Руководство гражданской обороной в организации осуществляет руководитель организации

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    12 февраля 1998 года N 28-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

    Принят

    Государственной Думой

    26 декабря 1997 года

    Одобрен

    Советом Федерации

    28 января 1998 года

    (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,

    от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

    от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

    от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

    Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

    (преамбула в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Основные понятия

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

    требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

    обучение населения в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

    борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    срочное захоронение трупов в военное время;

    разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

    1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

    1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

    ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

    ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

    Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

    Президент Российской Федерации:

    определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

    (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

    утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

    осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации:

    обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

    руководит организацией и ведением гражданской обороны;

    издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

    определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

    определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    (абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

    определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

    осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

    Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

    Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

    ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ

    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА

    И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

    Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

    организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

    осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

    организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

    планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

    проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

    проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

    Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

    1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

    Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    проходят обучение в области гражданской обороны;

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

    оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

    Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

    Статья 11. Руководство гражданской обороной

    1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

    1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

    2) территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

    Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

    Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

    3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

    Статья 14. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

    Статья 15. Силы гражданской обороны

    1. Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

    2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

    3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

    1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

    2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

    3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

    4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

    5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Статья 17. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

    2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

    3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

    4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

    Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

    Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент

    Российской Федерации

    Б.ЕЛЬЦИН

    Москва, Кремль

    12 февраля 1998 года

    N 28-ФЗ

    Подготовка населения в области гражданской обороны вызывает у работодателей много вопросов. Разберем, каков алгоритм работы по ГО, кому проводить курсовое обучение и как понять, какая категория по ГО у организации.

    Каковы обязанности работодателя в рамках работы по ГО

    Что означает категория по гражданской обороне

    Как назначить ответственного гражданской обороне

    Каковы требования к квалификации работников по ГО

    Какие документы по ГО должны быть в организации

    Как провести вводный инструктаж по ГО и ЧС

    Как проводить инструктажи по действиям в ЧС

    Когда и как проводят учения по гражданской обороне

    Когда и как проводят учения по гражданской обороне

    Кто и как создает нештатные аварийно-спасательные формирования

    Какая ответственность грозит за нарушение правил ГО

    Каковы обязанности работодателя в рамках работы по ГО

    В соответствии с требованиями пп. «г» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны (Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841), можно выделить следующий алгоритм организации работы по ГО:

    1. Назначьте уполномоченного.
    2. Подготовьте учебно-материальную базу.
    3. Разработайте программы и проведите обучение работников.
    4. Разработайте программу вводного инструктажа по ГО и проводите его с вновь принятыми работниками.
    5. Проводите учения и тренировки по ГО.

    Организации любой формы собственности обязаны:

    • планировать и организовывать мероприятия по ГО,
    • готовить организацию к работе в военное время,
    • обучать работников по ГО.

    Это указано в Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.98 № 28-ФЗ и пп. «г» п. 5 Положения о подготовке (Постановление Правительства РФ  № 841). А если в нормативно-правовых актах в области ГО установлены отдельные виды организаций, то они обязаны создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Все мероприятия по ГО организация проводит за счет собственных средств (п. 4 ст. 18 Закона  № 28-ФЗ).

    Что означает категория по гражданской обороне

    Организации, которым присвоена категория по ГО, выполняют дополнительные обязанности.  

    Чтобы получить категорию, организации представляют предложения в органы местного самоуправления, региональные или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации или компании, если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.

    Решение о присвоении категории принимают региональные власти по согласованию с МЧС. Организация должна соответствовать хотя бы одному из условий:

    • иметь мобилизационное задание,
    • иметь высокий риск возникновения ЧС,
    • обладать уникальным культурным статусом.

    Организация может получить одну из трех категорий: категорию особой важности, первую или вторую. О присвоении категории по ГО организации сообщит присвоивший категорию орган.

    Категорированные работодатели обязаны создавать и поддерживать в готовности (ст. 9 Закона № 28-ФЗ):

    • Нештатные формирования для выполнения мероприятий по гражданской обороне. Порядок определен Приказом МЧС от 18.12.2014 № 701.
    • Нештатные аварийно-спасательные формирования — организации, эксплуатирующие ОПО I и II категории, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Порядок определен в Приказе МЧС от 23.12.2005 № 999.
    • Локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Требования к таким системам содержаться в Постановление Правительства России от 01.03.1993 № 178 и Методические рекомендации МЧС от 24.12.2002 № б/н;
    • Создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с Постановлением Правительства от 27.04.2000 № 379.

    Формировать запас СИЗ на случай войны или чрезвычайных ситуаций должны предприятия, где сотрудники работают в зонах:

    • защитных мероприятий, которые устанавливают вокруг объектов по хранению и уничтожению химоружия;
    • возможного радиоактивного и химического загрязнения или заражения, которые устанавливают вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

    Предприятия обязаны формировать запас СИЗ за свой счет. Количество определяется из расчета 30 % от общей численности сотрудников. Сверх этого:

    • для работников в пределах зон возможного химического заражения — СИЗ органов дыхания от соответствующих опасных веществ из расчета на 105 % общей численности сотрудников;
    • для работников в пределах зон возможного радиоактивного загрязнения — респираторы из расчета на 101 % общей численности.

    Вместо респираторов можно использовать исправные фильтрующие противогазы, срок хранения которых не истек.

    Предприятия самостоятельно определяют места хранения СИЗ. Единственное условие —  они должны находиться максимально близко к местам работы сотрудников. Если собственного места нет, можно арендовать место на складах других организаций.

    Предприятия организуют обучение обращению с СИЗ в рамках подготовки по гражданской обороне. Не путайте его с обучением по применению СИЗ в рамках Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.

    Как назначить ответственного гражданской обороне

    Руководитель организации обязан назначить ответственного по гражданской обороне (п. 4 ст. 12 Закона № 28-ФЗ, Постановление Правительства от 10.07.1999 № 782, Приказ МЧС от 23.05.2017 № 230).

    Пример приказа о назначении вы найдете в нашей шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    В организациях без категории по ГО вне зависимости от общей численности работников и количества филиалов достаточно оформить одного ответственного сотрудника, причем выполнять обязанности по ГО он может по совместительству.

    В категорированных организациях и филиалах назначают отдельного уполномоченного работника или создают структурное подразделение по ГО. Количество уполномоченных зависит от общей численности работников:

    Численность сотрудников, чел.

    Организация

    Представительство или филиал

    До 500

    1 освобожденный работник

    1 освобожденный работник

    От 501 до 1000

    Не менее 2 освобожденных работников

    2 освобожденных работника

    От 1001 до 2000

    3 освобожденных работника

    От 2001 до 5000

    Не менее 3 освобожденных работников

    4 освобожденных работника

    От 5001 и более

    Не менее 6 освобожденных работников

    5 освобожденных работников

    Для организаций с категорией по ГО руководитель и ответственные сотрудники должны получить дополнительное профессиональное образование или проходить курсовое обучение по ГО раз в пять лет (п. 4 Положения о подготовке населения, утв. Постановлением № 841).

    Каковы требования к квалификации работников по ГО

    Квалификационные требования к работникам по ГО перечислены в приказах Минздравсоцразвития от 10.12.2009 № 977 и Минтруда от 03.12.2013 № 707н.

    Обучение по программам ДПО или курсовое обучение по ГО проходят в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах, или на курсах гражданской обороны.

    Работники по гражданской обороне в организациях без категории по ГО:

    • получают от местного самоуправления сведения о потенциальных опасностях при военных конфликтах и ЧС;
    • планируют мероприятия по ГО;
    • организуют подготовку работников по ГО и ЧС.

    Существенно более широкий спектр обязанностей появляется в организациях с категорией у ответственных за ГО.

    Обязанности работников по гражданской обороне в организациях с категорией по ГО можно разделить на пять групп:

    1. Организационные функции.
    2. Функции ответственных, связанные с мероприятиями по ГО.
    3. Функционал ответственных связанный с документацией по ГО.
    4. Функции по планированию и контролю.
    5. Функции ответственных связанные с подготовкой в области ГО.

