ИНСТРУКЦИИ по работе с программой «Исполнение бюджета»
Активация учётной записи пользователя для работы в программе «WEB-Исполнение»
Закрузка сертификата (кратко)
Настройка электронной подписи в WEB исполнении (подробно)
Руководство пользователя
Уведомление об уточнении выплат
Сведения об обязательствах
Сведения о бюджетной росписи
ПОФ распорядителей
ПОФ учреждений
Выплаты по пп
Просмотр учреждением полученных электронных выписок
Плановые показатели БУ/АУ
Организация бюджетного учета исполнения бюджета представляет собой сложный многоступенчатый процесс. В нем участвуют распорядители, получатели бюджетных средств и Казначейство. Но задача заказчика сводится к минимуму: ему необходимо проводить закупки, регистрировать контракты и платить поставщикам. Разбираемся, как учитывать исполнение бюджета.
Как организован учет исполнения бюджета
Нормативно порядок учета операций по исполнению бюджета, регистрации бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств регулируется Приказом Минфина № 258н от 30.10.2020. В процессе исполнения бюджета участвуют:
- администраторы — те, кто управляет бюджетными средствами;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств — те, кто выделяет деньги и доводят их до получателей;
- получатели средств бюджета — бюджетники, казенные и автономные учреждения, организации и ИП — производители товаров, работ, услуг, которых финансируют из бюджета;
- финансовые органы, Казначейство — те, кто контролирует исполнение бюджета и санкционирует расходы.
ВАЖНО!
Заказчики — всегда получатели бюджетных средств (ПБС). Но распорядители и главные распорядители тоже получают деньги из бюджета на закупки. Тогда они автоматически становятся ПБС и заказчиками.
Суть процесса такова: администраторы работают с информацией о бюджете и перераспределяют финансовые потоки, руководствуясь действующим законодательством. Например, закон о бюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. — № 466-ФЗ от 05.12.2022. Законодательный акт ежегодно обновляют.
Распорядители бюджетных средств (часто это учредители бюджетных организаций-заказчиков) получают информацию о потребностях подведомственных учреждений в финансировании. Они изучают экономическую обоснованность запроса и выделяют деньги для работы в текущем финансовом году.
Получатели тратят деньги на зарплату, налоги, закупки — это финансово-хозяйственная деятельность учреждения. Порядок исполнения бюджета на текущий год и двухлетний плановый период отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности. Кроме бюджетных средств, в ПФХД включают и внебюджет — доходы от платных услуг организации.
После того как заказчику утвердили лимиты и довели финансирование, он проводит закупки. По итогам торговых процедур заключаются контракты. После поставки товаров, работ, услуг заказчик рассчитывается с поставщиком и фактически исполняет выделенный бюджет, оплачивая контракт.
Исполнение и оплату госконтрактов контролирует Федеральное казначейство. Документы, подтверждающие исполнение, и заявки на кассовый расход заказчик передает в ТОФК — территориальный отдел Федерального казначейства, в котором у него открыт лицевой счет. Казначеи проверяют исполнительные документы, сверяют лимиты (финансирование) и, если все в порядке, санкционируют платеж (Приказ Минфина № 226н от 13.12.2017). В результате поставщик получает деньги за выполненную работу.
ВАЖНО!
Для контрактов с определенной стоимостью, которые заключены за счет целевых денег федерального или регионального бюджета, проводится обычное или расширенное казначейское сопровождение (Постановление Правительства № 2024 от 24.11.2021). Это форма дополнительного контроля: казначеи следят, чтобы не было растрат и нецелевого исполнения бюджета.
Учетом исполнения бюджета каждый участник бюджетного процесса занимается в пределах собственной компетенции. Заказчики передают казначеям сведения о заключенных контрактах, а специалисты ведомства вносят их в реестр контрактов в Единой информационной системе.
Кроме того, подведомственным организациям надо постоянно отчитываться об исполнении бюджета перед РБС и ГРБС. Многие распорядители требуют ежемесячный отчет об исполнении, такую форму они утверждают на локальном уровне. А каждый квартал и по итогам года надо подавать унифицированные формы об исполнении ПФХД — формы 0503737, 0503738, 0503760 и другие (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).
Как исполнять бюджет для госзакупок
Закупки за счет бюджетных средств проводятся в рамках Федеральной контрактной системы. Все заказчики работают по двум основным документам — ПФХД и плану-графику закупок. Сначала доведенное финансирование распределяют в плане финансово-хозяйственной деятельности. Затем, в течение 10 дней после утверждения ПФХД, заказчики формируют планы-графики закупок и размещают их в ЕИС (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ).
ВАЖНО!
Проводить закупки без выделенного финансирования и опубликованного плана-графика запрещено.
После проведения закупок для организации учета исполнения бюджета заказчики регистрируют бюджетные обязательства — БО (разд. II порядка № 258н). Регистрацией занимается ТОФК по документам-основаниям, полученным от заказчика. Документы-основания — это госконтракты, дополнительные соглашения, договоры. Для учета или изменения БО заказчики формируют сведения о бюджетном обязательстве и направляют его в ТОФК в электронном виде.
Когда заказчик оплачивает поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, он формирует заявку на кассовый расход с реквизитами поставщика для распоряжения о совершении казначейскими платежами (аналог платежного поручения). В этом случае для исполнения бюджета на учет ставят денежное обязательство (разд. IV порядка № 258н).
Заказчик формирует сведения о денежном обязательстве не позднее рабочего дня после дня возникновения денежного обязательства (подписания документа приемки), после:
- подтверждения поставки товаров, работ, услуг по уже проведенным платежам, которые требуют подтверждения, в том числе и по 100% авансированию;
- исполнения денежного обязательства на основании документа о электронной приемке из ЕИС — одним распоряжением о казначейских платежах, а его сумма равна сумме денежного обязательства, которое ставят на учет.
Если денежное обязательство ставят на учет на основании документа о приемке по госконтракту, который сформировали и подписали без ЕИС, сведения о денежном обязательстве оформляют не позднее рабочего дня после дня проведения проверки на соответствие информации из ДО реестру контрактов.
Казначеи проверяют ДО, и если все соответствует, они санкционируют платеж. Деньги переводят в банк поставщика. А заказчик фактически исполняет бюджет. Следующий шаг — отражение обязательств в бухучете.
Как учитывать операции по исполнению бюджета
Для исполнения государственного бюджета бюджетный учет обязателен: все факты хозяйственной жизни, которые возникают в процессе и в результате реализации госконтрактов по 44-ФЗ, надо отражать в бухучете (письмо Минфина № 02-06-07/110108 от 11.11.2022).
Основные правила и методы бухучета для бюджетников описаны:
- в Федеральном законе о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011;
- СГС «Концептуальные основы» (Приказ Минфина № 256н от 31.12.2016);
- инструкции № 157н;
- инструкциях № 162н для казенных учреждений, № 174н для бюджетных учреждений, № 183н для автономных учреждений;
- других федеральных стандартах учета для госсектора.
Записи в регистры бухучета заказчики вносят по мере совершения операций и принятия к учету первичных или сводных документов — не позднее следующего дня после получения таких документов, в том числе и электронного актирования (п. 11 инструкции № 157н).
Поступление товаров, результаты выполненных работ и факт оказания услуг отражают в бухучете по первичным документам — товарным накладным, актам, другим отгрузочным регистрам. Бухгалтерские записи формируют на дату поступления нефинансовых активов или на последнюю дату периода оказания услуг. Общая проводка для бюджетных заказчиков — Дт 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» Кт 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Приемка товаров, работ, услуг проводится в порядке и в сроки, прописанные в контракте (п. 7 ст. 94 44-ФЗ). Заказчик подписывает документ приемки или направляет поставщику мотивированный отказ от подписания. Если контракт заключили по результатам электронных процедур, проводится электроприемка — приемочные документы формируются, подписываются и направляются в ЕИС (п. 13 ст. 94 44-ФЗ).
Документы приемки являются основанием для формирования денежного обязательства. Как только заказчик подписывает приемочный документ, возникает обязанность оплаты по госконтракту.
Порядок отражения операций принятия и исполнения обязательств по госконтракту для бюджетных и автономных заказчиков показали в таблице.
Проводка | Содержание операции |
---|---|
Дт 0 504 10 ххх Кт 0 506 10 ххх | Утвердили плановые назначения на принятие расходных обязательств по ПФХД |
Дт 0 506 10 ххх Кт 0 502 17 ххх | Поставили на учет принимаемые обязательства при публикации извещения по конкурентной закупке — в размере НМЦК |
Заключаем госконтракт — ставим обязательства на учет |
|
Дт 0 502 17 ххх Кт 0 502 11 ххх | Приняли обязательства — на сумму госконтракта, заключенного по итогам конкурентных процедур |
Дт 0 502 17 ххх Кт 0 506 10 ххх | Скорректировали принимаемые обязательства — на сумму экономии, образовавшейся по результатам закупки |
Исполняем условие контракта об авансировании |
|
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Приняли денежное обязательство — на сумму аванса |
Дт 0 206 хх 56х Кт 0 201 11 610
забалансовый счет 18 |
Перечислили аванс — подготовили распоряжение о совершении казначейского платежа |
Отражаем поставку товаров, работ, услуг |
|
Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх | Отразили поставку товаров по документу о поставке |
Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх | Отразили поставку товаров по документу о поставке |
Дт 0 106 хх 3хх 0 401 20 2хх 0 109 хх 2хх Кт 0 401 60 ххх |
Отразили результаты работ по акту выполненных работ |
Принимаем и оплачиваем товары, работы, услуги — ставим на учет денежное обязательство |
|
Дт 0 401 60 ххх Кт 0 302 хх 73х | Подписали документ о приемке в ЕИС |
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Поставили на учет денежное обязательство |
Дт 0 302 хх 83х Кт 0 206 хх 66х | Окончательно рассчитались с поставщиком и зачли ранее перечисленный аванс |
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх | Скорректировали денежное обязательство текущего года на сумму перечисленного аванса поставщику — методом «красное сторно» |
Еще по теме:
- казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета;
- Минфин и Казначейство выпустили письмо о реализации изменений в Бюджетный кодекс;
- как применяются на практике изменения в правилах исполнения бюджета.
Об авторе этой статьи
- Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Составление, утверждение и доведение сводной бюджетной росписи
Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
При составлении и ведении сводной бюджетной росписи бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Составление, утверждение и доведение бюджетной росписи
Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (ст.6 БК РФ).
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (ст.219.1 БК РФ).
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст.190 и 191 БК РФ.
В случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) (ст.226.1 БК РФ).
Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6 БК РФ).
Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (гражданско-правовые обязательства) или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (публичные нормативные обязательства).
Подтверждение денежных обязательств
Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст.6 БК РФ).
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Составление, утверждение и доведение сводной бюджетной росписи
Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
При составлении и ведении сводной бюджетной росписи бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Составление, утверждение и доведение бюджетной росписи
Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (ст.6 БК РФ).
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (ст.219.1 БК РФ).
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст.190 и 191 БК РФ.
В случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) (ст.226.1 БК РФ).
Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6 БК РФ).
Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (гражданско-правовые обязательства) или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (публичные нормативные обязательства).
Подтверждение денежных обязательств
Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст.6 БК РФ).
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
«Электронный бюджет» помогает повысить качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами. Программа используется в управлении общественными финансами. Она разработана для увеличения открытости и прозрачности основной деятельности государственных органов. Далее расскажем о возможностях сервиса, уточним как работать в «Электронном бюджете», дадим пошаговую инструкцию.
Из чего состоит система «Электронного бюджета»
В систему «Электронного бюджета» входят более мелкие подсистемы, обеспечивающие планирование и учёт различных бюджетных операций:
- управление расходами и доходами;
- регулирование закупочной деятельности;
- оплата труда;
- учёт и отчётность;
- управление денежными потоками;
- планирование и формирование бюджета;
- управление государственным долгом;
- операции с финансовых и нефинансовых активов;
- обеспечение информационными ресурсами;
- ведение нормативной справочной информации;
- деятельность в сфере национальных проектов;
- операции финансового контроля.
Доступ к сервису «Электронный бюджет» предоставляется на портале www.budget.gov.ru. Для этого нужно войти в систему, используя логин, пароль и сертификат ЭЦП.
Какие возможности предоставляет сервис
Большинство функций портала находятся в разделе «Данные и сервисы». Сервис предоставляет следующие возможности:
- конструктор данных: доходы, расходы, финансовый менеджмент, государственные долги и т.д.;
- калькуляторы: расчёт налога на доходы физических лиц, налоговые вычеты, пособия по беременности и родам, расходы на энергосбережение, семейные расходы;
- федеральные, региональные и местные опросы;
- открытые данные о бюджетном процессе в РФ для последующего использования и обработки всеми желающими.
В системе можно управлять доходами и расходами, вести бюджетное планирование, осуществлять финансовый контроль и работать с закупками. Далее расскажем, как работать в «Электронном бюджете».
Пошаговая инструкция
- Опубликуйте приказ о назначении ответственных сотрудников, которые будут выполнять действия в системе и публиковать различные материалы. Каждый назначенный сотрудник должен получить собственный сертификат и ключ электронной цифровой подписи.
- Подготовьте рабочее место и установите программы и драйверы. ПО: драйвер используемого носителя ключевой информации сертификата пользователя, средство создания защищённого TLS-соединения «Континент TLS Клиент», средство электронной подписи «Jinn-Client» и «eXtended Container».
- Направьте заявку на подключение по специализированной унифицированной форме. Она обязательно должна содержать приказ о назначении допущенных к работе в системе сотрудников, файлы с сертификатами цифровых подписей, согласия работников на обработку персональной информации, доверенность одобренной Минфином формы (письмо Минфина № 21-03-04/35490).
- После того, как территориальный орган Федерального казначейства проверит пакет документов, установите на компьютере средство криптографической защиты и зарегистрируйте новых пользователей.
- Установите новые сертификаты электронных цифровых подписей (ЭЦП) и введите данные ответственных сотрудников в систему, затем распределите роли каждого исполнителя.
- Установите корневой сертификат Минфина, по которому вы сможете осуществлять вход в систему (сайт www.roskazna.gov.ru — ГИС — Удостоверяющий центр — корневые сертификаты).
Для работы в «Электронном бюджете» потребуется квалифицированная электронная подпись. Получить её можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. Их перечень полный представлен в соответствующем разделе на портале Минцифры РФ.
03.07.23 | Москва
Смотрите также:
- Обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ
- Новые правила расчёта и приёма платежей за коммунальные услуги: что изменилось с 1 сентября 2022
- Как оптимизировать документооборот с помощью СЭД?
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Загрузка данных из «WEB-Исполнение» в «1С: Бухгалтерия государственного учреждения»– это отличный способ сэкономить время и не дублировать документы в двух разных системах вручную. Достаточно выгрузить данные из «WEB-Исполнение» и загрузить их в 1С:БГУ.
Какие данные можно загрузить уже сейчас:
-
Платежные поручения;
-
Кассовые поступления;
-
Бюджетные обязательства и договоры.
Планируется в новых релизах обработки:
- Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования.
Эта дополнительная обработка подходит для разных версий «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» (как для первой редакции, так и для второй). А ее подключение в Вашу базу займет всего пару минут. Дополнительно обработка оснащена справкой (кнопка F1), позволяющей в любой момент обратиться к правилам заполнения полей для корректной загрузки документов.
В «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 1»:
Главное меню: Сервис/Дополнительные отчеты и обработки/Дополнительные внешние обработки/
Добавляем файл обработки:
Обработка появится в открытом списке дополнительных внешних обработок, откуда ее удобно запускать при загрузке данных (двойной клик).
В «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2»:
Администрирование / Печатные формы, отчеты и обработки:
Установить галочку «Дополнительные отчеты и обработки» (если не установлена)/ «Дополнительные отчеты и обработки»:
Добавляем из файла / Соглашаемся с предупреждением безопасности – «Продолжить»:
Выбираем файл:
Нажимаем на ссылку «Не определено» рядом с надписью «Размещение» и отмечаем раздел, где будет отражаться обработка/ ОК:
Переходим в раздел «Денежные средства» / «Дополнительные обработки»:
«Настроить список» и отмечаем галочкой «Загрузка из Web-исполнение (ИнфоСофт)»/ ОК.
Теперь будет удобно запускать из раздела «Денежные средства».
Рассмотрим простой процесс загрузки данных подробнее на примере платежных поручений.
1. Экспорт данных из «WEB-Исполнение»
В подгруппе документов «Казначейство» / «Выплаты по п/п» отображается список платежных поручений. Выделяем платежные поручения и нажимаем «Экспорт» — «Выгрузить с дополнительной БК». При этом создается текстовый файл.
Подпишитесь на дайджест!
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.
2. Импорт данных в 1С: БГУ
2.1 Для «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 1»
Запускаем обработку через Сервис/Дополнительные отчеты и обработки/Дополнительные внешние обработки:
Выбираем файл и заполняем поля:
-
«КФО по умолчанию» — будет проставляться только если не получится определить КФО по типу средств;
-
«Лицевой счет для БО» — заполнится в поле «Лицевой счет» при загрузке БО. Если не указан, то в загруженных БО поле остается пустым;
-
Проверьте, заполнено ли в справочнике «Учреждения» поле «Учетный номер» для организации, т.к. загрузка бюджетных обязательств происходит именно по учетному номеру организации. Если номер не заполнен, то поле «Учреждение» останется пустым в загруженном документе.
Нажимаем кнопку «Прочитать файл». Автоматически заполняется данными для загрузки табличная часть обработки, в которой можно пометить документы для загрузки. Нажимаем «Загрузить документы».
2.2 Для «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2»
Запускаем обработку через Денежные средства/Дополнительные обработки/ «Загрузка из Web-исполнение (Инфософт)»:
Выбираем файл, каталог и первоначальные настройки (на закладке «Настройки»):
-
ИФО — если ведется учет в разрезе ИФО;
-
КФО — будет проставляться только если не получится определить КФО по типу средств;
-
Организация — если не указать значение, то при загрузке ПП, КП, организация определится по ИНН/КПП. Если не указать значение, то при загрузке БО поле «Организация» будет пустым;
-
Номер ПП с датой – поле «Номер» в загруженных документа «Платежное поручение» будет состоять из номера и даты, например: пп №99 от 17.01.2022 в БГУ загрузится с номером 01170099;
-
«Лицевой счет для БО» — заполнится в поле «Лицевой счет» при загрузке БО. Если не указан, то в загруженных БО поле остается пустым;
-
Проверьте, заполнено ли в справочнике «Организации» поле «Учетный номер» для организации, т.к загрузка бюджетных обязательств происходит именно по учетному номеру организации. Если номер не заполнен, то поле «Организация» останется пустым в загруженном документе.
Если нужно загрузить несколько файлов, тогда нажимаем «Прочитать каталог». Если загружаем один файл, тогда – «Прочитать файл».
Автоматически заполняется данными для загрузки табличная часть обработки, в которой можно пометить документы для загрузки. Нажимаем «Загрузить документы».
2.3 Особенности настройки лицевого счета
Если настройки лицевого счета в Вашей базе 1С:БГУ выполнены корректно, то чтение и загрузка данных пройдет успешно. В связи с началом действия с 01.01.2021 системы казначейских платежей, изменились платежные реквизиты для лицевых счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений, открытых в ТОФК или финансовом органе субъекта РФ. Проконтролировать корректность настроек лицевого счета можно с помощью статьи сайта ИТС для «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 1».
Для «1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2».
Готово! Документы загружены в «1С: Бухгалтерия государственного учреждения»!
Если у dас возникли сложности с настройками лицевых счетов или какие-либо другие вопросы по ведению учета, настройкам, доработкам в «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», то специалисты Партнерской сети «ИнфоСофт» всегда готовы прийти на помощь.
Также вы можете ознакомиться с частыми вопросами, возникающими у пользователей в процессе использования обработки, в статье «Основные вопросы по работе с загрузкой данных из «Web-исполнение».
Приобретение обработки для загрузки данных из «WEB-Исполнение»:
Условия продажи |
Стоимость |
Тем, кто не приобретал в Партнерской сети «ИнфоСофт» обработку по загрузке документов из АС «УРМ» в «1С:Предприятие 8» |
14 000 руб. |
Тем, кто приобретал в Партнерской сети «ИнфоСофт» обработку по загрузке документов из АС «УРМ» в «1С:Предприятие 8» |
8 000 руб. |
1С:Исполнение бюджета
Программные продукты линейки «1С:Исполнение бюджета» (1С:Исполнение бюджета 8, 1С:Исполнение бюджета 8 ПРОФ) предназначены для комплексной автоматизации процессов планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов субъектов Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских или сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения и государственных внебюджетных фондов.
Программный продукт «1С:Исполнение бюджета 8» разработан в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и инструкций Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, реализует стандартную методологию планирования, санкционирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджета и обеспечивает следующий функционал:
- Формирование проекта бюджета;
- Формирование и уточнение бюджетной росписи по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов;
- Формирование, утверждение, распределение и уточнение лимитов бюджетных обязательств;
- Учет договоров и бюджетных обязательств;
- Выделение, доведение и распределение объемов финансирования расходов и прочих выплат из бюджета;
- Ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;
- Учет кассовых поступлений;
- Санкционирование платежей и управление кассовыми выплатами из бюджета;
- Учет некассовых операций;
- Автоматический бюджетный контроль;
- Комплект регламентированных регистров бюджетного учета;
- Комплект регламентированных отчетов;
- Комплект первичных документов и выходных форм операционного дня казначейства;
- Конструктор аналитических отчетов;
- Ведение государственных заданий (только в версии ПРОФ);
- Ведение целевых программ (только в версии ПРОФ)
- Наличие удаленных клиентских мест распорядителей и получателей средств бюджета по технологии «web-клиент»/«тонкий клиент» (только в версии ПРОФ);
- Электронный обмен с органами Федерального казначейства;
- Электронный обмен с подразделениями расчетной сети Банка России;
- Электронный обмен с распорядителями и получателями средств бюджета.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
Программный продукт «1С:Исполнение бюджета 8» предусматривает различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов:
- С открытием в органе Федерального казначейства лицевого счета (с кодом 02) финансовому (уполномоченному) органу, организующему исполнение бюджета;
- С открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств бюджета;
- С доведением органами Федерального казначейства до главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета объемов финансирования расходов и (или) лимитов бюджетных обязательств;
- С открытием в подразделении расчетной сети Банка России (кредитной организации) текущего счета финансовому (уполномоченному) органу.
«1С:Исполнение бюджета 8» гибко настраивается под индивидуальные особенности кассового обслуживания исполнения любого бюджета.
Централизованное исполнение бюджетов
Программный продукт «1С:Исполнение бюджета 8» позволяет осуществлять централизованное планирование и исполнение нижестоящих бюджетов финансовыми (уполномоченными) органами в одной информационной базе по каждому бюджету в отдельности, с возможностью получения консолидированной отчетности.
Финансовые органы нижестоящих бюджетов также могут исполнять свои бюджеты самостоятельно в единой информационной базе через специализированные полнофункциональные клиентские места, организованные с применением технологии «web-клиент»/«тонкий клиент» (только в версии ПРОФ).
Программный продукт создан на технологической платформе «1С:Предприятие 8», которая обеспечивает высокую гибкость, настраиваемость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладных решений. Подробное описание платформы «1С:Предприятия 8» представлено по адресу http://v8.1c.ru/overview/Platform.htm.
Преимущества использования платформы «1С:Предприятие 8»
Прикладные решения, разработанные на платформе «1С:Предприятие 8», отличает эргономичный интерфейс, развитые средства построения экономической и аналитической отчетности, принципиально новые возможности анализа и поиска информации, высокая масштабируемость и производительность, современные подходы к интеграции, удобство администрирования системы. Все это поднимает решения для бюджетной сферы на новый уровень автоматизации.
«1С:Предприятие 8» поддерживает работу с различными СУБД – файловый режим, MS SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2.
Сервер «1С:Предприятия 8» может функционировать как в среде MS Windows, так и в среде Linux. Это обеспечивает возможность выбора при внедрении архитектуры, на которой будет работать система, и возможность использования открытого программного обеспечения для работы сервера и базы данных.
Эргономичный пользовательский интерфейс
Новый современный дизайн интерфейса обеспечивает легкость освоения прикладных решений для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей:
- значительное ускорение массового ввода информации благодаря функции ввода по строке и эффективному использованию клавиатуры;
- удобные средства работы с большими динамическими списками:
- управление видимостью и порядком колонок,
- настройка отбора и сортировки,
- печать списков;
- максимальное использование доступного пространства экрана для отображения информации,
- механизм стилей оформления.
Конфигурирование
Типовая конфигурация «Исполнение бюджета» реализует наиболее общие схемы планирования и исполнения бюджета и может использоваться в финансовых органах. Для отражения специфики учета конкретного бюджета типовую конфигурацию можно изменить. Программа «1С:Исполнение бюджета 8» имеет режим запуска «Конфигуратор», который обеспечивает:
- настройку системы на различные варианты исполнения бюджета,
- реализацию любой методологии исполнения бюджета,
- организацию любых справочников и документов произвольной структуры,
- настройку внешнего вида форм ввода информации,
- настройку поведения и алгоритмов работы системы в различных ситуациях с помощью встроенного языка,
- широкие оформительские возможности создания печатных форм документов и отчетов с использованием различных шрифтов, рамок, цветов, рисунков,
- возможность наглядного представления информации в виде диаграмм,
- быстрое изменение конфигурации с помощью визуальных средств разработки.
Масштабируемость
Система «1С:Предприятие 8» обеспечивает масштабируемость прикладных решений, начиная от самых простых до многофункциональных. Программа «1С:Исполнение бюджета 8» может использоваться в следующих вариантах:
- однопользовательский – для небольших учреждений или персонального использования;
- файловый – для многопользовательской работы, обеспечивает простоту установки и эксплуатации;
- клиент-серверный вариант работы на основе трехуровневой архитектуры. Обеспечивает надежное хранение и эффективную обработку данных при одновременной работе большого количества пользователей.
Работа с территориально распределенными информационными базами
- неограниченное количество автономно работающих информационных баз,
- полная или частичная синхронизация данных,
- произвольный порядок и способ передачи изменений.
Интеграция с другими системами
Программа «1С:Исполнение бюджета 8» имеет широкие возможности взаимодействия с другими приложениями и обеспечивает:
- загрузку курса валют из Интернета,
- загрузку адресных классификаторов,
- обмен данными с другими приложениями через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы.
Администрирование
Программа «1С:Исполнение бюджета 8» предоставляет удобные инструменты для администрирования:
- настройку прав доступа пользователей на основе механизма ролей, назначение интерфейса и языка пользователя;
- настройку разделения доступа к данным по рабочим местам (ролям) пользователей;
- журнал регистрации действий пользователей и системных событий;
- возможность выгрузки и загрузки информационной базы;
- средства установки и обновления платформы и прикладных решений.
Дополнительные функциональные возможности ПРОФ версии продукта
Продукт «1С:Исполнение бюджета 8 ПРОФ» ориентирован на финансовые органы субъектов Федерации и городов федерального значения, обеспечивает автоматизированное планирование, исполнение бюджета, ведение государственных заданий и целевых программ, включает удаленные места распорядителей и получателей бюджетных средств по технологии «web-клиент»/«тонкий клиент».
Приобретение программного продукта
Приобрести программные продукты линейки «1С:Исполнение бюджета» можно в Центрах компетенции по бюджетному учету (http://www.1c.ru/rus/partners/ckb.jsp), имеющих статус «Партнер 1С:Консалтинг», подтверждающий высокую квалификацию партнера и опыт применения программных продуктов на базе «1С:Предприятие 8» для решения управленческих задач.
По вопросам приобретения программных продуктов линейки «1С:Исполнение бюджета» обращайтесь на budget@1c.ru.
Содержание
- Что такое «Электронный бюджет»
- Подсистемы
- Использование Электронного бюджета
- Подготовительная работа в учреждении.
- Пакет документов.
- Подготовка автоматизированных рабочих мест.
- Заявка на подключение к системе.
- Работа на портале
- Вход и регистрация
- Настройка
- Корневой сертификат электронный бюджет
- Сертификат Континент TLS VPN
- Устанавливаем скаченный Корневой сертификат (квалифицированный) для работы с электронным бюджетом.
- Установка модуля для работы с электронной подписью «Cubesign»
- Подключение и начало работы
- Установка средства электронной подписи «Jinn-Client»
- Установка модуля для работы с электронной подписью «Cubesign»
- Настройка браузера Mozilla Firefox для работы с Электронным бюджетом.
- «Электронный бюджет» Минфина и Федерального казначейства
- Подключение и начало работы
- Заключение.
Что такое «Электронный бюджет»
В постановлении правительства №658 от 30.06.2015 указано, что такое «Электронный бюджет» и для чего он нужен: программа разработана с целью увеличения прозрачности и открытости основной деятельности государственных органов и используется в управлении общественными финансами.
При помощи программы планирования ГИИС «Электронный бюджет» повышается качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами.
Система состоит из нескольких подсистем, направленных на осуществление тех или иных операций в финансовой сфере:
- управление закупками;
- управление кадрами;
- бюджетное планирование;
- управление денежными средствами;
- управление доходами и расходами;
- управление нормативной справочной информацией и проч.
В программе обязаны зарегистрироваться и работать следующие пользователи:
- органы государственной власти и местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды;
- организации, являющиеся участниками бюджетного процесса и финансируемые посредством госбюджета, и юридические лица, получающие денежные средства из бюджета РФ;
- физические и иные лица — участники бюджетного процесса;
- организации, осуществляющие закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ.
Размещение планов-графиков производится при помощи подсистемы «Управление финансами», если заказчиком выступает РФ. Бюджетные заказчики формируют и публикуют планы-графики в ЕИС. Интегрированный «Электронный бюджет» для бюджетных учреждений — это программа, в которой бюджетники дублируют плановую документацию (приказ Минфина №173н от 29.12.2014). Информация о планировании бюджетного заказчика передается в территориальный отдел ФК.
Подсистемы
Система ЭБ состоит из более мелких подсистем. Они обеспечивают планирование, учет различных бюджетных операций:
- управление доходами и расходами;
- планирование и формирование бюджета;
- управление денежными потоками;
- регулирование закупочной деятельности;
- государственный долг и управление им;
- осуществление операций с финансовыми и нефинансовыми активами;
- оплата труда;
- операции финансового контроля;
- учет и отчетность;
- ведение нормативной справочной информации;
- обеспечение информационными ресурсами;
- деятельность в сфере национальных проектов.
Обратите внимание! Автономные и бюджетные организации различных уровней имеют возможность создавать и размещать планы-графики сразу в Единой Электронной Системе, однако всю документацию также следует передавать в органы казначейства и ЭБ.
Представленные документы, согласно закона номер 44, размещаются в подсистеме «Управление финансами».
Использование Электронного бюджета
Государственная информационная система разработана с целью обеспечения прозрачности, открытости и продуктивности функционирования бюджетных процессов. Инициатором и разработчиком выступили специалисты Министерства финансов (Распоряжение Правительства № 1275-р от 20.07.2011). ГИС работает уже несколько лет. Все это время портал расширяет функционал и повышает эффективность управления бюджетными денежными средствами. Вот что такое Электронный бюджет и для чего он нужен:
- Для повышения качественного уровня финансового менеджмента.
- Для совершенствования государственного управления в области бюджета.
- Для взаимосвязи различных бюджетных сфер и процессов — планирования, движения денежных средств (финансовые операции), исполнения бюджета, государственных закупок, кадрового учета, ведения нормативной базы и проч.
Работа на портале строго регламентирована и ведется по правилам, закрепленным в Постановлении Правительства № 658 от 30.06.2015. ГИС — это не открытая система, какой, к примеру, является ЕИС. Чтобы начать работать (планировать расходы, расписывать закупки) в программе, пользователю надлежит зарегистрироваться.
Подготовительная работа в учреждении.
Шаг 1 – определить ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами «Электронного бюджета» и подключение пользователей. Это делается посредством издания документа (письма, доверенности, приказа), оформленного на бланке учреждения и подписанного его руководителем.
Шаг 2 – оформить на лицо, ответственное за техническое обеспечение работы, доверенность на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.
Шаг 3 – получить квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого будущего пользователя информационной системы. Это необходимо для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Требования к форме квалифицированного сертификата утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795.
В сертификате указывается физическое лицо (владелец сертификата), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов или доверенности. Фамилия, имя, отчество, СНИЛС и должность сотрудника, содержащиеся в сертификате, должны совпадать с аналогичными сведениями в заявке на подключение к информационной системе.
Сертификаты, используемые для работы в «Электронном бюджете», можно получить в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию, в том числе в удостоверяющем центре Федерального казначейства (через его территориальный орган).
Шаг 4 – оформить согласие на обработку персональных данных для каждого будущего пользователя информационной системы (образец дан в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786). Согласие должно быть лично подписано каждым сотрудником учреждения, который станет работать в «Электронном бюджете».
Шаг 5 – написать заявку о выдаче СКЗИ. Заявка (ее форма дана в приложении 4 к Письму № 21-03-04/19786) должна быть составлена на бланке письма организации и подписана ее руководителем (иным уполномоченным лицом). Здесь указывается количество лицензионных ключей, которые необходимо получить, – оно должно быть равно количеству пользователей, подключаемых к «Электронному бюджету».
Шаг 6 – распределить полномочия между будущими пользователями «Электронного бюджета». Сотрудники учреждения могут быть наделены следующими полномочиями:
- ввод данных (работник может только формировать и редактировать сформированные документы);
- согласование;
- утверждение;
- просмотр (работник может наделяться этим полномочием, например, в тех случаях, когда документ формируется и утверждается органом-учредителем).
Пакет документов.
Шаг 7 – собрать пакет документов и передать его в орган Федерального казначейства. В этот комплект должны входить:
- приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
- доверенность на получение СКЗИ;
- заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
- согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого пользователя;
- файл действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).
Обычно еще требуется предоставить отдельный пустой съемный носитель информации, на который будут записаны дистрибутивы специального программного обеспечения и документация к ним.
Пакет документов подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.
Шаг 8 – получить специальное программное обеспечение в органе Федерального казначейства, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы. Это тоже должен сделать сотрудник, ответственный за подключение пользователей.
В течение трех рабочих дней с момента подачи комплекта орган казначейства проверяет содержание документов и выносит решение о предоставлении доступа в отношении каждого пользователя. Соответствующее уведомление направляется на имя сотрудника учреждения, ответственного за подключение пользователей, в течение двух рабочих дней с момента предоставления доступа.
Подготовка автоматизированных рабочих мест.
Шаг 9 – обеспечить соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям, перечисленным в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786, в том числе установить и настроить средство криптографической защиты информации. В частности, требования касаются аппаратных характеристик персональных компьютеров, операционных систем, которые можно использовать, программного обеспечения, обязательного к установке.
Кроме того, надо обеспечить информационную безопасность каждого автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к компонентам «Электронного бюджета». Согласно указанному приложению защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех этапах ее обработки.
Заявка на подключение к системе.
Шаг 10 – подать заявку на подключение к системе «Электронный бюджет». Важно, что на этом этапе порядок действий изменился. Если в 2015 – 2016 годах органы власти, подключавшиеся к системе раньше учреждений, вносили такую заявку в общий пакет документов, направляемых в орган Федерального казначейства, то сейчас учреждения избавлены от этой необходимости.
Процедуру подачи заявки в отношении федеральных государственных учреждений Минфин разъяснил в Письме № 21-10-07/65901. В нем сказано, что заявки на регистрацию руководителей ФГУ составляет орган-учредитель и направляет их Минфину в форме электронного документа в информационной системе. Руководители ФГУ, указанные в заявке на регистрацию, подключаются к «Электронному бюджету» не позднее трех рабочих дней с даты получения финансовым ведомством данной заявки – информация об этом направляется на указанный в ней адрес электронной почты.
Как видим, вместо бумажной заявки теперь подается электронная, причем сами руководители ФГУ в этом не участвуют. То же самое касается и учреждений регионального (муниципального) уровня. Как пояснил Минфин в Письме № 21-03-04/75209, в настоящее время руководителям бюджетных и автономных учреждений, включенных в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся его участниками, автоматически предоставлены полномочия по формированию заявок на регистрацию. Информация о предоставлении таких полномочий должна быть направлена на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях названного реестра. Иными словами, руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе «Электронный бюджет», поэтому в их отношении заявки составлять не нужно.
Формировать заявки на регистрацию требуется в отношении остальных сотрудников учреждений, которые будут работать в информационной системе. Данным полномочием как раз и наделены руководители учреждений. Заявки должны составляться в самой системе (в форме электронного документа) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени учреждения.
Отметим, что здесь нужно указать полномочия, которыми наделяется тот или иной сотрудник (ввод данных, согласование, просмотр). Для этого в графе, соответствующей конкретному полномочию, следует сделать отметку. В дальнейшем каждый пользователь должен заходить в систему под именным сертификатом и совершать в ней действия, обусловленные имеющимся объемом прав.
Срок подключения сотрудников прежний – три рабочих дня с даты подачи заявки на регистрацию. Подтверждающая информация направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).
Работа на портале
Система разработана специально для пользователей-бюджетников. Чтобы разово ознакомиться со сведениями и нормативами, нет необходимости проходить процедуру регистрации. А вот для использования полного функционала потребуется осуществить вход по ЭЦП в личный кабинет на официальном сайте Электронного бюджета — такая возможность есть только у зарегистрированных организаций.
Определенные категории бюджетников обязаны работать в ГИС. К таким пользователям относятся:
- органы власти на государственном и муниципальном уровнях;
- получатели бюджетных средств (ПБС);
- государственные внебюджетные фонды;
- все участники бюджетного процесса — юридические и физические лица;
- учреждения, осуществляющие заказы по федеральному закону о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ).
ГИС разработана таким образом, что за каждый раздел отвечает конкретный специалист в организации. Сотрудник финансовой службы (экономист) отвечает за заполнение раздела «Управление финансами». Этот блок формируют только пользователи, работающие по ПФХД. Блок закупочной деятельности ведут все пользователи-бюджетники. Его заполняют специалисты контрактной службы или контрактные управляющие. Органы государственной и муниципальной власти размещают единые и локальные нормативы.
Вход и регистрация
Для нормальной работы с порталом необходимо скачать специализированное программное обеспечение и оборудование. Однако для начала требуется регистрация. Зайти в систему можно по адресу budget.gov.ru. В разделе «Вход» есть форма для регистрации, процесс прост и удобен, разобраться можно довольно быстро.
Настройка
Для начала выполнения действий в системе следует скачать и установить различные сертификаты.
Корневой сертификат электронный бюджет
Создайте папку key в Моих документах, чтобы хранить в этой папке скаченные сертификаты:
На сайте http://roskazna.ru/gis/udostoveryayushhij-centr/kornevye-sertifikaty/ в меню ГИС -> Удостоверяющий центр -> Корневые сертификаты, необходимо скачать «Корневой сертификат (квалифицированный)» (см. рисунок), либо если вами была получена флешка с сертификатами скопируйте их с папки Сертификаты.
Сертификат Континент TLS VPN
Второй сертификат который необходимо скачать, это сертификат Континент TLS VPN. Скачиваем сертификат Континент TLS VPN в папку key, он нам пригодиться позднее, когда будем настраивать программу Континент TLS клиент.
Устанавливаем скаченный Корневой сертификат (квалифицированный) для работы с электронным бюджетом.
В меню ПУСК -> Все программы -> КРИПТО-ПРО -> запустите программу Сертификаты.
Перейдите в пункт Сертификаты как показано на рисунке ниже:
Заходим в меню Действие — Все задачи — Импорт, появится окно Мастер импорта сертификатов — Далее — Обзор — Находим скаченный Корневой сертификат (квалифицированный) в нашем случае он находиться в Моих документах в папке key
Нажимаем Далее — Далее — Готово. На вопрос установить данный сертификат, отвечаем Да.
Если все сделали правильно, то корневой сертификат УЦ Федерального казначейства появиться в папке сертификаты.
Установка модуля для работы с электронной подписью «Cubesign»
Для скачивания подойдет ссылка https://ececp.ru/wp-content/uploads/2016/12/cubesign.msi. Запускается установочный файл cubesign.msi и производится процесс установки.
Подключение и начало работы
Довольно важным этапом является настройка браузера. Для работ в системе идеально подходит браузер Mozilla Firefox.
Когда все необходимые программы и сертификаты будут установлены, процесс работы с ЭБ можно начинать. Для получения полноценного доступа к системе, следует открыть обозреватель Интернета. Например, Mozilla Firefox. Порядок шагов и этапов по настройке выполняется таким образом:
- открывается основное окно браузера;
- в меню Инструменты необходимо нажать на пункт Настройки;
- открыть раздел Дополнительные и нажать на вкладку Сеть;
- в разделе настроек, под названием Соединение, выбрать раздел Настроить;
- откроется окно с параметрами соединения, где требуется выставить «Ручная настройка сервиса прокси»;
- установить значения в строках HTTP-прокси: 127.0.0.1; порт: 8080;
- подтвердить действия;
- в разделе Настройки нажать ОК.
Далее нужно провести непосредственные настройки ЭБ в браузере. Это выполняется таким образом:
- ввести и перейти по ссылке http://lk.budget.gov.ru/udu-webcenter;
- откроется окно, которое запросит выбрать сертификат. Необходимо определить хранилище, в котором он расположен и указать на сам файл;
- если появится запрос, то нужно ввести пароль для закрытой части и подтвердить;
- в случае, если все данные правильно введены, то запустится окно персонального кабинета.
Портал может использоваться в работе, все операции производятся посредством различных пунктов и подпунктов главного меню.
Установка средства электронной подписи «Jinn-Client»
Заходим в папку Jinn-client — CD, запускаем setup.exe
Нажимаем из списка Jinn-Client, запускается установка программы
Не обращаем внимания на ошибку, нажимаем Продолжить, Далее, принимаем соглашение и нажимаем кнопку Далее.
Введите выданный лицензионный ключ
Устанавливаем программу по умолчанию, нажимаем Далее
Нажимаем Далее — Установить.
Завершаем установку, на вопрос о перезагрузке операционной системы отвечаем Нет
Установка модуля для работы с электронной подписью «Cubesign»
Запускаем установочный файл cubesign.msi
Нажимаем Далее — Соглашаемся с условиями лицензионного соглашения — Далее
Оставляем путь по умолчанию — Далее — Установить — Готово.
Настройка браузера Mozilla Firefox для работы с Электронным бюджетом.
1. Откройте меню «Инструменты» и выберите пункт «Настройки».
2. Перейти в раздел «Дополнительные» на вкладку «Сеть»
3. В секции настроек «Соединение» нажать кнопку «Настроить…».
4. В открывшемся окне параметров соединения установить значение
«Ручная настройка сервиса прокси».
5. Задать значения полей HTTP-прокси: 127.0.0.1; Порт: 8080.
6. Нажать кнопку «ОК».
7. В окне «Настройки» нажать кнопку «Ок».
«Электронный бюджет» Минфина и Федерального казначейства
Вот как выполнить вход в личный кабинет на официальном сайте «Электронного бюджета» по ЭЦП — перейти на сайт http://budget.gov.ru/, ввести логин и пароль, подтвердить электронной подписью.
С помощью подсистем Минфина у организаций появляется возможность:
- изучить информацию о заполнении прогнозных форм;
- формировать государственное задание и бюджетные сметы;
- вести бухучет и бюджетный учет учреждений;
- просматривать различные реестры и справочную информацию;
- указать сведения и оформить документацию по процедурам государственного заказа и закупочной деятельности;
- обеспечить информационное взаимодействие;
- создать, сохранить и направить в уполномоченный орган планирование в «Электронном бюджете», исполнение финансирования и проинформировать ведомство о проведении контрольных мероприятий и проч.
В модуле «Электронный бюджет» Федерального казначейства предусмотрены следующие функции:
- ведение сводного реестра УБП и НУБП;
- взаимодействие с официальным сайтом www.bus.gov.ru;
- разработка и ведение различных отраслевых перечней;
- работа с единым порталом бюджетной системы РФ;
- управление закупочной деятельностью;
- ведение учета и составление отчетности;
- управление расходами.
Подключение и начало работы
Регламент закреплен в письмах Минфина о подключении пользователей к государственной системе. В первую очередь в организации необходимо выпустить приказ о назначении ответственных за работу в «ЭБ» лиц, определении сотрудников, уполномоченных на подготовку документации, размещаемой в подсистемах. В приказе утверждают обязанности каждого ответственного работника. Под распоряжением ставятся подписи об ознакомлении каждого сотрудника с содержанием внутриорганизационного документа.
Вот пошаговая инструкция, как работать в электронном бюджете пользователям.
Шаг 1. Произвести полную диагностику и подготовку автоматизированных рабочих мест к работе с ГИИС «ЭБ» в соответствии с системными требованиями.
Шаг 2. Подготовить для каждого исполнителя квалифицированные ключи ЭЦП. Новые ключи получают только для тех, кто ранее не работал в ЕИС. Остальные используют ЭЦП, действующие в Единой информационной системе.
Шаг 3. Установить корневой и промежуточный сертификаты в хранилище компьютера.
Шаг 4. Проверить актуальность версии «КриптоПро CSP» (нужна не ниже 4.0).
Шаг 5. Установить ПО Windows Installer, все необходимые драйверы носителя информации сертификата пользователя, программы «Континент TLS VPN Клиент» и Jinn-Client.
Шаг 6. Установить ПО «eXtended Container» для отображения сертификатов, выданных по ГОСТ 2012.
Шаг 7. Оформить и отправить в ТОФК заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина №21-03-04/61291 от 20.10.2016). К заявке необходимо приложить приказ о назначении ответственных лиц, файлы сертификатов ЭЦП, подписанное каждым ответственным сотрудником согласие на обработку персональных данных, заявку и доверенность на получение СКЗИ по форме, утвержденной Минфином (письмо №21-03-04/35490 от 17.06.2016).
Шаг 8. Дождаться результатов проверки переданного в ТОФК пакета документов с заявкой на подключение и при необходимости внести исправления и дополнения.
Шаг 9. После успешной проверки установить на рабочем месте СКЗИ, зарегистрировать новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и ввести данные ответственных сотрудников в систему «ЭБ» с одновременным определением ролей каждого исполнителя.
Шаг 10. Подключиться к системе «Электронный бюджет», войти в личный кабинет и начать работу в нем.
Чтобы войти в модуль Минфина «Бюджетное планирование», необходимо осуществить вход в личный кабинет «Электронного бюджета» по сертификату пользователя:
Установите корневой сертификат Минфина на персональный компьютер и войдите по сертификату и электронной подписи.
Заключение.
Подключение к «Электронному бюджету» – процесс организационно-технологический. В нем непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо). В свою очередь, самих пользователей системы может быть больше: помимо руководителя в эту группу войдут заместитель руководителя по экономическим вопросам, главный бухгалтер, экономист, специалист по закупкам и другие работники. Все они должны получить для работы в «Электронном бюджете» квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.
После совершения перечисленных действий сотрудникам учреждения останется только подключиться к системе, зарегистрироваться в ней (квалифицированный сертификат конкретного работника будет «привязан» к его учетной записи в системе, кроме того, пользователь будет наделен необходимым объемом прав, установленным в заявке на подключение) и начать работать. Технологическая инструкция по работе с системой (в том числе о настройке рабочих мест), как и руководства пользователя по работе в отдельных подсистемах и модулях, размещены на официальном сайте Минфина.
Источники
- https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-podklyuchitsya-k-sisteme-elektronnyy-byudzhet
- https://ontask.ru/development-finances/elektronnyj-byudzhet.html
- https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/instruktsiya-podklyuchenie-k-gis-elektronnyy-byudzhet
- https://www.audar-urist.ru/articles/210/kak-podklyuchitsya-k-elektronnomu-byudzhetu
- http://www.sppec.ru/admin/instruktsiya-po-nastrojke-elektronnogo-byudzheta/