Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури
ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
(Основы менеджмента: Пер.
с англ.-М.:Дело, 1999. — 800с.)
Уроки американского менеджмента
Предисловие
Часть 1: Элементы организаций и процесса
управления
Глава 1: Организации, менеджеры и успешное
управление
Глава 2: Эволюция управленческой мысли
Глава 3:Внутренняя среда организации
Глава 4: Внешняя среда организации
Глава 5: Социальная ответственность и
этика
Ситуации для анализа
Часть 2: Связующие процессы
Глава 6: Коммуникации
Глава 7: Принятие решений
Глава 8: Модели и методы принятия решений
Ситуации для анализа
Часть 3: Функции управления
Глава 9: Стратегическое планирование
Глава 10: Планирование реализации
стратегии
Глава 11: Организация взаимодействия и
полномочия
Глава 12: Построение организаций
Глава 13: Мотивация
Глава 14: Контроль
Ситуации для анализа
Часть 4: Групповая динамика и руководство
Глава 15: Групповая динамика
Глава 16: Руководство: власть и личное
влияние
Глава 17: Лидерство: стиль, ситуация и
эффективность
Глава 18: Управление конфликтами,
изменениями, стрессами
Ситуации для анализа
Часть 5: Обеспечение эффективности
деятельности организаций
Глава 19: Управление трудовыми ресурсами
Глава 20: Управление производством:
создание операционной системы
Глава 21: Управление производством:
функционирование производственной
системы
Глава 22: Управление производительностью:
комплексный подход
Ситуации для анализа
Глоссарий
ПРЕДИСЛОВИЕ
©ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Общая
задача <Основ менеджмента> — дать
основополагающее представление о
формальных организациях, коммерческих
и некоммерческих, малых и крупных, и об
эффективном управлении ими. Эффективный
руководитель учитывает в своей работе
ситуационные различия и действует с
опережением — предвидя будущее и готовясь
к нему, — а не реагирует задним числом.
Область
менеджмента — столь обширна, что очень
часто во вводных курсах сосредоточиваются
на каком-либо одном концептуальном
подходе, например, процессах управления.
Но мы считаем, что создание вводного
курса на основе единственного узкого
подхода может сослужить обучающимся
плохую службу. Многие преподаватели
менеджмента согласятся, что в течение
ряда лет <Основы менеджмента>
удовлетворяли их потребности и потребности
их учащихся.
В
данном третьем издании книги при
переработке текста мы уделили много
внимания учету замечаний как тех, кто
использовал в работе <Основы менеджмента>,
так и тех, кто этого не делал, — чтобы
более полно удовлетворить их запросы.
Результатом, как мы надеемся, стал текст,
который сохраняет все достоинства,
объясняющие его успех в прошлом, но
который претерпел ряд существенных
изменений, дополнительно улучшающих
<Основы менеджмента> с точки зрения
потребностей и задач базового курса
менеджмента.
Мы
остаемся при том мнении, что эклектический
метод, который объединяет самые полезные,
важные и повсеместно принятые достижения
всех основных школ и направлений,
наиболее соответствует реальности и
лучше всего пригоден для учащихся.
Вместо того, чтобы следовать одной
определенной научной школе при обсуждении
предмета книги, мы подчеркиваем
необходимость рассматривать ситуацию
как целое при принятии управленческих
решений. На протяжении всей книги мы
особо подчеркиваем, что руководитель
всегда должен анализировать взаимосвязи
между частями организации (ее внутренние
переменные), организацией и ее внешней
средой (внешние переменные), и что любое
решение каким-то образом воздействует
на все аспекты организации. И этот
принцип не относится исключительно к
высшему руководству. Наша цель, скорее,
сделать читателя более эффективным
менеджером на любом уровне организации,
помогая ему понять факторы, влияющие
на принятие действительно эффективных
решений.
Поскольку
переменные и функции взаимосвязаны,
очевидно, что поистине невозможно
всесторонне рассмотреть какой-либо
один аспект, если читатель не получит
некоторое представление о всех
существенных функциях и переменных. В
этой книге обсуждаются по существу те
же самые темы, что и в большинстве хорошо
известных учебников, но представлены
они в ином порядке. Мы применили мудрую
поговорку Альфреда Чандлера <Структура
определяется стратегией> к организации
нашего материала. Вопросы для обсуждения
расположены таким образом, чтобы
обеспечить достижение главной цели —
понимание необходимости рассматривать
организацию как единое целое с учетом
взаимосвязей и взаимозависимостей при
принятии и реализации решений. Структура
нашей книги также активно подтверждает
то важное положение, что теория и практика
менеджмента постоянно развиваются и
даже хорошо устоявшиеся концепции,
может быть, должны меняться.
СТРУКТУРА
КНИГИ
В
данном издании первая часть содержит
пять глав. Она включает общий обзор
книги, главу о развитии теории и практики
менеджмента, главу, посвященную основным
внутренним переменным характеристикам
организации как открытой системы, и
главу о внешних факторах, или о
характеристиках окружающей среды,
оказывающих воздействие на успех
организации. Глава 5 является новой
главой, посвященной важной теме —
социальной ответственности и этике.
Подробное
обсуждение управленческих функций
начинается во второй части, где
рассматриваются связующие процессы:
коммуникации и принятие решений. Мы
считаем, что такая последовательность
помогает усилить потребность в комплексном
рассмотрении управления и способствует
пониманию читателями важности ситуационных
факторов. Однако эта часть стоит
особняком, и преподаватели, которые
предпочитают начинать с изложения
функций управления, могут делать это
без затруднений.
В
третьей части рассматриваются основные
функции управления. Две главы посвящены
планированию, две — функции организации,
и еще пи одной главе — мотивации и
контролю. Четвертая часть представляет
собой самостоятельный учебный раздел,
посвященный групповой динамике и
лидерству, который по желанию преподавателя
может рассматриваться совместно с
мотивацией.
Пятая
часть <Обеспечение эффективности
деятельности организаций> предназначена
как для рассмотрения новых тем, так и
для суммирования всего, что обучающиеся
узнали в предыдущих главах. Глава 19
посвящена человеческому фактору, включая
обсуждение проблем управления
человеческими ресурсами. В главах 20 и
21 рассматривается важная тема — управление
операционной деятельностью, которое
играет существенную роль в обеспечении
производительности. В главе 22 подводится
итог всему, что мы узнали об эффективном
управлении; показано, что комплексный
подход может сделать возможным повышение
производительности, необходимое
американскому предпринимательству в
будущем.
ВЫРАЖЕНИЯ
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Мы
хотели бы выразить особую признательность
Тимоти С.Meскону, декану Школы бизнеса
им. Франклина Пердью при Салисберийском
колледже, за особо ценный вклад в данное
издание книги. Им написан начальный
вариант главы о стратегическом
планировании, а также части второй главы
о реализации и контроле планирования.
За неоценимую работу в подготовке двух
новых глав о производстве мы благодарны
Ричарду Г. Дину и Томасу Б. Кларку из
университета штата Джорджия. Дэвид Брюс
из университета штата Джорджия помог
нам в изложении вопросов международного
предпринимательства и глобальной
перспективы, прочитав всю кишу и добавив
новый материал. Мы также высоко ценим
помощь Клодии Роулинс из Калифорнийского
университета г. Чико.
Мы
хотели бы поблагодарить за участие и
великолепную работу по изложению
конкретных ситуаций в конце глав и
частей: Кэрон Ст. Джон, университет штата
Джорджия; Мюррея Сильвермена, университет
Сан-Франциско; Джейн Баак, университет
Сан-Франциско; Пола Шонеманна, университет
Сан-Франциско.
©
Майкл X. Мескон Майкл Альберт Франклин
Хедоури
Соседние файлы в папке Отправить ГМУ 209
- #
- #
- #
- #
- #
15.05.20152.82 Mб27teoriya_ypravleniya.djvu
- #
- #
- #
Основы менеджмента, Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1997.
Общая задача «Основ менеджмента» — дать основополагающее представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, и об эффективном управлении ими. Эффективный руководитель учитывает в своей работе ситуационные различия и действует с опережением — предвидя будущее и готовясь к нему, — а не реагирует задним числом.
В данном третьем издании книги при переработке текста мы уделили много внимания учету замечаний как тех, кто использовал в работе <Основы менеджмента>, так и тех, кто этого не делал, — чтобы более полно удовлетворить их запросы. Результатом, как мы надеемся, стал текст, который сохраняет все достоинства, объясняющие его успех в прошлом, но который претерпел ряд существенных изменений, дополнительно улучшающих «Основы менеджмента» с точки зрения потребностей и задач базового курса менеджмента.
Менеджер в сравнении с предпринимателем.
Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX — начале XX веков. Вот их имена: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж.П. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (алюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили). Они знакомы каждому американцу. Не менее известны и имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж. Пол Гетти (нефть), X. Л. Хант (пищевая промышленность), Аристотель Онассис (суда), Эдвин X. Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Пример 1.2. рассказывает о начале деятельности одного предпринимателя.
Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже относятся к классу предпринимателей, хотя их именам никого не суждено попасть в учебники истории. Эти люди играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке, — это малый бизнес. В нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период с 1972 по 1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий индивидуально-трудовой деятельности*.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Уроки американского менеджмента.
Предисловие.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.
ГЛАВА 1: ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖЕРЫ И УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Введение.
Что обеспечивает успех организаций?.
Организации.
Кто такие менеджеры, и что они делают?.
Управление, направленное на успех.
Резюме.
Литература.
ГЛАВА 2: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
Введение.
ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА — НОВАЯ НАУКА.
Подходы на основе выделения различных школ.
Процессный подход.
Системный подход.
Ситуационный подход.
Резюме.
Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы.
Литература:.
ГЛАВА 3: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.
Введение.
Внутренние переменные.
Взаимосвязанность внутренних переменных.
Резюме.
Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы.
ВОПРОСЫ.
Литература.
ГЛАВА 4: ВНЕШНЯЯ СРЕДА В БИЗНЕСЕ.
Введение.
Организация и ее среда.
Характеристики внешней среды.
Среда прямого воздействия.
Среда косвенного воздействия.
Международное окружение.
Резюме.
Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний.
Литература.
ГЛАВА 5: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА.
Введение.
Роль бизнеса в обществе.
Социальная ответственность на практике.
Этика и современное управление.
Повышение показателей этичности поведения.
Резюме.
Ситуация для анализа: Современная этика: дело Э. Ф. Хаттона.
Литература.
ЧАСТЬ 1.
Ситуация для анализа 1.
Ситуация для анализа 2.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ.
ГЛАВА 6: КОММУНИКАЦИИ.
Введение.
Процесс коммуникаций и эффективность управления.
Коммуникационный процесс.
Межличностные коммуникации.
Организационные коммуникации.
Резюме.
Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон».
Литература.
ГЛАВА 7: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.
Введение.
Природа процесса принятия решений.
Рациональное решение проблем.
Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
Резюме.
Ситуация для анализа: Три спорных решения.
Литература.
ГЛАВА 8: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
Введение.
Наука управления.
Моделирование.
Методы принятия решений.
Методы прогнозирования.
Резюме.
Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона.
Литература.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Ситуация для анализа 1.
Ситуация для анализа 2.
ГЛАВА 9: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Введение.
Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.
Цели организации.
Оценка и анализ внешней среды.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
Изучение стратегических альтернатив.
Резюме.
Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс».
Литература.
ГЛАВА 10: ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.
Введение.
Реализация стратегического плана.
Япония.
США.
Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением.
Оценка стратегического плана.
Качественные.
Резюме.
Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз’Р’Ас».
Литература.
ГЛАВА 11: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ.
Введение.
Делегирование, ответственность и полномочия.
Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.
Эффективная организация распределения полномочий.
Резюме.
Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс».
Литература.
ГЛАВА 12: ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Введение.
Выбор структуры.
Департаментализация.
Адаптивные структуры.
Централизованные и децентрализованные организации.
Резюме.
Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ВВС США.
ГЛАВА 13: МОТИВАЦИЯ.
Введение.
Смысл и эволюция понятия мотивация.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Мотивация и компенсация.
Резюме.
Ситуация для анализа: клуб 100.
Литература.
ГЛАВА 14: КОНТРОЛЬ.
Введение.
Сущность и смысл контроля.
Процесс контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Характеристики эффективного контроля.
Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.
Резюме.
Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит».
Литература.
ЧАСТЬ 3.
Ситуация для анализа 1.
Ситуация для анализа 2.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО.
ГЛАВА 15: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.
Введение.
Группы и их значимость.
Развитие неформальных организаций и их характеристики.
Управление неформальной организацией.
Как повысить эффективность групп.
Резюме.
Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении.
Литература.
ГЛАВА 16: РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ.
Введение.
Власть, влияние, лидер.
Формы власти и влияния.
Убеждение и участие.
Практическое использование влияния.
Резюме.
Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры.
Литература.
ГЛАВА 17: ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Введение.
Обзор теорий лидерства.
Поведенческий подход к лидерству.
Стиль, удовлетворение и производительность.
Ситуационные подходы к эффективному лидерству.
Адаптивное руководство. заключительные замечания.
Резюме.
Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон».
Литература.
ГЛАВА 18: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, ИЗМЕНЕНИЯМИ И СТРЕССАМИ.
Введение.
Природа конфликта в организации.
Управление конфликтной ситуацией.
Природа организационных измерений.
Управление изменениями.
Организационное развитие.
Природа стресса.
Стрессовый стиль жизни.
Резюме.
Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка».
Литература.
ЧАСТЬ 4.
Ситуация для анализа 1.
Ситуация для анализа 2.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
ГЛАВА 19: УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ.
Введение.
Формирование трудовых ресурсов.
Развитие трудовых ресурсов.
Повышение качества трудовой жизни.
Резюме.
Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых.
Литература.
ГЛАВА 20: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ:СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
Введение.
Системный подход к управлению операциями.
Вопросы этики в управлении производством.
Проектирование изделий и процессов в производстве.
Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг.
Производственные мощности, месторасположение, проектные решения.
Проектирование работ и нормирование труда.
Резюме.
Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления.
Литература.
ГЛАВА 21: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
Введение.
Оперативное управление производством.
Планирование выпуска продукции.
Управление запасами.
Оперативное управление производством.
Управление проектами.
Методы управления проектами.
Обеспечение качества.
Резюме.
Ситуация для анализа: Серьезная ошибка.
Литература.
ГЛАВА 22: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ:КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД.
Введение.
Комплексный подход к вопросам производительности.
Управление по критерию производительности.
Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности.
Новое в управлении производительностью труда.
Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству потребительских товаров.
Литература.
ЧАСТЬ 5.
Ситуация для анализа 1.
Ситуация для анализа 2.
ГЛОССАРИЙ.
Купить
.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Дата публикации: 23.02.2023 07:52 UTC
Теги:
учебник по менеджменту :: менеджмент :: Мескон :: Альберт :: Хедоури
Следующие учебники и книги:
- Стратегический менеджмент, Полушкин О.А., 2007
- Финансовый менеджмент, Учебник, Басовский Л.Е., 2009
- Бизнес-планирование, Стрекалова Н.Д., 2012
- Управление проектом, Горбовцов Г.Я., 2007
Предыдущие статьи:
- Управление персоналом, Дуракова И.Б., 2009
- Управление качеством продукции, Инструменты и методы менеджмента качества, Пономарев С.В., Мищенко С.В., Белобрагин B.Я., 2005
- Управление качеством, Мишин В.М., 2005
- Инновационный менеджмент, Кожухар В.М., 2012
Тема функции менеджмента очень интересна и многозначна. Как и весь менеджмент разнообразен, так и его функции варьируются от автора к автору. Какие же они функции управления или менеджмента?
Существует несколько отличающихся друг от друга классификаций функций менеджмента. Дело тут в авторе, каждый теоретик, обобщая материал старается привнести в теорию управления свое видение.
Вот и получается что функций управления очень много – планирование целеполагание, организация, мотивирование, руководство, контроль, координация и так далее. Некоторые авторы укрупняют функции менеджмента, другие наоборот дробят их. Получаем, что количество функций меняется от 4 и до 6-8 штук. Сформулируем далее наиболее часто встречаемые классификации.
Основные функции менеджмента
Функции менеджмента по Мескону (или функции управления по процессному подходу). Это классификация самая распространенная и самая цитируемая, как зарубежными авторами, так и отечественными. Данная концепция выделяет 4 основные функции управления:
— планирование,
— организация,
— мотивация,
— контроль.
И два связывающих процесса:
— процесс коммуникаций,
— процесс принятия решений.
Схематически функции по данной классификации приведены на рисунке. Это знаковый процесс для всего менеджмента и к нему мы вернемся чуть позже.
Однако кроме классификации, представленной в книге «Основы менеджмента» Мескона и Хедоури, в нашей стране часто используются функции предложенные Румянцевой. По сути это российский аналог функций менеджмента.
Функции менеджмента по Румянцевой включают в себя 5 составных элементов:
— планирование,
— организация,
— мотиваций,
— контроль,
— координация.
Схематически модель Румянцевой выглядит так.
Данная схема имеет такую взаимосвязь неслучайно. Дело в том, что связывающую роль между основными функциями управления в данном случае выполняет функция координация. Если в модели процессного подхода роль связей выполняют коммуникации и принятие решений, то здесь это именно координация.
Теперь установим взаимосвязь между функциями управления и определим их сущность.
Взаимосвязь и сущность функций менеджмента
Итак, примем за основу систему функций менеджмента из 4 функций и двух связывающих процессов. Дадим им определение.
Планирование как функция управления – это процесс определения целей и направлений движения организации. Планирование это разработка конкретных целей и планов, которые организация хотела бы достичь в обозримом периоде.
Организация как функция управления – это процесс распределения конкретных заданий конкретным исполнителям. Организовывая, мы создаем определенную структуру работы, или организации, или действий.
Мотивация как функция управления – это процесс побуждения сотрудников к более эффективной работе. Мотивируя персонал, мы стремимся получить от него большую отдачу и производительность труда.
Контроль как функция управления – это процесс проверки, то, что обеспечивает нам максимально эффективное следование намеченным параметрам, так как сравниваем мы с планом. Контрольная функция, основанная на обратной связи, это основа процессов управления.
Подробнее что такое обратная связь, а также что такое предмет и метод менеджмента можно посмотреть в лекции 2.
Процесс коммуникаций – связывающий процесс дающий возможность протекать всему процессу управления – это процесс обмена информацией.
Процесс принятия решений – основная деятельность менеджера – это выбор альтернативы.
Два указанных связывающих процесса подводят нас к понятию взаимосвязи функций менеджмента. Суть это связи состоит в том, что функции управления выполняются, последовательно начиная с планирования заканчивая контролем. Но они не смогли бы осуществляться, если бы не было связи между этими функциями. Роль связующих выполняет обмен информацией и принятие решений.
Вернемся к нашей схеме функций управления по процессному подходу
Эта схему часто называют цикл менеджмента. Все стрелки на схеме это связывающие процессы — коммуникации и принятие решений.
Все функции между собой взаимосвязаны, все выполняют общую плановую цель. Но для того чтобы функция смогла работать, необходима информация и необходимо принятие решений. Таким образом, мы имеет циклический взаимосвязанный процесс работы функций управления.
Дальше мы рассмотрим понятие внешней и внутренней среды менеджмента.
Может еще поучимся? Загляни сюда!
Обновлено: 22.04.2023
Перевод с английского
Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко
Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации
Москва: Издательство «Дело», 1997. — 704 с.
Книга «Основы менеджмента» Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури — один из самых популярных учебников по менеджменту во всем мире. В нем подробно и максимально доступным языком изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях менеджмента. Книга описывает как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды.
Благодаря тщательно продуманной структуре и простоте изложения книга «Основы менеджмента» может быть полезна широкому кругу читателей: студентам, изучающим менеджмент, преподавателям, практикующим менеджерам и просто людям, которых интересуют теоретические и практические вопросы управления.
Краткое содержание
к полному содержанию >>>>>
Уроки американского менеджмента
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 1: ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖЕРЫ И УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ГЛАВА 3: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 4: ВНЕШНЯЯ СРЕДА В БИЗНЕСЕ
ГЛАВА 5: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
ГЛАВА 6: КОММУНИКАЦИИ
ГЛАВА 7: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
ГЛАВА 8: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 9: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА 10: ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ГЛАВА 11: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ
ГЛАВА 12: ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГЛАВА 13: МОТИВАЦИЯ
ГЛАВА 14: КОНТРОЛЬ
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО
ГЛАВА 15: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
ГЛАВА 16: РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ
ГЛАВА 17: ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГЛАВА 18: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, ИЗМЕНЕНИЯМИ И СТРЕССАМИ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 19: УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
ГЛАВА 20: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 21: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 22: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ:КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Уроки американского менеджмента (вступительная статья)
И все же следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта — дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения — все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.
Во-вторых, данный учебник имеет свои преимущества с точки зрения круга читателей. При добротном научном уровне он написан доходчиво, увлекательно, даже живо, чего не было ни в одной из предыдущих книг такого рода — отечественных или переводных. Его можно не только внимательно прорабатывать с карандашом в руках, но и просто читать для расширения кругозора, а то и для удовольствия. Основной контингент наших читателей — те, кто занялся изучением менеджмента, не имея серьезной предварительной подготовки и, может быть, даже высшего образования. В Америке этим учебником пользуются, прежде всего, студенты-бакалавры. Мне, в частности, довелось его использовать в качестве основного учебного пособия при чтении курса основ менеджмента в 1989 г. в Государственном университете Сан-Франциско для студентов этой категории. Но с учетом специфики нашей страны этот учебник может быть использован не только студентами. Руководители, которые получают подготовку в области менеджмента или повышают свою квалификацию, уже сложившиеся инженеры или экономисты с опытом конкретной работы найдут для себя эту книгу интересной и полезной, поскольку она открывает новую для них область знаний, обычно не входящую в наши вузовские курсы. Книга эта вследствие все той же новизны ее проблематики может быть весьма полезна и для тех, кто получает последипломное образование в аспирантуре или же по новым для нас магистерским программам. Ее, безусловно, используют те, кто налаживает сейчас в нашей стране преподавание менеджмента. Ее прочтут люди разных возрастов и профессий, занимающихся самообразованием. Словом, при становлении новой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в нашей стране данный учебник, как представляется, окажется весьма ко времени.
В-третьих, эта книга интересна с точки зрения методического подхода к организации изложения материала. На мой взгляд, она представляет собой хороший образец высокого научного уровня, отточенности определений и формулировок, чувства меры в изложении научных истин и в то же время полновесной информации о практике управления, ярких примеров и конкретных ситуаций для анализа. Обилие иллюстративного и схематического материала, обобщения в конце каждой главы, вопросы для обсуждения — все это, конечно, итог многолетней эволюции методики управленческого образования в Америке, а для нас — пример современного подхода к эффективному обучению студентов и руководителей.
В реальном управлении фигура ученого, эксперта, пожалуй, не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области даст синергетический эффект, умножит способности добиваться нужных результатов на практике. Сделать все, чтобы на поверхность реальной экономической жизни поднялись настоящие таланты в области бизнеса, менеджмента, предпринимательства, чего бы это ни стоило — вот путь спасения в условиях рынка. Без этого в нашем хозяйстве не произойдет ничего хорошего.
Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них — что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде. Все это исключительно интересные новые вопросы, многие из которых еще ждут своего ответа. Для нас же и в этой области предстоит преодолевать серьезное отставание, потому что международный бизнес для многих — дело новое, ему надо учиться с азов. Предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, уже более 30 тысяч, и обучить и проконсультировать весь их персонал в короткие сроки невозможно. И все же поиск кратчайших путей к успеху в этой области, учитывающих опыт других стран, не повторяющих чужих ошибок, — достойная задача для творчески мыслящих людей в нашей стране.
Достоинство данного учебника в том, что он, освещая состояние управленческой мысли в научном и в прикладном аспектах, доводит читателя примерно до середины 80-х годов. В то же время он — очень американский, тесно связанный с развитием именно американской управленческой мысли, основанный на многих ценностях, характерных для американского общества, культуры, менеджмента. Он содержит яркие примеры из практики прежде всего этой страны. Поэтому нужно сделать и некоторую скидку на эту специфику, оставить место и для определенной доли скептицизма, для свободного поиска мысли и учета наших, особенных условий. В то же время надо ясно осознавать, что в этой книге речь идет всего лишь об основах управления. Реальное профессиональное знание по управлению, по менеджменту требует освоения как специальной управленческой литературы по разным разделам данной дисциплины (именно поэтому в тексте сохранены многочисленные ссылки на американские источники), так и освоения основополагающих работ по смежным дисциплинам — экономике, социологии, психологии, математике, кибернетике и т.п. Это нужно прежде всего, конечно, для тех, кто намерен посвятить себя исследованиям и преподаванию в области управления. Для практиков же, по-видимому, намного важнее углубиться в изучение конкретных ситуаций, а в более общем плане — в изучение истории хозяйствования на примере известных организаций, знаменитых проектов, деятельности выдающихся руководителей и т.п. Думается, что этот эмпирический пласт в управленческой мысли для нас пока еще — неосвоенная целина. Подняв его, мы многое поймем в нашем управлении, научимся отделять зерна от плевел, извлечем уроки из прошлого, сделаем реальный шаг вперед.
Если попытаться оценить значение данного учебника для нашего читателя в современных условиях, то следует подчеркнуть, что еще каких-то пять лет назад эту книгу, может быть, не стоило бы издавать крупным тиражом. Она могла быть использована при обучении курсам зарубежного опыта управления, которые читались и сейчас читаются в немногих наших учебных заведениях, а для исследователей-американистов показалась бы, естественно, несколько поверхностной. Ее было бы лучше заменить серией более специальных, узко направленных книг или работами советских авторов, дающих анализ и оценку отдельных аспектов зарубежного менеджмента. До недавнего времени так и происходило. Однако сейчас потребность в такой книге велика, поскольку именно в настоящее время необходимо формирование нового управленческого мышления у большинства людей. Ведь сейчас уже есть весьма высокая уверенность в переходе нашей экономики к рынку. А этот переход означает колоссальную структурную перестройку всей системы управления.
Управление организациями — это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется архисложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому так сложно управлять хорошо. Современная управленческая мысль позволяет нам осознать эту истину.
Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении, однако, на мой взгляд, это было бы, по большому счету, просто некорректна Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешна Выполнение плана, зачастую любой ценой, вместо удовлетворения потребностей потребителя; рост размеров предприятий, увеличение объема выпуска продукции безотносительно к повышению ее качества и экономному использованию ресурсов; стабильность вместо динамики; унификация вместо разнообразия; подчинение вместо инициативы и свободы — эти и другие требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления, позволявшие приспособиться к конкретным условиям. По современным классификациям то, что было распространено раньше, — это бюрократические, механистические системы управления организациями.
Следует иметь в виду, что за свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления — то есть воздействия на людей. Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Но чтобы такой скачок совершить, нужно, как показывает опыт многих стран на разных континентах — и традиционных, и новых лидеров мирового развития, — иметь адекватную этому систему управления и культуру, которые способны обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей, поставщиков, изобретателей и т.п. Только рынок как средство управления экономикой по своей природе обладает таким потенциалом. Иерархия, организация — это рациональное средство внесения стабильности, регламентированности в хозяйственную и иную деятельность. К тому же рынку и иерархии соответствуют разные культуры, почти полярно противоположные по своей сути.
Иерархия не отомрет и не разрушится — это было бы бедствием, она отойдет на второй план в некоторые сектора экономики, требующие большего контроля, а главное, переместится ниже — на уровень конкретных организаций, где ее полезная роль сохранится еще долго. Сами организации будут адаптироваться к новой внешней, отчасти — внутренней среде, в их недрах бюрократические, механистические структуры и системы управления будут все более сменяться органическими, гибкими, дебюрократизированными структурами и системами.
Данная книга может внести свой посильный вклад в формирование нового управленческого мышления и освоение нового знания, нужного нам сегодня. Некоторые ее положения для многих окажутся неизвестными, особенно если учесть наше слабое понимание сути рынка и конкуренции, слабую образованность в области социологии и психологии. Другие, скажем, связанные с современными методами обоснования решений, с позиций наших управленческих знаний будут восприниматься даже как несколько примитивные. Третьи, например, проблемы формирования организационных структур управления, покажутся знакомыми из прежних отечественных и переводных зарубежных публикаций. Однако, прочитав книгу, мы по-новому осмыслим многие проблемы предпринимательства и управления, которые уже стоят перед советским хозяйственником. Каждый, по-видимому, выберет те вопросы, которые больше созвучны его сегодняшним проблемам, специальности, умению видеть и усваивать новое. Однако, думается, что этот американский учебник, написанный умно и искусно, с большим вниманием и уважением к читателю, никого не оставит равнодушным. Хочется пожелать, чтобы приобщение к управленческой мысли в ее современной американской интерпретации стало для Вас, уважаемый читатель, полезным и интересным, сделало Вас более эффективным руководителем, побудило к поиску истин и практических подходов, помогающих решать наши проблемы с учетом поисков и находок других.
