Веб-дизайн штука мультидисциплинарная. Если вы планируете серьезно заниматься веб-дизайном, то приготовьтесь побывать во множестве ролей и попробовать разные фронты работ: проектирование и дизайн интерфейсов, создание фирменного стиля, работу с клиентами, продажи и переговоры, копирайтинг и сторителлинг, исследования аудитории (UX-исследования), поле стратегии и брендинга и это даже не финал списка.
Кстати, если вы сейчас собираете себе план по развитию навыков, вам может пригодиться свежий обзор курсов по веб-дизайну.
Веб-дизайнер создает красивые интерактивные проекты в вебе: сайты, лендинги и интернет-магазины с интересными текстами, удобной навигацией и уникальным стилем. Для уверенной работы требуется непрерывно практиковаться в композиции c характером, сторителлинге и проектировании маршрутов с отзывчивой навигацией, плюс разбираться в элементах маркетинга.
Веб-дизайнер — работает на пересечении творчества и коммерции. Фактически, он архитектор комфортных, функциональных, выразительных и коммерчески эффективных веб-пространств: сайтов, блогов, интернет-магазинов, социальных сетей. Если бренд как страна в диджитал, то именно веб-дизайнер помогает сделать так, чтобы по ней было приятно путешествовать и хотелось возвращаться.
Траектория из книг комплексная — вас ждет плотная и ритмичная прокачка по всем аспектам дизайна сайтов: профессия и международная система работы, стиль с характером и эстетика, психология для дизайнеров, основы проектирования интерфейсов, копирайтинг и знакомство с технологиями разработки сайтов👇👇👇
Как получить максимальную отдачу от книг по веб-дизайну
Мне нравится читать книги в бумажном виде. Забираюсь с ногами в кресло с пледом и чаем под боком и устраиваюсь там с книжкой. Книги, которые важно прочитать, обязательно держу перед собой на столе, чтобы все время мелькали перед глазами — работает как напоминалка, которую нужно дожать и внедрить в практику.
Цифровых книги тоже люблю, но читать их сложнее и поэтому они теряются где-то в Dropbox, на планшете или в аккаунтах интернет-магазинов c названием ‘…/drive/03_resources/books/design/the-big-book-of-web-design-by-terry-felke-morris.pdf‘.
Книжка для меня – это инвестиция в развитие. Цена хорошей цветной книги о дизайне 2000 рублей. Оплата здесь ключевой момент. У того, что вы купили будет особенный вкус, который вы лучше запомните, проверяла! Плюс к бумажной книге можно делать Заметки, отмечать ключевые мысли стикерами, чтобы потом можно было к ним вернуться.
Кстати, самые полезные книги по веб-дизайну оказались вовсе не из списков ТОП книг по веб-дизайну, поэтому рекомендую рассматривать изучать списки книг шире, польза может вас сильно удивить. Конечно, бессменными лидерами в подборках по веб-дизайну являются: Эмоциональный веб-дизайн, Основы проектирования взаимодействия и Не заставляйте меня думать. Но в этой подборке хотелось бы захватить горизонты навыков пошире.
В общем держите мой список топ-книг по веб-дизайну, которые крайне рекомендую.
1. Бесплатное руководство по Основам Web-дизайна, Рафаль Томаль
Оригинальное название: Intro to Web Design.
Автор емко и клево раскрыл культуру современного веб-дизайна: с чего начинался дизайн сайтов, кто такой веб-дизайнер, как подойти к тренировке навыков и что такое современный веб-дизайн.
Моя любимая цитата из руководства по Основам Web-Дизайна от Рафаля Томаля:
Чтобы стать отличным дизайнером, нужно понимать, зачем вы делаете то, что делаете — и уметь объяснить это коллегам, клиентам, работодателям и всем заинтересованным лицам, чтобы они тоже могли привнести ценность в вашу работу.
Где найти: Официальный сайт
2. Эмоциональный веб-дизайн, Аарон Уолтер
Оригинальное название: Designing for emotion.
Книга про основы разработки айдентики в диджитал по методу «Бренд как персонаж». Автор подробно разбирает алгоритм, который помогает выразить характер и ценности бренда через визуальные и поведенческие паттерны. Авторский алгоритм создания айдентики в диджитал Аарон подкрепляет личным опытом в MailChimp и множеством примеров успешных веб-проектов.
На момент создания книги, автор был ведущим дизайнером MailChimp.com — сервиса, которым до сих пор вдохновляются многие дизайнеры/проектировщики как ярким примером качественного и успешного SaaS-решения. Сейчас Аарон работает на руководящей должности в InVisioin Studio и популяризирует проектирование и дизайн.
Моя любимая цитата из книги Эмоциональный веб-дизайн | Аарон Уолтер:
Хоть инстинкт и подсказывает нам, что выделяться рискованно, но еще более рискованно не отличаться от конкурентов: потребителю гораздо сложнее будет понять, чем ваш бренд лучше.
Привлекательные вещи побуждают людей хорошо себя чувствовать, что, в свою очередь, побуждает их мыслить творчески. Как это влияет на простоту использования? Элементарно: людям становится легче решать проблемы, с которыми они сталкиваются.
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
3. Онлайн влияние, Жорис Гроэн и Бас Вютерс
Оригинальное название: Online influence. Boost your results with proven behavioral science
Информация и примеры из книги призваны помочь системно продумывать дизайн, и еще до запуска насыщать проект важными для пользователей деталями. Здесь емко сжато и наглядно подано множество исследований о психологии поведения потребителей. Авторы книги психолог и веб-дизайнер Жорис Гроэн и исследователь механизмов убеждения Бас Вютерс подробно рассматривают, какие приемы работают, а какие нет и почему.
Принцип: лучше понимаете потребителей — смелее экспериментируете с композицией, текстами, графическими приемами и анимацией на сайте и в приложении. А еще книга поможет лучше понимать маркетологов и предпринимателей, так как погружает в архитектуру выбора, а значит вы сможете увереннее работать над тем, чтобы их бренд выбирали чаще.
Моя любимая цитата из книги Онлайн влияние:
«Проектирование поведения»… Нам тоже понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к этой формулировке. Обычно создают дизайн объявления, сайта, продукта. Но «проектировать поведение людей» – это звучит так, будто вы и в самом деле можете заставить человека делать все, что вам угодно. Однако создатель дизайна поведения Б. Дж. Фогг нашёл гораздо лучшее определение. Для него дизайн поведения означает побуждение людей сделать то, что они уже хотят сделать.
Тут вы, возможно, запротестуете: погодите-ка, но если люди уже хотят что-то сделать, к чему их убеждать? Но именно здесь и кроется проблема. Тот факт, что мы чего-то хотим, не означает, что мы автоматически это сделаем.
Где найти: Лабиринт, ЛитРес, ArtLebedev
4. Кради как художник, Остин Клеон
Оригинальное название: Steal Like an Artist: 10 Things Nobody Told You About Being Creative
Книга учит работать с референсами, чтобы в итоге получать уникальный авторский результат. Для этого книга мягко подталкивает к смелым творческим экспериментам, ее цель — помочь каждому безопасно выйти из зоны комфорта и обрести свой творческий голос. Это игривая и при этом честная книга о том, что идеи не берутся из воздуха, а плавно эволюционируют (идеи вокруг питают ваше воображение).
Книга настраивает включать воображение, пользоваться вдохновляющими примерами и преобразовывать их в авторский творческий микс. Автор сторонник того, что нужно постоянно работать над собой и вкладывать в каждый проект свой авторский штрих.
Моя любимая цитата из книги Кради как художник:
Начинайте копировать то, что вам нравится. Копируйте. Копируйте. Копируйте. Копируйте. И найдете себя». © Йоджи Ямамото, дизайнер одежды.
Мы не знаем, откуда берутся идеи. Ясно только, что не из ноутбука. © Джон Клиз, актер
Крадите все, что вступает в резонанс с вашим воображением или подпитывает его. Жадно поглощайте все впечатления и явления: старые и новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные указатели, деревья, облака, потоки воды, свет и тени. И крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе. Если делать так, ваша работа — ваша кража — будет оригинальной. © Джим Джармуш
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
5. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия, Гарретт Джесс
Оригинальное название: The Elements of User Experience
Книга учим методичному проращиванию дизайн решения (это важно, потому что клиенты ожидают проект к определенному сроку). Джесс Гарретт системно и доходчиво разложил подход к проектированию востребованных сайтов и цифровых продуктов на 5 уровней: стратегия, набор возможностей, структура, компоновка и поверхность.
Пять уровней Гаррета — это уже канон поэтапного проектирования среди веб-дизайнеров, UX/UI-дизайнеров и проектировщиков интерфейсов.
Моя любимая цитата из книги Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия:
Весь процесс разработки опыта взаимодействия требует, чтобы ни один аспект общения пользователя с вашим детищем (приложением, сайтом, устройством и т.д.) не возник случайно. Это означает, что на каждом этапе разработки необходимо понимать ожидания пользователя и принимать во внимание любые его возможные действия. Задача кажется трудной – и в определенной степени такой и является. Однако разбив эту задачу на составляющие ее элементы, мы сможем лучше понять проблему в целом.
Где найти: Символ-Плюс, OZON, ЛитРес
6. Сначала мобильные!, Люк Вроблевски
Оригинальное название: Mobile First
Книга об особенностях мобильного дизайна, а еще в ней вы найдете нюансы по механикам и психологии мобильного взаимодействия с сайтами и приложениями. Люк посвятил книгу одному очень важному аспекту и раскрыл его всестороннее. Идея о том, что разработка и дизайн сайтов в первую очередь должны ориентироваться на мобильные устройства — проста. Но требует определенной дисциплины.
Люк Вроблевски — сооснователь и руководитель социальной сети Bagcheck, которая была приобретена компанией Twitter Inc. всего через девять месяцев после создания. До этого он занимал пост директора по дизайну в компании Yahoo!. Кроме того, Люк получил опыт работы старшим дизайнером пользовательских интерфейсов в eBay Inc, где руководил разработкой дизайна потребительских продуктов (таких как eBay Express и Kijiji), основать компанию LukeW Ideation & Design, предоставляющую консультации в области продуктовых стратегий и дизайна, и выступить сооснователем Ассоциации интерактивного дизайна (IxDA).
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
7. Slide:ology, Нэнси Дуарте
Оригинальное название: slide:ology: The Art and Science of Creating Great Presentations
Книга помогает делать заметнее и понятнее важные вещи. Каждый сайт как презентация, потому что перед клиентом есть только экран и луч внимания, который изучает поток контента порция за порцией. В книге международная культура подачи материала на 1 экран (слайд, лист A4). Нэнси четко и со вкусом погружает в нюансы восприятия цвета и иллюстраций, верстку макета и подбор шрифтов.
Практичная книга о культуре визуального сторителлинга от основателя Duarte Design, одной из крупнейших компаний в Кремниевой долине, занимающихся дизайном, и общепризнанного лидера в сфере разработки и создания презентаций.
Моя любимая цитата из книги Slide:ology:
Ценность подачи определяется не количеством информации, а тем, насколько ясно выражена идея. Нет ничего плохого в свободном пространстве, перегруженность — ошибка дизайна.
Чтобы эффективно донести информацию до аудитории, вам необходимо в первую очередь четко сформулировать выводы, которые должны быть сделаны аудиторией.
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
8. Дизайн. Форма и хаос, Пол Рэнд
Оригинальное название: Design, Form, and Chaos
Книга развивает вкус к созданию фирменного стиля: от погружения в задачу, до дизайна презентации клиенту. Вас ждет много нюансов по творческой деятельности и профессиональной страсти, благодаря которой рождается хороший дизайн.
Пол Рэнд — выдающийся американский арт-директор и дизайнер. Влияние Рэнда на индустрию дизайна огромно. Благодаря его работе в области рекламы и графики профессия дизайнера стала значимой и ценной для бизнеса, дизайнеры перестали восприниматься как обычные оформители.
Пол Рэнд стал известен благодаря работе над логотипами крупных компаний. Среди его клиентов IBM, UPS, Enron, Morningstar, Westinghouse, ABC, и проект Стива Джобса NeXT.
Моя любимая цитата из книги Дизайн. Форма и хаос:
Дизайн — это больше, чем просто упорядочивание и компоновка визуального материала. Дизайн — это привнесение ценностей и смыслов, просвещение, упрощение, разъяснение, преобразование, облагораживание, преувеличение, убеждение и, возможно, даже развлечение. Дизайн превращает прозу в поэзию. Дизайн расширяет наше восприятие, умножает наш опыт и обостряет наше «зрение». Дизайн есть плод чувства и разума, продукт идеи, возникшей в голове дизайнера, которая (как надеется дизайнер) передастся зрителю и сработает в его сознании. © Из главы «Форма+содержание».
Должен ли логотип быть понятным? На самом деле свое содержание он обретает только тогда, когда начинает ассоциироваться с конкретным продуктом, компанией или услугой. Он черпает смысл и силу из качества того, что он олицетворяет. Логотип второразрядной компании рано или поздно тоже станет восприниматься как второразрядный. При этом вряд ли стоит ожидать, что логотип начнет работать сразу же после своего появления — аудитория должна соответствующим образом подготовиться и привыкнуть к нему. Люди должны сперва оценить вкус продукта, надежность компании или удобство сервиса. Лишь тогда логотип начнет работать в свою полную силу.
Где найти: OZON, Читай город, ArtLebedev
9. Воплощение идей, Скотт Белски
Оригинальное название: Making Ideas Happen: Overcoming the Obstacles Between Vision and Reality
Книга поможет не запутываться на всех этапах проекта, брать дело в свои руки и двигать дело вперед.
Книга от создателя Behance. Здесь вас ждут приемы по организации своей работы, работе в команде и даже развитии лидерских качеств. Книга помогает увидеть в хаосе систему и начать воплощать творческие замыслы.
Моя любимая цитата из книги Воплощение идей:
Ограничения разного рода — сроки исполнения, бюджет или специфические творческие задания — помогают управлять нашей энергией и реализовывать идеи. В то время как наша творческая сторона интуитивно ищет свободы и открытости (то есть неопределённых, оторванных от действительности долгосрочных проектов), продуктивность и нацеленность на конечный результат отчаянно требуют ограничений. Ограничения служат своего рода искрой, зажигающей проект. Если вам не установили рамок, вы должны отыскать их сами. Можно начать с ресурсов, которых, как правило, часто не хватает, — времени, денег и рабочей силы. Кроме того, чем четче вы определите стоящую перед вами проблему, тем большее число полезных ограничений обнаружите.
Где найти: Лабиринт, OZON
10. Одностраничный маркетинговый план. Как найти новых клиентов, заработать больше денег и выделиться из толпы, Диб Аллан
Оригинальное название: The 1-Page Marketing Plan: Get New Customers, Make More Money and Stand Out from the Crowd
Книга поможет увидеть ценность дизайна для развития бизнеса. Книга тренирует собирать ТЗ от маркетологов на один лист A4. Автор упаковал международных и многоотраслевой опыт в лаконичный и наглядный курс по реализации маркетинговой стратегии.
Пригодится для погружения в основы онлайн-маркетинга и для работы с клиентами из малого и среднего бизнеса. Дизайн — здесь часть плана. Автор книги Аллан Диб — предприниматель, организатор нескольких успешных стартапов, бизнес-тренер и маркетолог.
Моя любимая цитата из книги Одностраничный маркетинговый план:
Вот самое простое и понятное определение маркетинга, какое мне когда-либо доводилось встречать. Если в город едет цирк и вы нарисуете постер «В субботу на площади выступает цирк», то это реклама. Если повесить постер на спину слона и провести его через весь город, то это продвижение. Если слон пройдется по цветочным клумбам города и местная газета напишет об этом статью, то это освещение в СМИ. А если мэр города посмеется и пошутит над этим, то это связь с общественностью. Если жители города придут в цирк, вы покажете, сколько замечательных номеров их ждет, объясните, как весело им будет потратить свои деньги на эти развлечения, ответите на их вопросы, и, в итоге, они потратят солидную сумму в цирке, то это продажи. А если вы все это спланировали, то это маркетинг.
Где найти: OZON, ЛитРес, ArtLebedev
11. Комикс-путеводитель по HTML, CSS и WordPress, Нейт Купер
Оригинальное название: A Comic Guide to HTML, CSS, and WordPress
Книга поможет понять мышление разработчиков и начать смелее с ними совместно работать. Здесь игровой формат погружения в HTML, CSS и WordPress. Автор увлекательно погружает в инженерно-железную сторону воплощения сайта.
Каждая глава раскрывает одну тему — что нужно для начала работы, базовые HTML-теги, настройка и подключение СSS, работа с WordPress, выбор хостинга и запуск сайта. Никакие специальные навыки для освоения книги не требуются, все происходит через наглядные примеры и по шагам.
Моя любимая цитата из книги Комикс-путеводитель по HTML, CSS и WordPress:
Когда ты поймешь, как сделать обучение интересным, оно будет приносить тебе радость.
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
12. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов, Джон Дакетт
Оригинальное название: HTML and CSS: Design and Build Websites
Автор книги обеспечивает среду приближенную к настоящей разработке, выполнив упражнения из этой книги-курса, вы получите профессиональный взгляд веб-разработчика на все этапы программирования и отладки веб-проекта.
Никакие специальные навыки для освоения книги не требуются, все происходит через наглядные примеры и по шагам. А еще чем лучше вы понимаете технологические тонкости, тем смелее предлагайте варианты по интерактиву и анимации на сайте.
Джон Дакетт проектирует и разрабатывает веб-сайты уже более десяти лет. Работает как с небольшими стартапами, так и глобальными брендами.
Где найти: Лабиринт, OZON, Эксмо
13. Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов, Дэн Роэм
Оригинальное название: The Back of the Napkin
Книга поможет лучше брифовать клиентов и ускорит согласование и воплощение идей. Принципы визуального мышления здесь применяют с первых страниц, автор примером погружает в эффективность такого метода.
Автор тренирует применяют следующую последовательность действий: собери всё, разложи перед собой → промаркируй и сгруппируй → вникни и зарисуй общую картину → покажи и объясни другим.
Моя любимая цитата из книги Визуальное мышление:
Одно из важнейших преимуществ визуального мышления заключается в возможности объяснить вещи так, чтобы сложное становилось более понятным, — но это вовсе не означает, что эффективное и правильное визуальное мышление требует от нас всего лишь умения упрощать. Истинная цель визуального мышления — сделать сложное понятным, облачив его в зримую форму, а отнюдь не простым. А то, какой рисунок для этого потребуется нарисовать — простой, с небольшим количеством деталей, или намеренно сложный и изысканный, — почти всегда определяется аудиторией.
Визуальное мышление означает использование преимуществ естественной способности человека видеть — не только посредством глаз, но и мысленно, позволяющей обнаруживать идеи, которые в противном случае остались бы незамеченными; быстро и интуитивно развивать их, а затем доносить до других людей таким образом, чтобы окружающие быстро понимали и принимали их, — т. е. популяризировать.
Где найти: Лабиринт, OZON, МИФ
14. Бизнес без MBA: самые важные знания о бизнесе для тех, кто начинает собственное дело, Тинькофф
Книга помогает лучше организовать дело, а также лучше понять предпринимателей, которые обращаются за услугами к дизайнеру. Автор собрал живое и практичное руководство с ключевыми аспектам ведения бизнеса.
Здесь даже есть простые формулы как рассчитать и спрогнозировать прибыль, построить воронку продаж и рассчитать конверсию с помощью электронных таблиц. А еще схемы расчета юнит-экономики.
Моя любимая цитата из книги Бизнес без MBA:
Держать в голове все отсрочки и предоплаты по одному проекту еще как-то можно. Но когда проектов десятки, нужно их как-то учитывать и контролировать. Люди придумали записывать, кто, сколько, когда будет платить. Если записывают, как двигались деньги в прошлом, это называют отчетом о движении денежных средств — ОДДС (еще иногда — cashflow). Если планируют на будущее — это называют платежным календарем.
Кассовый разрыв — это когда надо кому-то заплатить, а денег физически нет. Кассовый разрыв — не страшно, если у вас все подчситано.
Сервис — это работа с ожиданиями. Поэтому главный грех клиентского сервиса — не грубость, не хамство и даже не медленная работа. Главный грех — непредсказуемость.
Где найти: Эксмо, Лабиринт, OZON, ЛитРес, Читай город
15. Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде, Эрин Мейер
Оригинальное название: The Culture Map: Breaking Through the Invisible Boundaries of Global Business
Книга тренирует в культуре общения с представителями разных стран. В итоге начнете лучше разбираться в культурном контексте, ментальности иностранных клиентов и даже начнете лучше улавливать скрытый смысл в сообщениях (потому что в некоторых культурах так принято вести переговоры).
Для работы на международном рынке просто must-have, так как приобрете насмотренность по культурам, помогает лучше понять традиции, привычки и мотивы поведения других людей, особенно иностранцев. Здесь на примерах увидите, что для эффективного взаимодействия с каждым человеком нужно не только понять его личные ценности и особенности характера, но и определить ценности культуры, из которой он происходит — все это влияет на принятие решений во время переговоров.
Если вам интересен иностраный рынок для продвижения, можете начать его изучение с консультации в одном из российских агенств, которые занимаются продвижением сайтов в США и Европе.
Автор книги Эрин Мейер, преподает в The Business School for the World | INSEAD — — французская бизнес-школа и исследовательский институт. Кампусы школы расположены в Европе (Франция), Азии (Сингапур) и на Ближнем Востоке (Абу-Даби); исследовательский центр расположен в Израиле. INSEAD близка по духу к Harvard Business School.
Моя любимая цитата из книги Карта культурных различий:
Когда вы живете, работаете в другой стране или активно путешествуете, вы улавливаете множество контекстно-зависимых сигналов, помогающих понять культуру ее жителей, и это позволяет вам адекватно общаться и адаптироваться к ситуации. Когда же вы переписываетесь по электронной почте с партнером из страны, в которой вы никогда не бывали, очень легко упустить культурные нюансы, влияющие на общение.
Где найти: OZON, ЛитРес, Читай город, ArtLebedev
Выводы и рекомендации
Для меня, самый быстрый способ изучить книгу – это дизайн-проект (учебные тоже подходят) — такой проект можно затеять, подыскать или откликнуться на предложенные. К книгам подхожу так: каждая книга – совместная работа с неким виртуальным практиком и возможность учиться у увлеченных делом специалистов международного класса, посвятивших несколько десятков лет исследованиям, экспериментам и практике в дизайне, и даже закладывающие стандарты отрасли. В общем, читайте и экспериментируйте!
В данной статье я расскажу вам про основы веб дизайна для начинающих, благодаря которым вы сможете избежать множества ошибок новичков и «взять» правильный вектор развития для своего профессионального роста. Вместо того, чтобы самостоятельно набивать себе кучу шишек я предлагаю вам ознакомиться с «выжимкой» самой основной теоретической базы, которую просто обязан знать любой уважающий себя дизайнер. И все это абсолютно бесплатно.
В рамках данной статьи мы с вами рассмотрим 7 основных правил дизайна, поговорим об иерархии и контрасте, а также разберем порядок создания любого дизайна, будь то дизайн простых лэндингов или же дизайн объемных проектов.
Статья представляет из себя некую мини-книгу для новичков, прочитав которую вы получите ценные знания и сможете прокачать свой уровень в дизайне. Итак, начнем.
Основы веб дизайна для начинающих — 7 главных правил
В любой сфере деятельности есть свои правила и это круто, потому что именно они (правила) помогают людям выполнять свою работу более качественно и профессионально. Дизайн не является исключением и здесь тоже есть свои правила, которые помогают разрабатывать дизайн «по-взрослому». По крайней мере, соблюдая их, у вас будет намного меньше шансов «запороть» дизайн.
Начнем мы с правила, которое нарушают 99% начинающих дизайнеров.
1 — Правило внутреннего и внешнего
Суть его в том, что внутренние отступы у блоков должны быть МЕНЬШЕ внешних отступов.
Согласитесь, правило достаточно элементарное, но парадокс в том, что именно его чаще всего нарушают новички. Обращайте на это внимание.
Для закрепления давайте рассмотрим один практический пример. Предположим, что у нас есть блок, в котором располагается 4 карточки товара с каким-то содержимым (с каким — не важно). Прежде чем смотреть картинку, попробуйте сами расположить карточки внутри блока так, чтобы соблюсти наше правило.
У вас должно получится следующее:
Наши 4 карточки должны иметь отступ между собой МЕНЬШЕ, чем отступ от карточек до края контейнера.
Надеюсь, понятно.
2 — Правило группировки
Элементы, логически связанные между собой, должны находится рядом друг с другом. Выделяют 3 вида группировки:
- Близость
- Общая зона
- Связность
Для лучшего понимания давайте посмотрим примеры правильной и неправильной группировки:
В первом случае абзацы расположены близко друг к другу и из-за этого теряется логическая связь, 2 абзаца выглядят как 1 большой. Во втором случае — абзацы разделены отступом и внутри каждого абзаца заголовок и текст сгруппированы между собой по принципу близости.
В первом случае, логически связанные элементы (заголовки и картинки с текстом) разделены друг с другом прямой линией. Из-за этого нарушилась их логическая связь и они выглядят как 4 самостоятельных блока. Во втором случае — логически связанные элементы сгруппированы общей зоной и создают 2 больших блока.
Правило внутреннего/внешнего и правило группировки частенько работают в связке, поэтому предлагаю рассмотреть конкретный пример для закрепления.
Предположим, что у нас есть компонент «Карточка», в которой находится иконка, заголовок, текст с описанием и кнопка. И допустим наш компонент располагается в блоке со светло-серым бэкграундом. Выглядеть это будет примерно так:
Здесь все 4 элемента являются логически связанными, но наибольшую связь имеют заголовок и текст с описанием, поэтому они должны находиться максимально близко друг к другу, по сравнению с другими элементами (группировка по близости).
Также, весь компонент в целом еще сгруппирован по общей зоне (белый фон) и по правилу внутреннего/внешнего, внутренние отступы в компоненте МЕНЬШЕ внешних отступов.
Таким образом у нас получился логически связанный компонент, который отвечает правилам внутреннего/внешнего и группировки. Вся прелесть в том, что если следовать только лишь этим 2 правилам, то можно на уровень поднять качество своих работ. Ваш дизайн будет более структурирован. А структурированные данные нашему мозгу намного легче воспринимать, нежели, когда в дизайне царит полный хаос и непонятно какой элемент к какому относится.
Конечно, с ростом вашего профессионального уровня, вы можете где-то немного отступать от данных правил. С опытом у вас выработается так называемая «чуйка» и вы будете интуитивно понимать, что и как лучше всего сгруппировать и какие отступы поставить, чтобы было и эстетично, и понятно. Но пока вы новичок, я рекомендую вам строго соблюдать эти 2 правила.
3 — Правило Паретта
При наличии большого количества элементов лучше всего отобрать 20% наиболее важных, а остальные 80% скрыть в «Подробнее». В этом и есть суть данного правила.
Дело в том, что наш мозг не может адекватно воспринимать слишком большой объем информации. Ему (мозгу) гораздо легче и проще воспринимать маленький объем данных. Так мы лучше ориентируемся в информации и лучше ее усваиваем.
Чтобы продемонстрировать правило Паретта «в деле», достаточно взглянуть на такой элемент, как «Фильтр», который часто используется в интернет-магазинах. Возьмем, к примеру интернет-магазин по продаже мобильных телефонов и сделаем для него фильтр по моделям телефонов.
В начале мы проигнорируем правило Паретта и у нас получится вот такой фильтр:
Скажите, удобно будет вам искать из такого огромного списка нужную вам модель? Скорей всего нет, потому что для этого нужно будет напрягать глаза и вчитываться в каждую позицию из списка, чтобы не пропустить нужную.
А теперь мы воспользовались услугами опытного дизайнера интерфейсов, который «обновил» наш фильтр вот таким образом:
Ну как, теперь стало лучше? Определенно да! Теперь у нас в видимом списке представлено примерно 20% всех позиций, а остальные — скрыты. Но их можно по необходимости раскрыть, если нажать на кнопку «Еще». Таким образом мы улучшили юзабилити нашего фильтра и помогли потенциальным клиентам легче осуществлять выбор.
Но у многих может возникнуть вопрос, а как мы должны определить, какие именно позиции войдут в эти самые 20%? Ответ достаточно прост. Эту информацию должен знать непосредственно владелец бизнеса, для которого разрабатывается дизайн.
С правилом Паретта очень тесно граничит другое правило…
4— Правило 7±2 (закон Миллера)
Суть его в том, что в одном наборе элементов должно быть не более 7±2 штук. Это опять же обуславливается тем, что мозгу легче воспринимать маленькое количество данных. В примере выше (с фильтром) я как раз параллельно применил правило 7±2. Если вы посчитаете количество видимых позиций, то их окажется 9, что как раз соответствует данному правилу.
5 — Правило упрощения навигации
Это правило я вывел для себя сам и хотел бы поделиться им с вами. Суть его в том, чтобы максимально упрощать навигацию для пользователей (в разумных пределах конечно). Чем легче навигация, тем проще осуществляется поиск и взаимодействие с нужной информацией. А для этого, чаще всего, нужно избавлять пользователей от лишних действий.
То есть вы, как дизайнер, должны в первую очередь думать о том, как ОБЛЕГЧИТЬ взаимодействие с продуктом, а не как его усложнить.
Банальный пример, сейчас я все чаще замечаю, что на обычных лэндингах стали прятать навигацию в «Меню-бургер» (это иконка с тремя параллельным полосками, для тех, кто не знает). По нажатию на это меню у вас открывается навигация с ссылками.
В таком исполнении дизайн с одной стороны выглядит «чище», потому что на виду нет навигационных ссылок. Их заменяет всего лишь одна иконка. Но, с другой стороны, с точки зрения удобства использования, такой подход усложняет взаимодействие с сайтом. Меня, как посетителя, вынуждают совершать лишнее действие для того, чтобы просто посмотреть меню сайта.
Более того, огромный процент посетителей сайта даже не будут знать, что нужно нажать на эту иконку для того, чтобы открылось меню.
То, что очевидно для вас, совершенно не значит, что это очевидно и для других людей.
Поэтому, чтобы не усложнять навигацию, лучше всего сокращать количество действий для пользователя. Но опять же, все должно быть в разумных пределах. Могут быть и такие ситуации, когда вы будете вынуждены закладывать в дизайн больше действий для пользователя. Но это крайне редкие случаи.
Еще один яркий пример этого правила можно продемонстрировать на фильтрации таблиц с данными. Допустим у нас есть таблица из 3 колонок: модель, цвет и цена. И нам нужно добавить в эту таблицу фильтр по всем трем параметрам.
Можно сделать это вот так:
В таком исполнении все выглядит «красиво». Есть таблица и иконка фильтра (синяя), по нажатию на которую открывается сам фильтр.
А теперь сделаем другой вариант таблицы с фильтром:
Здесь у нас под каждым параметром располагается фильтр данного параметра. Выглядит уже не так «красиво», но зато данный вариант будет в разы удобней для пользователя.
Представьте, что такой таблицей вы будете вынуждены пользоваться каждый день и по многу. Будет ли вам удобно каждый раз раскрывать фильтр и выбирать там необходимые параметры? Или же вам будет удобней «не отходя от кассы» фильтровать данные и сразу видеть результат, как во второй таблице? Я думаю, ответ очевиден.
6 — Правило минимализма в дизайне
Суть его в том, чтобы вы стремились упрощать сущности, а не наоборот усложнять их. Последним кстати часто «грешат» начинающие веб-дизайнеры. Минимализм — это не новый тренд, но как по мне, это уже давно переросло понятия «тренд» и стало неким правилом дизайна. Лично для меня, так точно.
Я люблю минимализм, потому что он позволяет избавиться от лишнего визуального шума в дизайне и акцентировать внимание только на важных вещах. К тому же, чем меньше визуального шума, тем эстетичней выглядит сам дизайн (но это только мое субъективное мнение). Под визуальным шумом я подразумеваю элементы, без которых можно вполне обойтись и которые не несут какого-то логического смысла.
Вообще, про минимализм в дизайне я хочу написать целую статью, чтобы подробнее раскрыть эту тему, но пока давайте обойдемся одним примером. Представьте, что у нас есть интернет-магазин по продаже домашних цветов. И нам нужно сделать карточку товара для продукции.
Начинающий дизайнер сделает примерно вот такое:
Здесь прям виден «дизайн». Есть и тени, и градиенты, и обводки, и «декоративные» элементы в виде ветвей растений. Как же без них, у нас ведь интернет-магазин про растения 😊
Здесь нет ни капли минимализма, зато полно визуального шума. И так делать нельзя. Ваш «пестрый» дизайн будет наоборот отталкивать посетителей, нежели притягивать их внимание. Чтобы исправить эту ситуацию применим правило минимализма. У нас получится вот такой результат:
Мы убрали все лишние элементы в виде обводок, теней и градиентов и наша карточка стала более «чистой» и минималистичной. Теперь в ней нет ничего лишнего и за счет этого, она легче воспринимается (визуально). Внимание обращено только на суть, а не распыляется на разглядывание «дизайна».
7 — Правило «воздуха» в дизайне
Суть данного правила заключается в том, что нужно делать свой дизайн более «воздушным». Под воздухом подразумеваются отступы между блоками. Они должны быть не сильно мелкими, но и не сильно большими. Некая золотая середина.
Если брать в пример обычный лэндинг, то между смысловыми блоками лучше придерживаться отступов в диапазоне от 100px до 200px. Чтобы было понятней, вот вам пример с картинкой:
Данное правило также, как и правило внутреннего/внешнего, очень часто нарушается новичками (и я был не исключением). Почему-то интуитивно все начинают лепить блоки близко друг к другу. Тем самым дизайн превращается в одно сплошное полотно информации, которое трудно считывать.
А мы с вами уже знаем, что мозгу легче воспринимать структурированную информацию и поэтому, для логического разделения на блоки, нужно использовать больше «воздуха».
Более того, «воздушный» дизайн придает сайту легкость и эстетику. Находясь на таком сайте даже как-то дышится легче 😊
Я говорю «нужно», в контексте того, что в большинстве случаев подобный подход будет уместным. Бывают случае, когда «воздух» сложно куда-то впихнуть так, чтобы он был там уместен.
Чаще всего, данное правило распространяется на дизайн обычных сайтов и интернет-магазинов. В разработке сложных интерфейсов с ним немного посложнее, потому что там обычно используется много данных, которые нужно понятно и удобно скомпоновать друг с другом. В таких случаях чаще всего руководствуются правилами группировки и внутреннего/внешнего.
Поскольку вы новичок, то скорей всего сложные интерфейсы вы пока не разрабатываете, поэтому правило «воздуха» будет для вас весьма актуальным.
С основными правилами мы закончили и давайте теперь плавно перейдем к принципу иерархии в дизайне.
Принцип иерархии в дизайне
Как и везде, иерархия представляет из себя некую подчиненность низших звеньев к высшим, тем самым создавая структуру по типу «дерево».
В любом дизайне существуют элементы более высокого порядка (самые главные и важные) и менее высокого порядка, которые имеют меньшую значимость и меньший вес.
Иерархия в дизайне помогает упрощать восприятие информация и делать ее более понятной. Нам намного проще воспринимать вещи, которые четко организованы в иерархию, нежели наблюдать какой-то хаос. Это наша данность и это нужно учитывать в том числе и в дизайне.
Чаще всего, иерархия в дизайне ярко выражена в текстовых блоках, где есть заголовки и наборный текст. Если с текстом все более-менее ясно (заголовок — главный элемент, а текст под ним — второстепенный), то с иерархией различных элементов все немного сложнее.
Чтобы правильно составить иерархию, всегда задавайте себе вопрос: «Что в данной ситуации наиболее важно для пользователя?». Далее, то, что более важно ставьте на вершину иерархии, а то, что менее важно — вниз.
Казалось бы, все просто, но на самом деле это не так. Дело в том, что если вы выстроите неправильную логическую иерархию, то тем самым вы можете, наоборот, еще больше запутать пользователя. И в такой ситуации уж лучше, чтобы у вас вообще не было иерархии, чем была, но запутанная.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, давайте разберемся с иерархией на наглядном примере. Для начала я нарисовал плохой пример:
Здесь иерархия отсутствует полностью и подобное объявление очень сложно воспринимать. Но все меняется, когда мы выстраиваем структуру и добавляем контрастов (об этом ниже).
Когда появилась иерархия, то все кардинальным образом изменилось и теперь объявление намного проще считывать. Что мы сделали? Во-первых, выделили главные элементы и разместили их вверху.
В нашем случае заголовок и дата являются самыми главными, потому что посетителям важно знать КУДА их зовут и КОГДА.
Далее идет картинка, как иллюстрация того, что будет на мероприятии. Под картинкой расположили краткое описание, чтобы посетитель мог ознакомиться с тем, что будет на мероприятии. И дальше у нас уже идет адрес и телефон.
Иерархия тесно перекликается с контрастом, поэтому давайте перейдем именно к нему.
Принципы контраста в дизайне
Контраст — это мощный инструмент в руках опытного дизайнера, поскольку с его помощью можно управлять вниманием пользователя и акцентировать его на нужных местах (или наоборот заглушать). Контраст может передаваться 4 способами:
- Цветом
- Размером
- Толщиной линий
- Формой
Чаще всего размер и толщина линий используются для передачи иерархии (то, о чем мы говорили выше), а цвет и форма — для расстановки акцентов. Контраст очень важен в дизайне, поскольку с его помощью вы как бы «разбавляете» дизайн и структурируете информацию, выделяя главное и «заглушая» второстепенное.
Пример хорошего контраста:
Пример плохого контраста:
Контрасты в дизайне должны быть сильными.
Порядок создания дизайн-макета
Очень часто новички берутся за создание дизайна с рисования макета. Это в корне неверно, потому что велик риск разработать дизайн, который не будет решать задачи бизнеса.
Первое, с чего начинается любой дизайн — это аналитика. На этом этапе вы «погружаетесь» в бизнес и изучаете его. Проводите бриф с заказчиком, анализируете конкурентов, выявляете их слабые и сильные стороны, смотрите чем они «цепляют» своих клиентов и какое у них УТП.
Далее, на основе анализа и брифа вы разрабатываете структуру своего дизайна. Другими словами, создаете скелет будущего сайта. То есть расписываете, где и какой блок у вас будет и что примерно в него будет входить.
После этого собираете контент по теме и начинаете «примерять» его на ваш скелет. Создаете первый прототип. В прототипе не должно быть картинок, вместо них рисуете обычные прямоугольники или квадраты. Выглядеть прототип должен примерно так:
После этого вы согласовываете прототип с заказчиком, вносите правки (если есть) и только после этого приступаете к финальному дизайну. В финальном дизайне все уже должно быть в цвете и с картинками. Как видите, большую часть всей работы занимает аналитика и структурирование информации, а не рисование макета. Но именно такой подход и является настоящим Дизайном с большой буквы 😊
Здесь я очень тезисно описал процесс создания дизайна, поскольку в зависимости от проекта может быть намного больше этапов. Но для общего понимания вам хватит и такой сжатой инструкции.
Кстати, еще больше практической информации вы можете получить на курсе «Дизайнер интерфейсов» с гарантией трудоустройства сразу после окончания.
Заключение
В данной статье я рассказал вам про основы веб дизайна для начинающих, а именно мы разобрали с вами 7 основных правил в дизайне, поговорили об иерархии и контрасте, а также рассмотрели порядок создания дизайна. Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной, и вы подчерпнули для себя что-то новое. В знак благодарности можете поделиться статьей у себя в соцсетях 😊
Если остались вопросы, то пишите их в комментариях.
Автор: Георгий Тимофеев
🔥 Не забудьте скачать мою книгу
«от Курьера до Дизайнера интерфейсов»В ней я рассказываю свою историю, как мне удалось стать дизайнером с полного нуля и как бы я сегодня действовал, если бы начинал все с «чистого листа».
Анна Гореванова
дизайнер группы разработки карты рассрочки «Совесть» (QIWI)
Должны ли разработчики знать основы дизайна или дизайнеры должны уметь программировать? Это спорный вопрос, на который каждый сам для себя находит ответ. Однако с учётом растущего тренда у работодателей на кросс-функциональность специалистов, несомненным плюсом для программиста будет понимание того, как использовать и сочетать графические элементы, шрифты и цвета на сайте. Да и во фрилансе это позволит реализовывать более сложные и высокооплачиваемые проекты, где качество нередко оценивается не только с точки зрения функциональности, но и креатива.
Гайд состоит из трёх частей. Эта посвящена сбору необходимой информации, следующая рассказывает о разработке визуальной концепции сайта, а в заключительной собраны инструменты для проектирования макета.
***
«Это бессмысленно», — сказал разум.
«Это нелепо», — заметил опыт.
«Это бесполезно», — отрезал здравый смысл.
«О, вот так красиво!» — обрадовался заказчик.
Брифинг
В процессе разработки сайта оформление — не самая первоочерёдная задача. Сначала необходимо провести бриф с заказчиком и определить основную цель. Это, как минимум, защитит от возможных переделок, когда сверстал уже половину сайта, а клиент говорит, что не это имел в виду (хотя от мелких правок всё равно никуда не деться). Но дизайн тесно переплетается с концепцией сайта и его функциональным направлением. Поэтому прежде, чем садиться за разработку макетов и сочетание шрифтов, рекомендую узнать детально:
- Чем занимается компания?
- Какое целевое назначение сайта для бизнеса (для осуществления продаж, генерации лидов, информирования или укрепления бренда и прочее)?
- Кто целевая аудитория сайта (какие социально-демографические характеристики, стиль жизни, что их мотивирует и расстраивает)?
- Есть ли у заказчика понимание или видение того, какую функциональность должен обеспечивать сайт?
- Какую задачу или «боль» пользователя решает компания посредством сайта?
- Имеется ли брендбук или фирменный стиль?
- Кого компания считает своими конкурентами?
- Какие сайты с точки зрения дизайна (референсы) нравятся?
Конечно, когда заказчик даёт вам готовый и качественно прописанный брендбук, ваша задача — просто разобраться с ним (какие цвета, какие шрифты, какого рода будут картинки, фотографии и даже композиция). По сути, визуальный стиль сайта уже сделали за тебя, осталось спроектировать, грамотно всё расположить и сверстать. А вот если брендбука нет, то подбор шрифтов, цветов, да и визуального стиля в целом ложится на ваши плечи. Если, конечно, заказчик не приложил к ТЗ дизайнера. 🙂 Но не стоит паниковать, разделите слона на части и действуйте пошагово.
Дизайн сайта определяет его цель
Представьте, какой сайт решит задачу сбора заявок на концерт, а какой — онлайн-продажу товаров для дома? Явно у первого должна быть форма заявки, а у второго — карточки товаров, корзина, фильтрация, онлайн-оплата и так далее. Такую разную функциональность невозможно сделать по одному шаблону. Существуют определённые категории сайтов, которые помогут не только понять, чего хочет заказчик, но и оценить трудоёмкость проекта и его функциональность.
Ниже рассмотрим наиболее распространённые типы сайтов.
Сайт-визитка (landing page)
Одностраничник, который обычно имеет одно целевое действие — подать заявку/заказать звонок. Самый простой в техническом исполнении, содержит всякие описания, преимущества, партнёров и пр. Здесь есть где разгуляться дизайнеру — одностраничник должен быть красивым, запоминающимся и с wow-эффектом, чтобы посетитель оставил-таки заявку.
Пример лендинга программы лояльности «Совести»:
https://sovest.ru/loyalty_info
Корпоративный сайт
Создаётся компаниями, чтобы рассказать клиентам о себе — кто мы такие, чем занимаемся, наша миссия, контакты, структура, портфолио и прочее. Может быть нужен
- для информирования, чтобы клиент в случае необходимости мог прочитать про компанию;
- для продаж (портфолио, контакты, заявка на обратный звонок);
- как вариант, для лояльности (ведение блога).
Уже более сложный, чем визитка. И нужно, как минимум, продумать удобную навигацию по всем разделам. Скорее всего, для дизайна корпоративного сайта вам дадут гайдлайны или некий брендбук, так что экспериментировать с цветами и шрифтами не придётся.
Пример — сайт карты рассрочки «Совесть» включает в себя основную информацию о продукте, блог, а также сервисную часть с личным кабинетом, графиком платежей и пополнением карты.
https://sovest.ru/
Сайт-витрина
Интернет-магазин продуктов или услуг компании, но без системы оплаты, проще говоря, каталог. Может быть похож на лэндинг, если товаров или услуг всего три, но обычно речь идёт про больший ассортимент товаров, где уже требуются фильтры, категории. Сделать заказ можно только по телефону, назвав понравившиеся товары, без корзин и оплаты.
Пример — сайт компании Mary Kay, которая занимается сетевой продажей косметики. Там есть большой и красивый каталог товаров, но купить можно только через консультанта.
https://www.marykay.ru
Интернет-магазин
Это витрина с корзиной и возможностью онлайн-оплаты товаров. Имеет более сервисный характер, чем предыдущие (не только информирование). Здесь UX и юзабилити играют более важную роль, поскольку пользователь остаётся наедине с сайтом и решает с помощью него свою задачу, тогда как на витрине и одностраничнике покупку могут докрутить специалисты колл-центра.
Здесь уже нужно умерить своего внутреннего художника и не применять супер-дизайнерские визуальные тренды, поскольку это будет путать и отвлекать пользователя. Чем сложнее структура, тем проще должен быть визуальный стиль.
Пример — Aliexpress, сайт интернет-магазина во всей красе.
https://aliexpress.ru
Портал
Сайт, который объединяет разные информационные и сервисные функции — почту, новости, блог, вакансии, форумы и др. Пример — Яндекс, Хабр, даже Вконтакте тоже можно назвать порталом.
Как думаете, насколько сложно такое сделать? 🙂 Даже если это будет не настолько крупный портал, для его создания нужно не только сделать продуманные с точки зрения UI и UX макеты, но и иметь немалые технические мощности, ведь предполагается, что посещаемость у порталов высокая.
Пример — сайт Мэра Москвы, там и новости, и статьи, и услуги.
https://www.mos.ru
Зачем изучать конкурентов и на что обращать внимание?
Сайт не существует в вакууме. Когда пользователь принимает решение, например, о покупке, он выбирает между компанией-заказчиком и её конкурентами. И путь между ними составляет всего один клик переключения вкладки в браузере.
Есть как минимум три причины посмотреть сайты конкурентов:
- Понять общую ситуацию на рынке. Кто какие продукты/услуги предоставляет, кто большой и лидер, а кто маленький, но быстрорастущий, кто на какие ЦА ориентирован и какую функциональность предоставляет. Обычно это задача заказчика — разобраться со всем этим и передать вам, но не всегда бывает праздник на нашей улице.
- На основе этого определить, какую функциональность стоит и не стоит делать на вашем сайте. Важно выявить точки паритета и дифференциации: не проигрывать конкурентам (у всех есть фильтрация по цене, а у меня нет, хотя пользователям это нужно) и при этом отличаться от конкурентов (у меня есть фильтрация по цвету, а у других нет).
- Красть как художник. Посмотрите референсы, чтобы синхронизироваться во вкусах с заказчиком, взять на заметку способы реализации той или иной фичи, а также переиспользовать существующий пользовательский опыт. Люди уже привыкли, что на сайтах вот такое расположение корзины, им будет странно, если у вас будет что-то офигенно-хитро-креативно-необычное.
Mobile First или не First?
Откуда начать — с веба или с мобилки? Дизайн сайта нередко сегодня начинается не с web-версии, а с мобильной. Люди всё больше и больше онлайн-времени проводят в мобильных устройствах, а не за широкими экранами. Из-за этого больше внимания стоит уделять мобильной версии, поскольку с большей вероятностью пользователи будут взаимодействовать именно с ней. Рекомендую начинать дизайн с мобильной версии, а потом уже адаптировать элементы под более широкие экраны — так вы избежите ситуации, когда красивый и изысканный блок на широком экране не понятно, как адаптировать под мобилу (которая важнее).
Но, опять же, подходите к этому вопросу осознанно: проанализируйте, где больше сидит ваша целевая аудитория? В каких условиях пользователь вероятнее будет решать свою задачу при помощи вашего сайта — сидя дома или на работе за ноутбуком или перебегая между станциями метро с телефоном и пакетами наперевес?
***
Другие части серии
- Часть вторая: разрабатываем визуальную концепцию сайта
- Часть третья: инструменты для создания макета сайта