Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Овд осуществляют следующие функции:
-
обеспечение
общественной безопасности; -
борьба
с противоправными посягательствами
на жизнь, здоровье, честь, достоинство,
свободы и интересы граждан, а также
интересы предприятий, учреждений и
организаций; -
организация
и проведение профилактики правонарушений; -
охрана
общественного порядка; -
обеспечение
необходимых условий труда и отдыха
граждан в общественных местах, населенных
пунктах; -
обеспечение
безопасности дорожного движения; -
надзор
за соблюдением актов, регулирующих
общественный порядок и общественную
безопасность; -
дознание
и следствие в пределах определенной
законом компетенции; -
охрана
различных форм собственности и личного
имущества граждан по договорам; -
обеспечение
наряду с другими органами государства
режима чрезвычайного положения.
Основные структурные звенья системы овд:
-
министерства
внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ; -
главные
управления внутренних дел (ГУВД); -
управления
внутренних дел (УВД) субъектов РФ; -
управления
внутренних дел на транспорте (УВДТ); -
городские
и районные органы внутренних дел (ГОВД.
РОВД);
4. –
Организация
полиции в РФ регулируется ст. 4 гл. 1,
федерального закона РФ о полиции от 7
февраля 2011 года.
1.
Полиция является составной частью
единой централизованной системы
федерального органа исполнительной
власти в сфере внутренних дел.
2.
В состав полиции могут входить
подразделения, организации и службы,
создаваемые для выполнения возложенных
на полицию обязанностей (далее —
подразделения полиции).
3.
Руководство деятельностью полиции
осуществляют в пределах своей компетенции
руководитель федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних
дел, руководители территориальных
органов федерального органа исполнительной
власти в сфере внутренних дел (далее —
территориальные органы) и руководители
подразделений полиции. Руководители
указанных органов и подразделений несут
ответственность за выполнение возложенных
на полицию обязанностей.
4.
Состав полиции, порядок создания,
реорганизации и ликвидации подразделений
полиции определяются Президентом
Российской Федерации.
5.
Нормативы и лимиты штатной численности
подразделений полиции в пределах
установленной штатной численности
органов внутренних дел определяются
руководителем федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних
дел.
5.
– Структура
центрального аппарата МВД РФ:
1.
Министр внутренних дел Российской
Федерации.
2.
Первый заместитель Министра внутренних
дел Российской Федерации.
3.
Заместители Министра внутренних дел
Российской Федерации.
4.
Статс-секретарь – заместитель Министра
внутренних дел Российской Федерации.
5.
Заместитель Министра внутренних дел
Российской Федерации – главнокомандующий
внутренними войсками Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
6.
Главное командование внутренних войск.
7.
Следственный департамент.
8.
Главное управление вневедомственной
охраны.
9.
Главное управление по обеспечению
безопасности дорожного движения.
10.
Главное управление по обеспечению
охраны общественного порядка и координации
взаимодействия с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
11.
Главное управление по противодействию
экстремизму.
12.
Главное управление собственной
безопасности.
13.
Главное управление на транспорте.
14.
Главное управление уголовного розыска.
15.
Главное управление экономической
безопасности и противодействия коррупции.
16.
Департамент государственной службы и
кадров.
17.
Департамент делопроизводства и работы
с обращениями граждан и организаций.
18.
Департамент информационных технологий,
связи и защиты информации.
19.
Департамент по материально-техническому
и медицинскому обеспечению.
20.
Департамент по финансово-экономической
политике и обеспечению социальных
гарантий.
21.
Договорно-правовой департамент.
22.
Организационно-аналитический департамент.
23.
Национальное центральное бюро Интерпола.
24.
Контрольно-ревизионное управление.
25.
Оперативное управление.
26.
Организационно-штатное управление.
27.
Управление по взаимодействию с институтами
гражданского общества и средствами
массовой информации.
28.
Управление по обеспечению безопасности
лиц, подлежащих государственной защите.
29.
Управление по обеспечению деятельности
подразделений специального назначения
и авиации.
30.
Управление по обеспечению безопасности
крупных международных и массовых
спортивных мероприятий.
31.
Управление оперативно-разыскной
информации.
32.
Управление по организации дознания.
В
соответствии с указом президента РФ от
1 марта 2011 г. N 249 «Об
утверждении Типового положения о
территориальном органе Министерства
внутренних дел Российской Федерации
по субъекту Российской Федерации»
Соседние файлы в папке Новая папка (2)
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.
Содержание
- 1 Общие положения об МВД России
- 1.1 Основные принципы деятельности
- 1.2 Задачи, поставленные перед МВД России
- 1.3 Полномочия, которыми наделено МВД России
- 2 Что представляют собой органы внутренних дел?
- 3 По каким направлениям организована деятельность ОВД
- 4 Оперативные подразделения в структуре МВД России
- 5 Структура управления ОВД
- 5.1 Руководство
- 5.2 Структура Центрального аппарата
- 5.3 Главные управления как территориальные подразделения МВД
- 5.4 Подразделения, входящие в ГУ МВД
- 6 Руководство ГУ МВД
- 7 Городские и районные подразделения системы МВД
- 8 Различия в статусе структурных элементов
- 8.1 Практические направления деятельности
- 8.2 Вспомогательные функции
Общие положения об МВД России
Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Основные принципы деятельности
Деятельность системы ОВД построена на принципах:
- Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
- Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
- Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
- Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
- Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
- Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
- Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Важно! Характерными особенностями МВД являются правоохранительная направленность деятельности Министерства, ее публичность и эффективность.
Задачи, поставленные перед МВД России
Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:
- Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- Управление ОВД РФ;
- Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
- Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
- Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
- Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.
Полномочия, которыми наделено МВД России
Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:
- проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел;
- совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения;
- проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
- охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации;
- разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений;
- участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом;
- контрольные мероприятия в отношении оборота оружия;
- осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- миграционного учета и контроля;
- формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.
Что представляют собой органы внутренних дел?
Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.
Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.
По каким направлениям организована деятельность ОВД
Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:
- защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
- осуществление криминалистических экспертиз;
- обеспечение безопасного движения на дорогах;
- борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
- охрана порядка в публичных местах;
- поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
- расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
- защита подлежащих охране лиц;
- участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).
Оперативные подразделения в структуре МВД России
Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:
- уголовного розыска;
- оперативного поиска преступников;
- по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
- по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотиков;
- по противодействию экстремизму;
- по охране лиц, подлежащих государственной защите;
- межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
- оперативно-розыскной информации;
- по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.
Структура управления ОВД
Руководство
Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.
Структура Центрального аппарата
В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.
В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.
Главные управления как территориальные подразделения МВД
Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.
Подразделения, входящие в ГУ МВД
- Начальник и его заместители;
- Штаб;
- Управления по различным вопросам;
- Кинологическая служба;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Информационный и правовой отделы;
- Дежурная часть;
- Медико-санитарная часть.
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Городские и районные подразделения системы МВД
Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).
Различия в статусе структурных элементов
В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.
К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.
Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.
Практические направления деятельности
- Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
- Розыск украденных вещей и пропавших людей;
- Проведение криминалистических экспертиз;
- Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- Охрана объектов общегосударственного значения и пр.
Вспомогательные функции
Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:
- Обеспечение ОВД спецтехникой;
- Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
- Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
- Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.
Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).
В разностороннем функционале государства важнейшее место занимает реализация задачи по обеспечению порядка в обществе и безопасности для граждан страны. Государство должно также создать безопасные условия и для собственного функционирования. Очевидно, что для выполнения указанных задач должны были быть созданы специальные органы, имеющие соответствующие полномочия. Структура этих органов разветвленная, подразумевает множество разноплановых направлений деятельности, но к ней можно применить общее название – государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Одним из элементов общей системы этих органов являются Органы Внутренних Дел Российской Федерации (ОВД РФ).
Общие сведения об органах внутренних дел
ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.
Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.
Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:
- средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
- среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).
Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.
Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.
Министерство Внутренних дел РФ
Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.
Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.
В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.
Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.
Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:
- подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
- регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
- охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
- обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
- противодействие преступности;
- управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
- реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
- социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.
Структура органов внутренних дел РФ
- Составными частями общей системы ОВД РФ, которую возглавляет МВД, являются:
- органы внутренних дел, в том числе, полиция;
- внутренние войска;
- прочие подразделения, уполномоченные выполнять задачи, поставленные перед МВД.
- Структура органов внутренних дел представлена:
- центральным аппаратом МВД;
- территориальными органами МВД;
- образовательными учреждениями соответствующей направленности;
- подразделения, чья деятельность связана с научными исследованиями;
- организациями, в чьем ведомстве находятся вопросы медико-санитарного и санаторно-курортного обслуживания МВД;
- окружными управлениями материально-техническим снабжением;
- представительствами МВД РФ в других государствах;
- иные подразделениями, призванными выполнять задачи, поставленные перед ОВД.
- Центральный аппарат МВД включает в себя:
- Главное командование внутренних войск;
- Главное управление вневедомственной охраны;
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
- Главное управление на транспорте;
- Главное управление собственной безопасности;
- Главное управление по противодействию экстремизму;
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
- Главное управление уголовного розыска;
- Следственный департамент;
- Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
- Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
- Организационно-аналитический департамент;
- Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
- Оперативное управление;
- Управление оперативно-розыскной информации;
- Управление по организации дознания;
- Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
- Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
Территориальные органы МВД
Территориальные органы МВД классифицируются по признаку территориально-административного деления:
- Органы МВД районного уровня: подразделения по муниципальным образованиям (районам, городам и пр.), подразделения на особо важных, режимных объектах и на закрытых территориально-административных образованиях, линейные отделы на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, Управление на комплексе «Байконур».
- Органы МВД регионального уровня: МВД республик и иных субъектов РФ, главные управления.
- Органы МВД межрегионального уровня: линейные управления на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, оперативные бюро, центры спецназначения.
- Органы МВД окружного уровня: Главное управление МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте по федеральным округам.
Территориальные органы МВД уполномочены реализовывать следующие функции:
- охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России, лиц, не имеющих гражданства;
- обеспечение общественного порядка, безопасности;
- противодействие преступности;
- реализация мер по социальной и правовой защите работников ОВД, государственных гражданских служащих МВД, членов их семей; лиц, уволенных со службы в ОВД или военной службы во внутренних войсках МВД.
Полномочиями, которыми наделены территориальные органы МВД для реализации указанных выше функций, являются:
- осуществление мер, направленных на внедрение политики государства в области внутренних дел на территории субъектов страны;
- анализ и прогноз показателей преступности, уровня общественной безопасности и общественного порядка, показателей процессов миграции на территории субъекта;
- разработка и вынесение на рассмотрение на основании данных анализа предложений по укреплению правопорядка, совершенствованию защиты граждан, общества и государства;
- вынесение на рассмотрение предложений относительно законодательства РФ и ее субъектов, нормативно-правовых актов МВД;
- участие в подготовке и внедрении программ регионального и межрегионального уровня, законов субъектов относительно защиты общественной безопасности и порядка;
- осуществление мер профилактического характера относительно преступных деяний и административных правонарушений, в том числе, выявление и нивелирование условий, которые способствуют их свершению;
- участие в обеспечении безопасности граждан в общественных местах, в том числе, во время массовых мероприятий;
- организация оперативно-розыскной деятельности;
- производство дознания и предварительного следствия по делам уголовного характера;
- реализация мер, направленных на выявление, предупреждение и ликвидацию экстремизма;
- организация деятельности подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск в общем комплексе мер по противодействию терроризму; охране объектов и мест массового скопления граждан, которые потенциально могут быть подвержены террористическому посягательству; экспертной оценке защищенности граждан и объектов с точки зрения угрозы терроризма;
- контроль над оборотом оружия на территории подведомственного субъекта, над детективной, охранной и сыскной деятельностью частного характера, над деятельностью ведомственной охраны;
- участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на поддержание безопасности дорожного движения и профилактику ДТП; координация действий органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения;
- организация защиты особо важных, режимных, закрытых объектов, специальных грузов, объектов, охрана которых возложена на ОВД; защита собственности граждан и юридических лиц;
- обеспечение совместно с ФСБ защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иных государств, расположенных на территории субъекта;
- обеспечение государственной охраны должностных лиц органов, осуществляющих правоохранительную и контролирующую деятельность, судей, всех участников уголовного процесса, членов их семей;
- организация делопроизводства по административным правонарушениям, входящим в область компетенции рассматриваемых органов;
- обеспечение участия подчиненных органов в реализации надзорных и контролирующих функций относительно граждан, освобожденных из мест лишения свободы, соблюдения ими установленных судом запретов и ограничений, соблюдения иных предписаний осужденными;
- обеспечение защиты и конвоирования задержанных и/или заключенных под стражу граждан, а также лиц, пребывающих в изоляторах временного содержания, подвергнутых административному аресту;
- регистрация дактилоскопической и государственной геномной экспертизы;
- участие в контролирующей деятельности относительно соблюдения установленной законодательством процедуры регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ всеми возможными участниками процесса (физическими и должностными лицами); соблюдения установленного порядка временного пребывания в РФ иностранными гражданами; въезда, выезда и транзитного проезда через территорию страны;
- проведение анализа оперативной ситуации на территории подведомственного субъекта РФ, и на основании аналитических данных – разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение показателей эффективности применения сил и средств;
- обеспечение реализации мер гражданской обороны подчиненными органами, поддержание стабильности их работы, а также работы внутренних войск как в военное время, так и в мирное, в условиях чрезвычайных ситуаций;
- открытое информирование граждан, СМИ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений общественного характера о результатах своей деятельности; формирование отчета по результатам деятельности для предоставления законодательному органу государственной власти подведомственного субъекта РФ;
- мониторинг мнения общественности о функционировании территориального органа, его подчиненных органов;
- формирование и ведение информационных баз данных, содержащих сведения справочного, розыскного, правового, криминалистического, статистического и пр. характера; предоставление этих данных заинтересованным физическим и должностным лицам.
Органы следствия
Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.
Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.
Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:
- централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
- сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
- сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
- координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
- качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.
Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.
Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:
- принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
- улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
- управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
- в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
- производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
- налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
- участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.
Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:
- Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- управлений на транспорте по федеральным округам;
- министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
- отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
- Управления МВД комплекса «Байконур».
Внутренние войска МВД
Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.
Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.
Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)
Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:
- реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
- в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
- защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
- в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
- содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)
В систему внутренних войск входят следующие подразделения:
- управленческие органы войск;
- соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
- морские, авиационные воинские части;
- высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
- подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
- части специального назначения;
- учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
- подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.
Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)
Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.
Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.
Условия поступления на службу в ОВД
Особая важность задач, решение которых возложено на органы внутренних дел РФ, задает высокий уровень требований, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Эти требования закреплены законодательно Законом о службе в ОВД и Законом о полиции.
Статья 17 Закона о службе в ОВД определяет, что служить в органах внутренних дел имеет право гражданин, чьи личные и профессиональные характеристики соответствуют следующим условиям:
- возраст – не менее 18 лет, любых: пола, происхождения, расы, национальности, общественного статуса, религиозных убеждений, имущественного состояния, места жительства, принадлежности к законным общественным объединениям;
- владение государственным языком;
- владение необходимой, установленной законом квалификации;
- обладание подходящими личными и деловыми характеристиками и навыками;
- надлежащее состояние здоровья и физическая подготовка.
Поступлением на службу в органы внутренних дел является момент зачисления гражданина в качестве курсанта (слушателя) в высшее учебное заведение МВД, позволяющее получить профильное образование в очной форме. Возрастной порог поступления в высшие учебные заведения МВД – не более 25 лет. Замещать должности в органах внутренних дел могут лица в возрасте не старше 35 лет.
Также указанные выше законы устанавливают случаи, когда гражданину будет отказано в поступлении на службу в органы внутренних дел:
- гражданин признан недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность, при этом данный факт подтвержден официально соответствующим законным решением суда, получившим силу;
- гражданин имеет статус подозреваемого или обвиняемого по рассматриваемому уголовному делу;
- гражданин был осужден за совершенное преступное деяние согласно законному решению суда, получившему силу;
- гражданин имеет судимости, включая снятые или погашенные;
- относительно гражданина было прекращено уголовное преследования в связи: с превышением срока давности, мирового соглашения сторон, в результате амнистии или деятельного раскаяния;
- гражданин отказался от участия в оформлении на него допуска к секретным, охраняемым законом сведениям (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с использованием такой информации);
- физическое состояние, здоровье гражданина не соответствует требованиям, определенным МВД для представителей ОВД;
- гражданин находится в любого вида родстве или близости с сотрудником полиции (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с прямым подчинением или руководством одного родственника другому);
- гражданин вышел из гражданства РФ;
- гражданин имеет гражданство (подданство) иных государств;
- гражданин при оформлении поступления на службу в органы внутренних дел сообщил о себе заведомо ложные данные и/или представил поддельные документы;
- гражданин обладает видом на жительство или другим документом аналогичного свойства, дающим право на постоянное проживание на территории иных государств;
- относительно гражданина неоднократно (на протяжении года до момента поступления на службу в органы внутренних дел) выносились судебные решения, связанные с совершением им намеренных административных нарушений;
- гражданин выражает свое несогласие с необходимостью соблюдать ограничивающие нормы, запреты, определенные законом для сотрудников ОВД, исполнять соответствующие обязанности и меры ответственности.
Лица, которые поступают на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должны проходить определенный перечень обследований, результат которых подтвердит или, напротив, опровергнет возможность этих лиц служить в ОВД. Сюда, в том числе, относятся исследование психики и физиологии, тестирование, позволяющее выявить случаи употребления/злоупотребления наркотическими, психотропными веществами, алкоголем и прочими токсическими веществами.
Регламент процедуры военно-врачебной экспертизы и психологического отбора сотрудников для службы в ОВД установлен Правительством РФ, в частности, Положением о военно-врачебной экспертизе № 565 (04.07.2013 г.) и Правилами профессионального психологического отбора на службу в ОВД России (Постановление Правительства № 1259, 06.12.2012 г.)
МВД также устанавливает перечень должностей, которые предполагают наличие личного поручительства за гражданина, назначаемого на одну из этих должностей.
Личное поручительство представляет собой письменный документ от лица сотрудника ОВД со стажем работы от 3 лет, в котором он ручается за принимаемое на определенную должность лицо, за соблюдение этим лицом установленных законом порядков, запретов и ограничений.
Неоднократно уже упомянутые запреты и ограничения, накладываемые на сотрудников ОВД, закрепляются законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17,18,20), исключая те ограничения и обязанности, которые могут воспрепятствовать выполнению сотрудником действий оперативно-розыскного характера.
К запретам, налагаемым на сотрудников ОВД, относятся:
- запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
- запрет на использование полномочий занимаемой должности для удовлетворения интересов политических партий, религиозных объединений и прочих общественных организаций;
- запрет в рамках исполнения должностных обязанностей принимать от граждан и/или юридических лиц любого рода вознаграждения (услуги, денежные вознаграждения, подарки и пр.).
Закон о службе в ОВД России содержит требования квалификационного характера. В общем виде это требования: к стажу/опыту работы соответствующей профессиональной направленности, определенному уровню профессиональных компетенций и знаний, непосредственно образованию, состоянию здоровья.
В частности:
- для граждан, занимающих должности рядового состава и младшего руководящего состава обязательно наличие среднего (полного) общего образования;
- для лиц, кто занимает должности среднего руководящего состава, требуется минимально наличие среднего профильного профессионального образования;
- лица, занимающие должности старшего и высшего руководящего состава, обязаны иметь высшее профильное профессиональное образование.
Для лиц, занимающих должности среднего, старшего и высшего руководящего состава, служба которых связана с производством расследования уголовных преступлений, административных расследований, антикоррупционных или правовых экспертиз, обязательно также наличие высшего юридического образования. Однако это правило имеет и исключения, когда на службу в статусе указанных должностей принимаются специалисты с иным высшим профессиональным образованием, но имеющие необходимый профессиональный опыт, дающий возможность эффективно исполнять должностные обязанности.
Что касается требований, устанавливаемых МВД к сотрудникам ОВД относительно состояния здоровья и физической подготовки – они формируются в зависимости от конкретной должности, специфики исполнения обязанностей на каждой из них.
Например, приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» №521 (18.05.2012 г.) закрепляет требования к уровню физической подготовки. В частности, лицом, вступившим на должность сотрудника уголовного розыска, может быть мужчина, в возрасте не более 25 лет, умеющий подтягиваться на перекладине более 13 раз.