Вы забыли о технике вокала? Вы хотите улучшить свой голос, но не знаете, с чего начать? Мы позаботимся о вас.
В этой статье мы рассмотрим абсолютно необходимые принципы вокальной техники. Эти вокальные техники призваны сохранить ваш голос, сделать вас более сильным певцом и обеспечить лучший контроль дыхания, что поможет вам расти как вокалисту.
Ниже мы поделимся некоторыми из лучших вокальных техник, предложим несколько вокальных упражнений и предоставим полный глоссарий по технике пения, чтобы вы могли прорваться через жаргон и начать петь.
Что такое вокальная техника?
Ваш голос — это инструмент. Как и у любого другого музыкального инструмента, существуют определенные способы использования голоса для достижения различных звуков и лучшие практики, позволяющие максимально использовать ваш голос в лучшую сторону.
В этом руководстве мы постараемся раскрыть технику пения, связанную с уходом за голосовыми связками, ориентацией в различных стилях музыки и выступлением перед аудиторией.
Грудной голос против головного голоса
Вокальные регистры или вокальная регистрация относятся к различным голосовым связкам, которые обычно признаются преподавателями вокала. По сути, эти регистры представляют собой различные схемы вибрации голосовых связок, которые обычно занимают определенную область внутри исполнителя. Обычно голоса разделяют на три зоны: головную, грудную и смешанную. Существуют также менее обсуждаемые регистры фри и вистл, но во время исполнения вы будете работать в основном с тремя следующими типами вокала:
Глава
Головной голос находится выше грудного и включает в себя более высокий вокальный регистр. Головной голос относится к любым высоким нотам, не напряженным и не фальцетным. Когда вы поете более высокие ноты в своем диапазоне, вы, скорее всего, поете головным голосом. Головной голос получил свое название потому, что при пении высоких нот большинство певцов чувствуют резонанс, локализованный в головном диапазоне.
Грудь
Грудной голос или модальный голос — это более естественный регистр, который резонирует по направлению к центру вашего тела. Грудной голос обычно полнее, чем головной, и имеет более низкие, густые и теплые тона. Модальный голос больше всего напоминает ваш обычный разговорный голос.
Смешанные
Существует область между пением головным и грудным голосом, которая называется смешанным голосом. Смешанный голос сложнее определить и практиковать, но освоение его даст вам больше контроля и создаст плавный переход от низких нот к высоким нотам вашего вокального диапазона.
Вокальные стили
Существует множество различных техник пения в зависимости от того, чего вы пытаетесь добиться с помощью своего голоса. Вот несколько техник пения, которые вы, возможно, захотите изучить в процессе поиска своего уникального голоса и вокального стиля.
Вибрато
Вибрато — это небольшое изменение высоты тона при воспроизведении устойчивой ноты. Его также можно описать как вибрацию голоса, которая имитирует вибрато, наблюдаемое в инструментальном мире. Для некоторых певцов вибрато является естественным, в то время как другие певцы имеют более ровный тон.
Бельтинг
Белтинг — это смелая, более теплая техника звучания, при которой певец может проецировать часть своего грудного и смешанного голоса на толпу. Освоить эту технику довольно сложно, поэтому лучше всего учиться под руководством преподавателя пения, чтобы не повредить свой голос.
Фальцет
Фальцет, как правило, присущ только мужским голосам и описывает частотный диапазон чуть выше грудного регистра голоса. Он обычно более высокочастотный и является одним из наиболее распространенных вокальных приемов, звучащих в популярной музыке. Например, песня «Night Fever» группы Bee Gees полностью исполнена фальцетом:
Скаттинг
Скэттинг — это форма вокальной импровизации. Эта вокальная техника наиболее часто встречается в джазовой музыке и присоединяет звук к неразличимым слогам. Певец импровизирует с ритмом в мелодии самым инструментальным образом.
Йодлинг
Эта древняя форма пения обусловлена быстрым переходом высоты тона из низкого регистра в высокий, или фальцетом. Она и сегодня используется во многих культурах.
Техника эстрадного вокала
В большинстве случаев в популярной музыке тембр привязан к почти разговорному голосу, чистому и четкому. Иногда можно услышать полный пояс у таких невероятных певиц, как Кристина Агилера, но для исполнения популярной музыки не обязательно быть вокальным акробатом.
8 вокальных техник, которые должен использовать каждый певец
По-прежнему целесообразно посещать уроки вокала, чтобы освоить правильную вокальную технику, но вот несколько жизненно важных вокальных техник, которые могут принести пользу каждому музыканту.
1. Поддержка дыхания
Одна из самых важных вокальных техник, которую должен понять каждый певец, — это важность поддержки дыхания. Как люди, мы обладаем естественным стремлением сразу же выпускать вдыхаемый воздух из диафрагмы. Однако для создания устойчивых нот и фраз во время пения нам необходимо задерживать дыхание.
Вы можете приучить свое тело дольше удерживать воздух во время пения с помощью такой практики, как диафрагмальное дыхание. Когда вы дышите диафрагмой, а не верхней частью легких, вы можете удерживать воздух. Диафрагма расположена непосредственно под легкими внутри грудной полости и служит основной мышцей для дыхания.
Вы хотите заметить, как реагирует ваша диафрагма, когда вы поете музыку. По мере освоения контроля дыхания вы можете начать «бюджетировать» воздух или рассчитывать, сколько воздуха нужно выпустить в каждый момент времени, чтобы успеть пропеть всю вокальную фразу.
Когда вы поете, старайтесь держать плечи как можно более неподвижными. Движение вашего дыхания должно быть сосредоточено в нижней части грудной полости, а не в верхней половине дыхательной системы. Обратите внимание, как расширяются и сокращаются мышцы живота, когда вы изменяете уровень давления воздуха в организме.
2. Гидратация
Гидратация необходима для правильной вокальной техники. Вода помогает смазывать голосовые связки, позволяя им вибрировать в полную силу. Это также может помочь предотвратить травмы от чрезмерного использования. Хотя структура голосовых связок может показаться довольно простой, на самом деле они состоят из множества слизистых оболочек, которым необходима влага для изменения высоты тона и получения чистого звука.
Лучшим напитком, несомненно, является вода, поскольку напитки с добавлением сахара и кофеина могут обезвоживать вас. Убедитесь, что у вас под рукой много воды комнатной температуры, когда вы тренируетесь или выступаете. Большинству людей необходимо не менее 4 литров воды в день, поэтому пейте много и часто!
Если вы обнаружили, что ваш голос легко пересыхает, приобретите увлажнитель воздуха. Держите его включенным в комнате для тренировок, чтобы максимально использовать свой голос.
3. Отдых
Одна из самых важных вокальных техник — это полноценный отдых и расслабление, чтобы восстановить силы организма и голоса. Существует тесная связь между качеством сна и качеством вокала, поэтому приоритет отдается полноценному ночному отдыху. Среднестатистическому взрослому человеку для нормального функционирования организма требуется не менее 7 часов сна в сутки, а при интенсивной деятельности, например, при живых выступлениях, — еще больше.
Во время подготовки к выступлению постарайтесь свести к минимуму крики и излишние разговоры. Следите за своим питанием и заботьтесь о себе, чтобы выступить как можно лучше.
4. Осанка
Правильная осанка при пении позволяет легко вбирать воздух и петь определенные стили музыки. Правильная техника пения предполагает, что вы должны стоять прямо, а руки держать расслабленными по бокам тела. Держите ноги на небольшом расстоянии друг от друга или слегка расставив одну ногу перед другой.
Держите позвоночник прямо и старайтесь держать лицо вперед во время исполнения. Вы можете обнаружить, что при попытке взять определенные ноты на внешних границах вокального диапазона вы естественно поворачиваете голову вверх или вниз. Постарайтесь не поддаваться этому желанию — это только исказит вашу подачу и затруднит восстановление контроля над дыханием.
5. Разогрейте свой голос
Разогрев голоса невероятно важен и помогает растянуть голосовые связки, чтобы вы могли петь во всем диапазоне, не напрягаясь. Она также поможет расслабить тело и снять нервное напряжение во время выступления на сцене.
Существует множество способов разогреть голос, поэтому найдите тот стиль, который подходит именно вам. Ниже мы рассмотрим несколько техник разминки, но вы можете найти множество дополнительных упражнений в Интернете или попросить преподавателя вокала предоставить вам дополнительные варианты.
6. Расслабьтесь
Хотя это и не кажется техникой пения, но если уделить время расслаблению своего тела, это может помочь воздуху течь свободнее и улучшить исполнение. Напряжение в теле может привести к напряжению голосовых мышц, в результате чего вы будете петь с придыханием или вообще потеряете опору. Хотя это легче сказать, чем сделать, практика и тренировка успокоения во время выступления является невероятно эффективной вокальной техникой.
7. Фокус
Распространенные вокальные техники сосредоточены на том, где и как звук выходит из вашего тела. В классическом пении важно сосредоточиться на форме рта при произнесении гласных звуков, таких как A, E, I, O и U. Например, классическая музыка может выбрать более вытянутую палитру, в то время как техника эстрадного вокала может быть более размашистой. В поп-музыке ясность может быть более приоритетной, чем общий тон. Поэтому сосредоточьтесь на том, какая вокальная техника имеет наибольший смысл для того контекста, в котором вы выступаете.
8. Практика
Помните, что ваши голосовые связки или голосовые складки состоят из мышц. Это означает, что их необходимо тренировать, чтобы восстановить их силу. Когда речь идет о технике пения, она стоит вашего времени только в том случае, если вы позволяете себе регулярно практиковать правильную технику пения. Для достижения наилучших результатов включите занятия и исполнение музыки в свой обычный распорядок дня.
Разминки по вокальной технике
Готовы ли вы начать петь? Вот несколько основных упражнений по технике вокала, которые помогут вам разогреть голос и максимально улучшить вокальные данные.
Гудение
Напевание — одно из лучших вокальных упражнений, которое не разбудит соседей. Эта техника пения помогает растянуть голосовые связки, расслабить мышцы лица и улучшить дыхание, готовя вас к звездному выступлению.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения помогут вам выработать контроль над дыханием во время пения, что позволит вам исполнять большие музыкальные отрывки. Это еще одно вокальное упражнение, которым можно заниматься, пока ваш голос находится в состоянии покоя.
Зрительное чтение
Хотя певцам вовсе не обязательно читать ноты, для классических певцов это абсолютная необходимость. Вы можете разогреть свой голос с помощью чтения.
Октавные скачки
Еще один способ разогреть голос — переходить из одной октавы в другую во время пения. Это поможет вам научиться брать высокие ноты и легко переходить от среднего голоса к смешанному и головному.
Глоссарий по вокальной технике
Для того чтобы понять технику пения, необходимо владеть
языком музыки
. Вот некоторые из наиболее важных терминов вокальной техники в расшифрованном виде:
Акапелла
Акапелла относится к вокальной технике, когда певец или группа певцов выступают без инструментального сопровождения или бэк-трека. Среди известных современных исполнителей акапелла — группа Pentatonix:
Альт
В аранжировке хора SATB альты занимают второе место по высоте тона, сразу за сопрано. Альты обычно поют гармонию, чтобы сопровождать мелодию.
Бас
Басовая партия в аранжировке хора SATB — это самый низкий голос. Эти певцы, возможно, более ритмически сфокусированы, чем другие певцы, поскольку они помогают поддерживать темп остального хора.
Canon
Канон — это музыкальное произведение, в котором одна и та же мелодия исполняется отдельными группами певцов в разное время.
Дикция
Дикция относится к произношению вокальных выражений. Вокальные техники сосредоточены на произнесении четких, ясных согласных и формировании рта в соответствии с каждым гласным звуком.
Гармония
Технически говоря, гармония — это когда две или более нот звучат одновременно. Когда речь идет о технике пения, гармония обычно подразумевает одну или несколько вокальных партий, призванных поддерживать мелодию различными гармоническими интервалами. Например, партии хора альтов обычно поются в гармонии.
Licks
Вокальный лик или вокальное украшение — это повторяющийся гармонический рисунок или фраза, которые помогают придать вокальной партии больший интерес.
Overtone
Обертоновое пение, иначе известное как гармоническое пение, требует точных манипуляций с голосовым трактом для одновременного воспроизведения более чем одного тона.
Парландо
Парландо — это сложная вокальная техника, которая в классической музыке находится где-то между речью и пением.
Passagio
Этот термин описывает область, которая служит переходом между различными вокальными регистрами. В итальянском языке этот термин означает просто «переход».
Фразы
Музыкальная фразировка — это формирование последовательности нот и создание своеобразного музыкального предложения.
Размещение
Постановка голоса — это техника пения, при которой вокалист представляет свой звук в определенной части лица. Это может помочь певцам научиться управлять своим уникальным тембром и еще больше воплощать музыку.
Зарегистрироваться
Вокальный регистр — это набор тонов, которые производятся при определенной вибрации голосовых складок. Некоторые из типов вокального регистра включают модальный или грудной голос, головной голос, вокальный фрай или пульс, а также свистковый регистр.
Резонанс
Технически говоря, вокальный резонанс возникает, когда голосовые складки выравниваются с тоном в голосовом тракте. Он также описывает качество усиления во время пения.
Круглый
Раунд — это тип канона, в котором по крайней мере 3 разных голоса поют одну и ту же мелодию. Мелодия начинается в разное время разными партиями. Однако мелодия построена таким образом, что при наложении друг на друга разные голоса остаются гармоничными.
Запускается
Вокальный прогон, иногда называемый мелизмом, — это искусство пения нескольких разных нот подряд. Эти длинные серии нот обычно выделяются из остальной части песни и считаются высококвалифицированной техникой.
Зрительное пение
Зрительное пение — это процесс, в ходе которого вокалист читает ноты с листа и способен воспроизвести их без помощи инструмента. Многие вокалисты осваивают эту вокальную технику, изучая слоги сольфеджио.
Сольфеджио
Сольфеджио или сольфеджирование — это метод обучения вокальной технике, при котором для обучения зрительному пению и вокальному воплощению используются определенные слоги. Эти слоги также имеют соответствующие знаки рук, что еще больше ускоряет процесс обучения.
Сирены
Вокальные сирены используются для перехода от самой низкой ноты в вашем вокальном диапазоне к самой высокой. Этот прием является отличной вокальной разминкой и назван в честь звука машины скорой помощи.
Сопрано
Это самый высокий голос в аранжировке для хора SATB. В классическом пении мелодию обычно исполняют сопрано.
Тенор
Теноры — это самый высокий мужской голос в аранжировке хора SATB. Как и сопрано, они обычно поют мелодию, хотя иногда могут исполнять и гармонию.
Тимбр
Вокальный тембр относится к качеству вокального тембра. Он описывает текстуру и цвет голоса вокалиста.
Трилл
Трель определяется как быстрое чередование двух или более нот. Этот вокальный прием обычно исполняется в одном из высоких вокальных регистров, как правило, певицей-сопрано.
Унисон
Унисон — это когда хоровые партии поют одну и ту же мелодию в целом.
Надеемся, что это полное руководство по технике вокала поможет вам укрепить свой природный голос. Преподаватель по вокалу может помочь вам продвинуться еще дальше, но самостоятельное понимание техники очень важно для того, чтобы стать лучшим певцом.
Наслаждайтесь развитием своего голоса с помощью этих проверенных техник пения!
Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».
Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
Дыхательные упражнения
- Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
- Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
- «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
- Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
- Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
- Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
- Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
- Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
- Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
- Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
- Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
- Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
- Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
- Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
- Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Автор: Александра Селиванова
Ключевые слова:1LLL
В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из самых значительных мест. Голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания.
Музыкальный язык, как и язык речи, является средством общения, средством передачи определенной информации от одного человека к другим людям. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки. Все то многообразие качеств, которые мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. Зная ее, мы сможем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств голоса.
Теоретические сведения не всегда легко осваиваются певцами, кажутся довольно сложными и далекими от педагогической практики, от певческого творчества. Однако вокальный педагог, как и ученик, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное и что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять педагоги.
Данное методическое пособие создано для преподавателей вокала. В нем представлены основные теоретические сведения по строению голосового аппарата, звукообразования, развитию голоса и воспитанию певца, а также содержатся методические рекомендации и практические упражнения. Особое внимание обращено на формирование у обучающихся главных профессиональных установок, позволяющих правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки, необходимые для будущей исполнительской деятельности.
Вокальное искусство рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.
Искусство пения есть искусство дыхания – очевидная истина для любого вокалиста. Воздух в лёгких – это топливо, без которого невозможно формировать звук. Поэтому с самого начала нужно уделить дыханию самое пристальное внимание. При дыхании, как известно лёгкие наполняются воздухом, после выдоха снова возобновляется вдох. Наполнение лёгких воздухом, то есть вдох, происходит при помощи ряда мускулов, окружающих грудную клетку, сама же ткань лёгких в этом процессе активного участия не принимает. С боков лёгкие ограждены подвижными ребрами, которые расширяют грудную клетку при помощи мускулов, а со стороны брюшных органов – плотным мускулом (грудобрюшной преградой), называемым диафрагмой.
Диафрагма — это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. Она представляет собой тонкую, широкую пластину, изогнутую выпуклой стороной вверх и замыкающую нижнее отверстие грудной клетки. Диафрагма исполняет роль главной дыхательной мышцы.
Диафрагма имеет куполообразное положение, сокращаясь, «купол» становится более плоским и влечёт за собой вдох.
- ключичное дыхание, при котором верхняя часть грудной клетки поднимается вверх, ключицы и плечи заметно поднимаются, а диафрагма выключена из своей активной вдыхательной функции);
- нижнее грудное дыхание, когда вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом включается в работу и диафрагма, ее прикрепление как раз находится в области нижней реберной дуги, и, следовательно, при расширении нижнего отдела грудной клетки расширяется и площадь ее прикрепления. Нижнегрудное дыхание считается вариантом нижнереберно-диафрагматического дыхания;
- нижнереберно-диафрагматическое дыхание – наиболее распространенный тип дыхания, которым дышит большинство певцов. При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и поэтому при вдохе вместе с расширением грудной клетки живот несколько подается вперед. Это дыхание осуществляется с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание или с большим участием живота);
- брюшное дыхание – названное так потому, что при вдохе грудная клетка остается почти неподвижной, а живот несколько выпячивается вперед, осуществляется это мышцами брюшного пресса и диафрагмой. Грудная клетка в «дыхательной экскурсии» не принимает. При верхнебрюшном дыхании движения живота заметны более в подложечной области, а при нижнебрюшном – в сегменте живота.
В пении вдох обязательно должен открывать грудную клетку, при этом грудь и плечи не должны подниматься. Вдох нужно контролировать руками, положив их ладонями на нижнюю часть ребер: руки должны ощутить как расходятся ребра в стороны под напором потока воздуха, входящего в легкие. Затем сделайте выдох (сброс дыхания) – руки ощутят как ребра опустились, вернулись в прежнее состояние.
От состояния и качества мускулатуры, окружающей грудную клетку, в значительной степени зависит уменье певца владеть своим дыханием. Если мускулатура грудной клетки слаба, следует принять меры к её развитию.
Как делать вдох – ртом или носом? Вдох нужно делать носом, но дополнительно вдыхайте через рот. Поток воздуха при вдохе через нос предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли, не сушит слизистую ротовой полости.
Вдох носом поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука).
Положение корпуса во время пения:
- стоять нужно прямо, опираясь на обе ноги, чтобы сохранять симметричность расположения мышц;
- плечи, слегка откинуты назад, и лопатки опущены;
- прямо и естественно держащаяся голова.
Нельзя допускать никакой напряжённости в положении корпуса.
Выполняя вдох через нос следите, чтобы не поднимались плечи и верхняя часть грудной клетки, не напрягались челюсть и корень языка. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство.
Чтобы воспроизвести нижнерёберно-диафрагматическое дыхание:
— встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах,
— поставьте руки на нижнюю часть рёбер,
— глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как рёбра раздвигаются в сторону,
— передняя стенка живота при этом выдвигается вперёд,
— плечи должны оставаться неподвижными;
— постепенно выдыхайте воздух (рёбра и живот возвращаются в исходное положение).
Чтобы лучше понять, представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть. Вначале, для контроля ощущений, вдыхать можно спокойно, но при пении вдох должен быть быстрым и энергичным. Напротив, выдыхать старайтесь как можно медленнее и без толчков. Чем длиннее выдох, тем более широкая фраза будет вам по плечу.
Постарайтесь почувствовать какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как работает диафрагма на выдохе. Для этого четко произнесите звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжите их на выдохе ФУ-У-У-У-У-У. Повторите полученное звуковое сочетание КШШШФУУУ несколько раз. Анализируйте работу внутримышечного корсета и диафрагмы. Косые мышцы живота напрягаются подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра расширяются, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У). Запомните физические ощущения.
Отметьте важный момент: между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Эта крошечная пауза очень важна, но это не остановка и не зажим дыхания. Задержка дыхания должна быть мгновенной и естественной, в то же время четко переключающей в пении на выдох.
Упражнение КШ-ФУ, нужно выполнять как настройку дыхания и является своеобразным массажем связок, активной воздушной струей.
Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, можно рекомендовать следующее упражнение: нужно лечь на спину на твёрдую поверхность и осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положение. Затем надо постараться применить это же упражнение, но только стоя. Для этого требуются длительные, систематические упражнения, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный.
Необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. При вдохе надо ощущать движение нижних рёбер в стороны, а так же натяжение мышц спины, т. е. как бы «мысленно растянуть находящуюся внутри между рёбер пружину» и во время пения удерживать состояние вдоха, «раскрытость» нижних рёбер и подтянутость низа живота. Необходимо научиться при вдохе пользоваться как ртом, так и носом. При необходимости взять быстро и много воздуха пользуются ртом, иногда, с целью предупреждения «перебора» дыхания – носом. При этом надо помнить, что вдох должен быть всегда бесшумным. На первоначальных этапах надо рекомендовать брать дыхание носом, чтобы закрепить более глубокий вдох. Дыхание должно браться легко, но обязательно глубоко. При вдохе не рекомендуется набирать много воздуха, так как это может способствовать зажатию голосового аппарата и дыхание может «запереться» от усилия мышц, удерживающих большое количество воздуха. Важно также овладеть ритмом дыхательного процесса, он и будет руководить, регулировать количество набранного воздуха. Первейшим условием свободы дыхания является умение ритмично дышать. Постепенно, по мере овладения ритмичностью дыхания, усложняется и характер исполняемого музыкального материала. В рамках одного упражнения, например, можно пройти от медленного темпа к более быстрому. Это позволяет выработать умение пользоваться как медленным, глубоким вдохом, так и коротким, быстрым в рамках уже освоенного материала.
Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения рекомендуются беззвуковые дыхательные упражнения. Хотя практика показала, что можно в совершенстве овладеть беззвучными дыхательными упражнениями, но иметь короткое певческое дыхание, и, наоборот, певцы могут владеть исключительным по силе длительности дыханием в пении, не занимаясь специальными дыхательными упражнениями без звука. В начале обучения педагог, объясняя и показывая способы правильного вдоха, объясняя, какие дыхательные мышцы работают в это время и как они работают, для ускорения процесса, может использовать некоторые беззвучные упражнения.
Ученик, который только начинает постигать певческое мастерство должен, прежде всего, научиться правильно брать дыхание. В освоении этого процесса на занятиях рекомендуется использовать различные образные выражения: «растяни пружину, находящуюся внутри твоего тела», «глубоко вдохни запах цветка и затаись» или «поставь тяжелый чемодан и вдохни с облегчением» и т. д. Если ученик освоил принципы правильного вдоха, ему можно порекомендовать следующие беззвучные упражнения (в том числе, в качестве домашних заданий). Положить ладони рук на, раскрытые дыханием, рёбра, ощутить короткую задержку и медленно, (можно со счётом) выпускать задержанный воздух. Можно медленно приседать, держа руки на талии и медленно выпуская воздух, активизируя при этом работу пресса.
Хотя многие придерживаются того мнения, что в пении важен не сам вдох, а тормозящий выдох, практика показала, что без освоения правильного глубокого, свободного вдоха трудно организовать хороший рациональный выдох, поэтому с первых занятий обязательно надо выработать правильно взятый, глубокий, устойчивый вдох, и это в конечном счёте даст в последствии возможность хорошо руководить «выдохом».
Независимо от цели исполняемого упражнения или произведения вдох должен обязательно браться глубоко. Характер «темпа вдоха» и количества набираемого воздуха, в свою очередь, зависит от темпа, в котором исполняется упражнение, произведение. В случае, если темп медленный, вдох берется медленно и глубоко, если быстрый, то быстро и тоже обязательно глубоко. Вдох не должен быть поверхностным. Если исполняется короткая фраза, то дыхания берется немного, для длинной фразы берется больше дыхания, но не следует слишком переполнять лёгкие – большой объём дыхания трудно удержать и им управлять. Вдох обязательно фиксируется, задерживается, «затаивается». Чтобы дыхание «не запиралось» после вдоха, задержка должна быть короткой. Когда дыхание взято, то воздух равномерно подаётся к голосовым связкам. Ученик должен следить за равномерностью подачи дыхания «с пояска, из глубины колодца» – «воздух превращается в звук». Выражения «взять звук сверху на себя», «отдать дыхание», «вылить дыхание в звук», ориентирует ученика на необходимость задержки дыхания в певческом положении и создание необходимого для пения подсвязачного давления. Дыхательные мышцы во время фонации активны и эластичны, сам же вдох плавный и бесшумный.
Очень важно правильно распределить дыхание – это необходимое условие правильной постановки голоса.
Если в начале занятий внимание вокалистов обращается на то, куда взять дыхание, то на последующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.
2.3 Упражнения для работы над певческим дыханием
Вокалистам полезно держать руки на поясе, и, вбирая воздух через нос, стараться ощутить, как воображаемый воздушный поршень опускается вниз, вместе с рёбрами раздвигаются при этом в стороны руки, брюшной пресс подается чуть вперёд. На выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производится ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).
Упражнение 1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащегося. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.
Упражнение 2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2–3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается.
Упражнение 3. Нередко в вокальной работе используется метод произнесения слов активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Упражнение 4. Очень полезно в качестве тренировки заставить вокалиста почувствовать ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать «а»). При этом внимание должно быть сосредоточено на ощущение диафрагмы: чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее он на диафрагме.
Упражнение 5. Хорошо помогает почувствовать глубину дыхания следующее упражнение. Надо попросить поющего «промычать», «пробасить» гласную «а» как бы «животом» и обязательно ощутить при этом зависимость силы звука от работы диафрагмы и брюшного пресса: как только повышается интонация и усиливается звук, тут же наступает ответная реакция – диафрагма тяжелеет, живот чуть выдвигается вперёд. Певец должен физически ощутить полную взаимосвязь между процессом дыхания и звукообразования.
Упражнение 6. Интонируем слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным на диафрагме; именно в этом месте находится опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «и», ощущая плотное свободное звучание на опоре и диафрагме.
Упражнение 7. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным. Дыхание нельзя перебирать и брать его больше, чем требуется. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекая, и живот при этом втягивается, а в пении живот идет несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.
Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На занятиях учащийся должен сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певца. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторить движение несколько раз.
Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Пониманию вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания.
Cм. продолжение статьи
В категории материалов
: 110
Показано материалов
: 21-40
Автор: Э. Чарели
Год: 2000
Издательство: Екатеринбург: Дом учителя
Страниц: 300
Формат: PDF
Размер: 10,4 МВ
Язык: русский
Цена выразительности речи и голоса хорошо известна людям речевых профессий — артистам, преподавателям, лекторам, общественным деятелям, журналистам, юристам. Эта книга известного педагога сценической речи профессора Уральской государственной консерватории Э. М. Чарели продолжает нашу серию «Секреты здоровья» и является теоретическим и практическим руководством по развитию речевого голоса, овладению навыками дыхания, произношения, дикции. Читатели найдут здесь доступную методику аутогенной тренировки.
Особое внимание автор уделяет профилактике расстройств голосового аппарата, психофизической гимнастике по восстановлению биоэнергетического баланса в речеголосовом аппарате, предлагает рецепты народной тибетской и гомеопатической медицины.
Вокал |
Просмотров: 3962 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 10.01.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Т. Кошелева
Год: 2014
Издательство: Н. Новгород: НГК(А) им. М.И. Глинки
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский
В учебном пособии освящены актуальные проблемы народно-певческого искусства. Автор предлагает ряд рекомендаций и упражнений для практических занятий.
Пособие адресовано преподавателям, студентам и ассистентам-стажерам музыкально-образовательных учреждений.
Вокал |
Просмотров: 1151 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 01.01.2019
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: В. Косых
Год: 2002
Издательство: Тюмень: ТГИИиК
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 0,4 МВ
Язык: русский
Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
Если разложить голос на составляющие, дать ему определенные характеристики, то человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности.
В действительности, однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс…
Вокал |
Просмотров: 1872 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 27.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Л. Боровик
Год: 2013
Издательство: Челябинск: ЧГАКИ
Страниц: 106
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Учебное пособие посвящено изучению голосового аппарата. На основе научных данных даётся новый подход к сглаживанию регистров певческого голоса.
Предназначено для студентов-вокалистов, педагогов, профессиональных певцов.
Вокал |
Просмотров: 1940 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 26.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: К. Никольская-Береговская
Год: 1998
Издательство: Языки русской культуры
Страниц: 192
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский
Книга посвящена проблемам вокально-хорового обучения в России от Древней Руси до настоящего времени. Автор обобщил и проанализировал методы вокально-хоровой работы в исторической перспективе с тем, чтобы попытаться восстановить несколько утраченные традиции русской профессиональной певческой школы. Читатель познакомится с методами работы таких выдающихся хоровых деятелей, как Д. Бортнянский, В. Орлов, Н. Данилин, А. Никольский, А. Свешников, М. Климов и др., а также с хоровым искусством советских дирижеров В. Минина и В. Чернушенко.
В пособии дан обзор современного состояния вокально-хорового обучения в России. Читатель познакомится с учебно-методической литературой дореволюционного и советского периодов, а также с научными исследованиями в области психологии, физиологии, акустики, медицины, связанными со сферой певческой деятельности. Автор не обходит молчанием русскую вокальную школу, основоположником которой был М. Глинка, сложившуюся под взаимным влиянием народно-песенного творчества и профессиональной школы русского церковного пения. Особое внимание уделяется уникальному явлению в хоровом искусстве — созданию хорового оркестра по типу симфонического, полностью утраченного в практике работы современных дирижеров. Автором пособия излагаются сущность подхода к построению и структурные особенности такого монументального хора, опирающиеся на методы работы крупнейших дирижеров, воспитанников Синодального училища.
Вокал |
Просмотров: 1468 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 23.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: С. Кравченко
Год: 2013
Издательство: Томск: ТГПУ
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский
Методические рекомендации по дисциплине «Теория и практика вокального исполнительства» раскрывают порядок, логику и акценты исправления дефектов голосообразования. В пособии заостряется внимание на раскрытии частной методики, выработанной на основе многолетнего положительного опыта автора.
Методические рекомендации предназначены для студентов и магистрантов, изучающих вокальное искусство, а также для педагогов по классу вокала.
Вокал |
Просмотров: 1993 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 21.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: И. Лаврентьева
Год: 1978
Издательство: Музыка
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ
Язык: русский
Книга посвящена разработке малоисследованной проблемы специфики вокальной музыки. В курсе анализа музыкальных произведений эта область является одной из самых сложных, так как анализ вокальных произведений требует особой методики. Издаваемая работа И. Лаврентьевой в большой мере восполняет существующий пробел и может служить дополнительным материалом по курсу анализа. Предназначается для педагогов и студентов музыкальных средних и высших учебных заведений.
Вокал |
Просмотров: 2435 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 19.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Р. Сладкопевец
Год: 2015
Издательство: М.: МПГУ
Страниц: 108
Формат: PDF
Размер: 5,1 МВ
Язык: русский
В монографии охарактеризованы этапы становления вокальных школ в Западной Европе и России. Рассмотрено влияние итальянского исполнительского стиля bell canto на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Даны характеристики исторически сложившимся техникам пения. Для студентов музыкальных факультетов вузов культуры и искусств.
Вокал |
Просмотров: 1121 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 18.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: И. Трусова
Год: 2013
Издательство: Омск: ОГУ
Страниц: 52
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Автор пособия, заслуженная артистка России, солистка Омского государственного музыкального театра, лауреат международных и всероссийских конкурсов, профессор кафедры театрального искусства и актерского мастерства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, описывает технологические основы вокальной методики. Представлены оригинальные приемы работы над дыханием, опорой звука, дикцией, расширением диапазона.
Практические советы сочетаются с авторскими наблюдениями и рекомендациями по развитию образного мышления у начинающего актера – певца. Издание снабжено нотными примерами.
Для педагогов, студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство» (специализация «Артист музыкального театра»), а также другим музыкальным специальностям, и начинающих преподавателей постановки голоса высших и средних профессиональных учебных заведений.
Вокал |
Просмотров: 1384 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 13.12.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: С. Громов
Год: 2000
Издательство: Сергиев Посад: —
Страниц: 73
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский
Ни в одной области, кажется, нет такого хаоса мнений и разнообразных методов, как в школах пения. Методов пения очень много! Есть итальянский, французский, немецкий, русский — это все главные методы. В каждом из них есть еще разветвления.
Каждый профессор пения имеет свой собственный метод преподавания, основанный на “секрете постановки голоса”. Сколько на свете профессоров пения, столько же и методов преподавания, столько же и секретов.
Есть школы постановки на различных видах дыхания: школа высокого дыхания, грудного дыхания, бокового дыхания и диафрагмального дыхания.
Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Все учителя пения и ученые, инстинктивно чувствуя, что здесь лежит секрет постановки голоса, ищут разъяснения секрета правильного дыхания и как правильно пользоваться им.
Физиологи вообще долго или совсем оставляли в стороне вопрос о дыхании, или же касались его весьма поверхностно, говоря о нем лишь вскользь и не указывая самого способа.
Благодаря невозможности контроля знаний преподающих пение, уроки пения дают все, кому не лень…
Вокал |
Просмотров: 1920 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 30.11.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Е. Малинина
Год: 1967
Издательство: Музыка
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 4,1 МВ
Язык: русский
Имя старейшего вокального педагога Екатерины Михайловны Малининой (1894 — 1964 гг.) хорошо известно всем педагогам-вокалистам, обучающим детей искусству пения в школах, Домах культуры и Дворцах пионеров. Более тридцати лет своей жизни Екатерина Михайловна посвятила вокальному воспитанию детей в Ленинградском Доме пионеров им. А.А. Жданова. Здесь она научила петь, понимать и любить музыку огромное количество детей всех возрастов от малышей с «зародышевым» голосом до юношей и девушек, находящихся на пороге самостоятельной жизни.
Детская вокальная педагогика, в области которой работала Е.М. Малинина, обладает целым рядом особенностей по сравнению с обучением пению взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм еще окончательно не сформирован и находится в какой-то определенной стадии своего развития (в зависимости от возраста)…
Вокал |
Просмотров: 3126 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 24.10.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Н. Добровольская
Год: 1959
Издательство: Академии педагогических наук РСФСР
Страниц: 112
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский
Работа посвящена воспитанию вокально-хоровых навыков у школьников V-VII классов. В пособии разработаны содержание и последовательность учебных задач в системе вокальных упражнений в хоре, а также методы работы. Пособие содержит нотное приложение — музыкальные примеры упражнений.
Рассчитана книга на учителей пения массовых школ, руководителей хоровых кружков.
Вокал |
Просмотров: 2000 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 22.10.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: А. Канкарович
Год: 1957
Издательство: Музгиз
Страниц: 53
Формат: PDF
Размер: 3,6 МВ
Язык: русский
В работе А.И. Канкаровича о культуре и мастерстве певца-актера речь идет об одном из уязвимых моментов певца — о вокальном слове. Многие вокалисты, владеющие хорошими голосами, не обладают в должной мере вокально-актерским мастерством, что мешает полному раскрытию идейного содержания вокального произведения.
Работа Канкаровича состоит из трех разделов:
1. Анализ обычных, «узаконенных» недостатков, ложных традиций, порочных штампов и указания путей освобождения от них.
2. Разбор исполнения вокальной классики (Чайковский, Римский-Корсаков — арии, романсы).
3. Анализ исполнения романсов и песен советских композиторов (Шапорин, Глиер, Василенко, Ан. Александров, Хренников).
Вокал |
Просмотров: 1144 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 17.10.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: Г. Комарович
Год: 1965
Издательство: Музыка
Страниц: 44
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский
Работа Г.Л. Комаровича дает начинающему певцу правильное представление о согласованной и автоматичной деятельности голосового аппарата. Такой певец уже не рискнет предоставить свой голос — ценный дар природы — самозваным «экспериментаторам», о деятельности которых рассказывает автор книги. Но этим, конечно, не исчерпывается ценность «Практических советов». Комарович предлагает для использования в работе с начинающими певцами свой особый метод.
Главная идея, положенная автором в основу метода, — развитие голоса певца на базе его природной автоматичности, проявляющейся при одновременном непринужденном взаимодействии всех составных частей голосового аппарата.
Вполне правильно и научно обоснованно автор рассматривает резонаторную функцию голоса и дает советы по овладению головным и грудным резонаторами.
Вокал |
Просмотров: 1674 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 12.08.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Автор: В. Живов
Год: 2003
Издательство: Владос
Страниц: 272
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
Пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного — по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур. Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педагогических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и обще-образовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кругу любителей хорового пения.
Вокал |
Просмотров: 1197 |
Загрузок: 0 |
Добавил: aperock |
Дата: 22.07.2018
| Рейтинг: 0.0/0
| Комментарии (0)
Обновлено 08 ноября 2022, 13:15
Необязательно профессионально петь, чтобы наслаждаться процессом. Однако освоить даже базовую технику в домашних условиях — непросто, считают преподаватели по вокалу. РБК Life узнал у специалистов, какие упражнения помогут подготовить голос к занятиям.
Что надо знать, прежде чем учиться пению
- Пение помогает снять стресс. В исследовании 2017 года измерялось количество кортизола, гормона стресса, в слюне участников до и после того, как они пели. Ученые обнаружили, что количество кортизола было ниже после пения. [1]
- Укрепляет иммунитет. У тех, кто поет, вырабатывается иммуноглобулин А (антитела, которые помогают бороться с инфекциями). [2]
- Повышает болевой порог. При пении вырабатываются эндорфины. Они вызывают положительные эмоции и меняют восприятие боли. [3]
- Помогает устанавливать социальные связи. В исследовании 2014 года обнаружили, что у детей, которые пели в хоре, развилось сильное чувство общности. Ученые объяснили это тем, что при пении вырабатывается окситоцин, также известный как гормон привязанности и любви. [4] [5]
Несмотря на пользу пения для физического и психологического здоровья, некоторые люди отказываются от хобби из-за различных предубеждений. Большинство из них — мифы.
Можно ли научиться петь, если нет слуха или голоса?
Да, можно. У всех людей есть врожденный слух: вы наверняка можете отличить высокий звук от низкого. Вопрос в том, насколько хорошо вы слышите более сложные звуковые интервалы. Идеальный музыкальный слух от природы дается очень редко, но его можно развить, считает преподаватель вокала Анастасия Литвинова.
Обычно под «отсутствием голоса» понимают тихое и неуверенное звучание. Здесь могут быть как и проблемы с координацией мышц, так и негативные психологические установки. При комплексном подходе можно достичь хороших результатов: человек сможет раскрыть собственную уникальную певческую природу, петь свободно и уверенно.
Анастасия ЛитвиноваПреподаватель вокала и актерского мастерства
На умение попадать в ноты и красивый голос, по мнению тренера по вокалу Жанны Серопян, влияют несколько факторов:
- наследственность (были ли в роду музыканты);
- умение синхронизировать голос со слухом (управлять голосом через слух);
- натренированность голосового аппарата (голосовые связки, как и мышцы тела, требуют нормированных тренировок под контролем тренера);
- желание работать и совершенствоваться.
Если первый пункт от нас не зависит, то остальные можно при желании наработать.
Нет слуха или голоса — это своего рода причина или оправдание, почему вы до сих пор не реализовали мечту петь, считает преподаватель вокала Ульяна Баженова. Многие музыканты и вокалисты не сразу стали уверенными, яркими и харизматичными на сцене, а пришли к этому благодаря вере в себя и регулярным занятиям.
Даже популярные исполнители подвергались критике. Эми Уайнхаус осмеивали за фальшивый голос. [6] Манеру пения Шакиры в подростковом возрасте сравнивали с «блеяньем козы». [7] Майли Сайрус говорили, что у нее «мужской голос» и «слишком низкий регистр» для певицы. [8]
Многие профессиональные вокалисты не раз это слышали в свой адрес, но просто шли вперед и работали над собой. Мотивом того, кто о вас так говорит, может быть нежелание, чтобы вы проявляли себя и свой талант.
Ульяна БаженоваОснователь студии вокала и голоса Mezzo, преподаватель вокала, вокальный терапевт
Научиться петь можно всегда — вне зависимости от возраста, пола, веса и других параметров. Главное — желание.
Татьяна КосоговаПедагог по вокалу творческой лаборатории «Музыка для души»
Можно ли научиться петь во взрослом возрасте?
Если вы можете говорить, то и петь сможете, уверены педагоги. Слух и голос развиваются: если вы в детстве не пели, не слушали много музыки, то навыки просто не разработаны. Нет никаких физиологических ограничений, которые появляются во взрослом возрасте и мешают обучению пению.
По мнению преподавателя по вокалу Анастасии Литвиновой, во взрослом возрасте даже лучше учиться, так как голосовой аппарат полностью формируется лишь к 22–25 годам. Взрослый человек приспособлен к голосовым нагрузкам, у него больше уровень осознанности.
В последнее время именно взрослые приходят заниматься вокалом, так как пение делает голос сильнее и свободнее. Это помогает в жизни и работе выразить эмоции экологично для себя и других, почувствовать тело, желания, погрузиться в творческое и игривое состояние.
Ульяна БаженоваОснователь студии вокала и голоса Mezzo, преподаватель вокала, вокальный терапевт
Моя многолетняя практика показала, что 99% учеников в любом возрасте начинают попадать в ноты и развивать вокальные способности. Самому старшему ученику, который с нуля запел, было 83 года.
Так уж получается, что многие мечту о пении откладывают на пенсионный возраст — когда освобождается время от работы и детей. Жаль, что пришлось ждать большую часть жизни, но лучше поздно, чем никогда.
Жанна СеропянТренер по вокалу, основательница онлайн-школы вокала «Петь легко»
Сколько времени понадобится на обучение?
В среднем новичку нужно минимум 2–3 месяца, чтобы базово поставить голос. Срок зависит от цели, которую вы перед собой ставите, от начального уровня и качества исходных данных, от того, как часто будете заниматься вокалом. Невозможно назвать точную дату.
Если вы никогда не занимались — это еще не значит, что вы не владеете голосом. Срок зависит от того, к каким результатам хотите прийти, и даже от того, как часто вы слушаете музыку и какую именно.
Ульяна БаженоваОснователь студии вокала и голоса Mezzo, преподаватель вокала, вокальный терапевт
Нет предела совершенству. Из моего личного опыта: 30 занятий, врач-биолог, 45 лет, изначально была разговорная речь. То есть она никогда ранее даже не напевала и не понимала, как процесс происходит изнутри.
Татьяна КосоговаПедагог по вокалу творческой лаборатории «Музыка для души»
Можно ли научиться петь самому в домашних условиях?
Педагоги считают, что самостоятельно научиться петь сложно. Очень важен взгляд со стороны от профессионала.
Учиться петь в домашних условиях малоэффективно, а в некоторых случаях, еще и небезопасно. Есть риск сорвать голос своим усердием или приобрести неправильный навык в виде носового звучания.
Татьяна КосоговаПедагог по вокалу творческой лаборатории «Музыка для души»
Хотите научиться петь? Обращайтесь к педагогу. Если такой возможности нет, то можно тренироваться самостоятельно, но периодически все же брать консультации у наставника. Он направит вас и подскажет, на чем сфокусироваться в самостоятельных занятиях. Так процесс пойдет быстрее.
Я сторонник того, что самостоятельно мы не можем достичь осознанности в пении. Мы иначе слышим пение внутри себя, чем то, как оно звучит снаружи (вспомните ваши ощущения от голосовых сообщений).
Конечно, можно записывать пение на диктофон, но процесс будет двигаться медленнее, чем если вы придете на занятия к квалифицированному педагогу. Он сразу слышит вас со стороны, может в моменте объяснить ошибки и поправить нюансы. Именно педагог от занятия к занятию развивает правильную координацию ваших ощущений с необходимым результатом — свободным, чистым и комфортным пением.
Анастасия ЛитвиноваПреподаватель вокала и актерского мастерства
Как научиться петь: советы от педагогов
Педагоги вокала, опрошенные РБК Life, единогласны во мнении, что самостоятельно научиться петь очень трудно. В домашних условиях можно подготовиться к урокам с учителем, например подобрать композиции, которые вам нравятся, сделать несложные артикуляционные упражнения. В дальнейшем лучше обратиться за советами к профессионалу.
1. Выберите песни
Создайте плейлист из любимых песен — тех, которые сразу хочется петь. Не думайте при выборе композиции о том, чтобы понравиться другим, держите фокус на себе и своем состоянии. Не выбирайте сложный репертуар на начальном этапе, это может демотивировать.
Начните подпевать любимые песни вместе с исполнителями (то есть под оригинал), причем громко. Это поможет подстроиться под голос исполнителя, скопировать манеру, начать попадать в ноты.
Жанна СеропянТренер по вокалу, основательница онлайн-школы вокала «Петь легко»
Пять простых песен на русском языке для начинающих певцов / YouTube / Мастерская вокала I VOICEDEMIA
2. Работайте над артикуляцией
Чтобы горло не зажималось, а голос звучал свободно и красиво, нужно уметь расслабить челюсть и язык. Челюсть во время пения и речи должна свободно опускаться вниз, а язык лежать так, чтобы кончик касался внутренней части нижних зубов. Здесь не обойтись без упражнений для артикуляции.
Упражнение: сделайте вдох, задержите дыхание, потом сделайте выдох на выкрике со звуком «ха». При этом смотрите в зеркало, чтобы нижняя челюсть опустилась и язык лежал внизу. Можно ручкой придержать язык, чтобы он не задирался на выкрике (ручку используем как палочку у лора, чтобы посмотреть горло).
Жанна СеропянТренер по вокалу, основательница онлайн-школы вокала «Петь легко»
Упражнения для артикуляции можно найти на YouTube. Их используют не только певцы, но и дикторы, ведущие, актеры театра и кино.
Как разогреть голос. Мастер-класс от руководителя отдела озвучивания в Национальном театре Великобритании Жанетт Нельсон / YouTube / National Theatre
3. Дышите правильно
Правильное дыхание — основа для хорошего звука и безопасного управления голосом.
Чаще всего в жизни у нас преобладает грудное дыхание (при вдохе поднимаются плечи и грудь). Для пения нужно нижнереберно-диафрагматическое дыхание, или, по-простому, «дыхание животом». При нем выпячивается живот, расширяются нижние ребра, работают мышцы живота и диафрагма, верхняя часть груди неподвижна. [9]
Нужно глубоко вдохнуть через нос в нижнюю часть легких (при этом живот будет выпячиваться). Это будет означать, что вы правильно вдохнули.
Далее задерживаем воздух и медленно вдыхаем на звук «с», при этом мышцами пресса удерживая воздух, чтобы он не вышел весь сразу. Навык правильного дыхания желательно внедрять в пение под наблюдением специалиста.
Жанна СеропянТренер по вокалу, основательница онлайн-школы вокала «Петь легко»
Как правильно дышать при пении / YouTube / Онлайн-школа вокала «Петь легко»
4. Раскрывайте резонаторы
Резонатор — часть голосового аппарата, который усиливает звук. У каждого есть как минимум один резонатор (врожденный усилитель голоса), который и создает уникальный тембр. Например, если вы говорите низко, ваш врожденный резонатор — грудной. Если высоко — головной. Если гнусаво — носовой. [10]
Начинайте петь песни, которые подходят под ваш голос, именно в оригинальном звучании. Далее вы можете разработать и другие резонаторы и потом начать использовать их в пении.
Жанна СеропянТренер по вокалу, основательница онлайн-школы вокала «Петь легко»
Определить свой резонатор проще всего с педагогом. Он же подскажет, какие упражнения выполнять, чтобы разработать остальные резонаторы.
5. Слушайте запись своего голоса
Записывайте на диктофон, как звучит ваш голос. Слушайте со стороны: поначалу это может раздражать. Дело в том, что звук аудиозаписи передается в ваш мозг не так, как при обычном разговоре.
При прослушивании аудио звук проходит по воздуху и попадает в уши. Звуковая волна вызывает вибрацию барабанной перепонки и мелких слуховых косточек, которые передают колебания в улитку, затем — в аксоны, и только потом сигнал поступает в мозг.
Когда вы говорите, звук вашего голоса достигает внутреннего уха другим путем. Большая часть проходит через кости черепа. По этой причине люди обычно воспринимают свой голос как более глубокий и насыщенный. На записи же голос может звучать тоньше и выше. [11]
Со временем вы привыкните к звучанию своего голоса. Педагоги уверены, что прослушивание аудио поможет скорректировать ошибки, отметить достижения. Также можно снять свое творчество на видео. Так вы сможете не только оценить звучание голоса, но и увидеть, а затем исправить мышечные или лицевые зажимы.
6. Регулярно тренируйтесь
Помимо занятия с педагогом или самостоятельного изучения основ вокала, постарайтесь почаще петь в жизни. Например, за уборкой дома, приготовлением еды, в душе.
Педагоги советуют регулярно ходить в караоке. Это даст вам опыт сценического пения, научит работать с микрофоном, раскрепостит и прибавит уверенности.
7. Танцуйте
Во время исполнения следите за ощущениями: тело должно быть свободным. Если чувствуете зажим или спазм в определенной части, начните танцевать. Движение расслабляет и тело, и голос, так вы научитесь справляться с волнением.
Что делать с руками во время пения / YouTube / Мастерская вокала I VOICEDEMIA
8. Берегите голос
Некоторые сравнивают занятия вокалом с тренажерным залом, но это не совсем так: важно избегать принципа «быстрее, сильнее, выше», усталости голоса, перенапряжения.
При этом, как и тренажерном зале, важно заниматься вокалом регулярно, но понемногу, особенно начинающему ученику. Остановите пение, если чувствуете першение или боль в горле.
Прежде всего самостоятельное обучение пению должно проходить под лозунгом «НЕ НАВРЕДИ!», чтобы не заработать проблем с голосом. Самое главное, с чем вы должны подходить к занятию, — вам должно быть комфортно петь.
Анастасия ЛитвиноваПреподаватель вокала и актерского мастерства
Не забывайте, пение — это не мучительный процесс, а дополнительная возможность выразить свои чувства и эмоции. Поэтому просто всегда пойте с душой.
Татьяна КосоговаПедагог по вокалу творческой лаборатории «Музыка для души»