Зажигание автомобильных бензиновых двигателей — это процесс образования искр на электродах свечей зажигания, поджигающих смесь в камере сгорания. От момента зажигания напрямую зависят эффективность процесса сгорания топлива, да и работоспособность двигателя в целом, поэтому опережение зажигания должно быть выставлено в самое оптимальное для вашего автомобиля положение. Регулировка опережения зажигания производится при помощи стробоскопа и набора ключей — инструментов, имеющихся в любом автомагазине.
Часть 1: Принцип работы системы зажигания
1.Выясните, требуется ли вашему автомобилю регулировка зажигания. Большинство современных машин оборудовано системами электронного управления зажиганием, не имеющими никаких регулировок. Но для эффективной эксплуатации более старых автомобилей с четырехтактными двигателями требуется периодическая подстройка опережения зажигания, гарантирующая своевременное искрообразование.
— Если во время работы двигателя появились признаки неполадок системы зажигания (например, стук пальцев, детонация или слишком раннее/позднее зажигание), то автомобиль необходимо отвезти к мотористу либо выставить зажигание самостоятельно.
2.Что такое рабочий цикл двигателя. Под четырьмя тактами работы двигателя внутреннего сгорания подразумеваются впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Зажигание происходит на границе тактов сжатия и рабочего хода — в этот момент свеча вырабатывает искру, поджигающую топливную смесь. Энергия, высвободившаяся в результате горения, толкает поршень, который, в свою очередь, вращает коленвал двигателя.
— Свеча должна дать искру в момент, когда поршень, двигаясь в процессе такта сжатия, почти достиг положения, называемого «верхней мертвой точкой» (ВМТ). Со временем момент срабатывания свечи может немного сбиться, уменьшив время эффективного действия искры. Промежуток между воспламенением смеси и достижением ВМТ называется опережением зажигания; его значение определяется по нумерованной шкале, нанесенной на маховик двигателя.
3.Разберитесь в обозначениях угла опережения зажигания. Найдите на передней части маховика шкалу меток; ее нумерация представляет собой ряд цифр, убывающий до ноля, а затем снова возрастающий. Как правило, заводские установки таковы, что когда первый цилиндр находится в ВМТ, видна нулевая отметка. По мере увеличения оборотов двигателя угол опережения зажигания меняется; получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки при помощи стробоскопа.
Цифры на шкале слева от ноля обозначают движение поршня вниз, а справа — соответственно, вверх. Перемещение маховика вправо делает зажигание более ранним, а влево — более поздним.
Часть 2. Проверка угла опережения зажигания
1. Подключите стробоскоп. Подсоедините провода питания стробоскопа к клеммам аккумулятора и прикрепите датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого цилиндра. Для получения более точных инструкций по подключению стробоскопа изучите руководство по эксплуатации своего прибора.
Стробоскоп короткими вспышками освещает шкалу на вращающемся маховике, высвечивая конкретную метку, соответствующую углу опережения зажигания, при котором свеча дает искру. В момент вырабатывания искры датчик посылает сигнал в стробоскоп, который включается и освещает цифру, появившуюся в данный конкретный момент времени.
2. Попросите помощника добавить оборотов. Для проверки угла зажигания и наблюдения за процессом вам потребуется ассистент, который бы нажал на педаль газа, пока вы будете разглядывать шкалу при свете стробоскопа. Ну и, конечно же, предварительно вы должны надежно припарковать свой автомобиль, а в процессе работы — держать руки подальше от движущихся частей двигателя.
3. Направьте свет стробоскопа прямо на маховик и найдите цифру. Несмотря на то, что маховик вращается, вспышки стробоскопа должны четко высветить определенную цифру. Это — значение угла опережения зажигания в градусах. Также запомните положение этой цифры — справа или слева от ноля.
— В процессе увеличения оборотов момент появления искры должен немного измениться. Это нормально, ведь зажигание работает нелинейно, и с увеличением скорости в значение угла опережения зажигания вводится поправка.
— Для определения суммарного угла опережения необходимо раскрутить двигатель хотя бы до 3500 об/мин. Только в таком случае вы добьетесь того, что к начальному значению угла опережения зажигания добавится поправка.
4. Не забудьте про вакуумный регулятор опережения зажигания, если он у вас установлен. Во время работы двигателя вакуумный регулятор вносит поправку в значение угла опережения зажигания, поэтому перед запуском двигателя его нужно отключить. Для этого на заглушенной машине сначала ослабьте болт крепления корпуса трамблера, а затем на время проверки и регулировки угла опережения зажигания снимите с вакуумного регулятора трубку и заткните ее куском материи.
— На малых оборотах вакуумный регулятор вносит в угол опережения зажигания лишь незначительные поправки, потому что в таких условиях мембрана внутри регулятора перемещается на небольшое расстояние.
5. При необходимости отрегулируйте угол опережения зажигания. Теперь, когда вы узнали действующую величину угла опережения зажигания, как понять, нужна ли регулировка? Каждой конкретной модели автомобиля соответствует свой угол опережения зажигания; это зависит от типа двигателя, года выпуска, трансмиссии и многих других параметров. Чтобы понять, требуется ли дополнительная регулировка угла опережения зажигания, выясните паспортное значение этого параметра для своего автомобиля и, сравнив это число с полученным значением, при необходимости проведите настройку.
— Если вы не знаете требуемого угла зажигания, то обратитесь за помощью к автомеханику или работнику автомагазина, чтобы они поискали по своим справочникам значение этого параметра для вашего автомобиля.
Часть 3: Регулировка угла опережения зажигания
1 Ослабьте болт крепления корпуса распределителя зажигания (трамблера), чтобы его можно было свободно вращать. Для регулировки угла опережения зажигания вам нужно будет поворачивать трамблер в том или другом направлении, в зависимости от того, потребуется ли вам более раннее или более позднее зажигание.
— Если бегунок вращается по часовой стрелке, то при повороте корпуса трамблера против часовой стрелки вы устанавливаете более раннее зажигание, и наоборот. Возможно, прежде чем вы разберетесь, придется немного повозиться; тут и пригодятся помощники: один будет газовать, другой — проверять метку, а третий — крутить трамблер.
2 Пока двигатель работает на повышенных оборотах, проведите настройку. Плотно возьмитесь за корпус трамблера и начните медленно его вращать в одну или другую сторону. Продолжайте настройку, пока метка не окажется в правильной позиции. Вращая трамблер и периодически перепроверяя положение метки при помощи стробоскопа, добейтесь требуемой настройки. Когда это произойдет, зафиксируйте трамблер, затянув крепежный винт.
3 Если настройка угла вызывает затруднения, то установите трамблер «на глаз», в положение 34°.36°. Характеристики типичного двигателя Шевроле «смол-блок» таковы, что для максимальной производительности при 3500 об/мин зажигание должно быть выставлено в указанных пределах; такой угол опережения зажигания обеспечивает наиболее стабильную работу двигателя.[3]
— После установки угла зажигания «на глаз» нелишним будет затем отпустить газ, дождаться, пока установятся обороты холостого хода и еще раз перепроверить угол опережения зажигания, чтобы узнать, какова метка оптимального угла зажигания на холостом ходу.
4 После успешного окончания регулировки угла опережения зажигания затяните крепежный винт трамблера.
Советы
— При проведении любых работ с автомобилем всегда имеет смысл очищать снятые детали и перед обратной установкой производить их дефектовку.
— Хорошенько очистите шкалу, нанесенную на маховик, и для облегчения считывания наметьте белым или желтым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
— Не забывайте, что вы работаете под открытым капотом своего автомобиля при включенном (или выключенном) двигателе. Предпримите все необходимые меры безопасности, в том числе наденьте защитные перчатки и закрытую обувь, а также не надевайте свободную одежду, которая может быть затянута движущимися частями двигателя.
Предупреждения
— Внутренние детали трамблера находятся под высоким напряжением системы зажигания. В случае неисправности трамблера или свечей попытка отрегулировать зажигание на работающем двигателе может вызвать весьма болезненный удар током.
— Перед проведением работ, связанных со снятием подверженных нагреву частей двигателя, обязательно подождите, пока мотор остынет.
Что вам понадобится
-Руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля
-Набор торцевых головок и ключ-трещотка
-Стробоскоп
-Защитные очки
-Защитные перчатки и закрытая обувь
-Смазка и средство для обезжиривания поверхностей (опционально)
-Бумажные полотенца или тканевые тряпки
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Зажигание автомобильных бензиновых двигателей — это процесс образования искр на электродах свечей зажигания, поджигающих смесь в камере сгорания. От момента зажигания напрямую зависят эффективность процесса сгорания топлива, да и работоспособность двигателя в целом, поэтому опережение зажигания должно быть выставлено в самое оптимальное для вашего автомобиля положение. Регулировка опережения зажигания производится при помощи стробоскопа и набора ключей — инструментов, имеющихся в любом автомагазине.
-
1
Выясните, требуется ли вашему автомобилю регулировка зажигания. Большинство современных машин оборудовано системами электронного управления зажиганием, не имеющими никаких регулировок. Но для эффективной эксплуатации более старых автомобилей с четырехтактными двигателями требуется периодическая подстройка опережения зажигания, гарантирующая своевременное искрообразование.
- Если во время работы двигателя появились признаки неполадок системы зажигания (например, стук пальцев, детонация или слишком раннее/позднее зажигание), то автомобиль необходимо отвезти к мотористу либо выставить зажигание самостоятельно.
-
2
Что такое рабочий цикл двигателя. Под четырьмя тактами работы двигателя внутреннего сгорания подразумеваются впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Зажигание происходит на границе тактов сжатия и рабочего хода — в этот момент свеча вырабатывает искру, поджигающую топливную смесь. Энергия, высвободившаяся в результате горения, толкает поршень, который, в свою очередь, вращает коленвал двигателя.[1]
- Свеча должна дать искру в момент, когда поршень, двигаясь в процессе такта сжатия, почти достиг положения, называемого «верхней мертвой точкой» (ВМТ). Со временем момент срабатывания свечи может немного сбиться, уменьшив время эффективного действия искры. Промежуток между воспламенением смеси и достижением ВМТ называется опережением зажигания; его значение определяется по нумерованной шкале, нанесенной на маховик двигателя.
-
3
Разберитесь в обозначениях угла опережения зажигания. Найдите на передней части маховика шкалу меток; ее нумерация представляет собой ряд цифр, убывающий до ноля, а затем снова возрастающий. Как правило, заводские установки таковы, что когда первый цилиндр находится в ВМТ, видна нулевая отметка. По мере увеличения оборотов двигателя угол опережения зажигания меняется; получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки при помощи стробоскопа.
- Цифры на шкале слева от ноля обозначают движение поршня вниз, а справа — соответственно, вверх. Перемещение маховика вправо делает зажигание более ранним, а влево — более поздним.
Реклама
-
1
Подключите стробоскоп. Подсоедините провода питания стробоскопа к клеммам аккумулятора и прикрепите датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого цилиндра. Для получения более точных инструкций по подключению стробоскопа изучите руководство по эксплуатации своего прибора.
- Стробоскоп короткими вспышками освещает шкалу на вращающемся маховике, высвечивая конкретную метку, соответствующую углу опережения зажигания, при котором свеча дает искру. В момент вырабатывания искры датчик посылает сигнал в стробоскоп, который включается и освещает цифру, появившуюся в данный конкретный момент времени.
-
2
Попросите помощника добавить оборотов. Для проверки угла зажигания и наблюдения за процессом вам потребуется ассистент, который бы нажал на педаль газа, пока вы будете разглядывать шкалу при свете стробоскопа. Ну и, конечно же, предварительно вы должны надежно припарковать свой автомобиль, а в процессе работы — держать руки подальше от движущихся частей двигателя.
-
3
Направьте свет стробоскопа прямо на маховик и найдите цифру. Несмотря на то, что маховик вращается, вспышки стробоскопа должны четко высветить определенную цифру. Это — значение угла опережения зажигания в градусах. Также запомните положение этой цифры — справа или слева от ноля.
- В процессе увеличения оборотов момент появления искры должен немного измениться. Это нормально, ведь зажигание работает нелинейно, и с увеличением скорости в значение угла опережения зажигания вводится поправка.
- Для определения суммарного угла опережения необходимо раскрутить двигатель хотя бы до 3500 об/мин. Только в таком случае вы добьетесь того, что к начальному значению угла опережения зажигания добавится поправка.
-
4
Не забудьте про вакуумный регулятор опережения зажигания, если он у вас установлен. Во время работы двигателя вакуумный регулятор вносит поправку в значение угла опережения зажигания, поэтому перед запуском двигателя его нужно отключить. Для этого на заглушенной машине сначала ослабьте болт крепления корпуса трамблера, а затем на время проверки и регулировки угла опережения зажигания снимите с вакуумного регулятора трубку и заткните ее куском материи.
- На малых оборотах вакуумный регулятор вносит в угол опережения зажигания лишь незначительные поправки, потому что в таких условиях мембрана внутри регулятора перемещается на небольшое расстояние.
-
5
При необходимости отрегулируйте угол опережения зажигания. Теперь, когда вы узнали действующую величину угла опережения зажигания, как понять, нужна ли регулировка? Каждой конкретной модели автомобиля соответствует свой угол опережения зажигания; это зависит от типа двигателя, года выпуска, трансмиссии и многих других параметров. Чтобы понять, требуется ли дополнительная регулировка угла опережения зажигания, выясните паспортное значение этого параметра для своего автомобиля и, сравнив это число с полученным значением, при необходимости проведите настройку.
- Если вы не знаете требуемого угла зажигания, то обратитесь за помощью к автомеханику или работнику автомагазина, чтобы они поискали по своим справочникам значение этого параметра для вашего автомобиля.
Реклама
-
1
Ослабьте болт крепления корпуса распределителя зажигания (трамблера), чтобы его можно было свободно вращать. Для регулировки угла опережения зажигания вам нужно будет поворачивать трамблер в том или другом направлении, в зависимости от того, потребуется ли вам более раннее или более позднее зажигание.
- Если бегунок вращается по часовой стрелке, то при повороте корпуса трамблера против часовой стрелки вы устанавливаете более раннее зажигание, и наоборот. Возможно, прежде чем вы разберетесь, придется немного повозиться; тут и пригодятся помощники: один будет газовать, другой — проверять метку, а третий — крутить трамблер.
-
2
Пока двигатель работает на повышенных оборотах, проведите настройку. Плотно возьмитесь за корпус трамблера и начните медленно его вращать в одну или другую сторону. Продолжайте настройку, пока метка не окажется в правильной позиции. Вращая трамблер и периодически перепроверяя положение метки при помощи стробоскопа, добейтесь требуемой настройки. Когда это произойдет, зафиксируйте трамблер, затянув крепежный винт.[2]
-
3
Если настройка угла вызывает затруднения, то установите трамблер «на глаз», в положение 34°..36°. Характеристики типичного двигателя Шевроле «смол-блок» таковы, что для максимальной производительности при 3500 об/мин зажигание должно быть выставлено в указанных пределах; такой угол опережения зажигания обеспечивает наиболее стабильную работу двигателя.[3]
- После установки угла зажигания «на глаз» нелишним будет затем отпустить газ, дождаться, пока установятся обороты холостого хода и еще раз перепроверить угол опережения зажигания, чтобы узнать, какова метка оптимального угла зажигания на холостом ходу.
-
4
После успешного окончания регулировки угла опережения зажигания затяните крепежный винт трамблера.
Реклама
Советы
- При проведении любых работ с автомобилем всегда имеет смысл очищать снятые детали и перед обратной установкой производить их дефектовку.
- Хорошенько очистите шкалу, нанесенную на маховик, и для облегчения считывания наметьте белым или желтым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
- Не забывайте, что вы работаете под открытым капотом своего автомобиля при включенном (или выключенном) двигателе. Предпримите все необходимые меры безопасности, в том числе наденьте защитные перчатки и закрытую обувь, а также не надевайте свободную одежду, которая может быть затянута движущимися частями двигателя.
Реклама
Предупреждения
- Внутренние детали трамблера находятся под высоким напряжением системы зажигания. В случае неисправности трамблера или свечей попытка отрегулировать зажигание на работающем двигателе может вызвать весьма болезненный удар током.
- Перед проведением работ, связанных со снятием подверженных нагреву частей двигателя, обязательно подождите, пока мотор остынет.
Реклама
Что вам понадобится
- Руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля
- Набор торцевых головок и ключ-трещотка
- Стробоскоп
- Защитные очки
- Защитные перчатки и закрытая обувь
- Смазка и средство для обезжиривания поверхностей (опционально)
- Бумажные полотенца или тканевые тряпки
Об этой статье
Эту страницу просматривали 24 487 раз.
Была ли эта статья полезной?
Система зажигания автомобиля предназначается для воспламенения топлива в цилиндрах бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Каждому автолюбителю полезно знать, как отрегулировать зажигание.
Содержание статьи
- Требования к системе зажигания
- Как правильно выставить зажигание?
- Какое оборудование понадобится?
- Как отрегулировать зажигание самостоятельно?
- Подготовительные работы
- Регулировка зажигания
Требования к системе зажигания
Основные требования перечислены ниже:
- Создание искры в нужном цилиндре, основываясь на порядке работы цилиндров.
- Момент зажигания должен быть своевременным. Искра должна появляться в моменте зажигания в соответствии с оптимальным углом его опережения, зависящего от оборотов двигателя и нагрузки на него.
- Энергия искры должна быть достаточной. Количество такой энергии зависит от состава, температуры и плотности топлива.
- Обеспечение непрерывного функционирования в процессе эксплуатации.
Неисправности в системе зажигания вызывают различные неполадки при запуске и работе двигателя. Поэтому, если вы не знаете, как настроить зажигание, то эти неисправности могут препятствовать включению двигателя. Самыми основными неполадками являются:
- невозможность запуска двигателя;
- неравномерность в работе двигателя или её прекращение;
- детонация, которая вызвана неверным моментом зажигания, зачастую приводящая к преждевременному износу двигателя;
- высокие электромагнитные помехи, вызывающие нарушения в работе электронных систем.
Если вы обнаружили стук, детонацию или слишком позднее зажигание, то его необходимо регулировать. Некоторые современные автомобили сами оповестят вас о такой необходимости.
Как правильно выставить зажигание?
Перед тем, как выставить зажигание, нужно вспомнить, что при проведении любых монтажных работ с автомобилем все снятые детали необходимо очищать от грязи и жира. Также не лишним будет очистить шкалу, а для облегчения считывания показателей — обозначить белым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
Не используйте одежду, которая может застревать между агрегатами под капотом.
Все внутренние детали трамблера содержатся под напряжением системы зажигания. Если трамблер неисправен, то попытка регулировки свечей может привести к поражению электрическим током. В автомобиле должен быть поднят стояночный тормоз для предупреждения его скатывания.
Какое оборудование понадобится?
Полный список необходимого оборудования представлен ниже:
- кривой стартер или храповичный ключ;
- плоская отвёртка, оборудованная широким мощным жалом;
- рожковый ключ 12×13;
- набор разных щупов;
- резиновая конусная пробка;
- свечной ключ;
- руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля от производителя;
- стробоскоп;
- защитные перчатки и закрытая обувь;
- средство для обезжиривания поверхностей и смазка;
- тканевые тряпки и бумажные полотенца.
Как отрегулировать зажигание самостоятельно?
Для корректной работы двигателю необходимо, чтобы в конкретный момент (время доводки поршня до ВМТ) образовывалась искра между электродами свечи зажигания, воспламеняющая топливо до того, как поршень подойдёт к ВМТ, а газ протолкнёт его вниз. Для регулировки этого момента в системе зажигания предусмотрен специальный распределитель, который основывается на бегунке и контактной группе прерывателя. Важнейшими регулировками кулачкового зажигания являются зазор между кулачками прерывателя, угол замкнутого состояния контактов и момент, когда загорается искра.
Подготовительные работы
Перед установкой зажигания убедитесь в том, что соблюдены нижеперечисленные условия:
- Свечи зажигания должны функционировать исправно и быть готовыми к использованию. При наличии масляного нагара можно прибегнуть к прокаливанию. Наждачную бумагу использовать категорически не рекомендуется, так как может быть повреждено специальное напыление. Мелкий абразив после удаления нагара может не попасть туда, куда необходимо. В результате свеча окажется непригодной к дальнейшему использованию. Не старайтесь прокаливать свечу докрасна. Главное — обеспечить выгорание всех масляных отложений. Регулировка зазора свечей должна осуществляться равномерно, руководствуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля. Используйте проволочный щуп.
- Необходимо проверять состояние контактов прерывателя. При наличии следов выгорания металла и коррозии рекомендуется заменить контакты во избежание короткого замыкания. Опытные автолюбители рекомендуют контакты фирмы Beru.
- Конденсатор рекомендуется проверить на заряд и разряд с помощью тестера. Стекание тока должно происходить медленно и плавно. Используйте для этого стрелочный тестер.
- Убедитесь в хорошем контакте провода от катушки зажигания. Проверить саму катушку можно с помощью тестера, манометра или на стенде в автомагазине.
- Катушка зажигания, трамблер и крышка распределителя должны быть очищены. Смело меняйте крышку при наличии на ней нагара.
- Необходимо оценить состояние карбюратора. Если при регулировке он не реагирует, то его необходимо заменить.
- Необходима проверка работоспособности вакуумного опережения зажигания. Перемещение привода должно осуществляться без заедания, стенки трубки должны быть толстыми без трещин и прорывов.
Регулировка зажигания
Далее необходимо приступить к регулировке. Для начала подключайте стробоскоп, подсоединив провода его питания к клеммам аккумулятора. Прикрепляйте датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого из цилиндров. Если данный этап вызывает у вас вопросы — обратитесь к инструкции по эксплуатации. Стробоскоп короткими вспышками будет освещать шкалу, расположенную на вращающемся маховике, высвечивая нужную метку. Эта метка соответствует углу опережения зажигания, при котором свеча вырабатывает необходимую для активации двигателя искру. В тот момент, когда вырабатывается искра, сигнал из датчика поступает в стробоскоп. Прибор при этом включается и освещает числовое значение, возникшее в данный момент времени.
Для работы вам понадобится помощь стороннего человека, имеющего базовые представления о вождении. Попросите его добавить оборотов у двигателя. Когда ваш помощник будет нажимать на педаль газа, вы будете наблюдать на шкалу при свете стробоскопа. Держите руки на отдалении от движущихся частей двигателя. Вообще двигателю перед этим стоит позволить немного остыть.
После этого направляйте свет стробоскопа на маховик и найдите числовое значение. Вспышки стробоскопа должны выхватить это значение, несмотря на вращение маховика. Это числовое значение соответствует углу опережения зажигания в градусах.
Запомните положение этого значения слева и справа от нуля. Момент появления искры несколько изменяется при увеличенных оборотах.
Поскольку зажигание работает нелинейно, то это должно быть в порядке вещей. С увеличением скорости в такой угол вносится поправка. Чтобы определить суммарный угол, необходимо разогнать двигатель хотя бы до 3 500 оборотов в минуту.
Когда двигатель работает, вакуумный регулятор вносит поправки в числовое значение угла опережения зажигания. Обязательно отключите его перед запуском двигателя. Если вы не знаете точное числовое значение оптимального угла опережения зажигания — обратитесь к автомеханику за помощью или загляните в справочник.
Перед регулировкой ослабляйте болт, на котором крепится корпус распределителя для его свободного вращения. Для регулировки угла вращайте трамблер в разных направлениях, чтобы достичь раннего или позднего зажигания.
Более раннее зажигание достигается путём вращения трамблера против часовой стрелки. Бегунок при этом должен вращаться по часовой стрелке. Проведите настройку при повышенных оборотах двигателя, медленно вращая корпус трамблера. Продолжайте вращение до достижения меткой правильной позиции.
После этого произведите фиксацию трамблера, затягивая крепёжный винт. Если настройка не вызовет у вас затруднений, то на глаз устанавливайте трамблер в положение 34, 35 или 36 градусов. Такие пределы зажигания оптимальны для максимальной производительности двигателя.
Можете также узнать об оптимальном угле опережения зажигания на холостом ходу. Обязательно убедитесь, что крепёжный винт трамблера надёжно затянут. Теперь угол опережения зажигания у вашего автомобиля успешно настроен, можно приступать к дальнейшей эксплуатации. Удачи и лёгких дорог!
994 просмотров Нет отзывов »
(Нет пока рейтинга! Проголосуйте, пожалуйста…)
Загрузка…
Перед тем как приступить к работам по обслуживанию системы зажигания, следует ознакомиться с нижеприведенными рекомендациями, обязательность выполнения которых вызвана требованиями безопасности работы или опасностью повреждения системы:
— Во время работы двигателя или включенной системе зажигания нельзя отключать либо дотрагиваться до проводов системы зажигания.
— Все провода системы зажигания, а также измерительные приборы могут подключаться и отключаться только при выключенном зажигании.
Рис. 158. Система выпуска отработавших газов карбюраторного двигателя:
1 — гайка (25 Нм);
2 — выпускной коллектор;
3 — прокладка коллектора;
4 — приемная труба;
5 — гофрированный патрубок;
6 — резиновая подвеска;
7 — передний глушитель;
8 — средний глушитель;
9 — резиновая подвеска;
10 — задний глушитель
— Если на двигатель должно быть подано электропитание без потребности его запуска (например, для замера компрессии), необходимо от распределителя зажигания отключить провод высокого напряжения и замкнуть его на «массу». В случае необходимости его можно нарастить (удлинить).
— Следует избегать пуска двигателя с использованием пускового устройства, так как не все устройства равноценны. Если же используется это устройство, то пуск не должен превышать одной минуты, и при этом напряжение не должно быть больше 16,5 В.
— Во время ремонтных работ необходимо отключить аккумуляторную батарею.
— Автомобиль, у которого неисправна система зажигания, не может двигаться самостоятельно, его следует отбуксировать, предварительно отключив разъем в коммутаторе либо отсоединив провод от зажима 1 катушки зажигания.
— К разъему 1 катушки зажигания нельзя подключать конденсаторы и контрольную лампу-пробник.
— Во время мойки двигателя зажигание должно быть отключено.
— Нельзя заменять бегунок распределителя зажигания бегунком с другой маркировкой.
— Провода высокого напряжения и колпаки свеч должны быть только фирменными.
— Не допускается замена катушки зажигания на катушку другого типа.
Система зажигания вырабатывает в нужный момент времени искру зажигания для каждого цилиндра. Она воспламеняет всосанную воздушно-топливную смесь. В катушке зажигания происходит преобразование напряжения 12 вольт аккумулятора в высокое напряжение 25 000—30 000 В.
Система зажигания содержит:
— распределитель зажигания с прерывателем либо индуктивный датчик в транзисторной системе зажигания;
— катушку зажигания;
— свечи зажигания;
— электронный блок коммутации системы зажигания (системы TZH, VEZ).
Метки: автомобиль, аккумулятор, бегунок, блок, вес, выпуск, газ, гайка, глушитель, датчик, двигатель, зажигание, зажим, замена, запуск, момент, мост, патрубок, подвеска, прибор, провод, прокладка, пуск, разъем, распределитель, ремонт, свечи, система, сход, цилиндр, электро
Задать вопрос, обсудить статью
Регулировка зажигания двигателя своими руками
Как? Регулировка зажигания двигателя – по сути, настройка распределителя. Ее можно осуществить с помощью подходящего оборудования, например контрольной лампочки или стробоскопа.
Какие последствия? Если работы будут проведены некорректно, это чревато повышением расхода топлива, детонацией, появлением проблем с пуском и разгоном и т. п. Но для начала разберемся, что такое зажигание.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Признаки, указывающие на необходимость регулировки зажигания
- Последовательность регулировки
- Полезные советы по регулировке зажигания двигателя
- Особенности регулировки зажигания дизельного двигателя
- Установка угла зажигания дизельного двигателя по меткам
- Подбор правильного угла впрыска дизельного движка
- Опытные автолюбители о секретах регулировки зажигания двигателя
Признаки, указывающие на необходимость регулировки зажигания
Появление на электродах свечей электрической искры, поджигающей топливно-воздушную смесь в камере сгорания бензинового ДВС, коротко называют зажиганием. Очевидно, что эффективность сгорания горючего и, как следствие, коэффициент полезного действия самого двигателя зависят от того, как вовремя будет возникать искра на электродах, а также от массы других параметров работы свечей зажигания. Разберемся в нюансах этого процесса.
Многое в работе двигателя зависит от так называемого опережения – конкретного момента в цикле ДВС, когда на электроды подается напряжение. Так вот, различные неприятности появляются в тот момент, когда зажигание становится поздним или ранним (то есть срабатывает позже или раньше положенного срока).
Если у нас позднее зажигание, то топливо воспламеняется с задержкой и как минимум просто не до конца трансформирует свою потенциальную энергию в кинетическое движение поршня.
Если же воспламенение происходит раньше нужного момента, то это значит, что поршень не успевает достичь верхней мертвой точки. То есть его окончательное поднятие будет осуществляться вопреки действующей на него силе расширения раскаленных газов и за счет полезной работы другого поршня в моторе.
Настройку зажигания у бензиновых моторов обязательно нужно производить при появлении ряда характерных признаков:
- Ухудшение динамики работы мотора.
- Хлопки во время работы.
- Тяжелый пуск, особенно после продолжительной стоянки.
- Перегрев двигателя.
- Увеличение расхода топлива.
- Появление постороннего металлического стука.
- Падение мощности на малых оборотах.
- Не проходящая детонация.
- Повышенная громкость работы (на уровне дизельного двигателя).
Эффекты с первого по пятый свидетельствуют о позднем зажигании, а с шестого по девятый – о раннем. Момент поджига обязательно должен быть выставлен оптимально. И это не только вопрос эффективности работы силового агрегата – если ничего не предпринимать, то мотор может получить тяжелую поломку, и тогда никакими регулировками зажигания двигатель будет уже не наладить.
Последовательность регулировки
Правильным решением является привлечение к регулировке зажигания двигателя специалиста, имеющего необходимую компетенцию, – это залог того, что момент поджига будет пойман четко. Однако настройку можно попытаться осуществить и своими силами.
У классического четырехтактного двигателя внутреннего сгорания рабочим является только один такт – «сгорание» (или «рабочий ход»), которому предшествует «впуск».
Вот на границе этих двух тактов и должна срабатывать свеча зажигания, воспламеняющая сжатую топливно-воздушную смесь. Но сделать это электрическая искра должна именно в момент нахождения поршня в высшей своей точке (ВМТ – верхней мертвой точке). Только тогда сгорающее топливо передаст максимум своего потенциала через поршень коленвалу.
Частота работы современных ДВС – это тысячи оборотов в минуту. Если, к примеру, взять вариант с 6000 об/мин, то это означает, что за секунду происходит 50 срабатываний каждой свечи зажигания.
Вибрации, покрытие электродов свечей нагаром и прочие неблагоприятные воздействующие факторы приводят к тому, что время появления электрической дуги между электродами в процессе эксплуатации начинает изменяться. На тысячные доли секунды, но там много и не надо – ведь в штатном режиме между искрами в данном случае проходит 0,02 секунды.
Временной промежуток между точкой ВМТ и поджигом топливно-воздушной смеси называется опережением зажигания. Значение опережения при этом определяется по шкале, которая нанесена на маховик двигателя.
Что же нужно сделать, чтобы произвести регулировку зажигания карбюраторного двигателя?
- Для начала требуется разобраться в обозначениях угла опережения.
Нужно отсоединить от силового агрегата коробку сцепления (по возможности) и на передней части маховика отыскать шкалу меток. Это цифровой ряд, который сначала убывает до нуля, а потом снова возрастает. Отметки проставлены так, что, когда первый поршень достигает ВМТ, это соответствует нулю на шкале.
При увеличении оборотов двигателя меняется и опережение – подавать напряжение на электроды нужно немного раньше. Соответствие диапазона изменения оборотов изменению опережения зажигания нужно регулярно проверять и проводить настройку с использованием стробоскопа.
Цифровые значения, расположенные справа от нуля, отмеряют движение поршня вниз (при рабочем ходе). Те, что слева, – вверх (при сжатии). Соответственно, выставление опережения на цифру, которая левее, приводит к более раннему зажиганию, а на ту, что правее, – к более позднему.
- Подключение стробоскопа
Стробоскоп – это специализированный электронный инструмент, с помощью которого можно отрегулировать опережение зажигания. И будет лучше, если перед его использованием вы ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации. Для начала сам прибор необходимо подключить к клеммам аккумулятора, а его датчик – к высоковольтному одножильному проводу свечи зажигания в первом цилиндре.
Принцип действия стробоскопа прост: будучи подключенным к кабелю подачи мощности на свечу, он отбирает часть энергии, высвечивая короткой световой вспышкой конкретную метку на шкале вращающегося маховика. Данная метка соответствует определенному углу поворота коленвала, а значит, и момента при движении поршня, когда на свечу подается разряд.
- Увеличение оборотов
Дальнейшую регулировку лучше всего производить вдвоем. Ассистент нужен для того, чтобы регулировать акселератором количество оборотов двигателя, в то время как вы сами будете при вспышках стробоскопа изучать шкалу на маховике. Здесь необходимо напомнить о важности соблюдения правил безопасности – держите руки подальше от вращающихся частей силового агрегата!
- Работа со стробоскопом. Поправка
Несмотря на то что маховик вращается достаточно быстро, чтобы на нем невооруженным глазом можно было разглядеть цифры, во вспышках стробоскопа вы их сможете увидеть вполне отчетливо. Эта цифра – существующее значение угла опережения в градусах. Еще нужно будет постараться определить положение этой цифры: слева или справа от нуля.
Добавляем оборотов – момент появления разряда изменяется. Так и должно быть, ведь работа системы зажигания не линейна, и при увеличении скорости движения автомобиля разряд на свечи начинает подаваться немного раньше. Чтобы определить значение этой поправки, обороты нужно довести хотя бы до значения в 3500-3600 об/мин.
- Работа с вакуумным регулятором опережения зажигания
Именно данный прибор вносит ту самую поправку в опережение зажигания, о которой шла речь выше. При штатном функционировании двигателя вакуумный регулятор выполняет крайне полезную работу: он регулирует время подачи искры так, чтобы сгорающее топливо как можно более полно трансформировало энергию химической реакции в кинетическое движение поршня. И на больших оборотах время для сгорания уменьшается, так вот, регулятор делает так, чтобы предоставить для этого процесса как можно больше миллисекунд.
Сравнение цен актуально на 24.04.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
3 501.99 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
3 923.17 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Однако мы проводим «рамочную» регулировку зажигания, а значит, любые поправки, пусть даже и очень полезные при эксплуатации двигателя, сейчас нам будут только мешать. Следовательно, вакуумный регулятор перед запуском мотора обязательно нужно отключить:
- Ослабляем крепление корпуса трамблера (там всего один болт – вот его и откручиваем).
- Снимаем с вакуумного регулятора трубку и, во избежание загрязнения, обязательно затыкаем ее куском материи.
- Регулировка угла опережения зажигания двигателя
Итак, стробоскоп выявил существующие углы опережения зажигания на разных оборотах. Что же дальше, а вернее, как понять, нужны ли здесь какие-либо корректировочные изменения?
Каждой модели двигателя присуща своя собственная величина опережения зажигания на всех оборотах. Так что перед началом настройки необходимо выяснить паспортное значение данного показателя у своего автомобиля и сравнивать получаемые с помощью стробоскопа цифры именно с ними. (Не лишней будет и предварительная консультация у опытных автомехаников, относительно нюансов настройки – так вы сэкономите время и сможете избежать ошибок).
- Операции с трамблером (устройством распределения зажигания)
За определение момента подачи электрической мощности на каждую конкретную свечу отвечает трамблер. Он устроен достаточно просто: прерыватель-бегунок вращается на оси, которая жестко соединена с коленвалом (с минимально возможным люфтом).
Прерыватель поочередно задевает контакты, входящие в электрическую цепь каждой свечи. В этот момент происходит замыкание цепи, и на электроды соответствующей свечи подается напряжение.
Опережение зажигания регулируется именно поворотом прерывателя-бегунка трамблера относительно его же собственной оси (по или против часовой стрелки, чтобы добиваться опережения или задержки зажигания).
Принцип тут тоже несложный: в случае если бегунок в рабочем режиме вращается по часовой стрелке, то задерживайте сам прерыватель или же проворачивайте корпус трамблера против часовой стрелки – зажигание начнет осуществляться раньше. С регулировкой запаздывания зажигания все с точностью до наоборот.
Возможно, здесь понадобится еще и третий помощник: вы – регулируете трамблер, второй – работает со стробоскопом, а третий – давит на акселератор.
- Процесс настройки
Трамблер проворачивается крайне неохотно. Но вам и не надо его сильно раскручивать. Ослабьте болт крепления и начинайте его медленно поворачивать сначала в одну сторону, а потом в другую. Отмечайте при этом, как будет меняться опережение на маховике (как раз здесь вам и не помешает помощь третьего человека). Добившись в итоге требуемых показателей для вашей модели мотора, затяните крепежный винт – зафиксируйте распределитель зажигания.
- Регулировка зажигания двигателя на глазок.
Опытные автомобилисты способны отрегулировать опережение зажигания на глаз, а точнее, на слух, ориентируясь на звуки работы двигателя. Ну а для неспециалистов в такой ситуации рекомендуется вывести мотор на холостой ход и выставить опережение в положение 34-36°. Ориентируйтесь на плавность и громкость работы ДВС. Чем равномернее работа и тише звуки, тем лучше.
- Проверьте затяжку крепежного винта трамблера.
Полезные советы по регулировке зажигания двигателя
- Любые снимаемые и разбираемые детали перед обратной сборкой всегда подвергайте профилактике: чистке и дефектовке.
- Перед началом работы со стробоскопом тщательно очистите шкалу на маховике. Также сделайте четче центральную метку, которая соответствует ВМТ (используйте для этого маркер).
- Соблюдайте правила безопасности: не прикасайтесь к вращающимся деталям и узлам двигателя; не используйте просторную одежду, которая может зацепиться за такие детали; наденьте плотные перчатки и закрытую обувь.
- Перчатки должны быть не просто плотными, но еще и диэлектрическими. Помните, что на свечи подается просто очень большое напряжение – 18-20 тысяч вольт (в троллейбусной сети напряжение составляет всего 3000 вольт) – при не такой уж и маленькой мощности. Если начать регулировать трамблер незащищенными руками, то электрический ток без проблем пробьет кожные покровы и вы получите сразу несколько болезненных ощущений от череды ударов током.
- И помните, ДВС называется так потому, что в нем при больших температурах сгорает топливо, отчего все вокруг тоже нагревается. Так что перед тем, как что-то снимать или, наоборот, устанавливать, проверьте, насколько деталь или узел успели остыть (во избежание получения ожогов).
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 278.93 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
3 961.39 ₽
Особенности регулировки зажигания дизельного двигателя
Отличие системы зажигания бензинового ДВС от дизельного заключается в том, что у последнего система зажигания как таковая отсутствует полностью! Горючее – солярка – самовоспламеняется от контакта со сжатым до десятка (а в некоторых случаях и до нескольких десятков) атмосфер воздухом в цилиндре. Ведь в результате такого сжатия (в соответствии с законами термодинамики) его температура возрастает до сотен градусов.
Поэтому в дизеле для регулировки момента зажигания двигателя изменяется время впрыска горючего. В нормальном состоянии оно должно подаваться через форсунки четко в тот момент, кода поршень достигает ВМТ. Если ситуация отличается от нормальной, то впрыск может произойти раньше, и тогда расширяющиеся газы от сгорающего топлива станут препятствовать поршню достигнуть ВМТ – поршень будет преодолевать сопротивление этих газов за счет полезной работы другого поршня.
Впрыск также может немного запаздывать, в результате чего сгорающее топливо не полностью передаст свою потенциальную энергию поршню. И в том и в другом случае будет иметь место сбой ритма работы дизельного ДВС с крайне неприятными последствиями.
Регулировка угла впрыска топлива должна осуществляться очень аккуратно и медленно. В противном случае можно сильно повредить силовой агрегат.
Итак, за регулирование процесса воспламенения горючего в дизельном двигателе отвечает вовсе не электрическая часть, а ТНВД – топливный насос высокого давления, работающий в комплексе с форсунками.
Современные высокооборотистые моторы настолько точны и восприимчивы к различным факторам, что разумнее всего доверить регулировку различных систем профессионалам, обратившись в специализированный автосервисный центр. Однако иногда возникают такие обстоятельства, при которых регулировку момента зажигания требуется произвести здесь и сейчас, то есть своими собственными силами. Например:
- если производится замена зубчатого ремня передачи газораспределительного механизма (тут уж без регулировки зажигания никуда);
- если нет возможности установить шкив снятого ранее ТНВД в соответствии со специальными метками.
Перед началом регулировки впрыска у дизеля требуется очистить от масла все метки (а иногда и от загрязнений иного рода). Можно подкрасить существующие риски и цифры с помощью маркеров. Это сильно облегчит последующую установку шкива ТНВД, да и весь процесс регулировки в целом.
Выставлять зажигание на дизеле можно двумя способами:
- по меткам (если они есть);
- опытным путем.
Установка угла зажигания дизельного двигателя по меткам
Регулировку зажигания в случае дизельного двигателя правильнее называть выставлением угла зажигания. Так вот, самостоятельная установка этого угла производится посредством смещения ТНВД. Но такой метод применим только для тех дизелей, у которых механическая топливная аппаратура. Угол регулируется посредством поворота корпуса топливного насоса высокого давления.
Другой вариант связан с поворотом зубчатого шкива распределительного вала по отношению к ступице. (То есть или регулируем момент впрыска топлива, или же момент открытия клапанов). Но последнее возможно только в том случае, если насос и шкив жестко никак не связаны. Алгоритм регулировки таков:
- Потребуется (как и в случае с бензиновым ДВС) подобраться к маховику, для чего при необходимости нужно демонтировать защитный кожух и даже отсоединить (при возможности) коробку сцепления.
- Затем добираемся до стопора на маховике, который опускается в специальную прорезь.
- Проворачиваем маховик вручную или с помощью ключа. Это означает, что поворачивается и коленчатый вал двигателя. Крутим маховик по часовой стрелке до того момента, пока не сработает верхний стопор-фиксатор.
- Далее смотрим на вал привода ТНВД. Если метка на фланце ТНВД совмещается с нулевой меткой на приводе, то значит, шкала на приводной муфте занимает верхнее положение.
- После того как метки совмещены, можно затягивать крепежные болты. Но если установочная шкала на приводной муфте не находится в верхнем положении, значит, поднимаем стопор маховика и проворачиваем вал мотора еще на один оборот и плавно контролируем положение шкалы до совмещения меток.
- После затягивания болтов приводной муфты стопор на маховике нужно поднять, а коленчатый вал повернуть на 90°. После этого стопор нужно разместить в пазу.
- Устанавливаем защиту маховика на место и затягиваем крепежные болты.
После этого включаем мотор и анализируем его работу на холостом ходу. Основными критериями являются громкость работы и ровный ритм. Недопустимы повышенные децибелы, а также рывки и появляющаяся детонация.
Затем анализируем работу в движении (только без излишних нагрузок). Прогреваем дизель в течение 10 минут и оцениваем приемистость. Не должно появляться никаких посторонних звуков или срыва ритма нормальной работы. Еще хорошим индикатором правильной регулировки является цвет выхлопных газов: если впрыск идет с запозданием, то выхлоп будет иметь серый, ближе к черному, оттенок.
Подбор правильного угла впрыска дизельного движка
А теперь разберем, как настроить угол зажигания на дизельном двигателе опытным путем (тоже самостоятельно):
Начинаем манипуляции с ремнем ГРМ
Плавно проворачивайте шкив относительно ремня – буквально по одному зубчику. Каждый раз после установления ремня в новое положение пробуйте завести мотор. Делайте так до тех пор, пока двигатель не только будет с легкостью заводиться, но также обретет равномерность оборотов. Кроме того, должен приглушиться звук его работы.
Густой серый дым является маркером позднего впрыска
Если имеет место такое дымление, то тогда шкив насоса нужно проворачивать по зубчику назад, по направлению вращения, пока выхлоп не станет более прозрачным.
Вращение топливного насоса
Если отрегулировать своевременность воспламенения топлива путем проворачивания шкива не получается, то тогда следует попробовать плавно прокрутить вокруг собственной оси топливный насос высокого давления. Медленно поворачивая корпус насоса, нужно вывести работающий дизель на оптимальный режим – это когда до металлического стука детонации остается совсем немного. Но следует помнить, что детонация крайне негативно воздействует на силовой агрегат, поэтому доводить до нее нельзя.
Еще один способ регулировки подразумевает следующий алгоритм:
- Демонтируем трубку высокого давления форсунки первого цилиндра. Одеваем на нее прозрачный пластиковый шланг и располагаем в вертикальном положении. Это крайне важно для того, чтобы избежать любого, даже не различимого глазом, загрязнения.
- Включаем зажигание и медленно проворачиваем шкив ТНВД.
- Наблюдаем за уровнем топлива в трубке, чтобы выявить его верхнюю границу.
- Делаем отметку на шкиве, когда уровень солярки в трубке станет самым высоким.
- По данным меткам выставляем распределительный и коленчатый валы дизеля.
А затем, как обычно, запуск двигателя. Если по классическим признакам диагностируется ранний или запоздалый впрыск топлива, то настройку следует повторить.
Опытные автолюбители о секретах регулировки зажигания двигателя
Регулировка зажигания для тех, у кого нет слуха
Настройка на слух чревата запоздалым зажиганием. Ориентируйтесь на вибрации, а настройку производите, вращая трамблер. Работа мотора будет становиться размереннее, вибрации меньше, да и звук приятнее. Но вот обороты необязательно должны расти».
Самостоятельная регулировка зажигания – для идейных
Самостоятельно выставлять УОЗ по какой-нибудь точке оборотов (например, 2310 об/мин), разумеется, можно, но крайне трудно. Размечаем шкив, подключаем цифровой тахометр, подключаем стробоскоп, потом запускаем двигатель, составляем график «обороты/УОЗ», сопоставляем с данными инструкции по эксплуатации. В общем, нахождение оптимального режима – это долгий, утомительный процесс, где очень легко наделать ошибок и подвести движок под капитальный ремонт. Намного проще за 4-5 тыс. р. приобрести МПСЗ».
Как отрегулировать зажигание двигателя д240?
«Алгоритм простой, как оглобля!
- Устанавливаем шестерни газораспределительного механизма по меткам и тут же приводим поршень первого цилиндра в ВМТ.
- Устанавливаем ТНВД на место и закрепляем его там. Установить его неправильно невозможно – ошибочному размещению будет препятствовать слепой зуб в старых насосах и 3 смещенных шпильки в новых /240, 242, 245/.
- Откручиваем трубки ТНВД и прокачиваем систему.
- Проворачиваем ТНВД по или против часовой стрелки, пока не появятся признаки солярки в плунжере первого цилиндра (обычно солярка в этом случае «стреляет»).
- Только после этого насос следует довернуть еще на 1,5-2 мм, а далее можно уже плотно закручивать трубки ТНВД.
- Прокачиваем систему еще раз, а дальше – заводим двигатель!!!»
Как на Д-144 (Т-40) выставить зажигание? И как не ошибиться на 180 град.???
Если по порядку, то действуем так:
- Демонтируем крышку клапанов первого цилиндра.
- Устанавливаем коленвал по шкиву на метку Т или НПТ – впрыск.
- Проверяем клапаны первого цилиндра на предмет наличия тепловых зазоров. Если выпускной клапан зажат, то нужно провернуть коленчатый вал на один оборот. Если же у обоих коромысел присутствует зазор, то система зажигания выставлена вполне корректно.
- Снимаем «рябуху» с вала ТНВД. Далее проворачиваем его по часовой стрелке так, чтобы с первой секции топливо стало подниматься с воронки штуцера.
- Фиксируем ТНВД в данном положении и через «многодырник» соединяем его с двигателем.
- Запускаем мотор и оцениваем качество регулировки по следующим объективным показателям: по приемистости в режиме ускорения с холодного хода; при начале движения (трогании автомобиля с места)».
Пых-пых, пум-пум, или стоит ли производить регулировку зажигания двигателя на слух?
«Настраивать на слух можно, но при этом вам потребуется изрядная доля везения и значительный опыт в этом деле. Выставляем двигатель на холостые обороты, а затем отпускаем болт крепления и начинаем проворачивать трамблер. Ловим момент, когда двигатель работает ровно «пых-пых-пых», но при этом, если повернуть распределитель зажигания чуть левее или чуть правее, то начинает сбоить «пум-пум-пум».
Стробоскоп здесь не особо нужен, но возможно, надо будет неоднократно такую процедуру повторить, потому что каждый раз после того, как точка поймана, требуется проверять работу движка на больших оборотах (то есть нужно еще и отмечать получаемые результаты)».
Качественная, неторопливая регулировка опережения зажигания у бензинового двигателя и регулировка угла подачи топлива у дизеля – залог экономичного расходования ресурса силовых агрегатов при наибольших показателях КПД. Конечно, можно производить настройку самостоятельно, используя стробоскоп и опираясь на помощь друзей или коллег, однако разумнее и безопаснее будет прибегнуть к услугам профессионалов.
Содержание статьи
- 1. Требования к системе зажигания
- 2. Как правильно выставить зажигание
- 3. Какое оборудование понадобится?
- 4. Как отрегулировать зажигание самостоятельно
- 4.1. Подготовительные работы
- 4.2. Регулировка зажигания
Требования к системе зажигания
Основные требования перечислены ниже.
- Создание искры в нужном цилиндре, основываясь на порядке работы цилиндров.
- Момент зажигания должен быть своевременным. Искра должна появляться в моменте зажигания в соответствии с оптимальным углом его опережения, зависящего от оборотов двигателя и нагрузки на него.
- Энергия искры должна быть достаточной. Количество такой энергии зависит от состава, температуры и плотности топлива.
- Обеспечение непрерывного функционирования в процессе эксплуатации.
Неисправности в системе зажигания вызывают различные неполадки при запуске и работе двигателя. Поэтому, если вы не знаете, как настроить зажигание, то эти неисправности могут препятствовать включению двигателя.
Самыми основными неполадками являются:
- невозможность запуска двигателя;
- неравномерность в работе двигателя или её прекращение;
- детонация, которая вызвана неверным моментом зажигания, зачастую приводящая к преждевременному износу двигателя;
- высокие электромагнитные помехи, вызывающие нарушения в работе электронных систем.
Если вы обнаружили стук, детонацию или слишком позднее зажигание, то его необходимо регулировать. Некоторые современные автомобили сами оповестят вас о такой необходимости.
Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, что могут означать пропуски зажигания.
Как правильно выставить зажигание
Перед тем, как выставить зажигание, нужно вспомнить, что при проведении любых монтажных работ с автомобилем все снятые детали необходимо очищать от грязи и жира. Также не лишним будет очистить шкалу, а для облегчения считывания показателей — обозначить белым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
Не используйте одежду, которая может застревать между агрегатами под капотом.
Все внутренние детали трамблера содержатся под напряжением системы зажигания. Если трамблер неисправен, то попытка регулировки свечей может привести к поражению электрическим током. В автомобиле должен быть поднят стояночный тормоз для предупреждения его скатывания.
Какое оборудование понадобится?
Полный список необходимого оборудования представлен ниже:
- кривой стартер или храповичный ключ;
- плоская отвёртка, оборудованная широким мощным жалом;
- рожковый ключ 12×13;
- набор разных щупов;
- резиновая конусная пробка;
- свечной ключ;
- руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля от производителя;
- стробоскоп;
- защитные перчатки и закрытая обувь;
- средство для обезжиривания поверхностей и смазка;
- тканевые тряпки и бумажные полотенца.
Как отрегулировать зажигание самостоятельно
Для корректной работы двигателю необходимо, чтобы в конкретный момент (время доводки поршня до ВМТ) образовывалась искра между электродами свечи зажигания, воспламеняющая топливо до того, как поршень подойдёт к ВМТ, а газ протолкнёт его вниз.
Для регулировки этого момента в системе зажигания предусмотрен специальный распределитель, который основывается на бегунке и контактной группе прерывателя. Важнейшими регулировками кулачкового зажигания являются зазор между кулачками прерывателя, угол замкнутого состояния контактов и момент, когда загорается искра.
Подготовительные работы
Перед установкой зажигания убедитесь в том, что соблюдены нижеперечисленные условия:
- Свечи зажигания должны функционировать исправно и быть готовыми к использованию. При наличии масляного нагара можно прибегнуть к прокаливанию. Наждачную бумагу использовать категорически не рекомендуется, так как может быть повреждено специальное напыление. Мелкий абразив после удаления нагара может не попасть туда, куда необходимо. В результате свеча окажется непригодной к дальнейшему использованию. Не старайтесь прокаливать свечу докрасна. Главное — обеспечить выгорание всех масляных отложений. Регулировка зазора свечей должна осуществляться равномерно, руководствуясь инструкцией по эксплуатации автомобиля. Используйте проволочный щуп.
- Необходимо проверять состояние контактов прерывателя. При наличии следов выгорания металла и коррозии рекомендуется заменить контакты во избежание короткого замыкания. Опытные автолюбители рекомендуют контакты фирмы Beru.
- Конденсатор рекомендуется проверить на заряд и разряд с помощью тестера. Стекание тока должно происходить медленно и плавно. Используйте для этого стрелочный тестер.
- Убедитесь в хорошем контакте провода от катушки зажигания. Проверить саму катушку можно с помощью тестера, манометра или на стенде в автомагазине (читайте подробнее о том, как проверить катушку зажигания).
- Катушка зажигания, трамблер и крышка распределителя должны быть очищены. Смело меняйте крышку при наличии на ней нагара.
- Необходимо оценить состояние карбюратора. Если при регулировке он не реагирует, то его необходимо заменить.
- Необходима проверка работоспособности вакуумного опережения зажигания. Перемещение привода должно осуществляться без заедания, стенки трубки должны быть толстыми без трещин и прорывов.
Регулировка зажигания
Далее необходимо приступить к регулировке. Для начала подключайте стробоскоп, подсоединив провода его питания к клеммам аккумулятора. Прикрепляйте датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого из цилиндров. Если данный этап вызывает у вас вопросы — обратитесь к инструкции по эксплуатации. Стробоскоп короткими вспышками будет освещать шкалу, расположенную на вращающемся маховике, высвечивая нужную метку. Эта метка соответствует углу опережения зажигания, при котором свеча вырабатывает необходимую для активации двигателя искру. В тот момент, когда вырабатывается искра, сигнал из датчика поступает в стробоскоп. Прибор при этом включается и освещает числовое значение, возникшее в данный момент времени.
Для работы вам понадобится помощь стороннего человека, имеющего базовые представления о вождении. Попросите его добавить оборотов у двигателя. Когда ваш помощник будет нажимать на педаль газа, вы будете наблюдать на шкалу при свете стробоскопа. Держите руки на отдалении от движущихся частей двигателя. Вообще двигателю перед этим стоит позволить немного остыть.
После этого направляйте свет стробоскопа на маховик и найдите числовое значение. Вспышки стробоскопа должны выхватить это значение, несмотря на вращение маховика. Это числовое значение соответствует углу опережения зажигания в градусах.
Запомните положение этого значения слева и справа от нуля. Момент появления искры несколько изменяется при увеличенных оборотах.
Поскольку зажигание работает нелинейно, то это должно быть в порядке вещей. С увеличением скорости в такой угол вносится поправка. Чтобы определить суммарный угол, необходимо разогнать двигатель хотя бы до 3 500 оборотов в минуту.
Когда двигатель работает, вакуумный регулятор вносит поправки в числовое значение угла опережения зажигания. Обязательно отключите его перед запуском двигателя. Если вы не знаете точное числовое значение оптимального угла опережения зажигания — обратитесь к автомеханику за помощью или загляните в справочник.
Перед регулировкой ослабляйте болт, на котором крепится корпус распределителя для его свободного вращения. Для регулировки угла вращайте трамблер в разных направлениях, чтобы достичь раннего или позднего зажигания.
Более раннее зажигание достигается путём вращения трамблера против часовой стрелки. Бегунок при этом должен вращаться по часовой стрелке. Проведите настройку при повышенных оборотах двигателя, медленно вращая корпус трамблера. Продолжайте вращение до достижения меткой правильной позиции.
После этого произведите фиксацию трамблера, затягивая крепёжный винт. Если настройка не вызовет у вас затруднений, то на глаз устанавливайте трамблер в положение 34, 35 или 36 градусов. Такие пределы зажигания оптимальны для максимальной производительности двигателя.
Можете также узнать об оптимальном угле опережения зажигания на холостом ходу. Обязательно убедитесь, что крепёжный винт трамблера надёжно затянут. Теперь угол опережения зажигания у вашего автомобиля успешно настроен, можно приступать к дальнейшей эксплуатации. Удачи и лёгких дорог!
Пожалуйста, оцените этот материал!
Загрузка…