1. Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании;
6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.
2. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также выполняют следующие функции:
1) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
2) ведут таможенную статистику Российской Федерации;
3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
4) проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
6) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
7) оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и указанных в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;
9) обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза;
10) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации;
11) участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;
12) обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
13) внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма «единого окна» и электронного документооборота.
3. При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета.
4. Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на таможенные органы могут быть возложены иные функции.
Принципы управления в таможенных органах
Под
принципами управления понимаются
руководящие идеи, правила, основные
положения и нормы поведения, которыми
руководствуется управляющая система.
В
практике управления таможенными органами
применяются общие, частные и
организационно-технологические принципы.
Общие
принципы управления — это
стратегические нормы управления и они
действуют во всех сферах и подсистемах
таможенных органов. Однако действуют
они специфически в каждой управленческой
системе. Даже перечисление основных
общих принципов управления (таких как
системность, принципы обратной связи,
информационной достаточности,
оптимальности, соподчиненности и ряда
других), а также их диалектическое
влияние на систему управления в таможенных
органах подтверждает это.
Системность
— ведущий принцип управления. Системность
в управлении таможенными органами
обеспечивает и совершенствует структурное
и функциональное единство системы.
Чем
сложнее задачи, стоящие перед таможенными
органами, тем большую значимость
приобретает принцип обратной связи
системы. Информация позволяет субъекту
управления иметь представление о
состоянии системы в каждый данный момент
времени, о достижении заданной цели, с
тем чтобы воздействовать на систему и
обеспечить выполнение управленческих
решений.
Принцип
информационной достаточности означает,
что в условиях небывалого роста объемов
информации в таможенной системе, в том
числе управленческой, огромное значение
приобретает интенсификация информационных
процессов.
Достижение
в таможенных органах поставленной цели
в возможно более короткие сроки при
наименьших материальных, финансовых и
трудовых затратах является сутью
принципа оптимальности управления.
Оптимальность
управления в таможенной системе
обеспечивается различными методами и
средствами.
Важное
значение в таможенной системе имеют и
находятся в различной степени реализации
и другие общие принципы управления.
Частные
принципы управления в таможенных органах
подразделяются на две большие группы:
принципы, применяемые в экономической,
социально-политической и духовной
сферах таможенной деятельности, и
принципы, имеющие место в системе
таможенных органов как государственной
правоохранительной организации,
обеспечивающей в пределах своей
компетенции экономическую безопасность
РФ.
К
частным относятся принципы управления:
Законности
Централизации
в сочетании с разумной децентрализацией
Непрерывности
Оперативности
Гибкости
Ответственности
Преемственности
Нацеленности
на конечный результат и др.
Управление
в таможенной системе опирается и на
группы таких частных принципов, как
принципы организации и деятельности
государственной службы; принципы подбора
кадров, их обучения и воспитания; принципы
осуществления оперативно-розыскной
деятельности и ряд других.
Организационно-технологические
принципы управления лежат в основе
организационно-распорядительной и
административно-исполнительской
деятельности руководителей таможенных
органов.
К
ним можно отнести принципы управления:
Единоначалия
Конкретности
Разделения
труда
Скалярный
Иерархии
Единства
распорядительства и одного начальника
Делегирования
полномочий
Диапазона
управления и др.
Особо
необходимо подчеркнуть значение принципа
единоначалия. Он предполагает, с одной
стороны, коллегиальность управления,
а с другой — установление строжайшей
персональной ответственности за
исполнительские функции. Коллегиальность
не исключает, а предполагает личную
ответственность каждого сотрудника за
порученное ему дело.
В
таможенных органах на всех уровнях
руководства принцип единоначалия
действует постоянно, так как руководители
таможенных органов законодательно
наделены правами и функциями
единоначальника.
Это
выражается в полноте и объеме властных
полномочий, предоставляемых для решения
поставленных задач перед данной
структурой; наличии законодательного
обеспечения реализации этой функции с
ответственностью перед государством
за использование предоставленных прав;
в кадровом и структурном обеспечении
реализации прав руководителей-единоначальников;
в материальном и финансовом обеспечении
правоохранительной деятельности со
стороны государства; в наличии
государственных гарантий социальной
защищенности персонала военизированной
и правоохранительной структуры.
