Руководство нагорного карабаха

Должность главы правительства (госминистра) непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) займет Рубен Варданян, бывший руководитель компании «Тройка Диалог» и первый президент московской школы управления «Сколково». Господин Варданян вступит в должность в начале ноября.

«В начале ноября официально вступлю в должность госминистра Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) и тогда изложу наши стратегические цели и первоочередные задачи, которые нам предстоит решать, а также сообщу о первых шагах, которые мы предпримем»,— написал Рубен Варданян в Telegram. Господин Варданян также выразил крайнюю озабоченность по поводу обострения ситуации вокруг решения карабахского вопроса, от которого, по его мнению, зависит «судьба Армении и армянского мира».

По словам Рубена Варданяна, решение о вступлении должность он принял после встреч с жителями НКР, политическими и общественными деятелями республики, которые убедили его в том, что они поддерживают его кандидатуру на пост госминистра. По мнению господина Варданяна, ответственный лидер должен сплотить вокруг себя здоровые силы и возглавить работу по выведению страны из кризиса.

Занять должность главы правительства НКР бизнесмену предложил президент республики Араик Арутюнян, после того как господин Варданян заявил о намерении отказаться от российского гражданства и переехать в Нагорный Карабах.

Рубен Варданян переехал в Россию в 1985 году, поступив на экономический факультет МГУ. Господин Варданян является президентом компании «Варданян, Бройтман и партнеры», сооснователем семейного фонда RVVZ Foundation и одним из основателей московской школы управления «Сколково». Forbes оценивает его состояние в $1 млрд.

Бизнесмен неоднократно высказывался в поддержку Нагорного Карабаха. В октябре 2020 года он попросил президента России Владимира Путина помочь в решении конфликта и принять активное участие в обеспечении безопасности на территории непризнанной республики.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев встретились в Праге 6 октября на саммите Европейского политического сообщества. После переговоров господин Алиев допустил подписание мирного договора до конца года, а Ереван попросил Азербайджан провести комиссии по демилитации границы 31 октября. Несмотря на это, страны продолжают обвинять друг друга в эскалации.

О перспективах Рубена Варданяна на новой должности — в материале «Ъ» «Человек со стороны».

Премьер Армении Никол Пашинян допустил возможность признания территориальной целостности Азербайджана в границах 1991 года, то есть вместе с Нагорным Карабахом. Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов считает, что при всей важности этого заявления, к завершению конфликта оно не приведет — армянское общество пока не готово к уступкам в карабахском вопросе

Премьер-министр Армении огласил условия мира между его страной и Азербайджаном. 18 апреля, выступая во время правительственного отчета в Национальном собрании, он заявил, что, если Ереван и Баку «четко, без двусмысленности и уловок признают территориальную целостность друг друга и обязуются сегодня и навсегда не предъявлять друг другу территориальных претензий», то есть шанс, что многолетний конфликт между ними прекратится. 

Пока не революция

«Апрельские тезисы» Пашиняна не могли не попасть в топы информационных сообщений. Для этого есть несколько причин. 

Во-первых, Нагорный Карабах стал одним из столпов постсоветской Армении. Каждая из бывших советских республик шла к независимости своим путем, однако большая их часть совершала «бегство от империи» путем споров с Москвой. Этот сюжет присутствовал и в армянской новейшей истории, однако для Армянской ССР главной стала проблема статуса Нагорно-Карабахской автономной области. Во многом она «разбудила» Армению, сделала протест фирменным стилем армянской политики. И в этом контексте признание «территориальной целостности» Азербайджана в границах 1991 года (а Нагорный Карабах во времена Советского Союза формально был частью Азербайджанской ССР) выглядит революционным шагом. 

Во-вторых, завершение застарелого конфликта в Закавказье, если таковое произойдет, способно радикально изменить весь региональный геополитический дизайн. Если до 2022 года все ключевые внешние игроки соглашались на особую роль России, как модератора мирного процесса, то сегодня Вашингтон и Брюссель, с одной стороны, и Москва, с другой ведут сложную борьбу за право быть главным миротворцем. О необходимости поскорее покончить с конфликтом говорят и американские, и европейские, и российские высшие представители. Однако Запад видит подписание мирного соглашение началом процесса выхода из конфликта, а Россия — финальным шагом, когда Баку и Ереван определятся с решениями по демаркации и делимитации госграницы и статусом Карабаха. Очевидно, США и ЕС предпочли бы не видеть на карабахской земле российских миротворцев, как и военных и пограничников из России в самой Армении. Достижение мира между Арменией и Азербайджаном актуализируют все эти проблемы.

В-третьих, Карабах стал одним из ключевых сюжетов для Пашиняна-политика. Будучи оппозиционным журналистом, сторонником первого президента Левона Тер-Петросяна, он не раз публично выступал за компромиссы на карабахском направлении. Однако, став, премьером, резко изменил свою риторику. Фразу «Арцах- это Армения и точка» Пашиняну еще долго будут вспоминать и друзья, и враги. Но в 2020 году его радикально-патриотическое неофитство столкнулось с успешным наступлением азербайджанской армии, территориальными потерями, военным поражением и в итоге с необходимостью уступок. 

Означает ли призыв Пашиняна к признанию территориальной целостности Азербайджана радикальный разрыв нынешних армянских властей со всей предыдущей традицией? Можно ли говорить о скором наступлении мира и превращение Закавказья в стабильный регион? 

Карабахские компромиссы

Тут важно уйти от поверхностных эмоциональных впечатлений. Начнем с того, что Пашинян не впервые допускает признание границ 1991 года как основу мира с соседней страной. Про это он говорил несколько раз в течение последнего года, напирая на то, что у Еревана нет внешних союзников для поддержки независимости Карабаха, а также отсутствуют военные возможности для реванша. Значит нужно искать компромисс. 

Однако и сам карабахский вопрос не развивался по линейке. Принимая Декларацию о независимости 23 августа 1990 года, отцы-основатели «третьей республики» фиксировали, что новое государство создается на основе «воссоединения» Армении и Нагорного Карабаха. Однако уже в скором времени они столкнулись с необходимостью международного признания и «снизили планку требований», отказавшись по факту и от «миацума» (объединения союзной республики и автономного Карабаха), и от признания самопровозглашенной НКР. Никто из тех, кто сегодня критикует премьера Армении за предательство, находясь при власти не признал Нагорный Карабах отдельным государством. И, напротив, все руководители республики обсуждали в формате переговоров уступки со стороны Еревана. Пока армянские силы контролировали большую часть бывшей автономии плюс семь прилегающих районов Азербайджана — так называемый «пояс безопасности» — обсуждать компромиссы публично было не принято. Но политика, как известно, искусство возможного. И катастрофическое военное поражение — не самый лучший фон для выдвижения ультиматумов.

Но почему же тогда уже через два дня после выдвижения своих тезисов в парламенте тот же самый Пашинян заявляет об опасности «азербайджанских провокаций» и стремлении Баку к эскалации? У премьера непростой выбор. По данным армянского представительства Gallup International Association доля граждан Армении, считающих неприемлемым пребывание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана растет: в мае 2022 года их было 83,3%, а в январе 2023-го уже 94,2%. «Апрельские тезисы» Пашиняна вызвали гневную отповедь и в Степанакерте — столице самопровозглашенной республики. Фактор общественного мнения премьер не может игнорировать. И неспроста в программе его партии «Гражданский договор» на досрочных выборах 2021 года были пункты, под которым бы охотно подписались бы представители «патриотической оппозиции». 

Впрочем, дело не только в этом. Премьер Армении не может не учитывать и азербайджанской риторики. А представители официального Баку воспринимают выступления Пашиняна, скорее, как демонстрацию слабости. В этом контексте весьма красноречивыми являются слова Ильхама Алиева о выборе для жителей Карабаха между паспортом его страны и отъездом с данной территории. Такие высказывания неизбежно умеряют пашиняновский пацифизм. Впрочем, здесь не нужно иллюзий. Вне контекста поражения 2020 года риторика Пашиняна-премьера, а не оппозиционера была бы далекой от предложений уступок! Как бы то ни было, он прекрасно понимает: вопрос отношений с Баку — это не только про Карабах, но и про демаркацию границы за пределами спорной автономии. И поэтому он даже не намекает, а открыто говорит про уважение к территориальной целостности его страны, Армении.

Но на самом деле карабахский вопрос — это не проблема одного лишь конфликта двух соседних государств Закавказья. И не проблема самоопределения или (де)оккупации захваченных земель. Это, не в последнюю очередь чрезвычайно важный кейс о грамотном просчете ресурсов и стратегическом планировании. На постсоветском пространстве для политиков и дипломатов реализм стал чем-то большим, чем теория международных отношений, скорее уж он превратился в своеобразную светскую религию. Но исповедуя этот символ веры, надо иметь в виду, что реализм — это не только и даже не столько про силу и мощь, сколько про их эффективное использование. Иначе, велик риск оказаться в ситуации «казнить нельзя помиловать». Точнее сопротивляться нельзя сдаваться. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Власти Нагорного Карабаха предложили Рубену Варданяну стать госминистром непризнанной республики. Бизнесмен взял время на размышление. Если он согласится, то возглавит правительство НКР в один из самых критичных моментов

Рубен Варданян


Рубен Варданян

Госминистр Карабаха

Во вторник, 4 октября, президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики (Арцах) Араик Арутюнян предложил бизнесмену Рубену Варданяну занять должность государственного министра, то есть возглавить правительство региона.

«Я предложил благотворителю, общественному деятелю с большим опытом и знаниями Рубену Варданяну, чье решение о переезде в Арцах я приветствовал одним из первых, занять должность государственного министра Республики Арцах, и я готов предоставить ему широкие полномочия по принятию решений и их реализации», — написал он на своей странице в «Фейсбуке» (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).

Варданян пока не принял предложение. «Взял время для консультаций и проработки», — сказал он телеканалу РБК. «Вопрос: что лучше для того дела, которое мы все пытаемся сделать, для того, чтобы Арцах сохранил свою субъектность, чтобы не произошла очередная катастрофа, чтобы не были в очередной раз потеряны те места, где армяне жили тысячелетиями. И в этом смысле вопрос не [в том], хорошее это предложение или нехорошее предложение, а вопрос — помогает это процессу или не помогает. И если помогает, то это должна быть позиция не только президента, но и общества в целом», — объяснил бизнесмен свою позицию.

Варданян позднее написал пост в «Инстаграме» (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), в котором сообщил, что будет готов принять предложение «в том случае, если будет располагать масштабной поддержкой тех подходов и решений, которые мы будет предлагать». «В ближайшие дни я продолжу обсуждение с людьми, после чего смогу принять ответственное решение», — добавил он.

Рубен Варданян объявил об отказе от российского гражданства и переезде в Нагорный Карабах в начале сентября. «Считаю, что после войны 2020 года мы, армяне всего мира, обязаны быть вместе с арцахцами, — заявил он тогда в своем видеообращении. — Мы должны не просто поддерживать их символически, а помочь им на деле. Здесь центр армянства, который всегда был для нас местом настоящей силы, и мы не можем допустить, чтобы все созданное нашими предками на протяжении тысячелетий кануло в Лету. Поэтому я решил переехать в Арцах, отказавшись от российского гражданства». Варданян также добавил, что после переезда в НКР все его российские активы будут переданы в семейный фонд.

Тогда же в интервью Forbes Варданян говорил, что не планирует занимать государственную должность, чтобы «иметь полную свободу действий, в том числе с моральной точки зрения». «Все-таки Арцах — это территория, до сих пор не имеющая полноценного определенного статуса, и в этой конфликтной истории я не хочу подставлять Россию», — добавил он.

Перечисляя свои планы, Варданян также заявил, что помимо того, чтобы построить в Карабахе «успешное общество», он хочет «попытаться начать трудный путь выстраивания отношений с соседями, опираясь не на ксенофобию и взаимную ненависть, а на стремление научиться жить рядом друг с другом». «Я всегда был человеком, который соединял вещи несоединяемые. Я не участвовал в войне, я не воевал, в этом смысле общение со мной может быть легче, чем общение с людьми, которые прошли войну в Арцахе», — сказал он.

О планах пойти в политику Рубен Варданян начал говорить в прошлом году. «Да, я собрался в армянскую политику. Но это иное, чем просто политическая партия, желание возглавить страну. Хотеть руководить страной в сегодняшнем состоянии — это надо быть алогичным человеком. Потому что страна находится в очень тяжелом состоянии. Реальное будущее совершенно непонятно. Общество совершенно расколото. И в этом смысле брать на себя ответственность стать руководителем — это надо быть очень смелым и рисковым человеком», — пояснял он это решение в интервью РБК в ноябре прошлого года.

Рубену Варданяну 54 года, он основатель инвесткомпании «Тройка Диалог». В России ему принадлежит бизнес-центр «Романов Двор», у него есть доля в КАМАЗе, до февраля 2022 года владел долей в железнодорожном операторе «БалтТрансСервис». В 2021-м его состояние было оценено Forbes в $1 млрд.

Переговорный процесс

Варданян связал свое будущее с Нагорным Карабахом в один из самых сложных для Армении моментов. Менее месяца назад, в середине сентября, на границе Армении и Азербайджана вспыхнули ожесточенные бои с применением тяжелых вооружений. На некоторых участках границы азербайджанские силы зашли на территорию Армении. Инцидент стал самым кровопролитным эпизодом в конфликте двух стран после войны 2020 года. По данным Еревана, погибли или пропали без вести 207 человек, Баку оценивает собственные потери в 80 человек. На прошлой неделе в Сети появилось видео жестокого расстрела азербайджанскими военными безоружных армянских военнопленных. Москва во время конфликта подчеркнуто сохраняла нейтралитет, несмотря на свои в том числе военные обязательства перед Ереваном. Этим оказались недовольны как власти республики, так и оппозиционные пророссийские силы.

В результате главными посредниками активизировавшихся во второй половине сентября армяно-азербайджанских переговоров стали западные страны — США и ЕС. 2 октября в Женеве прошли очередные переговоры глав МИД Армении и Азербайджана Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова. Главной темой стал будущий мирный договор между странами. Стороны обсудили также и обеспечение прав и безопасности армян Нагорного Карабаха. Судя по заявлению армянской стороны, обсуждалась в том числе и возможность прямых контактов «между Степанакертом и Баку». Кроме того, говорится на сайте МИД Армении, было «положительно оценено» взаимное понимание того, что «региональные транспортные маршруты должны быть разблокированы в рамках суверенитета и юрисдикции стран».

Через несколько дней, 6 октября, в Прагу на неформальный саммит Евросоюза прилетит армянский премьер Никол Пашинян, он может представить предварительный вариант мирного договора с Азербайджаном, сообщали армянские СМИ. У него также может состояться встреча с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, тесно взаимодействующим и поддерживающим Баку. О том, что их переговоры состоятся, сообщила турецкая газета «Сабах», передает «Sputnik Азербайджан». По данным издания, Эрдоган предложит Пашиняну проводить встречи спецпредставителей, назначенных для урегулирования двусторонних отношений, в Турции и Армении, а не в третьих странах. Кроме того, президент Турции заявит, что для снижения напряженности в регионе Армения «должна воздерживаться от провокаций, а также подписать мирный договор с Азербайджаном», пишет «Сабах».

Будущее Арцаха

В Армении налицо запрос на сильную политическую фигуру, говорит армянский политолог, научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян. «В Армении сейчас есть запрос на лидера, но ни оппозиция, ни власти его удовлетворить не могут. Возможно, это попробует сделать Рубен Варданян. По крайней мере, такую попытку я вижу», — говорит эксперт.

Варданян успешный управленец, его авторитет в Армении велик, и, кроме того, один из немногих бизнесменов, сделавших состояние в России, который может быть принят на Западе, продолжает Микаелян. Однако будущее политической карьеры Варданяна, если он согласится возглавить правительство Карабаха, будет зависеть от того, чем закончатся переговоры между Ереваном и Баку.

Сейчас существуют три переговорные площадки, на которых обсуждаются условия будущего мирного договора, отмечает эксперт. «Есть российская площадка, но Россия в регионе сейчас довольно пассивна. Есть еще одна в Брюсселе и Вашингтоне, — говорит Микаелян. — Вопрос для внешних наблюдателей заключается в том, под чьей эгидой будет подписан мирный договор, если он будет подписан. Если это Запад, то тогда предполагается аннексия Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана. В российском варианте предлагается отложить этот вопрос».

По мнению эксперта, Ереван и Баку склоняются к западному варианту урегулирования. «Даже если предположить, что Карабах будет полностью сдан Азербайджану, то все равно есть два варианта этого. Первый — НКР продолжит действовать как самоуправляемая единица в составе Азербайджана. И тогда Варданян сможет продолжить заниматься регионом. Второй — Баку попробует установить эффективный контроль над Карабахом. Тогда оттуда просто все побегут в Армению, Варданян приезжает в Ереван и уже там идет в политику», — говорит он. По мнению Микаеляна, бизнесмен приехал в Нагорный Карабах не для того, чтобы заниматься дипломатией. «Я не думаю, что он планирует становиться основным переговорщиком [с Баку]. Он скорее попытается на территории Карабаха реализовать свое видение, связанное больше с экономикой и управлением», — резюмирует он.

Просмотров 6.8к. Обновлено 16.08.2022

Нагорный Карабах – непризнанная республика на территории Закавказья, одна из горячих точек планеты, война в которой не затихает более 30 лет. Конфликт между Арменией и Азербайджаном на этой земле строится на этнической и религиозной почве. По состоянию на 2023 год независимость государства признана Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией. 

Где находится Нагорный Карабах 

Территориально Нагорный Карабах относится к Азербайджану. Он расположен в Закавказье. Помимо Нагорного существует также равнинный Карабах, образующий с ним единую историческую и географическую область. Она существовала еще в античные времена, но была известна под другими наименованиями. От Армении Нагорный Карабах отделен Лачинским коридором, пролегающим через город Лачин, села Сус и Забух.

Нагорно-Карабахская республика флаг

Национальный флаг Нагорно-Карабахской республики

Нагорный Карабах, Армения и Азербайджан на карте 

Найти Нагорный Карабах на карте несложно. Он расположен в границах Азербайджана, в его юго-западной части, рядом с Арменией. На нашей карте вы можете видеть эти страны, а также территорию непризнанной Нагорно-Карабахской республики. 

Если карта не отображается, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

История конфликта в Нагорном Карабахе 

Вопросы о том, кому принадлежит Нагорный Карабах, и сегодня остаются достаточно острыми. Долгое время армянское население на территории Азербайджана жило достаточно спокойно. Первые конфликты на этнической почве возникли здесь в начале XX века. К 1920 году обе страны заявили свои претензии на исторически значимую область. При распаде Российской империи Нагорный Карабах объявил о своей независимости, избрал национальный совет. Одновременно с этим, новообразованная Азербайджанская Демократическая Республика вела с ним боевые действия. И, при поддержке Красной армии, заняла регион. 

Современная история конфликта в Нагорном Карабахе включает в себя достаточно значительный период времени. В 80 годы XX века статус НКАО снова подвергся обсуждению. Армянское население региона было недовольно политикой АзССР в отношении национальных меньшинств. К октябрю 1987 года конфликт в Нагорном Карабахе начал переходить в острую фазу. В результате массовых беспорядков, армянское население Чардахлы было вынуждено покинуть место своего проживания. 

Нагорный Карабах война

Брошенная военная техника, Нагорный Карабах

Следующим шагом стало обращение НКАО в Верховные советы СССР и республик с просьбой о переходе автономной области в состав Армении. Эта просьба не была удовлетворена, а спустя неделю, 27 февраля 1988 года, произошло событие, которое превратило скрытое недовольство в полномасштабный этнический конфликт. 

С этого момента вопрос о том, чей Нагорный Карабах перестал рассматриваться в правовом поле. Армения начала избавляться от азербайджанского населения, делая все для его перемещения за пределы республики. АзССР также приложила усилия для установления мононационального состава жителей.

Летом 1989 года Армения и Азербайджан объявили взаимную экономическую и транспортную блокаду. А в декабре ситуация обострилась еще больше. Армянская ССР и НКАО в одностороннем порядке приняли решение о присоединении автономии.

Армения и Азербайджан флаг

Флаги Армении и Азербайджана

С распадом СССР произошло провозглашение независимости Азербайджана и Армении. А в сентябре 1991 года было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики. Что повлекло за собой обстрелы Степанакерта и прилегающих территорий в течение 4 месяцев. 

Переход войсковых частей и имущества армии СССР под контроль независимых республик также не способствовал установлению мира в регионе. Армения получила гораздо меньшее их количество, чем Азербайджан, и другие государства Закавказья. 

Ожесточенные бои продолжались до конца зимы. В этот период произошло одно из самых массовых убийств мирного населения за весь период конфликта. Оно получило название «Ходжалинская резня», но стороны по-разному трактуют это событие. 

В марте бои продолжились, с коротким недельным перемирием в 21-28 числах месяца. В дальнейшем, весной 1992 года, в ходе конфликта Армения атаковала входящую в состав Азербайджана Нахичеванскую Автономную Республику. А ее территории были обстреляны противником. В мае начались бомбежки Карабаха, преимущественно в районе его столицы, Степанакерта. 

Нагорный Карабах Степанакерт здание правительства

Здание правительства Нагорно-Карабахской Республики, Степанакерт

Одним из переломных моментов конфликта стал захват Арменией города Лачин. 18 мая 1992 года транспортная блокада Нагорного Карабаха была прервана. Но это не остановило войну. Бомбежки продолжались. А российские ВС в это время пытались эвакуировать в РФ самолеты и вертолеты с аэродромов Азербайджана. Часть из них действительно удалось вернуть. Остальные самолеты остались в республике.

В сентябре-октябре 1992 года Азербайджан неоднократно предпринимал попытки вернуть себе контроль над Лачинским коридором, но безуспешно.

К 17 ноября в конфликте произошел однозначный перелом. Армия НКР начала наступление при поддержке армянской армии. Постепенно, к весне 1993 года были взяты территории до Омарского перевала. Кельбаджарский район перешел под контроль Нагорно-Карабахской республики. Затем был взят Мардакерт, Агдам, а к концу лета и Физули. Азербайджанское население спешно покидало эти территории, ему давали возможность беспрепятственно выехать за пределы захваченных городов.

Армения и Азербайджан отказ от конфликта

Перемирие Армении и Азербайджана

Но перемирие было недолгим. Режим прекращения огня Азербайджан нарушил уже в середине осени. В ходе нового наступления Армения заняла территории, граничащие с Ираном. К концу 1993 года в наступление на юго-востоке перешел уже Азербайджан. К середине февраля 1994 г. Они отвоевали Омарский перевал и прилегающие к нему территории. Затем начался новый этап бомбардировок Степанакерта.

Но боевые действия длились еще около месяца. Подписанный 5 мая Бишкекский протокол определил датой прекращения огня ночь с 8 на 9 мая. В Баку его подписали 9.05.1994 г. В Армении на день позже. В Нагорном Карабахе документ был утвержден 11 мая.

Итоги войны в Нагорном Карабахе в 1992-1994 гг

Результатом прекращения огня стало фактическое отделение Нагорно-Карабахской республики от Азербайджана. При этом конфликт не был решен, он просто перешел в стадию «заморозки». Армения получила в свое распоряжение 4 азербайджанских эксклава, расположенных в ее границах. Около 15% территорий Нагорного Карабаха отошло Азербайджану. А вместе с ними и армянский эксклав Арцвашен, ставший частью его Кедабекского района.

Обострение конфликта в НКР в 2020 году

Война вернулась в Нагорный Карабах 27 сентября 2020 года. Соглашение о прекращении огня было нарушено азербайджанской стороной. Впрочем, есть данные о том, что именно Армения первой обстреляла приграничные населенные пункты. Напряженные бои в течение 2 месяцев развивались на севере и юге региона. В своем наступлении Азербайджан сумел установить контроль над населенными пунктами Джебраил, Гадрут, Физули, Губалды, а затем отвоевать и город Шуша. 

Город Гадрут Нагорный Карабах Азербайджан

Гадрут

Новое прекращение огня вступило в силу 10 ноября 2020 года. В ходе трехсторонних переговоров власти РФ, Азербайджана и Армении сумели прийти к компромиссу. При этом на территории Лачинского коридора было принято решение разместить российский миротворческий контингент. 

Роль Лачинского коридора в современном Нагорном Карабахе

Сегодняшняя ситуация в Нагорном Карабахе осложняется тем, что единственным сухопутным путем отсюда в Армению остается Лачинский коридор. Горная территория протяженностью в 6 км расположена в границах Азербайджана.

Вся суть ситуации вокруг Нагорного Карабаха по-прежнему заключается в попытках Азербайджана вернуть себе контроль над регионом, который исторически был заселен армянами. С момента распада СССР Лачинский коридор был заблокирован до мая 1992 года. Прямого сообщения с Арменией у жителей НКР не было. Прорванная блокада позволила им получать гуманитарную и военную поддержку.

Лачинский район Карабах

Лачинский коридор

С восстановлением доступа Армении к Лачинскому коридору, стороны неоднократно возвращались к переговорам о его статусе. Основным условием его возвращения Азербайджану называли гарантии безопасности для населения непризнанной республики. При этом еще одним значимым условием считали установление границ коридора вне зоны артиллерийских обстрелов. Но сегодня этот вопрос не актуален, так как Азербайджан располагает вооружением гораздо более значительной дальности.  

Это результат межнациональной розни.

31.46%

Это давний территориальный спор.

38.03%

Это борьба за независимость и самоопределение.

12.21%

Это попытка восстановления исторической справедливости.

16.43%

Свой вариант ответа (расскажу в комментариях).

1.88%

Проголосовало: 213

Что происходит в Нагорном Карабахе сейчас 

Война в Нагорном Карабахе сегодня не идет. Но конфликт готов вспыхнуть с новой силой в любой момент. Ситуация в Нагорном Карабахе в 2023 году остается напряженной. Режим прекращения огня, несмотря на присутствие миротворческих сил, неоднократно нарушался.

В марте 2022 года Нагорный Карабах снова попал в сводки новостей. У сел Парух и Храморт зазвучали выстрелы. В НКР ввели военное положение. В апреле режим прекращения огня также нарушался Армянской стороной. 

16 июля 2022 года президент Азербайджана обвинил РФ в нарушении трехстороннего договора о гарантиях мира в регионе. Претензии были связаны с сохранением активности военного контингента Армении в Карабахе.

Баку здание правительства Азербайджан

Дом правительства Азербайджана, Баку

Последние новости из Нагорного Карабаха сложно назвать оптимистичными. 3 августа 2022 года Азербайджан вновь нарушил режим прекращения огня, назвав его операцией «Возмездие». В зоне, охраняемой российскими миротворцами, произошли обстрелы, повлекшие человеческие жертвы. На фоне обострения конфликта президент НКР подписал указ о частичной демобилизации граждан. Одновременно с этим Иран начал переброску к границам с Азербайджаном военной техники.

 4 августа стало известно о том, что возникшее обострение конфликта удалось урегулировать при помощи российских миротворцев.

11 августа 2022 года Демократическая партия парламента Армении выступила с инициативой о начале процесса международного признания Нагорного Карабаха. На данный момент юридически республика все еще является частью Азербайджана. Хотя де-факто почти 20 лет имеет статус независимого государства.

Нагорный Карабах сегодня все еще остается «горячей точкой» на карте мира. Но надежды на мирное урегулирование конфликта есть. И лишь от дальновидности политиков зависит, станет ли оно осуществимо. Мы следим за развитием событий, и регулярно обновляем данные в статье. Присоединяйтесь к дискуссии, высказывайте свое мнение о конфликте в комментариях.

На фоне постоянной в последние месяцы эскалации на границе Армении с Азербайджаном прозвучало заявление армянского премьер-министра Никола Пашиняна об отсутствии каких-либо территориальных претензий у Еревана к Баку. Он сказал, что Армения признает целостность Азербайджана и ожидает, что азербайджанская сторона в ответ признает территорию Армянской ССР в границах 1991 года. По мнению российского политолога, востоковеда Евгения Сатановского, высказанному в передаче журналиста Владимира Соловьева, заявление армянского руководителя не стало неожиданным.

Эксперт считает, что Пашинян сдал интересы армян в Нагорном Карабахе и отдал регион Баку, признав над ним суверенитет Азербайджана. Причем подобный исход стал очевиден еще в процессе Второй карабахской войны, несмотря на то, что армянский функционер неоднократно говорил, что «Карабах – это Армения».

Официальный Ереван де-факто Карабах мечтает слить. Неслучайно, от Путина требовали вступить в войну на стороне Армении, не выполнять посреднический долг, не быть миротворцем, нейтралитет. Ну не может Россия быть на стороне Армении или на стороне Азербайджана. Так не бывает. Такая же ситуация, что с Киргизией и Таджикистаном. У тебя братья дерутся, а ты выбери на какой ты стороне и вмешивайся за нас. Нет, за нас. Не бывает так.<…> Путин не может быть большим армянином, чем Пашинян

– отметил эксперт.

Сатановский обратил внимание, что ему часто задают вопросы по поводу возможных шагов России в различных ситуациях в контексте армяно-азербайджанских отношений. Ему не раз говорили, что Россия союзник Армении по ОДКБ и поэтому российская армия должна участвовать в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе на армянской стороне.

Я задаю встречный вопрос. Мужики, а вы же наш союзник. Армянская армия воюет на российской стороне, на Украине? Не воюет. Ну и что вы сделали, чтобы поддержать нас в этом военном конфликте со всем блоком НАТО. Что делал Пашинян, я понимаю – нырнул в сторону НАТО на учения

– добавил эксперт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Argivit для роста инструкция по применению таблетки детям
  • Техническое руководство по volkswagen polo седан polo
  • Должностная инструкция специалиста по работе с молодежью молодежного центра
  • Цефтриаксон инструкция по применению при ковиде уколы
  • Дицинон таблетки инструкция по применению при носовом кровотечении

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии