Руководство научной работой аспиранта

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.

Кто может быть руководителем кандидатской диссертации

Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. В каждом вузе для этого применяется положение о научном руководителе аспиранта, которое регламентирует порядок назначения научных руководителей аспирантам.

При этом порядок назначения может быть следующий:

  1. Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности. Одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
  2. Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для написания и защиты диссертационной работы. Для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.

Издательство СибАК поможет опубликовать статью в журнале ВАК. Наличие публикаций необходимо для получения допуска к защите кандидатской диссертации.

Основные требования к руководителю кандидатской диссертации

  • степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
  • наличие публикаций по тематике диссертантского труда.

В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:

  • помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
  • совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
  • систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
  • психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
  • участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).

Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.

Как выбрать научного руководителя в аспирантуре?

Процесс выбора научного руководителя для работы в аспирантуре – достаточно серьезный и ответственный процесс. От него зависит, насколько эффективными будут выполнение аспирантами их индивидуальных планов и написание диссертации.

Основные рекомендации выбора научного руководителя в аспирантуре:

  1. Сферы интересов должны быть идентичными или как минимум соприкасаться с интересами будущего руководителя. Благодаря этому найти общий язык с куратором будет намного проще.
  2. Авторитетность – ключевое условие правильного выбора научного руководителя. Узнайте, пользуется ли он доверием в вузе и научных сообществах.
  3. Личностные качества. Стиль руководства и манера общения являются важнейшим критерием выбора, чтобы исключить конфликты в процессе работы.
  4. Опыт в проведении исследований и экспериментов. Неоспоримым плюсом является участие в научной деятельности, поскольку этот опыт окажет положительное влияние на аспирантов.
  5. Наличие защищенных диссертаций у его аспирантов. Выясните это заранее. Данные есть в ученом совете, на кафедре или в отделе кадров вуза.

К вопросу выбора научного руководителя в аспирантуре необходимо подходить со всей ответственностью.

Отличие научного руководителя от консультанта

В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:

  • руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
  • консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.

Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания. И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию

На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:

  • указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
  • отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
  • дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
  • перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
  • указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
  • отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
  • проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию (образец)

Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.

Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.

Автор:

Читайте также

Зачем аспиранту
научный руководитель

Исторически сложилось так, что основная задача аспирантуры — это подготовка научно-педагогических специалистов. Сегодня мы можем говорить о том, что происходит снижение численности молодых ученых. 

Эту проблему в настоящее время пытаются решить с помощью

Национального проекта «Наука»

, одной из целей которого является повышение привлекательности работы ученых и перспективных молодых исследователей и создание для этого необходимых условий. Кроме того, предполагается, что число исследователей вырастет на 35 тысяч человек к 2024 году. 

Успех научной деятельности аспиранта по большей части зависит от его научного руководителя, который направляет и помогает найти свой путь в науке. 

Научный руководитель помогает аспиранту определиться с исследованием, рекомендует литературу, которая будет полезна при написании работы, оценивает качество научного труда и контролирует весь процесс. В большинстве случаев научным руководителем становится доктор наук, хотя нередко эту роль может выполнять и обладатель кандидатской степени.  

Когда вы работали над своими курсовыми, выпускными квалификационными или диссертационными работами в магистратуре с разными научными руководителями, то замечали, что они подходили к своей работе с разным уровнем заинтересованности и энтузиазма. С аспирантурой — та же история. 

Научных руководителей условно можно разделить на несколько категорий.

Молодые ученые с горящими глазами 
 
Они недавно защитили свои кандидатские диссертации, занимают начальные позиции научных сотрудников или старших преподавателей, чаще всего работают над докторскими диссертациями. 

Если вам попадется такой научный руководитель, то, с одной стороны, можно считать это поводом для радости, ведь такой научник будет максимально вовлечен в вашу работу и будет оказывать всяческую помощь. С другой стороны, работа над диссертацией в таком случае может затянуться из-за нехватки опыта у научного руководителя в построении исследования. Однако наиболее интересные и содержательно богатые работы получаются именно в команде с «новичком».

Опытные ученые

Доктора наук занимают руководящие должности и активно реализуют себя в научном сообществе. У такого научника за плечами большой опыт руководства аспирантами. Он поможет четко построить исследование. С таким научным руководителем гораздо легче проходить предзащиту диссертации, поскольку он обладает авторитетом и в какой-то степени сможет повлиять на членов комиссии.

Ощутимый минус работы с таким научным руководителем заключается в том, что ваши встречи будут не частыми из-за его плотного графика. Скорее всего, вам придется работать над исследованием самостоятельно, а потом делиться результатами работы с ним. Отсутствие постоянного взаимодействия может вылиться в то, что вам придется по многу раз переделывать работу с учетом комментариев от научника.

Те, кто гонится за престижем и берет руководство аспирантами для галочки

Научные сотрудники берутся за руководство аспирантами, но фактически ими не руководят. С таким научником вы будете полностью предоставлены сами себе. Причины такого отношения могут быть самые разные: например, нежелание и неумение работать с аспирантами. 

Исследования показывают

, что аспиранты ожидают методическую и моральную помощь и поддержку от научных руководителей. Кроме этого, для них важно, чтобы научник помогал с подбором литературы, оперативно проверял готовые материалы исследования, а также в целом контролировал и курировал их научную деятельность. 

Как не ошибиться с выбором научного руководителя 

Один из критериев выбора — совпадение научных интересов. И самый простой способ проверить, совпадают ли ваши взгляды, изучить научные публикации потенциального научника. Если у вас уже есть четкое понимание, о чем вы собираетесь писать и с какой стороны рассматривать проблему, найти того самого научного руководителя — это уже половина успеха. Разница во взглядах может привести к тому, что у вас будут возникать споры, из-за этого написать и защитить работу будет сложно. 

Если вы убедились, что ваши взгляды с потенциальным научником совпадают, узнайте, какой у него процент успешно пройденных предзащит. Если доля защитившихся высокая, это говорит о грамотном руководстве. 

Если кроме общности научных интересов, для вас важен эмоциональный комфорт в общении с научным руководителем, предварительно стоит навести о нем справки и пообщаться лично, чтобы понять, сможете ли вы работать в одной команде.

Узнайте у бывших аспирантов, насколько приятный в общении интересующий вас научный руководитель. Вам предстоит работать довольно долгое время, поэтому такие качества, как отзывчивость и взаимопонимание, могут сделать вашу совместную работу достаточно плодотворной.

Нелишним будет узнать, оказывает ли научник помощь в публикации работ. Также поинтересуйтесь, помогает ли научный руководитель на заключительном этапе работы над диссертацией.

Наконец, узнайте, какое положение занимает ваш потенциальный научник в профессиональной среде. Если он пользуется авторитетом и не конфликтует с руководством вуза и научным сообществом, то ваши шансы на успешную защиту высоки.

Понравился ли Вам материал?

Аспирантура часто считается повышением образования вчерашних студентов. Это не совсем так. Задача аспирантуры не столько дать какие-то дополнительные знания, кроме экзаменов кандидатского минимума, сколько научить использовать уже полученные. Здесь выпускника вуза учат самостоятельно и профессионально заниматься научной работой. Как правило, аспирантская работа есть часть исследовательской программы руководителей, которая включается в личный план соискателя. То есть он должен за время пребывания в аспирантуре провести определенную самостоятельную научную работу с получением оригинальных результатов, опубликовать научные статьи с этими результатами, участвовать в конференциях, чтобы не только обсудить результаты, но и представиться научному сообществу.

Положение о НИР

Положение о научной работе, равно как и программа НИР, в основном разрабатываются теми образовательными учреждениями, где проходит обучение аспирант с учетом выбранной им специальности. Одновременно с участием научного руководителя вырабатываются научно-методические рекомендации по НИР, позволяющие выполнить её в срок и с хорошими результатами. Программа НИР аспиранта отражается в индивидуальном плане и предусматривает соответствующие формы отчетности о проделанной работе.

Цели и задачи НИР

Основная цель работы заключается в формировании у аспиранта научного мышления и навыков самостоятельного проведения исследовательских работ. В задачи НИР входит овладение современными методами работы с литературными источниками с помощью современных методов и технологий сбора и использования информации из отечественных и зарубежных баз данных. Другая задача НИР заключается в том, чтобы сформировать у аспиранта способность к объективной оценке научных достижений. Обучить правилам ведения творческих дискуссий и отстаивания своих позиций.

Основной задачей НИР аспиранта является получение и обоснование результатов исследований, демонстрация их научной новизны и практической значимости, написание и оформление текста диссертации. Особое место занимает печатание полученных результатов в журналах ВАК. Причем надо особо отметить, что лучше всего с самого начала самостоятельной научной работы сразу ориентироваться на регулярные публикации и желательно в индексируемых журналах. Не стоит ограничиваться обязательными тремя статьями, как это предусмотрено положением о защите кандидатских диссертаций. Научиться писать статьи так же необходимо, как и самостоятельной научной работе.

Целесообразность регулярных публикаций ВАК диктуется следующими причинами:

  • перед защитой диссертации автору не надо наспех решать эту проблему,
  • обсуждение в среде научной общественности основных положений и результатов диссертационной работы способствует ее улучшению,
  • окажет помощь в работе над авторефератом, который прочтут все заинтересованные люди (в отличие от самой диссертации),
  • позволит при защите сделать правильные акценты в своем выступлении и заранее подготовиться к возможным вопросам,
  • позволит наладить хорошие рабочие отношения с издательствами научных журналов, которые пригодятся в будущем.

С учетом последних изменений, происходящих в плане требований Минобрнауки к повышению качества научных работ, следует ожидать появления таких требований к кандидатским диссертациям, как наличие публикаций в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science. Эта практика уже имеет место в таких ВУЗах, как НИУ ВШЭ, МФТИ и некоторых других.

Формы и виды НИР

Основные виды и формы НИР аспирантов следующие:

  • участие в проекте НИР;
  • сбор эмпирического материала по тематике НИР;
  • написание текста работы;
  • выступления на научных конференциях;
  • опубликование статей;
  • всевозможные командировки и стажировки.

Порядок организации работы аспиранта должен быть построен с учетом перечисленных форм и видов НИР. Ответственность за это несет научный руководитель.

План и отчет по НИР

Научно-исследовательский проект должен иметь этапы и сроки, которые должны быть согласованы с поэтапной реализацией планов диссертационных исследований и отражены в личном плане аспиранта. Обычно в конце каждого семестра заслушивается отчет о проведенной научно-исследовательской работе, подписанный научным руководителем. По результатам обсуждения аспиранту выставляется зачет по НИР. Кроме того, контроль за выполнением НИР осуществляется путем регулярных консультаций и собеседований с научным руководителем, в виде публичных выступлений на всероссийских и международных конференциях, публикаций в открытой печати.

В целом итоги научной работы аспиранта и принятая к защите кандидатская диссертация должны продемонстрировать успешное выполнение учебного плана подготовки аспиранта в данном образовательном учреждении.

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта

Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Как найти научного руководителя для диссертации

Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.

Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  • компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
  • нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
  • вес и авторитет в научном мире;
  • плодотворная исследовательская деятельность;
  • отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета — в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
  • готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
  • соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
  • личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.

Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.

Индивидуальный план аспиранта

Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.

Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами

Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.

В индивидуальный план обязательно нужно включить:

  1. сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
  2. написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
  3. участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
  4. подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
  5. научно — педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
  6. прохождение практики в учреждении, на производстве.

Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана. 

В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.

В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.

Портфолио аспиранта

Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно — педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.

Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.

Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.

Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.

Характеристика аспиранта

Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:

  • Фамилию имя отчество, год рождения.
  • Дату окончания вуза, специальность.
  • В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
  • Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
  • В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.

Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию. 

newzlnd.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Гуп мо мособлгаз руководство
  • Можно ли в должностной инструкции указать место работы
  • Deconex dental bb инструкция по применению как разводить
  • Хлористый кальций в бетоне инструкция по применению
  • Timecode rst cream инструкция по применению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии