Тестирование по истории — для экзамена часть 24. Для студентов заочного и очного отделения. Правильный вариант ответа выделен символом «+»
Вопрос: В период перестройки впервые были опубликованы следующие произведения:
[+] «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова;
[-] «Путешествие дилетантов» Б. Ш. Окуджавы;
[+] «Белые одежды» В. Д. Дудинцева;
[+] «Зубр» Д. А. Гранина;
[+] «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана;
[-] «Ночевала тучка золотая» А. И. Приставкина;
[-] «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова;
[+] «Мы» Е. И. Замятина.
Вопрос: Среди писателей, активно выступавших за скорейшее преодоление сталинского наследия, были:
[+] Б. Л. Васильев;
[+] Г. Я. Бакланов;
[-] В. Г. Распутин;
[-] В. И. Белов;
[-] Ю. В. Бондарев;
[+] С. П. Залыгин;
[+] С. А. Баруздин;
[+] Д. А. Гранин.
Вопрос: В годы перестройки широкий зритель впервые увидел такие кинофильмы прошлых лет, как:
[+] «Комиссар» А. А. Аскольдова;
[-] «Война и мир» С. Ф. Бондарчука;
[+] «Проверка на дорогах» А. Ю. Германа;
[-] «А зори здесь тихие…» С. И. Ростоцкого;
[+] «Покаяние» Т. Е. Абуладзе.
Вопрос: Спектаклями, в которых по-новому трактовались события революции и Гражданской войны, были:
[+] «Брестский мир» М. Ф. Шатрова:
[-] «Иркутская история» А. Н. Арбузова;
[+] «Дальше…Дальше…Дальше…» М. Ф. Шатрова;
[-] «Так победим!» М. Ф. Шатрова.
Вопрос: Руководителем Комиссии ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий был:
[-] М. С. Горбачев;
[-] В. А. Медведев;
[+] А. Н. Яковлев.
Вопрос: В годы перестройки были реабилитированы крупные политические деятели, подвергшиеся репрессиям при Сталине:
[+] Л. Б. Каменев;
[+] Г. Е. Зиновьев;
[+] Н. И. Бухарин;
[-] А. Ф. Керенский;
[+] А. И. Рыков;
[-] Л. Д. Троцкий;
[+] Л. П. Серебряков;
[+] Г. Я. Сокольников.
Вопрос: Теоретические основы политики «нового мышления» были заложены:
[+] И. Кантом;
[-] К. Марксом;
[+] М. Ганди;
[-] В. И. Ульяновым (Лениным);
[+] А. Эйнштейном;
[+] Б. Расселом;
[+] Л. Н. Толстым.
Вопрос: Советским министром иностранных дел периода перестройки был:
[-] А. В. Козырев;
[-] Е. М. Примаков;
[+] Э. А. Шеварднадзе.
Вопрос: Основными элементами «нового политического мышления» были:
[+] отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы;
[+] признание мира целостным и неделимым;
[+] признание невозможности решения международных проблем силовыми методами;
[+] ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов;
[+] отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;
[-] провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем.
Вопрос: Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия был подписан в:
[-] 1985 г.;
[-] 1986 г.;
[+] 1987 г.
Вопрос: Вывод советских войск из Афганистана начался в:
[-] 1987 г.;
[+] 1988 г.;
[-] 1989 г.
Вопрос: Первый после 50-х гг. визит советского лидера в Китай состоялся в:
[-] 1987 г.;
[+] 1989 г.;
[-] 1991 г.
Вопрос: «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место в:
[+] 1989 г.;
[-] 1990 г.;
[-] 1991 г.
Вопрос: Организация Варшавского Договора была распущена в:
[-] 1986 г.;
[-] 1989 г.;
[+] 1991 г.
Вопрос: Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в:
[-] мае 1990 г.;
[+] октябре 1991 г.;
[-] декабре 1992 г.
Вопрос: Автор этой программы:
[-] Б. Н. Ельцин;
[+] Е. Т. Гайдар;
[-] Г. А. Явлинский.
Вопрос: Реализация программы перехода к рынку началась в:
[-] октябре 1991 г.;
[+] январе 1992 г.;
[-] октябре 1993 г.
Вопрос: Е. Т. Гайдара на посту главы правительства сменил:
[-] А. Б. Чубайс;
[-] Г. Э. Бурбулис;
[+] В. С. Черномырдин.
Вопрос: Итогами первого года экономической реформы стали:
[-] значительное улучшение материального положения населения;
[+] полное обесценение денежных накоплений населения;
[+] начало формирования класса отечественных предпринимателей;
[-] значительный приток иностранных инвестиций в отечественную промышленность и сельское хозяйство;
[-] продажа земли в частную собственность;
[-] прекращение падения объемов производства;
[-] макроэкономическая стабилизация.
Вопрос: Чековая приватизация в России началась в: Дальше…» М. Ф. Шатрова;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.;
[-] 1994 г.
Вопрос: Начавшаяся в 1993 г. корректировка курса реформ проходила по следующим направлениям:
[-] протекционизм в отношении государственных предприятий;
[+] приоритетное развитие топливно-энергетического и оборонного комплексов;
[-] увеличение расходов на развитие социальной сферы;
[+] снижение инфляции;
[-] создание правовой базы реформ.
Вопрос: К числу причин трудностей и неудач экономических реформ можно отнести:
[+] нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока;
[+] демонтаж прежнего механизма управления экономикой;
[+] отсутствие золотовалютных резервов;
[+] диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии);
[+] обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти;
[+] слабое законодательное обеспечение реформ;
[+] непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса;
[-] ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики;
[-] отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ.
Вопрос: Деятельность КПСС на территории России была приостановлена указом Президента Б. Н. Ельцина в:
[+] августе 1991 г.;
[-] декабре 1991 г.;
[-] январе 1992 г.
Вопрос: Либеральный политический блок после провала ГКЧП находился в состоянии:
[+] кризиса;
[-] подъема;
[-] стабильности.
Вопрос: Федеративный договор был подписан в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.
Вопрос: Об отказе от статуса автономных образований в составе России и о суверенитете заявили:
[+] Татарстан;
[+] Чечня;
[+] Башкирия;
[+] Якутия;
[-] Еврейская автономная область;
[+] Адыгея;
[+] Кабардино-Балкария.
Вопрос: Новая Конституция в России была принята:
[-] 12 июня 1991 г.;
[-] 25 апреля 1993 г.;
[+] 12 декабря 1993 г.
Вопрос: Россия по Конституции является:
[-] парламентарной республикой;
[-] президентской республикой;
[+] парламентарно-президентской республикой.
Вопрос: Главой Верховного Совета России в 1991—1993 гг. был:
[-] В. С. Черномырдин;
[-] В. Ф. Шумейко;
[+] Р. И. Хасбулатов.
Вопрос: Лидерами левой оппозиции в 1993—1997 гг. являлись:
[+] В. И. Анпилов;
[+] Г. А. Зюганов;
[+] В. А. Купцов;
[-] А. В. Лебедь;
[-] В. В. Жириновский.
Вопрос: Договор об общественном согласии был подписан в:
[-] 1992 г.;
[+] 1994 г.;
[-] 1996 г.
Вопрос: Чеченская война шла с:
[+] 1994 по 1996 г.;
[-] 1993 по 1995 г.;
[-] 1994 по 1997 г.
Вопрос: Вторые выборы в Государственную Думу проходили в:
[-] ноябре 1994 г.;
[+] декабре 1995 г.;
[-] июне 1996 г.
Вопрос: Наиболее массовой политической партией современной России является:
[-] Либерально-демократическая партия;
[+] Коммунистическая партия Российской Федерации;
[-] «Демократический выбор России».
Вопрос: Первым министром иностранных дел суверенной России был:
[-] Э. А. Шеварднадзе;
[-] А. А. Бессмертных;
[+] А. В. Козырев.
Вопрос: Перенацеливание ядерных ракет СССР и США с территорий друг друга на незаселенные районы Земли произошло в:
[-] 1991 г.;
[-] 1993 г.;
[+] 1994 г.
Вопрос: Кэмп-Дэвидская декларация между СССР и США была подписана в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.
Вопрос: Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) был заключен в:
[-] 1991 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1994 г.
Вопрос: Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия в:
[-] 1991 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1995 г.
Вопрос: Вывод российских войск из Германии был завершен в:
[-] 1991 г.;
[-] 1993 г.;
[+] 1994 г.
Вопрос: Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира» в:
[+] 1994 г.;
[-] 1995 г.;
[-] 1996 г.
Вопрос: Договор о коллективной безопасности государств — членов СНГ был заключен в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.
Вопрос: Подписание полномасштабного документа Россия — НАТО на высшем уровне состоялось в:
[-] 1993 г.;
[-] 1996 г.;
[+] 1997 г.
Вопрос: Принятие Устава СНГ состоялось в:
[-] 1992 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1994 г.
Вопрос: Когда Пауль фон Гинденбург назначается командующим всеми германскими войсками на Восточном фронте?
[+] 18 сентября 1914г.
[-] 21 сентября 1914г.
[-] 24 сентября 1914г.
[-] 28 сентября 1914г.
Вопрос: Когда на Восточном фронте германские войска прорывают оборону русских войск в районе Кутно?
[-] 9 ноября 1914г.
[-] 11 ноября 1914г.
[+] 18 ноября 1914г.
[-] 15 ноября 1914г.
Вопрос: Когда на Восточном фронте австрийские войска наносят поражение русской армии у Лимаковы, но прорвать оборону у Кракова им не удается.
[-] 6 декабря 1914г.
[+] 5 декабря 1914г.
[-] 9 декабря 1914г.
[-] 17 декабря 1914г.
Вопрос: С какой армией идёт жёсткое сражение русского войска 23января 1915г на Восточном фронте в Карпатах?
[-] британским войском
[-] германским войском
[-] турецким войском
[+] австро-венгерским войском
Вопрос: Когда на Восточном фронте в ходе зимнего сражения в Мазурии войска Германии и Австро-Венгрии вынуждают русскую армию отступать?
[-] 3 февраля 1915г.
[-] 4 февраля 1915г.
[+] 8 февраля 1915г.
[-] 16 февраля 1915г.
Вопрос: Какой город 17 февраля 1915г. на Восточном фронте германские войска отбивают у русских войск в Северо-Западной Германии?
[-] Штотгард
[-] Бавария
[+] Мемель (современный литовский г. Клайпеда)
[-] Кёльн
Вопрос: Когда на Восточном фронте осуществлен Брусиловский прорыв. Русские армии под командованием генерала Брусилова прорывают австрийско-венгeрскую оборону на юге Припятских болот.
[+] 4 июня 1916г.
[-] 6 июня 1916г.
[-] 13 июня 1916г.
[-] 18 июня 1916г.
Вопрос: Началом гражданской войны принято считать …?
[-] лето—осень 1918г.
[-] осень—весна 1918г.
[-] весна — осень 1918г.
[+] весна — лето 1918г.
Вопрос: Сколько основных этапа гражданской войны и интервенции
[-] 2
[-] 3
[+] 4
[-] 5
Вопрос: Когда начал мятеж Чехословацкий корпус
[+] Май 1918г.
[-] Август 1918г.
[-] Октябрь 1918г.
[-] Февраль 1918г.
Вопрос: Когда воска Деникина были окончательно разгромлены под Новороссийском.
[-] Август1918
[-] Ноябрь1919
[+] Март 1920
[-] Январь1921
Вопрос: Когда с Польшей был подписан мирный договор?
[-] Февраль 1921г.
[+] Март 1921г.
[-] Апрель 1921г.
[-] Май 1921г.
Вопрос: На каком этапе гражданской войны произошло аннулирование Брестского договора?
[+] 1
[-] 2
[-] 3
[-] 4
Вопрос: Кто на Северном Кавказе командовал Добровольческой армией?
[-] Колчак
[-] Краснов
[-] Врангель
[+] Деникин
Вопрос: Кто возглавлял войска донских казаков?
[+] Н. Краснов
[-] В. Колчак
[-] генерала Миллер
[-] А. Григорьев
Вопрос: Кто руководил белой армией в Крыму?
[-] Махно
[+] П. Врангель
[-] К. Дутов
[-] Антонов
Страница 22 из 26
2.Советским министром иностранных дел периода перестройки был:
а)А. В. Козырев;
б)Е. М. Примаков;
в)Э. А. Шеварднадзе.
3.Основными элементами «нового политического мышления» были:
а)отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы;
б)признание мира целостным и неделимым;
в)признание невозможности решения международных проблем силовыми методами;
г)ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов;
д)отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;
е)провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем.
4.Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия был подписан в:
а)1985 г.;
б)1986 г.;
в)1987 г.
5.Вывод советских войск из Афганистана начался в:
а)1987 г.;
б)1988 г.;
в)1989 г.
6.Первый после 50-х гг. визит советского лидера в Китай состоялся в:
а)1987 г.;
б)1989 г.;
в)1991 г.
7 «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место в:
а)1989 г.;
б)1990 г.;
в)1991 г.
8.Организация Варшавского Договора была распущена в:
а)1986 г.;
б)1989 г.;
в)1991 г.
РАЗДЕЛ IX: НОВАЯ РОССИЯ. 1992—1997 гг.
Экономическое развитие
1.Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в:
а)мае 1990 г.;
б)октябре 1991 г.;
в)декабре 1992 г.
Радикальные рыночные реформы были начаты в России правительством Егора Гайдара (см. статью «Правительство Гайдара и начало радикальных рыночных реформ») в январе 1992 года. Но попытки использовать рыночные механизмы для подъема экономики делались еще раньше. Первая попытка была предпринята в конце 60-х годов правительством Алексея Косыгина. Но советское руководство опасалось, что рыночные реформы повлекут за собой политическую демократизацию. Но события в Чехословакии 1968 года – «пражская весна», или попытка построить там демократический «социализм с человеческим лицом» — напугали советских руководителей. Попытки реформ были свернуты (см. статью «Итоги советской эпохи. Причины перестройки»). Но в других социалистических странах – прежде всего, в Венгрии, Польше и Югославии – имелся некоторый опыт использования рыночных механизмов в рамках социализма. В годы перестройки горбачевское руководство пыталось, используя этот опыт, реформировать советскую экономику. Но оно не пошло дальше полумер, которые только усугубили нарастающий экономический кризис (см. статью «Программы и попытки экономических реформ в годы перестройки»).
В итоге в 1991 году в стране наступил острый экономический кризис. Этот кризис имел несколько аспектов – падение производства; сокращение государственных доходов (как в результате экономического спада, так и в результате резкого падения цен на нефть в 1986 году); рост государственного долга и исчерпание золотовалютных резервов; обесценивание рубля в результате печатания не подкрепленных товарной массой денег. Экономический кризис начала 90-х годов был непосредственным продолжением спада конца 80-х.
Осенью 1991 года страна вплотную приблизилась к экономической катастрофе. Выйти из кризиса без немедленных и решительных экономических реформ было невозможно. Но необходимость проводить реформы в условиях жесточайшего кризиса – экономического коллапса и распада государства – обусловила крайне тяжелый и болезненный характер этих реформ. Время, когда можно было сравнительно безболезненно осуществить необходимые преобразования, было безвозвратно упущено. К тому же сопротивление рыночным реформам в России было гораздо более сильным, чем в других бывших социалистических странах. Ведь именно здесь были особенно сильны позиции советской номенклатуры, традиция частной собственности была слаба, а традиция государственного патернализма (т.е. привычки граждан ждать решения их проблем от государства), напротив, сильна.
Российское правительство во главе с Борисом Ельциным и Егором Гайдаром было вынуждено проводить реформы в самых тяжелых из возможных условий. Давайте попытаемся разобраться в экономических механизмах, обусловивших эти трудности.
Первая и, наверно, важнейшая причина экономических трудностей начала 90-х годов – катастрофическое падение производства. Ведь если предприятия не выпускают продукцию, то их работники не получают зарплаты, и тысячи семей по стране теряют возможность приобрести даже самые элементарные товары. В России 90-х годов вообще без работы остались сравнительно немногие люди. Но, к сожалению, на многих предприятиях выдачу зарплаты задерживали месяцами, а в целом ряде мест вознаграждение за труд свели к минимуму, поскольку никакого труда фактически не осуществлялось: предприятие простаивало и лишь имитировало полезную деятельность.
Был ли спад производства результатом ошибок реформаторов? Вряд ли. Во-первых, после начала реформ спад имел место и в Польше, и в Чехословакии, и в странах Балтии. Так что если реформаторы ошиблись, то все одновременно. Но главное даже в другом: могло ли в условиях рынка не рухнуть производство, если в советское время значительная часть продукции изготавливалась без всякого намерения продать ее на рынке? Например, СССР имел мощнейший военно-промышленный комплекс (ВПК). А для того, чтобы мы могли делать пушки, танки, самолеты, работали металлургия и топливная промышленность. Для того чтобы оснащать ракеты новейшим оборудованием развивалась электроника. Вся эта продукции мало что давала простым людям, но за нее исправно платило государство, отбирая деньги у тех предприятий, которые производили необходимые для народа товары.
После начала реформ российские власти вынуждены были ограничить расходы на военные цели. У экономики, уже сильно ослабленной неудачными преобразованиями Горбачева, просто не было средств содержать мощный ВПК. Неудивительно, что многие заводы остановились, а их работники остались без зарплаты. В этом не было вины ни самих работников, ни государства. Причина подобных бедствий — плохая организация старой советской экономики, при которой страна несла на себе непосильное бремя гонки вооружений. СССР пытался соревноваться в производстве оружия с Соединенными Штатами – страной намного более богатой, да к тому же не понесшей столь тяжелых, как СССР, потерь во время Второй мировой войны.
Еще одна важная причина спада, поразившего российскую экономику в 90-х, — это невостребованность плохих, низкокачественных потребительских товаров, которые привыкли делать советские предприятия. Разрешив свободную торговлю, в том числе и внешнюю, реформаторы дали людям возможность свободно покупать импортную продукцию, которую в советские времена ввозили лишь в очень ограниченных количествах. И вот, отечественный производитель 90-х оказался вдруг слабее не только западных фирм, но даже турецких или китайских. Спасти наши заводы и фабрики можно было бы, только вернув «железный занавес», отделяющий мировой рынок от внутрироссийского. Но стоило ли вновь обрекать людей на покупку некачественных изделий под предлогом защиты отечественного производителя от мировой конкуренции?
Таким образом, получается, что падение производства было неизбежным. Однако должно ли оно было быть столь долгим и разрушительным? Ведь первые признаки экономического роста появились только в 1997 году, накануне дефолта, который вызвал новый спад, сменившийся подъемом лишь в 1999 году.
Бесспорно, Россия могла быстрее преодолеть трудности, как их смогли преодолеть поляки, чехи, словаки, эстонцы, литовцы, латыши. Причиной затянувшегося периода трудностей стали серьезные ошибки в экономической политике.
Почему же так вышло?
Дело в том, что в рыночной экономике нельзя остановить кризис по приказу. Нельзя велеть производству увеличиться, нельзя велеть товарам «продаться» потребителям, если сами потребители не хотят их покупать. Для того чтобы преодолеть кризис, нужны инвестиции, т.е. крупные вложения денег, с помощью которых предприятия могут купить новое оборудование, необходимое для производства действительно хороших, качественных товаров. Особенно крупные инвестиции нужны ВПК, поскольку ему в кризисной ситуации требуется провести конверсию – перевод производства с военных заказов на гражданские, т.е. на те, которые оплачиваются потребителем.
Когда инвестиции пришли на польские, чешские или эстонские предприятия, эти предприятия повысили свою конкурентоспособность. То же самое произошло на многих российских предприятиях в последнее десятилетие. Но в 90-е годы инвесторов не очень интересовал, казалось бы, емкий и перспективный российский рынок. Почему?
Экономистам хорошо известна такая связь: чем быстрее в стране растут цены, тем меньше желающих вкладывать в нее свои деньги. Или, точнее: при инфляции порядка 3-5% в год инвесторы охотно готовы работать, при инфляции выше 30-40% в год они энергично сворачивают свои дела, а при инфляции свыше 50% в месяц бегут в панике. Российские реформаторы из команды Егора Гайдара хорошо знали, что для успеха преобразований мало провести одни лишь рыночные реформы. Надо еще добиться финансовой стабильности, т.е. ситуации, при которой инфляция не превышает в год хотя бы 30-40%. В этом случае к нам пришли бы зарубежные инвестиции. Да и растущий российский бизнес гораздо охотнее вкладывал деньги в производство вместо того, чтобы заниматься финансовыми спекуляциями, превращать рубли в доллары и вывозить их из страны.
В начале 1992 года командой Гайдара были предприняты шаги для борьбы с ростом цен, и к маю удалось существенно снизить, хотя и далеко еще не победить инфляцию. Но в условиях противоборства президента и Верховного совета продолжить проводить жесткую бюджетную политику не удалось. С лета 1992 года Центральный банк стал «печатать» все больше и больше денег. А в экономике существует вполне определенная связь между увеличением объема денежной массы и ростом цен. Начался новый виток инфляции (см. статью «Правительство Гайдара и начало радикальных рыночных реформ»).
Это решение было ошибочным. Президент Ельцин и правительство Гайдара недостаточно энергично воспротивились такому повороту экономической политики, происшедшему под давлением Верховного совета и в результате настоятельных требований различных общественных групп увеличить бюджетные ассигнования на те или иные конкретные нужды. Ельцин уступил давлению. Он чисто по-человечески тяжело переживал то, что обрек общество на тяжелые и болезненные реформы. Хотя он лично не нес ответственности за плачевное состояние, в котором находилась советская экономика в 1991 году, Ельцин понимал, насколько тесно россияне связывают свои бедствия именно с ним как президентом страны. Гайдар и его сподвижники также понимали необходимость компромиссов со сторонниками увеличения бюджетных расходов. Ведь массовое недовольство реформами было весьма сильным. Противники преобразований могли бы одержать победу и вообще похоронить рыночную экономику. Но в итоге компромиссов инфляция превысила 20% в месяц, и вместе с этим погибла всякая надежда на инвестиции, на прогрессивную перестройку российских предприятий.
В Польше, Чехии, Словакии и странах Балтии власти проявили больше последовательности в антиинфляционной политике, а потому эти страны гораздо быстрее нас смогли выйти из экономического кризиса.
В декабре 1992 года правительство Гайдара пало. Новое правительство во главе с Виктором Черномырдиным (см. статью «Виктор Черномырдин») продолжило преобразования. Но оно проводило политику компромиссов с различными влиятельными группами российского общества — прежде всего, с директорским корпусом. Бывшие советские директора успешно поставили под свой контроль ресурсы предприятий, причем многие беззастенчиво пользовались ими в личных целях, не думая о том, как сделать производство эффективным. Для них жесткая бюджетная политика была совершенно неприемлемой, поскольку только дотации из бюджета помогали выживать по-прежнему неэффективным предприятиям. Борьба с инфляцией перестала быть приоритетом правительства. Экономический спад продолжался, зарплата бюджетникам недоплачивалась, но рынок привел к насыщению прилавков магазинов товарами, что сняло остроту экономического кризиса.
Только новое обострение кризиса заставило правительство Черномырдина осознать необходимость более ответственной финансовой политики. После «черного вторника» (обвального падения курса рубля по отношению к доллару 11 октября 1994 года) Анатолий Чубайс был назначен первым вице-премьером. На протяжении 1995 года правительство сумело остановить инфляцию. Однако новые, непредвиденные трудности второй половины 90-х годов вновь внесли серьезные коррективы в экономическую политику и затормозили процесс выхода из кризиса (см. статьи «Правительство Чубайса-Немцова. Вторая волна рыночных реформ» и «Дефолт и политический кризис 1998-99 годов»).
Сегодня часто говорят о том, что России надо было пойти тем же путем, каким двинулся Китай в конце 70-х годов в надежде реформировать свою административную экономику. Однако, проблемы, стоявшие перед Китаем, лишь формально походили на проблемы, стоявшие перед Россией начала 90-х. И связано это было в основном с тем, что Китай являлся аграрной страной, где примерно 80% населения жило в деревне, не пользуясь никакими формами социальной защиты, тогда как СССР стал по большей части страной горожан, привыкших к покровительству государства. Проще говоря, советский человек имел всегда гарантированную зарплату (хотя бы маленькую), гарантированную пенсию по старости (хоть крохотную), гарантированный кусок хлеба (пусть даже без дефицитного масла) и гарантированную койку в больнице на случай недомогания. А средний китаец к концу 70-х мог рассчитывать только на себя, и, например, неурожай риса на его земле означал для него угрозу голодной смерти. Ни о каких пенсиях там даже речи не шло.
Соответственно, китайский реформаторский путь состоял, прежде всего, в том, чтобы распустить коммуны, дать людям право работать на своей земле и кормиться с нее, а не отдавать урожай государству. Этот путь похож на тот, по которому большевики пошли в 1921 году, объявив новую экономическую политику. Во многих отношениях Китай 1970-х годов по своему экономическому развитию был похож на Россию 1920-х годов. Если китайский крестьянин начала 80-х перебирался в город и находил там хоть самую низкооплачиваемую работу, он был уже очень рад этому и не требовал большего. Что же касается советского горожанина начала 90-х, то он требовал от власти отнюдь не возможности работать на земле ради куска хлеба. Он требовал наполнить прилавки, чтобы инженер, врач или учитель могли бы, занимаясь своим основным делом, зарабатывать деньги, обеспеченные товарами, а затем приходить в магазины и свободно покупать все, что им вздумается. Таким образом, тот, кто говорил о возможности китайского пути для России, либо хотел загнать горожан в деревню, чтобы люди сами выращивали себе пропитание, либо (что более вероятно) просто не понимал, чем наша экономика отличалась от китайской.
Молодые реформаторы: вторая волна реформ в России (1997–98 годы)
Президентские выборы 1996 года показали, что большинство россиян не хотели прихода коммунистов к власти и в целом поддерживали курс президента Ельцина на строительство рыночной экономики и политической демократии. Огромное значение для победы Ельцина имела поддержка крупного бизнеса и либеральной общественности, которая сплотилась вокруг него перед лицом опасности прихода коммунистов к власти. Анатолий Чубайс стал фактическим лидером предвыборного штаба Ельцина. Было естественно ожидать, что после победы на выборах Ельцин продолжит рыночные реформы.
Однако напряжение избирательной кампании оказалось непосильным для часто болевшего Б. Ельцина. У него случился тяжелый инфаркт. Общество узнало об этом только после второго тура выборов (хотя о болезни президента было известно и раньше). В сентябре 1996 года президент выступил с публичным заявлением о предстоящей операции на сердце. В течение нескольких месяцев он не принимал активного участия в управлении страной. В этой ситуации нельзя было немедленно браться за реформы. Главной задачей правительства (его Председателем остался В. Черномырдин) и Администрации Президента, которую после выборов возглавил А. Чубайс, было обеспечить стабильность в стране на время болезни президента.
В начале 1997 года Б. Ельцин возвращается к работе и осуществляет перестановки в правительстве. В марте 1997 года первыми заместителями председателя Правительства были назначены Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Именно они определяли экономическую стратегию правительства. А. Чубайс являлся убежденным сторонником курса реформ. Б. Немцов, губернатор Нижегородской области, был одним из самых молодых региональных лидеров, активно проводивших либеральные реформы. Как и в своей президентской кампании, на этом этапе рыночных реформ Б. Ельцин сделал главную ставку на молодых политиков, сторонников демократии и рыночных реформ (Из книги Б. Ельцина «Президентский марафон»).
Сформированное в марте 1997 года правительство назвали «правительством молодых реформаторов». С его деятельностью связана вторая волна рыночных реформ.
В мае 1997 года новая команда обнародовала свою программу, получившую название «Семь главных дел Правительства России». Этот документ был опубликован в официальной «Российской газете» (Из заявления Правительства РФ от 19 мая 1997 года).
Каковы же эти «семь дел»? Во-первых, выплатить бюджетникам долги по заработной плате, заставив для этого крупнейшие корпорации России погасить их задолженность перед государственным бюджетом. Во-вторых, реформировать систему социальных льгот. В-третьих, снизить ставки по кредитам на 20%, а налоговое бремя на 15%, что должно стимулировать отечественную промышленность и сельское хозяйство. В-четвертых, укрепить региональные и местные бюджеты, обязав, например, предприятия выплачивать налоги по месту их деятельности, а не регистрации. В-пятых, обязать чиновников декларировать доходы и имущество, а также ввести открытые конкурсы на государственные закупки. В-шестых, сократить государственный бюджет 1997 года и ограничить расходы, «не связанные с решением первоочередных социальных, оборонных и культурных задач России», в бюджете 1998 года. Наконец, в-седьмых, «честно и открыто объяснять гражданам России все действия Правительства». Завершалось заявление лозунгом: «Порядок в стране – наведем!»
Парламент, контролируемый коммунистическим большинством, не поддержал многие предложения А. Чубайса и Б. Немцова. Существенного урезания бюджетных расходов так и не произошло – Государственная дума не приняла соответствующее решение. Однако часть мер все же удалось реализовать. Например, были погашены долги перед бюджетниками (этот процесс начался еще весной 1996 года, в канун президентских выборов). Как и обещало правительство, в 1997–98 годах – впервые с 1987 года! – наметился пусть небольшой, но все же рост производства (Темпы экономического роста/спада в России в 1993–97 годахиТемпы роста промышленного производства по отраслям). Кроме того, правительство, продавая на рынке валюту из запасов Центрального банка, удерживало курс рубля по отношению к доллару в рамках так называемого валютного коридора.
Однако осенью 1997 года разразился новый политический кризис. Ряд крупных бизнесменов, поддержавших Ельцина во время предвыборной кампании 1996 года, считал, что теперь правительство должно продолжить приватизацию на выгодных для них условиях. Но для пополнения государственного бюджета (необходимого, в том числе, для выплат государственных долгов, пенсий и зарплат) нужно было создать ситуацию реальной конкуренции, когда крупные пакеты акций государственных компаний получает тот, кто предлагает более высокую цену. Эти «новые правила игры» привели к противостоянию с некоторыми олигархами, которые рассчитывали на особые права.
Летом– осенью 1997 года в центре внимания оказался беспрецедентный конфликт, вызванный аукционом по продаже государственного пакета акций компании «Связьинвест» – крупнейшего производителя услуг телекоммуникации в России. В открытом аукционе приняли участие две финансово-промышленные группы. Одной из них руководил В. Потанин (привлекший также средства американского бизнесмена и филантропа Джорджа Сороса), другой – В. Гусинский и Б. Березовский (см. статью«Олигархи»). В. Потанин предложил большую цену и выиграл конкурс, что вызвало ответную реакцию, направленную против министров-реформаторов. Березовский и Гусинский развернули настоящую информационную войну, обвиняя правительство в коррупции и некомпетентности.
Решающим стало так называемое «дело писателей», или «книжное дело». В ноябре 1997 года стало известно, что целому ряду правительственных чиновников, в том числе А. Чубайсу, были выплачены крупные гонорары за еще не изданную книгу, посвященную российской приватизации. Несмотря на то, что эти гонорары, как и предполагалось изначально, были почти полностью (на 95%) перечислены благотворительным фондам, в результате скандала ушли в отставку ближайшие сотрудники А. Чубайса, а сам он, оставшись заместителем председателя Правительства, потерял пост министра финансов (Из книги Б. Ельцина «Президентский марафон»). Впоследствии (в 1999 году) книга «Приватизация по-российски» была опубликована, но влияние молодых реформаторов в правительстве резко сократилось.
Однако и сам председатель правительства В. Черномырдин пробыл на своем посту недолго. Президент продолжил искать тех, кто поведет страну курсом реформ, и в марте 1998 года предложил возглавить Правительство С. Кириенко. Новое правительство придерживалось начатого курса реформ, но вскоре ему пришлось столкнуться с нарастающей угрозой финансового кризиса, а произошедший в августе 1998 года дефолт и вовсе покончил с эпохой относительной политической стабильности. Преобразования, намеченные в правительственной программе 1997 года, так и не были закончены (см. статьи «Дефолт» и «Политическое развитие России в 1998–99 годы»).
Тем не менее деятельность правительства молодых реформаторов стала важным этапом в формировании рыночной экономики в России. Она подготовила условия экономического подъема, начавшегося в стране уже с осени 1997 года. Прерванный финансовым кризисом 1998 года, этот подъем продолжился в 1999 году.
15 ноября 1991 года был дан старт российским реформам, главной целью которых стал переход от плановой к рыночной экономике. Президент РСФСР Борис Ельцин представил публично новое правительство, сформированное 6 ноября, назвав его правительством реформ и взяв на себя роль его главы. Перед этим он заручился поддержкой на все эти действия со стороны съезда народных депутатов.
«Хуже будет всем примерно полгода, — сказал Ельцин на съезде. — Затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Депутаты разрешили ему принимать необходимые для реформ законы президентскими указами в совмещать посты президента и премьера сроком на 13 месяцев.
В качестве одного из своих заместителей — по вопросам экономической политики — Ельцин назначил малоизвестного тогда 35-летнего Егора Гайдара, заведовавшего прежде экономическими отделами в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В тот же день, 15 ноября, Ельциным был подписан важнейший пакет из десяти указов и правительственных постановлений, призванный не только реализовать ключевые положения экономической реформы, но и смягчить ее последствия для слабозащищенных слоев населения. Этот пакет документов в обстановке секретности готовила на правительственной даче в Архангельском команда Гайдара.
Горбачевские реформы, проводившиеся в СССР с конца 1980-х, не могли остановить сползание страны в кризис, а попытка государственного переворота и лишения Михаила Горбачева президентской власти в августе 1991 года застопорила процесс подписания нового союзного договора.
Бывшие советские республики почувствовали слабость центра, их руководители все больше подумывали об уходе «в свободное плавание» и сосредоточении в своих собственных руках всей полноты власти. Дезинтеграционные процессы переводили проведение реформ в иную плоскость, Гайдар, связывавший прежде план реформы со «здоровым крылом» в самом КПСС во главе с Горбачевым, решил опереться на российские власти и на популярность Ельцина, вышедшего победителем в противостоянии с ГКЧП.
Для этого необходимо было одержать верх в «битве программ». Программы реформ разрабатывались в то время самыми разными командами. Особой популярностью у прессы пользовалась программа «500 дней» академика Шаталина, Григория Явлинского и целого ряда других авторов, представленная в 1990 году. Она предусматривала поэтапную приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий и только затем либерализацию цен. Эта программа уже была с ходу принята Верховным советом РСФСР, на ее основе на какое-то время возник консенсус между Ельциным и Горбачевым, однако реализации этой программы воспротивился председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, у которого совместно с академиком Абалкиным имелась собственная пятилетняя программа, «менее радикальная», более умеренная. В конце концов время ушло даже для «умеренно-радикальной» программы «500 дней», начинался продовольственный кризис. Мало у кого вызвали энтузиазм и программы премьер-министра СССР Валентина Павлова (еще до ГКЧП) и министра экономики РСФСР Евгения Сабурова. Собственную программу приватизации разрабатывало и реализовывало даже московское правительство.
Гайдар был убежден, что в 1991 году уже ничего, кроме самых радикальных вариантов, не сработает, и пытаться искать новые чудодейственные рецепты бессмысленно. Его команда писала уже не программу как таковую, а сразу тексты указов, законов и постановлений. Помимо этого имелось лишь два кратких документа с инструкциями, расчетами и пояснительными записками — «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый документ как раз и определял курс на будущую экономическую независимость России — лишь при чисто политическом, но не экономическом союзе с другими государствами прежнего СССР, а второй — констатировал наличие трех кризисов, полученных в наследство от СССР, в условиях которых и предстояло отныне действовать, — инфляционного, платежного и системного. Подробная полноценная программа появилась лишь к лету 1992 года, когда рыночные реформы уже шли полным ходом.
Если Явлинский до самого последнего момента упорно делал ставку на проведение реформ в рамках союзного государства и отказывался входить в российское правительство, то Гайдар уже нащупал свой рычаг в виде харизматичного Ельцина. Приходилось спешить еще и потому, что отложенные реформы грозили потерей темпа, разочарованием общества и возвращением к власти коммунистов. Лишь быстрые и необратимые действия могли гарантировать удержание власти и завершение переходного периода.
«Перед страной стояла неимоверной трудности задача — перейти от плановой экономики, которая пришла в состояние негодности, продемонстрировав несостоятельность коммунистического эксперимента, к рыночной», — писал экономист Евгений Ясин.
Команда молодых экономистов была привлечена к работе госсекретарем Геннадием Бурбулисом. Гайдар познакомился с ним во время событий, связанных с ГКЧП, выйдя вместе с институтскими коллегами из партии и явившись в Белый дом. Именно Бурбулис после долгих консультаций стал первым заместителем председателя правительства — Ельцина — и служил медиатором между ним и Гайдаром. Средний возраст собравшихся на даче в Архангельском младореформаторов — так их стали вскоре называть — составил 37 лет. Кроме Гайдара, там были Петр Авен, Андрей Вавилов, Сергей Глазьев, Алексей Головков, Виктор Данилов-Данильян, Константин Кагаловский, Андрей Нечаев, Владимир Машиц, Борис Салтыков, Анатолий Чубайс и Александр Шохин. Многие сразу или немного погодя займут места в правительстве и станут себя гордо и бесшабашно называть «правительством камикадзе» — и «делать, что должно, и будь что будет».
То, что затевалось в России, старались не именовать «шоковой экономикой» по образцу того, что происходило в Восточной Европе. И обещали смягчать последствия целым рядом социальных программ. Однако по сути в основу «переходной экономики» была положена теория одномоментного введения элементов рыночной экономики с опорой на систему законов и регулирование в обществе, жившем ранее в условиях авторитаризма, сильной централизации производственных мощностей и государственной собственности на все активы.
Один из первых опытов введения «шоковой терапии» состоялся в Западной Германии в 1948 году и тогда же подготовил «экономическое чудо» 1950-х, за ним последовали Чили при Пиночете 1975 года, Боливия во время борьбы с гиперинфляцией в 1985 году — тогда и был, собственно, запущен сам термин «шоковая терапия» — и посткоммунистические государства — ярким примером которых стали Чехия 1990-го и Польша 1989 года, принявшая так называемый план Бальцеровича.
Либеральная «шоковая терапия» вызывала и вызывает большие споры, ее сторонники уверяют, что она помогает положить быстрый конец экономическим кризисам, стабилизировать экономику и подготовить почву для экономического роста, в то время как ее критики (такие как Джозеф Стиглиц) считают, что она способствует дополнительному углублению кризиса и вызывает излишние социальные бедствия. Есть мнение, что лучше придерживаться тактики таких стран, как Китай и Вьетнам, которым удалось избежать серьезных падений ВВП благодаря постепенным реформ. Не исключено, что то же самое могло произойти и в процессе косыгинских реформ в СССР середины 1960-х — с постепенным расширением действия хозрасчета на разных производствах. Однако для России 1990-х все эти щадящие варианты были уже неактуальны, ей грозил голод и хаос. Более того, гайдаровские реформы многие видные западные экономисты считали недостаточно «шоковыми», последовательными и единовременными. Со многими из этих упреков соглашался и сам Гайдар.
Один из создателей теории Джеффри Сакс утверждал, что китайский опыт был вообще неприменим в СССР, поскольку в нем имелось уже слишком много городского населения, в отличие от аграрного Китая, где население можно было предоставить самому себе, не обеспечивая продовольствием.
Сакс какое-то время был советником российского правительства наряду с экспертами МВФ, однако он покинул этот пост из-за того, что в России все шло вопреки его рекомендациям. «Главное, что подвело нас, — это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями, — заявил он. — И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Вместе с тем Сакс сугубо положительно оценивал действия и. о. главы правительства Егора Гайдара и противопоставлял его тем, кто пришел к власти позднее. А впоследствии он также упрекал западные страны в недостаточной поддержке демократической России: «Буш и Клинтон решительно не справились с задачей поддержки экономических реформ в России, из-за чего США не выполнили свою роль и упустили связанные с этим возможности. А расширение НАТО только усугубило ситуацию».
Начало либерализации цен пришлось на начало января 1992 года, и сразу после этого они выросли в 3,5 раза. За 1992 год в России была зафиксирована гиперинфляция свыше 2500%. Наряду с ростом экономического неравенства и бедности это привело к распространению безработицы, ухудшению жизни многих слоев населения, избыточной смертности и повсеместной коррупции. Особенно сильно пострадали высокотехнологичные производства, ВПК и наука, многие высококлассные специалисты и ученые если и не лишились работы и не уехали за рубеж, то во всяком случае вынуждены были подрабатывать грузчиками, чернорабочими, таксистами и продавцами, испытывать унижения, неуверенность в правильном выборе профессии и упреки родственников.
Однако при этом на прилавках действительно появились самые разнообразные продукты и произошел переход от плановой к рыночной экономике, возникли новые государственные институты: банковская и налоговая системы, таможенное регулирование и финансовые рынки. Происходила бойкая торговля с рук, появлялись уличные киоски, потом быстро заполнились и полки разросшихся магазинов, пусть и не всем эти блага оказались по карману. Многие сочли это экономическое чудо не долгожданным действием «невидимой руки рынка» и даже не предприимчивостью «челноков», привозивших дефицит из-за границы, а тем, что производимые в прежнем объеме продукты кто-то временно придержал на складах, ожидая заранее объявленной «либерализации цен».
Так или иначе, но уже через год страна жила в иной реальности. На очередном съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 года, случилось то, что Гайдар назвал «Первой фронтальной атакой на реформы». Развернулась борьба за дотации и кредиты промышленности и сельхозпредприятиям.
На пресс-конференции 13 апреля Гайдар так разъяснял весь абсурд ситуации: «Совокупность требований, заявленных съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы».
Правительство демонстративно подало в отставку, съезд вынужден был пойти на попятную, но взаимные компромиссы все больше замедляли реформы — и в конце концов привели к отставке Гайдара в декабре 1992 года.
Програ́мма Рыжко́ва – Аба́лкина («Концепция–90»), правительственная программа реформ, направленная на либерализацию советской экономической системы. Была разработана в нескольких версиях в 1989–1990 гг. Государственной комиссией Совета Министров СССР (СМ СССР) по экономической реформе под руководством Л. И. Абалкина, Ю. Д. Маслюкова и при организационном сопровождении председателя СМ СССР Н. И. Рыжкова.
План экономической реформы
5 июля 1989 г. во исполнение решения 2-го Съезда народных депутатов СССР было принято постановление СМ СССР № 538 о создании Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе, в задачи которой ставились разработка концепции радикальной экономической реформы и подготовка основных нормативных актов. Председателем комиссии был назначен доктор экономических наук, академик АН СССР Л. И. Абалкин, одновременно занявший пост заместителя председателя СМ СССР. В её состав вошли опытные хозяйственные руководители и ведущие представители отечественной экономической науки, в том числе директор Института мировой экономики и международных отношений АН СССР В. А. Мартынов, академик АН СССР С. С. Шаталин, крупнейшие специалисты в области управления Р. Н. Евстигнеев, Г. А. Егиазарян, Б. З. Мильнер. Отделы и сектора Комиссии возглавили Г. А. Явлинский, Е. Г. Ясин, Г. Г. Меликьян, Ю. Н. Хачатуров.
Предполагалось, что экономическая реформа будет осуществляться в три этапа: 1990 г., 1991–1992 гг. и 1993–1995 гг. с чётким разделением задач, решаемых на каждом из них. В ходе подготовки концепции проводились многочисленные прогнозные оценки и расчёты, были проанализированы три варианта возможных экономических преобразований: эволюционный, радикальный и умеренно-радикальный (компромиссный).
Основными пунктами концепции реформы были следующие:
-
перестройка организационных структур управления экономикой в связи с расширением самостоятельности основного звена и формированием рынка;
-
стимулирование перехода государственных предприятий на аренду, их преобразование в акционерные общества и иные хозяйственные товарищества, кооперативы, коллективные предприятия;
-
жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на стабилизацию денежного обращения;
-
ориентация на ускоренное расширение производства потребительских товаров и услуг, развитие производственной и социальной инфраструктуры, укрепление экспортного потенциала;
-
введение антимонопольного законодательства и поощрение состязательности, снятие контроля за ценами на продукцию, реализуемую сверх государственных заказов;
-
поэтапное приближение государственных твёрдых и регулируемых цен к свободным ценам, приведение их в соответствие с ценами мирового рынка;
-
формирование финансового рынка, создание фондовых бирж и системы государственного регулирования торговли ценными бумагами;
-
создание условий для привлечения иностранных инвестиций и формирования зон совместного предпринимательства;
-
развитие валютного рынка и подготовка условий для введения частичной конвертируемости рубля.
Обсуждение программы и способов её реализации
13–15 ноября 1989 г. концепция, получившая название «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры», обсуждалась на Всесоюзной научно-практической конференции, проходившей в Колонном зале Дома Союзов в Москве, и была поддержана делегатами. В работе конференции приняли участие около 250 человек, включая высших партийных руководителей и членов правительства, ведущих академиков, учёных, публицистов и популярных общественных деятелей.
Ключевым тезисом, прозвучавшим в докладе Абалкина, стала необходимость радикальной экономической реформы, а не только реформы системы управления народным хозяйством. Отправным пунктом должно было стать реформирование отношений собственности. Наряду с государственной собственностью должны были получить развитие отношения собственности, выстроенные на кооперативных, акционерных и иных хозяйственных началах. Иначе говоря, собственность признавалась одним из основных источников получения доходов при осуществлении хозяйственной деятельности.
Высказанные в ходе конференции замечания и предложения были использованы при доработке правительством программы экономической реформы, которая была вынесена на рассмотрение 2-го Съезда народных депутатов СССР (12–24 декабря 1989). В отличие от ранее оглашённого Л. И. Абалкиным умеренно-радикального сценария перехода к рынку выступивший с докладом Н. И. Рыжков представил умеренный вариант реформ, который предполагал осуществление экономических преобразований в два этапа: в 1990–1992 гг. и в 1993–1995 гг. Основные мероприятия первого этапа должны были быть направлены на преодоление бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка и предполагали задействование как экономических рычагов, так и жёстких директивных мер на всех уровнях управления. Большое значение придавалось структурным изменениям в промышленности в пользу производства товаров народного потребления, улучшению продовольственного снабжения, а также государственному регулированию роста денежных доходов населения. Широкое внедрение экономических методов управления народным хозяйством и активное развитие рыночных отношений должны были наступить только на втором этапе реформирования. По словам Рыжкова, повсеместное внедрение рынка на раннем этапе могло «привести к серьёзным экономическим и социальным потрясениям» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 214).
Важными элементами второго этапа должно было стать создание условий для обеспечения многообразия форм собственности и развития на этой основе новых форм хозяйствования, включая акционерные общества и другие хозяйственные образования. Рынок должен был превратиться в «главный инструмент координации деятельности общественного производства» при сохранении государственного регулирования экономики (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499).
Многие ключевые положения реформы не были детально проработаны. К примеру, не было представлено окончательной концепции реформы розничных цен. Было слабо проработано законодательное обеспечение реформы: новые законы о налоговой системе, банках, ценообразовании, Государственном банке, местном самоуправлении, антимонопольном регулировании иностранных инвестиций находились только на начальной стадии разработки. В докладе Рыжкова содержалось весьма нечёткое определение рынка как «системы свободного товарного обмена между предприятиями и организациями всех форм социалистической собственности на основе прямых связей или через оптовую торговлю при достаточном числе производителей и потребителей, обеспечивающем условия для состязательности и ограничения влияния монополизма» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499). При этом конкретные предложения по элементам социалистического рынка, методам и срокам его формирования не прозвучали.
В отличие от практики предыдущего времени выступление главы союзного правительства встретило жёсткую критику со стороны Межрегиональной депутатской группы, расценившей комплекс предложенных мер по реформированию экономики как недостаточно радикальный. Член этой фракции Г. И. Фильшин даже выступил с требованием «использовать наше право на недоверие правительству, а оно может использовать своё право на отставку» (Горбачёв. 1995. С. 567). Несмотря на противодействие оппозиционного депутатского блока, 19 декабря 1989 г. народные депутаты СССР большинством голосов одобрили правительственную концепцию реформирования экономики (1,532 тыс. голоса «за» при 419 проголосовавших «против» и 44 воздержавшихся) и поручили правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. проект пятилетнего плана на 1991–1995 гг. Правительству было предписано провести финансовую реформу, ускорить принятие основополагающих законов (о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, о разграничении полномочий между Союзом и союзными республиками и др.) и осуществить в течение 1990 г. меры по увеличению на 20 % производства потребительских товаров.
В условиях сокращения темпов прироста ВВП, сужения розничного товарооборота и увеличения масштабов денежной эмиссии союзное правительство теряло уверенность в возможности скорой нормализации экономической ситуации. В целях проработки альтернативных путей реформирования экономики Н. И. Рыжков сформировал несколько новых правительственных рабочих групп, одну из которых возглавил председатель Госплана и заместитель председателя СМ СССР Ю. Д. Маслюков. Специалисты группы Маслюкова считали, что, прежде чем приступать к радикальной перестройке экономики, следовало сбалансировать пропорции промышленного производства, и потому предлагали отсрочить на 2 года реализацию предложений Абалкина.
Однако в скором времени между Л. И. Абалкиным и Ю. Д. Маслюковым было достигнуто взаимопонимание, и 17 февраля 1990 г. они направили Рыжкову совместное обращение с предложением доработать правительственную программу. К письму были приложены две записки: «О предполагаемых мерах нормализации положения в экономике» и «О путях преодоления экономического кризиса» (Алексеев. 2020. С. 51). Правительству предлагалось взять за основу умеренно-радикальный вариант экономической реформы с учётом более жёстких сроков её реализации.
Это предложение было поддержано Рыжковым, и 11 марта 1990 г. СМ СССР принял постановление № 257 «О подготовке материалов, необходимых для осуществления перехода к планово-рыночной экономике». С того момента начался новый этап подготовки правительственной программы рыночных реформ, ставшей впоследствии известной как «программа Рыжкова – Абалкина» (Алексеев. 2020. С. 52). Предметом основных разногласий стали сроки начала осуществления программы – с 1 июля 1990 г. либо с 1 января 1991 г.
В ходе состоявшегося 17–18 апреля 1990 г. в Кремле совместного заседания Совета Федерации и Президентского совета СССР были рассмотрены наспех подготовленные правительством новые предложения по планам проведения экономической реформы и переходу на принципы регулируемого рынка. Присутствовавший на заседании президент СССР М. С. Горбачёв формально поддержал этот новый проект, но поручил правительству более подробно проработать основные механизмы его реализации и «сделать должные выводы из неудач в выполнении правительством системы мер, утвержденных вторым Съездом народных депутатов» (Алексеев. 2020. С. 52).
Доработанная правительственная программа включала в себя меры по преодолению товарного дефицита и частичному восстановлению баланса между доходами населения и товарной массой. В частности, предлагалось повысить примерно на 20 % розничные цены на некоторые товары и продовольственные продукты, в том числе на хлеб и табак. Однако эти предложения были отклонены, и работа над правительственной программой продолжилась.
24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на сессии Верховного Совета СССР (ВС СССР) с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Были оглашены два варианта перехода к рынку: первый был рассчитан на 2 года, второй – на 5 лет. Сам Рыжков склонялся в пользу второго варианта. После продолжительных дискуссий 13 июня 1990 г. ВС СССР поддержал рассчитанный на 5 лет план действий и принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», рекомендовав правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. программу конкретных мер.
Провал программы
Программа Рыжкова – Абалкина не была поддержана российским руководством во главе с председателем Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР) Б. Н. Ельциным, выступившим в пользу реализации программы «400 дней», которая была представлена на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. и вскоре переименована в «500 дней». По итогам прошедшей 27 июля встречи М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина было принято решение о создании единой общесоюзной программы перехода к рыночным отношениям на основе проекта «500 дней» и формировании совместной рабочей группы во главе с С. С. Шаталиным. Это решение было принято без участия Н. И. Рыжкова и Л. И. Абалкина, поскольку предварительного согласования с СМ СССР не проводилось. Оно означало, что союзное правительство должно было отказаться от собственной программы, уже одобренной ВС СССР. Именно поэтому в рабочую группу от союзного правительства вошёл только Абалкин, остальные разработчики являлись сторонниками «500 дней»: Н. Я. Петраков, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Н. П. Шмелёв, Е. Г. Ясин и др. (Абалкин. 1991. С. 197–198).
В скором времени обнаружились принципиальные разногласия в подходах союзного и российского правительств. По словам Л. И. Абалкина, «замысел состоял в том, чтобы, как говорится, втихую ликвидировать Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим союзом самостоятельных государств» (Абалкин. 1991. С. 206). Противостояние сторонников программы Рыжкова – Абалкина и программы «500 дней» (программа Шаталина – Явлинского) достигло своего пика 29–30 августа 1990 г. в ходе двухдневного совместного заседания Президентского совета и Совета Федерации СССР под председательством Горбачёва. Поскольку противоборствующие стороны не смогли прийти к компромиссу, президент СССР настоял на отсрочке внесения программы экономической реформы на рассмотрение в ВС СССР и ВС РСФСР.
Такое решение не устроило российское руководство, и 11 сентября 1990 г. программа Шаталина – Явлинского была одобрена парламентом РСФСР. В тот же день Н. И. Рыжков выступил на сессии ВС СССР с докладом «О подготовке единой общегосударственной программы перехода к регулируемой рыночной экономике и выработке мер по стабилизации народного хозяйства», сделав акцент на трёх ключевых моментах: необходимости создания общегосударственного рынка, признания в разумных, экономически и политически оправданных пределах суверенитета республик и обеспечения равных условий для деятельности предприятий всех форм собственности (Рыжков. 1995. С. 449). ВС СССР поддержал предложения Рыжкова и рекомендовал СМ СССР до 15 октября 1990 г. представить на новое рассмотрение «единую программу стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В оговоренные сроки такой документ под названием «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» был направлен для обсуждения в ВС СССР, который одобрил её 19 октября.
В сравнении с предшествующими вариантами программы экономических реформ, «Основные направления…» отличались расплывчатостью формулировок и отсутствием конкретных сроков реализации тех или иных рыночных мероприятий. Не оговаривалось даже, к какому времени в стране начнёт функционировать рыночная экономика. Принятие «Основных направлений…» вызвало резкое неприятие Верховного Совета РСФСР, который в ответ на этот акт союзных властей одобрил законы, устанавливающие приоритет российского законодательства на территории РСФСР и закрепляющие за республиканским правительством право распоряжаться собственностью, находившейся на её территории, в том числе на все природные ресурсы. Кроме того, 31 октября 1990 г. ВС РСФСР принял решение о начале реализации с 1 ноября программы «500 дней».
В сложившихся условиях ни Н. И. Рыжков, ни М. С. Горбачёв не проявили политической воли для координации усилий с властями республик по детальной доработке «Основных направлений…» в качестве возможной общегосударственной программы преодоления экономического кризиса. В результате программа реализована не была.
Дата публикации: 10 января 2023 г. в 22:51 (GMT+3)