Лидер
действует открыто, босс — за закрытыми
дверьми. Лидер ведет за собой, а босс
управляет.
Теодор
Рузвельт
Концепция
руководства или лидерства затрагивает
вопросы организационных изменений. Во
всех исследованиях на эту тему выделяются
три аспекта – люди, влияние и цели.
Руководитель всегда, так или иначе,
имеет дело с людьми, с сотрудниками
своей или других организаций, стремится
оказать на них влияние или воздействие,
с тем, чтобы побудить их к определенным
поступкам. Все это направлено на
достижение целей.
Воздействие
означает, что взаимоотношения между
людьми не являются пассивными. Более
того, они осуществляются ради определенной
цели.
Лидерство
(руководство) –
это способность индивида для достижения
целей воздействовать или влиять на
других людей. Предполагается, что
руководители вместе с другими членами
коллектива направляют свои усилия на
решение определенных задач, стоящих
перед организацией, учреждением,
предприятием.
ПОДХОДЫ
К ЛИДЕРСТВУ КАК К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
ЯВЛЕНИЮ
Лидерство
является одним из важных социально –
психологических механизмов реализации
власти в группе. Чтобы задействовать
этот механизм, необходима совместимость
целей лидера и участников группы. В этом
принципиальное отличие лидерства от
власти. Для существования власти не
обязательно требуется совместимость
целей.
Поскольку
право управлять вытекает из организационной
структуры, оно содействует стабильности,
порядку и решению проблем внутри нее.
С другой стороны, право лидерства
проистекает из таких личных качеств
индивидов, как заинтересованность, цели
и ценности, и способствует развитию
видения перспектив, креативности и
перемен в организации. Одно из главных
различий между менеджером и лидером
относится к источникам их власти и во
многом зависящему от них уровню подчинения
сотрудников.
Таблица
5.3
Отличия
менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Работает Поручает Работает Бизнес-план Полагается Использует Контролирует Поддерживает и Работает Принимает Делает Стремится |
Работает Вдохновляет Работает Видение Полагается Использует Доверяет Дает и Работает Добивается Делает Стремится |
Для
нормального функционирования группы
очень важно, чтобы официальный руководитель
был одновременно и неофициальным
лидером.
Сложились
три вида лидерства:
подход
с позиций личных качеств;
поведенческий
подход;
ситуационный
подход.
Подход
с позиции личных качеств является
наиболее ранним научным подходом в
изучении и объяснении природы лидерства.
Исследователи верили в то, что лидеры
имеют какой-то уникальный набор качеств,
обладание которым позволяет любому
человеку стать лидером. В результате
были выделены четыре группы лидерских
качеств:
физиологические;
психологические
(эмоциональные);
интеллектуальные
(умственные);
личностные,
деловые.
Корреляция
между этими качествами и лидерством
достаточно мала, а сам список качеств,
входящих в вышеперечисленные группы,
стремится к бесконечности (табл. 5.3).
Поведенческий
подход рассматривает лидерство через
призму лидерского поведения. Было
предложено несколько классификаций
стилей поведения, наиболее известной
является классификация трех стилей
(автократический, демократический,
либеральный).
Ситуационный
подход объясняет эффективность лидерства
через влияние внешних факторов, не
принимая во внимание личность лидера.
Главное предположение заключалось в
том, что поведение лидера должно быть
разным и определяться ситуацией.
Таблица
5.4
Черты,
необходимые лидеру
Интеллектуальные |
Черты |
Приобретенные (деловые |
ум
способность мыслить образование знание дела рассудительность проницательность эрудированность концептуальность интуитивность оригинальность речевая развитость любопытство познавательность |
инициативность энергичность
созидательность и смелость личностная целостность гибкость бдительность честность самоуверенность уравновешенность независимость самостоятельность амбициозность настойчивость упорство потребность в достижениях властность работоспособность стремление агрессивность обязательность |
умение организовывать умение убеждать
умение заручаться
умение брать на себя
умение разбираться умение кооперироваться
умение завоевывать такт и дипломатичность умение быть надежным умение менять себя умение шутить и |
ВИДЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Сама
должность дает менеджеру право поощрять
или наказывать подчиненных с целью
воздействия на их поведение. Законные
полномочия (право на вознаграждение,
право на принуждение) — формы должностных
полномочий, используемых менеджерами
для изменения поведения сотрудников.
Противоположностью
права на вознаграждение является власть,
основанная на принуждении, т. е. возможность
применить или рекомендовать применить
наказание, полномочия увольнять или
понижать в должности работника,
критиковать его действия или налагать
материальное взыскание.
