«Процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования».
Герберт Спенсер
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Поэтому педагогу необходимо обновлять свои знания и умения и приобретать новые.
Также совершенствование качества образовательной деятельности в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, но эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров, конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений»
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Педагог должен не только быть грамотным непосредственно в своей профессиональной сфере, но и иметь знания в близлежащих научных областях (психологии, социологии – различных сферах общественной жизни, культуры речи…). Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа, колледжа… Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это можно назвать всего лишь отговорками, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию с детьми, родительскому собранию, выступлению на методическом мероприятии у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану, программе, читать одни и те же доклады. Они должны меняться, варьироваться, совершенствоваться.
• Стремительный рост современной науки. Особенно педагогики и психологии. (Актуально выражение на этот счет: «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой»).
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения, в первую очередь, отражаются на детях и, конечно, на их родителях, приходится сталкиваться с особенностями функционирования семьи в целом. И педагогу приходится учиться работать с различными категориями детей и родителей. Это, конечно, очень тонкая работа, требующая большого педагогического мастерства.
• Конкуренция. (в наше не простое время имеет место быть = тяжело с работой).
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно!
Направления самообразования педагога
Определим основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (непосредственно профессиональная деятельность педагога)
Осуществление педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой (обучение и воспитание по 5 образовательным областям:
— Социально-коммуникативное развитие;
— Познавательное развитие;
— Речевое развитие;
— Художественно-эстетическое развитие;
— Физическое развитие)
(Т.е. профессиональная задача педагога – формирование компетенций у детей в рамках образовательных областей)
• Психолого-педагогическое (использование психологических знаний в своей педагогической деятельности)
(Ориентированно как на обучающихся, так и на родителей)
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на обучающихся:
- Возрастные особенности; Кризисные периоды (3года, 7лет);
- Особенности развития психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение);
- Развитие коммуникативных навыков :
— формирование детского коллектива;
— особенности работы с различными категориями детей: «особые дети» -гиперактивные, агрессивные, тревожные, одаренные…
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на родителей:
- Умение выстраивать отношения с родителями;
- Формы работы с родителями.
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы, приемы работы с детьми)
• Интересы и хобби (свои интересы и хобби педагог переносит в образовательную деятельность)Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы повышения квалификации
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, путешествияСоставляющие процесса самообразования педагога
Попробуем вместе представить деятельность педагога в области самообразования с помощью списка глаголов. Составим с этими глаголами предложения, которые будут отражать работу над темой по самообразованию.
Изучать, апробировать, внедрять, применять, посещать, проводить, анализировать, совершенствовать, повышать, читать, обмениваться
•Изучать, апробировать, внедрять, применять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы в своей профессиональной деятельности;
• Посещать семинары, конференции, мастер-классы, занятия коллег;
• Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;
• Анализировать (проводить самоанализ) своей профессиональной деятельности;
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;
• Повышать уровень своей квалификации, эрудиции, общей культуры;
• Читать педагогические периодические издания, методическую литературу, психологическую литературу;
• Обмениваться опытом с коллегами (на уровне своего учреждения, муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Как вариант – сетевое взаимодействие.Педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Организация процесса самообразования
В организации самообразования ключевую роль играют:
а) направление работы;
б) тема самообразования.
Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.
В качестве темы самообразования можно выбрать:
— одну из задач работы образовательной организации на текущий год (годовая задача);
— аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение;
— тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для педагога может быть актуальным расширение теоретических знаний и практических умений по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• актуальность
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой в рамках каждого этапа
• измерительно-диагностический инструментарий (диагностические методики, анкеты, опросники…)
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе (подготовка доклада на методическом мероприятии — семинары, педагогические советы, муниципальные мероприятия)
• литература, источники
Составляющие личного плана самообразования не являются постоянными, одинаковыми для всех. Они могут меняться в зависимости от темы самообразования.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог должен понимать как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, быть открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Руководство по самообразовательной деятельности учителя
«Учить самого себя» — девиз каждой личности. Но актуальнейшим он становится для педагога, так как вследствие его приближенности к молодому поколению происходит непосредственное влияние на личность ребёнка. Личностно-ориентированное самообразование педагога обеспечивает ему повышение педагогического мастерства, а в результате – непрерывное самообразование личности самого педагога.
