1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
Общедоступные источники деловой информации
Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Соответственно, общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению «при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации».
Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Говоря о деловой общедоступной информации, можно выделить следующие ее основные виды:
- макроэкономическая;
- статистическая;
- финансовая;
- биржевая;
- коммерческая;
- новостная.
Макроэкономическая информация отражает состояние экономики страны, публикуется, как правило, государственными или независимыми институтами и включает в себя различного рода индикаторы (оценочные или прогнозные).
Статистическая информация – это экономические, финансовые, биржевые и любые другие данные, представленные в виде динамических рядов.
Финансовая информация характеризует как текущее, так и перспективное положение конкретных компаний, предприятий, сложившуюся конъюнктуру на тех или иных рынках (товарных или рынках капиталов), инвестиции, эмиссии ценных бумаг и так далее.
Источником финансовой информации служат различные исследования, выполненные по заказу тех или иных коммерческих предприятий либо консалтинговыми, маркетинговыми или аудиторскими фирмами в рамках их деятельности.
Биржевая информация, раскрывающая данные, например, о котировках ценных бумаг, валютных курсах, процентных ставках, ценах или других индикаторах, как правило, предоставляется финансовыми институтами (биржами, кредитными организациями, брокерскими компаниями и т. п.).
Коммерческая информация состоит из конкретных сведений о любых хозяйствующих субъектах, выпускаемой ими продукции или предоставляемых услугах, отдельных сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах и т. д.
Деловые новости – текущую информацию о бизнес-процессах, распространяемую СМИ.
«Следует отметить, что в связи с глобализацией хозяйственной деятельности часто бывает трудно провести четкую границу между выделенными видами информации»1.
Приведенные выше виды деловой информации также могут быть взаимодополняемы. Примером может служить появившаяся на лентах новостных СМИ новость о выходе очередных данных макроэкономической статистики или основанная на пресс-релизе коммерческой организации.
Источниками общедоступной деловой информации могут являться:
- законодательные и исполнительные органы страны, а также уполномоченные органы (президент, правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Минфин, Минэкономразвития, отраслевые министерства, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба государственной статистики, Центральный банк РФ и др.);
- профессиональные объединения (ассоциации, союзы и т. п.) участников различных отраслей экономики;
- деловые мероприятия (форумы, съезды, конгрессы, выставки, пресс-конференции и т. д.);
- специализированные организации (консультативные и экспертные компании);
- исследования, доклады, отчеты государственных агентств и независимых экспертов;
- базы данных, электронные библиотеки;
- средства массовой информации (как федеральные и региональные, так и корпоративные).
Источники статистической информации в Интернете
Деловым СМИ необходимы разнообразные данные экономической статистики. Основными источниками служат сайты следующих организаций:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат), www.gks.ru.
«Росстат России обеспечивает разнообразной официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации, научную общественность, коммерческие организации и предпринимателей, граждан, международные организации и т. д.».2
Это источник официальных статистических данных, которые обновляются с периодичностью от недели до года. Ключевые показатели официальной статистики за год Росстат публикует в сборниках «Россия в цифрах» и «Российский статистический ежегодник».
Они содержат информацию о занятости населения, денежных доходах, данные системы национальных счетов, характеризующие макроэкономические аспекты формирования и функционирования рыночной экономики, общую характеристику предприятий и организаций, информацию о малом предпринимательстве, крестьянско-фермерских хозяйствах, о деятельности организаций с участием иностранного капитала, о приватизации государственного и муниципального имущества.
Значительное место в сборнике отведено показателям, которые освещают положение в отдельных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, отраслях, обслуживающих население. Представлены данные о научном потенциале Российской Федерации, результатах научных разработок и инноваций, финансовом состоянии организаций, инвестициях, ценах и тарифах.
Внешнеэкономическую деятельность характеризует информация о внешней торговле. В сборнике представлены данные по международным сравнениям России с зарубежными странами.
Также на сайте Росстата в рубрике «Открытые данные» размещена и поддерживается в актуальном состоянии общественно значимая информация: бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий и организаций, статистический регистр хозяйствующих субъектов, основные классификаторы, за ведение которых отвечает ведомство – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), данные обследований населения (переписей населения, обследований по проблемам занятости, бюджетов домашних хозяйств).
На сайте Росстата размещены базы данных:
- Центральная база статистических данных (ЦБСД).
- Единая межведомственная информационно – статистическая система (ЕМИСС).
- Показатели муниципальных образований.
Центральный банк РФ (Банк России), www.cbr.ru.
Здесь ежедневно публикуется информация о состоянии финансовых рынков, банковской системы и параметрах денежно-кредитной политики. В частности, доступна информация о ключевой ставке, об основных индикаторах финансового рынка: официальных курсах валют и ценах на драгоценные металлы, уровне инфляции, ставках межбанковского кредитного рынка.
Информационно-аналитические материалы на сайте Центрального банка РФ содержат данные о банковской системе, о рынке ценных бумаг, о финансовых рынках, о национальной платежной системе. В частности, Центральный банк РФ на своем сайте регулярно обновляет данные об объемах выданных кредитов и привлеченных депозитов, о базовой и средневзвешенной величине процентных ставок, показателях ликвидности банковского сектора. Как эмиссионный центр национальной валюты Центральный банк РФ публикует данные о величине денежной массы и денежной базы, международных резервах Российской Федерации.
«Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики».3
На сайте ЦБ размещены реестры лицензированных профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности; реестр операторов платежных систем; реестр кредитных организаций, признанных значимыми на рынке платежных услуг; перечень операторов электронных денежных средств; сведения о выданных, приостановленных и отозванных банковских лицензиях.
Регулярно выходят официальные издания: «Вестник Банка России» и «Статистический бюллетень Банка России», а также большой ряд отчетов и обзоров, которые готовят подразделения Центрального банка РФ.
Министерство финансов РФ, www.minfin.ru.
На сайте Минфина РФ публикуются оперативные и ежегодные отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов, оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделкам РЕПО, графики аукционов по размещению облигаций федерального займа. Также на сайте Минфина РФ регулярно обновляются данные о размере Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Минфин РФ размещает на своем сайте информацию об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, данные об объеме государственного долга субъектов и муниципальных образований, информацию об исполнении консолидированного бюджета, оперативные и ежегодные отчеты об исполнении бюджетов Фонда социального страхования, Пенсионного фонда РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме того, на сайте Минфина РФ публикуется помесячная и ежегодная оценка валового внутреннего продукта (ВВП).
Министерство экономического развития РФ, www.economy.gov.ru.
Основная статистическая информация на сайте Минэкономразвития РФ – это «Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики». Мониторинг включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года.
Кроме того, в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в правительство РФ на сайте Минэкономразвития РФ публикуются ключевые прогнозные показатели (ВВП, товарооборот, инвестиции, экспорт, импорт, заработная плата и т. д.) и соответствующие им значения экзогенных переменных (обычно это цена на нефть и объем ее добычи, курс рубля по отношению к доллару США и доллара США к евро, величина инфляции, расходы бюджета и т. д.), заложенные в те или иные сценарии развития.
Федеральное казначейство РФ, www.roskazna.ru.
На сайте Федерального казначейства РФ ежемесячно публикуется информация о доходах и расходах консолидированного, федерального бюджетов и бюджетов субъектов федераций. Также на сайте представлены данные о величине нефтегазовых доходов федерального бюджета, о величине Резервного фонда и Фонда будущих поколений.
Федеральная таможенная служба (ФТС), www.customs.ru.
На сайте Федеральной таможенной службы публикуется таможенная статистика внешней торговли РФ. Она частично пересекается с данными Центрального банка РФ, которые содержатся на его сайте в разделе «Статистика внешней торговли». Однако здесь информация появляется более оперативно, а также подробнее изложены данные о товарной структуре экспорта и импорта.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), www.nalog.ru.
Федеральная налоговая служба размещает на своем сайте информационные и аналитические материалы о результатах деятельности на федеральном и региональном уровнях, например, данные о собранных налогах и сборах, о результатах проведенных проверок, о величине просроченной налоговой задолженности, о количестве поданных налоговых деклараций.
На сайте ФНС России содержатся сведения о государственных информационных системах, находящихся в ее ведении – Едином государственном реестре налогоплательщиков, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также на сайте ФНС России публикуются данные реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), www.fas.gov.ru.
Федеральная антимонопольная служба на своем сайте публикует данные статистики типовых и массовых нарушений обязательных требований антимонопольного законодательства. Также ФАС регулярно публикует данные о взысканиях, наложенных за нарушение этих требований.
В новостях ФАС сообщаются сведения о поданных заявках и принятых по ним решениях о покупке, продаже, слиянии и поглощении компаний.
В информационно-аналитических материалах, размещенных на сайте ФАС, содержатся данные о состоянии конкуренции в России, о результатах проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На сайте ФАС в открытом доступе находится реестр недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.
«Московская биржа», www.micex.ru.
На сайте Московской биржи публикуются котировки ценных бумаг в реальном времени, результаты торгов за день, основные индексы и индикаторы фондового рынка, данные о состоянии фондового, денежного и валютного рынка, рынка государственных бумаг, срочного и товарного рынков.
«Специфика этого вида информации заключается в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о ценных бумагах, фьючерсах, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования».4
Источниками данных о финансовых рынках также служат сайты различных профессиональных объединений, таких как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация банков России (АБР).
«Неофициальные статистические ресурсы содержат объективную информацию о состоянии рынков, об экономических связях различных регионов, а также о результатах деятельности участников рынка, такую, как доля фирмы на рынке, объем экспорта продукции в другие страны и многое другое».5
Исходя из выбранной темы, журналист может найти сайт саморегулируемой организации, представляющей интересы участников на данном рынке. Как правило, на сайтах данных организаций приводится актуальная статистика по интересующему рынку.
Также обширная информация о финансовых рынках содержится на специализированных сайтах, таких как Quote.ru, Investfunds.ru, Finam.ru., Finmarket.ru, Finverisa.ru..
При необходимости анализа статистических данных по зарубежным странам, журналист может обратиться к первоисточникам – сайтам различных государственных структур или статистических служб интересующих его мировых рынков.
Особенности различных поисковых машин, правила составления запросов
Составляя запрос к поисковой системе (машине), следует соблюдать несколько условий.
Помните, что сужение круга поиска полезно для отсева заведомо ненужной информации. Многие поисковые системы позволяют ограничить индексную базу за счет таких опций, как: «поиск в найденном», «поиск в каталоге», «поиск по темам» и т. д.
Практически все существующие поисковые системы умеют обрабатывать синонимы и различные морфологические формы слов, выдавая релевантные ответы. Однако могут быть исключения. Поэтому при пользовании поисковыми системами уточняйте ответ на этот вопрос в описании синтаксиса поискового запроса к конкретной системе.
Учитывайте, что все поисковые системы игнорируют омонимы. То есть, например, запрос по слову «конь» выдаст ответы, содержащие данные как по животному, так и по спортивному снаряду. К запросу, использующему слова-омонимы, всегда добавляйте уточняющие слова.
«Приступая к поиску информации в Интернете, следует иметь в виду, что поисковые средства не в состоянии охватить весь текущий информационный массив сети. Ни одна поисковая система не индексирует всего, что есть в глобальной сети. Даже наиболее признанные поисковые системы не могут отразить более 15 % информационного содержания сети Интернета, причем эта величина постоянно снижается по причине интенсивного прироста объемов поступающей информации».6
Как добиться точного соответствия результатов поиска:
- Как найти точную фразу или форму слова? Заключите фразу или слово в кавычки, и поиск выдаст веб-страницы, где присутствует именно такая фраза (или форма слова).
- Как найти цитату, в которой пропущено слово? Вся цитата берется в кавычки, а вместо пропущенного слова ставится символ *.
- Как найти слова в пределах одного предложения? Используйте оператор амперсанд – &. Если соединить слова амперсандом, поисковик найдет документы, где эти слова стоят в одном предложении.
- Как исключить слово из поиска? Поставьте минус перед словом, которое вы не хотите видеть в ответах. Так можно исключить сразу несколько слов.
- Как искать на определенном сайте? Используется оператор site:. Двоеточие после site использовать обязательно.
- Как искать документы определенного типа? Используется оператор mime:. В запросе указывается mime, двоеточие и затем тип документа, который необходим (например, pdf или doc).
- Как искать на сайтах на определенном языке? С помощью оператора lang:. После lang ставится двоеточие и указывается язык документа. Если это русский язык, то нужно указать ru, английский – en, французский – fr и так далее.
Наиболее популярные поисковые системы в сети Интернет:
Иностранные:
- Google http://www.google.com
- Yahoo! http://www.yahoo.com
- AltaVista http://www.altavista.com
Российские:
- Яндекс http://www.yandex.ru
- Rambler http://www.rambler.ru
- Mail.Ru http://mail.ru/
Базы данных в Интернете – открытые и платные. Основные открытые базы данных, правила работы с ними. Необходимость привлечения платных БД при работе по изучению бизнеса
В интернете размещаются базы разных данных. Они могут быть открытыми полностью или частично, а также закрытыми. Закрытые данные предоставляются за плату. Платные базы данных могут быть государственными или частными.
На сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru доступны данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Бесплатно можно получить ограниченный набор сведений: наименование организации или имя индивидуального предпринимателя, юридический адрес, ОГРН с датой присвоения, ИНН и ОКП, дату прекращения деятельности (если предприятие закрылось). Справка с более подробными данными предоставляется за плату.
Запрос о предоставлении информации из ЕГРЮЛ или ЕГРИП может направляться в электронной форме через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг.
На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) можно получить доступ к Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1. Это официальный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. В режиме онлайн можно получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Справочный сервис в режиме онлайн позволяет узнать кадастровый номер и кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Более подробные сведения о возникновении и переходе права собственности на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН, которая предоставляется за плату.
На сайте Единой информационной системы в сфере государственных закупок http://www.zakupki.gov.ru в открытом доступе находится информация по контрактам: заказчики, исполнители, стоимость.
Существует большое количество сайтов, которые аккумулируют информацию из открытых баз данных и предоставляют ее бесплатно. Например, сайт Rusprofile.ru содержит сведения о более чем 9 млн юридических лиц и 12 млн индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории России. Представленная на сайте информация включает реквизиты, сведения о руководителе, уставном капитале, регистрации во внебюджетных фондах, а также информацию об учредителях, филиалах и представительствах, лицензиях, участии в государственных закупках и многое другое. Мощнейшие аналитические инструменты позволяют оперативно получать данные об аффилированности организаций, массовости адресов и руководителей и прочие необходимые для полноценного анализа контрагента сведения.
Удобный поиск по различным параметрам (название, ОГРН и ИНН, фамилия руководителя и адрес) позволяет быстро найти нужную компанию или предпринимателя.
Но наиболее полную информацию о хозяйствующих субъектах предоставляют платные базы данных. Наиболее известные из них – «Интегрум», «Спарк» и «Коммерсантъ Картотека».
Например, сайт «Интегрума» https://integrum.ru/ позволяет определять взаимоотношения между физическими и юридическими лицами на нескольких уровнях, включая родственные связи и упоминания в средствах массовой информации. Графический навигатор по связям позволяет изучать аффилированность компаний и персон, выявить связи учредителей, руководства и сотрудников компании с учетом всей их деловой истории.
Законодательные требования к раскрытию предприятиями информации, стандарты, порядок и способы обнародования информации, основные комплексные системы раскрытия информации
Российское законодательство обязывает публичные компании (запустившие свои акции в свободную продажу) раскрывать информацию о финансово-хозяйственной деятельности.
Публичное акционерное общество обязано раскрывать:
- годовой отчет публичного акционерного общества;
- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности сведений;
- устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества;
- решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества;
- уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;
- уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества;
- о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
- о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;
- о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества;
- об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
- сообщения о существенных фактах.
Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» содержит перечень 50 существенных фактов, которые должны раскрываться компаниями-эмитентами.
Полный перечень существенных фактов и квартальную отчетность раскрывают в России около 2500 компаний-эмитентов. Около 15 000 закрытых акционерных обществ либо раскрывают информацию добровольно в целях оценки контрагентами с точки зрения должной осмотрительности либо, имея в своем составе более 50 акционеров, обязаны публиковать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность.
Помимо существенных фактов, публичная компания обязана вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в Центральный банк РФ (аффилированное лицо – это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать непосредственное влияние на деятельность хозяйственного общества посредством своего участия в капитале или же с помощью членства в руководящих органах).
Федеральный закон «Об акционерных обществах» обязывает акционерное общество предоставлять информацию по требованию акционеров. Например, предусмотрено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества; годовую бухгалтерскую отчетность; заключение аудитора; заключение ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности; сообщение о проведении общего собрания акционеров; сведения о кандидатах в исполнительные органы общества, в совет директоров общества, в ревизионную комиссию, счетную комиссию; проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции; проекты внутренних документов общества; проекты решений общего собрания акционеров.
Общество обязано обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. Данное требование распространяется также на решения и постановления третейского суда по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем.
Информирование акционеров осуществляется путем направления сообщений или уведомлений по почте или в виде размещения информации на корпоративном сайте или в печатном издании. «Ключевым моментом в раскрытии информации является срок ее публикации. В случаях, когда информация становится доступной более чем через несколько месяцев, она теряет свою актуальность, решения, принятые на ее основе, могут быть не оптимальными»7.
Наиболее оперативным из всех способов раскрытия информации является публикация в Интернете. На сайте Центрального банка РФ приведен перечень информационных агентств, аккредитованных на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах:
«Интерфакс-Центр раскрытия корпоративной информации» www.e-disclosure.ru
«Агентство экономической информации «ПРАЙМ» www.disclosure.1prime.ru
«Система комплексного раскрытия информации и новостей» www.disclosure.skrin.ru
«Анализ, Консультации и Маркетинг» – www.disclosure.ru
«Ассоциация защиты информационных прав инвесторов» – www.e-disclosure.azipi.ru
Политика раскрытия информации на предприятиях
Российское и зарубежное законодательство в отношении раскрытия информации предприятиями существенно различается.
Так, например, по российскому законодательству данные об акционерах не раскрываются, эти сведения могут запросить только акционеры, которым принадлежит не менее 1 % акций. «Для сравнения: на иностранных фондовых биржах данное требование звучит по-другому. Компании обязаны раскрывать информацию обо всех лицах, которые прямо или косвенно владеют ее акциями или обладают правом голосовать на общем собрании акционеров, то есть речь идет о фактических акционерах и бенефициарных собственниках компании»8.
Кроме того, в соответствии с российским законодательством о рынке ценных бумаг достоверность информации подтверждается единоличным исполнительным органом эмитента, главным бухгалтером, аудитором и в отдельных случаях независимым оценщиком или финансовым консультантом. Тогда как ответственность за информацию в проспекте для целей листинга на Лондонской фондовой бирже, например, несут эмитент, андеррайтеры и консультанты, участвующие в подготовке проспекта, то есть фактически все участники размещения. «Более широкая ответственность за содержание проспекта для целей листинга на Лондонской фондовой бирже заставляет всех участников размещения менее формально подходить к подготовке этого документа и определению объема раскрываемой информации, чем это на практике происходит при подготовке российского проспекта ценных бумаг»9.
В международной практике также принято представлять изложение мнений и аналитических выводов руководства (Management’s Discussion and Analysis, или MD&A), которое позволяет понять позицию руководства общества по вопросам результатов и будущих перспектив деятельности последнего. «Мнения и аналитические выводы руководства, которые обычно включают в годовой отчет общества, должны: 1) дополнять финансовую отчетность; 2) быть ориентированы на перспективу; 3) уделять основное внимание увеличению стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе; 4) учитывать как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы деятельности общества; 5) содержать информацию, которая является существенной для принятия решения пользователями; и 6) отличаться такими качествами, как достоверность, сопоставимость, последовательность, уместность и понятность. Мнения и аналитические выводы руководства в большей мере отличаются аналитическим и качественным (а не количественным) подходом, чем остальные разделы отчетности»10.
Практика показывает, что чем выше уровень прозрачности компаний и степень раскрытия финансовой информации, тем выше привлекательность компаний для инвесторов11. Информационная прозрачность не является главным и единственным фактором на пути привлечения финансирования, но она зачастую является одним из основных факторов при оценке и формировании мнения о финансовом состоянии компаний. Чем выше уровень прозрачности, тем выше будет уровень доверия инвесторов. Кроме того, российские компании постепенно переходят на подготовку финансовой информации по МСФО, поскольку это повышает понятность и информативность отчетности для иностранных инвесторов.
Помимо этого, существенное значение имеет и раскрываемая компаниями на добровольной основе нефинансовая информация. Добровольно раскрываемая информация может касаться таких вопросов, как политика акционерного общества в области корпоративного управления, деловой этики, охраны окружающей среды и других обязательств перед общественностью. «Такая информация может помочь в оценке будущих результатов деятельности общества, его отношений с различными заинтересованными лицами и жителями тех населенных пунктов, в которых такое общество расположено, а также в получении представления о мерах, принимаемых обществом по достижению его целей»12.
Сноски:
1 Информационные системы и технологии управления: учебник / Г. А. Титоренко, И. А. Коноплева, Б. Е. Одинцов и др. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2011, – ст. 271
2 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. – М.: ИТД «Дашков и К°», 2010. – с. 212.
3 Деловая журналистика. / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.
4 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 176.
5 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. —М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 176.
6 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы.. М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 110.
7 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.
8 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.
9 Там же
10 Раскрытие информации и прозрачность // Пособие по корпоративному управлению в 6 т., т. 4, часть IV. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – с. 20
11 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.
12 Раскрытие информации и прозрачность // Пособие по корпоративному управлению в 6 т., т. 4, часть IV. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – с. 27
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – ст. 1.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 17. – ст. 1918.
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 1999. – № 10. – ст. 1163.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31. – ст. 3448.
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33. – ст. 3431.
- Информационные системы и технологии управления: учебник / Г. А. Титоренко, И. А. Коноплева, Б. Е. Одинцов и др. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2011, – 591 с.
- Пособие по корпоративному управлению в 6 т. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 111 с.
- А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – 296 с.
- Деловая журналистика. / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – 728 с.
Контрольные вопросы лекции:
- Какие сведения относятся к общедоступной информации?
- К каким видам информации не может быть ограничен доступ?
- На какие основные виды делится общедоступная деловая информация?
- Кто может выступать источником общедоступной деловой информации?
- Какие сайты служат источниками статистической информации в Интернете?
- Какие сведения можно бесплатно получить из государственных баз данных?
- Какие сведения можно получить за плату из государственных баз данных?
- Какие сведения предоставляют частные платные базы данных?
- Какие сведения обязана раскрывать в открытом доступе публичная компания?
- Какие сведения акционерное общество обязано предоставлять своим акционерам?
Публичная информация
Предмет
Информационная безопасность
Разместил
🤓 siepruchiril1979
👍 Проверено Автор24
любая информация, независимо от формы или формата, которую агентство раскрывает, распространяет или делает доступной общественности.
Научные статьи на тему «Публичная информация»
Обязательное и публичное раскрытие информации
субъектов:
Публичные акционерные общества;
Непубличные акционерные общества, где количество акционеров…
больше 50 человек, которые не занимаются публичным размещением облигаций или иных ценных бумаг….
Публичным акционерным обществам для раскрытия информации необходим целый пакет документов и сведений,…
Формы обязательного раскрытия информации
Публичным акционерным обществам необходимо раскрывать информацию…
, содержащие информацию о том, что акционерами публичного общества заключено акционерное соглашение,
Статья от экспертов
Актуальные вопросы доступа граждан к публичной информации и проблемы применения закона Украины “о доступе к публичной информации”
Статья посвящена исследованию вопросов доступа граждан к публичной информации. Рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с применением Закона Украины “О доступе к публичной информации” административными судами. Обоснованы предложения по устранению проблем в этой сфере.
Современные программные технологии создания, хранения и обработки правовой информации
в том числе:
информацию, которая исходит от должностных лиц и органов публичного управления и направлена…
на урегулирование общественных отношений;
информацию, которая исходит как от субъектов публичного управления…
Программные технологии создания, хранения и обработки правовой информации в системе публичного управления…
между должностными лицами и органами публичного управления….
относительно действующих нормативно-правовых актов в конкретной сфере публичного управления.
Статья от экспертов
Публичная речь как источник информации о безопасности жизнедеятельности
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
Автор: А. МИНДАГУЛОВ,
д.ю.н., профессор
Источник: Сайт газеты «Юридическая газета»
Получение и распространение публичной информации является началом реализации прав и свобод личности и гражданина.
Будущее мира связано с переходом к глобальному информационному обществу, в котором информация представляет собой важный ресурс жизнедеятельности людей. Вот почему принятие закона «О доступе к публичной информации» становится насущной потребностью.
Понятие публичной информации
Публичная информация — читаем в законопроекте — это «документированная информация, доступ к которой не ограничен законами Республики Казахстан». Не очень удачное определение, имея в виду допущенную и весьма распространенную логическую ошибку — то же самое посредством того же самого. Получается, что публичная информация и есть информация, но только документированная, которая, в свою очередь, разъясняется через понятие обладателя информации. А обладатель информации, оказывается, это физическое или юридическое лицо, получающее или создающее публичную информацию в виде документа. Из этой словесной круговерти понять что-либо трудно, но догадаться, о чем идет речь, все-таки можно. Оказывается, любой доступный рядовым гражданам документ и есть общедоступная, она же публичная, информация.
Нет четких различий между понятиями массовая, доступная и публичная информация. Они очень близки по смыслу и нередко рассматриваются как синонимы. Сказанное отнюдь не значит, что надо отказаться от понятия публичной информации. Напротив, необходимо приложить усилия для того, чтобы провести между этими понятиями четкий водораздел. Остается надеяться, что эти проблемы решаемы, и только при этом условии, думается, будут преодолены препятствия на пути принятия обсуждаемого законопроекта.
Как в законопроекте решается кардинальный вопрос о доступе к публичной информации? Именно решение этого вопроса и определяет цель и смысл принятия такого закона. Ключевой здесь является ст.13 — размещение публичной информации на интернет-ресурсах. Это самая большая по объему статья законопроекта (почти на четырех страницах). С точки зрения юридической техники, это серьезная ошибка. Нельзя статью закона, содержащую конкретную норму, превращать в новеллу в значении короткого рассказа или повести. В ней авторы законопроекта задались, видимо, целью перечислить все мыслимые и немыслимые источники информации. Здесь говорится и о государственных символах РК и тут же об исторической справке создания государственного органа, о почтовых адресах и номерах телефонов справочных служб, об информационных ресурсах и услугах и многих-многих других вещах. Никто не будет спорить, что весь этот безграничный список информационных документов может пригодиться потребителю информации в какой-то жизненной ситуации. Но мыслимо ли в законе предусмотреть все запросы пользователя информации? На одной из конференций, где шло обсуждение этого законопроекта, его авторы признались, что этот перечень публичной информации является тем не менее минимальным.
Так каким должен быть перечень публичной информации в готовящемся законопроекте — минимальным или максимально исчерпывающим? Думается, сам вопрос риторический. Ответ очевиден: разумеется, Закон должен содержать максимальный и исчерпывающий перечень информации, которая этим же законом признается публичной. Но добиться этого можно не путем механического перечня пришедшей на ум документированной информации, а путем строго научной систематизации и классификации всех документов, исходящих от субъектов системы управления обществом и государством. К примеру, критериями классификации и систематизации публичной информации могли бы служить сферы социальной жизни, субъекты и объекты социального управления, правовые и не правовые источники информации, средства и способы размещения публичной информации и др.
О порядке размещения
и утверждения
публичной информации
Странным выглядит п. 7 этой же ст. 13 законопроекта, где говорится, что «перечень публичной информации, подлежащей размещению на интернет-ресурсах обладателей информации, определяется в порядке, предусмотренном ст. 13 настоящего Закона». Курьез заключается в том, что в ней отсутствует порядок определения перечня публичной информации. Следовательно, эта статья законопроекта не будет иметь юридической силы.
Но ст. 13 не будет работать и без этого предупреждения. Оказывается, порядок утверждения перечня публичной информации, подлежащей размещению на интернет-ресурсах государственным органом, определяется субъектами управления, начиная с Президента (в отношении государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных ему), и далее по нисходящей: Правительство, палаты Парламента, Верховный Суд, Конституционный Совет, Центральная избирательная комиссия, акимы соответствующих административно-территориальных единиц, маслихаты, органы местного самоуправления — каждый из них в сфере своей компетенции утверждает перечень публичной информации для размещения на интернет-ресурсах (ст. 14). Если субъекты управления сами решают, что из публичной информации подлежит размещению на интернет-ресурсах, а что нет, зачем вообще нужен закон о доступе к публичной информации?
О принципах обеспечения доступа к публичной
информации
По мнению авторов законопроекта, успешную реализацию норм этого закона обеспечат законность; открытость и доступность; гласность; неприкосновенность частной жизни; достоверность и полнота публичной информации; своевременность предоставления публичной информации; ответственность (ст. 4). Сами по себе эти принципы не вызывают возражений, но они неуместны в тексте самого закона, если они не нашли своего воплощения в конкретных нормах права. Что имеется в виду?
Всякий правовой акт есть совокупность узаконенных принципов, а любая норма права и есть узаконенный принцип регулирования определенных общественных отношений. Если в конкретных статьях законопроекта не будут заложены, к примеру, нормы, обеспечивающие достоверность и полноту публичной информации или открытость, доступность и своевременность ее предоставления, гласность деятельности обладателей информации, ответственность за нарушение законодательства о доступе к публичной информации и т.д., никакие провозглашенные принципы не помогут.
Другое дело, когда принципы препровождают написание законов. Сначала разрабатывается Концепция законопроекта, в которой, наряду с общим представлением о контурах, целях, задачах, назначении задуманного закона, обозначаются принципы, а затем на основе и в строгом соответствии с этими принципами готовится законопроект. Если такой подход будет выдержан, все заложенные в законе нормы будут представлять собой узаконенные принципы регулирования отношений людей в конкретной сфере их жизнедеятельности. Тогда не нужно будет закладывать в законопроект статью о принципах, поскольку они уже реализованы в нормах закона.
Простым провозглашением принципов ничего позитивного добиться нельзя. Если указанные принципы не будут реализованы в конкретных нормах закона, они теряют свое значение. Возьмем принцип ответственности за нарушение доступа к публичной информации. Он, по идее, должен быть заложен в ст. 28 — ответственность за нарушение законодательства в сфере доступа к публичной информации. Но в ней законодатель как бы отмахнулся от решения этой важной проблемы ничего не значащей фразой: нарушение законодательства о доступе к публичной информации «влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан». Понятно, что все провозглашенные в ст. 4 законопроекта принципы повисают в воздухе.
Об отношении к цензуре
В законопроекте нет упоминания о цензуре, но есть статья 27 — контроль и надзор за обеспечением доступа к публичной информации. Что это как не цензура? Предварительное согласование сообщений… и т.д., это и есть цензура в чистом виде, которая, помимо прочего, необходима для того, чтобы в открытую печать (публичную информацию) не проникли данные, составляющие государственную тайну. К тому же существует понятие «информация с ограниченным доступом — это государственные секреты и иные охраняемые законом тайны и (или) информация, доступом к которым обладает ограниченный круг пользователей либо доступ к которым ограничен для отдельных категорий пользователей информацией» (ст. 1 законопроекта «О доступе к публичной информации»). Если цензура не будет обеспечивать запрет на проникновение государственных секретов в средства массовой информации, не будет разграничивать публичную информацию от той, что составляет государственную тайну, интересы государства могут серьезно пострадать. Чтобы этого не допустить, понятно, что реализация функции цензуры за государством сохраняется.
Высказанные критические замечания относительно содержания законопроекта «О доступе к публичной информации» нам представляются достаточно серьезными. Без внимательного их изучения и устранения вряд ли этот законопроект имеет шанс быть одобренным Парламентом республики.
Мы нашли интересный вопрос по теме — что такое публичная информация в сети Интернет?
«Есть сайт ЦБ РФ. Мне в моем проекте (публичном) нужны курсы валют за разные дни. Каков правовой статус информации на моем сайте, если она взята с сайта ЦБ РФ. Я конечно понимаю, что вряд ли меня засудят за нарушение авторских прав, но хотелось бы знать, существует ли такой класс информации, как «официальные заявления», которые можно использовать по своему усмотрению?»
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Насчёт авторского прав всё сказано в ГК РФ:
Статья 1259. Объекты авторских прав
…
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер(сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Стоит учитывать следующие нюансы в части работы с публичной информацией, которая была получена с помощью парсинга:
- Любая автоматизированная обработка оригинала не даёт авторских прав, а результат обработки является производной работой, которая сохраняет авторские права оригинала. Переработка без разрешения автора тоже является незаконной, как то создание метаданных или обучение нейросети.
[su_box title=»Парсинг сайтов» style=»soft» box_color=»#085fc8″]
Планируете свой бизнес и необходимы данные? Регистрируйтесь по ссылке https://ru.xmldatafeed.com и пользуйтесь ежедневными итогами парсинга крупнейших сайтов России!
[/su_box]
- Сам по себе парсинг сайтов, как и прочих открытых информационных ресурсов полностью законен, если вы не взламываете пароли, результаты вашей работы не меняют код и структуру, а также не влияют на функциональность сайта. Однако использование полученных ресурсов сайта (например, копипастинг текстов или копирование дизайна) может быть нарушением авторских прав.
- Парсинг — это технический способ обработки информации. Никто его не запрещал. Вопрос в контенте, если парсятся статьи конкретных авторов, то это нарушение их авторских прав. Объявления можно рассматривать как объект авторского права, но с очень большой натяжкой. В США был прецедент много лет назад, когда компания выпустила свою серию телефонных справочников, в которых использовала номера телефонов, собранные ее конкурентами. Суд постановил, что телефонные справочники не являются объектом авторского права.
- Владелец сайта может (вправе) запрещать это в условиях использования сайта и на этом основании блокировать вам доступ к сайту («банить»). Но ничего более серьёзного. Серьёзности начнутся, если (а) ваша деятельность помешает нормальной работе сайта и повлечёт для владельцев дополнительные расходы на вычислительные ресурсы или недоступность для пользователей, (б) вы будете распространять полученные таким образом объекты авторского права с нарушениями условий. Возможно, и в других случаях. Правда, ситуация становится сложнее, когда речь об уязвимостях и персональных данных.