Руководство по ремонту редуктора урал

Одним из характерных признаков, указывающих на необходимость разборки и регулировки редуктора, является повышенный шум при движении автомобиля. Причины повышенного шума:

  • — смещение пятна контакта в зацеплении конических шестерен в результате нарушения регулировки конических подшипников;
  • — задиры и сколы зубьев шестерен, износ подшипников, а также недостаточный уровень масла в картере моста.

Демонтаж ведущих мостов и их редукторов

Порядок демонтажа среднего (заднего) ведущего моста следующий.

Установить автомобиль на осмотровую канаву. Закрыть колесные краны (только для Урал-4320 и 4420).

Ослабить затяжку гаек крепления колес демонтируемого моста, снять защитные кожухи и отсоединить шланги подвода воздуха от колесных кранов.

Слить смазочный материал из картера моста.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Поднять заднюю часть автомобиля и установить под задний конец рамы подставу. Отвернуть гайки крепления колес и снять колеса. Установить и закрепить приспособление (рис. 1).

С помощью регулировочных эксцентриков развести тормозные колодки, предотвратив тем самым проворачивание балки моста при последующих операциях разборки.

Снять карданный вал привода среднего (заднего) моста, отсоединить шланги и трубопроводы тормозов, системы герметизации (только для Урал-4320 и 4420), и системы накачки шин.

Отсоединить от балки моста кронштейн верхней реактивной штанги, отсоединить и снять нижние реактивные штанги.

Подкатить под мост монтажную тележку и, сняв балку моста в сборе, опустить ее с помощью приспособления на тележку.

Отсоединить приспособление и выкатить тележку с ведущим средним (задним) мостом из-под автомобиля.

При снятии переднего моста провести подготовительные работы, аналогичные описанным выше. Дополнительно необходимо отсоединить тягу сошки рулевого механизма от рычага левого поворотного кулака, гидроусилитель от рычага правого поворотного кулака.

Отсоединить и снять с кронштейнов нижние головки амортизаторов.

С помощью установленного и закрепленного приспособления приподнять мост и, отвернув гайки стремянок, снять хомуты крепления передних рессор.

Опустить передний ведущий мост на тележку.

Демонтаж редукторов с автомобиля

Редуктор переднего моста в отличие от редуктора среднего (заднего) моста демонтировать только после снятия с автомобиля моста в сборе.

Демонтированный передний мост установить на подставки. Отсоединить тягу рулевой трапеции, шланги тормозов и системы герметизации.

Отвернуть гайки крепления шаровых опор.

С помощью монтажной лопатки снять узлы поворотных кулаков в сборе, используя выточки фланцев шаровых опор.

Снять боковую крышку 35 (см. рис. 2) картера редуктора в сборе с маслоподводящим штуцером 25 и отвернуть болты и гайки крепления картера редуктора, в том числе два болта, расположенные внутри картера.

С помощью грузоподъемного механизма извлечь редуктор из картера моста.

Редуктор среднего (заднего) моста с помощью приспособления демонтировать непосредственно с автомобиля, установленного на осмотровую канаву, для этого закрыть колесные краны, снять защитные кожухи и отсоединить шланги подвода воздуха от колесных кранов.

Слить смазочный материал из картера моста.

Отвернуть болты крепления крышек ступиц, вывернуть из полуосей угольники подвода воздуха и снять крышки ступиц вместе с уплотнителями и шлангами подвода воздуха. Затем с помощью съемника извлечь полуоси.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Снять карданный вал привода среднего (заднего) моста. Отсоединить и отвести в сторону кронштейн верхней реактивной штанги вместе со штангой, трубопроводы и шланги тормозной системы и системы герметизации,

Снять боковую крышку редуктора в сборе с маслоподводящим штуцером, отвернуть болты и гайки крепления картера редуктора, в том числе два болта, расположенные внутри картера.

Установить приспособление и извлечь редуктор из картера моста (рис. 3).

Разборка редуктора

В статье описывается разборка редуктора среднего моста. Разборка редуктора переднего и заднего мостов проводится аналогичным образом.

Отогнуть стопорные пластины 23 (см. рис. 2) и замковые шайбы 31, отвернуть болты 28 и 22.

Снять крышки 29 подшипников дифференциала.

Следует иметь в виду, что отверстия в картере редуктора под подшипники дифференциала обрабатываются совместно с крышками и перед разборкой крышки и опоры картера, на которых они установлены, пометить их керном или краской, предотвратив тем самым обезличивание крышек.

Снять регулировочные гайки 32 и наружные кольца подшипников 33.

Снять дифференциал 30 в сборе.

Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца 16 вала ведущей конической шестерни, застопорив вал от вращения.

С помощью съемника снять фланец.

Отвернуть болты крепления крышки 15 и снять крышку в сборе с уплотнительной манжетой.

Отвернуть болты крепления стакана подшипников и извлечь из картера редуктора вал в сборе со стаканом подшипников, ведущей конической шестерней, пакетом регулировочных прокладок 11 и внутренним кольцом заднего подшипника 18.

Снять со стакана подшипников пакет регулировочных прокладок 11. Вывернуть пробку 13 герметизации моста.

Отвернуть болты крепления крышки 9 стакана подшипников ведущей цилиндрической шестерни и снять крышку вместе с пакетом регулировочных прокладок 6.

Расшплинтовать и отвернуть болты крепления прижимной шайбы 10, снять шайбу.

С помощью съемника или двух болтов крепления крышки 9 выпрессовать стакан 5 вместе с коническими подшипниками 8 и пакетом регулировочных прокладок 4, используя для этого специальные резьбовые отверстия фланца стакана.

Пакеты регулировочных прокладок закрепить на крышке 9 и стакане 5 подшипников. Через боковое окно извлечь из картера редуктора узел ведомой конической шестерни.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

При необходимости выпрессовать из посадочных мест картера редуктора наружное кольцо подшипника 2 (рис. 4), наружное кольцо подшипника 18 (см. рис. 2) в сборе с роликами и извлечь из отверстия боковой крышки редуктора маслоподводящий штуцер 25.

Разборка узла ведомой конической шестерни

Установить коническую шестерню на подставки и выпрессовать вал ведущей цилиндрической шестерни. Снять с нее опорную шайбу, из паза вала извлечь шпонку.

Установить ведомую коническую шестерню в сборе с внутренним кольцом подшипника на подставки и с помощью оправки и трех стержней, установленных в отверстия шестерни, снять внутреннее кольцо подшипники в сборе с роликами.

При необходимости с помощью оправки выпрессовать из стакана конические подшипники.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Разборка узла вала ведущей конической шестерни. Узел вала ведущей шестерни закрепить в тисках.

Расшплинтовать и отвернуть гайку 1 крепления фланца 2 (рис. 5), с помощью съемника снять фланец.

Отвернуть болты крепления крышки 4 передних подшипников, снять крышку в сборе с уплотнительной манжетой.

Отогнуть шайбу 14 и отвернуть контргайку 15. Снять отгибную 14 и стопорную 13 шайбы и отвернуть гайку 12.

Установить узел вала ведущей шестерни на подставки и выпрессовать вал.

Установить стакан подшипников в сборе с ведущей шестерней на подставки и легкими ударами медного молотка по торцу выпрессовать из стакана коническую шестерню вместе с внутренним кольцом подшипника 11 и регулировочной шайбой 7.

Извлечь из стакана внутреннее кольцо подшипника б в сборе с роликами. Снять с вала ведущей конической шестерни регулировочную шайбу.

С помощью съемника снять внутреннее кольцо подшипника 11 в сборе с роликами.

При наличии задиров или значительного износа наружных колец подшипников 6 и 11 выпрессовать кольца из стакана (3 — манжета).

В случае необходимости с помощью оправки выпрессовать из крышек подшипников вала ведущей конической шестерни уплотнительные манжеты, снять с задней шейки вала внутреннее кольцо 10 подшипника.

Разборка дифференциала

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Установить дифференциал в тиски, зажав обод ведомой цилиндрической шестерни 6 (рис. 6).

В случае необходимости замены подшипников 2 снять их с помощью съемника.

Отметить керном или краской взаимное положение чашек 3 дифференциала (обработка отверстий под крестовину дифференциала производится в сборе, и при разборке необходимо сохранить взаимное расположение чашек).

Расшплинтовать и отвернуть гайки болтов 5 крепления чашек дифференциала, снять болты.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Установить дифференциал на плиту приспособления (рис. 7).

Вставить в шлицевое отверстие полуосевой шестерни дифференциала монтажную лопатку и с ее помощью приподнять над плитой торец ведомой цилиндрической шестерни.

Резкими ударами молотка по торцу зубчатого венца шестерни выпрессовать чашку дифференциала.

Снять шестерню 1 полуоси (см. рис. 6) с опорной шайбой 4.

Снять крестовину 7 в сборе с сателлитами 9 (10 — втулка сателлита) и опорными сферическими шайбами 8.

Извлечь из второй чашки дифференциала шестерню полуоси с опорной шайбой.

Выпрессовать вторую чашку дифференциала.

Контроль технического состояния

Внешним осмотром проверить состояние корпусных деталей мостов.