Самообразование — это постоянная деятельность учителя, направленная на расширение и углубление знаний и умений, повышения уровня профессиональной подготовки.
Самообразовательная деятельность учителя включает:
-
Научно-исследовательскую работу по предмету
-
Изучение научной и методической литературы
-
Участие в коллективных и групповых формах методической работы
-
Изучение опыта своих коллег
-
Теоретическую работу и практическую апробацию собственных материалов.
Организация самообразования учителя зависит от уровня его подготовки, изучения проблем, цели усовершенствования его педагогического мастерства, выбора форм и методов обобщения опыта, освоение методики внедрения самообразовательной деятельности через такие этапы:
-
Диагностический:
-
Диагностика затруднений педагога
-
Разработка концептуальных основ
-
Участие в научных, практических семинарах.
-
Организационный:
-
создание материальных условий,
-
подготовка научно-методических материалов, инструментария,
-
мотивация.
-
Практический:
-
последовательное решение всех задач,
-
мониторинг,
-
коррекция.
-
Обобщающий:
-
Исследование эффективности труда,
-
Анализ результатов
-
Разработка прогноза на будущий год.
Эффективность самообразования педагогов зависит от стиля управления педагогическим коллективом, который предусматривает индивидуальный подход к каждому учителю, всестороннюю поддержку его творчества, стремления к самореализации. Поэтому самообразованию способствует, прежде всего, работа научно- методической службы в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе, перед которым стоят следующие задачи:
-
создать учителю условия для его интеллектуального, социального и духовного развития, самореализации личности,
-
достичь оптимальной реализации влияния самообразования на развитие личности учителя и ученика,
-
обеспечит максимальную мобилизацию психических ресурсов личности с целью обеспечения его самореализации.
Рассмотрим основные управленческие функции зам. директора по УВР, его шаги по повышению эффективности самообразовательной деятельности учителя (см. приложение 1)
1. Условия для самообразования следует создавать на диагностической основе, по результатам мониторинга педагогической, методической, психологической подготовки учителя. Наряду с внешним диагностированием следует побуждать учителя к самооценке и самоанализу. Результаты такого мониторинга хранятся несколько лет, что обеспечивает непрерывное отслеживание его роста, даёт возможность прогнозировать развитие и состояние профессионального уровня.
В начале каждого учебного года учителя заполняют диагностическую карту, где определяют уровень затруднений, которые у них возникают в процессе работы.
С целью повышения эффективности индивидуальной помощи в разработке программы работы над проблемой необходимо анализировать результаты персонального внутришкольного контроля и готовность педагога к самообразовательной деятельности, его потребность в саморазвитии.
2. По результатам диагностики составляется программа работы над проблемой, рассчитанная на 5 лет, от аттестации до аттестации. В период разработки программы следует учитывать последовательность исполнения этапов самостоятельной деятельности педагога.
В конце каждого учебного года учитель снова заполняет диагностическую карту, где отражает свою научную, методическую, культурологическую, педагогическую и общественную деятельность (см. приложение 2). По диагностическим картам отслеживают степень роста мастерства педагога.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Работа по самообразованию предусматривает также обмен опытом по данному вопросу на заседаниях предметных методических объединениях, педагогических советах, совета методического кабинета.
Так, например, в период подготовки заседания совета методического кабинета «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства учителя» сначала необходимо определить цель его проведения:
-
Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование учебных достижений учащихся.
-
Определить, насколько возрос уровень педагогического мастерства учителя от последней аттестации.
-
оценить актуальность темы самообразования для успешной работы школы.
Предлагаем план подготовки и проведения заседания методического совета:
-
на подготовительном этапе за полтора-два месяца следует организовать целенаправленное посещение уроков администрацией школы и членами методсовета. В методическом кабинете школы предлагаем обсудить такие вопросы:
-
Нужен ли учителю план по самообразованию? (Обоснуйте ваш ответ)
-
Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с общешкольными проблемами? (Обоснуйте свой выбор темы с точки зрения научно- методической проблемы школы)
-
Планируете ли вы исследовательскую работу, в чём она будет состоять?
-
Какую литературу (по содержанию) – педагогическую, психологическую, методическую – вы изучаете соответственно выбранной вами темы?
-
какие трудности у вас возникают во время работы над вашей индивидуальной темой по самообразованию? Какая помощь вам необходима?
-
Какой современной технологией вы овладели за этот год? Применяете ли вы её на практике?
-
Что дала самостоятельная работа для повышения вашего профессионального роста?
-
Какие ваши планы по самообразованию в будущем?
П. За две недели до заседания методсовета школы создаются творческие группы, в которые входят:
-
Члены совета методического кабинета,
-
Руководители предметных методических объединений,
-
Несколько опытных учителей – предметников,
-
Докладчики.
В течение этого времени в творческих группах идёт напряжённая работа (выступление учителей по темам самообразования, формирование вопросов к докладчику, выработка рекомендаций для педагогов по результатам представленного доклада).
Ш. Общее заседание совета методического кабинета.
1. Теоретическая часть заседания.
Вступительная часть «Тема самообразования – один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» (зам. директора по УВР)
П. Практическая часть.
-
Выступления учителей по тезисам своих тем по самообразованию.
-
Дискуссия по вопросам, вынесенных на заседание методсовета.
Заседание завершается одобрением рекомендаций, которые помогут учителям усовершенствовать своё педагогическое мастерство.
Эффективной формой работы по усовершенствованию самообразовательной деятельности учителя являются постоянные семинары зам. директоров по УВР.
Предлагаем план работы такого семинара: «Наличие взаимосвязи в одной из форм методической работы: самообразование учителя – качество преподавания – уровень знаний, умений и навыков учащихся».
Форма проведения: педагогический тренинг.
-
Вступительное слово. Определение понятия «тренинг».
-
Приветствие. Упражнение «Неоконченные предложения»
(В корзине на разноцветных листах написаны неоконченные предложения, каждый из участников выбирает себе листок и произносит вслух свой вариант окончания предложения).
Например,
«Когда меня хвалят, я…»
«Когда меня обижают, я…»
«Моя любимая поговорка….»
«Я лучше всех умею….»
«Я лучше всех знаю…»
«Я большой мастер…»
«Чтобы быть счастливым мне необходимо…»
«Я знаю, что я….»
«Я хочу, чтобы….»
« Я умею…»
«Я люблю…»
« Я убеждена в том, что… (связать с темой семинара)»
Тренер обращается к группе с вопросом: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила? После ответов участников предлагает принять правила работы группы во время тренинга, которые записаны на плакате:
Правила работы в группах:
-
Умение внимательно слушать
-
Давать возможность полностью высказаться
-
Избегать слишком бурной реакции
-
Сохранять уверенность в себе
-
Быть спокойным и открытым для какой-либо информации
-
Соглашаться с правом других на защиту своей собственной мысли
-
Активно принимать участие в работе группы.
Упражнение « Я – высказывание»
(В обязанности зам. директора по УВР входят вопросы на выявление уровня профессионального мастерства педагогических работников «как вы считаете, что это такое?»)
Ожидаемые результаты:
-
Как вы считаете, какая цель нашего семинара?
-
Чтобы вы хотели получить во время работы семинара?
-
Что необходимо сделать, чтобы раскрыть тему семинара?
Установка на посещение уроков.
После посещения уроков каждый участник семинара должен ответить на вопрос: «Как влияет уровень самообразования учителя на качество преподавания предмета и уровень знаний, умений, навыков учащихся?»
Опираясь на схему анализа урока, дать чёткую, аргументированную, последовательную характеристику соответствующего урока (по предложенной схеме).
«Мозговой штурм»
-
Запишите слово «самообразование» и дайте письменное определение на него.
-
Подумайте и скажите, как лучше можно изучить и определить уровень самообразовательной деятельности учителя.
-
Как влияет аттестация на самообразование учителя, уровень преподавания своего предмета?
Работа в группах «Графити»
Создать графическую модель работы зам. директора по УВР с учителем по повышению его педагогического мастерства.
Презентация апробированных форм методической работы, которые способствуют самообразованию участников учебно-воспитательного процесса.
Подведение итогов тренинга
— Сбылись ли ваши ожидания?
Кроме плановой самообразовательной деятельности, учителей необходимо побуждать к самообразованию в течение года, во время подготовки методических мероприятий ( заседаний педсоветов, семинаров, педчтений). Обязательно следует указывать источники литературы для самостоятельной работы, а также посещать уроки у учителей, которые испытывают различные затруднения.
Следует помнить, что все темы самообразования учителей должны отражать единую научно – методическую проблему школы
Одним из главных направлений деятельности зам.директора по УВР является освещение успехов учителей как критерий стимулирования их самообразовательной деятельности. Для этого можно использовать различные методические приёмы.
Классификация методико-педагогических мероприятий для стимулирования самообразования педагогов.
1 группа. Меры, направленные на повышение практического направления самообразования:
-
Учебные семинары на базе открытых уроков
-
Решение проблемных педагогико-дидактических задач
-
Инструктивно – методические консультации и совещания
-
Уроки-тренинги
-
Собеседования с учителями
2 группа. Меры, направленные на усиление научной направленности самообразования:
-
Психолого-педагогические семинары
-
Презентации педагогических новинок
-
Проблемные семинары
-
Педагогические чтения
3 группа. Коллективное творчество:
-
«Круглые столы»
-
Выпуски методических бюллетеней
-
Творческие мастерские
4 группа. Привлечение учителей к активной творческой деятельности:
-
Предметно-методические недели
-
Обобщение педагогического опыта
-
Деловые игры
-
Конкурсы профессионального мастерства
5 группа. Оглашение индивидуальных наработок:
-
Публикация методических новинок
-
Творческие отчёты
-
Мастер-классы
Стимулирование самообразования учителей целесообразно решать с помощью. Аттестации. Через разные организационные формы аттестуемый учитель представляет результаты своего труда и определяет цели на перспективу.
Критерии оценивания результатов самообразования:
1. Педагогический (образовательные программы и технологии, уровень обученности учащихся).
2. Психологический (уровень психофизиологического комфорта, развитость профессиональных личностных качеств).
3. Социально-психологический (характер взаимоотношений между учителем и учениками).
4. Социальный (рейтинг педагога).
5. Научно-методический (повышение квалификации, внедрение инновационных педагогических технологий, активность в научно-методической работе).
Показатели эффективности педагогического самообразования:
1. Качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса
2.Наличие планов работы.
3. отображение в планах государственных, региональных, районных, школьных документов.
4. Соответствие темы самообразования теме послекурсовой работы.
5. Проработка теоретического материала.
6. Ознакомление с ППО по данной теме.
7. Внедрение темы самообразования на уроках.
8. Реализация ее во внеклассной работе.
9. Распространение опыта работы.
Приложение 1
Основные функции зам. директора по УВР по повышению эффективности самообразовательной деятельности учителей
-
Аналитико-прогностическая (осуществление диагностики и побуждение к самодиагностике учителя).
-
Планирование (помочь в формулировании проблемы и ожидаемых результатов)
-
Организационно-координационная (подбор литературы, консультации по разработке программы, организация показа успехов).
-
Контрольно-оценочная (спланировать систем внутришкольного контроля)
-
Регулятивно-коррекционная (оценка процессов и результатов, выход на новую проблему).
-
Социально-психологическая (создание благоприятного микроклимата, необходимого для продуктивной работы учителя, стимулирование его труда).
-
Целевая (помочь в выборе форм реализации программы самообразования).
