Общая информация
Работа по противодействию коррупции
Оценочный механизм
ОЭСР – международная организация, созданная в 1961 году для развития международной торговли и стимулирования экономического прогресса. Деятельность ОЭСР затрагивает широкий круг вопросов, в том числе финансы, экономическое развитие, здравоохранение, налогообложение, миграцию, защиту окружающей среды и т.д. По ряду направлений своей деятельности, включая антикоррупционную тематику, ОЭСР инициировала подписание международных соглашений, к которым могут присоединяться как страны-участницы ОЭСР, так и иные государства.
Членами ОЭСР являются 38 стран. Россия на данный момент в их число не входит.
Руководство организацией осуществляет генеральный секретарь, который избирается на пять лет с возможностью переизбрания. В настоящий момент должность генерального секретаря занимает Матиас Корманн (Австралия). Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.
Работа ОЭСР по противодействию коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция была принята в 1997 году. На данный момент ее ратифицировали 38 стран-участниц ОЭСР и 6 стран, не входящих в организацию, в том числе и Россия (2012 г).
Конвенция изначально направлена на противодействие одной из коррупционных практик – подкупу иностранными компаниями должностных лиц других стран в целях получения конкурентных преимуществ. Вместе с тем, ее реализация предполагает внедрение ряда механизмов, воздействие которых выходит далеко за пределы узкой сферы, обозначенной в названии. В дополнение к Конвенции ОЭСР были приняты рекомендации по ее применению, которые зачастую существенно расширяют ее содержание.
В целях обсуждения хода реализации Конвенции была создана Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении международных коммерческих сделок. Встречи группы проходят четыре раза в год.
Наряду с деятельностью, направленной на имплементацию Конвенции, ОЭСР реализует множество иных проектов по антикоррупционной тематике. На сегодняшний день ОЭСР является одним из крупнейших международных аналитических центров по вопросам противодействия коррупции. В частности, ОЭСР регулярно публикует собственные аналитические материалы по таким темам, как внедрение стандартов поведения и регулирование конфликта интересов, противодействие коррупции в госзакупках, регулирование лоббизма и т.д.
На сайте ОЭСР есть отдельный раздел, посвященный противодействию коррупции. Он содержит текст Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сведения о ее реализации отдельными странами, а также многочисленные рекомендации, руководства, пособия, иные публикации ОЭСР, информацию о мероприятиях, проводимых с участием ОЭСР.
ОЭСР проводит регулярный мониторинг имплементации Конвенции странами-участницами. Мониторинг разбит на четыре фазы: в ходе первой фазы анализируется содержание соответствующего законодательства страны, в ходе второй — эффективность применения этого законодательства на практике, в ходе третьей фазы рассматривается обеспечение выполнения Конвенции, рекомендаций по ее имплементации и неисполненные рекомендации, данные в ходе второй фазы, в ходе четвертой — правоприменение и сквозные вопросы, учитывающие потребности конкретных стран, и неисполненные рекомендации, данные в ходе третьей фазы.
Для проведения мониторинга из числа стран, ратифицировавших Конвенцию, по жребию выбираются две страны-оценщицы, которые анализируют соответствующее законодательство и документы, а также направляют своих экспертов для проведения рабочих встреч с представителями профильных ведомств оцениваемой страны.
По итогам каждой фазы оценки составляется отдельный отчет, содержащий, в числе прочего, рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Все отчеты можно посмотреть здесь.
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сопутствующие документы
Конвенция ОЭСР устанавливает имеющие обязательную юридическую силу требования по криминализации подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и предоставляет множество сопутствующих мер по их эффективной реализации. Данная Конвенция — первый и единственный международный антикоррупционный инструмент, ставящий в центр внимания «предлагающую сторону» взяточничества.
Пересмотренные рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
Пересмотренные рекомендации были приняты 26 ноября 2021 года. Их целью стало расширение возможностей стран-участниц Конвенции по предупреждению, выявлению и расследованию заявлений о подкупе иностранных должностных лиц. В Рекомендациях представлены дополнения и комментарии к толкованию и надлежащим способам применения на практике отдельных статей Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
Руководство по лучшим практикам внутреннего контроля, этики и комплаенса
Настоящее Руководство подготовлено с целью оказания помощи компаниям при разработке и обеспечении эффективности реализации программ внутреннего контроля, этики и комплаенса или при принятии мер, направленных на предупреждение и выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также бизнес-организациям и профессиональным ассоциациям, которые играют важную роль в содействии принятию компаниями таких мер.
Руководство является гибким и должно быть самостоятельно адаптировано компаниями с учетом своих индивидуальных особенностей, в том числе размера, типа, организационной структуры и сферы ведения бизнеса, а также юрисдикции и иных базовых правовых принципов, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность.
Пересмотренные Рекомендации ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении официальной поддержки экспортных кредитов
Пересмотренные рекомендации, принятые в 2019 году, устанавливают основные принципы по противодействию коррупции при предоставлении экспортных кредитов, включая скрининг таких операций, проверку добросовестности вовлеченных сторон, оценку полученных результатов и принятие на ее основе соответствующего решения о предоставлении экспортной поддержки.
Рекомендации Совета по налоговым мерам по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
Рекомендации построены вокруг темы пресечения возможности получения взяток иностранными должностными лицам посредством принятия законодательных или любых других обязательных мер, позволяющих запретить применение налоговых вычетов к коррупционным доходам должностных лиц, а также мер по упрощению для налоговых органов порядка информирования правоохранительных органов о подозрениях на наличие фактов подкупа иностранных должностных лиц.
Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий
В Руководстве представлены принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте в соответствии с применимыми законами и международно-признанными стандартами. Документ является единственным согласованным на многосторонней основе и всеобъемлющим кодексом ответственного делового поведения, который обязались продвигать правительства стран-участниц.
Официальный сайт ОЭСР
Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, находится здесь.
Электронная библиотека ОЭСР
Сайт, на котором собраны все публикации ОЭСР. Отдельного раздела с публикациями по антикоррупционной тематике не предусмотрено, искать документы в общей базе можно по ключевым словам (например, corruption, integrity, ethics, etc.).
Официальный сайт ОЭСР в России
Сайт посвящен деятельности Российской Федерации в качестве члена ОЭСР и содержит информацию об основных событиях, связанных с участием России в данной международной организации, в том числе в части противодействия подкупу иностранных должностных лиц.
Руководство ОЭСР по регулированию конфликта интересов на государственной службе
В Руководстве определен набор основных принципов и стандартов для разработки и реализации политики по регулированию конфликтов интересов.
Принципы ОЭСР по обеспечению прозрачности и неподкупности лоббистской деятельности
Принципы предоставляют лицам, ответственным за принятие государственных решений, указания и рекомендации по обеспечению прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности.
Руководство ОЭСР по проверке добросовестности ведения бизнеса
Руководство ОЭСР по проверке добросовестности (due diligence) ведения бизнеса призвано оказать практическую поддержку предприятиям при реализации Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий, предоставляя понятные пояснения к рекомендациям по проверке добросовестности. Реализация этих рекомендаций может помочь предприятиям избежать или минимизировать неблагоприятные последствия, связанные с проводимыми ими операциями, существующими цепочками поставок и другими деловыми отношениями. Руководство включает дополнительные пояснения, советы и показательные примеры по проверке добросовестности.
Конфликт интересов — ситуация, с которой сталкиваются как сотрудники частного бизнеса, так и государственных органов и корпораций. Законодательство и внутренние нормативные документы требуют, чтобы такие конфликты были урегулированы. Иначе они могут нанести ущерб компании, гражданам или государству.
Содержание
- Статьи федерального закона
- Виды конфликта интересов
- Конфликт интересов у госслужащих
- Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)
- Причина конфликта интересов
- Личная заинтересованность
- Получение выгоды
- Наличие полномочий
- Типовые ситуации конфликта интересов
- На гражданской службе
- На государственной службе
- В частном бизнесе
- Как уведомить о конфликте интересов
- Для государственных служащих
- Для сотрудников бизнеса
- Как происходит урегулирование конфликта интересов
- Для государственных служащих
- Для сотрудников бизнеса
- Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
- Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
- Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов
Статьи федерального закона
Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий. Такое определение закреплено в п. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Аналогичное определение и на гражданской службе (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Иными словами — это противоречие личных целей должностного лица с интересами организации или государственного органа, где человек занимает определенную должность.
Пример
Руководителю отдела маркетинга Петрову В.В. была поставлена задача — разработать фирменный стиль и логотип компании для повышения узнаваемости бренда. Петров обращается в брендинговое агентства своего брата.
У Петрова есть личная заинтересованность — его родственник получит дополнительный доход от выполнения заказа. Однако компания, где работает Петров В.В., может понести убытки, так как руководитель отдела маркетинга не проанализировал цены и качество услуг других агентств.
Важно! Конфликт интересов — это не преступление. Противоправным деянием будет нанесение ущерба организации, гражданам, субъекту РФ или государству.
Например, Петров В.В. из примера выше выбрал брендинговое агентство своего брата потому, что у него низкие цены и много положительных отзывов. Компания только выиграет от такого сотрудничества.
Виды конфликта интересов
Конфликт делят на две категории в зависимости от того, в какой сфере он возник: в частном бизнесе или на государственной службе. От этого меняется процедура его выявления и урегулирования.
Конфликт интересов у госслужащих
Конфликт интересов на государственной службе — ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им своих обязанностей или полномочий (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Возникает риск причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ и государства в целом.
Пример
Налоговый инспектор Васильева Д.А. проводит выездную налоговую проверку ООО «Башня» — компании ее брата. В результате проверки был обнаружен факт неуплаты налога на прибыль.
Однако Васильева Д.А. умолчала о данном нарушении, так как за это ее брату грозила налоговая и уголовная ответственность. Пострадали региональный и федеральный бюджеты, которые лишились части налога на прибыль.
На государственной службе конфликт интересов часто связан с иными противоправными деяниями, например, превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) и так далее.
Конфликт интересов в организациях (сделки с заинтересованностью)
Конфликт интересов в бизнесе возникает при заключении сделок, в которых заинтересована не организация, а лицо, принимающее решение. Они так и называются — сделки с заинтересованностью (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Ущерб может быть нанесен не только самой компании, но и ее учредителям и акционерам. Часто причиной совершения такой сделки становится коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
Пример
Иванов И.И. — контролирующее лицо АО «Парабола», владеет 51 % акций компании. Он дал директору распоряжение на совершение сделки по продаже крупной партии товаров по себестоимости компании его супруги. Из-за недополучения прибыли пострадает и сама «Парабола», и ее акционеры.
По закону не все сделки, имеющие признаки заинтересованности, относятся к таковым. Исключениями являются следующие ситуации (п. 7 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 2 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):
- сделки, совершенные лицом, владеющим 100 % акций и одновременно являющимся руководителем организации;
- сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что компания неоднократно в течение длительного времени проводила аналогичные сделки;
- сделки, заключаемые на открытых торгах, если условия проведения торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
- операции совершенные во время реорганизации путем слияния или присоединения;
- выкуп обществом собственных акций или покупка собственных облигаций;
- размещение облигаций путем подписки, доступных неограниченному кругу лиц;
- размещение акций общества и эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
- сделки, в которых заинтересованы все учредители и акционеры;
- сделки, сумма которых не превышает 0,1 % от балансовой стоимости всех активов компании и так далее.
Причина конфликта интересов
Возникновение конфликта интересов обусловлено рядом причин, о которых мы расскажем далее.
Личная заинтересованность
Личная заинтересованность — это возможность должностного лица или связанных с ним лиц извлечь выгоды при принятии какого-либо решения. Выгода — это доходы в виде денег, имущества, имущественных прав, встречного оказания услуг и так далее (п. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Важно! Связанные лица — это не только родственники, но даже люди и организации, с которыми должностное лицо связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Пример
Представитель пожарной инспекции не выписывает штраф компании своего одноклассника за встречную услугу — постройку гаража. У инспектора есть личная заинтересованность не наказывать родственника.
Получение выгоды
Получение выгоды прямо следует из личной заинтересованности. Конфликт возникает только там, где сотрудник, служащий или связанные с ним лица могут получить деньги, имущество, встречное исполнение услуг и так далее.
Пример
Руководитель отдела закупок компании «Альфа» и директор компании «Бета» — родственники. При выборе потенциального поставщика, руководитель отдела закупок «Альфы» лоббирует интересы компании «Бета». Он не получает от родственника вознаграждение, но помогает ему получить прибыль за счет своей компании. В этом и заключается «иная личная заинтересованность». При этом нередки случаи, когда за такую помощь влиятельный родственник получает какое-либо вознаграждение.
Наличие полномочий
Конфликт интересов возникает только в том случае, если у одной из сторон есть достаточно полномочий для принятия того или иного решения.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта должны:
- государственные и муниципальные служащие;
- служащие Центрального банка РФ;
- работники госкорпораций и публично-правовых компаний;
- работники ПФР, ФСС, ФФОМС и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании Федеральных законов;
- лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- работники, занимающие должности по перечням, установленными федеральными государственными органами;
- иные категории лиц в случаях, предусмотренных Федеральными законами.
В бизнесе конфликт интересов выражается в виде заинтересованности сотрудника совершить ту или иную сделку. О них обязаны сообщать: (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ):
- члены совета директоров (наблюдательного совета);
- единоличный исполнительный орган;
- контролирующие лица;
- лица, имеющие право давать обществу обязательные указания.
Кроме того, организация во внутренних документах может расширить перечень лиц, которые обязаны сообщать о заинтересованности.
Важно! Для признания заинтересованности вышеперечисленные лица, их родственники или подконтрольные им организации должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке с заинтересованностью.
Типовые ситуации конфликта интересов
Разберем несколько примеров конфликта интересов в сфере государственной службы и бизнеса.
Важно! Подробный Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на госслужбе приведен в Информации Минтруда РФ от 19.10.2012 года. Кроме того, Минтруд РФ периодически публикует Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.
На гражданской службе
Должностное лицо органа власти принимает решение о выделении бюджетных ассигнований организациям, где учредителями являлись родственники должностного лица.
Начальник отдела госзакупок федерального органа узнал, что в одной из закупок будет принимать участие организация, где работает его супруга. При личной беседе с женой он предложил ей обратиться к директору организации-участника с предложением дать взятку для победы в конкурсе. С целью сокрытия факта коррупции сумму взятки выплатили жене в виде премии.
Руководитель структурного подразделения госоргана состоит в близком родстве со специалистом, работающим в этом же подразделении. Было выявлено, что руководитель неоднократно премировал данного специалиста.
Руководитель государственного органа принимает на вакантную должность своего родственника, необоснованно отметая другие кандидатуры.
Работник государственного органа отвечает за приемку товаров и услуг. Поставку осуществляет организация, которая ранее предоставила этому лицу значительную скидку на свою продукцию в магазине.
Начальник финансово-экономического отдела органа власти получает от своих подчиненных дорогостоящий подарок за несколько дней до представления к премированию.
На государственной службе
Оперуполномоченный по особо важным делам обнаружил в машине иностранной гражданки охотничьи патроны. Было возбуждено уголовное дело. В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что абонентский номер лица, у которого иностранная гражданка купила патроны, зарегистрирован на жену служащего. Имея доступ к материалам уголовного дела, он внес изменения в объяснительную гражданки и изменил абонентский номер.
Строительная компания построила для прокурора дом, предоставив при этом большую скидку. После этого прокурор вышел на проверку деятельности компании и умолчал о части нарушений.
В частном бизнесе
Генеральный директор ООО «Аврора» заключает договор беспроцентного займа с ООО «Браво», где работает его супруга.
Руководитель отдела закупок заключает договор со снабжающей организацией по завышенным ценам на условиях «кэшбэка».
Как уведомить о конфликте интересов
Порядок уведомления о конфликте отличается у государственных служащих и сотрудников организаций. Поэтому далее рассмотрим эти ситуации отдельно.
Для государственных служащих
Госслужащий обязан уведомить своего нанимателя сразу, как только ему стало известно о возникшем конфликте интересов (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Порядок и форму уведомления определяет работодатель.
Например, в ФНС форма и порядок уведомления о возникновении конфликта интересов утверждены Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 № ММВ-7-4/250@, в Минфине — Приказом Минфина РФ от 07.04.2020 № 57н, в Минобороны — Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 320.
Приказы также утверждают порядки подачи уведомления: каким способом предоставляют уведомление, на чье имя подают, в какие сроки рассматривают и так далее.
Госслужащий может составить уведомление в произвольной форме. Главное отразить следующую информацию:
- ФИО и должность руководителя госоргана или его заместителя;
- ФИО и должность подателя уведомления;
- описание ситуации, которая привела или может привести к конфликту интересов;
- меры, которые служащий может предложить или уже предпринял для устранения конфликта интересов;
- намерен ли служащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта;
- дату и подпись подателя уведомления.
К уведомлению прикладывают документы, подтверждающие изложенную информацию.
Важно! Если у госслужащего имеются хоть малейшие сомнения о наличии конфликта интересов, рекомендуется направлять уведомление. Так как если в дальнейшем будет установлено, что конфликт все таки был, а служащий об это не уведомил, то к нему могут применить наказание в виде увольнения (п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Сотрудник может подать уведомление лично или направить почтой с уведомлением о вручении и описью вложений. Если госслужащий сдает документ лично, то сотрудник, принимающий уведомление, должен его зарегистрировать и сделать отметку о принятии на копии.
Для сотрудников бизнеса
Как мы писали выше, некоторые категории лиц обязаны уведомлять общество о совершении сделок с заинтересованностью. Сделать это нужно не позднее чем за 15 дней до даты совершения такой сделки, если Уставом не предусмотрен другой срок (п. 3 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Заинтересованное лицо направляет уведомление организации, которая затем рассылает его всем не заинтересованным в сделке участникам. При наличии совета директоров и правления уведомление направляется и им.
Для АО рекомендуемая форма и порядок уведомления утверждены Указаниями Банка России от 03.04.2017 № 4338-У. ООО разрабатывают форму самостоятельно. В уведомлении заинтересованное лицо должно раскрыть информацию, предусмотренную п. 2 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ:
- о подконтрольных ему юрлицах;
- о юрлицах, где он занимает должность в органах управления;
- о родственниках, из-за которых возник конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях;
- об известных, совершаемых и предполагаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным;
- о лицах, являющихся сторонами сделки с заинтересованностью, выгодоприобретателях, цене, предмете и иных существенных условиях.
Как происходит урегулирование конфликта интересов
У госслужащих процедура урегулирования конфликта интересов строго регламентирована. А вот у бизнеса этот процесс более гибкий.
Для государственных служащих
У государственных служащих порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов закреплен в:
- ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
- Указе Президента РФ от 22.12.2015 № 650;
- Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
Уведомление служащего о конфликте интересов рассматривает комиссия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На практике такую комиссию организуют на базе кадровой службы.
В состав комиссии включают: председателя, его заместителя, секретаря и членов. В федеральных органах власти состав комиссии шире, в нее включают:
- председателя комиссии в лице руководителя госоргана;
- секретаря комиссии в лице руководителя подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- членов комиссии в лице служащих из других подразделений госоргана;
- представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;
- представителей научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной службой.
После предварительного рассмотрения материалов комиссия составляет мотивированное заключение. Его вместе с уведомление и другими документами передают председателю комиссии в течение:
- 45 дней — если при рассмотрении уведомления комиссия направляла запросы;
- 7 дней — если запросы не направлялись.
После этого председатель комиссии в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления документов председателю.
Комиссия выносит одно из решений:
- о признании наличия личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации госслужащему или его руководителю о мерах, которые нужно предпринять;
- о несоблюдении госслужащим требований об урегулировании конфликта интересов — тогда комиссия вынесет рекомендации о применении к сотруднику мер ответственности;
- об отсутствии конфликта интересов.
Меры по урегулированию конфликта принимает сам госслужащий или его руководитель (п. 4, 5, 7 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Меры, принимаемые сотрудником | Меры, принимаемые представителем нанимателя |
---|---|
Самоотвод Отказ от выгод, которые могут стать причиной конфликта интересов Передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление |
Перевод служащего на другую должность или в другое подразделение Изменение должностных (служебных) обязанностей Отстранение служащего от работы с сохранением заработной платы на период до разрешения конфликта |
Для сотрудников бизнеса
Заинтересованное в сделке лицо обязано о ней уведомить общество, но получать согласие на ее совершение не обязательно. Однако некоторые лица в компании могут этого потребовать.
Согласие дает Совет директоров или общее собрание участников (акционеров). Для этого заинтересованному лицу нужно собрать большинство голосов.
Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
В первую очередь урегулирование конфликта интересов снижает риск нанесения ущерба компании, обществу, субъекту РФ или государству в целом. Это превентивный метод борьбы с такими правонарушениями, как коррупция.
Кроме того, за отказ от урегулирования и предотвращения конфликта интересов гражданский служащий и представитель его нанимателя, если ему стало известно о таком конфликте, несут ответственность в виде увольнения (п. 3.2, 4.1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В бизнесе урегулирование конфликта интересов в первую очередь необходимо самой компании и ее учредителям. Уведомление о наличии заинтересованности поможет другим участникам определить, в чьих интересах и насколько добросовестно действует заинтересованное в сделке лицо.
Важно! Если лицо совершит сделку с заинтересованностью и не уведомит об этом других участников общества, его могут привлечь к ответственности за нанесенный компании ущерб.
Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
В малом и среднем предпринимательстве (МСП), где нет акционеров и большего количества учредителей, конфликт интересов также возникает, но уже на уровне рядовых сотрудников.
Пример
Менеджер по продажам может предоставлять покупателю огромную скидку не для того, чтобы продать дополнительную партию или наладить отношения, а чтобы забрать разницу между реальной и номинальной ценой себе «в карман».
Поэтому даже на уровне МСП стоит разработать положение о конфликте интересов, где будет зафиксировано:
- что такое конфликт интересов;
- кто обязан отчитываться о сделках с заинтересованностью;
- как уведомлять руководителя о таких сделках;
- какие мероприятия провести для урегулирования конфликта;
- кто отвечает за рассмотрение уведомлений и выдачу рекомендаций для урегулирования конфликта;
- какое наказание предусмотрено за неуведомление о личной заинтересованности.
Такой подход повышает эффективность работы компании. Сотрудники понимают возможную ответственность и поэтому не ставят личную заинтересованность во вред интересам бизнеса.
Как API Контур.Фокуса поможет выявить конфликт интересов
Автоматическая проверка контрагентов с помощью API Контур.Фокуса позволяет снизить риски в работе с клиентами и поставщиками. Например, выявить конфликт интересов с участниками тендера можно еще на этапе подачи заявок. Возможности сервиса позволяет составить полное досье на претендентов: включая состав учредителей и группу компаний, куда она входит, а также выявить возможные прямые и косвенные связи с вашими сотрудниками. Например, можно сформировать список ИНН сотрудников и их родственников. Если на ручное выявление связей по открытым источникам уйдет несколько часов, то возможности API Контур.Фокуса ускоряет этот процесс до минуты. Это высвобождает время на выявление взаимосвязей участников конкурса с ключевыми сотрудниками, которые задействованы в принятии решений по тендеру.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.
Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.
Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.
Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.
Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.
Конфликт интересов с точки зрения закона
Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.
За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.
Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.
Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.
Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.
Причины конфликта интересов у служащих
В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.
Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.
При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:
- Служащий занимает определенную должность.
- Он или его близкий родственник может получить выгоду.
- Служащий может нарушить интересы общества и государства.
Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:
- государственные и муниципальные служащие;
- служащие Центрального банка;
- работники, которые замещают должности в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, СФР, фонде обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
- другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.
Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.
Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.
Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.
Конфликт интересов у должностных лиц компаний
В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.
Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».
Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:
- члена совета директоров;
- единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
- члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
- контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
- лица, который вправе давать компании обязательные указания.
При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.
Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.
Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:
- 100% акций принадлежит одному лицу, и он же является директором компании;
- идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
- компания выкупает собственные акции;
- компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
- в сделке заинтересованы все акционеры;
- сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.
Примеры конфликта интересов
Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.
На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.
Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.
На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.
Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.
На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.
Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.
В ООО и АО. Президент ПАО «А» заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — ООО «Б». Члены совета директоров ПАО «А» сделку одобрили. Но ООО «Б» принадлежит президенту и членам совета директоров ПАО «А».
Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.
Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.
Как уведомить о конфликте интересов
Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.
Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года № 62н. Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра финансов РФ, который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.
Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.
Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.
В документе должна быть информация о:
- Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
- Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
- Родственниках, из-за которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
- Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
- Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.
Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.
Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.
Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.
Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих
Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.
Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.
В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:
- Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
- Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
- Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
- Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
- Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.
Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.
Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.
В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.
Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.
Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО
Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.
Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.
Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.
Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.
Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:
- Имеет ли место коррупция.
- К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
- Риски действий при конфликте интересов. Например, приведет ли действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
- Добросовестно ли служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.
Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.
Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.
Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.
Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:
- Понятие конфликта интересов.
- Обязанности работника, в том числе по уведомлению.
- Порядок уведомления.
- Способы урегулирования конфликта интересов: например, самоотвод, ограничение доступа к информации, одобрение действий при конфликте.
- Ответственного, кто будет получать и рассматривать уведомление о конфликте интересов.
- Порядок принятия решений после рассмотрения уведомлений.
- Ответственность за нарушение положения о конфликте интересов.
Запомнить
- Конфликт интересов — это не преступление и не препятствие для заключения сделки.
- Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
- Порядок уведомления о конфликте интересов устанавливается внутренними положениями компании, приказами соответствующего органа власти, а также законами об ООО и АО.