Руководство государственной санитарно эпидемиологической службы

Попова Анна Юрьевна

Российский государственный деятель. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Действительный государственный советник России первого класса. Врач-эпидемиолог, гигиенист. Доктор медицинских наук, профессор. Соавтор более 70 научных работ.


Анна Попова родилась 18 октября 1960 года в городе Ростов-на-Дону. В 1984 году девушка окончила Ростовский ордена Дружбы народов медицинский институт по специальности «гигиена, санитария и эпидемиология». После чего Анна Юрьевна работала врачом-эпидемиологом, заведующей эпидемиологическим отделом Буденновской санитарно-эпидемиологической станции, главным врачом Центра Госсанэпиднадзора в Серпухове. С 1994 по 2005 год Анна Юрьевна возглавляла санитарно эпидемиологическую службу Серпуховского района.

В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние загрязнения окружающей среды хлорированными бифенилами на неспецифическую резистентность и поствакцинальный иммунитет» в НИИ гигиены имени Эрисмана. В 2000 году защитила докторскую диссертацию на тему «Гигиеническая безопасность населения в условиях загрязнения окружающей среды хлорированными бифенилами на примере модельной территории».

В 2005 году Анне Юрьевне Поповой присвоено звание профессор по специальности «Гигиена». В 2006 году стала первым заместителем руководителя Роспотребнадзора по Московской области. Через два года назначена на должность начальника Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Попова заняла место заместителя главы Роспотребнадзора с 23 декабря 2011 года. Позднее, по распоряжению, 23 октября 2013 года, назначена исполняющей обязанности главы Роспотребнадзора. Утверждена в должности главы ведомства 10 апреля 2014 года.

Попова Анна Юрьевна является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Врач-эпидемиолог, врач-гигиенист, доктор медицинских наук, профессор, действительный государственный советник РФ первого класса. Заведующая кафедрой социальной гигиены и организации государственной санитарно-эпидемиологической службы РМАПО. Преподает дисциплину «Общая гигиена» на кафедре гигиены Первого московского государственного медицинского университета. Автор и соавтор более 70 научных работ, двух монографий, более 50 нормативно-методических документов.

Замужем. Имеет двоих детей.


Награды Анны Поповой

2015 — Орден Почета
2015 — Нагрудный знак МИД России «За вклад в международное сотрудничество»
2013 — Нагрудный знак «Почетный работник Роспотребнадзора»
1999 — Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
1999 — Медаль «В память 850-летия Москвы»

17.10.2020

Связанные новости и события

  • 07.05.2020

    Ограничения из-за коронавируса будут снимать в три этапа, заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова на видеоконференции с президентом Владимиром Путиным. Решение о смягчении режима самоизоляции будут принимать главы регионов.

  • 28.04.2020

    Глава Роспотребнадзора Анна Попова допустила ослабление режима самоизоляции после 12 мая. По ее словам, снимать ограничения сейчас было бы преждевременно. При этом постепенное ослабление ограничений в мае будет возможно при условии, что россияне останутся дома на майские праздники, подчеркнула глава ведомства.

  • 14.04.2020

    Владимир Путин сообщил об ухудшении обстановки с коронавирусом в стране из-за увеличения числа пациентов с тяжелой формой заболевания. Об этом он заявил 13 апреля на совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ.
    «Мы видим с вами, что обстановка меняется практически ежедневно и, к сожалению, не в лучшую сторону. Увеличивается число заболевших людей, причем всё больше случаев именно тяжелого протекания болезни», — отметил Путин.

    По его мнению, ситуация в стране нуждается в профессиональном прогнозе, причем не только среднесрочном или долгосрочном, а также на ближайшие несколько дней.

    В этой связи глава государства поручил правительству ежедневно составлять для него соответствующий прогноз, учитывая «самые экстраординарные» варианты развития ситуации.
    В свою очередь, глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, что среди новых пациентов с коронавирусом более чем у 40% заболевание протекает бессимптомно.
    По состоянию на 14 апреля, в России зафиксировали более 18 тыс. случаев COVID-19. За весь период погибли свыше 160 человек.

  • 07.04.2020

    Президент России Владимир Путин 7 апреля 2020 года провёл в режиме видеоконференции совещание с экспертами по вопросам развития ситуации с коронавирусной инфекцией и мерам по её профилактике. В совещании приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова, глав Минздрава Михаил Мурашко, глава Минпромторга Денис Мантуров, помощник президента Максим Орешкин, а также руководители и представители научно-исследовательских организаций, занимающимися борьбой с коронавирусом медцентров, а также разработчики вакцин и лечебных методик.

  • 16.08.2018

    Глава Роспотребнадзора Анна Попова, 15 августа 2018 года, сообщила, что качество морской воды в Сочи текущим летом лучше, чем в прошлые годы за счет того, что в городе стало меньше незаконных и неочищенных водостоков. Она пояснила, что улучшить ситуацию удалось усилиями специалистов Роспотребнадзора и местных властей.

  • 10.11.2017

    В России вводится тотальный контроль за качеством лекарств. На это направлен законопроект Минздрава, который приняла Госдума в первом чтении 10 ноября 2017 года. Поправки предусматривают внедрение в России федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов. Система будет отслеживать движение лекарств от производителя до конечного потребителя.

  • Главный государственный санитарный врач
  • Руководитель Роспотребнадзора
  • Врач-эпидемиолог

Родился: 18 октября 1960 года (62 года)

ЗАКРЫТЬ X

  • Попова Анна Юрьевна

    • Главный государственный санитарный врач
    • Руководитель Роспотребнадзора
    • Врач-эпидемиолог
  • Родился: 18 октября 1960 года (62 года)

© 2021 RusTeam.media. 

Российское информационное агентство Рустим

Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. 

Санитарно-эпидемиологическая
служба

осуществляет государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
за выполнением санитарных норм и правил
различными звеньями народного хозяйства
страны и организует проведение мероприятий
по оздоровлению среды обитания населения.

Структура
санитарно-эпидемической службы
соответствует структуре управления
здравоохранением и строится по
административно-территориальному
принципу.

В
России санитарно-эпидемическую службу
возглавляет Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора
при Президенте Российской
Федерации.Председатель Комитета является
Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации.

В
структуре министерств здравоохранения
некоторых государств, входящих в
Содружество независимых государств,
имеются санитарно-профилактическое
или санитарно-эпидемиологическое
управления, которые осуществляют
руководство деятельностью службы;
начальники этих управлений являются
заместителями Главного государственного
санитарного врача, который и возглавляет
санитарно-эпидемическую службу.

Для
обеспечения санитарно-эпидемической
деятельности руководящие органы
санитарно-эпидемической службы государств
разрабатывают и утверждают санитарные
нормы, санитарно-гигиенические и
санитарно-противоэпидемические
правила,обязательные для выполнения
всеми министерствами, ведомствами,
предприятиями,организациями, учреждениями
и гражданами; осуществляют контроль за
соблюдением в типовых проектах
строительства гигиенических норм и
дают соответствующие заключения;
разрешают применение новых химических
веществ; осуществляют контроль за
качеством бактерийных, риккетсиозных
диагностических препаратов,вакцин,
сывороток; руководят работой региональных
органов и учреждений санитарно-эпидемической
службы, а также врачебно-санитарных
служб других ведомств по проведению
ими санитарно-эпидемического надзора
и соответствующих мероприятий и
осуществляют контроль за их работой. В
компетенцию санитарно-эпидемической
службы входит проведение мер по санитарной
охране территории

страны от заноса и распространения
карантинных и других инфекций, а также
организация общественных мероприятий
по обеспечению санитарно-эпидемического
благополучия и безопасности.

В
состав Государственной санитарно-эпидемической
службы Российской Федерации входят:
республиканские (в составе России),
краевые, областные, окружные,
городские,районные центры Государственного
санитарно-эпидемического надзора;
бассейновые и линейные центры
Государственного санитарно-эпидемического
надзора на водном транспорте, центры
Государственного санитарно-эпидемического
надзора на воздушном транспорте;
Российский информационно-аналитический
центр;научно-исследовательские учреждения
гигиенического и эпидемиологического
профиля; предприятия по производству
медицинских иммунобиологических
препаратов; дезинфекционные объединения
и станции.

3. Всемирная организация здравоохранения (воз). Структура, деятельность.

Цели:

Целью
ВОЗ, как указано в ее Уставе, является
достижение всеми народами возможно
высшего уровня здоровья.

Главная
миссия ВОЗ состоит в достижении всеми
людьми наивысшего возможного уровня
здоровья с особым акцентом на ликвидацию
разрывов как внутри стран, так и между
ними.

Борьба с эпидемиями болезней,
стремление сократить младенческую
смертность и борьба за безопасную
беременность – вот приоритеты ВОЗ.

  1. Функции
    и структура ВОЗ

Руководящим
органом ВОЗ является Всемирная ассамблея
здравоохранения (ВАЗ), созываемая 1 раз
в год; постоянно действуют исполнительный
комитет, секретариат, возглавляемый
генеральным директором, комитеты
экспертов, региональные комитеты:

для стран Европы,


Америки,
— Африки,
— Восточного
Средиземноморья,
— Юго-Восточной Азии,

— западной части Тихого океана.

Постоянно
работают 147 страновых бюро
Штаб-квартира
ВОЗ находится в Женеве; ее аппарат
состоит из отделов и отделений (секций).
В комитеты экспертов ВОЗ привлечены
компетентные ученые многих стран мира,
которые являются консультантами по
различным научным и практическим
вопросам здравоохранения и медицинской
науки при разработке программ деятельности
ВОЗ.

Все страны-члены ООН могут
стать членами ВОЗ, приняв ее Устав.
Другие страны могут быть приняты в члены
ВОЗ при условии, что Генеральная ассамблея
здравоохранения одобрит их заявление
простым большинством голосов.

Всемирная
ассамблея здравоохранения является
высшим органом ВОЗ, принимающим решения.
Ее ежегодные сессии, в работе которых
принимают участие делегации из всех
193 государств-членов ВОЗ, проводятся
обычно в мае в Женеве.

На пути
достижения своих целей ВОЗ выполняет
следующие основные функции:
— обеспечение
ведущей роли в вопросах, имеющих
исключительно важное значение для
здоровья, и налаживание партнерских
отношений там, где необходимы совместные
действия;
— разработка повестки дня
в области научных исследований и
стимулирование сбора, освоения и
распространения ценных знаний;

установление норм и стандартов, содействие
в их соблюдении и соответствующий
контроль;
— увязка концепции этических
вопросов с концепцией разработки
политики на основе фактических данных;

— обеспечение технической поддержки,
активизация изменений и создание
устойчивого институционального
потенциала и
— контроль за ситуацией
в области здравоохранения и оценка
динамики ее изменения.

ВОЗ
устанавливает международные стандарты
на пищевые продукты, лекарственные
препараты; пересматривает каждые 10 лет
международную статистическую классификацию
болезней, травм и причин смерти.

Организует
по широкой международной программе
совместные исследования по изучению
состояния здоровья населения, организации
медпомощи, подготовке медперсонала,
обеспечивает координацию этих
исследований; проводит международные
конференции, симпозиумы и др. по проблемам
медицины и здравоохранения, организует
деятельность комитетов экспертов,
научных групп, международные курсы по
повышению квалификации и обмену опытом
работы медперсонала разных категорий.

Основная
роль ВОЗ в достижении поставленных
целей — консультативная, экспертная и
техническая помощь странам, а также
предоставление необходимой информации,
чтобы научить страны помогать самим
себе в решении ключевых проблем охраны
здоровья. На сегодня ВОЗ определила
наиболее важные направления деятельности
национальных систем здравоохранения
как: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия,
содействие безопасной беременности —
здоровье матери и ребёнка, здоровье
подростков, психическое здоровье,
хронические заболевания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

https://ria.ru/20220915/rospotrebnadzor-1816779361.html

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба — РИА Новости, 15.09.2022

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,… РИА Новости, 15.09.2022

2022-09-15T04:01

2022-09-15T04:01

2022-09-15T04:01

справки

россия

федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/0c/1758770631_0:49:3273:1890_1920x0_80_0_0_f5d3bce34496127ad23272bfb7af194f.jpg

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР. 15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности. Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность. В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами. С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/0c/1758770631_542:0:3273:2048_1920x0_80_0_0_bb184f17a8e382fc7b2ce89d42072038.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, россия, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

Справки, Россия, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.

С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.

15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.

Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.

К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности.

Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.

Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.

Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.

К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.

Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.

В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.

Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.

С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 46 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 23.07.2013 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты обороны и иного специального назначения);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление санитарно-карантинного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 101-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

5. Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Ricoh mp 2014ad инструкция на русском
  • Микорад метаризин инструкция по применению отзывы
  • Cervical massage shawls инструкция на русском языке противопоказания
  • Ariston margherita abs636tx инструкция на русском
  • Gaggia baby twin инструкция на русском языке

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии