Как написать руководство пользователя программы или сайта — инструкции, советы, помощь, программное обеспечение
Журавлев Денис
Что такое руководство пользователя и для чего его создавать
Ежедневно создаются новые продукты, программы, сервисы и часто пользователям приходится несладко при освоении какой-нибудь сложной программы, поэтому каждому новому продукту желательно собственное руководство. Для чего?
Большинство людей не хочет разбираться с чем-то незнакомым без персонального, всегда доступного и понятного помощника. А именно им и является хорошее руководство пользователя.
Общие советы по созданию пользовательской документации
Перед тем как приступить к созданию руководства, нужно определиться с некоторыми важными моментами. Например, определить, для кого вы его пишете? Кто его будет читать — рядовые пользователи, для которых важны базовые функции продукта, или люди, которым нужны особые, нечасто используемые функции программы/сервиса.
После этого важно подумать о том:
- Где пользователь будет к нему обращаться: дома, на работе, в машине?
- Как часто он будет его просматривать?
- Насколько объективно сложен для понимания продукт?
Из этого можно сделать вывод, насколько интенсивно пользователь будет работать с документацией, а значит уже можно выбрать между сжатым «справочником» или объемным «путеводителем» Также важно, чтобы руководство писал профессионал, знающий продукт. Так что по возможности делегируйте написание техническому специалисту или аналитику, у которого есть полное представление о всех тонкостях продукта.
Определившись со всеми представленными пунктами, станет понятнее, какой нужно использовать стиль изложения, какого объема написать текст. Но помните, что излишне стилистически окрашенные слова мешают пользователю добраться до сути. Так что лучшим вариантом в большинстве случаев будет нейтрально-формальный стиль. Пишите так, чтобы пользователь вас понял. Постарайтесь по возможности избегать технических терминов, но проанализируйте — не сделает ли полное отсутствие терминов ваше руководство бесполезным?
Структура руководства пользователя
После того как вы ответили на предыдущие вопросы, создайте структуру руководства. У любого хорошего «путеводителя» хорошая и логичная структура. Начните с оглавления. Информативное содержание поможет читателю легко ориентироваться в документе.
В первом разделе желательно рассказать общую информацию о программе:
- Для чего создан продукт.
- Какие задачи он решает.
- Какие основные выгоды от использования для клиента.
В следующем разделе можно указать основные элементы пользовательского интерфейса. Пользователю будет трудно разобраться в софте, если он не поймёт для чего служат различные элементы интерфейса, или он не разберётся в основных режимах работы ПО. Опишите понятным языком предназначение экранов и окон.
Создайте раздел, где расскажете о наиболее эффективных способах применения продукта для решения типовых задач. Какие цели стоят перед клиентом, и как ваша программа/сервис помогает достичь их. Укажите информацию о том, как быстро и продуктивно пользоваться программой.
Ни одно руководство не обойдется без таких разделов как: «Частые вопросы» и «Устранение типовых проблем» В них разбираются вопросы и проблемы, с которыми часто сталкиваются пользователи. Для заполнения данного раздела вам скорее всего понадобятся уже готовые отзывы клиентов. Если у вас абсолютно новый продукт, вы можете предугадать проблемы ваших клиентов либо на первое время не включать данный пункт в ваше руководство.
Иногда технические писатели забывают о важном моменте в руководстве пользователя — контактная информация. Этот раздел поможет пользователям связаться с вами, даже если у них нет никаких вопросов и руководство полностью закрывает все их потребности. Клиент может дать совет, поделиться опытом или предложить выгодное вам сотрудничество.
Инструменты для быстрого создания руководства пользователя
Но как создать руководство пользователя, если пишешь его впервые? Или что делать, если руководство пользователя нужно постоянно обновлять и дорабатывать? Или нужны особые функции, которых нет в традиционных текстовых редакторах, например, в MS Word.
Одним из популярных инструментов для создания качественного руководства является программа Dr. Explain (https://www.drexplain.ru), в которой уже есть готовые шаблоны руководств пользователя с готовой структурой разделов и в которой удобно обновлять документацию, как бы часто эти обновления не происходили.
Видео-обзор основных возможностей программы Dr.Explain
Удобной особенностью инструмента является возможность экспортировать один и тот же документ в форматы: HTML, CHM, PDF. Простой и понятный интерфейс сам подскажет, как быстро просмотреть документ в различных форматах и настроить его под вывод в эти форматы.
Любой проект в Dr.Explain вы можете создать с нуля или импортировать уже существующую документацию, например из формата MS Word, HTML или CHM-файла, и буквально за несколько минут создать из нее онлайн-помощь, файл справки в формате CHM, или документ в формате PDF.
При создании руководства важно опираться на заранее составленный план. Дерево проекта в Dr.Explain поможет структурировать документ по вашему усмотрению. Вы можете добавлять, удалять перемещать разделы и переименовывать их. Для каждого раздела вы можете определить, в какой формат он будет экспортироваться. Также в работе удобно использовать статусы готовности разделов.
У программы свой собственный редактор, оптимизированный под работу со сложной документацией. Основные функции редактора вынесены в компактный тулбар. Это — управление стилем текста, форматирование абзацев, вставка ссылок, изображений, видео, таблиц и списков, а также вставка специальных объектов. Dr. Explain экономит время и силы своих пользователей. Разработчики документации часто сталкиваются с проблемой многократного использования одного и того же фрагмента текста и прибегают к очевидным решениям — «Ctrl+c», Ctrl+v». Dr.Explain предлагает решение по повторному использованию контента — текстовые переменные. Это решение экономит время, когда нужно много раз использовать один и тот же текст, особенно, который может периодически изменяться — например, версия документируемой системы.
Многие российские компании сталкиваются с тем, что руководство пользователя нужно писать согласно ГОСТ 19 и ГОСТ 34. Dr.Explain активирует поддержку требований ГОСТ фактически одним кликом. Программа автоматически сформирует структуру обязательных разделов и установит требуемые параметры страницы, стили абзацев, списков и заголовков.
Часто техническим писателям при документировании пользовательского интерфейса приходится снабжать изображения пояснительными выносками. Для таких случаев программа поддерживает специальные графические объекты — аннотированные экраны. Чаще всего аннотируются скриншоты программ и страниц веб-сайтов. Уникальной особенностью Dr.Explain является автоматическая аннотация изображений, получаемых при захвате экранов с окнами программ или сайтов. Программа анализирует структуру окон и добавляет пояснительные выноски ко всем значимым элементам.
Кроме того, Dr.Explain позволяет нескольким авторам одновременно работать над проектом с использованием сервиса www.tiwri.com, учетную запись на котором можно создать бесплатно за пару минут. При внесении правок одним автором сервис блокирует редактируемые разделы проекта для изменения другими авторами. По окончании редактирования изменения отправляются на сервер, и блокировка снимается. Так несколько человек могут одновременно работать над различными разделами проекта без риска помешать друг другу.
Попробовать режим многопользовательской работы в Dr.Explain можно даже с бесплатной лицензией. Вы можете создать общий проект и полноценно работать с ним в многопользовательском режиме до семи дней.
Почему компании выбирают Dr.Explain для создания руководств пользователя
Павел Свиридов, профессиональный военный, полковник, создатель астрологической системы «Вега Матрица»
«Только программа Dr.Explain обладала всеми необходимыми возможностями. А главное — она давала простор для творчества. Можно было выбрать цветовую гамму, вид и форму служебных элементов, настраиваемые шаблоны. Это позволило мне сохранить стилевое единство документации и самой программы. Ну, и конечно, полуавтоматическая обработка материала существенно облегчает и ускоряет работу по созданию хелпа.
Обучение работе в Dr.Explain было наглядным и сделано возможностями самой программы, что безусловно повлияло на мой выбор в ее пользу».
Прочитать полный кейс компании «Вега Матрица вы можете перейдя по ссылке
Наталья Обухова, бизнес-аналитик компании CRM Expert
«По классике жанра был пилотный проект на двух фаворитах (Dr.Explain и HelpNDoc) и муки выбора.
Через неделю справка была полностью готова. Конечно, если мы набивали ее «с нуля», за это время мы бы не успели. Мы просто конвертировали все бумажные инструкции во внутренний формат программ, изменили каталогизацию и организовали систему гиперссылок.
Сначала фаворитом выбора была другая система, но решающим фактором в пользу Dr.Explain стал возглас человека, выполняющего основную часть работы по переносу текста: «Вжух! И вся структура документа перенеслась в файл справки». Функция импорта в Dr.Explain отработала на ура и сэкономила кучу времени.
Также очень подкупил дизайн веб-справки, который формируется Dr.Explain, и красивый способ организации подписей к окнам нашей системы. В Dr.Explain это называется «Аннотирование экрана».
Возможность установки статуса раздела тоже оказалась очень удобной, особенно, после импорта старой версии справки легко отслеживать, какие разделы требуют обновления, в каких еще ведутся изменения, а какие уже обновлены и актуальны».
Прочитать полный кейс компании CRM Expert
Николай Вальковец, разработчик компании 2V
«Мы значительно сократили время работы техподдержки с новыми клиентами на этапе подключения. Раньше требовалось проводить онлайн презентации и видео конференции для новых клиентов, объясняя особенности программы. Сейчас же, один раз постаравшись максимально подробно всё описать, мы избавили себя и нашу техподдержку от этой работы. Нам импонирует простота программы и скорость работы. Можно быстро редактировать, добавить новые пункты в документацию, сохранить в формате HTML и выложить на сайт».
Прочитать кейс компании V2
Подытожим
Создание и написание хорошей пользовательской документации — это труд, который требует много времени и усилий. Но если успешно справиться с задачей, можно навсегда получить лояльных и довольных клиентов. Не забывайте о том, что недовольство от некачественного руководства может быть спроецировано пользователем на сам продукт и повлиять на дальнейшие решения о его выборе. Пользовательская документация должна стать персональным и незаменимым помощником. Используя Dr. Explain, вы сможете быстро создать качественное руководство пользователя, которое будет помогать пользователям разбираться в продукте, а вам позволит сосредоточить свои силы на более важных задачах — разработке и продвижении программного продукта.
Скачать Dr.Explain с неограниченной по срокам возможностью бесплатной работы можно по адресу: https://www.drexplain.ru/download/
Успешных вам разработок!
Смотрите также
- Dr.Explain — инструмент для создания мобильной версии пользовательской документации к программным продуктам
- Шаблоны файлов помощи, руководства пользователя программного обеспечения или сайта, шаблон базы знаний — бесплатные шаблоны и примеры пользовательской документации
Инструкция по созданию паспорта
программы в автоматизированной информационной системе
«Навигатор дополнительного
образования детей»
Важно!
! Паспорт программы – это «некоторая» часть
содержания самой программы. В разделах паспорта программы указывайте только ту
информацию, которая необходима по требованиям системы. Лишнего не добавляйте.
! Важно помнить – система
Навигатор является проектом всероссийского масштаба, поэтому, всё что вы
вносите в паспорт программы, видят все родители, обучающиеся, коллеги,
ответственные за организацию работы системы в вашем учреждении, но и
учреждения, контролирующие работу системы в Карасукском районе, учреждения,
контролирующие работу системы в Новосибирской области и т.д.
! Не перегружайте паспорт
программы «лишней» информацией, такие «перегруженные» программы тяжело
визуально воспринимать, особенно родителям. Используйте принцип «Лучше меньше,
но качественно».
! Не допускайте грамматических,
орфографических и стилистических ошибок! Ваша программа – это «ваше лицо» в
системе.
! Во всех разделах программы абзацы
должны быть разделены двойным отступом (Enter).
! Рекомендуется использовать
форматирование, предложенное в верхней части окна (маркерованный и
нумерованный списки):
! Перед тем как приступить к созданию паспорта
программы, нужно заранее приготовить электронный вариант программы (для
копирования текста) и 2-3 фотографии с определенными параметрами.
! Если вы при создании
паспорта программы отвлеклись по важным делам более чем на 1 час,
система автоматически потребует обновления страницы и информация,
которую вы уже внесли, не сохранится, даже если информация вся сохранилась,
загрузить фотографию на обложку не получится – весь процесс придется начинать
заново!
! Советую вам заранее приготовить в
электронном варианте информацию, которую будете размещать в паспорте программы,
затем только копируйте и вставляйте в соответствующие разделы паспорта.
! В рабочей области педагога нажимаем в левом
верхнем углу зеленую кнопку «Создать программу».
Откроется отдельное окно «Новая
запись» создания паспорта программы, в котором и необходимо внести необходимую
информацию о реализуемой программе, заполнив все строки. Нажимаем кнопку
«Начать».
ЭТАП № 1
Полное наименование:
! Указываем полное название программы (без
сокращений и строчными буквами, кроме аббревиатуры) в соответствии с
титульным листом с указанием направленности и при наличии уровня программы.
Пример:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Бисеробум» (стартовый уровень)
Публичное наименование:
! Непосредственно перед самим названием программы
необходимо добавить слово «Программа». Далее указываем название программы.
Пример:
Программа «Бисеробум»
Краткое описание:
! У каждой программы свое
описание, короткое, в одну строку. Из краткого описания должно быть понятно –
на что направлена программа, для чего она создана. Основная его задача –
привлечь внимание детей и родителей (законных представителей) своим содержанием.
Можно составить текст из формулировки цели программы.
Важно!
! В конце Краткого описания точку не ставим,
так как оно располагается под названием программы и является своего рода
«заголовком».
! Количество букв, пробелом, символов ограничено до 152,
если вы превысите ограничение, то окончание задуманной вами фразы может
потеряться и не отображаться на сайте.
Пример:
1.
Если
ваш малыш увлекается конструированием, часто занимает свои руки сборкой
различных механизмов, то наш кружок для Вас!
2.
Программа
направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству посредством изучения
бисероплетения
Форма обучения:
! Нажимаем на серый треугольник в конце пункта
для выбора нужной формы обучения.
Пример:
Очная форма обучения
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 2
Продолжительность программы:
! Указываем срок реализации программы в
соответствии с титульным листом программы. При указании периода обучения
нажимаем на серый треугольник в конце пункта.
Пример:
1, год
ОВЗ:
! Если содержание
программы рассчитано на определенную категорию детей с ОВЗ, тогда ставим
«Галочку» и указываем в пункте «Заболевание» категорию, на которую рассчитана
программа.
Возрастные ограничения, лет:
! Указываем возрастной период, на который
рассчитана программа в соответствии с титульным листом.
Пример:
От: 7, до: 10
Размер группы, чел.:
! Размер группы должен соответствовать
требованиям СанПиН и локальным актам образовательной организации. Если
программа рассчитана на несколько лет обучения и при этом размер групп разный
(в зависимости от года обучения), то необходимо указать самый наибольший одной
из групп обучения. Пример:
До: 15
Участие программы в значимом проекте:
! Если программа не
участвует в значимом проекте, не заполняем. Если участвует, к примеру, в
проекте «Точка роста», тогда нажав серый треугольник в конце пункта, выбираем
позицию «Точка роста».
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 3
Укажите адрес:
! Указываем фактический адрес реализации
программы. Система автоматически отобразит официальный адрес вашей
образовательной организации, если вы планируете реализовывать программу на базе
другой организации, тогда указываете фактический адрес реализации (с той целью,
чтобы дети и родители знали где будут проводится занятия).
Пример:
632867, Российская Федерация,
Новосибирская область, город Карасук, улица Пархоменко, 3
Муниципалитет:
! Нажав на серый треугольник в конце пункта,
выбираем из списка «МР Карасукский».
МР Карасукский
Районы:
! Не заполняем. Этот пункт для города
Новосибирска.
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 4
! Должен
содержать минимум 3 максимум 6 абзацев и должен раскрывать актуальность и
новизну программы, преимущество обучения по ней, её отличительные особенности
от других программ. Раскройте преимущества, которые получает как родитель, так
и ребенок от занятий по вашей программе и при составлении описания опирайтесь
на них. Как рекомендация – используйте содержание пунктов раздела
«Пояснительная записка» программы: актуальность программы, отличительные
особенности и новизна.
Пример:
Актуальность программы заключается в
том, что овладевая основными приемами бисероплетения, дети учатся
преобразовывать форму изделия, подбирать цвет, читать и создавать новые схемы и
благодаря этому у них развиваются: дизайнерские способности, креативность и
мотивация к созданию интересных изделий.
В век компьютерных технологий
необходимо быть мобильным и креативно мыслящим человеком: уметь извлекать
необходимую информацию из книг, журналов, интернета и других источников;
развивать творческое воображение, для того чтобы сделать уникальные вещи,
которых не будет ни у кого. Поэтому программа направлена на овладение
обучающимися основных приёмов бисероплетения и носит практико–ориентированный
характер, опирается на компетентностный подход личностного
самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и здоровьесбережения.
Преимущество программы выражено в
применении модифицированного комплекса упражнений для коррекции остроты зрения
(на основе гимнастики для глаз по Аветисову и
Базарнову), который разработан и
апробирован совместно с офтальмологом Г. И. Слюсаревой. Данный комплекс
помогает решать задачи, связанные с максимальной концентрацией зрительного
аппарата при работе с бисером, так же особого напряжения глаз, вызываемого
продолжительной работой над изделием.
Программа не исключает участие детей
с ОВЗ по зрению и окажет оздоравливающее влияние, помогая корректировать зрение
при таких глазных заболеваниях как: амблиопия (ленивый глаз), врожденная
макулодистрофия, частичные атрофии зрительного нерва; эффективно способствует
сохранению психического здоровья (снятию стресса).
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 5
Направленность:
! Указываем в соответствии с титульным листом
программы – нажимаем на серый треугольник в конце пункта и выбираем
соответствующую направленность.
Пример:
Художественная
Профиль:
! При нажатии на серый треугольник в конце
пункта, система автоматически предложит вам выбор профиля в соответствии с
направленностью программы – выделяем подходящий профиль вашей программы. Если
ни один профиль не подходит, выбираем в самом низу «Прочее».
Пример:
1. Декоративно-прикладное
творчество
2. Прочее
Тип программы:
! Нажимаем на серый
треугольник в конце пункта и выбираем соответствующий тип программы.
Пример:
Общеразвивающая
Уровни программы:
! Указываем в соответствии
с титульным листом программы – нажимаем на серый треугольник в конце пункта.
Если содержание программы не предполагает наличие уровня обучения, не
заполняем.
Пример:
Стартовый (ознакомительный)
Теги:
! Нажав на серый треугольник в конце пункта, выбираем
подходящий к содержанию программы тег, если ни один тег не подходит, тогда не
заполняем.
Пример:
Делаем руками
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 6
Знания и навыки:
! Отмечаем «Галочкой» те, что подходят вам по
видам деятельности в период реализации программы.
Пример:
1. Работа
руками
2. Искусство
и творчество
Направления профессионального развития:
! Отмечаем, поставив «Галочку», те
направления профессионального развития, которые соответствуют содержанию
программы. Если направление профессионального развития не предусмотрено
программой, ничего не отмечаем.
Пример:
Искусство и культура, художественное
ремесло
Нажимаем кнопку «Далее».
7
Содержание программы:
! Должны быть отражены основные разделы учебного
плана программы с обязательным указанием часов по каждому разделу. Если
программа рассчитана на несколько лет обучения, что учебный план должен быть
представлен по каждому году обучения. Используйте форматирование и указанные
формулировки в примерах.
Пример 1 (один год
обучения):
Учебный план включает в
себя следующие разделы (темы) обучения:
• Вводное
занятие – 2 часа.
• Гармония
цвета. Цветоведение. Гимнастика для глаз – 2 часа.
• Плетение
на проволоке – 30 часов.
• Плетение
иголкой – 18 часов.
• Вышивка
– 10 часов.
• «Творческая
мастерская» (изготовление сувенирной продукции) – 8 часов. Аттестация
– 2 часа.
Пример 2 (несколько лет
обучения):
Учебный план 1 года
обучения включает в себя следующие разделы (темы) обучения:
• Вводное
занятие – 2 часа.
• Гармония
цвета. Цветоведение. Гимнастика для глаз – 2 часа.
• Плетение
на проволоке – 30 часов.
• Плетение
иголкой – 18 часов.
• Вышивка
– 10 часов.
• «Творческая
мастерская» (изготовление сувенирной продукции) – 8 часов.
• Аттестация
– 2 часа. Выставки – 6 часов.
Учебный
план 2 года обучения включает в себя следующие разделы (темы) обучения:
Вводное
занятие – 3 часа.
• Мозаика
– 78 часов.
• Новогодние
фантазии – 18 часов.
• Папье-маше
– 112 часов.
• Выставки
– 5 часов.
Нажимаем кнопку «Далее».
8
Цель программы:
! Помимо основной цели программы должны быть
указаны задачи по её достижению. Используйте форматирование и указанные
формулировки в примерах.
Пример:
Основная цель программы
– развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству на основе изучения
бисероплетения.
Достижение поставленной
цели возможно при решении следующих задач:
Личностные:
— развивать
коммуникативность, навыки сотрудничества, инициативность; — побуждать
обучающихся к применению здоровьесберегающих технологий.
Метапредметные:
— формировать
устойчивую мотивацию к занятиям бисероплетения;
— развивать
потребность в самообразовании, самостоятельности и умение доводить дело до
конца.
Предметные:
— научить:
основным приемам бисероплетения, низания, вышивки; пользоваться
технологическими картами, читать и составлять схемы;
— познакомить
с основными правилами оформления композиции и панно;
— научить
изготовлению изделий из бисера по образцу и по собственному замыслу.
Нажимаем кнопку «Далее».
9
Ожидаемые результаты:
! Перечисляете в соответствии с ожидаемыми
результатами программы. Если программа рассчитала на несколько лет обучения,
необходимо указать результаты реализации программы по каждому году обучения.
Пример 1 (один год
обучения):
Личностные:
— будут
обладать коммуникативными умениями, навыками сотрудничества, инициативности; —
будут уметь применять здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз).
Метапредметные:
— будут
обладать устойчивой мотивацией к дальнейшим занятиям бисероплетением; — будут
иметь потребность в самообразовании, осуществлять самоконтроль; — будут уметь
доводить дело до конца.
Предметные:
— будут
знать основные правила оформления композиции и панно;
— будут
уметь выполнять основные приемы бисероплетения (параллельное, петельное,
игольчатое плетения, низания, вышивки);
— будут
уметь пользоваться технологическими картами, читать и составлять схемы; —
будут уметь изготавливать изделия из бисера по образцу и по собственному
замыслу.
Пример 2 (несколько лет
обучения):
Результаты реализации
программы 1 года обучения:
Личностные:
— будут
обладать коммуникативными умениями, навыками сотрудничества, инициативности; —
будут уметь применять здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз).
Метапредметные:
— будут
обладать устойчивой мотивацией к дальнейшим занятиям бисероплетением; — будут
иметь потребность в самообразовании, осуществлять самоконтроль; — будут уметь
доводить дело до конца.
Предметные:
— будут
знать основные правила оформления композиции и панно;
— будут
уметь выполнять основные приемы бисероплетения (параллельное, петельное,
игольчатое плетения, низания, вышивки);
— будут
уметь пользоваться технологическими картами, читать и составлять схемы; —
будут уметь изготавливать изделия из бисера по образцу и по собственному
замыслу.
Результаты реализации
программы 2 года обучения:
Личностные:
— будут
обладать коммуникативными умениями, навыками сотрудничества, инициативности; — будут
уметь применять здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз).
Метапредметные:
— будут
обладать устойчивой мотивацией к дальнейшим занятиям бисероплетением; — будут
иметь потребность в самообразовании, осуществлять самоконтроль; — будут уметь
доводить дело до конца.
Предметные:
— будут
знать основные правила оформления композиции и панно;
— будут
уметь выполнять основные приемы бисероплетения (параллельное, петельное,
игольчатое плетения, низания, вышивки);
— будут
уметь пользоваться технологическими картами, читать и составлять схемы; —
будут уметь изготавливать изделия из бисера по образцу и по собственному
замыслу.
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 10
Особые условия:
! Должна быть отражена информация об особых
условиях, если они, конечно, есть (ограничение по состоянию здоровья (в кружках
спортивной направленности указание обязательно – наличие справки о состоянии
здоровья), программа платная и т.д., и т.п.).
Если таких условий нет, тогда ничего не указываем.
Пример:
Обязательно наличие медицинской
справки о состоянии здоровья.
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 11
Преподаватели:
! Указываем информацию об всех преподавателях,
участвующих в реализации программы.
Данное поле должно включать в себя:
—
обязательную информацию – Ф.И.О. (полностью), сведения о
занимаемой должности, ученой степени и ученом звании, квалификационная
категория, сведения о педагогическом стаже, о повышении квалификации (при
наличии) и профессиональной переподготовке (при наличии);
—
дополнительную информацию – представление индивидуальных
профессиональных достижений. К такой информации можно отнести сведения о
результатах научных и образовательных проектов; отчеты о стажировках;
информацию о владении иностранными языками; списки публикаций; подготовленные
электронные учебные материалы и др.
Зачастую, родитель ведет заниматься ребенка в
кружок, опираясь на личную симпатию либо профессионализм педагога.
Пример:
Иванова Мария Ивановна –
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Уровень образования:
высшее, образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация
«Учитель начальных классов», по специальности «Педагогика и методика начального
образования», 00.00.0000 г.
Стаж педагогической
работы: 35 лет.
Данные о повышении
квалификации и (или) профессиональной переподготовки:
— АНО
«Центр детско-юношеского творчества «Подснежник», по программе «Режиссерское
решение…», 72 часа, 00.00.0000 г. — 00.00.0000 г.
— ООО
«ИНФОУРОК», курс повышения квалификации «Организация…», 72 часа, 00.00.0000 г.
— …
Сведения о наградах,
поощрениях:
— Почетная
грамота Муниципального учреждения «Образование Карасукского района»
Новосибирской области, 0000 год.
— Почетная
грамота Главы Карасукского района Новосибирской области, 0000 год. — …
Разработанные материалы:
— Мастер-класс
«Развитие…», 0000 год. — Методические рекомендации по …, 0000 год. — …
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 12
Материально-техническая база:
! Указываем следующие обязательные сведения в
соответствии с содержанием разделов программы: — Учебное помещение;
—
Материально-техническое обеспечение; — Информационное обеспечение.
Пример:
Учебное помещение: площадь 21,4 м², соответствует
требованиям санитарных норм и правил.
Материально-техническое
обеспечение:
Перечень оборудования
учебного помещения, кабинета:
—
классная
доска – 1 шт.;
—
стол
для преподавателя – 1 шт.;
—
стул
для преподавателя – 1 шт.; — столы ученические – 1 шт.;
—
стулья
ученические – 1 шт.;
—
шкафы
и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов – 1 шт.; —
зеркало – 1 шт.;
—
декорации;
—
костюмы;
—
и
т.п.
Перечень оборудования,
необходимого для проведения занятий: (при наличии)
— станок – 1 шт.;
—
спортивный
снаряд – 1 шт.;
—
швейная
машинка – 1 шт.;
—
специальные
приспособления – 1 шт.;
—
микрофон
– 1 шт.;
—
и
т.п.
Перечень технических
средств обучения: (при наличии)
—
компьютер
– 1 шт.;
—
принтер
– 1 шт.;
—
графо-,
мультимедиа-проектор – 1 шт.;
—
интерактивная
доска – 1 шт.;
—
телевизор
– 1 шт.;
—
музыкальный
центр – 1 шт.;
—
видеомагнитофон
– 1 шт.; — DVD-проигрыватель – 1 шт.;
—
и
т.п.
Перечень технических,
графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных
инструментов и т.п.: (при наличии)
—
наименование
инструмента – 1 шт.;
—
…
Перечень материалов,
необходимых для занятий: (при наличии)
—
ватман
– 1 шт.; — ткани – 1 шт.;
—
нитки
– 1 шт.;
—
фурнитура
– 1 шт.;
—
глина
– 1 шт.;
—
клей
– 1 шт.;
—
краски
– 1 шт.;
—
заготовки
из дерева, металла и других материалов – 1 шт.;
—
и
т.п.
Учебный комплект на
каждого обучающегося: (при наличии)
—
тетрадь
– 1 шт.;
—
ручка
– 1 шт.;
—
карандаш
– 1 шт.;
—
фломастеры
– 1 шт.;
—
набор
цветной бумаги – 1 шт.;
—
альбом
– 1 шт.; — и т.п.
Требования к специальной
одежде обучающихся: (при наличии)
—
спортивная
форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской – 1 шт.;
—
и
т.д.
Информационное
обеспечение:
—
Электронные
образовательные ресурсы (аудио, видео): …. — Специальные компьютерные
программы: …
—
Информационные
технологии: …
Нажимаем кнопку «Далее».
ЭТАП № 13
Код видео:
! При желании можно добавить видео.
Рекомендованная тематика видео: фрагмент занятия, презентация кружка,
мастер-класс, занятие от педагога и т.д. Добавление видео: видео-фрагмент
размещается на канале YouTube, далее необходимо скопировать НTML-код видео-фрагмента
и вставить его в раздел «Код видео».
Ссылка на размещение
инструкции по работе с фото и видеоматериалами на канале YouTube: https://mozkarasuk.ucoz.net/index/navigator_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_novos
ibirskoj_oblasti/0—17
Нажимаем кнопку «Далее».
Загрузить обложку:
! Обложкой к программе должна служить
фотография с занятий. Она не должна содержать текст и не должна быть скачена с
Интернета.
Важно!
! Обращаю внимание: обложку программы нужно
определить и приготовить заранее, без неё вы не сможете загрузить паспорт программы.
! Внимательно прочтите и учтите технические
требования к обложке-фотографии
! Очень сложно загрузить фото, сделанные
телефоном – маленькие по размеру.
! Нажимаем зеленую кнопку «Загрузить обложку».
! В открывшемся окне указываем путь на
размещение обложки, к примеру, у меня она находится на Рабочем столе в папке
«Навигатор». В левой части окна находим и жмём «Рабочий стол», нажимаем двойным
кликом мыши на папку «Навигатор».
! После открытия моей папки «Навигатор»,
выделяем нужное фото (моё фото называется «Бисеробум») и нажимаем кнопку
«Открыть».
! Система предложит обрезку картинки, если она
не соответствует параметрам загрузки – исправьте на свое усмотрение. Далее жмём
на зелёную кнопку «Сохранить».
! Если всё прошло удачно, фото загружено,
нажимаем «Далее».
! Если система «отказывается» загружать
обложку, как бы вы не работали над фото (меняли размер, хотя уверены что он
соответствует требованиям, пробовали загрузить другое фото и т.д.), это значит,
что вы превысили лимит времени по загрузке Паспорта программы.
Очень важно!
Не тратьте зря своё время и усилия – нажимая кнопку
«Назад», скопируйте в WORD всю размещенную информацию на всех этапах, закройте
окно загрузки «Новая запись» и начните создание Паспорта программы заново!
ЭТАП № 15
+ Добавить класс:
! Не заполняем, не нажимаем.
+ Добавить группу/модуль:
! Выбираем зеленую кнопку «+ Добавить
группу/модуль».
! В открывшемся окне «Новая группа». Заполняем
поля раздела «Параметры»
Название (чтобы было понятно родителям при записи):
! Указываем такое название группы, чтобы вы в
дальнейшем могли легко ориентироваться, если реализуете несколько программ, и
чтобы проверяющие могли быстро определить принадлежность группы именно вам.
Нужно указать либо название программы, Ф.И.О.
педагога, либо возраст детей, либо год обучения, если программа предполагает несколько
лет обучения. Если программу реализует несколько педагогов, то указываем Ф.И.О.
преподавателя, реализующего занятия именно в этой
группе.
Пример 1:
Группа «Бисеробум», Л. Н.
Маланина Пример 2:
1 группа 2-го года
обучения, М. И. Иванова Пример 3:
Группа М. И. Ивановой, 7-8 лет
Преподаватель:
! Если программу реализует один педагог –
Ф.И.О. преподавателя указываем полностью. Если несколько, то через запятую.
Пример 1 (один
преподаватель):
Иванова Мария Петровна Пример
2 (несколько преподавателей):
Иванова М. П., Петров И. И.
Выберите преподавателя:
! Не заполняем. Его заполнение потребует
дополнительных усилий и указания дополнительной информации о педагоге при
нажатии на «+».
! В настоящее время заполнение этот пункта не
обязательно, но даёт некоторые преимущества – если его полностью заполнить и
«привязать» педагога к реализации определенной программы, то в дальнейшем всё
что связано с реализацией именно этой программы (статус программы, поступившие
заявки, ведение журнала посещаемости, результаты прохождения экспертизы (НОКО)
и т.д.), будет доступно только педагогу, указанному в этом пункте.
Период обучения (в текущем учебном году):
! Указываем даты реализации программы – «С» и
«По» какое число.
Очень важно!
! По 26 июля текущим
учебным годом еще считается 2020-2021 учебный год.
С 27 июля текущим учебным годом
уже будет считаться 2021-2022.
Поэтому:
1.
В пункте «Период обучения (в текущем году)» независимо от этого факта
указываем реальный, планируемый период обучения, к примеру с 01.09.2021
и о 31.05.2022.
2.
А вот с расстановкой «Галочек» по приему на обучение поступаем так: —
до 26 июля «Галочка» должна стоять в пункте «Прием заявок на следующий
учебный год»;
— с 27 июля переносим
«Галочку» в пункт «Прием заявок на текущий год».
Важно!
! Координаторы и области, и Федерации, сообщили о том,
что 27 июля «Галочки» в этих пунктах поменяются автоматически в связи с
переходом на новый учебный год. ! Но вы все равно зайдите в паспорт
программы и проверьте их расстановку. Помечу это нужно сделать – если
автоматического перехода по техническим причинам не произошло, то все заявки,
поступившие с 27 июля на обучение, автоматически будут переходить на
2022-2023 учебный год, вы при подтверждении заявки можете не обратить
внимание на какой год обучения подана заявка и зачислить ребенка на 2022-2023
учебный год.
Прием заявок на текущий год: (после 26 июля 2021 года)
! Ставим «Галочку». В позициях «С» и «По»
лучше даты не указывать, закрыть прием заявок всегда можно, убрав «Галочку» в
этой позиции, а вот угадать за какой период поступят и вы оформите заявки на
обучение не всегда возможно.
Важно!
! Если вы укажите конкретную дату начала и
окончания приема заявок на обучение по программе, то родители и дети, которые в
этот период не успели, не смогут подать заявку, так как система автоматически
«закроет» доступ по приему заявок, в соответствии с указанными вами датами.
Прием заявок на следующий год с: (после 26 июля 2021 года)
! Не заполняем. Не ставим «Галочку». В
позициях «С» и «По» не указываем.
Возраст:
! Указывается в соответствии с программой
(титульным листом).
Пример 1:
От 7; до 10.
! Если программа рассчитана на несколько лет
обучения, то указываем возраст в соответствии с годом обучения.
Пример 2, если программа
рассчитана на три года обучения для детей возрастом 714 лет:
—
1 год обучения – возраст 7-12 лет;
—
2 год обучения – возраст 8-13 лет; — 3 год обучения – возраст 9-14 лет.
Количество часов в год:
! Ставим то количество часов в год, которое указано в
учебном плане. Если программа рассчитана на несколько лет обучения, у каждой
группы обучения будет своё количество часов в год в соответствии, опять же, с
учебными планами. Пример 1:
72.
Минимальное число обучающихся, чел.:
! Численность должна соответствовать
требованиям санитарных норм и правил (СанПиН) и локальным актам образовательной
организации. Минимальный и максимальный размеры могут совпадать. Пример:
15.
Максимальное число обучающихся, чел.:
! Численность должна соответствовать
требованиям санитарных норм и правил (СанПиН) и локальным актам образовательной
организации. Минимальный и максимальный размеры могут совпадать. Пример:
15.
+ Добавить источник финансирования:
! Нажимаем «+ Добавить источник
финансирования».
! Если программа не участвует в
персонифицированном финансировании, выбираем «Бюджетное (бесплатное)», далее
кнопка «Сохранить».
! Для программ, участвующих в
персонифицированном финансировании дополнительные инструкции будут даны после
середины августа 2021 года.
Важно!
! В персонифицированном финансировании в
2021-2022 учебном году участвуют некоторые программы учреждений: Дома детского
творчества, Детско-юношеской спортивной школы и Детско-юношеского центра.
! Заполняем поля в новом открывшемся окне
«Новое расписание группы».
На период:
! Система автоматически устанавливает дату из
позиции «Период обучения (в текущем 2021-2022 учебном году)».
Дни недели:
! Указываем день недели проведения занятий.
Пример:
СР.
Время от:
! Указываем начало проведения занятий. Пример:
15:00.
Продолжительность занятия (академических часов):
! Указываем общую продолжительность занятия.
Если вы планируете провести два занятия по 45 минут, указываете «2». Пример:
2.
Продолжительность перемен, минут:
! Позиция появляется автоматически при
указании продолжительности занятия (академического часа) более «1». Необходимо
указать длительность перемены, отдыха между занятиями. Продолжительность
перемены, отдыха регламентируется требованиями СанПиН и локальными актами
образовательной организации. Пример:
10.
Продолжительность академического часа:
! Продолжительность должна соответствовать требованиям
санитарных норм и правил (СанПиН) и возрастной категории обучающихся. Пример
1:
45.
Пример 2:
30.
Выберите преподавателей:
! Эта позиция будет активна после заполнения
позиции «Выберите преподавателей» в разделе «Параметры». Пока не заполняем,
пропускаем.
Помещение:
! Эта позиция будет активна после проведения
инвентаризации. Пока не заполняем, пропускаем.
! Затем нажимаем кнопку «Сохранить» в
окне «Новое расписание группы».
! Затем нажимаем кнопку «Сохранить» в
окне «Новая группа».
Нажимаем кнопку «Далее».
Важно!
! Если вы планируете работать не с одной
группой обучения, то на данном этапе создавать вторую и последующие группы не
нужно, чтобы не тратить время на создание самого Паспорта программы.
В дальнейшем группы обучения можно создавать,
добавлять в режиме редактирования Паспорта программы в разделе «Группы/Классы».
ЭТАП № 16
! На этом этапе можно загрузить дополнительные
фотографии, которые потом будут отображаться в разделе Паспорта программы
«Галерея».
Зачастую педагоги игнорируют добавление
дополнительных фотографий, а зря.
Максимально за размещение дополнительных фотографий с
занятий начисляется 320 баллов, 40 за каждую, то есть 8 фото будет достаточно
(за девятое фото баллы начисляться не будут) – этот факт может помочь вам при
прохождении независимой экспертизы программы (НОКО) – если по баллам экспертов
программа не будет «дотягивать» до минимальной оценки, то наличие фото в
галерее поможет вам «дотянуть» до неё (так же как и наличие загруженного видео,
комментарии родителей).
! Загружаются дополнительные фотографии
аналогично процедуре загрузки обложки программы – нажимаем на зеленую кнопку
«Загрузить изображения» и загружаем нужное фото из места расположения.
! Далее необходимо нажать в правом нижнем углу
зеленую кнопку «Создать». ! Это завершающий этап, система сообщит вам
под каким номером зарегистрирована ваша программа. Смело нажимаем в нижнем
левом углу кнопку «Закрыть» – паспорт программы создан.
Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
В состав программы ПЭК входят разделы
ДРУЗЬЯ
Если вам необходимо разработать проектную документацию или подготовить годовые отчеты по экологии пишите нам на почту mirecologa@yandex.ru
Дополнительная информация
Информация о том, кто должен разрабатывать программу ПЭК, кем согласуется, а также возможные штрафные санкции за ее отсутствие в статье.
Информация по заполнению отчета по программе ПЭК представлена в статье.
Заполнение раздела «общие положения» в программе ПЭК.
Первый раздел «1. общие положения» содержит краткую информацию о юридическом лице, об объекте негативного воздействия на который разрабатывается программа ПЭК. В обязательном порядке в данном разделе приводится следующая информация:
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
- наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
- наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице (отчет направляется в соответствующий орган где вы стоите на учете). Уровень учета можно посмотреть на сайте РПН если в фильтре указать номер объекта НВОС;
- дату утверждения Программы.
Данный раздел не требует каких-то особых пояснений, по этому не будем на нем останавливаться.
Запыление раздела 2 «сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»
Следующий раздел «2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать следующую информацию:
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке
- показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества)
- сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных
И так, в данном разделе приводим информацию о последней проведенной инвентаризации ИЗАВ на объекте НВОС. Какая конкретно информация об инвентаризации должна быть указана в данном разделе кроме сроков её проведения в приказе не описано. Чаще всего приводится информация о сроках проведения инвентаризации, а также информация о результатах проведения данной инвентаризации в виде описания выявленных источников выбросов. Чаще всего в данный раздел практически целиком копируется информация раздела «Краткое описание видов деятельности на объекте ОНВ» тома инвентаризации.
Далее приводятся сводная таблица с перечнем выбрасываемых загрязняющих веществ, а также количеством по каждому веществу. Далее приводим таблицу с информацией о выбросах по каждому источнику, включая суммарный выброс по каждому источнику, а также общую массу выброса по объекту.
Ну последним этапом указываем информацию когда должна проводится следующая инвентаризация. Информация о сроках корректировки инвентаризации приведена в разделе IV, Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Как видите заполнить данный раздел не так и сложно при наличии проекта Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. К сожалению без тома инвентаризации ИЗАВ разработать программу ПЭК невозможно.
Заполнение раздела 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».
Раздел 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:
- сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
- показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
- показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом
- информацию о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета
Раздел заполняется при наличие на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Для предприятий у которых сброс сточных вод осуществляется в систему городской канализации, в данном разделе можно кратко описать общую ситуацию со сточными водами и реквизиты договора с водоканалом.
Начинам заполнять раздел с информации о заключенных договорах на водопользование и договорах на предоставление водного объекта в пользование (по сути не имея данных документов вы не можете осуществлять сброс в водный объект). Если договора у нас имеются, то просто переписываем из них номер, сроки, объемы забора, условия забора. Если договора отсутствуют, так и пишем.
Следующим этапом из проекта/расчета НДС (нормативов допустимых сбросов) переписываем информацию о массе сброса. Информация указывается по каждому загрязняющему веществу. Отдельно указывается суммарная информация о сбросе, по каждому источнику сброса и в целом по объекту НВОС (если имеется несколько точек сброса). Чаще всего данная информация также имеется в разрешении на сброс сточных вод.
Далее переходим к заполнению информации об объеме сточных вод по каждому выпуску и в целом по объекту. Данную информацию также можно найти в договоре водопользования, разрешении на сброс точных вод или проекте нормативов допустимого сброса.
В конце раздела указываем информацию о ведении учета сточных вод. Расписываем основные источники образования сточных вод (хозяйственно-бытовых, поверхностных, производственных, дренажных и т.п.). Здесь же подробно описываем информацию о стационарных источниках сброса (координаты, обустройство и т.п.), очистные сооружения (состав очистных, какие виды сточных вод очищают, основные характеристики). Ну и в конце указываем информацию о водомерных счетчиках (марка, номер, погрешность, даты поверок). Ранее в данном разделе требовалось дополнительно указать информацию о схемах водоснабжения и водопотребления разрабатываемых в соответствии с приказом 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». На текущий момент приказ от 08.07.2009 г №205 отменен, а в заменяющем его приказе 09.11.2020 № 903 не содержится требования по разработке и согласованию схемы водоснабжения и водоотведения, так что её у вас может вполне не быть.