[c.172]
Однако еще раз следует повторить, что цели организации могут быть самыми разнообразными, а в условиях изменчивой внешней среды и не до конца понятыми руководством предприятия и не сформулированными. Последнее часто имеет место в российских организациях. Но сначала мы будем исходить из предположения о том, что предприятие понимает свою цель и имеет стратегию, которая должна привести к ее достижению. В этом случае задача определения политики администрации в
[c.254]
Близким к понятию управления является общераспространенное, более общее, более широкое понятие -— руководство, по отношению к которому управление занимает логически (иерархически) подчиненное, т. е. более частное, положение. Именно в этом смысле мы говорим о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза в управлении народным хозяйством страны.
[c.6]
Управление и руководство. Часто эти понятия употребляют как синонимы при рассмотрении процесса управления. Однако управление является более широким определением этого процесса. Понятие руководство в этом процессе относится только к части или отдельному элементу (функции) управления целенаправленным воздействием менеджера на подчиненных (на персонал).
[c.15]
Управленческая концепция Файоля была взята за основу систем управления до середины XX в., хотя и претерпевала ряд изменений. Так, из шести главных функций деятельности компании была выделена административная деятельность, т.е. управление как таковое. Управление стало трактоваться не как одна из функций бизнеса, а как руководство тем же производством, учетом, финансами и т.п. Понятие руководства также претерпело изменения. Под ним уже
[c.25]
Управление — широкое базовое понятие, руководство. — более конкретное понятие, опосредствованное деятельностью самого руководителя.
[c.24]
Новая философия менеджмента изменила понятие руководство . Если прежде руководство полагалось на администрирование, т. е. на силу власти и распоряжения, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя.
[c.31]
Новая философия менеджмента внесла существенные изменения в смысл понятия руководство . В современных условиях рыночной экономики руководство организации должно действовать на основе согласия и сотрудничества людей.
[c.35]
В обобщенном виде понятие руководство может быть сведено к трем аспектам [c.38]
Когда приказы не дают результатов — увольняйте, В отношении подчиненного, которому были предоставлены все возможности стать полезным сотрудником организации и который не захотел ими воспользоваться, необходимо занять твердую, окончательную и бескомпромиссную позицию. О нем без всяких умствований можете сказать Этот парень не из того теста, чтобы стать управляющим . После того как вы безуспешно использовали все средства и методы, стараясь довести до сознания такого работника, что руководить значит больше, чем быть боссом, хотя понятие руководства и включает в себя умение быть боссом , вы обязаны подкрепить свою точку зрения безапелляционной прерогативой начальника Вы уволены . В этом и проявляется ваше основное право обходиться без людей, которые вам не нужны.
[c.792]
В тесной связи с понятием руководства находится мотивация деятельности. Ока основывается на побуждениях, определяемых как «внутренняя движущая сипа, определяющая, насколько значительными будут предпринятые усилия». Следовательно, знание мотиваций позволяет установить, как добиться максимальной отдачи от подчиненных на основе отчетливого представления о том, почему они ведут себя так, а не иначе, каковы мотивы, заставляющие их работать лучше или хуже, чтобы, используя эту информацию и различные приемы стимулирования, добиться наивысших результатов.
[c.25]
Марксистская социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства.
[c.68]
Есть и еще одна проблема. Она заключается в том, что благодаря исторически сложившимся понятиям, руководство фирмы все еще отдает предпочтение вопросам производительности, объемам, отдельным мероприятиям по улучшению качества продукции и не решается на коренные изменения, в частности, на введение системы управления качеством, ориентированной на требования как внутреннего, так и внешнего рынков.
[c.116]
В самом общем смысле руководство персоналом — это деятельность по непосредственному повседневному управлению сотрудниками. Понятие руководство тесно связано с рядом других родственных категорий, прежде всего с понятием управление , нередко их употребляют как синонимы. Однако управление отражает регулирование системы в соответствии с определенными целями и является более широким по содержанию оно включает не только руководство людьми, но и управление финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, а также техникой, машинами.
[c.57]
В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
[c.97]
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
[c.97]
Понятие руководства. Концепция типов руководства Макгрегора
[c.7]
Понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею.
[c.483]
Движение информации с нижних уровней организации к верхним. Понятие, используемое в описании информационных потоков, их организации, с целью обеспечения эффективности руководства.
[c.238]
ПОДСИСТЕМЫ. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элемен тов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.
[c.80]
Руководство, чтобы организация могла достичь своих целей и развиваться, не может автоматически распределить полномочия. Оно должно так же эффективно выполнить этот этап процесса управления, как и все остальные. Поскольку управленческие функции взаимозависимы, неэффективное делегирование задач и полномочий создает проблемы для каждой последующей функции. Однако, чтобы понять все факторы эффективного распределения полномочий, необходимо иметь представление о структуре и ее отношении к другим переменным, о которых еще не рассказывалось. К этому вопросу вернемся позже, а сейчас сосредоточим внимание на нескольких фундаментальных понятиях. Первым из них будет определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия. Вторым понятием является роль линейных полномочий в координации и некоторые способы, при помощи которых руководство может облегчить координацию через делегирование. Последним по очереди, но не по значению, будет обсуждение наиболее широко распространенных препятствий эффективного делегирования и некоторых способов, посредством которых руководство может их преодолеть.
[c.321]
На протяжении почти всей книга мы использовали термин организация , хотя фактически мы все время подразумевали при этом формальную организацию. Мы также делали упор на управление в больших сложных организациях. Это могло создать ложное впечатление, что организации — это произвольно созданные, логически обоснованные структуры, находящиеся под полным контролем опытного управляющего, или что понятие управления применимо лишь к большим коллективам. Но организация — это социальная категория и одновременно — средство достижения целей. Это — место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Толковый руководитель должен знать их и взаимодействовать с ними. Еще одним необходимым условием эффективности управления в наше время является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными. Все эти вопросы будут рассмотрены в данной главе.
[c.435]
Из гл.16 мы узнали, что имеется много потенциально эффективных методов влияния на людей. Какие же методы на практике зарекомендовали себя эффективными в сегодняшних организациях Как должен вести себя руководитель управленческого персонала, чтобы побудить подчиненных сделать все, на что они способны для достижения целей организации Эти вопросы рассматриваются в данной главе, где анализируются результаты исследования стилей руководства управленческим персоналом. По прочтении этой главы вы познакомитесь с вышеперечисленными терминами и понятиями.
[c.488]
Однако, чтобы понять, почему необходим ситуационный подход к лидерству, сначала нужно заложить некий фундамент. Начнем с поведенческого подхода к руководству, который сосредоточивает свое внимание на понятии стиля руководства.
[c.490]
Значение человека в процессе производства подчеркивалось на протяжении всей книги. В этой главе мы сконцентрируем наше внимание на вопросах эффективного управления людьми — трудовыми ресурсами организации. Мы начнем с вопросов планирования потребности в ресурсах, набора и отбора лучших для работы в организации. Затем мы изучим вопросы повышения качества людских ресурсов методами обучения работников, подготовки руководящих кадров. В конце главы рассмотрим, как руководство может поднять качество трудовой жизни работников для развития их чувства удовлетворенности и повышения производительности. Прочитав эту главу, вы должны понять термины и понятия, приведенные на этой странице.
[c.565]
Понятие и цели управления персоналом. Особенности управления персоналом в государственных и коммерческих организациях. Экономическая, социальная и деловая эффективность. Базовые категории, характеризующие управление персоналом руководство персоналом , управление персоналом , работа с персоналом , менеджмент персонала , руководитель , администратор , менеджер и др.
[c.437]
Структура управления персоналом работа с кадрами и руководство персоналом. Организация и функции работы с кадрами. Понятие и главное содержание руководства персоналом. Является ли руководство персоналом наукой [c.437]
Классические стили руководства. Понятие стиля руководства. Авторитарный, демократический и попустительский стили руководства и их организационная эффективность.
[c.438]
Понятие техники руководства. Рамочное управление. Управление посредством делегирования. Управление по целям. Условия эффективности и общий механизм управления по целям. Достоинства и недостатки управления по целям. Управление по результатам и системное управление.
[c.438]
Техника приведения к единому знаменателю по риску не выработана. Солидный материал на эту тему накоплен в теории игр и в страховых компаниях, но он мало нам подходит. В простейшем варианте можно руководствоваться правилом, по которому увеличение риска должно компенсироваться таким увеличением процентной ставки, чтобы математическое ожидание суммы не изменилось. Например, эквивалентом вложения одной денежной единицы под процент г без риска (вероятность получения ожидаемой суммы равна единице) служит вложение этой единицы под процент гь где г < гг. Здесь надо уточнить, что риск — понятие, относящееся к определенному промежутку времени, например году. Вероятность не получить ожидаемую прибыль в одном году не равноценна вероятности не получить ее ни в одном из t лет. Таким образом, должно выполняться условие
[c.47]
ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ — группы, характеризующиеся организованной структурой, где соц. отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой (организации). Создаются по воле руководства для организации производственного процесса или решения отдельных задач. В зарубежной литературе этому понятию соответствуют менеджерские группы.
[c.419]
ЭЛИТА В НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ (ученые, рабочие, служащие) — высшая страта работников (персонала), лучших и наиболее авторитетных на момент оценки в коллективе (стране, отрасли, регионе, организации) по статусу, личной плодотворности труда, прогностике и перспективности, т.е. индивидуальному трудовому рейтингу, определяемому по специальным показателям, признанным в данной профессиональной группе базисными для оценки уровня и качества трудовой деятельности. В понятие «Э. в н. и п.» не включена бизнес-элита, к числу основных параметров которой относится величина принадлежащего ей капитала. Элитный слой персонала организации отличается высшими интеллектуальными и профессионально-трудовыми качествами, наиболее высокими требованиями к качеству и достижениям трудовой жизни, признанию и поощрению результатов своей деятельности, качеству руководства организацией, нетерпимостью к мелочной опеке и контролю. Будучи подлинными интел-
[c.440]
Социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства. Руководство — это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем — посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство — процесс внутренней социально-психологической самоорганиза-
[c.392]
Руководствуясь пост. ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования , советские философы, экономисты, социологи, н.-п. учреждения, профсоюзные орг-ций, практические организаторы соревнования проделали значит, работу по развитию С. с., однако многие теоретич. и практнч. проблемы С. с. ещё ждут своего решения. Так, нет единого мнения относительно места С. с. в системе нолпт-экономическнх категорий. Одни авторы рассматривают С. с. как экономич. категорию , др. — как око-номич. закон социализма , социально-экономич. закон , третьи — как закон соревнования и т. д. (См. Социалистическое соревнование и совершенствование его организации , М., 1975, с. 25 Социалистическое соревнование. Вопросы теории и практики организации , М., 1978, с. 36—40 Соревнование и его роль в условиях развитого социализма , М., 1977, с. 32 — 33.) Выдвинут спорный тезис об управлении соревнованием (вместо утвердившегося в литературе и нарт, документах понятия руководство соревнованием ). Всё ято свидетельствует о необходимости углубления теоретич. работы но проблемам С. с., что будет способствовать не только научному обобщению накопленного опыта, по и определению ближайших и отдалённых перспектив дальнейшего развёртывания С. с., движения за коммунистическое отношение к труду.
[c.613]
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Новое направление развития корпорации Крайслер было задумано и осуществлено ее главой — Ли Якоккой. Популярность новых моделей, расширение деятельности по маркетингу и восстановление устойчивой прибыльности Крайслера можно отнести на счет успешного формулирования и реализации стратегии.
[c.257]
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируем понятия стиль руководства и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический сткль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека.
[c.490]
Важное место, отведенное в книге проблеме качества,— это, если угодно, знамение времени. Чтобы лучше оттенить роль этой проблемы, приведем два соображения советского экономиста Л. Конаре-вой. Качественные сдвиги в структуре производства и потребления,— пишет она,— трансформировали само понятие качество продукции». Раньше оно определялось по соответствию характеристик изделия (качественных и количественных признаков) установленным нормам (стандартам). Теперь официально принято следующее определение Качество товара есть степень, в которой он удовлетворяет требования потребителя». Господствующим стал принцип Если потребитель считает, что данный продукт плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям» . И еще Конкурентная борьба за потребителя ставит фирмы перед необходимостью руководствоваться в своей рыночной стратегии принципом обеспечить соответствие качества товара по цене». А цена изделия определяется теперь по полной стоимости» — с учетом издержек потребления на протяжении всего срока его эксплуатации. По некоторым видам, например, потребительских товаров длительного пользования эти издержки превышают покупную цену в два-четыре раза. Поэтому потребители охотнее
[c.7]
Эта стадия примитивного утопического коммунизма была неизбежно обречена на гибель с момента, когда кто-то первый бросил лопату и сел закурить. Очень скоро стало ясно, что в отсутствие экономических рычагов рабочей силой надо управлять насильственными методами. Возникла идея тотальной трудовой армии, всеобщей трудовой повинности, которая фактически и была впоследствии осуществлена в несколько более мягком варианте, чем в первоначальных замыслах Л. Троцкого. Все было сделано по Марксу, но военный коммунизм оказался неэффективным. Последующая история советской экономики является историей постепенного, половинчатого и противоречивого восстановления в правах экономических методов руководства производством и распределением использование природных ресурсов становилось платным, появилось понятие дифференциального дохода, а затем вернулось и понятие ренты, продукты производства все более и более стали официально приобретать атрибуты товаров (неофициально они были таковыми всегда), деньги все полнее восстанавливались в своих изначальных функциях. Параллельно с официальной бурно развивалась подпольная, более эффективная товарная экономика, несмотря на многочисленные судебные процессы с суровыми приговорами, квалифицировавшими упомянутые действия как подрыв устоев государства (расстрел). Китайское руководство, глядя на этот процесс, обвиняло СССР в обуржуазивании общества и его экономической системы в целом (однако спустя несколько десятилетий использовало именно такую схему перехода к рыночной экономике).
[c.15]
Ни Мосаддык, ни его советники и понятия не имели о проблемах, связанных с руководством работой крупной компании не имели они также ни малейшего представления о том, как продавать свою нефть на внешних рынках, не располагая собственным танкерным флотом и сбытовой системой. Полагая, что иранская нефть имеет более важное значение для их клиентов, чем для самого Ирана, они считали, что могут поступать, как им заблагорассудится, отвергая все компромиссные предложения. Именно эта чрезмерная самоуверенность в конечном счете и погубила их. Они не сумели осознать, что Англия могла получать нефть из альтернативных источников в арабских странах, Венесуэле и Соединенных Штатах, тогда как у Ирана пс было альтернативного источника доходов.
[c.197]
Начиная с конца 80-х гг. появился новый подход к понятию С., который, не отменяя предьщущие ориентиры, уточнял акценты в С. одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), т.к. на стадии внедрения могут возникнуть малопредсказуемые факторы, которые значительно исказят результаты С. имеет отношения и к внутренним факторам деятельности организации человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной С. и имеют свой стратегический статус С. — процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.
[c.364]
ФМС РФ построена в соответствии с ее основными задачами и включает ряд оперативных управлений (внутренней миграции, оперативного приема вынужденных мигрантов, организации миграционного контроля, внешней миграции, международного сотрудничества, по делам трудящихся мигрантов) и функциональных (правовое, реализации миграционных программ, информационное, связи с неправительственными организациями и средствами массовой информации). ФМС имеет систему подведомственных ей терр. органов управления, сеть различного характера центров и пунктов для временного размещения мигрантов, а также контрольно-пропускных пунктов на гос. границе РФ. В своей деятельности ФМС руководствуется законами РФ о беженцах и вынужденных переселенцах. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — парламент РФ, органы представительной и законодательной власти РФ. В соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную осуществляет гос. власть в РФ наряду с Президентом РФ и Правительством РФ. Конституция РФ 1993 г. впервые в истории России ввела понятие «парламент» для обозначения законодательного и представительного орана власти РФ (гл. 5). ФС является носителем суверенитета и выступает в качестве выразителя воли многонационального народа нашего государства. ФС — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиняется никакому гос. органу, в т.ч. Президенту и Правительству. Как представительный орган ФС представляет весь многонациональный народ России, влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент соответствует федеральному устройству России, что отражает представительства в нем субъектов РФ. По Конституции РФ основной функцией ФС является законотворчество, издание правовых актов высшей юридической силы — федера ль-ных законов, которые не могут быть изменены или отменены др. гос. оргайом, имеет прямое действие на всей территории РФ. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Гос. Думы. Двухпалат-ная структура ФС характеризуется самостоятельностью палат (каждая из них имеет свои полномочия их функции четко разграничены отсутствует подчиненность) неодинаковой компетенцией (к их ведению относятся в основном разные во-
[c.415]
96
Глава 6.
РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Понятие руководства
Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.
Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.
Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,
97
практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.
Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.
Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением
кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.
Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;
2)налаживание сотрудничества между людьми;
98
3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных
целей.
Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.
Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.
Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
1)требования (разумные, реальные);
2)контроль (обязательно личный);
3)поощрения, наказания (быть справедливым);
4)организация общественного мнения.
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
2. Руководитель и его социальная роль
2.1. Должностной статус руководителя
Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.
Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые
99
действия руководителя в различных управленческих ситуациях.
Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.
Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».
Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.
Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.
Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.
Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.
Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.
Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные
производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.
Функциональные руководители — это начальники
100
специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.
2.2. Общие функции руководителя
Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.
Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.
Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.
К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.
В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.
Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.
Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы
101
подчиненных, занятых в процессах управления и производства.
Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.
Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.
Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.
Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.
Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.
Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.
Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.
Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.
Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.
102
2.3. Каким быть руководителю?
Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа
—выращивать здоровый и продуктивный коллектив.
В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.
Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.
Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.
Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.
Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.
Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.
Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека
для |
профессиональной |
деятельности |
руководителя |
является мотивированный интерес |
к этой деятельности и |
достаточные |
умственные способности.
Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и
103
усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.
Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.
Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.
Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.
Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.
Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.
Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.
Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.
Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.
Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность
Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.
Кто такой руководитель?
Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.
В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.
Классификация руководителей: код Адизеса
Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.
В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:
- Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
- Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
- Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
- Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.
Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.
Уровни руководителей
В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:
- Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
- Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
- Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.
Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.
Психологические типы руководителей
В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже. Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:
- лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
- деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
- дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
- гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
- демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.
Кто может стать руководителем?
Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.
Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:
- уровень образования;
- врожденные способности;
- личностные черты характера.
Необходимое образование
Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.
Официальное трудоустройство: особенности
Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.
Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.
Профессиональные качества руководителя
Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя. Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:
- лидерские задатки;
- организаторские способности;
- коммуникабельность;
- креативность, инициативность, гибкость мышления;
- пунктуальность;
- ответственность.
Личностные качества руководителя
К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.
Как стать успешным руководителем: практические советы
Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.
Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:
- Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
- Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
- Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
- Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.
Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.
Любое предприятие не может функционировать без руководителя – должностного лица, выполняющего в соответствии с действующим законодательством особую функцию, согласно, трудового договора.
Руководитель — это работник, наделенный правом принимать ответственные решения по вопросам управления с целью осуществления эффективной деятельности предприятия, а также несущий ответственность за деятельность подчиненного персонала. К категории руководителей относят специалистов: генерального директора, начальника отдела, управляющего, заместителей и т.д.
Большинство сотрудников стремятся занять руководящие должности, но, далеко не все понимают, что для этого недостаточно обладать только профессиональными навыками и знаниями. Кроме этого, руководитель должен иметь личностные данные, организаторские способности и управленческие качества.
Цели и задачи руководителя
На сегодняшний день основная задача руководителя состоит в том, чтобы правильно построить организаторскую деятельность, а это творческий процесс. Чем выше занимаемая должность и труднее объект управления, тем больше потребности в творческом подходе. Для того, чтобы работа была организована эффективно и качественно, необходимо грамотно организовать производственный процесс. Сбои в работе, прежде всего, указывают не на низкое исполнение обязанностей работников, а на плохое качество управления.
Если руководитель не уделил должного внимания постановке задачи и алгоритму решения, то шансы на успешное ее выполнение минимальны. В данной ситуации, действуют две модели:
Главный объем работы руководитель взваливает на себя, а его подчиненные выполняют лишь второстепенные функции из серии «подай-принеси». В случае, если работа выполняется неэффективно, рассматриваются вопросы об увеличении штата сотрудников, уменьшении объема работ, подбор классных специалистов, повышение мотивации подчиненных.
- Выполнение работы перекладывается на подчиненный персонал, при этом понятно, что ожидать блестящих результатов не стоит, работа будет выполнена, но не так как планировалось. Когда «прогнозы» сбываются, планируются те же мероприятия, что и в первом случае.
Подробности
В экономике существует классификация специалистов
Такое разделение позволяет обрисовать грани влияния. Для работодателя это важно: зная к какой категории в соответствии с кадровой структурой относится специалист, проще определить насколько эффективно он работает. Наиболее распространенной классификацией руководителей является код Адизеса (PAEI).
В соответствии с данным разделением, среди работников управления выделяют:
— специалист (продюсер), производящий продукт — его работа направлена на увеличение доходности предприятия; как правило, его деятельность очень продуктивна;
— администратор — его деятельность направлена на организацию работы персонала;
— предприниматель — его деятельность заключается в аналитике процесса реализации продукции на рынке и внедрению новых предложений;
— интегратор-профессионал — деятельность которого направлена на совершенствование и развитие внешних связей и сплочение коллектива работников предприятия.
Данную классификацию не особо приветствуют экономисты и психологи, считая, что у современного успешного руководителя должны сочетаться все эти качества (либо большинство из них) одновременно.
В разных ситуациях и на разных этапах управления функции руководителя могут иметь неоднозначное применение. Например, на этапе создания предприятия нужны руководители-предприниматели, которые руководствуются концепцией созидания и развития, принимают рискованные решения, не боятся за них отвечать и руководители-лидеры, способные увлекать коллектив открывающимися перспективами, развивать способности людей и направлять их на выполнение поставленных целей.
В период стабильной деятельности важна роль руководителей-плановиков, действия которых направлены на выполнение текущей работы, организации планирования и развития с минимальным риском и руководителей-администраторов, которые ведут деятельность в соответствии с утвержденными планами, направляют и контролируют работу путем издания приказов, применения систем поощрений и взысканий.
Уровни
В литературе по экономике существует разделение сотрудников управления, в зависимости от возложенных на них функций, на уровни:
- Высшее звено – к данному уровню относятся руководящие работники, на которых возложена ответственность за работу всей компании. В их функции входит разработка главного направления работы производства, принятие основных решений, разработка планов, расчет бюджета и т.д. Только данная категория сотрудников наделена полномочиями по внедрению новых производственных идей, заключению договоров, совершению юридических действий разного характера, продаже компании либо покупке и т.д. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, его заместитель, управляющий, исполнительный директор, председатель совета директоров. Занимать должности данного уровня – задача очень ответственная, требующая обширных знаний, полной самоотдачи и врожденных лидерских качеств.
- Среднее звено – деятельность этих руководителей направлена на выполнение задач, поставленных вышестоящими начальниками, распределяя их за подчиненными низшего уровня. Сотрудники среднего звена могут влиять на деятельность предприятия вносимыми на рассмотрение предложениями и идеями по деятельности компании, искать пути решения поставленных высшим руководством задач. Помимо этого, они являются связующим звеном между высшим руководством и работникам низшего звена. К руководителям среднего уровня относятся начальники цехов, начальники отделов и т.д. Назначение на должность либо освобождение осуществляется главным руководителем или его заместителем, перед которыми руководители среднего звена несут ответственность за выполнение заданий во вверенных им коллективах.
- Деятельность руководителей низшего звена связана непосредственно с работниками-исполнителями, выполняющими производственный процесс. Именно они повседневно осуществляют управление персоналом. Кроме того, что на них возложены контролирующие функции, данная категория представляет интересы сотрудников-исполнителей. К таким работникам относятся мастера участков, менеджеры и т.д. Руководители низшего звена могут премировать либо налагать на них взыскание, делая представления соответствующего характера руководителям подразделений или предприятия.
Кроме того, в зависимости от области влияния и выполняемых обязанностей, руководящий состав разделяют на линейный и функциональный.
С психологической точки зрения руководителей можно классифицировать на следующие виды:
— лидер — призван окружающих «заряжать» энергией и энтузиазмом к активной деятельности и внедрению новшеств,
— деспот — его деятельность построена на строжайшем выполнении установленных правил и требований,
— дипломат — воспринимает рабочий коллектив как единую команду, возникающие проблемы решает корректно и цивилизованно,
— гуманист — воспринимает коллектив как семью, культивирует корпоративную этику,
— демократ — воспринимает себя как часть коллектива, делит с остальными сотрудниками свои полномочия.
Обязанности
В перечень обязанностей руководителя, помимо всего прочего, входят следующие навыки:
— информирование – заключается в процессе доведения известной ему информации до подчиненных, в противном случае могут возникнуть разногласия в коллективе и недоверие к деятельности самого начальника;
— оценка — руководитель должен оценивать деятельность как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом — это поможет корректировать ситуацию к лучшему, при необходимости;
— чувство перспективы — руководителю не нужно концентрировать внимание исключительно на решении оперативных задач (к примеру, текучести кадров), но он должен всегда помнить о поставленных целях и делать все для их достижения;
— планирование — необходимо не только определение конечного результата, но и разработка плана (алгоритма действий) для его достижения;
— контроль и корректировка — для руководителя важно обеспечить понимание и согласованность действий в процессе деятельности разных структур предприятия и постоянный контроль за результатами работы;
— делегирование — качество рабочей деятельности руководителя предприятия зависит от умения правильно распределить выполнение обязанностей как заместителям, так и другим сотрудникам.
Итоги
В повседневной деятельности не только подчиненный персонал зависит от руководителя, но и руководитель во многих аспектах зависит от подчиненных (например, от их знаний и навыков работы, умения и готовности выполнять поставленные задачи и пожелания руководства). Кроме подчиненных, руководитель зависит от коллег и деловых партнеров, благодаря взаимодействию с которыми он может успешно выполнять возложенные на него функции.
Что такое менеджмент — его функции и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы продолжим узнавать новые понятия из сферы экономики.
Разберем, что такое менеджмент, каковы его функции, какие виды существуют.
Менеджмент — это наука об эффективном управлении
Иностранные названия проще всего понять, сделав дословный перевод. Так, понятие «менеджмент» в переводе с английского (management) означает «управление, руководство».
Как видите, все просто: менеджмент – это управление, то есть способы и методы руководства.
В зависимости от того, чем осуществляется управление, классифицируется вид менеджмента (финансовый, стратегический и т.д.). Подробней о видах – в статье далее.
Объекты, в отношении которых осуществляется управление, могут быть самые различные:
- государственная экономическая система;
- предпринимательская хозяйственная (коммерческая) деятельность. Пример: производственное предприятие, торговая сеть и т. д.;
- некоммерческая деятельность (например, государственная система образования).
Управление – это процесс, в котором в тесном взаимодействии сотрудничают две стороны:
- лицо (группа лиц), осуществляющее руководство – это субъект менеджмента (менеджеры различного уровня: линейные руководители, менеджеры среднего уровня, топ-менеджеры);
- объект менеджмента – то, на оптимизацию чего направлены усилия субъекта менеджмента. В качестве объектов могут выступать:
- сотрудники,
- финансы,
- производственный процесс,
- реализация готовой продукции и т. д.
Цель менеджмента – сделать объект управления максимально эффективным.
По большому счету, все мы являемся менеджерами своей жизни, мы определяем ее стратегию и разрабатываем тактику, решаем поставленные задачи и получаем заслуженные результаты. Но сегодня мы рассмотрим менеджмент как систему управления в сфере экономики.
Менеджмент выделен в отдельную науку, изучающую методы руководства, разрабатывающую научно обоснованные подходы к искусству управления. Данное научное направление не предполагает «изобретение велосипеда», менеджмент использует разработки социологии, экономики, психологии, прикладной математики.
Функции менеджмента
- Планирование — определение пути развития компании, конкретизация задач выбранного пути.
- Постоянный мониторинг состояния рынка и своевременное принятие решений для стабилизации материального положения компании.
- Распределение задач между сотрудниками.
- Контроль над выполнением поставленных задач.
- Мотивация сотрудников на оптимизацию рабочего процесса и повышение производительности труда.
- Организация и сплочение коллектива сотрудников.
Очевидно, что описанные задачи решаются менеджерами различного уровня. Так, определение пути развития фирмы – это прерогатива менеджеров высшего звена, а обеспечение офиса расходными материалами – офисного менеджера.
Теперь разберем описанные функции менеджмента на примере деятельности малого предприятия, занимающегося торговлей автозапчастями. Компания небольшая, поэтому роль топ-менеджера отводится ее руководителю.
Итак, в чем суть менеджмента применительно к конкретной организации:
- определение цели: добиться повышения конкурентоспособности и, как следствие – увеличить доходность фирмы. Конкретизация задач: создать несколько дополнительных торговых точек, разнообразить ассортимент, дополнив его товарами разных ценовых сегментов;
- мониторинг рынка: отслеживать появление новых конкурентов и ассортимент их товара, снижать цены на товар в соответствии с его сезонностью;
- распределение задач: поручить создание новых точек торговли менеджеру среднего звена, имеющему подобный опыт; дать задание менеджеру по поставкам найти поставщиков, предлагающих оптимальные цены; поручить менеджеру по персоналу найти подготовленных продавцов-консультантов, знающих автомобильную специфику;
- контроль: каждый день заслушивать отчеты сотрудников, получивших задания, о ходе их выполнения;
- мотивация: гарантировать сотрудникам, выполняющим поставленные задачи, определенный процент с будущей дополнительной прибыли;
- сплочение коллектива: убедить сотрудников, что увеличение доходности компании, от которой зависит их заработная плата – это результат работы каждого, отдельно взятого работника.
Виды менеджмента (финансовый, стратегический и др.)
Принято различать несколько видов менеджмента, каждый из которых является составной частью руководства любой коммерческой компанией. Перечислим некоторые из них.
- Производственный (при ведении какой-либо коммерческой деятельности по производству товаров или предоставлению услуг). Направленность:
- обеспечение бесперебойного процесса в рамках деятельности компании;
- контроль над ходом работ и корректировка действий сотрудников при необходимости;
- контроль качества выпускаемой продукции;
- контроль работоспособности оборудования и соблюдения техники безопасности;
- контроль трудовой дисциплины, отношений внутри коллектива;
- мотивация сотрудников на повышение производительности труда и повышение их лояльности.
- Стратегический менеджмент – разработка и реализация стратегии развития компании по всем возможным направлениям, непосредственно относящимся к ее хозяйственной деятельности:
- в производстве;
- в поставках;
- в сбыте и т.д.
Только после разработки определенной стратегии возможно определение тактики, а именно: постановка конкретных задач и их планомерное решение.
- Финансовый менеджмент – управление финансовыми активами компании. Главная цель финансового управления – это увеличение прибыльности и минимизация вероятности банкротства. Это достигается выполнением следующих задач:
- оптимизацией финансового оборота;
- определением реальных перспектив развития;
- минимизацией рисков, которые могут привести к снижению прибыли.
- Управление персоналом – решение задач, связанных с подбором квалифицированных кадров для успешной деятельности компании.
- Маркетинговое управление – постановка и решение задач, связанных с максимизацией прибыли от производимой продукции (услуг).
- Инвестиционный менеджмент – определение плана привлечения инвестиций со стороны и грамотного вложения собственных финансовых средств.
- Риск-менеджмент (управление рисками) – принятие управленческих решений, направленных на минимизацию негативных последствий при неблагоприятном развитии событий, вплоть до корректировки выбранной стратегии развития компании.
- Инновационный менеджмент подразумевает поиск и внедрение новых технологий.
- Информационный менеджмент предполагает решение следующих задач:
- координирование информационных потоков о компании для внешних пользователей (реклама);
- сбор информации для успешной деятельности компании (сведения о состоянии рынка, конкурентах и т. д.);
- ведение делопроизводства;
- систематизация и контроль документооборота.
- Экологический менеджмент – выполнение мероприятий и программ по защите окружающей среды от потенциального вреда, который может быть причинен производственным процессом.
Рассмотреть в одной статье все аспекты менеджмента невозможно, но, надеюсь, что общее представление о данной отрасли экономики вы сумели получить из этой небольшой статьи.