МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2002 г. N 80
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.
Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Приложение
к Постановлению
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <1>, Трудовым кодексом Российской Федерации <2>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» <3>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <4> и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям <5>, в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.
<5> Сноска на нормативные правовые акты обозначается квадратной скобкой.
1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
II. Разработка, согласование с Минтрудом России, утверждение (введение в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству
2.1. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций. [1]
2.2. Проект нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда (далее — акт), представляется для согласования в Минтруд России, как правило, с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно рекомендуется согласовать его с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизировать у руководителя юридической службы.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты до представления в Минтруд России предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. [2]
2.3. Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в соответствующие подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Согласование представленного в Минтруд России проекта акта оформляется соответствующим грифом. [3]
Гриф согласования включает в себя слово «согласовано», наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование Министерства), личную подпись, расшифровку подписи, дату согласования или наименование документа, подтверждающего согласование, его дату и номер. Гриф согласования располагается в нижней части оборотной стороны проекта постановления, приказа, распоряжения об утверждении акта.
2.4. Акты принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее 9 месяцев до окончания срока действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим. [4]
2.5. При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда) отраслевые акты корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия. [4]
2.6. Акты, изданные совместно или по согласованию с Минтрудом России, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с Минтрудом России. [5]
2.7. В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях. [6]
2.8. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций. [7]
III. Разработка и утверждение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда
3.1. При разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда следует руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
3.2. В целях достижения организационно-методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок:
а) составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;
б) утверждение технического задания на разработку правил;
в) разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;
г) составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;
д) подготовка проекта окончательной редакции правил.
3.3. Техническое задание на разработку межотраслевых и отраслевых правил по охране труда является составной частью государственного контракта на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оформляемого и утверждаемого в установленном порядке. [8, 9]
3.4. Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях (при необходимости), формы которых предусмотрены приложениями N 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции правил (с учетом полученных замечаний) осуществляется организацией — разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти — заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда. Им же принимается решение о направлении документа на утверждение при наличии разногласий.
3.5. Оформление межотраслевых и отраслевых правил по охране труда производится в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Изложение требований межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. В межотраслевых и отраслевых правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).
При необходимости для полноты изложения вопроса в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования («Российскую газету», Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.
В случае воспроизведения в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию, либо их упоминания необходимо делать ссылку с указаниями наименований актов и федерального органа исполнительной власти, утвердившего акт, даты утверждения, номера, а также регистрационного номера, присвоенного ему Минюстом России при государственной регистрации, и даты государственной регистрации.
Если в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, оформляются в виде приложений.
Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
3.6. В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы:
1. Общие требования.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.
4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.
5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.
При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.
3.7. В главе «Общие требования» предусматриваются:
— сфера действия межотраслевых и отраслевых правил;
— описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
— допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
Глава «Требования охраны труда работников при организации и проведении работ» содержит:
Ф- требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
— меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
— меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
— способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
— способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
— меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
— рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
В главе «Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников» приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках — для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.
В главе «Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников» приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.
В главе «Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников» отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.
3.8. Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих корректив.
3.9. Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда [10] и соответствующие профсоюзные органы.
3.10. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Минтрудом России. [2]
Титульный лист межотраслевых правил по охране труда при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Титульный лист отраслевых правил по охране труда при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.11. В целях систематизации и учета разрабатываемых актов обозначение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда состоит из: индекса ПОТ — правила по охране труда, Р — Россия, М — межотраслевые, О — отраслевые, 001 — присвоенный номер, 200_ — год утверждения. [1]
3.12. Организация издания (размножения, распространения и др.) межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляется Минтрудом России, а отраслевых правил по охране труда — федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти правила. [7]
IV. Разработка и утверждение типовых инструкций по охране труда
4.1. Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда производится в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
4.2. Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:
а) действующих законов и иных нормативных правовых актов;
б) изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
в) изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
г) определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
д) анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.
В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:
1. Общие требования охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
3. Требования охраны труда во время работы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5. Требования охраны труда по окончании работы.
При необходимости в межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда можно включать другие разделы.
4.4. В разделе «Общие требования охраны труда» рекомендуется отражать:
— указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
— требования по выполнению режимов труда и отдыха;
— перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;
— перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
— порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
— правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
В раздел «Требования охраны труда перед началом работы» рекомендуется включать:
— порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
— порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;
— порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
— порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
В разделе «Требования охраны труда во время работы» рекомендуется предусматривать:
— способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
— требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
— указания по безопасному содержанию рабочего места;
— действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций;
— требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.
В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» рекомендуется излагать:
— перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
— действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
— действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» рекомендуется отражать:
— порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
— порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
— требования соблюдения личной гигиены;
— порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.
Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).
4.6. Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. [2]
4.7. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минтрудом России. [2]
Титульный лист межотраслевых типовых инструкций по охране труда при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
Утверждение отраслевых типовых инструкций по охране труда производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Титульный лист отраслевых типовых инструкций по охране труда при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
Утверждение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда может производиться как в виде пакетов, состоящих из нескольких документов (по видам работ или смежным профессиям), так и в качестве отдельных документов.
4.8. В целях систематизации и учета разрабатываемых актов используется следующее обозначение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда (аналогично обозначению межотраслевых и отраслевых правил по охране труда): ТИ — типовая инструкция, Р — Россия, М — межотраслевая, О — отраслевая, 001 — присвоенный номер, 200_ — год утверждения. [1]
4.9. Организация издания (размножения, распространения и др.) межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется Минтрудом России, а отраслевых типовых инструкций по охране труда — федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти инструкции. [7]
4.10. Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда. [4]
V. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
5.1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.
5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.4. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.
5.5. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.
Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
5.6. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
5.7. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:
а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
б) изменении условий труда работников;
в) внедрении новой техники и технологии;
г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
5.8. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.
5.9. Действующие в подразделении инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранится у руководителя этого подразделения.
5.10. Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.
Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях N 9 и 10 к настоящим Методическим рекомендациям.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
НАИМЕНОВАНИЯ И НОМЕРА
ПУНКТОВ И СТАТЕЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
N сносок | Наименование нормативного правового акта | Номера пунктов, статей |
[1] | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | 2 |
[2] | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | 3 |
[3] | Приказ Росархива от 27 ноября 2000 г. N 68 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» (зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2000 г. N 2508) | 5.2.5 |
[4] | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | 5 |
[5] | Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» | 7 |
[6] | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | 6 |
[7] | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» | 4 |
[8] | Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» | |
[9] | Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» | ст. 2 |
[10] | Трудовой кодекс Российской Федерации | ст. 356 |
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
СВОДКА ОТЗЫВОВ
(примерная форма)
_______________________________________________________
(наименование проекта межотраслевых (отраслевых) правил по охране труда)
N п/п | N пункта правил, по которому дается замечание | Федеральный орган исполнительной власти (организация), дата, N письма | Замечание, предложение | Заключение организации-разработчика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(наименование должности руководителя организации — разработчика) | (подпись и ее расшифровка) |
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
СПРАВКА
О РАЗНОГЛАСИЯХ ПО ПРОЕКТУ ПЕРВОЙ (ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ) РЕДАКЦИИ
(примерная форма)
______________________________________________________
(наименование межотраслевых (отраслевых) правил по охране труда)
N пункта правил, по которому имеются разногласия | Замечание (предложение) федерального органа исполнительной власти (организации), его обоснование, дата, N письма, должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего письмо | Заключение заказчика правил |
1 | 2 | 3 |
(наименование должности руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти — заказчика правил) | (подпись и ее расшифровка) |
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
(Примерный вид титульного
листа межотраслевых правил
по охране труда при их издании)
УТВЕРЖДАЮ Министр труда и социального развития Российской Федерации _________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения или УТВЕРЖДЕНО Постановление Минтруда России от _______________ N ________ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛ) ПОТ Р М-001-200_ Правила вводятся в действие с 00.00.200_ г.
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
(Примерный вид титульного
листа отраслевых правил
по охране труда при их издании)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Министр (заместитель Министра) Наименование должности труда и социального развития руководителя федерального Российской Федерации органа исполнительной власти ___________ _____________________ ___________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия) Дата согласования Дата утверждения или или СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Письмо Минтруда России, Наименование вида нормативного дата, номер правового акта федерального органа исполнительной власти, утвердившего правила, дата утверждения, номер ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛ) ПОТ Р О-001-200_ Правила вводятся в действие с 00.00.200_ г.
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
(Примерный вид титульного листа
межотраслевой типовой инструкции
по охране труда при ее издании)
УТВЕРЖДАЮ Министр труда и социального развития Российской Федерации _________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения или УТВЕРЖДЕНО Постановление Минтруда России от _________________ N ______ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА) (наименование инструкции или пакета инструкций) ТИ Р М-001(001-0_)-200_ Инструкция (инструкции) вводится (вводятся) в действие с 00.00.200_ г.
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
(Примерный вид титульного листа
отраслевой типовой инструкции
по охране труда при ее издании)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Министр (заместитель Министра) Наименование должности труда и социального развития руководителя федерального Российской Федерации органа исполнительной власти ___________ _____________________ ___________ ____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия) Дата согласования Дата утверждения или или СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Письмо Минтруда России, Наименование вида нормативного дата, номер правового акта федерального органа исполнительной власти, утвердившего правила, дата утверждения, номер ОТРАСЛЕВАЯ ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (ОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА)
(наименование инструкции или пакета типовых инструкций) ТИ Р О-001(001-0_)-200_ Инструкция (инструкции) вводится (вводятся) в действие с 00.00.200_ г.
Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
(Примерный вид титульного листа
инструкции по охране труда
для работника)
____________________________________________________ (наименование организации) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Наименование должности Наименование должности руководителя профсоюзного либо работодателя иного уполномоченного ___________ _____________________ работниками органа (подпись) (инициалы, фамилия) ___________ ____________ Дата утверждения (подпись) (инициалы, фамилия) Дата согласования или СОГЛАСОВАНО Реквизиты документа, выражающего мнение профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для ___________________________________________________ (наименование должности, профессии или вида работ) ___________________________________________________ (обозначение) Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.
Приложение N 9
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
(примерная форма)
N п/п | Дата | Наименование инструкции | Дата утверждения | Обозначение (номер) | Плановый срок проверки | Ф.И.О. и должность работника, производившего учет | Подпись работника, проводившего учет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение N 10
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 17 декабря 2002 г. N 80
ЖУРНАЛ
УЧЕТА ВЫДАЧИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
(примерная форма)
N п/п | Дата выдачи | Обозначение (номер) инструкции | Наименование инструкции | Количество выданных экземпляров | Ф.И.О. и должность (профессия) получателя инструкции | Подпись получателя инструкции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» <1>, Трудовым кодексом Российской Федерации <2>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» <3>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» <4> и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям <5>, в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.
<5> Сноска на нормативные правовые акты обозначается квадратной скобкой.
1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Официальный интернет-портал правовой информации
22 апреля 2023 года
-
- СЕГОДНЯ
-
НЕДЕЛЯ
- МЕСЯЦ
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
|
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (Зарегистрирован 26.11.2021 № 66015) |
||||||
|
|
Показывать страниц: | |||||||||
|
|||||||||
Номер опубликования: 0001202111260023 | |||||||||
Страница №3 из 7: |
|||||||||
|
|||||||||
|
21.03.2022 13:20:00
До 1 января 2023 года не подлежат применению основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
Действие Приказа Минтруда России от 29 октября 2021 года
№ 772н приостановлено до 1 января 2023 года
До 1 января 2023 года не подлежат применению основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н (далее — Приказ № 772н), утвердивший указанные требования, вступил в силу с 1 марта 2022 года. Действие Приказа №772н приостановлено до 1 января 2023 года. Это было сделано в целях реализации мер, направленных на осуществление первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Документ зарегистрирован
в Минюсте России
18 марта 2022 года № 67792
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 марта 2022 г. № 140н
О НЕПРИМЕНЕНИИ
ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2021 Г. № 772Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЮ
ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ»
В соответствии со статьей 211.2 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, № 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.28 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2021, № 42, ст. 7120),
приказываю:
Не применять до 1 января 2023 г. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2021 г., регистрационный № 66015).
Министр
А.О. КОТЯКОВ
Документ вступает в силу с 29 марта 2022 года.
АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:
Консультация: актуализация работодателем правил
и инструкций по охране труда
В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, а именно — Статьи 214. Обязанности работодателя в области охраны труда, на работодателя возложены обязанности по разработке и утверждению локальных нормативных актов по охране труда. Правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда, а также сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда. Рассмотрим изменения законодательства, вступающие в силу с 1 марта 2022 года, которые затронут работодателей при разработке и актуализации правил (стандартов) и инструкций по охране труда.
Почему возникла необходимость актуализировать локальные акты организации по охране труда?
В связи с вступлением в силу важнейших изменений законодательства, внесенных в Раздел X. Охрана труда Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), а также введением в действие новых правил по охране труда, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, работодатели должны организовать проведение:
— внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников;
— актуализации комплекта нормативных правовых и локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе правил (стандартов) и инструкции по охране труда;
— актуализации учебных программ по охране труда;
— актуализации информационных материалов об условиях и охране труда на рабочих местах, о профессиональных рисках работников.
С 1 марта 2022 года вводится в действие Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (далее — Приказа № 772н).
Принятие документа связано с тем, что после отмены в рамках «регуляторной гильотины» Постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 года № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и типовых инструкций по охране труда отсутствовали единые требования к разработке работодателями правил и инструкций по охране труда…
Все публикации
2023 год приготовил для специалистов по охране труда новую порцию работы по актуализации нормативных актов. Очередь дошла и до вопроса переработки инструкций по охране труда. Что это за документы — работники знают и зачастую откладывают в сторону их изучение, ошибочно думая, что опыт работы и осторожность с лихвой перекроет содержание любой инструкций. А ведь каждый специалист по охране труда твердит – эти правила написаны кровью. Рассмотрим же все по порядку.
Содержание статьи:
- 1 Что такое инструкция по охране труда?
- 2 Основание для разработки инструкций по охране труда
- 3 Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда
- 4 Цель требований по разработке инструкций по охране труда
- 4.1 Рассмотрим Приказ подробнее
- 5 Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений
- 6 Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда
- 7 Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?
- 8 Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?
Что такое инструкция по охране труда?
Инструкция по охране труда – это некий свод правил, которые должен соблюдать работник при выполнении своих трудовых обязанностей. В инструкции прописаны основные требования к возрасту, компетенции работника, что необходимо выполнить перед началом выполнения работ, при их выполнении, по завершению и что делать в аварийных ситуациях. Конечно, многие правила по охране труда описаны языком, сложным для восприятия, но донесение их сути (возможных рисков, опасностей и защите от них), т.е. основных требования безопасности – главная цель в любой организации.
Основание для разработки инструкций по охране труда
Статья 214 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. К таким локально-нормативным актам по охране труда относятся и инструкции по охране труда. Количество инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности.
Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда
Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос: «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?». Скачать письмо Министерства труда и социальной защиты № 15-2/ООГ-3549 от 27.12.2021 (формат PDF).
Цель требований по разработке инструкций по охране труда
В связи с вступлением в силу с 01.03.2022, Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем” (далее – Приказ) инструкции (правила) по охране труда должны разрабатываться в соответствии с новыми требованиями.
Рассмотрим Приказ подробнее
Обновленный документ, как мы видим уже в названии, устанавливает основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Основной целью данных требований является обеспечение безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Для достижения данной цели перед работодателем стоит нелегкая задача в установлении оптимальных требований безопасности, которые будут оценены в установленных уровнях профессиональных рисков и при этом не будут противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда (п.3, п.7 Приказа). В каком количестве будут разработаны инструкции по охране труда или правила предприятия отдается на откуп работодателю (п.4 Приказа). Относительно правил по охране труда, инструкции по охране труда должны быть разработаны и утверждены.
Разработанные документы должны быть всегда актуальными, соответствовать специфике организации, организационным и структурным изменениям (п.5 Приказа). Разработанные инструкции, как правило, вводятся в действие единым перечнем приказом по организации. Пример представлен ниже:
Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений
- Важным моментом стало появление Правил по охране труда, требования по разработке к которым ранее не предъявлялись. Более подробная информация касаемо требований к содержанию и оформлению указана ниже.
- Разработка Правил и Инструкций по охране труда должна основываться на проведенном анализе (оценке) профессиональных рисков, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результатах специальной оценки условий труда (п.8 Приказа). Оценка профессиональных рисков отныне общий тренд в нашем законодательстве по охране труда, более подробно о них вы можете узнать здесь.
- С введением нового Приказа исчезнет периодичность в пересмотре инструкций по охране труда раз в пять лет. С 01.03.2022 инструкции по охране труда должны постоянно содержаться в актуальном состоянии.
- Для определения актуальности в Приказе указаны случаи пересмотра инструкций по охране труда: — когда произошли изменения условий труда; — было внедрено новое оборудование или изменился технологический процесс; — проведено расследование причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний или по требованию надзорных органов (п.30 Приказа).
- При необходимости допускается разработка временных инструкций по охране труда в случаях внедрения нового оборудования или проведения работ по реконструкции. Срок действия таких инструкций будет ограничен – до введения в эксплуатацию нового (реконструируемого) оборудования (п.27 и п.28 Приказа).
- Появилось разделение на Правила по охране труда и Инструкции по охране труда. К каждому из них определены основные требования по содержанию и оформлению. Отступать от данных требований не допускается. Рассмотрим их по отдельности:
Правила по охране труда
Требования к содержанию | |
---|---|
Наименование главы | Что должно содержаться |
Общие требования | а) определение сферы действия Правил; б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил. |
Требования охраны труда работников при организации и проведении работ | а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам; б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий; в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии); г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей; д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования; е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ; ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций. |
Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников | Включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе: а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств; б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами; в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции; г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время; д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда. |
Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников | а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению; б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков); в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников; г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании. |
Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников | а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения; б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников; в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны; г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. |
№ п/п | Требования к оформлению |
---|---|
1 | Разработанные Правила должны включать лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил. При этом по воле работодателя количество согласующих лиц может быть расширен при необходимости. (п.15 Приказа). |
2 | Если организация использует в своей работе электронный документооборот, то лист согласования Правил подписывается с учетом настроек маршрута согласования. (п.15 Приказа). |
3 | Правила должны быть утверждены работодателем или его уполномоченным лицом с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации (или уполномоченного работниками представительского органа (при наличии). |
4 | По желанию разработчиков в Правила могут быть включены ссылки на государственные нормативные акты. |
Инструкции по охране труда
Требования к содержанию | |
---|---|
Наименование раздела | Что должно содержаться |
Общие требования охраны труда | а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ; в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;* г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт; д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт); е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы. |
Требования охраны труда перед началом работы | а) порядок подготовки рабочего места; б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии); в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования; г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков). |
Требования охраны труда во время работы | а) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов; б) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты); в) указания по безопасному содержанию рабочего места; г) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций; д) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников. |
Требования охраны труда в аварийных ситуациях | а) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; б) процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае; в) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций; г) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков). |
Требования охраны труда по окончании работы | а) действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования; б) последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры; в) действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности; г) требования соблюдения личной гигиены; д) процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы. |
* Нередко возникает вопрос «На основании чего составлять перечень профессиональных рисков и опасностей?» Мы придерживаемся такого подхода – этот перечень должен браться из результатов проведения оценки профессиональных рисков (ОПР): для инструкций по профессиям – из карты ОПР для конкретного рабочего места, для инструкций по видам работ – так же на основании ОПР, но характерные для данного вида работ, исходящие от конкретного оборудования и т.п. Если же ОПР в вашей организации не проведена, то для инструкций до ее проведения можете воспользоваться Приложением №1 к «Примерному положению о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Но вы должны понимать, что проведение ОПР – в настоящее время обязательный процесс, на основании которого строятся остальные процедуры в системе управления охраной труда. Общие требования по содержанию |
|
Применимость (принадлежность) (п.18 Приказа). | Инструкция по охране труда для работников разрабатывается исходя из их должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Инструкции могут быть разработаны как для каждой профессии/должности, так и для групп «однотипных» работников (например, для руководителей и специалистов, работников производственно-технической лаборатории и т.п.) |
Расширенные основания для разработки (п.19 Приказа) – введены впервые | Проведенный анализ (оценка): — трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда; — результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — требований соответствующих профессиональных стандартов; — определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ; — определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ. |
Эксплуатационные требования безопасности используемого оборудования (п.20 Приказа) | При разработке инструкций по охране труда необходимо учесть данные требования безопасности, указанные в эксплуатационной (ремонтной) документации заводов-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы. |
№ п/п | Требования к оформлению |
---|---|
1 | Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (п.29 Приказа). |
2 | В инструкциях по охране труда должен быть учтен объем выдаваемых работнику СИЗ – либо в виде перечисления данных СИЗ, либо в указании ссылки на внутренний нормативный акт (нормы выдачи СИЗ, приказ выдачи СИЗ и т.д.) или на пункт типовых норм выдачи СИЗ. |
В конце каждой инструкции по охране труда необходимо указать лист ознакомления. Например, как представленный ниже.
Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда
Два пути решения «проблемы» остаются неизменными:
- внести изменения в действующие Правила (инструкции) по охране труда путем утверждения распорядительным документом (например, приказом) изменений;
- полностью произвести актуализацию инструкций по охране труда с учетом всех требований Приказа.
По какому пути лучше всего двигаться решает лицо, ответственное за переработку инструкций по охране труда. Если в организации имеются технологические процессы, не имеющие технически сложного оборудования или не требующие специальной подготовки, то достаточно будет внести изменения.
Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?
С 1 января 2023 года возобновил свое действие Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Напомним, что изначальной датой его вступления в силу было 1 марта 2022 года, но в целях снижения нагрузки для работодателей его действие было приостановлено на основании Приказа Минтруда России от 17.03.2022 N 140н «О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н …»
Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?
Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.
К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.
Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,
Правила по охране труда | Требование к разработке инструкций по охране труда |
---|---|
«Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2020 г. N 753н | 2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
«Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 ноября 2020 г. N 835н | 5. На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н | 4. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств (далее — организация-изготовитель) работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). |
Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос: «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?»
Законодательных требований обязательной разработки работодателем своих внутренних правил по охране труда – нет.
Таким образом считаем, что правила по охране труда разрабатываются по желанию работодателя при наличии такой необходимости. Такая необходимость объективно может возникать у больших производственных организаций, с разнообразными технологическими процессами, различными условиями выполнения работ в производственные подразделениях и т.п. Например, в строительно-монтажной организации при организации работ повышенной опасности. Действие таких правил по охране труда можно распространить на действие всей организации или определенных подразделений, в том числе на деятельность подрядных и субподрядных организаций.
А вот, например, в детском саду подобных работ нет, и не такое большое количество процессов и видов выполняемых работ – вряд ли есть требования безопасности, которые необходимо оформить именно в правилах по охране труда самой организации. А дублировать меры безопасности и в инструкциях, и в правилах по охране труда – нет смысла.
Это же мнение высказывается в письме Минтруда от 27 декабря 2021 г. N 15-2/ООГ-3549:
«При этом обязанности работодателя по разработке правил по охране труда локальным нормативным актом трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Полагаем достаточным, в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России.»
Но, опять же, если вы хотите разработать правила по охране труда дополнительно к инструкциям – это не запрещено. Однако, зачем?
Читайте также:
- Новые проверочные листы по охране труда на 2023 год
- Обучение по охране труда по-новому с 2023 года
- Изменения в законодательстве по охране труда в 2023 году
Подпишитесь на ежемесячную рассылку
Получайте уведомления с анонсами свежих материалов раздела полезной информации
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности
Оставить комментарий:
Читайте также:
Какие документы по гражданской обороне должны быть в организации?
Во-первых, отметим то, что единый перечень документов по гражданской обороне не существует. Необходимость наличия того или другого документа регламентируется различными […]
Оценка профессиональных рисков в организации
Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — эти понятия сейчас на слуху у каждого специалиста по охране труда или лица, выполняющего […]
Решение Верховного суда Республики Татарстан от 02.09.2020 № 12-273/2020, 77-1223/2020
Решение Верховного суда Республики Татарстан от 02.09.2020 № 12-273/2020, 77-1223/2020 Судья Галимов М.М. УИД 16RS0043-01-2019-005661-95 Судья Верховного Суда Республики Татарстан […]
Для защиты вашей информации мы ввели строгую политику и определенные меры безопасности.
При вводе личной информации на нашем сайте, вы разрешаете нам обрабатывать и использовать предоставленную информацию в соответствии с данной политикой конфиденциальности.
Мы обязуемся не передавать вашу личную информацию третьим лицам.
Ваши контактные данные будут использоваться только для связи с Вами, в том числе для направления уведомлений об изменении статуса заявки.