ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 9 марта 2023 г. N 103
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ»
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 июня 2020 г. N 248 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
1. Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты» (далее — Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований:
статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части создания организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, систем управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ) и обеспечения их функционирования;
постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» в части разработки документации СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. N 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» в части интеграции производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в процессы функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» в части организации процессов функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
2. Руководство распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, которые обязаны создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование, а также на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV класса опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.
3. Руководство содержит общие рекомендации по разработке документации СУПБ, рекомендации по внедрению СУПБ, а также рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
4. СУПБ в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» должна обеспечивать:
определение целей и задач организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства;
своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
участие работников организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
5. СУПБ рекомендуется создавать как неотъемлемую часть управленческой и (или) производственной системы эксплуатирующей организации.
6. Документация СУПБ в соответствии с пунктом 3 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, разрабатывается для одной эксплуатирующей организации либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
7. Документация СУПБ в соответствии с пунктом 4 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должна содержать:
а) заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности;
б) положение о СУПБ;
в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ, предусмотренные положением о СУПБ.
8. При разработке документации СУПБ эксплуатирующая организация вправе применять международные, национальные и региональные стандарты, руководства по безопасности, иные методические рекомендации в части, не противоречащей требованиям промышленной безопасности.
9. Документы СУПБ рекомендуется согласовать со всеми задействованными структурными подразделениями организации, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
10. Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 5 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должно содержать:
а) цели и обязательства по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
б) обязательства по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
в) обязательства по совершенствованию СУПБ.
11. В соответствии с пунктом 6 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности утверждается руководителем эксплуатирующей организации и размещается на сайте эксплуатирующей организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайта), иных информационных ресурсах эксплуатирующей организации либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.
12. Ознакомление с заявлением о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включать в программу проведения вводного инструктажа по охране труда, проводимого в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
13. Положение о СУПБ эксплуатирующей организации в соответствии с пунктом 7 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, должно содержать следующие сведения:
а) задачи в области промышленной безопасности;
б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления;
в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);
г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;
д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
з) порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;
и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ;
к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;
л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;
н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.
В случае если вышеуказанные сведения содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о СУПБ указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о СУПБ могут не включаться.
14. Положение о СУПБ в соответствии с пунктом 9 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, утверждается руководителем эксплуатирующей организации.
15. Описание взаимодействия структурных подразделений эксплуатирующей организации базируется на действующей организационной структуре. Рекомендуется максимально полно использовать существующие в эксплуатирующей организации инструменты управления: систему документооборота, систему распределения ответственности, систему бюджетирования, систему закупок и материально-технического обеспечения, систему информирования и другие системы.
16. Всю документацию СУПБ эксплуатирующей организации рекомендуется располагать на внутреннем сетевом ресурсе в нередактируемом формате, обеспечивая ее сохранность и актуальность, или использовать иные способы предоставления доступа работникам эксплуатирующей организации к действующим редакциям документов.
17. В подразделе положения о СУПБ эксплуатирующей организации «Задачи в области промышленной безопасности» рекомендуется указывать основные задачи в области промышленной безопасности:
а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения количества аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства;
д) выявление опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев;
е) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;
ж) управление основными производственными рисками;
з) взаимодействие с:
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
органами местного самоуправления;
профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;
научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;
и) подготовка и распространение эксплуатирующей организацией информации о состоянии промышленной безопасности;
к) обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
л) контроль за созданием системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и указанные системы в пригодном к использованию состоянии;
м) взаимодействии с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
18. В подразделе положения о СУПБ «Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации» рекомендуется указывать уровни управления эксплуатирующей организации.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут рассматриваться и иные уровни управления.
19. В подразделе положения о СУПБ «Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ» рекомендуется указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения, номер свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
20. В подразделе положения о СУПБ «Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующей организации, их заместителей, работников в области промышленной безопасности», исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, рекомендуется указать следующие функции работников эксплуатирующей организации:
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению промышленной безопасности, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области промышленной безопасности;
в) ежегодная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния промышленной безопасности отчетной информации:
о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
о проведении проверок соблюдения работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на опасных производственных объектах;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
д) рассмотрение актов проверок соблюдения требований промышленной безопасности, проведенных контрольно-надзорными органами, а также документов, составленных контрольно-надзорными органами в рамках постоянного государственного надзора;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ж) анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на опасном производственном объекте эксплуатирующей организации, так и на аналогичных опасных производственных объектах других эксплуатирующих организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах (далее — план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, а также лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе на опасном производственном объекте;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников опасного производственного объекта, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности, а также поощрение работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению уровня промышленной безопасности;
о) доведение до сведения работников опасного производственного объекта информации о состоянии промышленной безопасности, об изменениях требований промышленной безопасности, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области промышленной безопасности;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам промышленной безопасности;
р) изучение и распространение передового опыта в области промышленной безопасности.
Права и обязанности работников эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется устанавливать в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления могут устанавливаться права и обязанности в области промышленной безопасности персонально для каждого работника эксплуатирующей организации, исходя из специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.
21. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности» рекомендуется указывать:
должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов и представителей работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам последствий при нарушениях требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
форму и срок предоставления письменных консультаций.
В подразделе рекомендуется указывать вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах;
изменения действующих требований промышленной безопасности;
фактическое соответствие опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности;
последствия нарушения требований промышленной безопасности;
иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта.
22. В подразделе положения о СУПБ «Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» рекомендуется указывать порядок финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, сведения по организации материального обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, рекомендуется определять руководителю эксплуатирующей организации.
23. В подразделе положения о СУПБ «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте» рекомендуется указывать порядок формирования планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее — планы мероприятий).
Структура и содержание планов мероприятий могут определяться руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваться по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.
Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте рекомендуется формировать на срок более одного календарного года.
24. В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности» рекомендуется указывать:
порядок и ссылки на результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период;
ссылки на сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами;
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период.
При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется учитывать результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.
Работников опасного производственного объекта рекомендуется ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ.
На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.
25. В подразделе положения о СУПБ «Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ» рекомендуется указывать:
применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности;
информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ссылки на видеоролики по безопасным методам производства работ;
обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности.
Информационное обеспечение в рамках СУПБ рекомендуется проводить в целях:
оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте;
ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий;
раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте;
доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
26. Подраздел положения о СУПБ «Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций» рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и соответствующими требованиями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
27. В подразделе положения о СУПБ «Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния промышленной безопасности рекомендуется описать порядок организации документационного обеспечения СУПБ, а также порядок ознакомления с техническими и организационными видами документации, такими как:
проектная документация на опасный производственный объект;
технологические регламенты;
документация о мероприятиях по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более одного календарного года;
паспорта на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
документация на проведение опасных видов работ;
документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасных производственных объектов;
документация о проведении профилактических мероприятий на опасных производственных объектах.
28. В подразделе положения о СУПБ «Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах» рекомендуется описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников опасных производственных объектов и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах. В данном подразделе рекомендуется указывать:
требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на опасных производственных объектах;
систему проверки соответствия требованиям промышленной безопасности подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
систему допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
реквизиты локального нормативного акта организации, определяющего взаимодействие с подрядными организациями.
29. В подразделе положения о СУПБ «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов» рекомендуется указывать:
процедуру идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов;
состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов.
Идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов может проводиться вновь при:
выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;
существенных изменениях в технологии производства работ;
замене технических устройств, применяемых в технологических процессах;
проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства;
привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;
возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.
30. С целью повышения результативности функционирования СУПБ в эксплуатирующей организации рекомендуется установить механизм регулярного мониторинга хода достижения целей и запланированных мероприятий. Рекомендуется регулярно контролировать ход выполнения запланированных мероприятий и статус достижения целей. В случае возникновения отклонений рекомендуется оперативно разрабатывать меры по исправлению ситуации.
31. При осуществлении мониторинга выполнения запланированных мероприятий особое внимание рекомендуется уделять факту достижения запланированного результата.
32. Все выявленные нарушения в рамках функционирования СУПБ помимо обязательного устранения рекомендуется анализировать на предмет вызвавших их причин. В рамках функционирования СУПБ рекомендуется выполнять корректирующие действия, направленные на устранение этих причин с целью предотвращения их повторения, а также оценивать результативность таких действий.
33. В случае возникновения аварий на эксплуатируемых опасных производственных объектах рекомендуется актуализировать имеющиеся результаты оценки риска аварий и инцидентов.
34. В соответствии с пунктом 12 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243, в эксплуатирующей организации не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования СУПБ.
35. При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется рассматривать следующее:
результаты выполнения решений предыдущего анализа;
степень достижения целей в области промышленной безопасности;
тенденции аварийности и количества инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах;
результаты выполнения законодательных требований в области промышленной безопасности;
изменения требований в области промышленной безопасности;
результаты оценки риска аварий;
достаточность имеющихся ресурсов;
действия по дальнейшему снижению риска аварий на опасных производственных объектах.
36. По результатам анализа функционирования СУПБ рекомендуется принять меры по совершенствованию СУПБ и снижению уровня рисков аварий на опасных производственных объектах.
37. Результаты анализа функционирования СУПБ рекомендуется оформлять в виде отчета, утверждаемого руководителем эксплуатирующей организации. Отчет с результатами анализа функционирования СУПБ рекомендуется размещать на внутреннем сетевом ресурсе эксплуатирующей организации.
- Главная
- >
- Промышленная безопасность
- >
- Руководства по безопасности
Руководства по безопасности
Приказ Ростехнадзора Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.10.2000 № 58 «Об утверждении и вводе в действие Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды»
Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 № 778 «Об утверждении Руководства по безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением»
Приказ Ростехнадзора от 11.12.2014 № 555 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 26.12.2014 № 617 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I – IV категорий»
Приложение к приказу Ростехнадзора от 26.12.2014 № 617 «Руководство по безопасности «Рекомендации по ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I – IV категорий»
Приказ Ростехнадзора от 30.09.2015 г. № 387 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса»
Приказ Ростехнадзора от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по использованию в угольных шахтах транспортных машин с дизельным приводом»
Приказ Ростехнадзора от 31.03.2016 № 136 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по техническому диагностированию сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов»
Приказ Ростехнадзора от 09.08.2016 № 333 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по определению газоносности угольных пластов»
Приказ Ростехнадзора от 23.08.2016 № 349 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса»
Приказ Ростехнадзора от 23.12.2016 № 561 «Об утверждении Руководства по безопасности по взрывозащите горных выработок угольных шахт, опасных по газу и (или) угольной пыли»
Приказ Ростехнадзора от 20.01.2017 № 20 «Об утверждении Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами»
Приказ Ростехнадзора от 06.02.2017 № 47 «Об утверждении Руководства по безопасности «Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 06.02.2017 № 48 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика технического диагностирования пунктов редуцирования газа»
Приказ Ростехнадзора от 28.04.2017 № 145 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по расчету и установке взрыворазрядителей на потенциально опасном оборудовании взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»
Приказ Ростехнадзора от 05.06.2017 № 192 «Об утверждении Руководства по безопасности ««Методические рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах»
Приказ Ростехнадзора от 21.08.2017 № 327 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах»
Приказ Ростехнадзора от 07.12.2017 № 532 «Об утверждении Руководства по безопасности «Состав документации по ведению горных работ в угольных шахтах»
Приказ Ростехнадзора от 24.01.2018 № 29 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса»
Приказ Ростехнадзора от 12.04.2018 № 169 «Об утверждении Руководства по безопасности «Инструкция по ликвидации возможных аварий на подводных переходах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 03.07.2018 № 287 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья»
Приказ Ростехнадзора от 02.08.2018 № 330 «Об утверждении Руководства по безопасности «Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 27.09.2018 № 468 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации о порядке проведения компьютерной радиографии сварных соединений технических устройств, строительных конструкций зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах» »
Приказ Ростехнадзора от 15.11.2018 № 567 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса»
Приказ Ростехнадзора от 14.01.2020 № 9 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по определению допустимого рабочего давления магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 26.05.2021 № 190 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по оформлению технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»
Приказ Ростехнадзора от 22.06.2021 № 226 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по электроснабжению угольных шахт»
Приказ Ростехнадзора от 22.12.2021 № 450 «Об утверждении Руководства по безопасности факельных систем»
Приказ Ростехнадзора от 01.02.2022 № 22 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по аэрологической безопасности угольных шахт»
Приказ Ростехнадзора от 31.10.2022 № 379 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по оформлению и хранению документации, подтверждающей безопасность величины максимально разрешенного рабочего давления, при эксплуатации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 02.11.2022 № 385 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ»
Приказ Ростехнадзора от 03.11.2022 № 387 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 414 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 411 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 413 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах топливно-воздушных смесей на опасных производственных объектах»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 415 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 410 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов»
Приказ Ростехнадзора от 28.11.2022 № 412 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей»
Приказ Ростехнадзора от 22.12.2022 № 454 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа»
Приказ Ростехнадзора от 29.12.2022 № 478 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
Приказ Ростехнадзора от 10.01.2023 № 4 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи»
Приказ Ростехнадзора от 10.02.2023 № 51 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах морского нефтегазового комплекса»
Приказ Ростехнадзора от 17.02.2023 № 69 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах»
Приказ Ростехнадзора от 09.03.2023 № 103 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты»
Приказ Ростехнадзора от 20.03.2023 № 121 «Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по прогнозу и выбору мер, направленных на снижение запыленности рудничного воздуха в угольных шахтах»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2020 г. N 2168
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2020 г. N 2168
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее соответственно — эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель, производственный контроль).
2. Настоящие Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
4. Положение о производственном контроле содержит:
должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;
права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;
порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
5. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
в иных случаях — по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
6. В случае если в эксплуатирующей организации создана система управления промышленной безопасностью, производственный контроль является ее составной частью.
Производственный контроль осуществляется эксплуатирующей организацией, индивидуальным предпринимателем путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.
7. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:
на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, — если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее — работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек;
на специально назначенного работника, — если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек;
на руководителя службы производственного контроля, — если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.
8. Основными задачами производственного контроля являются:
а) анализ состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз и обследований;
б) организация работ по разработке мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, а именно: на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
в) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности;
г) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
д) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений.
9. Производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.
10. Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля подведомственными им эксплуатирующими организациями.
11. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I — III класса опасности, должны:
иметь высшее техническое образование;
иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет;
не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности;
не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.
12. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах IV класса опасности, должны:
иметь высшее техническое образование и дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности;
иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет;
не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
13. Обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, а также в должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).
14. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан:
а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля;
в) организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности;
г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;
д) участвовать в техническом расследовании причин аварий, участвовать в расследовании инцидентов и несчастных случаев;
е) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;
ж) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;
з) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;
и) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):
о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;
об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;
к) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.
15. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:
а) выполнением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности в области промышленной безопасности;
б) соблюдением требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности;
в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, за ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности;
ж) разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;
з) проведением экспертизы промышленной безопасности;
и) организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
16. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, имеет право:
а) свободно посещать опасные производственные объекты в любое время суток;
б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;
г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
д) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности;
е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте;
ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности.
17. Эксплуатирующие организации, индивидуальные предприниматели представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, — в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
18. Сведения об организации производственного контроля представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
19. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:
а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
б) сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности);
в) сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля (в случаях, установленных пунктом 9 настоящих Правил);
г) результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля;
д) сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
е) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
ж) сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;
з) сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.