    Полный перечень обязанностей вы найдете в нашей шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Перечисленные выше обязанности ответственных по ГО прописаны в Постановлении Правительства от 10.07.1999 № 782 и Приказе МЧС от 23.05.2017 № 230.

    Какие документы по ГО должны быть в организации

    Опираясь на положение ст. 14 и 20 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ и ст. 9 Федерального закона от 12.02.98 № 28-ФЗ можно сформировать список документов в области ГО, который должен быть в организации. Пример вы найдете в нашей шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Как провести вводный инструктаж по ГО и ЧС

    Проведите инструктаж в течении 30 календарных дней с момента приема нового сотрудника. За основу программы вводного инструктажа можно взять примерную программу, которая есть в письме МЧС от 27.02.2020 № 11-7-605.

    Обязательные вопросы:

    • опасные производственные факторы предприятия и его месторасположения;
    • категория по ГО;
    • положения плана ГО, плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов по ГО и ЧС;
    • вероятность попадания предприятия в зоны возможных разрушений, радиоактивного загрязнения, химического заражения и катастрофического затопления;
    • оценка обстановки в ситуации, если потенциальный противник применит современные средства поражения.

    Кроме того, надо утвердить инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.

    В соответствии с п. 2.7 Примерного порядка реализации вводного инструктажа по гражданской обороне (письмо МЧС от 27.02.2020 № 11-7-605), МЧС одобрило возможность проводить инструктаж для удаленных филиалов и представительств дистанционно. Для этого необходимы аппаратно-программные средства, которые поддерживают аудиовизуальную связь инструктирующего и инструктируемого в режиме реального времени. Также можно оформить акт, к которому приложить аудио- или видеозапись инструктажа и направить его в течение 20 календарных дней в головную организацию.

    Чтобы использовать дистанционный формат, нужно разработать порядок проведения вводного инструктажа по ГО для удаленных филиалов. В документе укажите:

    • Ф. И. О. и должность ответственного за инструктаж по ГО удаленного филиала. Если ответственный пребывает вне филиала, укажите ответственного в самом филиале, который покажет работникам и сопроводит их по маршрутам эвакуации, местам, где расположены СИЗ и инженерные сооружения ГО.
    • Программу инструктажа по ГО работников удаленного филиала.
    • Журнал учета инструктажа работников удаленного филиала. Он может быть в электронной форме.
    • Данные об аппаратно-программных средствах, с помощью которых проводят дистанционный инструктаж по ГО.

    Порядок проведения вводного инструктажа по ГО для удаленных филиалов должен быть утвержден приказом руководителя организации.

    После инструктажа устно проверьте знания работника и сделайте запись о дате инструктажа в журнале вводного инструктажа по ГО. Факт проведения инструктажа должен быть зафиксирован подписями инструктируемого и инструктирующего.

    Как проводить инструктажи по действиям в ЧС

    Инструктаж по действиям в ЧС проводится не реже раза в год. Назначьте ответственного за проведение инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях приказом руководителя.

    В соответствии с письмом МЧС от 20.10.2020 № ИГ-11-28 на сайте МЧС России в разделе «Документы» должны быть размещены методические материалы о программе инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях и форма журнала к этому инструктажу. Но до настоящего момента ведомство не разработало эти документы.

    Как провести курсовое обучение работников по гражданской обороне

    Все работодатели, включая ИП, должны организовывать курсовое обучение по ГО (пп. «г» п. 5 Положения о подготовке населения, утв. Постановлением № 841). Курсовое обучение проводится ежегодно внутри организации в объеме не менее 12 часов. Программа обучения для курсового обучения разрабатывается на основе примерной программы (письмо МЧС от 20.11.2020 № 2-4-71-27-11).

    В программу курсового обучения работников включают информацию:

    • о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
    • способах и средствах защиты от опасностей, которые возникают при военных конфликтах и ЧС;
    • порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
    • правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
    • порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
    • правилах оказания первой помощи.

    Обучение состоит из теоретической и практической частей, практическая часть — из тренировок и комплексных занятий. Тренировки нужны для отработки навыков использования индивидуальных и коллективных средств защиты, пожаротушения и оказания первой помощи. Комплексное занятие направлено на отработку сотрудниками последовательных действий в конкретной обстановке.

    В учебной группе должно быть не более 25 человек, формировать ее надо с учетом особенностей должностей и профессий работников.

    На каждую группу ведется отдельный журнал, где ответственный сотрудник отмечает обучающихся. Журналы хранят в организации в течение года после окончания обучения.

    Когда и как проводят учения по гражданской обороне

    Виды учений, которые проводят работодатели (Приказ МЧС от 29.07.2020 № 565):

    Вид учений

    Тип организации

    Периодичность и продолжительность

    Командно-штабные учения

    Органы исполнительной власти, госкорпорации, госорганы

    Раз в 2 года. Продолжительность до 3 суток

    Муниципалитеты

    Раз в 3 года. Продолжительность до 1 суток

    Тактико-специальные учения

    Предприятия, где есть аварийно-спасательные формирования

    Раз в 3 года. Продолжительность до 8 часов

    Предприятия, где есть формирования постоянной готовности

    Раз в год

    Штабные тренировки

    Органы управления ГО и РСЧС с привлечением структурных подразделений организаций

    Не реже 1 раза в год. Продолжительность до 1 суток

    Объектовые тренировки

    Все организации

    Продолжительность определяет работодатель

    Специальные учения или тренировки по противопожарной защите

    Организации, где НПА требуют проведения специальных учений

    Раз в год. Продолжительность до 8 часов

    Виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определите с учетом задач, решаемых в области ГО и ЧС природного и техногенного характера (п. 2 приказа МЧС от 24.04.2013 № 284).

    Организация должна разработать ЛНА для подготовки учений (Положением о подготовке граждан, утвержденным Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1485):

    • приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения или тренировки;
    • схему организации руководства учением или тренировкой;
    • календарный план подготовки командно-штабного учения или тренировки;
    • замысел командно-штабного учения или тренировки с пояснительной запиской;
    • задание на командно-штабное учение или тренировку;
    • план проведения командно-штабного учения или тренировки;
    • инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения или тренировки.

    Кто и как создает нештатные аварийно-спасательные формирования

    Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее — НАСФ) создают организации, которые:

    • имеют мобилизационное задание;
    • обеспечивают выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, регионального или местного уровня;
    • эксплуатируют опасные производственные объекты (ОПО) I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерноопасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

    Эти организации:

    • разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
    • укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
    • подготавливают и руководят деятельностью НАСФ;
    • обеспечивают применение НАСФ;
    • планируют и применяют НАСФ;
    • поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

    Личный состав НАСФ комплектуют из сотрудников организаций (Приказ МЧС № 999). Зачисление в состав оформляется приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и специалистов должен включать аттестованных спасателей, а также квалифицированных специалистов существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

    Организация обеспечивает НАСФ спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами за счет собственных средств (п. 15 и 17 Приказа № 999). Нормы оснащения НАСФ можно посмотреть в приложении 2 к вышеуказанному порядку.

    Какая ответственность грозит за нарушение правил ГО

    Проверки по гражданской обороне проводит МЧС. В соответствии с Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1007 в план проверок по гражданской обороне включают организации и предпринимателей, которые:

    • эксплуатируют критически важные объекты;
    • входят в оборонно-промышленный комплекс;
    • эксплуатируют потенциально опасные объекты;
    • отнесены к категориям по гражданской обороне;
    • имеют на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

    На остальных предприятиях плановые проверки по гражданской обороне не проводят.

    За невыполнение правил в области гражданской обороны (ч. 2 ст. 20.7 КоАП) МЧС оштрафует должностных лиц на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

    Шпаргалка

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Перечень должностных обязанностей
      646 КБ

    • Приказ о назначении ответственного
      643.1 КБ

    • Список документов по ГО в организации
      636.9 КБ

    Скачать

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Карипазим для электрофореза инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Stereo wireless headset manual инструкция на русском наушники беспроводные
  • Руководство по программе паскаль
  • Магнезиум инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля