Одной из наиболее важных задач педагогики вообще и образовательной системы в частности является развитие личности ученика и помощь ему в овладении рациональными приемами самостоятельной работы с информацией. В результате ученик должен научиться сам организовывать свою познавательную активность от А до Я. Достигается же это через овладение общеучебными навыками и умениями – ведущими компонентами учебной деятельности.
Зачастую причина неуспеваемости учащихся, по мнению психологов, как раз и кроется в низком уровне развития общеучебных умений школьников. Это может быть неумение бегло и осмысленно читать и писать, искать и находить материал, запоминать информацию и т.д. В этой статье мы расскажем о том, какими же навыками нужно владеть учащемуся по мере обучения в школе и в общих чертах рассмотрим основы их формирования.
Эта информация поможет вам понять, какую роль играют общеучебные навыки и умения в становлении всесторонней и образованной личности, а также научиться создавать условия, необходимые для успешного обучения, в том числе и для самообразования.
Общеучебные умения и навыки и их классификация
Учебная деятельность – это совокупность множества отдельных действий самой разной структуры. Есть простейшие действия, такие как написание цифр, чисел, букв и знаков, чтение текста и т.д. Эти действия в свою очередь составляют более сложные действия, причем в процессе обучения они должны совершаться безошибочно и быстро, т.е. автоматизировано.
Автоматизированное выполнение простейших действий – это и есть навык, а сами действия, которые выполняются посредством навыков, становятся операциями и составляют элементы более сложных действий. Чтобы выполнять сложные действия, ученику нужно научиться применять знания и навыки, т.е. овладевать умениями.
Общеучебные умения и навыки обуславливают подготовленность учащегося к совершению теоретических и практических действий по самостоятельному получению знаний, совершаемых на основе уже имеющихся знаний и полученного опыта. Сегодня можно найти несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Одна из самых популярных принадлежит педагогу-психологу Н. А. Лошкаревой.
Первая группа – учебно-организационные умения и навыки
К группе учебно-организационных умений и навыков относятся:
- организация места для занятий;
- следование правилам гигиены обучения;
- принятие учебных задач;
- выбор методов работы;
- консультирование;
- планирование.
Общеучебные умения и навыки этой группы важны как на этапе школьного образования, так и в будущей жизни. Формирование этих умений и навыков происходит путем постановки целей каждого занятия (для обучающих и для учащихся). А в процессе каждого занятия необходимо учить учеников планировать выполнение заданий, искать оптимальные методы работы, прививать навыки самоконтроля во время занятий.
Важно контролировать учебный процесс, предлагая учащимся образцы для отработки учебно-организационных навыков, стимулируя их к дальнейшему обучению, осмыслению и творческому применению полученных знаний на практике.
Вторая группа – учебно-интеллектуальные навыки
К группе учебно-интеллектуальных навыков можно отнести:
- абстрагирование;
- сравнение;
- моделирование;
- анализ;
- классификацию;
- обобщение;
- систематизацию;
- выявление причинно-следственных связей;
- проведение мысленных экспериментов.
Буквально для каждого предмета данные навыки имеют огромное назначение. Поэтому нельзя забывать о том, что сами по себе они не появятся. Формирование общеучебных умений и навыков этой группы должно происходить под тщательным контролем, а основываться оно должно на идеях, уже имеющихся у учащихся.
Нужно организовать учебный труд правильным образом. Это обеспечит не только осмысление и усвоение учениками всей преподносимой информации, но и полноценное понимание совокупного объема научных знаний.
Третья группа – учебно-информационные умения и навыки
В группу учебно-информационных умений и навыков входят следующие:
- работа с учебником;
- чтение текста;
- практические занятия;
- работа с дополнительными источниками;
- работа со справочными источниками;
- работа с видео- и аудиоматериалами, компьютером.
Помочь учащимся овладеть этими навыками и умениями можно с помощью преподавания техники чтения (включая индивидуальный подход к каждому ученику), методов работы с учебными пособиями (включая медиаматериалы).
Четвертая группа – учебно-коммуникативные умения и навыки
В группе учебно-коммуникативных навыков выделяется несколько их подгрупп:
- письменная речь: умение правильно оформлять письменные работы, умение писать диктанты, сочинения и изложения, умение конспектировать;
- устная речь: умение вести рассуждения, умение отвечать на вопросы, умение пересказывать;
- учебное слушание: умение слушать и слышать, умение выделять главное из услышанного, умение задавать вопросы.
Представленные общеучебные навыки учащихся формируются через подключение учеников к диалогу, развитие их умения высказывать мысли, совершенствование техники письма, развитие навыка активного слушания, а также ведения записей по мере чтения учебного материала или его объяснения учителем.
Одновременно с этим, вне зависимости от группы общеучебных умений и навыков, технология, по которой они формируются всегда будет оставаться единой.
Технология формирования общеучебных умений и навыков
Технология, по которой формируются общеучебные умения и навыки, состоит из нескольких этапов:
- выявление учеников со слабо развитыми общеучебными умениями и навыками;
- обеспечение учеников заданиями на формирование слабо развитых навыков;
- выполнение учениками заданий (чтение задания и его понимание, выбор алгоритма выполнения, проверка выполнения);
- поэтапное обучение учеников выделению главных мыслей (чтение и осмысление, составление плана, составление схемы текста, составление конспекта);
- поэтапное обучение учеников краткому изложению объемных текстов (чтение и осмысление, составление плана, составление резюме).
Таким образом, мы рассмотрели основную информацию на тему общеучебных умений и навыков. Но в дополнение к ней советуем посмотреть небольшое видео о том, как формируется навык из умения. Это поможет лучше вникнуть в особенности данного процесса. После этого мы поговорим о том, какие существуют общеучебные умения и навыки младших школьников, учеников средних и старших классов и коротко расскажем о мероприятиях, необходимых для их развития.
Общеучебные умения и навыки для трех ступеней обучения
Как уже было сказано, общеучебные умения и навыки применяются учащимися в самых разных типах учебной деятельности. И по мере перехода учеников от начальных классов к старшим, эти навыки будут меняться.
Начальное образование (1-3/4 классы)
Основными направлениями на первой ступени образования являются познавательная и речевая деятельность, а также работа с информацией.
Познавательная деятельность развивается через:
- наблюдение объектов окружающего мира (с определенной целью);
- фиксирование изменений с этими объектами (включает в себя наблюдения, опыты, работу с источниками информации);
- устное описание наблюдаемых объектов;
- соотнесение результатов наблюдения с его целью.
Также учащиеся должны сравнивать отдельные признаки разных объектов, анализировать свои сравнения, искать схожести и различия, объединять предметы по общим признакам. Сюда же можно отнести проведение элементарных измерений, работу с инструментами для решения практических задач.
Необходимо развивать в учениках способность к решению творческих задач, импровизировать, продумывать план работы, проявлять креативность, применять фантазию и воображение, проводить мысленные эксперименты.
Развитие речевой деятельности и умения работать с информацией происходит через:
- работу с текстами (научно-популярными, художественными, учебными – они должны соответствующими возрасту учащихся);
- осмысленное чтение вслух (с расстановкой пауз, интонаций, ударений и других смыслообразующих элементов);
- чтение про себя;
- определение тематики и основной мысли текстов (как устных, так и письменных);
- построение высказываний (на конкретную тему, по конкретному вопросу);
- простейшее обоснование высказываний.
Плюс к этому учащимся нужно учиться искать, преобразовывать, хранить и передавать информацию, работать с компьютером, словарями, каталогами библиотек, представлять материал в виде таблиц, упорядочивать его по параметрам (буквенным, числовым и т.д.)
Формирование общеучебных умений и навыков школьников младших классов будет происходить намного быстрее и эффективнее, если учащимся будут даваться точные инструкции, примеры, образцы и простые алгоритмы. Но при этом они должны учиться самостоятельно определять последовательность шагов, контролировать и оценивать свои действия, устанавливать причины трудностей, предвидеть их и устранять, находить и исправлять ошибки.
Достичь этого ученики могут, если всегда будут задавать себе специальные вопросы, такие как «Зачем это делать?», «Как это сделать, чтобы добиться результата?», «Достигнут ли результат?», «Правильно ли я все сделал?», «Почему не получилось это сделать» и т.д. Эти вопросы и ответы на них придают мышлению верное направление.
Основное общее образование (5-9 классы)
Получая основное общее образование, учащиеся совершенствуют уже полученные и осваивают новые общеучебные умения и навыки. Основной уклон здесь делается на познавательную и информационно-коммуникативную деятельность.
С целью познания окружающего мира учащиеся учатся наблюдать, проводить измерения, эксперименты и опыты, моделировать, определять структуру объектов познания, искать и выделять взаимосвязи между разными частями одного целого, разбивать процессы на этапы, выявлять причинно-следственные связи.
Ученики должны учиться находить оптимальные способы решения учебных задач, использовать для этого новые и комбинировать уже знакомые алгоритмы, применять их к решению нестандартных задач. Помимо этого, необходимо обучать их:
- сопоставлению;
- сравнению;
- ранжированию;
- классификации.
Особую важность представляет умение различать факты, мнения, гипотезы, доказательства и аксиомы, исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их на практике, выполнять лабораторные и практические работы, проводить элементарные эксперименты и описывать их результаты.
Что касается информационно-коммуникативной деятельности, то общеучебные умения и навыки, связанные с ними, включают в себя:
- правильное восприятие устной речи;
- передача прослушанного в развернутой или сжатой форме;
- осмысленное беглое чтение текстов разных направлений, стилей и жанров;
- поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
- информационно-смысловой анализ текстов;
- монологическая и диалогическая речь;
- понимание точки зрения собеседника;
- признание права на противоположные мнения.
Не менее важно обучать учащихся высказываться письменно, адекватно передавать в письменной форме полученную информацию (полно, выборочно или кратко). Составлять конспекты и их планы, формулировать тезисы, приводить примеры, аргументировать свои слова, делать выводы, перефразировать мысли.
Сюда же можно отнести умение выбирать и применять подходящие языковые средства и знаковые системы (схемы, таблицы, тексты и т.д.), принимать во внимание коммуникативные задачи и ситуации, решать коммуникативные и познавательные задачи, работая с разными источниками информации (книги, учебники, словари, Интернет и т.д.)
Овладевая общеучебными умениями и навыками представленной группы, учащимся необходимо работать и над своей рефлексивной деятельностью. Сюда относятся:
- самостоятельная организация учебного процесса (целеполагание, планирование, выбор средств работы и т.д.);
- самостоятельный контроль и оценка своей работы;
- предвидение возможных последствий своих действий;
- определение и устранение трудностей, а также их причин;
- оценка собственных учебных достижений;
- самооценка (оценка черт своей личности, поведения, эмоционального и физического состояния);
- определение сферы собственных интересов;
- определение своих возможностей.
И, конечно же, необходимо стимулировать учащихся к соблюдению социальных норм, правил поведения в обществе, ведению здорового образа жизни, совместной работе с другими учащимися, учету поведенческих ролей, стремлению к внесению вклада в общее дело и его оценке.
Получая основное общее образование, учащиеся не просто овладевают общеучебными умениями и навыками, а осваивают и впитывают в себя нравственные, правовые и эстетические ценности, усваивают свои учебные, социальные и гражданские права и обязанности.
Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)
Как и в предыдущем случае, учась в старших классах, учащиеся закрепляют и совершенствуют уже имеющиеся и осваивают новые общеучебные умения и навыки, овладевают новыми способами деятельности. Собственно, и уклон также делается на познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.
Познавательная деятельность должна организовываться учащимися самостоятельно, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой полученного результата. Должны применяться элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследоваться более сложные (чем на предыдущей ступени обучения) реальные связи и их зависимости.
Есть и другие не менее важные умения:
- определение свойств и характеристик изучаемых объектов;
- выбор оценочных, сравнительных и классификационных характеристик;
- выдвижение и проверка гипотез;
- проведение исследований;
- прогнозирование;
- поиск информации и работа с источниками;
- творческое решение задач и проблем.
Ученики должны учиться грамотно формулировать полученные результаты, выполнять больше самостоятельных работ, моделировать процессы, объекты и явления, придумывать свои оригинальные замыслы и осуществлять их. Очень важно учить их импровизации и использованию различных художественных средств.
Информационно-коммуникативная деятельность включает в себя работу с материалами с элементами различных знаковых систем (аудиовизуальные материалы, диаграммы, графики, таблицы, тексты и т.д.), выделение главного и второстепенного, критический анализ информации, формулирование выводов в разных формах (полной, сжатой, выборочной и т.д.)
Кроме того, учащихся на этом этапе обучают переводить информацию из одних знаковых систем в другие, выбирать знаковые системы, учитывая особенности коммуникативных и познавательных ситуаций, давать развернутые обоснования суждения и определения, приводить доказательства, самостоятельно подбирать оригинальные примеры.
Есть и целый ряд умений, связанных с работой с текстами:
- поисковое, просмотровое и ознакомительное чтение;
- свободная обработка художественных, публицистических и официально-деловых материалов;
- редактирование текстов.
Еще одно важное умение – это умение адекватно воспринимать язык СМИ, а также пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации и передачи информации, составления баз данных, представления результатов учебного труда.
Среди более специфических общеучебных умений и навыков на этой ступени обучения можно назвать:
- основы публичных выступлений (полемика, дискуссия, монолог, высказывания и т.д.);
- соблюдение правил и этических норм ведения диалога;
- объективная оценка своих учебных достижений и личностных характеристик;
- учет мнения окружающих при определении собственной точки зрения;
- соотнесение своих усилий и полученных результатов;
- участие в групповой и командной работе;
- учет индивидуальности других людей при совместной работе;
- адекватное восприятие других (в том числе и противоположных) идей и мнений;
- оценка личного вклада в достижение общей цели.
За счет формирования этих общеучебных умений и навыков учащиеся старших классов овладевают способностью оценивать и корректировать свое поведение при общении с другими людьми, выполнении практических задач. Они учатся стремиться к экологичности общения, начинают более глубоко осознавать свою принадлежность (социальную, национальную и т.д.).
Формируется индивидуальное отношение к явлениям и событиям жизни, мировоззрение и взгляды, начинает проявляться социальная и гражданская позиция, личностное развитие, обучение и самообразование начинают восприниматься как фундаментальные средства развития личности.
Не менее важно и то, что благодаря получению полного среднего образования и закреплению полученных умений и навыков выпускники школ подготавливаются к вступлению во взрослую жизнь и осознанному выбору вариантов дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Подведем итог
Мы с вами рассмотрели все общеучебные умения и навыки, которыми овладевают учащиеся младших, средних и старших классов по мере обучения в школе, а также указали на основные пути их формирования и развития. Именно на них всегда должны быть выстроена система передачи знаний в процессе образования.
Интересно и то, что представленная информация может быть полезна не только тем, чья деятельность связана с обучением, но и людям, планирующим или уже активно занимающимся самообразованием. Зная об умениях и навыках, которые мы сегодня рассмотрели, можно разработать очень эффективную стратегию самостоятельного обучения или же доработать уже имеющуюся.
Для повышения эффективности обучения необходимо также осваивать специальные методики, применяющиеся как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях. О них мы сегодня, естественно, речь вести не будем, однако напоследок предлагаем посмотреть интересный видеосюжет на тему понимания информации, что в процессе обучения играет одну из первостепенных ролей.
Желаем вам успехов в работе и обучении!
Ключевые слова:1LLL
The Complete Study Skills Guide
ebook
-
Description
-
Details
Successful study is dependent on effective study skills. Yet many students are never taught how to study, and many are anxious about their ability to develop the necessary skills required to complete their course. All students can learn how to study. It is not a skill reserved for the select few. With a little information, guidance and advice all students can discover how to study and improve the marks on their course. This book is aimed at students at almost every level, including college and university, adult learners, and students on correspondance and distance learning courses. It includes:- * preparing for, taking and passing examinations * how to read for study efficiently and effectively * how to hypothesise, theorise, critique and analyse * improving your mathematical and scientific skills * completing projects and assignments * how to get the most out of lectures, tutorials, classes and seminars * time management, organising yourself and building motivation * ways you can improve your marks *Quotations, case studies, exercises and useful tips are also included, along with information about study skills websites, software and online tools.
Publisher:
Little, Brown Book Group
OverDrive Read
- ISBN: 9781848035935
- Release date: January 28, 2011
EPUB ebook
- ISBN: 9781848035935
- File size: 325 KB
- Release date: January 28, 2011
Successful study is dependent on effective study skills. Yet many students are never taught how to study, and many are anxious about their ability to develop the necessary skills required to complete their course. All students can learn how to study. It is not a skill reserved for the select few. With a little information, guidance and advice all students can discover how to study and improve the marks on their course. This book is aimed at students at almost every level, including college and university, adult learners, and students on correspondance and distance learning courses. It includes:- * preparing for, taking and passing examinations * how to read for study efficiently and effectively * how to hypothesise, theorise, critique and analyse * improving your mathematical and scientific skills * completing projects and assignments * how to get the most out of lectures, tutorials, classes and seminars * time management, organising yourself and building motivation * ways you can improve your marks *Quotations, case studies, exercises and useful tips are also included, along with information about study skills websites, software and online tools.
-
Details
Publisher:
Little, Brown Book Group
OverDrive Read
ISBN: 9781848035935
Release date: January 28, 2011
EPUB ebook
ISBN: 9781848035935
File size: 325 KB
Release date: January 28, 2011
-
Creators
-
Formats
OverDrive Read
EPUB ebook
-
Languages
Как происходит? Формирование навыка в процессе обучения достигается путем повторения тех или иных упражнений. Однако механический подход не будет эффективным, важно учитывать ряд факторов, влияющих на скорость и качество усвоения новой информации.
На что обратить внимание? К данным факторам относятся как личностные качества ученика и учителя, так и выбранная методика преподавания. От последней зависит, насколько быстро и качественно будет происходит формирование новых навыков.
В статье рассказывается:
- Понятие навыков, знаний и умений
- Пример формирования навыка в процессе обучения
- Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
- Факторы, влияющие на формирование навыка
- Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Понятие навыков, знаний и умений
Главные закономерности предметной области в образовательном процессе представляют в качестве определённых знаний, то есть как информационные элементы, которые связаны не только с внешним миром, но и между собой. Они могут способствовать решению различных задач: научных, производственных и т.д. В число закономерностей обычно входят:
- понятия;
- факты;
- суждения;
- оценки;
- взаимосвязи;
- образы;
- эвристики;
- правила;
- стратегии;
- алгоритмы и т.д.
Если мы говорим о знаниях, то важно понимать, какими основными свойствами они обладают:
- Структурируемость. Под этим свойством принято понимать наличие связей, которые характеризуют действующие в предметной области принципы, закономерности, а также степень их осмысления.
- Интерпретируемость. Это одно из главных свойств знаний. Без умения их истолковать, без ориентирования в их семантике на практике невозможно найти применение знаниям.
- Связность. Данная характеристика обусловлена наличием ситуативных отношений между их элементами, которые можно сгруппировать, например, в тематические блоки, семантические и другие.
- Активность. Это понятие означает, что люди стремятся к новым знаниям, которые в дальнейшем будут мотивировать их на ту или иную деятельность.
Скачать файл
Иногда два понятия стараются отождествить: знания и данные. Как бы схожи они не были, принципиальные отличия всё-таки есть, и нужно уметь проводить чёткую грань между этими значениями.
Необходимо запомнить, что данные являются элементом знаний. Здесь уместно сопоставление «часть-целое». Это означает, что данные служат фактами реальной жизни, и отношения между собой в них не фиксированы.
Знания бывают двух видов: декларативные (правила связи) и процедурные (правила преобразования). Если первые описывают объекты предметной области, их свойства, взаимоотношения, то вторые нацелены на описание правил преобразования этих же объектов (алгоритмы, инструкции, рецепты блюд, методики, стратегии в принятии определённых решений).
Имеющиеся знания можно:
- хранить (после запоминания);
- проверить;
- воспроизвести (озвучить);
- обновить;
- переструктурировать;
- интерпретировать;
- преобразовать.
Понятия знание и умение тесно связаны. Так, под вторым подразумевают освоенный индивидуумом алгоритм, либо способ выполнения определённого действия. Умение на практике не получится проявить без знания.
Также следует сказать о навыках. Они представляют собой элементы сознательного действия человека, вырабатывающиеся по ходу выполнения того или иного действия. Со временем данные компоненты становятся буквально автоматизированными.
В процессе обучения главной целью многих является получение знаний. Основным показателем того, что они были усвоены, будет их применение на практике, формирование умений и навыков. Нередко бывают ситуации, когда студенты, сдав экзамен, напрочь всё забывают. Почему так происходит? Дело в том, что многие просто заучивают информацию, а важно уметь её актуализировать.
Отсюда следует логический вопрос о том, что если знания забываются рано или поздно, то зачем тратить на них не только время, но, иногда, и деньги? Ответ довольно прост – мы учимся для того, чтобы в дальнейшем овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно это и должно являться целью образования.
Пример формирования навыка в процессе обучения
Примером формирования навыка в процессе обучения может служить изменение структуры психической и практической деятельности учащегося при упражнении, в котором неоднократно следует выполнять разметку на нескольких идентичных деталях.
- Первая деталь
Ребёнку предстоит повторить увиденное действие, которое лично для него является новым. Для начала следует соединить вместе всплывающие в памяти картинки выполнения и рекомендации учителя. Этот процесс принято называть переводом на язык моторики. Он помогает людям в регулировании выполняемых движений.
По мере выполнения, ученик может допускать ошибки в своих действиях, сопоставлять их, анализировать и исправлять. Именно таким образом ребёнок улавливает всю суть процесса. В эти минуты включаются мышечные ощущения, которые так важны для регуляции движений, а в голове начинается сложнейший процесс: построение мостика от образно-логического представления о текущей работе к фактическому выполнению намеченного дела.
Другими словами, формируется психическая «модель действия», которая и поможет обучающемуся в дальнейшем.
- Вторая деталь
Здесь процесс будет проходить немного легче (некоторые трудности позади), а главное быстрее, ведь уже имеется некое чувственно-двигательное представление о способах выполнения, регулирования движений и производимых действий.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20524
- Третья деталь
С каждой новой деталью у ребёнка происходит отсеивание лишних движений, ошибок в выполнении становится всё меньше, а действия постепенно автоматизируются. Контроль сознания осуществляется уже на другом уровне, так как процесс проходит, по большей мере, посредством условно-рефлекторных реакций.
Читайте также
- Четвёртая деталь
Основные приёмы выполнения автоматизированы, поэтому сознание освобождается от контроля и регуляции действий. Процесс занимает у обучающегося ещё меньше времени, появляется возможность регулировать скорость выполнения. В дальнейшем действия могут быть применены и в других ситуациях, с другими деталями (если это потребуется).
Формирование учебных навыков в процессе обучения, а именно путь, который проходит ребёнок, преодолевая один этап за другим, наглядно представлен в таблице.
Этап формирования навыка | Характер | Основная цель | Основные особенности при выполнении действий |
Ознакомительный этап | Осмысление всего процесса, планирование и представление своих действий. | Необходимо ознакомиться со всеми приёмами выполнения. | Цель ясна, но пока не совсем понятно, как её достичь. Процесс занимает много времени, имеется большое количество ошибок. |
Аналитический этап (подготовительный) | Пока что действия выполняются не совсем умело, но осознанно. | Требуется проанализировать способы выполнения отдельных элементов действия с целью овладения ими. | Ошибок уже меньше, но всё то же напряжение, много лишних движений, чрезмерная сосредоточенность на каждом из них, но в голове уже имеется отчётливое представление о способах выполнения действий. |
Синтетический этап (стандартизирующий) | Постепенная автоматизация отдельных элементов действия. | В процессе необходимо научиться сочетать несколько элементарных движений, чтобы потом их можно было объединить в одно полноценное действие. | Отсеивание лишних движений, мускульный контроль за действиями, а также повышение результативности. |
Ситуативный этап (варьирующий) | Приспособление выполняемых действий к определённой ситуации. | Целью является овладение произвольным регулированием характера действия. | Нет лишних движений, сокращается количество затрачиваемого на процесс времени. Действия выполняются согласно основной цели, а контроль над ними осуществляется на основе не только специальных сенсорных синтезов, называемых чувствами, но и на основе интеллектуальных синтезов, проще говоря, интуиции. |
Заметим, что формирование навыка в процессе обучения можно представить и количественно, например, в виде диаграммы, в которой на оси абцисс (Ox) будет откладываться количество упражнений, а на оси ординат (Oy) изменяющиеся признаки действия (время, число ошибок и т.д.). На графике обязательно появится линия, соединяющая все полученные точки. Её название – кривая научения. Именно по ней судят, как протекает освоение каким-либо навыком.
Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
Эффективность методики формирования навыков в процессе обучения имеет критерии.
- Необходимо, чтобы общая методика была основана не только на внутренних, но и на внешних механизмах выполнения при освоении каким-либо навыком. Для этих целей идёт подбор комплекса особых приёмов, а также упражнений.
- У каждого навыка есть определенная структура. Методика обязательно должна учитывать строгую последовательность действий при выполнении.
Только до 27.04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
На сегодняшний день имеется 3 основные системы определения структуры навыка. В их число входит:
- Предметная
Согласно системе, все учащиеся (независимо от уровня сложности структуры навыка) выполняют всю последовательность действий.
- Операционная
Действия выполняются постепенно, причём каждое новое прорабатывается с особой тщательностью (отдельно).
- Предметно-операционная
Данная система представляет собой сочетание двух предыдущих. Её особенность – проработка только тех элементов навыка, которые вызвали затруднения.
- Требуется, чтобы формирование учебных навыков в процессе обучения шло поэтапно. Ни одна стадия не должна быть пропущена, так как является обязательной.
- Методика эффективна тогда, когда ученик понимает назначение навыка, а также знает, где сможет его применить.
- В освоении навыка важна не только теория, но и практика.
- Эффективность формирования навыка в процессе обучения возрастает в разы, если созданы необходимые условия. Например, благоприятная психологическая атмосфера, в которой пребывание станет комфортным.
Факторы, влияющие на формирование навыка
Существует ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность образовательного процесса. Основными являются:
- Содержание обучения (пособия, учебные материалы и их сложность).
- Процесс обучения (методы, приёмы).
- Личность ученика, индивидуальные особенности (стремление к получению знаний, мотивация, способность к запоминанию и воспроизведению информации, уровень развития произвольного внимания, концентрация на важном деле, осмысленное восприятие материала в процессе обучения, степень развития произвольной логической памяти, мышление, воображение и т.д.).
- Личность педагога (тип характера в зависимости от темперамента, способности, знание предмета, профессиональные навыки и мастерство, опыт преподавания, отношение к школьникам, взаимоотношения с другими учителями в коллективе и т.д.).
Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
Для того чтобы научить школьников, учителю требуется много сил, времени и терпения, так как для эффективного процесса обучения важны правильно созданные условия. Помимо объяснения теоретической части, необходимо проводить и практические занятия, давая при этом обратную связь.
Перечислим основные правила эффективного формирования учебных навыков в процессе обучения.
Формирование одного навыка за один раз
Когда человек пытается чему-то научиться, то сам процесс, зачастую, оказывает стрессовое влияние на психику. Именно поэтому рекомендуется не осваивать несколько навыков одновременно. Таким образом, вы позаботитесь не только о себе, но и о том, чтобы не снизить эффективность процесса обучения.
Тщательный подбор упражнений
Считается, что залогом эффективного формирования навыков являются правильно подобранные упражнения, а также постоянные тренировки.
Количество занятий
По отношению к упражнениям важно не качество, а их количество (с обязательным соблюдением интервала). Куда лучше сделать 45 занятий с ошибками, проанализировав их и исправив в дальнейшем, чем 10, но без ошибок. Что касается интервала между тренировками, то лучше всего, если он будет одинаковым, иначе после долгого перерыва навык может забыться.
Читайте также
Темп выполнения
В самом начале пути школьники, выполняя упражнения, работают в медленном темпе. Они стараются учесть все моменты, ничего не пропустить, а главное, не допустить ошибок. В этом случае не нужно их торопить, ведь каждый должен вникнуть, понять суть и набраться опыта. Через некоторое время скорость выполнения следует увеличивать, для того чтобы процесс объединения действий в единую систему был в норме.
Качество выполнения упражнений
Начальный этап овладения навыком подразумевает, что к качеству выполнения заданий не выдвигают слишком высоких требований. По мере тренировок, усложнения задач, качество выполняемой работы, естественно, должно расти. Этот процесс находится на особом контроле. Следует заметить, что и у самих школьников должно быть стремление к повышению качества при выполнении упражнений.
К примеру, почерк при письме будет становиться лучше и аккуратнее в том случае, если учащиеся будут соблюдать все правила соединения букв, писать под наклоном и т.д. В обратной ситуации, сколько бы времени они не потратили на тренировки (даже ежедневные), почерк останется некрасивым на всю жизнь.
Наличие обратной связи, внесение коррективов
При формировании навыка в процессе обучения обратная связь является одним из обязательных условий. Во время выполнения упражнений всегда должен быть тот, кто укажет на ошибки, разъяснит их, даст совет как исправить. В качестве наставника обычно выступает учитель, куратор, преподаватель, участник группы или сообщества и т.д. Только при таком подходе можно добиться желанного результата.
Нужно сказать, что понимание и осознание ошибок в ходе тренировочного процесса помогает избежать ситуации, при которой происходит формирование и закрепление неправильного навыка.
Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Формирование навыка – это небыстрый процесс. Он требует многократных повторений, работы над ошибками. Как уже говорилось, между тренировками важно соблюдать одинаковые интервалы (перерывы), так как если долго не использовать навык, он может забыться, и тогда придётся начинать его освоение с самого начала.
Последнее обновление eFootball 2023 Season 4 версии 2.5.0 — одно из лучших, которые игра получала за последнее время, и теперь оно получает положительную реакцию фанатов. Большинство представленных вещей добавляют много веса с точки зрения улучшения игрового опыта. Наряду с дополнением, обновление также представило новую программу обучения навыкам , которая призвана революционизировать то, как игроки улучшают свои навыки в eFootball 2023.
Во введении много вопросов о том, как эта тренировка навыков для игрока работает в игре. Итак, в этой статье мы рассмотрим, как определяется программа обучения навыкам игрока для игрока и как игроки могут выполнять ее в eFootball 2023.
Обзор
В обновлении eFootball 2023 4-го сезона была вновь представлена популярная система из серии PES. Раньше жетон навыка можно было применить только к игрокам, у которых было 9 навыков или ниже, и можно было обучить только один жетон на каждого игрока. Умение можно было перезаписывать, а жетонов давали вдоволь.
Это обновление, серьезное изменение в этой системе, позволяет всем игрокам в вашей команде получить 5 слотов дополнительных навыков. Это означает, что на этот раз у игрока может быть максимум 15 навыков, и у игроков есть свобода удалять и перераспределять другие навыки еще раз.
Однако игроки не смогут сделать более 5 дополнительных умений, даже если у игрока 9 умений из 10. После распределения можно также прочитать описание подоконника, нажав информационную кнопку справа.
Выполнение тренировки навыков на игроке
Игроки могут тренировать навыки игрока, выполнив простые шаги.
- Перейдите в раздел «Моя команда» , чтобы получить доступ к своим игрокам.
- Выберите игрока по вашему выбору и выберите Обучение навыкам. Вы попадете в меню навыков игрока.
- В разделе дополнительных навыков есть опция «Новый навык игрока», которая выделяет новый навык для игрока. Вы также можете проверить детали всех навыков в опции «Список навыков».
- В правом верхнем углу вы можете увидеть количество оставшихся жетонов обучения навыкам. Затем выполните тренировку навыков, и навыки будут выделены.
Эта система является полностью случайной, но игроки могут удалить конкретный элемент из игрока, выполнив тренировку навыка, перезаписав существующий.
Альтернативный способ тренировки навыков
Вышеупомянутая процедура является прямым способом тренировки навыка, но есть риск потратить жетоны впустую, если вы не получите желаемые движения навыка. Например, нападающий, получивший навык защитника, будет бесполезен для нападающего, что делает его пустой тратой тренировочной программы.
Шаг 1. Приобретите игрока без навыков
Итак, альтернативный процесс. Выполните следующие шаги, чтобы улучшить технику.
- Перейдите в раздел «Контракты» на домашней странице Dream Team.
- Выберите Стандартный список игроков в разделе. Здесь будет отображаться список игроков.
- Теперь вам нужно проверить тех игроков, у которых нет никаких навыков. В основном, у игроков с более низким рейтингом их нет.
- Для их сортировки нажмите «Сортировать » и в меню отметьте « Цена» . Прежде чем щелкнуть по нему, выберите стрелку справа, направленную вверх, чтобы отсортировать его в порядке возрастания .
- В списке теперь будут отображаться свободные игроки . Большинство лучших — это те, у кого нет никаких навыков.
- Купите плеер по вашему выбору и вернитесь на главный экран.
Покупая игрока, вы должны помнить о его позиции. Например, если вы хотите тренировать CF с навыком, убедитесь, что вы покупаете игрока, который является нападающим. Это повысит шансы на получение навыка, который может быть полезен нападающему.
Шаг 2. Выполнение переноса прежних версий
Следующим шагом является следование процессу Legacy Transfer . Помните, что, поскольку вы не передаете очки, вы можете выбрать для передачи навыков игрока с максимальным выходом (не игроков в тренде, скажем, POTW).
- Перейдите в раздел «Моя команда» , чтобы получить доступ к своим игрокам.
- Выберите игрока по вашему выбору и нажмите Legacy Transfer . Помните, что этот игрок будет тем, кто унаследует навык .
- Если уровень выбранного игрока повышен, появятся только те игроки, у которых есть дополнительные навыки. Выберите игрока для передачи.
- После выбора вы переходите на обзорную страницу плеера. Нажмите «Подтвердить» , чтобы перейти на следующую страницу.
- Вы можете увидеть его дополнительные навыки, перечисленные вместе с другими подробностями в этом разделе. Сделайте окончательное подтверждение, если это так.
- Щелкните «Перенос» , чтобы завершить процедуру переноса прежних версий. Навык переместится к нужному игроку, а свободный игрок исчезнет.
Плюсом этого является то, что жетон навыка не тратится впустую, но для передачи будет использоваться много GP, что сложно для новых игроков. Впрочем, зависит от того, как вы воспримете систему в игре.
Быстро и эффективно учиться трудным вещам — это навык. Да-да, мы можем научиться учиться, и тогда освоить любое дело — будь то китайский язык, статистический анализ или организация вечеринок — станет проще.
Скотт Янг, автор книги «Суперобучение», разработал план, который поможет превратить обучение в проект и выполнить его шаг за шагом. Выбирайте дело, которое вас привлекает, но кажется слишком сложным, — и испытайте этот план в действии.
Суперобучение
Шаг 1. Проведите исследование
Первый шаг в любом проекте — это предварительное исследование. Не стоит сразу хвататься за учебники или приступать к упражнениям. Подготовительное исследование похоже на сбор чемодана для долгого путешествия: правильно уложив багаж, вы избежите многих неприятностей. Вот контрольный список «необходимого» для обучения.
1. Какую тему вы собираетесь изучать и насколько глубоко?
Ни один учебный проект невозможно начать, не выяснив, что вы хотите узнать. Если ваша цель инструментальная (начать бизнес, получить продвижение по службе, сделать исследование для статьи), важно также понимать ширину и глубину погружения в предмет.
Лучше начать с узкой области, которую потом можно будет расширить. «Освоить мандаринский китайский на уровне, достаточном для пятнадцатиминутной беседы на простые темы», — существенно более узкая задача, чем «Изучение китайского языка», которое подразумевает чтение, письмо, изучение истории и многое другое.
2. Какие ресурсы вы собираетесь использовать?
Ресурсами могут быть книги, видео, курсы, учебные пособия, руководства и даже люди, которые выступят в качестве наставников, тренеров и коллег. Решите, какой будет ваша отправная точка: «Я собираюсь прочитать и выполнить упражнения в книге по программированию на Python для начинающих» или «Я собираюсь попрактиковаться в рисовании, делая наброски». Определите, что вам потребуется, и найдите, купите, возьмите напрокат, зарезервируйте инструменты до начала работы.
Потратьте на предварительное исследование около 10% времени проекта суперобучения. — Источник
3. Найдите подходящий пример
Для любого популярного навыка есть онлайн-форумы, где мастера делятся своими методиками. Установите, что сделали другие для освоения нужного вам навыка. Это не значит, что нужно точно повторить их путь, но так вы не упустите что-нибудь важное.
4. Практическая деятельность
Подумайте, где и как вы сможете применять полученный навык, и приступайте к этому как можно скорее. Если это невозможно в полной мере, найдите варианты, задействующие навык хотя бы частично.
5. Дополнительные материалы и упражнения
Подумайте, какие упражнения и дополнительные материалы вы можете добавить к основным. Например, если вы изучаете язык с репетитором, в свободное время можете смотреть фильмы или слушать песни на этом языке.
Шаг 2. Спланируйте время
Не обязательно выделять на обучение целые дни и недели — проект может быть успешным, даже если не окажется гиперинтенсивным. Но некоторых временных затрат он непременно потребует, поэтому лучше заранее решить, сколько часов вы готовы посвятить обучению.
Есть как минимум две веские причины, чтобы составить расписание загодя. Первая: вы установите приоритетность обучения перед другими занятиями. Вторая: обучение нередко разочаровывает, провоцируя заглянуть на Facebook или Netflix. Если заранее не отвести на занятия конкретного времени, вам будет сложнее сформировать мотивацию.
Когда вы собираетесь учиться? По воскресеньям? В будни до работы, поставив будильник на час раньше? Вечером после работы? Во время обеденных перерывов? Установите постоянный график, а не бросайтесь «в учебу», как только выдастся свободное время. Конечно, случайные занятия лучше чем ничего, но для их организации потребуется больше самодисциплины.
Определите продолжительность вашего проекта. Отдавайте предпочтение коротким обязательствам: проект на месяц меньше зависит от неожиданных перемен и ослабления мотивации, чем годовой. Если цель столь грандиозна, что ее явно не удастся реализовать в короткие сроки, разбейте проект на несколько меньших.
Шаг 3. Выполните план
Пора приступить к осуществлению плана. Ни один из придуманных вариантов не может быть совершенным, и результат ваших усилий в любом случае будет далек от идеала, установленного принципами суперобучения. Вам может показаться, что вы забываете уже освоенное или запоминаете, не понимая прочитанного. Все нормально. Почувствовав, что результат далек от идеала, вы сможете найти и внести в план нужные изменения.
Вот вопросы, которые надо задать себе, чтобы определить, не отдаляетесь ли вы от идеала.
1. Метаобучение. Узнал ли я предварительно типичные способы изучения этого предмета или получения навыка? Спросил ли мнение успешных учеников? Потратил ли около 10% времени проекта на предварительные исследования?
2. Фокусировка. Я сосредоточен, когда занимаюсь, или часто отвлекаюсь? Приходится ли мне пропускать или откладывать занятия? Когда я начинаю урок, сколько времени мне требуется на врабатывание? Как долго мне удается поддерживать сосредоточенность? Насколько остро мое внимание? Должно ли оно быть более концентрированным для интенсивности или более расфокусированным для творчества?
3. Целенаправленность. Формирую ли я навык так, как намерен его использовать? Как перенести узнанное в реальную жизнь?
4. Упражнения. Сосредоточен ли я на самых слабых местах своей деятельности? Что ограничивает мою скорость и замедляет прогресс? Как отработать самые сложные навыки?
5. Закрепление. Есть ли у меня какой-то способ самопроверки, или я просто предполагаю, что все запомнил? Могу ли я успешно объяснить то, что узнал вчера, на прошлой неделе, год назад?
6. Обратная связь. Получаю ли я честные отзывы о своей работе или пытаюсь избежать критики? Знаю ли я, что освоил хорошо, а что — нет? Правильно ли я использую обратную связь?
7. Запоминание. Есть ли у меня способ вспомнить выученное в долгосрочной перспективе? Что я делаю, чтобы информация хранилась в памяти дольше?
8. Интуиция. Глубоко ли я понимаю то, что изучаю, или просто вызубриваю? Могу ли я преподать идеи и процедуры, которые изучаю, кому-то еще? Понятно ли мне, почему то, что я изучаю, верно, или все это кажется случайным и не связанным между собой?
9. Экспериментирование. Не топчусь ли я на одном месте? Нужно ли пробовать новые подходы, чтобы достичь цели? Как выйти за рамки овладения основами, создать уникальный стиль творческого решения проблем и заняться тем, что другие не исследовали раньше?
Шаг 4. Проанализируйте результаты
После завершения проекта или во время паузы потратьте немного времени на анализ. Что было правильно? Что пошло не так? Что надо сделать в следующий раз, чтобы не повторить прежних ошибок?
Анализировать следует и удавшиеся проекты, и те, которые не оправдали ваших надежд. Цель суперобучения, как и любого самообразования, заключается не только в изучении одного предмета, но и в улучшении общего процесса обучения. Каждый проект можно доработать, чтобы улучшить следующий за ним.
Удачным получился проект суперобучения или нет, проанализировав его, вы сможете сделать следующий проект более эффективным. — Источник
Если не начать использовать навык или знания на практике, они, скорее всего, быстро потеряются. Как вы собираетесь применить полученный навык? Определитесь с этим сразу после окончания обучения и практикуйтесь, чтобы закрепить и усовершенствовать новые знания.
По материалам книги «Суперобучение»
Обложка поста — unsplash.com