Закон О защите прав потребителей
Российская Федерация
Закон
О защите прав потребителей
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги); уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Приложения:
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Глава III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)
Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
Глава I. Общие положения
Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года. В 1999 году данные принципы были
расширенны. Руководящие принципы охватывают физическую безопасность,
содействие соблюдению экономических интересов потребителей и их защиту,
нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг, систему
распределения основных потребительских товаров и услуг, меры,
позволяющие удовлетворять претензии потребителей, программы просвещения и
информирования; поощрение устойчивого потребления. 22 декабря 2015 года
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла
пересмотренные Руководящие принципы ООН по защите интересов потребителей
(далее – Руководящие принципы). Руководящие принципы должны создать
платформу для более тесного международного сотрудничества между странами
в интересах потребителей.
Роспотребнадзор принял непосредственное
участие в подготовке данного документа в целях продвижения российских
подходов в данной сфере, а также более полного отражения вопросов защиты
прав потребителей, представляющих национальный интерес. Новая редакция
Руководящих принципов дополнена разделами, посвященными добросовестной
деловой практике разрешения споров, а также особенностям защиты прав
потребителей в таких сферах как электронная торговля, финансовые услуги,
туризм, ЖКХ и др. Кроме того, обновленная редакция предусматривает
создание в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Межправительственной группы экспертов по вопросам законодательства в
области защиты прав потребителей.
Подборка по базе: Согласие Правопорядок_и_мы.pdf, Особенность юридических фактов в праве социального обеспечения.d, Вопросы к Правовое обеспечение профессиональной деятельности.doc, Конституционное право.rtf, Субсидиарное применение права.docx, Контрольная работа Конституционное право Сагайда Д. М.docx, ПЗ 2 Гражданское право_2_Туракулов С.Н.docx, ПЗ 3 Гражданское право_2_Туракулов С.Н.docx, ПЗ Гражданское право_2_Туракулов (1).docx, тест по теме налоговое право.docx
Часть вторая Защита интересов потребителей на рынке ……………………………………………. 75
IX. Безопасность продукции и ответственность за качество продукции ……………………… 76
A.
Безопасность продукции в руководящих принципах Организации
Объединенных Наций для защиты прав потребителей …………………………………………………… 76
B.
Законы о безопасности продукции ………………………………………………………………………………………. 77
C.
Ответственность за качество продукции …………………………………………………………………………….. 82
D.
Услуги как опасные товары ……………………………………………………………………………………………………… 87
E.
Безопасность продукции в международном праве и международной политике …….. 87
F.
Подержанные товары ……………………………………………………………………………………………………………….. 89
G. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 90
X.
Информирование и просвещение потребителей ……………………………………………………. 91
A.
Информирование и просвещение потребителей ……………………………………………………………… 91
B.
Информирование и просвещение потребителей в руководящих принципах
Организации Объединенных Наций для защиты прав потребителей …………………………. 91
C.
Передача риска ………………………………………………………………………………………………………………………….. 92
D.
Информирование потребителей …………………………………………………………………………………………… 92
E.
Ключевые проблемы, связанные с маркировкой ……………………………………………………………… 94
F.
Ключевые вопросы, связанные с рекламой ……………………………………………………………………….. 96
G.
Просвещение потребителей и его осуществление …………………………………………………………… 99
H. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..103
XI. Урегулирование споров и средства правовой защиты потребителей ………………….. 105
A.
Урегулирование споров и средства правовой защиты потребителей в руководящих принципах Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ………………………………………………………………………………….105
B.
Необходимость механизмов урегулирования споров и средств правовой защиты потребителей …………………………………………………………………………………………..105
C.
Способы обеспечения урегулирования споров и средств правовой защиты потребителей …………………………………………………………………………………………………………………………….106
D.
Критерии оценки систем урегулирования споров и правовой защиты потребителей …………………………………………………………………………………………………………………………….111
E. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..112
vii
Содержание
XII. Электронная торговля …………………………………………………………………………………………… 113
A.
Электронная торговля в руководящих принципах Организации
Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ……………………………………….113
B.
Охват и масштабы электронной торговли ………………………………………………………………………….113
C.
Доверие потребителей к цифровому рынку ……………………………………………………………………..116
D.
Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития …………………………………………………………………………………………………………………………………..118
E.
Другие международные руководящие принципы, регулирующие электронную торговлю ……………………………………………………………………………………………………………………………………..122
F. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..124
XIII. Конфиденциальность и защита данных ………………………………………………………………… 126
A.
Конфиденциальность в руководящих принципах Организации
Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ……………………………………….126
B.
Конфиденциальность − это право? ………………………………………………………………………………………126
C.
Понимание аспекта данных с точки зрения потребителей ……………………………………………126
D.
Проблемы регулирования в эпоху цифровых технологий …………………………………………….128
E.
Международное регулирование ………………………………………………………………………………………….129
F.
Может ли технология стать решением проблем, которые создает технология? ……..132
G. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..135
Часть третья
Защита интересов потребителей, базовые товары и услуги ……………… 137
XIV. Финансовые услуги ……………………………………………………………………………………………….. 138
A.
Финансовые услуги в руководящих принципах Организации
Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ………………………………………138
B.
Функции и формы потребительского кредитования ………………………………………………………139
C.
Функции и формы страхования …………………………………………………………………………………………….142
D.
Сферы регулирования финансовых услуг и перспективы для реформ ……………………..143
E.
Новые вопросы …………………………………………………………………………………………………………………………149
F. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..152
XV. Защита интересов потребителей коммунальных услуг ………………………………………… 153
A.
Коммунальные услуги в руководящих принципах Организации
Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ……………………………………….153
B.
Природа оказания коммунальных услуг …………………………………………………………………………….153
C. Регулирование …………………………………………………………………………………………………………………………..154
D.
Имущественные отношения …………………………………………………………………………………………………..155
E.
Результаты деятельности коммунальных предприятий …………………………………………………157
F.
Цены и субсидии ……………………………………………………………………………………………………………………….158
G.
Оценка в контексте ЦРТ/ЦУР ………………………………………………………………………………………………….160
H.
Гарантии соблюдения интересов потребителей ………………………………………………………………161
I.
Внедрение конкуренции в сфере в сфере коммунальных услуг …………………………………..162
J. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..164
XVI. Продовольствие для всех………………………………………………………………………………………. 165
A.
Право на продовольствие ………………………………………………………………………………………………………165
B.
Продовольствие в руководящих принципах Организаци
Объединенных Наций для защиты интересов потребителей ……………………………………….165
C.
Недоедание и продовольственная безопасность ……………………………………………………………165
D.
Опасения потребителей по поводу безопасности пищевой продукции ……………………167
E.
Механизмы в области продовольственных норм …………………………………………………………….168
F.
Опасения потребителей по поводу генной инженерии …………………………………………………168
G.
Продовольственное законодательство ………………………………………………………………………………169
H. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………..170
viii
Руководство по защите прав потребителей
Список сокращений
АККП
Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защите прав потребителей
АМРС альтернативные механизмы разрешения споров
АСЕАН
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
АТЭС
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
БАСКАП
Организация предпринимателей по борьбе за прекращение контрафакции и пиратства
БВК
Бюро по вопросам коммуникации Соединенного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии
БДК
Бюро добросовестной конкуренции Соединенного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии
БТС блочная тарифная сетка
ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения
ВТО
Всемирная торговая организация
ГАТС
Генеральное соглашение по торговле услугами
ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
ГУКЗБМ
Главное управление по вопросам потребления, конкуренции и борьбы с мошенничеством (Франция)
ГЭКРС губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота
ЕК
Европейская комиссия Европейского союза
ИКПЕН
Международная сеть по вопросам защиты прав потребителей и правоприменительной практики
ИКРТ
Международная сеть по вопросам исследований и испытаний
ИНДЕКОПИ Национальный институт защиты конкуренции и охраны интеллектуальной собственности (Перу)
ИС интеллектуальная собственность
ИСО
Международная организация по стандартизации
КАП
Китайская ассоциация потребителей
КАРИКОМ
Карибское сообщество
КВРС
Комитет по вопросам развивающихся стран Международной организации по стандартизации
КГАП
Консультативная группа по оказанию помощи беднейшим слоям населения
ККОИ
Консультативный комитет по объектам инфраструктуры, находящимся в публичной/частной собственности
КОПОЛКО
Комитет по политике в отношении потребителей Международной организации по стандартизации
КПП
Комитет по политике в отношении потребителей Организации экономического сотрудничества и развития
МГЭ
Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области защиты интересов потребителей
МЕРКОСУР
Южноамериканский общий рынок
МНП мелкий независимый поставщик
МОП
Международная организация потребителей
МТП
Международная торговая палата
НПО неправительственная организация
ОАГ
Организация американских государств
ix
Список сокращений
ОЭСР
Организация экономического сотрудничества и развития
ПВУ принцип высокого уровня
ПРОФЕКО
Федеральная прокуратура по охране прав потребителя (Мексика)
ПСГ
Потребительский совет Гонконга (Китай)
РАКЕ
Ассоциированная сеть потребителей электроэнергии (Камерун)
РАПЕКС
Система оперативного обмена информацией (Европейский союз)
РАССФ
Система предупреждения в области безопасности пищевых продуктов и кормов
РПООНЗП
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей
РТС региональное торговое соглашение
СБП страхование безопасности платежей
СЕНАКОН
Национальное агентство по защите прав потребителей (Бразилия)
СЕС
Суд Европейского союза
СИАР
Межамериканская система оперативного оповещения Организации американских государств
СИАС
Углубленное исследование, посвященное изучению состояния инфраструктуры африканских стран
СИЕКА
Секретарь Общего договора об экономической интеграции стран Центральной
Америки
СОК
Социальная ответственность корпораций
СПТ соглашение о преференциальной торговле
ТАПИС
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Всемирной торговой организации
ТБУ товары, бывшие в употреблении
ТМЗ технологические меры защиты
ТНК
транснациональная корпорация
ТТИП
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство
ТТП
Транстихоокеанское партнерство
УОЭЗ услуга общеэкономического значения
УСО
урегулирование споров в режиме онлайн
УСР
Управление по стандартам в области рекламы Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии
ФАО
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
ФИАГК
Иберо-американский форум государственных органов по защите прав потребителей
ФТК
Федеральная торговая комиссия Соединенных Штатов Америки
ЦРТ
Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия
ЦУР
Цели устойчивого развития
ЭКОСОС
Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций
ЮНИСЕФ
Детский фонд Организации Объединенных Наций
ЮНКТАД
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
ЮНСИТРАЛ Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли
B2B между предприятиями
B2C между предприятием и потребителем
C2C между потребителями
G20
Группа двадцати
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Система защиты
интересов потребителей
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Система защиты
интересов потребителей
2
Руководство по защите прав потребителей
I.
Защита прав потребителей: Обзор
A. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЗАЩИТЫ
ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Защита интересов потребителей направлена на ликвидацию объективного неравенства, существующего в отношениях потребитель − поставщик, в том числе в области переговорных возможностей, знаний и других ресурсов.
С целью урегулирования таких диспропорций
15 марта 1962 года президент Кеннеди сформулировал современную концепцию права на защиту потребителя в своем легендарном
«особом обращении к Конгрессу Соединенных
Штатов Америки по вопросам защиты интересов потребителей». В своем обращении он заявил следующее:
По сути, потребители − это мы все. Это самая большая экономическая группа, которая одновременно и влияет на практически каждое государственное и частное экономическое решение и испытывает их влияние. На долю потребителей приходятся две трети объема потраченных средств в экономике.
Однако потребители − это единственная значимая группа в экономике, которая организована неэффективно, чьи взгляды часто не учитываются <…> Мы больше не можем допускать ненужные траты в потреблении так же, как мы не можем допускать неэффективность в бизнесе или в правительстве. Если потребителям предлагаются товары низкого качества, если цены неоправданно завышены, если лекарства небезопасны или бесполезны, если у потребителей нет возможности выбора из-за недостатка информации, их деньги тратятся впустую, их здоровье и безопасность могут быть под угрозой, и это наносит ущерб государственным интересам
1
Президент Кеннеди заявил, что правительство должно принять законодательные и административные меры, с тем чтобы выполнить свои обязанности перед потребителями в порядке осуществления их прав, к которым относятся:
1
President Kennedy, op. cit., имеется по адресу http://www.presidency.ucsb.e- du/ws/index.php?pid=9108.
a) право на безопасность − право на защиту от продажи товаров, опасных для жизни и здоровья;
b) право на информированность − право на защиту от мошеннической, обманной или вводящей в заблуждение информации, рекламы, этикетки и т. п., а также право на получение необходимой информации для осуществления обоснованного выбора;
c) право на выбор − право на гарантированность, если она возможна, доступа к ряду товаров и услуг по конкурентоспособной цене; а в тех отраслях, где не действует конкурентная борьба и замещено государственное регулирование, право на гарантированность удовлетворительного качества и обслуживания по справедливой цене;
d) право быть услышанным − право на гарантированность того, что интересы потребителя будут в полном объеме благосклонно учитываться при формулировании государственной политики, а также справедливо и оперативно защищаться в административных судах
2
После того, как президент Кеннеди изложил свои предложения об укреплении существующих программ в разных сферах, включая продукты питания и лекарства, транспорт и финансы, об укреплении законодательства в отношении правдивости упаковки и кредитования и о введении более жестких законов для стимулирования конкуренции и запрета монополий, он заключил следующее:
Мы все являемся потребителями. Все эти действия и предложения в интересах потребителей отвечают интересам каждого из нас. Требуемые для этих программ бюджетные ассигнования совсем небольшие, но они могут принести значительные дивиденды, укрепив нашу свободную конкурентную экономику, наш уровень жизни и здоровья и наши традиционно высокие этические стандарты делового поведения. Справедливая конкуренция помогает как бизнесу, так и потребителю
3 2
President Kennedy, op. cit., имеется по адресу http://www.presidency.ucsb.e- du/ws/index.php?pid=9108.
3
President Kennedy, op. cit., имеется по адресу http://www.presidency.ucsb.e- du/ws/index.php?pid=9108.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The United Nations Guidelines for Consumer Protection (UNGCP) relate to consumer protection goals. The statement supplied is that the guidelines are «a valuable set of principles for setting out the main characteristics of effective consumer protection legislation, enforcement institutions and redress systems and for assisting interested Member States in formulating and enforcing domestic and regional laws, rules and regulations that are suitable to their own economic and social and environmental circumstances, as well as promoting international enforcement cooperation among Member States and encouraging the sharing of experiences in consumer protection.»[1]
They were first adopted by the General Assembly in resolution 39/248 of 16 April 1985, later expanded by the Economic and Social Council (ECOSOC) in resolution E/1999/INF/2/Add.2 of 26 July 1999, and recently revised by the General Assembly in resolution 70/186 of 22 December 2015.
The Intergovernmental group of experts on consumer protection law and policy has been established to monitor the implementation of the guidelines, provide a forum for consultations, produce research and studies, provide technical assistance, undertake voluntary peer reviews, and periodically update the UNGCP. Its first meeting took place on 17 and 18 October 2016 in Geneva under the auspices of the United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
History[edit]
The UNGCP were adopted by consensus in 1985. This followed a long campaign by consumer associations in many countries, with Consumers International (then known as the International Organisation of Consumer Unions since its establishment in 1960 and granted general consultative status by the Economic & Social Committee in 1977) acting as interlocutor with the United Nations, having called upon the United Nations to prepare a ‘Model Code for consumer protection’ at its World congress in Sydney in 1975. This led, in 1977, to ECOSOC directing the Secretary-General to prepare a survey of national institutions and legislation in the area of consumer protection and in 1981, ECOSOC requested the SG ‘to continue consultations on consumer protection with a view to elaborating a set of general guidelines for consumer protection, taking particularly into account the needs of the developing countries’. Draft guidelines were circulated to governments for comments in 1982, submitted to ECOSOC in 1983, drawing on many sources including the OECD, the US Consumer Bill of Rights and materials from national consumer protection agencies and consumer associations.
In 1999, the UNGCP were expanded significantly to include a new section on sustainable consumption (Section H of the 2015 version).
In July 2012, the First Ad Hoc Expert Meeting on Consumer Protection decided that UNCTAD should begin a consultation process on the revision UNGCP. As a result of this consultation and call for contributions, the UNCTAD secretariat produced the Implementation Report on the United Nations Guidelines for Consumer Protection (1985 — 2013).[2]
The Second Ad Hoc Expert Meeting on Consumer Protection, held in July 2013 under the French Presidency, discussed the Implementation Report and its conclusions, and proposed the creation of four Working Groups (on e-commerce, financial services, other issues and implementation) that would feed into the UNCTAD Secretariat report, Modalities for the Revision of the UNGCP, to be submitted to the VII UN Review Conference to Review all Aspect of the Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices.
In July 2013, the Third Ad Hoc Expert Meeting on Consumer Protection, discussed the Modalities Report and its conclusions, plus further issues that were highlighted by member States and stakeholders as candidates for a proposed inclusion in the revision of the UNGCP. A text was negotiated among consumer protection experts and diplomatic missions in Geneva between January and June 2015.
The Seventh United Nations Conference to Review All Aspects of the Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices, which was held in Geneva from 6 to 10 July 2015, adopted by unanimity the Draft Resolution on consumer protection and the revised UNGCP and invited «the General Assembly of the United Nations, at its seventieth Session in 2015, to consider the adoption of the Draft Resolution on Consumer Protection and the revised United Nations Guidelines on Consumer Protection as annexed to this resolution.»[3]
The General Assembly adopted the resolution on consumer protection and the annexed UNGCP on 22 December 2015.[4]
Content of the revised UNGCP[edit]
The 2015 revised UNGCP are preceded by the General Assembly resolution on consumer protection 70/186, which makes specific reference to the needs of developing countries, to the setting of the Sustainable Development Goals as the successors to the Millennium Development Goals, and the need for governments to cooperate across borders. References to changes since 1999 are implied by paragraphs on privacy, e-commerce and financial services, with explicit reference to the financial crisis. The latter two developments are the focus of new sections in the Guidelines. The Intergovernmental group of experts on consumer protection law and policy is expected to continue within the framework of existing UNCTAD machinery alongside continued review of the ‘UN Set on competition.’[5]
The new UNGCP extend their scope to state-owned enterprises (GL2) and introduce four new ‘legitimate needs’ into Guideline 5, the most quoted passage of the UNGCP. Completely new sections are inserted on Principles for Good Business Practices (GL 11) and National Policies for consumer protection (GLs 14-15), electronic commerce (GLs 63-65), and financial services (GLs 66-68). The previous section E, on Measures enabling consumers to obtain redress, is renamed Dispute resolution & redress (now section F) and expanded to reflect the rapid evolution of such mechanisms and now includes reference to debt and bankruptcy. The Specific Areas section (now K) is expanded to include Energy, (GL76), Public utilities (GL77) and Tourism (GL78). Finally section VI, on International cooperation, has been significantly expanded by the additions of Guidelines 82-90, largely covering enforcement mechanisms at international level. The new section VII, International Institutional Machinery, addresses the review of the application and implementation of the UNGCP at national levels and the further review of the Guidelines themselves.
The Intergovernmental group of experts on consumer protection law and policy[edit]
The 2015 revision (see section VII, paras 95-99) sets up institutional mechanisms for monitoring compliance with the UNGCP, under the supervision of the Intergovernmental Group of Experts on Consumer Protection Law and Policy, which is to be held under the auspices of UNCTAD.
The group will have the following functions: annual forum and modalities for multilateral consultation; periodic studies related to elements of the UNGCP; peer reviews of Consumer Protection policies; periodic assessment of implementation of the UNGCP; capacity building; and exchanges of information.
The first meeting of the Intergovernmental group of experts on consumer protection law and policy took place on17 and 18 October 2016 in Geneva. Since then, the group meets annually at the Palais des Nations in Geneva, Switzerland, normally in July.[6]
See also[edit]
- Consumer activism
- Consumer protection
- United Nations General Assembly
- United Nations Conference on Trade and Development
References[edit]
- ^ A/RES/70/186 Preamble
- ^ TD/B/C.I/CLP/23
- ^ TD/RBP/CONF.8/RES
- ^ A/RES/70/186
- ^ Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices, A/RES/35/63 of 5 December 1980
- ^ «Intergovernmental Group of Experts on Consumer Protection Law and Policy | UNCTAD».
Further reading[edit]
Harland, David (September 1987). «The United Nations Guidelines for Consumer Protection». Journal of Consumer Policy. 10 (3): 245–266. doi:10.1007/bf00411533. S2CID 151099811.
External links[edit]
- United Nations Guidelines for Consumer Protection
- Intergovernmental Group of Experts on Consumer Protection Law and Policy
- World consumer protection map
29.01.2016
Количество просмотров: 216
22 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла пересмотренные Руководящие принципы ООН по защите интересов потребителей (далее – Руководящие принципы). Руководящие принципы должны создать платформу для более тесного международного сотрудничества между странами в интересах потребителей.
Роспотребнадзор принял непосредственное участие в подготовке данного документа в целях продвижения российских подходов в данной сфере, а также более полного отражения вопросов защиты прав потребителей, представляющих национальный интерес.
Новая редакция Руководящих принципов дополнена разделами, посвященными добросовестной деловой практике разрешения споров, а также особенностям защиты прав потребителей в таких сферах как электронная торговля, финансовые услуги, туризм, ЖКХ и др.
Кроме того, обновленная редакция предусматривает создание в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Межправительственной группы экспертов по вопросам законодательства в области защиты прав потребителей.
Российская Федерация всецело поддерживает инициативу о создании указанной Межправительственной группы экспертов, так как ее целью должно стать обсуждение на регулярной основе вопросов защиты прав потребителей в тесном сотрудничестве с Комитетом ОЭСР по политике в сфере потребления, а также содействие эффективной имплементации пересмотренной редакции Руководящих принципов в национальные законодательства стран-членов ООН.
Обновлённая редакция Руководящих принципов ООН по защите интересов потребителей будет размещена на официальном сайте ООН http://www.un.org/en/ga/70/resolutions.shtml и ЮНКТАД http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx.
Справочно:
Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года. В 1999 году данные принципы были расширенны.
Руководящие принципы охватывают физическую безопасность; содействие соблюдению экономических интересов потребителей и их защиту; нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг; систему распределения основных потребительских товаров и услуг; меры, позволяющие удовлетворять претензии потребителей; программы просвещения и информирования; поощрение устойчивого потребления.
В 2012 году группой экспертов, в состав которых вошли представители Российской Федерации, под эгидой ЮНКТАД и при участии ОЭСР, началась работа по пересмотру действующих Руководящих принципов с учетом изменения ситуации на потребительском рынке и появлением новых вызовов.
В октябре 2016 году планируется первое заседание Межправительственной группы экспертов по вопросам законодательства в области защиты прав потребителей, на котором будут обсуждаться конкретные полномочия и направления работы данной группы.