Руководство департамента спасательных формирований мчс россии

Кутровский Игорь Владимирович

Директор Департамента спасательных формирований
Генерал-лейтенант

Саидов Евгений Валерьевич

Заместитель директора
Генерал-майор

Ткачук Владимир Сергеевич

Заместитель директора
Полковник

Кондаков Константин Витальевич

Заместитель директора
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Гриценко Петр Николаевич

Заместитель директора
Полковник

Шкапо Игорь Георгиевич

Отдел подготовки спасательных воинских формирований
Начальник отдела
Полковник

Богданов Николай Валерьевич

Отдел организации службы и применения спасательных формирований
Начальник отдела
Полковник

Инешин Евгений Юрьевич

Отдел поисково-спасательных формирований
Начальник отдела

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Маховиков Максим Валерьевич

Отдел организации поисково-спасательных работ на акваториях и подводных работ особого (специального) назначения
Начальник отдела

Капитан 2 ранга

Шестопал Виктор Васильевич

Отдел военизированных горноспасательных частей
Начальник отдела
Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Ганиев Фарид Наилович

Отдел аттестации и регистрации аварийно-спасательных формирований
Начальник отдела
Полковник

Федосеев Алексей Сергеевич

Отдел противофонтанных военизированных частей
Начальник отдела

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса 

Аринахин Николай Александрович

Отдел координации деятельности аварийно-спасательных формирований
Начальник отдела
Полковник

Дата рождения – 11 июня 1971 г.

Место рождения – г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР.

Образование: в 1992 г. – Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище по специальности «Военно-политическая, тактическая мотострелковых войск», квалификация «Социальный педагог — психолог»; в 2003 г. – Военно-инженерный университет по специальности «Военное и административное управление», квалификация «Специалист в области управления»; в 2012 г. – Институт развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России (повышение квалификации) по направлению «Оперативное управление мероприятиями РСЧС и ГО в субъекте Российской Федерации»; в 2015 г. – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (повышение квалификации) по направлению «Управление изменениями».

08.1988 — 06.1992 – курсант Минского высшего военно-политического общевойскового училища (г. Минск);

06.1992 — 01.1993 – помощник командира роты связи по работе с личным составом танкового полка танковой общевойсковой армии, Западная группа войск (г. Альтенграбов Германия);

01.1993 — 12.1994 – помощник командира танковой роты по работе с личным составом отдельного танкового батальона отдельной мотострелковой бригады, Западная группа войск (г. Берлин Германия);

12.1994 — 03.1995 – заместитель командира батальона по воспитательной работе отдельного танкового батальона отдельной мотострелковой бригады армейского корпуса (пос. Дурнево Курской обл.);

03.1995 — 09.1998 – психолог отделения воспитательной работы Военного комиссариата Ростовской области (г. Ростов-на-Дону);

09.1998 — 09.2000 – старший помощник начальника отделения службы войск и безопасности военной службы Северо-Кавказского регионального центра МЧС России  (г. Ростов-на-Дону);

09.2000 — 06.2003 – слушатель факультета гражданской обороны Военно-инженерного университета (г. Москва);

06.2003 — 10.2004 – старший офицер группы оперативного планирования оперативно-аналитического отдела штаба 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска (пос. завода Мосрентген Ленинского района Московской обл.);

10.2004 — 03.2007 – заместитель начальника штаба 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска (пос. завода Мосрентген Ленинского района Московской обл.);

03.2007 — 09.2013 – начальник штаба – заместитель начальника 294 Центра по проведению спасательных операций  особого риска (пос. завода Мосрентген Ленинского района Московской обл.);

09.2013 — 04.2015 – заместитель начальника Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мкр. Новогорск г.о. Химки Московской обл.);

04.2015 – 07.2017 – начальник ФГКУ «Центр  по проведению спасательных операций  особого риска «Лидер» (г. Москва);

07.2017 — 05.2019 – первый заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

В настоящее время — Директор Департамента спасательных формирований.

Принимал участие более чем в 50 гуманитарных и спасательных операциях, из них более чем в 20 операциях являлся руководителем. Является ветераном боевых действий.

Имеет государственные награды: медаль Жукова в 1996 г., медаль «300 лет Российскому флоту» в 1996 г., Орден Мужества в 2009 г., Орден Почета в 2020 г.

ведомственные награды: Крест «За доблесть» в 2020 г., медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий ЧС» в 2013 г., медаль МЧС России «За разминирование» в 2013 г., медаль МЧС России «За безупречную службу» в 2009 г., медаль МЧС России «За содружество во имя спасения» в 2008 г., медаль МЧС России «XX лет МЧС России» в 2010 г., медаль МЧС России «XXV лет МЧС России» в 2015 г., медаль МЧС России «За отличие в военной службе» I, II и III степени, Памятная медаль МЧС России «Маршал Василий Чуйков» в 2012 г., медаль МЧС России «75 лет Гражданской обороне» в 2007 г., медаль МЧС России «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» в 2008 г., нагрудный знак МЧС России «За заслуги» в 2005 г., а также ведомственные знаки отличия других органов исполнительной власти и иностранных государств.

Награжден боевым короткоствольным стрелковым оружием в 2011 году и холодным оружием в 2021 году.  

Женат.

25 января по председательством заместителя главы МЧС России Виктора Яцуценко подведены итоги работы Департамента спасательных формирований за 2021 год и определены задачи на текущий год.

На совещании было отмечено, что за год спасательные формирования почти 21,5 тыс. раз участвовали в экстренном реагировании на паводки и крупномасштабные пожары, при этом оказана помощь более 13,5 тыс. гражданам.

В рамках мероприятий по предотвращению распространения Covid-19 специалисты реагирующих подразделений продезинфицировали свыше 67 миллионов квадратных метров помещений с массовым нахождением граждан, более 13 тыс. км. дорог, а также более 60 тыс. единиц техники.

В течение года силы и средства ведомства выполняли пиротехнические работы в ряде субъектов Российской Федерации и гуманитарное разминирование на зарубежных территориях. При этом всего обнаружено и обезврежено свыше 40 тыс. взрывоопасных предметов, из них более 1,4 тыс. авиационных бомб. Площадь очищенной территории превысила 133 га.

Для оперативного и качественного выполнения работ в текущем году на вооружение спасателей поступят образцы современной техники: спецавтомобили и роботехнические комплексы.

В ряде задач на текущий год заместитель главы МЧС России отметил предстоящее совершенствование арктических поисково-спасательных подразделений ведомства, а также их оснащение современными образцами техники, уделив при этом должное внимание подготовке кадров и развитию информационных технологий.

«В настоящее время скорость обработки космических снимков и построения на их основе ортофотопланов значительно возросла. Раньше на обработку 70 снимков, поступивших с беспилотных систем, требовалось порядка 17 часов – сейчас на это мы тратим порядка 4 минут», — отметил В. Яцуценко. Это значительно сокращает время реагирования, а значит, минимизирует потери.

К настоящему времени с помощью искусственного интеллекта ведомством составлено порядка 1 млн паспортов безопасности территорий. В текущем году работа в этом направлении будет продолжена.

30 сентября 2011 года № 1265

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В целях совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации постановляю:

1. Сформировать на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

структуру и состав спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Установить штатную численность военнослужащих спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в количестве 7230 единиц, гражданского персонала — в количестве 17 220 единиц.

4. Установить, что до завершения организационно-штатных мероприятий военнослужащие и гражданский персонал реорганизуемых войск гражданской обороны проходят военную службу (проходят службу, работают) в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в ранее замещаемых воинских и других должностях без переаттестации и переназначения.

5. Сохранить за военнослужащими и гражданским персоналом реорганизуемых войск гражданской обороны, проходящими военную службу (проходящими службу, работающими) в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) нормы денежного довольствия и условия оплаты труда, установленные в реорганизуемых войсках гражданской обороны, до принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы денежного довольствия и оплаты труда военнослужащих и гражданского персонала спасательных воинских формирований этого Министерства;

б) пенсионное, продовольственное и вещевое обеспечение, медицинскую помощь и обеспечение санаторно-курортным лечением, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Внести в акты Президента Российской Федерации изменения по перечню согласно приложению.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 «О гражданской обороне» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 1756);

Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2671);

Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2001 г. N 547 «О знамени войск гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2414);

абзац пятый описания типового образца Боевого знамени воинской части, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1422 «О Боевом знамени воинской части» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5564);

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 1047 «О штатной численности военнослужащих и гражданского персонала войск гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4525);

абзац тридцать шестой подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1577 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и в Положение, утвержденное этим Указом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 51, ст. 6903) в части, касающейся внесения изменения в абзац восьмой;

распоряжение Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 318-рп.

8. Правительству Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

30 сентября 2011 года

N 1265

ПОЛОЖЕНИЕ

О СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — спасательные воинские формирования) предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

2. Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

3. Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

4. Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, международными договорами, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи спасательных воинских формирований

5. Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

а) в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

III. Применение спасательных воинских формирований

6. Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр), в военное время — на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

7. Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.

8. Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований определяется приказами и директивами Министра.

9. Приведение спасательных воинских формирований в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, осуществляется по решению Президента Российской Федерации.

10. Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

11. Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется настоящим Положением, а также:

а) в мирное время — соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром и начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) в военное время — Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

12. Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.

13. Привлечение спасательных воинских формирований к участию в войсковых учениях, проводимых Министерством обороны Российской Федерации, осуществляется по согласованию с МЧС России.

14. Организационно-штатная структура спасательных воинских формирований утверждается Министром.

15. Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр.

16. Дислокация спасательных воинских формирований в установленном порядке определяется Министром по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

IV. Организация деятельности спасательных

воинских формирований

17. Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации.

18. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр:

а) спасательными воинскими формированиями центрального подчинения — непосредственно;

б) спасательными воинскими формированиями регионального подчинения — через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Полномочия Министра в части, касающейся управления спасательными воинскими формированиями, устанавливаются Президентом Российской Федерации.

20. Рассмотрение важнейших вопросов деятельности спасательных воинских формирований осуществляется коллегией МЧС России и военным советом спасательных воинских формирований.

V. Комплектование и подготовка спасательных

воинских формирований

21. Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, специалистами иных специальностей — за счет выпускников других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

22. Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

23. Комплектование спасательных воинских формирований военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

24. Выделение призывных ресурсов для спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу.

25. В мирное время с учетом специфики решаемых задач спасательные воинские формирования подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую способность указанных формирований, гражданами Российской Федерации, имеющими по результатам медицинского освидетельствования категории годности к военной службе А и Б.

26. Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

27. Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом.

28. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом Российской Федерации.

29. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

30. Трудовые отношения гражданского персонала спасательных воинских формирований регулируются трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственной службе.

31. Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

32. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

33. Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

34. Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

VI. Обеспечение деятельности спасательных

воинских формирований

35. Финансовое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

36. Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов для военнослужащих спасательных воинских формирований, предусматриваются Правительством Российской Федерации в государственном оборонном заказе.

37. Специальное, тыловое и техническое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется в порядке и по нормам, которые устанавливаются МЧС России.

38. Закупка и поставка вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности спасательных воинских формирований осуществляется МЧС России в соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанными федеральными законами.

39. Обслуживание, текущий и капитальный ремонт вооружения, военной и специальной техники, специальных приборов, средств и имущества спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России на указанные цели.

40. Организация и выполнение воинских перевозок спасательных воинских формирований осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России.

41. Обеспечение спасательных воинских формирований в военное время осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

42. На военнослужащих спасательных воинских формирований распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Утверждены

Указом Президента

Российской Федерации

от 30 сентября 2011 г. N 1265

СТРУКТУРА И СОСТАВ

СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

,,

  N                    Структурная единица                  Количество

 п/п                                                       

44

  1.  Орган управления спасательными воинскими формированиями      1

      — структурное подразделение центрального аппарата

      Министерства Российской Федерации по делам гражданской

      обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

      последствий стихийных бедствий

  2.  Орган управления спасательными воинскими формированиями      8

      — структурное подразделение регионального центра по

      делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

      ликвидации последствий стихийных бедствий

  3.  Орган управления спасательными воинскими формированиями      83

      — структурное подразделение органа, специально

      уполномоченного решать задачи гражданской обороны и

      задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

      ситуаций, по субъекту Российской Федерации

  4.   Спасательный центр                                          10

  5.  Авиационно-спасательный центр                                 4

  6.  Орган обеспечения управления спасательными воинскими          1

      формированиями — структурное подразделение Национального

      центра управления в кризисных ситуациях

  7.  Орган обеспечения управления спасательными воинскими          8

      формированиями — структурное подразделение центра

      управления в кризисных ситуациях регионального центра по

      делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

      ликвидации последствий стихийных бедствий

  8.  Центр обеспечения пунктов управления Министерства             1

      Российской Федерации по делам гражданской обороны,

      чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

      стихийных бедствий

  9.  Федеральное государственное образовательное учреждение        1

      высшего профессионального образования «Академия

      гражданской защиты Министерства Российской Федерации по

      делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

      ликвидации последствий стихийных бедствий» в форме

      военного образовательного учреждения высшего

      профессионального образования

Приложение

к Указу Президента

Российской Федерации

от 30 сентября 2011 г. N 1265

ПЕРЕЧЕНЬ

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В абзаце первом пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 726 «О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 21, ст. 2469; 1997, N 24, ст. 2739; 2003, N 47, ст. 4520):

а) слова «пограничных войск,» и «, Железнодорожных войск Российской Федерации» исключить;

б) слова «Войск гражданской обороны Российской Федерации» заменить словами «спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

2. В абзаце втором пункта 3 Положения о флаге и геральдическом знаке — эмблеме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1231 «О флаге и геральдическом знаке — эмблеме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5589; 2009, N 51, ст. 6285), слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований МЧС России».

3. Пункт 4 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3840; 2002, N 33, ст. 3195; 2003, N 47, ст. 4520; 2005, N 32, ст. 3274), изложить в следующей редакции:

«4. Взаимоотношения военного округа с дислоцированными на его территории объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-техническими, дорожно-строительными и спасательными воинскими формированиями, органами федеральной службы безопасности и федеральными органами государственной охраны (далее именуются — другие войска, воинские формирования и органы) осуществляются в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят указанные войска, воинские формирования и органы, а также в соответствии с директивами Генерального штаба.».

4. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11, ст. 1284; N 13, ст. 1527; N 29, ст. 3679; N 35, ст. 4289; N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, 170; N 13, ст. 1251; N 43, ст. 4919; 2009, N 2, ст. 180; N 18, ст. 2217; N 28, ст. 3519; N 49, ст. 5918; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; N 13, ст. 1741):

а) пункт 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящим Положением определяются порядок прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее именуется — Федеральный закон), в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее именуется — контракт) и прекращения его действия, а также регулируются другие вопросы в соответствии с федеральным законодательством.»;

б) в абзаце первом пункта 4 статьи 3 слова «Государственной противопожарной службы» заменить словами «федеральной противопожарной службы».

5. Второе предложение абзаца первого пункта 1 Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 7, ст. 797; 2003, N 47, ст. 4520), изложить в следующей редакции: «Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в федеральном органе государственной охраны, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются — объекты оперативного обеспечения).».

6. В пункте 1 Положения о почетных наименованиях объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 1292 «Об утверждении Положения о почетных наименованиях объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3058; 2003, N 47, ст. 4520; 2005, N 32, ст. 3274), слова «войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти» заменить словами «инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

7. В Указе Президента Российской Федерации от 5 августа 2002 г. N 846 «Вопросы деятельности военных советов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 32, ст. 3165; 2003, N 47, ст. 4520; 2005, N 32, ст. 3274; 2006, N 24, ст. 2584; 2009, N 23, ст. 2798) и в Положении о военных советах в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны, утвержденном этим Указом:

а) в Указе:

в пункте 1 слова «войсках гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

пункт 4 признать утратившим силу;

б) в Положении:

в наименовании и пункте 1 слова «войсках гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

в абзаце шестом пункта 3 слова «в войсках гражданской обороны» заменить словами «в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются — спасательные воинские формирования)»;

в абзацах пятом и восьмом пункта 4 и абзаце третьем пункта 5 слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований».

8. В Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697; N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301; N 20, ст. 2435; N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, 194; N 2, ст. 267) и в Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном этим Указом:

а) в Указе:

абзац пятый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;»;

в абзаце втором пункта 4 слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

б) в Положении:

в абзаце первом пункта 3 слова «войска гражданской обороны» заменить словами «спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — спасательные воинские формирования)»;

в пункте 8:

в абзаце тринадцатом подпункта 1 слова «о войсках гражданской обороны» заменить словами «о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

в подпункте 3:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«планирование в установленном порядке действий и применение спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации, подготовку спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;»;

в абзацах четырнадцатом и двадцать первом слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«создание и подготовку специальных формирований на военное время в целях решения задач гражданской обороны;»;

в подпункте 4:

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления и спасательных воинских формирований, а также мобилизационной готовности подразделений федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России;»;

абзац восьмой признать утратившим силу;

в абзаце двадцать седьмом слова «спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

в абзацах сороковом и сорок шестом слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«поддержание в готовности к действиям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России и военизированных горноспасательных частей.»;

в пункте 9:

в подпункте 14 слова «для войск гражданской обороны» заменить словами «для спасательных воинских формирований»;

дополнить подпунктом 16 следующего содержания:

«16) оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также ведет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки.»;

дополнить пунктами 11.1 — 11.3 следующего содержания:

«11.1. Назначение сотрудников федеральной противопожарной службы на должности высшего начальствующего состава и военнослужащих спасательных воинских формирований на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и освобождение от этих должностей, а также продление указанным сотрудникам и военнослужащим срока службы осуществляет Президент Российской Федерации.

11.2. Увольнение сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности высшего начальствующего состава, осуществляется Министром после их освобождения от должности Президентом Российской Федерации, а военнослужащих спасательных воинских формирований, замещающих должности высших офицеров либо должности высшего начальствующего состава в федеральной противопожарной службе, — в порядке, установленном законодательством о военной службе.

11.3. Перечни типовых воинских должностей в спасательных воинских формированиях и типовых должностей в федеральной противопожарной службе, а также соответствующих им воинских и специальных званий утверждает Президент Российской Федерации по представлению Министра.»;

в пункте 12:

в подпунктах 5, 9, 13, 15 и 16 слова «войска гражданской обороны» заменить словами «спасательные воинские формирования» в соответствующем падеже;

в подпункте 17:

в абзаце втором слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«о назначении на должности и освобождении от должностей, которые подлежат замещению лицами высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а также о назначении на воинские должности и освобождении от воинских должностей, которые подлежат замещению высшими офицерами спасательных воинских формирований;»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам федеральной противопожарной службы и воинских званий высших офицеров военнослужащим спасательных воинских формирований;

о продлении срока службы сотрудникам федеральной противопожарной службы, замещающим должности высшего начальствующего состава, и военнослужащим спасательных воинских формирований, замещающим должности высших офицеров, достигшим предельного возраста пребывания на службе;

о назначении исполняющими обязанности по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы и высшими офицерами спасательных воинских формирований, сроком до шести месяцев;

об утверждении перечней типовых должностей в спасательных воинских формированиях и типовых должностей в федеральной противопожарной службе, а также соответствующих им воинских и специальных званий;»;

в подпункте 18 слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

в подпункте 19 слова «подразделений и воинских частей войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

в подпунктах 2022, 24 и 25 слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований»;

подпункт 27 изложить в следующей редакции:

«27) учреждает с учетом особенностей функционирования МЧС России нетиповые должности, соответствующие по своему статусу типовым должностям федеральной противопожарной службы и типовым должностям спасательных воинских формирований;»;

дополнить подпунктом 27.1 следующего содержания:

«27.1) утверждает в пределах своей компетенции в установленном порядке перечни воинских должностей в спасательных воинских формированиях и должностей рядового и начальствующего состава в федеральной противопожарной службе, а также соответствующих им воинских и специальных званий на основании утвержденных в установленном порядке перечней типовых должностей в спасательных воинских формированиях и в федеральной противопожарной службе;»;

в подпунктах 3032 слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований».

9. В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 627 «Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2243; 2008, N 17, ст. 1817; 2009, N 23, ст. 2798) и в Положении об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном этим Указом:

а) из преамбулы Указа слова «другими войсками,» исключить;

б) в Положении:

из пункта 3 слова «другими войсками,» исключить;

из абзацев первого и второго пункта 18 слова «других войск,» исключить;

из пункта 23 слова «другими войсками,» исключить.

10. В Указе Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» (приложение N 1) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 11, ст. 1194):

а) в пунктах 7 и 25 раздела II слова «войсках гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

б) в пунктах 3, 4, 13, 15 и 18 раздела III слова «войска гражданской обороны» заменить словами «спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в соответствующем падеже;

в) в пунктах 5 и 23 раздела IV слова «войска гражданской обороны» заменить словами «спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в соответствующем падеже;

г) в пункте 31 раздела X слова «войск гражданской обороны» заменить словами «спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Спасательные воинские формирования МЧС России (далее – спасательные воинские формирования) формируются и действуют в соответствии с «Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2011 N 1265.

Спасательные воинские формирования предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории РФ.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными правовыми актами Министра обороны РФ, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основные задачи спасательных воинских формирований

Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

В МИРНОЕ ВРЕМЯ:

— проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

— использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

— участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ ВРЕМЯ:

— участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

— участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;

— участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

— участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

— участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

— участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

— участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

— участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

— осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ:

— участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

— участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

— участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

— участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

— участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

— участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

— участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

— участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

— участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Применение спасательных воинских формирований

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), в военное время – на основании распоряжения Президента РФ.

Вопросы, связанные с участием спасательных воинских формирований в выполнении отдельных задач в области обороны, решаются в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационным планом Вооруженных Сил РФ, указами Президента РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, другими нормативными правовыми актами РФ, документами стратегического планирования по вопросам обороны и планами взаимодействия с органами военного управления.

Порядок приведения в высшие степени боевой готовности спасательных воинских формирований определяется приказами и директивами Министра. Приведение спасательных воинских формирований в высшие степени боевой готовности в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, осуществляется по решению Президента РФ.

Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны РФ.

Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также:

— в мирное время – соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром;

— в военное время – Планом гражданской обороны и защиты населения РФ, утверждаемым Президентом РФ.

Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач гражданской обороны, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов РФ, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах РФ, планами гражданской обороны и защиты населения РФ и субъектов РФ, а также планами территориальной обороны.

Привлечение спасательных воинских формирований к участию в войсковых учениях, проводимых Министерством обороны РФ, осуществляется по согласованию с МЧС России.

Организационно-штатная структура спасательных воинских формирований утверждается Министром.

Основной структурной единицей спасательных воинских формирований, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является спасательный центр. Дислокация спасательных воинских формирований в установленном порядке определяется Министром по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Организация деятельности спасательных воинских формирований

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент РФ. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр.

Полномочия Министра в части, касающейся управления спасательными воинскими формированиями, устанавливаются Президентом РФ.

Рассмотрение важнейших вопросов деятельности спасательных воинских формирований осуществляется коллегией МЧС России и военным советом спасательных воинских формирований.

Комплектование и подготовка спасательных воинских формирований

Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования МЧС России, специалистами иных специальностей – за счет выпускников других федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» и от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Комплектование спасательных воинских формирований военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Выделение призывных ресурсов для спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с указом Президента РФ о призыве граждан РФ на военную службу.

В мирное время с учетом специфики решаемых задач спасательные воинские формирования подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую способность указанных формирований, гражданами РФ, имеющими по результатам медицинского освидетельствования категории годности к военной службе А и Б. Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом РФ. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

Трудовые отношения гражданского персонала спасательных воинских формирований регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством РФ о государственной службе.

Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром. Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

Воспитательная работа в спасательных воинских формированиях, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются начальниками указанных формирований и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

Обеспечение деятельности спасательных воинских формирований

Финансовое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов для военнослужащих спасательных воинских формирований, предусматриваются Правительством РФ в государственном оборонном заказе.

Специальное, тыловое и техническое обеспечение спасательных воинских формирований осуществляется в порядке и по нормам, которые устанавливаются МЧС России.

Закупка и поставка вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности спасательных воинских формирований осуществляется МЧС России в соответствии с федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанными федеральными законами.

Обслуживание, текущий и капитальный ремонт вооружения, военной и специальной техники, специальных приборов, средств и имущества спасательных воинских формирований осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России на указанные цели.

Организация и выполнение воинских перевозок спасательных воинских формирований осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил РФ, за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете МЧС России.

Обеспечение спасательных воинских формирований в военное время осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

На военнослужащих спасательных воинских формирований распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

СТРУКТУРА И СОСТАВ

СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ[1]

N п/п

Структурная единица

Кол-во

1.

Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение центрального аппарата МЧС России

1

2.

Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ от 19.12.2018 N 728

3.

Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту РФ

83

4.

Спасательный центр

10

5.

Авиационно-спасательный центр

5

6.

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение Национального центра управления в кризисных ситуациях

1

7.

Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ от 19.12.2018 N 728

8.

Центр обеспечения пунктов управления МЧС России

1

9.

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты МЧС России»

1

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2019.

 


[1] Утверждено Указом Президента РФ от 30.09.2011 N 1265 (ред. от 19.12.2018).

Другие статьи по теме

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В задачи МЧС России входит организация работы по предупреждению и ликвидации ЧС, спасание и жизнеобеспечение людей; предупреждение и тушение пожаров; поиск и спасание на водных объектах; контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем гражданской обороны и систем оповещения населения; поддержание боевой готовности к развертыванию соединений, войск гражданской обороны, частей ГПС.

Зиничев Евгений Николаевич
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник

Чуприян Александр Петрович
Первый заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник внутренней службы

Серко Алексей Михайлович
Статс-секретарь — заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-майор, Действительный государственный советник РФ 1 класса

Гурович Андрей Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Действительный государственный советник РФ 3 класса

Гречушкин Николай Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-лейтенант, Действительный государственный советник РФ 3 класса

Барышев Павел Федорович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник,

Яцуценко Виктор Николаевич
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник

Денисов Илья Павлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генерал-полковник внутренней службы

Супруновский Анатолий Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор по пожарному надзору, Генерал-лейтенант внутренней службы

Ничипорчук Виктор Михайлович
Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Департаменты и управления министерства

Терехова Жанна Михайловна
Директор Департамента информационной политики, Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Мощик Григорий Николаевич
Директор Департамента кадровой политики, Генерал-лейтенант внутренней службы

Сыромолотов Михаил Михайлович
Начальник Контрольно-ревизионного управления, Полковник

Соловьев Владимир Александрович
Директор Департамента международной деятельности, руководитель российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, Действительный государственный советник РФ 2 класса

Бондар Александр Иванович
Директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности, Полковник внутренней службы

Свинарев Владимир Валентинович
Директор Административного департамента, Генерал-лейтенант запаса, Действительный государственный советник РФ 2 класса

Яковлев Сергей Петрович
Директор Правового департамента, Генерал-лейтенант полиции в отставке, Генерал-майор запаса, Действительный государственный советник РФ 2 класса

Голикова Надежда Вячеславовна
Директор Финансово-экономического департамента, Государственный советник РФ 1 класса

Жуков Юрий Александрович
Начальник Управления стратегического планирования и организационной работы, Генерал-майор внутренней службы

Евплов Николай Николаевич
Директор Департамента тылового и технического обеспечения

Величев Сергей Владимирович
Начальник Управления инвестиций и строительства

Нестеренко Наталья Владимировна
Начальник Управления медико-психологического обеспечения, Полковник внутренней службы

Мануйло Олег Леонидович
Директор Департамента гражданской обороны и защиты населения, Генерал-лейтенант

Кутровский Игорь Владимирович
Директор Департамента спасательных формирований, Генерал-лейтенант

Лекомцев Александр Николаевич
Начальник Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», Генерал-майор

Елизаров Анатолий Владимирович
Директор Департамента оперативного управления, Генерал-лейтенант

Попов Андрей Викторович
Начальник авиации — начальник Управления авиации и авиационно-спасательных технологий, Генерал-лейтенант внутренней службы

Нелюбов Валентин Николаевич
Начальник Главного управления пожарной охраны, Генерал-майор внутренней службы

Еникеев Ринат Шамилевич
Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, Генерал-майор внутренней службы

Тарасов Дмитрий Валерьевич
Начальник Управления безопасности людей на водных объектах, Капитан 1 ранга (запаса)

Ефименко Сергей Витальевич
Директор Департамента информационных технологий и связи, полковник

Дмитриев Игорь Владимирович
Начальник Мобилизационного управления, полковник внутренней службы

4 апреля 2020 года В подмосковном Орехово-Зуево произошел взрыв газовой колонки в квартире на третьем этаже пятиэтажного четырехподъездного кирпичного жилого дома с последующим обрушением второго подъезда с пятого по третий этажи. Сотрудники МЧС проводят эвакуацию жильцов. В результате происшествия погиб один человек, еще четверо пострадали. В готовность приведены сотрудники центра «Лидер», Центроспаса, Ногинского спасательного центра и ГУ МЧС России по Московской области. Губернатор Московской области Андрей Воробьев взял под личный контроль ситуацию. Кроме того, главе Орехово-Зуево дано поручение обеспечить размещение всех пострадавших в местах временного пребывания и обеспечить всем необходимым.

2 марта 2020 года Указом Президента России Владимира Путина, генерал-лейтенант внутренней службы Супруновский Анатолий Михайлович назначен заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Этим же документом Супруновский освобожден от должности руководителя Академии Государственной противопожарной службы в Москве.

27 ноября 2019 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев в День спасателя вручил государственные награды сотрудникам МЧС и отметил сложность их работы. Премьер-министр поблагодарил сотрудников МЧС за их сложную и тяжёлую работу, отметив, что от их действий зависит жизнь подчас очень большого числа людей. Награды вручили 20 спасателям. Дмитрий Медведев вручил медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, медали Суворова, медали «За отвагу на пожаре» и медали «За спасение погибавших». Также были вручены звание «Заслуженный работник пожарной охраны РФ». Кроме того, Центр экстренной психологической помощи получил благодарность Президента России, награду получила руководитель Юлия Шойгу.

27 декабря 2019 года Владимир Путин провел рабочую встречу с Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгением Зиничевым. Глава Министерства доложил о работе подразделений МЧС в уходящем году и планах по дальнейшей организации работы ведомства. Зиничев отметил, что всего на территории РФ произошла 261 чрезвычайная ситуация — как природного, так и техногенного характера. Три чрезвычайные ситуации были федерального масштаба. Также подразделения МЧС участвовали в тушении почти 460 тысяч техногенных пожаров, реагировали на происшествия на водных объектах 3420 раз. И ликвидировали последствия ДТП 100 тысяч раз. Всего подразделениями МЧС спасено за год более 250 тысяч человек. В свою очередь Президент России поздравил Евгения Зиничева, личный состав и ветеранов МЧС с профессиональным праздником — Днем спасателя.

8 июня 2019 года МЧС России продемонстрировало на полигоне Ногинского спасательного центра работу переносного комплекса подавления БАС, который пресекает несанкционированное использование дронов в зоне ЧС. С использованием комплекса подавления специалисты МЧС России могут осуществить принудительную посадку любого беспилотного воздушного судна.

6 февраля 2019 года В структуре Министерства чрезвычайных ситуаций создано Главное управление пожарной охраны. Новое управление создано вместо департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС, который включал пожарных, спасателей, горноспасателей и воинские формирования. Главное Управление пожарной охраны в МЧС начнет деятельность с 1 марта, и сосредоточит внимание на пожарных гарнизонах и других видах пожарной охраны.

4 февраля 2009 года Страны-участники Организации Договора коллективной безопасности ОДКБ подписали договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования КСОР. Военные силы находятся в постоянной боевой готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, военным конфликтам, агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. В состав КСОР входят Российские: 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Так же в их состав входят: Отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер».

1 января 2002 года 278 000 сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 000 человек.

10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.

30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС и контрольно-спасательные службы ВЦСПС.

25 февраля 1977 года В Москве произошел сильный пожар в гостинице «Россия» вечером на верхних этажах всемирно известного отеля. Сигнал о возгорании поступил на пульт охраны в 21:24, тогда же московская служба «01» получила около 50 сообщений о пожаре. В гостинице загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса, огонь и дым распространялись по Северной башне. Посетители на 17-м и 22-м этажах оказались отрезанными от выхода. Всего при пожаре в гостинице погибло 42 человека — 12 женщин и 30 мужчин. Пострадало 52 человека, из них 13 пожарных. Более 1000 человек спасено из горящего здания. Существует несколько версий причины пожара от невыключенного паяльника до организованного поджога.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Термекс стайнлесс g5 инструкция по применению
  • Руководство прокуратуры адыгея
  • Liv 52 ds himalaya инструкция по применению отзывы
  • Билеты с пересадкой на самолет инструкция по применению
  • Космос кос 501 зарядное устройство инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии