими и иными работниками
общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по
воспитанию, обучению, творческому
развитию обучающихся)103.
ПО
МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ГУТКИНА
Л. Д.
ПЛАНИРОВАНИЕ
И ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
Свидетельством
эффективности воспитательной работы
являются:
-
уровень
организации классного коллектива в
учебной и во внеучебной работе
(дисциплина, порядок, организация
самообслуживания, своевременность и
полнота выполнения заданий школьного
коллектива и органов ученического
самоуправления); -
уровень
учебной мотивации учеников класса
(постоянный рост качества знаний,
эффективность работы со слабоуспевающими
школьниками, активность участия учеников
во внеурочной учебной работе: в
факультативах, учебных кружках, в
научно-исследова-тельской работе,
олимпиадах, конкурсах, в интеллектуальных
марафонах и т. п.); -
разнообразная
и интересная для учеников внеучебная
жизнь класса: походы, поездки, экскурсии,
тематические классные часы, вечера,
встречи, КВН, посещение театра и т. п.; -
постоянный
рост уровня воспитанности учащихся,
определяемый умением классного
руководителя изучить уровень воспитанности
школьника и организовать педагогическое
руководство его самовоспитанием и
самообразованием; -
уровень
развития классного коллектива (его
сплоченность: поддержка друг друга,
заинтересованность в делах класса,
дружеские взаимоотношения, желание
вместе развлекаться, общаться в свободное
время; его организованность: развитость
общественного мнения, характер связей
в коллективе; активность и инициатива
при участии в делах класса и в делах
школьного коллектива: воспитательное
влияние коллектива на его членов); -
степень
развития сотрудничества класса с
классным руководителем (уровень
взаимного доверия, степень включенности
педагога в дела класса, наличие актива
и взаимодействия актива и классного
руководителя, взаимное развитие
инициативы и творчества); -
контакты
с семьями, активность участия родителей
в воспитательном процессе; -
глубина
и серьезность работы с трудными
учащимися, оказания им педагогической
поддержки на основе сугубо индивидуального
подхода к каждому из них; -
комфортность
и защищенность каждого воспитанника
в классе и в школе.
Свидетельством
успешности деятельности классного
руководителя являются:
-
высокая
эффективность воспитательной работы
с классным коллективом в соответствии
с перечисленными выше критериями; -
проявление
и развитие творческой индивидуальности
классного руководителя, наличие у него
авторской педагогической технологии; -
стиль
отношений с воспитанниками, определяемый
прежде всего личностью самого
воспитателя, системой его педагогических
приемов и способов взаимодействия с
учениками; -
степень
его включенности в жизнь класса (участие
в разнообразных делах классного
коллектива, близость и частота личных
контактов с учениками); -
степень
владения умениями и навыками классного
руководителя (умение поставить цели,
спланировать работу, осуществить ее,
проанализировать, оценить, сделать
выводы и поставить новые задачи); -
степень
сотрудничества и сотворчества с
классным коллективом; -
хороший
контакт с родителями воспитанников и
успешное привлечение их к сотрудничеству; -
умение
классного руководителя заинтересовать
воспитанников своими увлечениями,
умение организовать совместный
интересный культурный досуг; -
взаимный
интерес классного руководителя и
воспитанников друг к другу; любовь и
уважение ребят к своему классному
руководителю104.
Соседние файлы в папке смирнов тмв
- #
- #
- #