Не допускается эксплуатация автомобиля со следующими дефектами:

  • — трещины на картере моста и кожухах полуосей; прогиб балки моста более 4 мм;
  • — износ и срыв резьбы в отверстиях под сливную и наливную пробки, в отверстиях под болты и шпильки крепления редуктора.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Для проверки прогиба (рис. 8) установить балку моста на призмы шейками кожухов полуосей под наружные подшипники ступиц. Обеспечить параллельность плоскости разъема картера моста и плоскости контрольной плиты. С точностью 0,5 мм определить размеры «В» и «С» и вычислить величину прогиба «Н» балки моста по формуле:

Н = (В — 60)— (С — 71,25), где «В» — действительный размер от плоскости контрольной плиты до верхней части шейки-кожуха полуоси; С — действительный размер от плоскости контрольной плиты до плоскости разъема картера моста в средней части.

Балку моста, имеющую прогиб более 4 мм, править. Схема правки балки моста приведена на рис. 9.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

При осмотре деталей редуктора следует иметь в виду, что на шестернях главной передачи и дифференциала не допускается наличие трещин и сколов в средней части зуба, питтинга на площади более 25% поверхности зуба.

Шестерни, имеющие сколы вершин зубьев на длине не более 5 мм от торца зуба, после зачистки сколов допускаются для дальнейшей работы.

При выбраковке ведущей цилиндрической шестерни или одной из шестерен конической пары главной передачи следует иметь в виду, что по технологии изготовления эти три шестерни подбираются в комплект и должны заменяться комплектно.

Допускается замена ведущей цилиндрической шестерни или конической пары с обязательной проверкой размера шейки ведомой конической шестерни под подшипник 2 (см. рис. 10) после ее напрессовки на вал ведущей цилиндрической шестерни.

Диаметр шейки под подшипник после напрессовки ведомой конической шестерни должен быть в пределах 90,012 —- 90,035 мм.

Биение относительно оси ведущей цилиндрической шестерни — не более 0,05 мм.

Комплектом являются и чашки дифференциала. При необходимости замены одной из чашек их также следует заменить комплектно.

Подшипники, имеющие сколы, трещины, разрушение сепараторов, а также выкрашивание, раковины, глубокие риски и бринеллирование на беговых дорожках колец и роликах, выбраковывать.

Уплотнительные манжеты полуосей переднего ведущего моста и крышек подшипников редуктора заменить при разрывах, износе, затвердевании и растрескивании рабочих кромок.

Не допускается ослабление посадки манжет в обоймах и крышках подшипников. При замене уплотнительной манжеты полуоси переднего моста корпус манжеты после запрессовки в отверстие кожуха полуоси застопорить кернением в двух точках.

На деталях шарниров равных угловых скоростей (вилках, кулаках и дисках) допускаются приработавшиеся (сглаженные) задиры, которые являются результатом взаимной приработки новых деталей в обкаточный период.

На дисках и кулаках не допускается ступенчатый износ. Данные для контроля деталей ведущих мостов приведены в табл. 30, 31.

Сборка и регулировка редуктора

Перед общей сборкой редуктора подсобрать узлы, смазать уплотнительным смазочным материалом, резьбовую поверхность пробки герметизации, привалочные поверхности крышек и картера редуктора.

Подшипники перед установкой смазать трансмиссионным маслом, а рабочие кромки уплотнительных манжет — смазочным материалом ЦИАТИМ-201.

Сборка и установка узла ведомой конической шестерни

С помощью оправки напрессовать на шейку ведомой конической шестерни 1 внутреннее кольцо подшипника 2 в сборе с роликами.

В паз вала ведущей цилиндрической шестерни 5 запрессовать шпонку 3, установить на вал опорную шайбу 4 и напрессовать ведомую коническую шестерню в сборе с внутренним кольцом подшипника 2.

В случае выбраковки и замены одной из шестерен узел ведомой конической шестерни собирать в следующем порядке.

Напрессовать ведомую коническую шестерню 1 на вал шестерни 5, проверить размер и биение посадочной шейки под подшипник 2.

Диаметр — шейки после напрессовки должен быть в пределах 90,012 — 90,035 мм, а биение относительно оси ведущей цилиндрической шестерни не более 0,05 мм. При необходимости шейку шлифовать.

После обработки шейки выпрессовать шестерню 5 и собрать узел ведомой конической шестерни в порядке, описанном выше.

Картер редуктора установить и закрепить в приспособление.

Запрессовать в картер редуктора наружное кольцо подшипника 2, если оно выпрессовалось при разборке. С помощью оправки запрессовать конические подшипники 8 (см. рис. 2) в стакан 5 и установить стакан с пакетом регулировочных прокладок 1 в отверстие картера редуктора. Установить и закрепить двумя болтами крышку 9 стакана подшипника.

Через боковое окно картера редуктора установить подсобранный узел ведомой конической шестерни.

Отвернуть два болта крепления крышки 9 и снять крышку. Установить и закрепить прижимную шайбу 10. Зашплинтовать болты крепления прижимной шайбы проволокой.

Установить и закрепить крышку 9 стакана подшипников с уплотнительной прокладкой 7 и пакетом регулировочных прокладок 6.

Проверить и при необходимости отрегулировать предварительный натяг подшипников 8 подбором толщины пакета регулировочных прокладок 6.

Величина крутящего момента, необходимого для плавного вращения узла ведомой конической шестерни, должна быть в пределах 0,09 — 0,15 кгс/м, что соответствует усилию 1,75 — 2,93 кгс, приложенному к ведущей цилиндрической шестерне.

При проверке регулировки преднатяга подшипников допускается местное заедание до 0,4 кгс.м.

Величину крутящего момента замерять при непрерывном плавном вращении узла ведомой конической шестерни не ранее чем после пяти его полных оборотов.

Сборка и установка узла вала ведущей конической шестерни

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Перед сборкой узла определить необходимую толщину регулировочной шайбы 7 (см. рис. 5). Для этого с точностью ± 0,05 мм определить толщину буртика стакана 5 (размер а — рис. 10) и расстояния между торцами внутренних и наружных колец подшипников стакана (размеры b и c). Необходимую толщину регулировочной шайбы определить по формуле

S= (a + b + c) — 0,05, где a — толщина буртика стакана; b — действительный размер от торца внутреннего кольца переднего подшипника стакана до торца наружного кольца; c — действительный размер от торца внутреннего кольца заднего подшипника стакана до торца наружного кольца.

Определив размер S, подобрать регулировочную шайбу соответствующей толщины.

На заводе-изготовителе преднатяг конических подшипников узла регулируется подбором регулировочной шайбы необходимой толщины.

Набор выпускаемых заводом регулировочных шайб состоит из 29 шт. толщиной 14,00; 14,05; 14,10;…; 15,40 мм.

В случае отсутствия набора регулировочных шайб и необходимости уменьшения толщины имеющейся регулировочной шайбы допускается ее шлифование.

С помощью оправок запрессовать в стакан 5 (см. рис. 5) наружные кольца подшипников 6 и 11 до упора в буртик стакана. Напрессовать внутреннее кольцо подшипника 11 в сборе с роликами на шейку ведущей конической шестерни 8.

Напрессовать шестерню 8 на вал 9 и закрепить подсобранный узел в тисках, как показано на рис. 11.

На шейку ведущей конической шестерни установить регулировочную шайбу 7 (см. рис. 5); при этом более широкий торец шайбы должен быть обращен в сторону зубчатого венца шестерни.

Установить стакан подшипников 5 и с помощью оправки напрессовать на шейку вала шестерни внутреннее кольцо подшипника 6 в сборе с роликами до упора в регулировочную шайбу.

Навернуть на вал шестерни гайку 12 и затянуть ее.

Момент затяжки гайки должен быть в пределах 45— 50 кгс/м.

Демонтаж, разборка и сборка ведущих мостов автомобиля Урал

Несколько раз простучать медной выколоткой и провернуть стакан подшипников, чтобы их ролики заняли правильное положение.

Замерить величину крутящего момента, необходимого для плавного вращения стакана подшипников ведущей конической шестерни. Величина крутящего момента должна быть в пределах 0,06—0,14 кгс/м, что соответствует усилию 0,75 — 1,75 кгс, приложенному к стакану подшипников.

Величину крутящего момента замерять при непрерывном плавном вращении стакана подшипников не ранее, чем после пяти его полных оборотов.

Если при замере величины крутящего момента усилие проворота стакана будет меньше 0,75 кгс или больше 1,75 кгс, подобрать регулировочную шайбу, толщина которой соответственно меньше или больше на 0,05 мм.

Закончив регулировку подшипников, установить стопорную 13 и отгибную 14 шайбы. Если при установке стопорной шайбы штифт гайки 12 не попадает в отверстие стопорной шайбы, подтянуть гайку (ослабление затяжки гайки не допускается).

Если подтянуть гайку не удается, допускается разделка отверстия в шайбе до совпадения со штифтом гайки. Затянуть контргайку 15 и застопорить ее отгибной шайбой 14. Момент затяжки контргайки должен быть 45 — 50 кгс/м.

На шейку заднего конца вала ведущей конической шестерни установить внутреннее кольцо подшипника 10.

Подсобранный и отрегулированный узел с пакетом регулировочных прокладок 11 (см. рис. 2) установить в картер редуктора. Закрепить болтами стакан ведущей конической шестерни.

С помощью оправки запрессовать наружное кольцо подшипника 18 в сборе до упора роликов в буртик внутреннего кольца подшипника.

Далее регулировку по пятну контакта шестерен смотрим в статье «Регулировка редуктора моста автомобиля Урал».

После окончания регулировки установить крышки подшипников с уплотнительными прокладками и закрепить их болтами.

С помощью оправки напрессовать на шлицевые концы вала ведущей конической шестерни фланцы, затянуть и зашплинтовать гайки крепления фланцев.

Шплинт, установленный в отверстие заднего конца вала ведущей конической шестерни, должен быть расположен в направлении прямой грани фланца (т. е. устанавливая фланец, необходимо ориентировать его относительно отверстия вала под шплинт).

Ориентировка фланца на валу предусмотрена для исключения контакта шплинта с вил кой устанавливаемого карданного вала.

Сборка и установка дифференциала

Перед сборкой сопрягаемые поверхности полуосевых шестерен, сателлитов и крестовины дифференциала смазать трансмиссионным маслом.

Если при разборке дифференциала были сняты внутренние кольца подшипников 2 (см. рис. 6), установить обе чашки 3 дифференциала на плиту и с помощью оправки напрессовать кольца подшипников в сборе с роликами до упора в торцы чашек.

Установить одну из чашек дифференциала на подставку. На чашку дифференциала установить ведомую цилиндрическую шестерню 6, совместив отверстия в чашке и шестерне под крепежные болты 5.

Установить в чашку дифференциала опорную шайбу 4 и шестерню 1 полуоси. На шипы крестовины 7 установить четыре сателлита 9 с опорными сферическими шайбами 8. Уложить крестовину в сборе с сателлитами в гнезда чашки дифференциала.

Положить на сателлиты вторую шестерню полуоси с опорной шайбой. Опорную шайбу расположить на шейке полуосевой шестерни таким образом, чтобы после установки второй чашки дифференциала усы шайбы попали в смазочные отверстия чашки.

Установить вторую чашку дифференциала, совместив при этом метки, нанесенные при разборке.

Вставить в отверстия чашек дифференциала и ступицы ведомой цилиндрической шестерни болты 5, навернуть на болты гайки. Болты устанавливать со стороны большего углубления ступицы шестерни.

Установить дифференциал в тиски, зажав обод ведомой цилиндрической шестерни. Затянуть гайки болтов крепления чашек дифференциала.

Проверить правильность сборки дифференциала. Вращение шестерен в собранном дифференциале должно быть свободным при проворачивании шестерни полуоси шлицевой оправкой.

Закончив проверку, зашплинтовать гайки болтов крепления чашек дифференциала.

Собранный дифференциал установить на опоры картера редуктора; при этом венец ведомой цилиндрической шестерни должен занять положение, симметричное относительно венца ведущей цилиндрической шестерни, а головки болтов крепления чашек дифференциала должны быть направлены в сторону ведомой конической шестерни.

Установить наружные кольца подшипников и поставить крышки подшипников дифференциала в соответствии с метками, нанесенными при разборке. Затянуть болты крепления крышек. Момент затяжки болтов 25 кгс/м.

Завернуть регулировочные гайки до соприкосновения торцов гаек и наружных колец подшипников.

Отрегулировать подшипники дифференциала. для этого установить индикаторную скобу и, заворачивая одну из регулировочных гаек, добиться увеличения расстояния между крышками подшипников дифференциала на 0,15 — 0,25 мм. Одновременно для правильной установки роликов подшипников несколько раз провернуть дифференциал за ведомую цилиндрическую шестерню.

Закончив регулировку, установить в пазы регулировочных гаек стопорные платины 27 (см. рис. 2) и закрепить их болтами 28.

Застопорить соответствующие болты отгибкой стопорных пластин 23 и замковых шайб 31. В отверстие картера редуктора завернуть пробку герметизации моста.

Проверить работу собранного редуктора вращением от руки за фланец вала ведущей шестерни. При этом шестерни должны вращаться без ощутимых заеданий.

Испытание редуктора

Собранный редуктор ведущего моста обкатать на специальном стенде, а при отсутствии стенда провести испытание контрольным пробегом на автомобиле.

Редуктор на стенде испытывать с реверсированием и подтормаживанием при частоте вращения вала ведущей конической шестерни 1000 об/мин.

Во избежание задиров и заеданий продолжительность испытания не должна превышать 0,5 мин.

Свидетельством правильной сборки и регулировки редуктора являются отсутствие стуков, повышенного шума шестерен и наличие пятна контакта на обеих сторонах зуба ведомой конической шестерни.

При наличии повышенного шума или стуков редуктор разобрать. Проверить регулировку подшипников, положение пятна контакта и при необходимости повторить регулировку редуктора.

Испытание ведущих мостов. После сборки ведущий мост обкатать на стенде без нагрузки.

Обкатывают при частоте вращения 1200 – 1500 передним и задним ходом в течение одной минуты. И при частоте вращения 2400 – 2600 передним ходом 3 минуты.

Перед испытанием залить в картер моста 4 л индустриального масла И-20А. Во время обкатки проверить плавность и шумность работы редуктора, а также работу шарниров переднего моста поворотом ступиц в обе стороны.

После обкатки слить масло из картера моста.

Проверить ведущие мосты автомобилей Урал-4320, -4420 на герметичность манжет подвода воздуха, а также соединений редуктора, балки моста и узлов поворотных кулаков.

Проверить на герметичность манжеты подвода воздуха в течение 10 мин под давлением воздуха 3,2 кгс/см2.

Резьбовые отверстия кожухов полуосей (или штуцеров поворотных цапф переднего моста) под наконечники гибких шлангов системы накачки шин заглушить.

Воздух подавать через шланги подвода воздуха.

Утечка воздуха при проверке не допускается.

Герметичность соединений среднего (заднего) ведущего моста проверить путем подвода воздуха через отверстие в картере редуктора под пробку системы герметизации.

При испытании переднего ведущего моста проверить герметичность соединений редуктора и узлов поворотных кулаков, одновременно подавая воздух через отверстия в корпусах поворотных кулаков и картере редуктора под штуцеры и пробку системы герметизации.

Давление воздуха при испытании 0,35 кгс/см2, допустимое падение давления воздуха не более 0,1 кгс/см2 в течение 1 мин.

В процессе испытаний произвести несколько оборотов вала ведущей конической шестерни, а также повернуть оба корпуса поворотных кулаков переднего моста из одного крайнего положения в другое.

Установить редуктор (мост) на автомобиль в порядке, обратном демонтажу. После затяжки болтов и гаек крепления картера редуктора зашплинтовать проволокой два болта, расположенные внутри картера.

При установке боковой крышки картера редуктора обе стороны уплотнительной прокладки 34 (см. рис. 2) покрыть тонким слоем масляной краски.

Закрепив боковую крышку картера редуктора переднего моста, застопорить два винта крепления крышки кернением в двух точках.

Гражданские и военные модификации грузовика УРАЛ 4320 оснащены полным приводом. Для обеспечения работы полноприводной трансмиссии на три оси грузовика установлены отдельные редукторы. При экстремальной эксплуатации грузового автомобиля на бездорожье поломка, разрегулировка редуктора становится частой неисправностью. В начальной стадии неисправность проявляется:

  • неестественными шумами (гулом, воем, металлическими стуками, хрустами);
  • перегревом картера;
  • течами масла.

Если редуктор не ремонтируется, следующие стадии поломки вызывают разрушение корпуса дифференциала, отрыв полуосей.

Причинами поломки становятся:

  • естественный износ деталей редуктора;
  • масляное голодание шестерней (недостаток трансмиссионной жидкости в картере);
  • сбитые регулировки зацепления шестерней;
  • разбитые подшипники;
  • механические повреждения шестерней (сколы, задиры, питтинг зубьев).

Редуктор УРАЛ 4320

Самостоятельно определить начальные неисправности редуктора можно при прогазовке двигателя на стоящем грузовике (без включения передачи), в движении на нейтральной передаче с выключенным мотором. Отсутствие или усиление шумов свидетельствуют о неисправности механизма. Точную диагностику, определение ремонтных мест можно провести только при полной разборке редуктора.

Демонтаж редукторов

При демонтаже среднего, заднего моста автомеханики проводят следующие операции:

  1. Загоняют грузовик на смотровую яму. Ослабляют крепления колес, снимают кожухи, воздушные шланги тормозной системы, подкачки шин.
  2. Поднимают заднюю часть «Урала», устанавливают на опоры. Снимают колеса, закрепляют мост на цепных талях. Разводят тормозные колодки, отсоединяют кардан. Освобождают реактивные штанги.
  3. На талях опускают мост на монтажную тележку, вывозят из-под грузовика.

При демонтаже переднего моста необходимы дополнительные операции по отсоединению тяг рулевого управления от гидроусилителя, поворотных кулаков, шаровых опор, демонтажу тормозных шлангов. После этого снимаются крышки картера, отворачиваются наружные и внутренние болты крепления редуктора. Механизм редуктора извлекается из картера моста, вывозится на тележке.

Разборка механизма редуктора

Разборка редуктора переднего моста УРАЛ

Операции разборки всех редукторов аналогичны, не зависят от места установки механизма. При разборке редуктора:

  • отгибают стопорные пластины;
  • снимают замковые шайбы, выкручивают болты;
  • демонтируют крышки подшипников, отвинчивают регулировочные гайки, снимают наружные кольца;
  • фиксируют фланец вала, расшплинтовывают, откручивают соединительную гайку, снимают фланец (обязательно использование съемника);
  • демонтируют уплотнительный манжет, снимают крышку заднего подшипника;
  • раскрутив болты, снимают стаканы подшипников;
  • извлекают из картера регулировочные прокладки, вал, внутренние кольца подшипников, ведущую шестерню;
  • выворачивают пробку системы герметизации;
  • снимают крышку, съемником выпрессовывают стакан конических подшипников, регулировочные прокладки;
  • через окно картера извлекают ведомую шестерню.

Ремонт редуктора

Ремонтные операции могут потребовать замен:

  • шестерней;
  • радиальных, цилиндрических подшипников;
  • регулировочных колец;
  • стаканов подшипников;
  • фланцев вала;
  • пакетов регулировочных прокладок;
  • маслоотражателей;
  • дифференциалов в сборе;
  • сепараторов.

Проверка работоспособности редуктора, регулировка механизма

Проверка работоспособности редуктора

Перед сборкой механизма и установкой крышек проводится проверка пятна контакта на конических шестернях. При проверке зубья ведомой шестерни окрашиваются красной, желтой краской из аэрозольного баллончика. После этого в разные стороны проворачивается фланец ведущей шестерни. Для получения явного отпечатка ведомая шестерня притормаживается.

Неправильная регулировка смещает пятно контакта к вершине, узкому концу, основанию зуба. Для устранения недостатков шестерни сдвигаются или отодвигаются, регулировочными гайками меняются боковые зазоры, применяются регулировочные кольца уменьшенной или увеличенной толщины.

При сборке (проводится в обратной последовательности) Нигролом (смазкой ТАД-17) смазываются уплотнители, подшипники, резьбовые соединения, герметизирующие пробки, кромки манжет. Полностью заменяются болты, гайки, шплинты, прокладки, шпильки. В картер заливается трансмиссионная жидкость (по нормативам).

После ремонта и регулировки на испытательном стенде проводится измерение крутящего момента редуктора. Обязательными условиями становится равномерное движение вала, включение измерительного прибора после 5-10 полных оборотов шестерен. О правильности сборки и регулировки свидетельствует практически бесшумная работа редуктора, нормативные показатели крутящего момента.

Вернуться к списку статей

Ремонт редуктора автомобиля Урал 4320 своими руками

В том случае, если во время движения вашего автомобиля Урал 4320 появляется сильный гул, посторонний шум или другие звуки, которых не было до этого времени, скорее всего, это указывает на то, что редуктору автомобиля осталось работать не долго. Именно по этой причине, необходимо немедленно приступать к ремонту неисправного агрегата. Причины поломок могут быть разные, основное внимание необходимо уделить местам соприкосновения конических шестерен, такую поломку может повлечь за собой неверное регулирование конических подшипников, находящихся в редукторе.
Ещё одной причиной, которая может повлечь шумы в редукторе моста вашего автомобиля Урал, может являться износ подшипников. Несмотря на то, что подшипники в этих автомобилях имеют огромный запас прочности, у них, как и у любых деталей есть свойство к разрушению.

Также, одной из самых распространённых причин является низкий уровень масла в редукторе. Во избежание подобного вида поломки, необходимо периодически проводить осмотр редуктора.

Демонтаж редуктора Урал 4320

В том случае, если у вас всё же случилась неприятность, и редуктор автомобиля вышел из строя, необходимо его демонтировать.

В случае с передним редуктором (4320-2302007), демонтаж происходит в следующей последовательности:

  • 1. Отсоединение тормозных шлангов, имеющих соединение с редуктором.
  • 2. Отсоединение тяги рулевой трапеции.
  • 3. Снятие различных элементов зафиксированных на редукторе.
  • 4. Откручиваем гайки, соединяющие шаровые опоры.
  • 5. Снимаем боковую крышку картера, вместе со штуцером.
  • 6. Откручиваем болты, соединяющие половины картера.
  • 7. Извлекаем картер переднего моста.

Демонтаж редуктора заднего и среднего моста (4320-2402007, 4320-2502007) происходит несколько иначе – нет необходимости вытаскивать мост. И ремонтные работы можно произвести непосредственно на автомобиле.

  • 1. Для начала ремонта вам необходимо загнать автомобиль на смотровую яму.
  • 2. Закрываем все колёсные краны, после этого отсоединяем пневматические шланги.
  • 3. Снимаем кожухи.
  • 4. Сливается масло из картера.
  • 5. Болты, скрепляющие ступицы, откручиваются, также с полуосей снимаются угольники.
  • 6. При помощи съёмника снимаем полуоси.
  • 7. Также, отсоединяется карданный вал.

Разбор редуктора автомобиля Урал

На схеме вы можете увидеть подробный состав деталей редуктора заднего моста автомобиля Урал с их заводскими артикулами.

Для того, чтобы разобрать редуктор автомобиля Урал, вам потребуется выполнить следующие действия:

  • 1. Необходимо открутить болты, а также снять загибочные шайбы и стопорные пластины.
  • 2. Извлечь крышки подшипников дифференциала (не забудьте пометить крышки, таким образом, вы избежите путаницы при сборке).
  • 3. Откручиваем регулировочные гайки.
  • 4. Снимаем наружные кольца подшипников.
  • 5. Снимаем дифференциал.
  • 6. Откручиваем гайку, удерживающую фланец вала ведущей конической шестерни (375-2402017).
  • 7. Вытаскиваем фланец вала ведущей конической шестерни.

Процесс демонтажа

В ремонте составляющих Урал 4320 следует учесть: снятие редуктора переднего моста отличается от заднего тем, что изымается по окончанию демонтажа из транспортного средства.

После демонтажа и установки на подставках редуктор Урал изымается следующим способом:

  • отсоединяем тормозные шланги, тягу рулевой трапеции, элементы герметизационного устройства;
  • отвинчиваем гайки, связывающие шаровые опоры;
  • в демонтаже сборных узлов поворотных кулаков поможет монтажная лопатка;
  • изымаем боковую крышку картера редуктора целиком со штуцером, маслоподводящего типа;
  • отвинчиваем болты и гайки, скрепляющие картер, с двумя болтами, расположенных внутри;
  • прибегнув к помощи устройства для подъема груза, из картера моста достаем сам агрегат.

Редуктор Урал заднего моста демонтируется непосредственно на автомобиле:

  • Урал 4320 устанавливается на осмотровой канаве. Предварительно закрываем колесные краны, отсоединив их шланги, подводящие воздух, изымаем кожухи, защитного типа. Затем сливаем масло из картера.
  • Отвинчиваем болты, скрепляющие верхушки ступиц, выворачиваем из полуосей угольники, подводящие воздух; и снимаем верхушки ступиц параллельно со шлангами и уплотнителями. Воспользовавшись съемником, извлекаем полуоси.
  • Изымаем карданный вал 4320 привода заднего моста, отсоединив и отведя в сторону: реактивную штангу, её верхний кронштейн, трубопроводы, шланги тормозящей и герметизированной системы. Снимаем боковую крышку агрегата вместе со штуцером маслоподводящего типа, отвинчиваем болты и гайки, расположенные в середине картера. Извлекаем редуктор из картера.

Особенности повреждений, диагностики, ремонта редукторов грузовика УРАЛ 4320

Гражданские и военные модификации грузовика УРАЛ 4320 оснащены полным приводом. Для обеспечения работы полноприводной трансмиссии на три оси грузовика установлены отдельные редукторы. При экстремальной эксплуатации грузового автомобиля на бездорожье поломка, разрегулировка редуктора становится частой неисправностью. В начальной стадии неисправность проявляется:

  • неестественными шумами (гулом, воем, металлическими стуками, хрустами);
  • перегревом картера;
  • течами масла.

Если редуктор не ремонтируется, следующие стадии поломки вызывают разрушение корпуса дифференциала, отрыв полуосей.

Причинами поломки становятся:

  • естественный износ деталей редуктора;
  • масляное голодание шестерней (недостаток трансмиссионной жидкости в картере);
  • сбитые регулировки зацепления шестерней;
  • разбитые подшипники;
  • механические повреждения шестерней (сколы, задиры, питтинг зубьев).

Редуктор УРАЛ 4320

Самостоятельно определить начальные неисправности редуктора можно при прогазовке двигателя на стоящем грузовике (без включения передачи), в движении на нейтральной передаче с выключенным мотором. Отсутствие или усиление шумов свидетельствуют о неисправности механизма. Точную диагностику, определение ремонтных мест можно провести только при полной разборке редуктора.

Нет в наличии:

Код детали Наименование Информация о детали
375-4225073-03 Шланг гибкий в сборе Количество 2 Примечание Допускается замена н Модель 375 Группа Спецоборудование Подгруппа Трубопроводы системы накачки шин Порядковый номер детали 073 Нет в наличии
00-10-00 Хомут червячный (12-22) Количество 2 Нет в наличии
375-4224017-03 Сальник подвода воздуха в сборе Количество 8 Модель 375 Группа Спецоборудование Подгруппа Головка подвода воздуха к шинам колес Порядковый номер детали 017 Нет в наличии
375-4224081 Обойма Количество 4 Модель 375 Группа Спецоборудование Подгруппа Головка подвода воздуха к шинам колес Порядковый номер детали 081 Нет в наличии
251649 Гайка М16х1,5 Количество 22 Покрытие без покрытия Нет в наличии
12309 Подшипник роликовый Количество 4 Нет в наличии
Б26-988-100 Шарик Количество 2 Нет в наличии
252140-П2 Шайба 18.ОТ Количество 20 Покрытие фосфатирование и промасливание Нет в наличии
250563-П29 Гайка М18х1,5-6Н Количество 20 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) Нет в наличии
264035-П29 Масленка 2.3.45.01 в сборе Количество 2 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) Нет в наличии
55571-2304037-02 Крышка верхняя Количество 1 Модель 55571 Группа Мост ведущий передний Подгруппа Кулаки поворотные переднего ведущего моста Порядковый номер детали 037 Нет в наличии
55571-2304096 Кольцо уплотнительное в сборе Количество 2 Модель 55571 Группа Мост ведущий передний Подгруппа Кулаки поворотные переднего ведущего моста Порядковый номер детали 096 Нет в наличии
55571-2304033 Крышка поворотного кулака нижняя Количество 2 Модель 55571 Группа Мост ведущий передний Подгруппа Кулаки поворотные переднего ведущего моста Порядковый номер детали 033 Нет в наличии
375-4225053-Б Штуцер подвода воздуха Количество 2 Модель 375 Группа Спецоборудование Подгруппа Трубопроводы системы накачки шин Порядковый номер детали 053 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером Нет в наличии
55571-2304084-01 Цапфа поворотная Количество 2 Модель 55571 Группа Мост ведущий передний Подгруппа Кулаки поворотные переднего ведущего моста Порядковый номер детали 084 Нет в наличии

Ремонт и регулировка редуктора автомобиля КАМАЗ

Для ремонта редуктор любого ведущего моста разбирается на несколько сборочных единиц. В таком случае предварительно сливается масло из межосевого дифференциала и самих мостов. Редуктор следует разобрать на следующие элементы:

  • ведущая коническая шестерня;
  • межколёсный дифференциал (важно учитывать, что крышки его подшипников не являются взаимозаменяемыми, так как их обрабатывают вместе с редукторным картером);
  • ведомая коническая шестерня;
  • межосевой дифференциал (если разбирается редуктор промежуточного моста).

Редуктор переднего моста

Если осуществляется ремонт редуктора переднего моста, следует в обязательном порядке проверять люфты сборочных единиц, так как сборку нужно осуществлять с обязательным предварительным натягом подшипников конической формы. По окончанию разборки все детали редуктора нужно промыть и проверить.

Ремонт редуктора среднего моста КАМАЗ

Выворачивают болты, крепящие межосевой дифференциал, снимают этот дифференциал. Выворачивают самоконтрящиеся болты, крепящие стакан подшипников конической ведущей шестерни.

Потом нужно расшплинтовать гайку, отвернуть её, снять шайбу и фланец. Выворачивают болты, крепящие крышку, снимают её. Вынимают задний вал.

средний редуктор моста КАМАЗ

Ремонт редуктора заднего моста КАМАЗ

Чтобы разобрать редуктор заднего моста, необходимо вывернуть самоконтрящиеся болты, используемые для крепления стопоров в гайках подшипников, относящихся к дифференциалу заднего моста, а также снять стопоры.

Затем нужно отогнуть стопорные пластины, относящиеся к болтам крепления в крышках подшипников дифференциала. Эти болты следует вывернуть. Потом необходимо снять крышки подшипников и гайки регулировки подшипников дифференциала. После этого вынимают дифференциал, относящийся к заднему мосту.

Ремонт редуктора заднего моста КАМАЗ

Потом нужно расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца на заднем мосту и снять фланец. После этого выворачиваются болты, крепящие крышку стакана подшипников конической ведущей шестерни, снимается крышка, а также опорная шайба.

Выворачивают болты, крепящие крышку, эта крышка снимается. Прессуют ведущий вал и коническую ведущую шестерню. Выворачивают болты, крепящие крышки, эти крышки снимаются. Затем нужно расстопорить гайку, отвернуть её, снять опорную шайбу.

Вынимают стакан подшипников, подшипники и наружную обойму подшипников. Снимают регулировочные шайбы, вынимают коническую шестерню.

Регулировка среднего редуктора КАМАЗ

Во время установки и регулирования шестерён редуктора и подшипников роликовые конические подшипники вала, относящегося к конической ведущей шестерне, нужно установить, предварительно выполнив натяг.

Разборка

Чтобы разобрать редуктор 4320 переднего или заднего мостов проводятся аналогичные манипуляции, а именно:

  • Откручиваются болты, отгибаются замковые шайбы и стопорные пластины. Изымаются крышки подшипников дифференциала. Обязательно пометьте их краской, чтобы избежать обезличивания крышек.
  • Перед тем как снять дифференциал, демонтируем регулировочные гайки с наружными кольцами подшипников.
  • Фиксируем конструкцию – это позволит расшплинтовать и отвинтить гайку, соединяющую фланец вала ведущей конической шестерни. Таким образом, фланец доступен для съема.
  • Открутив болты, которые держат конструкцию, изымаем крышку с уплотнительной манжетой. В стакане подшипников уделяем внимание болтам, а в картере агрегата следует извлечь: вал, пакетом прокладок регулировочного типа, внутренним кольцом заднего подшипника и ведущей конической шестерней. Стакан подшипников готов к освобождению из него пакета регулировочных прокладок и выворачивании пробки герметизации моста.
  • Болты, которые соединяют крышку стакана подшипников с цилиндрической шестерней ведущего типа, откручиваем. Теперь доступен демонтаж крышки параллельно с пакетом прокладок регулировочного характера. Перед снятием шайбы расшлихтовываем и откручиваем болты её крепления. С помощью специальных резьбовых отверстий фланца выдавливаем стакан с подшипниками конического типа и пакетом прокладок регулировочного типа. Последнее закрепляем на крышке и стакане подшипников. Узел ведомой конической шестерни извлекается сквозь окно картера редуктора 4320.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Урал 4320 во время движения сильно шумит? Эти признаки к 100-процентной разборке и регулировке редуктор Урал. Причинно-следственный ряд разнообразен:

  • искажение пятна контакта в местах сцепления конических шестерен, которому предшествовало нарушение регулировочного процесса подшипников конического типа;
  • изнашивание задиры, подшипников и сколы зубьев шестерен;
  • недопустимый показатель масла в картере моста.

Редуктор переднего моста Урал 4320

Процесс демонтажа

В ремонте составляющих Урал 4320 следует учесть: снятие редуктора переднего моста отличается от заднего тем, что изымается по окончанию демонтажа из транспортного средства.

После демонтажа и установки на подставках редуктор Урал изымается следующим способом:

  • отсоединяем тормозные шланги, тягу рулевой трапеции, элементы герметизационного устройства;
  • отвинчиваем гайки, связывающие шаровые опоры;
  • в демонтаже сборных узлов поворотных кулаков поможет монтажная лопатка;
  • изымаем боковую крышку картера редуктора целиком со штуцером, маслоподводящего типа;
  • отвинчиваем болты и гайки, скрепляющие картер, с двумя болтами, расположенных внутри;
  • прибегнув к помощи устройства для подъема груза, из картера моста достаем сам агрегат.

Редуктор Урал заднего моста демонтируется непосредственно на автомобиле:

  • Урал 4320 устанавливается на осмотровой канаве. Предварительно закрываем колесные краны, отсоединив их шланги, подводящие воздух, изымаем кожухи, защитного типа. Затем сливаем масло из картера.
  • Отвинчиваем болты, скрепляющие верхушки ступиц, выворачиваем из полуосей угольники, подводящие воздух; и снимаем верхушки ступиц параллельно со шлангами и уплотнителями. Воспользовавшись съемником, извлекаем полуоси.
  • Изымаем карданный вал 4320 привода заднего моста, отсоединив и отведя в сторону: реактивную штангу, её верхний кронштейн, трубопроводы, шланги тормозящей и герметизированной системы. Снимаем боковую крышку агрегата вместе со штуцером маслоподводящего типа, отвинчиваем болты и гайки, расположенные в середине картера. Извлекаем редуктор из картера.

Детали редуктора переднего моста урал 4320

Гражданские и военные модификации грузовика УРАЛ 4320 оснащены полным приводом. Для обеспечения работы полноприводной трансмиссии на три оси грузовика установлены отдельные редукторы. При экстремальной эксплуатации грузового автомобиля на бездорожье поломка, разрегулировка редуктора становится частой неисправностью. В начальной стадии неисправность проявляется:

  • неестественными шумами (гулом, воем, металлическими стуками, хрустами);
  • перегревом картера;
  • течами масла.

Если редуктор не ремонтируется, следующие стадии поломки вызывают разрушение корпуса дифференциала, отрыв полуосей.

Причинами поломки становятся:

  • естественный износ деталей редуктора;
  • масляное голодание шестерней (недостаток трансмиссионной жидкости в картере);
  • сбитые регулировки зацепления шестерней;
  • разбитые подшипники;
  • механические повреждения шестерней (сколы, задиры, питтинг зубьев).

Редуктор УРАЛ 4320

Самостоятельно определить начальные неисправности редуктора можно при прогазовке двигателя на стоящем грузовике (без включения передачи), в движении на нейтральной передаче с выключенным мотором. Отсутствие или усиление шумов свидетельствуют о неисправности механизма. Точную диагностику, определение ремонтных мест можно провести только при полной разборке редуктора.

Разборка

Чтобы разобрать редуктор 4320 переднего или заднего мостов проводятся аналогичные манипуляции, а именно:

  • Откручиваются болты, отгибаются замковые шайбы и стопорные пластины. Изымаются крышки подшипников дифференциала. Обязательно пометьте их краской, чтобы избежать обезличивания крышек.
  • Перед тем как снять дифференциал, демонтируем регулировочные гайки с наружными кольцами подшипников.
  • Фиксируем конструкцию – это позволит расшплинтовать и отвинтить гайку, соединяющую фланец вала ведущей конической шестерни. Таким образом, фланец доступен для съема.
  • Открутив болты, которые держат конструкцию, изымаем крышку с уплотнительной манжетой. В стакане подшипников уделяем внимание болтам, а в картере агрегата следует извлечь: вал, пакетом прокладок регулировочного типа, внутренним кольцом заднего подшипника и ведущей конической шестерней. Стакан подшипников готов к освобождению из него пакета регулировочных прокладок и выворачивании пробки герметизации моста.
  • Болты, которые соединяют крышку стакана подшипников с цилиндрической шестерней ведущего типа, откручиваем. Теперь доступен демонтаж крышки параллельно с пакетом прокладок регулировочного характера. Перед снятием шайбы расшлихтовываем и откручиваем болты её крепления. С помощью специальных резьбовых отверстий фланца выдавливаем стакан с подшипниками конического типа и пакетом прокладок регулировочного типа. Последнее закрепляем на крышке и стакане подшипников. Узел ведомой конической шестерни извлекается сквозь окно картера редуктора 4320.

Рис. 1. Главная I — для переднего моста; II — для заднего моста; 1 — ведомая коническая шестерня; 2 — стакан подшипников; 6, 17, 25 — конические подшипники; 7, 8, 15, 21 — регулировочные подшипника переднего моста; 12 — распорная втулка; 13 — фланец привода среднего моста; 14 — ходной вал редуктора; 23— фланец редуктора; 24 — гайка; 26 — крышка заднего подшипника дифференциала; 31 — цилиндрическая ведомая шестерня; 32 — опорная шайба; 33 — крышка подшипников дифференциала; 38 — втулка сателлита; 39 — чашка дифференциала;

Главная передача моста двойная, состоит из пары конических естерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

К ведомой цилиндрической шестерне болтами прикреплен симметричный конический дифференциал с четырьмя сателлитами.

В зависимости от размера шин, применяемых на автомобиле, передаточные отношения главной передачи различные: на автомобилях с шинами 370—508 (14,00—20) передаточное отношение, на автомобилях с широкопрофильными шинами 1100×400—533 — 8,05. Изменение передаточного отношения получено за счет установки цилиндрической пары шестерен с различным числом зубьев.

Редуктор главной передачи устанавливается на картер моста через уплотнительную паронитовую прокладку толщиной 0,8 мм и крепится с помощью девяти болтов и одной шпильки. Семь болтов и шпилька установлены снаружи, а два болта — в полости конических шестерен. Доступ к внутренним болтам возможен только после снятия боковой крышки. Под наружные болты и гайку шпильки установлены пружинные шайбы. Внутренние болты зашплинтованы проволокой.

Шестерни и подшипники главной передачи смазываются маслом, заливаемым в картер моста и картер редуктора до уровня контрольного отверстия. Масло подхватывается шестернями, разбрызгивается и через роликовый подшипник попадает в полость конических шестерен картера редуктора, откуда стекает в картер моста.

Средний и задний мосты отличаются между собой только приводными фланцами. Конструкция мостов показана на рис. 2.

На переднем конце проходного вала редуктора среднего моста установлен фланец большего размера, на заднем конце — фланец меньшего размера. Проходной вал редуктора заднего моста имеет на переднем конце фланец, задний конец закрыт крышкой.

Картер моста — комбинированный, состоит из литой средней части (картера) и запрессованных в нее трубчатых кожухов полуосей, на которые установлены кронштейны 5 для опор рессор и крепления реактивных штанг. Кожуха дополнительно закреплены внутри картера сварными швами.

Полуоси полностью разгруженные, соединение полуоси со ступицей шлицевое.

Передний мост автомобилей с колесной формулой 6×6 — ведущий, управляемый.

Рис. 2. Средний (задний ведущий) 1 — сальники подвода воздуха; 2 — колесный цилиндр; 3 — тормозной барабан со ступицей 8, 11 — прокладки; 9 — главная передача; 12 — картер моста; 13 — сальник полуоси;

На передний конец его проходного вала устанавливается втулка с крышкой, а на задний конец — фланец.

Кожухи полуосей картера переднего моста разной длины, на конце кожуха имеется фланец и гнездо для установки шаровой опоры. В расточках кожухов установлены сальники по-луосей. На кожухи снаружи приварены подушки для установки рессор и нижние кронштейны амортизаторов.

Крутящий момент на передние управляемые колеса передается через шарнир равных угловых скоростей дискового типа.

Ступицы колес и их крепление для всех мостов одинаковые. Каждая ступица установлена на цапфе на двух конических подшипниках. У автомобилей с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах в цапфах выполнены каналы для подвода воздуха и гнездо для блока сальников.

Рис. 3. Привод к управляемым колесам переднего ведущего моста: 1 — ступица колеса; 2 — шланг подвода воздуха к шине; 3 — подшипник; 4 — поворотная цапфа; 5 — сальник подвода воздуха; 6— канал подвода воздуха; 7 — наружная полуось; 8 — контргайка; 9 — штифт; 10 — замковая шайба; 11 — гайка подшипников; 12, 36 — шпильки; 13 — гайка колеса; 14 — колесный тормозной цилиндр; 15 — тормозной барабан; 16 — сальник ступицы; 17 — канал в цапфе для подвода воздуха; 18— гайка; 19 — разрезная конусная втулка; 20 — пресс-масленка; 21 — шкворень поворотного кулака; 22 — корпус поворотного кулака; 23 — диск шарнира; 24 — шаровая опора; 25, 34 — упорные шайбы; 26 — бронзовая втулка; 27 — внутренняя полуось; 28 — кулак шарнира; 29 — шлицевая вилка наружной полуоси; 30 — сальник шаровой опоры; 31 — подшипник шкворня; 32— регулировочные прокладки; 33 — крышка подшипника поворотного кулака; 35 — втулка поворотной цапфы

Рис. 4. Шарнир равных угловых скоростей переднего ведущего моста: 1 — наружная полуось; 2 — вилка; 3, 5 — кулаки; 4 — диск; 6 — внутренняя полуось

Техническое обслуживание

Для надежной и долговечной работы ведущих мостов следует заменять смазку в соответствии с картой смазки и поддерживать необходимый уровень ее в картерах. Для замены смазки в шарнирах полуосей переднего ведущего моста необходимо разобрать шкворневой узел, удалить смазку и промыть детали шарнира равных угловых скоростей.

Следует регулярно контролировать затяжку болтов крепления редуктора к картеру моста. Ослабление затяжки болтов приводит к изгибу картера. Момент затяжки болтов должен быть: М14—12—15 кгс-м, а болтов М18—19—23 кгс-м.

Необходимо периодически регулировать предварительный натяг конических подшипников и проверять зацепление конической пары шестерен главной передачи.

Регулировочные работы выполняют на снятом с автомобиля редукторе. Величина натяга контролируется моментом, необходимым для проворота вала. Момент сопротивления провороту определяют при помощи динамометра. Замерять момент проворота вала необходимо при плавном проворачивании его в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов.

Следует иметь в виду, что неправильная регулировка подшипников может привести к разрушению не только самих подшипников, но и шестерен главной передачи.

Регулировку главной передачи рекомендуется выполнять в следующем порядке.

Установить редуктор в приспособлении, снять дифференциал и фланцы, отвернуть болты крышки подшипника и замерить динамометром усилие проворота на проходном валу. Последовательным удалением прокладок из-под крышки выбрать зазор в подшипниках промежуточного вала и определить момент увеличения усилия проворота, после чего убрать из-под крышки прокладку толщиной 0,1—0,15 мм. Усилие проворота вала должно быть 1,5—3,8 кгс.

Установить снятые из-под крышки прокладки 8 под фланец стакана (для восстановления положения ведомой конической шестерни, так как при удалении прокладок из-под крышки происходит сдвиг шестерни в сторону уменьшения бокового зазора). При сборке болты крепления крышки не затягивать.

Затянуть болты крышки подшипника. Замерить усилие проворота проходного вала. Последовательно удаляя прокладки (начинать с прокладки толщиной 0,05 мм), определить начало возрастания усилия прово-рота вала, после чего дополнительно убрать еще одну прокладку толщиной 0,1 мм. Усилие проворота проходного вала должно быть 5,7—9,5 кгс.

Рис. 5. Замер усилия проворота проходного вала

Затянуть болты крепления крышек (момент 6—8 кгс-м) и проверить на краску правильность зацепления конических шестерен: отпечаток на зубе ведомой шестерни должен быть расположен ближе к узкому концу зуба, а длина отпечатка должна быть не менее 45% длины зуба.

Отпечаток не должен доходить на 2—5 мм до края узкого конца зуба. При этом боковой зазор в зубьях у широкой части должен быть 0,1—0,4 мм. Чтобы изменить боковой зазор конических шестерен, не искажая установленный контакт, необходимо сдвинуть обе шестерни на расстояние, пропорциональное числу зубьев каждой шестерни, т. е. ведомую коническую шестерню передвигать в 2,2 раза (24:11) дальше ведущей.

Для перемещения ведущей шестерни увеличивают или уменьшают на необходимую величину пакет регулировочных прокладок, при этом, чтобы не нарушать регулировку подшипников, уменьшают или увеличивают на такую же величину пакет прокладок.

Для перемещения ведомой шестерни изменяют величину пакета прокладок 7 под фланцем стакана.

При отсутствии динамометра регулировку подшипников поперечного и проходного валов можно проверить, проворачивая проходной вал рукой. Если подшипники отрегулированы правильно, то после затяжки всех болтов крепления крышек вал должен вращаться с легким торможением и не должен иметь осевого люфта. Установить фланцы, завернуть гайки крепления фланцев (момент затяжки 25 кгс-м) и зашплинтовать их.

Установить дифференциал. Болты крепления крышек подшипников дифференциала затянуть с приложением момента 15 кгс-м. Венец ведомой цилиндрической шестерни должен быть расположен симметрично относительно венца ведущей шестерни.

Гайками отрегулировать затяжку подшипников дифференциала. После затяжки гаек расстояние между крышками подшипников должно увеличиваться на 0,15—0,25 мм. Во время регулировки необходимо проворачивать дифференциал для самоустановки роликов в подшипниках. Затянуть болты крепления крышек подшипников дифференциала моментом не менее 25 кгс-м. Окончательно правильность регулировки подшипников определяется по их нагреву при контрольном пробеге автомобиля; при повышенном нагреве допускается под крышку подшипника подложить одну прокладку толщиной 0,05 мм и повторить контрольный пробег.

Рис. 6. Замер бокового зазора

Регулировку подшипников шкворней поворотного кулака необходимо проводить в следующем порядке.

Разобрать узел (снять колесо, наружную полуось, рабочий тормоз, цапфу и детали шарнира), убрать смазку из полости поворотного кулака и шаровой опоры и освободить кулак от связи с рулевыми тягами.

Отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры, проверить затяжку гаек крепления рычага и крышки и с помощью динамометра определить усилие проворота поворотного кулака.

Удалить из-под рычага прокладку толщиной 0,1—0,2 мм и снова замерить усилие проворота. При увеличении усилия проворота убрать равную по толщине прокладку из-под нижней крышки, а в случае сохранения усилия последовательным удалением равных по толщине прокладок из-под рычага и крышки добиться увеличения первоначально замеренного усилия проворота на 2—3 кгс.

Разница толщины пакетов прокладок под рычагом и крышкой не должна превышать 0,05 мм. После регулировки собрать узел и заправить его смазкой.

Регулировку подшипников ступиц колес выполнять в следующем порядке.

Поднять домкратом мост со стороны регулируемого колеса, снять защитный чехол и крышку.

С помощью съемника вывести шлицы полуоси из зацепления со ступицей, вынуть полуось, отвернуть наружную гайку и снять стопорные шайбы. Вращая колесо рукой, убедиться в отсутствии трения тормозного барабана о колодки.

Затянуть внутреннюю гайку до упора. При затяжке гайки колесо следует проворачивать для самоустановки роликов в подшипниках, после чего отпустить гайку примерно на 1/3 оборота и законтрить. При несовпадении штифта с прорезями замковой шайбы Допускается ослабление гайки на величину, не превышающую расстояние между двумя соседними прорезями. Колесо должно свободно вращаться без заметного осевого люфта и качки. Установить стопорные шайбы, затянуть до отказа наружную гайку и законтрить ее.

Рис. 7. Регулировка затяжки подшипников дифференциала

Рис. 8. Замер усилия на конце рычага рулевой трапеции: 1 — регулировочные прокладки; 2 — конический роликовый подшипник; 3 — рычаг поворотного кулака; 4 — шаровая опора; 5—крышка сальника; 5 —крышка подшипника; 7 — ограничительный болт поворота; 8 — корпус поворотного кулака

Закончив сборку, проверить регулировку подшипников колес во время небольшого пробега. При правильной регулировке ступица должна быть холодной или слегка нагретой. Заметный на ощупь нагрев ступицы указывает на перетяжку подшипников.

Ремонт

Демонтаж узлов ведущих мостов. Для снятия редуктора среднего (заднего) моста необходимо: — слить смазку из картера моста, отсоединить карданные валы, кронштейн верхней реактивной штанги, шланг системы герметизации, тормозные трубки от тройника, а также тройник от картера редуктора; — снять большую боковую крышку редуктора и отвернуть болты о крепления (в том числе два болта внутри картера); — снять крышки ступиц и вынуть съемником полуоси (предварительно отсоединив шланг подвода воздуха от колесного крана); — установить приспособление для снятия редуктора, застопорить редуктор цепью или тросом, как показано на рис. 9, и вынуть его.

Рис. 9. Демонтаж редуктора: 1 — приводной вал со скобой крепления к платформе; 2 — храповой механизм; 3—приспособление; 4— ведомый вал; 5 — цепь; 6 — редуктор

При необходимости снятия картера среднего или заднего мостов следует дополнительно: — отвернуть гайки крепления колес, снять, колеса и отсоединить нижние реактивные штанги. Перед снятием реактивных штанг под картер моста подвести подставки; — снять трос отбоя на среднем мосту, картер моста в сборе с тормозными барабанами.

Редуктор переднего моста демонтируют после снятия моста с автомобиля.

Для этого необходимо: — приподняв переднюю часть автомобиля, слить смазку из картера моста и отсоединить карданный вал привода переднего моста; — снять защитный чехол и отвернуть шланг подвода воздуха от колесного крана; — подкатить под мост монтажную тележку; — отвернуть гайки крепления колес, снять колеса и отсоединить тормозные трубки от тройника, а также тройник от картера редуктора; — отсоединить шланг системы герметизации и шланги подвода воздуха к шинам; — отсоединить продольную рулевую тягу, гидроусилитель, амортизатор, отвернуть гайки стремянок и снять хомуты крепления рессор; — выкатить мост из-под автомобиля; — отвернуть гайки крепления шаровой опоры и, пользуясь болтами-съемниками, снять узел поворотного кулака в сборе; — снять большую боковую крышку редуктора, отвернуть болты крепления редуктора (в том числе два болта внутри картера); застропить редуктор и вынуть его из картера моста. Разборку редуктора выполнять в приспособлении в следующей последовательности: — отвернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала, снять крышки и дифференциал, затем установить крышки подшипников дифференциала обратно, не допуская смены мест; — расшплинтовать и отвернуть гайки фланцев, снять фланцы при помощи съемника и крышки подшипников проходного вала; — вынуть наружные обоймы подшипников проходного вала. Смещая конец вала с подшипником в сторону бокового окна, вынуть вал из редуктора; — снять крышку стакана подшипников поперечного вала, расшплинтовать и вывернуть болты крепления прижимной шайбы подшипников стакана, снять стакан с подшипниками и вынуть поперечный вал из картера; — спрессовать с проходного вала подшипник и ведущую коническую шестерню, а затем подшипник с ведущей конической шестерни; — вынуть подшипники поперечного вала из стакана, разобрать дифференциал, а при необходимости разобрать узел ведомой конической шестерни.

Рис. 10. Демонтаж наружных обойм подшипников

Разборку привода ведущих колес переднего моста выполнять в следующей последовательности: — установить домкрат со стороны разбираемого привода, снять защитный кожух и отвернуть шланг подвода воздуха к шине; — снять колесо, крышку ступицы и вынуть с помощью съемника наружную полуось; — отвернуть гайки крепления подшипников ступицы и снять ступицу с тормозным барабаном; — отсоединить тормозной шланг и шланги систем герметизации и подвода воздуха; — освободить корпус поворотного кулака от связи с рулевыми тягами, отвернуть гайки крепления цапфы, снять тормозной щит и цапфу и удалить смазку; — вынуть детали шарнира равных угловых скоростей, отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры и сдвинуть сальник на кожух полуоси; — отвернуть гайки и снять рычаг, нижнюю крышку, наружные обоймы подшипников, с помощью съемника выпрессовать подшипники и снять корпус поворотного кулака.

Рис. 11. Приспособление для разборки редуктора

Рис. 12. Выпрессовка ведущей шестерни

Рис. 13. Съемник подшипника шкворня: 1 — упорный винт; 2 — корпус; 3 —полукольцо

Контроль деталей. При выбраковке одной из шестерен конической пары или ведущей цилиндрической шестерни следует иметь в виду, что по технологическому процессу изготовления на заводе эти шестерни подбирают в комплекты. При ремонте редуктора заменять весь комплект. При замене только конической пары или малой цилиндрической шестерни необходимо предварительно проверить размер и биение шейки под подшипник на ведомой конической шестерне после напрессовки ее на вал ведущей цилиндрической шестерни. Размер шейки должен быть 90,012— 90,035 мм, допустимое биение шейки от центров ведущей цилиндрической шестерни не более 0,05 мм.

Шестерни дифференциала изготовлены методом кругового протягивания. В отличие от ранее изготовлявшихся способом нарезания полуосевая шестерня имеет со стороны шейки расточку диаметром 62 мм, глубиной 1 мм, а сателлит имеет ступенчатый торец. Установка в дифференциал шестерен, нарезанных разными методами, недопустима.

Наличие незначительных задиров и сколов на кулаках и диске шарнира полуосей переднего ведущего моста не является признаком для выбраковки.

Сборку редуктора выполнять в следующей последовательности: — напрессовать ведущую коническую шестерню и подшипники на проходной вал; — собрать узел ведомой конической шестерни и запрессовать конические под — шипники в стакан и сальники в крышки подшипников; — собрать дифференциал. Он должен свободно вращаться от руки; установить картер редуктора в приспособление, в картер установить узел ведомой конической шестерни и стакан с подшипниками. Между торцом редуктора и стаканом установить пакет регулировочных прокладок. В пакете должны быть прокладки толщиной 0,05 мм не менее 2 шт., толщиной 0,1 мм — не менее 2 шт., остальные по мере надобности; — отрегулировать подшипники стакана подбором толщины прокладок, установить проходной вал с ведущей конической шестерней и подшипниками, крышки подшипников, а под крышки — пакеты прокладок, обеспечивающие свободное вращение вала без ощутимого осевого люфта; — отрегулировать зацепление конических шестерен, снять крышки подшипников и установить дифференциал; — отрегулировать преднатяг подшипников дифференциала. По окончании регулировки застопорить гайки пластинами, болты застопорить отгибной шайбой; — установить фланцы редуктора, чтобы отверстие под шплинт на резьбовом конце вала было перпендикулярно плоской грани фланца; — установить собранный редуктор на мост. Затянуть болты крепления картера редуктора.

Рис. 14. Сборка узла ведомой конической шестерни

Сборку привода ведущих колес переднего моста выполнять в порядке, обратном разборке.

Для облегчения сборки детали шарнира равных угловых скоростей смазать смазкой, заправляемой в корпус поворотного кулака. Паз в кулаке, вставленном во внутреннюю полуось, и диск в пазу кулака, установленного в вилку наружной полуоси, следует устанавливать вертикально.

Сборка и регулировка

Общая сборка агрегата подразумевает выполнение предварительных манипуляций: сборка узлов, смазку уплотнителей, поверхностей резьбы и пробки герметизационного типа, приварочных поверхностей крышек и картера редуктора; смазка подшипников маслом для трансмиссии, а рабочих кромок уплотнительных манжетов — смазочным материалом.

Процесс установки – это манипуляции демонтажа в обратной последовательности, который требует:

  • Проверки регулировочных показателей предварительного натяга подшипников путем подбора диаметра пакета прокладок регулировочного типа.
  • Замера величины крутящего момента при условии непрерывного равномерного вращения узла ведомой конической шестерни. Условие: манипуляция проводится не раньше, чем после пяти полных оборота.

Регулировка подшипников ступиц колес:

— поднимите домкратом мост со стороны регулируемого колеса;

— съемником выведите шлицы полуоси из зацепления со ступицей и выньте полуось;

— отверните наружную гайку и снимите стопорную и замочную шайбы;

— вращая колесо рукой, убедитесь в отсутствии трения тормозного барабана о колодки;

— затяните гайку моментом 200 —250 Нм (20—25 кгс/м), при затяжке гайки ступицу проворачивайте для самоустановки роликов в подшипниках, после чего отпустите гайку примерно на 1/5 — 1/6 оборота. Установите замочную шайбу.

При несовпадении штифта гайки с прорезями замочной шайбы допускается ослабление затяжки гайки на величину, не превышающую расстояние между двумя соседними прорезями. Установите стопорную шайбу, затяните контргайку моментом 400—500 Нм (40—50 кгс/м) и законтрите ее.

Для обеспечения подсоединения шланга подкачки колес к колесному крану полуось с крышкой ступицы устанавливайте так, чтобы шланг подкачки располагался в направлении колесного крана симметрично между шпильками крепления колеса.

Закончив сборку, проверьте регулировку подшипников колес во время пробега 10 — 20 км.

При правильной регулировке ступица должна быть холодной или слегка нагретой. При заметном на ощупь нагреве ступицы проверьте регулировку подшипников.

На автомобилях народнохозяйственного назначения могут быть установлены подшипники ступицы колеса 2007124А, не взаимозаменяемые с подшипниками 2007124М.

Ступица колеса с запрессованными в нее наружными кольцами подшипников 2007124А маркирована кольцевой проточкой на диаметре 220 мм шириной 2 — 4 мм на расстоянии 38 мм от торца под крышку ступицы.

Сборка ступицы с запрессованными в нее наружными кольцами подшипников 2007124А и внутренних колец подшипников 2007124М (и наоборот) недопустима.

Обойму манжеты для подшипника 2007124М нельзя применять с подшипником 2007124А. Обойму манжеты для подшипника 2007124А можно применять с подшипником 2007124М. Обойма манжеты, применяемая с подшипником 2007124А, имеет увеличенную проточку под сепаратор (диаметром 175 мм вместо 172 мм).

Сборка обойм манжет с несоответствующими им подшипниками недопустима. Ступицы колеса в сборе с подшипниками взаимозаменяемы.

Источник

Часто случается так, что ранее идеально работавший редуктор на авто Урал 4320 во время работы начинает издавать разные звуки: чаще всего они представлены в виде шума, свиста или гула. Это говорит от том, что агрегат требует срочного ремонта.

Как правило, редуктор выходит из строя редко, но послужить причиной этого могут конические шестерни, а именно, места их соприкосновения с данной деталью. Причина этого заключается в ошибках, которые часто допускаются во время регулировки конических подшипников, что составляют часть редуктора.

Вторая причина возникновения звуков в редукторе для Урала 4320 во время вождения заключается в износе подшипников. И хотя они наделены довольно высоким уровнем прочности и износостойкости, со временем могут разрушаться.

Звуки в редукторе часто появляются и тогда, когда в нем нет достаточного количества масла. Устранить данную проблему легко: требуется только регулярная диагностика прибора.

Редуктор Урал 4230

Как демонтировать редуктор Урала 4320?

Если были выявлены некоторые изменения в работе редуктора, то его нужно демонтировать в обязательном порядке. В том случае, когда речь идет о детали, что расположена спереди, необходимо:

  • отсоединить тормозные шланги, что прикреплены к редуктору;
  • извлечь все тяги, что прикреплены к рулевой трапеции;
  • снять дополнительные элементы, прикрепленные к редуктору;
  • открутить гайки, которые используются для соединения шаровых опор;
  • убрать боковую крышку картера со штуцером;
  • открутить все болты, что используются для соединения половин картера;
  • извлечь картер переднего моста.

Во время работы с прибором заднего или среднего моста не требуется его извлекать: более того, отремонтировать агрегат возможно прямо на транспортном средстве. Данная операция должна выполняться в такой последовательности:

  • машина загоняется на смотровую яму;
  • колесные краны закрываются, после чего пневматические шланги отсоединяются;
  • снимаются кожухи;
  • производится слив масла из картера;
  • откручиваются болты, которые используются для скрепления ступиц;
  • снимаются угольники с полуосей;
  • снимаются полуоси при помощи специального съемника;
  • отсоединяется карданный вал.

Как разбирается редуктор автомобиля Урал 4320?

Чтобы разобрать редуктор быстро и правильно, нужно придерживаться ниже перечисленных рекомендаций:

  • произвести откручивание и съем болтов, загибочных шайб, стопорных пластин;
  • убрать крышки, что принадлежат подшипникам дифференциала (их важно пометить, чтобы во время сборки не перепутать);
  • открутить регулировочные гайки;
  • снять наружные кольца на подшипниках;
  • извлечь дифференциал;
  • открутить гайку, которая необходима для удерживания фланца вала ведущей конической шестерни;
  • извлечь данный фланец.

Произведя разбор редуктора, рекомендуется уделять внимание болтам стакана подшипников.

Детали редуктора главной передачи УРАЛ 4320

Детали редуктора главной передачи Урал 4320

Как собрать редуктор машины Урал 4320?

Когда проблема была устранена и поломанная деталь заменена, производится сбор редуктора в обратной последовательности как это было описано выше. Главная задача — не забыть настроить подшипники.

Настраиваются подшипники с помощью правильно подобранных прокладок: так, особую роль играет их толщина. Когда редуктор был собран, важно проверить его исправность с помощью короткой поездки. Как правило, нескольких километров бывает достаточно.

Если деталь по-прежнему издает звуки, то рекомендуется проверить подшипники: возможно, прокладки были подобраны или установлены неправильно.

Когда ремонт закончен, рекомендуется совершить обкатку редуктора, что выполняется с помощью заливки в картер моста индустриальной жидкости. Как правило, необходимо не больше 4-х литров. После процедуры масло заменяется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Пошаговая инструкция свое дело в сбербанке
  • Смп рейсинг руководство
  • Руководство при аттестации рабочих мест
  • Рисполепт жидкий инструкция по применению цена
  • Как проверить кредитную историю через госуслуги бесплатно пошаговая инструкция скачать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии