Руководство по технике лабораторных работ

1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Национально-исследовательский университет

Химический факультет

Кафедра неорганической химии

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Методическая разработка к лабораторной работе

по неорганической химии

Для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 020100 “Химия” и специальностям 020101 “Химия”, 020801 “Экология”, 240306 “Химическая технология монокристаллов, материалов и изделий электронной техники”

Нижний Новгород

2013 г.

2

УДК 542 (075.8)

ББК

Т-38

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ. Часть 1. Оборудование химических лабораторий. Составители: О.А.Замятин, А.А.Сибиркин / Методические разработки к лабораторным работам по неорганической химии – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – с.

Рецензент:

В учебно-методическом пособии описано классическое лабораторное оборудование и стандартная химическая посуда. Освещены физикохимические основы важнейших лабораторных операций и изложена техника их выполнения.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 020100 “Химия” и специальностям 020101 “Химия”, 020801 “Экология”, 240306 “Химическая технология монокристаллов, материалов и изделий электронной техники”, изучающих курс неорганической химии.

Ответственный за выпуск:

УДК 542

3

Содержание

1. Оборудование химических лабораторий …………………………….

4

1.1. Лабораторная стеклянная посуда общего назначения ……..

4

1.2.Мерная посуда ………………………………………………… 16

1.3.Фарфоровая посуда …………………………………………… 18

1.4.Химическая тара ……………………………………………… 21

2. Основные лабораторные операции …………………………………..

22

2.1. Взвешивание …………………………………………………..

22

2.2. Фильтрование …………………………………………………

33

2.3.Титрование ……………………………………………………. 37

2.4.Определение плотности веществ ……………………………. 39

2.5. Нагревание ……………….……………………………………

41

2.6. Охлаждение ……………………………………………………

50

3. Практическая часть ……………………………………………………

51

3.1.Взвешивание ………………………………………………….. 51

3.2.Фильтрование и декантация …………………………………. 56

3.3. Фильтрование под уменьшенным давлением ……………… 59

3.4.Перекристаллизация …………………………………………. 61

3.5.Перегонка ……………………………………………………… 63

3.6.Возгонка ………………………………………………………. 65

3.7.Титрование ……………………………………………………. 66

3.8.Определение плотности жидкости ………………………….. 71

3.9. Определение температуры плавления ………………………

73

3.10. Определение температуры кипения жидкости ……………

75

Список использованных источников ……………………………………

77

4

1.Оборудование химических лабораторий

1.1.Лабораторная стеклянная посуда общего назначения

Проведение химического эксперимента традиционно осуществляется в стандартной химической посуде. При его выполнении используются различные виды емкостей от самых простых, например стаканов и пробирок, до изделий высокой сложности, изготовленных по индивидуальному чертежу. Сбор и монтаж установки предполагает использование различных соединительных и запорных устройств – трубок, шлангов, пробок, шлифов, кранов. Почти всегда в работе в химической лаборатории необходимы фильтры и теплоизолирующие материалы, чистая вода. Выбирая посуду для проведения эксперимента необходимо знать ее термическую и химическую устойчивость по отношению к веществам, с которыми предстоит работать.

Преобладающая часть лабораторных работ осуществляется в посуде и приборах из специального тонкостенного или толстостенного прозрачного стекла. Благодаря своей коррозионной стойкости, твердости, прозрачности и сравнительно небольшому коэффициенту линейного теплового расширения стекло является ценным конструктивным материалом для изготовления лабораторной посуды, приборов и аппаратов. Прозрачность стекла позволяет непосредственно визуально следить за ходом процесса в реакционном сосуде, а гладкость поверхности стекла облегчает мытье посуды.

Недостатки стекла — его хрупкость, относительно малая устойчивость к резким перепадам температуры, недостаточная стойкость в отношении некоторых агрессивных химических веществ, например, концентрированные щелочи, фосфорная и фтористоводородная кислоты.

Используемая в лабораториях химическая посуда может быть разделена на ряд групп. По назначению посуду можно разделить на посуду общего назначения, специального назначения и мерную. По материалу — на посуду из простого стекла, специального стекла, из кварцевого стекла.

Кгруппе общего назначения относятся те предметы, которые всегда должны быть в лаборатории и которые требуются для большинства работ. Это пробирки, воронки простые и делительные, стаканы, колбы, кристаллизаторы, холодильники, реторты, тройники, краны.

Кгруппе специального назначения относятся те предметы, которые употребляются для какой-либо одной цели, например, аппарат Киппа, дефлегматоры, склянки Вульфа, склянки Тищенко, пикнометры, ареометры, склянки Дрекселя.

Кмерной посуде относятся мерные цилиндры и мензурки, пипетки, бюретки и мерные колбы.

5

Пробирки

Пробирки – это наиболее простая химическая посуда для проведения испытаний химических свойств веществ (в том числе качественных реакций) и выполнения препаративных работ с использованием малых количеств веществ. Они представляют собой изготовленные из стекла узкие сосуды цилиндрической формы различного диаметра с закругленным дном (рис. 1). Различают простые, градуированные, конические пробирки для центрифугирования, пробирки с боковыми отводами.

Круглодонные пробирки с боковым отводом и взаимозаменяемым конусом предназначаются для фильтрования под вакуумом небольших объемов жидкостей.

Рис. 1. Пробирки: простые (а), с пришлифованной пробкой (б), изогнутые (в), с носиком (г), для вакуумного фильтрования (д), градуированные (е) и центрифужные (ж).

Для хранения пробирок применяют специальные деревянные, пластмассовые или металлические штативы. Для разложения твердых веществ, состав и свойства которых мало известны, применяют изогнутые пробирки.

При работе с пробирками следует придерживаться следующих правил.

1.При проведении реакции не следует применять слишком большое количество реактивов. Достаточно бывает одной четверти или менее объема пробирки.

2.Недопустимо, чтобы пробирка была наполнена до краев.

3.Недопустимо закрывать пробирку пальцем и встряхивать ее в таком виде. При этом содержимое обычно загрязняется бытовыми примесями. При работе с едкими веществами можно повредить кожу пальца или получить ожог.

6

4.Для перемешивания налитых реактивов пробирку держат большим

иуказательным пальцами левой руки за верхний конец и поддерживают ее средним пальцем, а указательным пальцем правой руки ударяют косым ударом по низу пробирки. Если пробирка наполнена жидкостью больше чем на половину, содержимое перемешивают стеклянной палочкой.

5.Для внесения твердых веществ (порошков, кристаллов) используют полоску бумаги шириной немного меньше диаметра пробирки (рис. 2). Ее складывают вдвое по длине и в полученный совочек насыпают нужное количество твердого вещества. Пробирку держат в левой руке, расположив ее горизонтально, и вводят в нее совочек с веществом почти до дна. Затем пробирку ставят вертикально и слегка ударяют по ней. Когда все твердое вещество высыплется, бумажный совочек вынимают.

Рис. 2. Внесение в пробирку порошкообразных веществ.

6. Если пробирку нужно нагреть, ее следует зажать в держателе. Нагревание нужно проводить осторожно. Вначале нужно обогреть всю пробирку, после чего приступить к нагреванию ее нижней части. Если нагреваемая жидкость начинает закипать (появляются пузырьки пара), пробирку следует переместить дальше от источника тепла и продолжать нагревание горячим воздухом. При нагревании открытый конец пробирки должен быть обращен в сторону от работающего и от соседей по столу или лаборатории. Когда не требуется сильного нагрева, пробирку с нагреваемым веществом можно поместить в горячую воду или разогретый песок.

Химические стаканы

Лабораторные химические стаканы представляют собой стеклянные тонкостенные низкие или высокие плоскодонные или круглые цилиндры с носиком или без него различной вместимости (рис. 3). Бывают также простые и мерные стаканы. Изготавливают их из разных сортов стекла и фарфора, а также полимерных материалов.

Применяются стаканы для проведения простейших химических операций и в качестве вспомогательных сосудов. Нагревать химические стаканы следует на водяной или песчаной бане или применять электрические плитки с керамическим верхом. Запрещается осуществлять нагревание лабораторных стаканов на открытом пламени газовой горелки или на электрической плитке с открытой спиралью.

7

Рис. 3. Химические стаканы: мерный с носиком (а), с отшлифованной верхней кромкой (б) и стакан для промывки осадков декантацией (в).

Колбы

Колбы имеют общелабораторное назначение и предсталяют собой круглодонные, конические, плоскодонные, грушевидные, остродонные сосуды, с взаимозаменяемыми конусными и сферическими шлифами или без них (рис. 4).

Рис. 4. Колбы: круглодонная с коротким горлом (а), с длинным горлом или колба Кьельдаля (б), с двумя горловинами или двугорлая (в), с тремя горловинами или трехгорлая (г), с боковым отростком или колба Вюрца (д), с боковым отростком или колба Энглера (е), плоскодонная (ж), коническая колба Эрленмейера (з), толстостенные с тубусом или колба Бунзена (и), грушевидная (к).

8

Круглодонные колбы с длинным и коротким горлом с взаимозаменяемыми конусами и без них применяют для нагревания и перегонки жидкостей, проведения различных препаративных и аналитических работ, в качестве приемников при простой и вакуумной перегонке. Колбы Кьельдаля применяют также для перегонки веществ с водяным паром и для определения содержания азота.

Круглодонные колбы с несколькими горловинами с взаимозаменяемыми конусами и без них служат для перегонки под вакуумом и проведения, например, препаративных работ, требующих применения мешалки, холодильника, термометра, капельной воронки, кранами для соединения с вакуумной системой или для подачи газа.

Круглодонная колба с боковым отростком – наиболее простая и удобная колба для перегонки жидкости. К боковому отростку колбы присоединяют холодильник для конденсации паров. При работе с высококипящими жидкостями отросток должен быть расположен ближе к шарообразной части колбы. Легкокипящие жидкости перегоняют в колбах Вюрца с отростком, расположенным ближе к открытому концу горла.

Плоскодонные колбы предназначаются для аналитических работ, простейших операций при атмосферном давлении, иногда для хранения жидких веществ. Используют в качестве приемников при простой перегонке.

Конические колбы благодаря своей форме обеспечивают малую поверхность испарения, вследствие чего их используют для кристаллизации.

Для закрывания горла колбы используют часовое стекло соответствующего размера или стеклянную крышку. Нагревать колбы следует подобно стаканам, а именно, на бане или плитке с закрытой спиралью.

Основная область применения колб Эрленмейера малого объема – проведение титрования.

Толстостенные колбы с тубусом (колбы Бунзена) обычно применяют в качестве приемников при фильтровании при уменьшенном давлении. Они изготавливаются из стекла толщиной до 8 мм, что позволяет выдерживать атмосферное давление снаружи. При работе с колбами Бунзена рекомендуется для страховки закрывать колбу полотенцем или помещать в ящик из толстого картона или жести. Для защиты от разлетающихся осколков стекла (при возможном взрыве) можно также наклеивать на наружную стенку колбы липкую прозрачную ленту, накладывая слой на слой так, чтобы каждый виток закрывал около половины предыдущего. Внимание ! Толстостенные колбы Бунзена запрещается использовать в работах, предполагающих нагревание. Их нельзя помещать на плитку или баню или допускать попадание в них горячих жидкостей или твердых веществ во избежание разрушения.

Грушевидные колбы используются в качестве приемников при вакуумной перегонке и в случае, когда при перегонке жидкости пар не

9

должен перегреваться в конце процесса. Обогреваемая поверхность такой колбы не уменьшается при понижении зеркала жидкости.

Воронки

Стеклянные воронки (рис. 5) общего назначения подразделяются на лабораторные, делительные, капельные и для фильтрования.

Рис. 5. Воронки: лабораторная (а), делительная (б), делительная шарообразная (в), капельная (г).

Лабораторные воронки, часто называемые химическими или простыми воронками, имеют конусообразную форму (угол конуса 60°), со срезанным длинным концом. Они служат для переливания жидкостей из сосуда в сосуд, для фильтрования при помощи вкладного фильтра, для переноса твердых веществ в колбы. Простые воронки имеют ровную внутреннюю стенку, но для ускоренного фильтрования иногда применяют воронки с ребристой внутренней поверхностью.

При наливании жидкости через воронку ее не следует наполнять до краев. Если воронка плотно прилегает к горлу сосуда, в который переливают жидкость, то переливание затрудняется, так как внутри сосуда создается повышенное давление. Поэтому воронку время от времени нужно приподнимать или обеспечить между воронкой и горлом сосуда щель, вложив между ними, например, кусочек бумаги.

Делительные воронки предназначаются для разделения несмешивающихся жидкостей при экстрагировании. Они бывают цилиндрические, конические, грушевидные и шаровидные, неградуированные, градуированные и с боковой трубкой для выравнивания давления. Все они снабжены притертым стеклянным спускным краном.

Перед началом работы герметичность крана следует проверить наливанием воды или другой более текучей жидкости в воронку. При недостаточной герметичности воронкой не пользуются. Ремонт воронки

10

заключается в притирке крана. При заполнении воронки объем разделяемых жидкостей не должен превышать двух третей ее общей вместимости.

Капельные воронки отличаются от делительных тем, что они более легкие, тонкостенные и в большинстве случаев с длинным концом. Они предназначены для приливания жидкости в реакционный сосуд небольшими порциями или по каплям. Поэтому они обычно составляют часть прибора. Эти воронки укрепляют в горле колбы на шлифе или при помощи корковой либо резиновой пробки. Перед работой на шлиф крана и шлиф керна наносят небольшое количество вакуумной смазки, так чтобы смазка не попадала в трубку воронки или внутрь отверстия крана. Смазанный кран должен поворачиваться легко и без усилия.

Воронки для фильтрования характеризуются удлиненным срезанным концом сливной трубки, внутренний диаметр которого в верхней части меньше, чем в нижней, что приводит к ускорению процесса фильтрования. Они предназначаются в основном для аналитических целей.

Реторты

Реторты (рис. 6) представляют собой химическую посуду, напоминающую колбу видоизмененной формы. Из применяемой в настоящее время стандартной химической посуды реторта является, пожалуй, наиболее древним лабораторным прибором.

Рис. 6. Реторта.

Реторты применяют для перегонки жидкостей с высокой температурой кипения. Выходящие из сферической части пары конденсируются в удлиненном носике благодаря контакту с окружающим воздухом. Изготавливают реторты двух видов: без тубуса и с тубусом. Вместимость реторт составляет в среднем 2-3 литра.

Кристаллизаторы

Кристаллизаторы (рис. 7) представляют собой стеклянные плоскодонные сосуды различных диаметров и емкости. Их применяют для кристаллизации веществ из раствора. Процесс протекает за счет

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ИНСТРУКЦИЯ № 1

По правилам техники безопасности при

выполнении лабораторных работ

         Для выполнения лабораторных работ в лабораториях необходимо
помнить о возможности поражения  электрическим током, а также возможности
радиоактивного облучения и в связи с этим строго соблюдать правила техники
безопасности.

         Если электрический ток, протекающий через внутренние органы
человека, оказавшегося в электрической цепи, превышает 0,5-0,1А элктротравма
обычно заканчивается смертельным исходом.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ПРАВИЛАМ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

         При выполнении лабораторных работ в лабораториях студенту
запрещается:

1.     
Работать с электрическими машинами, силовыми
агрегатами и другим оборудованием, если они  не заземлены (плохо заземлены).

2.     
прикасаться к токоведущим частям машины, аппаратов,
приборов и распределительных щитков, а также проводам, лишенным изоляции.

3.     
Включать собранную схему без разрешения
преподавателя и без предупреждения об этом всех работающих на данной установке.

4.     
Проводить изменения в схемах, находящейся под
напряжением.

ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ

С
НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ

При работе с нагревательными приборами нужно принимать
меры предосторожности, во избежание несчастных случаев и пожара:

1. Уходя из лаборатории, хотя бы ненадолго, нельзя
оставлять включенные приборы или зажженные горелки.

2. При нагревании колб, пробирок и пр. пользоваться
асбестовыми сетками.

3. При пользовании спиртовками соблюдать осторожность,
чтобы не разбить, не опрокинуть.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ

ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА И ПРИ ДРУГИХ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

Основными условиями успеха при оказании первой помощи
пострадавшему от электрического тока и при других несчастных случаях являются
быстрота действий, необходимо умение подающего помощь.

Для отделения пострадавшего от токоведущих  частей или
провода следует воспользоваться сухой одеждой, канатом, палкой, доской или
другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Использование для этих
целей металлических, влажных предметов не допускается.

Меры предосторожности пострадавшему от электрического
тока зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения
его от электрического тока. Для определения этого состояния необходимо
произвести следующие мероприятия:

А) уложить пострадавшего на спину, на твердую поверхность.

Б) проверить у пострадавшего наличие пульса.

В) выяснить состояние зрачка (узкий или широкий)

Г) проверить у пострадавшего наличие дыхания.

Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача
является обязательным, независимо от состояния пострадавшего.

Если пострадавший находится в сознании, его следует
уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой,
непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом.

Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему
двигаться, а тем более работать.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии,
но с устойчивым дыханием и пульсом, его следует ровно и удобно уложить,
расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный
спирт.

Переносить пострадавшего в другое место следует только в
случае, когда ему продолжает грозить опасность или когда оказание помощи на
месте невозможно.

При отсутствии у пострадавшего признаков жизни нельзя
считать его мертвым и необходимо немедленно приступить к проделыванию
искусственного дыхания в рот или нос.

Зав.каф. ЭФ, профессор      

Зав. науч. лабораториями                                                              

«Согласовано»                                                                                         «Утверждаю»

Председатель
профкома ДГУ                                                                 Ректор
ДГУ

«_____»____________2015
г.                                                                  профессор  
Рабаданов М.Х.

                     
                                                                                             ________________________

Отдел охраны труда                                                                                 «_____»____________2015
г.

_________________________

Отдел  П и РБ

_________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 2

При противопожарной безопасности.

Неаккуратная и небрежная работа, а также несоблюдение
необходимых мер предосторожности могут привести к возникновению пожаров, к
взрывам и несчастным случаям.

ПОЖАРЫ. Наиболее часто
пожары возникают при работах с летучими, легко воспламеняющимися растворителями
в результате переливания последних вблизи горелки, вследствие неаккуратной
(неплотной) сборки приборов и т.д.

При возникновении пожаров надо ПОМНИТЬ и, прежде
всего, погасить газовые горелки и выключить электронагревательные приборы.
Обычно в лабораториях имеется общий газовый кран, позволяющий сразу прекратить
подачу газа, а также общий рубильник технического тока, который позволяет
выключать все электронагревательные приборы, но не свет. Далее надо быстро
удалить все горючие вещества и склянки с горючими веществами.

Нужно принять за правило, никогда не держать в
лаборатории в одном месте, сколько-нибудь значительные количества горючих
веществ. Самым простым и надежным средством для тушения пожара в лаборатории
является ПЕСОК. В каждой лаборатории в нескольких местах должны иметься
мешки и ящики с сухим песком и совки для его разбрасывания. Из огнетушителя
можно рекомендовать пескоструйные огнетушители со сжатой углекислотой.

В большинстве случаев для тушения пожара в лаборатории
нельзя пользоваться водой: вода только способствует распространению огня, если
заливать ею горящие жидкости (спирт, бензин, бензол и т.д.) Особенно опасно
применять воду при воспламенении металлического натрия. Водой и пенными
огнетушителями следует пользоваться при загорании лабораторной мебели: столов,
полок и т.п.

При тушении пожара можно применять четыреххлористый
углерод и сухой бикарбонат натрия.

Для тушения загоревшейся одежды и для смывания попавших
на тело человека в лаборатории надо иметь одеяло и кашма.

ВЗРЫВЫ. Наиболее
частыми причинами взрывов являются:

1. Неправильная сборка приборов (присоединение наглухо
приемника при перегонке)

2. Перегрев реакционной смеси при перегоняемой жидкости
приводит к бурному росту реакций, разложению вещества или вскипанию перегретой
жидкости.

3. Перегонка в вакууме с применением посуды, не
обладающей достаточной механической прочностью.

4. Попадание в воду остатков металлического натрия.

5. Перегонка эфира, стоящего долгое время на свету и
содержащего перекиси.

Во всех случаях, когда имеется опасность взрыва или
бурного разложения вещества, следует собирать прибор в вытяжном шкафу, чтобы в
случае взрыва лицо было защищено от осколков стекла и брызг.

Зав.каф. ЭФ, профессор                                                                  Садыков
С.А.

Зав. учебными лабораториями                                                      Алиева
С.М.

«Согласовано»                                                                                         «Утверждаю»

Председатель
профкома ДГУ                                                                  Ректор
ДГУ

_________________________

«_____»____________2015                                                                      
профессор Рабаданов М.Х

                                                                                                                     _______________________

Отдел охраны труда                                                                                 «_____»____________2015
г.

_________________________

Отдел  П и РБ

_________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 3

По технике безопасности при работе с
баллонами с газом.

Администрация учреждения обязана принимать все
необходимые меры, обеспечивающие исправное состояние баллонов, должны быть
назначены лица, ответственные за хранение, транспортировку и эксплуатацию
баллонов. Указанные лица назначаются из числа инженерно- технических
работников, аттестованных квалифицированными комиссиями.

К постоянной работе с баллонами допускаются лица не
моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, производственное обучение,
проверку знаний квалификационной комиссией и инструктаж по безопасному
обслуживанию баллонов. Результаты проверки знаний оформляются протоколом,
подписанным председателем и членами квалификационной комиссии. Лицам, прошедшим
испытания, должны быть выданы соответствующие удостоверения.

Выпуск газов из баллонов в емкости с меньшим давлением
должен производиться через редуктор, предназначенный исключительно для данного
газа и окрашенный в соответствующий цвет.

Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны
находиться от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печей на
расстоянии не менее 1 м., а от источника тепла с открытым огнем — не менее 5
м.

Баллоны с ядовитым газом должны находиться в специальных
закрытых помещениях, устройство которых регламентируется соответствующими
нормами и положениями. Баллоны со всеми др. Газами могут храниться как в
специальных помещениях, так и на открытом воздухе; в последнем случае они
должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Хранение в одном
помещении баллонов с кислородом и горючими газами воспрещается.

Наполненные баллоны с насаженными на них башмаками должны
храниться в вертикальном положении на деревянных рамах и стеллажах. При
хранении в открытых площадках разрешается укладывать баллоны с башмаками в
штабеля с прокладками из веревки, деревянных брусьев или резины между
горизонтальными рядами. При укладке баллонов в штабеля высота последней не
должна превышать 1,5 м. Вентили баллонов должны быть обращены в одну сторону.

Перемещение баллонов в пунктах наполнения и потребления
газов должно производиться на специально приспособленных для этого тележках или
при помощи других приспособлений. Рабочие, обслуживающие баллоны, должны быть
обучены и проинструктированы.

Транспортирование и хранение стандартных баллонов
емкостью более 12 л должны производиться с навернутыми колпаками.

Зав.каф. ЭФ, профессор                                                                  Садыков
С.А.

Зав. науч. лабораториями                                                               Демиров
Д.А.

«Согласовано»                                                                                         «Утверждаю»

Председатель
профкома ДГУ                                                                  Ректор 
ДГУ

_________________________                                                     

«_____»____________2015
г.                                                                  профессор 
Рабаданов М.Х.

                                                                                                                    
______________________

Отдел охраны труда                                                                                 «_____»____________2015
г.

_________________________

Отдел  П и РБ

_________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 4

По эксплуатации и технике безопасности
высоковольтной

установки

            1. Электрическая часть.

Для получения высокого напряжения применяется система
латров и трансформаторов НОМ-б и НОМ- 10. Предполагаемое напряжение,
достигаемое на данной установке по схеме удвоения напряжения,составляет 20 кВ.

            2. Меры предосторожности.

Необходима тщательная изоляция всех подводящих проводов и
необходимо применение высоковольтных монтажных проводов высоковольтной части
схемы, К данной установке подводятся разные заземления.

            З. Инструкция по технике безопасности.

1 .Правила безопасности при работе в электротехнических
лабораториях.

Поражение людей электрическим током может произойти как
при высоком, так и при низком напряжениях. Поражение током происходит при
низком напряжении в ряде случаев со смертельным исходом.

Поэтому, при организации научно-исследовательских и
учебных работ в электротехнических и физических лабораториях необходимо
избирать помещения без повышенной опасности, принимать специальные меры защиты,
предупреждающие появление опасных напряжений.

Во всех случаях должно быть обеспечено правильное
выполнение защитного заземления корпусов электрооборудования и приборов.

Расположение рабочих мест должно быть таково, чтобы
исключалась возможность одновременного прикосновения к корпусам
электрооборудования и приборов, с одной стороны, и к трубам водопровода,
газопровода, с другой.

2. Прикосновение к корпусам оборудования, к кабелю,
проводам схемы безопасно только при их исправной изоляции, заземления. При
поврежденной изоляции электрический ток может пойти в землю через корпус
электроустановки и через тело прикоснувшегося к нему человека. Необходимо также
тщательно следить за исправностью изоляции проводов и оборудования.

З. Для защиты от поражения электрическим током, корпуса
электромеханического оборудования и трансформаторов заземляются. Правильно
выполненное и исправное заземление предохраняет от поражения током при
замыкании на корпус.

В процессе работы не отключайте и не обрывайте
заземления.

4. СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ:

а) Включать силовые и осветительные рубильники без
разрешения руководителя.

б) Производить переключения в схемах, находящихся под
напряжением.

в) Закорачивать блокировочные устройства.

г) Заходить и протягивать руки за ограждения

д) Работать с незаземленным оборудованием

е) Снимать и перевешивать предупреждающие и запрещающие
плакаты.

УСТАНОВКИ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Высоковольтные установки, применяемые в учебном процессе,
при научно- исследовательских работах, при выполнении дипломных работ,
представляют повышенную опасность электротравматизма, а поэтому все лица,
работающие в лаборатории, обязаны твердо знать и строго соблюдать требования
техники безопасности к установкам высокого напряжения. При работе на
высоковольтной установке недопустимо присутствие в помещении лаборатории
посторонних и случайных лиц. Работа на установках высокого напряжения должна
производиться не менее двумя лицами, одно из которых должно иметь право,
квалификацию, дающую право на производство самостоятельной работы на установках
высокого напряжения.

Действующая высоковольтная установка должна обеспечивать
во всех случаях безопасное выполнение работ. для этой цели служат: ограждение,
защитное заземление, заземляющее или закорачивающие штанги, блокировки,
сигнализация, два видимых разрыва (рубильники) в цепи питания установки,
предупреждающие плакаты. данная установка включается через рубильник и систему
включателей. Запрещается заходить за ограждения, касаться деталей, находящихся
под напряжением, оставлять без присмотра включенную установку. Защитные
средства — ограждения, заземления, резиновые перчатки и коврики.

Включая высоковольтную установку, необходимо
предварительно громко предупредить:

«Включаю высокое напряжение». После включения напряжения,
прежде чем подойти к оборудованию, необходимо заземлить части установки, бывшие
или могущие быть под высоким напряжением. Работающие под высоким напряжением должны
помнить, что отключенный рубильник и наличие блокировки не свидетельствуют еще
об отсутствии напряжения на элементах установки. На конденсаторах остается
заряд, который может нанести травму, даже смертельную. Поэтому конденсаторы
должны быть разряжены, а затем заземлены.

После окончания работы необходимо принять меры к
предупреждению возможности случайного включения установки под напряжение.

Зав.каф. ЭФ, профессор                                                                  Садыков
С.А.

Зав. науч. лабораториями                                                               Демиров
Д.А.

«Согласовано»                                                                                         «Утверждаю»

Председатель
профкома ДГУ                                                                  Ректор
ДГУ

                                                                                                                   
________________________

_________________________                             

«_____»____________2015
г.                                                                  профессор  
Рабаданов М.Х.

Отдел охраны труда                                                                                 «_____»____________2015
г.

_________________________

Отдел  П и РБ

_________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 5

По правилам техники безопасности при

выполнении научно-исследовательских
работ.

Правила техники безопасности при работе на установке
ВУП-4

Вакуумный универсальный пост ВУП-4 представляет собой
сложный прибор, нормальная эксплуатация которого требует квалифицированного
обслуживания. При работе на установке оператор всегда должен помнить, что
применяемые в приборе напряжения являются опасными для жизни.

Схема и конструкция ВУП; предусматривает полную защиту
оператора от попадания под высокое напряжение. Тем не менее, перед началом
работ и в процессе эксплуатации прибора следует соблюдать следующие меры
безопасности:

1. Проверить заземление корпуса прибора.

2. Проверить работу вакуумной блокировки и блокировки
распредщитка.

3. Все работы на ВУП-4 проводить только с защитным
колпаком.

4. Следить , чтобы форвакуумный насос был соединен с отводной
вентиляционной трубой.

5. Не производить никаких ремонтных работ при включенном
приборе.

6. Следить, чтобы баллон с газом был надежно прикреплен к
боковой стенке прибора.

7. Следить за исправностью редуктора кислородного
баллона.

Внимание!

При внезапном выключении сетевого напряжения сделать
следующее:

1 .Закрыть  высоковакуумный клапан.

2. Выключить кнопку «ВВ», «ДН», «ФН», и «Сеть»

Зав.каф. ЭФ, профессор                                                                  Садыков
С.А.

Зав. науч. лабораториями                                                               Демиров
Д.А.

«Согласовано»                                                                                         «Утверждаю»

Председатель
профкома ДГУ                                                                   Ректор 
ДГУ

                                                                                                                     
_______________________

_________________________                                         

«_____»____________2015
г.                                                                     
профессор  Рабаданов М.Х.

Отдел охраны труда                                                                                 «_____»____________2015
г.

_________________________

Отдел  П и РБ

_________________________

ИНСТРУКЦИЯ № 6

По правилам техники безопасности при

выполнении научно- исследовательских
работ

Правила по технике безопасности при работе на
высокотемпературных вакуумных печах Редмет — 1 и Редмет – 2

Высокотемпературные печи представляют собой сложные
приборы, нормальная эксплуатация которых требует квалифицированного
обслуживания.

Внимание:

1. При включении нагрева необходимо проверить подачу
воды.

2. При включении форнасоса необходимо проверить уровень
масла и заземление.

З. Перед подачей напряжения на нагреватель необходимо
убедиться в том, что нагреватель плотно вставлен в подставку.

4. Если внезапно прекратится подача воды, то необходимо
сразу выключить электропитание и включить аварийное охлаждение.

5. При отключении электроэнергии необходимо перекрыть
кран форнасоса и отключить форнасос.

6. При включенном приборе необходимо постоянно следить за
напором воды в системе

охлаждения.

Зав.каф. ЭФ, профессор                                                                  Садыков
С.А.

Зав. науч. лабораториями                                                               Демиров
Д.А.

Приложение 1 к инструкции

по технике безопасности №11

 при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах 

                                          ИНСТРУКЦИЯ 11. 1.7 класс

по технике безопасности при проведении лабораторной работы №1

«Определение цены деления измерительного прибора».

  1.  Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2.  Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3.  Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом,  чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4.  Перед выполнением работ необходимо внимательно изучить содержание и ход ее выполнения.
  5.  Следите за исправностью всех креплений и приспособлений.
  6.  При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не допускайте механических ударов. В случае разрыва сосуда, запрещается, осколки стекла убирать руками. Для этой цели используется совок и щётка.

                                        ИНСТРУКЦИЯ 11. 2.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №2                   «Определение размеров малых тел».

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работа без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Перед выполнениям работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход её выполнения.
  5. Следите внимательно за исправностью всех креплений и приспособлений.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 3.7 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №3    

 «Измерение массы тела на рычажных весах». 

  1. Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней.
  2. Внимательно изучите «Правила взвешивания на рычажных весах».
  3. Не приступайте к работе без разрешения учителя.
  4. Во время выполнения работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов.
  5. Во время работы с разновесами не допускайте их падения.
  6. После измерения массы тела уберите разновесы в футляр.
  7. Во время работы будьте внимательны и дисциплинированны.
  8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 4.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №4    

 «Измерение объёма тела». 

  1. Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней.
  2. Не приступайте к работе без разрешения учителя.
  3. Во время выполнения работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов.
  4. Во время заполнения мензурки водой ее следует придерживать рукой.
  5. Не пользоваться стеклянной посудой и мензурками с изломанными краями.
  6. Во время работы будьте внимательны и дисциплинированны.
  7. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

                                ИНСТРУКЦИЯ 11. 5.7 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №5    

 «Измерение  плотности твёрдого тела». 

  1. Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней.
  2. Не приступайте к работе без разрешения учителя.
  3. Во время выполнения работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов.
  4. Во время заполнения мензурки водой ее следует придерживать рукой, груз опускайте осторожно.
  5. При проведении лабораторной работы пользоваться разбитой посудой или стеклянной посудой с трещинами  ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  6. Во время работы с разновесами не допускайте их падения. После измерения массы тела уберите разновесы в футляр.
  7. Во время работы будьте внимательны и дисциплинированны.
  8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

                                      ИНСТРУКЦИЯ11. 6.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №6

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

  1. Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней, познакомьтесь с приборами, подготовленными к данной работе.
  2. Перед выполнением работы следите за прочностью креплений установки.
  3. Грузы подвешивайте осторожно, не допуская их падения.
  4. Не допускайте предельных нагрузок динамометра.
  5. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ11. 7.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №7     «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к работе без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудований на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход её выполнения.
  5. Следите внимательно за исправностью всех креплений и приспособлений.
  6. При проведении лабораторной работы пользоваться разбитой или стеклянной посудой с трещинами ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  7. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не допускайте механических ударов. В случае разрыва сосуда запрещается убирать осколки голыми руками. Для этой цели используется щетка и совок.
  8. 3апрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на них шкалах.

                                  ИНСТРУКЦИЯ 11.8.7 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №8    

 «Выяснение условия плавания тела в жидкости»

  1. Внимательно изучите инструкцию к работе.
  2. Не приступайте к работе без разрешения учителя.
  3. Будьте внимательны и дисциплинированны.
  4. Оборудование, материалы, выданные на урок, размещайте на рабочем месте так, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  5. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не допускайте механических ударов. В случае разрыва сосуда запрещается убирать осколки стекла голыми руками. Для этой цели используется щетка и совок
  6. Не допускайте предельных нагрузок динамометра.
  7. Не допускайте попадания растворов и воды на стол и тетради.
  8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя

ИНСТРУКЦИЯ 11. 9.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №9  «Выяснение условия равновесия рычага». 

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следи те внимательно за исправностью всех креплений и приспособлений.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ход её выполнения и её содержание.
  6. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкалах.
  7.  Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ  11.10.7 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №10    

 «Определение КДД при подъёме тела по наклонной плоскости».

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудованное на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание
  4. Следите внимательно за исправностью всех креплений и приспособлений.
  5. 3апрещается нагружать приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкалах.
  6. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ход её выполнения и содержание.
  7. Угол наклона трибометра не более 45 о
  8. После выполнения работы разберите установку.
  9. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 1.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №1    

 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». 

1.     Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней.

2.     Не приступайте к работе без разрешения учителя.

3.     Температура горячей воды не должна быть более 60 – 70 оС.

4. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание

5.     Соблюдайте особую осторожность при работе с термометром.

6.     При измерении температуры нельзя термометром ударять о дно и стенки калориметра.

7.     После измерения температуры термометр положите в футляр.

8.     Не допускайте попадания воды на стол и письменные принадлежности.

9.     Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

                              ИНСТРУКЦИЯ11. 2.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №2      «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

  1. Будьте внимательно и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход её выполнения.
  6. При выполнении работы на установление теплового баланса году не следует нагревать выше (60-70)°С.
  7. Соблюдайте правила взвешивания на рычажных весах.
  8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 3.8 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №3     «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

  1.  Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Перед выполнением лабораторной работы внимательно изучите указания к ней.
  4. Определите пределы измерения выданных вам приборов.
  5. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводами без наконечников, с изношенной изоляцией.
  6. Запрещается включать амперметр непосредственно к зажимам источника тока без сопротивления. Амперметр включается в цепь последовательно, соблюдая полярность прибора.
  7. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь можно включать только с разрешения учителя.
  8. Обнаружив неисправность электрической цепи немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
  9. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
  10.  После окончания работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  11.  Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 4.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №4      «Измерение напряжения на различных участках цепи»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно,
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  9. ИСТОЧНИК тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12. По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите электрическую цепь.
  13. 3апрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  14. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11.5.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №5      «Регулирование силы тока реостатом»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь,
  10.  Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11.  Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12. По окончанию работы отключите источник питания» после чего  разберите электрическую цепь.
  13. 3апрешавтел нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  14. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя

ИНСТРУКЦИЯ 11.6.8 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №6      «Измерения сопротивления проводника. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11.  He прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12.  По окончанию работы отключите источник питания, после чего   разберите электрическую цепь.
  13. Запрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  14. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

                             ИНСТРУКЦИЯ 11.7.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №7      «Измерение работы и мощности  электрического тока»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения,
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией.
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10.  Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11.  Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12.  По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите

     электрическую цепь.

  1.  3апрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  2.  Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11.8.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №8      «Сборка  электромагнита и испытание его действия»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размешайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12. По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите электрическую цепь.
  13. 3апрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.        „
  14. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ11. 9.8 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №9 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10.  Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11.  Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12. По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите электрическую цепь.
  13. Запрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  14.  Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ11. 10.8 класс

по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №10    

 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход её выполнения.
  5. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
  6. В случае повреждения стеклянных пластин запрещается, осколки стекла убирать голыми руками. Для этого используются щётка и совок.
  7. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11. 1.9 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №1      «Исследование равноускоренного      движения без начальной скорости»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ход её выполнения и содержания.
  6. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11.2.9 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №2     «Измерение ускорения свободного   падения»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ход её выполнения и содержания.
  6. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11.3.9 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №3     «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ход её выполнения и содержания.
  6. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ 11.4.9 класс

 по технике безопасности при проведении   лабораторной работы №4      «Изучение явления электромагнитной индукции»

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения,
  5.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  6.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  7. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией .
  8. Источники тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  9. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  10.  По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите электрическую цепь.
  11.  3апрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  12.  Не оставляйте рабочее  место без разрешения учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Xiaomi увлажнитель воздуха xiaomi mi smart antibacterial humidifier инструкция
  • Кандид в6 свечи инструкция по применению в гинекологии
  • Эпоксидный клей 30 контакт металлический инструкция
  • Руководство форд сиерра скачать
  • Линекс инструкция по применению для детей капли 3 года