Обязательство ставить на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) прописано в законодательстве (ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). На это дается шесть месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Заявку должен подать тот, кто работает на объекте. Например, если объект арендован, то регистрировать его обязан арендатор (ст. 69.2 7-ФЗ).
Росприроднадзор рассмотрит заявку, поставит объект на учет и присвоит ему код и категорию. О постановке объекта НВОС на госучет выдадут свидетельство (п. 4 ст. 69.2 7-ФЗ). В постановке на учет могут и отказать.
От присвоенной объекту категории зависит:
- комплект разрешительной документации, которую необходимо разработать и согласовать;
- перечень отчетности, которую нужно будет ежегодно сдавать в РПН;
- мероприятия, которые необходимо будет проводить в течение всего календарного года (производственный экологический контроль).
Если предприятие поставило свой объект на учет как IV категорию и у него нет объектов иных категорий, то оно сможет избежать платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Ведите ЖДО, рассчитывайте плату за НВОС и Экосбор и сдавайте отчетность через Экстерн
Попробовать
Чтобы получить категорию, необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на учет. Мы подготовили пошаговую инструкцию:
Шаг 1. Определить категорию объекта
Эта задача возложена на организацию. Руководствоваться следует Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Будьте внимательны, ошибка в категории приведет к отказу в постановке на учет и может повлечь штраф по ст. 8.5 КоАП РФ.
Присвоенная категория не является постоянной в течение всего жизненного цикла предприятия. Изменения в технологических процессах могут приводить и к изменению параметров выбросов, сбросов, отходов, а это ведет к изменению категории предприятия и необходимости актуализации сведений в реестре.
Шаг 2. Определить уровень поднадзорности объекта
Уровней всего два:
- Федеральный — если деятельность объекта подходит под критерии Постановления Правительства от 30.06.2021 № 1096.
- Региональный — если деятельность объекта не подходит под критерии Постановления № 1096.
По федеральным объектам заявка направляется в территориальный орган Росприроднадзора, по региональным — в орган исполнительной власти субъекта в области экологии, например, Министерство природных ресурсов субъекта.
Шаг 3. Заполнить и отправить заявку в соответствующий орган
Форма заявки определена в Приказе Минприроды РФ от 23.12.2015 № 554. Ее можно подать на бумаге — лично или по почте, либо направить в электронной форме — через Экстерн, личный кабинет на сайте РПН или Госуслуги.
В Экстерне можно сформировать заявку с подсказками и инструкцией и отправить ее напрямую в контролирующий орган.
Шаг 4. Дождитесь результатов
Заявку рассмотрят в течение 10 дней после получения. По результатам объекту присвоят категорию и выдадут свидетельство по форме, рекомендованной Письмом РПН от 01.09.2016 № АС-03-00-36/17836.
Если вы отправили заявку через Экстерн, то сможете отслеживать статус ее согласования, а при успешном его прохождении — тут же получить свидетельство о присвоении категории.
В постановке на учет могут отказать, если заявка не соответствует требованиям, неверно определена категория объекта, заявку подало несоответствующее лицо или в документах приведена неполная или недостоверная информация. Уведомление об отказе придет в течение пяти рабочих дней после поступления заявки в госорган.
Актуализация сведений об объекте в реестре
Для актуализации сведений существует несколько оснований, все они прописаны в п. 6 ст. 69.2 7-ФЗ. Это требуется, если изменяются:
- сведения о лице осуществляющем деятельность на объекте НВОС: замена ЮЛ или ИП, реорганизация ЮЛ в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение ФИО, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- место нахождения объекта НВОС;
- характеристики технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- характеристики технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Срок на подачу сведений — 30 дней с даты госрегистрации изменений.
Подготовить и отправить заявку об актуализации сведений тоже можно в Экстерне. Чтобы вы не тратили много времени на заполнение, сервис предложит сформировать заявку об актуализации на основании заявки о постановке на учет либо загруженного xml-файла с такой заявкой. Свидетельство об актуализации можно будет скачать, когда в реестр внесут изменения.
Если объект НВОС был законсервирован либо ликвидирован, необходимо снять его с учета, предоставив соответствующую заявку. Эта возможность также реализована в Экстерне.