Приложение 2
Карта личностного роста педагога
Учебный год___________________
ФИО _______________________________________________
Предмет______________________________________________
Научно-методическая проблема______________________________________
_______________________________________________________________
Количество лет работы над проблемой________________________________
Самооценка профессиональной подготовки (по 12-балльной шкале)
-
Содержание предмета________________________________________
-
Планирование_________________________________________________
-
Методики преподавания______________________________________
-
Педагогики___________________________________________________
-
Психологии___________________________________________________
-
Изученная литература_______________________________________
____________________________________________________________
-
Выступления и доклады________________________________________
____________________________________________________________
-
Участие в общешкольных мероприятиях__________________________
____________________________________________________________
-
Посещение открытых уроков____________________________________
_____________________________________________________________
-
Изучение перспективного педагогического опыта___________________
_____________________________________________________________
-
Участие в работе РМО__________________________________________
_____________________________________________________________
-
Общественная деятельность_____________________________________
_____________________________________________________________
Результаты работы:
-
Результаты аттестации__________________________________________
____________________________________________________________
-
Обнародование своего опыта работы___________________________
____________________________________________________________
-
Участие учащихся в предметных олимпиадах______________________
____________________________________________________________
-
Участие учащихся в конкурсах_________________________________
____________________________________________________________
-
Участие в МАН____________________________________________
____________________________________________________________
-
Результаты учебных достижений учащихся_______________________
____________________________________________________________
-
Личная научно-исследовательская работа________________________
____________________________________________________________
-
Прогнозы и планы на новый учебный год_______________________
____________________________________________________________
-
Предложения по организации научно-методической работы на следующий год_______________________________________________
____________________________________________________________
Что это? Самообразование учителя – это процесс получения новых знаний как общих, так и узкопрофессиональных по его собственной инициативе на занятиях, которые организованы самостоятельно. Важными условиями являются целеполагание, определение тем и следование плану.
Зачем? Профессиональный рост педагога невозможен без самообразования. Это влияет и на развитие учеников, для которых важен личный пример авторитетного взрослого. Чем больше знает учитель, тем больше знают его воспитанники.
Оглавление:
- Определение самообразования учителя
- Мотивация для самообразования учителя
- Направления самообразования учителя
- Организация процесса самообразования
- Программа самообразования учителя
- Результат самообразования
Определение самообразования учителя
Педагогическая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности школьника, процессе его интеграции в общество, раскрытии творческого потенциала. Именно поэтому значение педагога для школьников трудно переоценить. Он должен иметь особый склад ума, чтобы находить общий язык с подрастающим поколением, сочетать развитые профессиональные навыки с творческим подходом к своей работе.
https://solncesvet.ru/blog/wp-admin/edit.php?post_type=post
Авторитет педагога вытекает из его компетентности, способности ориентироваться в актуальных проблемах, стоящих как перед педагогическим составом образовательного учреждения, так и перед учениками. Он должен быть готов не только обучать других, но и повышать собственный уровень образования.
Трудно спорить с тем, что знания, получаемые учениками, напрямую зависят от самообразования учителя. Он не может передать ученикам то, чего не знает сам. В процессе подготовки к урокам педагог должен постоянно получать актуальную информацию, которая соответствует уровню развития преподаваемой им науки. Уделяя внимание собственному самообразованию, педагог становится наглядным примером для учащихся, которые также стремятся к выходу за рамки базовой программы и самостоятельно изучают дополнительный материал.
В научном обиходе под самообразованием подразумевают процесс, актуальный как для личностного, так и профессионального статуса, в ходе которого субъект выполняет эффективное целеполагание, рациональный выбор способов достижения поставленных целей, осознанно осуществляет действия, направленные на его собственное развитие и способствующие повышению качества соответствующей деятельности.
В ходе собственного образования педагог получает возможность реализовать свои творческие амбиции, развить необходимые личные качества, закрепить имеющиеся и получить новые навыки. Данный процесс характеризуется высокой степенью осознанности и личной заинтересованностью субъекта.
Преподаватель, который постоянно повышает собственный профессиональный уровень, способен на собственном теоретическом фундаменте осуществлять исследовательскую деятельность, к которой в ходе учебных занятий привлекаются и школьники. Помимо этого, педагог обязан владеть приемами установления психологического контакта с учащимися, выбирая те средства, которые соответствуют уровню психоэмоционального развития соответствующей возрастной группы.
Особое значение здесь приобретают современные технологии обучения. Однако на практике можно часто видеть, что таковыми владеет далеко не каждый педагог, испытывая сложности в установлении диалога с детьми. Подобные пробелы восполняются в рамках самообразования.
Собственное образование педагога предполагает его потребность в освоении современных принципов культуры и технологий интеллектуальной деятельности, способности справляться с возникающими препятствиями, стремлении к развитию как морально-волевых, так и сугубо профессиональных качеств. Этот процесс изменяет личность и является необходимым условием успешной педагогической деятельности.
Мотивация для самообразования учителя
Рассмотрим основные факторы, определяющие стремление педагога к самообразованию.
- Постоянная работа с актуальной информацией. В ходе подготовки к любому учебному мероприятию, как в рамках уроков, так и в рамках взаимодействия с родителями, педагог должен оперировать актуальными данными, которые позволяют делать обоснованные выводы.
- Стремление к реализации творческого потенциала. Бесспорно, профессия педагога немыслима без творчества. Оно необходимо как в силу разности характеров и склада ума учеников, к каждому из которых нужно найти подход, так и личности преподавателя, который, работая из года в год по одному шаблону, неизбежно столкнется с падением собственной эффективности.
- Взрывообразное развитие науки и новых технологий. Согласитесь, что, например, доска с мелом – давно уже моветон, ведь существует множество эффективных интерактивных средств обучения.
- Социальные, экономические, политические изменения. Школьники не живут в вакууме, они смотрят телевизор, читают новости и прекрасно знают о том, что происходит вокруг. Педагог, особенно советской закалки, далеко не всегда вписывается в их представления о том, каким должен быть современный учитель.
- Конкуренция с коллегами. Часто родители при поступлении ребенка в школу уделяют особое внимание тому, какой педагог будет вести занятия. Популярность, востребованность учителя повышают его статус, дает ему дополнительные рычаги для отстаивания своих интересов и построения учебной программы в том виде, в котором он считает ее наиболее правильной.
- Репутация. Любой педагог достаточно чувствительно реагирует на негативное отношение к нему со стороны учеников, а также их родителей, собственных коллег.
- Материальная выгода. Как и любой другой работник, педагог хочет хорошо зарабатывать и достойно жить. Школьные, ведомственные премии, награды, обусловленные категорией учителя и его признанием профессиональным сообществом, трудно получить без постоянного самосовершенствования.
- Заинтересованность. Трудно не согласиться с тем, что образовательная деятельность –увлекательное занятие, если оно соответствует интересам обучающегося.
Направления самообразования учителя
Эффективная педагогическая деятельность немыслима без глубоких знаний преподаваемой науки, владения педагогическими и психологическими приемами, высокого уровня интеллекта, ораторского мастерства, самоорганизации. Для повышения профессионального уровня разрабатывается план самообразования, которому учитель поэтапно следует. Конечно, это лишь часть навыков, которыми должен обладать педагог, но они составляют основу эффективного обучения.
Выделяют несколько приоритетов, на которые педагог должен ориентироваться при повышении собственного уровня образования.
- Профессиональный (соответствующая учебная дисциплина).
- Психолого-педагогический (установление контакта со школьниками и их родителями).
- Психологический (повышение авторитета, способность мотивировать учащихся).
- Методический (технологии обучения, использование научных методов в образовательной деятельности).
- Юридический (соответствие правовым нормам).
- Эстетический (связан с развитием позитивных свойств личности).
- Исторический.
- Иностранные языки.
- Политический (формирование у учащихся активной гражданской позиции).
- Использование современных цифровых технологий.
- Безопасность.
- Собственные предпочтения.
Данный список составляет основу, соответствующую должностным обязанностям педагога. Квалифицированный учитель внесёт в него свои приоритеты, помогающие эффективно построить план самообразования.
Организация процесса самообразования
Самообразование педагога контролируется множеством лиц. К их числу относятся директор образовательного учреждения, заведующие по учебной части, руководители методических отделов, школ молодого учителя, сотрудники подразделений по линии Министерства образования и муниципальных контролирующих органов. Но главным контролирующим субъектом всегда остается сам педагог.
Администрация школы и методисты отвечают за определение педагогом темы работы, составление им графика мероприятий по повышению собственной квалификации и его соблюдение. К их компетенции относится и проведение отчётных мероприятий, различных совещаний, конференций по обмену опытом и т.д.
Педагогический коллектив составляет рекомендации о публикации результатов самообразования наиболее преуспевших педагогов вне школы.
Результаты самообразования подлежат обсуждению, по итогам которого принимается решение о повышении категории учителя, его материальном и ином поощрении.
Педагогический состав в начале учебного года совместно определяет тему для работы преподавателя, закрепляя итоги обсуждения в методическом плане.
Могут быть выбраны следующие темы.
- Поэтапный контроль усвоения материала на уроках математики.
- Обучение школьников с экстраординарными способностями.
- Совместные занятия по чтению.
- Нетиповые мероприятия и наглядные опыты на уроках изучения окружающего мира.
- Составление программы для самострельного изучения школьниками математики.
- Игровая деятельность в рамках уроков математики.
- Формирование ораторских навыков на уроках литературы.
- Использование интерактивных инструментов на уроках в начальных классах.
- Составление программы дидактики и наглядности по соответствующему предмету.
- Практические задания на уроках арифметики.
- Опережающее преподавание.
В данный перечень можно включить любые иные темы, разработка которых будет способствовать росту эффективности преподавания, воспитанию школьников, формированию нового методического инструментария, развитию исследовательской деятельности школьников и педагогов.
Программа самообразования учителя
Отправной точкой самообразования учителя, будь то преподаватель истории, химии, географии или любой иной учебной дисциплины, является осознание им пробелов и трудностей в собственной подготовке. Педагог должен выбрать программу, которая поможет приобрести ему недостающие навыки. Такая программа может быть персональной либо коллективной, действие которой распространяется на весь педагогический состав.
Методическая подготовка к формированию плана самообразования учителя включает ряд мероприятий.
- Определение методической программы. Оценке подвергается практика соответствующего педагога. Необходимо выявить проблему и оценить ее значимость, эффект от ее решения, требуемые для такого решения ресурсы. Также нужно спланировать ожидаемый итог реализации программы самообразования и методы, которые непосредственно будут использованы в данном процессе.
- Диагностика и прогнозирование. Здесь основная задача сводится к определению препятствий, которые могут возникнуть в ходе самообразования, подбору необходимой методической и учебной литературы, прогнозированию фактического итога.
- Организационно-практический этап. Определение конкретных мероприятий, подготовка необходимых для их реализации ресурсов и методик, практическое выполнение намеченных мероприятий, мониторинг итогов каждого из них.
- Коррекционно-обобщающий этап. Определение эффективности реализованных мероприятий, внесение необходимых изменений в план, сопоставление итогов с заданными целевыми параметрами, составление отчета.
- Итоговый этап. Результаты выполнения намеченных мероприятий внедряются в учебную деятельность, при наличии положительной практики применения они используются остальными педагогами.
Результат самообразования
Любая деятельность направлена на достижение определенного результата, иначе она не имеет смысла. То же относится и к самообразованию учителя. Составляется график с указанием промежуточных результатов и сроков их достижения. К ним можно отнести:
- рост эффективности преподавания (необходимо установить критерии, на основании которых она будет оцениваться);
- написание учебной литературы, методических материалов;
- создание оригинальных методик и приемов преподавания;
- публикации в профессиональных изданиях, участие в конференциях с докладом о результатах проведенной работы;
- создание дидактических пособий, тестов, наглядных материалов;
- проведение открытых занятий по оригинальным программам.
Все сказанное позволяет заключить, что самообразование учителя по любому предмету – это необходимая предпосылка повышения им своего профессионализма. Оно напрямую влияет на эффективность обучения школьников, побуждая их активнее узнавать новое и участвовать в исследовательской и внеклассной деятельности.
Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС.
Какие формы самообразования бывают
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
- совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
- создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:
- анализ своей работы и ее результатов;
- изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
- освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
- изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
- личное самосовершенствование;
- участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
- повышение квалификации на курсах;
- разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
- сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
- Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.
Как выбрать тему для самообразования
Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.
Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:
- особенности вашего опыта работы;
- личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
- повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
- актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
- доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, есть ресурсы на реализацию программы;
- измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.
Как педагогу ДОУ выстроить работу по самообразованию
Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа:
- подготовка и планирование,
- освоение теории и практика,
- отчет и анализ.
Август — сентябрь: подготовка
На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.
- Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой.
Как составить план по самообразованию
Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.
Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.
На титульном листе укажите:
- название документа,
- ФИО,
- должность,
- номер группы,
- название дошкольного учреждения,
- тему.
Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать:
- сроки реализации,
- форму мероприятий,
- темы занятий,
- содержание,
- оборудование,
- форму отчета,
- ожидаемые результаты и т.д.
Сентябрь — апрель: освоение теории и практика
Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.
Строите карьеру и мечтаете о повышении?
Курсы для педагогов ДОУ
Учиться
На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность.
- Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.
Конец учебного года: отчет и анализ
Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.
Формы отчета по самообразованию
Отчет по теме можно представить в следующих формах:
- фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
- открытое занятие — дважды в год: в начале и в конце учебного года;
- мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
- выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
- публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
- участие в конкурсах и т.д.
- Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.
Как выбрать тему самообразования по ФГОС
Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д.
- Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.
Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:
- Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д.
Примерные темы для самообразования воспитателя:
- Игра как средство общения дошкольников.
- Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
- Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.
Темы этого направления:
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей.
- Практика геймификации учебного процесса.
- Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
- Духовно-нравственное воспитание детей.
- Технология проектной деятельности в ДОУ.
- Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
Вебинар по геймификации
Как сделать занятия с детьми незабываемыми
Бесплатно
- Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.
Примерные темы:
- Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
- Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
- Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
- Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
- Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.
Список примерных тем:
- Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
- Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
- Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
- Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
- Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств.
Примерные темы:
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
- Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
- Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.
Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете.
Библиографическое описание:
Криволапова, Е. В. Организация процесса самообразования педагога / Е. В. Криволапова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 272-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9830/ (дата обращения: 25.04.2023).
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика. Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование.
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. (В. А. Сухомлинский).
Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
- Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
- Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главное достоинство такой формы самообразования — возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
- Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.
- Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап — практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап — внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
одна из задач образовательного учреждения;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Алгоритм составления плана работы по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы,
цель,
задачи,
предполагаемый результат,
формы самообразования,
этапы работы,
сроки выполнения каждого этапа,
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
способ демонстрации результата проделанной работы,
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.
Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет;
видео, аудио информация на различных носителях;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
курсы повышения квалификации и др.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результатами самообразования учителя на определенном этапе могут быть:
повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные методические пособия, статьи, программы,
исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;
внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.
Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:
трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;
планирование самостоятельной работы;
недостаточные рефлексивные умения;
недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.
В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
Литература:
1. Волкова О. В. Самообразование педагога. Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 2, 2011 г. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/
2. Иванова Т. Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога. http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6379fed6d2def99b93b8e9a6d2a72.html
3. Гаврилова А. В. Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя. http://ppt4web.ru/pedagogika/organizacija-processa-samoobrazovanija-v-pedagogicheskojj-dejatelnosti-uchitelja.html
4. Корнеева М. Н. Самообразование педагогов — главный ресурс повышения профессионального мастерства. http://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
5. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, форма самообразования, самообразование, самостоятельная работа, этап, главное достоинство, методическое объединение, передовой опыт, профессиональное мастерство, сам учитель.