Виртуальная реальность, также известная как VR, представляет собой смоделированную среду, полностью сгенерированную компьютером, которая позволяет пользователям чувствовать, что они погружены в свое окружение. Для этого пользователям необходимо использовать гарнитуру виртуальной реальности, которая обычно сопряжена с контроллером для каждой руки. В некоторых гарнитурах также используются камеры, которые можно разместить по комнате, чтобы пользователи могли ходить, не натыкаясь на предметы.
Хотя это может показаться футуристической концепцией, игра в виртуальной реальности так же распространена, как и игра на консоли. Пользователи могут погрузиться в игру без какого-либо опыта или дорогостоящего оборудования. По этой причине мы хотели создать руководство для начинающих по виртуальной реальности, в котором будет все, что вам нужно знать о платформе, чтобы начать работу!
VR-гарнитуры для начинающих
В настоящее время найти способы войти в мир виртуальной реальности проще, чем когда-либо. Вы можете зайти в большинство магазинов и купить гарнитуру практически без настройки. Из всех существующих гарнитур мы составили список из 3 лучших для начинающих.
Мета квест 2
Meta Quest 2 (первоначально Oculus Quest 2) — отличная гарнитура для знакомства. Хотя это самая дорогая гарнитура в этом списке, она, несомненно, самая универсальная. Гарнитура полностью беспроводная с широким выбором игр, в которые можно играть, которые также можно подключить к ПК через кабель USB-C. Учитывая это, вы можете подключить его к таким платформам, как Stream VR, чтобы играть в более интенсивные игры. Оба контроллера невероятно удобны в руке, а саму гарнитуру можно отрегулировать для максимально комфортного и захватывающего опыта.
Чтобы играть в игры на платформе, вам необходимо подключить свою учетную запись Facebook, что является проблемой для некоторых пользователей. Однако, как только вы войдете в систему, у вас будет доступ к огромному выбору приложений, которые можно использовать не только для игр, включая Netflix.
Связанный: Лучшие VR-гарнитуры для Roblox
PSVR
PSVR — отличная гарнитура виртуальной реальности для пользователей, у которых уже есть домашние консоли PlayStation 4 или PlayStation 5. Эта гарнитура также немного дорогая и поставляется только проводной, но предоставляет все необходимое прямо из коробки, включая удобный контроллер для каждой руки и необходимую камеру. Поскольку он был доступен в течение нескольких лет, библиотека игр очень велика и продолжает расти с выпуском PSVR 2. Также существует множество консольных эксклюзивов, в которые можно играть только с помощью PSVR. Если вы поклонник аксессуаров, для платформы также было разработано несколько адаптеров контроллера, чтобы еще больше погрузить игроков в свои игры.
Эту гарнитуру нельзя использовать на ПК, так что имейте это в виду, когда будете делать покупки.
Google Daydream
Google Daydream — самая дешевая гарнитура виртуальной реальности в этом списке, но на то есть веская причина. Эту гарнитуру можно использовать только с мобильными телефонами, чтобы играть в иммерсивные или менее интенсивные мобильные игры. Он поставляется с сопутствующим приложением, которое вы можете установить на свой телефон, прежде чем вставить его в слот для использования в качестве экрана виртуальной реальности. Дополнительный пульт дистанционного управления можно использовать для управления приложением, чтобы делать различные вещи, например, играть в игры и просматривать потоковые сервисы. Поскольку вы используете свой телефон, эта гарнитура полностью беспроводная.
Сама гарнитура также выступает в качестве переноски, в которой вы можете хранить пульт и брать его с собой куда угодно.
Связанный: Лучшие VR-фильмы и впечатления
Введение в виртуальную реальность Часто задаваемые вопросы
Даже если вы уже знаете, какую гарнитуру хотите приобрести, мы уверены, что у вас все еще есть несколько вопросов.
У меня будет морская болезнь?
Это очень возможно. Современные технологии сделали так, что VR-игры имеют более естественное движение, но некоторое поле зрения пользователя, или FOV, все же может быть активировано. Черная рамка, предусмотренная в глазницах большинства гарнитур виртуальной реальности, помогает закрыть вас в этих мирах, снижая вероятность того, что вы заболеете.
Нужно ли мне иметь много места, чтобы играть в VR?
Есть много игр, которые требуют, чтобы вы двигались, но есть и другие, которые этого не требуют. Некоторые игры являются интерактивными, требующими от вас только движения головой или руками. Тем не менее, есть много игр, таких как Gorilla Tag, которые требуют, чтобы у вас было немного больше места, чтобы вы не натыкались на предметы.
Все ли VR-игры на самом деле просто движущиеся объекты?
Нет, совсем нет. Есть много невероятно интерактивных и захватывающих игр. На самом деле, вы можете играть в Skyrim или даже в Fallout 4 прямо сейчас в виртуальной реальности, если хотите. Тем не менее, есть множество игр, в которых есть движущиеся впечатления, если вам это нравится.
Для получения дополнительной информации о виртуальной реальности ознакомьтесь с 7 советами для начинающих в Zenith: The Last City VR MMO и Могу ли я использовать USB-гарнитуру на PSVR? в профессиональных руководствах по игре.
Время на прочтение
8 мин
Количество просмотров 154K
В этом руководстве собраны базовые ссылки и рекомендации, которые могут послужить вам точкой отсчёта в освоении VR-разработки.
1. Изучаем оборудование
Спросите себя: меня интересует разработка для десктопных устройств, наподобие HTC Vive, или меня больше привлекают мобильные устройства вроде Samsung Gear VR или Google Cardboard? Если вы пока не определились, то почитайте обзоры и подумайте о том, что лучше выбрать для вашего рынка. Если для ваших идей требуются контроллеры движения или качественная графика, то ориентируйтесь на подключаемые к компьютеру очки VR. Модели, которые сегодня поддерживаются движками Unity, Unreal и веб-реaлизациями:
Компьютерная VR:
- HTC Vive, $799. В комплекте идут контроллеры движения. Как это выглядит внутри, смотрите на iFixIt.
- Мини-курс VR-разработки для Vive.
- Oculus Rift, $599. Контроллеры движения должны появиться 6 декабря. Аутопсия Rift на iFixIt.
- Документация к Oculus.
- Oculus Rift in Action, блог о дизайне продуктов для Rift.
- OSVR HDK 1.4, $299. Без контроллеров.
- Razer Hydra, $599. Контроллер отслеживания движений общего назначения, для PC.
Мобильная VR: (в качестве базового устройства может использоваться смартфон)
- Gear VR, $99
- Мини-курс VR-разработки для Gear VR (на Unity).
- Введение в разработку на Unity Engine 4 для Gear VR.
- Видеоканал разработчика на Unity Engine 4: Up and Running with Gear VR.
- Google Cardboard, бесплатно.
Веб-реализация виртуальной реальности: (в качестве базового устройства может использоваться смартфон)
- Язык разработки Mozilla A-Frame (как HTML и XML) для создания кроссплатформенных VR-приложений. Чтобы понять, как это выглядит, зайдите на сайт со своего смартфона, отключите блокировку ориентации и нажмите появившуюся кнопку VR.
- Vizor — веб-приложение, позволяющее создавать 3D-сцены и просматривать их на разных платформах, включая мобильные устройства. Конечно, возможностей у него меньше, чем у игровых движков или открытых веб-платформ, но зато оно очень простое и позволяет легко начать изучать создание виртуальной реальности без дорогих устройств. В блоге есть несколько вводных постов.
- Responsive WebVR — кроссплатформенный веб-инструмент, доступный для модифицирования. Возможно, вы захотите освежить его с помощью Three.js.
Пока не выпущенное:
- Google Daydream. Недоступно, но уже поддерживается в Unreal Engine 4, доступна предварительная техническая версия в Unity.
- OSVR HDK 2, $399. Выйдет в июле, не упомянут контроллер движения.
2. Изучаем ПО
Дизайн для VR очень похож на дизайн видеоигр, поскольку в обоих случаях мы имеем дело с интерактивным 3D-опытом. Разница в том, что в VR нужно уделять особое внимание эффекту присутствия, погружённости, нелинейности повествования, не вызывающему тошноты перемещению и графической оптимизации.
Большинство VR-разработчиков предпочитают использовать игровые движки (если только не создают для веб-VR, о чём ниже), и с самого начала им приходится выбирать, на чём же работать. Самые популярные движки — Unreal Engine 4 (UE4) и Unity. Оба имеют очень широкие возможности и являются надёжными инструментами. Вокруг обоих сложились активные сообщества с многочисленными информационными ресурсами. Оба движка позволяют управлять 3D-окружением, импортировать собственный контент (3D-модели, изображения, звук, видео), а также программировать интерактивность и геймплей. На YouTube есть огромное количество обучающих видео, а в сети — руководств, созданных как самими авторами, так и поклонниками.
Среди VR-разработчиков нет общепринятого мнения, что один из этих движков лучше другого. У каждого есть свои особенности. UE4 считается более оптимизированным с точки зрения вычислений, даёт более достоверную картинку, но имеет более крутую кривую обучения. Unity создавался из расчёта, чтобы его возможностей хватало для создания коммерческих игр, но при этом он остаётся более интуитивно понятным и эффективным для начинающих разработчиков. Unreal Engine 4 можно скачать и использовать бесплатно, но авторам придётся ежеквартально отстёгивать по 5% дохода с игры, если он превысит $3000. У Unity есть несколько версий разной стоимости, но можно остановиться на бесплатной Unity Personal. Желательно попробовать оба движка, чтобы понять, какой вам подходит больше, хотя здесь трудно ошибиться, потому что вы в любом случае получаете превосходный и мощный инструмент.
Помимо игровых движков, вы можете обратиться к разработке интерактивных VR-веб-страниц. Это можно делать с помощью языка разметки Mozilla’s A-Frame, с помощью JavaScript (поковыряйтесь в Three.js!), HTML5 и/или WebGL. Подобные эксперименты ведутся в Chrome и Mozilla. Разработка для веба позволяет отображать VR-контент прямо на смартфонах пользователей, так что вам не понадобится дорогое дополнительное оборудование. Также вам не придётся компилировать или упаковывать код, вы легко можете делиться своими творениями с друзьями. Если вам всё это кажется слишком трудоёмким, то можете начать с простейшего редактора VR-сцен Vizor, позволяющего рисовать на компьютере и просматривать с мобильных устройств.
После того, как вы определитесь с движком или веб-приложением, надо поподробнее ознакомиться со своим выбором. Начните с азов того языка программирования, который использует ваш инструмент: C++ и Blueprints Visual Scripting (UE4), C# (Unity) или кастомный язык разметки для веб-приложений. Если вы разрабатываете для Android, то скачайте Android Studio и попробуйте развернуть тренировочное приложение. В случае с Google Cardboard и Unity обратитесь к Google SDK.
В /learnVRdev wiki есть ссылки и материалы, полезные для тех, кто учится использовать движки. Лучше знакомиться с движком по какому-нибудь руководству, чтобы лучше прочувствовать его, как манипулировать объектами в пространстве, и так далее. В Unity и Unreal есть встроенный предпросмотр, так что вы можете сразу увидеть, что у вас получилось!
3. Создайте или найдите арт-материалы
Итак, вы выбрали движок и обзавелись VR-устройством. Теперь вам нужен графический контент, аудио материалы, 3D-модели и анимации для заполнения виртуального мира. Всё это можно найти в сети, надёргать из популярных игр (если вы не планируете продавать свой продукт), сделать самостоятельно или модифицировать готовые материалы. Помните, что виртуальная реальность требует максимально реалистичного визуального и звукового оформления при близком исследовании, с разных сторон, даже если объект стилизован или абстрактен.
3D-модели
У начинающих есть два пути.
- Самый простой: использовать открыто доступные 3D-модели, пока вы изучаете другие аспекты VR-разработки. Можно использовать содержимое хранилищ ресурсов (asset stores) Unity и Unreal, либо поискать на сторонних сайтах. У начинающего и так голова забита множеством новой информации, так что лучше таким образом упростить себе процесс обучения.
- Другой вариант: научиться делать 3D-модели самостоятельно. Это труднее, но в долгосрочной перспективе лучше. Ведь со временем ваши проекты будут усложняться, и рано или поздно вам понадобятся собственные арт-материалы.
Даже если вы решили взять уже готовые исходники, возможно, в результате вы захотите подправить их в 3D-редакторе. К счастью, для этого есть достаточно онлайн-ресурсов. Профессиональными инструментами можно пользоваться по ежемесячной подписке, сравнимой с абонентской платой за MMORPG. И в сети есть руководства по всем вопросам 3D-моделирования (в первую очередь, на YouTube). Используйте поиск на каждом сайте! Если вам нужен более качественные обучающие материалы, то можете подписаться на PluralSight. Немало полезного можно найти и на Reddit, в обсуждениях различных VR-сообществ.
- 3D-моделирование:
- Autodesk’s Entertainment Creation Suite. Пакет приложений (включающий в себя Maya, 3ds Max, Motionbuilder и Mudbox, с нативным экспортом в Unity и UE4) доступен для «студентов» бесплатно в течение трёх лет. При этом никакой проверки на «студенчество» не делается. В этом пакете есть всё, что нужно для создания профессиональных моделей, текстур, анимаций и так далее.
- Pixologic ZBrush (от $795, студентам — скидка). Это приложение для создания 3D-скульптур, дающее больше творческой свободы, чем традиционные приложения вроде Maya или 3ds Max. Оно позволяет создавать и обрабатывать высокополигональные, фотореалистичные модели. Функциональность аналогична Autodesk Mudbox.
- Blender. Бесплатный пакет opensource-приложений для 3D-моделирования, анимации и игрового дизайна. У него очень широкие возможности, но он гораздо сложнее в освоении, чем коммерческое ПО.
- Покупать и скачивать модели и 3D-сканы можно на сайтах Turbosquid и Sketchfab.
- MODO Indie ($15 в месяц, или $300). Инструмент для 3D-моделирования, раскраски и анимации, предназначенный для игровых дизайнеров и любительского моделирования.
- Speedtree ($19 в месяц). Приложение полезно для создания процедурно генерируемых моделей деревьев, растений и прочих ветвистых структур. Их можно извлечь со всевозможными опциями для использования в фотореалистичных ландшафтах.
Фотограмметрия (3D-сканирование)
Как и VR, трёхмерное фотосканирование — это ещё одна футуристическая технология, уже доступная для использования в дешёвых мобильных решениях. Фотограмметрия — это использование многочисленных фотографий настоящих объектов с разных ракурсов для построения их моделей. Фотографии импортируются в приложения вроде Agisoft Photoscan, или одно из многочисленных решений от Autodesk, и на их основе генерируются подробные сетчатые модели. Затем их вместе с цветовыми/диффузными текстурными картами можно экспортировать и использовать в игровом движке в качестве регулярного ресурса. Весь процесс хорошо показан на YouTube.
- Фотограмметрия и 3D-сканирование
- Agisoft Photoscan (от $179). Набор приложения для 3D-сканирования, где в качестве источника данных используются фотографии.
- Autodesk предлагается несколько разных решений, от бесплатных мобильны и облачных (123D Catch) до десктопных (Remake и Recap 360). Здесь обсуждаются различия между разными программами.
Аудио и музыка
Работа со звуковыми эффектами в VR не слишком отличается от работы над музыкой и эффектами в кино и традиционных играх. Как и в случае с графикой, нужно делать упор на реализм и качество. Наибольшая степень погружения достигается с помощью размещения источников звука относительно позиции игрока, направления его взгляда. Чтобы Unity и UE4 корректно функционировали с точки зрения звука, их придётся настраивать.
- Создание аудио
- Audacity, с виду простой, но мощный и надёжный аудиоредактор, бесплатный и с открытым исходным кодом.
- Аудиостоки, без роялти: The Free Sound Project, #GameAudioGDC Bundle, Oculus Audio Pack.
- Изучите введение по пространственному позиционированию звука от Oculus, а также это видео 3D Audio: Designing Sounds for VR.
4. Внедрение интерактивности
После того, как вы освоитесь с движком и приготовите арт-материалы, нужно будет придумать, как придать вашему проекту интерактивности. Я очень рекомендую сначала почитать о принципах построения UI и UX в виртуальной реальности. Иначе у ваших пользователей могут заболеть глаза от плохих решений по стереоскопическому рендерингу, или их укачает. Этого можно избежать, просто отказавшись от привязки текста к полю просмотра, или поместив камеру игрока во время движения в видимую капсулу (автомобиль, скафандр, кабину). А если вы хотите реализовать ручное управление, то рекомендую делать всё как можно реалистичнее — ваши усилия по исследованию и прототипированию будут вознаграждены чувством присутствия.
Полезные ресурсы по UI/UX в виртуальной реальности
- Лаборатория Google Cardboard Design Lab — один из самых быстрых способов введения в тему.
- Конференция для разработчиков: Google I/O 2015 Livefeed – Дизайн для VR.
- Подкаст Research VR, в котором рассказывается о текущем состоянии VR-индустрии и когнитивистской науки, с упором на взаимосвязи между нарочитым дизайном и сознательным опытом.
- Лучшие методики VR-дизайна от Leap Motion. В этой статье много дельных советов.
- VR-лаборатория Митча, серия видео про различные примеры программирования и принципов построения UI в виртуальной реальности. В качестве инструмента используется UE4.
- Введение в VR UI в Unity. Руководство, объясняющее разные полезные принципы.
- UE4 HTC Vive – Как взаимодействовать с меню с помощью контроллеров движения.
- Пять способов уменьшить укачивание в VR.
Вам потребуется освоить некое подобие скриптового языка. В Unreal Engine 4 используется интуитивно понятная, схематическая скриптовая система Blueprint Visual Scripting. К слову, она будет полезна для тех, кто ещё не слишком уверенно чувствует себя в программировании вообще. Общее введение в Blueprint, эта система достаточно мощная, чтобы с её помощью сделать весь проект, не написав ни строчки кода (хотя вы и будете использовать ряд программистских методик). А вообще в Unreal используется С++, а в Unity — C#. Многие из тех, кто стремится войти в VR-разработку, имеют очень мало опыта программирования, так что этот этап становится особенно трудным.
5. Несколько советов напоследок
Если вы самостоятельный разработчик, помните — лучше начинать с малого. Когда вы освоите базовые вещи, можно будет переходить к более масштабным идеям. Но начните лучше с самого примитивного проекта. Развивайтесь поэтапно, создав несколько проектов, вы сможете гораздо увереннее штурмовать более сложные задачи.
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как пользоваться очками виртуальной реальности, какие сценарии их применения существуют, как выполнить настройку и подключение VR очков. Не останутся без внимания и игры, ведь устройства виртуальной реальности чаще всего покупаются именно ради развлечений.
Что такое виртуальная реальность
Если говорить техническим языком, под термином виртуальная реальность понимается искусственно созданный мир, транслируемый или передаваемый пользователю через его ощущения (в первую очередь – зрительное и слуховое восприятие, реже – тактильные ощущения). Действия, происходящие в VR, синхронизированы с определенными действиями и движениями, совершаемыми человеком в реальном мире. Например, наклон головы в реальности воспроизводится и в VR.
Не существует некого единого VR мира, по крайней мере, в настоящий момент. Каждая его версия является отдельной компьютерной программой, игрой. Для того, чтобы оказаться внутри виртуальной реальности, необходимы специальные VR очки или шлем.
Для чего нужны очки VR
Без специальных очков увидеть виртуальную реальность можно, однако эффект присутствия не возникнет. Очки нужны для того, чтобы «обмануть» человеческий мозг, создать из плоского изображения объемную картинку, синхронизированную с действиями человека в реальном мире.
Принцип работы
Каждая пара VR очков оснащена окулярами, тогда как роль дисплея выполняет экран смартфона — мобильное устройство устанавливается внутрь очков. В этом заключается одно из принципиальных отличий от шлемов для компьютеров. Шлемы оснащены собственными дисплеями с более высоким качеством изображения.
Перед дисплеем располагаются окуляры с перегородкой между ними. Для левого и правого глаза формируется отдельная картинка, то есть каждый глаз видит только ту часть изображения, что предназначена для него. В результате, обе части изображения соединяются в единую картинку, приобретающую глубину и объем. Благодаря тому, что картинка на экране изменяется в зависимости от поворота и/или наклона головы, у пользователя возникает ощущение, что он оказался в виртуальной реальности.
Проблемы VR устройств
Есть несколько препятствий, из-за которых VR устройства пока не могут по-настоящему перевернуть мир цифровых мобильных развлечений. Во-первых – неприятные ощущения (головокружения, тошнота), возникающие у многих пользователей во время просмотра 3D контента. Чувство дискомфорта может преследовать в течение нескольких часов после окончания игры.
Во-вторых – сравнительно небольшой ассортимент игровых приложений. Пока что крупные игровые компании лишь присматриваются к новому рынку.
Как подключить и настроить ВР очки
Настройка и подключение зависят от того, с каким типом VR очков вы имеете дело. Однако в любом случае никаких сложных действий производить не придется.
Для телефона
Для смартфонов создано огромное количество VR-очков, самыми известными из которых являются, пожалуй, Google Cardboard и VR BOX. Настройка крайне проста. Необходимо запустить на смартфоне приложение (это может быть игра или видео), поддерживающее режим работы VR, установить мобильный девайс в специальный отсек в очках и одеть их на голову. В некоторых моделях очков можно выполнить калибровку изображения, покрутив окуляры.
Далеко не все игры способны работать в VR режиме. Как правило, о совместимости с устройствами виртуальной реальности сообщает пиктограмма VR.
Очки на Android
Набирающая популярность разновидность автономных VR устройств, оснащенных не только дисплеями, но и собственным процессором, флеш и оперативной памятью, операционной системой Android, аккумулятором. Недавно выпущенный Oculus Rift Go является представителем этого семейства.
Настройка проста. В память устройства уже загружено специальное ПО, предоставляющее доступ к VR-контенту. Как правило, небольшой набор игр и видео 360 установлен по умолчанию, остальные приложения можно скачать через Wi-Fi сеть. Нужно лишь включить очки, одеть их на голову и выбрать игру.
В некоторых моделях первичная настройка осуществляется с помощью смартфона. Устройство соединяется с телефоном по Wi-Fi сети, после чего происходит инициализация и оно становится доступным для полноценного использования.
Для компьютера
Наиболее перспективными, качественными и удобными считаются компьютерные VR-шлемы. Такого рода устройства оснащаются дисплеями высокого разрешения с увеличенной частотой развертки. Разделение экрана на две области в компьютерных VR-шлемах не столь заметно, так как суммарное разрешение дисплея велико и для каждого глаза формируется четкая и детализированная картинка.
Инструкция по применению, поставляемая в комплекте, может содержать десятки страниц, но сложной назвать настройку нельзя. На компьютер устанавливается специальное ПО, с помощью которого осуществляется автоматическая регулировка параметров.
Шлем подключается к HDMI выходу видеокарты и к USB порту/портам, после чего запускается утилита для его настройки. Необходимо одеть шлем на голову и выполнить определенные движения (покрутить головой в разные стороны, выполнить наклоны и так далее).
Современные модели все чаще оснащаются внешними ИК-камерами, с помощью которых происходит отслеживание положения пользователя в пространстве. Настройка такой камеры производится одновременно с настройкой шлема. Важно правильно расположить камеру в помещении, где будет проходить игра. Она должна находиться на некотором удалении от пользователя и быть приблизительно на уровне его головы.
Для консоли
Настройка VR гарнитуры для консоли принципиально ничем не отличается от настройки для компьютера. Шлем и камера подсоединяются к игровой приставке, после чего можно запустить специальное приложение для VR устройств (если оно не установлено, его нужно скачать из магазина приложений), которое проведет через все этапы.
Можно ли подключить очки к компьютеру через телефон
На экран телефона можно транслировать изображение рабочего стола компьютера или запущенного на ПК приложения. Существуют специальные программы, для этого предназначенные.
Есть приложения и для работы с VR контентом. К примеру, если вы давно хотели поиграть в какой-то 3D шутер, но у вас нет Oculus Rift, можно воспользоваться приложением Trinus VR. С его помощью организуется стриминг с ПК на мобильное устройство. Есть версия как для Android, так и iOS устройств.
На компьютере устанавливается сервер Trinus, тогда как на смартфоне работает клиент. Мобильное устройство подсоединяется через беспроводную сеть к ПК, после чего на его экран начинает поступать картинка с компьютера.
В самом приложении есть пошаговое руководство для настройки. Софт платный, но доступна пробная версия. Рекомендуем сначала ознакомиться с ней. Требования к производительности ПК довольно серьезные, что неудивительно, ведь будут запускаться компьютерные игры. Без современной видеокарты и мощного процессора добиться нормальной работы не получится. Еще одно требование – быстрое и стабильное Wi-Fi соединение.
Как играть
После того, как подключение и настройка завершены, можно наконец-то поиграть. На самом деле первые впечатления от 3d мира пользователь чаще всего получает еще в процессе настройки, запуская демосцену. Однако в демке набор возможностей не особенно широк и нет каких-то увлекательных задач, равно как нет сюжета, дополнительных уровней, других персонажей.
Несмотря на необычные ощущения, возникающие благодаря виртуальной реальности, игровой процесс не слишком отличается от того, к которому мы привыкли. В шутерах нужно стрелять, в гонках – ловко водить машиной, в адвентюрах – исследовать мир. Повороты и наклоны головы приводят к изменению картинки, и это необычно. Вы внезапно оказываетесь в центре 3д вселенной.
Игры, запускаемые на Андроид и iOS устройствах, заметно уступают десктопным приложениям. Как правило, это обычные платформеры с ограниченным набором действий, не самой качественной графикой. К тому же, мобильные девайсы быстро разряжаются, а телефонный звонок или сообщение могут нарушить игровой процесс.
Эффект полного погружения в VR вряд ли возникнет, ведь мощности современных мобильных процессоров пока еще недостаточно для того, чтобы выдать реалистичную картинку. Но зато небольшие и легкие VR очки можно кинуть в рюкзак и взять с собой, не задумываясь над тем, как их использовать вдали от ПК.
Компьютерные шлемы предлагают иной уровень ощущений. Последние модели оснащаются ИК-камерами, благодаря которым отслеживаются перемещения шлема (а значит и пользователя) в пространстве. Есть игры, в которых можно ходить, прыгать и даже бежать.
Аксессуары
Очки виртуальной реальности создают иллюзию объемного пространства, а для управления необходимы внешние аксессуары. Самые простые и привычные – мышь с клавиатурой. На Андроид устройствах удобнее играть с bluetooth геймпадом или пультом.
В некоторых играх часть действий активируется после того, как пользователь на несколько мгновений фиксирует взгляд в одном направлении. Например, в шутерах это может быть стрельба по врагам. Однако обычный джойстик или мышь справляются с этой задачей лучше.
Более продвинутый аксессуар – перчатки. В перчатках отслеживаются не только движения рук, но и движения пальцев. Это выводит уровень ощущений от виртуальной реальности на новый уровень.
Огромное значение имеет звук. В первые несколько минут или часов игры все внимание сосредоточено на картинке и на ощущениях, возникающих от объемного изображения. Хорошая гарнитура позволит не отвлекаться на посторонние шумы. Тот же Oculus Rift оснащен встроенными наушниками, но можно использовать и любые другие наушники.
Главное, чтобы они надежно изолировали уши от внешних звуков.
Топ игр и программ
Мы создали небольшую подборку наиболее интересных приложений для разных категорий VR очков. В нее вошли не только игры, но и несколько программ. Ассортимент доступных приложений увеличивается и скучать с VR гарнитурой вам вряд ли придется.
На смартфон
- AAA VR Cinema (медиа проигрыватель)
- Trinus VR (приложение для стриминга)
- Vrse — Virtual Reality (видео 360)
- Sisters
- Dive City Rollercoaster
На консоль
- Robinson: The Journey
- Star Trek: Bridge Crew
- The London Heist
- Wayward Sky
- VR Worlds
На ПК
- Elite – Dangerous
- Subnautica
- ADR1FT
- Assetto Corsa VR
- Eve – Valkyrie
Заключение
VR очки для Android устройств пока что являются не более чем любопытным аксессуаром. Они недорого стоят, просты в настройке и использовании, способны создать 3D картинку, но ожидать от них высокого качества изображения не стоит. Возможно, ситуация изменится с дальнейшим развитием Oculus Go и подобных ему моделей.
Наиболее перспективными считаются VR устройства для компьютеров и приставок. В этом направлении ведущие производители уже проделали огромный объем работы и, похоже, не собираются останавливаться на достигнутом. Достаточно сравнить первую модель Rift для разработчиков с последней потребительской версией.
И все же, VR очки постепенно избавляются от детских болезней, становятся все более качественными, удобными. Цены на них не бьют рекордов, особенно если речь идет о моделях для смартфонов, а подключение и настройка обычно не занимает много времени. С помощью дополнительных аксессуаров можно усилить впечатления от виртуальной реальности.
На этом наша статья подошла к концу. Не забывайте подписываться на новые обзоры и делиться полезными комментариями в социальных сетях. До новых встреч.
Загрузка…
Until recently, virtual reality had been something of a fantasy for storytellers and technologists. As long ago as 1935, American science fiction writer Stanley G Weinbaum described something like virtual reality in a short story called Pygmalion’s Spectacles.
“But listen – a movie that gives one sight and sound. Suppose now I add taste, smell, even touch, if your interest is taken by the story. Suppose I make it so that you are in the story, you speak to the shadows, and the shadows reply, and instead of being on a screen, the story is all about you, and you are in it. Would that be to make real a dream?”
Technologists might still be working on smell and taste, but Albert Ludwig’s “magic spectacles” eerily foreshadow the current prominence for headsets and 360-degree games, videos and virtual worlds.
Since Ludwig’s magic spectacles found their way into print, there have been decades of experimentation around virtual reality, from the first head-mounted VR system in the late 1960s to the first commercial products in the 1980s – not to mention Hollywood’s interpretation in the1992 film The Lawnmower Man, which shaped mainstream perceptions of virtual reality, or VR, for some time afterwards.
The current age of virtual reality began in 2010, when American teenager Palmer Luckey created the first prototype of a VR headset that would evolve into the Oculus Rift. Two years later, he launched a $250,000 Kickstarter crowdfunding campaign to commercialise it – and $2.4m of pledges later, the tech industry’s interest in VR was reborn. Two years after that, Facebook’s CEO, Mark Zuckerberg, liked the Rift so much he bought the company for $2bn.
Several competitors have emerged since then, from the HTC Vive and Sony’s PlayStation VR to smartphone-powered headsets such as Samsung’s Gear VR and Google Cardboard. Meanwhile, hundreds of developers are making VR games and apps, film-makers are exploring the potential for documentaries and animation, and Facebook and YouTube have jumped on the bandwagon with 360-degree videos.
But if you’re new to virtual reality, where should you start? In the absence of a passing professor with magic specs, here’s everything you need to know about hardware, apps and games.
VR hub page
The basics
The most important piece of a virtual reality kit is the headset, a device like a thick pair of goggles that goes over your eyes. The more expensive, higher quality headsets need to be connected to a computer to run apps and games, while some cheaper ones use a cellphone clipped to the front of the headset.
All headsets need to be used alongside a good quality pair of headphones, and there are other optional accessories from hand controllers to treadmills that are all designed to enhance your simulated experience of being in another world. Hand controllers translate your real-world gestures into whatever game or application you’re using, although standard gaming joypads can also be used.
VR devices have their own app stores, similar to smartphone app stores, where you can browse and download games and apps. Some of these stores are accessed using the device itself, while others – the VR section of the Steam digital games store, for example – can be browsed on your computer.
High-end headsets
Oculus Rift
Four years after its first crowdfunding campaign, the first commercial version of Oculus Rift launched in early 2016, sold initially from the Oculus VR website and gradually made its way to retailers around the world.
Until now, you needed a powerful PC to use the Oculus Rift. The minimum specs for an Oculus Ready PC are on the official website, with Dell, HP, Alienware and Asus all offering VR-ready machines. Oculus VR has also launched bundles of Rift with a PC, such as the $2,050 Alienware bundle.
That said, Oculus has just announced that thanks to some technology it has dubbed “asynchronous spacewarp”, the Rift will now work with PCs costing as little as $500.
Oculus is expanding its hardware offering, and in December Oculus will launch a dedicated Oculus Touch controller, which translates your hand gestures into the virtual environment. At $199, it’s not cheap.
Price: $599 (£549) includes the headset with built-in headphones and mic, movement sensor, remote and Xbox One controller.
You’ll also need: a powerful PC – check the recommended specs.
Best for: early adopters, and anyone keen for a first-hand view of how Facebook will make virtual reality more social.
Verdict: Oculus Rift kickstarted the newest generation of VR and has an inventive community of developers making games and apps for it – even if a few have ditched it in protest over its founder’s political activities. Facebook’s financial backing should ensure the Rift is in it for the long haul, too.
10 Oculus Rift apps and games to try
- Chronos: wonderful-looking role-playing game with plenty of depth
- Minecraft VR: the blocky building game suits VR well
- Elite: Dangerous: epic space game gets even more epic with a headset
- Keep Talking and Nobody Explodes: clever multiplayer game – the headset wearer defuses a bomb while friends try to help
- EVE: Valkyrie: this space dogfighter was made for VR, and it shows
- The Climb: part game and part experience, this sees you climbing mountains around the world
- Jaunt VR: a range of great made-for-VR videos, from documentaries to music
- Henry: Oculus VR’s attempt at a Pixar-quality animated short film
- Apollo 11 VR Experience: a clever historical app that sends you on the moon-landing mission
- Within: a mix of bespoke fiction and nonfiction videos made for viewing in VR
HTC Vive
The HTC Vive is a partnership between Taiwanese tech firm HTC and the games company Valve. Valve added a dedicated VR category to its existing Steam digital games store, while HTC has just launched its Viveport site for non-gaming apps.
Vive is a direct rival to Oculus Rift, though several games and apps are available for both devices. Like the Rift, it requires a PC to run its software, and HTC helps buyers get the right kit by maintaining a list of Vive Ready computers, including partners Alienware, HP and MSI.
The Vive has some unique features, including a front-facing camera which, in certain apps, can bring the real world into your virtual environments. You also get two hand-worn gestural controllers in the box, unlike the Rift, which partly explains the higher price.
The Vive also comes with a base station that tracks your movements, so within fairly tight limits you can walk around inside your VR space. This means a longer setup process, comparable to setting up a high-end home-audio system properly rather than just bunging your stereo on a shelf – but as more apps and games use the option, it could prove to be the Vive’s killer feature.
Price: $799 (£759) includes the headset, two wireless hand-controllers, two base stations and a link box to connect it to your computer.
You’ll also need: a powerful PC – check the recommended specs.
Best for: anyone who wants the absolute top-spec (for now) home VR system, with a mix of gaming and non-gaming.
Verdict: HTC Vive is the most expensive system on the market, and also the one that takes most effort to set up. Yet once you’ve done that, the ability to walk around within your virtual space, as well as turn your head, is impressive. The involvement of Valve, with its Steam store, means there’s a big community of developers too.
10 HTC Vive apps and games to try
- Job Simulator: a big word-of-mouth hit; its 2050 setting simulates jobs taken over by robots
- Elite: Dangerous: epic space game gets even more epic with a headset
- Cosmic Trip: gripping “first-person real-time strategy” game about colonising alien planets
- The Brookhaven Experiment: survival-based horror game with plenty of monsters – and scares
- Fantastic Contraption: originally a 2D machine-building puzzler, this works beautifully in 3D and VR
- Tilt Brush: Google’s app is one of the early creative joys in VR: paint in the 3D space around you in a blur of neon
- Jaunt VR: a great range of made-for-VR videos, from documentaries to music
- Apollo 11 VR: clever historical app that puts you in the moon landing mission
- theBlu: if you enjoyed the BBC’s Blue Planet, this is a must for its glorious VR ocean life
- AltspaceVR: interesting attempt at social VR, updating the second life virtual world idea for current headsets
Sony PlayStation VR
The third big gun in the VR race is Sony’s PlayStation VR headset, which launched in October 2016 as an accessory for the PlayStation 4 games console. Both the PlayStation 4 and new PlayStation 4 Pro are compatible with the headsets, but the pro will run VR games at higher screen resolutions and frame rates.
PlayStation VR will use the PS4’s standard console controller, the DualShock 4, but you’ll need the $60 PlayStation Camera accessory too.
Sony is keen for PlayStation VR to be more than a solitary experience: a feature called VR Social Screen shows what you’re seeing in the headset on your TV screen, so friends can join in or watch.
Being part of the PlayStation world inevitably means that games are an even bigger focus for PlayStation VR than for Oculus Rift and Vive. Sony has more than 100 games confirmed already, with 50 of them due to arrive by the end of 2016.
Price: $399 (£350) for the headset, processor unit, earphones and cables.
You’ll also need: PlayStation Camera, which costs $45 (£39). Although you can use standard PS4 joypads for games, some will support the PlayStation Move motion controllers, which cost $99 (£70) for a twin-pack.
Best for: gamers – or PlayStation 4 gamers at least, since there’s (unsurprisingly) no cross-console compatibility with Xbox One or Nintendo’s consoles.
Verdict: as the first console-connected VR headset out of the blocks, PlayStation VR is also the most affordable high-end model even if you have to buy the PS4 to run it. There are some impressive launch titles, while Sony’s clout means there will be a strong pipeline of titles in the months and years ahead, though there may be slimmer pickings for non-game VR apps.
10 PlayStation VR apps and games to try
- Rez Infinite: brilliant reboot of classic rhythm game Rez
- Tumble VR: clever puzzle game that involves piling up blocks
- EVE Valkyrie: this space dogfighter game was specially made for VR, and it shows
- Batman: Arkham VR: crime-solving strategy with the Dark Knight
- Superhypercube: “first-person puzzler” with trippy graphics
- Thumper: racing, shooting and rhythm-action combine
- Job Simulator: a big word-of-mouth hit; its 2050 setting simulates jobs taken over by robots
- PlayStation VR Worlds: from gangsters to racing, this collection of VR mini-games shows off Sony’s VR tech
- Headmaster: use your noggin to complete a series of football-heading challenges
- Driveclub VR: slick racing game puts you in the cockpit of 80 motors
For a deeper dive into these games, see the Guardian’s VR apps roundup
Budget headsets
Samsung Gear VR
With Gear VR, we’re into the category of VR headset that use your smartphone as both the screen and processor. Samsung’s headset uses technology from Oculus VR, although it isn’t as powerful as the Rift. It only works with Samsung’s S6 and S7 smartphone series, as well as the Galaxy Note7 phablet (though if you still have a Note7 put the device down and step away slowly – the phone has been the subject of an international recall after a problem with exploding batteries).
Gear VR can be bought as a standalone device, but some retailers will include one in when you buy a new Samsung smartphone so it’s worth scouting about for deals.
Games and apps are available through Samsung’s Oculus Home software, with a growing catalogue of apps, games and content. For Samsung owners, the Gear VR is an affordable way to explore virtual reality even if its graphical capabilities – and the processor of the device running its software – are less powerful than its rivals.
Price: $100 (£100) for the headset.
You’ll also need: a recent Samsung smartphone or phablet.
Best for: cost-conscious VR newcomers who don’t want to be tied to a computer or console while exploring virtual worlds and games.
Verdict: Gear VR should help grow a more mainstream audience for VR, and has a growing collection of apps and games. Its one restriction is that it can only be used with Samsung smartphones, so anyone with an iPhone or other Android handset is out of luck.
10 Gear VR apps and games to try
- Land’s End: from the makers of Monument Valley, this is an eerie game of exploration
- Minecraft: Gear VR: blocky building game suits VR well
- Keep Talking and Nobody Explodes: clever multiplayer game – the headset wearer defuses a bomb while friends try to help
- Smash Hit: inventive rhythm-puzzle game
- Gunjack: sci-fi shooter that flings ships and bullets at you
- NextVR: live sports and music in virtual reality
- AltspaceVR: interesting attempt at social VR, updating the second life virtual world idea for current headsets
- The Economist VR: intriguing virtual tours from the digitally recreated Mosul Museum to Osaka’s secrets
- Jaunt VR: a great range of made-for-VR videos, from documentaries to music
- Within: bespoke fiction and nonfiction videos made for VR
Google Cardboard and Daydream
Cardboard was Google’s first commercial attempt at virtual reality, and yes, the headsets were made of actual cardboard.
Google made the spec for these flat-pack headsets available to other companies, which means there are 13 models from Google’s own basic $15 model to Speck’s $70 Pocket-VR with CandyShell Grip, although the latter includes a protective case for your smartphone.
There are a growing number of apps available on the Android and iOS app stores, from 360-photography to games and documentaries. While not as powerful as more expensive headsets, there is some exciting experimentation going on here.
Google’s follow-up to Cardboard, Daydream, was announced in May 2016. Its software will be built into the new Android smartphones (it is part of Nougat, the latest version of Android) as well as hardware, in the form of headsets and handheld controllers. Google’s headset, the Daydream View, is made of fabric rather than cardboard, and comes with a motion controller used to translate your gestures into apps and games.
Google services such as YouTube, Street View and Photos will all support Daydream headsets, and launch partners include Netflix, the Wall Street Journal, the New York Times, the Guardian, JK Rowling’s Fantastic Beasts and Major League Baseball who will all provide apps. The Guardian’s offering, Underworld, explores London’s subterranean web of Victorian sewers and lost waterways in the shoes of an urban explorer.
Price: Google Cardboard headsets vary in price, but most are $15-$25 (£15-£25). Daydream View costs $79 (£69), including a controller.
You’ll also need: a smartphone – Cardboard headsets and apps support a wide range of Android phones and iPhones. Daydream View is more restricted: at launch it will work with Google’s new Pixel smartphones, but a range of Daydream-supporting Android phones will come out over the next year.
Best for: getting started with VR cheaply and easily, particularly for non-Samsung owners.
Verdict: Daydream View will offer strong competition for the Gear VR. Cardboard is excellent for dabblers, and while some of its apps are fairly limited experiences, others offer plenty to see, do and play.
10 Google Cardboard apps and games to try
- Cardboard: Google’s own collection of VR demos for Cardboard is a great place to start
- Bohemian Rhapsody Experience: Google teamed up with Queen for this fun VR music video
- NYT VR: the New York Times’ take on VR with video news reports
- Star Wars: the film’s official app includes the story of Jakku Spy
- Sisters: one of the scariest VR horror apps
- Inside Abbey Road: virtual tour of London’s famous Abbey Road Studios
- Cardboard Camera: shoot 360-degree photos with sound on your smartphone, then relive them in your headset
- YouTube: the standard YouTube app, but you can watch its 360 and VR videos come to life through Cardboard
- InMind VR: clever medical arcade adventure lets you travel into a patient’s brain
- 6×9: the Guardian’s compelling exploration of the psychological damage caused by solitary confinement
Microsoft in the wings
As well as working on the augmented-reality headset HoloLens, Microsoft is working with hardware partners to make a range of headsets for Windows PCs, starting at $299 when they go on sale in the spring of 2017.
“We’re really thinking how are we going to democratise this technology, how are we going to work with these partners to build devices that can reach all price points, that can reach everyone on the planet,” Microsoft’s Terry Myserson told ZDNet. “One way you can think about these VR accessories is as an external monitor. It’s not technically accurate, but conceptually I think it works quite well. You put on the headset and you’re looking at another monitor.”
Accessories
A slew of other virtual reality products are coming on to the market beyond the big-name headsets. The early success of Oculus Rift on Kickstarter has made the crowdfunding site a focus for VR startups touting interesting hardware.
From headsets (Impression Pi, ANTVR, Cmoar, Opto, FOVE) to controllers (STEM System, Control VR, Gloveone, iMotion) there are plenty of projects to explore, although be warned – the Oculus, HTC, Sony and Samsung devices receive the lion’s share of attention, so you’ll need to research developer support for each device to work out if it’s compatible with your system before committing your cash.
There is also the OSVR project by gaming hardware company Razer, which is trying to create open standards around VR so that people can mix and match different headsets and accessories. For now, there are two versions of its prototype hacker development kit available to buy, although Razer is hoping manufacturers will use its standards to make their own headsets.
How do you film VR?
The cameras and editing software needed to film and then knit together VR footage involve a whole other level of complexity and expense. At $45,000, Nokia’s OZO camera is out of most people’s price range but is a good example of the kind of kit that professional film-makers are using.
More affordable is Samsung’s Gear 360 spherical camera, which costs $350, and which has front and rear lenses to capture 180-degree shots both horizontally and vertically to create panoramic video or photo. It’s still an expensive gadget for an average person, but if you want to explore making your own VR videos, it’s a good starting point.
There are a number of other 360-degree cameras available, like the Ricoh Theta S, Kodak Pixpro SP360 4K Action Cam, LG 360 Cam, Giroptic 360cam and the Vuze Camera. It’s also worth keeping tabs on crowdfunding sites such as Kickstarter and Indiegogo as new camera projects pop up regularly.
360 vs virtual reality
The terms “360” and “virtual reality” are often used interchangeably, but there are important differences. The 360-degree photos and videos are panoramic pics and videos that have been stitched together, so you can turn your head to look around you. But these aren’t virtual worlds: you don’t have free movement to explore them as you do in full virtual reality experiences.
All VR devices offer a mixture of both, however: you can watch 360 videos or explore virtual worlds with Oculus Rift or Google Cardboard.
Augmented reality vs virtual reality
There are other headsets that let you experience digital wizardry but offer a different experience called augmented reality.
While virtual reality is about immersing you in an entirely virtual world, viewed through a screen in your headset, the real world outside you isn’t part of the experience – at least not until you trip over the cat or accidentally knock out your child while immersed elsewhere. But augmented reality, as the name suggests, is about augmenting or adding to reality reality. You might be looking at your cat or up your street, but there could be digital characters and content overlaid on them.
Glass, the hi-tech spectacles launched by Google in 2014, were an AR device, but the company has given up on trying to sell them as a mainstream idea. More hardware is on the way, however: Microsoft’s HoloLens will be the augmented reality equivalent of PlayStation VR and with a similar emphasis on gaming; the popular Minecraft has been one of the key demos for it.
Meanwhile, a Florida-based startup called Magic Leap has raised an astonishing $1.4bn in funding for its AR headset and technology, giving only a few teasers on what it looks like and how it will work.
For now, the most affordable way to try augmented reality is through smartphone apps, which overlay text and graphics on the feed from the camera. The game Pokémon Go and the face-mangling lenses in Snapchat both use augmented reality. Others are more specific: the DFS Sofa and Room Planner (see how a new sofa might look in your living room), Plane Finder AR (see where that plane overhead is going by pointing your camera at it) and Mardles (make 3D characters jump out of stickers for kids).
Virtual reality beyond gaming
Games loom large in modern-day VR, partly because the original Oculus Rift and PlayStation VR headsets were made primarily for gamers, and also because games are the most easily understandable entertainment category to show off this technology. But as Mark Zuckerberg explained after announcing Facebook was buying Oculus VR, there’s a lot more to this than just games.
“This is just the start. After games, we’re going to make Oculus a platform for many other experiences. Imagine enjoying a courtside seat at a game, studying in a classroom of students and teachers all over the world or consulting with a doctor face to face – just by putting on goggles in your home,” wrote Zuckerberg.
“This is really a new communication platform. By feeling truly present, you can share unbounded spaces and experiences with the people in your life. Imagine sharing not just moments with your friends online, but entire experiences and adventures.”
Journalism and film-making
Hundreds of developers are working on VR games, but there is lots of activity around other kinds of entertainment and media too. Journalists, film-makers and a growing number of documentary-makers are using 360-degree cameras to find new angles on stories, if you’ll pardon the pun.
Film-maker Chris Milk set up his virtual reality company in 2014 to produce and distribute VR documentaries, and offers films shot in New York, Cuba and even Syria. “I’m not interested in the novelty factor,” Milk told the Guardian in 2015. “I’m interested in the foundations for a medium that could be more powerful than cinema, than theatre, than literature, than any other medium we’ve had before to connect one human being to another.”
Traditional media companies have also experimented with VR journalism, from the New York Times VR films to the Guardian’s 6×9 project, which explores solitary confinement. As the cost of shooting and editing VR footage comes down, expect to see more media companies exploring the potential.
Social media
When Mark Zuckerberg announced that Facebook was to buy Oculus, he said that virtual reality could be the next big social platform and connect more than a billion people. That seems a contradiction when the current version of software being created for these headsets is focused on solo experiences while wearing a device that isolates you from the people around you.
Yet some companies are trying to make VR more social. Oculus has launched “Social Beta” software that enables people to watch online video services Twitch and Vimeo in a virtual cinema with other people. It has also shown off Toybox, a prototype virtual toy-room where two people can interact with a range of objects together.
Tech startups are exploring social VR too. AltspaceVR wants people to “be together in a more natural way than a phone call, text or video chat” by creating avatars and wandering around its virtual worlds, and is available for some headsets already. Its rival vTime is available for Gear VR, Oculus Rift and Google Cardboard, styling itself as a “sociable network” for people to meet up for avatar-based chat.
Sports and music
Would you watch a football match or music concert in a virtual world? A number of companies hope so, and are busy building the technology.
NextVR is focusing on sport and entertainment, and has already worked on the US Open tennis tournament and several boxing matches, as well as a live Coldplay gig. It is preparing to produce a series of music concerts with live promoter Live Nation.
Another company, Voke, is working with stars including Ricky Martin and Marc Anthony, while LiveLike wants to broadcast sports matches in VR for friends to watch together while chatting. British broadcaster Sky recently launched a Google Cardboard app, which includes a sports show fronted by David Beckham alongside news reports and videos from Disney and Star Wars.
Tourism
One of the key selling points for VR technology is its ability to put you in places you’re unlikely to visit in the flesh, whether too expensive, too dangerous, out of bounds because of mobility issues or just because you don’t like flying.
You can already use VR to climb Everest, explore the Grand Canyon, take a gondola ride in Venice and watch a range of startling 360-degree videos published by wearable-cameras firm GoPro from around the world. Looking even further afield, Mars 2030 will let you wander around the surface of Mars.
Oculus VR sees the potential in virtual travel. “There’s clearly value in real-world experiences: going to do things. That’s why we have field trips. The problem is that the majority of people will never be able to do the majority of those experiences,” claimed its founder Palmer Luckey in 2015.
“People could say: ‘But visiting France virtually will never be the same as visiting Paris in the real world.’ Well, it might not be the same. What matters a lot more is that everybody is able to experience it.”
Medical and therapeutic
Virtual reality technology is also being explored by the healthcare industry. Medical Realities is a company using VR, AR and games to train medical students, with its Virtual Surgeon programme enabling them to experience operations from the surgeon’s perspective. The company live-streamed an operation earlier this year to test its tech. Osso VR, meanwhile, has developed surgery simulation for trainees, which works with Oculus Rift and HTC Vive.
The Los Angeles Cedars-Sinai hospital is also exploring whether VR can have therapeutic value, helping patients relax by flying above Iceland in a helicopter or swimming with whales, while MindMaze is making VR software that could play a role in the rehabilitation of stroke, spinal-cord injury and amputee patients.
Adult entertainment
Well, this was inevitable. Porn producers are famous early adopters of new audio/visual technology, and that trend has continued into VR. From point-of-view videos to animated sex simulations – and even a dedicated VR category on popular site PornHub – if there’s money to be made from virtual reality, chances are the adult-entertainment industry will find it first. Even if the results are “cold, silly, downright terrifying” for some viewers.
What next?
As a technology, virtual reality already has decades of experimentation (and hype) behind it, even if it is still early days for this latest generation of devices. That means you can expect the technology to improve rapidly, while the first few waves of apps and games are still figuring out how to make the most of it.
There’s a good argument for waiting until the technology, and the content created for it, is more established, more compelling and cheaper. But equally, there’s delight to be had in being one of the first to explore a whole new virtual world of entertainment, information and communication, as thousands of developers, games designers and film-makers explore the medium and its new creative potential.
Whether you’re an enthusiast, a sceptic, or somewhere in the middle, 2017 is going to be a big year in figuring out the real potential for this technology. When your grandkids ask where you were virtual reality took off, what will you say?
Есть люди, которые имеют общее представление о технологии, но не знакомы с текущими продуктами, доступными на рынке. Они слышали об основных доступных гарнитурах, но плохо разбираются в концепциях и терминологии VR.
В этом руководстве мы хотим охватить все основы. Мы объясним основные концепции виртуальной реальности, терминологию и рассмотрим большинство гарнитур, представленных на рынке.
Что такое VR?
VR (ВР) — сокращение от Виртуальной Реальности. Технология позволяет людям полностью погрузиться в искусственно созданную среду. Обычно (но не всегда) это осуществляется с помощью закрепленного на голове оборудования, которое отслеживает движения человека. Эти устройства — VR-гарнитуры — состоят из экрана (или двух, по одному на каждый глаз), размещенного в корпусе, закрепленном ремнем на голове. Линзы расположены в закрытых от внешнего мира панелях перед глазами, чтобы создать впечатление, будто то, что вы видите через гарнитуру — это и есть реальный мир.
Важно отметить, что все гарнитуры отслеживают движение, поэтому изображение, которое вы видите, корректируется соответствующим образом. Однако некоторые гарнитуры умеют отслеживать больше различных движений, чем другие.
В большинстве случаев опыт виртуальной реальности, позволяет контролировать и управлять объектами в моделируемой среде. Иногда у вас в каждой руке будет по контроллеру для управления. В некоторых случаях контроллеры имитируют виртуальные движения рук для управления окружающей средой и объектами внутри нее, способами, аналогичными реальным.
Основная терминология и понятия
Так выглядит общее представление о виртуальной реальности. Дальше перейдем к конкретным терминам и обозначениям.
FOV (поле зрения)
FOV — это сокращение от поля зрения (Field of View). В контексте глаз поле зрения — это все, что вы можете видеть в определенный момент.
В контексте гарнитур виртуальной реальности поле зрения относится ко всему, что вы можете видеть в виртуальном мире в определенный момент при использовании гарнитуры. Типы гарнитур VR, доступные для потребителей на момент написания этой статьи, имеют поле зрения, меньшее, чем то, что вы можете видеть глазами, а это означает, что среда VR не заполняет полностью поле зрения глаз, во время использовании гарнитуры.
Вот почему при использовании виртуальной реальности у вас может появляться черная «рамка». Это просто пространство вокруг линз внутри гарнитуры. Однако, если поле зрения гарнитуры достаточно широкое, может создаться впечатление, будто вы смотрите в виртуальный мир через простые очки, из-за чего легко забыть о существовании ограничений. Поле зрения можно измерить по-разному, и производители устройств порой могут неточно заявлять характеристики.
Степени свободы
Говоря о движении и отслеживании в VR, люди часто ссылаются на «Степени свободы» или DoF (degrees of freedom). Больше степеней свободы означает, что гарнитура умеет отслеживать больше физических движений и отображать их в моделируемом представлении.
Два наиболее распространенных термина, которые вы встретите при чтении о степенях свободы, — это 3DoF и 6DoF (3 и 6 степеней свободы соответственно). Гарнитуры, которые обеспечивают 3DoF, будут отслеживать только движения вашей головы (по аналогии с авиацией: крен, тангаж, рыскание), но не ее положение в пространстве (координаты x, y, z). 6DoF способен отслеживать как движения вашей головы, так и ее координаты в физическом пространстве.
В наши дни большинство гарнитур виртуальной реальности обеспечивают полное позиционное отслеживание с 6 степенями свободы. Многие старые мобильные и автономные гарнитуры, большинство из которых сняты с производства или выводятся из эксплуатации, используют 3DoF, например Google Cardboard, Google Daydream, Gear VR и Oculus Go.
Типы отслеживания
Каждой гарнитуре VR нужен способ отслеживать движения человека, который ее использует.
Наиболее распространенная форма отслеживания в настоящее время называется отслеживанием «наизнанку». Эта система обычно использует камеры, встроенные в гарнитуру, для отслеживания движения изнутри гарнитуры наружу. Усовершенствованные алгоритмы одновременного определения местоположения и сопоставления («SLAM») отслеживают особенности физической среды, окружающей человека, носящего гарнитуру. Oculus Quest, Oculus Rift S, HTC Vive Cosmos и все гарнитуры Windows Mixed Reality (например, Samsung Odyssey, Lenovo Explorer, Acer HMD и т. д.) — все это примеры гарнитур, которые используют отслеживание наизнанку.
Существует также концепция отслеживания «снаружи». Она может принимать разные формы, но всегда включает аппаратное обеспечение, внешнее по отношению к отслеживаемому пространству и не встроенное в саму гарнитуру. Для оригинальных HTC Vive и Valve Index это оборудование иногда называют «маяками», которые представляют собой маленькие черные ящики, установленные в углах комнаты. В более старых системах, таких как оригинальный Rift, выпущенной в 2016 году, использовались модифицированные камеры, установленные в комнате для игры.
У каждого типа отслеживания есть свои плюсы и минусы. Отслеживание наизнанку может работать проще без настройки или монтажа оборудования. Однако отслеживание снаружи может быть перенастроено, чтобы исключить слепые зоны, которые аппаратное обеспечение, установленное на голове, бывает не в состоянии «видеть». Термин «окклюзия» обычно означает блокирование обзора одного предмета другим, и когда дело доходит до отслеживания движений, популярные VR-системы должны четко видеть предмет, чтобы оцифровывать то, что они отслеживают. Впрочем, оба типа систем отслеживания, как наизнанку, так и снаружи могут по-разному окклюзировать, потому что у нашего тела очень много разных способов движения. Однако, в зависимости от варианта использования, может быть предпочтительнее система как «наизнанку», так и «снаружи».
Контроллеры
Существует несколько различных способов взаимодействия с содержимым VR.
Гарнитуры, такие как Oculus Quest 2, HP Reverb G2 и HTC Vive Cosmos, поставляются с двумя контроллерами, по одному для каждой руки. Они отслеживаются в 6DoF с системой отслеживания наизнанку.
PlayStation VR имеет несколько систем ввода. В большинстве случаев лучшим вариантом является использование пары контроллеров PlayStation Move. Некоторому контенту PSVR требуются контроллеры Move, но не всем. Для игр, не требующих контроллеров Move, вы можете использовать стандартный контроллер PS4 DualShock, который поставляется вместе с консолью.
Контроллеры Valve Index обхватывают ладонь и обеспечивают полную свободу пальцев. Эти контроллеры имеют большую область захвата, и они отслеживают каждое движение пальца и давление, оказываемое захватом, что отличает их от других контроллеров, доступных в настоящее время. Эти контроллеры отслеживаются через внешние маяки и могут быть куплены вместе с гарнитурой Index. Их также можно приобрести отдельно и комбинировать с другими гарнитурами, которые используют систему отслеживания с маяками, такими как HTC Vive или Pimax.
Quest 2 от Facebook и оригинальный Quest включают встроенное отслеживание рук без контроллера, что устраняет необходимость в сенсорных контроллерах в определенных ситуациях. Некоторые другие гарнитуры также отслеживают движения рук, но Quest — популярная система, и обновление позволяет встроенным камерам полностью отслеживать движения рук и пальцев с довольно высокой точностью. Однако маловероятно, что отслеживание рук и пальцев заменит контроллеры во всем, потому что тактильная обратная связь, физические кнопки и более быстрое отслеживание контроллеров могут иметь существенное значение во многих играх и приложениях.
О масштабе комнаты. Сидя и стоя
Обычно существует 3 различных типа игровых зон: в масштабе комнаты, сидя и стоя.
Room-scale VR (В масштабе комнаты) — это установка границ игровой зоны и возможность свободно и физически перемещаться по этой области в игре. Идея игр в масштабе комнаты заключается в возможности физически перемещаться по своему пространству, чтобы взаимодействовать с моделируемой средой и объектами внутри нее. Так называемый эффект «хранителей» или «сопровождающих» проявляется в виде виртуального предупреждения, когда играющий приближается к очерченным заранее границам игрового пространства.
Игра сидя и стоя очень похожи в том, что пользователь должен оставаться примерно в одном и том же месте и использовать различные варианты для имитации движения вместо физического перемещения в пространстве. Некоторые разработчики программного обеспечения адаптируют свои виртуальные миры для работы сразу с несколькими способами, но часть игр может работать или только в масштабе комнаты, или сидя или стоя.
Движение в виртуальной реальности
Существует несколько различных вариантов симуляции движения в VR. Имитация движения для людей, носящих гарнитуру виртуальной реальности, иногда может вызвать тошноту.
Телепорт — распространенный способ передвижения и зачастую самый удобный вариант для самого широкого круга людей. Обычно телепорт вызывается нажатием кнопки на контроллере, а затем игрок выбирает место, куда он может немедленно телепортироваться. При использовании в сочетании с отслеживанием в масштабе помещения этот вариант перемещения обычно позволяет удобно перемещаться по большим модулируемым пространствам. Некоторые пользователи, однако, жалуются, что телепорт менее правдоподобен и «портит эффект погружения», потому что мы не можем телепортироваться в реальном мире. В ответ на это некоторые разработчики игр для виртуальной реальности пытаются придумать, почему телепортация является частью повествования об их виртуальном мире, например, волшебник, использующий заклинание на изображении выше.
Плавная ходьба — это тип движения, аналогичный традиционным видеоиграм, в которых вы нажимаете на стик и движетесь в том направлении, в котором нажали стик. Но не всем это нравится, а у некоторых может начаться тошнота в считанные секунды или чуть позже.
Чтобы бороться с чувством дискомфорта, вызванным симуляцией движения в виртуальном мире, разработчики программного обеспечения постоянно работают над созданием комбинаций существующих систем или настроек комфорта, которые позволяют игроку в виртуальной реальности адаптировать опыт по своему вкусу. Одним из распространенных вариантов, который может помочь уменьшить дискомфорт, является ограничение FOV в виртуальном мире во время движения, создавая своего рода «туннельное зрение».
Морская болезнь
Люди, носящие гарнитуру VR, иногда могут чувствовать дискомфорт: испытывать укачивание или тошноту. В большинстве случаев тошнота при ношении гарнитуры возникает в положении сидя или стоя, когда движение в игре не соответствует физическому движению тела.Некоторые люди со временем могут выработать привычку, что иногда в шутку называют «нахождением своих ног в виртуальной реальности».
Есть много факторов, которые могут повлиять на вашу восприимчивость к дискомфорту в гарнитуре VR, например, поле зрения визуальных эффектов, частота кадров дисплея и программного обеспечения, вес гарнитуры и даже то, насколько хорошо вы спали или что вы ели и как много.
IPD
IPD — это довольно распространенный термин, с которым вы столкнетесь, если будете читать о гарнитурах виртуальной реальности. Эта аббревиатура означает «межзрачковое расстояние» — расстояние между центрами ваших двух зрачков.
В зависимости от оптической конструкции гарнитуры разное IPD может влиять на то, насколько хорошо ощущаются определенные гарнитуры при ношении. Если линзы и дисплеи не выровнены как нужно, изображение может выглядеть размытым. В худшем случае это может повысить вероятность головной боли или тошноты.
Некоторые гарнитуры предлагают физическую настройку IPD. Она перемещает линзы и панели дисплея, чтобы разместить их прямо перед зрачками. Другие гарнитуры не имеют физической регулировки, но могут предлагать программную настройку.
В зависимости от расстояния между зрачками вам может понадобиться гарнитура с физической регулировкой. Гарнитуры без физической регулировки часто рассчитаны на среднее расстояние между глазными яблоками, и подойдут не всем.
Типы виртуальной реальности
Существует несколько различных типов потребительского VR-оборудования. Их можно сгруппировать как автономную виртуальную реальность, виртуальную реальность для ПК и консольную виртуальную реальность.
Автономная VR
Автономная виртуальная реальность — это любая гарнитура виртуальной реальности, которая работает полностью сама по себе без необходимости в каком-либо другом оборудовании или технологии. Весь контент запускается на оборудовании, надетом на голову, и не требует подключения к внешнему оборудованию.
Лучшим примером этого является Oculus Quest 2, который предоставляет урезанные версии VR-игр с ПК на портативном автономном устройстве, не требующем другого оборудования. С автономной виртуальной реальностью, такой как Quest, все, что вам нужно для знакомства, поставляется с самим устройством — хотя в некоторых играх для взаимодействия потребуются контроллеры Oculus Touch.
PC VR
PC VR — это любая гарнитура, требующая постоянного подключения к стационарному компьютеру. От вашего ПК также потребуются высокие характеристики, соответствующие требованиям для VR. Несколько примеров гарнитур для ПК VR включают Oculus Rift S, Valve Index, HTC Vive, Pimax и гарнитуры Windows Mixed Reality, такие как HP Reverb G2 и Samsung Odyssey+.
Преимущество PC VR заключается в том, что мощные характеристики ПК могут обеспечить отличную графику. Намного более высокую, чем автономная VR. Однако, это означает, что ваша гарнитура должна постоянно оставаться подключенной к ПК.
Есть несколько беспроводных вариантов, доступных для ПК VR, но для них обычно требуется больше оборудования, подключенного к вашему ПК, и батарея, которую можно носить где-то на теле. Corded PC VR требует, чтобы игрок управлял кабелем, тянущимся от гарнитуры к ПК. Это может дать меньше свободы по сравнению с автономной, беспроводной гарнитурой. Кабель, тянущийся от ПК к шлему всегда будет напоминать о себе и сковывать ваши движения
Если у вас еще нет игрового ПК, соответствующего требуемым спецификациям, виртуальная реальность на ПК может быстро стать довольно дорогим вариантом.
Консольная VR
Консольная VR в настоящее время представлена только двумя гарнитурами: PlayStation VR и Nintendo Labo VR для Nintendo Switch.
PlayStation VR — это дополнительная система виртуальной реальности для PlayStation 4 или PlayStation 5. Гарнитура PSVR — это дополнительный аксессуар, который подключается к PlayStation 4 и, как и в случае с виртуальной реальностью на ПК, для работы требуется постоянное привязанное подключение к консоли. Так же нужна камера PlayStation Eye, которая продается вместе с гарнитурой и подключается к консоли для отслеживания. Благодаря обратной совместимости система PSVR также работает на PS5. Для некоторых игр PlayStation VR также требуется дополнительная покупка контроллеров PlayStation Move.
Nintendo Labo VR для Nintendo Switch — это сборная картонная оболочка гарнитуры, в которую вы можете вставить оригинальный полноразмерный Nintendo Switch, что позволит вам играть в определенные игры в режиме виртуальной реальности. У него нет ремешка для гарнитуры, поэтому вам необходимо держать гарнитуру у лица. Проще говоря, впечатления от Labo VR крайне поверхностные и не стоят особого внимания, скорее всего.
На этом наш краткий экскурс по основным понятиям в виртуальной реальности подходит к завершению. Если что-то было непонятным из терминов, описания или вам кажется что в статью нужно добавить дополнительную информацию — напишите об этом в комментариях.