Книга «Основы менеджмента» Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури — один из самых популярных учебников по менеджменту во всем мире. В нем подробно и максимально доступным языком изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях менеджмента. Книга описывает как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды. Благодаря тщательно продуманной структуре и простоте изложения книга «Основы менеджмента» может быть полезна широкому кругу читателей: студентам, изучающим менеджмент, преподавателям, практикующим менеджерам и просто людям, которых интересуют теоретические и практические вопросы управления.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.
Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.
Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:
- цели и задачи управления;
- объекты и субъекты управления;
- функции управления;
- виды менеджмента;
- методы менеджмента;
- принципы управления.
Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.
Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:
- оценка состояния объекта управления;
- определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
- разработка стратегии развития организации;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
- определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
- подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
- установление учета и контроля при решении поставленных задач.
Объектом управления ( то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.
Субъектом управления ( тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.
Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации ( функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.
Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.
Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.
Принятие решений – выбор из множества альтернатив.
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.
По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:
Принципы эффективного менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:
- целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
- иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
- целевая направленность менеджмента — ориентация подчиненных на достижение целей организации;
- научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
- сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
- демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.
Источник — Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. – с.114
Перевод с английского
Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко
Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации
Москва: Издательство «Дело», 1997. — 704 с.
Книга «Основы менеджмента» Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури — один из самых популярных учебников по менеджменту во всем мире. В нем подробно и максимально доступным языком изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях менеджмента. Книга описывает как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды.
Благодаря тщательно продуманной структуре и простоте изложения книга «Основы менеджмента» может быть полезна широкому кругу читателей: студентам, изучающим менеджмент, преподавателям, практикующим менеджерам и просто людям, которых интересуют теоретические и практические вопросы управления.
Краткое содержание
к полному содержанию >>>>>
Уроки американского менеджмента
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 1: ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖЕРЫ И УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ГЛАВА 3: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 4: ВНЕШНЯЯ СРЕДА В БИЗНЕСЕ
ГЛАВА 5: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 9: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА 10: ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ГЛАВА 11: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ
ГЛАВА 12: ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГЛАВА 13: МОТИВАЦИЯ
ГЛАВА 14: КОНТРОЛЬ
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО
ГЛАВА 15: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
ГЛАВА 16: РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ
ГЛАВА 17: ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ГЛАВА 18: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, ИЗМЕНЕНИЯМИ И СТРЕССАМИ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 19: УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
ГЛАВА 20: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 21: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 22: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ:КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Уроки американского менеджмента (вступительная статья)
И все же следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта — дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения — все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.
Во-вторых, данный учебник имеет свои преимущества с точки зрения круга читателей. При добротном научном уровне он написан доходчиво, увлекательно, даже живо, чего не было ни в одной из предыдущих книг такого рода — отечественных или переводных. Его можно не только внимательно прорабатывать с карандашом в руках, но и просто читать для расширения кругозора, а то и для удовольствия. Основной контингент наших читателей — те, кто занялся изучением менеджмента, не имея серьезной предварительной подготовки и, может быть, даже высшего образования. В Америке этим учебником пользуются, прежде всего, студенты-бакалавры. Мне, в частности, довелось его использовать в качестве основного учебного пособия при чтении курса основ менеджмента в 1989 г. в Государственном университете Сан-Франциско для студентов этой категории. Но с учетом специфики нашей страны этот учебник может быть использован не только студентами. Руководители, которые получают подготовку в области менеджмента или повышают свою квалификацию, уже сложившиеся инженеры или экономисты с опытом конкретной работы найдут для себя эту книгу интересной и полезной, поскольку она открывает новую для них область знаний, обычно не входящую в наши вузовские курсы. Книга эта вследствие все той же новизны ее проблематики может быть весьма полезна и для тех, кто получает последипломное образование в аспирантуре или же по новым для нас магистерским программам. Ее, безусловно, используют те, кто налаживает сейчас в нашей стране преподавание менеджмента. Ее прочтут люди разных возрастов и профессий, занимающихся самообразованием. Словом, при становлении новой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в нашей стране данный учебник, как представляется, окажется весьма ко времени.
В-третьих, эта книга интересна с точки зрения методического подхода к организации изложения материала. На мой взгляд, она представляет собой хороший образец высокого научного уровня, отточенности определений и формулировок, чувства меры в изложении научных истин и в то же время полновесной информации о практике управления, ярких примеров и конкретных ситуаций для анализа. Обилие иллюстративного и схематического материала, обобщения в конце каждой главы, вопросы для обсуждения — все это, конечно, итог многолетней эволюции методики управленческого образования в Америке, а для нас — пример современного подхода к эффективному обучению студентов и руководителей.
В реальном управлении фигура ученого, эксперта, пожалуй, не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области даст синергетический эффект, умножит способности добиваться нужных результатов на практике. Сделать все, чтобы на поверхность реальной экономической жизни поднялись настоящие таланты в области бизнеса, менеджмента, предпринимательства, чего бы это ни стоило — вот путь спасения в условиях рынка. Без этого в нашем хозяйстве не произойдет ничего хорошего.
Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них — что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде. Все это исключительно интересные новые вопросы, многие из которых еще ждут своего ответа. Для нас же и в этой области предстоит преодолевать серьезное отставание, потому что международный бизнес для многих — дело новое, ему надо учиться с азов. Предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, уже более 30 тысяч, и обучить и проконсультировать весь их персонал в короткие сроки невозможно. И все же поиск кратчайших путей к успеху в этой области, учитывающих опыт других стран, не повторяющих чужих ошибок, — достойная задача для творчески мыслящих людей в нашей стране.
Достоинство данного учебника в том, что он, освещая состояние управленческой мысли в научном и в прикладном аспектах, доводит читателя примерно до середины 80-х годов. В то же время он — очень американский, тесно связанный с развитием именно американской управленческой мысли, основанный на многих ценностях, характерных для американского общества, культуры, менеджмента. Он содержит яркие примеры из практики прежде всего этой страны. Поэтому нужно сделать и некоторую скидку на эту специфику, оставить место и для определенной доли скептицизма, для свободного поиска мысли и учета наших, особенных условий. В то же время надо ясно осознавать, что в этой книге речь идет всего лишь об основах управления. Реальное профессиональное знание по управлению, по менеджменту требует освоения как специальной управленческой литературы по разным разделам данной дисциплины (именно поэтому в тексте сохранены многочисленные ссылки на американские источники), так и освоения основополагающих работ по смежным дисциплинам — экономике, социологии, психологии, математике, кибернетике и т.п. Это нужно прежде всего, конечно, для тех, кто намерен посвятить себя исследованиям и преподаванию в области управления. Для практиков же, по-видимому, намного важнее углубиться в изучение конкретных ситуаций, а в более общем плане — в изучение истории хозяйствования на примере известных организаций, знаменитых проектов, деятельности выдающихся руководителей и т.п. Думается, что этот эмпирический пласт в управленческой мысли для нас пока еще — неосвоенная целина. Подняв его, мы многое поймем в нашем управлении, научимся отделять зерна от плевел, извлечем уроки из прошлого, сделаем реальный шаг вперед.
Если попытаться оценить значение данного учебника для нашего читателя в современных условиях, то следует подчеркнуть, что еще каких-то пять лет назад эту книгу, может быть, не стоило бы издавать крупным тиражом. Она могла быть использована при обучении курсам зарубежного опыта управления, которые читались и сейчас читаются в немногих наших учебных заведениях, а для исследователей-американистов показалась бы, естественно, несколько поверхностной. Ее было бы лучше заменить серией более специальных, узко направленных книг или работами советских авторов, дающих анализ и оценку отдельных аспектов зарубежного менеджмента. До недавнего времени так и происходило. Однако сейчас потребность в такой книге велика, поскольку именно в настоящее время необходимо формирование нового управленческого мышления у большинства людей. Ведь сейчас уже есть весьма высокая уверенность в переходе нашей экономики к рынку. А этот переход означает колоссальную структурную перестройку всей системы управления.
Управление организациями — это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется архисложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и внутренней среды организации. Именно поэтому так сложно управлять хорошо. Современная управленческая мысль позволяет нам осознать эту истину.
Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении, однако, на мой взгляд, это было бы, по большому счету, просто некорректна Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешна Выполнение плана, зачастую любой ценой, вместо удовлетворения потребностей потребителя; рост размеров предприятий, увеличение объема выпуска продукции безотносительно к повышению ее качества и экономному использованию ресурсов; стабильность вместо динамики; унификация вместо разнообразия; подчинение вместо инициативы и свободы — эти и другие требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления, позволявшие приспособиться к конкретным условиям. По современным классификациям то, что было распространено раньше, — это бюрократические, механистические системы управления организациями.
Следует иметь в виду, что за свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления — то есть воздействия на людей. Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Но чтобы такой скачок совершить, нужно, как показывает опыт многих стран на разных континентах — и традиционных, и новых лидеров мирового развития, — иметь адекватную этому систему управления и культуру, которые способны обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей, поставщиков, изобретателей и т.п. Только рынок как средство управления экономикой по своей природе обладает таким потенциалом. Иерархия, организация — это рациональное средство внесения стабильности, регламентированности в хозяйственную и иную деятельность. К тому же рынку и иерархии соответствуют разные культуры, почти полярно противоположные по своей сути.
Иерархия не отомрет и не разрушится — это было бы бедствием, она отойдет на второй план в некоторые сектора экономики, требующие большего контроля, а главное, переместится ниже — на уровень конкретных организаций, где ее полезная роль сохранится еще долго. Сами организации будут адаптироваться к новой внешней, отчасти — внутренней среде, в их недрах бюрократические, механистические структуры и системы управления будут все более сменяться органическими, гибкими, дебюрократизированными структурами и системами.
Данная книга может внести свой посильный вклад в формирование нового управленческого мышления и освоение нового знания, нужного нам сегодня. Некоторые ее положения для многих окажутся неизвестными, особенно если учесть наше слабое понимание сути рынка и конкуренции, слабую образованность в области социологии и психологии. Другие, скажем, связанные с современными методами обоснования решений, с позиций наших управленческих знаний будут восприниматься даже как несколько примитивные. Третьи, например, проблемы формирования организационных структур управления, покажутся знакомыми из прежних отечественных и переводных зарубежных публикаций. Однако, прочитав книгу, мы по-новому осмыслим многие проблемы предпринимательства и управления, которые уже стоят перед советским хозяйственником. Каждый, по-видимому, выберет те вопросы, которые больше созвучны его сегодняшним проблемам, специальности, умению видеть и усваивать новое. Однако, думается, что этот американский учебник, написанный умно и искусно, с большим вниманием и уважением к читателю, никого не оставит равнодушным. Хочется пожелать, чтобы приобщение к управленческой мысли в ее современной американской интерпретации стало для Вас, уважаемый читатель, полезным и интересным, сделало Вас более эффективным руководителем, побудило к поиску истин и практических подходов, помогающих решать наши проблемы с учетом поисков и находок других.
Профессор Л. И. Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса при Академии народного хозяйства
Читайте также:
- Формы управления и самоуправления школьной жизнью собрания линейки классные часы
- Цветы для средней группы детского сада по фгос в уголке природы
- Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в доу
- Презентация для детей в детском саду на тему профессии в младшей группе
- Снятие психологических зажимов методами актерского мастерства в доу
Современные методы управления в экономике помогают поддерживать рыночные отношения в России. Ценности организации сплачивают сотрудников, работающих на руководителя. Новые условия рынка предполагают замену старой модели управления на инновационную, например, отношения подчиненных и менеджера в организации.
Для поддержания конкурентоспособности организации на рынке, руководитель должен предусматривать реакцию подчиненных на его действия, это поможет улучшению стилю руководства.
У руководителя во всех организациях разные роли, включая межличностные роли, информационные роли и роли принятия решений. По сути, управление – это процесс эффективного выполнения задач с помощью других людей. Хотя это может показаться простой ролью для выполнения.
В акмеологическом словаре сказано: «Стиль управления – устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив)» [1].
По Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [2].
В множестве определений стиля управления можно выделить общую черту, такую как влияние на подчиненных с помощью определенных методов для достижения целей деятельности организации.
Знакомство с различными стилями управления поможет стать хорошим руководителем. Знание того, что они собой представляют, может помочь определить, какой стиль лучше выбрать. Могут помочь такие факторы как моральные принципы руководителя или рабочая среда компании [4].
В тридцатые годы прошлого столетия немецкий психолог Курт Левин, разработал индивидуальную типологию стилей руководства, ставшей классической из-за её простоты. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Рассмотрим подробнее эти стили руководства.
При авторитарном стиле управления руководители полностью контролируют процесс принятия решений, так же они решают роли и задачи команды. Он характеризуется сильным централизованным контролем с единственным источником власти. Информационные потоки происходят сверху вниз, и руководители ожидают, что члены команды будут следовать приказам.
Руководители устанавливают четкие и конкретные обязанности, которым должен следовать каждый, и, как правило, не запрашивают обратную связь от сотрудников. Сотрудники находятся под пристальным наблюдением.
Есть слоган для этого стиля управления: «Делай по-моему, и делай это сейчас».
Плюсы:
- Позволяет быстро принимать решения
- Создает четко определенные роли и ожидания, которым должны следовать сотрудники.
- Производительность труда возрастет, но только в присутствии руководителя.
Минусы:
- Рост неудовлетворенности сотрудников, что приводит к увеличению текучести кадров.
- Нет роста персонала и инноваций.
- Поддержание полного контроля над всеми процессами принятия решений также может потребовать много времени и усилий.
Исследования показывают, что компании, принимающие автократический стиль управления, имеют один из самых высоких показателей текучести кадров, особенно если те, кто берет на себя управленческие роли, на самом деле не готовы использовать этот стиль управления. Это может работать для некоторых организаций, но определенно не для большинства [3].
Второй стиль управления – демократический. При таком типе управления каждый сотрудник заслуживает права голоса, независимо от занимаемой должности или должности на рабочем месте.
Руководители позволяют своим сотрудникам участвовать в процессе принятия решений. Они ценят идеи своей команды и понимают, что люди являются ключом к успеху команды. Но руководитель сохраняет за собой право принятия окончательного решения. Демократический стиль управления является прозрачным и поощряет участие сотрудников.
Слоган этого стиля таков: «У каждого есть свой вклад».
Работа с другими людьми – это путь к огромному успеху в своей области.
Плюсы:
- Позволяет сотрудникам чувствовать себя уверенными и наделенными полномочиями.
- Руководство может иметь четкое представление о производительности и вовлеченности сотрудников в работу.
- Он поощряет сотрудничество между сотрудниками.
Минусы:
- Прогресс часто идет медленно, так как мнение сотрудников учитывается на каждом шагу.
- Такой тип лидерства не всегда может дать устойчивые результаты.
Последний из классических стилей управления – либеральный. Этот стиль характеризуется отсутствием всякой системы. «Нетрадиционный» – это термин, который лучше всего описывает управление невмешательством, но, как ни удивительно, он довольно эффективен [3].
Сотрудникам доверяют выполнять свою работу без надзора, и они сами контролируют принятие решений и решение проблем.
Руководство присутствует на этапах делегирования и выполнения работ, но в остальном делает шаг назад и дает сотрудникам свободу контролировать свой рабочий процесс и результаты. Руководство участвует в процессе только в том случае, если персонал просит об их помощи.
Либеральный стиль руководства выбран не случайно. Обычно она становится оптимальной в определенных ситуациях и при определенных характеристиках коллектива
Принцип, лежащий в основе управления, заключается в том, что сотрудники становятся более продуктивными и мотивированными к работе, если они чувствуют, что их ценит и понимает компания, в которой они работают. Вот почему при таком стиле управления руководителю нужно регулярно разговаривать со своими подчиненными. Их цель состоит в том, чтобы прислушиваться к проблемам и предложениям сотрудников и развивать с ними хорошие рабочие отношения.
Таким образом, до тех пор, пока этот стиль управления выполняется должным образом, он будет очень эффективным в оказании помощи компании в достижении ее целей. Однако, если это будет сделано неподготовленным руководителем, это может создать проблемы, особенно когда он становится чрезмерно критичным по отношению к сотрудникам и прямо ругает их, если они сделали что-то не так [3].
На месте руководителя должен быть опытный человек, знающий свое дело, ведь перед ним стоит вопрос выбора стиля управления.
Если выбрать неправильный стиль руководства, то это может привести к напряжению среди коллектива и снижению эффективности труда.
Важно мотивировать подчиненных, например, в конце года подводить итог, что было сделано за год и с какими трудностями пришлось столкнуться.
Также руководителю нужно оценивать труд своих подчиненных и обращать внимания на их жалобы и предложения, такой руководитель становится лидером.
У каждого предприятия есть цели. Но тогда эти цели не могут быть достигнуты без надлежащего управления. Эффективное управление организацией имеет решающее значение в любых условиях бизнеса.
Можно сравнить стили управления в США и России на основе поведенческих и ситуационных теорий. Российская корпоративная иерархия совсем иная, чем в США, часто более строгая и точная. Большинство решений в российских компаниях принимается на самом высоком уровне, одним руководителем, который делегирует задачи сотрудникам.
В отличие от американской корпоративной культуры, в России с подчиненными не часто советуются, и от них ожидают, что они будут следовать указаниям практически без обсуждения. В то же время в США даже сотрудникам более низкого ранга разрешено оспаривать решения руководства, предлагать решения и проявлять инициативу [5].