На
принципе единоначалия руководит системой
таможенных органов Председатель ФТС
России. Наиболее важные вопросы
руководства таможенным делом
рассматриваются на заседаниях коллегии
ФТС России. Принимаемые на заседаниях
коллегии решения, оформленные приказом
Председателя ФТС России, обязательны
для исполнения всеми таможенными
органами и сотрудниками.
На
принципе единоначалия действуют
начальники региональных таможенных
управлений, опирающиеся в своей
деятельности на коллегии управлений,
а также руководители Российской
таможенной академии, ЦИТТУ, Центральной
таможенной лаборатории и других
организаций, подведомственных ФТС
России.
Принцип
единоначалия реализуют в своей
управленческой деятельности начальники
таможен и таможенных постов.
Успех
в управлении таможенными органами
обеспечивается единством действий всех
должностных лиц, органов и организаций
таможенной системы, участвующих в
управлении. При этом весьма важное
значение имеет четкое определение
специфики места и роли каждого, ясное
распределение их компетенции, функций
и прав в общем деле. Большое значение
имеют для этого издаваемые ФТС России
нормативные документы, положения о
таможенных органах Российской Федерации
и их подразделениях.
Принцип
конкретности управления требует
конкретного анализа ситуации, для чего
нужна добротная научная информация о
системе управления и о ее внешней среде.
Принцип
разделения труда предусматривает, что
вся деятельность по организации
управления разбивается на простейшие
операции, выполнение которых поручается
конкретным звеньям системы управления.
Каждое звено системы управления
таможенным органом должно иметь четкие,
конкретные обязанности.
Скалярный
принцип определяет, что каждая организация
(в том числе таможенный орган) должна
иметь четко определенную иерархическую
структуру.
Принцип
иерархии предусматривает, что нижестоящий
сотрудник или подразделение подчиняется
вышестоящему. Каждый сотрудник
административной иерархии отвечает
перед вышестоящим за решения и действия
не только свои, но и всех подчиненных
ему сотрудников.
Принцип
единства распорядительства и одного
начальника определяет, что каждый
сотрудник получает приказы и распоряжения
только от одного начальника, так как
это — необходимое условие единства
действий, и что ни один сотрудник не
должен докладывать более чем одному
вышестоящему руководителю.
Принцип
делегирования полномочий означает, что
при передаче задачи из сферы деятельности
руководителя подчиненному должны также
передаваться и права для ее решения, а
подчиненный должен принимать на себя
ответственность за них.
Принцип
диапазона управления предусматривает,
что вышестоящее должностное лицо должно
нести ответственность за деятельность
строго определенного, оптимального
количества подчиненных.
МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Методом
управления называется совокупность
путей, способов, приемов и форм воздействия
на объект управления для достижения
поставленных целей. При изучении методов
управления особенно необходимо учитывать,
что направленность их воздействия
определяется конкретной целью,
поставленной перед социально-экономической
системой, в том числе перед таможенной
службой. Такая цель требует решения
конкретных организационных, экономических,
социальных и технических задач, что в
свою очередь требует применения
соответствующих методов управления.
Методы
управления классифицируются по масштабам
управленческой деятельности и по форме
воздействия.
По
масштабу управленческой деятельности
в таможенных органах различают общие
и частные методы.
Общие
методы управления направлены на решение
глобальных проблем, стратегических
задач таможенного дела, они определяют
способы достижения основных целей и
задач функционирования всей таможенной
системы.
Частные
методы управления используются
преимущественно в системах оперативного
и текущего управления (региональные
таможенные управления, таможни, таможенные
посты).
В
зависимости от форм. воздействия в
таможенной системе применяются методы
прямого и косвенного воздействия.
Методы
прямого воздействия опираются на волю
и авторитет государства. К ним относятся
организационно-распорядительные и
правовые методы.
К
методам косвенного воздействия относятся
социальные, психологические, экономические
и экономико-математические методы.
В
процессе реализации в таможенных органах
таких функций управления, как организация
и регулирование, с помощью
организационно-распорядительных
(административных) методов формируются
отношения, которые включают такие
аспекты деятельности сотрудников и
коллективов, как долг, полномочия,
ответственность, дисциплинарные
требования и др.
Особенности
организационно-распорядительных методов
в таможенных органах, как военизированных
и правоохранительных, состоит в том,
что они выражают прямое директивное
воздействие на систему в целом или на
ее элементы в отдельности; дают возможность
руководителю таможенного органа
принимать однозначное решение; основаны
на обязательности исполнения
нормативно-правовых и директивных
документов.
В
таможенных
органах применяются три группы
организационно-распорядительных
методов: организационные, распорядительные
и дисциплинарные.
Ведущее место отводится методам
организационного воздействия, составляющим
первую группу. Они представляют собой
долговременное закрепление организационных
связей в системе, служащее основой ее
управления, и включают регламентирование,
нормирование и инструктирование.
Регламентирование
— представляет собой жесткий тип
организационного воздействия. Оно
устанавливает в таможенных органах
основу организации системы и процессов,
протекающих в них, и заключается в
разработке и введении в действие
организационных положений, к которым
относятся: положения общеорганизационного
характера, устанавливающие организационную
обособленность и порядок функционирования
таможенной системы в целом; положения,
определяющие и устанавливающие внутренний
порядок работы, организационный статус
различных подразделений, их задачи,
функции, полномочия; типовые структуры
подразделений; должностное регламентирование,
осуществляемое штатными расписаниями
и должностными инструкциями.
Нормирование
— это менее жесткий тип организационного
воздействия и заключается в установлении
норм и нормативов, которые служат
ориентировкой в деятельности, устанавливают
ее границы по верхним и нижним пределам.
Организационное нормирование определяет
пути и порядок выполнения функций и
обязанностей, необходимые нормы, правила
действий и взаимодействий в таможенной
системе. В практике управления таможенными
органами используются некоторые нормы
времени и другие нормативы и идет
постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование
—
всегда имеет форму методической и
информационной помощи, направленной
на успешное выполнение работы.
Второй
группой организационно-распорядительных
методов управления являются методы
распорядительного воздействия, которые
выражаются в повседневном оперативном
обеспечении слаженной работы органов
управления. Это
методы текущей организационной работы,
базирующиеся на организационной
структуре, сформированной путем
организационного воздействия. В основе
методов распорядительного воздействия
в таможенной системе лежат полномочия
и обязанности. Данные методы реализуются
путем принятия решения коллегии ФТС
России, издания приказов, указаний,
распоряжений, положений, резолюций на
документах, а также принятия и доведения
управленческих решений в устной форме.
Приказы
в таможенной системе издают только
линейные руководители, распоряжения —
их заместители и руководители
функциональных служб в пределах
делегированных им прав и полномочий.
В
ФТС России правом подписи приказов
пользуются и заместители председателя
Комитета в пределах полномочий,
предоставленных им председателем ФТС
России.
Третьей
группой организационно-распорядительных
методов управления являются методы
дисциплинарного воздействия.
Суть
этих методов в таможенных органах
состоит в установлении ответственности.
Предназначены они для поддержания
стабильности организационных связей
в системе управления посредством
дисциплинарных требований и системы
ответственности. Выделяют личную,
коллективную, материальную, моральную
и служебную ответственность.
Все
указанные три группы
организационно-распорядительных методов
используются в таможенной системе как
раздельно, так и совместно, дополняя и
обогащая друг друга.
Правовые
методы
представляют собой совокупность
юридических средств и способов воздействия
на элементы социально-экономической
системы и отношения между ними в процессе
управления.
К
правовым методам относятся: разработка,
использование и применение правовых
норм, формирование правовых отношений,
соблюдение требований правовых актов.
Правовые
нормы устанавливают место всех таможенных
органов в таможенной системе и методы
руководства ими, определяют характер
и содержание отношений, в которые они
вступают с другими организациями.
Основными
такими правовыми нормами являются:
Таможенный кодекс Таможенного союза,
ФЗ-№311 «О таможенном регулировании в
РФ», Закон «О службе в таможенных
органах Российской Федерации» , «О
государственной службе РФ»(ФЗ-114 и 79),
Положение о ФТС Росси, Положение о РТУ,
таможнях и таможенных постах и ряд
других.
Деятельность
управленческого аппарата таможенных
органов регламентируется правовыми
актами трудового, гражданского,
хозяйственного и некоторых других
законодательств.
Социальные
и психологические методы управления
занимают важное место среди методов
управления в таможенной системе, поэтому
существует тесная зависимость между
социальными характеристиками коллектива,
экономическими и организационными
показателями его деятельности. Так,
эффективность служебной деятельности
таможенных органов в значительной мере
зависит, например, от текучести кадров,
которая часто вызывается социальными
и психологическими условиями труда в
таможне, а также от таких факторов, как
дисциплинированность, добросовестность
сотрудников, психологический климат в
коллективе и др. Социальные и психологические
методы управления представляют собой
конкретные способы и приемы воздействия
на процесс формирования и развития
коллектива, на социальные процессы,
проистекающие внутри его.
Целью
социальных и психологических методов
является обеспечение растущих социальных
потребностей сотрудников, их всестороннего
гармонического развития и повышение
на этой основе служебной активности
личности и эффективной деятельности
коллективов. Эти методы управления
основаны на использовании социального
механизма, действующего в коллективе,
в состав которого входят неформальные
группы, роль и статус личности, система
взаимоотношений в коллективе, социальные
потребности и другие социальные аспекты.
Социальные
методы управления включают методы
социального нормирования, социального
регулирования, социальной преемственности,
социального новаторства и морального
стимулирования.
Методы
социального воздействия находят
отражение в планах социального развития
коллективов таможенных органов,
включающих мероприятия по повышению
культурно-воспитательного и
квалификационного уровня сотрудников,
по борьбе с текучестью кадров, по
улучшению условий труда и быта.
Психологические
методы, управления направлены на
регулирование отношений между сотрудниками
таможенных органов путем создания
оптимального психологического климата
в коллективах. К ним относятся методы:
комплектования малых групп и коллективов;
гуманизации труда; психологического
побуждения (мотивации), профессионального
отбора и обучения.
Применение
психологических методов управления
должно осуществляться в комплексе с
социальными, организационными и
экономическими методами, так как только
в этом взаимодействии можно добиться
оптимального решения сложных задач
социального развития коллектива.
Экономические
методы управления
— это система способов целенаправленного
воздействия на объект управления,
построенная на использовании экономических
интересов. К экономическим методам
управления в таможенных органах
относятся: централизованный плановый
и метод экономического стимулирования.
Важной
особенностью экономических методов
управления является то, что они направлены
на обеспечение единства системных
государственных, коллективных и личных
интересов, что в таможенных органах
реализуется через два аспекта: первый
— управление путем установления
директивных плановых заданий по
формированию доходной части бюджета
РФ, а второй — управление на базе создания
и использования фонда развития таможенной
системы.
Метод
экономического стимулирования базируется
на втором аспекте и включает материальное
стимулирование, коллективную материальную
заинтересованность и экономическую
ответственность.
В
зависимости от особенностей решаемых
задач управления, в таможенных органах
могут использоваться те или иные
экономико-математические методы, которые
делятся на неформализованные, слабо
формализованные и формализованные.
Так,
в ходе модернизации таможенной службы,
проводимой в соответствии с Федеральной
целевой программой развития таможенной
службы Российской Федерации на 1996-1997
гг. и на период до 2020 г. по методике
Всемирной таможенной организации,
предстоит провести диагностику всех
таможенных органов. Этот этап модернизации
будет проведен методом коллективной
генерации идей, входящим в неформализованные
методы управления.
В
заключение необходимо подчеркнуть, что
совершенствование методологии
использования в управлении таможенными
органами методов управления представляет
собой органическую и значительную часть
всей проблемы повышения эффективности
системы управления таможенной
деятельностью. Все методы управления
следует изучать, совершенствовать и
применять в диалектическом единстве.
Таким
образом, в этой главе рассмотрены понятия
об основных категориях теории управления
применительно к таможенной службе.
Знание
рассмотренных категорий имеет важное
значение: во-первых, они позволяют понять
сущность и механизм управления; во-вторых,
они способствуют методологически
правильной, осознанной организации
работы руководителей таможенных органов
по управлению оперативно-служебной
деятельностью подчиненных коллективов;
в-третьих, знание рассмотренных категорий
является основой для познания и
эффективного применения законов и
принципов управления; в-четвертых,
правильное научное понимание значений
основных категорий способствует
совершенствованию имеющихся и созданию
качественно новых структур управления
таможенной деятельностью, что особенно
важно в период модернизации таможенной
службы.
Что такое Таможенное право
Таможенное право – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулирует таможенные споры.
Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.
Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.
- В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).
- Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
- Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003 года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.
Предмет таможенного права Таможенного союза
Предмет таможенного права – общественные отношения в таможенной сфере. Структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена ТК ТС, где обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможенного права.
Таким образом, в соответствии с ТК ТС эти отношения, связаны с:
- перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза,
- их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем,
- временным хранением,
- таможенным декларированием,
- выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами,
- проведением таможенного контроля,
- уплатой таможенных платежей,
- отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными тиарами,
- преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;
- участием государств-участников ЕАЭС в международноправовом сотрудничестве и таможенной сфере.
Принципы таможенного права
Принципы таможенного права — это его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы таможенного права. В принципах выражена специфика отрасли таможенного права. Общие принципы таможенного права:
- Законность — означает, что все участники отношений в таможенной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством таможенного союза и государств — участников таможенного союза. Контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы — основная задача таможенных органов
- Равноправие — все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу, на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих законодательству таможенного союза.
- Сочетание публичных и частных интересов— таможенные органы, осуществляя фискальную и правоохранительную функции, преследуют публичные цели, должны ориентироваться и на частноправовые начала — обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу.
- Охрана интересов государств, входящих в таможенный союз и его граждан — обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, является одной из основных задач таможенных органов.
- Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Таможенные органы обеспечивают соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу и, при проведении таможенного контроля, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства
- Свобода выбора таможенной процедуры — лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для перемещаемых товаров, а также изменить ее на другую. При этом не имеют значения номенклатура товара, его количество и страна происхождения.
- Обязательность соблюдения запретов и ограничений— то есть мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — участников таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — участников таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-участников таможенного союза), применяется при помещении товаров под любые таможенные процедуры.
Источники таможенного права
Источник (форма) права – это официально объективированный акт, содержащий нормы права. Основными источниками права являются юридический обычай, юридический прецедент, нормативный договор, юридическая наука, нормативный правовой акт. Под источниками таможенного права понимаются акты соответствующих компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права ЕАЭС. Содержание таможенного права ЕАЭС определяется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:
- Таможенный кодекс Таможенного союза;
- международные договоры государств-участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе (внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества государств-членов ЕАЭС и других субъектов таможенного права ЕАЭС, составляющие договорно-правовую базу ЕАЭС);
- решения Комиссии Таможенного союза/решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-участников ЕАЭС;
- внутреннее законодательство государств-членов Таможенного союза, внутренними источниками таможенного права в Республике Беларусь является:
4.1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). В соответствии со ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с
Конституцией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.
4.2. Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права.
4.2.1. Уголовный кодекс Республики Беларусь в части ответственности за преступления в сфере таможенного регулирования, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
4.2.2. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь, где содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.
4.3. Подзаконные акты – важные и наиболее многочисленные источники таможенного права, поскольку ориентированы на оперативное реагирование той либо иной задачи в определенное время, чему и способствует административное нормотворчество. К подзаконным актам относятся:
4.3.1. нормативные правовые акты ГТК Республики Беларусь, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь, а также предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и гражданами – резидентами и нерезидентами Республики
Беларусь. - международные обычаи (международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2010 г., повсеместно применяемые таможенными органами различных стран в целях определения таможенной стоимости товаров, а также начисления соответствующих пошлин и налогов).
Источники таможенного права ЕАЭС имеют определенную специфику. Это, прежде всего, связано с тем, что ТК ТС как рамочный документ, в соответствии с общей теорией права, не должен иметь отсылочных норм на иные акты законодательства ЕАЭС, но вместе с тем существуют и международные договоры и международные обычаи,
которые также регулируют определенные таможенные правоотношения в ЕАЭС, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-участников ЕАЭС. Следует также отметить, национальное законодательство государств-членов ЕАЭС, в качестве примера Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в
Республике Беларусь» в части правовых норм, не противоречащих ТК ТС, остается по-прежнему действующим нормативным правовым актом.
История развития таможенного права России
Истории развития таможенного дела в России посвящены исследования отечественных историков С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Л.Н. Гумилева, а также специалистов в области таможенного дела: К.И. Лодыженского, И. Кулишера, М.Н. Соболева, Д. Толстого. Значительный вклад в историографию таможенного дела внесли Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л. Марков и многие другие.
В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить ряд периодов, обуславливающих план построения настоящей работы.
Первый период – начало IX в. – середина XVI в. – время создания централизованного Московского государства.
Второй период – середина XVI в. – начало XIX в – время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.
Третий период продлился со времени императорства Пета Первого и вплоть до революции 1917 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой.
Четвертый период (с момента создания СССР до перестройки) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и производства.
Вместе с тем полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.
Пятый период принято связывать со временем окончания существования СССР и период действия Таможенного кодекса РФ 2003 года. Он характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Наконец, современный этап характеризуется вступлением в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.
Предмет таможенного права
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых её нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.
Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:
- организацию таможенного дела;
- перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
- регулирование таможенных режимов;
- взимание таможенных платежей;
- предварительные операции;
- таможенное оформление;
- таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
- валютный контроль;
- совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
- обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
- организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций.м
Отраслевые принципы
- принцип охраны государственной и общественной безопасности;
- принцип защиты экономических интересов государства;
- принцип единства таможенной территории.
Субъекты права
Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:
- таможенные органы;
- должностные лица таможенных органов;
- юридические лица;
- физические лица;
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.
Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объёмом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.
Нормы таможенного права регулируют
- содержание таможенной политики и таможенного дела;
- организацию таможенного дела; службу в таможенных органах и учреждениях;
- статус перемещенных ч/з таможенную границу государства товаров и транспортных средств;
- порядок таможенного контроля;
- декларирование товаров;
- таможенные операции на морском и речном транспорте;
- перевозку, хранение и распоряжение товарами, которые располагаются под таможенным контролем;
- предпринимательскую деятельность в области таможенного дела;
- понятие и виды таможенных режимов;
- особенности пропуска и налогообложения товаров, которые перемещаются ч/з таможенную границу;
- взыскание пошлин с товаров, которые перемещаются ч/з таможенную границу страны;
- таможенные льготы;
- дознание и административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов;
- ответственность за нарушение таможенных правил;
- производство в делах о нарушении таможенных правил.
Таможенное право находится во взаимодействии с различными отраслями права:
- Конституционное в части закрепления Конституцией РФ основ экономической и политической организации российского общества, а т.ж. формирования основных принципов таможенного права, как общеправовые, так и принципы отраслевого характера.
- административное в той части, что деятельность таможенных органов в основном представляет собой исполнит.-распорядитительной деятельность ОИВ; отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон; к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности; споры между сторонами зачастую решаются в административном порядке.
- уголовное в части регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.
- гражданское и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права
- финансовое в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами.
- Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела.
- Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
- Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами РФ службы в таможенных органах и организациях таможенной службы.
Мы предоставляем следующие виды юридических услуг в сфере таможенного права:
- Защита интересов клиента в суде в делах о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
- Обжалование действий/бездеятельности/актов таможенных органов, в частности и в судебном порядке.
- Оценка законности действий таможни, направленных на запрет выпуска товаров, требования представления дополнительных документов.
- Консультирование клиента сравнительно его действий в связи с корректированием таможенной стоимости.
- Составление правового вывода сравнительно льготного налогообложения при перемещении товаров ч/з таможенную границу;
- Изготовление правил поведения клиента для предотвращения необоснованного нарушения дел об административном правонарушении.
- Консультирование клиента в области законодательства по валютному регулированию и таможенному контролю.
- Юридическая экспертиза всех имеющихся у клиента документов: внешнеэкономических контрактов, коммерческих и иных документов, с целью минимизации возможных таможенных рисков.
- Практическое содействие в оформлении комплектов документов, необходимых для перемещения товаров ч/з государственную границу.
- Представительство интересов клиента в таможенном органе.
- Написание жалоб, заявлений, запросов и иных документов правового характера для скорейшего решения спора с таможенными органами.
- Представительство интересов клиента во всех судебных органах при рассмотрении таможенных споров
- Оказание содействия в возврате таможенных платежей.
Наши эксперты в области международной торговли предоставляют консультации и представляют интересы клиентов, принимая во внимание основные аспекты таможенного регулирования.
Список источников и литературы
- Таможенный контроль. Учебное пособие С.В. Сенотрусова.
- Таможенное право. Учебник А.Г. Чернявский.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями