На чтение 18 мин. Опубликовано 14.03.2023
Содержание
- Руководство по управлению охраной окружающей среды
- Руководство по управлению охраной окружающей среды
- 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
- 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- 4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Руководство по управлению охраной окружающей среды
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования
Environmental management systems. General guidelines
on principles systems and supporting techniques
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14004-96 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»
По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.
Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.
Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.
Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.
В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.
Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой — процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).
Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:
— признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;
— установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
— определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;
— формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;
— поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;
— установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;
— обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;
— оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;
— разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;
— поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.
Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:
— применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;
— применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;
— применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;
— применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.
Выбор будет зависеть от следующих факторов:
— уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;
— возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;
Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.
0.2 ПРЕИМУЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.
Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:
— существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;
— особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;
— могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;
— в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.
Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.
От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.
Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:
— предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;
— поддержание крепких государственных/общественных связей;
— удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;
— получение страховки по разумной цене;
— улучшение репутации и увеличение рыночной доли;
— соблюдение критериев сертификации поставщика;
— усиление контроля за издержками;
— сокращение случаев, ведущих к задолженности;
— демонстрирование разумной осторожности;
— консервацию входных материалов и энергии;
— содействие получению разрешений и полномочий;
— поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;
— улучшение связей между правительством и промышленностью.
Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.
Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.
Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.
В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.
3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
Примечание — Этот процесс может происходить не обязательно одновременно во всех сферах деятельности.
3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.
Примечание — В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации до глобальной системы.
3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.
3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.
3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.
3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.
Источник
Руководство по управлению охраной окружающей среды
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы управления окружающей средой
ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Environmental management systems.
Specification with guidance for use
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной экологической эффективности и демонстрировать ее, контролируя воздействие своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду с учетом своей экологической политики и целевых экологических показателей. Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на охрану окружающей среды, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами окружающей среды, включая устойчивое развитие.
Многие организации провели экологический «анализ» или «аудит», чтобы оценить свою экологическую эффективность. Однако сами по себе эти «анализы» и «аудиты» могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти «анализы» и «аудиты» должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.
Международные стандарты, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, с тем чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
Настоящий стандарт устанавливает требования к такой системе управления окружающей средой. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.
Рисунок 1 — Модель системы управления окружающей средой
согласно данному стандарту
Есть важное различие между настоящим стандартом, содержащим требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи организации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой.
Руководство по обеспечению методов управления окружающей средой будет приведено в других международных стандартах.
Настоящий стандарт содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельного заявления. Организациям, которым требуется более общее руководство по широкому диапазону проблем, касающихся системы управления окружающей средой, следует обратиться к стандарту ГОСТ Р ИСО 14004.
Следует отметить, что настоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективности помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологическую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.
Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.
Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управления безопасностью и гигиеной (охраной) труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой интеграции таких элементов системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.
К настоящему стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ГОСТ Р ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ГОСТ Р ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы административного управления может варьироваться в зависимости от целей и заинтересованных сторон. В то время как системы административного управления качеством имеют дело с потребностями пользователя, системы управления окружающей средой обращены к потребностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся охраны окружающей среды.
Требования к системе управления окружающей средой, содержащиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о значительных воздействиях на окружающую среду. Он применим к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев экологической эффективности.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:
а) внедрить, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой;
б) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;
в) продемонстрировать это соответствие другим;
г) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления окружающей средой;
д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему стандарту и самой заявить об этом соответствии.
Все требования, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении А содержится информативное руководство по использованию требований.
Область любого применения настоящего стандарта должна быть четко определена.
Примечание — Для простоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения А имеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и А.3.3 рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а в подпунктах 4.5.4 и А.5.4 — аудит системы управления окружающей средой.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.
3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
Примечание — Этот процесс необязательно происходит одновременно во всех сферах деятельности.
3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.
Примечание — В данном контексте под понятием «внешняя среда» подразумеваются понятия от «среда в пределах организации» до «глобальная система».
3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.
3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.
3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, которого организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.
3.8 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental performance)- измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.
3.9 Экологическая политика (environmental policy) — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.
3.10 Плановый экологический показатель (environmental target) — детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.
3.11 Заинтересованная сторона (interested party) — отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.
3.12 Организация (organization) — компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.
Примечание — Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей: одна такая единица может быть определена как организация.
3.13 Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.
Примечание — Потенциальными выгодами от предотвращения загрязнения являются уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.
4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления окружающей средой, требования к которой приведены в разделе 4.
4.2 Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:
а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
е) была доступна для общественности.
4.3.1 Экологические аспекты
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы определить те аспекты, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации.
Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.
Источник
Руководство
ОАО «ТНК-Нягань»
относит к числу
важнейших проблемы промышленной
безопасности, охраны здоровья сотрудников
и экологии. С самого первого дня создания
руководители компании не раз подчеркивали
свою приверженность вопросам промышленной
безопасности, охраны труда и охраны
окружающей среды, что и было отражено
в формулировке политики.
Каждый сотрудник
осознает и принимает свою персональную
ответственность за сохранение окружающей
природной среды, и направляет максимальные
усилия и внимание не только на сохранение,
но и на постоянное улучшение экологической
обстановки, снижая свои воздействия на
нее, что приводит к совершенствованию
самой системы экологического менеджмента
и повышению эффективности деятельности
Общества.
Политика в области
охраны окружающей среды (ООС) является
качественным инструментом управления
персоналом Общества, формированием у
него единого понимания основных принципов
и стратегий по ведению бизнеса Общества
в данной области.
Политика в области
ООС является основой для стратегического
планирования и управления текущей
деятельностью, выраженного в выработке
и постановке целей в области охраны
окружающей среды перед бизнес-процессами
Общества на базе эффективного мониторинга
и анализа информации по результатам.[9]
Цели управления
ООС:
-
Обеспечение
экологически безопасной деятельности
предприятия предусмотренной Уставом
ОАО «ТНК-Нягань» -
Соблюдение
установленных нормативов воздействия
на окружающую среду, нормативов качества
окружающей природной среды в зоне
влияния подразделений предприятия -
Обеспечение
рационального использования природных
ресурсов, воспроизводства природных
ресурсов -
Снижение негативного
воздействия на окружающую среду за
счет повышения надёжности, безопасности
и безаварийности работы технического
оборудования -
Оперативность
контроля и передачи информации
руководителям предприятия и органом
государственного экологического
контроля, обеспечивающие возможность
принятия немедленных решений по снижению
или ликвидации отрицательных воздействий
на окружающую природную среду. -
Соблюдение
природного законодательства персоналом
ОАО «ТНК-Нягань»
Основные задачи
управления ООС:
-
Проверка выполнения
природоохранных планов и мероприятий,
предписаний и рекомендаций специально
уполномоченных государственных органов
в области охраны окружающей природной
среды. -
Проверка соблюдения
нормативов качества окружающей природной
среды в зоне влияния подразделений
предприятия, соблюдением нормативов
предельно допустимых выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, лимитов размещения
отходов. -
Учет загрязняющих
веществ в выбросах и сбросах подразделений
предприятия, образовавшихся утилизированных
и размещаемых отходов, используемых
природных и энергетических ресурсов. -
Контроль соблюдения
квот и лимитов использования природных
ресурсов. -
Контроль соблюдения
правил обращения с опасными и вредными
химическими веществами, опасными
отходами, биопрепаратами. -
Контроль
стабильности и эффективности работы
природоохранного оборудования и
сооружений. -
Контроль за
наличием и техническим состоянием
оборудования по локализации и ликвидации
последствий техногенных аварий, по
обеспечению безопасности персонала. -
Ведение
экологической документации предприятия,
своевременное представление информации,
предусмотренной государственной
статистической отчетностью, системой
государственного экологического
мониторинга, кадастровым учетом,
используемой для обеспечения мер
безопасности в экстремальных условиях,
обосновывающей размеры экологических
платежей. -
Организация работ
по рациональному использованию природных
и энергетических ресурсов. -
Планирование,
финансирование и материально-техническое
обеспечение экологических программ и
мероприятий по охране окружающей
природной среды. -
Экологическое
обучение, воспитание, информирование
персонала предприятия по экологической
обстановке на производственных
территориях ОАО
«ТНК-Нягань»[8]
Система управления
ООС:
-
Общее
руководство по ООПС и рациональному
использованию природных и энергетических
ресурсов осуществляет Генеральный
директор ОАО
«ТНК-Нягань» -
Непосредственное
руководство работой по
ООПС и рациональному использованию
природных и энергетических ресурсов
осуществляет ДОТПБ и ООС -
Руководство
работой по ООПС в структурных
подразделениях предприятия осуществляют
руководители подразделений. -
Достижение целей
производственного экологического
контроля осуществляется за счет:
— принятия комплекса
предупредительных действий для исключения
возможности возникновения аварийных
ситуаций и причинения ущерба ОС
— внедрения в
обществе научно-проектных разработок
новой техники и технологий: безотходной,
ресурсосберегающей и природоохранной.
— обеспечения
проведения качественной ведомственной
экологической экспертизы проектов и
работ, выполняемых подрядными организациями
— проведения анализа
состояния экологической безопасности
в структурных подразделениях общества
—
обеспечение экологического обучения,
воспитания, информирования персонала
предприятия по экологической обстановке
на производственных территориях ОАО
«ТНК-Нягань»
5. Этапы работ по
выявлению нарушений требований
природоохранного законодательства при
осуществлении производственного
экологического контроля
— производственный
экологический контроль осуществляется
путем проведения регулярных
проверок(оперативных, целевых, комплексных)
— рассмотрение
состояния экологической безопасности
объектов Общества на всех уровнях
управления
— подготовка
мероприятий, рекомендаций по устранению
нарушений требований природного
законодательства
6. Основная цель
проверок-оценка степени соответствия
проверенного объекта требованиям
законодательных и других нормативных
актов в области охраны ос, а также
разработке соответствующих предупредительных
и корректирующих мероприятий по
устранению выявленных несоответствий
7. Проверка
экологической безопасности объектов
Общества может включать в себя оценку:
— людских и
материальных ресурсов, оборудования
— операций и
производственных процессов
— состояния
территорий объектов
— документации,
отчетности, регистрации и хранения
данных
— своевременности
и качества выполнения мероприятий по
устранению ранее выявленных нарушений
8. Проверки состояния
экологической безопасности объектов
Общества произносится и осуществляются
в следующем порядке:
— составление плана
проверки
— выполнение
процедуры проверки
— разработка и
обоснование необходимых мероприятий
для устранения выявленных в ходе проверки
нарушений с указанием ответственных
лиц и сроков устранения нарушений
-результаты
проведенной проверки доводятся до
сведения должностного лица, ответственного
за экологическое состояние проверяемого
объекта, для принятия решений оперативных
мер по устранению выявленных нарушений
9. По результатам
производственного экологического
контроля объектов Общества не реже
одного раза в квартал проводится
производственное совещание с участием
представителей структурных подразделений
и руководства Общества для рассмотрения
существенной ситуации и принятия
решений, направленных на снижение
экологических рисков Общества.[10]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инструкции и приказы в области ООС
Проконтролировать соблюдение законодательства проще всего, опираясь на четкие инструкции и приказы по охране окружающей среды, принятые в организации. Экологическая документация – доказательство законной работы, которое предъявляется при любой природоохранной проверке. Удобна она и для ответственных сотрудников: по количеству и процессу заполнения документов всегда четко видно – есть ли пробелы и нарушения в выполнении природоохранных требований.
Организационная документация — инструкции
Цель составления инструкций: утвердить структуру деятельности в сфере ООС с учетом специфики работы на отдельно взятом объекте или внутри организации. Фактически, любому процессу (трудовому, производственному, природоохранному и т.д.) положено иметь свою инструкцию.
Распорядительная документация — приказы
Цель оформления приказов: утвердить план действий, обязанности и ответственность людей в конкретных обстоятельствах, а не в общем виде, как в инструкциях.
Разработка приказов по охране окружающей среды существенно снижает риски – как финансовые, так и природоохранные, поскольку четкая ответственность людей за результаты деятельности в отдельно взятой ситуации дает больший эффект, чем просто свод правил, принятых во всей организации для исполнения всеми сотрудниками одновременно. С приказами удобно работать, легко контролировать исполнение, подтверждать правомерность решений и исполнения обязательств при инспекторских проверках Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры.
Внутренние документы – основа для разработки природоохранной документации (например, программы экологического контроля (ПЭК), плана мероприятий при НМУ и т.д.).
Инструкции и приказы делают организацию работы проще для руководителей и сотрудников: когда все прописано и полномочия разграничены, а персональная ответственность четко определена, то любой процесс идет быстрее и с большим КПД (коэффициентом полезного действия).
Ответственность предприятий за отсутствие приказов и инструкций по ООС
Отсутствие на предприятии указанных документов карается штрафами. Нет для инструкций по обращению с отходами – выпишут штраф до 250 тыс. рублей по ст. 8.2 КоАП РФ. Деятельность организации могут приостановить на 3 месяца. А при повторном таком нарушении штраф увеличится до 400 тыс. рублей. Также возможно получить штраф за нарушение экологических требований в ходе градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов по ст. 8.1 КоАП РФ в размере до 100 тыс. рублей.
Незнание закона не освобождает от ответственности, и даже если природопользователь не знает правила обращения с отходами, во время проверки будет выписан штраф не только за отсутствие инструкций, но и за неправильные действия по обращению с отходами, обучению персонала и документообороту и т.д.
Экологическая документация с ООО «ЭкоЭксперт»
Специалисты «ЭкоЭксперта» могут разработать приказы и инструкции:
- в процессе экологического аудита
- в ходе экологической экспертизы,
- в комплексе услуг по экологическому сопровождению.
Более 30 организаций всех категорий НВОС из года в год доверяют «ЭкоЭксперту» ведение экологической отчетности. Мы гарантируем грамотность выполнения работ и соответствие всем нормативным документам с учетом последних поправок.
Любую актуальную информацию по разработке документации и отчетности для предприятий Вы можете получить, связавшись с нашими специалистами для бесплатной консультации. Здесь, как и в любых вопросах соответствия нормативам и правильного оформления бумаг, всегда есть свои нюансы. Возможно, что объем работ удастся сократить на законных основаниях или, наоборот, в ходе аудита обнаружится нехватка значимых документов. Мы все объясним и исправим!
Стоимость и сроки
Стоимость разработки приказов и инструкций согласуется с каждым Заказчиком индивидуально и зависит от объема и состава работ. Вы можете посмотреть цены на разработку экологической документации для предприятий и примеры документации по различным объектам.
Срок обычно составляет не более 2-х недель. С учетом нашего опыта его можно сократить и до нескольких дней, но многое зависит от доступности исходных данных.
Оставляйте заявку на сайте или звоните. Вам понравится с нами сотрудничать!
Романовская Ксения, эколог-правовед
ООО «ЭкоЭксперт»