На чтение 6 мин Просмотров 12.8к. Опубликовано 12.04.2021
Валидатор для банковской карты – устройство, которое считывает информацию и позволяет проводить платежи на месте. Валидаторы сейчас установлены практически во всех видах транспорта, достаточно просто приложить карту и оплата будет произведена. Но система несовершенна, сбои нередки, а потому люди часто задают вопросы, почему валидатор не считывает банковскую карту. Сегодня мы поговорим об особенностях оплаты банковской картой на валидаторе. Читайте следующую статью на страницах журнала bankovskie-karty.ru и вы узнаете, если валидатор не принимает банковскую карту что делать.
Содержание
- Валидатор банковская карта
- Валидатор в автобусе банковской картой
- Валидатор оплата банковской картой как платить
- Почему валидатор не считывает банковскую карту
- Если валидатор не принимает банковскую карту что делать
Валидатор банковская карта
Валидатор для транспорта – это автоматизированный POS-терминал – считыватель банковских и транспортных карт для бескондукторной системы оплаты проезда с онлайн-кассой для фискализации согласно требованиям налоговой службы.
Валидатор, принимающий бесконтактную оплату, отмечен специальной пиктограммой – спереди нарисована стилизованная банковская карта. Кроме того, справа и слева на наклейках указаны способы, которыми можно оплатить проезд – банковскими картами, мобильными устройствами и так далее. Валидатор, принимающий банковские карты, гораздо крупнее обычных по размеру, а в салоне трамвая и троллейбуса таких валидаторов может быть от 1 до 6.
Для оплаты проезда принимаются банковские пластиковые карты со встроенным микропроцессором (чипом) с бесконтактным интерфейсом. Если ваша банковская карта поддерживает бесконтактную технологию проведения платежа, то на лицевой стороне карты Вы найдете пиктограмму «волны» .На карте также может быть нанесена надпись «МИР-бесконтакт», «payWave» или «paypass».
Валидатор в автобусе банковской картой
Возможность оплаты проезда банковской картой – это дополнительная услуга, а не обязательная функция. При прикладывании карты к валидатору происходит регистрация поездки, а не ее оплата. Фактическое списание средств проходит позднее, задержка может составлять до суток.
Списание денег с карты за зарегистрированную в валидаторе поездку может происходить в любое время, в том числе и ночью. Банк-эмитент карты по разным причинам может отклонить первую и последующие попытки списания сумм за проезд.
Повторные попытки списания система делает уже только на следующий день, а если банк-эмитент опять отклонит операцию, то на 4-ый и далее на 7-ой и 28-ой дни. Эти временные промежутки определены Правилами платежных систем. Если оплата с первой попытки не прошла, то карта заносится в транспортный стоп-лист до погашения задолженности за проезд.
Пассажир, который оплачивает проезд банковской картой, может отслеживать свои поездки, оплату, образование задолженности за проезд на сайте Lk.informseti.ru. Кроме того, пользователь может ускорить вывод банковской карты из транспортного стоп-листа, самостоятельно погасив висящий долг через Lk.informseti.ru.
Если же в транспортный стоп-лист попал виртуальный номер карты, сохраненный в Apple Pay, GPay, Mir.Pay и так далее, то в личном кабинете нужно вводить именно виртуальный номер карты.
Валидатор оплата банковской картой как платить
При входе в автобус нужно приложить к считывателю стационарного валидатора банковскую, транспортную карту или смартфон. После этого на терминале появится сообщение, что проезд оплачен. Если карта находится в стоп-листе, пассажир увидит сообщение о том, что карта заблокирована. Билеты на стационарном валидаторе не распечатываются.
Если пассажиру нужно получить подтверждение о том, что он совершал поездку, например для отчетности по работе или для страхового случая, он может воспользоваться личным кабинетом на сайте Edem.permkrai.ru либо обратиться в МКУ «Гортранс» за заверенными бумагами с подписью и печатями.
Почему валидатор не считывает банковскую карту
Для успешного проведения оплаты проезда необходимо иметь активированную, не просроченную банковскую карту и достаточное количество денежных средств на счете (не менее стоимости одной поездки).
При входе в транспортное средство Вы должны приложить карту для считывания на терминале, находящемся на поручне. Ввод PIN-кода не требуется. В случае успешной оплаты проезда по Вашей банковской карте, после считывания карты терминал издаст звуковой сигнал, извещающий об успешной оплате. На экран выводится сообщение «Одобрено. Тариф ХХ руб.».
Банковская карта может не приниматься для оплаты проезда на терминале по следующим причинам:
- повторное предъявление карты на текущем рейсе (проезд уже оплачен);
- имеется задолженность по оплате проезда картой (ранее была совершена поездка, при оплате которой не произошло списание денежных средств);
- ошибка чтения карты / карта повреждена (терминал не может считать или обработать информацию с карты);
- истек срок действия карты;
- карту слишком быстро отвели от считывателя;
- к считывателю приложено несколько карт одновременно;
- банком-эмитентом карты установлены ограничения на проведение платежей без ввода PIN-код;
- отсутствие связи с банковским сервером*.
Если валидатор не принимает банковскую карту что делать
Транспортной платежной системой предусмотрена web услуга Личного кабинета пассажира с целью предоставления информации об истории совершенных поездок, оплаченных с помощью банковской карты, и возможности погашения задолженности за совершенную поездку – https://lk.informseti.ru
Для погашения задолженности необходимо зайти в личный кабинет, осуществив ввод номера Вашей банковской карты и кода на картинке. Ввести необходимый период просмотра совершенных поездок и поставьте галочку рядом с «Неоплаченные поездки». После отображения информации о поездке со статусом оплаты «Нет оплаты» в поле «Информация» нажать «Просмотр».
Если валидатор не принимает банковскую карт попробуйте оплатить поездку одним из следующих способов: другой картой с поддержкой технологии бесконтактной оплаты, другой картой без поддержки бесконтактной оплаты на терминале или наличными у водителя.
На экране отобразится полная информация об операции. Ознакомьтесь с правилами оплаты и в случае согласия поставьте галочку в соответствующем поле, далее нажмите кнопку «Оплатить» Вам будет предложено два метода оплаты – Банковская карта (оплата через интернет любой банковской картой: MasterCard, VISA, МИР) и Оплата в один клик (оплата произойдет со счета банковской карты, использованной для входа в Личный кабинет, при наличии средств на счете).
Советуем почитать: Долг за проезд по банковской карте
При выборе способа платежа «Банковская карта» необходимо ввести данные банковской карты и нажать кнопку «Оплатить». При выборе «Оплата в один клик» оплата произойдет автоматически с карты, по которой образовалась задолженность. В новом окне Вы увидите информацию о том, что операция принята к исполнению.
Источники:
- https://www.electrotrans.spb.ru/beskontaktnaya_oplata
- https://59.ru/text/transport/2021/01/29/69736321/
- https://albank.ru/ru/content/detail.php?ID=1576
- https://www.avtobus.spb.ru/for-passengers/oplata-bez-kontakta/
- https://www.oao-tts.ru/ttshelp/bankovskie-karty/
Post Views: 5 883
«Подорожник» обогнал контролеров в развитии
Поделиться
Перевозчики просят сообщать о конфликтах с кондукторами общественного транспорта Петербурга. Всё чаще оплативших проезд пассажиров просят покинуть троллейбус или автобус.
С начала года в Петербурге заработали новые виды билетов: 90-минутный, суточный, а также студенческие, которые работают как в метро, так и в наземных видах общественного транспорта. Единый проездной на сутки стоит 180 рублей, на 7 суток – 680 рублей, на полтора часа – 70 рублей. Конкурс на развитие Системы электронного контроля оплаты проезда проводил комитет по информатизации и связи, подрядчиком было выбрано СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Стоимость контракта составила 16,2 млн рублей.
Петербуржец Егор может назвать себя пионером по использованию «Подорожника» в качестве единого суточного проездного билета. А на долю первопроходцев всегда выпадают трудности. «На устройстве контроля на турникете карточка «пробивается» успешно, загорается зеленый сигнал. Однако при ручном контроле валидатором устройство зажигает красный сигнал и пишет, что «не соответствует тип транспорта», хотя билет-то единый на все виды, и тайм-аут есть только для метро длительностью 30 минут, все остальное – не ограничено», – рассказал Егор нашему изданию.
30-минутный интервал, в течение которого повторно нельзя использовать суточный проездной билет, действительно распространяется на метро (для месячных билетов он составляет 10 минут). По словам читателя, проблемы у него возникли на 130-м автобусном маршруте, 37-м и 31-м троллейбусных и 60-м трамвайном. Успешно он проехал только на 165-м автобусе, то есть 3 из 4 поездок окончились неудачно. «Кондуктор, естественно, ничего слышать не желает и просит на выход, возникают конфликтные ситуации», – уточняет собеседник «Фонтанки».
Аналогичную историю описывает транспортный блогер Михаил Кобяков. «Вчера в трамвае-«сотке» приложил «Подорожник» с 90-минутниками к валидатору на поручне, – рассказывает «любитель транспорта», как он себя называет. – Кондукторша проверила своим ручным валидатором и попросила снова приложить. Приложил. Повторное приложение показал ручной валидатор. Она проверила опять своим и говорит: «Не тот вид транспорта».
В комитете по транспорту о таких случаях знают, но утверждают, что они не носят массового характера. Как рассказали «Фонтанке» в ведомстве, перевозчики должны были модифицировать бортовое оборудование, а также ручные валидаторы для того, чтобы они считывали информацию с новых видов проездных. Это было сделано, однако в начале года выяснилось, что не везде новое программное обеспечение работает корректно. Специалисты комитета переписали скрипты и разослали всем перевозчикам. В «Пассажиравтотрансе» жалоб от пассажиров не получали и просят сообщать обо всех подобных случаях через сайт предприятия.
СПбГУП «Организатор перевозок» тоже оказалось в курсе ситуации. «Тут уже задача перевозчиков известить всех своих кондукторов, что может быть подобный сбой (при предъявлении действующего суточного билета ручной валидатор-контролёр кондуктора не сможет считать информацию о билете), – рассказали «Фонтанке» в пресс-службе. — К сожалению, видимо, данная работа с кондукторами в транспортных парках была проведена недостаточно оперативно». Проблема действительно упирается в те инструкции, которые получают кондукторы и контролеры. Ведь, по идее, они должны ориентироваться именно на показатели собственной аппаратуры – хотя достаточно повторно приложить билет к валидатору, чтобы на поручне загорелся кружок в знак того, что проезд уже оплачен.
На интернет-форумах зачастую высказывается идея о том, что использование ручных валидаторов – рудимент эпохи талончиков и компостеров; мол, если уж потратились на электронику внутри автобусов, незачем дергать пассажиров лишний раз. Отдельное негодование у противников ручного контроля вызывают ситуации, когда кондуктор явно видел зеленую стрелку на стационарном валидаторе, но тут же требует предъявить билет для новой проверки. Наиболее принципиальные связывают это с неким «планом по проверкам», который должен выполнить кондуктор, и даже готовы отстаивать свое право не лезть лишний раз в карман, рискуя своим расписанием и здоровьем. Подобный инцидент заснял в автобусе корреспондент «Фонтанки» – правда, в данном случае кондуктора поддержали другие пассажиры.
Согласно Правилам пользования наземным пассажирским транспортом, кондуктор – должностное лицо, уполномоченное, кроме прочего, контролировать правильность оплаты проезда. Он также руководствуется должностной инструкцией, где и предусмотрено использование ручного контролера. Так что с формальной точки зрения их проверки обоснованны. «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» заявили «Фонтанке» об отсутствии какого-то количественного плана потревоженных пассажиров или ссаженных «зайцев». При этом в ГЭТ отметили, что оценка работы кондукторов зависит от количества перевезенных пассажиров в целом и числа оплативших проезд. Так что некоторая личная заинтересованность у людей с валидаторами наперевес все-таки есть. Однако у их активности есть и более объективная причина. Они должны проверять обоснованность использования проездных документов. В первую очередь речь о том, чтобы по льготным билетам не ездили люди, которые прав на эти льготы не имеют. Этим можно объяснить ситуации, когда кондуктор протягивает свой валидатор сразу после того, как вы у него на глазах «приложились» к стационарному.
Тем не менее перекрестная система оплаты не позволяет снять правовую коллизию, с которой сталкиваются добросовестные пассажиры при неисправности техники – даже если ответственные ведомства все понимают. «Мы считаем, что неисправность или некорректная работа (неправильная прошивка) ручного валидатора-контролера не является основанием для высаживания пассажира или задержки рейса, – говорит пресс-секретарь СПбГУП «Организатор перевозок» Роман Агапитов. – Если проездной билет был корректно зарегистрирован в стационарной системе (на валидаторе на поручне загорелся сигнал «зелёная стрелка»), то пассажир может продолжать следовать по маршруту. В случае конфликтных ситуаций с кондукторами просим оставлять обращения или претензии в информационно-справочной службе «Организатора перевозок» по телефону 576-55-55 или заполнив форму на сайте http://orgp.spb.ru/treatment/ В данном случае надо запомнить маршрут и бортовой номер (или госномер) транспортного средства, а также приблизительное время инцидента».
«Если пассажир уже оплатил проезд, а с него требуют новой оплаты наличными или отправляют на выход, права человека, безусловно, нарушены, – говорит юрист Алексей Койтов. – Проблема в том, что возможностей для отстаивания своих прав на месте у пассажира фактически нет, так уж выстроена эта система. В суд по таким делам никто тоже бегать не готов. Лучший вариант – хотя он тоже появляется постфактум – направить обращение в Роспотребнадзор. Это ведомство может выставить предписание перевозчику, особенно если накопит большой пул аналогичных жалоб».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру
Содержание
- — Как работает терминал у кондуктора?
- — Как называют кондуктора в автобусе?
- — Что входит в обязанности кондуктора?
- — Что такое валидатор в трамвае?
- — Как работает валидатор у кондуктора?
- — Как убрать карту Сбербанка из стоп листа?
- — Кто такой кондуктор в поезде?
- — Сколько получает кондуктор в спб?
- — Что входит в обязанности кондуктора трамвая?
- — Какое место должен занимать кондуктор?
- — Кто должен подойти кондуктор или пассажир?
- — Как работать с валидатором?
- — Что означает слово валидатор?
- — Для чего нужен валидатор?
Валидаторы находятся у кондукторов, либо установлены на вертикальных поручнях автобусов. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси.
Как работает терминал у кондуктора?
Водитель при входе (иногда кондуктор) берёт вашу карту, прикладывает её к терминалу, терминал плюётся чеком. … Если оплачивать наличными — кондуктор выдаёт билет, если оплачивать проездным — валидатор сможет сказать, а если оплачивать банковской картой, то только чек из валидатора будет доказательством оплаты проезда.
Как называют кондуктора в автобусе?
Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна.
Что входит в обязанности кондуктора?
Должностные обязанности кондуктора
- сбор платы и выдача билетов, проверка проездных документов и билетов, выданных ранее;
- оказание пассажирам (прежде всего, пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми) помощи при посадке и размещении в транспорте;
- проверка безопасности оборудования;
28 июн. 2017 г.
Что такое валидатор в трамвае?
Валидаторы списывают деньги с транспортных и банковских карт. Пожилые пассажиры, не привыкшие к подобным «штуковинам», подносят карты к устройству несколько раз — на их взгляд, валидатор не реагирует, заставляя повторять операцию.
Как работает валидатор у кондуктора?
Кондуктор с помощью валидатора считывает карту, стоимость проезда списывается со счёта пассажира. Пассажир получает бумажный чек, он же билет, который необходимо сохранить до конца поездки.
Как убрать карту Сбербанка из стоп листа?
Если карта выпущена Сбербанком — Вы просто звоните по номеру горячей линии Сбербанка 8 800 555-55-23, сообщаете менеджеру, что оплачивали проезд через Транспортную систему «Золотая Корона» и просите вывести Вашу карту из Стоп-листа.
Кто такой кондуктор в поезде?
Кондуктор — железнодорожный служащий, сопровождающий железнодорожный состав в пути его следования.
Сколько получает кондуктор в спб?
Кондукторы в городских и пригородных автобусах, а также в маршрутных такси зарабатывают от 15000. Профессионалы, работающие в поездах метрополитена, получают оклад всего 8000 ($121) + бонусы. На хорошем маршруте, где много пассажиров, они зарабатывают 100000 руб. ($1515) и более.
Что входит в обязанности кондуктора трамвая?
Работа кондуктора заключается в продаже билетов и проверке льготных документов. Пока транспорт едет до следующей остановки, работник должен обойти весь салон, то есть обслужить всех пассажиров. Однако в переполненном транспорте такого не бывает. Если транспорт без кондуктора, то должна быть информация о его отсутствии.
Какое место должен занимать кондуктор?
Коротко о главном:
- Отдельное место для кондуктора в общественном транспорте по закону не предусмотрено. …
- Денис Пырлог уверен, что у кондукторов должна быть возможность отдохнуть, но занимать два места — «это перебор».
- Обо всех нарушениях пассажир может сообщить перевозчику или в ЦДС.
Кто должен подойти кондуктор или пассажир?
– использующий льготный проездной документ, не дающий право проезда в наземном пассажирском транспорте Санкт-Петербурга. Обращаем внимание, что пассажир должен сам подойти к кондуктору (водителю) и приобрести билет, а не ждать, когда кондуктор подойдёт к контролёру.
Как работать с валидатором?
Для того, чтобы оплатить с помощью валидатора, поднесите карточку или устройство с NFC к валидатору и дождитесь подтверждения платежа. Зеленый свет на валидаторе — проезд оплачен. Красный — отказ. В случае отказа попытайтесь еще раз или расплатитесь другой картой.
Что означает слово валидатор?
Валида́тор может означать: Валидатор — устройство для проверки документов на электронных носителях. Валидатор формата — компьютерная программа для проверки соответствия данных определённому формату.
Для чего нужен валидатор?
Валидатор — это устройство, позволяющее фиксировать начало и окончании поездки. Установка валидаторов на станциях, не оснащенных турникетными комплексами, позволяет расширить зону покрытия билетов: на срок действия, на количество поездок, через мобильное приложение и билетов МЦД.
Интересные материалы:
Какое озеро впадает 336 рек а вытекает одна Ангара?
Какое течение у рек?
Какое течение у реки Чусовая быстрое или медленное?
Какое течение у реки Томи быстрое или медленное?
Какое течение у реки Уссури быстрое или медленное?
Какое течение у реки Вятки?
Какое течение у реки Волги быстрое или нет?
Какое Тичение реки Волги?
Какое устье реки Волги?
Какого океана принадлежит река Амур?
Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 [1] . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Несмотря на то что с помощью электронной системы проверки оплаты проезда существенно сократилось число безбилетных пассажиров, многие жители Москвы отрицательно восприняли нововведение. Так, из-за автоматов посадка стала занимать больше времени: если до введения устройства посадка и высадка обычно занимала не более одной минуты, то после при большом количестве пассажиров она стала занимать 3-4 минуты. Это естественным образом отразилось на времени следования по маршруту, в некоторых случаях весьма существенно. В конце декабря 2009 года Мосгортранс вывел на улицы Москвы новые комфортабельные маршрутные такси. Первые 100 машин вышли на маршруты 1−го, 3−го, 10−го и 16−го автобусных парков и Филевского автобусно-троллейбусного парка, которые оборудованы валидаторами, турникеты в машинах отсутствуют. Введение новый муниципальных машин либо сократит количество частных маршруток, либо будет способствовать повышению качества услуг, которые предоставляют коммерческие перевозчики [2] .
Санкт-Петербург
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета). [3] [4] [5] [6]
В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
- Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
- Проезд оплачен.
- Проезд не оплачен (например истек срок действия).
- Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном маршруте уже оплачен).
- Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.
Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.
Другие города
В Красноярске с помощью пластиковой электронный карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане — с ноября 2010 года [7] [8] [9] . Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные ридеры (валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи.
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.
В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта «Е-карта». Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. с 2012г. оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Правда, сначала такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, но теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте. Благодаря новой услуге МегаФона, оплачивать проезд с мобильного телефона можно во всех видах наземного общественного транспорта Екатеринбурга, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена – везде, где принимается «Е-карта».
В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.
Валидатор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля над правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.
Содержание
Валидаторы на транспорте [ править | править код ]
Москва [ править | править код ]
Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 [1] . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения. Было принято решение о закупке автобусов с расширенной передней дверью и зауженной кабиной водителя, а позже старый ПС переделали. Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Несмотря на то, что с помощью электронной системы проверки оплаты проезда существенно сократилось число безбилетных пассажиров, многие жители Москвы отрицательно восприняли нововведение. Так, из-за автоматов посадка стала занимать больше времени: если до введения устройства посадка и высадка обычно занимала не больше одной минуты, то после при большом количестве пассажиров она стала занимать 3-4 минуты. Если социальные карты не срабатывали и были существенные задержки повторного прохода, то время посадки увеличивалось до 20 минут, а в местах массового пассажиропотока посадка могла длиться от 30 минут до часа. Это отразилось на времени следования по маршруту, в некоторых случаях весьма существенно. В конце декабря 2009 года Мосгортранс вывел на улицы Москвы новые комфортабельные маршрутные такси. Первые 100 машин вышли на маршруты 1−го, 3−го, 10−го и 16−го автобусных парков и Филевского автобусно-троллейбусного парка, которые оборудованы валидаторами, турникеты в машинах отсутствуют. Введение новых муниципальных машин либо сократит количество частных маршруток, либо будет способствовать повышению качества услуг, которые предоставляют коммерческие перевозчики [2] .
Зимой 2015 года на автобусах маршрутов № К, 17т, 164к, 205к, 758 и 883, в дополнение к существующей системе АСКП, были установлены валидаторы системы СЭКОП, предназначенные для оплаты проезда банковскими картами MasterCard. Эксперимент с использованием двух валидаторов разных систем длился всего несколько месяцев, по результатам которого данный метод был признан неэффективным. В дальнейшем подобный способ оплаты проезда на этих маршрутах был отменен, в связи с изменением подвижного состава с микроавтобусов на автобусы большого класса.
Осенью 2017 года безналичная система оплаты проезда (бесконтактной банковской картой) была введена на маршрутах трамвая № 6 и 27 на постоянной основе, а к июню 2018 года была расширена на 47 автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутах. Прием банковских и транспортных карт реализован в одном устройстве — валидаторе нового образца. Оплата проезда может производиться с помощью «классических» пластиковых бесконтактных карт и системы мобильных платежей. В дальнейшем планируется внедрить подобный способ оплаты проезда на всех маршрутах Мосгортранс.
С 2018 года начался перевод и адаптация системы АСКП на бестурникетный режим работы [3] с отменой посадки исключительно в переднюю дверь на более чем 60 автобусных маршрутах города. На таких маршрутах отныне был вновь разрешен вход и выход во все двери, а валидаторы установлены на поручне у каждой двери [4] . Одновременно с этим была усилена работа билетных инспекторов, а на некоторых проверках также задействованы силы общественных дружинников и полиции. Порядок осуществления оплаты проезда контролируется билетными инспекторами ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок».
1 сентября 2018 года все маршруты наземного городского транспорта переведены на бестурникетный режим работы [5] .
С 1 марта 2018 года в Московской области появилась возможность оплачивать все виды общественного транспорта с помощью банковской карты [6] .
В июне 2018 года автобусы ГУП МО «Мострансавто» начали оборудовать валидаторами нового поколения. Установка стационарных терминалов была начата на маршрутах в Раменском и Волоколамском районах, городских округах Истра, Химки и Красногорск. Новые валидаторы имеют увеличенный дисплей и считыватель QR-кода, с помощью которого возможно использовать «Мобильный билет» [6] .
Санкт-Петербург [ править | править код ]
На рубеже 2005—2006 годов у кондукторов большинства социальных маршрутов автобуса появилось устройство для считывания информации с проездных документов — ручной валидатор. Годом позже ручные валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
Летом 2008 года состоялся запуск обновления системы СЭКОП, который предусматривает установку стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 9 штук), тем самым позволяя пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета) [7] [8] [9] [10] . В дальнейшем валидаторами СЭКОП был оснащён весь парк автобусов ГУП «Пассажиравторанс» (июнь 2011, автобусы частных компаний на данный ими не оборудованы), троллейбусов (июль 2013) и трамваев (май 2013).
В состав СЭКОП входят бортовой компьютер (установлен в кабине водителя) и валидаторы двух типов (простые и информационные), подключенные к нему. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
- Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
- Проезд оплачен.
- Проезд не оплачен (например, истёк срок действия).
- Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен).
- Валидатор заблокирован (во время процедуры перевода рейса).
Информационные валидаторы имеют дисплей (изготовленный по технологии Органический светодиод), который, помимо индикации событий, аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации необходимо сначала оплатить проезд, а затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет, что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе электронного проездного билета.
В 2016 году начата пилотная реализация по замене системы СЭКОП на комплекс КИСУ ГППТ (Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом). В состав КИСУ ГППТ входят бортовой компьютер, наддверные датчики подсчета количества входящих пассажиров, валидаторы нового образца «Штрих-М» и терминалы по продаже разовых билетов. Принцип работы КИСУ ГППТ, в отличие от СЭКОП, выстроен на параллельной привязке стационарных валидаторов и билетных терминалов к бортовому компьютеру, который прямо отображает статистику оплативших и неоплативших проезд пассажиров. КИСУ ГППТ предусматривает отказ от кондукторной системы в силу этих факторов.
Несмотря на переход на бесконтактную систему оплаты проезда, кондукторная система в общественном транспорте Петербурга сохранена в настоящее время. В первые годы после внедрения СЭКОП предполагалось сокращение штата кондукторов и перевод их части в должность билетных инспекторов (контролёров) [11] . В настоящий момент функции осуществления контроля оплаты проезда распространены на самих кондукторов. В редких случаях, при проведении планового контроля на маршруте инспекторами-ревизорами (в лице сотрудников Комитета по транспорту или СПб ГКУ «Организатор перевозок»), дополнительную проверку смарт-карт после первоначальной проверки кондуктором осуществляют и сотрудники любой из двух вышеназванных организаций. Иногда во время плановых рейдов кондуктор не проверяет валидацию БСК, временно возлагая данную функцию на вновь прибывших в салон инспекторов-ревизоров, а сам осуществляет только продажу разовых билетов [12] .
Другие города [ править | править код ]
В Красноярске с помощью пластиковой электронной карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане — с ноября 2010 года [13] .
Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные считыватели (ридеры/валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи. При поездке в городском общественном транспорте с пересадкой в течение девяноста минут при оплате с помощью пластиковой электронной карты каждая вторая и последующая поездка осуществляется по меньшей цене [14] .
С начала 2019 года рассчитаться за проезд в общественном транспорте Красноярска можно не только транспортными картами и наличными, но также и банковскими картами и устройствами, поддерживающими технологию бесконтактной оплаты.
Новые транспортные терминалы обслуживают бесконтактные банковские карты любого банка, а также позволяют оплачивать проезд с помощью смартфонов и других мобильных устройств (браслеты, часы, брелоки), используя системы бесконтактных платежей Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay.
Уже привычные транспортные и социальные карты также обслуживаются на едином терминальном устройстве [15] .
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб. на одну поездку.
В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта «Е-карта». Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов, либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. С 2012 года оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Изначально такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте, включая некоторые коммерческие маршруты, где принимается «Е-карта».
В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного (оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.
В муниципальном общественном транспорте Самары до 2008 года использовались разовые билеты, отдельные на каждый вид транспорта, и безлимитные месячные проездные билеты («сезонки»), также отдельные на каждый вид транспорта. С 2008 года и по сей день применяется транспортная карта, которая является формой авансового платежа за транспортные услуги [16] . Кондуктор с помощью валидатора считывает карту, стоимость проезда списывается со счёта пассажира. Пассажир получает бумажный чек, он же билет, который необходимо сохранить до конца поездки. Стоимость проезда по транспортной карте ниже, чем при оплате наличными. Существуют разные виды карт: для граждан, для студентов (льготные), для школьников (льготные) [17] . Для пенсионеров и инвалидов используется «Социальная карта жителя Самарской области». Оплата проезда с помощью карт и валидатора осуществляется при каждой поездке на общественном транспорте, без учёта пересадок. Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы (может взиматься комиссия), в городских отделениях почтовой связи, в местах продажи транспортных карт (киоски ТТУ и др.) [18]
Наравне с транспортными картами в самарском общественном транспорте сохраняется оплата наличными. Ведётся обсуждение проектов оплаты проезда с помощью банковских карт [19] .
В городе Алма-Ате (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространения, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.
В городе Бийске с 1 июня 2016 года система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты, введены электронные проездные карты и билеты во всех трамваях и автобусных маршрутах города.
В городе Барнауле с 1 декабря 2016 года внедрена система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты [20] . Электронные проездные билеты принимаются к оплате во всех трамваях, троллейбусах и автобусных маршрутах города.
В Якутске с 1 декабря 2016 года действует оплата проезда через валидатор с помощью проездных билетов типа «Ультралайт» и устройств с поддержкой NFC [21] .
С 1 июля 2021 года власти города Перми планируют полностью перейти на бескондукторную систему. Об этом 14 октября сообщил начальник департамента дорог и транспорта городской администрации Анатолий Путин на круглом столе по изменениям в сфере пассажирских перевозок.
Широко разрекламированные перед Новым годом проездные билеты нового образца оказались подарком с подвохом. Как выясняется, это история не столько о технической ошибке, сколько об особенностях национального планирования.
Первое, что смутило пассажиров и экспертов в сфере общественного транспорта – это порядок, при котором полуторачасовые и суточные билеты можно записать только на чистый носитель. Тем, кто пользуется электронными кошельками, придется либо «доесть» весь ресурс на своей карте (а он может составлять, к примеру, тысячу рублей), либо купить за 60 рублей новый «Подорожник». Как сообщили «Фонтанке» в ГКУ «Организатор перевозок», таким образом снимается проблема возможного конфликта разных билетов. Если на карте записаны одновременно суточный и полуторачасовой проездные, система не сможет определить, с какого из них должна быть списана поездка.
Пример Москвы показывает, что эта проблема решаема – на это обращают внимание интернет-блогер ы, специализирующее ся на развитии общественного транспорта. В столице тарификация по 90-минутным расценкам включается автоматически при пересадке, даже если вы используете электронный кошелек (речь идет о карте «Тройка»). Да и цены на полуторачасовые билеты в Петербурге выше – 70 рублей против 65 в Москве (если речь об отдельном билете) и 54 (если запись происходит на «Тройку»). Зато суточные билеты в Петербурге дешевле, и линейка их – шире.
Другие транспортные эксперты призывают не идеализировать уж так достижения Москвы. По крайней мере, в том числе у Петербурга училась в свое время Москва, внедряя свои бесконтактные карты – тут город на Неве опережал столицу. Возможно поэтому москвичи, посмотрев на петербургский опыт, и избежали ряда ошибок, отметил в разговоре с «Фонтанкой» один из собеседников, близких к транспортному комплексу Петербурга. Главное, теперь сделать следующий шаг.
Другой проблемой, о которой писала «Фонтанка», стал отказ части техники распознавать новые билеты. В данный момент на общественном транспорте в Петербурге используется три вида ручных валидаторов. Самая старая модель – ПК-001 – была разработана еще в середине нулевых, а в 2010-2011 годах на вооружение в кондукторские войска поступили ПК-002 и ПК-003.Как рассказал «Фонтанке» источник, близкий к разработчику программного обеспечения, ПК-001, в отличие от более современных моделей, технически не приспособлен для того, чтобы воспринять ПО, необходимое для считывания новых видов проездных. По неофициальной информации, при попытке перепрошить эту аппаратуру есть риск ее полного отключения. «Новое программное обеспечение может иметь системные ошибки, поэтому происходят «нестыковки» данных по новым билетам в метрополитене и наземном транспорте, – рассказал собеседник «Фонтанки» в крупной компании-перевоз чике. – Свою роль играет и недостаточная память ручных валидаторов. Поэтому опасаемся вывода оборудования из строя в целом в результате новых перепрошивок».
«На самом деле сбои в их работе вызваны попыткой перевозчиков выйти из зависимости у компании «СТЭК» и близких к ней («МФ-тариф», «Светлана-карт» и т.д.), выигрывающих большинство конкурсов Смольного, и попытаться наладить обслуживание контроллеров своими силами или силами иных подрядных организаций, – утверждает источник «Фонтанки», близкий к транспортному рынку. – Кроме того, уже никто не помнит, сколько было подмодификаций оборудования и прошивок. Поэтому корректная прошивка данного оборудования очень сложна. Отчасти ситуацию можно сравнить со смартфонами, когда вы обновляете ПО на Android. Некоторые пользователи устанавливают «прогрессивные» прошивки от частных пользователей, которые приводят к «окирпичиванию» смартфонов».
В ГУП «Организатор перевозок» отказываются вешать на ПК-001 ярлык полностью устаревшей техники. По информации предприятия, на некоторых старых валидаторах обновление действительно не проходит. Однако связано это не с принципиальной несовместимостью , а скорее с изношенностью самой аппаратной составляющей. Сейчас ГУП совместно с разработчиком решает эту проблему, и по мере этого доля ПК-001, вставших на новые рельсы, растет. Перевозчики, по словам пресс-службы предприятия, были предупреждены о возможных сбоях на обычных городских маршрутах, однако источник в транспортной отрасли отрицает эту информацию.
В «Горэлектротрансе» , где на первую модель валидаторов приходится большинство ручной аппаратуры, также не говорят о том, что они массово не пригодны – хотя на части техники перепрошивка действительно не прошла.
В «Пассажиравтотран се» сообщили, что в настоящее время предприятие располагает 1974 валидаторами, из которых только 36 – валидаторы второго поколения. Они, в частности, используются на маршрутах, где в силу специфики зональной оплаты поездки считываются только вручную (200, 210 со смешанным тарифом в городской и пригородной зоне). В настоящий момент перепрошиты 800 валидаторов. Во избежание конфликтных ситуаций «Пассажиравтотра нс» проводит разъяснительную работу среди сотрудников и среди пассажиров, напоминая о возможности самостоятельной проверки оплаты в салоне автобуса. Это можно сделать, повторно приложив билет к любому из стационарных терминалов на поручнях. «Подтверждением оплаты станет появление оранжевого круга, – говорят в пресс-службе. – Для получения полных данных о билете (срок действия и др.) необходимо приложить билет к устройству, на экране которого расположен синий круг на черном фоне (информационному ) и удерживать его в течение нескольких секунд. В салоне находится не менее одного подобного считывателя».
«Ручные валидаторы фактически рудимент. Самое главное, что они в принципе не нужны для перевозчиков, кроме нескольких маршрутов ПАТ и транспортных средств с неработающей бортовой системой. Но при этом ГЭТ заставляет своих кондукторов вступать в конфликт с пассажирами из-за каких-то копеек за каждую «проверку». В ПАТе этого нет, и кондукторы автобусов уже достаточно давно спокойно относятся к дополнительной проверке. При этом никаких санкций, кроме оплаты проезда, кондукторы применить к нарушителям правил не могут», – заявил «Фонтанке» один из собеседников в одной из транспортных компаний.
Сложнее ситуация у коммерческих перевозчиков, в чьих автобусах нет стационарной аппаратуры. Как рассказали в ОАО «Третий парк», при запуске новых видов билетов возникли определенные проблемы. Примерно 15% валидаторов отказались принимать новое ПО, однако перевозчика выручил существующий для подобных случаев запас техники. Перевозчик затруднился сказать, относятся ли все замененные валидаторы к модели 10-летней давности, однако отметил, что водители и кондукторы получили инструкцию не вступать в конфликты с пассажирами, чей 90-минутник или суточник не считывается.
«По нашим ощущениям, это скорее единичные случаи, хотя и они должны быть полностью исключены, – рассказала пресс-секретарь комитета по транспорту Ирина Ефимова. – На прошлой неделе «Организатор перевозок» разослал перевозчикам новое ПО, сейчас идет процесс перепрошивки. Однако сказать наверняка, когда уйдут все нарекания, мы пока не можем».
Как рассказал источник «Фонтанки», чиновники были предупреждены о том, что валидаторы первого поколения могут оказаться не совместимы с 90-минутным и суточным билетом. Решить эту проблему можно было бы заменой самой аппаратуры, если, конечно, такое количество ручных контроллеров в принципе нужно, в чем у части экспертов есть большое сомнение. С другой стороны, собеседники в транспортном блоке Смольного называют запуск в целом удачным – в первые дни было продано очень много новых типов билетов, а обращений по ним было очень мало.
Так или иначе, 7 октября 2016 года комитет по информатизации и связи заключил контракт на модернизацию электронного оборудования, который выиграл с ГУП «Санкт-Петербург ский информационно-ан алитический центр». По информации «Фонтанки», почти всю работу на правах субподрядчика выполнило ООО «Стэк».
Именно эта компания занималась разработкой действующей системы электронного контроля оплаты проезда и поставками валидаторов и электронных карт для общественного транспорта. Эти соглашения в январе 2014 года стали поводом для громких судов и отставок в Комитете по транспорту и ГУП «Организатор перевозок». Следствие установило, что директор ГУП Владимир Михайлов и замглавы комитета Игорь Маилов вступили в преступный сговор при объявлении соответствующего конкурса, и документацию разработали под конкретного поставщика – а именно «СТЭК» и аффилированные с ним структуры. Будущий подрядчик должен был выплатить за это 8% от суммы контракта. Маилов согласился с обвинением в полном объеме, дал показания на своего начальника Станислава Попова и отделался лишением права занимать должности на госслужбе на три года (этот срок, к слову, подходит к концу). Попов был уволен в августе того же года, Владимир Михайлов получил 5 лет условно.
По неофициальной информации, комитет по транспорту не стал целиком менять старые валидаторы на новые в ожидании анонсированного перехода на Комплексную информационную систему управления городским пассажирским и пригородным транспортом общего пользования (КИСУ). Предполагается, что этот переход повлечет за собой глобальную смену вообще всего оборудования – в том числе бортового и ручного, а его стоимость оценивается в Смольном в 12 млрд рублей. Сейчас проект на стадии разработки прототипа. В конце августа 2016 года комитет по информатизации и связи объявил соответствующий конкурс. Комиссия допустила лишь одного участника из 5 («НТЦ Измеритель», входит в группу «Штрих»), однако одна из компаний подала жалобу на конкурсную документацию. УФАС заняло сторону жалобщиков, и потенциальный победитель также был отстранен. Сам конкурс был признан несостоявшимся, а когда его объявили вторично, «НТЦ Измеритель» заявился на него уже в гордом одиночестве – в самой компании это связывают с крайне сжатыми сроками, которые указаны в требованиях к подрядчику (до 31 марта 2017 года). Как рассказал заказчик, в декабре 2016 года выполнен и принят первый этап работ по контракту – «Разработка технического задания на создание системы». В настоящее время идет выполнение второго этапа – «Эскизный проект». Стоимость контракта составляет 27,8 млн рублей.
В группе «Штрих» нам сообщили, что уже 10 лет ведут направление общественного транспорта, участвуя в проектах в нескольких городах страны, в том числе – в Подмосковье. Подрядчик Смольного подчеркивает, что использует аппаратуру отечественного производства. Для того чтобы корректно внедрить прототип новой системы , компании потребовались криптографически е ключи, которыми пользовался разработчик действующей системы – ООО «Стэк». Смольный уже получил их и передал подрядчику.
Ранее группа «Штрих» уже выполняла транспортные проекты в Петербурге – в частности, платной парковки в центре города в 2015 году. Летом 2016 года «Фонтанка» писала том, что в общественном транспорте города тестируется оборудование «Штриха» – валидаторы и системы учета пассажиров. Ключевым акционером группы является вице-президент ВТБ Игорь Зубков. Если прототип от компании устроит заказчика, велика вероятность того, что именно «Штрих» будет заниматься сменой всей информационной системы общественного транспорта в городе. Как и другие крупные городские проекты, внедрение КИСУ подспудно связывается с чемпионатом мира по футболу и необходимостью предоставить всем приехавшим иностранцам качественный сервис. Однако о конкретных сроках в Смольном пока не говорят.