Наиболее
частым вариантом работы в ситуации
группового консультирования является
анализ психологом детско-родительских
отношений или отношений между взрослыми
людьми в условиях производственного
конфликта.
Первое,
с чем начинает работать психолог в
групповом консультировании, – это
система реально существующих отношений
между людьми (которые реально в ситуации
консультирования могут и не присутствовать).
Содержание
этих отношений может быть самым различным,
но для психолога важно перевести его
на язык описания субъективной модальности
каждого члена группы, чтобы в процессе
интервью со всеми членами группы каждый
смог выработать свои альтернативы в
исследуемой ситуации. Выработка
альтернатив связана с потребностью и
возможностью каждого члена группы
выразить свои актуальные возможности
(«я могу»), свои чувства («я чувствую»),
свои мысли («я думаю»), свои желания
(«я
хочу»), а также свои представления об
их изменении.
Исследование
структуры группы позволяет психологу
не только выделить иерархические
отношения – кто лидер, а кто ведомые,
но и проанализировать содержание
воздействия одного члена группы на
другого.
Группа
в ситуации консультирования может
выступать как коллек-тивный клиент, а
может быть так, что в ней один или
несколько человек — клиенты, а остальные
выступают в роли заказчика или
пользователей психологической информации.
Психолог обозначает эти роли членов
группы, дозируя, таким образом, свое
действие в группе.
Проводя
групповое консультирование, психолог
особенно внима-тельно должен контролировать
содержание своей позиции, чтобы не
организовать коалицию с одним членом
группы против других. Такие тенденции
особенно сильны в конфликтных группах.
Психологическое
групповое консультирование тесно
связано с понятием групповой психотерапии,
в частности с понятием психокоррекционных
групп.
Психокоррекционная
группа – это искусственно созданная
(лабора-торная) малая группа, объединенная
целями межличностного исследова-ния,
личностного научения и самораскрытия.
Это неструктурированное взаимодействие
здесь и теперь, при котором участники
изучают происходящие с ними процессы
межличностного взаимодействия в данный
момент и в данном месте.
Лэкин
(1972) выделяет следующие процессы и
признаки, характер-ные, по его мнению,
для психокоррекционной группы:
— облегчение
выражений эмоций;
— возникновение
ощущения принадлежности к группе;
— обязанность
самораскрытия;
— апробирование
новых навыков поведения;
— санкционированная
группой свобода межличностного общения
(межличностные сравнения);
— разделение
с формальным лидером ответственности
за руководство группой.
Среди
психокоррекционных групп выделяют:
— группы
для решения проблем;
— группы
для обучения межличностным взаимоотношениям
(группы подготовки бизнесменов,
руководителей);
— группы
роста (самосовершенствование);
— терапевтические
группы.
Психокоррекционные
группы, так же как и другие малые группы,
могут быть центрированы преимущественно
на руководителе (группа тренинга умений)
или на членах группы (группа встреч).
Значительное
влияние на развитие групповой психотерапии
оказал К. Роджерс. Он заложил основы
гуманистического направления в
психотерапии. Его «терапия, центрированная
на клиенте», понятия об «энкаунтер-группах»,
«процессе встреч» заложили основу
антиавторитарной недирективной
психотерапии.
Несомненное
влияние на исследование малых
психокоррекционных групп оказали работы
К. Левина, особенно его «теория поля».
Среди
современных отечественных ученых много
сделали для развития групповой
психотерапии С.С. Либих, А.Л. Гроссман,
Н.В. Иванов, А.И. Захаров и др.
Соседние файлы в папке папочка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Г. к. обычно проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем.
Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Г. к. и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов.
Различия между Г. к. и групп. психотер. в основном касаются состава группы, глубины ожидаемых личностных изменений ее членов и характера подготовки ее руководителя. Методы и процедуры, используемые в Г. к. и групп. терапии, весьма похожи.
Фактически членами консультационной группы могут быть люди любого соц. происхождения и любой профессии, обычно попадающие в нормальный диапазон приспособляемости и способности справляться с жизненными ситуациями. Они присоединяются к группе, чтобы достичь более глубокого понимания себя как личности и развить свои личные потенции. Члены терапевтической группы выносят на обсуждение более серьезные личностные проблемы и могут иметь невротические симптомы или быть хроническими невротиками с ограниченной способностью справляться с жизненными проблемами. Обычно им для изменения базовых структур личности требуется более интенсивная индивидуальная работа.
Руководители консультационных и терапевтических групп должны иметь специальную подготовку в области руководства группами. Консультанты, как правило, сосредоточиваются на вопросах нормального развития в течение жизни. В подготовке психотерапевтов обычно больше времени отводится на овладение методами работы с анормальными популяциями и на изучение психопатологии.
Группы — это естественное явление в истории человечества. Организованным группам предшествовали различные религиозные движения, драма и миракли. Нек-рые историки ссылаются на работу Месмера как предшественника групп. лечения.
Большинство, однако, указывает, что работа Дж. Г. Пратта по «методу класса» стала началом научного групп. лечения в США. Врач Пратт использовал методику директивного обучения, рассказывая больным туберкулезом, которых он лечил, о гигиене. Он исходил из необходимости поднять моральный дух больных, приучая к поддержанию чистоты. Используемый им метод больше походил на то, что мы сегодня называем «руководство». Вскоре стало ясно, что его пациенты больше пользы извлекали из поддерживающей атмосферы группы, чем из сообщаемой на занятиях информации.
В Европе групп. методы начали применять Альфред Адлер и Я. Л. Морено. Адлер консультировал детей в присутствии группы, гл. обр. с целью обучения др. специалистов индивидуальному консультированию. И снова было замечено, что группа или аудитория оказывала положительное воздействие на исход консультирования, если входящие в нее люди задавали вопросы и вступали во взаимодействие. Этот методический прием используется и совр. последователями Адлера с двоякой целью — обучения и консультирования.
Морено использовал групп. методики в работе с бездомными жителями Вены. Он работал с беспризорными детьми, перемещенными лицами и проститутками. Морено внедрил психодраму в США и ввел в обращение термины «групп. терапия» и «групп. психотерапия».
В число тех, кто оказал большое влияние на групп. терапию в США, входит С. Р. Славсон, внедривший методы, известные под названием активной групп. терапии. Его методы создавались в ходе работы с соц. дезадаптированными детьми. В Чикаго Рудольф Дрейкурс в работе с семейными группами и детьми применял адлерианские принципы. Карл Роджерс и его клиент-центрированный, или феноменологический, подход способствовали популяризации групп. работы. Нехватка адекватно подготовленного персонала и огромная потребность в восстановительной и поддерживающей терапии ускорили приспособление роджерианских принципов к групп. работе с ветеранами.
Хотя практики и пытались уточнить содержание терминов «руководство» и «групп. консультирование», полемика по этому поводу обострилась до предела, так как авторы продолжали настаивать на том, что консультирование — сугубо личный процесс и должно проводиться индивидуально. Профессионализм школьных консультантов, консультантов, работающих в общественных организациях и занимающихся частной практикой, повысила доверие к методам Г. к.
Признанию жизнеспособности Г. к. тж способствовала деятельность Движения за человеческий потенциал и таких профессиональных орг-ий консультантов, как Американская ассоц. управления персоналом и Американская психол. ассоц. Каждая из этих крупных орг-ий имеет этические кодексы, связанные с областью именно групп. работы.
Газда, Дункан и Сиссон разъясняют отличительные признаки разнообразных групп. методов:
«Руководство группой и отдельные группы видов челов. потенциала характеризуются как преимущественно профилактические по назначению; Г. к., Т-группы, группы сензитивности, группы встреч… — как частично профилактические, вызывающие рост и коррективные по назначению; групп. психотерапия — как лечебная по назначению. Круг клиентов, их психич. и физ. здоровье, рабочая обстановка, величина группы, продолжительность сеансов и длительность курса соответственно отражаются в особом значении или назначении каждого из этих трех явно различающихся группирований.»
Кори и Кори предлагают трактовку Г. к., принятую в совр. практике:
«Г. к. часто фокусируется на проблеме определенного рода — образовательной, профессиональной, соц. или личной — и нередко проводится в общественных учреждениях, таких как школы, учреждения по вопросам психич. здоровья и различные агентства по оказанию услуг населению. Г. к. обычно отличается от групп. терапии тем, что имеет дело с сознаваемыми проблемами, нацелено не на серьезное изменение личности, а на разрешение конкретных текущих затруднений и не связано с лечением невротических или психотических расстройств.»
Ялом анализирует целительные факторы (как он их называет), действующие в групп. терапии любого типа. В этих разнородных факторах нетрудно заметить ист. влияния, связанные с руководством группами, групп. динамикой и психотерапией.
«Снабжение информацией. Эта функция охватывает осуществляемое консультантом дидактическое инструктирование, а также советы, подсказки или прямое наставление, предлагаемые консультантом или др. членами группы для решении жизненных проблем.
Вселение надежды. Доказано, что выраженные ожидания успеха и вера в данный метод у потенциальных членов группы связаны с положительными рез-тами работы в группах.
Универсальность. Участие в работе группы часто помогает людям понять, что они не одиноки в своих переживаниях, что их проблемы, казавшиеся «уникальными», оказываются не столь уж редкими. Это знание часто приносит чувство облегчения.
Альтруизм. Члены группы оказывают друг другу существенную помощь, предлагая поддержку и утешение, давая советы и высказывая догадки, делясь друг с другом похожими проблемами. Членам группы важно осознать, что они способны к взаимопомощи.
Корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы. Группы имеют сходство с семьями в неск. важных отношениях. Мн. члены групп получают неудовлетворительный опыт в своих первичных семьях, а группа дает возможность проработать и реструктурировать важные семейные взаимоотношения, создавая атмосферу поддержки.
Развитие способов социализации. Хотя применяемые в разных видах групп методы могут сильно различаться (от непосредственного, практического овладения навыком до овладения им косвенным путем), соц. научение имеет место во всех группах. Развитие осн. соц. умений или навыков межличностного взаимодействия — рез-т процесса Г. к., достижению к-рого способствует обратная связь между членами группы.
Инициация поведения. Один член группы часто наблюдает, как др. член группы работает с аналогичной проблемой. Благодаря «замещающей» терапии «наблюдатель» может включить в свой репертуар или опробовать новые для себя образцы поведения, предлагаемые или моделируемые лидером группы либо др. членами группы.
Межличностное научение. Группа функционирует как соц. микрокосм, обеспечивающий необходимые терапевтические факторы, чтобы дать возможность своим членам получить корректирующий эмоциональный опыт. Члены группы благодаря подтверждению от др. и самонаблюдению начинают сознавать свое межличностное поведение. Группа через обратную связь и одобрение помогает каждому члену увидеть свое неадаптивное соц./межличностное поведение и обеспечивает поддержку ближайшего окружения для изменения.
Сплоченность группы. Сплоченность определяется как привлекательность группы для ее членов. Проще говоря, это чувство «мы», «коллективизм» или «близость». Сплоченность в группе — это аналог раппорта или отношения между индивидуальным консультантом и клиентом. Принятие и поддержка, демонстрируемые группой после того, как ее член разделил с ней эмоционально значимые переживания, могут быть мощной целебной силой.
Катарсис. Группа — безопасное место, где ее члены могут выразить и обсудить свои чувства вместо того, чтобы носить их в себе. Групп. процесс помогает научиться выражению чувств вообще и выражению отрицательных и/или положительных чувств к лидеру и др. членам группы в частности.»
Хотя эти целительные факторы большинство авторов относят к преимуществам при использовании групп. метода в терапии, с групп. работой связаны определенные риски и ограничения. Кори и Кори предупреждают, что группы — это не панацея и что не все люди подходят для групп. Некоторые потенциальные члены групп могут быть слишком подозрительными, враждебно настроенными или слабыми, чтобы извлечь пользу из групп. опыта. Кроме того, в группах часто принуждают соблюдать групп. нормы.
Если член группы принимает происходящие в группе процессы, то не исключается возможность возникновения нек-рого психол. риска. Раскрывшись перед чужими людьми, члены группы могут стать уязвимыми. Если эта уязвимость переносится в их жизни на отношения со значимыми людьми, для ее эффективного преодоления требуются соотв. средства поддержки.
Полную конфиденциальность обеспечить крайне трудно: нек-рые члены группы позволяют себе говорить за ее пределами о том, что они узнали. Кроме того, кто-то в группе может оказаться в положении «козла отпущения», особенно если вмешательство лидера группы не достигает цели в тех случаях, когда неск. членов группы нападают на одного. Любой метод вмешательства, столь мощный, как группа, может привести к серьезному нарушению жизни чел. Изменения могут затронуть образ жизни, систему ценностей и вылиться в потерю чувства защищенности. Потенциальным членам групп следует знать об этих рисках и ограничениях.
Клиент-центрированная модель
Эта групп. модель, разраб. Карлом Роджерсом и его сторонниками, основана на предположении о том, что люди наделены врожденной способностью к реализации всех своих потенциальных возможностей. К их числу относится, прежде всего, возможность справиться со своими собственными проблемами в условиях свободной и терпимой атмосферы. Лидер группы рассматривается как фасилитатор, к-рый не ограничен никакими условиями и искренен в своих отношениях с членами группы.
Гештальт-модель
Фредерик С. Перлз и его последователи разработали метод гештальт-терапии в группах. Групп. опыт фокусируется на интенсивной установке «здесь-и-теперь». Переживание настоящего момента обеспечивает проникновение в смысл личного поведения и вызывает инсайт, на основе к-рого могут приниматься новые решения по поводу изменения поведения. Членов группы учат брать на себя ответственность за все свои чувства и поведение.
Транзактный анализ
Эрик Берн разраб. концепцию состояний Я, к-рые он назвал Родитель, Взрослый и Ребенок. Цель участников группы состоит в том, чтобы научиться сознавать то состояние Я, в к-ром они преимущественно действуют. Чтобы развить эту способность сознавать состояния Я, члены группы обычно изучают свои первые планы, поручения, к-рые они получали от своих родителей, и свои предыдущие решения, касающиеся личной ценности и позиции в жизни.
Модель рационально-эмотивной терапии
РЭТ — подход, разраб. Альбертом Эллисом, — осн. на использовании образовательной, а не мед. или психодинамической модели. Непосредственные действия, направленные на веру чел. в иррациональные суждения, к-рые возникли в рез-те вербального самовнушения, формируют основу для изменения поведения.
Цель терапии — помочь членам группы усвоить более рациональную философию жизни, вести себя более разумно и, следовательно, жить более полной жизнью. Основное отличие РЭТ-групп заключается в домашних заданиях, к-рые выполняются за пределами группы, что обеспечивает непрерывность процесса прогрессивных изменений. В этой модели интенсивно используются методики поведенческой терапии.
К др. теор. подходам, получившим нек-рое признание, однако имеющим более узкую область применения, можно отнести психоаналитическую модель, модель терапии реальностью, модель поведенческой терапии, развивающий подход и эклектическую модель развития челов. ресурсов.
См. также Консультирование, Групповая динамика, Групповая психотерапия
Р. К. Берг
.
The stages of group counselling according to Corey and Corey (1997) range from: The initial stage, The transition stage, The working stage and The final stage.
In this article, we will look into what group counseling is, what it is used for and the 4 stages of group counseling developed by Corey and Corey in 1997.
What is group counseling?
Group counseling is a form of counseling that’s given to patient groups, typically close peers. The people participating understand that it’s safe and comfortable for them to speak about their problems with each other so they can work through them together as well as input from the group leader as needed. Being able to deal with your feelings in this way makes it easier for people to enjoy life, by helping them overcome their fears and worries.
In addition, people who have a difficult time with interpersonal relationships can benefit from the social interactions that are a basic part of the group counseling experience.
Most groups are composed of students of differing ages, backgrounds and experiences. This helps to provide additional perspectives.
What happens during group therapy sessions?
Before attending the group counseling sessions, trained professional counselors will meet their clients individually to conduct a pre-group evaluation and gather information about the types of problems they are experiencing.
Once both parties agree that group counseling is a good match, the clinician should provide information about the time, date and location of the sessions.
The focus may vary depending on which type of group activity is being worked on, but it’s common for members to meet in a private room sitting in a circle with other like-minded people who want to share with one another specifically regarding substance abuse or eating disorders etc. It’s important to understand how each session goes down so you know whether you fit in with this particular crowd!
Within an atmosphere of trust, group therapy sessions involve members speaking freely about their feelings and talking directly to one another about all of their personal problems.
Although no one will ever be forced to divulge their deepest secrets, counselors expect group members to feel free to relate openly and be honest with others for the sake of relieving any pent-up emotional stress in order that they may discover that they aren’t alone in their problems.
Along with allowing other members to observe the growth of one another’s emotional health, counselors also model healthy behaviors by thoroughly resolving the problems at a deeper level. Most groups meet on a weekly or biweekly basis for a predetermined number of weeks for optimal consistency.
In other words, group therapy is a means for struggling individuals to find camaraderie amongst each other and work towards resolving their personal issues together.
Most, if not all people are hesitant in going to therapy because some believe it will be similar to the past: being alone in a room and speaking endlessly without knowing what the results would yield.
Group sessions break those barriers of apprehension by providing a more community-driven environment, built upon cooperation and collaboration rather than competition and individual dominance.
Like all groups, therapeutic groups change and evolve over time. Knowledge of group development can help the group therapist distinguish if members reflect personal and individual or group developmental issues.
Furthermore, knowledge of how members cope in the face of group developmental issues can aid the therapist in formulating specific interventions at those times (Bernard, Burlingame, Flores, Greene et al., 2008).
Group leaders must understand the strength and potency of groups in order to be effective. They must plan ahead of time and be aware of the group’s current level of development. With this information, they may use suitable techniques to assist their groups in completely developing (Gladding, 1994).
The likelihood of operating a counseling group efficiently and effectively increases with proper planning and strategic intervention.
Stages of group counseling
Making decisions in advance is an important part of forming counseling groups. The initial phase in the process is pregroup planning. Leaders create groups with the goal of producing useful and practical outcomes for participants. Those linked with aims, membership, regulations, time, place, and dynamics are among the most essential concerns.
Corey and Corey (1997) developed the following stages: initial, transition, working and final.
Stage 1
The initial stage of group counseling involves screening, orientation, and determining the structure of the group.
The major functions of the group leader during this stage are establishing ground rules and norms for the group, helping members express their fears and expectations, assisting group members in identifying concrete personal goals, and sharing expectations and hopes for the group.
The members during this stage attempt to create trust, become involved in establishing group norms, establish personal goals and learn about the dynamics of the group process.
Stage 2
The transition stage. Members initiate a disclosure of information that goes beyond personal history.
The major functions of the leader during this phase are encouraging members to express their anxiety, dealing openly with conflicts that occur in the group, and helping members become autonomous and independent.
During this stage, group members are concerned about being accepted by the group. The successful management of this stage will mature into action or working stage.
Stage 3
The working or action stage. This is when the main work begins. During this stage, group members feel free to explore their thoughts and feelings and work on their concerns.
The major functions of the group leader are encouraging members to translate insight into action and assisting them make the necessary changes to achieve their goals.
This stage is characterized by group members introducing personal issues that they are willing to work on, providing and receiving feedback, applying what they learn in the group to their daily lives, and offering support and encouragement to other group members.
Stage 4
The final or termination stage. The final stage is characterized by stock taking, sadness and anxiety regarding the termination of the group.
Members may begin to decrease their intensity of participation to prepare for termination, and they may also evaluate how they experienced the group.
The major functions of the leader during this stage are to assist group members in working towards termination, provide opportunities for them to receive further counseling if necessary, and help them gain a useful understanding of what they have learned.
Just like every other intervention, group counseling also has its obstacles.
- During the beginning and transition periods, resistance is frequent. During the early stages of a group, individuals are often afraid to participate. Members communicate their anxieties and hesitations, as well as their aspirations and expectations, throughout this stage. In certain circumstances, the participants are wary of the leader, believing that they may be deceived.
- Even if individuals are ready to participate, some initial resistance is to be expected, regardless of the sort of organization. What members do talk about is likely to be secondary to what they keep buried inside.
- Because resistance is sometimes the result of unmet expectations, addressing and discussing these anxieties early on will benefit the entire group. The degree of trust that may be created in the group is determined by how the group counselor or leader handles these emotions.
Conclusion
Counseling groups work best when the rules are simple and straightforward. Many members will forget parts of the regulations if there are more than a dozen. Similarly, if the rules are ambiguous, some members will invariably break them, whether in text or spirit.
Rules in counseling groups should adhere to professional organizations’ ethical standards, such as the Association for Specialists in Group Work.
Members should pledge to respect each other’s privacy, refrain from verbally or physically attacking one another, actively engage in the group process, and speak one at a time.
The ability of group leaders to design and execute groups is critical to conducting effective group counseling. Extra preparation time is critical to the group’s survival. Screening members, choosing a realistic number of group participants, establishing a regular meeting site and time, and creating rules are all part of this procedure.
Leaders of groups must then understand and use group phases, as well as use proper counseling skills in a timely manner. Many factors influence the success of group counseling. Finally, studying how groups work and then personally investing in them are the keys to running good counseling groups.
Reference
- Ajufo, Beatrice. (2019). Group Counselling.
- Corey, Marianne Schneider, Gerald Corey, and Cindy Corey. Groups: Process and Practice. Belmont, CA: Brooks/Cole, 2010.
Слайд 1
Групповое консультирование Работу выполнила: м агистр 2 курса Назипова Гульнара
Слайд 2
Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.
Слайд 3
Групповое консультирование имеет следующие цели : работа с проблематикой участников группы: изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; формирование способности к самонаучению и самокоррекции , то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования; раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.
Слайд 4
В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: принцип “здесь и теперь” , предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем “, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние ;
Слайд 5
принцип искренности и открытости , предполагающий соблюдение следующих правил : • все, что рассказывается в группе, является правдой; • участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи, в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;
Слайд 6
принцип Я , предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; принцип активности , предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно “отсидеться”; принцип права выбора , означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;
Слайд 7
принцип ответственности , предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; принцип конфиденциальности , означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.
Слайд 8
О тличительные особенности группового консультирования : группа как мини-модель социума , так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;
Слайд 9
групповая динамика , понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: • включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников; • может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;
Слайд 10
ролевые стереотипы участников группы , позволяющие: • выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников; • анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы; • анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.
Слайд 11
В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального : использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: • ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; • взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; • групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; • личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.
Слайд 12
П реимущества группового консультирования: помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; возможность получения эмоциональной поддержки и принятия стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;
Слайд 13
возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы; возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;
Слайд 14
возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.
Слайд 15
Ограничения группового консультирования: не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику ;
Слайд 16
при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная ; давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;
Слайд 17
в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать « самоценностью »; группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.
Содержание
Введение
1. Понятие и особенности групповой психотерапии
2. Требования к руководителю психотерапевтической группы
3. Организация работы психотерапевтической группы
4. Руководство психотерапевтической группой
Заключение
Список литературы
Введение
Жизнедеятельность человека в современном обществе сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой, и далеко не каждый человек оказывается в силах самостоятельно успешно адаптироваться к современным социальным условиям. У многих людей процесс адаптации происходит недостаточно эффективно, что порождает возникновение разнообразных эмоциональных, личностных и поведенческих проблем. Чтобы справиться с такими проблемами, нередко человеку требуется помощь и поддержка извне.
Один из путей оказания профессиональной помощи людям с недостаточным уровнем социально-психологической адаптации – групповая психотерапия. Психотерапевтическая группа представляет собой модель микросоциума, и поэтому групповая психотерапия в наибольшей мере подходит для эффективного решения проблем, связанных с жизнедеятельностью в обществе: психотерапия в группе предоставляет оптимальные для этого условия, близкие к реальным.
Руководство психотерапевтической группой представляет собой сложный процесс определения поведения психотерапевтической группы и придания ему направления, требуемого в целях достижения психотерапевтической эффективности группы. Анализу различных аспектов руководства психотерапевтической группы посвящена данная работа.
1. Понятие и особенности групповой психотерапии
В современной психотерапии различаются четыре формы организации психотерапевтического воздействия: индивидуальная, групповая, коллективная и семейная [4].
Групповая психотерапия – это одна из форм организации психотерапевтического воздействия, в основе которой лежит применение «факторов групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности» [3]. Под групповой динамикой понимается вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая руководителя группы, и ее изменение во времени [4].
Для осуществления групповой психотерапии формируются специально организованные психотерапевтические группы. Психотерапевтическая группа – это «малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей» [4].
Цели групповой психотерапии различаются в зависимости от теоретической ориентации, взятой за основу в процессе организации групповой психотерапии, и от особенностей контингента участников группы. В общем виде целями групповой психотерапии являются «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия» [4].
Общие задачи групповой психотерапии рассматриваются в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В качестве результата групповой психотерапии ожидается осуществление изменений в каждой из перечисленных сфер психики участников психотерапевтической группы [4]:
- Познавательная сфера. Групповая психотерапия способствует осознанию пациентом (участником группы):
- связей в триаде «личность – ситуация – проблема»,
- восприятие своей личности другими людьми и собственные особенности взаимоотношений с окружающими;
- причины существующей проблемы.
- Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия позволяет решить следующие задачи эмоциональной сферы личности:
- получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
- непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя;
- точное распознавание и вербализация (словесное выражение) собственных эмоций;
- переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
- Поведенческая сфера. Групповая психотерапия позволяет участнику психотерапевтической группы:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
- преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
- развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
- вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
Таким образом, групповая психотерапия способствует развитию самопонимания, расширению эмоционального опыта и усовершенствованию саморегуляции. При этом в процессе групповой психотерапии, как правило, спонтанно осуществляется реализация более широких целей: уточнение своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений, совершенствование личности [3]. Нередко в процессе участия в группе достигается решение проблем, не связанных с исходной целью групповой психотерапии: «Часто исходная задача (например, избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. … В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться» [5].
Инструментом психологического воздействия в процессе групповой психотерапии является групповая динамика психотерапевтической группы: «Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия» [4].
И.В.Вачков [1] выделяет следующие преимущества групповой формы организации психотерапевтического воздействия:
- Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Человек избегает замыкания в себе, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
- Группа отражает общество в миниатюре. Это дает возможность участникам группы увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
- Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое.
- В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, а в психотерапевтических группах можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, испробовать новые модели поведения – в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
- В группе участники могут идентифицировать себя с другими, т.к. в группе требуется не только говорить, но и слушать. Участники группы могут «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми другими.
- Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
- Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
- Групповая форма имеет и экономические преимущества: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.
Таким образом, групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы своих проблем и нахождения конструктивных решений.
2. Требования к руководителю психотерапевтической группы
Для руководства психотерапевтической группы и адекватного использования возможностей групповой психотерапии требуется наличие обширных теоретических знаний и специальной профессиональной подготовки [4].
Требования к профессиональным качествам руководителя психотерапевтической группы делятся на три основные группы: требования к знаниям, умениям и опыту [M.S.Corey, G.Corey, 1987; 3]:
- Требования к знаниям. Руководитель группы должен знать:
- Психологию развития, личности и групп, основы психопатологии и психиатрии.
- Основные теории групповой психотерапии, используемые в них понятия и взаиморазличия; постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.
- Основные принципы динамики группового процесса, психотерапевтические факторы группы, механизмы их действия и управления ими.
- Особенности индивидуальной психодинамики и психотерапии, чтобы понять не только происходящее в группе, но также и с отдельными ее участниками. Слабо разбираясь в индивидуальной психодинамике, терапевт может неправильно оценить влияние группы на участника и его реакции на групповой процесс.
- Основные задачи терапевта на различных этапах развития группы.
- Требования профессиональной этики к психотерапевтической работе вообще и конкретно к работе с группами.
- Свою личность, ее сильные и слабые стороны, свои ценности, чтобы профессионально выполнять функции терапевта и оценивать возможное воздействие на участников группы своей личности.
- Требования к умениям. Руководитель должен уметь:
- Доступно объяснить участникам группы, что такое групповая психотерапия, каковы цели данной конкретной группы и какими средствами терапевт собирается достичь этих целей.
- Оценить пригодность участников для работы в психотерапевтической группе и отобрать в нее тех, которые бы не мешали, а помогали друг другу в достижении своих личных целей, т.е. создать психотерапевтически потенциальную группу.
- Использовать потенциальные возможности психотерапевтических факторов группы, стимулирующих изменения в группе и в жизни участников, их потенциальные возможности.
- Быть примером продуктивного участия в работе группы.
- Понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников.
- Находить психотерапевтические решения в критических ситуациях жизни группы.
- Использовать техники групповой работы, не злоупотребляя ими.
- Должным образом завершать как каждую встречу, так и работу группы вообще.
- Объективно оценить самому и помочь участникам оценить достигнутые результаты в работе психотерапевтической группы.
- Требования к профессиональному опыту. Прежде, чем приступить к деятельности руководителя психотерапевтической группы, необходимо:
- Непосредственно наблюдать работу психотерапевтических групп и просматривать их видеозаписи.
- Принять непосредственное участие в тренинговых группах.
- Осуществить практическую работу под наблюдением опытного специалиста. Замечания более опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на вещи, которых терапевт не заметил в работе группы, на неправильно использованные техники.
Эффективность работы психотерапевтической группы зависит не только от профессиональных, но и от личностных качеств руководителя группы: «Каждый терапевт, независимо от его теоретических взглядов, приходит в группу со своими уникальными личностными свойствами, ценностями и жизненным опытом. Это налагает своеобразный отпечаток на каждую группу, с которой он работает. Однако личность терапевта не должна мешать раскрытию психотерапевтического потенциала группы; напротив, терапевт должен быть катализатором такого раскрытия» [3].
Обобщая сведения из различных источников, Р.Кочюнас выделяет следующие требования к личности руководителя психотерапевтической группы [3]:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
- открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
- уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Таким образом, содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.
3. Организация работы психотерапевтической группы
Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. На предварительном этапе решаются следующие основные задачи [3]:
- определить цели организуемой группы с учетом продолжительности, условий будущей работы, состава участников;
- уточнить основные критерии отбора участников в группу;
- решить вопросы формирования группы: определить способы подготовки участников к групповой работе, общую продолжительность работы группы, частоту и продолжительность занятий, место работы группы, порядок оплаты участия в группе;
- уточнить возможность сочетания работы в психотерапевтической группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов и т.п.;
- определить способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;
- подготовить сообщение об организуемой психотерапевтической группе.
Правильный отбор участников – один из наиболее важных факторов эффективности деятельности психотерапевтической группы. Наиболее важными критериями отбора участников группы являются [3]:
- Желание претендента (мотивация к психотерапии и участию в группе);
- Соответствие личных проблем претендента целям группы;
- Наличие у клиента проблем в сфере межличностных отношений;
- Наличие возможности участвовать в работе группы (посещать занятия, справляться с заданиями, способность к самораскрытию и т.п.).
К основным критериям непригодности претендента к участию в группе относят [2]:
- Тяжелые психические расстройства (психоз, острая фаза депрессии и т.д.);
- Асоциальное поведение претендента или низкий самоконтроль поведения;
- Чрезмерная тревожность или сензитивность субъекта;
- Наличие невротической потребности в одобрении.
Важным и в то же время не решаемым однозначно является вопрос о гомогенности-гетерогенности (однородности-неоднородности) группы по нозологии, полу, возрасту, образованию участников и т.п.
В пользу неоднородности группы по составу приводят такие аргументы, как наличие широкого диапазона примеров альтернативного поведения, большая репрезентативность группы как модели социума. Кроме того, «различия предоставляют больше возможностей для возникновения противоречий и, следовательно, для развития … Многообразие, которое возникает, когда в группу включаются люди, имеющие различные личностные характеристики и поведенческие особенности, приводит к трениям и конфронтациям, прорабатывая которые можно в конечном счете добиться оптимальных результатов в личностном развитии и обучении» [5]. Неоднородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на долгосрочную психотерапию, решение сложных и глубоких проблем [4].
В однородной по составу группе быстрее возникает взаимопонимание, взаимные симпатии и поддержка участников, что способствует уменьшению сроков осуществления психотерапии. Однородность состава рекомендуется для групп, ориентированных на краткосрочную психотерапию, а также для лечения крайних возрастных групп (подростки, пожилые люди и т.д.) [4; 5].
Число участников психотерапевтической группы должно составлять 5-8 человек [3], 8-12 человек [4] или 6-10 человек [5]. Группы, имеющие в своем составе менее 5 или более 12 участников, утрачивают психотерапевтический потенциал: «Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя ее неотъемлемой частью. По мере роста численности группы повышается вероятность того, что отведенное для ее работы время будет узурпироваться кем-либо из наиболее разговорчивых, склонных к доминированию участников и что в ней будут образовываться подгруппы и группировки … Когда группа слишком малочисленна, она перестает действовать как группа, а ее члены оказываются вовлеченными в проводимые в условиях группы индивидуальные консультации или психотерапевтические сеансы» [5].
Оптимальная продолжительность одной групповой встречи (сеанса) – 1,5-2 часа [3]. Частота встреч может варьировать от 1 до 5 раз в неделю, а общая продолжительность групповой психотерапии зависит от целей группы, частоты встреч и т.д. Средняя продолжительность курса групповой психотерапии составляет 40 сеансов [4].
Место встреч участников группы должно представлять собой отдельное помещение, достаточно уютное и не имеющее в своем интерьере отвлекающих факторов. Помещение не должно быть ни слишком просторным, ни слишком тесным. Участники группы, как правило, рассаживаются в круг: «Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила» [3].
Для подготовки отобранных лиц к групповой психотерапии целесообразно организовать предварительную встречу, цель которой – ознакомление с процессом групповой психотерапии, подготовка к роли участника группы, облегчение включения участников в группу. На предварительной встрече обсуждаются следующие аспекты предстоящей психотерапии [3]:
- Руководитель сообщает, группа – это «некая социальная лаборатория, в которой постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками группы. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми. Терапевт подчеркивает, что говорить об отношениях с другими участниками нелегко … Но избежать этого невозможно, если пытаешься наладить контакт с незнакомыми до этого людьми. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации. Очень важно увидеть межличностный контекст своих проблем. … наибольшую пользу в группе можно получить, открыто и искренне выражая свои чувства, возникающие в группе. Это является основным в работе группы» [3].
- Руководитель предупреждает, что в начале работы участники групп, как правило, испытывают большое напряжение, тревогу, неудовлетворенность, большинству людей вначале трудно говорить о себе, проявлять свои чувства, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Однако впоследствии негативные переживания исчезают и наступает психотерапевтический эффект.
- Необходимо довести до сведения участников организационные моменты деятельности группы: время, место, продолжительность, частоту встреч, а также общую продолжительность работы группы.
- Руководитель знакомит участников с заранее разработанными правилами участия в группе: конфиденциальность (неразглашение информации, касающейся других участниках группы), открытость и искренность, посещение (необходимость присутствия на всех занятиях группы), запрет на общение участников за пределами группы и т.п.
Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.
4. Руководство психотерапевтической группой
Главная цель руководителя группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Психотерапевтическая сила группы заключается преимущественно во взаимодействии участников группы, поэтому необходимо, чтобы «терапевт группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости» [3].
Задачи руководителя психотерапевтической группы [4]:
- Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем.
- Создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
- Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
Руководитель группы должен уметь грамотно применять основные методы групповой психотерапии, к которым относятся [4]:
- Групповая дискуссия;
- Психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций);
- Психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие);
- Проективный рисунок (рисование на определенную тему).
Перечисленные методы групповой психотерапии и свои функции руководитель реализует с помощью следующих средств воздействия [4]:
- Вербальных – структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий;
- Невербальных – мимика, жестикуляция, интонация.
Следует еще раз подчеркнуть, что воздействие руководителя на участников психотерапевтической группы подразумевает не столько активность самого руководителя, сколько стимуляцию членов группы к определенным видам активности, согласующимся с целями группы.
Различают следующие стили руководства малыми, и в том числе психотерапевтическими, группами [3; 4; 5]:
- Авторитарный – руководитель единолично определяет и направляет поведение группы;
- Попустительский – руководитель предоставляет членам группы самостоятельно направлять и определять свое поведение;
- Демократический – руководитель формирует поведение группы через групповую дискуссию.
Наиболее эффективным стилем руководства психотерапевтической группой является демократический [4; 5]. Однако данное правило не является универсальным: в процессе руководства психотерапевтической группой более важно проявлять гибкость и уметь применять различные стили руководства в зависимости от требований ситуации. Так, например, на начальных этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и напряжение, а также в тех случаях, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс или динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит, наиболее уместен авторитарный стиль руководства группой. В тех случаях, когда группа ведет себя активно и эффективно, от руководителя требуется минимальное вмешательство в процесс деятельности группы (попустительский стиль руководства) [5].
Кроме того, руководителю необходимо гибко применять соответствующие ситуации основные роли (функции) руководителя группы [5]:
- Роль эксперта – функция разъяснения, комментирования процессов, происходящих в группе: «Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни» [5].
- Роль катализатора – функция побуждения членов группы к определенным действиям, к тому, чтобы помочь участникам группы увидеть и понять, что происходит в группе.
- Роль аранжировщика – функция предотвращения неприемлемого поведения участников группы, защиты отдельных членов группы от необоснованных нападок со стороны других участников, поддержки членов группы, проявляющих растерянность и т.п.
- Роль образцового участника – функция предоставления участникам группы примера эффективного поведения для последующего подражания.
Таким образом, руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.
Заключение
Проведенный в данной работе анализ различных аспектов процесса руководства психотерапевтической группой позволяет сформулировать следующие выводы:
- Групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы собственных социально-психологических проблем и нахождения конструктивных решений.
- Содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляют высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.
- Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.
- Непосредственно руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.
Таким образом, групповая психотерапия является высокоэффективным психотерапевтическим методом, однако для успешного осуществления руководства психотерапевтической группой необходимо обладать чрезвычайно высоким уровнем профессионализма.
Список литературы
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
- Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 432 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
- Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М.: «Академический проект», 2000. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
- Психотерапевтическая энциклопедия / под общей ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.: (Серия «Мастера психологии»).
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – Библиотека фонда содействия развитию психической культуры (Киев): http://www.psylib.kiev.ua.
Стили руководства психотерапевтическими группами
Левин и др. (Lewin K. et al., 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.
Таблица «Основные стили руководства»
Авторитарный |
Демократичный |
Попустительствующий |
Все виды поведения определяются руководителем |
Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя |
Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя |
Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем |
Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем |
Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос |
Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы |
Определение задачи и выбор партнеров для их решения — дело группы |
Руководитель устраняется от руководства |
Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе |
Руководитель «объективно» хвалит и критикует членов группы, постоянно стараясь быть участником группы |
Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий |
На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.
В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор (McGregor H., 1960) постулировал теорию X и теорию Y.
Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, центрированной на руководителей, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.
Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach G., 1954) считает, что структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация (Goldstein A. et al., 1966).
В психотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать от комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире (Yalom I., 1975). Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следует оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле) сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного, демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на пациента в психотерапевтической группе относят следующие (Кратохвил С., Ташлыков В. А., 1983).
- Молчание: руководитель молчит.
- Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
- Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
- Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
- Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе наилучший путь.
- Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
- Чувства членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции на происходящие события.
- Чувства руководителя: руководитель выражает собственные чувства.
- Личный опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
- Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
- Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
- Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
- Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте группового действия.
- Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точно отличить от категории 13.
- Личная жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах.
- Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
- Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить.
- Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
- Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).
Между способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И наоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью и последующей супервизией.
Разбор: групповое консультирование
Для подготовки статьи использовались материалы лекций Татьяны Кочетовой — кандидата психологических наук, специалиста по социальной и организационной психологии, преподавателя со стажем более 20 лет — на Факультете психологии «Среды обучения».
Что такое групповое психологическое консультирование
Консультировать психолог может в двух формах: индивидуальной и групповой. С индивидуальной более-менее понятно: человек договаривается с психологом о встрече, приходит в кабинет в назначенное время — и начинается консультация. Если это первая сессия, психолог проясняет суть проблемы и заключает с клиентом «контракт»: чего конкретно хочется достичь, какое время на это понадобится, что нужно делать в перерывах между сессиями, как регулярно нужно встречаться с психологом дальше, на каких условиях происходит оплата и переносы встреч. Далее начинается работа: клиент озвучивает, с чем хочет поработать сегодня, психолог задает ему вопросы и предлагает что-либо сказать или сделать — в зависимости от подхода, в котором работает конкретный специалист, могут применяться вербальные, художественные, двигательные, драматические и другие техники. Все это происходит в контакте один на один.
Групповое консультирование устроено иначе. Психолог набирает группу, которая будет работать с определенной темой или циклом тем, и в нее приходят люди с похожими проблемами. Например, заявляется тема «разрыв отношений», или «общение с родителями», или «ведение переговоров» — и собираются те, кто готов проработать эти вопросы. На встрече психолог может использовать приемы тренинговой работы: предлагать индивидуальные задания, которые все выполняют одновременно, и организовывать работу в парах и тройках, — а может проводить консультацию с одним человеком при участии всей группы. Как это происходит? На каждой встрече несколько членов группы предлагают свои кандидатуры с конкретными запросами на работу сегодня. Группа выбирает, что близко, и затем психолог начинает консультацию. Некоторые подходы работы, например психодраматический, предполагают активное задействование членов группы; в других случаях участники просто присутствуют, и их внимание создает уникальную атмосферу. Таким образом, в группе человек:
тренирует новое поведение, чтобы потом перенести его в жизнь;
получает поддержку от других участников.
Это ни в коем случае не «парад советов» и не дискуссия: участники не оценивают ситуации друг друга, но имеют возможность сопереживать, а также и внутренне прорабатывать свои запросы, даже если в данный момент с психологом общается другой человек. Групповое консультирование всегда дает терапевтический эффект: группа, как линза, усиливает происходящее в несколько раз.
Откуда возникло групповое психологическое консультирование
Исторически индивидуальное консультирование появилось раньше группового, однако психологам XX века было очевидно, что человек среди других людей ведет и чувствует себя несколько иначе, чем наедине с собой. Курт Левин — знаменитый психолог, создатель теории поля — проводил эксперименты, призванные выявить закономерности групповой динамики, которые впоследствии легли в основу групповой психологической работы. Он установил, что работа в группе позволяет не только эффективно решать поставленные задачи, но и обращать внимание каждого участника на межличностные отношения. Одним из первых начал собирать группы для терапии Эрик Берн, основатель трансактного анализа. К нему приходили люди с психическими расстройствами, и оказалось, что в случае проработки межличностных отношений в группе они демонстрируют устойчивую ремиссию. Конечно, сам метод трансактного анализа тоже на это влиял, но группа повышала эффективность работы. Якоб Леви Морено, основатель психодрамы, фокусировал участников своих терапевтических групп не на взаимодействии друг с другом, а на отреагировании тяжелых, травмирующих ситуаций. Метод его работы предполагал отыгрывание ролей и взгляд на одну ситуацию с разных позиций, поэтому наличие разных участников расширяло возможности проработки проблемы — группа снова усиливала эффект.
Какие бывают психологические группы
Темоцентрированные и образовательные — люди приходят, чтобы проработать схожую проблему или ситуацию, а также узнать что-либо о причинах ее появления. Психолог является ведущим, дает определенные задания или консультирует. Такие группы наиболее эффективны для выработки и закрепления новых реакций и поведения.
Психотерапевтические — люди также собираются для проработки своих запросов, только на более глубинном уровне. Психолог управляет этим процессом и контролирует безопасность «погружения». Такие группы наиболее эффективны для решения личностных проблем.
Ориентированные на решение задач — люди собираются не для отреагирования и проживания, а нацелены в итоге получить конкретный результат. Такие группы часто встречаются в бизнес-консультировании и наиболее эффективны для решения коммуникативных задач.
Группы самопомощи — люди собираются самостоятельно, чтобы обсуждать схожие проблемы и травмы. Психологу не принадлежит ведущая роль. Главная задача таких групп, особенно популярных на Западе и активно развивающихся в России, — создавать атмосферу поддержки и единомыслия. Женщины, поборовшие рак груди, жертвы домашнего насилия, анонимные алкоголики — этим людям есть чем поделиться друг с другом. Как правило, в группы самопомощи приходят люди с высокой мотивацией меняться самостоятельно и помогать другим, поэтому терапевтический эффект у таких групп самый мощный.
Почему групповое консультирование эффективно
Мощность и безопасность. Группа запускает много процессов, связанных с изменением личности, и повторить такие процессы в индивидуальной работе невозможно. В некоторых случаях групповое консультирование оказывается не только более мощным, но и более безопасным. Дело в том, что контакт со специалистом и доверительная атмосфера выстраиваются в группе совершенно иначе, чем тет-а-тет, и в итоге группа защищает каждого участника больше. В безопасной атмосфере человек может попробовать еще раз прожить ситуацию, которую в реальной жизни повторить нельзя. Например, если идет работа с разрывом отношений, в группе можно отреагировать непрожитые эмоции. Среди участников с аналогичным опытом это будет эффективнее и легче, да и полезно всем, а не только одному.
Терапевтическая сила группы. Групповое консультирование сосредоточено на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи между участниками группы. Это значит, что, если человек приходит на групповую консультацию, он вступает в гораздо большее количество взаимодействий, чем на индивидуальной сессии. Когда человек прорабатывает свой запрос, его окружают люди с похожей проблемой, они транслируют понимание и сопереживают. В итоге человек получает поддержку не только от психолога, но и от других членов группы.
Группа — образец социальной реальности. Оказываясь в группе, каждый участник получает возможность исследовать свой стиль отношений с другими людьми. Члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как воспринимают их самих. Как часто в реальности вам удается напрямую спросить, кто что думает и чувствует, особенно в отношении вас? Группа создана для этого. Она является моделью привычного мира с бонусом в виде понимания и поддержки, которые усиливают готовность — а значит, и возможность — разрешать проблемы, с которыми пришел каждый участник. Разумеется, для безопасности вербальная обратная связь дается по определенным правилам, за исполнением которых следит консультант.
— Как я могу быть уверен, что в группе действительно безопасно?
— В группу приходят люди, нацеленные на решение психологической проблемы. Они могут не уметь слушать других, не уметь быть бережными — но они хотят что-то изменить. Если это терапевтическая группа, то они еще и приносят туда немаленькие деньги. Каждому участнику процесса важно находиться в нем, поэтому, если поддержка безопасности — залог успешной работы, человек может принять на себя ответственность за сохранение атмосферы.
Во-вторых, психолог в самом начале работы устанавливает законы, по которым группа будет работать. Каждый в группе добровольно соглашается с ними — или не присутствует на встречах. Например, существует правило «Стоп»: если участнику некомфортно в каком-либо процессе, он не хочет чего-то говорить или делать — это его право. Он должен вовремя понять это про себя, предупредить остальных участников, а их задача — принять это с уважением. Есть правило безоценочной обратной связи, или «Я-высказывания» — если история другого участника откликнулась и хочется ему что-то сказать, нужно спросить на это разрешения и говорить о себе: не «Ты правильно поступил», а «Мне отозвалась твоя ситуация, я в ней поступил бы так же».
— Если вокруг много людей, как быть с конфиденциальностью?
— Психолог устанавливает это правило наряду с другими, соблюдает его сам и договаривается о том же со всеми участниками группы. Конфиденциальность — залог безопасной атмосферы, а выше мы уже говорили, как и почему все участники несут за нее ответственность. Также клиентам стоит помнить, что все они взрослые люди и отвечают за свои действия. Каждый участник вправе выдавать ровно столько информации, сколько считает нужным: например, совсем не обязательно называть имя бывшего партнера, разрыв с которым прорабатывается на группе. Терапевтический эффект возникает не от этого.
— Если людей будет слишком много, каждый не успеет проработать свою проблему.
— Объем группы обычно фиксирован: наиболее эффективно групповые процессы выстраиваются в присутствии 9−15 человек. Бывают открытые группы, к которым могут присоединяться новые люди, но количество участников все равно должно регламентироваться. Кстати, определенность повышает безопасность, поэтому хорошо, если каждый участник в курсе, сколько человек может прийти, сколько планируется встреч, открытая группа или закрытая. Проработка психологически непростых ситуаций не осуществляется «по журналу». Когда запрос «дозревает», человек заявляет о нем. Психолог ориентируется на общее мнение, но может организовать работу с каждым. Даже если этого не произошло, выше мы говорили о терапевтическом эффекте группы — он работает, даже если человек ни разу не предложил свой запрос.
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?