Приучение упражнение руководство деятельностью пример

Упражнение
— это планомерно организованное выполнение

воспитанниками
различных действий, практических дел
с целью

формирования
и развития их личности.

Приучение
— это организация планомерного и
регулярного

выполнения
воспитанниками определённых действий,
формирования

хороших
привычек.

Или, говоря по-другому: приучение — это
упражнение с целью выработки хороших
привычек. Привычки, как отмечал К.Д.
Ушинский, укореняются путём повторения
какого-либо действия до тех пор, пока
«не установится наклонность к этому
действию. Повторение одних и тех же
действий есть, следовательно, необходимое
условие становления привычки».
А.С.Макаренко призывал «стремиться
к тому, чтобы у детей как можно крепче
складывались хорошие привычки, а для
этой цели наиболее важным является
постоянное упражнение в правильном
поступке».

Упражнение
занимает большое место в обучении, так
как лежит в основе формирования умений
и выработки навыков на всех его этапах.

Упражнение
(приучение) как метод педагогического
воздействия применяется для решения
самых разнообразных задач гражданского,
нравственного, физического и эстетического
развития.

В
практике воспитательной работы
применяется в основном три типа
упражнений:

1)
упражнения в полезной деятельности;

2)
режимные упражнения;

3)
специальные упражнения.

Упражнения
в разнообразной полезной деятельности
имеют целью выработать привычки в труде,
в общении воспитанников со старшими и
друг с другом. Главное в этом виде
упражнений состоит в том, чтобы его
польза осознавалась воспитанником,
чтобы он, испытывал радость и удовлетворение
от результата, привыкал само утверждаться
в труде и через труд.

Режимные
упражнения — это такие упражнения,
главный педагогический эффект от
применения которых даёт не результат,
а хорошо организованный процесс — режим.

Специальные
упражнения — это упражнения тренировочного
характера, имеющие целью выработку и
закрепление умения и навыков. В учебном
процессе все упражнения — специальные,
а в воспитательной работе — это приучение
к выполнению элементарных правил
поведения, связанных с внешней культурой.

Таким
образом, упражнения направлены, прежде
всего, на организацию и руководство
деятельностью и поведением воспитанников.
Упражнение лишь на самых ранних стадиях
можно рассматривать как простое
повторение. В дальнейшем упражнение —
это совершенствование, которое идёт
нарастающим шагом.

3) Методы стимулирования.

Стимулировать
— значит побуждать, давать импульс,
толчок мысли, чувству и действию.
Определенное стимулирующее действие
уже заложено внутри каждого метода. Но
есть методы, главное которых — оказывать
дополнительное стимулирующее влияние
как бы усиливать действие других методов,
которые по отношению к стимулирующим
принято называть основными. Рассмотрим
методы стимулирования.

Соревнование.
Стремление к первенству, приоритету,
самоутверждение свойственно всем людям,
но особенно молодёжи. Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим
образцам соперничества спортивного.
Главная задача педагога — не дать
соревнованию выродиться в жестокую
конкуренцию и в стремление к первенству
любой ценой.

Поощрение.
Поощрение — это сигнал о состоявшемся
самоутверждении, потому что в нем
содержится общественное признание того
подхода, того образа действия и того
отношения к действию, которые избраны
и реализуются учащимися. Важнейшее
условие педагогической эффективности
поощрения — принципиальность, объективность,
понятность для всех, поддержка общественным
мнением, учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.

Наказание.
Наказание — один из самых старейших
методов воспитания. Обосновывая
правомерность наказания, как метода
воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная
система взысканий не только законна,
но и не обходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру,
воспитывает чувство ответственности,
тренирует волю, человеческое достоинство,
умение сопротивляться соблазнам и
преодолевать их. » Наказание корректирует
поведение воспитанника, заставляет его
задуматься, где и в чём он поступил
неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению
мер наказания суть следующие:

1)
нельзя наказывать за неумышленные
поступки;

2)
нельзя наказывать наспех, без достаточных
оснований, по подозрению: лучше простить
десять виновных, чем наказать одного
невиновного;

3)
сочетать наказание с убеждением и
другими методами воспитания;

4)
строго соблюдать педагогический такт;

5)
опора на понимание и поддержку
общественного мнения;

6)
учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.

Заканчивая
рассмотрение общих методов и средств
воспитания, следует подчеркнуть, что
только умелое применение всей совокупности
методов воспитания обеспечивает успех
в развитии у учащихся в целом и в
формировании у них личностных качеств
в частности. Вот почему всегда нужно
помнить положение А.С. Макаренко о том,
что никакое средство нельзя рассматривать
отдельно, вне системы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 904 города Москвы

Учебный корпус № 6 « Семицветик»

Тема статьи:

« Методика нравственного воспитания»

                                                                                          Автор: Воспитатель Саблина Анжелика Евгеньевна

                                                            Москва 2021 г.

                                                  Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 3

Методика нравственного воспитания ………………………………………………………… 6

Заключение …………………………………………………………………………………………….. 16

Список использованных источников ……………………………………………………….. 17

                                                     Введение

Нравственное воспитание – одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироваться на эталон, жить согласованно принципам, общепризнанным меркам и правилам морали, когда взгляды и представления о должном материализуются в реальных поступках и действии.

Формирование растущего человека как развитие развитой личности составляет одну из ключевых задач сегодняшнего общества. Формирование этических норм поведения у ребёнка считается нравственной задачей, которая имеет не только общественную, но и педагогическую важность. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Нравственное воспитание обусловлено тем, что ребёнок вырабатывает самые первые нравственные оценки и суждения, он начинает сознавать, что такое нравственная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда гарантирует соблюдение её в реальных действиях. Общественно-нравственное воспитание детей совершается на всём протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении морали ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. В процессе нравственного воспитания используются специальные методы.

 Цель данной работы заключается в изучении методов, применяемых в процессе нравственного воспитания.

Для достижения поставленной цели следует ответить на следующие вопросы:

— дать определение понятию «нравственное воспитание», ознакомиться с точкой зрения ученых по данному определению;

— рассмотреть основные направления нравственного воспитания

— изучить мнения ученых классификации методологии нравственного воспитания

— проанализировать методы нравственного воспитания

В нашей работе мы обратились к трудам известных ученых: Логинова В.И., Марьенко И.С., Ноткина Н.А. и другие Рожков М.И., Щукина Г.М.

                           Методика нравственного воспитания

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. «Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали»[1].

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен.

Выделяют следующие направления нравственного воспитания у детей.

1. Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2. Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

3. Воспитание дружеских взаимоотношений. Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого.

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога.

Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется:

— целенаправленное воздействие на учащихся,

— организуется и направляется их жизнедеятельность,

— обогащается их нравственный опыт.

Ни один метод нельзя считать универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса (группы) в целом.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста детей и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

— не унижать ребенка, не наступать на его права;

-применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;

— условия для него готовят заблаговременно;

— недопустимы однотипность, шаблонность;

— от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;

— выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;

— мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;

— нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;

— ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как «методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные»[2]. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера)[3].

В.Г.Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание[4].

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, – на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания)[5].

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

— методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

— методы стимулирования поведения и деятельности[6].

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия  пример.

Часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

— служить источником знаний,

— обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

— служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

— рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

— рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа  метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

— беседа должна носить проблемный характер;

— нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;

— нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения;

— нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Разъяснение  метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа,  ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

Пример  воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово  второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность  деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

                                                   Заключение

Нравственное воспитание растущего поколения — один из основных вопросов общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Список использованных источников

1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2008. 128 с.

2. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, — СПб: Детство-Пресс, 2004. — 244с.

3. Марьенко И. С.Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М. : Педагогика, 1985. — 103 с

4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1983г. 3-е изд., испр. и доп. Москва, Просвещение, 1983 г., 207 с

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. –330

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с

7. Щукина, Галина Ивановна. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. — 160 с.


[1] Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М., 2008. с. 58

[2] Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М. : Педагогика, 1985. — . 48с

[3] Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С 115

[4] Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1983г. 3-е изд., испр. и доп. Москва, Просвещение, 1983 г., с. 127

[5] Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, — СПб: Детство-Пресс, 2004. – с. 165.

[6] Щукина, Галина Ивановна. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. – с. 75.

Консультация
для воспитателей

«Методы
нравственного воспитания в ДОУ»

Нравственное
воспитание дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по
формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития
норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам,
природе, обществу, т.е. это целенаправленный процесс приобщения детей к
моральным ценностям человечества и конкретного общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает
первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам,
природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. В обществе
сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения,
формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство
товарищества и дружбы.

Задачи нравственного воспитания:

—    
— формирование представлений, нравственных чувств, нравственных
привычек и норм, практики поведения.

—    
— воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских
взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия,
патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников

·                  
Воспитание гуманных чувств и отношений

 Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности
человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие,
сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого,
переносить переживания другого на себя.

·                  
Воспитание коллективизма

 Коллективистическая направленность
поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности
реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время
от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество
личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании,
сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

·                  
Воспитание дружеских взаимоотношений

Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения,
имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами,
правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными
взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также
между всеми детьми группы.

·                  
Воспитание культуры поведения

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для
общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных
видах деятельности. Компоненты культуры поведения:

·                  
Культура деятельности – проявляется в
поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений
(умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет;
привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам,
книгам).

·                  
Культура общения – выполнение ребенком норм и
правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм
обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура
общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника
достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).

·                  
Культурно-гигиенические навыки
опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви,
культура еды.

·                  
Воспитание дисциплинированности – это
обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам
общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений
и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и
заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не
играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость –
предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при
любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на
препятствия, будет ее придерживаться.

·                  
Воспитание трудолюбия – это качество,
характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой
деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к
процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

v    Воспитание
патриотизма
. Патриотизм в современном ДОУ – это воспитание в ребенке нравственных
качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это
ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной
востребованности в этой стране.

v    Воспитание
веротерпимости и толерантности
. Толерантность
(от лат. – терпение) – это способность терпимо относиться к
другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности
любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в
духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам
своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с
предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии
культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.

v    Воспитание
интернационализма и этики межнационального общения.

Интернациональное воспитание
целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России
чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры
межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы,
родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального
общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к
своему народу и другим народам, к людям разных национальностей.

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия, с
помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. В.Г. Нечаева
выделяет две группы методов нравственного воспитания:

1. организация практического опыта общественного поведения (метод
приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации
деятельности);

2. формирование нравственных представлений, суждений, оценок
(беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение
картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод
убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация В.И. Логиновой — предлагает объединить все методы в
три группы:

1. методы формирования нравственного поведения (приучение,
упражнение, руководство деятельностью);

2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме
разъяснения, внушение, беседа);

3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

В дошкольной педагогике принята классификация методов
нравственного воспитания детей: методы формирования навыков и привычек
поведения; методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок;
методы коррекции поведения.

1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа
методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного
поведения. Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам
общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу,
вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они
приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную
практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в
естественных и специально создаваемых ситуациях). Метод поручения дает
наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При
этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример
получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и
активном влиянии на личность ребенка. Большое значение имеет метод
целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети
наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он
питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно
влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в
воспитании навыков культурного поведения у детей. Очень важен метод организации
воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например,
коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.).
Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает
ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения
с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания
норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности.
Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного
развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы формирования нравственных представлений, суждений,
оценок включают: беседы на этические темы, чтение художественной литературы,
рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод
убеждения.

Эти методы широко используются как на занятиях, так и в
повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования,
усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного
эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и
отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы
поведения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп
относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы —
вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях
чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка. Поощрение
(воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы,
подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед
сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела,
поход в кино, парк и др.

Принципы нравственного воспитания дошкольников

v 
единства и целостности воспитательного процесса (установление
преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания
на всех этапах возрастного развития);

v 
воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу
детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи);

v 
требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности
(уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление
доброжелательности, чуткости; в каждом ребенке нужно находить положительные
качества и опираться на них в воспитании);

v 
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (воспитатель
должен хорошо знать своих воспитанников, учитывать темперамент, черты
характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной
сферы);

v 
единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей
(требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов
нравственного воспитания);

v 
систематичности и последовательности;

v 
единства требований к детям в детском саду и семье.

Средствами,
используемыми для достижения целей нравственного воспитания, являются:
художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение,
окружающая обстановка.

Группа
художественных средств:
художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта
группа средств очень
важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует
эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее
эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Важнейшим
средством формирования нравственного сознания является положительный пример,
взятый из жизни. Это могут быть литературные герои, персонажи детских фильмов,
спектаклей.

Художественные
средства — спектакли, кино, музыка, изобразительное искусство, все то, что
оказывает эмоционально—нравственное влияние на ребенка дошкольного возраста.
Здесь очень важны экскурсии на выставки, в театры, просмотры кино и
видеофильмов, а также эмоционально-содержательный подбор художественных
средств, учет возрастных и психологических особенностей дошкольников, их
эмоционального и психического восприятия.

Средством нравственного воспитания
дошкольников является природа
. Она способна вызывать у
детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в
помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при
соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств
и поведения ребенка.

Природные
средства — особенности воздействия окружающей природы на формирование
нравственных основ у детей дошкольного возраста, способность развивать у детей
добрые чувства, стремление заботиться о животных и растениях. Все это формирует
у ребенка не только положительное, заботливое отношение к окружающему миру, но
и уверенность в собственной значимости как части окружающего мира.

Очень хорошо, если в дошкольном учреждении (детском саду, кружке)
есть животные, которые подходят для содержания в данных условиях. Это могут
быть черепахи, попугайчики, хомяки, аквариумные рыбки. Большинству детей они
приносят огромную радость, поскольку детям нравится наблюдать за их поведением,
кормить и ухаживать за своими питомцами. Это развивает у детей потребность
заботиться о зависящих от них живых существах, дарит им уверенность в
собственных силах.

Средством нравственного воспитания
дошкольников
 является собственная деятельность детей: игра, труд,
учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою
специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство — деятельность как
таковая — необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в
этой группе средств
отводится общению
. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет
задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. При этом большую роль играют
установившиеся доверительные отношения ребенка со взрослыми. Педагог должен
помнить, что решающее значение имеет разумное сочетание ласкового и
требовательного отношения к детям дошкольного возраста.

Средством нравственного
воспитания
 может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок,
атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или,
напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая
ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть
она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование
определенных нравственных
качеств
.

Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает
огромное влияние на формирование его моральных установок. Работники дошкольных
учреждений обязаны создать своим воспитанникам атмосферу доброжелательности,
душевного тепла, понимания, человечности. Только в таких условиях можно
вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от
рождения в ребенке способностей и талантов. Это важно не только для самого
ребенка, но и для общества в целом. Ведь чем нравственно совершеннее, добрее,
человечнее будет каждый член общества, тем лучше жить в нем нам и нашим детям.
Именно эта важнейшая нравственная задача возлагается на специалистов
дошкольно-педагогических учреждений.

Педагогам важно уметь тактично, но неназойливо проявлять внимание
и заинтересованность к проблемам детей, а эмоциональные проявления взрослых не
должны быть скупы и ограничены, поскольку именно они служат основными
поведенческими ориентирами для воспитанников дошкольных учреждений. Отсутствие
выраженных эмоциональных проявлений может послужить сдерживающим фактором
развития нравственного, речевого, интеллектуального и даже физического развития
ребенка.

Нельзя недооценивать значения позитивного настроя дошкольника на
его организм в целом. Чрезмерная требовательность к ребенку может
спровоцировать у него развитие таких нежелательных качеств, как стремление к
постоянному уединению, недоброжелательность по отношению к старшим и
ровесникам, зависть, озлобленность. У такого ребенка не исключены серьезные
трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Однако при верном
воспитательном подходе эмоциональная отзывчивость может оказаться важным
фактором в формировании позитивных личностных качеств.

Ребенок нуждается в постоянном одобрении взрослых, занимающихся
его обучением и воспитанием. Педагогам следует чаще выражать свое одобрительное
отношение, если малыш с готовностью помогает своим сверстникам, сочувствует их
неприятностям, радуется успехам. Нужно уметь разделять радость малыша, если ему
удалось достичь положительных результатов в поставленной задаче (нарисовать,
собрать конструктор, изготовить поделку, аппликацию и т. д.). Необходимо
выражать уверенность в том, что он справится с данным ему поручением («Ты
замечательно сможешь убрать на место игрушки, привести в порядок свой стол»).
Такой подход дает действенные результаты, если ребенок робок и необщителен,
отказывается выполнять задание, потому что боится не справиться («Надо мной
будут смеяться»). Однако существует и другая крайность, при которой чрезмерно
живые и общительные дети берутся за многие поручения и в силу своей
несобранности, неорганизованности ни одного из них не доводят до конца. Им необходимо
терпеливо разъяснять, что каждое дело требует определенных усилий, терпения,
внимательности. Следует проследить, чтобы в следующий раз не было допущено
небрежного выполнения задания, иначе у ребенка начнут культивироваться такие
нежелательные качества, как лень, рассеянность, легкомысленное отношение к
поручениям старших.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи,
возраста воспитанников,
уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только
начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Пример взрослых в этом возрасте играет для ребенка огромную роль,
поэтому педагогам дошкольно-образовательных и воспитательных учреждений очень
важно суметь привить детям такие качества, как человеколюбие, коллективизм,
патриотизм, трудолюбие. Поэтому личный нравственный пример взрослых должен быть
безупречным. Ставя перед собой задачи нравственного воспитания, воспитателям и
педагогам необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника. Дети
чрезвычайно восприимчивы, их психика очень пластична. Это подметили еще
античные философы, изучающие проблемы воспитания детей. Все, что воспринимает
ребенок, пристально изучается и надолго запоминается им. Дети-дошкольники очень
чутки к эмоциям окружающих, поэтому в общении с ними важно спокойное,
уравновешенное состояние педагога. У дошкольников очень сильно проявляется
склонность к подражанию взрослым, особенно в более раннем возрасте. Поэтому
воспитателям следует подавать положительный пример поведения. Отрицательный же
пример очень нежелателен, поскольку ребенок (особенно до пяти лет) неспособен
самостоятельно анализировать и оценивать чужие поступки, а потому не может
определить, что достойно подражания, а что нет.

В настоящее время вместо понятия «нравственное воспитание»
используются «ценностная ориентированная деятельность» или «ориентация личности
на нравственные ценности общества».

Для каждой возрастной группы при разных видах деятельности, в
отдельных жизненных ситуациях существуют свои системы ценности. Кроме того,
ценности изменяются, развиваются как в историческом, так и в индивидуальном
плане.

В дошкольном возрасте система ценностей лишь начинает
складываться. Из многообразных исторических ценностей необходимо отобрать те,
которые станут фундаментом для дальнейшего нравственного развития личности. Ш.
Амонашвили предложил совокупность нравственных ценностей, которые нужно
закладывать в дошкольном и младшем школьном возрасте:

а)
отношение к близким, проявляющееся в любви, заботе, внимательности,
сопереживании, нежности;

б)
отношение к другим людям — в справедливости, честности, внимательности, умении
сопереживать, сострадать;

в)
отношение к себе — разумная любовь, требовательность, скромность;

г)
отношение к природе — бережное осознание того, что природа является источником
жизни и эстетического наслаждения;

д)
отношение к труду — созидательное трудолюбие и готовность к преодолению
трудностей;

е)
отношение к учению — значимое, заинтересованное;

ж)
отношение к жизни — оптимистическое;

з)
отношение к окружающим предметам — бережное, основанное на том, что все
предметы являются результатом труда, предназначенного для определенных
жизненных функций (если их не будет, жизнь станет неудобной);

и)
отношение к прекрасному — восторженное.

В ДУ для реализации задач нравственного воспитания используется:

1)
общение взрослых и детей, в процессе которого дети усваивают содержание
основных нравственных ценностей;

2)
пример окружающих взрослых;

3)
чтение художественной литературы. В художественных произведениях в яркой
эмоциональной форме раскрывается сущность многих нравственных ценностей;

4)
в повседневной деятельности детей закрепляется знание о нравственных ценностях,
причем следует использовать ситуации, в которых подтверждается практическая
значимость этих ценностей;

5)
проблемные ситуации. Создается ситуация с проблемным решением. Объясняется, как
нужно поступить;

6)
самым главным средством воспитания является сложно—ролевая игра. В ней
происходит трансформирование и приобретение личностно—индивидуальной окраски
тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни.

Что такое? Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это то, на чем основывается ключевая деятельность детских садов. Воспитатели учат малышей, что такое хорошо, а что такое плохо, чем грусть отличается от радости, почему нельзя обижать животных, зачем любить природу и т. д.

Зачем нужно? Первые зачатки нравственности в ребенке закладывают родители, а в детсаду их развивают и расширяют. Для этого воспитатели рассказывают сказки, устраивают тематические игры, создают проекты, приводят живых персонажей для общения с воспитанниками. Все это преследует определенные цели и задачи.

Оглавление:

  1. Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  2. Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста

У дошкольников интенсивно развиваются представления об этических нормах и формируются моральные качества. Необходимо отводить значительное место нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста, поскольку оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым развитием личности.

Под нравственностью понимаются концепции этических явлений, помогающие детям разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», какие поступки допустимы, а от каких следует отказаться. Основной критерий морального развития — образ действий, отвечающий этическим нормам.

Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются общечеловеческие ценности, этические принципы, сформировавшиеся в ходе истории. В их число входят такие черты личности, как правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, уважительность.

Историческое развитие формирует также и новые нравственные нормы, ценностные ориентации и поведенческие паттерны. К ним относится уважительное отношение к государственности в целом, патриотизм, достойное исполнение обязанностей гражданина, социальная активность, сострадание, отзывчивость, интернационализм.

Этическое развитие представляет собой непрерывный процесс, но основы нравственности формируются в детском возрасте. Первые моральные навыки ребенок приобретает в семье. Они складываются под воздействием жизненного опыта и семейных этических ценностей, а также подходящей для возраста работы. Первоочередное значение имеет развитие нравственных чувств и моральных качеств.

На особом месте стоит эмоциональная отзывчивость — любовь к ближайшему окружению, формирующаяся у ребенка к пяти годам. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье предполагает приобретение навыков общения в быту, взаимной помощи, посильного труда, сотрудничества. Таким образом ребенок учится признавать авторитет старших и без возражений подчиняться их требованиям, что закладывает фундамент уважительного отношения к взрослым и послушания в качестве личностных характеристик.

Чтобы взаимодействие ребенка с ровесниками строилось на принципах гуманности, необходимо уделить внимание проблеме формирования дружеских отношений. Воспитатель должен приложить усилия для развития у дошкольников следующих черт: готовность к взаимовыручке и сотрудничеству, отзывчивость, эмпатия, умение считаться с чужими интересами и т.п.

Чтобы ребенок полюбил природу, место своего проживания, а затем и родную страну, необходимо обеспечить условия, вызывающие подобные эмоции и настроения. Для этого в арсенале воспитателя могут быть экскурсии, знакомство с произведениями искусства, этические беседы, мероприятия, освещающие исторические и природные достопримечательности страны.

нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Успех в формировании моральных качеств личности обусловлен оптимальным подбором средств, которые должны соответствовать воспитательным целям и задачам, возрастным характеристикам, уровню развития ребенка.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это одна из важнейших социальных проблем. Ребенок встроен в социум и подвергается воздействию окружающих условий, как положительных, так и негативных. Для защиты от влияния отрицательных факторов нужно заложить фундамент высоких этических принципов, культуры поведения, уважения к окружающим.

Ребенок должен приобрести твердый образ мыслей и незыблемые взгляды на жизнь. Воспитание и выработку убеждений необходимо осуществлять, начиная с раннего возраста, пока маленький человек только приступает к приобретению опыта.

Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью воспитательной работы является формирование совокупности моральных качеств, включающей

  • патриотизм;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • гражданственность;
  • гуманизм.

Воспитать человека так, чтобы он был счастливым — это формулировка идеальной цели морально-нравственного воспитания.

Дети, умеющие правильно оценивать и понимать чувства окружающих, для которых любовь, дружба, милосердие, доброта являются значимыми понятиями, обладают развитым эмоциональным интеллектом, не испытывают проблем в общении, более стойко выдерживают стресс и противостоят отрицательному воздействию внешней среды.

задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, поскольку именно в этот период развития особенно высока восприимчивость к усвоению этических норм и правил. Оно является существенным моментом формирования детской личности.

Духовно-моральное воспитание ребенка раннего возраста и дошкольника — это беспрерывный процесс постижения и усвоения общественных поведенческих моделей, в соответствии с которыми он будет координировать свои поступки в будущем. Итогом подобной воспитательной работы будет формирование потребности соблюдения норм поведения как важных правил межличностного взаимодействия, а не желания получить похвалу.

Фундамент нравственного воспитания дошкольника — установление гуманистичных отношений со сверстниками, развитие эмоционального интеллекта, опора на собственные чувства. Эмоции в этом возрасте являются очень значимыми, так как помогают откликаться на явления внешнего мира и вырабатывать свою позицию отношение к ним.

Вместе с взрослением становится богаче и разнообразнее эмоциональная сфера ребенка. Он осваивает язык чувств и эмоций, учится выражать свои переживания в форматах, допустимых в социуме, используя все многообразие невербальных и вербальных средств. Одновременно ребенок овладевает навыками контроля — приобретает способность сдерживать излишне бурные эмоциональные проявления.

В пятилетнем возрасте, в отличие от двухлетнего, он уже сможет подавить рыдания и не выказать страх. Ребенок учится управлять своими эмоциями, придавать им социально принятую форму, осознанно использовать чувства.

Между развитием эмоциональной сферы и духовно-нравственным воспитанием прослеживается тесная связь. Для них характерна своя динамика. Ребенок выстраивает свое отношение к положительным и отрицательным феноменам (любви, зависти, дружбе, алчности и т.д.), формирует понимание хорошего и плохого, принимая за основу примеры из опыта.

Данный процесс развивается поступательно. По мере взросления продолжается становление отношения к ключевым понятиям жизни. Сопровождать и направлять ребенка на этом пути призван взрослый. Его задача — заложить основополагающие морально-нравственные нормы, показывая пример своим поведением.

Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Для осуществления воспитательной работы применяется особый инструментарий. Методами нравственного воспитания называются способы педагогического воздействия, используемые для формирования личности согласно целям и задачам нравственного воспитания.

В. Г. Нечаева разделяет способы морального-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на две основные группы:

  • Первая группа включает следующие методы: приучение, упражнение, организации деятельности, показ действия, пример другого ребенка или взрослого, наблюдение. Они призваны обеспечить формирование практического опыта социального поведения.
  • Вторая группа состоит из таких методов, как чтение художественных произведений, этические беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций и картин. Они ориентированы на формирование моральных суждений, представлений, оценок.

Метод убеждения, поощрение и наказание, положительный пример можно отнести, по мнению автора, к обеим группам.

В. И. Логинова классифицирует педагогические способы, базируясь также, как и В. Г. Нечаева, на стимуляции механизма морально-нравственного воспитания. Но ее систематизация является более полной.

три группы воспитательных методов

Автор выделяет три группы воспитательных методов:

  1. Методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью).
  2. Методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа).
  3. Методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Воспитатель должен обязательно отметить нравственные проявления дошкольника. Поощрение в различных формах является стимулом духовно-нравственной активности ребенка, а также одним из методов коррекции его поведения и формирования этических ориентиров. Положительная оценка обеспечивает позитивный настрой и повышает статус среди ровесников.

Поощрять ребенка можно с помощью похвалы, благодарности, одобрения, награждения и т.п. Способами выражения могут выступать слова, улыбка, жесты, прикосновения, взгляд, мимика и др. Наказание — метод воспитания, который не должен входить в число обязательных. Категорически запрещено лишать ребенка прогулок, сна, приемов пищи. Нельзя применять физические наказания, унижать достоинство дошкольника резкими отрицательными оценками.

В воспитательной работе по формированию нравственности, помимо художественных, используются также следующие средства: природа, уход за животными и выращивание растений, общение, детская деятельность, окружающая среда.

Этические беседы, художественная литература, изобразительное и музыкальное искусство, кино — все это входит в группу художественных средств, с помощью которой наиболее плодотворно решаются проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку она эффективно формирует этические представления и способствует воспитанию чувств.

К средствам развития нравственности детской личности относится природа. С ее помощью активизируются гуманные проявления у детей. Она побуждает заботиться, помогать и защищать тех, кто слабее, формируя уверенность в собственных силах.

Необходимо отметить и такое эффективное средство, как общение ребенка с домашними животными. Контакт с питомцами помогает убрать агрессию, способствует формированию гуманности, великодушия отзывчивости, доброты. Регулярная забота о животных и каждодневное общение с ними прививают дошкольнику чувство ответственности за благополучие живого существа. Дети становятся внимательнее и добрее.

В число средств формирования нравственности входит собственная деятельность детей, труд, обучение, игра, творчество. Каждый вид занятий имеет отличительные особенности, используемые для решения различных задач нравственного воспитания. Общение играет особую роль в данной категории средств. С его помощью наиболее эффективно корректируются представления о морали и воспитании отношений и чувств.

представления о морали

В качестве средства духовно-нравственного воспитания может рассматриваться и атмосфера, окружающая дошкольника. Она должна быть насыщена гуманизмом, любовью, добротой.

Отлично зарекомендовавший себя метод нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, способствующая созданию среды для непринужденного общения и практического взаимодействия взрослых людей и дошкольников.

В процессе осуществление проектов активизируются разные виды деятельности детей, стимулируется их познавательная активность, развиваются умственные и творческие способности, навыки общения, пробуждается фантазия и воображение, воспитывается ответственность и самостоятельность.

К задачам проектной деятельности относятся:

  1. Разработка системы формирования патриотизма и основных элементов гражданственности у дошкольников.
  2. Пробуждение сопричастности и нравственного отношения к родным и близким, к малой родине и стране в целом, к культурным традициям своего народа, к природе родной земли.
  3. Привлечение родителей к процессу зарождения у дошкольников любви к природным и культурным богатствам родного края, к семье.
  4. Налаживание сотрудничества ДОУ с образовательными учреждениями культуры и социальными организациями района и области для повышения качества работы педагогов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ имеет особую специфику. Главная отличительная особенность заключается в том, что средой развития ребенка в этих учреждениях является детское общество, в котором осуществляется повседневная жизнедеятельность и организуются различные занятия.

Важнейшую роль играют труд и игра. Они представляют собой одновременно и метод, и средство воспитания.

представления о морали

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Это важнейший вид деятельности, который отвечает потребностям детей в движении, в действии, в осознании окружающей действительности. Если дошкольник развивается нормально, то играет он с увлечением и много. Именно поэтому игра считается одной из форм организации жизни детей. Она заполняет существование ребенка увлекательным содержанием, а также оказывает положительное влияние на поведение – упорядочивает и регламентирует его.

Много и сосредоточенно играющие дошкольники отличаются большей дисциплинированностью и организованностью. Захватывающая игра способна волшебным образом преобразить ребенка: дерзкий превращается в вежливого, молчаливый в разговорчивого, нелюдимый в общительного, неугомонный в спокойного.

Педагогическая деятельность по формированию нравственности нуждается в поиске новых продуктивных решений или переосмыслении уже существующих. К одним из эффективных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста относится сказка. Книги со сказочными историями можно найти в книжном шкафу каждой семьи. Родители читают их дошкольникам всех возрастных категорий, и детям они очень нравятся.

В ДОУ воспитанников знакомят со сказками, используя прослушивание и просмотр. Ребята могут смотреть мультфильмы, снятые по русским сказкам: Теремок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Репка, Три медведя, Колобок, Кот и лиса, Соломенный бычок и т.п. Любимы и популярны русские народные и авторские сказки: Иван Царевич и серый волк, Аленушка и братец Иванушка, Серая шейка, Царевна лягушка, Два мороза и многие другие.

Эти произведения дают возможность малышам получить первые знания о пространстве и времени, о взаимодействии людей с предметным миром и природой, осознать добро и зло, прочувствовать смелость и упорство.

Согласно русской педагогической традиции, уже более столетия сказка считается методом и средством воспитания, а не только образовательным и воспитательным материалом. Как известно, дети от трех до шести лет очень любознательны. В дошкольном возрасте начинается формирование патриотических чувств — любви к Отчизне, преданности ей, стремления работать ей во благо, нести ответственность за нее, беречь и приумножать природные и культурные ценности.

Многие известные педагоги считают, что у шести-семилетних детей могут быть сформированы достаточно стабильные поведенческие формы, отношение к окружающему миру, соответствующее впитанным этическим нормам и правилам.

Дошкольный возраст — важнейший этап в духовно-нравственном развитии личности. Для эффективного решения проблем формирования нравственности педагог должен опираться на системное использование методов и средств воспитательного процесса.

������������ ��� ������������.

������������� ������� ������������� ���������� ������������ � ������ ����� ������� ������������.

�����: ��������� ����� �����������, ������� �����������, ������������� ��������� ����������  ��������������� ���������� ������� ��� ���������������� ���� N 391, �. ������ ��������.

������ ������������� ���������� – ��� ���� � ������� ���������� ����� � ����������  ������������� ����������.
����������� ������������� ������������� �����, ������������� ���������� � ������������� ��������� �������� �������� ������� ������������� ����������.
     ������ ������������� ���������� ������������ ��� �����, �����������, � ����� ����������� ������������� �����.
�������� ��������� ������ ������������� ���������� :

  • ����� ������������ ������������� ���������
  • ����� ������������ ������������� ��������
  • ������ �������������� ������ � ���������  �������
  • ���������� ������� ������������� ���������� ���������� �� ���� ����� ������� ������������: � �����, � ����, � ��������, � �������
    • ����� ������������ ������������� ���������

      � ������� ������ ������ ���������   ��������� � ������ �������������
��������� , ����������,  ����������� ������������� ������������  �����
( �������, ����, ����, ��������) � ����������� ��.
����� ��� ������������ – �������, ����, ����, �������� -����� ��� ���������� � ��������� � ��������� .
������� ��������� ��������� — ������������ ������� � ������ ���������.
� ���� ���������� ���������?
��������� ����������  � ������� �������� ����� : ������� ��������,  � ������ �������, ��� ,� ������ ����������� ������� ,� ���������������� .� �������� ���������������� � �������  �������� ���������� ����� �� ���������� �������� ���������� ������� �������� ,������������ , ���� ������. ��� ��������� ��������� �������� ������ ��������������� ������� ���������� �� ���������� �������� ,��� ����� ,���  �������������, ��������� � ���������� ��� ��������� ��������� ������� � �.�. ��������� ������������     ������������� ���������� ����������    ���������� � ����� ��������� ��������.
   ��������� – ��� ���������� �������������� �������� �������� ��� ������������ ���������� � ��� ��� ���� ������ ���������.
�������� ������� � �������� ������� (�������- ��������) ����� ������ ��������������� ���������: ������� � ������ ������, ���-����, ��� ���� ,������� ������ ��������� ������� ,��� ���������� ���������� � ��������� ( ����� � ������ �������������, ������� �� ����� �������� ���� � ����  ���� ���������, ��� ��������� �������� � ����� ����������� ,������������ �������� ����� ��� ������������ �������, ����������� ).
   � ���������� ����� ����������� �������� ������ ������������ ������� ����������. ��������, ���� «�������» ����� ����� �������� ��������� � ������� ����. � ���������� ������������ ����������  � ��������� ��������  � ����� �����������  ������� �������� ����������� ������� � ���������.
 ������������ �������� � �������� ������������ �������������� ���� ���������������� ������������ �� �� ������� ��������.
����������  ����������� ������������� ������������� ����� ��� ����� ���������� ��������� .
������� �������������� �������� �� �����, � ��������� � ��������.
�����������  �������������  �������������  �����, ������������� ���������� � ������������� ��������� �������� �������� ������� ������������� ����������.

  • ����� ������������ ������������� ��������

�������� ������� ������� ������ ������ –  ������������ ������������ ������������� , ������� � �� ������ ��������� � ������������ �������������� ��������
��  ������������ �������� � �������� ������������ �������������� ���� ���������������� ������������ �� ������� ��������. ��� ���� �������, ����������� ������� ������������� ���������� ������� ������������� ���������� ������������ �� ������������ ������������� ��������.
������� ������������ ������������� �������� ��������:
                  ����� ���������  ����������� � ������ ������ :
�����������, �������� , ��������, � ������  �� ��������� ����.
����������� ������������ ������������ ������������� � ������� � ������ � �������� � ���������� �������� ������� �������.
����������� � �������� ����� ������� � ���������� � ����������� ���������. ��� ���� ���������� ��������� ���� ����� � �������.
��������� ������-��� ������ �� ��������� ����. ������� ţ- ��������� ����������� �� �������� � ��������� ����� � ����� ������������  � �������� ���������� ������������ �������������  � ������� ,�� ������ ������� ������������� ������������. ������� �������� ����� ��������� ������  � ��� �������� � ����� ������ ��������� ��������� ���� ��������� � ��������� ����������� � ����� �����������. ���������� ����� �������� ��������������� �����, �������� ������ �������������� ������������, ������������,  ����������. ��������� ������ ����� ���� ������������ � ��������������. ����������  �������������� ������ : �������� �� ����������� � ����������� ��������� �����, �� ��������� �� ��������� ,«���������� �� �����», ������� ����������� �� ��������, �� ��������� �������.

  • ����� �������������� ������ � ���������  �������                                                 

                       � ���� ������ ������� ���������
          —  ������ ������������� ��������� ,
           — ��������� � ��������� ���������
�� ���� ����� ������� ������������ ���������� ��������� �������
������ ��� ����� ���������� ������������ ��������� ������������ ��������  �  ������� ����������� � ���������
 ����:
��������� ������ ���� �������� �����: ����������������, ������������-������� ����, ���� � �������, ������ ����.
����������� ���������� ����� � ����������� ��������������  � ���������� ���������� ���������, ���������� ���� �����.
� ����� � ����� ����������� �����������������, ����������� ������ � ����������������. �������� ��������� �����������  ��������� �  ����������� �� ����, ������� ����������� ��� ����������� � ��������, ���� ������ ���� ���������  ��� ������. ��� ���������  � ��� ���������� ��������� �� ������ ����, ��� � ��� ���������, ������ ��������� ��������� �������� ���������, ��������� ��������������� ��������� � ����������� ����, �������������� � ����������������.
���������:
��������� — ����� ����������� ����� �����, �������������� ������������ ���������� �������� ������, ������������  ���  ����������. ���� ���������� ���������� ������ ���� ��������, ��� ������������ ��������������� �� ������� � �����. ���������� � ����� �������� ���������� ���������. ��������� ����� ������� �������������� ��������. ��� ������ ������� � ������� ������������� ���������� �����������; ���, ������ ��� ����������. ��� ��������� ����������� � ����� ��������������� ����� �����������, ������������, � ����� ��������� ������������� ����� ������ ��� ����.
��������� �������� ����������. � ������� ������ � �������� ���������� ��������� ���� ��������� ������, ������­����� ��� ���������� �� ����, ����� ����� �������������� ��� ���������� ������. ��� ��������� � ������� ������ � ������ ���� ������ ��������� �� ��������. ��������� �� ������ ������ �������� ���� ��������. ����������� ���� �����­�� ��������� ������������������ � ������, ������������ ���, �������� �� ������, �������� ��� �������������� �����������. �������� ������ ��������, �� ������������ �� ��������������, ������������ ���������� ������������, ������ � ���������, ������, ��������� ���������.
�� ������ �������� ���� �������� ��������� �� ���­������� � ��������. ����������� ��������� 2—3 �����­��� (� ����������� �� ������ ������) � ��� ������������ ���­�� ���� ������  («����, �� ��������� �� ������ ���� ������ � ����������», «�������, ���� � ������� ��������� ��������� �
��������»  ),   �������� �� �� ������ ,���� ����� �������� ������� ���� �� �����, ������� �������������� ������������.
� ������� ������� �������� ��������� �� ������ ������� .�������� ��������� �������� ,������ �� ����� �������������� ���������  �� ���� ����� ��������. �������� ��������  � ������ ��������� ��������� �����. ����������� ���� ����� ������������� ���� ��������, ����������, ��� ���� ������, � ������ �������� ����- ����, �������������� � ���, ��� � ����� ����� ������ ����� ���������, �������� � ������������, ��������� �� ������� � ����� ������� �����.
������� �������� � ����������� �������� ������������ ������������ ��������� ������� ����� ������������� ����������.
������� ��������� � ����� ������������� � �������� ������������ ��� ���� ��� ����������, ����������� ������� �� ����� ���������� �� ����� �������, �������� ������������ � ����������. �� ���������� � �������� ��� � ����� ����������, ���������� �� ������������� ���������� ������������, ���� ���� ����� ���������� � ��������� � �� �����. ������ ���������� � � �������� ������ ��������, �������������� �� ����������, ������ ���������������. ���� ������ �������� ����������� �����������, ��������, ����������� �������� �������������  ����������.
� ������� ������ ���������� ������ ������������ ��� ����������� ������������� ����� �����: ������ ��������� ������� ��� �������, �������� �������, ��������, ���� ������, �����, ���������� ���� � ��������� � �. �. ������ ������������: ���� �� ������� ������������ �� ����� ��������, � ���������  ������� — �� ������ �������� ���.
����������� ���������� ����� �������� ������������ ������, ������������� ���������� �� �� ��������� ����� � ���� ������ �� ��� ������������ �������. ������� ���������� ������������� �����, �� ���������, ����� ���� ����� ����� ��� �������, � ����� ���, ��� ������������ �� � �������� ����� «��� ������ ����� ���� ������������ ��������. � ������� ��� ��� ��������� ��������, ������� ������� ���������� �������� �� ������ �������. ��� ����� �����������: ��� ���������� ���, ��� �� �������� ���������, � ���, ��� ���� ��������� ������ ����».
���������� ������������ � � ���, ����� ������������ ������ ����� ������ � ������ �� �����. ��� ������������� ������� �������� ������������ ������������, ���� �������� ���� �����, ������������� ������������� ��������� ����� ����.
����:�������� ������ ������������� ��������� ,�.� � ������  ���������� ������������  ����� �������: ������ ���������� � ����, �����, ���������, ����������� � ����� ������� ������ ���� �����. ������� � ����������� �� �������� ���������� ������ ������ � ������� �������� ������������ ������� ����������
� ������� �������� ����������� ����� ������� � ���, ��� ���  � ������ ������� ,��������� ������� ���������� �������������� ������������� ���������� ������� � �������� ���������������  ����� ���� � ������. ������� ���� �� ���� ������� ���� ����� �������� �������� ��� ����������� ����� ������� �����, ��� ��������� ��������� �� ����������� .� ������ ���� ���������� � ������� ���� ����� ����: �������� ���������, �������� ������� ���� �����, �� ������, ��������� ������ � ��������.
� �������-������� ����� – ������������ ������������ ��������, ���������, ������������ �����. �������  ��������� ������������� ����� ���, ����� ������������ � ����� ������ ��������� ���� � �����, ����� ����� ��������� � ���� �������� �����������.
�������� �����
� ������ ����������� ������� ������������� ����� ���������� ����� ���������������  ��������. �� ���� ��������������� �������� �������  ����������� ����� �� ���������� ������������ ����.
��������� « �������» ������ ������

  • �� �������� �������� ����  � ������� ���������

-���������� ����� � ������������� ��������

    • ������ �� �������� ��������� ,�������� �������  � ������� ���������

-������� ������ � ��� ���������� ���������

    • ������ �� ���������� �������� � ����� �������� � ����������� � �������� ����� ����������� � �������

-������� ������� ���������� ��� ,����������� � �����

    • ������ �� �������� ������� ����������� � �������

-��������� ���� �����
� ������� ��������, ����� ������������ ����� � �������������� ����������� ���������� ���������� ������ ����� � �������� ��������������� , � ������������ ��������� ,� �������� �������  � �.�.
� ������� ������������ �������� ������, ����������� � �����
������ ��������� ���� � ����� ,������ ������ ����� �����������, ����������� ������� ������ ���� �����.

��������� ���������� �������� ������������ ������������� ����������.

������ � ������ ������������ �� �������� �� �������
������- ������������� ,��������  ������� ���������, ���� ����������  (�.�.������ �������� ������� �������� �����)

������- ��� ������� ,������� ������� ������ ��������� � ������ �������� ��� ������������ ���������������(��� ���� ����� � ������������ ������ �� ������ � �.�) � �� ������� ������������ � ��� ������ ����������� ,������� �������� �������� �������� ��� ����������� �������.

�������� ������ � ������ ,������������ �� �������� �� �������

�������  �������

������� �������

  • �������������� �� ��������� ����������

����������, ��� ���� �����
-�������� ������ � ���
-������ ���
-��������� ���

-������ ��������� � ������� ���������
-����� ������ � ��� ���������
-������� ��� ���� ����

  • ��������� ������

������� ���������
������ ��������������� ����������
-�������
-������
-���������� ��������

-������� ������� �� ������� �����
-������ (����.������ , �� ������������)
-���������� ��������
������� ���������

  • ������� ������

-�������-����
-������� ����������
-������������� ����
-�������� �������-������� ���
-���� ��������

-������� ����������
-���� � ���������
-���� ������������
-�������
-��������������� ���� ���� «���� �����»
-������������� ����
-���� ��������
-����-�����������
-����-��������
-����������

  • ��������� ������

-�����������
-�������������� (�����������, ���������, ����������, �����������)
-����������
-������� �����������

-�����������
-�����
-�������������� (�����������, ���������, �����������)
-����������
-�������� �������
-������� ����������

  • ������������� ������

-���������(��������� ����������,
�� ������������ � �.�
������������  � ���������� ��������� �����

�����
-������
-���������

  • �������������� �����(��� ������)-�����,���������.���������,������,�������,�����
  • �������������  ������������ ���������� (��� ������)
  • ������������ �������� �����

��������������� �������� � ������� � ��������� ����������������
������������ ��������, ���������� ��� ��������� ������������ �����
������ ���������� �������� ������������ � ���������

���������� ����� �� �����
-����������� ����� ���������� �����
-������������ ��������� ��� ������������ �����
-���������� ������������ ����� (����������� ��������, ��������� ����� � �.�.)
-������ ���������� �������� �� ����� ������

  •        ���������� (��� ������)

                                                       -�� ���������� ���������
                                                        -�� ���������� �������

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Духовой шкаф электрический встраиваемый самсунг bts14d4t инструкция
  • Пс5 руководство пользователя
  • Торт из сладостей пошагово инструкция как делать
  • Ибуклин 400 миллиграмм инструкция по применению
  • Как поменять линолеум в комнате своими руками пошаговая инструкция видео

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии