Династия
Замначальника по безопасности и оперативной работе ИК № 7 города Валуйки Вадим Медведев десять лет отработал опером. Работу эту знает как никто. Родился в Льгове Курской области, с медалью окончил школу. Окончив Белгородский юридический институт по специальности «оперативно-разыскная деятельность» пришёл работать в колонию-поселение в Чернянке. За службу Вадима Андреевича наградили медалями «За усердие в службе» и «Участник контртеррористической операции на Кавказе».
«Мои родители тоже сотрудники уголовно-исполнительной системы. У нас уже династия, – рассказал он. – Папа начинал опером, потом стал начальником оперативного отдела следственного изолятора. С малых лет я понимал, в чём заключается служба. Люди в форме для меня были олицетворением порядка, законности, дисциплины. Потому хотел стать офицером. Даже вопроса не возникало, куда буду поступать. Моя супруга тоже работает в уголовно-исполнительной системе».
Всероссийское признание
Медведев о себе рассказывает неохотно, хотя есть о чём. В 2010-м и в 2014-м он становился лучшим оперативником области. И когда на всероссийском конкурсе профмастерства представлял Белгородскую область, занял третье место. Однако Вадим Андреевич больше говорит именно о работе, коллегах, с которыми вместе трудится.
«Быть опером – это не профессия, а образ жизни и состояние души. Человек должен быть коммуникабельным: и психологом, и воспитателем одновременно. Работа интересная, но очень кропотливая».
Преступления ранних лет
«Мы получаем информацию о готовящихся преступлениях, каналах передачи запрещённых предметов, угрозах свидетелям и потерпевшим. Самое первое дело у меня было о проносе наркотиков. Стало известно, что один из заключённых хочет в колонию в Чернянке доставить наркотики с объекта, на котором работал. Он в батоне пытался пронести около 22 г. А ему три дня оставалось до выхода.
Фото Алексея Стопичева
Уже совершённые преступления – ещё один аспект нашей работы. Вот, к примеру, в Прохоровском районе оставалось нераскрытым нападение на престарелых женщин в Сагайдачном. Совершившие его преступники уже отбывали у нас наказание по другой статье. Уже в колонии по своим каналам мы узнали, что они могут быть причастны ещё и к этому преступлению. Вместе с полицейскими установили их причастность.
Один раз осуждённый признался, что был свидетелем убийства. Позже он даже дал информацию, где спрятан труп. Всё подтвердилось. Это помогло раскрыть тяжкое преступление».
Про побеги
Даже рассказывая о событиях, довольно опасных, Медведев остаётся абсолютно спокойным. За десять лет службы привык к любым ситуациям:
«Побеги – тоже наша работа. Последний был в прошлом году. Украинец, совершивший преступление в Белгороде, отбывал наказание в Чернянке. Решил убежать на родину и скрываться там. Семь дней мы его искали, всё это время жили в полевых условиях. И сумели задержать. Шли за ним практически по пятам, всего километр он до границы не дошёл.
А в 2006-м двое осуждённых сбежали из колонии-поселения в Чернянке и скрывались в Старом Осколе. Пришлось задерживать их силой. Потому как какое‑то время они уже были на воле, и что у них могло быть с собой – неизвестно. При задержании они оказали активное сопротивление».
Воспитательные функции
Отдельная история службы Медведева – работа в Чеченской Республике:
«Там мы раскрывали схроны с боеприпасами. Работали в Чернокозово, в колонии строгого режима. Вместе с оперативниками из Орла, Башкирии боролись с экстремизмом и терроризмом.
Если брать работу оперативника, то самыми важными я считаю воспитательные функции. Человек может оступиться, совершить преступление. Но это не означает, что он должен ставить на себе крест. Поэтому я против воровских традиций в колонии.
Люди должны действительно перевоспитаться и выйти на волю полноценными членами общества, готовыми работать и жить нормальной жизнью».
Компетенция сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы *
<*> Sokolov A.V. Competence of officials of operative sub-divisions of criminal-executory system.
Соколов Андрей Владимирович, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и специальных дисциплин Казанского филиала ВЮИ ФСИН России, капитан внутренней службы.
В статье изложены требования, предъявляемые к сотрудникам оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: профессиональные качества, требования, компетенция, оперативный сотрудник.
The article states the requirements presented to officials of operative sub-divisions of criminal-executory system.
Key words: professional qualities, requirements, competence, operative official.
На современном этапе для успешного проведения реформы в уголовно-исполнительной системе к уровню профессиональной компетенции сотрудников оперативных подразделений должны предъявляться высокие требования.
Профессия оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы требует от лица, посвятившего себя этой деятельности, высокой юридической, психологической подготовки, специализированных знаний в области оперативно-розыскной деятельности, соответствующих личностных качеств <1>. Кроме того, необходимо помнить, что этот вид деятельности осуществляется как гласно, так и негласно <2>.
<1> См.: Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности: теоретико-правовое исследование российского опыта: Дис. … док. юрид. наук. М.: РГБ, 2005. С. 305.
<2> См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 1.
Незнание элементарных основ оперативно-розыскного законодательства оборачивается непрофессионализмом оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Нередко отсутствие знаний по вопросам оперативной работы приводит к неумению целенаправленно использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, правильно организовать взаимодействие с лицами, оказывающими содействие, что в конечном итоге приводит к существенному снижению эффективности мер по борьбе с преступностью <3>.
<3> См.: Исмагилов Р.Г. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методический комплекс. Филиал ГОУ ВПО УрГЮА. Уфа, 2010. С. 3.
Но главное требование, предъявляемое профессией оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы, — это высокая профессиональная подготовка лица, осуществляющего эту деятельность.
Получить юридическую подготовку, фундаментальные правовые и специальные знания в области оперативно-розыскной деятельности может (при желании) любой человек, разумеется, при наличии определенного возрастного ценза, физической подготовленности, отсутствия судимости и т.д. Однако осуществлять эту деятельность, т.е. быть оперативным сотрудником уголовно-исполнительной системы в полном смысле, может далеко не каждый. Например, человек по формальным признакам годен для работы в оперативных подразделениях, т.е. имеет необходимое образование, возраст, физическую подготовку, положительно характеризуется. Однако у него отсутствуют такие качества, как общительность, умение пойти на риск, умение быстро ориентироваться в различных ситуациях. Значит, несмотря на формальные признаки, которые отвечают требованиям, предъявляемым к человеку, желающему быть оперативным сотрудником, отсутствие необходимых личностных качеств не позволяет ему заниматься этим видом деятельности. Поэтому такое важное значение приобретает в настоящее время высокий профессиональный отбор лиц, желающих работать в оперативных подразделениях уголовно-исполнительной системы <4>.
<4> См.: Ефремов А.М. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности (Теоретические и прикладные проблемы): Дис. … док. юрид. наук. М., 2001. С. 216.
Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию качественно, эффективно. Так, К.А. Маркова замечает, что «профессионал — это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» <5>.
<5> См.: Актуальные проблемы психологического обеспечения в УИС: Мат. науч.-практ. конф. // Ежова О.Н. Проблемы психологической компетентности сотрудников УИС. 2006. С. 10.
Понятие «компетенция» употребляют, когда говорят о совокупности прав и обязанностей, полномочий должностных лиц, организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций <6>.
<6> См.: Агарков А.В., Фатхуллин Р.Р., Саммитов Э.О. и др. Оперативно-розыскное право. Учебно-методический комплекс. Владимир, 2011. С. 234.
Компетенция представляет собой демонстрируемую способность оперативного сотрудника выполнять определенные должностные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию оперативного сотрудника и описывают его поведение. Это не просто знания сотрудника, это знания, применимые и применяемые на практике. В качестве примера компетенций можно привести решение управленческих проблем (сбор и анализ информации, определение проблем, выработка альтернативных решений и выбор курса действий), влияние на окружающих (передача необходимой информации, преодоление барьеров и сопротивления, способность определять действия людей). Соответственно, компетенции представляют ценность не сами по себе, а лишь постольку поскольку они помогают оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы достигать результатов.
Мастерство оперативного сотрудника как специалиста, как человека профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально юридической обученности и профессиональной подготовленности.
Компетенция (профессиональная) — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности <7>.
<7> URL: ru.wikipedia.org.
Профессиональную компетенцию можно определить как единство временных и пространственных характеристик:
- свойств, обеспечивающих жизнедеятельность оперативных сотрудников;
- степени практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств.
Например, характеристиками развитой профессиональной компетенции оперативных сотрудников являются:
- деловые качества;
- способность осуществлять управленческие функции не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях;
- степень освоения современных социально-экономических и психологических методов управления;
- гражданские и нравственные ориентиры <8>.
<8> См.: Шакун Ю.А. Профессиональные компетенции сотрудников как инструмент конкурентоспособности организации. С. 1.
Американские специалисты в сфере психологии труда, как правило, являются сторонниками «личностного» подхода. Они традиционно ограничивают объем понятия профессиональной компетенции либо качествами личности, либо знаниями, умениями, способностями и используют аббревиатуру KSAO:
- знания (knowledge);
- умения (skills);
- способности (abilities);
- иные характеристики (other) <9>.
<9> URL: www.smart-edu.com.
Компетенции являются характеристикой человека, а не должности, поэтому переносятся с одного рабочего места на другое вместе с сотрудником. При этом для того чтобы компетенции могли служить основой для приема на работу, должностного перемещения, вознаграждения или принятия других решений в сфере управления персоналом, индивид должен быть в состоянии продемонстрировать компетенции на практике.
Компетенция оперативных сотрудников, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеет три уровня определения содержания, которые устанавливаются:
- целями и задачами, стоящими перед УИС в целом (ст. 1 УИК РФ);
- обязанностями того органа или учреждения, где он работает;
- видом непосредственно осуществляемой деятельности.
Первые два уровня являются универсальными, они распространяются на всех сотрудников уголовно-исполнительной системы независимо от выполняемых функций по занимаемой должности.
В то же время третий из перечисленных, наиболее конкретный, уровень анализа компетенции оперативного сотрудника нужен для определения вполне точного служебного правового статуса.
Наделение оперативного сотрудника служебной компетенцией неразрывно связано с предъявлением к нему определенных требований. Эти требования согласно разделению компетенции можно подразделить на общую и специальную. Последние определяются спецификой выполняемых сотрудником функций.
Общие требования вытекают как из международно-правовых норм, так и из российской нормативно-правовой базы деятельности УИС.
Обобщенно международно-правовые требования к оперативным сотрудникам УИС могут быть сформулированы следующим образом.
Подбор персонала должен проводиться с учетом сочетания высоких профессиональных и личных качеств сотрудников, моральной и физической способности решать возлагаемые на них задачи.
В ходе всей своей деятельности персонал обязан поддерживать и повышать свою квалификацию, проходя курсы подготовки, организуемые администрацией.
Их заработная плата должна предотвращать отток квалифицированных сотрудников. Им следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.
Все сотрудники в ходе обучения должны быть ознакомлены с основополагающими правовыми актами, например с Европейскими пенитенциарными правилами и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и практикой их применения.
Все сотрудники должны вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить примером для заключенных, завоевывать их уважение, оказывать на них благотворное влияние.
Сотрудники пенитенциарных учреждений проходят специальную техническую (физическую) подготовку, позволяющую им сдерживать агрессивных заключенных.
Персонал не должен прибегать к использованию силы по отношению к заключенным, кроме случаев необходимой самообороны, пресечения попыток побега или сопротивления приказу, основанному на законе или правилах внутреннего распорядка. О применении силы следует немедленно сообщать начальнику учреждения.
При исполнении обязанностей следует уважать и защищать человеческое достоинство, права и свободы любого человека.
- При осуществлении полномочий недопустимы бесчеловечные пытки или унижающие достоинство виды обращения или наказания.
Необходимо обеспечить полную охрану здоровья задержанных лиц и, в частности, принятие немедленных мер по оказанию им медицинской помощи.
Нужно сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, полученные при осуществлении своих полномочий, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.
Запрещается совершать какие-либо акты коррупции, следует всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. Комментарии к Кодексу устанавливают, что к любому должностному лицу, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений.
Персонал должен быть достаточно образованным и развитым <10>.
<10> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 329.
Предъявляемые требования, закрепленные в российском законодательстве.
Требования к оперативным сотрудникам УИС России определяются основными принципами их службы, которые отражены в ст. 2 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Служба в уголовно-исполнительной системе строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников УИС соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
Согласно этим принципам сотрудники обязаны:
- неукоснительно выполнять законы Российской Федерации;
- иметь высокий уровень правосознания;
- обладать определенным набором специальных знаний;
- быть дисциплинированными;
- быть трудолюбивыми;
- иметь способности к деятельности по исполнению уголовных наказаний;
- обладать умениями и навыками правоприменительной деятельности.
Все это составляет правовую компетенцию работников, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, определенного нормами права <11>.
<11> См.: Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. СПб., 1991. С. 21; Бородин В.В. Значение правовой культуры сотрудника милиции в реализации функций советской политической системы // Органы внутренних дел в политической системе социалистического общества. М., 1988 С. 36.
Обязательным условием является то, что на должность оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
Оперативные сотрудники уголовно-исполнительной системы должны иметь соответствующую начальную физическую подготовку, позволяющую им выполнить при приеме на службу установленные нормативы по бегу, плаванию, подтягиванию на перекладине, а также силовые упражнения. Занятия по специальной физической и боевой подготовке с оперативными сотрудниками проводятся непосредственно после зачисления в штаты подразделений и аттестации в звании.
К оперативным сотрудникам уголовно-исполнительной системы предъявляются также специальные требования. Это могут быть требования к профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям сотрудников оперативной службы.
В соответствии с должностными обязанностями оперативных сотрудников к ним предъявляются следующие требования. Они должны:
- иметь хорошую физическую и боевую подготовку;
- уметь проводить задержание правонарушителей и документировать факты правонарушения;
- быть способными разрешать конфликтные ситуации, в экстремальном порядке принимать меры по обеспечению безопасности осужденных и других сотрудников <12>.
<12> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 335.
Важными являются также требования к личностным качествам оперативных сотрудников: они должны обладать устойчивой психикой, быстрой реакцией, способностью выполнять функциональные обязанности в экстремальных условиях и другими качествами, на которых акцентируют внимание различные ведомственные нормативные акты.
Статьи Закона об ОРД, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, позволяют сотрудникам оперативных подразделений в пределах своей компетенции пользоваться всеми правами и нести все обязанности. В частности, при реализации задач этой деятельности, определенных уголовно-исполнительным законодательством, они вправе проводить все предусмотренные Законом оперативно-розыскные мероприятия, заводить дела оперативного учета, использовать при решении задач ОРД на началах добровольности, на контрактной и бесконтрактной, возмездной и безвозмездной основе, гласно и конспиративно помощь граждан, частных и должностных лиц <13>.
<13> См.: Бажанов С.А. Проблемы правового регулирования ОРД в ФСИН: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О.Г. Ковалева. М.: НИИ ФСИН России, 2006. С. 191.
На основании рассмотренных требований можно выделить три группы качеств, которым должен соответствовать оперативный сотрудник уголовно-исполнительной системы:
- оптимальные личные качества;
- деловые качества;
- специальные профессиональные качества <14>.
<14> См.: Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел. М., 1997. С. 77; Туманов Г.А. Кадры в системе управления органов внутренних дел. М., 1973. С. 7; Комаров Е.М. Организатор и организаторская деятельность. М., 1986. С. 28.
Оптимальные личные качества оперативного сотрудника должны в наибольшей степени соответствовать выполняемой работе и служить психологической основой для успешного решения стоящих перед ним задач.
Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника.
Специальные профессиональные качества необходимы работнику для успешного выполнения возложенных на него служебных обязанностей.
Как отметил заместитель начальника управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ О.Г. Ковалев на Всероссийском совещании руководителей юридических служб уголовно-исполнительной системы, «к сожалению, мы вынуждены констатировать низкую правовую культуру и уровень правовых знаний сотрудников, в том числе занимающих руководящие должности» <15>.
<15> Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. N 8. С. 9 — 10.
В этой связи приоритетным направлением является:
- совершенствование системы профессионального обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России с обеспечением внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных образовательных программ, интерактивных форм обучения, современных технических средств обучения, использования возможностей дистанционных образовательных технологий;
- проведение на регулярной основе учебно-методических сборов (семинаров) с инструкторами по служебной и физической подготовке территориальных органов ФСИН России, а также с руководителями занятий, ответственными за проведение этой работы в структурных подразделениях ФСИН России и непосредственно подчиненных ФСИН России учреждениях;
- организация кадровой работы на основе всемерного использования достижений науки, передового отечественного и зарубежного опыта;
- продолжение обучения и повышение квалификации оперативных сотрудников для исправительных учреждений на базе образовательных учреждений ФСИН России.
Таким образом, оперативные сотрудники уголовно-исполнительной системы должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, стремиться в своей практической деятельности к совершенствованию профессиональных качеств, которые формируются в процессе развития личности пенитенциарного работника. Они зависят от его общей культуры и кругозора, терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма, веры в возможность их устранения, опыта работы с осужденными, наличия определенных педагогических и организаторских способностей <16>.
<16> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2006. Т. 1. Общая часть. С. 335.
Оперативное управление
Общие сведения.
Оперативное управление является самостоятельным структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции задачи и функции ФСИН России по обеспечению личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыску в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Начальник управления
Полковник внутренней службы Гнедов Евгений Валерьевич
Основные задачи управления:
— Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности.
— Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности.
— Организационно-методическое руководство оперативными аппаратами исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России.
В своей деятельности Оперативное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСИН России и Положением об Оперативном управлении ФСИН России.
Официальный сайт ФСИН России
http://фсин.рф/
В июне 2019 года адвокат «Общественного вердикта» (организация включена Минюстом в перечень «иноагентов») Ирина Бирюкова работала над громким делом о пытках заключенных в ярославской колонии № 1. Изучая приобщенные к делу доказательства, адвокат нашла файлы, изъятые из компьютеров работников колонии. Это оказались аудиозаписи и расшифровки ее конфиденциальных переговоров с подзащитным, экс-заключенным Евгением Макаровым, сообщившем о пытках. Находка Бирюковой оказалась уникальной. До сих пор это единственный случай, когда правоохранители хоть и случайно, но все-таки документально зафиксировали факт незаконной прослушки адвоката сотрудниками ФСИН. Эту незаконную практику, о существовании которой догадываются многие защитники в России, до 2019 года подтвердить не удавалось никому. Судя по имеющимся данным, можно предположить, что за организацию прослушки в колониях отвечают внутренние оперативные службы тюремного ведомства, в частности — Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений. Это своеобразная спецслужба внутри пенитенциарного ведомства, которая наделена возможностями специальных подразделений МВД и ФСБ, занимающихся негласными техническими мероприятиями, наружным наблюдением и тем, что на сленге именуется «разведкой». «Новая газета» изучила ее работу и интересы, которые распространяются за пределы СИЗО и колоний.
«Литерные» дела
В России почти 2,6 миллиона человек работают в силовых органах. На четвертом месте по численности — после армии, полиции и Росгвардии — Федеральная служба исполнения наказаний, в которой заняты более 210 тысяч человек.
В массовом сознании работа пенитенциарного ведомства сконцентрирована внутри исправительных учреждений: СИЗО и колоний. Но есть исключение — это так называемое Управление «Л», Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений.
Судя по открытым документам ФСИН, управление как отдельная структура оформилась в 1994 году (в 2014 году учреждена медаль «20 лет Управлению «Л»), но фактически служба работает с советских времен. С 2005 года управление стало самостоятельным юридическим лицом. Первоначальное название «Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий ФСИН» сменили на менее броское — «Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений ФСИН». Руководит управлением генерал-лейтенант Вадим Баланин. Он перешел во ФСИН в 2012 году из Управления «М» ФСБ, которое занималось контрразведывательным обеспечением работы правоохранительных органов.
Основных направлений деятельности спецслужбы ФСИН, как и следует из ее первого официального названия, два: оперативно-технические мероприятия (например, скрытое видеонаблюдение и аудиозапись, прослушка звонков, чтение СМС, электронной почты и др.) и поисковые мероприятия (наружное наблюдение, например). Управление располагает штатом засекреченных негласных сотрудников, конспиративными квартирами и широкими возможностями для наружного наблюдения. В 2018 году сообщалось о планах реформирования ФСИН: всю оперативную работу хотели передать в ФСБ и МВД, но реформа не состоялась, а тюремная оперативная служба вскоре расширила полномочия и увеличила финансирование.
Слушают внутри
В заключении и тогда, и сейчас находятся интересные оперативным службам персоны — авторитетные уголовники, противники режима или иностранные шпионы. «Классический вариант с использованием агентуры хорош против малолеток или прочих «первоходов», но опытный сиделец кого попало к себе не подпустит и лишнего не скажет. Поэтому прослушивание камер велось всегда», — рассказал «Новой» собеседник, знакомый с работой управления. По его словам, аппаратура для аудио- и видеофиксации в основном применяется в следственных изоляторах.
При этом, вероятно, «слушает» управление не только заключенных, но и их адвокатов. Почти 35% российских защитников, согласно исследованию Института права и публичной политики, сталкивались с нарушением своих профессиональных прав сотрудниками ФСИН, в том числе — с прослушиванием их конфиденциальных разговоров. Несмотря на жалобы, официально доказать факт записи их разговоров с доверителями невозможно. «Постоянно сталкивалась [с прослушкой], всем известно, что в колониях есть телефоны, и они проникают туда в том числе через сотрудников. Бывало, что, когда заключенные звонили по телефону, на следующий день другие заключенные сообщали, что «вашего тут забрали и посадили в ШИЗО [штрафной изолятор для нарушителей режима содержания] за то, что он не с теми людьми общается по телефону», — рассказывает адвокат Ирина Бирюкова. По ее словам,
оперативников и руководство, как правило, не интересуют вопросы хода уголовного дела, зато любопытны детали о жизни в колонии и жалобы заключенных.
«Это всегда проверки. От прослушки, от того, насколько они [заключенные] знают, что их слушают и за ними наблюдают, зависит весь их быт. Мне ребята показывали глазами, что смотри, тихо, тут вот типа стоит [прослушивающая аппаратура]», — объясняет Бирюкова.
На незаконную прослушку сотрудниками ФСИН жаловались и другие адвокаты, работающие с резонансными уголовными делами. Например, защитник главы грозненского «Мемориала» (организация включена Минюстом в перечень «иноагентов») Оюба Титиева, обвиненного в хранении наркотиков, адвокат Петр Заикин предполагает, что его разговоры с подзащитным прослушивали. Адвокат конфиденциально обсуждал с Титиевым GPS-трекер, установленный в машине правозащитника. Он был нужен для того, чтобы коллеги Титиева могли отслеживать его местоположение в экстренных ситуациях. После разговора с адвокатом устройство пропало из изъятого на время следствия автомобиля.
Наблюдают снаружи
Если оперативно-технические мероприятия осуществляются в основном на территории пенитенциарных учреждений, то поисковые проходят вне их. По словам собеседников издания, наличие у ФСИН собственного негласного оперативного аппарата, осуществляющего наружное наблюдение вне стен изоляторов и колоний, оправданно: если преступный авторитет оказался в камере, это не значит, что он перестал руководить своими структурами, ведь организовать связь возможно фактически в любом СИЗО или колонии. Каждый его собеседник и каждый, кто пришел на свидание или принес передачу, может представлять оперативный интерес для раскрытия преступлений.
Основной объем работы управления, по словам источника, — побеги. Типичный побег — это не подкоп или пролом тюремной стены. Как правило, это побег из колонии-поселения, когда находящийся на вольных работах или в краткосрочном отпуске осужденный не явился на поверку. В этом случае под негласное наблюдение берутся места возможного появления беглеца и его хорошие знакомые. Отсутствие информации об участии оперативных сил ФСИН в раскрытии подобных преступлений собеседник «Новой» объясняет режимом секретности.
По мнению руководителя юридического департамента фонда «Русь Сидящая» (организация включена Минюстом в перечень «иноагентов») Алексея Федярова, служба практически не использует свои оперативные возможности за пределами своих учреждений, а в своей практике он не встречал ни одного серьезного дела, которое «опера притащили снаружи»:
«Беда всех правоохранительных органов, где есть полномочия по оперативно-разыскной деятельности, в том, что очень много контролеров, инспекторов, и непосредственно работой с делами оперативного учета занимается не так много людей.
Для ФСИН с их раздутым бюрократическим аппаратом это очень характерно».
На вопросы «Новой» о делах, в которых участвовали оперативники Управления «Л» ФСИН, в ведомстве не ответили, но упоминание оперативников ФСИН, например, встречается в связи с операцией по задержанию подозреваемых в вымогательстве взятки следователями Следственного управления ФСБ России в 2019 году. Обоих подозревали в вымогательстве взятки на общую сумму 65 миллионов рублей в биткоинах за условное наказание обвиняемому в мошенничестве экс-гендиректору государственного «Издательства «Известия» Эрасту Галумову. Сотрудники ФСИН якобы вели наружное наблюдение вместо коллег из ФСБ, чтобы избежать утечки данных.
Само же ведомство отчиталось об увеличении показателей общими цифрами. Согласно официальным данным за 2019 год, обмен оперативной информацией ФСИН с правоохранительными органами содействовал в раскрытии 23,8 тысячи преступлений, а в результате совместной работы изъято 132 единицы огнестрельного оружия, свыше 54 кг взрывчатых веществ и 500 кг наркотиков.
Особняк, львы и детектор лжи
Как следует из данных ФСИН, количество следственных изоляторов и колоний, где и должно вести оперативную работу управление, ежегодно уменьшалось, а в 2020 году впервые число осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах лишения свободы, стало меньше полумиллиона. В то же время расходы на работу управления ежегодно росли.
До 2011 года структура тратила от 10 до 20 миллионов рублей в год, но затем траты увеличились до нескольких сотен миллионов рублей ежегодно. За 2020 год управление потратило на закупку товаров и услуг почти в 400 раз больше, чем в 2006 году.
Всего за годы работы на обеспечение своей деятельности служба потратила более 2,7 миллиарда рублей.
Несмотря на секретность и отсутствие информации об успехах, по открытым источникам можно составить вполне конкретное представление о техническом оснащении службы и ее работе.
Тюремная оперативная служба имеет внушительный автопарк, который постоянно обновляется и обслуживается. Кроме уже имеющегося транспорта, только в 2020 году купили больше ста автомобилей «Рено Дастер» и других марок. Кроме этого, в распоряжении службы имеются автомобили представительского класса «Тойоты Камри» и «Лендкрузер». Петербургские оперативники ФСИН, согласно документам закупок, пользуются более разнообразным транспортом — например, прогулочным катером КС-701М, а также мотоциклом Kawasaki. Относительно дорогие автомобили и катер, по словам собеседника «Новой», необходимы «для грамотного наблюдения».
Служба уделяет большое внимание и работе за пределами учреждений — это следует из обеспечения аппаратурой для слежки и наружного наблюдения. Например, главное управление закупило пять комплексов «Миф» для наблюдения, фото- и видеозаписи в дневное и ночное время с «возможностью просмотра через тонированные стекла автомашин». Управление также оснастили детекторами лжи «Эпос» и станками для изготовления копий ключей. Как и остальные спецслужбы, кроме оборудования для прослушки, фото- и видеофиксации, ФСИН также имеет доступ к СОРМ [«система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий»] для контроля за звонками и интернет-трафиком. Оборудование для доступа к этим данным ФСИН закупает как минимум с 2008 года и, согласно данным закупок, оснащает ими свои региональные управления.
В офлайне в пользовании оперативников ФСИН несколько десятков конспиративных квартир (на профессиональном сленге — «кукушек»). Для них заказывают мебель и оплачивают услуги связи, но из-за секретности не указывают в документах их конкретные адреса.
Сам главк официально расположен по улице Житная в Москве в здании Министерства юстиции России, но реальные адреса его подразделений в документах обозначаются как объект «П» в Центральном административном округе, объект «К» в Даниловском районе Москвы и объект «В» в Донском районе столицы.
Тюремная спецслужба, согласно документам, занимает исторический особняк на Пятницкой улице в Москве — усадьбу фон Рекк, больше известную как Дом со львами. С 1990-х годов особняк был передан Фонду поддержки зимних видов спорта, а часть помещений сдавалась. В 2012 году особняк перешел подведомственному Минэнерго Российскому энергетическому агентству, которое получило субсидию на его реставрацию. Эти работы завершили в 2017 году, и памятник истории и культуры даже занял первое место на конкурсе «Московская реставрация — 2017». Никаких упоминаний этого объекта вместе с ФСИН и его подразделениями в публичном доступе нет. Однако главк, согласно документам, в 2017 году оплачивал авторский надзор за реставрацией этой усадьбы, корректировку проекта приспособления объекта культурного наследия под свои нужды, а также благоустройство прилегающей территории. Упоминание этого же объекта и подробности интерьера, соответствующие внутреннему убранству особняка, описаны в контрактах управления на его уборку и вывоз мусора.
Скандалы есть? А если найду?
Если участие управления в громких уголовных делах не раскрывается, то информация о громких скандалах — публична. В 2019 году ФСБ задержала начальника Главного управления ФСИН по Ростовской области Муслима Даххаева по подозрению в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Сообщалось, что Даххаев якобы через подчиненное ему региональное Управление «Л» организовал массовую прослушку бизнесменов, чиновников и представителей спецслужб, некоторые из которых и были носителями гостайны. Генерала впоследствии приговорили к двум годам колонии-поселения, а суд проходил в закрытом режиме. Портал Gulagu.net сообщал, что это же управление с 2014 по 2016 год могло прослушивать руководство и сотрудников Минюста. Аппаратура, по данным портала, могла быть установлена на этажах, где находились кабинеты заместителей министра и на тот момент его главы Александра Коновалова. ФСИН и Минюст ответили «Новой», что не располагают информацией о возможной прослушке министерства.
Адвокат Ирина Бирюкова, обнаружившая доказательства незаконной прослушки в 2019 году, в июле того же года подала заявление о возбуждении уголовного дела о превышении должностных полномочий сотрудниками ярославской исправительной колонии № 1. По ее словам, эти материалы объединили с основным делом о пытках заключенных. Саму адвоката никуда по этому поводу не вызывали, а на жалобу генпрокурору о том, что дело не расследуется должным образом, Бирюкова ответа не получила.
Источник: novayagazeta.ru
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 3 октября 2016 г. N 519
СТРУКТУРА
ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
СТРУКТУРА
ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2019 N 434,
от 11.04.2022 N 201)
1. Директор Федеральной службы исполнения наказаний.
2. Первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний.
3. Заместители директора Федеральной службы исполнения наказаний.
4. Заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний — начальник Управления следственных изоляторов центрального подчинения.
5. Главное оперативное управление.
6. Управление режима и надзора.
7. Управление воспитательной, социальной и психологической работы.
8. Управление охраны и конвоирования.
9. Управление исполнения приговоров и специального учета.
10. Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
11. Управление кадров.
12. Финансово-экономическое управление.
13. Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта.
14. Управление тылового обеспечения.
15. Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных.
16. Правовое управление.
17. Управление собственной безопасности.
18. Управление делами.
19. Управление организации медико-санитарного обеспечения.
20. Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения.
21. Управление инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения.
(п. 21 в ред. Указа Президента РФ от 11.04.2022 N 201)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Управление следственных изоляторов центрального подчинения.
22.1. Управление цифровой трансформации.
(п. 22.1 введен Указом Президента РФ от 11.04.2022 N 201)
23. Отдел по защите государственной тайны.
24. Контрактная служба.
(п. 24 введен Указом Президента РФ от 09.09.2019 N 434)
25. Отдел организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
(п. 25 введен Указом Президента РФ от 09.09.2019 N 434)