Постановку на учет, актуализацию сведений и снятие объекта с учета рекомендуем проводить до начала отчетного периода, чтобы предоставление отчетности было актуальным.
Если не поставить объект НВОС на учет вовремя или не сделать этого совсем, можно получить штраф по ст. 8.46 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 5 до 20 тыс. рублей;
- для юридических лиц и ИП — от 30 до 100 тыс. рублей.
Аналогичные санкции предусмотрены за несвоевременную актуализацию сведений об объекте в реестре.
За сокрытие или искажение экологической информации грозит ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ: от 3 до 6 тыс. рублей для должностных лиц и от 20 до 80 тыс. рублей для организаций и ИП.
Перейти к содержанию:
Экосбор: кто платит, как рассчитать, отчитаться и что будет за неуплату
Экологический учет без санкций от Росприроднадзора: пошаговая инструкция
Если вы до сих пор полагали, что ваша фирма может не вести учет отходов, — вы пренебрегали важной обязанностью, и за это может грозить административная ответственность. Учет необходим даже в тех случаях, когда помещение находится у компании в аренде, а свои отходы она передает подрядчику для транспортирования и утилизации.
Все компании — будь то большая корпорация или субъект СМП — образуют в ходе своей хоздеятельности отходы. Законодательство использует для их обозначения понятие «негативное воздействие на окружающую среду» (НВОС) и требует вести экологический учет.
Разберем, как нужно действовать, чтобы не нарушить закон и не получить штраф от Росприроднадзора.
Шаг 1. Проводим инвентаризацию образующихся отходов
Небольшая фирма по продаже товаров не имеет собственного офиса и размещается в арендованном помещении. Казалось бы, какое влияние такая компания оказывает на окружающую среду? А если негативное воздействие все же есть — какую отчетность нужно представлять в Росприроднадзор?
Чтобы понять это, для начала нужно составить перечень отходов.
Отходы разделяются на пять классов по уровню опасности. На отходы I–IV классов необходимо оформить паспорт. Для последнего, V класса опасности — практически не опасные отходы — паспорт не требуется.
В паспорте указывается класс опасности, химический или компонентный состав и агрегатное состояние отходов. Класс опасности можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. В нем содержатся 11-значные кодовые идентификаторы — найти их можно по наименованию отходов. Последняя цифра в номере — обозначение класса опасности.
Так, например, наша фирма использует для освещения ртутные лампы. По квалификационному каталогу они относятся к I классу опасности. Отработанная компьютерная техника вся попадает в IV класс опасности — неважно, системный блок это или компьютерная мышь.
Примеры отходов по классам опасности и их идентификаторы
Класс опасности | Расшифровка класса опасности | Пример идентификатора | Пример наименования отходов |
I |
Чрезвычайно опасные отходы |
4 71 101 01 52 1 |
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства |
II |
Высокоопасные отходы |
4 82 201 51 53 2 |
Одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные |
III |
Умеренно опасные отходы |
4 06 110 01 31 3 |
Отходы минеральных масел моторных |
IV |
Малоопасные отходы |
7 33 100 01 72 4 |
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
V |
Практически не опасные отходы |
4 05 122 02 60 5 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
Паспорт отходов обязаны оформлять все юридические лица и ИП.
Разрешительная документация для объектов НВОС
Кроме того, некоторые предприятия должны в обязательном порядке оформлять разрешительную документацию. Чтобы понять, относится ли это к нашей фирме, воспользуемся критериями для объектов НВОС из Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, которое действует с 1 января 2021 года. Эти критерии утверждены на семь лет. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в соответствии с которым ставили на учет объекты с 2016 по 2020 год включительно, теперь не действует. Оформлять разрешительную документацию должны предприятия с объектами I и II категорий — оказывающие значительное и умеренное воздействие на окружающую среду. Предприятия с объектами III и IV категорий НВОС — оказывающие незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду — от этой обязанности освобождены. Вместо этого компании с объектами III категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов/сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таковых.
Шаг 2. Разрабатываем паспорта на отходы I–IV классов опасности
После того как предприятие определилось с перечнем образующихся у него отходов, оно должно на каждое наименование отходов I–IV классов опасности составить паспорт. Сделать это можно как самим, так и заключив договор со сторонней организацией.
Чтобы составить паспорт, нужно пройти следующие этапы:
- Отбор проб и доставка их в аккредитованную лабораторию для исследования компонентного и химического состава отходов. Проведение анализов.
- Получение протоколов анализов.
- Разработка паспорта отходов.
- Утверждение паспорта руководителем предприятия.
Паспортизация отходов регламентирована Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1026. Отсутствие на предприятии паспортов на отходы I–IV классов опасности может привести к административной ответственности (п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ) в виде штрафа:
- для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица, — 40 000–60 000 руб.;
- для юридических лиц — 200 000–350 000 руб.;
- для должностных лиц— 20 000–40 000 руб.
Для тех отходов, которые отсутствуют в ФККО, необходимо произвести процедуру отнесения отхода к конкретному классу опасности. Порядок регламентирован в Приказе Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1027.
Паспорта отходов, которые включены в ФККО, действуют бессрочно.
Шаг 3. Заключаем договор на обращение с отходами
Если профильной деятельностью предприятия не является транспортирование, утилизация, обезвреживание или захоронение отходов, для этих целей необходимо заключить договор со сторонней организацией. Стоит помнить, что деятельность по обращению с отходами I–IV класса опасности — лицензируемая (пп. 5 пунта 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Подрядчик при заключении договора должен представить лицензию, в которой прописано, какие именно операции и с какими отходами он может производить:
1) транспортирование (те, у кого в лицензии указано «сбор и транспортирование отходов»);
2) обработка (подготовка отходов к дальнейшей утилизации; не является конечной стадией их «жизненного цикла»);
3) утилизация, обезвреживание и захоронение отходов на полигонах (конечная стадия «жизненного цикла» отходов).
Если ваш подрядчик — транспортирующая компания, Роcприроднадзор рекомендует заключать трехсторонний договор, по которому транспортировщик обязуется передавать отходы третьему лицу, имеющему лицензию на их размещение (письмо Росприродназдора от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141). Однако на практике данный совет не всегда выполним. В этом случае нужно запросить у транспортирующей компании копию договора с предприятием, куда отходы будут переданы на обработку, утилизацию, обезвреживание или захоронение.
Следует помнить, что организация может хранить отходы в течение 11 месяцев — за исключением тех, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования (например, пищевые отходы). Хранение отходов I–IV классов опасности дольше указанного срока без наличия лицензии повлечет за собой административное наказание.
Ответственность за нарушение требований по хранению отходов I–IV классов опасности
Ответственные |
Административное наказание (ст. 8.2 КоАП РФ) |
|
за разовое нарушение |
за повторное нарушение |
|
Должностные лица |
10 000–30 000 руб. |
30 000–40 000 руб. |
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица |
30 000–50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
50 000–70 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридические лица |
100 000–250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
250 000–400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
За нарушение правил хранения отходов, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования, организации также грозит административное наказание (п. 3 ст. 8.2 КоАП РФ):
- для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — штраф от 70 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Шаг 4. Ведем учет движения отходов
Раньше формировать данные по движению отходов (журнал учета отходов) нужно было до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом и годом). По таким правилам учет формировался в январе 2021 года последний раз.
Теперь годовой учет отходов нужно составлять до 25 января. То есть подготовить журнал за 2022 год надо будет до 25 января 2023 года. А данные за квартал теперь необязательно формировать к определенному числу. Согласно п. 12 Приказа Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028, сведения за год должны включать в себя сводные данные учета по итогам очередного квартала. Однако прямого требования формировать квартальные журналы учета в новом приказе нет.
Журнал учета отходов по-прежнему не сдают в контролирующие органы, а предъявляют по требованию при проверках. В пп. «в» п. 3 Приказа Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043 указано, что к декларации прилагаются журналы учета движения отходов за отчетный период. Тем не менее Порядок учета отходов не самостоятельная форма отчетности, а приложение к отчету.
Журнал учета можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Сейчас такая возможность появилась и в Контур.Экстерне. Хранить данные учета необходимо в течение 5 лет.
Вести журнал нужно даже в том случае, если договор на передачу отходов еще не заключен с подрядчиком. Если учет движения отходов на предприятии не ведется, это грозит штрафом (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ):
- для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 40 000 до 60 000 руб.;
- для юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.
Шаг 5. Составляем отчетность по экологии
Каждая фирма обязана представлять экологическую отчетность на основании того, что любая организация, как мы уже сказали в начале статьи, является образователем отходов. Даже если предприятие располагается в арендованных помещениях, а отходы по договору передаются сторонним организациям.
Определяемся с категорией НВОС
С 1 января 2019 года вся отчетность по экологии зависит от того, какая категория НВОС присвоена объектам предприятия. Мы уже говорили, что при категоризации объектов следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в котором указаны критерии присвоения объекту той или иной категории НВОС (см. также шаг 1, с 1 января 2021 года вступил в силу новый перечень критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).
Если объекты предприятия подходят под какой-либо из критериев, указанных в постановлении, их необходимо поставить на учет в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
У компании из нашего примера нет объектов НВОС. Однако если бы у этой фирмы была на балансе котельная, то она относилась бы к III категории НВОС. Котельная работает на топливе, а при сжигании любого топлива выделяется бенз(а)пирен — вещество I класса опасности. В этом случае фирме необходимо было бы поставить котельную на учет.
Как поставить объект НВОС на государственный учет.
1. |
Заполняем заявку о постановке объекта НВОС на учет. Форма заявки определена Приказом Приказа Минприроды РФ от 12.08.2022 N 532. |
2. | Определяем уровень поднадзорности объектов: федеральный или региональный. Объекты, относящиеся к федеральному надзору, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096. |
3. |
Направляем заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет:
|
4. | Получаем свидетельство о постановке объекта НВОС на учет с указанием присвоенной категории и номера объекта. |
Если же объекты предприятия не подпадают ни под один из указанных в постановлении критериев, то категория НВОС им не присваивается и на учет их ставить не нужно. Однако от обязанности представлять отчетность это компанию не освобождает.
Сдаем отчетность
Наименование отчета |
Категории объектов НВОС |
Исключения: кто освобожден от сдачи отчетности |
||||
I |
II |
III |
IV |
Без категории | ||
Декларация о плате за НВОС |
+ |
+ |
+ |
Подается лишь в том случае, если у предприятия помимо объектов IV категории есть объекты других категории |
+ |
Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ) |
Отчет о результатах производственного экологического контроля (ПЭК) |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Компании с объектами IV категории и безкатегорийными объектами |
«Сведения об охране атмосферного воздуха. Форма № 2-ТП (воздух)» |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Компании, у которых объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют: 1) менее 5 тонн в год либо 2) менее 10 тонн при отсутствии составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II классов опасности |
«Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления. Форма № 2-ТП (отходы)» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предприятия МСП при одновременном соблюдении трех условий:
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, форму необходимо представлять |
«Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы. Форма № 2-ТП (рекультивация)»1 |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Компании, у которых отсутствует деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), не осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также не занимающиеся размещением отходов |
«Сведения об использовании воды. Форма № 2-ТП (водхоз)»1 |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Компании:
|
«Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах. Форма № 2-ОС»1 |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
Компании, не осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, в том числе:
|
«Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Форма № 18-КС» |
+ |
+ |
+ |
Подается при необходимости2 |
Подается при необходимости2 |
Компании, у которых отсутствуют инвестиции в основной капитал, направленные на ООС |
«Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды. Форма № 4-ОС» |
+ |
+ |
+ |
Подается при необходимости2 | Подается при необходимости2 |
Компании, не имеющие основных фондов природоохранного назначения, не осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), не имеющие объектов НВОС, при текущих затратах на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения менее 100 тыс. руб. в год |
Отчет об образовании и обращении с отходами (региональный кадастр) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
А если не сдали отчетность или передали неверные данные?
Если предприятие не представило экологическую отчетность или исказило сведения, ему грозит штраф.
Административная ответственность за нарушение порядка экологической отчетности
Административное правонарушение |
Кто несет ответственность |
||
Граждане |
Должностные лица |
Юридические лица |
|
2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) |
|||
Сокрытие или искажение информации (ст. 8.5 КоАП РФ) |
500–1 000 руб. |
3 000–6 000 руб. |
20 000–80 000 руб. |
Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) |
100–300 руб. |
300–500 руб. |
3 000–5 000 руб. |
Непредставление первичных статистических данных (ст. 13.19 КоАП РФ) |
— |
10 000–20 000 руб. Повторное: 30 000–50 000 руб. |
20 000–70 000 руб. Повторное: 100 000–150 000 руб. |
НВОС |
|||
Невнесение в установленные сроки платы за НВОС (ст. 8.41 КоАП РФ) |
— |
3 000–6 000 руб. |
50 000–100 000 руб. |
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о ПНВОС (ст. 8.5 КоАП РФ) |
— |
3 000–6 000 руб. |
20 000–80 000 руб. |
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ) |
Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 %за каждый день просрочки |
||
Отчет о результатах ПЭК |
|||
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации (ст. 8.5 КоАП РФ) |
500–1 000 руб. |
3 000–6 000 руб. |
20 000–80 000 руб. |
Ответственность за нарушение порядка отчетности для ведения кадастра устанавливается региональным законодательством — как правило, законом об административных правонарушениях. Для сравнения мы взяли несколько нормативно-правовых актов разных регионов.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в отчетности по кадастру
Регион |
Кто несет ответственность |
||
Граждане |
Должностные лица |
Юридические лица |
|
Москва (ст. 4.36 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45) |
— |
10 000 руб. |
100 000 руб. |
Ленинградская область (ст. 5.10 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-ОЗ) |
— |
10 000–30 000 руб. |
100 000–250 000 руб. |
Свердловская область (ст. 16-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ) |
— |
2 000–10 000 руб. |
30 000–100 000 руб. |
ХМАО (ст. 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-ОЗ) |
— |
3 000–5 000 руб. |
10 000–30 000 руб. |
Если в законодательстве вашего региона такая ответственность не предусмотрена, административное наказание применяется в соответствии со ст. 8.2 и 8.5 КоАП.
Ольга Захарова, эксперт по отчетности в Росприроднадзор
При необходимости.
Подается при необходимости, если есть инвестиции в деятельность, направленную на охрану или защиту окружающей среды.
Заполнение информации об объекте размещения отходов
Для открытия полей заполнения информации об объекте размещения необходимо в древовидном меню перейти на раздел 3, нажать кнопку присутствует и сохранить.
Давайте начнем заполнять раздел с того, что прочитаем определение «объекта размещения отходов». Согласно федеральному закону №89-фз объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
При этом под размещением понимается захоронение или хранение сроком более 11 месяцев. Также все объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающею среду (ГРОРО).
Я это говорю к тому, что обычные места накопления и контейнерные площадки не являются объектами размещения.
И так если у вас все же есть именно объект размещения, то переходим в открывшуюся форму и начинам заполнять его характеристики.
В поле «Наименование» указываем наименование объекта. Желательно это сделать в соответствии с информацией, которую вы указывали при внесении данных по объекту размещения отходов в ГРОРО.
Номер в ГРОРО можно посмотреть в реестре или на сайте «Банк данных об отходах».
Далее переходим к заполнению информацию о расположении объекта. В частности, указывается информация о фактическом адресе, ОКТМО, и координатах площадки объекта.
Координаты как и предыдущих разделах задаются путем переноса маркера, мышкой или прямым указанием координат угловых точек объекта.
После заполнения всех полей нажимаем кнопку «Сохранить».
Далее переходим к заполнению накопленных отходов. В древовидном разделе переходим к следующему разделу «Количество и состав отходов» и нажимаем кнопку «+ Добавить отход».
В открывшейся форме выбираем код и наименование отхода и фактическую массу размещенных отходов в тоннах.
Если у вас накапливается разнообразные отходы, повторяем процедуру по добавлению отходов пока не добавим информацию по всем.
Заполнение раздела «Разрешительные документы» заявки на постановку объекта НВОС на учет.
В данном разделе добавляется информация об имеющихся разрешительных документах.
Для добавления документа нажимаем «+ Добавить разрешительный документ» и переходим к заполнению полей открывшейся формы.
В данной форме все просто. Указываем вид документа, его реквизиты, срок действия и подгружаем его скан. После заполнения формы жмем сохранить.
Таким образом добавляем все действующие разрешительные документы.
Если по объекту есть заключение Государственной экологической экспертизы, то добавляем по ней информацию в следующем разделе «Заключение ГЭЭ».
Для заполнения конкретной информации по государственной экологической экспертизе с начало нужно поставить галочку на против пункта «Заключение ГЭЭ имеется».
Данная форма также не нуждается пояснениях. Заполняем реквизиты документа, срок действия и подкрепляем скан.
Заполнение раздела «Меры по обеспечению охраны окружающей среды» заявки на постановку объекта НВОС на учет.
В данном разделе приводится информация по наличию на объекте средств по обеспечению охраны окружающей среды.
Первый раздел «Программа ПЭК». Данный документ должен присутствовать на всех объектах I-III категории в обязательном порядке. Информацию, которую необходимо заполнить в данном разделе можно посмотреть на титульном листе программы ПЭК. По сути это наименование документа, даты действия и кем утвержден.
Следующие пункты относятся уже к специализированным предприятиям или объектам I категории. В разделе «Мероприятие по снижению негативного воздействия на окружающую среду» указываются наименования мероприятия, сроки действия и капитальные затраты на мероприятие. Для заполнения данного раздела воспользуйтесь утвержденным на предприятии «Планом мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающею среду».
В разделе «Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды» приводится информация о проведении мониторинга на объекте. В данном разделе нужно просто выбрать в рамках каких документов ведется мониторинг и какой. Если мониторинг у вас ведется просто выберете наиболее подходящий вариант и нажмите сохранить.
Если на вашем объекте имеются технические средства по обезвреживанию выбросов, то вам необходимо заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию выбросов». По сути идет речь о системах пылегазоочистки.
Данную информацию можно почерпнуть из паспорта на очистное устройство (паспорт ГОУ).
При наличии на объекте оборудования по учету выбросов необходимо заполнить раздел «Техническое средство измерения и учета выбросов». В разделе необходимо заполнить информацию по наименованию устройства, марке и годе установки.
При наличии на территории объекта очистных сооружения по очистке сточных вод, дополнительно нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию сбросов». Раздел очень похож на точно такой же, но по очистке выбросов. Все данные по заполнению раздела можно взять из паспорта очистных сооружений или из рабочей документации на строительство очистных сооружений.
При наличии счетчиков учета сброса сточных вод заполняем раздел «Техническое средство измерения и учета сбросов». В разделе добавляем информацию по модели, марке и дате установки счетчиков воды.
Если ваш объект относится к категории спецорганизации и на территории имеется оборудование по обезвреживанию размещению отходов, то нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию и размещению отходов». В разделе заполняется информация о типе, марке оборудования, и мощностях переработки.
ДРУЗЬЯ
Если данного экскурса Вам мало или вы сильно ограничены во времени и желании разбираться с данным вопросом, пишите нам на адрес mirecologa@yandex.ru.
Что такое объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)?
Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, «Об охране окружающей среды», объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду -это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Простыми словами, это строение, сооружение, для производственной или иной хозяйственной деятельности, на территории которого осуществляются работы, услуги, процессы, которые приводят к выделению в окружающую среду выбросов или сбросов.
Например, котельная, столовая, очистные сооружения, цех сварки или обработки металла и т. д.
О постановке на учет кафе или ресторана можно узнать в нашей статье «Постановка на государственный учет кафе и ресторанов как объектов негативного воздействия на окружающую среду»
Кто ведет учет объектов негативного воздействия?
Учет объектов негативного воздействия ведет орган исполнительной власти в области контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды.
Существует региональный и федеральный реестр объектов негативного воздействия н окружающую среду.
Соответственно, на федеральном уровне, реестр ведет территориальный отдел Росприроднадзора, а на региональном уровне- это региональные министерства экологии, управления, департаменты.
Как поставить объект НВОС на учет?
Постановка объектов НВОС на учет осуществляется государственным органом на основании заявки о постановке объекта на государственный учет в срок, не превышающий 10-ти дней с момента направления подписанной заявки в государственный орган по средствам усиленной электронной цифровой подписи, либо на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации.
Заявка готовится в личном кабинете природопользователя.
Организация, которая планирует регистрацию объекта НВОС в реестре, должна быть зарегистрирована на портале госуслуг, а затем в личном кабинете природопользователя.
Программно-техническое обеспечение ведения учета объектов НВОС размещено на сайте: Росприроднадзор | ПТО «УОНВОС» (rpn.gov.ru)
Подробные инструкции здесь: РПН (rpn.gov.ru)
Результат постановки объекта на учет НВОС
Результатом могут быть как свидетельство о постановке объекта на учет так и уведомление об отказе в постановке объекта на учет.
Если у проверяющего возникли вопросы или замечания.
Свидетельство о постановке на учет содержит уникальный номер объекта и категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду.
А сколько всего категорий существует?
Всего существует 4 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.
1-самые опасные объекты, 4-практически неопасные.
До 1 января 2021 года действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Р Ф от 28.09.2015 № 1029.
С 1 января 2021 года действуют новые критерии отнесения объектов НВОС на учет, утвержденные Постановлением Правительства Р Ф от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
В зависимости от категории, к юридическом лицу предъявляются требования по разработке документации и получению разрешений.
Подробнее с документами для объектов 1,2,3 и 4 категорий Вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Какие документы требуются для оформления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет?
Перечень будет зависеть от вида объекта, но основные документы, которые требуются приведены ниже:
1) Выписка из ЕГРЮЛ.
2) Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
3) Копия свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица в налоговом органе.
4) Карточка предприятия с кодами статистики.
5) Краткие сведения о предприятии (виды деятельности, технология производства, перечень участков предприятия).
6) Проект ПДВ, Нормативы ПДВ, разрешение на выброс, план график-контроля на источниках выбросов.
7) Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Акт ввода объекта /цехов/участков в эксплуатацию (или сведения о сроках проведения строительных работ).
9) Справка о временном режим работы, количество рабочих дней в году.
10) Отчет 2-ТП отходы (при наличии).
11) Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги, проектная мощность (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора продукции, общероссийского классификатора услуг населению).
12) Копия кадастрового/ых паспорта/-ов с координатами угловых точек объекта.
13) Копия договора о водоснабжении и водоотведении (если водоснабжение осуществляется по договору аренды, предоставить договор аренды помещения).
14) Указать объем оборотного водоснабжения (если имеется).
15) Копиv договоров на энергоснабжение, теплоснабжение, поставку газа (при наличии).
16) Копии протоколов лабораторных и инструментальных исследований на источниках выбросов (при наличии).
17) Копии протоколов по сточной воде.
18) Паспорт, технологический регламент, руководство по эксплуатации очистных сооружений;
19) Справка о том, что ДГУ является аварийной и по причине отсутствия в 2020 году аварийных ситуаций не эксплуатировалась.
20) Перечень установок по очистке газа и пыли, копии их паспортов и технической документации.
21) Перечень станочного парка предприятия по участкам с указанием марок, производимых на них операций.
22) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора
23) Справка о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного оборудования, заверенные главным инженером (главным механиком) предприятия.
24) Справка о расходе сырья и материалов за предыдущий год за подписью директора.
25) Справка о наличии/отсутствии автотранспортных средств на балансе предприятия. Если есть автотранспорт на балансе, то: — группа транспортных средств (легковой, грузовой, автобус и т. д.).
26) Копии договоров по передаче отходов, с приложением документов, подтверждающих фактическую передачу отходов в отчетном периоде (справки, акты приема — передачи, счета — фактуры), копию договора на размещения отходов.
27) Данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I — IV класса опасности, (Акты выполненных работ, талоны, счета-фактуры на вывоз отходов и т. д.).
28) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ (при наличии).
29) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ (при наличии).
30) Указать сведения о технических средствах по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I-V класса опасности (при наличии).
31) Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду (наименование программы/плана мероприятий, плановые сроки реализации мероприятий, капитальные затраты, направление мероприятий (снижение выбросов/сбросов/образования отходов)).
32) Карта-схема объекта с экспликацией.
33) Отчет по ПЭК, приказ о назначении ответственных за ООС на предприятии.
34)Проект/-ы НДС, разрешение/-ия на сброс, решение о предоставлении водного объекта в пользование .
35) Программа повышения экологической эффективности. план мероприятий по охране окружающей среды .
36) Программа регулярных наблюдений за водным объектов и его водоохранной зоной / программа контроля качества сточной воды и питьевой воды вод (при наличии).
37) Лицензии на добычу питьевой воды (при наличии).
Если у Вас нет какого-либо документа по экологии, то мы поможем с его получением.
Мы оперативно проведем обследование объекта, составим перечень исходной документации, поможем со сбором документов, разработаем недостающие документы и обоснования и оформим заявку о постановке на государственный учет.
Могу ли я сам подготовить заявку и получить свидетельство?
Конечно, если Вы профессиональный эколог и поставили на учет не один десяток объектов.
Как правило, уже при заполнении заявки возникают первые нюансы, о которых может знать только опытный специалист.
А иногда, к нам обращаются клиенты, которые получили по 5−6 отказов при постановке. Поэтому подумайте, стоит ли Вашего времени и нервов это мероприятие.
И если решите, что не стоит, просто позвоните или напишите нам.
Мы сделаем всю работу за Вас.
Добавить в «Нужное»
Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие
Организации и ИП, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны ставить такие объекты на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Напомним, что объект НВОС – это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Строящиеся объекты подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.
О порядке постановки на учет объектов НВОС расскажем в нашей консультации.
Что не является объектом НВОС?
В качестве самостоятельных объектов НВС не рассматриваются отдельные единицы оборудования, а также земельные участки. Не являются объектами НВОС и не ставятся на учет объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к I, II, III или IV категорий, которые утверждены Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029. Так, например, открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов (Письмо Минприроды от 18.09.2015 № 12-44/22962). Однако в отношении гаражей (даже используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта), которые оборудованы вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет являться труба вытяжной вентиляции. А потому ставить на учет гараж и иные аналогичные здания, строения или помещения придется (Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839).
В то же время, нужно учитывать, что одно лишь образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к одной из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому если организация или ИП (к примеру, офисы, школы, детские сады и т.д.) образуют отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно) и при этом не оказывают иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Постановлении Правительства от 28.09.2015 № 1029, то объекты НВОС в таком случае у них не возникают.
Постановка объектов НВОС на государственный учет
Порядок постановки объекта на учет как НВОС предусмотрен ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. На каждый объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, формируется заявка (п. 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554.
Скачать бланк заявки о постановке на учет объектов НВОС можно в формате Word по ссылке.
Заявка может быть представлена в электронном виде, передана лично или направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении.
О способах подготовки заявки о постановке на учет объекта НВОС в электронном виде расскажем ниже.
Модуль природопользователя или личный кабинет: постановка на учет объекта НВОС
Для постановки на учет в Росприроднадзоре объектов НВОС подготовка заявки в электронном виде возможна следующими способами:
- через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru;
- в модуле природопользователя;
- в стороннем программном обеспечении.
Для работы в личном кабинете необходимы:
- подтвержденная учетная запись в ЕСИА http://esia.gosuslugi.ru;
- сертификат электронной подписи, который может быть получен в Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи.
Что касается модуля природопользователя, то это свободно распространяемое программное обеспечение, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost.
Подготовить заявку для постановки на учет объекта НВОС можно и в стороннем программном обеспечении при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).
Куда подавать заявку
Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия подается по месту нахождения объекта (ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):
- в территориальный орган Росприроднадзора — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору;
- в орган исполнительной власти субъекта РФ — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.
Напомним, что федеральному экологическому надзору подлежат объекты НВОС, которые:
- или соответствуют I категории объектов в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 (к примеру, деятельность по производству нефтепродуктов);
- или соответствуют критериям, приведенным в Постановлении Правительства от 28.08.2015 № 903 (например, объект размещается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения).
Плата за подачу заявления и постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС
На основании заявок объекты НВОС включаются в реестр постановки на учет объектов негативного воздействия.
В течение 10 календарных дней со дня получения заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ обязаны поставить объект на государственный учет с присвоением ему кода и категории объекта, а также выдать организации или ИП свидетельство о постановке на государственный учет такого объекта (п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Актуализация постановки на учет объектов негативного воздействия
Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением организациями или ИП сведений (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):
- о замене организации или ИП, ведущих деятельность на объекте НВОС, реорганизации организации в форме преобразования, об изменении ее наименования, места нахождения, а также об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта НВОС;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации сведений об объекте НВОС организация или ИП в течение не более 10 рабочих дней со дня подачи подтверждающих документов получают свидетельство об актуализации учетных сведений (п.п. 9, 10 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).