1. Настоящая инструкция устанавливает единый порядок
использования токоприемников электровозов и электропоездов для различных условий
эксплуатации на железных дорогах МПС России. Она предназначена для работников
служб локомотивного хозяйства и служб электрификации дорог, связанных с
эксплуатацией, текущим ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников
электровозов и электропоездов. Инструкция направлена на обеспечение нормального
взаимодействия токоприемников и контактной сети, рационального износа
контактных проводов и токосъемных материалов токоприемников, безопасности
движения поездов.
2. На участках дорог, электрифицированных на постоянном токе, грузовые
электровозы ВЛ10 и ВЛ10У, в том числе используемые для вождения пассажирских и
почтово-багажных поездов (далее — пассажирский поезд), а также пассажирские ЧС2
и ЧС7 должны следовать с поездом или одиночным порядком, как правило, на одном
поднятом токоприемнике (втором по ходу движения).
На указанных электровозах при стоянке с поездом или следовании одиночным
порядком на станциях, других раздельных пунктах, а также перегонах поднимают
оба токоприемника. После трогания и достижения поездом скорости 5 — 10 км/ч
первый по ходу движения токоприемник опускают (при отправлении с бокового пути
станции на расстоянии не менее 15 — 20 м от ближайшего стрелочного перевода).
На участках с затяжными подъемами, где наблюдается повышенный износ контактных
проводов, электровозы, перечисленные в настоящем пункте, должны следовать с
поездом на двух токоприемниках (второй поднимают во время движения). Когда
электровоз постоянного тока работает на параллельном соединении тяговых
двигателей с током, превышающим длительный ток токоприемника, в процессе
движения также поднимают второй токоприемник.
Токоприемники при следовании поднимают порядком, предусмотренным п. 13
настоящей инструкции. Перечень участков, на которых задействуют второй
токоприемник, устанавливают службы электроснабжения и локомотивного хозяйств
дорог с указанием четного или нечетного путей, номеров километра и пикета, на
которых начинается и заканчивается затяжной подъем. Места, где по указанным
причинам во время движения поднимают вторые токоприемники, руководители депо
доводят до сведения локомотивных бригад, а также отражают в режимных картах
вождения поездов.
В случае повреждения или неисправности одного из токоприемников, в том числе
его излома, разрешается в приведенных выше условиях трогаться и следовать с
поездом на одном токоприемнике до ближайшего основного депо или пункта
технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), где возможен ремонт или замена
неисправного токоприемника, обеспечивая при этом безопасность движения. Вышедший
из строя токоприемник исключают из работы согласно требованиям инструкции о
порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения
при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их
рассмотрении.
На электровозах, указанных в этом пункте, а также в пп. 3, 4, 5 настоящей
инструкции (используемых для вождения пассажирских поездов в период
отопительного сезона) и п. 6 (постоянного тока, работающих двойной тягой или
двумя локомотивами по системе многих единиц, — далее двойная тяга), перед
остановкой поезда поднимают в движении на перегоне или станции первый по
направлению следования токоприемник. Порядок подъема токоприемников должен
соответствовать п. 13 настоящей инструкции.
5. На участках дорог, электрифицированных на переменном токе, грузовые
электровозы ВЛ80С и ВЛ80Р (трехсекционные), а также ВЛ80С (двухсекционные),
ВЛ80Т, ВЛ80Р и ВЛ60К, в том числе используемые для вождения пассажирских
поездов, электровозы ВЛ82 и ВЛ82М, пассажирские — ЧС4, ЧС4Т и ЧС8, ВЛ60П/К, ВЛ65
и ЭП1 должны стоять с поездом или одиночно, трогаться и следовать, как правило,
на одном поднятом токоприемнике (последнем по ходу движения).
Порядок использования токоприемников электровозов переменного тока, которыми
водят пассажирские поезда в период отопительного сезона, при стоянке, трогании
и следовании приведен в п. 15 настоящей инструкции.
6. При двух и более электровозах в голове поезда стоянка, трогание и следование
осуществляются на одном поднятом токоприемнике (втором по ходу движения) на каждом
локомотиве, но суммарное их количество не должно быть более трех.
Когда в голове поезда находятся два электровоза постоянного тока (двойная
тяга), стоят и трогаются на трех токоприемниках, два из которых поднимают на
головном локомотиве и один (второй по ходу движения) на заднем. При достижении
поездом скорости 5—10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускают (при
отправлении с бокового пути станции на расстоянии не менее 15 — 20 м от
ближайшего стрелочного перевода).
Приведенный порядок работы токоприемников распространяется и на электровозы
постоянного тока, следующие двойной тягой резервом. При этом с бокового пути
станции следуют на последовательном соединении до выхода на главный путь, где
контактная сеть имеет два контактных провода, а затем переходят на
последовательно-параллельное соединение двигателей.
Если в голове поезда два электровоза постоянного тока (двойная тяга), у которых
неисправны два токоприемника (по одному на каждом электровозе), допускается
трогание состава на оставшихся исправных и следование до ближайшего основного
депо или ПТОЛ, где возможен ремонт или замена этих аппаратов. Неисправные
токоприемники исключают из работы согласно требованиям инструкции о порядке
действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при
повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.
7. Разрешается пересылать электровозы сплотками для регулирования парка на
участках их обращения при минусовой температуре наружного воздуха в следующем
порядке и количестве:
— ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ80Т, ВЛ10, ЧС7— до пяти электровозов включительно с поднятыми
задними по ходу движения токоприемниками на каждом;
— ВЛ80С, ВЛ80Р— до трех электровозов включительно с поднятыми задними (на
последней секции) по ходу движения токоприемниками на каждом.
В сплотки могут включаться электровозы разных серий одного рода тока. При этом
ведущим локомотивом в сплотке, работающим в тяге, должен быть первый по ходу
движения электровоз. Каждый электровоз, не участвующий в тяге, сопровождают
машинист или помощник, имеющий права управления локомотивом. На этих
электровозах должны быть обязательно включены мотор-вентиляторы охлаждения
тяговых двигателей. На стоянке и при трогании сплотки на ведущем локомотиве
поднимают дополнительно передний по ходу движения токоприемник. При достижении
сплоткой скорости 5 — 10 км/ч первый по ходу движения токоприемник на ведущем
электровозе опускают (при отправлении сплоток с бокового пути станции на
расстоянии не менее 15 — 20 м от ближайшего стрелочного перевода).
При пересылке сплотками электровозов серий ЧС2 для регулировки парка на
участках их обращения при минусовой температуре количество единиц в сплотке,
число рабочих токоприемников и другие условия пересылки должны соответствовать
инструкции о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Порядок отключения тяговых двигателей на отдельных секциях электровозов
(ведущих) в целях экономии электроэнергии, а также исключения из работы
токоприемников (не подлежащих использованию во время движения), другие
необходимые изменения в электрических схемах при перемещении сплоток, отражают
в местных инструкциях.
8. При выполнении маневровых передвижений на станциях устанавливается следующий
порядок работы токоприемников:
— на односекционных, двухсекционных, а также трехсекционных электровозах ВЛ80С,
ВЛ80Р в качестве рабочего используют любой по ходу движения токоприемник
(задний или передний) —для исключения опасных перекрытий секционных изоляторов
и повреждения воздушных стрелок контактной сети. Допускается на двухсекционных
и трехсекционных электровозах задействовать в работу два токоприемника (на
трехсекционных ВЛ80С, ВЛ80Р— первый и третий токоприемники по ходу движения);
— при двойной тяге на каждом электровозе вводят в действие по одному
токоприемнику (передний или задний);
В зимних условиях поднимают передние по ходу движения токоприемники. На
станциях стыкования маневровые передвижения выполняют с использованием в
качестве рабочего первого по ходу движения токоприемника. Порядок задействования
токоприемников при маневрах на станциях, в том числе стыкования, отражают в
местных инструкциях.
9. Эксплуатируют электропоезда постоянного и переменного тока с поднятыми
токоприемниками на всех моторных вагонах. В случае повреждения на электропоезде
нескольких токоприемников разрешается вывести его с перегона на ближайшую
станцию или довести до ближайшего депо на оставшихся исправных. Вышедшие из
строя токоприемники исключают из работы согласно требованиям инструкции о
порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения
при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их
рассмотрении.
10. Поднимают и опускают токоприемники на электровозах и электропоездах на
стоянке только при отключенных силовых и вспомогательных цепях, а также
контакторах электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов.
Отключают контакторы электроотопления вагонов пассажирских поездов в порядке,
предусмотренном Инструкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию
электровозов в зимних и летних условиях № ЦТ-814.
Поднимать токоприемники на электровозах рекомендуется поочередно, если это
позволяет электрическая цепь их управления.
11. Запрещается поднимать токоприемники электровозов и электропоездов при
движении по искусственным сооружениям, под сопряжениями анкерных участков,
секционными изоляторами и воздушными стрелками, а также на расстоянии менее 70
м от них.
12. При подъезде к нейтральной вставке у электроподвижного состава выключают
силовые и вспомогательные цепи, а также контактор электроотопления вагонов
пассажирских поездов и электропоездов. Электроподвижной состав должен иметь
скорость, достаточную для того, чтобы избежать остановки в пределах нейтральной
вставки, воздушного промежутка и секционного изолятора.
Запрещается остановка и стоянка электровозов и электропоездов с поднятыми
токоприемниками на местах токоразделов: на изолирующих сопряжениях анкерных
участков (воздушных промежутках) и секционных изоляторах.
При остановке электроподвижного состава на изолирующих сопряжениях по
разрешению поездного диспетчера, согласованному с энергодиспетчером, машинисту
разрешается для вывоза поезда с этого места поднимать в качестве рабочего тот
токоприемник, который исключает опасное замыкание разнопотенциальных секций
контактной сети.
В случае вынужденной остановки электроподвижного состава на нейтральной вставке
или воздушном промежутке поездной диспетчер совместно с энергодиспетчером
{после получения сообщения о точном месте остановки и с учетом конкретных условий
поездной обстановки, профиля пути, массы поезда) принимает решение о порядке
вывода остановившегося электроподвижного состава по одному из следующих
вариантов:
— переключением схемы секционирования контактной сети с шунтированием
изолирующего сопряжения или подачи напряжения на нейтральную вставку для
самостоятельного выезда остановившегося электроподвижного состава с движением
по графиковому направлению маршрута следования;
— с помощью вспомогательного локомотива.
13. Разрешается поднимать токоприемники на электровозах при движении по главным
путям станции и на перегоне, а также при следовании для остановки на боковой
путь после проезда электроподвижным составом стрелки, ведущей на этот путь (при
этом отключают силовые и вспомогательные цепи, а также контакторы
электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов):
— если скорость движения до 70 км/ч, то при одиночной тяге — один или два
токоприемника поочередно;
— когда скорость движения составляет до 40 км/ч, при двойной тяге — одновременно
по одному токоприемнику на каждом электровозе;
— при скорости следования до 30 км/ч, сильном ветре и автоколебаниях (пляске)
контактных проводов на электровозе поднимают второй токоприемник. При двойной
тяге общее количество поднятых токоприемников должно быть не более трех, два из
которых поднимают на головном электровозе, а третий (задний по ходу движения)
на втором.
Поднимать дополнительный токоприемник при скорости движения поезда от 10 до 70
км/ч разрешается при включенных вспомогательных машинах.
14. Чтобы рационально использовать токосъемные материалы токоприемников
(металлокерамические или металлоуглеродистые накладки, угольные вставки),
обеспечивая бесперебойность движения поездов при следовании их в одном
направлении на участках обращения длиной 600 км и более, на одной из станций
участка разрешается менять рабочие токоприемники. На односекционных и
двухсекционных электровозах второй по ходу движения токоприемник опускают, а
первый — поднимают.
При ведении поезда двойной тягой второй и четвертый по ходу движения
токоприемники опускают, а первый и третий — поднимают. Станции, на которых
меняют рабочие токоприемники, устанавливаются местными инструкциями.
Толщину токосъемных материалов полозов токоприемников при выпуске электровозов
из ТО-2 регламентирует отдельным указанием начальник службы локомотивного
хозяйства дороги в зависимости от длины тягового плеча, интенсивности
использования локомотивов, наличия на контактных проводах гололеда и других
условий работы с таким расчетом, чтобы с учетом смены токоприемников при
следовании в одном направлении обеспечить бесперебойную работу до очередного
ТО-2 или ТО-3, а также планового текущего ремонта.
15. На пассажирских электровозах в период отопительного сезона при стоянке с
поездом поднимают оба токоприемника. В случае стоянки пассажирского поезда
продолжительностью до 20 мин при двух поднятых на электровозе токоприемниках
(или одного из-за неисправности второго) контактор электроотопления вагонов
пассажирских поездов на электровозах постоянного тока отключают. При большей
продолжительности стоянки периодически, с интервалом 10 мин, включают и
отключают контактор электрического отопления вагонов пассажирских поездов.
Начинают движение пассажирского поезда в период отопительного сезона на двух поднятых
токоприемниках. После достижения скорости 5 — 10 км/ч первый по ходу движения
токоприемник опускают (при отправлении поезда с бокового пути станции — на
расстоянии 15 — 20 м от ближайшего стрелочного перевода). Трогание
пассажирского поезда электровозами постоянного тока выполняют при отключенном
контакторе отопления пассажирских вагонов, который включают при достижении
скорости 5 — 10 км/ч.
В случае выхода из строя одного из токоприемников, в том числе его излома, при
стоянке и трогании поезда используют один токоприемник и следуют до ближайшего
основного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт или замена данного устройства.
Последний исключают из работы согласно требованиям инструкции о порядке
действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при
повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.
16. При неисправности контактной сети, выполнении плановых ремонтных и
строительных работ, когда пропускать электроподвижной состав с поднятыми
токоприемниками не допускается, опускают и поднимают их согласно временным
сигнальным знакам в порядке, предусмотренном Инструкцией по сигнализации на
железных дорогах Российской Федерации.
17. Порядок проследования электроподвижного состава с опущенными
токоприемниками двухпутного участка, когда на нем ведутся плановые ремонтные
путевые или строительные работы с пропуском поездов по одному из путей и
укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, устанавливается
по временным сигнальным знакам в соответствии с Инструкцией по сигнализации на
железных дорогах Российской Федерации.
18. Опускают токоприемники на электрифицированных участках постоянного тока
перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в
одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава
с поднятыми токоприемниками, по сигнальным световым указателям «Опустить
токоприемник» в порядке, предусмотренном Инструкцией по сигнализации на
железных дорогах Российской Федерации.
19. Порядок опускания и подъема токоприемников электроподвижного состава при
проследовании токораздела устанавливается в соответствии с Инструкцией по
сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
20. В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего
проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работники
дистанции электроснабжения или другой службы подают ручной сигнал «Опустить
токоприемник». Подают ручной сигнал, а также оповестительный (машинист
электровоза), проследуют место повреждения контактной сети, поднимают
токоприемники в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах
Российской Федерации.
21. При наличии на контактных проводах и токоприемниках инея, изморози и
гололеда локомотивные бригады выполняют следующие работы.
21.1. Удаляют гололед (иней, изморозь) с подвижных рам токоприемников во время
длительных стоянок электроподвижного состава периодическим (через каждые 5 — 10
мин) поочередным трехкратным подъемом и опусканием токоприемников при выключенных
силовых и вспомогательных цепях, а также контакторе электроотопления вагонов
пассажирских поездов. Если этими действиями не обеспечивается удаление ледяной
корки с подвижных рам токоприемников, то последние опускают. Дальше их очистку
выполняет локомотивная бригада по разрешению работников района контактной сети
механическим способом — с подъемом на крышу электроподвижного состава и
соблюдением требований охраны труда. Предварительно работники энергетического
хозяйства снимают напряжение с контактной сети и ее заземляют.
21.2. Начинают движение и следуют электровозом с поездом или резервом, а также
выполняют маневры на станциях односекционными и двухсекционными локомотивами
при двух поднятых токоприемниках и на трехсекционных ВЛ80С, ВЛ80Р— при двух
поднятых токоприемниках (первом и третьем по ходу движения). Когда следуют
двойной тягой, общее число поднятых токоприемников не должно превышать трех, из
которых два поднимают на головном электровозе, а на заднем — второй по ходу
движения.
21.3. На ведущем электровозе в сплотке, пересылаемой по участку обращения,
поднимают передний по ходу движения токоприемник.
21.4. Перед отправлением поезда после стоянки 10 мин и более электровоз
отцепляют от состава и очищают контактные провода от гололеда (инея, изморози)
его токоприемниками, проезжая 2 — 3 раза в пределах длины, разрешенной дежурным
по станции, но не менее 30 м. Число рабочих токоприемников во время очистки
контактных проводов должно соответствовать п. 21.2 настоящей инструкции.
21.5. При невозможности использования в работе указанного в п. 21.2 числа
токоприемников получают разрешение энергодиспетчера на движение электровоза.
22. Если очистку контактных проводов от гололеда выполняют с помощью
вибропантографов и пневмобарабанов, последние устанавливают непосредственно на
токоприемники типа Т5-М1 (П-5) грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ10У а также типа
Л-13У1 (ТЛ-13У), Л-1У1-01, П-1У локомотивов ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ80Т и ВЛ60К.
Для очистки контактных проводов от гололеда рекомендуется использовать восьмиосные
электровозы, а также шестиосные (при их наличии в парке депо). Вибропантографы
и пневмобарабаны устанавливают взамен демонтированного полоза на первом по ходу
движения токоприемнике.
23. При стоянке электровозов с поездами на станциях, других раздельных пунктах
и перегонах, а также в ожидании работы, отстое на станциях, пунктах оборота и
на деповских путях с поднятыми токоприемниками при температуре окружающего
воздуха минус 35°С и ниже последние через каждые 5 — 10 мин несколько раз
поочередно опускают и поднимают при обесточенных силовых и вспомогательных
цепях и выключенном контакторе электроотопления вагонов пассажирских поездов.
25. В соответствии с приведенными в настоящей инструкции требованиями, а также
с учетом местных особенностей эксплуатации службы локомотивного хозяйства и
электроснабжения дорог разрабатывают местные инструкции локомотивным бригадам и
работникам районов контактной сети о порядке использования токоприемников
электроподвижного состава для различных условий эксплуатации.
При разработке местных инструкций соблюдают требования правил:
— технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
— по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации
электровозов, тепловозов и мотор-вагонного подвижного состава;
— по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового
подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;
— безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения
автоблокировки железных дорог;
— электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на
электрифицированных железных дорогах.
Учитывают также положения действующих инструкций:
— по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
— по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного
состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских
поездов;
— о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций
электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и
комиссионном их рассмотрении;
— по безопасности для электромонтеров контактной сети;
— по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава;
— по охране труда для локомотивных бригад.
Инструкция о порядке работы
токоприемников электроподвижного состава, утвержденная МПС СССР 31.05.83 г. №
ЦТ/ЦЭ-4134, на железных дорогах Российской Федерации отменяется.
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
9 октября 2001 г. ЦТ-ЦЭ-860
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД И РАБОТНИКОВ
ДИСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ТОКОПРИЕМНИКОВ,
КОНТАКТНОЙ СЕТИ И КОМИССИОННОМ ИХ РАССМОТРЕНИИ
1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения (далее — ЭЧ) по восстановлению в возможно короткий срок движения поездов в случае повреждения или отказа токоприемников электроподвижного состава (далее — ЭПС) или контактной сети. Настоящая Инструкция распространяется на работников служб локомотивного хозяйства, электрификации, перевозок железных дорог, связанных с эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников ЭПС и контактной сети.
2. О каждом случае повреждения или отказа в работе токоприемников электровозов и электропоездов, устройств контактной сети в пути следования или во время стоянки локомотивная бригада по радиосвязи немедленно передает первоначальное сообщение. Такое сообщение передается через дежурного по ближайшей железнодорожной станции (далее — ДСП) поездному диспетчеру по локомотивам отделения железной дороги (далее — ДНЦЛ), а ДНЦЛ — энергодиспетчеру отделения железной дороги (далее — ЭЧЦ).
ЭЧЦ сообщает о случившемся руководству отдела электроснабжения отделения железной дороги, ЭЧ и службы электроснабжения железной дороги, а ДНЦЛ — старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок, руководству локомотивного депо (далее — ТЧ) приписки локомотивной бригады, а также ТЧ приписки локомотива, службы локомотивного хозяйства железной дороги.
Текст сообщения локомотивной бригады должен быть четким, содержать все данные для принятия решения о порядке восстановления движения и соответствовать следующему типовому тексту:
«Перегон, железнодорожная станция ___________, железнодорожный путь N _____, км N _____, пикет N _____, парк, горловина ________, поезд N _____, масса поезда _____ т, локомотив, электропоезд серия _______, N _____, ТЧ приписки ______, дата _______, время _____ час _____ мин ______, фамилия, имя, отчество машиниста ______________, ТЧ приписки локомотивной бригады __________________________.
Характер повреждения (отказа) и его последствия ____________________________________________________________________________.
Предполагаемая или уже известная причина повреждения (отказа) _________________________________________________________________.
Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады ________________________________________________________________».
Примеры сообщения о характере повреждения или отказа:
падение опоры. Препятствие по _____ и _____ железнодорожным путям;
выхлоп воспламеняющихся газов тепловоза, обрыв контактного провода;
обрыв струны контактной сети. Возможен проход ЭПС с опущенными токоприемниками;
обрыв фиксатора контактной сети. Проход с опущенными токоприемниками невозможен;
пережог двух контактных проводов при подъеме токоприемника на стоянке. Причина — короткое замыкание в крышевом оборудовании ЭПС;
пережог контактного провода. Причина — короткое замыкание на открытый люк цистерны;
приварка полоза токоприемника к контактному проводу;
излом токоприемника на воздушной стрелке N ________;
обрыв контактного провода;
наклон опоры контактной сети и завышенный зигзаг контактного провода.
Сообщение машиниста ДСП подтверждает указанием своей фамилии, даты и времени приема. Фамилию ДСП, дату и время приема сообщения машинист записывает в журнал технического состояния локомотива формы ТУ-152. ЭЧЦ организовывает незамедлительный выезд бригады района контактной сети (далее — ЭЧК) на место повреждения токоприемника или контактной сети для осмотра их состояния и по результатам принимает решение о порядке проследования — ЭПС на участке, где было допущено повреждение или отказ.
При отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги или отсутствии связи у ДНЦЛ сообщение о случившемся передает в отделение железной дороги приписки локомотива старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок железной дороги, на которой допущено повреждение (отказ) и в ТЧ приписки локомотива.
При повреждении или отказе токоприемников ЭПС приписки другой железной дороги старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок ставит об этом в известность старшего дежурного помощника начальника оперативно-распорядительного отдела по локомотивам службы перевозок железной дороги приписки локомотива. Последний сообщает о повреждении (отказе) ДНЦЛ, а ДНЦЛ — в ТЧ приписки локомотива.
Начальник железной дороги в соответствии с инструктивным указанием о порядке информации о случаях нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах с учетом организационно-штатной структуры железной дороги вправе устанавливать иной порядок передачи первоначального сообщения о нарушении безопасности движения в соответствующие структурные подразделения железной дороги, отделений железных дорог и соответствующим руководителям с учетом положений правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, иных нормативных актов МПС России.
Порядок передачи первоначального сообщения о повреждениях или отказе токоприемников и контактной сети должен быть установлен в приказе начальника железной дороги (начальников железных дорог, совместно эксплуатирующих ЭПС), издаваемом в соответствии с требованиями инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.
Порядок передачи первоначального сообщения о повреждении или отказе токоприемников, контактной сети изучается со всеми причастными специалистами, а их рабочие места обеспечиваются выписками из настоящей Инструкции, перечнями адресов, номерами телефонов, по которым следует передавать информацию.
3. В случае повреждения токоприемника или контактной сети машинист принимает меры к остановке поезда с применением экстренного торможения, отключает на ЭПС силовые и вспомогательные цепи, контакторы отопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов, опускает токоприемники. При повреждениях контактной сети, угрожающих поломке оставшихся исправных токоприемников, они опускаются. О вынужденной остановке поезда машинист сообщает по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП ближайшей железнодорожной станции.
После остановки ЭПС локомотивная бригада проверяет визуально состояние токоприемников и устройств контактной сети путем прохода вдоль электровоза или электропоезда без подъема на крышу ЭПС. О результатах осмотра машинист сообщает ЭЧЦ через ДСП по ближайшей железнодорожной станции.
Если поврежденный токоприемник находится в пределах габарита и не может в пути следования коснуться контактного провода и крыши ЭПС, машинисту разрешается проследовать до железнодорожной станции назначения или пункта смены локомотива на исправных токоприемниках. Поврежденный токоприемник предварительно отключается от силовой цепи высоковольтным разъединителем (где они предусмотрены конструкцией ЭПС). Кроме того, перекрывается кран подвода воздуха к электропневматическому клапану поврежденного токоприемника.
При необходимости увязки токоприемника, поезд доводится до ближайшей железнодорожной станции, если это не угрожает безопасности движения поездов. В противном случае работа по увязке токоприемника выполняется на месте его повреждения. Увязке подлежит и токоприемник с отсутствующим по каким-либо причинам полозом. Для увязки токоприемника, восстановления поврежденной контактной сети ЭЧЦ организует немедленный выезд на место работников ЭЧК. Работы по осмотру и увязке токоприемника производятся под руководством работника ЭЧК в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети. Работники ЭЧ приступают к восстановительным работам на контактной сети только после получения от ЭЧЦ приказа на производство работ. ЭЧЦ через ДСП или ДНЦЛ уведомляет машиниста о снятии напряжения с контактной сети на месте повреждения. Порядок подъема на крышу ЭПС для осмотра токоприемников должен соответствовать инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети. Машинист совместно с работником ЭЧК увязывает токоприемник после снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ на ЭПС работниками ЭЧК. Заземление контактной сети выполняется в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети.
Работники ЭЧК допускаются на крышу ЭПС только после предъявления машинисту удостоверения на право производства работ на контактной сети. Первым на крышу ЭПС поднимается работник ЭЧК. Ответственным за качество увязки токоприемников и техническое состояние другого крышевого оборудования является машинист. При обнаружении на крыше электровоза поврежденного электрического оборудования (пробой или перекрытие напряжением изоляции), которое невозможно исключить из работы с помощью высоковольтного наружного разъединителя, производится отсоединение гибкого шунта в электрической цепи токоприемника между секциями электровоза. Шунт отсоединяется от секции, у которой электрическая цепь токоприемника (токоприемников при работе электровозов ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85 в составе трех секций) находится под напряжением. Отсоединенный шунт закрепляется. По окончании осмотра и увязки токоприемников, ремонта контактной сети работник ЭЧК снимает заземляющие штанги в присутствии машиниста или его помощника и дает уведомление об этом ЭЧЦ. Поезд после увязки токоприемника доводится до станции назначения или пункта смены локомотива.
Число рабочих токоприемников ЭПС (при отключении от силовой цепи поврежденных токоприемников) должно соответствовать инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации. В случае несоответствия — машинист вызывает вспомогательный локомотив для дальнейшего движения поезда. Необходимость в вызове вспомогательного локомотива машинист ЭПС определяет заранее с тем, чтобы не допустить неоправданную задержку движения поездов. Работы по ремонту контактной сети должны производиться в возможно короткие сроки с применением вариантов ускоренного восстановления контактной сети.
4. При повреждениях контактной сети, позволяющих движение ЭПС с опущенными токоприемниками, машинист сообщает ДНЦЛ, а последний — ЭЧЦ номер железнодорожного пути, километр, номер пикета и номер опор начала и конца поврежденного участка контактной сети. В местах, не допускающих проследование ЭПС с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, а также при производстве плановых ремонтных и строительных работ), работники ЭЧК устанавливают временные сигнальные знаки с отражателями в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования ЭПС с поднятыми токоприемниками, работник ЭЧ (или работник другой службы), обнаруживший это повреждение, подает ручной сигнал «Опустить токоприемник». Машинист опускает токоприемники и проследует место повреждения с выполнением требований, предусмотренных инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
5. При повреждениях контактной сети, токоприемников и другого крышевого оборудования, при которых движение поезда невозможно, машинист действует в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. После закрепления поезда машинист немедленно сообщает о повреждениях токоприемников и контактной сети должностным лицам, указанным в пункте 2 настоящей Инструкции.
ЭЧЦ организует немедленный выезд на место повреждения работников ЭЧК для увязки токоприемников и восстановления контактной сети в соответствии с инструкцией о порядке восстановления поврежденной контактной сети. Число рабочих токоприемников на ЭПС должно соответствовать инструкции о порядке использования токоприемников при различных условиях эксплуатации.
Работники ЭЧК совместно с локомотивной бригадой определяют возможность дальнейшего следования ЭПС и принимают необходимые меры к быстрейшему освобождению перегона и открытию движения поездов с поднятыми или опущенными токоприемниками.
6. В случае возникновения короткого замыкания из-за пробоя или перекрытия электрической дугой изоляции крышевого оборудования ЭПС, вызвавшего срабатывание защиты на тяговой подстанции, машинист сообщает об этом немедленно ДНЦЛ и ЭЧЦ в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей Инструкции. ЭЧЦ принимает безотлагательные меры по осмотру работниками ЭЧК устройств контактной сети, чтобы убедиться в отсутствии возможных поджогов контактных проводов.
7. При снятии напряжения с контактной сети локомотивные бригады и работники ЭЧ выполняют следующие действия:
7.1. В интервале времени до одной минуты включительно (время отводится для проверки состояния устройств контактной сети и токоприемников, включения быстродействующего выключателя (далее — БВ) или масляного выключателя (далее — ВМ) на тяговой подстанции).
В случае повреждения контактной сети или токоприемников машинист действует в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей Инструкции.
При отсутствии повреждения токоприемников и контактной сети движение поезда в фидерной зоне, с которой снималось напряжение с контактной сети, осуществляется по инерции с отключенными тяговыми двигателями, вспомогательными машинами и контактором отопления вагонов пассажирских поездов. Машинист контролирует показание киловольтметра контактной сети. При успешной подаче напряжения в контактную сеть движение поезда возобновляется в тяговом режиме.
7.2. В интервале времени от первой до второй минуты включительно (время отводится для опускания токоприемников на всем ЭПС, с которого снималось напряжение, в случае неуспешной подачи напряжения в контактную сеть с тяговой подстанции).
По истечении одной минуты после снятия напряжения машинисты снимают нагрузку и опускают все токоприемники (на ЭПС, с которого снималось напряжение).
7.3. В интервале времени с 2 до 4 минут после опускания токоприемников на ЭПС (время отводится для проверки исправности устройств электроснабжения и остановки поезда). В этом интервале времени производится: остановка поезда (при условии, что поезд не потребовалось остановить ранее) в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; включается БВ (ВМ) на тяговой подстанции, и подается напряжение в контактную сеть для проверки состояния ее изоляции. Успешное включение БВ (ВМ) свидетельствует об исправном состоянии устройств электроснабжения.
7.4. В интервале времени от 4 до 10 минут после первого снятия напряжения с контактной сети (время отводится для проверки состояния изоляции электрооборудования ЭПС после успешной подачи напряжения в контактную сеть). В этом интервале времени локомотивные бригады приступают по указанию ДНЦЛ на перегонах и ДСП на станциях к поочередному подъему токоприемников на ЭПС. При этом внимательно наблюдают за состоянием токоприемников, другого крышевого электрооборудования, а также за подвагонным высоковольтным оборудованием — для выявления неисправности электрооборудования. При нахождении в фидерной зоне нескольких единиц ЭПС подъем токоприемников ведется на них поочередно на каждой единице ЭПС. При отсутствии видимых неисправностей на ЭПС включаются силовые и вспомогательные цепи, контактор отопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов. При наличии напряжения в контактной сети возобновляется движение в тяговом режиме. Если в это время произойдет отключение БВ (ВМ) на тяговой подстанции, это будет свидетельствовать о наличии короткого замыкания на ЭПС.
ЭЧЦ по истечении 2-х минут с момента указанного отключения повторно включает БВ (ВМ) на тяговой подстанции по телеуправлению или дает приказ об этом дежурному электромеханику подстанции. В случае повторного отключения БВ (ВМ) третье включение осуществляется по истечении 3-х минут (или через 5 минут с момента поочередного подъема токоприемников). Если при этом произойдет вновь отключение БВ (ВМ) на подстанции, подача напряжения в контактную сеть прекращается до получения сообщения с линии от локомотивной бригады об устранении повреждения (отказа) на ЭПС.
При обнаружении неисправности электрооборудования машинист немедленно опускает токоприемники на поврежденном электровозе или электропоезде и уведомляет об этом ДНЦЛ или ЭЧЦ в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей Инструкции.
В зависимости от рода тока, типа электроподвижного состава, местных условий эксплуатации начальнику службы локомотивного хозяйства и начальнику службы электроснабжения разрешается совместно устанавливать иной порядок действий локомотивных бригад, ДСП, ДНЦЛ, ЭЧЦ, ЭЧ, ЭЧК по отысканию повреждений на ЭПС и контактной сети, восстановлению движения поездов в случае снятии напряжения с контактной сети.
8. При питании контактной сети ТЧ отдельным фидером тяговой подстанции его автоматическое повторное включение из работы исключается. После аварийного отключения деповского фидера его включение производится только после сообщения дежурного по ТЧ ЭЧЦ о причине отключения и принятых мерах к недопущению повторного отключения. На электрифицированных железнодорожных путях ТЧ запрещается производить отыскание места повреждения электрооборудования ЭПС поднятием токоприемника на контактную сеть, находящуюся под напряжением. Отыскание места повреждения, а также проверка изоляции силовых цепей ЭПС, находящегося на электрифицированных железнодорожных путях ТЧ, должно производиться измерительными приборами.
9. Если локомотивная бригада обнаружила повреждение контактной сети впереди по пути следования поезда, не позволяющее проследовать поврежденный участок с поднятыми или опущенными токоприемниками, машинист принимает меры к экстренной остановке поезда, опусканию токоприемников и закреплению поезда.
О повреждении контактной сети машинист сообщает машинистам вслед идущих поездов, ДНЦЛ, а ДНЦЛ — ЭЧЦ в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей Инструкции.
При обнаружении повреждения контактной сети на соседнем железнодорожном пути машинист сообщает о случившемся повреждении машинистам поездов, следующим на поврежденный участок, ДНЦЛ, а ДНЦЛ — ЭЧЦ.
ЭЧЦ незамедлительно направляет на место повреждения контактной сети бригаду работников ЭЧК для производства восстановительных работ.
10. Во время движения с появлением ненормального токосъема (сильное искрение между контактной сетью и токоприемниками, отрывы токоприемников вследствие неисправности контактной сети или токоприемников) машинист сообщает об этом ЭЧЦ, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей Инструкции, и производит смену рабочих токоприемников.
ЭЧЦ направляет на место ненормального токосъема работников ЭЧК для проверки ее состояния.
Если ненормальный токосъем происходит в результате образования на контактной сети и токоприемниках гололеда, изморози, инея или повышенных токовых нагрузок машинист поднимает на ЭПС дополнительный токоприемник в соответствии с требованиями инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации.
11. При обнаружении на пункте технического обслуживания локомотивов (далее — ПТОЛ) и в ТЧ ударов, подбоев на токоприемниках, сколов и трещин угольных вставок, отрывов металлокерамических или металлоуглеродистых накладок, следов взаимодействия контактного провода за пределами рабочей части полоза токоприемника мастер ПТОЛ сообщает об этом ЭЧЦ. Особое внимание при этом обращается на однотипные повреждения угольных вставок, накладок полозов, места их расположения на полозе. Об этом делается отметка в специально заведенном журнале с указанием даты, времени, характера нарушения, фамилии ЭЧЦ, которому передано сообщение.
ЭЧЦ немедленно организовывает внеочередной осмотр контактной сети с целью выявления и устранения ее неисправностей и о принятых мерах уведомляет ТЧ.
12. По прибытию ЭПС на станцию или в ТЧ составляется первичный акт произвольной формы в двух экземплярах за подписью машиниста или представителя ТЧ и работника ЭЧК (ЭЧ) с указанием характера повреждения или отказа и причин, вызвавших повреждение или отказ токоприемников или контактной сети. Разрешается при наличии времени составлять первичный акт на месте повреждения или отказа, не допуская при этом неоправданной задержки поездов. В первичном акте указываются фамилия, имя, отчество машиниста и его помощника, данные о месте, дате и времени повреждения или отказа, сведения о поезде (номер, число осей, масса), серия и номер ЭПС, ТЧ приписки ЭПС и ТЧ приписки локомотивной бригады. Подробно излагается, что повреждено на токоприемнике и контактной сети, а также обстоятельства, при которых произошло повреждение (отказ) токоприемников или контактной сети: во время движения, стоянки, отправления; при подъеме или опускании токоприемников; при каком количестве поднятых токоприемников; при каких погодных условиях и другие обстоятельства, а также предполагаемая или уже известная причина повреждения (отказа). При этом недопустимы общие формулировки типа «неправильные действия машиниста», «неисправность электровоза», «неисправность контактной сети» без указания конкретного вида неисправности оборудования, узла, детали и неправильных действий машиниста. Допускается запись: «Причину повреждения установить не удалось».
Представители ТЧ и ЭЧК передают комиссии ТЧ и ЭЧ первичные акты и поврежденные части устройств контактной сети (обрезанные концы пережженного или оборванного контактного провода, фиксаторы, струнки, клеммные зажимы, изоляторы и другие детали) и токоприемников (полозы, угольные вставки или токосъемные накладки, каретки, шарнирные узлы, трубы верхних или нижних рам, опорные изоляторы токоприемников, воздушные полиэтиленовые рукава и другие детали). В акт вносят перечень поврежденных деталей, отобранных для дальнейшего расследования.
13. Расследование повреждений и отказов токоприемников ЭПС, контактной сети в результате неудовлетворительного их взаимодействия проводится комиссией, в которую входят руководители ТЧ и ЭЧ, а также специалисты ТЧ и ЭЧ.
Расследование повреждений и отказов токоприемников осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке расследования и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Расследование случаев повреждений и отказов токоприемников, контактной сети, которые в соответствии с классификацией нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, относятся к особым случаям брака в работе и случаям брака в работе, производится в соответствии с инструкцией о порядке служебного расследования нарушений безопасности в поездной и маневровой работе на железных дорогах и инструкцией о порядке расследования и учета случаев порч, неисправностей, непланового ремонта, повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Если должностные лица, проводившие расследование брака в работе, не пришли к общему мнению в установлении причины повреждения контактной сети или токоприемников, то такие случаи рассматриваются главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги, который в своем заключении принимает решение по отнесению случая брака в работе на ТЧ или ЭЧ.
Расследование случая порчи ЭПС с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде из-за повреждения (отказа) токоприемника (особый случай брака в работе) возглавляет на месте первый заместитель начальника отделения железной дороги.
Если особый случай брака в поездной и маневровой работе произошел из-за повреждения или отказа токоприемников или контактной сети на участке железной дороги, где отсутствует отделение железной дороги, то возглавляет расследование этого случая один из заместителей начальника железной дороги.
14. При выполнении работ по устранению повреждений токоприемников, восстановлению контактной сети должны соблюдаться требования следующих правил и инструкций:
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;
Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог;
Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных путях;
Инструкция о порядке восстановления повреждений контактной сети;
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкция по безопасности для электромонтеров контактной сети;
Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад;
Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава.
Инструкция о порядке действий локомотивных бригад и работников участков энергоснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденная МПС СССР 9 июня 1984 г. N ЦТ/ЦЭ-4202 на территории Российской Федерации не применяется.
Skip to content
В Поездку
Инструкция о порядке применения токоприемников электроподвижного состава
Руководство по эксплуатации электропоезда ЭП3Д
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании электропоезда ЭП3Д, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 14.3 MБ
Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту ЭП3Д
Руководство по техническому обслуживанию содержит перечень работ при ТО и ТР, дана карта смазки электропоезда, присутствует перечень пломбируемого оборудования, аппаратов и приборов. Дополнительно даны руководства по эксплуатации на беззазорное сцепное устройство БСУ-ТМ136 и дверной блок прислонно-сдвижного типа.
Формат материала — pdf. Размер — 2,83 MБ
Руководство по ремонтно-восстановительным работам при ликвидации последствий схода с рельс
Руководство содержит порядок ремонтно-восстановительных работ для электропоездов: ЭД4М, ЭД9М, ЭД9Э, ЭДС1Р, ЭП2Д, рекомендуемые схемы поднятия вагонов, транспортировка вагонов с помощью транспортной лебедки, особенности сцепки вагонов.
Формат материала — pdf. Размер — 550 КБ
Руководство по эксплуатации комплекта дверных блоков прислонно-сдвижного типа электропоезда ЭП2Д
Руководство по эксплуатации дверных блоков содержит их описание, принцип работы, эксплуатационные ограничения, перечень возможных неисправностей, описание технического обслуживания и ремонта, описание текущего ремонта.
Формат материала — pdf. Размер — 10.2 MБ
Руководство по эксплуатации пульта машиниста УПУ
Руководство по эксплуатации универсального пульта управления содержит описание составных частей пульта, их обслуживание и ремонт.
Формат материала — pdf. Размер — 15.7 MБ
Руководство по эксплуатации информационного табло поезда
Руководство по эксплуатации информационного табло поезда содержит описание составных частей табло, их обслуживание и ремонт.
Формат материала — pdf. Размер — 520 КБ
Руководство по эксплуатации комплекта оборудования оповещения и связи
Руководство по эксплуатации комплекта оборудования оповещения и связи содержит описание составных частей, функциональную схему, схему подключения при эксплуатации
Формат материала — pdf. Размер — 419 КБ
Руководство по эксплуатации комплекса технических средств пожарной и охранной сигнализации, оповещения и диагностики КТС-ПОС-ОД
Руководство по эксплуатации комплекта оборудования оповещения и связи содержит описание составных частей, техническое и сервисное обслуживание комплекса, возможные неисправности и методы их устранения.
Формат материала — pdf. Размер — 878 КБ
Руководство по эксплуатации системы видеонаблюдения и регистрации
Руководство по эксплуатации системы видеонаблюдения и регистрации содержит описание составных частей, описание текущего ремонта.
Формат материала — pdf. Размер — 2,1 МБ
Руководство по эксплуатации компрессорных установок КПБ-110, КПБ-50, КПБ-75
Руководство по эксплуатации компрессорных установок содержит описание и принцип работы компрессоров КПБ-110, КПБ-50, КПБ-75, описание их ремонта и технического обслуживания.
Формат материала — pdf. Размер — 1,14 МБ
Руководство по эксплуатации компрессорной установки ВКУ-0,6-ЭП, ВКУ-0,6-ЭП-01
Руководство по эксплуатации компрессорных установок содержит описание и принцип работы компрессоров ВКУ-0,6-ЭП и ВКУ-0,6-ЭП-01, описание их ремонта и технического обслуживания.
Формат материала — pdf. Размер — 1,37 МБ
Руководство по эксплуатации токоприемника АТЛ15-ТЭК 160
Руководство по эксплуатации компрессорных установок содержит описание и принцип работы токоприемников АТЛ15-ТЭК 160, описание их ремонта и технического обслуживания.
Формат материала — pdf. Размер — 1 МБ