Руководство компании
ЖуковСергей Анатольевич
Генеральный директор
Подробнее
АрбузовМихаил Юрьевич
Первый заместитель генерального директора
Подробнее
БеленькийМихаил Юрьевич
Заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности
Подробнее
БрачковНиколай Владимирович
Заместитель генерального директора
Подробнее
ГалушкоОльга Борисовна
Заместитель генерального директора по закупочной деятельности
Подробнее
ЗомбергИнна Владимировна
Заместитель генерального директора по правовым вопросам
Подробнее
ИвановАлександр Анатольевич
Главный инженер
Подробнее
КамышовСергей Георгиевич
Заместитель генерального директора
Подробнее
ЛомакинВасилий Григорьевич
Заместитель генерального директора по общим вопросам и взаимодействию с органами власти
Подробнее
МельниковОлег Николаевич
Заместитель генерального директора
Подробнее
МеньшинаОксана Владимировна
Заместитель генерального директора по управлению персоналом и корпоративным отношениям
Подробнее
ПерервенкоГордей Павлович
Заместитель генерального директора
Подробнее
ТараненкоИгорь Николаевич
Заместитель генерального директора
Подробнее
ТепловВалерий Юрьевич
Заместитель генерального директора по финансам
Подробнее
ТовкачИгорь Андреевич
Заместитель генерального директора по экономике строительства
Подробнее
ЧернышевСтанислав Викторович
Заместитель генерального директора
Подробнее
ШадчинаЕлена Викторовна
Заместитель генерального директора по развитию и управлению имущественным комплексом
Подробнее
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Поиск по порталу
✕
новости
новости города
статьи
строительная наука
интервью
фотоленты
пресс-релизы
стенограммы
страницы
видео
фото
инфографика
законы, постановления, распоряжения, указы
проекты правовых нормативных актов
решения об утверждении проектной документации
объекты строительства
дорожные объекты
метро
округа и районы
Бочкарёв А. Ю.
Заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы по вопросам
градостроительной политики и строительства
Организации
АО «Мосметрострой»
Краткие сведения об организации
Полное наименование
АО «Мосметрострой»
Наименование
АО «Мосметрострой»
Фактический адрес
127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 17
Телефон
+7 (495) 276-77-77
reception-3@metrostroy.com
Руководитель
Генеральный директор
Жуков
Сергей
Анатольевич
Сайт
http://www.metrostroy.com/
Рассылка новостей
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
АО «Московский Метрострой» («Мосметрострой») — советская и российская строительная компания, основной подрядчик строительства Московского метрополитена и ряда специальных подземных сооружений стратегического назначения (см. объект № 1, объект № 20, системы Д-6 (Метро-2)[2] и объектов резервной дублирующей системы управления государством[3], подробнее см. ниже[⇨]). Полное фирменное наименование — Акционерное общество «Московский Метрострой». Штаб-квартира — в Москве. В 2020 году стал мировым рекордсменом по количеству одновременно работавших тоннелепроходческих комплексов — 23 штуки[4]. 23 января 2023 года указом президента России Владимира Путина был учреждён День метростроителя — 2 октября — в честь основания компании 2 октября 1931 года[5].
История
Мосметрострой занимает первое место в списке орденоносных предприятий Минтрансстроя СССР. Один из двух (правый) памятных барельефов в бывшем здании министерства
«Московский метрострой», созданный в 1932 году, является правопреемником управления «Метрострой», которое, в свою очередь, начало работать в 1931 году в здании бывшей гостиницы «Лоскутная», в то время, когда требовалось создание инфраструктуры для реализации решения о строительстве Московского метрополитена[6].
Положение о Метрострое было утверждёно 13 сентября 1931 года Совнаркомом РСФСР, а 2 октября — Совнаркомом СССР. Строительство метро в Москве получило статус ударной стройки, рабочие и финансовые планы Метростроя должны были утверждаться Советом Труда и Обороны, руководитель Метростроя и его заместитель назначались Совнаркомом СССР. Первым главой Метростроя стал Павел Роттерт[7].
За годы своей работы (на 2019 год) «Мосметрострой» построил 190 станций и более 600 км линий метро.[источник не указан 93 дня]
Приватизация компании
До 2010 года 100 % акций компании принадлежало государству. 23 декабря «Московский метрострой» был полностью приватизирован: на открытых торгах 100 % его акций были проданы за 7,56 млрд рублей, что превысило стартовую цену почти в 3 раза. Покупателем стало ООО «Центрострой». По данным Reuters, данное ООО принадлежало председателю совета директоров «Мосметростроя» Владимиру Когану (близкому знакомому Владимира Путина), а также структурам ЗАО «Инфраструктура» предпринимателя Валерия Абрамсона.[8][9] Высказывались мнения о возможной коррупционной природе данной сделки, приведшей к существенному занижению доходов государственного бюджета от продажи компании. В частности, к аукциону по формальным причинам[10] не были допущены представители крупных российских строительных компаний «Мостовик» и «Группа Е4».[11] Эксперт радиостанции Business FM[кто?] высказывал мнение, что после заключения крупных контрактов на массированное строительство новых станций Московского метрополитена, планируемого в 2011 году, стоимость компании могла заметно вырасти[12]. Действительно, менее чем год спустя руководством департамента строительства Москвы объявило, что «Мосметрострою» достались подряды по строительству метро в столице на 2012—2014 годы на общую сумму 93,2 млрд руб.[13]
Позднее «Мостовик» и «Группа Е4» подали в суд иски о признании недействительными результатов продажи «Московского метростроя»[6]. В начале февраля 2011 года по иску «Мостовика» суд наложил запрет на передачу акций «Мосметростроя» победителю приватизационных торгов ООО «Центрострой»[14]. Впрочем, уже в марте 2011 года «Мостовик» свой иск отозвал[15], а претензии «Группы Е4» Арбитражный суд Москвы в мае 2011 года отклонил[16].
Смена собственников
В деловой прессе озвучивались мнение представителей строительных кругов о том, что на самом деле Владимир Коган приобрёл «Мосметрострой» в интересах ряда московских чиновников[17]. Через год после приватизации компании структуры Когана перепродали принадлежавшие им пакеты акций группе топ-менеджеров «Московского метростроя» во главе с его руководителем Евгением Кашиным. По словам Кашина, после ухода с государственных постов, Коган «руководствуясь своими собственными соображениями, счел нелогичным заниматься строительством»[17]. Согласно интервью Кашина «Ведомостям», выкуп пакета в личное владение менеджеров осуществлялся за счёт кредита, выданного Банком Москвы самой компании[17].
В 2012 году контрольный пакет акций компании приобрёл совладелец Трансмашхолдинга Андрей Бокарев, а в 2014 году структуры Бокарева и Искандара Махмудова консолидировали 100 % «Мосметростроя»[18].
В 2017 году 49 % акций «Мосметростроя» перешли группе ВТБ.
В декабре 2019 года структуры Бокарева и Махмудова вышли из состава акционеров компании, контроль над «Мосметростроем» получило Правительство Москвы[19].
Собственники и руководство
Собственники АО «Мосметрострой» по состоянию на январь 2020 года[19]:
- 51 % — Департамент городского имущества Москвы
- 49 % — ВТБ
Генеральный директор — Сергей Жуков.
Структура
Структурно компания включает 20 строительно-монтажных управлений, из них 15 — общестроительного профиля. Есть управления, которые специализируются только на горных работах; на проходке тоннелей механизированными комплексами; на строительстве станций открытым способом[17][20].
Предприятия |
---|
ООО «ТО-6 Метростроя» |
ООО «Тоннель-2001» |
ООО «СМУ-1 Метростроя» |
ООО «СМУ-6 Метростроя» |
ООО «СМУ-8 Метростроя» |
ООО «СМУ-9 Метростроя» |
ООО «СМУ-12 Метростроя» |
ООО «СМУ-23 Метростроя» |
ООО «СМУ-24 Метростроя» |
ООО «СМУ-25 Метростроя» |
ООО «СМС Метростроя» |
ООО «УММ» |
ЗАО «УСР Мосметростроя» |
ООО Институт Инжпроект |
ООО «ММС Интернэшнл» |
ЗАО «ТСК» |
ООО «МТК» |
ООО «Покровский ЗЖБИ» |
ООО «УЦМ» |
ООО «Лизинком» |
АНО ДПО «Техшкола Мосметростроя» |
АО «КСУМ» |
Деятельность
Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:
- Строительство тоннелей метрополитена, в том числе перегонных, станционных и эскалаторных; железнодорожных и автомобильных тоннелей; подземных переходов и вестибюлей; зданий и сооружений и др.
- Монтаж: подстанций, кабельных линий, осветительной техники, эскалаторов, вентиляций, насосов, трубопроводов, разных конструкций и другого оборудования объектов.
- Укладку путей, сооружение камер съездов и веток в депо, строительство железнодорожных сооружений.
- Проведение отделочных работ, в том числе мраморная и гранитная облицовка, современная декорация.
- Изготовление оборудования для проходки тоннелей и техники для строительства и сооружения тоннелей.
Помимо Московского метрополитена, АО «Мосметрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок. Компания выступала подрядчиком при строительстве Краснопресненской магистрали, соединившей центр столицы с Московской кольцевой автодорогой. Есть у компании и иностранные подряды: в 2000-х годах она построила водопроводный тоннель под Босфором в Стамбуле и железнодорожный тоннель в Израиле[17].
Численность персонала на декабрь 2018 года — 11 530 человек. Выручка компании по РСБУ за 9 месяцев 2010 года составила 17,1 млрд руб., убыток — 942,4 млн руб.[9]
Спецобъекты
С 1937 года по приказу Сталина Метростроем и Войскостроем НКПС СССР было начато строительство секретных госдач, стратегических подземных сооружений и путей сообщения, включая следующие объекты:[3]
- Абхазия
- Госдача № 8 «Новый Афон»
- Московская область
- Самарская область
- Госдача № 3 «Гаврилова Поляна»
- Объект № 85 «Бункер Сталина»
- Бункер ГКО
- Командный пункт под зданием Куйбышевского обкома партии
- Хранилища продуктов в Сокольей горе
- Сеть автомобильных тоннелей под Волгой в районе Самары.
Награды и премии
- в 1939 году орденом Ленина за строительство второй очереди Московского метрополитена.
- в 1944 году орденом Трудового Красного Знамени «за строительство третьей очереди Московского метрополитена в трудных условиях военного времени».
- в 1975 году орденом Октябрьской революции за ввод в эксплуатацию Ждановско-Краснопресненского радиуса.
- в 1981 году орденом Дружбы народов за успехи в строительстве Московского метрополитена.
Мосметрострой на памятном барельефе Минтрансстроя СССР
Многие станции Московского метрополитена отмечены международными и отечественными премиями в области архитектуры. Премиями «Grand Prix» в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе: «Комсомольская»-кольцевая, «Красные Ворота», «Кропоткинская», «Сокольники», «Маяковская».[источник не указан 93 дня]
Премий Совета Министров СССР и Государственных премий СССР удостоились: «Белорусская»-кольцевая, «Электрозаводская», «Новокузнецкая», «Чертановская», «Автозаводская», «Пушкинская», «Кузнецкий Мост» и др.[источник не указан 93 дня]
Примечания
- ↑ 1 2 3 Бухгалтерская отчётность
- ↑ Метро-2: что мы знаем о секретной ветке московского метрополитена (рус.). Antenna Daily (19 декабря 2022). Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ 1 2 Артамонов А. Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» Архивная копия от 22 июля 2020 на Wayback Machine
- ↑ В Москве строят метро 23 ТПМК: инфографика, Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (23.03.2020).
- ↑ Путин учредил в России День метростроителя. m24.ru. Дата обращения: 23 января 2023.
- ↑ 1 2 Арбитраж отложил на 15 апреля заседание по иску Е4 о признании недействительными торгов по продаже «Мосметростроя» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // rbc.ru (Дата обращения: 11 марта 2011)
- ↑ Мосметрострой. ч.3. Последние приготовления. Дата обращения: 23 декабря 2020. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ Петр Канаев. Метро построят частники Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine // Газета.ру (Дата обращения: 23 декабря 2010)
- ↑ 1 2 Росимущество продало «Мосметрострой» более чем за три стартовые цены Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine // Ведомости (Дата обращения: 23 декабря 2010)
- ↑ «Объявляют аукцион в 9.15, бюро пропусков открывается в 9.00. Пропускают двух участников, а другим объявляют, что на них нет заявок»
- ↑ Наталья Копейченко. Продажа «Мосметростроя» за 7,6 млрд рублей будет оспорена Архивная копия от 27 декабря 2010 на Wayback Machine // РБК (Дата обращения: 28 декабря 2010)
- ↑ Михаил Задорожный. Росимущество проводит аукцион по продаже акций «Московского метростроя» (недоступная ссылка) // БФМ.РУ (Дата обращения: 28 декабря 2010)
- ↑ Бэла Ляув. Владимир Коган строит метро. Ведомости. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 2 января 2012 года.
- ↑ Суд запретил Росимуществу передавать победителю приватизационного аукциона 100 % акций «Мосметростроя» Архивная копия от 20 февраля 2019 на Wayback Machine // pravo.ru (Дата обращения: 8 февраля 2011)
- ↑ Леонид Полозов. «Мостовик» отказался от борьбы за «Мосметрострой» Архивная копия от 13 марта 2011 на Wayback Machine // БФМ.РУ (Дата обращения: 11 марта 2011)
- ↑ Суд подтвердил законность приватизации компании, которая строит московское метро. Газета.ру. Дата обращения: 12 мая 2011. Архивировано 31 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Бэла Ляув. Евгений Кашин: «Я не фронтую чиновников». Ведомости. Дата обращения: 21 марта 2012. Архивировано 20 марта 2012 года.
- ↑ Александра Галактионова. Расследование РБК: кто зарабатывает на строительстве московского метро Архивная копия от 11 июня 2019 на Wayback Machine // РБК, 26 октября 2015
- ↑ 1 2 Правительство Москвы получило контроль над «Мосметростроем» // РБК, 13 января 2020
- ↑ Дочерние компании Мосметростроя. Дата обращения: 15 сентября 2019. Архивировано 25 сентября 2019 года.
Ссылки
- Официальный сайт компании
Эта страница в последний раз была отредактирована 1 марта 2023 в 16:04.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
АО «Московский Метрострой» | |
---|---|
Файл:Мосметрострой.svg | |
|
|
Тип | акционерное общество |
Основание | 1931 год |
Расположение |
|
Ключевые фигуры | Жуков Сергей Анатольевич (генеральный директор) |
Отрасль | строительство |
Оборот | 17,1 млрд руб. (9 месяцев 2010 года) |
Чистая прибыль | 942,4 млн руб. (чистый убыток, 9 месяцев 2010 года) |
Число сотрудников | 11 530 (на 1 декабря 2018 года) |
Сайт | metrostroy.com |
Награды |
|
---|
АО «Московский Метрострой» («Мосметрострой») — советская и российская строительная компания, основной подрядчик строительства Московского метрополитена и ряда специальных подземных сооружений стратегического назначения (см. объект № 1, объект № 20, системы Д-6 (Метро-2)[1] и объектов резервной дублирующей системы управления государством[2], подробнее см. ниже[⇨]). Полное фирменное наименование — Акционерное общество «Московский Метрострой». Штаб-квартира — в Москве. В 2020 году стал мировым рекордсменом по количеству одновременно работавших тоннелепроходческих комплексов — 23 штуки[3]. 23 января 2023 года указом президента России Владимира Путина был учреждён День метростроителя — 2 октября — в честь основания компании 2 октября 1931 года[4].
История
Мосметрострой занимает первое место в списке орденоносных предприятий Минтрансстроя СССР. Один из двух (правый) памятных барельефов в бывшем здании министерства
«Московский метрострой», созданный в 1932 году, является правопреемником управления «Метрострой», которое, в свою очередь, начало работать в 1931 году в здании бывшей гостиницы «Лоскутная», в то время, когда требовалось создание инфраструктуры для реализации решения о строительстве Московского метрополитена[5].
Положение о Метрострое было утверждёно 13 сентября 1931 года Совнаркомом РСФСР, а 2 октября — Совнаркомом СССР. Строительство метро в Москве получило статус ударной стройки, рабочие и финансовые планы Метростроя должны были утверждаться Советом Труда и Обороны, руководитель Метростроя и его заместитель назначались Совнаркомом СССР. Первым главой Метростроя стал Павел Роттерт[6].
За годы своей работы (на 2019 год) «Мосметрострой» построил 190 станций и более 600 км линий метро.[источник не указан 95 дней]
Приватизация компании
До 2010 года 100 % акций компании принадлежало государству. 23 декабря «Московский метрострой» был полностью приватизирован: на открытых торгах 100 % его акций были проданы за 7,56 млрд рублей, что превысило стартовую цену почти в 3 раза. Покупателем стало ООО «Центрострой». По данным Reuters, данное ООО принадлежало председателю совета директоров «Мосметростроя» Владимиру Когану (близкому знакомому Владимира Путина), а также структурам ЗАО «Инфраструктура» предпринимателя Валерия Абрамсона.[7][8] Высказывались мнения о возможной коррупционной природе данной сделки, приведшей к существенному занижению доходов государственного бюджета от продажи компании. В частности, к аукциону по формальным причинам[9] не были допущены представители крупных российских строительных компаний «Мостовик» и «Группа Е4».[10] Эксперт радиостанции Business FM[кто?] высказывал мнение, что после заключения крупных контрактов на массированное строительство новых станций Московского метрополитена, планируемого в 2011 году, стоимость компании могла заметно вырасти[11]. Действительно, менее чем год спустя руководством департамента строительства Москвы объявило, что «Мосметрострою» достались подряды по строительству метро в столице на 2012—2014 годы на общую сумму 93,2 млрд руб.[12]
Позднее «Мостовик» и «Группа Е4» подали в суд иски о признании недействительными результатов продажи «Московского метростроя»[5]. В начале февраля 2011 года по иску «Мостовика» суд наложил запрет на передачу акций «Мосметростроя» победителю приватизационных торгов ООО «Центрострой»[13]. Впрочем, уже в марте 2011 года «Мостовик» свой иск отозвал[14], а претензии «Группы Е4» Арбитражный суд Москвы в мае 2011 года отклонил[15].
Смена собственников
В деловой прессе озвучивались мнение представителей строительных кругов о том, что на самом деле Владимир Коган приобрёл «Мосметрострой» в интересах ряда московских чиновников[16]. Через год после приватизации компании структуры Когана перепродали принадлежавшие им пакеты акций группе топ-менеджеров «Московского метростроя» во главе с его руководителем Евгением Кашиным. По словам Кашина, после ухода с государственных постов, Коган «руководствуясь своими собственными соображениями, счел нелогичным заниматься строительством»[16]. Согласно интервью Кашина «Ведомостям», выкуп пакета в личное владение менеджеров осуществлялся за счёт кредита, выданного Банком Москвы самой компании[16].
В 2012 году контрольный пакет акций компании приобрёл совладелец Трансмашхолдинга Андрей Бокарев, а в 2014 году структуры Бокарева и Искандара Махмудова консолидировали 100 % «Мосметростроя»[17].
В 2017 году 49 % акций «Мосметростроя» перешли группе ВТБ.
В декабре 2019 года структуры Бокарева и Махмудова вышли из состава акционеров компании, контроль над «Мосметростроем» получило Правительство Москвы[18].
Собственники и руководство
Собственники АО «Мосметрострой» по состоянию на январь 2020 года[18]:
- 51 % — Департамент городского имущества Москвы
- 49 % — ВТБ
Генеральный директор — Сергей Жуков.
Структура
Структурно компания включает 20 строительно-монтажных управлений, из них 15 — общестроительного профиля. Есть управления, которые специализируются только на горных работах; на проходке тоннелей механизированными комплексами; на строительстве станций открытым способом[16][19].
Предприятия |
---|
ООО «ТО-6 Метростроя» |
ООО «Тоннель-2001» |
ООО «СМУ-1 Метростроя» |
ООО «СМУ-6 Метростроя» |
ООО «СМУ-8 Метростроя» |
ООО «СМУ-9 Метростроя» |
ООО «СМУ-12 Метростроя» |
ООО «СМУ-23 Метростроя» |
ООО «СМУ-24 Метростроя» |
ООО «СМУ-25 Метростроя» |
ООО «СМС Метростроя» |
ООО «УММ» |
ЗАО «УСР Мосметростроя» |
ООО Институт Инжпроект |
ООО «ММС Интернэшнл» |
ЗАО «ТСК» |
ООО «МТК» |
ООО «Покровский ЗЖБИ» |
ООО «УЦМ» |
ООО «Лизинком» |
АНО ДПО «Техшкола Мосметростроя» |
АО «КСУМ» |
Деятельность
Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:
- Строительство тоннелей метрополитена, в том числе перегонных, станционных и эскалаторных; железнодорожных и автомобильных тоннелей; подземных переходов и вестибюлей; зданий и сооружений и др.
- Монтаж: подстанций, кабельных линий, осветительной техники, эскалаторов, вентиляций, насосов, трубопроводов, разных конструкций и другого оборудования объектов.
- Укладку путей, сооружение камер съездов и веток в депо, строительство железнодорожных сооружений.
- Проведение отделочных работ, в том числе мраморная и гранитная облицовка, современная декорация.
- Изготовление оборудования для проходки тоннелей и техники для строительства и сооружения тоннелей.
Помимо Московского метрополитена, АО «Мосметрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок. Компания выступала подрядчиком при строительстве Краснопресненской магистрали, соединившей центр столицы с Московской кольцевой автодорогой. Есть у компании и иностранные подряды: в 2000-х годах она построила водопроводный тоннель под Босфором в Стамбуле и железнодорожный тоннель в Израиле[16].
Численность персонала на декабрь 2018 года — 11 530 человек. Выручка компании по РСБУ за 9 месяцев 2010 года составила 17,1 млрд руб., убыток — 942,4 млн руб.[8]
Спецобъекты
С 1937 года по приказу Сталина Метростроем и Войскостроем НКПС СССР было начато строительство секретных госдач, стратегических подземных сооружений и путей сообщения, включая следующие объекты:[2]
- Абхазия
- Госдача № 8 «Новый Афон»
- Московская область
- Самарская область
- Госдача № 3 «Гаврилова Поляна»
- Объект № 85 «Бункер Сталина»
- Бункер ГКО
- Командный пункт под зданием Куйбышевского обкома партии
- Хранилища продуктов в Сокольей горе
- Сеть автомобильных тоннелей под Волгой в районе Самары.
Награды и премии
- в 1939 году орденом Ленина за строительство второй очереди Московского метрополитена.
- в 1944 году орденом Трудового Красного Знамени «за строительство третьей очереди Московского метрополитена в трудных условиях военного времени».
- в 1975 году орденом Октябрьской революции за ввод в эксплуатацию Ждановско-Краснопресненского радиуса.
- в 1981 году орденом Дружбы народов за успехи в строительстве Московского метрополитена.
Мосметрострой на памятном барельефе Минтрансстроя СССР
Многие станции Московского метрополитена отмечены международными и отечественными премиями в области архитектуры. Премиями «Grand Prix» в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе: «Комсомольская»-кольцевая, «Красные Ворота», «Кропоткинская», «Сокольники», «Маяковская».[источник не указан 95 дней]
Премий Совета Министров СССР и Государственных премий СССР удостоились: «Белорусская»-кольцевая, «Электрозаводская», «Новокузнецкая», «Чертановская», «Автозаводская», «Пушкинская», «Кузнецкий Мост» и др.[источник не указан 95 дней]
Примечания
- ↑ Метро-2: что мы знаем о секретной ветке московского метрополитена (рус.) ?. Antenna Daily (19 декабря 2022). Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ 2,0 2,1 Артамонов А. Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» Архивная копия от 22 июля 2020 на Wayback Machine
- ↑ В Москве строят метро 23 ТПМК: инфографика, Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (23.03.2020).
- ↑ Путин учредил в России День метростроителя. m24.ru. Дата обращения: 23 января 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Арбитраж отложил на 15 апреля заседание по иску Е4 о признании недействительными торгов по продаже «Мосметростроя» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // rbc.ru (Дата обращения: 11 марта 2011)
- ↑ Мосметрострой. ч.3. Последние приготовления. Дата обращения: 23 декабря 2020. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ Петр Канаев. Метро построят частники Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine // Газета.ру (Дата обращения: 23 декабря 2010)
- ↑ 8,0 8,1 Росимущество продало «Мосметрострой» более чем за три стартовые цены Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine // Ведомости (Дата обращения: 23 декабря 2010)
- ↑ «Объявляют аукцион в 9.15, бюро пропусков открывается в 9.00. Пропускают двух участников, а другим объявляют, что на них нет заявок»
- ↑ Наталья Копейченко. Продажа «Мосметростроя» за 7,6 млрд рублей будет оспорена Архивная копия от 27 декабря 2010 на Wayback Machine // РБК (Дата обращения: 28 декабря 2010)
- ↑ Михаил Задорожный. Росимущество проводит аукцион по продаже акций «Московского метростроя» (недоступная ссылка) // БФМ.РУ (Дата обращения: 28 декабря 2010)
- ↑ Бэла Ляув. Владимир Коган строит метро. Ведомости. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 2 января 2012 года.
- ↑ Суд запретил Росимуществу передавать победителю приватизационного аукциона 100 % акций «Мосметростроя» Архивная копия от 20 февраля 2019 на Wayback Machine // pravo.ru (Дата обращения: 8 февраля 2011)
- ↑ Леонид Полозов. «Мостовик» отказался от борьбы за «Мосметрострой» Архивная копия от 13 марта 2011 на Wayback Machine // БФМ.РУ (Дата обращения: 11 марта 2011)
- ↑ Суд подтвердил законность приватизации компании, которая строит московское метро. Газета.ру. Дата обращения: 12 мая 2011. Архивировано 31 августа 2011 года.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Бэла Ляув. Евгений Кашин: «Я не фронтую чиновников». Ведомости. Дата обращения: 21 марта 2012. Архивировано 20 марта 2012 года.
- ↑ Александра Галактионова. Расследование РБК: кто зарабатывает на строительстве московского метро Архивная копия от 11 июня 2019 на Wayback Machine // РБК, 26 октября 2015
- ↑ 18,0 18,1 Правительство Москвы получило контроль над «Мосметростроем» // РБК, 13 января 2020
- ↑ Дочерние компании Мосметростроя. Дата обращения: 15 сентября 2019. Архивировано 25 сентября 2019 года.
Ссылки
- Официальный сайт компании
Российская строительная компания, основной подрядчик строительства Московского метрополитена. Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Московский Метрострой». Штаб-квартира — в Москве.
«История»
«Московский метрострой», созданный в 1932 году, является правопреемником управления «Метрострой», которое, в свою очередь, начало работать в 1931 году в здании бывшей гостиницы «Лоскутная», в то время, когда требовалось создание инфраструктуры для реализации решения о строительстве Московского метрополитена. За годы своей работы (на 2010 год) «Мосметрострой» построил 177 станций и более 300 км линий метро.
Подробнее
Приватизация компании
До 2010 года 100 % акций компании принадлежало государству. 23 декабря «Московский метрострой» был полностью приватизирован: на открытых торгах 100 % его акций были проданы за 7,56 млрд рублей, превысив стартовую цену почти в 3 раза. Покупателем стало ООО «Центрострой». По данным Reuters, данное ООО принадлежит председателю совета директоров «Мосметростроя» Владимиру Когану (близкому знакомому Владимира Путина), а также структурам ЗАО «Инфраструктура» предпринимателя Валерия Абрамсона. Высказывались мнения о возможной коррупционной природе данной сделки, приведшей к существенному занижению доходов государственного бюджета от продажи компании. В частности, к аукциону по формальным причинам («Объявляют аукцион в 9.15, бюро пропусков открывается в 9.00. Пропускают двух участников, а другим объявляют, что на них нет заявок») не были допущены представители крупных российских строительных компаний «Мостовик» и «Группа Е4». Также, эксперт радиостанции Business FM высказывал мнение, что после заключения крупных контрактов на массированное строительство новых станций Московского метрополитена, планируемого в 2011 году, стоимость компании могла бы заметно вырасти. Действительно, менее чем год спустя руководством департамента строительства Москвы было объявлено, что «Мосметрострою» достались подряды по строительству метро в столице на 2012—2014 годы на общую сумму 93,2 млрд руб.
Позднее «Мостовик» и «Группа Е4» подали в суд иски о признании недействительными результатов продажи «Московского метростроя». В начале февраля 2011 года по иску «Мостовика» суд наложил запрет на передачу акций «Мосметростроя» победителю приватизационных торгов ООО «Центрострой». Впрочем, уже в марте 2011 года «Мостовик» свой иск отозвал, а претензии «Группы Е4» Арбитражный суд Москвы в мае 2011 года отклонил.
Дальнейшая перепродажа компании
В деловой прессе озвучивались мнение представителей строительных кругов о том, что на самом деле Владимир Коган приобрёл «Мосметрострой» в интересах ряда московских чиновников. Через год после приватизации компании структуры Когана перепродали принадлежавшие им пакеты акций группе топ-менеджеров «Московского метростроя» во главе с его руководителем Евгением Кашиным. По словам Кашина, после ухода с государственных постов, Коган «руководствуясь своими собственными соображениями, счел нелогичным заниматься строительством». Согласно интервью Кашина «Ведомостям», выкуп пакета в личное владение менеджеров осуществлялся за счёт кредита, выданного Банком Москвы самой компании.
Деятельность
Метрострой выполняет разные работы и обеспечивает:
Строительство тоннелей метрополитена, в том числе перегонных, станционных и эскалаторных; железнодорожных и автомобильных тоннелей; подземных переходов и вестибюлей; зданий и сооружений и др.
Монтаж: подстанций, кабельных линий, осветительной техники, эскалаторов, вентиляций, насосов, трубопроводов, разных конструкций и другого оборудования объектов.
Укладку путей, сооружение камер съездов и веток в депо, строительство железнодорожных сооружений.
Проведение отделочных работ, в том числе мраморная и гранитная облицовка, современная декорация.
Изготовление оборудования для проходки тоннелей и техники для строительства и сооружения тоннелей.
Помимо Московского метрополитена, ОАО «Мосметрострой» занимается строительством автодорожных тоннелей и развязок. Компания выступала подрядчиком при строительстве Краснопресненской магистрали, соединившей центр столицы с Московской кольцевой автодорогой. Есть у компании и иностранные подряды: в 2000-х годах она построила водопроводный тоннель под Босфором в Стамбуле, по состоянию на начало 2012 года строила метро в индийском городе Ченнаи, железнодорожный тоннель в Израиле.
Структурно компания включает 20 строительно-монтажных управлений, из них 15 — общестроительного профиля.
Численность персонала на марта 2012 года — 8,5 тыс. человек. Выручка компании по РСБУ за 9 месяцев 2010 года составила 17,1 млрд руб., убыток — 942,4 млн руб.
Награды и премии
в 1939 году орденом Ленина за строительство второй очереди Московского метрополитена.
в 1944 году орденом Трудового Красного Знамени за строительство третьей очереди Московского метрополитена в условиях военного времени.
в 1975 году орденом Октябрьской революции за ввод в эксплуатацию Ждановско-Краснопресненского радиуса.
в 1981 году орденом Дружбы народов за успехи в строительстве Московского метрополитена.
Многие станции Московского метрополитена отмечены международными и отечественными премиями в области архитектуры. Премиями «Grand Prix» в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе: «Комсомольская»-кольцевая, «Красные Ворота», «Кропоткинская», «Сокольники», «Маяковская».
Премий Совета Министров СССР и Государственных премий СССР удостоились: «Белорусская»-кольцевая, «Электрозаводская», «Новокузнецкая», «Чертановская», «Автозаводская», «Пушкинская», «Кузнецкий Мост» и др.
«Рейтинги»
Короли госзаказа — 2017
«Темы»
Как Тимченко и Ротенберги зарабатывают на московских стройках
«Владельцы»
На сегодня компания занимает более 30% доли рынка в Москве по всем работам на метрополитене. С 2010 года после приватизации «Мосметрострой» не единожды менял своих хозяев. Сначала им стал Владимир Коган, заплатив 7,6 млрд руб. Затем он продал актив экс-гендиректору холдинга Евгению Кашину. А к 2014 году 100% акций «Мосметростроя» консолидировали Андрей Бокарев и Искандер Махмудов.
Менеджмент»
Жуков Сергей Анатольевич
Генеральный директор
«Руководство»
1. ЕЛГАЕВ Сергей Григорьевич
Председатель Совета директоров
2. АБРАМОВ Александр Сергеевич
Член Совета директоров
3. БОКАРЕВ Андрей Рэмович
Член Совета директоров
4. ЖУКОВ Сергей Анатольевич
Член Совета директоров
5. ТУКАЦИНСКИЙ Александр Самуилович
Член Совета директоров
6. ЮЗЕФОВИЧ Иван Михайлович
Член Совета директоров
7. ЯМОВ Петр Вячеславович
Член Совета директоров
Официальный сайт — http://www.metrostroy.com/
«Новости»
Лидером рейтинга «королей госзаказа» стал мелкий подрядчик «Газпрома»
Деловой журнал Forbes обновил рейтинг «королей госзаказов», в который вошли компании, получившие наибольшее число государственных контрактов. Лидером рейтинга стала малоизвестная компания «Петон», которая с 2014 года получала, казалось бы, небольшие подряды от структур «Газпрома», а в 2016 году уже стала лидером рейтинга.Владельцами компании «Петон» являются Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев. Выручка компании за 2015 год составила всего 1,9 млрд рублей, зато в 2016 году она получила господряды на общую сумму в 176 млрд рублей.
Как ускорить строительство метро в Алматы?
Корпорация China Railway Construction Corporation (CRCC) выиграла подряд на строительство участка Третьего пересадочного контура московского метро, сообщает информационное агентство «Интерфакс». Для производства работ компания привезет в город четыре тоннелепроходческих комплекса и планирует привлечь к работам в столице своих сотрудников.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин постарался успокоить своих сограждан, обеспокоенных возможным наплывом гостей из Поднебесной. «В Москву приедет максимум до 500 китайских инженеров», — цитирует Хуснуллина агентство.
Группа «Эталон» завершит строительство депо «Южное» в Петербурге
На конкурс в форме запроса предложений по завершению строительства электродепо «Южное» в Петербурге с максимальной ценой контракта 5,466 млрд руб. поступило три заявки — от ССМО «ЛенспецСМУ» (входит в группу «Эталон»), ОАО «Метрострой» и ООО «Ленмонтаж», следует из протокола, размещенного на сайте госзакупок.
«ЛенспецСМУ» предложило выполнить работы за 5,43 млрд руб., «Метрострой» — за 5,28 млрд руб., «Ленмонтаж» — за 5,46 млрд руб.
Рабочие «Мосметростроя» обратятся в прокуратуру из-за долгов по зарплате
Рабочие «Мосметростроя» пригрозили обратиться в прокуратуру, если до конца недели компания не погасит все долги по зарплате, сообщает Интерфакс со ссылкой на осведомленный источник.
Собеседник агентства утверждает, что строители договорились с «Мосметростроем» о выплате задолженностей до конца текущей недели. «В случае срыва этой договоренности от имени работников в прокуратуру города будет подано соответствующее заявление», — заявил источник.
Забастовка рабочих началась в понедельник, 20 июля. Около 70 сотрудников «Мосметростроя» собрались около места строительства второго зала станции метро «Петровско-Разумовская». По словам участников акции, которые передал телеканал РЕН, зарплату им задерживают уже в течение двух лет. Они утверждают, что за май пообещали выплатить 50% от зарплаты, за июнь — 20%. Кроме того, им приходится за собственные деньги покупать форму и инструменты, необходимые для работы.
Пресса выяснила, как Тимченко и Ротенберги зарабатывают на московских стройках
Москва уже в полтора раза обогнала олимпийский Сочи по запланированным затратам на строительство дорог, метро, жилья и детских садов. До 2020 года в столице на это будет выделено более 1,5 трлн рублей. Как сообщают «Ведомости, большие деньги привлекли внимание крупных игроков — Геннадия Тимченко, Аркадия Ротенберга и Андрея Бокарева.
Так, по информации издания, структуры Тимченко и Бочкарева займутся реконструкцией метро, на которую столичная мэрия резко увеличила расходы: 100 млрд рублей ежегодно до 2020 года. Подряды на 257,5 млрд рублей уже осваивают пять компаний: «Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», УСК «Мост» и «Казметрострой». Федеральный «Трансинжстрой» и казанское МУП «Казметрострой» находятся в госсобственности, «Ингеоком» контролирует семья Михаила Рудяка, отмечает газета, а вот у УСК «Мост» (подряды на 27,3 млрд рублей) и «Мосметрострой» (на 93 млрд рублей) в скором времени появятся новые владельцы.
— Брат Путина тоже решил заняться строительством дорог в столице
Как сообщают «Ведомости», структуры Геннадия Тимченко ведут переговоры о покупке блокирующего пакета в группе УСК «Мост», которая является крупнейшим подрядчиком РЖД. А ее строительное подразделение УСК «Мост» — единственный подрядчик строительства моста на о. Русский. По словам участников рынка, разобраться как в структуре этого холдинга, так и в том, что именно к настоящему моменту приобрел Тимченко — долю в головной компании или в одном из подрядчиков (помимо УСК «Мост» ему досталось еще несколько компаний группы) — непросто.
А нынешние владельцы «Мосметростроя», Евгений Кашин и Геннадий Штерн, рассчитывают получить необходимую финансовую поддержку компании от Андрея Бокарева — совладельца Уральской горно-металлургической компании и «Трансмашхолдинга», с которым они ведут переговоры, пишет газета. Размер пакета, который предлагается Бокареву, владельцы «Мосметростроя» не раскрывают.
Скорее всего московские метростройки привлекут внимание и других крупных бизнесменов. «Москва стала привлекательной для «слонов», они получили большие подряды. Работы хватает на всех. У кого сколько есть физических возможностей, тот столько и берет», — говорит вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин. По его оценке, в строительстве метро сейчас занято 18 тысяч человек при необходимых 35 тысяч.
Также, по информации «Ведомостей», Тимченко занялся «поддержкой» строительства дорог в столице. «Тимченко обычно не платит денег за блокирующий пакет, а получает его под обещание оказать административную поддержку. Уже после этого покупается за реальную стоимость контрольный пакет. Так произошло с ИФСК ГК «АРКС», которая отдала блокпакет и получила поддержку», — рассказал «Ведомостям» менеджер инфраструктурной компании. Сделка готовилась около полугода, закрылась в декабре прошлого года. Тимченко получил 25% плюс 1 акция, у него есть опцион на увеличение пакета до контрольного в течение трех лет.
Как отмечает газета, в первой половине 2011 года, при новом мэре Сергее Собянине, в активе ГК «АРКС» оказался лишь один выигранный крупный конкурс — на строительство подземного пешеходного перехода на 380 млн рублей. Однако сейчас ГК «АРКС» лидирует: в ноябре 2011 года она победила в конкурсе на реконструкцию Каширского шоссе, получив подряд на 8,53 млрд рублей. В 2012 году в портфель добавилась реконструкция Балаклавского проспекта стоимостью 7,41 млрд рублей и Дмитровского шоссе за 21,45 млрд рублей.
А Ротенберги в детском саду
Распорядителем 60 млрд рублей, на которые в Москве планируется построить 84 детских сада и 51 муниципальный дом, в прошлом году было назначено казенное предприятие «Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления» (МЦДСО). По адресной инвестиционной программе МЦДСО до 2014 года может достаться 272 млрд рублей. За эти деньги также развернется нешуточная борьба.
Тройку победителей конкурсов МЦДСО замыкает компания, у которой тоже недавно сменился владелец. Право построить по два дома и детсада за 2,75 млрд рублей досталось холдинговой компании «ГВСУ «Центр» . В начале 2012 года 97% ее акций консолидировали партнеры по бизнесу и дзюдо Аркадия Ротенберга — Михаил Черкасов (выходец из «Росбилдинга» и вице-президент Федерации дзюдо России) и Сергей Соловейчик (президент Европейского союза дзюдо). До «ГВСУ «Центр» девелоперские проекты партнеров Ротенберга ограничивались строительством 2-3 домов в Калуге, Твери и Звенигороде, отмечает газета.
Владимир Коган не пробыл владельцем «Мосметростроя» и года
Владимир Коган 14 ноября закрыл сделку по продаже своей доли в ОАО «Мосметрострой» менеджерам компании во главе с гендиректором Евгением Кашиным, рассказали «Ведомостям» чиновник московской мэрии и участники строительного рынка. Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сообщила, что одобряла соответствующее ходатайство: «Норвенд инвестмент лтд» было разрешено приобрести «Порт крофт лтд», в результате чего покупатель приобрел права, «позволяющие определять условия предпринимательской деятельности в отношении «Мосметростроя». По данным СПАРК, «Порт крофт» через другую компанию владеет 80% «Мосметростроя».
Бывший чиновник Коган продал свою долю в «Мосметрострое»
Бывший чиновник Минрегионразвития Владимир Коган, продал принадлежащую ему компанию «Мосметрострой» менеджерам предприятия, пишет газета «Ведомости» в номере от 1 декабря. Сделка по продаже была закрыта 14 ноября. В качестве покупателей выступили менеджеры компании во главе с гендиректором Евгением Кашиным.
«Ведомости»: менеджеры выкупили «Мосметрострой» у экс-чиновника Когана, взяв кредит в Банке Москвы
Бизнесмен и бывший чиновник Владимир Коган, купивший «Мосметрострой» на приватизационном аукционе, не пробыл его владельцем и года, две недели назад он продал компанию ее же менеджерам, которые, по некоторой информации, взяли для этого кредит в Банке Москвы, пишут «Ведомости».
Коган 14 ноября закрыл сделку по продаже своей доли в ОАО «Мосметрострой» менеджерам компании во главе с гендиректором Евгением Кашиным, рассказали «Ведомостям» чиновник московской мэрии и участники строительного рынка.
Мосметрострой сменил хозяина
Стопроцентный пакет акций Мосметростроя ушел с молотка за 7,5 млрд рублей, что в 3,5 раза выше первоначальной цены. Собственником компании с 70-летней историей стало ООО «ЦентрСтрой». Однако пока не ясно, чьи интересы представляет эта компания.
Росимущество продало «Мосметрострой»
Росимущество 23 декабря реализовало на аукционе сто процентов акций «Мосметростроя», сообщает РИА Новости. Победителем торгов стало московское ООО «Центрстрой», заплатившее за актив 7,559 миллиарда рублей.