Развитие внимания
непосредственно зависит от позиции
взрослого в общении с малышом, а также
от того, как он организует деятельность
ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Внимание
маленького ребенка — это капризное
«существо». Оно кажется мне пугливой
птичкой, которая улетает подальше от
гнезда, как только стремишься
приблизиться к нему. Когда же удалось,
наконец, поймать птичку, то удержать ее
можно только в руках или в клетке. Не
ожидай от птички песен, если она чувствует
себя узником. Так и внимание маленького
ребенка: если ты держишь его, как птичку,
то она плохой твой помощник». В младенчестве
присутствие взрослого, совместные
действия с ним могут поддержать внимание
малыша на предмете, к которому он потерял
интерес.
Важное значение
для развития внимания ребенка имеет
режим дня. Он создает опорные точки в
жизни детей, служит внешним средством
ее организации, облегчает переключение,
распределение, концентрацию внимания.
Большую роль в
поддержании внимания в раннем детстве
имеет показ ребенку предметов и новых
способов действия с ними. Например,
ребенок играл с куклой и готов был уже
ее бросить. Воспитатель предлагает ему:
«Построй для куклы домик». И тогда
159
деятельность
приобретает иной смысл и содержание, а
внимание снова становится устойчивым.
На всем протяжении
дошкольного детства малыша притягивает
эмоционально насыщенный материал.
Взрослый, помня об этом, создает
зону положительных переживаний, тем
самым вызывая и поддерживая непроизвольное
внимание ребенка. Подчеркнем, что в
развитии этого вида внимания главную
роль играет именно взрослый.
Например, он
использует особенности раздражителя
для его организации, когда проводит
такую игру с детьми раннего возраста:
по очереди накрывает одного из них
прозрачным платочком и, обращаясь к
остальным, задает вопрос: «Где Лена
(Аня)?» А потом
снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем
смысл этой игры? Поскольку
педагог обеспечил прерывистость
воздействия раздражителя, внимание
ребенка привлекается к другим детям,
возникает интерес к ним.
Игры и упражнения,
включающие умственную и двигательную
активность, требуют от ребенка
переключения, распределения и
сосредоточенности внимания.
Воспитатель
направляет движение малыша с помощью
слова или указательного жеста: «Посмотри,
послушай, потрогай». Он учит ребенка
использовать для управления вниманием
внешние опоры. Например, помещает перед
ним серию картинок, которые отражают
последовательность одевания. Ребенок,
переходя от одной картинки к другой,
выполняет соответствующие действия и
проверяет
себя. Так облегчается переключение,
возрастает устойчивость
внимания, которое превращается в
произвольный опосредованный процесс.
Развитие произвольного внимания —
важнейшая задача дошкольного
воспитания. В дальнейшем оно обеспечит
успешность обучения ребенка в школе,
поможет ему выполнять указания учителя
и контролировать себя.
Важным принципом
развития внимания является требование
к организации деятельности ребенка.
Внимание поддерживается, когда дошкольник
активен в отношении предмета, обследует
его, открывая
в нем все новое и новое содержание. В то
же время взрослый
требует довести начатое дело до конца,
создает у ребят установку на получение
качественного результата. Помня о
трудностях переключения внимания,
педагог готовит малыша к смене
деятельности, заранее предупреждая его
об этом: «Поиграйте еще немного.
Скоро будем мыть руки и ужинать».
Использование игровых
ситуаций, установление связей между
разными видами деятельности облегчают
переход от одной деятельности к другой.
Например, дети увлеченно играют «в
моряков». Близится время ужина.
Воспитатель берет на себя роль радиста
и передает сообщение: «Кораблю зайти в
порт. Здесь команду ожидает вкусный
ужин и отдых». 160
Вопросы и задания
-
Опишите особенности
внимания младенца. -
Охарактеризуйте
развитие внимания в раннем детстве. -
Как
развивается непроизвольное внимание
на протяжении дошкольного
возраста? -
Опишите
специфику развития произвольного и
послепроизвольно-го
внимания у дошкольника.
Литература
Венгер
Л., Мухина В. Развитие
внимания, памяти и воображения в
дошкольном
возрасте //Дошкольное воспитание. —
1974. — № 12.
Волкова
Н. Внимание
детей во время занятий // Дошкольное
воспитание.
— 1971. -№ 12.
Выготский
Л. С. Развитие
высших форм внимания в детском возрасте
// Хрестоматия по вниманию / под ред.
А.Н.Леонтьева, А.А.Пузы-рея,
В.Я.Романова. — М., 1976.
Дубровинская
Н. В. Некоторые
характеристики внимания в онтогенезе
// Психологический журнал. — 1982. — Т. 3.
— № 5.
Ендовицкая
Т. В. Развитие
внимания // Психология детей дошкольного
возраста: Развитие познавательных
процессов / под ред. А. В. Запорожца,
Д. Б. Эльконина. — М., 1994.
Зверева
Г. И. О
воспитании внимания // Дошкольное
воспитание. — 1960.
— № 12.
Набатникова
Л. Влияние
социально значимых раздражителей на
характер
внимания //Дошкольное воспитание. —
1970. — № 7.
Рутман
Э.М. Исследование
развития внимания в онтогенезе // Вопросы
психологии. — 1990. — № 4.
Ь
Урунтаева
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Один из вопросов, который волнует многих родителей – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.
Можно выделить следующие характеристики данного процесса.
- Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
- Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
- Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
- Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
- Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.
Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.
Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.
ВИДЫ
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.
НОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ
Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.
Возраст, лет | Норма, минут |
2 | 4-10 |
3 | 5-15 |
4 | 8-20 |
5 | 10-25 |
6 | 11-30 |
7 | 15-35 |
Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.
- Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
- Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
- Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
- Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
- Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
- Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.
Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.
- Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
- Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
- Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
- Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
- Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.
Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.
-
- Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
- Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
- Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.
-
- Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
- Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
- Соотнесение предмета и его тени.
- Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
- Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.
Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.
ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ИГР
Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.
Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.
- «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
- «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
- «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
- «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
- «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.
Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.
СЕРИЯ ЗАДАНИЙ
Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:
- Попрыгай 7 раз.
- Принеси красный предмет.
- Назови садовый цветок.
Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.
ДРУГИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ
Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.
Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.
«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.
- Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
- «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
- Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
- Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
- Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
- «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.
Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Содержание
- Какие есть виды внимания
- Почему у ребёнка снижено внимание
- Как развивать навык внимания у ребёнка
- Таблицы Шульте
- Тест Струпа
- Фотоаппарат
- Упражнения с предметами
- Лабиринты
- Муха
- Найти отличия
- Снежный ком
- День наоборот
Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.
Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно
полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и
приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая
память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции
неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.
Какие есть виды внимания
Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
-
Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий
концентрируется на всём необычном и интересном. -
Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
-
Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том,
что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>
Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.
Почему у ребёнка снижено внимание
Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во
избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка.
Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?
Здоровье
Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.
Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше:
малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально
следить за имеющимися патологиями.
Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и
в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого
здоровья.
Режим сна
Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в
школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и
запоминания необходимой информации.
Физическая активность
Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества
подвижности в образе жизни ребёнка.
Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя
активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и
качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.
Обстановка дома
Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается
дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под
удар.
В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и
замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в
учебе.
Как развивать навык внимания у ребёнка
Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные
упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие. Можете
играть вместе с ним, так малыш будет чувствовать поддержку, и у него появится соревновательный настрой.
Таблицы Шульте
Это упражнение реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно. Таблица представляет собой квадрат
5×5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задача ребёнка — как можно быстрее
отыскать все числа по порядку.
Таблицы бывают большие 7×7 и 8×8 клеток, а также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты,
когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения.
Тест Струпа
Упражнение состоит из нескольких строк. Ребёнок увидит слова, обозначающие разные цвета, однако написаны они будут
другими чернилами. Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный. Например, если слово «красный»
написано синим цветом, то назвать нужно синий.
Нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик.
Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки подозреваемых. Им давали этот листок со словами и
просили назвать цвета. Если человек не знает языка, на котором написан тест, то перечислить цвета не составит труда,
а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.
Фотоаппарат
Смысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут
быть носы, брови, серьги и т. д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать её (не
доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребёнок научится видеть мелкие детали и
обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом. Потребуется
высокая концентрация внимания, ведь останавливать взгляд нужно будет на многих деталях сразу.
Упражнения с предметами
В течение какого-то времени надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный
цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате,
квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы на улице. Удобно играть во время прогулки.
Если вы хотите поиграть с ребёнком дома, то возьмите несколько предметов, разложите на столе и попросите ребёнка их
запомнить. Затем перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние — теперь ребёнок должен
вернуть все предметы на место, воссоздав на столе первоначальную картину.
Можно усложнить задачу: пусть ребёнок запомнит все предметы, а потом отвернется или выйдет из комнаты. Уберите один
или несколько из них, а ребёнку нужно вычислить пропажу.
Лабиринты
Простая, но увлекательная игра, которая требует концентрации внимания. Цель такого упражнения — найти выход из
запутанных коридоров или проследить, какие символы соединяют витиеватые линии. Но есть нюанс: вести карандашом или
пальцем по линии нельзя — отследить путь можно только глазами.
Муха
Для игры вам не понадобится никакого специального оборудования, в ход идут только подручные средства и энтузиазм.
Начертите поле 5×5, подпишите сверху буквы, а слева цифры, как в игре «Морской бой». В средней клетке сидит
воображаемая муха, её движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего, который будет задавать мухе
направление полёта в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам).
Игрокам необходимо отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ, на какой клетке она
приземлилась. Игру можно постепенно усложнять: позволяйте мухе вылетать за пределы поля или вовсе держите поле в
уме, обходясь без листка бумаги.
Найти отличия
Перед ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки
можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре.
Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.
А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует
не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Снежный ком
Играть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово,
второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так
далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда
подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.
День наоборот
Суть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке.
Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что
внимание и память у вашего чада на высоком уровне.
Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.
Реализуйте потенциал вместе
Добавляйте в каждое упражнение что-то от себя, трансформируйте, как душе угодно, главное, чтобы ребёнку было
интересно и он был максимально увлечён процессом. Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания,
подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на “Семейный курс развития памяти” и реализуйте скрытый
потенциал вместе!
Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий. Всему свое время. Запаситесь
терпением, и результат оправдает ваши ожидания.
Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:
МКУ
«Управление образования Администрации города Бийска»
МБУДО «ДДТ»
Методические рекомендации
«Развитие
внимания в дошкольном возрасте»
Разработал
педагог дополнительного
образования
Игнатова Е. А.
Бийск
2017
Оглавление
Часть 1 Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Часть 2Методические рекомендации………………………………………………………..4
2.1 Что
такое внимание ……………………….……………………………………………4
2.2 Свойства внимания………………………………………………………………………4
2.3 Виды внимания……………………………………………………………………………4
2.4
Особенности внимания у дошкольников……………………………………………….5
2.5
Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста………………6
2.6
Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания …7
2.7 Методы исследования
уровня развития внимания дошкольника…………………….7
2.8 Литература………………………………………………………………………………..8
Часть
1. Пояснительная записка
«Будь
внимательнее!» — эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома,
и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.
Внимание
– необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без
целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни
самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.
Внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Ребенка в равной
степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с
одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит
педагог на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается,
не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их
повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием
неумения управлять своим вниманием и поведением.
Сам
ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь
научиться управлять своим вниманием.
Внимание
среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет
собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во
многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств
внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от
уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит
и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Актуальность данной
проблемы обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать
целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том,
что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий
успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы
внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его
интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.
Цели
и задачи:
1. выработать мотивацию
и интерес к развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
2. научить детей
преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
3. формировать у детей
навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
4. развивать виды
внимания;
5. развивать свойства
внимания (устойчивость, концентрацию, объём, распределение, переключение)
Данные методические
рекомендации адресованы педагогам и родителям.
Часть
2. Методические рекомендации
2.1Что
такое внимание
Под
вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной
деятельности человека. Именно внимание позволяет нам правильно направить
познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте,
преследуя цель как можно более точно отразить действительность.
С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг
человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию —
это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению
только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность.
2.2
Свойства внимания
Внимание
человека имеет несколько основных свойств:
·
Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной
деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь
внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
- Устойчивость
внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь
деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в
течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном
предмете или на одной и той же работе.
·
Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются
вниманием одномоментно, одновременно. Человек с большим объемом внимания может
заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит
от знания объектов и от связи их друг с другом.
- Переключаемость
— намеренное переключение внимания с объекта на объект при необходимости; - Распределяемость
— распределение внимания между несколькими объектами или занятиями.
Важно,
чтобы у человека были развиты все свойства внимания, перечисленные выше.
Нарушение какого-либо из них станет причиной проблем с вниманием.
Перечисленные
свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном,
произвольном и послепроизвольном.
2.3
Виды внимания
В
отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов
внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от
участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может
носить непроизвольный или произвольный характер. Если деятельность целиком
захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо видимых волевых усилий, то
направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный
характер. Если же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и
беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность
и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер
Непроизвольное
внимание
Непроизвольное
(оно же непреднамеренное, или пассивное) внимание предполагает собой
способность сосредоточиться на чем-либо без специального намерения. Обычно это
происходит в результате выделения у объекта, предмета или явления каких-то
ярких признаков, которые производят впечатление на человека, затрагивают его
чувства, вызывают определенные эмоции и мысли.
Вызывать непроизвольное
внимание могут:
- яркий
свет; - резкий
звук; - неожиданное
действие; - новый
интересный предмет или движение; - необычные
сочетания признаков предметов.
Произвольное
внимание
Главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется
сознательной целью, сознательными устремлениями. Этот вид внимания тесно связан
с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий. Иногда этот вид
внимания называют еще волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное
внимание
Под послепроизвольным вниманием понимается внимание, которое сначала было
произвольным, вызванным волевым усилием, а потом — в силу эмоциональной значимости
деятельности — перестало быть произвольным и не требует уже волевых усилий, то
есть стало как бы непроизвольным.
Основными
функциями внимания являются:
—
активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и
физиологических процессов;
—
целенаправленный организованный отбор поступающей информации;
—
удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор,
пока не будет достигнута цель;
—
обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
—
регуляция протекания деятельности и контроль.
2.4
Особенности внимания у дошкольников
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.
Развитие
видов внимания
Первоначально
у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни
внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие
звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от
темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который
передвигают в поле его зрения) В результате накопления соответствующего опыта,
образования временных связей в головном мозгу ребёнка, всё большее число
предметов, окружающих ребёнка, начинают привлекать его внимание. У дошкольников
преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости,
невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.
Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его
свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и
устойчивость. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле
подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание
на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных
знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной
деятельности. На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки
произвольного внимания. Развитие внимания дошкольника
связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды
деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет
свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику:
«Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя
требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие
произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально
— это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем
дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая
приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом
крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель
«посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким
образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием
речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения,
становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре
других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь
взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы.
Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво
расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не
требуется. Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через
становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые
усилия для достижения цели.
Развитие
свойств внимания
Увеличивается
объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает
возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий
ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность
выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже
неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца,
даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости
внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности,
познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме,
чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть
свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего
раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а
наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства
длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть
возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности
отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Т.о.особенности
развития внимания в дошкольном возрасте следующие:
—
значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
—
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития
речи, познавательных интересов;
—
внимание становится опосредованным;
—
появляются элементы послепроизвольного внимания.
2.5
Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста
Существуют специальные методики для развития внимания у детей в дошкольном
возрасте:
- Сохранение
правил в памяти - Совершенствование
самоконтроля.
«Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение
заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание
сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать
задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы,
разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению,
которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей. По мере успешной
деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем .Сохранение
правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения,
как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет
выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет
прочитать дополнительную инструкцию.
Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над
выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма
действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с
образцом, искать неточности и вносить коррективы.
Дополнительной
мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного
возраста.
2.6
Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания детей
дошкольного возраста
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных
направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ.
В
подготовку к проведению дидактической игры входят:
·
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
·
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и
обучения детей определённого возраста;
·
определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
·
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки,
разные предметы, картинки…);
·
подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры,
своё место в игре, методы руководства игрой;
·
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и
явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение
дидактических игр включает:
·
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который
будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе
которой уточняются знания и представления детей о них);
·
объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение
детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
·
показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно
выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к
нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо
закрыть глаза);
·
определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика
или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется
возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи,
игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом,
вопросом, напоминанием);
·
подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по
результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности.При
подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через
преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В
конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в
следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети
обычно ждут этого дня.
2.7
Методы исследования уровня развития внимания дошкольника
Существует
множество методик для диагностики уровня свойств внимания дошкольников. И,
прежде чем приступить к диагностике, необходимо подготовить все необходимое.
Диагностический материал должен быть доступным и выполнение заданий по
диагностике проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме не дольше,
чем 15 минут в день. Одним из важных условий получения достоверных результатов
является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между
исследователем и ребенком. Для выявления уровня внимания дошкольников мы
предлагаем использовать три методики, которые представила Трясорукова Татьяна
Петровна — специалист в области детской психологии, автор книг и статей,
посвященных проблемам развития детей дошкольного возраста. Эти методики направлены
на исследования свойств внимания. В каждой методике имеются критерии оценки, по
которым можно определить уровень развития изучаемого свойства внимания
Методика — игра «Что увидел?»
Методика
направлена на диагностику объема внимания. Разложить на столе семь предметов,
знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик,
прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в
прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в
группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то
спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать
кто там спрятался? Ответ ребенка (Да). Показать ребенку эти предметы в течение
3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались») и
попросить ребенка назвать их («ищем предметы»). Оценка результата
осуществляется по количеству правильно названных предметов.
Уровни
развития объема внимания
Низкий
уровень: (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно. Средний
уровень: (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.
Высокий уровень: (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.
Методика — игра «Перепутанные линии»
Данная методика позволяет определить
устойчивость внимания дошкольников.
Ребенка нужно ввести в игровую
ситуацию. Воспитатель предлагает исследуемому ребенку послушать очень
интересную историю. Как-то раз решила бабушка испечь колобка. Тесто получилось
очень мягкое и пышное. И поэтому, бабушка решила испечь не одного колобка. И
вот испеклись у бабушки пять одинаковых колобков. Но единственное, что их
отличало, это эмоция. Получились веселый, удивленный, грустный, злой и
любопытный колобки. Ребенку предлагается помочь колобкам вернуться домой.
Колобкам не просто вернуться, потому что они укатились по разным дорожкам. Для
этого ребенку предлагается рисунок с перепутанными линиями. Попросите его
проследить каждую линию от колобка до домика по очереди. Задача детей
определить каким по счету колобок доберется до дома, определяя глазами путь
каждого колобка.
Уровни развития устойчивости
внимания
Низкий уровень: (2 балла)
более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.
Средний уровень: (3балла) 2
ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить
линию с помощью пальчика.
Высокий уровень: (4 балла)
работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.
Методика — игра «Найди к домику ключ»
Тестовое задание в этой
методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка. Дети
получают лист, на котором нарисованы домики червячка это грибок, божьей коровки
это цветок, гусеницы это листок. Задача детей – помочь червячку, божьей коровке
и гусенице подобрать ключики к своим домикам, т. е. в каждом предмете (домике)
расставить нужные знаки (ключи, которые представлены в образце. Задание надо
выполнять как можно быстрее и поочередно просмотреть все семь строчек. Работа
продолжается 3 минуты. Работать ребенок должен последовательно, просматривая
каждый ключик.
Уровни развития переключения
внимания
Низкий уровень: (2 балла) 5 и
более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут) .
Средний уровень: (3 балла)
менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и
напоминания задания, работа доводиться до конца.
Высокий уровень: (4 балла) 1-2
ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и
самостоятельно.
В основные задачи по
формированию внимания входит не только его развитие как отдельного
психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы
облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в
себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации
успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация
выполняемой деятельности.
2.8
Литература
1.
Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания //
Вопросы психологии.-2010. — №5.
2.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для
детей 5-9 лет. М., 2001 г.
3.
Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2007.
4.
Сапогова Е. 100 игр для больших и маленьких. Игры для развития внимания
дошкольников Издательства: АСТ, Астрель, Родничок, 2002 г.
5.
Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста М., Академия, 2009.
6.
Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. \ Методы психологической
диагностики. Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной. — М., 1993.
7.
Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Изд-во «Академия», 2005.
8.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2007.
Приложение
Игры
и упражнения для развития внимания
Развитие
концентрации внимания
Корректурные задания
Ребенку предлагают
находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип
упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит
«быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Для их проведения
потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши
и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные
упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в
течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция. В
течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А»
(можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в
фамилии автора.
По мере овладения
игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному
зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается,
вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй
отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения отражаются в инструкции,
даваемой в начале занятия.
По итогам работы
подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель
нормальной концентрации внимания — 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков —
слабая концентрация.
Это задание
рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра
проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно
заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными
еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами
(предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрыш не
должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые
«штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок,
прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.
3. Для малышей
норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно
равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
4. Время
проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объем
просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от
3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
Игра «Зеркало»
Детям предлагается
вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их
последовательность).
«Найди
отличие»
Цель: развитие
умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует
любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам
отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.
Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок
могут поменяться ролями.
Игру можно
проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске
какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не
ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на
рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Упражнение
«Раскрась вторую половинку».
Есть и такие упражнения на развитие
концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных
картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как
раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале
дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть
бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
Упражнение
«Выполни по образцу»
Упражнение
включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся
узоров.
Каждый из узоров
требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения
нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого
элемента узора;
б) правильное
воспроизведение каждого элемента;
в) удержание
последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только,
насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как
долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу
увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Лабиринты
Процедура игры. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто
нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают
стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят,
например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка, помогите
найти зайке морковку, мишке — мёд.
«Девочки»
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по
восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными
бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными
волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и
белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и
черными бантами;
д) /
подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.
«Человечки»
Цель — тренировка
концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с
изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по
девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай
/ человечков, которые стоят на одной ножке;
б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай
/ человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/
закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги
шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай /
человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай /
человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
«Переплетенные
линии»
Цель —
тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры
друг с другом.
Развитие
устойчивости внимания
Прятки с игрушками
Взрослый
ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и
предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети
должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и
закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из
игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других
знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным
детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки.
Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый
и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый
спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?
». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь
игрушки прячут сами дети.
Правила
игры:
1.
Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.
2.
Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.
3.
Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.
Отзовись, не зевай!
Дети
садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с
изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть
те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка
должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или
человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый
персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке
корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка –
позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали,
должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг
другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру
продолжают другие дети.
Правила
игры:
1.
Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.
2.
Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.
3.
Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени –
это секрет каждого ребенка.
Разведчики
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из
книг)
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно
сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает
картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были
нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки
и задавая все более сложные вопросы.
Упражнение «Ладошки»
Участники
садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено
соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры
заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала
«волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки
ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Назови предметы
Дети становятся в ряд, им предлагается
по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг
вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее
количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
Четыре стихии
Играющие сидят по кругу и выполняют
движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз,
«вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки
вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых
суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Ухо-нос
Ребенок слушает команду:
«Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до
носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно
допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Послушная тень
Первый игрок
изображает самые разные движения: как он купается в реке, что-то пишет, чешет
затылок…
Второй игрок — «тень»
первого. Он неотступно следует за первым игроком и в точности повторяет каждое
его движение. Если «тень» в течение 1 минуты не сделает ни одной
ошибки, она получает.
Сыщик
Ребенку надо найти и посчитать все предметы, которые есть на
листе. Играя в сыщика, ребенок разовьет память, внимание, усидчивость, закрепит
счёт. Игру можно использовать как дома, так и в детском саду.
Увеличение объема внимания
Упражнения
основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов,
предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число
предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все»
Раскладывают
в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на
наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова
закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые
они запомнили.
Приоткрыв
снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой
последовательности они лежали.
Поменяв
местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям
определить, какие предметы переложены.
Не
глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно
придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей
называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на
другом, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху
вниз и т. п.).
Игра «Ищи безостановочно»
В
течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же
цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один
ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Игра с палочками «Повторяй за мной!
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с
несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных
палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего.
Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и
запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет
сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль
ведущего переходит к следующему игроку.
Найди домик
На
картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками
можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить
кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением
появятся трудности – можно воспользоваться карандашом.
Найди два одинаковых числа
У
каждого из детей карточка размером 30х20 см. На ней по всей поверхности
наклеены числа от одного до двадцати, из них два числа одинаковые. Ребенок
должен их найти и закрыть фишками. Так как одни и те же числа у всех детей на
карточках разные, то заданиями можно меняться.
Что где
У
каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены
или нарисованы различные картинки — у всех разные.
Например,
на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй — пять
разных фруктов, на третьей — пять разных геометрических форм, на четвертой —
пять предметов одежды, на пятой — пять предметов мебели, на шестой — пять
предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого
из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что
нарисованы. или наклеены на карточках.
Детям
предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течение 10 секунд. Затем
карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков
картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на
большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками.
Примечание:
задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.
Тренировка распределения внимания
Основной
принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух
разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин)
определяется эффективность выполнения каждого задания.
Ребенку
предлагают следующее задание — вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же
время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько
букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и
понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного
задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи
окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и
соревновательного оформления.
Прочитайте
вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием
карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно
провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и
выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии
лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и
победители как-нибудь поощряются.
а)
Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый
сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин.
Подсчитывается
количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков
нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б)
Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать
двумя руками: левой — кружки, правой — треугольники. В конце подсчитывается
количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники
с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с
«углами». Задача ребенка — нарисовать как можно больше треугольников
и кругов.)
Каждой руке — свое дело
Детей
просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями
(запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные
примеры.
Игра
может быть предложена на уроке математики.
Счет с помехой
Ребенок
называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске
в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д.
Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Зачеркни кружок с точкой
На листе бумаги нарисовать
25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку.
Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.
Где
что?
Следует
договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на
заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд
разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно
усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит
название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит
название животного.
Развитие навыка переключения внимания
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Ведущий
по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные).
Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
Назови пары слов
Ребенку
предлагается поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова.
Например: «воздух» — «вода» ; «цыпленок» — «утенок»…
Варианты
игры:
Назвать
одно слово неодушевленное, два одушевленных.
Назвать
одно слово — предмет мебели, два — животные, три — растения.
Назвать
два числа и три геометрические фигуры.
Варианты
подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Топ-хлоп
Ведущий произносит
фразы-понятия — правильные и неправильные.
Если выражение верное,
дети хлопают, если не правильное — топают.
Примеры:»Летом
всегда идет снег». Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная
птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Карлики и великаны
Играющие становятся в
круг. Ведущий объясняет, что если он скажет «карлики» все должны
сесть на корточки, а если скажет «великаны» все должны встать. Кто
ошибется, выходит из игры.
Ведущий может намеренно
подавать неправильные команды, например: «Кар-тошка! Ве-ревка! Кар-маны!
Ве-дерко!». Победителем считается игрок, оставшиеся последним.
Пол, нос, потолок
Все играющие встают в
круг. Ведущий говорит: «Пол!, — и показывает рукой на пол, остальные
повторяют за ним. На слово «нос» дети должны дотронуться до своего
носа. «Потолок» — показать вверх. Ведущий может произносить эти слова
в разной последовательности или путать игроков, намеренно показывая не на те
предметы.
Все наоборот
Все участники игры
встают в круг. Водящий начинает выполнять какое-либо действие, а все остальные
игроки должны в это же время совершать противоположное действие. Например,
водящий поднимает руки вверх — остальные должны их опустить, водящий слегка
бьёт себя по животу — остальные поглаживают свои животики, водящий поднимает
одну ногу вперед – остальные — назад.
Как развить внимание у младших школьников
Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.
Что такое внимание
Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.
Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Как формируется внимание у детей
Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:
- достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
- чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.
Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.
Как улучшить внимание детей 7–10 лет
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.
Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
1 / 0
Примеры картинок
2 / 0
Читайте также 🧐
- Как выучить таблицу умножения легко и быстро
- 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно
- Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное