Существующие модели лидерства определяют межличностные отношения в коллективе, специфику деятельности компании, ее культуру и сильно влияют на результаты бизнеса. Для менеджмента управленческие качества приоритетны и являются залогом эффективной и прибыльной работы компании.
Содержание
- Модели руководства и лидерства в организации
- Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
- Личностная модель лидерства
- Поведенческая модель лидерства
- Ситуационная модель лидерства
- Интегральная модель лидерства
- Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго
- Концепция харизматического лидерства
- Концепция преобразующего лидерства
- Концепция атрибутивного лидерства
- Современные модели лидерства
Модели руководства и лидерства в организации
Обязательное условие для формирования моделей лидерства — власть на формальном и неформальном уровнях. Формальный лидер занимает вышестоящую должность, откуда оказывает влияние на коллектив.Неформальному руководителю, обладающему лидерскими качествами, свойственно находить признание социального, психологического и эмоционального характера в коллективе.
Лидерство, зачастую, развивается постепенно, имеет несколько ступеней роста:
- Внутреннее. Появляются базовые предпосылки для выбора управления — самомотивация, активность, ответственность.
- Контекстуальное. Микролидерство — временное, продиктованное необходимостью явление, которое проходит, как только ситуация перестает быть актуальной.
- Командное. Макролидер — идейный, инициативный вдохновитель для команды или последователей, ответственен за группу, умеет поставить тактические задачи и решать их.
- Стратегическое. На уровне металидерства глобальному лидеру свойственно умение грамотно вести стратегию организации, формировать ее концепцию, планировать дальнейшие перспективы.
Воздействовать на коллектив с целью достижения результата может человек, обладающий дальновидностью, способностью к мотивации команды, интуитивной чувствительностью к переменам в социуме.
В зависимости от поведенческого подхода к управлению, характера взаимодействия с подчиненными, руководитель обладает собственным стилем. Курт Левин (немецко-американский психолог) выделял следующие стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный. По классификации Хауза — Митчелла (авторов лидерской модели “путь — цель”) существуют директивный, поддерживающий, участвующий и ориентированный на достижение варианты управления. Наработки этих именных легли в основу современного изучения моделей лидерства, которые рассматривают индивидуальные техники мотивации.
Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
Личностная модель лидерства
Модель личностного лидерства формирует соотношение между персональными качествами и эффективностью постановки задач. Для руководителя группы характерно создание образа героя, который проявляет заботу об окружающих и себе самом. Модель была разработана Ральфом Стогдиллом, который выявил следующие факторы, отвечающие за успешность:
- сочетание врожденных (наследственных) характеристик и типа темперамента;
- индивидуальные черты характера, выработанные на протяжении многих лет;
- поведение, возникшее в результате обучения навыкам общения и мыслительным способностям;
- кризисные ситуации, которые дали стимул для саморазвития.
С его точки зрения личностная оценка лидера зависит от интеллектуальных, социально-экономических возможностей человека, его активности, жизненных ценностей и потребностей.
Поведенческая модель лидерства
Поведенческие факторы лидерства проявляются как манера поведения руководства в кругу подчиненных и коллег. Инструмент для оценки этих факторов был разработан учеными Робертом Танненбаумом и Уорреном Шмидтом и назван «континуум лидерского поведения». Он во многом отражает теорию руководства профессора Ренсис Лайкерт, американского социального психолога и исследователя проблем организаций, организационного поведения и управления, в которой предложены и описаны 4 стиля лидерства.
- Эксплуататорски-авторитарный. Подчиненный эксплуатируется авторитарным начальником. Корпоративное общение — официальное, недоверчивое, мнение персонала не учитывается, возникают конфликты.
- Благосклонно-авторитарный. Основа на модели поведения снисходительного благожелательного управленца, который рассматривает участие коллектива в принятии решений. Мотивационные факторы: поощрения и неизбежность наказания. Принцип кнута и пряника.
- Консультативный. Руководитель частично доверяет персоналу, но контролируют принятие решения и его воплощение. Мотивациями выступают повышения и карьерные возможности, материальные и моральные вознаграждения, наказания.
- Вовлеченный. Взаимодействие команды и лидера основывается на децентрализованных групповых решениях. Организация труда —командная, приветствуется коллегиальные отношения, совместный контроль и частичное делегирование полномочий.
Большинство поведенческих теории лидерства акцентируют внимание на разделении человеком корпоративных целей и прямой зависимости вознаграждения от степени приобщения к задачам компании.
Ситуационная модель лидерства
Ситуационная модель руководства рассматривает планирование поведения подчиненных с учетом их индивидуальных характеров, сложности задач и данных, доступных для управленца. Теория Херси — Бланшара позиционирует лидерство как социальную ситуацию со следующими стилями:
- директивный — лидеру требуется только приказывать;
- наставнический — возникает дискуссия, участниками которой становятся управляющий, продающий идеи и подчиненный;
- поддерживающий — начальник направляет команду и поддерживает ее активность в поиске решения;
- делегирующий — руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, у каждого члена которого есть личная ответственность.
Модели ситуационного лидерства характерно предотвращение ошибок персонала и разбор вариантов решения возникшей проблемы.
Интегральная модель лидерства
Для интегральной модели лидерства свойственный синтез, комбинация командного духа и харизматичности лидера. Лидер в этой модели реализует интегральную концепцию:
- соединяет индивидуальное и коллективное начало;
- формирует группу единомышленников;
- практикует интегральный подход;
- развивает навыки креативного мышления и поведения команды;
- использует стандартные приемы, методы и формы для создания структуры группы.
Лидером, выбравшим комбинированную стратегию управления, может быть только целостная аутентичная личность, которая расценивает корпоративную полезность себя и окружающих.
Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго
Для установления адаптивного стиля управленческого лидерства Виктор Врум и Филипп Йеттон разработали модель, которая определяет его в каждой конкретной ситуации. Она опирается на специфику коллектива и особенности его задач. Шкала оценивания была дополнена Артуром Яго и определяет следующие виды руководства:
- единоличный выбор решения;
- учет мнения персонала;
- подробный анализ и поиск совместного выхода из ситуации;
- разделение сотрудников на группы для принятия решения.
Адаптивный подход предполагает концентрацию лидера на проблемной ситуации, и интенсивности задействования команды в зависимости от сложности задачи.
Концепция харизматического лидерства
Харизматический характер управления свойственен формальному и неформальному руководителю, который признается коллегам и является образцом для подражания. Харизма этого человека предопределяет результат внутриколлективного регулирования. Человек с яркой харизмой притягателен, обаятелен, умеет четко ставить задачи, дозировать поощрения и штрафные санкции, профессионал своего дела, держит коллектив на дистанции. Харизматический вид лидерства, зачастую, воспринимается как классический, канонический образ руководителя — вождя, растиражированный в книгах и голивудских фильмах. Он — сильная личность, способная воодушевить людей и повести их за собой. К нему прикованы все взоры в момент трудных решений. Он — человек-Титан.
Концепция преобразующего лидерства
Реформаторское лидерство заключается в мотивации группы на трансформацию интересов отдельной личности в приоритеты коллектива. Здесь начальник играет роль реалистичного новатора-творца, побуждающего каждого члена команды к достижению экстраординарных результатов и собственному личностному и профессиональному росту.
Модель восприятия лидера через призму окружающими фокусируется на:
- осознанном влияние на динамику команды;
- необходимость поддержки совместных усилий в коллективе;
- создание доверительной атмосферы между участниками коллектива;
- развитие эмоциональной связи между подчиненным и лидером.
Деятельность лидера-реформатора направлена на формирование сплоченной команды, способной к инновациям и переосмыслению процессов бизнеса.
Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивная концепция рассматривает характеристики наблюдательно-коррекционное лидерства. Руководитель здесь удаленно контролирует работу, анализирует уровень ее выполнения и проводит адаптацию собственных методик руководства в зависимости от целепологания. При поиске причин поведения подчиненного и возможности влиять на них лидером учитываются:
- особенности личности;
- специфика трудовой деятельности;
- текущие обстоятельства и микроклимат.
Начальник открыто взаимодействует с работником и коллективно обсуждает проблемные моменты и варианты выхода из них.
Современные модели лидерства
Внимание к лидерству и его моделям в корпоративном мире не утихает вот уже как 100 лет. Новые бизнес реали рождают новые модели лидерства и методы управления персоналом. В последнее время актуальными направлениями мысли в вопросе руководства и лидерства стали следующие концепции:
- Концепция пост-индустриального лидерства и Холакратия;
- Теория трансформационого лидерства;
- Культура лидерство в Agile;
- Необехейвеоризм.
Поведенческая модель в управлении
Теория
человеческих отношений получила свое
естественное развитие и продолжение
в становлении поведенческого (бихевиористского)
подхода в управлении.
Сущность
поведенческого подхода состоит
в выявление характера поведения
работника на своем рабочем месте и его
продуктивности в зависимости от
изменяющихся условий труда и
взаимоотношений между работниками и
менеджерами.
Определяющие
факторы повышения эффективности
деятельности организации, в которой
управление базируется на поведенческом
подходе: 1) осознание работником своих
возможностей; 2) удовлетворение,
получаемое от выполняемой работы; 3)
социальное взаимодействие и наличие
общих целей и интересов трудового
коллектива.
Управление,
ориентированное на поведенческий
подход, состоит из следующих аспектов:
1) учет психологии поведения
работника в трудовом процессе в
зависимости от мотивации его действий;
2) коммуникации с другими работниками;
3) авторитет руководителя; 4) лидерство
в коллективе.
Школа
поведенческих наук способствовала
росту эффективности организаций за
счет увеличения эффективности
использования человеческих ресурсов.
В
конце 1950-х гг. некоторые ее представители
выделились в школу «поведенческих»
наук (бихевиористскую
школу),
изучающую не просто межличностные
отношения, а самого человека.
Развитие
поведенческих отношений. Среди
наиболее крупных фигур более позднего
периода поведенческого направления
(с 1950 г. по настоящее время) такие ученые,
как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор,
Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи
изучали различные аспекты социального
взаимодействия, мотивации, характера
власти и авторитета, лидерства,
организационной структуры, коммуникации
в организациях, изменения содержания
работы и качества трудовой жизни.
Новый
подход стремился в большей степени
оказать помощь работнику в осознании
собственных возможностей на основе
применения концепций поведенческих
наук к построению и управлению
организациями. Основной целью школы
было повышение эффективности организации
за счет повышения эффективности ее
человеческих ресурсов. Главный
постулат состоял в том, что правильное
применение науки о поведении всегда
будет способствовать повышению
эффективности и работника, и организации.
Однако в некоторых ситуациях данный
подход оказывался несостоятельным.
Представители
этой школы изучали поведение людей на
работе, различные аспекты их социального
взаимодействия, мотивации трудовой
деятельности,
характер власти и лидерства и другие
бихевиористские аспекты управления.
Среди
наиболее крупных представителей
поведенческого направления можно
отметить Криса Арджириса, Ренсиса
Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика
Герцберга, Абрахама Маслоу.
Мотивами поступков людей, по их мнению,
являются не экономические силы, как
считали сторонники и последователи
школы научного управления, а различные
потребности, которые могут быть лишь
частично и косвенно удовлетворены с
помощью денег.
Школа
поведенческих наук явилась своего рода
продолжением
школы «человеческих отношений», однако
представители нового направления не
только акцентировали внимание на
методах
налаживания межличностных отношений,
но и стремились оказать помощь
работнику в осознании собственных
возможностей на основе
применения концепций поведенческих
наук к построению и управлению
организациями.
Изучались
различные аспекты социального
взаимодействия, мотивации, характера
власти и авторитета, организационной
структуры, коммуникации в организации,
лидерства, изменение содержания работы
и качества трудовой жизни.
К
теоретикам
школы поведенческих наук, наряду с
другими американскими учеными, можно
отнести и выдающегося японского
менеджера Мацуситу, которому
удалось на практике
осуществить важнейшие положения
неоклассической школы
и бихевиористской концепции менеджмента
с учетом японского менталитета.
Поведенческий
подход почти полностью охватил весь
менеджмент в 60-е годы прошлого столетия
и отстаивал «единственный наилучший
путь» решения управленческих проблем.
Его исходное положение состояло в том,
что правильное применение науки о
поведении будет всегда способствовать
повышению эффективности работника и
организации в целом.
Основополагающие
принципы управления,
сформулированные поведенческой школой
которые
широко используются в кадровом
менеджменте современной организации:
—
лояльность к работающим;
—
ответственность как обязательное
условие успешного менеджмента;
—
создание психологического климата,
способствующего раскрытию способностей
работников организации;
—
установление долевого участия каждого
сотрудника в общих результатах;
—
использование методов работы с людьми,
обеспечивающих их удовлетворенность
работой;
—
умение менеджера слушать всех, с
кем он сталкивается (исполнителей,
покупателей,
поставщиков и т.п.);
—
соблюдение менеджером этических норм
в бизнесе;
—
честность и доверие к персоналу, высокое
качество личной работы менеджера
и ее постоянное совершенствование.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Аннотация
В статье рассматриваются классические и современные теории в рамках поведенческого подхода к изучению лидерства. Обсуждается понятие стиля поведения лидера и приводятся различные классификации лидерский стилей.
Abstract
The article considers classical and modern theories within behavioral approach to the study of leadership. Discusses the concept and leader behaviour style and different classifications of leadership styles are given in the article.
Библиографическая ссылка на статью:
Авдеев П.С. Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6566 (дата обращения: 20.04.2023).
В 1950-х гг. был создан поведенческий подход в изучении лидерства, который базируется на попытке преодолеть главный недостаток теорий лидерских черт – невозможность целенаправленного обучения лидерству. Если теория черт постулировала врожденный характер лидерских качеств, и, соответственно, уникальность самого лидера, то поведенческий подход, основанный на бихевиоризме, постулировал, что лидерство является простым набором поведенческих проявлений. А если мы заменяем личностные качества, т.е. характеристики, которые нельзя наблюдать непосредственно, на поведенческие проявления, которые являются объективно наблюдаемыми событиями, то ничто не помешает нам изучить тот или иной поведенческий акт и передать его в качестве навыка другому человеку. Так поведенческий подход доказывал, что лидерству можно обучить, а поведенческие проявления лидера, которым можно было обучать, были названы поведенческим или лидерским стилем. Причем исследователи, в рамках данного подхода, считали, что из всех видов и способов поведения лидеров можно отобрать самые лучшие и соответственно, смоделировать самый эффективный лидерский стиль.
Понятие лидерского стиля
Понимание стиля поведения, которое мы описали выше не является едиснтвенным. Напротив, существует большое количество взглядов на трактовку данного вопроса, в частности стиль лидерства может пониматься как:
- Комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.).
- Совокупность устойчивых методов и приемов воздействия на подчиненных, то есть стиль общения (Майкл Мескон (Michael Mescon)).
- Личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных способов деятельности (Д. П. Кайдалов и Е. И. Сулименко; Д. М. Каунд (D. M. Cound)).
- Совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл (J. Purcell).
- Ориентация на производственные задачи, либо на отношения в коллективе (Ф. Фидлер (F. Fiedler)).
- Представления о человеческой природе как таковой (Д. МакГрегор (D. МасGregor)).
Обзор классических теорий в рамках поведенческого подхода к изучению лидерства
Хотя данную идею лидерского стиля и можно было назвать грандиозной, так как она открывала большое количество возможностей и огромный простор для исследований, ведь, если подумать, ранее единственным способом добиться эффективного лидерство, был, либо отбор людей с помощью личностных тестов и отсеивание неспособных к лидерству, либо вообще пускание всего на самотек (лидер и сам себя проявит), то, с появлением данного подхода, появилась возможность воспитывать лидеров на нужных для того местах. Однако, с открытием новых возможностей открылись и новые фундаментальные проблемы, такие как создание критериев моделирования, а также выбор объекта моделирования, т.е. перед тем как моделировать лидерство, необходимо понять, что оно из себя представляет, какие из поведенческих проявлений данного субъекта являются лидерскими, а какие нет. В итоге, все свелось к моделированию рационального взаимодействия с подчинёнными и созданию теорий руководства, но не лидерства в социально-психологическом понимании этого слова.
Одно из самых ранних исследований стиля лидерства провел Р.М. Стогдил (R.M. Stogdill)[1], когда было обнаружено три стиля у лидеров-дошкольников:
- инструментальный (вовлекающий других в конструктивные игры);
- социальный (нацеленный на сотрудничество);
- гангстерский (лидер добивался личных целей с помощью силы и подчеркнутого неуважения к другим).
Левином (Lewin), Липпиттом (Lippitt) и Уайтом (White)[2], были исследованы либеральный, демократический и авторитарный стили руководства.
- Авторитарный лидер принимает все решения и не позволяет подчиненным влиять на этот процесс, для руководителя безразличны их потребности.
- Демократичный лидер консультируется с подчиненными при решении различных вопросов и позволяет им влиять на процесс принятия решений; при этом стиле поощряется инициатива, исходящая от подчинённых, а общение с ними происходит на равных.
- Либеральный лидер позволяет подчиненным иметь полную автономию, редко их контролируя, предоставляя им возможность принимать тактические решения; при таком подходе подчиненные устанавливают свои собственные цели и работают над их достижением, в то время как руководитель не выходит из своего кабинета.
Следует отметить, что в последнее время либеральный стиль вообще не рассматривается как практическое указание к действию. Он, скорее, воспринимается как полный отказ руководителя от управления людьми.
Хотя этот эксперимент вовсе не был исследованием лидерства в организациях (выделенные стили были результатом наблюдений за детьми и их воспитателями), но намек на организационное лидерство привлек внимание многих исследователей организационной психологии, и теперь этот эксперимент считается классическим в данной отрасли.
Позже, многие исследователи разрабатывали проблему стилей руководства на основе классификации Левина.
Одним из таких исследователей был Ренсис Лайкерт (R. Likert). Вместе с коллегами и Мичиганского университета, он проводил исследования, в которых сравнивались группы с высокой производительностью и группы с низкой производительностью труда[3]. В результате исследований, они пришли к выводу, что разница в производительности вызвана стилем руководства. В соответствии с тем, концентрируется ли руководитель на работе или же на подчиненном, было выделено четыре лидерских стиля.
- Эксплуататорско-авторитарный стиль (система 1). Отсутствует доверие к подчинённым. Мотивация основана на наказании, угрозах и случайных поощрениях. Поток информации направляется сверху вниз, а та информация, что приходит от подчинённых неточна и искажена. Решения принимаются без учета мнений подчиненных.
- Благосклонно-авторитарный (система 2). Руководители поддерживают авторитарные отношения со своими подчиненными, но разрешают им ограниченно участвовать в принятии решений. Подчиненные посвящены в дела организации. Система поощрений более развита, лучше организован поток информации. А отношение руководителя к подчиненных скорее патерналистское нежели деспотичное. Возможно использование идей подчиненных.
- Консультативно-демократический (система 3). Руководитель проявляет доверие к подчиненным. Общение происходит в двустороннем порядке. Стратегические решения принимаются наверху, но многие тактические решения могут приниматься подчиненными.
- Стиль, основанный на участии (система 4). Все решения принимаются группой. Руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения с подчинёнными носят дружеский и доверительный характер. Руководители ориентированы на человека.
В ходе исследования, Лайкерт опросил сотни менеджеров, не только пытаясь проверить свою модель, но и для того чтобы доказать, что самым эффективным стилем является стиль, основанный на участии.
Мущик и Рейманн (Muczyk & Reimann, 1987) утверждали в своей работе[4], что в действительности существуют два измерения: степень, в которой подчиненным позволяет участвовать в принятии решения (авторитарно-демократическое измерение) и степень, в которой руководители указывают подчиненным, как выполнять работу (либерально-директивное измерение). Если эти измерения рассматривать независимо друг от друга, то мы можем описать лидеров как относящихся преимущественно к одному из четырех типов: директивный автократ, либеральный автократ, директивный демократ, либеральный демократ.
Еще одну классификацию, схожую с классификацией Левина, предложил Дуглас Макгрегор (Douglas McGregor) своих теориях Х и У[5].
«Теория X» характеризуется существенной централизацией власти и контролем. Согласно ей: человек ленив, не любит работать; у него отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили. Соответственно, для мотивации подчиненного необходим авторитарный стиль управления, с использованием методов принуждения и угрозы.
«Теория Y» предполагает: делегирование полномочий; улучшение взаимоотношений в коллективе; учет мотивации исполнителей и их психологических потребностей; обогащение содержания работы. Она базируется на следующих предпосылках: труд– это естественный процесс для человека; человек стремится к ответственности и самоконтролю; он способен к творческим решениям. Соответственно, теория предполагает использование демократического стиля управления с упором на поощрение сотрудника и его инициативы.
В то время как Лайкерт проводил свои исследования в университете Мичигана, Ральф Стогдилл возглавил исследования в государственном университете Огайо.
Именно там, начиная с 1945 г., группа ученых выявила ошибку в концепции разделения лидеров на тех, кто сосредоточен или на работе, или на человеке. Их главной находкой стало то, что люди могут сочетать и ориентацию на работу, и ориентацию на человека.
Они разработали систему, в которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным.
Структура подразумевает, что руководитель планирует и организует деятельность группы и взаимоотношения с ней. Сюда могут входить следующие типы поведения лидера: распределяет роли между подчиненными; расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; планирует и составляет графики работ; разрабатывает подходы к выполнению работ; передает свое беспокойство о выполнении задания.
Внимание к подчиненным подразумевает влияние на людей, путем апелляции к потребностям высшего уровня, выстраивания взаимоотношений на основе доверия и уважения. Здесь может проявляться такое поведение руководителя, как: участвует в двустороннем общении; допускает участие подчиненных в принятии решений; общается в доброжелательной манере; дает возможность подчиненным удовлетворить свои потребности, связанные с работой.
Развитие вышеописанный подход получил в модели Роберта Блейка (Robert Blake) и Джейн Моутон (Jane Mouton), под названием «Решетка лидерства»[6]. Они классифицировали стили лидерства по критерия заботы о человеке и заботы о производстве. Каждый из критериев представляет собой шкалу от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими критериями, т.е. пересечением двух значений на оси координат, поэтому и стили лидерства нумеруются в соответствии со значением, полученным на шкалах:
1.1. Примитивное руководство. От руководителя требуется минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Руководитель холодно относится как к подчиненным, так и к процессу производства. Он считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи эксперта. Такое ведение дел помогает избежать конфликтов, неурядиц, создает благоприятные условия для работы самого руководителя. Но, как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером.
1.9 Социальное руководство. Руководитель сосредоточивается на взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности производства. Особое внимание уделяется потребностям подчиненных. Такие управленцы видят основу успеха в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Подчиненные любят такого руководителя и готовы поддержать его в трудную минуту. Однако, излишняя доверчивость часто ведет к принятию лидером непродуманных решений, за счет чего страдает производство.
9.1 Авторитарное руководство. Руководитель направляет все внимание на эффективность работы, при этом отказываясь от социальной деятельности, ведь она, по его мнению, является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Такой лидер считает, что качество решений не зависит от степени участия подчиненных. Положительными чертами стиля являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант и интеллект руководителя. Однако, такой управленец часто пытается держать слишком большую дистанцию с подчиненными, из-за чего пропадает взаимопонимание, а дисциплина устанавливается лишь на удовлетворительном уровне.
5.5. Производственно-командное управление. Здесь достигается приемлемое качество выполнения заданий, за счет баланса между эффективностью и взаимоотношениями в коллективе. Такой менеджер считает компромисс лучшим решением. Решения должны приниматься руководителем, но при участии подчиненных. Положительными чертами стиля являются: постоянство, заинтересованность в успехе различных начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, конкурентоспособность фирм с таким стилем иногда оставляет желать лучшего, как и некоторые стороны жизни коллектива.
9.9. Командное лидерство. За счет внимания к подчиненным и упора на эффективность, руководитель добивается приобщения подчиненных к целям организации, обеспечивая высокий моральный настрой и производительность. Причем наилучшим способом увеличения производительности считается активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность работающих и учесть нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.
Авторы постулировали, что самым эффективным стилем было поведение руководителя в позиции 9.9 и считали, что профессиональная подготовка позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность работы.
Современные классификации стилей лидерства
Среди современных подходов, можно назвать классификацию стилей лидерства И. Ниномийя (J. S. Ninomiya, 1988), выделившего следующие модели поведения руководителя.
- Патриарх. Полностью контролирует все аспекты деятельности подчиненных, от которых требуется безоговорочная исполнительность. Подчиненные не привлекаются к подготовке решений.
- Птица страус. Ориентируется на свой статус, стремится избежать конфликтов, боится различий во мнениях. Для руководителя характерен высокий уровень компетенции; вместе с тем он более подходит на роль ассистента, поскольку ему не хватает инициативы и гибкости.
- Индивидуалист. Стремится все сделать сам; подчиненные обычно лишены всякой инициативы, быстро теряют интерес к делу.
- Педант. Все желает знать в деталях, выступает против коллективного принятия решений, никому не доверяет.
- Политик. Не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует атмосферу.
- Посредник. Знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества. Склонен к компромиссам, не способен проявить волю.
- Прилежный бобер. Сам готовит план деятельности для себя и других, успех деятельности оценивает по чисто формальным показателям. Не ориентирован на высокий результат. Главное для него — сам процесс работы.
М. Джеймс (М. James) разработал классификацию отрицательных типов лидеров:
- Излишне критически настроенный руководитель. Считает, что добиться результатов от подчиненных можно только постоянно выказывая недовольство. Избыточной критикой подрывается вера людей в свои возможности, нарушаются взаимоотношения, слабеет доверие и растет недовольство.
- Излишне «патерналистски» настроенный руководитель. Оберегает подчиненных от затруднений, подавляет развитие деловых качеств, снимая с них ответственность.
- Непоследовательный руководитель. Часто меняет свои решения или, вопреки ранее высказанным требованиям, заставляет их отчитываться за такие результаты, достижение которых не предусматривалось.
- Уклоняющийся от непосредственного руководства. Стремится переложить полномочия и ответственность на подчиненных.
- «Сверхорганизованный» руководитель. Для него единственной ценностью является выполнение работы в соответствии с установленными стандартами. Все силы отдаются регламентированию работы, поэтому у руководителя не остается времени на ее реализацию. Стиль формирует у подчиненных безразличие к работе, хотя сами руководители относятся к ним дружественно и оказывают поддержку.
- Руководитель, стремящийся охватить все вопросы. Создает атмосферу беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности и напряженности, вызванное постоянной готовностью к неожиданным требованиям.
Исследование стилей лидерства в России
Свою классификацию стилей лидерства создал отечественный психолог А.А. Ершов, выделив ориентации руководителя: на дело; на психологический климат; на себя; на официальную субординацию[7].
При этом, конкретный лидер может не ограничиваться одним стилем, а использовать, в зависимости от ситуации, все четыре. Выделение же ориентации на себя или на официальную субординацию в ситуации, когда менеджер принимает решение, более точно отражает реальность чем некоторые зарубежные классификации.
Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов предлагают пять стилей руководства: дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий и проблемно-организующий[8]. Каждый из них соответствующим образом характеризует, по мнению авторов, личность руководителя и организационные принципы его работы с людьми.
А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин выделяют семь основных стилей руководства: директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный и смешанный.
Критика поведенческого подхода
Основные моменты критики поведенческого подхода будут перечислены ниже.
Проблема причинной связи. Поведенческий подход, в большинстве своем, основывается на предположении, что стиль лидера влияет на производительность или мотивацию сотрудников. Но, при этом, большинство исследований стилей лидерства проведено методом поперечных срезов: данные о стиле лидерства и зависимой переменной (результативность, удовлетворенность), собираются одновременно, и затем между ними устанавливаются корреляции. Но корреляция переменных еще не значит, что между ними существует причинная связь. Поэтому нельзя утверждать, что стиль лидерства определяет продуктивность работы, а причинная связь может быть установлена только в лонгитюдных исследованиях.
Грин (Greene, 1975) является автором одного из таких исследований. В частности, он делал замеры эффекта поведения лидера четыре раза с интервалом в один месяц. Результаты показали, что у лидеров, которые были внимательны к своим подчиненным, последние испытывали большую удовлетворенность, а их продуктивность влияла на поведение лидера, т.е. плохая работа подчиненных заставляла лидера прибегать к структурирующему стилю. Результаты исследования позволили сделать вывод, что это продуктивность влияет на стиль лидерства, а не наоборот, как считалось раннее.
Проблема группы проявляется в том, что большинство данных, собранных в рамках поведенческого подхода — это усредненные ответы отдельных сотрудников, в то время как сам феномен лидерства предполагает изучение отношений между лидером и группой. В результате исследователи отказывается от признания того, что лидер с отдельными членами группы может вести себя по-разному. Часть исследований показала, что индивидуальные ответы подученных могут лучше предсказать их удовлетворенность и понимание ими своей роли (Katerberg & Horn, 1981).
Неформальное лидерство. Практически все, широко распространённые зарубежные исследования лидерских стилей игнорируют проблему неформального лидерства. Однако, сотрудники часто признают своим лидером человека, который не является руководителем. Поэтому такие исследования могут быть сосредоточены «не на том» объекте моделирования.
Отсутствие анализа ситуации. Основной недостаток подхода заключается в отсутствии учета ситуационных факторов. Существует множество таких переменных среды, которые влияют на выбор стиля лидерства, например, знания; структура организации, характеристики подчиненных и многое другое. Более того, сама эффективность того или иного стиля может зависит от ситуации, т.е. мы не можем сказать, что самым эффективным является демократический стиль руководства, мы можем говорить только то, что данный стиль является предпочтительным в данной ситуации, а, например, авторитарный стиль, также будет является эффективным, но уже в другой ситуации.
К вышерассмотренным проблемам можно добавить еще несколько.
Отсутствие анализа личностных черт. Несмотря на то, что поведенческий подход стал, в свое время, революционным по отношению к теории личностных черт, это не значит, что он полностью исключил правильность последнего. Исследователи рассматривают поведение лидера, как что-то изолированное, не зависящее от его личностных качеств. Но на самом деле, эти две вещи разделять нельзя, особенно если мы говорим о неформальном лидерстве. То, насколько человек будет способен проявлять то или иное поведение зависит именно от его личностных качеств. Например, интроверту будет намного сложнее осуществлять общение с людьми, чем экстраверту, вне зависимости от предшествующего обучения. Конечно, когда речь идет только о формальном взаимодействии, данный просчет дает о себе знать не так сильно, но когда мы рассматриваем лидерство как социально-психологический феном, когда мы включаем в лидерский стиль намного больше параметров и неформальных способов взаимодействие, данный недостаток сразу бросается в глаза.
Отсутствие ясных критериев. Проблема состоит еще и в том, что сам термин «поведение» недостаточно понятен. Может это лишь совокупность мышечных сокращений, а может и внутренняя (когнитивная и эмоциональная) работа субъекта. Если в первом случае поведение моделируется легко, и мы просто копируем его, то идеальных критериев для моделирования внутренней работы не придумал еще никто, хотя стоит отметить, что представители НЛП и Нейропсихологии добились в этом плане неплохих успехов.
Остановимся на самой важной, по мнению автора, проблеме – это отсутствие причинной связи или, проще говоря, непонимание объекта моделирование. На данный момент создано большое количество поведенческих моделей лидерства, но то, что в них смоделировано так и остается загадкой. Точнее говоря, большинство из этих моделей созданы, чтобы описать рациональные способы взаимодействия руководителя и подчинённого, но не более того. Если же мы понимаем лидерство, как способность создать внутреннюю мотивации в человеке к той или иной деятельности, а именно так его и следует понимать, то практически ни одна поведенческая концепция не объясняет этот процесс. Именно поэтому в российской литературе мы наблюдаем такое жесткое разделение понятий «руководство» и «лидерство», которое дает возможность добиваться российским авторам больших успехов в изучении данной сферы.
В любом случае, из-за вышеперечисленных недостатков, поведенческий подход перестал быть таким актуальным, а на замену ему пришли системный подход и ситуационные теории лидерства.
Библиографический список
- Stogdill R. Handbook of leadership: a survey of theory and research. — N.Y.: The Free Press, 1974
- Lewin Kurt; Lippitt Ronald; White Ralph. “Patterns of aggressive behavior in experimentally created social climates” // Journal of Social Psychology. 1939. pp. 271–301.
- Likert R. New patterns of management. — New York: McGraw-Hill, 1961.
- Muczyk J.P., Reimann B.C. MBO as a Complement to Effective Leadership//The Academy of Management Executive. 1989. – No. 3, pp. 131-138.
- McGregor D. The Human Side of Enterprise. — N.Y.: McGraw-Hill, 1960.
- Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы руководства. – К.: Наук. думка, 1992 — с.155-162.
- Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — с. 417.
- Волков И.П., Захаров А.И., Ерещян О.Л., Тимофеев Ю. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса. // Руководство и лидерство. — Л.: ЛГУ, 1979.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Павел Авдеев»
Содержание
- Подход с позиции личностных качеств 1930-1950 гг.
- Теории лидерства в менеджменте — поведенческий подход
- Теории лидерства в менеджменте — ситуационный подход
- Лидерство на основе эмоционального интеллекта
- Навыки и компетенции лидера с эмоциональным интеллектом
Понятие лидерство это в менеджменте широкий набор качеств, необходимых для управления как небольшим коллективом, так и государством. Ученые рассматривают лидерство с различных точек зрения, предлагают различные теории лидерства в менеджменте.
К основным теориям лидерства в менеджменте относят:
- теорию лидерских качеств;
- поведенческую;
- ситуационную;
- основанную на эмоциональном интеллекте.
Каждый подход выделяет свойства, которые выводят индивидуума в лидеры.
Подход с позиции личностных качеств 1930-1950 гг.
Лидерство стали рассматривать как объект исследования в начале прошлого века, когда внимание ученых привлек феномен управления. Но только в начале 1930-х лидерство подверглось систематическому изучению. Исследования проводились для выявления личностных качеств, свойственных успешному руководителю. Теория больше известна как «теория великих людей».
Считалось, что эффективным лидерам присущи общие качества. Если достоверно определить такие черты, то любой человек сможет воспитать их в себе и стать хорошим начальником. Среди основных черт лидера назывались честность, интеллект, приобретенные знания, харизматичная внешность, ясность ума, специальное образование, амбициозность.
В 1940-х годах развитие теории лидерства в менеджменте продолжил американский исследователь Р. Стогдилл, который выстроил иерархию личностных качеств лидера в физиологическом, интеллектуальном, психологическом и личностном плане. Однако позже исследователь пришел к выводу, что люди, обладающие похожим набором черт, не всегда становятся лидером. Многое зависит от обстоятельств, которые детерминируют поведение человека. То есть по сути Стогдилл перешел к ситуационному подходу в изучении лидерства.
Теории лидерства в менеджменте — поведенческий подход
В поведенческой теории лидерство рассматривается как постоянная величина в виде набора привычных моделей поведения руководителя. Исследователи выделяют несколько стилей лидерства.
Большой вклад в развитие поведенческой теории внесли К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блейк и Д. Мутон.
В поведении руководителя К. Левин выделил три стиля:
- демократический (решение принимает коллектив совместно с руководителем);
- автократический (решение принимает руководитель);
- попустительский (решение принимает коллектив).
В результате исследований ученым было выявлено, что демократический стиль наиболее эффективен.
Р Лайкерт выделил градацию стилей руководства – от эксплуататорско-авторитарного до демократического. Наиболее приемлемой является система группового участия, когда решения принимаются руководителем совместно с коллективом.
Р. Блейк и Д. Мутон также работали над определением поведенческих норм руководителя и предложили собственную трактовку стилей, которую назвали «Решеткой менеджмента». Основным пунктом теории ученых является комбинация двух составляющих – отношение к подчиненным и отношение к производству. По сочетанию этих двух подходов, проявляющихся в разной степени, определяется лидерский стиль.
Теории лидерства в менеджменте — ситуационный подход
Ситуационные теории основываются на утверждении, что лидер проявляется в результате стечения обстоятельств в данном месте и в данный момент времени.
Согласно Г. Персону можно выделить две предпосылки для появления лидера:
- Набор качеств определяется ситуацией;
- Лидерские качества основаны на предшествующем опыте лидера.
Ситуационные теории развиваются в двух направлениях. В первом лидерское поведение считается зависимым от ситуации, во втором переменной является ситуация, на которую влияет руководитель. Основоположником ситуационного подхода считается Ф. Фидлер.
Ученый создал модель руководства, в которой выделил три переменные, оказывающие влияние на поведение лидера:
- Степень доверия между руководителем и подчиненными;
- Структура задачи;
- Должностные полномочия руководителя.
Фидлер определил два фактора для успешного руководства:
- Лидеры, ориентированные на достижение результата, обеспечивают высокую производительность в любых условиях;
- На качество деятельности руководителя влияют как стиль, так и ситуация.
Поэтому главным фактором достижения успеха коллективом становится соответствие ситуации и стиля лидера.
Чтобы добиться эффективности следует выбрать один из двух способов:
- Подобрать лидера к ситуации;
- Изменить ситуацию.
Основу теории жизненного цикла Херси и Бланшара составляет положение о том, что лидер может действовать эффективно только в том случае, если исполнители достигли определенной зрелости. Под зрелостью подразумевается уровень квалификации, опыт сотрудников, стремление добиться поставленной цели.
Ученые выделили четыре стиля руководства, которые зависят от зрелости коллектива:
- Приказывающий. Используется при низком уровне зрелости исполнителей. Лидер ориентирован на выполнение задач;
- Продающий. Начальник в одинаковой степени ориентирован на поставленную цель и коллектив;
- Участвующий. Происходит переориентация с задачи на людей с характерной поддержкой подчиненных;
- Делегирующий. Делегирование полномочий коллективу с низкой ориентацией на решение задачи.
При ситуационной оценке лидерства эффективность управления ставится в зависимость от нескольких факторов:
- понимание руководителем ситуации;
- давление, оказываемое ситуацией;
- существующие возможности изменения ситуации.
Не менее важным условием является понимание лидером сложности ситуации.
Лидерство на основе эмоционального интеллекта
Эмоции каждого члена коллектива, а особенно лидера, играют большую роль в процветании бизнеса. Человек, который способен проявлять энергию и энтузиазм, добивается успеха.
Подход на основе эмоционального интеллекта основан на умении адекватно оценивать, понимать себя и других людей. Впервые об этом написал Д. Гоулман, который считал основой успешного лидерства умение управлять эмоциями людей. Исследователь объяснил физиологические основы эмоционального интеллекта, который в деятельности руководителя намного важнее, чем набор знаний.
Ученый выделил два типа лидерства – резонансный и диссонансный. Диссонансный лидер – это деспот, тиран, демагог, который создает в коллективе гнетущую атмосферу. Резонансный руководитель всегда тонко ощущает эмоции подчиненных и направляет их чувства в нужное русло.
Навыки и компетенции лидера с эмоциональным интеллектом
Д. Гоулман выявил четыре компонента эмоционального интеллекта:
- Самовосприятие (способность понимать собственные сильные и слабые стороны, готовность обучаться и спокойно принимать критику);
- Управление собой (умение контролировать негативные эмоции, сохранять спокойствие в стрессовой ситуации);
- Социальная восприимчивость (проявление эмпатии, способность найти общий язык с любым человеком);
- Управление отношениями (эффективное выстраивание отношений, способность оказывать влияние на людей).
Гоулман и его коллеги убеждены в том, что развить эмоциональный интеллект путем постоянных тренировок перечисленных навыков может каждый человек.
Статью прочитали: 5 067
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )