Руководство по тюнингу своими руками

С чего начать тюнинг?
Случается, что человек, решивший заняться доработками собственного автомобиля, не совсем представляет, что именно он хочет сделать. В этой статье мы попробуем рассмотреть вопрос, что нам может понадобиться, по возможности просто объяснить насколько это эффективно, исходя из собственного опыта.

Газовые и механические турбины –обеспечивают съем 100-150 л.с. с одного литра рабочего объема, макс. эффекта на оборотах близких к предельным

Компрессор — прибавка к мощности от 40% до 60%, мощность и момент пропорционально возрастают во всём диапазоне

Интеркуллер — прибавка к мощности двигателя до 3%
Электротурбонагнетатели — прибавка к мощности до 10% (от 10л.с. до 27 л.с.)

NOS оксид азота — прибавка к мощности до 60 л.с.

Тюнинг выпускной системы — прибавка к мощности от 10 л.с. до 30л.с.

Тюнинг КПП – улучшает разгон

Доработка головки блока цилиндров (ГБЦ) – прибавка к мощности до 20%

Воздушные фильтры пониженного сопротивления — прирост мощности около 6-9%

Чип-тюнинг – прибавка к мощности и контроль работы двигателя

Сцепление гр.А и аллюм. маховик – без комментариев, это то, что нужно для хорошего старта
Экстерьер — спойлера, обтекатели, антикрылья. Убирают турбулентные потоки под днищем, отрывающие автомобиль от дороги. Убирают турбулентные потоки возникающие придвижении автомобиля, увеличивают устойчивость автомобиля на дороге, увеличивают прижимную силу, перенаправляют воздушные потоки

Экстерьер – защита днища из сплошного листа однородного металла, убирает турбулентные потоки под днищем, отрывающие автомобиль от дороги,

Экстерьер – воздухозаборники

Интерьер – спортивные сиденья, рули, дуги и ремни безопасности

Интерьер – спортивная панель приборов и навигационные приборы
Интерьер – распорки . Устанавливаются на чашки в моторном отсеке, усиление геометрии кузова, увеличение устойчивости автомобиля на трассе, защита моторного отсека в аварийных ситуациях
Тюнинг двигателяС чего же начинать тюнинг? Поле деятельности, согласитесь, большое. Хочется сделать машину быстрой, надежной и непохожей на другие. Начнем с динамики разгона. Она напрямую зависит, во-первых, от крутящего момента и мощности двигателя, во-вторых, от подбора передач КПП. Существенный прирост крутящего момента в зоне низких оборотов можно получить, увеличив рабочий объем двигателя. Максимальную мощность и крутящий момент в зоне высоких оборотов обеспечит распредвал с измененными характеристиками. Другими словами, на малообъемном двигателе получить удовлетворительную динамику разгона без «раскрутки» не получится.

Какой рабочий объем и распредвал выбрать? Можно сделать объем 1600 куб. см, а распредвал взять не «верховой», т.е. тот, у которого степень поднятия клапана не очень велика. Почему? В принципе, рабочий объем двигателя можно увеличить до 1700 и даже до 1800 куб. см, можно купить экспериментальный 2-х литровый двигатель, наконец, но стоимость такого решения очень высока, кроме того, двигатели 1700 и 1800 — «моментные», они не любят высоких оборотов. Стиль вождения придется менять на «классический», во избежание преждевременной кончины агрегата. 1600 — универсален, он работает по всему диапазону оборотов. (Вспомните автоспорт, какой объем используется чаще всего?) Моторесурс 1600 при корректной сборке не меньше штатного. Распредвал. Излишне высокая степень поднятия клапана расстроит стабильность холостого хода, уменьшит крутящий момент на «низах», а также приведет к быстрому износу деталей ГБЦ (головка блока цилиндров без спецподготовки). Кстати, о ГБЦ. Если позволяет бюджет, неплохо сделать некоторые доработки, а именно: изменить форму камеры сгорания, увеличить диаметр и изменить форму каналов, установить облегченные Т-образные клапана и бронзовые направляющие втулки клапанов. Эти операции значительно улучшат наполнение, сгорание смеси и отвод отработанных газов, что дополнительно увеличит мощность двигателя.

Тюнинг КПП
Перейдем к КПП. Правильный подбор комплектации улучшает разгон, делает его более равномерным. Что нужно сделать? Требуется изменить ряд передаточных отношений (иногда вместе с главной парой) так, чтобы не было «разрывов» между передачами (как, например, между 1-ой и 2-ой на стандартной коробке). Замена (укорочение) главной пары отдельно незначительно улучшает разгон, т.к. все передачи изменяются пропорционально, а отношения между ними остаются прежними. В тюнинговых и спортивных рядах чаще всего 1-ая передача удлиняется или остается стандартной, остальные (все или выборочно) сокращаются.
Тюнинг тормозной системы
Тормозная система. Для увеличения эффективности необходимо поставить передние вентилируемые диски большего диаметра и вакуумный усилитель с увеличенной производительностью. Установка задних дисковых тормозов также дает положительный эффект.

Тюнинг подвески

Подвеска. Для улучшения управляемости можно установить более жесткие газово-масляные амортизаторы, пружины с разным ходом витка («прогрессивные»), передний стабилизатор увеличенного диаметра, кронштейны растяжек или балку с жесткими сайлентблоками, пластины отрицательного развала задних колес.

Вообще, при подборе комплектующих для тюнинга нужно учитывать условия дальнейшей эксплуатации автомобиля и, по возможности, консультироваться с разными специалистами для нахождения наиболее оптимального решения.
Доработка головки блока цилиндров.
Очень удачным средством поднятия мощности на средних и высоких оборотах является доработка каналов, седел и камеры сгорания в головке блока цилиндров. Это тривиальный путь форсирования мотора, известный еще с начала века, но сравнимо мало применяемый из-за большой трудоемкости работ и малого кол-ва специалистов, готовых взяться за эту работу. Прежде всего требуется доработка впускных и выпускных каналов с увеличением их проходного сечения. Это необходимо для улучшения наполнения цилиндров за счет снижения потерь. При этом необходимо учесть, что смесь газов в каналах движется со звуковыми скоростями (отсюда шум впуска и выпуска). Любые местные нестыковки и шероховатости, а так же сужения канала ведут к торможению потока, собственно ухудшают наполнение и ведут к потере мощности.

Исходя из всего сказанного, вытекает следующий объем работ:

— необходимость доработки каналов: увеличение их диаметра, изменение геометрии и выведение необходимых радиусов закруглений.

— шлифовка каналов до частоты 4 — 5 класса (почти зеркальная поверхность)

— совмещение коллекторов с каналами в головке блока: любые местные нестыковки очень сильно тормозят потоки газов.

— доработка седла клапана: убирание острых кромок седла (при начале открытия клапана острые кромки создают сильное сопротивление).

Работа эта тонкая и кропотливая. В результате всех этих действий возможно увеличение мощности на 10%. Этот базовый набор действий по головке блока для двигателей составляет- 250 у.е. — 300 у.е. Замена клапанов на увеличенные, установка других пружин и т.д. подготавливает голову практически по гр А автоспорта. Заканчивает объем работ по голове установка р/вала с измененными фазами и разрезной шестерни для более точного выставления фаз. + 160 у.е.

Подготовка ГБЦ по группе А с доработанными, облегченными клапанами 40 впуск и 34 выпуск (7 мм стержень), бронзовыми направляющими втулками и титановыми тарелками клапанов.

Стоимость доработанной ГБЦ с клапанами 40 и 34 — 700 у.е. Так же возможна установка жестких пружин Шрик и плоских спортивных толкателей. В результате этого комплекса получаем максимально возможную прибавку в 20%.

Воздушные фильтры пониженного сопротивления
Воздушные фильтры пониженного сопротивления — одна из излюбленных тем для дискуссий среди «настройщиков». Деталька доступна, просто монтируется, вариантов не счесть, да и… вид красивый (тоже важно!). Но споры о пользе «нулевиков» не прекращаются. Разберемся? Вот результаты профессиональных тестов…

Специалисты тюнинг-центра «Билкон» протестировали несколько фильтров пониженного сопротивления (см. таблицу). Тестирование проводилось на мощностном стенде Bosch. Для чистоты эксперимента и объективности ради с каждым фильтром делали по два замера. Впрочем, особой разницы не было, так что в таблице мы указали результаты только первых попыток. За эталон приняли номинальную мощность автомобиля с 16-клапанным двигателем объемом 1500 куб. см. Все фильтры ставили под капот именно этой «десятки». Комплектация машины стандартная, пробег — 10500 км. С заводским фильтром сделали четыре замера. Средний результат — 71,6 кВт (или 94,11 л.с.) при 5320 об/мин. Скажем прямо — эта цифра удивила всех. Ожидали получить максимум 92 «лошади». Кроме того, нас интересовала не мощность как таковая, а ее изменение в зависимости от фильтра.

Что же касается других подопытных фильтров, то можем сразу сообщить: результаты были близки к ожидаемым. Да, в большинстве случаев фильтры пониженного сопротивления дают прирост мощности около 6-9%.

С приобретением «спортивного» фильтра автолюбитель получает обязанность регулярно (скажем, через 5000 км) промывать и пропитывать специальным раствором. Да, на «нулевик», предназначенный для открытой установки, приятно посмотреть. Фильтры пониженного сопротивления, которые ставят в штатные коробки («панельные»), незаметны и потому менее популярны.

Еще об одном заблуждении. Считается, что если снять фильтр и его корпус вовсе, мощность мотора возрастет, причем значительно. Это не так. Наши замеры это подтверждают. Дело в том, что инженеры рассчитывают фазы газораспределения с учетом потерь на фильтр. И с практической точки зрения двигатель, в который попадает абразив (пыль), долго не протянет. Преграда в виде воздушного фильтра просто необходима. Но чудес не бывает. Снизить сопротивление потоку можно только за счет увеличения проходных отверстий, то есть — ухудшить качество фильтрации.

Большинство фильтров в этом тесте — универсальные, конусного типа. Такая форма — не дань эстетике, она оптимальна с точки зрения практики. Пара «конусов» — с внутренним диффузором. Как показывают замеры, такая конструкция дает наилучшие показатели.

В общем, результаты тестов перед вами.

Замер
Полученная максимальная мощьность, кВт/л.с.
Изменение мощности, % от исходного значения
Марка, модель, тип фильтра
Розничная цена, у.е. (фильтры 2-7 станавливаются с доп. кронштейном)

1
69,2/94,11

Стандартный ВАЗ
6,45

2
71,6/97,363
+ 3,76
Pipercross PK003, конус универсальный
55

3
73,3/99,68
+ 6,23
Pipercross PK003VR, конус с внутренним диффузором
75

4
73,9/100,5
+ 7,1
K&N RC2600, конус универсальный
60

5
74,4/101,84
+ 7,8
JR CR07301, конус универсальный
40

6
73,3/99,68
+ 6,23
Green K370, конус универсальный
60

7
75,2/102,27
+ 8,9
Pro Sport, конус с внутренним диффузором
85

8
74,1/100,77
+ 7,3
Без фильтра

9
73,5/99,96
+ 6,5
Pipercross PP43, пенельный, в штатный корпус
40

В настоящее время компании, производящие фильтры пониженного сопротивления, при изготовлении фильтрующего элемента, в большинстве случаев используют хлопок. Рассмотрим свойства хлопковых фильтров. Уникальные свойства им обеспечивает чистейший хлопок, из которого изготовлена «гармошка». В отличии от обычных фильтров с многослойным элементом, создающим приличное сопротивление, хлопковые фильтры имеют всего два слоя хлопчатобумажного полотна и при этом сохраняют фильтрующую способность, улавливая частицы пыли размером до 0,5 микрона.
Кроме того, прочность материала позволяет использовать элемент многократно — нужно лишь промыть его специальной жидкостью. После промывки фильтр пропитывается маслом, входящим в промывочный комплект. При соблюдении правил проведения технического обслуживания фильтрующего элемента срок его службы может достигать 1 млн. миль, о чём официально заявляет компания K&N. Форма «гармошки» также способствует уменьшению сопротивления. «Гармошка» отличается глубокими складками, которые на 10-20 % увеличивают площадь поверхности и, соответственно, пропускают в цилиндры двигателя большее количество воздуха. Большое внимание уделяется технологии производства уплотнителей. Например, уплотнитель компании «Green Filters» не так прост, как кажется на первый взгляд. Большинство компаний для склеивания резинового периметра с фильтрующим элементом используют процесс литья — этот метод значительно сокращает время производства, но при этом возможны наплывы резины внутрь «гармошки». Так вот, эти самые наплывы могут уменьшить пропускную способность на 20%. «Green Filters» использует сложный четырёхступенчатый, который, конечно, более сложен и дорог, но зато обеспечивает точность взаимного расположения и отменное качество готового продукта.

Как правило, компании, производящие фильтры, выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе фильтры стандартной формы, спортивные конические фильтры, а также комплекты впускных систем.

Тюнинг выпускной системы
Даже в нынешнее, весьма «недешевое» время многие стремятся индивидуализировать свой автомобиль, сделать его мощнее и темпераментнее. Любителям быстрой езды вечно не хватает мощности стандартного мотора. Когда резервы настроек и регулировок исчерпываются, наступает пора форсировки — процесса творческого, а потому дорогостоящего.

Вы не раз слышали о так называемых спортивных выхлопных системах. Давайте разберемся, что к чему, в этом вопросе.

Выхлопная система стандартного автомобиля служит для собственно отвода отработавших газов из камеры сгорания мотора. Попутно решается задача глушения звука выхлопа.

Движение отработавших газов в выпускной трубе представляет собой колебательный процесс, который может быть согласован экспериментально с колебательным процессом движения горючей смеси во всасывающем тракте с таким расчетом, чтобы улучшить очистку цилиндра от отработавших газов и его наполнение свежей смесью. Давление в выпускной трубе подвержено резким колебаниям в течение всего периода выпуска. В первый момент после открытия выпускного клапана продукты сгорания устремляются в выпускную трубу с весьма высокой скоростью, превышающей скорость распространения звука. Быстрое удаление 50% продуктов сгорания влечет за собой образование в цилиндре разряжения, которое может доходить до 0.5 кгс/см2. Точно так же и в выпускной трубе образуются периоды пониженного давления.

Эксперименты с выпускными трубами доказали, что длина трубы не влияет на эффективность очистки цилиндра в первой стадии процесса выпуска, но зато с увеличением длины трубы в известных пределах увеличивается длительность периода, в течение которого поддерживается разряжение.

С изменением частоты вращения период пониженного давления в выпускной системе не только изменяется по длительности и величине разряжения, но и смещается по углу поворота коленчатого вала. Поэтому каждому режиму работы двигателя соответствует определенная оптимальная длина выпускной трубы.

В выпускной системе ДВС присутствуют два процесса. Первый — сдемпфированное в той или иной степени истечение газа по трубам. Второй — распространение ударных волн (звука) в газовой среде.

Оба процесса оказывают влияние на коэффициент наполнения цилиндров. С первым всё просто и понятно. Большое сопротивление потоку газов (заткните выхлопную трубу!) вызовет снижение качества продувки и потерю мощности. Совершенно понятно, что чем короче и большего диаметра труба, тем меньше её сопротивление потоку. В реальной жизни для полуторалитрового мотора, работающего на оборотах не выше 8000 достаточно диаметра 45 — 50 мм при длине 3 — 3,5 метра. Дальнейшее увеличение диаметра не вызывает существенного уменьшения динамического сопротивления.

Далее понятно, что если в выпускной системе построить на некотором расстоянии от клапана отражатель, который называют резонатором, то на определённых оборотах улучшится продувка цилиндров, что поднимет вращающий момент двигателя. Это явление называется «настроенный выхлоп» и используется для корректировки моментной кривой. Если задача стоит повысить мощность, как для спортивного мотора, то резонатор настраивают на падающий после максимума участок. Таким образом, продлевают момент на большие обороты. Мощность, как известно, произведение угловой скорости на вращающий момент. Если мы хотим получить более «тяговитый» мотор на низах, то настраиваем на растущий участок до максимума.

Что касается шума, то этим занимается глушитель, расположенный как можно дальше, для того, чтобы снизить его влияние на резонансные свойства. Задача глушителя — только погасить звук многократным отражением в лабиринте или направить его в звукопоглощающий материал (стекловату, например), оказав как можно меньшее сопротивление потоку газов.

Если обратиться к западной практике, то выясняется, что специалисты в области выхлопных систем могут получить прибавку в мощности более 12 -15 лошадиных сил. Эта солидная прибавка мощности получается заменой всех частей выхлопной системы («штаны», катализатор, резонатор, оконечная часть).

Спортсмены получают большую прибавку, но за счет того, что у них не связаны руки громкостью выхлопа — спортбайк имеет звуковое давление около 120 децибел (официально разрешенный предел 100 ДБ).

Глушитель по группе А может дать прибавку и в 30 сил, но ездить по городу будет невозможно. Кстати, любое серьезное вмешательство в выпускную систему требует корректировки системы питания. Исходя из этого — тюнинг 16 клапанного мотора через систему выпуска отработавших газов одно из самых не последних дел в его усовершенствовании.

В частном варианте, можно ограничиться оконечной банкой, резонатором и более продвинутыми «штанами». Замена труб на трубы большего диаметра даст прибавку, она не трудноосуществима на дорожных машинах.

Замена такой схемы на цельный выпускной коллектор с равными длинами от выпускных каналов головки до места соединения с приемной трубой даст прибавку до 5-7 лошадиных сил.

А как же звук? Да, сделать звучание машины более породистым можно и даже нужно.

Варианты — универсальные, вроде Powerful, Remus или Custom выхлоп. Powerful, Remus а также Supersprint выпускают универсальные глушители — их оконечный бачок с минимальными переделками устанавливается вместо стандартного. Отдача — конечно же, производитель обещает «more powerful engine», стадо лишних кобыл и т.п., но что-что, а звук породистый вы получите. Опять же сзади под бампером будет висеть здоровенный «самец», а не узкая фитюлька стандартного выхлопа.
Установка турбины или компрессора.
! T-U-R-B-O ! У каждого из нас возникают свои ассоциации, когда мы слышим это название. Если вы слабо себе представляете какое отношение оно имеет к автомобилям, двигателям и тюнингу, то советуем вам познакомиться поближе с этим понятием. Дело в том, что по соотношению затраты/результат, турбирование является самым эффективным способом поднятия мощности двигателя внутреннего сгорания.

Турбокомпрессор устанавливается на выпускном коллекторе двигателя и использует для нагнетания энергию отработавших газов.

Естественно, как у любой вещи, у двигателя, оснащенного турбонаддувом, есть свои недостатки и преимущества. Однако, кто решил для себя, что хочет иметь мощный и достаточно надежный двигатель другого способа форсировки фактически не существует! К преимуществам можно отнести в первую очередь достаточно высокую удельную мощность двигателя (100-150 л.с. с одного литра рабочего объема), при отсутствии «нервных» холостых. Максимальная мощность снимается не на каких то «космических» оборотах, а в нормальных режимах (6000-7000об/мин), чем и обеспечивается достаточно надежная работа двигателя в течение длительного срока службы. Одним из основных недостатков турбонаддува является его инертность, вследствие отсутствия жесткой связи между коленчатым валом и нагнетающим колесом турбины. А также слабое давление на низких оборотах коленчатого вала и как следствие низкий крутящий момент в диапазоне примерно до 3000 об/мин. Но тот «подхват», который происходит после 3000 не оставит равнодушным никого.

Так откуда же такой «приход»? Ясно что, чем большую мощность мы хотим получить, тем больше рабочей смеси нам надо подать в цилиндры двигателя. Причем не важно как мы это сделаем: за счет инерции воздушного потока, за счет какого-либо резонансного эффекта или за счет повышения давления во впускном трубопроводе. Но последний способ является наиболее эффективным, как показывает практика. Когда турбина выходит на рабочие обороты, давление во впускном трубопроводе повышается на заданную величину(0,5-2атм). Пропорционально давлению увеличивается количество воздуха подаваемого в цилиндры.

При установке турбонаддува на изначально атмосферный мотор необходимо иметь в виду, что его геометрическую степень сжатия требуется снижать. В противном случае не удастся поднять значительно давление наддува и получить большую удельную мощность. Однако существуют и такие двигатели, с так называемыми турбинами «низкого давления». Они отличаются достаточно ровной тягой уже с самого «низа». Да и удельный расход топлива у таких двигателей, в среднем ниже.

Установка турбонаддува, кроме изменения степени сжатия, требует изготовления оригинального выпускного коллектора, приемной трубы, впускных трубопроводов, модернизацию системы питания двигателя, охлаждения, системы смазки, а также системы вентиляции картера двигателя. Кроме этого требует изменения тормозная система автомобиля.

Желательно не забыть про охлаждение сжатого воздуха. Ведь при сжатии воздух нагревается, а следовательно теряет свою плотность. Меньше плотность – меньше масса при одинаковых объёмах, а в нашем случае именно масса является определяющей. К тому же более холодный воздух понижает склонность бензинового двигателя к детонации. Необходим интеркулер! Различные экспериментальные данные показывают, что понижение температуры наддувочного воздуха на 10 градусов позволяют увеличить его плотность примерно на 3%. Это, в свою очередь, позволяет увеличить мощность двигателя примерно на столько же. Охлаждаем на ~30 градусов и вместо 150 получаем 165 л.с.

Список изменений не мал, настройка такого двигателя — это отдельная работа, однако результат порадует многих !

Чип-тюнинг
Чип-тюнинг это калибровка (перенастройка) программы блока управления двигателя под конкретного водителя, учитывая его пожелания и реализуя скрытый потенциал двигателя. Как правило более мощный мотор провоцирует водителя к агрессивному стилю вождения, что при низком уровне масла или несвоевременной его замене приводит к избыточному износу двигателя и как правило трудно оспариваемы в суде в случае его выхода из строя. Поэтому производители современных автомобилей намеренно занижают мощность двигателя для исключения возможных исков со стороны потребителей связанных с гарантией при несоблюдении некоторых рекомендаций при эксплуатации автомобиля и возможностью несколько растянуть межсервисные пробеги без заметного снижения ресурса. Чип-тюнинг оживит ваш автомобиль, но так же обяжет вас соблюдать все правила его эксплуатации. ! Своевременная замена масла и фильтров продлевает жизнь вашей машине, это следует запомнить !

Мы даем вам возможность настроить ваш а/м под любую комплектацию: стандарт — с увеличением мощности и кр. момента, тюнинг — измененная программа под распредвалы, фильтр нулевого сопротивления, прямоточную выпускную систему или увеличенный объем двигателя. Так же мы можем намеренно увеличить тягу двигателя на низких оборотах для автомобилей с автомотической КП, или добавить мощность на высоких оборотах с изменением отсечки оборотов до 7200 об/мин. На данный момент большая часть автомобилей европейского производства (Audi, BMW, Citroen, Ford, Land Rover, MG-Rover, Mini, Mercedes, Opel, Peugeot, Renault, Rover, SAAB) может быть модернизирована без снятия/пайки блока управления, по средствам считывания и записи заводской/тюнинговой программы через диагностический разъем автомобиля и возможностью сохранения заводской программы.

Сцепление гр.А и аллюм. маховик
Алюминиевый маховик. Это совершенная часть вашего сцепления, по результатам тестов двигатель раскручивается в 4 раза быстрее, пригоден как для повседневной езды, для Draq & Street Racing, а также для профессиональных гонок. Он не изнашивается в процессе эксплуатации т.к. сам маховик изготовлен из высокопрочного алюминия, а чугунная вставка меняется по мере износа. В итоге вы получаете вечный механизм Вашего сцепления.
Корзина сцепления. Главное отличие этих корзин от оригинально установленных корзин на вашем автомобиле, это их диафрагма, увеличивающая прижимную силу от 30-50%. Такой результат достигается использованием более прочной марки стали, физическими изменениями в геометрии пружины, и термической обработкой. Корзина рекомендуется для всех тюнинговых автомобилей, даже если повышение мощности не выше 20%.Твердость педали и нагрузка на выжимной подшипник и привод сцепления, практически не возрастают. В комплекте с корзиной поставляется оригинальный выжимной подшипник, выдерживающий нагрузки на 80% больше чем штатный.

Как сделать тюнинг авто своими руками? Подобные вопросы задают многие автомобилисты. Каждый хочет, чтобы его машина была уникальной и отличалась от других не только техническими характеристиками, но и внешним видом.

Что для этого можно сделать? Некоторые приезжают на СТО или в частную мастерскую и объясняют специалистам, что именно они хотят поменять в своей машине. После этого автомеханики создают на компьютере будущую модель автомобиля и составляют чек-лист, который должен одобрить заказчик. Как только план работы полностью оговорен и принят, мастера начинают свою работу.

Как правило, услуги, предоставляемые на СТО, стоят больших денег, поэтому не каждый себе это позволит. Остается только один вариант — тюнинг авто своими руками в домашних условиях. Прочитав эту статью, каждый сможет научиться тюнинговать свой автомобиль не выходя из гаража. Также здесь приведены несколько фото тюнинга авто своими руками и подробно обсуждаются такие моменты, как установка спортивного руля и подсветка салона, необходимость установки спойлера и антикрыла, а также секреты аэрографии.

Что дает тюнинг авто

Под тюнингом понимается процесс модернизации той, или иной части автомобиля. Он помогает улучшить качество езды, сделать этот процесс комфортнее, и придать более эстетичный внешний вид. Главное правило тюнинга – модернизация не должна ухудшать заводские параметры машины.

Все процессы модернизации не должны ухудшать ее ходовые и прочностные качества. В интернете можно встретить множество советов, как сделать тюнинг своими руками.

Спортивный руль

Тюнинг салона авто своими руками всегда начинается с руля. В автомагазинах можно выбрать спортивный руль любого размера от самых разных производителей. Также можно сделать заказ на собственный руль, который будет комбинировать с цветовой палитрой вашего салона.

Что необходимо учитывать при выборе спортивного руля? Самое главное — комфортность. Если он скользит в руках или им неудобно поворачивать, то лучше присмотреться к другим моделям. Внешний вид — это последний момент, на который нужно обратить внимание.

Руль небольшого размера отлично подходит для спортивных машин. Вождение автомобиля на высокой скорости подразумевает активную работу рулем. Как многие заметили, на всех машинах «Формулы-1» установлены маленькие рули, которые могут поворачивать всего лишь на 30 градусов в каждую сторону. Помимо этого, у водителя значительно увеличивается обзор и пространство в салоне.

Отечественный тюнинг

Почти все пользователи отечественных марок автомобилей предпочитают делать ее модернизацию. Это обусловлено тем, что производитель, желая сделать технику доступной, выпускает ее в бюджетной комплектации. Поэтому многие вносят свои доработки.

Особенно популярным считается тюнинг старых моделей машин. Здесь подчас можно встретить удивительное внешнее преображение, и даже повышенные скоростные характеристики.

Лучшие способы тюнинга своими руками те, которые не нарушают ГОСТа, все остальное зависит от фантазии.

Особенности национальной охоты

Действительно в этом деле всё зависит от того, кому чего охота. Но замечу, охота эта порой сильно зависит от региона.

Так, законодателями мод выступают немцы и японцы. Но европейский стайлинг существенно отличается от островного. Немцы стараются выделить мелкие детали интерьера, восторгаются хромированными порожками и элегантными вставками «под дерево». Неброские псевдоагрессивные бамперы – тоже их стиль. В общем, тюнинг тюнингом, но всё сдержанно и даже консервативно. Зачастую изменений во внешнем облике машины после тюнинга даже не заметишь, если рядом не поставить такую же модель, но в стандартном исполнении. И что интересно, это касается не только проектов, выполненных солидными фирмами, но и решений мелких мастерских и даже самого автовладельца. Что-то вычурное и экстравагантное в европейской среде – редкость, хотя и встречается.

У японцев же «крутой тюнинг» возведён в рамки традиции, и чтобы действительно выделиться, надо ой как постараться. У них всё намного категоричнее: если антикрыло – то раза в два выше машины, если обвес – то максимально агрессивный и объёмный. Даже если вовсе не предполагается выступления автомобиля в каких-либо спортивных соревнованиях или хулиганском стритрейсинге.

Фото с сайта Autorevue.at

При этом стоит сказать, что цены на такое удовольствие в Стране восходящего солнца весьма демократичные. Собственно, потому внешний тюнинг там – очень распространённое явление. Среди японцев очень популярны смотры-конкурсы самых оригинальных стайлинговых решений. На них можно увидеть неимоверное количество невероятных вариаций на тему «не как у всех». Некоторые авто выглядят настолько вычурно, что вызывают даже не оторопь, а откровенный смех у нашего потребителя. А вот у японцев как раз именно такие «скульптурные извращения» привлекают максимальное внимание. Ну, устало их воображение от привычных скучных форм, свойственных большинству моделей японского автомобилестроения.

В общем, до какого уровня переделок доходить – решать вам.

Но вернёмся к нашему «рукоделию».

Виды тюнинга

Прежде чем браться за модернизацию, нужно рассмотреть идеи, какой тюнинг можно сделать в машине. Существует несколько его разновидностей:

  • Улучшение салона;
  • Визуальное преобразование;
  • Усовершенствование ходовых характеристик;

Часто владельцы улучшают качество салона. Если делать этот процесс самостоятельно, то не рекомендуется затрагивать какие-либо части кузовных элементов, иначе могут возникнуть трудности.

Тонировка стекол

Каждому новичку стоит знать, как можно сделать тюнинг машины своими руками. И начинать нужно со стекол. Тонировка считается самым простым вариантом улучшения автомобиля. Она придает ему привлекательность, и защищает внутреннее пространство от избытка солнечных лучей.

  • Шило своими руками — простая инструкция как сделать сапожный и строительный инструмент

  • Зарядное устройство своими руками для зарядки автомобильного аккумулятора — инструкция по проектированию и созданию устройства (105 фото и схем)

  • Ящик своими руками: мастер-класс простого и быстрого изготовления деревянного ящика

В тонировке нужно знать меру! Не рекомендуется делать усиленное затемнение боковых стекол. Таким образом, можно обезопасить салон от выгорания.

Затонированные стекла способны усилить звукоизоляцию салона, а так же увеличить его теплоизоляцию. Это особенно актуально для любителей кондиционера в машине. Пленка на стекле будет замедлять потерю охлажденного температурного режима.

Тонировка заводского типа является большим плюсом для их владельцев. Если есть желание затонировать автомобиль, то рекомендуется делать это на СТО.

Не стоит легкомысленно относиться к этому процессу, потому что при отсутствующем опыте можно только перевести материал и потратить впустую деньги. Лучше доверить дело специалистам.

Когда мы были молодыми

Несмотря на моду на тюнинг, к изменению экстерьера некоторые автовладельцы относятся настороженно, считая это ребячеством, зачастую добавляя слово «глупое». Но, несмотря ни на что, на наших дорогах появляется всё больше автомобилей, отличных от приевшихся стоковых вариаций, и это не может не радовать – хотя бы глаз.

Фото с сайта drive2.ru

Тюнинг – это не дань заграничной моде. Любовь к различным усовершенствованиям у нашего человека в крови. Даже во времена советского автомобильного дефицита, когда просто обладание вазовской «копейкой» было мечтой чуть ли не половины населения, находились люди, бесстрашно экспериментировавшие с области тюнинга. В то время как основная часть автомобилистов довольствовалась немецкими наклейками с изображением красоток на бардачке, набалдашником на рычаге коробки переключения передач (из эпоксидной смолы, с навеки заключённым в ней пауком), нестандартным клаксоном, исполняющим «Ламбаду» или «Кукарачу» и наглой надписью Camel Trophy через всё лобовое стекло, эти энтузиасты уже создавали первые отечественные спойлеры и накладки.

Улучшенная приборная панель

Разнообразить приборную панель можно при помощи дополнительной подсветки. Для ее изготовления не нужны особые навыки. Понадобятся следующие инструменты:

  • Отвертка. Ее тип зависит от имеющихся болтиков;
  • Пассатижи;
  • Паяльный инструмент с припоем, и флюсом.

Далее начинается процесс снятия пластика. Под ним имеются заводские осветительные элементы. Их следует выкрутить, а к пустым патронам припаять проводники от светодиодной ленты. Ее нужно сделать необходимой длины, и приклеить в нужном месте.

  • Кормушка своими руками: лучшие идеи как изготовить красивую кормушку (80 фото)

  • Кресло своими руками — пошаговая инструкция по созданию мягкой мебели. Советы дизайнеров по проектированию кресел
  • Прихватки своими руками: схемы, выкройки и мастер-класс по пошиву оригинальных и удобных прихваток (85 фото)

Затем снова прикручивается пластиковая панель. Здесь важно правильно соблюсти плюс и минус светодиодной ленты. Процесс тюнинга закончился!

Немного азов

При проектировании автомобиля особого внимания требует коэффициент обтекаемости. От него зависят такие характеристики транспортного средства как динамика и экономичность. Как известно, капля есть наилучшая аэродинамическая форма. Стремление приблизить форму автомобиля к каплевидной, а заодно и снизить коэффициент обтекаемости (сопротивления воздуха) – желание всех разработчиков. Мешают этому лишь узлы и агрегаты (без которых никуда) да необходимость отводить место для водителя и пассажиров (иначе для кого это всё создаётся?).

Сопротивление воздуха возрастает прямо пропорционально квадрату скорости, а следовательно, и затратам мощности автомобиля на его преодоление. Конструкторы придумали массу ухищрений для снижения коэффициента. Один из выходов – уменьшить поперечную площадь автомобиля, что довольно проблематично, потому в ход идут меры по наклону лобовой и задней части машины. Но и здесь есть свои пределы.

Следующим пунктом стала установка спойлеров и антикрыльев. Как пример, болиды «Формулы-1». Сами машины из-за «выпяченных» колёс не могут похвастаться идеальной обтекаемостью, но комплекс спойлеров, антикрыльев и рассекателей перекрывает сполна все недостатки кузова. Создаётся чудовищная прижимная сила, которая и позволяет болиду двигаться с огромными скоростями.

Фото с сайта HondaNews.ca

Суть спойлера – отражать и перенаправлять потоки воздуха. Антикрыло же обтекается воздухом и препятствует возникновению завихрений позади автомобиля. Спойлеры устанавливаются под передним бампером и на крышке багажника для уменьшения подъёмной силы – машина становится менее экономичной, но более устойчивой. На эффективность работы влияют такие параметры, как плотность и температура окружающего воздуха, угол атаки антикрыла и прочее.

Но надо чётко понимать, что все эти «примочки» эффективны только на больших скоростях – они начинают работать с отметки не менее 100-120 км/ч. На меньшей скорости они бессмысленны.

Что касается «гражданских» серийных автомобилей, то все эти обвесы, спойлеры и антикрылья носят лишь ярко выраженный декоративный характер, подчёркивая индивидуальность автомобиля.

Фото с сайта GTAinside.com

И не надо тешить себя надеждой, что здоровый «полотенцесушитель» над багажником обычного седана вдруг резко придаст ему спортивную резвость. Доводка стандартной машины до состояния гоночного авто – технически архисложная задача, которая по силам только высококлассным профессионалам из мира автоспорта, использующих недюжинные инженерные знания и мудрёные компьютерные расчёты.

Улучшенные кресла

Замена кресел на более комфортабельный тип, не самый сложный процесс. Его вполне под силу провести самостоятельно. Для начала старые кресла нужно замерить по высоте, ширине спинке и сиденья. Так же важен тип его крепления.

ВАЖНО! Приобретать новые сиденья следует с полозьями. С их помощью можно регулировать расстояние кресла до руля.

Проводить тюнинг кузова и салона своими руками вряд ли получится. Для этого понадобятся дополнительные помощники, и специалисты, которые могут дать правильные советы.

Фото тюнинга своими руками

  • Копчение своими руками: ТОП-10 основных способов приготовления копченого мяса

  • Плакат своими руками: советы и рекомендации по изготовлению и оформлению новостных, рекламных и информационных плакатов
  • Стул своими руками — 90 фото идей и подробная инструкция изготовления простых и надежных конструкций

Читайте здесь: Прихватки своими руками: схемы, выкройки и мастер-класс по пошиву оригинальных и удобных прихваток (85 фото)

Цена ():

Название:

Артикул:

Текст:

Выберите категорию:

Производитель:

Новинка:

Спецпредложение:

Результатов на странице:

Каждый автовладелец в процессе эксплуатации своей машины, а то и сразу после её покупки, задумывается над тем, как сделать тюнинг своей машины. Водитель пытается сделать авто более комфортным, переделать под себя, модернизировать салон, улучшить его ходовые качества и т. д.

Содержание

  1. Зачем тюнинговать машину?
  2. Тюнинг салона
  3. Внешний тюнинг
  4. Тюнинг ходовой части
  5. Выводы

Зачем тюнинговать машину?

Причин, почему автомобилю нужен тюнинг, может быть много. Владельцы дорогих иномарок тюнингуют машину с целью придания ей определённого стиля.

Чёрный матовый Aston Martin DBS

Если вы хотите выделить ваш автомобиль в потоке и придать ему индивидуальности, то вам поможет тюнинг

Те, у кого машина отечественного производителя, стараются доработать свой автомобиль, улучшить его ходовые параметры или внешний вид. Ведь машины отечественного производства относятся зачастую к бюджетным, а, соответственно, внешний вид и технические параметры несколько «урезаны» заводом-изготовителем с целью уменьшения стоимости такого авто, поэтому они требуют доработки.

Владельцы старых моделей авто стараются максимально актуализировать внешний вид и технические параметры. Рассмотрим, что именно можно модернизировать, какие бывают разновидности автотюнинга, и какие из них может сделать дома каждый, даже новичок, а когда лучше обратиться к специалистам.

Тюнинг салона

Одним из самых популярных считается тюнинг салона машины. Переделать своими руками здесь можно практически всё, начиная от тонирования стёкол, доработки приборной панели, дверей, сидений и заканчивая улучшением звукоизоляции, акустики. Рассмотрим детально, что именно и как можно тюнинговать внутри салона машины.

  1. Стёкла

Тюнинг стёкол предполагает чаще всего два вида доработки: тонировку стёкол и установку дополнительного обогрева на стекло (чаще всего на заднее).

Черный автомобиль с тонировкой стекол

Подогрев стёкол устанавливается с целью недопускания его запотевания в холодную или сырую погоду. Это очень полезная вещь для тех, кто много ездит или же если на заднем стекле отсутствуют дворники.

Второй, не менее популярный вид тюнинга авто своими руками — тонировка стёкол. Она позволит не только преобразить автомобиль, сделать салон более уютным, скрыть его от посторонних глаз, но и способ защитить салон от выгорания, а ещё улучшить шумо- и теплоизоляцию. Тонированные стёкла помогают поддерживать температуру салона, в летнее время не пропуская солнечных лучей, а в холодное время года способствуют удерживанию тепла внутри салона.

Однако, если вы решились на тонировку стёкол автомобиля своими руками, важно учитывать, что есть нормативные ограничения относительно светопропускаемости тонировочного покрытия. Да и полностью непрозрачные, зеркальные стёкла выглядят непривлекательно и дёшево.

  1. Сидения

Наверное, одним из примитивнейших способов сделать тюнинг сидений машины является одевание на них чехлов. Они не только защитят родную обшивку от преждевременного износа, загрязнения, а и позитивно повлияют на комфорт сидений. К более серьёзным способам тюнинга сидений относится их перетяжка, замена, установка подогрева.

  1. Панель приборов, руль, двери

Здесь можно сделать практически всё что угодно. Вы можете заменить обшивку руля либо же, вообще, заменить его на новый. Установить дополнительную подсветку на панель приборов машины, поменять цвет подсветки, выбрать иную шкалу для делений, заменить табло на новые, более современные или даже электронные. Достаточно часто также производится обтяжка или замена пластиковых панелей торпедо. Либо же установка дополнительной компьютерной или даже бытовой автотехники.

  1. Акустика

Этот вид доработки машины смело можно выделить в отдельную категорию, так как это один из самых любимых способов доработки автомобиля среди молодых автовладельцев. Он предполагает не только монтаж дополнительных элементов аудиосистемы (новой стереосистемы, колонок, сабвуфера), но и одновременное улучшение шумоизоляции салона.

Внешний тюнинг

Тюнинг золотом

Всем известно выражение «встречают по одёжке…». Это касается и машин. Именно потому внешнему виду машины, как правило, придаётся огромное значение. Внешний тюнинг автомобилей своими руками может включать установку дополнительных или замену стационарных фар, установку дневных ходовых огней, противотуманок, тюнинг светодиодами. Помимо этого, автовладельцы достаточно часто производят замену дисков, что не только улучшает внешний вид машины, а и позволяет ей идти легче.

Нередко, особенно если автомобиль не новый, производится покраска кузова, устанавливаются различные накладки, делаются граффити, меняются пороги, бампер или устанавливаются обвесы.

Тюнинг ходовой части

Если большинство работ по модернизации элементов салона и кузова сделать дома своими руками может практически каждый, то с доработкой ходовой части дело обстоит сложнее. Доработка ходовой, её тюнинг своими руками для новичков — это задача не из лёгких. Ведь для того, чтобы тюнинговать двигатель, подвеску или тормозную систему, нужно знать не только как всё устроено и работает, а и иметь навыки как минимум сборки и разборки автомобиля. Именно потому тюнингом ходовой новичкам, а также тем, кто не уверен в своих силах, лучше не заниматься самостоятельно, иначе можно что-то испортить, а это уже опасно для здоровья водителя и пассажиров. Здесь лучше доверить всё профессионалам. Они не только подскажут что можно модернизировать в вашем авто, а и качественно выполнят все работы.

Выводы

Большинство работ по модернизации автомобиля можно выполнить своими руками в домашних условиях. Это касается доработки салона и кузова машины. Для того чтобы всё сделать, нужно совсем немного: фантазия, время и желание что-то делать, а также простейшие навыки работы с инструментом. Делать тюнинг своими руками не только интересно и увлекательно, но ещё и более экономно, чем если бы вы обратились в автомастерскую. Однако, если вы решитесь на доработку технических параметров машины, то здесь, конечно же, лучше не рисковать, а доверить всё профессионалам.


Содержание:

  • Что необходимо для самостоятельного чип-тюнинга

  • Плюсы чип-тюнинга своими руками

  • Минусы чип-тюнинга своими руками


С каждым годом все больше находится желающих с экономить и сделать чип-тюнинг двигателя своими руками. Начитавшись и насмотревшись видосиков в интернете, что процедура прошивки ЭБУ — это плевое дело на 15 минут для высококвалифицированного специалиста, уже готовы ринутся в бой, с фразой «чем я хуже, я сам все сделаю». Особенно много таких желающих, у которых автомобиль чипуется методом заливки прошивки через разъем диагностики OBD2, так сказать без разбора блока и прямого подключения к дорожкам на плате или процессору. Если программирование ЭБУ сложное, то желающих самостоятельно его прошить, уменьшается в геометрической прогрессии.

Давайте рассмотрим наглядный пример одной из таких инструкций по самостоятельному чип-тюнингу от «Автоэлектрика Алеши», который нам говорит о том, что даже человек работающий с электрикой, может допустить банальную ошибку и сжечь ЭБУ, не говоря уже о простом автовладельце.

Хорошо, что старый вазовский блок не дорогой и замена его на новый достаточно не сложная. Но есть блоки для автомобилей иностранного производства, которые стоят по 50 тысяч рублей и более и что бы подружить новый блок с автомобилем, нужно пройти такой квест, который опытным мастерам со спец-оборудованием, сделать проблематично, а простому «дяде Васе» в гараже это вовсе не подсилу, не говоря о простом автовладельце. По этому стоит хорошо подумать, стоит экономить на этом и во что может выльется эта экономия, или все же не делать чип-тюнинг самостоятельно, а обратится к специалистам. Если Вы приняли решение о самостоятельном программировании ЭБУ, то мы постараемся вам рассказать, что вам необходимо.

Что необходимо для самостоятельного чип-тюнинга

  1. Обладать техническими знаниями и уметь работать с электроникой, не надеяться на»авось».
  2. Компьютер — ноутбук.
  3. Программное обеспечение для этих нужд — загрузчик.
  4. Необходимые адаптеры — программаторы.
  5. Умение определять идентификатор прошивки.
  6. Файл профессионально откалиброванной прошивки, а не скаченной где-то на бесплатных торрентах и других площадках.
  7. Голову на плечах и прямые руки.

Если ноутбук у вас уже есть, а оборудование (адаптеры, программаторы и т.д.) всегда можно приобрести. Естественно делать это для того что бы сделать чип-тюнинг своими руками один раз или два, не целесообразно, если ваша цель с экономить. Допустим, ваш друг когда-то уже приобретал оборудование подходящее вам, которое он может одолжить за пару банок пива. Но даже при таком раскладе, вам может попросту не хватить опыта, который нарабатывается годами специалистами по чип-тюнингу. У не подготовленного человека, риск не корректного программирования, очень велик. Можно привести кучу примеров, года все заканчивается в лучшем случае увалом блока, а в худшем сгоранием его компонентов, без возможности восстановления.

Не будем отрицать, есть и те кто достаточно не плохо разбираются в самом процессе и могут без особых трудностей сделать прошивку своего автомобиля. Но как показывает практика таких, домашних спецов можно по пальцам пересчитать.

Плюсы чип-тюнинга своими руками

  • Дешевле чем у специалистов, если не покупать оборудование для чип-тюнинга;
  • Не нужно ни куда записываться и ехать к специалисту, делаешь все сам дома;
  • Подымает уровень саморазвития, так как учится ни когда не поздно;
  • При положительном результате, может понравится и захочется обучатся дальше, что бы стать профи.

Минусы чип-тюнинга своими руками

  • Требуется много лишнего времени, что бы понять как правильно сделать;
  • При неправильных действиях, можно сильно попасть на деньги;
  • В некоторых случаях, придется искать специалистов которые все исправят;
  • При выборе прошивок из свободных источников, можно получить отрицательный результат;
  • Затраты на приобретение оборудования, могут превысить стоимость чип-тюнинга у специалиста в несколько раз.

Естественно, делать чип-тюнинг самостоятельно или нет, выбор каждого. Но мы все же не рекомендуем, проводить данную процедуру самому, без достаточных знаний для этого. В противном случае, это может закончится ремонтом, либо попросту потраченного времени и средств. Мы считаем что, наиболее целесообразно обратится к специалистам по чип-тюнингу. Если вы все же решились самостоятельно программировать ЭБУ своего автомобиля, мы сможем откалибровать — вашу заводскую прошивку, под ваши нужды с соблюдением все технических требований.

Заказать у нас прошивку

Каждый автовладелец стремиться к тому, чтобы его автомобиль был не просто привлекательным, а отличался от прочих машин. Подчеркнуть собственную индивидуальность в таком случае позволяет тюнинг, который может радикально преобразить образ авто, даже будучи выполнен в домашних условиях.

Тюнингованные машины

Пример тюнинга на Subaru Impreza

Сразу же отметим, что улучшению сегодня подвергается не только экстерьер и интерьер транспортного средства. Тюнинг автомобилей своими руками может касаться практически всех комплектующих и узлов.

Но, перед тем как решиться на подобные мероприятия, следует изучить матчасть, а также оценить собственные силы и финансовые средства, которые вы готовы потратить на усовершенствование своего «жеребца».

Плюсы и минусы

В зависимости от того, какая цель поставлена, тюнинг способен изменить внешность машины, улучшить качество езды, повысить комфорт и т. д. Однако прежде, чем самому приступить к тюнингу авто, необходимо уяснить, что модернизация не должна снижать характеристики ТС, ни ходовые, ни прочностные, ни эксплуатационные.

Авто до и после

Авто до и после тюнинга, сравнение

Реальность такова, что каждое
усовершенствование автомобиля сегодня можно назвать тюнингом, начиная от
тонировки фар, и заканчивая перепрошивкой бортовых систем. Иногда подобные
доработки необходимы, но чаще это лишь блажь хозяина машины, которая вполне
может лишить автовладельца фирменной гарантии производителя транспортного средства.

Виды тюнинга

Модернизация машины – это довольно кропотливое и трудоемкое занятие, которое требует времени и финансовых вложений. Поэтому тюнинг авто своими руками в домашних условиях необходимо начинать с постановки конкретной задачи и создания четкого плана действий.

Подготовка к тюнингу

Подготовка автомобиля к тюнинга, проверка на СТО

Здесь следует напомнить, что различают
следующие виды тюнинга.

  1. Создание узнаваемого и оригинально экстерьера.
  2. Модернизация пространства салона.
  3. Улучшение ходовых показателей.

Отечественный тюнинг

Обычно мероприятия, проводимые хозяевами транспортных средств, направлены на улучшение внешнего вида авто и обновление салона. В последнем случае не стоит затрагивать кузовные элементы, что позволит избежать множества проблем и неприятностей.

Чаще всего к тюнингу прибегают владельцы автомобилей бюджетной комплектации, к числу которых можно смело отнести большую часть отечественных машин.

ГАЗ 24 после тюнинга

ГАЗ 24 после тюнинга своими руками

Очень популярна в России модернизация
старых моделей авто, в результате которой они получают полноценную вторую жизнь
и полностью преображаются. Как сделать
тюнинг авто своими руками каждый решает сам, но помните, что
подобные доработки не должны нарушать предписания автопроизводителя.

Популярные решения

Далее рассмотрим несколько вариантов улучшения
ТС, которые можно сделать самостоятельно без особых капиталовложений.

Тонировка стекол

Начинающим криэйторам очень нравится
стартовать с остекления и оптики. Тонировку этих элементов можно считать
наиболее доступным и простым (в плане исполнения) способом преображения
автотранспорта.

Качественно выполненная тонировка гарантировано увеличит привлекательность авто. Также она позволит обеспечить защиту салона от выгорания и переизбытка солнечного света. Однако в этом деле необходимо чувство меры.

Тонировка авто

Пример полной тонировки стёкол авто, запрещенной законом

Отметим и тот факт, что тонированные стекла могут улучшить тепло и/или звукоизоляцию внутреннего пространства, что придется весьма кстати для почитателей кондиционера, ведь слой тонировочной пленки снизит теплоотдачу стекла, замедлив нагревание воздуха в салоне.

Огромным плюсом для каждого автомобиля
является тонировка остекления заводского типа. Поэтому, если вам необходим
идеальный результат, тонировку следует выполнять в специализированном
техцентре, поскольку отсутствие опыта и/или профессионального инструмента может
стать причиной весьма плачевных последствий. Доверьте это дело мастерам, и
результат работы специалистов вас точно порадует.

Апгрейд руля

Обычное рулевое колесо с тонким корпусом трудно назвать удобным или привлекательным. Также очень немногим водителям понравится «баранка» с накладками и шишками, обтянутыми перфорированной экокожей.

Апгрейд руля

Апгрейд руля на Lada Vesta собственными силами

Да и в целях безопасности руль должен
оснащаться аэрбегом, которой защитит водителя в критической ситуации.

Радикально преобразить рулевое колесо
согласно своим предпочтениям позволяет матричная технология. Если этот способ
кажется для вас слишком сложным, тогда рассмотрите вариант полной замены
данного конструктивного элемента. Это дороже, но результат гарантирован на 100
%.

Приборная панель

Отличным решением для обновления этого элемента салона является обустройство дополнительной светодиодной подсветки. Данная задача по силам каждому, у кого в гараже найдется:набор отверток;

  • набор отверток;
  • паяльный инструмент;
  • пассатижи;
  • флюс и припой.

Тюнинговая приборная панель

Приборная панель ВАЗ после тюнинга

После демонтажа пластиковой панели, необходимо отыскать осветительные элементы, установленные на заводе, и выкрутить их. Далее к патронам припаиваются провода светодиодной ленты, которая фиксируется в заданном положении.

Завершив монтаж всех элементов необходимо проверить их работоспособность, а получив положительный результат, установить на место приборную панель. Вся описанная процедура абсолютно не сложная, но требует соблюдения полярности контактов во время припаивания проводов.

Тюнинг капота

Модификация упомянутого кузовного элемента обеспечит автомобилю стильный и узнаваемый облик. Сегодня для улучшения внешнего вида капота можно воспользоваться несколькими оригинальными и эффективными методами, которые доступны, как в плане финансов, так и с точки зрения необходимых навыков.

Карбоновый капот

Оклейка капота карбоновой пленкой, пример

К таковым относятся:

  • монтаж дефлектора;
  • установка тюнинговых «жабр»;
  • оклейка поверхности виниловой пленкой.

Улучшенные сидения

Полная смена автокресел на современные и удобные аналоги – радикальный, но эффективный метод преображения салона. Но он подразумевает ощутимые денежные затраты. К тому же, необходимо помнить, что покупать новые сидения нужно с полозьями, которые гарантируют возможность регулировки расстояния между креслом и торпедой.

Автомобильные чехлы на Mitsubishi

Автомобильные чехлы, сшитые на заказ для Mitsubishi

Ощутимо меньше денег потребуется для
приобретения качественных чехлов из экокожи, которые скроют изношенную обивку.
В этом случае легко подобрать дизайн и цветовое оформление, однако приобретать
стоит не универсальные, а модельные изделия, которые созданы по лекалам
конкретных автокресел.

Прочие доработки салона самостоятельно
выполнить вряд ли получится. В противном случае такие улучшения нужно
производить под присмотром специалиста, способного дать дельный совет.

Тюнинг бампера

Самостоятельно изготовление этого кузовного элемента – трудоемкий и сложный процесс. Намного проще отреставрировать имеющийся бампер, что тоже требует аккуратности и продуманного плана действий.

Обвес на ВАЗ 2114

Обвес своими руками на ВАЗ 2114

Основные положения этого плана должны включать:

  • создание
    проекта;
  • подготовку
    инструмента;
  • покупку
    материалов;
  • очередность
    мероприятий;
  • финальные
    доработки.

Восстановление или же улучшение заводской детали не должно негативно отразиться на её свойствах и характеристиках.

Тюнинг руля своими руками

Содержание:

  • 1 Последовательность проведения операции
  • 2 Тюнинг автомобиля, своими руками, жидкой резиной.
  • 3 Книги по тюнингу автомобилей.
    • 3.1 Топ тюнинг.
  • 4 Немного об особенностях светодиодов
  • 5 Тюнинг салона
  • 6 Как сделать своими руками светодиодный тюнинг фар
  • 7 Виды тюнинга, предпочтительные стили для Рено Логан
    • 7.1 Аэродинамический обвес Power DM
    • 7.2 Аэродинамический обвес Street
    • 7.3 Самостоятельный тюнинг Рено Логан с использованием заводских деталей
  • 8 Тюнинг автомобиля своими руками. Игорь Скрипник.
  • 9 Флокирование

Последовательность проведения операции

Прежде чем начать тюнинг бампера своими руками, следует составить проект тех изменений, которые планируются. Это не только облегчит процесс, но и избавит от лишних проволочек и задержек.

Переходим непосредственно к работе:

Снимаем бампер, очищаем его от грязи и пыли, причем, не только с внешней стороны, но и с внутренней;
Обезжириваем поверхность бампера – переднего или заднего;
Приклеиваем куски пенопласта в тех местах, которые планируется подвергнуть модификации;
Центральную часть бампера оклеиваем малярным скотчем, после чего, производим всю необходимую разметку;
При необходимости, подклеиваем дополнительные куски пенопласта, вплоть до придания нужной формы;
По краям конструкции закрепляем картон, чтобы избежать растекания пены;
Заполняем всё пространство монтажной пеной

Здесь стоит помнить, что после застывания, она существенно увеличивает свой объём, поэтому, важно не переусердствовать;
Если в некоторых местах планируется слишком толстый слой пены, необходимо дополнительно произвести армирование конструкции, использовав в качестве каркаса обычную проволоку;

После заливки, оставляем конструкцию на просыхание – порядка 72 часов;
После застывания пены, посредством канцелярского ножа, придаём бамперу требуемую форму, срезая ненужные куски;
Проводим предварительную зачистку поверхности наждачной бумагой со средней зернистостью;
Оклеиваем поверхность бумагой, после чего, поверх неё, наклеиваем на полученные формы стекловолокно или стеклоткань. В качестве клеящего состава используем эпоксидную смолу

В местах сгибов или округлостей, оклейку производим в несколько слоёв;
Сверху всё покрываем алюминиевой пудрой, что позволит выровнять поверхность и существенно облегчит дальнейшую обработку. Полученную поверхность оставляем на просушивание на 24 часа;
После просушки, выполняем шлифовку поверхности наждачной бумагой, с показателем зернистости 80. Для финишной шлифовки используем бумагу, зернистость которой составляет 220-320.
Наносим шпаклёвку – покрываем поверхность небольшим слоем, после чего, шлифуем её мелкой наждачной бумагой;
После высыхания шпаклевки, грунтуем поверхность. Число слоёв зависит от качества предварительной отделки;
Заключительный этап – окраска получившейся конструкции. Возможен, как окрас под цвет автомобиля, так и в любой другой цвет, для придания большей эффективности.

В заключение стоит сказать, что тюнингованные бампера – это прекрасная возможность подчеркнуть индивидуальность и стиль вашего авто

И здесь уже не важно, какой у вас автомобиль – старенькая «копейка» или новый внедорожник – эффект гарантирован в любом случае. Особо радует, что данная процедура не отличается особой сложностью, благодаря чему, она становится доступной для широкого круга автолюбителей

Удачного вам тюнинга.

https://youtube.com/watch?v=KpYDp1Eu2K4

https://youtube.com/watch?v=q-ulPRJHCpo

Тюнинг автомобиля, своими руками, жидкой резиной.

 Сегодня многие автолюбители интересуются, как выполнить тюнинг автомобиля, своими руками, жидкой резиной. Этот материал  уверенно завоёвывает собственную нишу в среде любителей автомобилей. И стал пользоваться большим спросом, также как и полюбившиеся виниловые плёнки, используемые для оклейки всех видов транспорта.

Читать иллюстрированное руководство по тюнингу ВАЗ 2110-2012.

Жидкую резину можно использовать в домашних условиях для покрытия, как отдельных частей кузова, так и для всего автомобиля. Это конечно не совсем покраска, скорее нанесение материала с использованием удобного баллончика, но после засыхания она снимается, как самая обычная плёнка.

Фото. Тюнинг жидкой резиной.

 Бесшовной напыляемой гидроизоляцией называется двухкомпонентной мастикой, которая производится на специализированном оборудовании в промышленных условиях. Для этого, нагретые до определённой температуры смесь битума и воды перемешивается и дробится на частицы в несколько микрон, при помощи коллоидных мельниц. Далее,  идёт процедура модификации, где данная смесь обогащается полимерами, что придаёт ей характеристики латекса-модификатора. Главный плюс такого материала — это способность сцепления, почти, с каждой поверхностью, не стекая, даже при больших температурах. Все особенности такой резины сохраняются при температуре от — 45 до +75 градусов, так как сцепление с материалом идёт на высоком молекулярном уровне. Несмотря на то, что резина достаточно просто снимается, не поддаётся действию ультрафиолета и обладает хорошей износоустойчивостью, она совершенно безвредна для здоровья человека, не токсична, в ней нет растворителей, не боится воды и агрессивных веществ. Такая резина надёжно защищает кузов от воздействия коррозии и незначительных повреждений поверхности автомобиля. Даже, если в ходе эксплуатации на резине появляются повреждения, то достаточно, на это место, нанести новый слой материала. С течением времени нанесённый слой, такой резины, становится твёрдым, что позволяет покрывать его лакокрасочными материалами.

Скачать книги по тюнингу автомобиля, в электронном виде, в формате PDF, «ЛитРес» — от 90 руб.

 Сначала, такую резину производили исключительно в чёрном варианте, но использование различных добавлений позволяет получить большой выбор расцветок этого материала. Нужно отметить, что её цена ниже, чем виниловая плёнка, а работать с ней — гораздо проще. Наносить её так же можно на внутренние элементы интерьера салона, такие как торпедо. Застывая, этот материал становится приятным на ощупь и не имеет специфического аромата. Жидкую резину сегодня применяют, также в строительных масштабах, что значительно повышает её популярность среди населения.Нанесение жидкой резины разделяется на три этапа:

  • подготовка поверхности — необходимо полностью очистить и вымыть машину, а потом тщательно просушить поверхность для нанесения резины;
  • подготовка мастики — её, по инструкции, нужно тщательно размешать, добавляя воду и специализированные концентраты;
  • нанесение — мастика наносится несколькими слоями. При этом, если цвет материала совпадает с исходным покрытием, то хватает 4-х слоёв;

 Если нужно полностью поменять цвет, то потребуются, сначала, переходные тона, поверх которых потребуется нанести основной цвет.

Книги по тюнингу автомобилей.

Авторы: Муссельвайт Б., Джекс Б.

Издательство: «Алфамер Паблишинг», — 2003 г. Страниц: 186. Формат: 250х150х8. ISBN: 978-5-93392-059-5. Серия: «Книги о тюнинге автомобилей».

Хороший подарок автолюбителю. Пошаговое руководство с полезными советами. Цветные рисунки на всех страницах.

Аннотация: «Тюнинг автомобиля. Руководство». Книга будет интересна всем желающим переделать, своими руками,  автомобиль — на свой вкус. Книга объяснит и посоветует, как сделать тюнинг самому. Содержание руководства:

  • Как можно изменить технические характеристики;
  • Создать свой стиль внутри и снаружи;
  • Обвесы для тюнинга.
  • Установка своей аудиосистемы и усилителя. Замена колонок и динамиков;
  • Советы — как переделать автомобиль;

Топ тюнинг.

Топ лучшего тюнинга сорока автомобилей Франции, Германии, Америки и Азии.

 Аннотация: «Топ тюнинг». Подарочная книга с техническими характеристиками, для тех, кто интересуется модернизацией автомобиля. 40 красочных иллюстраций тюнинга импортных автомобилей. Отпечатано в Германии. Твёрдый переплёт.

Немного об особенностях светодиодов

Уровень напряжения в электросети автомобиля колеблется:  при заведенном двигателе он выше, но обычно составляет от 12 до 15 В (зависит еще от точки измерения).  В тоже время светодиоды рассчитаны на напряжение от 2 В до 4,5 В.

Свтодиоды могут иметь разные цвета

Если установить любой светодиод напрямую, он почти сразу перегорит – слишком большое напряжение. Поэтому светодиоды собирают в небольшие цепочки-кластеры по 3 штуки с сопротивлением (резистором), которое гасит имеющийся переизбыток напряжения.

Каждый кластер состоит из трех светодиодов и одного резистора. Резистор предназначен для ограничения тока проходящего через светодиоды

Если в кластере три светодиода, то сопротивления резисторов могут быть от 100 до 250 Ом и мощностью 0,125 Вт.

Кластеры можно собрать своими руками или купить готовые. Но сегодня такие сборки почти неактуальны – на рынке имеются разнообразные светодиодные ленты.

Светодиодные ленты

Если вам не нужны три светодиода в одном месте, установите один, но подпаяйте к нему более мощное сопротивление. Если светодиод один — резистор должен быть на 500 Ом, если их два, достаточно сопротивления в 300 Ом, ну а стандартные кластеры по три светодиода впаивают 150 Омные резисторы.

При подключении одного резистора к цепи 12 В, необходимо использовать резистор сопротивлением 400-900 Ом

Важно! При подключении светодиодов обратите внимание на полярность: есть плюс и минус и при подключении нужно ее не перепутать, иначе ничего светиться не будет. В последнее время мучиться и собирать кластеры нет необходимости. В магазинах и на рынках есть большой выбор светодиодных лент разных цветов, с разной плотностью светящихся элементов и разными характеристиками защитного слоя

Светодиодные ленты – это те же кластеры по 3 светодиода с резистором, собранные последовательно в одном защитном корпусе. Их можно резать, но только в тех местах, которые обозначены на ленте соответствующими стрелками. Если вы разрежете в неустановленном месте, то весь отрезанный фрагмент будет неработоспособен и придется покупать другую ленту. С  появлением этих лент сделать своими руками светодиодный тюнинг авто стало совсем несложно: выбрали цвет и тип, отрезали, подсоединили. А теперь немного детальнее

В магазинах и на рынках есть большой выбор светодиодных лент разных цветов, с разной плотностью светящихся элементов и разными характеристиками защитного слоя. Светодиодные ленты – это те же кластеры по 3 светодиода с резистором, собранные последовательно в одном защитном корпусе. Их можно резать, но только в тех местах, которые обозначены на ленте соответствующими стрелками. Если вы разрежете в неустановленном месте, то весь отрезанный фрагмент будет неработоспособен и придется покупать другую ленту. С  появлением этих лент сделать своими руками светодиодный тюнинг авто стало совсем несложно: выбрали цвет и тип, отрезали, подсоединили. А теперь немного детальнее

В последнее время мучиться и собирать кластеры нет необходимости. В магазинах и на рынках есть большой выбор светодиодных лент разных цветов, с разной плотностью светящихся элементов и разными характеристиками защитного слоя. Светодиодные ленты – это те же кластеры по 3 светодиода с резистором, собранные последовательно в одном защитном корпусе. Их можно резать, но только в тех местах, которые обозначены на ленте соответствующими стрелками. Если вы разрежете в неустановленном месте, то весь отрезанный фрагмент будет неработоспособен и придется покупать другую ленту. С  появлением этих лент сделать своими руками светодиодный тюнинг авто стало совсем несложно: выбрали цвет и тип, отрезали, подсоединили. А теперь немного детальнее.

Тюнинг салона

Современный тюнинг автомобиля преследует цель не только выделиться из общей массы и подчеркнуть свою индивидуальность, но и обеспечить для себя и пассажиров дополнительные удобства и комфорт. Среди всех мероприятий по улучшению и комплексной доработке всего автомобиля, тюнинг салона занимает особое место.

Хороший тюнинг салона — сделает поездки намного комфортными

Это, прежде всего, связано с тем, что во время поездок с любой продолжительностью, водитель и пассажиры большую часть времени проводят внутри автомобиля, в его салоне. Кроме того, в конечном итоге, внутренняя отделка салона должна гармонично сочетаться с внешним оформлением транспортного средства и его техническим оснащением.

Как сделать своими руками светодиодный тюнинг фар

Для тюнинга фар подойдет лента белого или желтого цвета. Все другие цвета  вызывают массу нареканий у дорожных инспекторов, так что рисковать не стоит. Причем свет должен быть максимально белый, без синего или сиреневого оттенка (по тем же причинам – поди, докажи, что у тебя белые светодиоды…).

Далее все предельно просто: замеряете диаметр фары, отрезаете кусок светодиодной ленты нужной длины (не забывайте, что резать можно только по отметкам).

Отрезаете кусок светодиодной ленты нужной длины по нанесенным меткам

Затем соединяете его в кольцо (можно использовать скобу от сцеплера или кусок проволоки, которыми скрепляют силиконовую оболочку). Имеющиеся провода подключаете к источнику питания в 12 В и проверяете работоспособность ленты.

Соединяете ленту в кольцо

Если все сделали правильно, светодиоды должны светиться. Дальше есть варианты: если фару удалось разобрать, выкладываете внутри ленту, расправляете и закрепляете.

Закрепляете на разобранном фаре ленту

Если такой возможности нет, можно ленту осторожно, не сильно перегибая, просунуть в отверстие для патрона и там расправить при помощи тонкой отвертки или чего-то похожего

Не допускайте сильных перегибов светодиодной ленты

После того, как лента установлена, ее необходимо подсоединить к бортовой сети.  Синий провод от габаритных огней это «+». К нему подсоединяем соответствующий провод от кольца и запаиваем. Скрутку оставлять нельзя – слишком велик риск того, что «потеряется» контакт. Не забудьте и о кембрике или термоусадочной трубке – соединение должно быть хорошо заизолировано.

При работе со светодиодами есть еще один нюанс: не используйте слишком мощный паяльник и не перегревайте ленту: токопроводящий слой может нарушиться. Используйте легкоплавкие флюсы и припои, которые при небольших температурах обеспечат хороший контакт.

Осторожно расправляете ленту если фонарь разобрать не удалось

Этим методом можно сделать  светодиодный тюнинг задних фонарей, но в этом случае можно использовать красную ленту (хотя это не обязательно – белый тоже очень неплохо смотрится, а стоит дешевле).

Если вы хотите подсветить днище авто или арки колеса, вам нужно будет использовать светодиодную ленту с повышенной защитой от влаги и механических повреждений. Принцип тот же: отрезаете участок ленты нужной длины, закольцовываете его и закрепляете.

Одни из способов крепления светодиодной ленты на днище автомобиля

К выбору места крепления на днище нужно подойти вдумчиво: лента не должна мешать установке домкрата. Способ крепления – на скобы или при помощи металлического уголка.

Крепление светодиодной ленты на предварительно укрепленный на днище металлический профиль

Виды тюнинга, предпочтительные стили для Рено Логан

Рассматривая стили тюнинга автомобилей, для рестайлинга Рено Логан стоит выбрать именно спортивный или Street. Ведь не станете же вы переделывать бюджетный седан в стиле MUSCLE CAR или DUB, которые предназначены для американских автомобилей больших классов, или DRIFT, который используют для мощных заднеприводных авто, а DTM выполняется лишь с намеком на машины немецкой серии DTM.

Если создавать спортивный стиль авто, то стоит обратить внимание на комплекты Power, Power-2 или Power DM. Установка аэродинамических обвесов своими руками потребует от вас терпения и навыков работы с монтажным инструментом (ножницы, дрель, заклепочник, шуруповерт и др.)

Аэродинамический обвес Power DM

Наибольшей стоимостью (более 20 тыс. руб.) отличается аэродинамический обвескомплект Power DM, который включает стеклопластиковые бампера (по 2000 р. каждый), воздухозаборник (от 1500 р.), спойлер и пороги (по 1100 р.), а также  фары-реснички из абс-пластика.

Аэродинамический обвес Street

Стиль Street предусматривает установку аэродинамического обвеса (из стекловолокна) в комплекте кузовных элементов. Популярный обвес на Рено Логанможно приобрести стоимостью 15 тыс. руб. Также комплект включает козырек на стекло (1500 р.), спойлер (1500 р.), сетку в обвес (800 р.) и противотуманные фары (3500 р.). Оба комплекта обвеса на Логан не требуют доработки или дополнительной состыковки деталей.

Самостоятельный тюнинг Рено Логан с использованием заводских деталей

Если рассмотреть процесс внешнего тюнинга пошагово, то внимание необходимо обратить на такие детали:

  • диски;
  • накладки на пороги;
  • бампера;
  • выхлопная труба;
  • передние и задние фары;
  • решетка радиатора;
  • дефлектор на капот;
  • спойлер;
  • обвесы.

Не лишним будет также убрать антенну с крыши. Перед тем, как приступить к работам, изучите новинки тюнинга автомобилей на популярных порталах (например — quto.ru) с тем, чтобы вынести наиболее удачные решения для тюнинга своего авто.

Одним из самых быстрых способов сделать свое авто привлекательнее является установка легкосплавных дисков, представленных в большом разнообразии моделей и стоимость которых начинается от 2000 руб. Подбирать диск необходимо после выбора шин.

Легкосплавные диски прочны и надежны, с ними меньше инерции, и соответственно, меньше нагрузка на колеса при езде по неровной дороге.

Накладки на пороги и задний бампер не только украшают машину, но и служат защитой для лакокрасочного покрытия. Приобрести их можно в комплектах Power — Power DM от 2500 тыс. руб. Лучше покупать и устанавливать комплект сразу —  тогда стоимость внешнего тюнинга заметно снижается.

Тюнинг автомобиля своими руками. Игорь Скрипник.

Скачать книгу Игоря Скрипника: «Тюнинг автомобиля своими руками», в формате fb2, txt, ePub, pdf.

 Редактор: Т. В. Протасовицкая. Серия: Тюнинг машины в домашних условиях подручными средствами. Издательство: АСТ, — 2011 год. ISBN: 978-5-17-072561-8. Страниц: 290. Размеры: 210x130x20 мм. Бумага газетная.

 Аннотация: «Тюнинг автомобиля своими руками. Игорь Скрипник». Книга о современном тюнинге. Информация для желающих улучшить и доработать автомобиль отечественного производства.Содержание. Тюнинг автомобиля ВАЗ:

  • тюнинг автомобиля ВАЗ;
  • тюнинг двигателя, салона, ходовой, кузова, электрики, акустики, аксессуаров;
  • подкраска кузова;
  • раллийный тюнинг автомобилей 70-х годов;

Флокирование

Решая проблему, как сделать тюнинг салона, следует остановиться на флокировании. Это один из современных видов оформления салона, когда вместо гладких поверхностей образуется бархатное, велюровое или замшевое покрытие. Такой эффект достигается нанесением мелких волокон или флока, расположенных в электрическом поле, благодаря чему они становятся перпендикулярными к покрываемой основе. Флокирование, произведенное сплошным слоем, дает, в конечном итоге, равномерное ворсистое покрытие. При выборочном нанесении покрытия, образуется заранее запланированный рисунок. Кроме декоративной функции, флокирование, благодаря свойствам самого материала, исполняет роль тепло- и звукоизоляции, защиты от воспламенения, препятствия появлению конденсата и прочее.

Салон после флокирования

Наиболее часто, после панели приборов, модернизации подвергаются элементы управления автомобилем. На первом месте здесь стоит рулевое колесо, которое изменяется в самых различных вариантах, вплоть до его полной замены на спортивный руль меньшего диаметра. Нередко применяется обшивка рулевого колеса различными материалами. Однако, нужно учесть, чтобы все манипуляции с рулем, ни в коем случае не повлияли на безопасность движения.

Рукоятка коробки передач, обычно приводится в соответствие с рулевым колесом. При необходимости, ее полностью меняют. Педали управления могут быть украшены специальными накладками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще наши интересные статьи:

  • Де нол инструкция по применению взрослым от чего помогает цена
  • Детримакс 1000 инструкция по применению детям цена
  • Panasonic kx fp207 инструкция по применению
  • Elkora c 30 руководство по эксплуатации
  • Как сделать визитку в ворде 2007 пошаговая инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии