О том, как играть в «Сапера», можно узнать, ознакомившись с правилами. У игры есть различные уровни сложности, с первым из которых легко справится даже начинающий. Продвинутые игроки предпочитают требующие развитого логического мышления большие поля, на которых верно открыть все пустые клетки труднее.
Содержание
- 1 Как настроить игру
- 2 Правила игры в сапер
- 2.1 Открытие первых ячеек
- 2.2 Значение цифр в клетках
- 2.3 Как пометить мины
- 3 Возможно ли открыть все ячейки
- 4 Как научиться играть в сапера
- 5 Полезные советы от игроков
Как настроить игру
В стандартном варианте Windows для компьютера следует войти в приложение, нажав на кнопку “Пуск”, в появившемся меню открыть вкладку “Игры”, после чего из выпавшего списка выбрать нужную.
Чтобы установить сложность партии, нажмите на клавишу F5. Когда появится меню, выберите «Параметры игры».
Игроку будут предложены 3 уровня сложности:
- новичок – размер игрового поля составляет 9×9, спрятаны 10 мин;
- любитель – поле размером 16×16, где спрятаны 40 мин;
- профессионал – поле 16×30 с 99 спрятанными минами.
Кроме того, есть позиция «Особый», дающая возможность самостоятельно выбрать размер поля и количество ловушек.
Параметры игры «Сапер».
В мобильной версии в главном меню приложения имеется вкладка «Настройки». Она позволяет выбрать уровень сложности.
Правила игры в сапер
«Сапер» – это несложная игра, развивающая внимание, память и логику. Цель – открыть все ячейки на поле так, чтобы не “взорвать” ни одну мину. Для поиска взрывоопасных квадратиков можно использовать подсказки:
- Числа в ячейках показывают количество мин, скрытых в восьми находящихся рядом ячейках.
- Если возле открытой ячейки есть пустые клеточки, они откроются автоматически.
- Если вы понимаете, что в какой-то клеточке скрывается бомба, пометьте ее флажком.
- Когда вы откроете ячейку с миной, игра заканчивается проигрышем.
Для победы в игре нужно открыть все ячейки на поле, пометив все клеточки с бомбой флажком.
Открытие первых ячеек
Партия начинается после первой открытой ячейки. С этого момента запускается таймер, который учитывает время на решение головоломки.
Выбор первой ячейки неважен – это делается наугад, доверившись своей удачи. Обычно открывается пустое поле. Если рядом располагаются несколько свободных клеток, открыты будут все одновременно.
Первая ячейка открывается наугад.
Труднее играть, если пустой оказалась всего 1 ячейка. В этой ситуации нужно снова открывать наугад, при этом есть риск попасть на мину.
Значение цифр в клетках
Числовые значения на клетках указывают на количество бомб в соседних. С помощью этих подсказок можно определить, где расположены мины:
- число 1 указывает, что из клеток сверху, слева, снизу, справа и по диагонали от открытой лишь одна содержит ловушку.
- вокруг ячеек с числом 2 находится по 2 бомбы;
- с числом 3 – по 3.
Если цифра в открытой клетке отсутствует, вокруг располагаются лишь пустые.
Кроме чисел, в ячейке может располагаться мина. Если ячейка с подобным символом будет вскрыта, партия завершится.
Как пометить мины
Когда игрок определил, что в клетке располагается ловушка, он может пометить ее с помощью флажка. Чтобы сделать это, нужно нажать на ячейку правой кнопкой мышки.
Флажком помечайте ячейки с миной.
Когда расположение мин определится, можно нажимать на предположительно пустые клетки.
Если клетка была выделена случайно, а игрок обнаружил свою ошибку, снять отметку можно повторным щелчком по флажку правой кнопкой компьютерной мыши.
Возможно ли открыть все ячейки
Оставшиеся ячейки открываются по тому же принципу. Нужно внимательно изучать количество ловушек в соседних клетках, помечать их, после чего вскрывать свободные. Если игрок не совершит ошибок с определением положения мин, он легко сможет найти все пустые ячейки и открыть их.
На простых уровнях для прохождения часто достаточно логического мышления и дедукции. В сложных ситуациях приходится рассчитывать вероятности нахождения взрывоопасных элементов на спорных клеточках
Иногда логика не помогает решить головоломку, приходится вскрывать ячейку наугад. В таких ситуациях лишь везение поможет победить. Если не удается с помощью логики выяснить, где находится ловушка, лучше принимать решение быстро, чтобы сэкономить время.
Необходимость действовать наугад может возникнуть на самом сложном уровне либо на особом. На простом и среднем такое затруднение не возникнет: при правильно подобранной тактике игрок всегда способен выиграть партию.
Как научиться играть в сапера
Лучший способ, как научиться играть в “Сапера” – пробовать сначала легкий уровень. Не стоит сразу переходить к большому полю. Сразу начинать играть на время тоже не нужно. На этапе обучения спешка лишь помешает, повысит вероятность ошибки и проигрыша.
Последовательность обучения:
- Научиться понимать цифровые подсказки, чтобы при взгляде на цифры понимать, где может находиться мина.
- Научиться быстро определять занятые позиции в соответствии с цифровыми подсказками.
- Стараться улучшать свои показатели, решать головоломку быстрее.
Поскольку право на ошибку в этой компьютерной игре не предусмотрено, рекомендуется предварительно внимательно проверить правильность своих расчетов, только после этого открывать ячейку.
Во многом игра похожа на популярную игру Судоку, где также акцент идет на внимательность и логику, а ориентироваться нужно на цифры, расположенные на поле.
Полезные советы от игроков
Опытные любители игры с удовольствием делятся секретами с начинающими игроками:
- В самом простом уровне отсутствуют взрывоопасные элементы в углах игрового поля. Если возникли сложности, можно открыть угловые клетки и начать расчеты с учетом полученной информации.
- Проще играть, если сразу было вскрыто большое поле, а не открыта одиночная клетка. Некоторые игроки предпочитают несколько раз начинать сначала, чтобы вскрыть большие пустоты с первого клика.
- Упростить задачу поможет подсчет найденных мин. Такое действие поможет выяснить, сколько ловушек еще осталось на поле. После можно будет подсчитать вероятность нахождения взрывного устройства на каждой из закрытых клеток. Продвинутые игроки нередко используют эту тактику в конце игрового процесса, когда спорных ячеек остается мало.
- Проще всего найти взрывное устройство около клетки с цифрой 1. Когда таковое будет обнаружено, легче будет отыскать мины и у соседних клеток с большими числовыми значениями. Кроме того, можно будет открыть все прочие прилегающие к единице ячейки. Мин на них точно не окажется.
- Если игроку не удается определить, есть ли в клетке ловушка, он может отметить неопределенную ячейку вопросительным знаком. Часто такая пометка помогает предотвратить спешку, не дает принимать необдуманные решения.
- Если перед игроком встает выбор – открыть наугад случайную ячейку или ненадолго отложить непростой участок, лучше подождать некоторое время. Когда окажется вскрыто больше пустых позиций, найдено больше мин, легче будет обнаружить оставшиеся.
Некоторые игроки пытаются обмануть программу. Для этого применяются сторонние приложения, чит-коды. Скачать такие программы возможно в интернете. Их использование сильно упростит игру, но сделает ее менее интересной, поскольку побеждать играющий будет автоматически.
Читы для игры “Сапер”.
Читерские приложения помогают устанавливать рекорды по времени прохождения, что привлекает не слишком честных игроков.
Понять как играть в “сапера” не сложно, достаточно разобраться в простых правилах. А в дальнейшем все зависит от вашей усидчивости, внимательности и толики везения. Все же очень много зависит от выпавшей комбинации и первого хода.
Как играть в Сапёра?
Сапёр — это игра головоломка, где игроку нужно разминировать минное поле, помечая флажками ячейки, на которых могут быть мины, для их обнаружения на соседних пустых клетках есть подсказки в виде чисел.
Содержание
- Правила игры
- Открываем первые ячейки
- Что значат числа
- Помечаем мины
- Открываем ячейки
- Советы по игре
- Играть в Сапёра онлайн
Многие не знаю как играть в Сапера, они нажимают на ячейки наугад, а им открываются какие-то числа, что они значат и для чего они нужны, мало кто с них догадывается. Прочитав до конца эту небольшую пошаговую инструкцию как играть в сапера, ты поймешь как нужно правильно играть в Сапера и возможно ты полюбишь эту игру.
Правила игры в Сапёра
Как запустить игру на Windows? Во всех ОС Windows игра Сапер уже установлена, она является стандартной. Для того чтобы зайти в игру, нажмите на Пуск — Все программы — Игры — Сапер.
- Новичок — небольшое поле 9х9 клеток с 10 минами. В углах нет мин.
- Любитель — среднее поле 16х16 клеток с 40 минами.
- Профессионал — большое минное поле 16х30 ячеек и 99 минами.
- Особый — можно настроить размер игрового поля и количество на нем мин.
Если ты играешь в не стандартного сапера что стоит в Windows’е, а в мобильную версию или какую-то другую тогда найди в главном меню «настройки» там тоже возможно есть выбор сложности игры.
Открываем первые ячейки
Игра начнется когда ты откроешь первую ячейку. Многие питаются вначале открыть сразу несколько клеток, клацая случайно по минному полю. Если открылось несколько ячеек, тогда уже можно оценить ситуацию.
Что значат числа в Сапёре
Числа в Сапере — это наши подсказки, они нам говорят сколько и где расположено мин. Например, ячейка с число 1 говорит нам что вокруг нее, вверху, внизу, слева, справа и по диагонали, находится только 1 мина. Ячейка с числом 2 говорит нам что вокруг нее две мины, число 3 означает что вокруг клетки 3 мины и так далее.
Помечаем мины
Когда обнаружили мину, помете ее флажком, для этого нужно нажать ПКМ (правую кнопку мыши) на ячейку где предположительно может быть мина. Когда мы определили расположение мин, нажимаем на те ячейке где их не должно быть.
Открываем все ячейки
Смотрите на все открывшиеся нам числа и определяем, где могут располагаться мины. Если двойка значит вокруг две мины, тройка значит три мины и так далее, пока не пометим все мины и не откроем все свободные клетки.
👍 Советы по игре в Сапёра
- Начинайте играть с самого легкого уровня «Новичок», на этой сложности по углам нету мин.
- Будьте внимательны! Один неверный клик и ты проиграли.
Логическая игра «Сапер» отлично подходит для развития умственного мышления. Фанаты этой игры между собой соревнуются, разминируют минное поле на время.
Если тебе что-то непонятно или возникли вопросы по игре, напиши в комментарии. А те кто разобрался с правилами игры «Сапер» пишите свои рекорды.
Играть в Сапёра онлайн
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Данная статья научит вас играть в игру “Сапер” на компьютере под управлением ОС Windows. Несмотря на то, что данная игра больше не предустанавливается на компьютеры Windows, ее обновленную версию под названием Microsoft Minesweeper можно скачать бесплатно из магазина Microsoft Store на Windows 10.
-
1
Поймите принципы игры, которые лежат в основе “Сапера”. Любая новая игра “Сапер” начинается с таблицы неподписанных квадратов. Когда вы кликнете на один из представленных квадратов, некоторые из них исчезнут, некоторые останутся неподписанными, а на некоторых появятся цифры. Ваша задача заключается в том, чтобы по цифрам узнать, за какими из пустых квадратов прячутся мины, а по каким из них можно безопасно кликнуть и вскрыть.
- Игра “Сапер” аналогична головоломкам судоку, в которых успех во многом зависит от вашей способности исключить возможные варианты, пока не останется всего один верный.
-
2
Пользуйтесь левой и правой кнопками мыши. Единственный инструмент, который требуется для игры в “Сапера”, — это мышь. Левой кнопкой мыши открывают квадраты, под которыми нет мин, а правой — ставят флажки на квадраты с минами.
- На более высоких уровнях сложности вам будет необходимо отмечать флажками те квадраты, под которыми потенциально могут находиться мины, пока вы не сможете это проверить.
-
3
Не переживайте про стартовый клик мышью. Под первым открытым квадратом никогда не будет никакой мины, и первый клик лишь немного расчистит игровое поле и пронумерует некоторые квадраты.
-
4
Поймите, что означают цифры на игровом поле. Число на конкретном квадрате говорит о том, сколько мин расположено вокруг в смежных квадратах. Например, если вы видите два смежных квадрата и на одном из них стоит единица, знайте, что под смежным с цифрой квадратом прячется мина.
Реклама
-
1
Откройте меню “Пуск”
. Нажмите на логотип Windows (рисунок окошка) в нижнем левом углу экрана.
-
2
Наберите на клавиатуре store. Так вы найдете среди приложений компьютера Microsoft Store.
-
3
Запустите Microsoft Store. Кликните по Microsoft Store в результатах поиска рядом с кнопкой “Пуск”.
-
4
Кликните в открывшемся окне по полю «Поиск». Оно расположено в верхнем правом углу окна приложения Microsoft Store.
-
5
Выполните поиск игры с названием Microsoft Minesweeper. Введите в поисковое поле microsoft minesweeper, а затем подождите, пока снизу не откроется список с результатами поиска.
-
6
Кликните по иконке Microsoft Minesweeper. Это и будет та самая игра, которая известна в более ранних версиях ОС Windows под названием “Сапер”.
-
7
Нажмите на кнопку Получить. Это будет синяя кнопка под заголовком Microsoft Minesweeper. Нажав на нее, вы установите игру на свой компьютер.
Реклама
-
1
Запустите Minesweeper (или “Сапер” в более ранних версиях Windows). Нажмите на кнопку “Играть”, когда закончится установка игры. Либо просто откройте меню “Пуск” и найдите в нем приложение Microsoft Minesweeper (или “Сапер”).
-
2
Выберите уровень сложности. Запустите свою первую игру, выбрав в верхней части левой области окна один из предложенных уровней сложности:
- “Простой 9×9” — поле размером девять на девять квадратов с десятью минами;
- “Средний 16×16” — поле размером 16 на 16 квадратов с 40 минами;
- “Экспертt 30×16” — поле размером 30 на 16 квадратов с 99 минами;
- “Особый” уровень сложности позволяет вручную настроить размер игрового поля и количество мин на нем.
-
3
Если хотите, ознакомьтесь с руководством к игре. Если вы впервые играете в Microsoft Minesweeper, программа отобразит обучающие подсказки, которые помогут вам усвоить основы игры.
- Если вы не хотите знакомиться с подсказками, кликните по кнопке “Пропустить” в верхней части окошка.
-
4
Кликните по любому квадрату игрового поля. Так вы начнете игру.
-
5
Посмотрите на цифры. Любая цифра на игровом поле обозначает общее количество мин в смежных с ней квадратах.
-
6
Кликайте правой кнопкой мыши по квадратам, в которых, по вашему мнению, спрятаны мины. Так вы будете расставлять флажки. Лучше всего начинать с тех квадратов, в которых совершенно точно есть мины (например, с одиночных квадратов, окруженных единичками), чтобы облегчить себе дальнейшую работу.
- Убедитесь в том, что вы не поставили больше флажков, чем общее количество мин на игровом поле.
-
7
Дважды кликните правой кнопкой мыши по тем квадратам, насчет которых вы сомневаетесь. Так вы поставите на них знак вопроса, который будет указывать на то, что вы решили повременить с этими квадратами, пока не справитесь с остальными.
- Это достаточно безопасная стратегия действий, когда вы выявили на игровом поле практически все мины, за исключением двух или трех.
-
8
Кликайте левой кнопкой мыши по квадратам, которые не содержат мин. Это позволит развеять ваши сомнения по поводу квадратов, которые отмечены вопросами.
-
9
Расчистите все игровое поле. Чтобы выиграть игру, необходимо вскрыть все пустые квадраты без мин. Когда вы сделаете это, игра закончится.
- Если вы случайно кликнете левой кнопкой мыши по квадрату с миной, то игра тоже закончится. Но у вас будет возможность переиграть ее с той же самой расстановкой мин.
Реклама
Советы
- Чем больше вы играете в “Сапера”, тем лучше знакомитесь с возможными сочетаниями цифр, которые указывают на точное расположение мины (или ее отсутствие).
- Если вы видите последовательность цифр «121», расположенных по прямой, поставьте флажки у единичек и нажмите на клетку у двойки.
Реклама
Предупреждения
- На Windows 7 или Vista вам не придется скачивать “Сапера” из магазина, игру можно найти и запустить через меню “Пуск”.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 262 905 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
This wikiHow teaches you how to play Minesweeper on a Windows computer. Although Minesweeper no longer comes pre-installed on Windows computers, you can download the remastered version from the Windows 10 Store for free.
-
1
Understand the principles behind Minesweeper. Each Minesweeper game starts out with a grid of unmarked squares. After clicking one of these squares, some of the squares will disappear, some will remain blank, and some will have numbers on them. It’s your job to use the numbers to figure out which of the blank squares have mines and which are safe to click.
- Minesweeper is similar to a Sudoku puzzle in that your success is largely contingent on being able to eliminate possible answers until only one answer remains.
-
2
Use the mouse’s left and right buttons. The mouse is the only tool that you’ll need to play Minesweeper. The left mouse button is used to click squares that don’t contain mines, while the right mouse button is used to flag squares that contain mines.
- On higher difficulties, you’ll need to mark squares that you suspect contain mines until you can verify that they do contain mines.
Advertisement
-
3
Don’t worry about your first click. The first square that you click will never have a mine beneath it;[1]
clicking a square will clear off some of the board while numbering other squares. -
4
Know what the numbers mean. A number on a square refers to the number of mines that are currently touching that square. For example, if there are two squares touching each other and one of the squares has «1» on it, you know that the square next to it has a mine beneath it.
Advertisement
-
1
Open Start
. Click the Windows logo in the bottom-left corner of the screen.
-
2
Type store into Start. Doing so will search your computer for the Store app.
-
3
Open the
Microsoft Store. Click the Microsoft Store search result near the top of the Start window.
-
4
Click the «Search» bar. It’s in the top-right corner of the Microsoft Store window.
-
5
Search for Minesweeper. Type microsoft minesweeper into the «Search» bar, then wait for a drop-down menu to appear below the bar.[2]
-
6
Click Microsoft Minesweeper. It should be below the search bar in the drop-down menu.
-
7
Click Get. It’s a blue button below the «Microsoft Minesweeper» title. Doing so will install Minesweeper on your computer.
Advertisement
-
1
Open Minesweeper. Click Launch when prompted after Minesweeper finishes installing, or open Start
, type in minesweeper, and click the green Microsoft Minesweeper app.
-
2
Select a difficulty level. In the upper-left side of the window, launch your first game by clicking one of the following difficulty settings:[3]
- Easy 9×9 — A nine-by-nine grid with 10 mines.
- Medium 16×16 — A sixteen-by-sixteen grid with 40 mines.
- Expert 30×16 — A thirty-by-sixteen grid with 99 mines.
- Custom — Set your own game parameters, including the grid size, number of mines, and so on.
-
3
Navigate the tutorial if you like. If this is your first game in Microsoft Minesweeper, you’ll be prompted to start a tutorial that will help you practice the Minesweeper basics.
- If you don’t want to play through the tutorial, click Skip at the top of the window instead.
-
4
Click any square on the grid. Doing so will start the Minesweeper game.
-
5
Review the numbers. Any number on the board refers to the number of mines currently touching that number’s square.
-
6
Right-click any squares that you think contain mines. This will put a flag on the square. It’s best to start with squares that absolutely have to contain mines (e.g., a solitary square next to a «1» on the board) to help with the process of elimination later.
- Make sure that you don’t flag more squares than the number of mines on the board.
-
7
Double-right-click any squares that are uncertain. Doing so will place a question mark over the square, indicating that you want to leave the square alone until you’ve ruled out other squares.
- This is a safe strategy for boards on which you’ve found all but two or three of the mines.
-
8
Click any squares that don’t contain mines. This will clear the squares in question.
-
9
Clear the board. To win a round of Minesweeper, you must click on the board every square that doesn’t have a mine under it. Once you’ve done so, the game will be over.
- If you accidentally click a square that has a mine beneath it, the game will be over. You’ll have the option of starting a new game or redoing the one you just played.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I place a flag on a touchscreen device?
In most mobile games, press and hold a square to flag it. Flags are only to show where you think a mine is.
-
Question
What does the smiley face mean in the old versions of Minesweeper?
It is the reset button for when you lose. After you lose from a mine, click on the smiley face to clear the game and restart.
-
Question
How do I play the same game again?
You cannot do this with traditional Minesweeper. However, the Windows 10 Store edition has a «Play Same Board» option which will let you do just that.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
The more you play Minesweeper, the more you will learn to recognize patterns that indicate a mine (or a lack of one).
-
If you see a pattern «121» along a straight line, then place a flag on the ones, and step on the number 2.
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
On Windows 7 or Vista, you’ll need to open Minesweeper from Start instead of downloading it from the Store.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
Minesweeper is a fun single player computer game. The goal of the game is clear the minefield by clicking safe squares and flagging the mines. To play, start by clicking on a random tile. If you don’t accidentally hit a bomb on your first move, a bunch of blank tiles and numbers will appear. Each number on a tile refers to the number of mines in an adjacent tile (corners are included). For example, if a 2 appears on a tile and it’s touching 3 tiles, it means that 2 of those 3 tiles have mines on them. If you know a tile has a mine on it, you can right click it to place one of your flags on the square. If you aren’t sure if there’s a mine on a square, you can right click it twice to place a question mark. Continue clicking on squares you know are safe and flagging squares you know are mines until you’ve cleared all of the safe squares and marked off all of the mines. If you accidentally click a mine, you lose. If you’re able to flag all of the mines without clicking on one of them, you win! If you want to learn how to increase or decrease the difficulty of Minesweeper, keep reading the article!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 2,493,447 times.
Is this article up to date?
Продвинутая тактика игры в «Сапёр»
Время на прочтение
8 мин
Количество просмотров 157K
[Пятничный перевод статьи 1999 года одного из авторов движка игры Thief Шона Барретта]
Неприятное положение в «Сапёре»
В этом положении я знаю, что вокруг меня есть куча мин, но не могу определить, где они находятся. Несколько мин может быть в одном из двух мест (розовые или голубые), группа мин может быть расположена в одной из двух комбинаций (светло-/тёмно-зелёные). Кроме того, есть ещё сложная ситуация с «5» и «6» в левом верхнем углу, которую я никак не выделил.
Голубые/розовые — взаимоисключающие пары, светло-/тёмно-зелёные — взаимоисключающие группы
«Сапёр»: логика или вероятность
В «Сапёра» можно играть двумя способами: как в логическую или в вероятностную игру.
Технически, вероятность подразумевает логику. Если вы можете логически доказать, что мина должна находиться в определённом месте, то вероятность равна 100%. Если можете доказать, что её в этом месте нет, то вероятность равна 0%. То есть в каком-то смысле для нас важны только вероятности. Тем не менее, игрок для распознавания таких стопроцентных ситуаций игрок использует логическую дедукцию. Иногда, особенно на низких уровнях сложности, её достаточно для прохождения уровня, никакого подсчёта вероятностей не требуется.
Но бывают такие ситуации, когда вся логика мира не может вас спасти. Простой пример — ситуация с «T», которую видно внизу по центру. Она немного осложняется дополнительными соседними минами. (В простейшем случае «2» заменяется на «1», а «5» — на «3», чтобы ситуация была симметричной.)
Нет никакого способа получить больше информации о вероятном положении одной мины, оставшейся в одной из этих клеток. Шансы пятьдесят на пятьдесят — можете бросать монетку. Когда у вас получается что-то подобное, лучше сразу же сделать выбор и не откладывать на потом. Если догадка будет неверной, то вы хотя бы сэкономите время на решение остальной части поля. (Но лично я стремлюсь к завершённости, поэтому оставляю такие случаи на потом. И не вините себя за то, что не угадали. Когда победа или проигрыш зависят от броска монеты — это плохой гейм-дизайн.)
Тактика в конце игры
В эндшпиле можно использовать очень простую тактику — считать количество оставшихся мин. Допустим, я решил всё, кроме правой нижней части поля. Здесь может быть всего две конфигурации мин, соответствующих данным:
Возможные конфигурации мин в правом нижнем углу
Если у вас получилась такая позиция и счётчик говорит, что осталось всего две мины, то ответ готов: это должна быть конфигурация B.
Если счётчик говорит, что осталось три мины, то это необязательно конфигурация A. Это может быть схема B с оставшейся миной в одной из правых нижних групп клеток 3×3.
На самом деле, шансы в пользу конфигурации B.
Локальные вероятности
Если вы исследуете вероятности только «локально», вы видите, что каждая из клеток в отмеченных взаимоисключающих группах имеет шанс 50-50 быть миной. Говоря «локально», я подразумеваю, что если рядом с двумя неизвестными клетками есть «1», то вероятность спрятанной мины у каждой из них равна 50%.
Именно такая ситуация сложилась внизу в центре: каждая из соседних клеток, соседних к неизвестной паре, содержит в точности одну мину, то есть каждый из соседних фрагментов данных предполагает 50-процентную вероятность. В самом левом верхнем углу похожая ситуация:
С абсолютной точностью в каждом из розовых овалов есть по одной мине, то есть всего осталось 7 мин
Ситуация в правом нижнем углу тоже чем-то похожа: рядом с каждым из чисел на «границе» есть одна мина и две клетки, в которых она может быть.
Если рядом с клеткой есть одна скрытая мина, но три закрытых клетки, то вероятность мины в каждой из клеток составляет 33%; каждая из четырёх закрытых клеток имеет вероятность 25%. Если у нас две скрытые мины и три закрытых клетки, то каждая клетка имеет вероятность 66%.
Вот ситуация с «локальной вероятностью» для всего поля:
Как вы видите, несколько клеток в верхней левой области имеют несколько вероятностей; закрытая клетка рядом с «2» и «6» и одна рядом с «3» и «5». (Клетка рядом с «5» и «6» благодаря им всё равно имеет вероятность 66%, поэтому нет видимого несоответствия.)
Разрешение конфликтов локальной вероятности
Вы наверно, задаётесь вопросом, что значит наличие конфликтующих локальных вероятностей. Интуиция может подсказать, что наибольшая вероятность должна выиграть. Например, клетка между «6» и «2» должна на самом деле иметь 66%. Это будет значить, что у крайней левой клетки с вероятностью 50% она на самом деле равна 33%. Или можно попробовать как-то комбинировать приоритеты: возможно, вероятность будет 5/6 или средним значением.
Но ничто из этого на самом деле неверно. Данные, из которых получены вероятности, не независимы друг от друга, поэтому никакие прямолинейные математические расчёты не будут верными. Причина правильности локальной догадки о 50% внизу в центре в том, что она действительно независима ни от чего другого. Если случайным образом воссоздавать поле по уже имеющимся у нас данным, то ровно в половине из моделей мина будет в одной из двух клеток. (Вероятность иногда запутывает людей, которые не могут разобраться, какие правила расчёта вероятностей применимы в конкретной ситуации. Такой подход — это гарантировано верный путь, потому что он основан на определении вероятности в статистическом прогнозировании: вычисление выполняется измерением во всех возможных конфигурациях, которые могли привести к текущей ситуации, при этом все они считаются одинаково вероятными.)
То есть для верных измерений в ситуации в левом верхнем углу нужно рассмотреть все возможные конфигурации мин, удовлетворяющие уже собранным данным, а затем посчитать, какой процент из них содержит мину в нужной позиции.
Непосредственный подсчёт потребовал бы много времени. К счастью, существуют и другие способы.
Подсчёт конфигураций
Абстрактный способ вычисления вероятностей заключается в обходе всех возможных конфигураций мин, отбрасывании конфигураций, не отвечающих собранным данным, и вычислении статистики для каждой из возможных позиций.
Более практичный подход — рассматривать только те варианты, которые нельзя отбросить. Для этого нам нужно применить логику и сгенерировать все возможные ситуации, которые могут соответствовать имеющимся данным. Я уже показывал два варианта для правого нижнего угла, а вот вероятности для левого верхнего:
Возможные конфигурации для левого верхнего угла
(Как и раньше, овал высотой в две клетки показывает, что мина может с одинаковой вероятностью находиться в любой из клеток. Я мог бы перечислить каждый из двух этих случаев отдельно, то есть получилось бы 10 конфигураций, но никакой пользы в этом для нас нет. Структура таблицы: два ряда (пронумерованные как «1» и «2») отличаются положением мины в четвёртом ряду. Три столбца характеризуются положением мин во втором ряду.)
Теперь есть искушение воскликнуть: «ага, вот пять случаев, так что мы можем подсчитать количество случаев для каждой из возможных позиций мины». Например, мина находится в четвёртом ряду (рядом с левой нижней «1») находится слева в двух верхних случаях, и справа в трёх нижних случаях. Поэтому можно решить, что она имеет вероятность в 60% находиться справа, рядом с «6». (Это позиция с конфликтующими локальными вероятностями 50% и 66%.)
Однако мы упускаем одну тонкость — количество мин в некоторых случаях разное: в A1 шесть мин, в B2 — четыре, и по пять во всех остальных случаях.
Считаем ненайденные мины
Для подробного изучения этой тонкости давайте вернёмся к более простой ситуации в правом нижнем углу.
Возможные конфигурации с правом нижнем углу
Предположим, что я уже открыл остальное поле и знаю, что осталось ровно три мины.
Есть искушение предположить, что наиболее вероятна конфигурация A ровно с тремя минами. Но это неверно.
Ещё одно искушение — вспомнить, сколько всего было мин и сколько всего клеток, и сказать: «каковы шансы того, что нижняя область 3×3 будет пустой». Это тоже неверно. Очень сложно объяснить, почему это ошибка, наверно, её можно сравнить с парадоксом Монти Холла. Однако достаточно сказать, что в действительности шансы в этой ситуации не зависят от общего количества мин и размера поля.
Правильный ответ таков: сколько возможных конфигураций из трёх мин соответствуют нашим знаниям о поле? Из рисунка мы видим, что две: конфигурации A и B. Но в B всего две мины. Третья мина может быть в любой из клеток нижней области 3×3, о которой мы пока не собрали никаких данных. То есть всего есть девять вариантов конфигураций B, я просто не стал изображать их все.
Следовательно, существует всего десять возможных конфигураций. Каждая из десяти конфигураций равновероятна. (Как я упоминал ранее, это критически важно для понимания вероятности. Шансы того, что компьютер сгенерировал любой из этих вариантов малы, но они равно малы, потому что компьютер [насколько мы знаем] давал каждой конфигурации равные шансы. Вы с равной вероятностью можете выбросить конфигурацию из десяти «орлов» подряд и последовательность два «орла», одна «решка», один «орёл», три «решки», один «орёл», одна «решка» и один «орёл». Вероятнее выбросить в сумме пять «орлов» и пять «решек», но не никакую конкретную последовательность «орлов» и «решек». В «Сапёре» мы имеем дело с конфигурациями мин, которые похожи на последовательности бросков монеты.)
Поскольку каждая из десяти конфигураций (девять для B, одна для A) равновероятны, конфигурация B в данном случае имеет вероятность 90%!
Если бы на этом этапе было четыре мины, то у конфигурации A имелось бы девять вариантов. Конфигурация B имела бы по одному варианту для каждого варианта расположения двух мин в левом нижнем углу; это C(9,2), то есть 9!/((9-2)! * 2!) или 9*8/2, равное 36. В этом случае конфигурация B имела бы вероятность только 75%.
С пятью минами конфигурация A имела бы 36 вариантов, а конфигурация B — 9*8*7/6 = 84 варианта; то есть шансы B были бы чуть больше 66%.
В случае шести мин B имела бы вероятность 60%. С семью минами у B было бы всего 50%. С восемью минами B была бы менее вероятна, чем A; в этом случае с таким количеством мин в оставшихся позициях конфигураций становится меньше. Рассмотрим наихудший случай, когда осталось 11 мин. (Шанс этого чрезвычайно мал, но если такая ситуация возникнет, то применимы эти вероятности.) В конфигурации B, во всех закрытых клетках будут мины, в конфигурации A во всех, кроме одной. То есть существует 9 вариантов для A и всего один для B.
Окончательное решение
На имеющемся у нас поле осталось девять мин. Одна из них находится в центральной нижней области, и её положение полностью независимо, поэтому можно его игнорировать. То есть мы рассматриваем всё поле, кроме этого случая: не найдено всего восемь мин. (Чтобы не возникло путаницы, я продолжу явным образом считать овал в левом верхнем углу, потому что это изображение левого верхнего угла.)
Может сложиться любая комбинация из левой верхней и правой нижней конфигураций, за исключением одной из них (A1 + A), для которой потребуется девять мин. Поэтому мы должны перечислить каждую из этих возможных конфигураций и сосчитать оставшиеся мины и закрытые клетки.
На самом деле, количество закрытых клеток независимо: их девять в правом нижнем углу и три в левом верхнем, то есть всего 12.
Вверху слева | Внизу справа | Количество мин | Осталось мин | Закрытые варианты |
---|---|---|---|---|
A1 | B | 8 | 0 | 1 |
B1 | A | 8 | 0 | 1 |
B1 | B | 7 | 1 | 12 |
A2 | A | 8 | 0 | 1 |
A2 | B | 7 | 1 | 12 |
B2 | A | 7 | 1 | 12 |
B2 | B | 6 | 2 | 66 |
C2 | A | 8 | 0 | 1 |
C2 | B | 7 | 1 | 12 |
Таким образом, всего существует 118 возможных комбинаций. Исходя из этого мы можем независимо посчитать количество комбинаций для каждой из левых верхних и правых нижних конфигураций:
Конфигурация | Варианты | Процент |
---|---|---|
A1 | 1 | 1 |
B1 | 13 | 11 |
A2 | 13 | 11 |
B2 | 78 | 66 |
C2 | 13 | 11 |
A | 15 | 13 |
B | 103 | 87 |
Далее я обошёл каждую клетку на поле и вычислил её вероятность, суммировав количество вероятностей, в которых она появляется, и поделив на 118. (На самом деле, просто сложив указанные выше проценты.) Кроме того, в среднем в каждой из закрытых клеток есть мина в 15 из 118 вариантов (то есть шансы на то, что по крайней мере в одной закрытой клетке есть мина, очень высоки). [Это можно вычислить умножением количества оставшихся мин на закрытые варианты, что даёт нам среднее количество мин в закрытых клетках.]
Вероятности наличия мины
(Следует сказать, что это не показывает всей доступной информации. Например, мы знаем, что вероятности двух тёмно-зелёных клеток с 87% связаны — если одна верна, то другая тоже. И голубые 13-процентные клетки, в которых есть мины по конфигурации A, тоже связаны. Остальные голубые 13-процентные клетки не связаны. Если в одной из них есть мина, вероятность того, что в любой из оставшихся есть мина, уменьшаются.)
Играем в игру
Скорее всего, играя в «Сапёра», вы не захотите корпеть над всеми этими вычислениями.
И я тоже.
Но я действительно перечислил все возможные конфигурации в левом верхнем и правом нижнем углах. Я заметил, что в одной конфигурации (B2-B) используется на одну мину меньше, чем во всех остальных, и применил проверенное временем правило «меньше мин — значит, больше закрытых вариантов» (которое действует приблизительно пока количество закрытых клеток меньше чем удвоенное количество ненайденных мин). Это означает, что намного вероятнее конфигурации с меньшим количеством мин.
Поскольку в левом верхнем углу было множество конфигураций, определение шансов для любой клетки довольно сложно. Поэтому я просто выяснил, что конфигурация B в правом нижнем углу намного более вероятна, и случайно выбрал одну из подходящих клеток. (Я надеялся, что она позволит мне закончить правый нижний угол, а потом, вооружённый большей информацией о количестве оставшихся мин, я смогу завершить левый верхний угол, после чего мне придётся бросить монетку для выбора внизу в центре. Разумеется, в идеале нужно было выбрать клетку, максимизирующую вероятность получения полезной информации, но любая из этих догадок позволила бы мне «войти» в правый нижний угол для дальнейшего сбора данных.) Шансы были выше у конфигурации B, поэтому я выбрал клетку, в которой была мина в конфигурации A.
Восемь раз из девяти я был бы прав.