Различные
виды должностных полномочий лидера
вызывают у подчиненных реакцию разного
рода. Подчинение, как возможная реакция
сотрудников, означает, что работники
будут выполнять приказы и распоряжения
даже при том условии, что они могут быть
не согласны с ними или решение менеджера
не вызывает у них особого энтузиазма.
Применение принуждения часто вызывает
сопротивление, как реакцию подчиненных.
В этом случае работники намеренно
избегают выполнения распоряжений или
не подчиняются приказам.
Противоположностью
должностным полномочиям является личная
власть, которая возникает, благодаря
внутренним ресурсам индивида. К личной
власти относятся экспертные и референтные
властные полномочия.
Полномочия,
возникающие вследствие высоких
профессиональных знаний руководителя,
его компетенции, называются экспертной
властью. Когда лидер является настоящим
специалистом, подчиненные соглашаются
с его указаниями, ибо признают его
превосходство в знаниях.
Референтная
власть возникает вследствие личных
качеств руководителя, благодаря которым
его выделяют и уважают, восхищаются им,
хотят быть на него похожими. Если
сотрудников восхищает стиль работы
лидера, то его влияние на них основано
на референтной власти. Данный вид власти
зависит не столько от формальной
должности, сколько от индивидуальных
качеств руководителя, и наиболее ярко
он проявляется в деятельности
харизматического лидера.
ТИПЫ
ЛИДЕРСТВА ИЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
К
ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА
Стиль
поведения
– это привычная манера поведения
руководителя по отношению к подчиненным,
чтобы оказать на них влияние и побудить
их к достижению целей.
Таблица
5.5
Теория
Х и теория У
ТЕОРИЯ |
ТЕОРИЯ |
Люди и не хотят
Нужен для достижения Среднестатистический |
Люди
Каждый
В Среднестатистический от этого |
В
основе классификации – теория Х
и теория У
– два подхода к сущности человека,
предложенные МакГрегором (табл. 5.5).
Содержание
стилей руководства, их достоинства и
недостатки представлены в табл. 5.6, 5.7,
5.8.
Таблица
5.6
Содержание
авторитарного стиля руководства
ХАРАКТЕРИСТИКА |
АВТОРИТАРНЫЙ |
Природа |
Сосредоточение |
Сильные |
Внимание |
Слабые |
Имеется |
Таблица
5.7
Содержание
демократического стиля руководства
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ |
Природа |
Делегирование |
Сильные |
Усиление |
Слабые |
Демократический |
Таблица
5.8
Содержание
пассивного (либерального) стиля
руководства
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ПАССИВНЫЙ |
Природа |
Снятие |
Сильные |
Позволяет |
Слабые |
Группа |
Пригодность
какого-либо качества или их набора
зависит от ситуации, от особенностей
организации.
СИТУАЦИОННЫЙ
ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА
Теория
Ф. Фидлера – попытка построить стройную
систему, объединяющую стили руководства
и организационные ситуации. Основная
идея заключается в определении наиболее
адекватного конкретным обстоятельствам
стиля лидерства.
Основным
моментом теории Фидлера является
ориентированность руководителя на
взаимоотношения или на выполнение
задачи. Руководитель, ориентированный
на взаимоотношения учитывает потребности
сотрудников. Ориентированный на задачи
лидер в первую очередь заинтересован
в выполнении рабочих заданий. Стиль
руководства определяется с помощью
шкалы «наименее почитаемого сотрудника»
(НПС). Шкала НПС представляет собой
мотивационную систему поведенческих
предпочтений руководителя и состоит
из 16 противоположных прилагательных,
расположенных по разные стороны
8-балльной шкалы. На рисунке представлены
некоторые используемые Фидлером в шкале
НПС биполярные определения:
Открытый |
Сдержанный |
||||||||
Придирчивый |
Покладистый |
||||||||
Эффективный |
Непродуктивный |
||||||||
Самоуверенный |
Нерешительный |
||||||||
Жизнерадостный |
Угрюмый |
Если
руководитель, описывая наименее
предпочитаемого сотрудника, использует
прилагательные с положительным значением,
считается, что он ориентирован на
взаимоотношения. И наоборот, если лидер
использует преимущественно отрицательные
определения, принято считать, что он
уделяет основное внимание рабочим
задачам.
Конкретные
ситуации анализируются по трем параметрам:
качество взаимоотношений руководитель
– подчиненные, структура задачи и
должностные полномочия. Каждый из них
рассматривается с точки зрения лидера
либо как благоприятный, либо как
неблагоприятный.
Комбинация
этих параметров позволяет идентифицировать
восемь ситуаций руководства (рис. 5.4).
Фидлер
проанализировал взаимосвязи между
стилями руководства, степенью
благоприятности ситуации и выполнением
задачи коллективом и представил их в
виде схемы (рис. 5.5). Менеджеры,
ориентированные на задачу, демонстрируют
наиболее высокую эффективность либо в
очень благоприятной ситуации, либо в
очень неблагоприятной. Руководители,
ориентированные на взаимоотношения,
показывают наиболее высокую эффективность
в промежуточных ситуациях.
Ориентированный
на задачу лидер чувствует себя уверенно
в благоприятной ситуации, так как перед
ним стоит четко сформулированная задача,
отношения с сотрудниками безоблачны,
он наделен всеми необходимыми полномочиями.
В данном случае менеджер должен взять
на себя ответственность и распределить
конкретные задачи для всех сотрудников.
Аналогично в случае, когда ситуация
носит крайне неблагоприятный характер,
руководитель должен структурировать
задачу и, используя имеющиеся полномочия,
координировать действия подчиненных.
Успехи
ориентированного на взаимоотношения
лидера в промежуточных ситуациях
обусловлены тем, что на первый план в
такого рода обстоятельствах выходит
умение общаться с людьми. Практическое
использование ситуационной теории
Фидлера предполагает:
определение
менеджером соответствующего стиля
руководства;
идентификацию
ситуации.
Выбор
адекватной ситуации стиля руководства
приводит к повышению показателей
производства.
Очень
Очень
благоприятная
Средняя
неблагоприятная
Взаимоотноше-ния |
Хорошие |
Хорошие |
Хорошие |
Хорошие |
Плохие |
Плохие |
Плохие |
Плохие |
Структура |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
||||
Должностные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Ситуации
1 2 3 4
5 6 7
8
Рис.
5.4. Классификация благоприятных ситуаций
по Фидлеру
Оценка
Низкая |
Высокие
ориентированные
на
Высокие результаты
показывают
ориентированные на |
|||||||
Взаимоотноше-ния |
Хорошие |
Хорошие |
Хорошие |
Хорошие |
Плохие |
Плохие |
Плохие |
Плохие |
Структура |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
||||
Должностные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Широкие |
Ограниченные |
Рис. |
Ситуационная
теория П. Герси и К. Бланчарда уделяет
особое внимание характеристикам
подчиненных, при этом учитывается то,
что степень готовности сотрудников к
выполнению рабочих задач варьируется
в широких пределах.
ПОВЕДЕНИЕ |
|||
Ориентированное
(поддерживающее
Н Высокая |
Общность и п решений участвующий S3 |
Направленное
осознание
задач
разъяснение убеждающий S2 |
|
S4 делегирующий Передача ответственности
за и |
S1 директивный Конкретные задания контроль за |
||
Низкая
на |
|||
Готовность Высокая |
|||
R4 Способен |
R3 Способен, |
R2 Не |
R1 Не |
Управление |
Управление |
||
Рис. |
Сотрудники
с низким уровнем готовности в силу
слабых способностей к обучению или
ненадежности в сравнении с характеризующимися
высоким уровнем готовности, определенной
квалификацией, уверенными в себе
работниками нуждаются в ином стиле
руководства.
Взаимосвязи
между стилями руководства и уровнями
готовности подчиненных представлены
на рис. 5.5.
В
верхней части рисунка – различные стили
руководства, определяемые как сочетание
поведения, ориентированного на
взаимодействия, и поведения, ориентированного
на выполнение задач. Кривая на рисунке,
указывающая на наиболее адекватные
различным обстоятельствам стили
руководства, называется предписывающей
кривой. Выделяют четыре стиля руководства
– директивный (S1),
убеждающий (S2),
участвующий (S3),
делегирующий (S4).
Применение конкретного стиля зависит
от степени готовности подчиненных к
выполнению рабочего задания (см. нижнюю
часть рис. 5.6). R1
означает низкую готовность сотрудников,
R4
– высокую. Директивный стиль руководства
в наибольшей степени соответствует
низкой готовности сотрудников, которые
не способны или не желают брать на себя
ответственность за решение рабочих
задач. Убеждающий и содействующий стили
могут применяться в тех случаях, когда
уровень готовности подчиненных
оценивается как средний, делегирующий
стиль – для служащих с высокой степенью
готовности.
Данная
модель представляется более простой
для понимания, нежели модель Ф. Фидлера,
однако в нее включены только характеристики
подчиненных и не оговариваются особенности
ситуаций. В соответствии с ней руководители
должны оценивать своих подчиненных и
выбирать необходимый стиль руководства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
31.07.2019367.62 Кб0ЭГ.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководство как функция управления – это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:
? выдача директив относительно того, что нужно сделать;
? налаживание сотрудничества между людьми;
? обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели»[36].
В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Менеджер – это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер – это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».
Менеджеры – это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно – руководить:
ЭР = Л + В – формула эффективного руководства.
Руководитель (Р) – это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.
Лидерство (Л) – это процесс влияния одного лица на других.
Власть (В) – это делегированные полномочия влиять на поведение других.
Рис. 15.1. Факторы результативности руководителя
Рис. 15.2. Области жизненного плана руководителя
Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела – линейным.
Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.
По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:
? институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители. Основная задача менеджеров этого уровня – определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание – «что делать»;
? управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители. Основная задача – определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание – «что и как делать»;
? технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача – непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание – «как делать».
Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).
Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.
Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.
Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть – это способность заставить других выполнять вашу волю.
Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.
В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:
? власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
? власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;
? власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
? юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации;
? экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.
Таким образом, влияние – это поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А власть – это возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это – убеждение и участие сотрудников в управлении.
В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.
С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них – метод взысканий.
Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.
Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.
Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.
Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.
Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.
Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения – все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.
Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.
Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.
Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить – это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.
Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:
1. Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.
2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.
3. Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права.
4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.
5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.
В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностных отношений в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.
Рис. 15.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя
Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.
Таким образом, стиль руководства – это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.
В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 15.1).
В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 15.4).
Рис. 15.4
Таблица 15.1. Разновидности стилей руководства
Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили.
Первый характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.
Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 15.5).
Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.
Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения постоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.
Рис. 15.5. Решетка управленческого поведения руководителя
При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства – длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.
Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».
Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.
Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство руководства. Поэтому лучший стиль – это ситуационный стиль!
Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:
? к ситуации;
? способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;
? типу руководства непосредственного начальника;
? традициям, сложившимся в данной организации;
? характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.
Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руководству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесторами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.
Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того, сами объемы работ руководителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из высшего руководства. Такая команда должна быть четко структурирована, каждый ее член имеет вполне определенные функции, права, сферы ответственности.
К сожалению, на российских предприятиях зачастую имеет место ситуация, когда каждый заместитель директора отвечает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, искренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше способен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность между руководством, наиболее часто – между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане. Причем здесь нет четких критериев, и каждый трактует их достаточно субъективно.
В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства.
Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принимают решений по вопросам, не относящимся к их компетенции.
Ни один подчиненный не может опротестовать решение одного из членов руководства и апеллировать по поводу этого решения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.
Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные решения, – это новые цели, крупные инвестиционные проекты, основы кадровой, ценовой, сбытовой политики.
Это рекомендации этического характера, но они очень важны и формируют дух команды у высшей администрации предприятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой системе управления. Она должна обеспечивать командную игру:
? иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой;
? владеть информационной системой, обеспечивающей информированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации;
? иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия;
? располагать возможностями материального стимулирования менеджеров за вклад в общие результаты.
Руководитель в разных группах реализует различные функции. Д. Креч, Р.С. Крачбрилд и Э.Л. Балачи определяют 14 лидерских функций, или ролей: 1) координатор деятельности группы; 2) определяющий цели и политику группы; 3) планирующий способы и средства достижения групповой цели; 4) эксперт; 5) представитель группы вовне; 6) контролер внутригрупповых отношений; 7) раздающий награды и наказания; арбитр и посредник; 9) пример поведения для других; 10) символ группы; 11) освобождающий других от ответственности, поскольку сам принимает решения; 12) идеолог группы; 13) фигура «отца», с которой члены группы эмоционально связаны; 14) «козел отпущения».
Руководство в менеджменте
Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей.
Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.
Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.
Стиль менеджера и имидж.
Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента.
Стили могут классифицироваться по следующим критериям.
1. Критерий участия исполнителей в управлении:
— вторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);
— сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
— втономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).
2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
— управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);
— управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем)
3. Критерий преимущественной ориентации.
— слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;
— управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;
— клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;
— сильное управление — идеальный стиль.
Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.
Имидж менеджера — это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.
Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.
Во многих случаях имидж менеджера — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.
Классификация стилей руководства
Стиль pyкoвoдcтвa — этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).
Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:
aвтopитapный;
дeмoкpaтичecкий;
либepaльный.
1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.
В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия.
2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.
3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть.
Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.
12.ppt
Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком
Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.
Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:
- выдача директив относительно того, что следует делать;
- налаживание сотрудничества между людьми;
- обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.
Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:
где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.
Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:
Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.
Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.
Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.
Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.
Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:
- Авторитарный стиль.
- Демократический стиль.
- Либеральный (попустительский) стиль.
Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
. |
|
Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
|
|
Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
|
. |
Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):
Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину
По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:
Эксплуататорско — авторитарный.
Благосклонно — авторитарный.
Консультативно – демократический.
Основан на участии.
Стили руководства по Макгрегору:
«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.
«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении
Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):
Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона