Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата СЛЕСАРЮ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (3-Й РАЗРЯД)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Слесарь по ремонту автомобилей принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению ____________________________________________________________________________.
2. Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется ____________________________________________________________________________.
3. В своей деятельности слесарь по ремонту автомобилей руководствуется:
— уставом организации;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
— настоящей рабочей инструкцией.
4. Слесарь по ремонту автомобилей должен знать:
— устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
— правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
— основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
— регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
— назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования;
— основные свойства металлов;
— назначение термообработки деталей;
— устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;
— допуски и посадки;
— квалитеты и параметры шероховатости.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
5. Слесарю по ремонту автомобилей поручается:
5.1. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м.
5.2. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м.
5.3. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств.
5.4. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей.
5.5. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности.
5.6. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей.
5.7. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов.
5.8. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования.
5.9. Слесарная обработка деталей по 11 — 12-му квалитетам с применением универсальных приспособлений.
5.10. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
Примеры работ.
1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов -снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.
2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка при сборке.
3. Вентиляторы — разборка, ремонт, сборка.
4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов — проверка, крепление.
5. Головки цилиндров самосвального механизма — снятие, ремонт, установка.
6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные — разборка.
7. Контакты — пайка.
8. Крылья легковых автомобилей — снятие, установка.
9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры — разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования — пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка.
12. Седла клапанов — обработка шарошкой, притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы — разборка, ремонт, сборка.
3. ПРАВА
6. Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:
6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.
6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.
6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.
6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7. Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность:
7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
КОММЕНТАРИЙ
Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 2, Раздел: Слесарные и слесарно-сборочные работы), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 декабря 2000 г. N 160.
Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ. 3 разряд.
Характеристика работ.
Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мото-транспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11–12-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокого разряда.
Должен знать:
устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов;
назначение термообработки деталей;
устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; допуски и посадки; квалитеты и параметры шероховатости.
Примеры работ.
- Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов – снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.
- Валы карданные, цапфы тормозных барабанов – подгонка при сборке.
- Вентиляторы – разборка, ремонт, сборка.
- Головки блоков цилиндров, шарниры карданов – проверка, крепление.
- Головки цилиндров самосвального механизма – снятие, ремонт, установка.
- Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные – разборка.
- Контакты – пайка.
- Крылья легковых автомобилей – снятие, установка.
- Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры – разборка, ремонт, сборка.
- Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования – пропитка, сушка.
- Реле-регуляторы, распределители зажигания – разборка.
- Седла клапанов – обработка шарошкой, притирка.
- Фары, замки зажигания, сигналы – разборка, ремонт, сборка.
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ. 4 разряд.
Характеристика работ.
Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7–10-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.
Должен знать:
устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов;
электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов;
методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок;
устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
конструкцию универсальных и специальных приспособлений;
периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок;
квалитетов и параметров шероховатости.
Примеры работ.
- Блоки цилиндров двигателей – ремонт и сборка с кривошипно-шатунным механизмом.
- Валы распределительные – установка в блок.
- Генераторы, статоры, спидометры – разборка.
- Гидроподъемники самосвального механизма – испытания.
- Гидротрансформаторы – осмотр и разборка.
- Головки блока цилиндров дизельного двигателя – сборка, ремонт, испытания на герметичность, установка и крепление.
- Двигатели всех типов – ремонт, сборка.
- Колеса передние – регулировка угла сходимости.
- Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы – ремонт и сборка.
- Компрессоры, краны тормозные – разборка, ремонт, сборка, испытания.
- Коробки передач автоматические – разборка.
- Коробки передач механические – сборка, испытания на стенде.
- Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов – установка, регулировка подъема и опускания.
- Мосты передние и задние сцепления, валы карданные – ремонт, сборка и регулировка.
- Оси передние – проверка и правка под прессом в холодном состоянии.
- Подшипники коренные – замена вкладышей, шабрение, регулировка.
- Поршни – подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
- Приборы и агрегаты электрооборудования сложные – проверка и регулировка при техническом обслуживании.
- Редукторы, дифференциалы – ремонт, сборка, испытания и установка в картер заднего моста.
- Реле-регуляторы, распределители зажигания – разборка, ремонт.
- Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки – замена.
- Тормоза гидравлические и пневматические – разборка.
- Управление рулевое – ремонт, сборка, регулировка.
- Шатуны в сборе с поршнями – проверка на приборе.
- Шатуны – смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.
- Электропровода автомобилей – установка по схеме.
УТВЕРЖДАЮ:
________________________
[Наименование должности]
________________________
________________________
[Наименование организации]
________________/[Ф.И.О.]/
«____» ____________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда назначается лицо, имеющее полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование без требований к стажу работы, или полное общее среднее образование и профессиональную подготовку на производстве, повышение квалификации и стаж работы по профессии слесаря по ремонту автомобилей 2 разряда не менее 1 года.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда должен знать:
- устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
- правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
- основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
- регулировочные и крепежные работы;
- типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
- назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования;
- основные свойства металлов;
- назначение термообработки деталей;
- устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
- допуски и посадки, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости (классы чистоты обработки), правила движения транспортных средств внутри цехов, корпусов и территории предприятия.
1.6. В своей деятельности слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда руководствуется:
- нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией;
- правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.
1.7. В период временного отсутствия слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 метров.
2.2. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 метров.
2.3. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств.
2.4. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей.
2.5. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности.
2.6. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей.
2.7. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов.
2.8. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования.
2.9. Слесарная обработка деталей по 11-12 квалитетам с применением универсальных приспособлений.
2.10 Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.
В случае служебной необходимости слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда имеет право
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
3.6. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
3.7. Выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.8. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
4. Ответственность и оценка деятельности
Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.
(подпись)
____________________________________ УТВЕРЖДАЮ
(наименование организации)
(наименование должности руководителя организации)
РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ ______________ _________________________
_____________________ № ____________ (подпись) (расшифровка подписи)
(место составления) ______________
СЛЕСАРЮ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (дата)
1. Общие положения
1.1. Слесарь по ремонту автомобилей является рабочим.
1.2. Слесарем по ремонту автомобилей может быть работник, имеющий квалификацию в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 2, раздел «Слесарные и слесарно-сборочные работы» (утвержден постановлением Минтруда РБ от 28.12.2000 № 160, в редакции постановлений Минтруда и соцзащиты РБ от 22.08.2003 № 98, от 17.10.2005 № 137, от 27.10.2006 № 129 и от 13.03.2008 № 48), и при приеме на работу прошедший в установленном порядке инструктаж по охране труда.
1.3. Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно мастеру (руководителю иного структурного подразделения).
1.4. В своей деятельности слесарь по ремонту автомобилей руководствуется:
— техническими нормативными правовыми актами, другими руководящими материалами, регламентирующими выполнение работ, порученных слесарю по ремонту автомобилей;
— приказами, распоряжениями руководителя организации (главного инженера), указаниями непосредственного руководителя;
— инструкцией по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей, утвержденной руководителем организации;
— настоящей рабочей инструкцией.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 1-го разряда должен знать:
— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;
— назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительного инструмента;
— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;
— технологический процесс выполняемой работы;
— нормы расхода сырья и материалов на выполняемые им работы, методы рационального использования материальных ресурсов;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в т.ч. и по смежным операциям или процессам;
— виды брака, причины его порождающие, способы его предупреждения и устранения;
— характеристики опасных и вредных производственных факторов;
— указания по безопасному содержанию рабочего места;
— основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;
— действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
— требования к использованию средств защиты;
— способы и приемы безопасного выполнения работ;
— порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
— порядок действий при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
— правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травматизме, отравлении, внезапном заболевании;
— правила охраны окружающей среды при выполнении работ;
— основы законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. в области оплаты и нормирования труда, содержание коллективного договора организации и процедуру ведения переговоров по его заключению;
— формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, порядок установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
— порядок и особенности тарификации и перетарификации работ и рабочих;
— основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.
(1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда должен знать:
— основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов;
— порядок сборки простых узлов;
— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;
— способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
— назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;
— основные механические свойства обрабатываемых материалов;
— назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
— правила применения пневмо- и электроинструмента;
— основные сведения о допусках и посадках;
— квалитеты и параметры шероховатости;
— основы электротехники и технологии металлов.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда должен знать:
— устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности;
— правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов;
— основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
— регулировочные и крепежные работы;
— типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения;
— назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования;
— основные свойства металлов;
— назначение термообработки деталей;
— устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;
— допуски и посадки;
— квалитеты и параметры шероховатости.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда должен знать:
— устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов;
— электрические и монтажные схемы автомобилей;
— технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов;
— методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
— правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов;
— назначение и правила применения сложных испытательных установок;
— устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента;
— конструкцию универсальных и специальных приспособлений;
— периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей;
— систему допусков и посадок;
— квалитеты и параметры шероховатости.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда должен знать:
— конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов;
— технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования;
— электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них;
— причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения;
— устройство испытательных стендов.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда должен знать:
— конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок;
— технические условия на ремонт, испытания и сдачу сложных агрегатов и узлов;
— способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей;
— порядок оформления приемо-сдаточной документации;
— правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.
1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда должен знать:
— устройство, принцип работы, технологию обслуживания механических узлов и электронных систем автотранспортных средств;
— порядок работы с испытательными стендами и электронным контрольно-диагностическим оборудованием различных типов;
— порядок работы с технологической документацией на различных носителях (микрофиши, лазерные диски и т.д.).
1.6. Слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда должен иметь среднее специальное (профессиональное) образование.
1.7. Слесарь по ремонту автомобилей обязан выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены, своевременной подготовкой к работе оборудования и рабочего места, инструмента, приспособлений и содержанием их в надлежащем состоянии, уборкой своего рабочего места, ведением установленной документации.
1.8. Слесарь по ремонту автомобилей периодически проходит проверку знаний по охране труда и технике безопасности, правил оказания первой помощи пострадавшим.
2. Характеристика работ
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 1-го разряда поручается:
2.1.1. Разборка простых узлов автомобилей.
2.1.2. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей.
2.1.3. Участие в ремонте под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 1-го разряда.
2.2.1. Автомобили — слив воды из системы охлаждения, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.
2.2.2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки — разборка.
(2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 2-го разряда поручается:
2.1.1. Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов.
2.1.2. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей.
2.1.3. Снятие и установка несложной осветительной арматуры.
2.1.4. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.
2.1.5. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.
2.1.6. Слесарная обработка деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
2.1.7. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 2-го разряда.
2.2.1. Автомобили — снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.
2.2.2. Картеры, колеса — проверка, крепление.
2.2.3. Клапаны — разборка направляющих.
2.2.4. Кронштейны, хомутики — изготовление.
2.2.5. Механизмы самосвальные — снятие.
2.2.6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры — снятие и установка.
2.2.7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые — снятие и установка.
2.2.8. Приборы и агрегаты электрооборудования — проверка, крепление при техническом обслуживании.
2.2.9. Провода — замена, пайка, изоляция.
2.2.10. Прокладки — изготовление.
2.2.11. Рессоры — смазка листов рессор с их разгрузкой.
2.2.12. Свечи, прерыватели-распределители — зачистка контактов.
2.2.13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки — разборка, ремонт, сборка.
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 3-го разряда поручается:
2.1.1. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м.
2.1.2. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м.
2.1.3. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств.
2.1.4. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей.
2.1.5. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности.
2.1.6. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей.
2.1.7. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов.
2.1.8. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования.
2.1.9. Слесарная обработка деталей по 11-12-му квалитетам с применением универсальных приспособлений.
2.1.10. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 3-го разряда.
2.2.1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов — снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.
2.2.2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка при сборке.
2.2.3. Вентиляторы — разборка, ремонт, сборка.
2.2.4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов — проверка, крепление.
2.2.5. Головки цилиндров самосвального механизма — снятие, ремонт, установка.
2.2.6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные — разборка.
2.2.7. Контакты — пайка.
2.2.8. Крылья легковых автомобилей — снятие, установка.
2.2.9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры — разборка, ремонт, сборка.
2.2.10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования — пропитка, сушка.
2.2.11. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка.
2.2.12. Седла клапанов — обработка шарошкой, притирка.
2.2.13. Фары, замки зажигания, сигналы — разборка, ремонт, сборка.
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 4-го разряда поручается:
2.1.1. Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов.
2.1.2. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании.
2.1.3. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде.
2.1.4. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов.
2.1.5. Разбраковка деталей после разборки и мойки.
2.1.6. Слесарная обработка деталей по 7-10-му квалитетам с применением универсальных приспособлений.
2.1.7. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 4-го разряда.
2.2.1. Блоки цилиндров двигателей — ремонт и сборка с кривошипно-шатунным механизмом.
2.2.2. Валы распределительные — установка в блок.
2.2.3. Генераторы, статоры, спидометры — разборка.
2.2.4. Гидроподъемники самосвального механизма — испытания.
2.2.5. Гидротрансформаторы — осмотр и разборка.
2.2.6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя — сборка, ремонт, испытания на герметичность, установка и крепление.
2.2.7. Двигатели всех типов — ремонт, сборка.
2.2.8. Колеса передние — регулировка угла сходимости.
2.2.9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы — ремонт и сборка.
2.2.10. Компрессоры, краны тормозные — разборка, ремонт, сборка, испытания.
2.2.11. Коробки передач автоматические — разборка.
2.2.12. Коробки передач механические — сборка, испытания на стенде.
2.2.13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов — установка, регулировка подъема и опускания.
2.2.14. Мосты передние и задние, сцепления, валы карданные — ремонт, сборка и регулировка.
2.2.15. Оси передние — проверка и правка под прессом в холодном состоянии.
2.2.16. Подшипники коренные — замена вкладышей, шабрение, регулировка.
2.2.17. Поршни — подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
2.2.18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные — проверка и регулировка при техническом обслуживании.
2.2.19. Редукторы, дифференциалы — ремонт, сборка, испытания и установка в картер заднего моста.
2.2.20. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка, ремонт.
2.2.21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки — замена.
2.2.22. Тормоза гидравлические и пневматические — разборка.
2.2.23. Управление рулевое — ремонт, сборка, регулировка.
2.2.24. Шатуны в сборе с поршнями — проверка на приборе.
2.2.25. Шатуны — смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.
2.2.26. Электропровода автомобилей — установка по схеме.
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 5-го разряда поручается:
2.1.1. Регулировка и испытания на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании.
2.1.2. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях.
2.1.3. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть.
2.1.4. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования.
2.1.5. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6-7-му квалитетам.
2.1.6. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации.
2.1.7. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 5-го разряда.
2.2.1. Агрегаты и приборы электрооборудования — установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.
2.2.2. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.
2.2.3. Генераторы, статоры, спидометры — ремонт, сборка, испытания, устранение дефектов.
2.2.4. Гидроподъемники самосвального механизма — сборка и испытания.
2.2.5. Гидротрансформаторы — ремонт, сборка.
2.2.6. Двигатели всех типов и марок — испытания на стенде, регулировка, диагностирование.
2.2.7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы — обслуживание, тарировка, ремонт.
2.2.8. Мосты передние и задние — замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации — диагностирование.
2.2.9. Распределители зажигания, реле-регуляторы — проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.
2.2.10. Тормоза гидравлические и пневматические — ремонт, сборка, установка и регулировка.
2.2.11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники — проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 6-го разряда поручается:
2.1.1. Ремонт, сборка, регулировка, испытания на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок.
2.1.2. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик.
2.1.3. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов.
2.1.4. Оформление приемо-сдаточной документации.
2.2. Примеры работ, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей 6-го разряда.
2.2.1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытания.
2.2.2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей — обслуживание, ремонт, тарировка.
2.2.3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления — обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.
2.1. Слесарю по ремонту автомобилей 7-го разряда поручается:
2.1.1. Диагностика всех механических, электрических и электронных систем и механизмов автотранспортных средств; выявление неисправностей и выполнение работ по их устранению.
2.1.2. Составление рекламаций на гарантийные узлы и агрегаты.
2.1.3. Испытания и регулировка всех узлов, механизмов и систем автотранспортных средств на стендах после проведения ремонтных работ.)
3. Права
Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:
— на обеспечение средствами индивидуальной защиты, инструментом, необходимыми материалами, оборудованным рабочим местом; на создание нормальных условий по охране труда;
— в пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности организации (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения порученной работы, и вносить предложения по их устранению.
4. Ответственность
Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за:
— неисполнение (ненадлежащее исполнение) работ, перечисленных в настоящей инструкции;
— несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
— необеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей;
— причинение материального ущерба организации — в соответствии с действующим законодательством.
Наименование должности руководителя
структурного подразделения ______________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
______________
(дата)
Визы
С инструкцией ознакомлен ______________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
______________
(дата)
Трудно представить себе современное общество без надежного помощника – автомобиля. При этом в понятие автомобиль можно вложить определение любого наземного автотранспорта: легковая и грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор, комбайн, микроавтобус и строительные машины. И вся эта армада из металла, резины, пластика требует постоянного обслуживания и ремонта. Поэтому, среди рабочих специальностей — профессия автослесарь является одной из самых престижных и востребованных.
Трудно представить себе современное общество без надежного помощника – автомобиля. При этом в понятие автомобиль можно вложить определение любого наземного автотранспорта: легковая и грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор, комбайн, микроавтобус и строительные машины. И вся эта армада из металла, резины, пластика требует постоянного обслуживания и ремонта. Поэтому, среди рабочих специальностей — профессия автослесаря является одной из самых престижных и востребованных.
Грамотный и универсальный автослесарь, который умеет проводить все диагностические и ремонтные работы, всегда будет иметь возможность работать как в большом автосервисе или автопарке, так и в собственной мастерской. Для многих автовладельцев этот специалист становится своего рода «домашним доктором», с которым советуются по всем вопросам жизнеобеспечения и ремонта железного любимца.
Но чтобы быть высококлассным специалистом, необходимо разбираться во всех моделях автомобилей (как современных, так морально устаревших), уметь пользоваться оборудованием для диагностики и современными инструментами для ремонта. Кроме того, необходимо обладать рядом личностных качеств, о которых мы сегодня и расскажем.
Кто такой автослесарь?
Автослесарь – рабочий, специализирующийся на ремонте и техническом обслуживании автомобильных средств передвижения (независимо от того грузовой это или легковой автотранспорт), диагностике работоспособности автомобилей и контроле за их техническим состоянием.
Название профессии произошло от древнегреческого αὐτός (сам) и немецкого schlosser (замочник). Профессия автослесаря формировалась вместе с научно-техническим прогрессом и развитием автомобильной промышленности. Чем сложнее становились машины, тем более высокую квалификацию должны были иметь работники, которые их ремонтировали. Круг выполняемых заданий постоянно расширялся и сейчас в функциональные обязанности слесаря по обслуживанию автомобилей входит:
- проведение осмотра и диагностики состояния автосредства;
- техническое обслуживание автомобиля;
- ремонт, восстановление, замена узлов, агрегатов и отдельных частей машины;
- тюнинг, экстерьерные работы (покраска, рихтовка).
Современный автомобиль – это высокотехнологичная машина, поэтому все чаще встречаются узкие специалисты по ремонту и обслуживанию автотранспорта, которые выполняют ремонт и обслуживание только определенного узла:
- моторист — выполняет полный спектр работ по ремонту ходовой части;
- автоэлектрик — занимается обслуживанием электроники, вплоть до ремонта бортового компьютера;
- вулканизаторщик — проводит шиномонтажные работы;
- маляр автомобильный — покраска, тюнинг;
- автожестянщик — устраняют внешние дефекты металлического покрытия;
- механик-диагност — определяет причины неполадок в работе машины и обозначает спектр необходимых ремонтных работ.
Кроме этих специализаций, можно перечислить еще около десятка специальностей, обеспечивающих жизнедеятельность отдельных механизмов машины. Особенно это касается больших автомастерских — автосервисов, где ремонт, диагностику и техническое обслуживание выполняет целая бригада механиков, каждый из которых отвечает за свой участок работы.
Должностная инструкция автослесаря
Открыть в формате WORD
1. Общая часть.
1.1. Полное наименование должности: Автослесарь.
1.2. Эта должность подчиняется и получает приказы, рабочие распоряжения непосредственно начальника автотранспортного отдела, и находится в оперативном подчинении у диспетчера-механика.
2. Функции
2.1.На исполнителя данной должности возлагается выполнение следующих функций:
· обеспечение безаварийной и надежной работы автотранспорта предприятия, правильная эксплуатация, своевременный ремонт, контроль технического состояния;
· проведение работ по планово-предупредительному ремонту;
· проведение сезонного обслуживания автомобилей;
· проведение профилактического осмотра автомобилей и оборудования;
· содержать в чистоте рабочее место и оборудование, работать с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений;
· оперативно принимать меры к устранению поломок в работе автотранспорта;
· участвовать в установке и замене запасных частей и оборудования;
· участвовать в работах по внедрению прогрессивных методов ремонта и восстановления оборудования, мероприятий по увеличению сроков службы оборудования, сокращению простоев, предупреждению аварий и производственного травматизма;
· знание и соблюдение при работе инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии;
· докладывать диспетчеру-механику и начальнику автотранспортного отдела:
· о выявленных неисправностях автомобилей, оборудования, приборов;
· о каждом случае травмы, отравления, ожога, полученным лично или другими работающими, а также о возгорании, взрыве или возникновении аварийной ситуации;
· о лицах, допускающих нарушения инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности.
· участвовать при оказании помощи пострадавшим, ликвидации аварии, пожара или другого происшествия (вызов скорой помощи, пожарной охраны); знать приемы доврачебной помощи; знать расположение и уметь пользоваться средствами пожаротушения; знать, умело и быстро выполнять обязанности, предусмотренные планом ликвидации аварии при различных аварийных ситуациях.
3.Права
3.1.Для качественного и своевременного выполнения обязанностей, Исполнителю этой должности предоставляются следующие права:
· вносить предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
4. Ответственность
4.1.Автослесарь АЗС несет ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии.
Статьи >> Профессии >> Профессия автомеханик
Какими личностными качествами должен обладать автослесарь?
Тот, кто выбрал работу автослесаря, должен быть готовым к тому, что придется работать не только с «железом», но и общаться с людьми — владельцами автомобилей. Поэтому хороший автослесарь должен обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение находить общий язык с клиентами, принимать компромиссные решения в конфликтной ситуации.
Не следует забывать и о том, что автослесарю люди доверяют свою жизнь (причем не в переносном, а в прямом смысле). Ведь даже одна недокрученная гайка или неправильно отрегулированная деталь может стать причиной ДТП. Отсюда вытекает, что в перечень обязательных личностных качеств автослесаря также можно включить:
- внимательность;
- наблюдательность;
- умения сконцентрировать внимание;
- логическое мышление;
- аккуратность;
- скрупулезность;
- дисциплинированность;
- ответственность;
- развитая моторика;
- хорошие слух и зрение;
- находчивость.
Чтобы справляться со всеми возложенными на специалиста обязанностями автослесарь должен уметь использовать современное диагностическое оборудование, знать специфику работы каждой марки машины, иметь навыки работы с электроникой, знать ассортимент деталей разных производителей, разбираться в современных горюче-смазочных материалах. Ну и самое главное, залог успешной профессиональной деятельности любого автослесаря – любовь к автомобилям и талант к работе с техникой.
Какие нюансы: автомеханик – разряды?
В современном автомобильном сервисе простой автослесарь выполнить полностью качественный ремонт автомашины не сможет, значит, изменяются требования к профессии ремонтника автомобилей и, соответственно, требования к его квалификационной категории – разряду. В сегодняшнем автомобильном сервисе автомеханик, чтобы прослыть хорошим специалистом и иметь постоянных клиентов, должен интересоваться последними усовершенствованиями авторемонта и не забрасывать постоянную учебу, а время от времени оканчивать очередные курсы повышения квалификации, который дают возможность узнавать новейшую информации в деле автосервиса. Это поднимет авторитет автомеханика у руководства автосервисом и будет способствовать в повышении должности. Ориентир на высокооплачиваемую работу есть у автомехаников 3-4 разрядов и выше. Чем выше разряд, тем выше квалификационное соответствие профессии.
Какими навыками должен обладать автомеханик 3 разряда?
Автомеханика 3 разряда выполняет ремонт узлов автомашины средней сложности. Автомеханик 3 разряда должен уметь:
- Ремонтировать все марки машин от различных производителей не только по своей категории, но и по низшему разряду;
- Уметь обслуживать двигатели обслуживаемых автомобилей;
- Разбираться в поломках машины;
- Производить ремонт грузового транспорта
Автомеханик 3 разряда должен знать:
- Порядок процессов по регулировке работы механизмов двигателя.
- Основные виды качества металлов и их термической обработки.
- Техническую характеристику автомобиля средней степени сложности;
- Правила безопасности работы с автомашиной.
Преимущества профессии автослесаря
Несмотря на достаточно высокие требования, эта специальность продолжает пользоваться у молодежи повышенным спросом. Если спросить их «Почему?», то большинство выделяют сразу несколько преимуществ профессии автослесаря:
- высокая заработная плата, которая зависит только от желания работать, потому что машины постоянно требуют ремонта и технического обслуживания;
- отсутствие возрастных ограничений – зарекомендовать себя талантливым автослесарем среди клиентов может как молодой человек, едва достигший совершеннолетия, так и пожилой специалист уже давно послепенсионного возраста;
- хорошие условия для развития творческих и инженерных способностей – многие талантливые автослесари используют автомастерские для внедрения собственных инновационных разработок;
- большие возможности для создания собственного бизнеса – оказывать услуги по ремонту автотранспортных средств специалист может как в автослесарных мастерских, так и частным образом.
Отметим, что многие автослесари «приходят» в профессию после покупки собственного автомобиля. И наоборот, довольно часто те, кто сам не может по медицинским показаниям работать водителем, свою любовь к машинам реализуют в работе по их ремонту.
Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей
Открыть в формате WORD
Общая часть.
- Слесарь по ремонту автомобилей относится к категории рабочих широкого профиля, который проверяет техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
- Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется и получает приказы, рабочие распоряжения непосредственно от руководителя технического центра, и находится в оперативном подчинении у мастера смены (участка) тех.центра.
- Назначение на должность и освобождение от неё производится приказом Генерального директора предприятия по представлению руководителя техцентра.
- Слесарь по ремонту автомобилей должен знать: правила разборки, дефектовки и ремонта деталей, узлов, агрегатов и приборов, правила техники безопасности; устройство принципы работы ремонтируемого оборудования, способы восстановления изношенных деталей; технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта; допуски, посадки и классы точности; устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов
2. Функции и должностные обязанности 2.1. Слесарь по ремонту автомобилей должен:
- проводить диагностику и профилактический осмотр автотранспортных средств, выявляя дефекты;
- выбраковывать детали после разборки и мойки, производить при необходимости слесарную обработку деталей, статическую балансировку деталей и узлов
- выполнять работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ;
- выполнять работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования согласно оформленного заказ-наряда;
- устранять выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены);
- обеспечивать качество ведения работ, вносить необходимые коррективы в способы и методы наладки;
- содержать в чистоте рабочее место и оборудование, работать с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений;
- участвовать в работах по внедрению прогрессивных методов ремонта и восстановления оборудования, мероприятий по увеличению сроков службы оборудования, сокращению простоев, предупреждению аварий и производственного травматизма;
- знать и соблюдать при работе инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии;
- докладывать мастеру смены (участка) и руководителю техцентра:
- о выявленных неисправностях оборудования, приборов;
- о каждом случае травмы, полученным лично или другими работающими,
- о лицах, допускающих нарушения инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности.
- участвовать при оказании помощи пострадавшим, в ликвидации аварии;
- знать приемы доврачебной помощи;
- знать расположение и уметь пользоваться средствами пожаротушения.
3.Права
- Слесарь по ремонту автомобилей предоставляются следующие права:
- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
- вносить предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
4. Ответственность 4.1. Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него должностных обязанностей, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. нарушение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил и инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Инструкцию прислала:
Каиргельдина Аида Начальник отдела кадров ООО»Астекс-М»г.Москва
Недостатки профессии автослесаря
Но не все так хорошо и безоблачно в профессиональной деятельности автослесаря. Не стоит забывать о таком недостатке профессии автослесаря, как вредные условия труда:
- масса некоторых запчастей исчисляется несколькими десятками килограмм, и достаточно часто передвигать их приходится вручную;
- иногда в процессе ремонтных работ мастеру приходиться проводить в очень неудобной позе несколько часов подряд;
- прямой контакт с различными красителями, растворителями и горюче-смазочными материалами может стать причиной аллергических реакций.
Кроме того, порой неисправность необходимо нужно быстро устранить прямо под открытым небом, да и теплые ремонтные боксы не часто встретишь, особенно в небольших мастерских.
Для многих специалистов препятствием в профессиональном развитии становится необходимость постоянно совершенствовать свои навыки и пополнять багаж уже имеющихся знаний. Ведь автомобильная промышленность не стоит на месте, и производители регулярно обновляют модельные ряды своих автомобилей, дополняя их новыми функциями и возможностями. И без знания особенностей новых моделей автослесарь рискует потерять наиболее состоятельных клиентов.
Карьера
В профессии автослесаря важную роль играет навык работы.
- После окончания ВУЗа выпускники могут пойти работать стажером при опытном автослесаре. Мастером можно стать через несколько месяцев стажировки.
- Людей с техническим складом ума и большими амбициями ждут перспективы карьерного роста. Следующий этап – должность автомеханика.
- Со временем можно стать начальником цеха или станции технического обслуживания.
Специалист, который ни к чему не стремится и не хочет совершенствовать свои навыки может проработать автослесарем всю жизнь.
Места работы
Работать автослесарем можно при автотранспортном предприятии:
- на автобазе или в таксопарке;
- быть задействованным в автобусном парке или любой компании, которая занимается автоперевозками.
Автослесарь может быть:
- в штате жилищно-коммунальной организации;
- слесарем по ремонту подвижного состава;
- слесарем по ремонту дорожно-строительной техники;
- работником автомобильного сервиса;
- сотрудником СТО или диспетчером.
Автослесарь может работать в автомобильном спорте.
Заработок
Автослесаря имеют хороший доход. Он варьируется в пределах от 150 до 1400 долларов в месяц. Все зависит от региона и места работы.
Самые большие заработки получают специалисты крупных мегаполисов.
Где можно получить профессию автослесаря?
Получить профессию автослесаря можно в политехническом колледже по одной из двух специальностей:
- автотехник, диагностика машин и автомашин;
- автослесарь, ремонт и обслуживание автомобилей.
Такой колледж есть почти во всех областных центрах России. В зависимости от базового образования, обучение может занять от нескольких месяцев до 3-х лет. Во время учебы будущие автослесари осваивают основные навыки работы, узнают порядок и правила проведения технического обслуживания машин, знакомятся с правилами обкатки новых и отремонтированных автомобилей, а также с принципами работы автотранспорта в целом. Большим преимуществом получения этой профессии является тот факт, что одновременно с приобретением профильных знаний студент получает и водительские права.
При желании можно повысить свой квалификационный уровень в техникумах/колледжах и получить профессию автомеханика. Многие не останавливаются на достигнутом и получают специальность инженера-механика в лучших политехнических ВУЗах России, к которым относятся:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
- Сибирский государственный университет путей сообщения;
- Иркутский государственный технический университет;
- Брянский государственный технический университет;
- Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Как получить специальность автослесаря
Понятно, что можно прийти на практику, если с детства любил машины, стать подмастерье и быстро научиться. Но есть и более правильный путь — через образование.
Учебные заведения
На эту профессию готовят практически везде. Знаю, что даже в районах достаточно учебных заведений, поэтому молодому человеку будет несложно найти то, которое, по душе. А центры по переподготовке кадров для тех, что уже имеет образование, натаскивают всех желающих в течение 2–3 месяцев.
Обучение во время работы по профилю
Найти вакансию автослесаря несложно. Зачастую крупные и мелкие организации и автосервисы готовы брать только что отучившихся молодых людей без опыта. Единственным требованием является наличие профильного образования, хотя в какой-нибудь сервис к дяде Васе могут взять и без него.
Серьёзные организации готовы обучать новых специалистов предоставляя:
- наставника;
- специальную техническую литературу;
- курсы.
Обучение ремеслу с наставником
Так же было и со мной, когда определили в пару к опытному слесарю, под чьим руководством работал.
Обучение ремеслу с наставником.
Конечно, на первичном этапе, когда с вами нянчится воспитатель, не стоит ждать высоких зарплат, но ведь с каждым днём вы узнаёте всё больше, делаете работу быстрее, а значит, через определённое время можете рассчитывать на прибавку.
Вначале мне наставник говорил, какой ключ использовать, что открутить или привинтить. Через полгода я с легкостью выполнял простые операции. Через шесть месяцев знал и умел более сложные, через 2 сезона устранял неисправности в электропроводке громадных импортных фур. Ещё через 24 месяца стал работать на диагностическом стенде.
Секреты профессии
Самое главное в нашем деле, как я считаю — уметь откручивать гайки и болты. Кто-то скажет, чего там уметь, откручивай против часовой стрелки — вот и всё. Но это не так просто. Зачастую болты и гайки прикипают и тогда приходится идти на разные хитрости:
- нагревать их;
- отпиливать;
- высверливать.
Вот один забавный пример:
Когда был ещё неопытным автослесарем, со мной приключился курьёзный случай. Мой наставник откручивал большую гайку на рессорах, не открутив до конца, передал это дело мне. Я же, не долго думая, с чего-то решил, что гайку нужно закручивать и закрутил. Как же он был удивлен, когда увидел, что гайку, которую наставник с таким трудом сорвал с места, закручиваю при помощи гаечного ключа и метровой трубы.