Руководство самооценка ребенка

ОНЛАЙН-ШКОЛА ДЕТОЛОГИЯ

Руководство
«САМООЦЕНКА РЕБЕНКА»

«Как воспитать ребенка успешным и уверенным в себе человеком»

РУКОВОДСТВО «САМООЦЕНКА РЕБЕНКА»

В формате PDF

Вам некогда смотреть вебинары и искать достоверную информацию о воспитании. Вы понимаете, что без здоровой самооценки человек в жизни не сможет реализовать свой потенциал.

Мы создали для вас pdf руководство (мини-книга) с концентрированной информацией о формировании и поддержании здоровой самооценки детей от рождения до взросления

План:

1. Как формируется самооценка, какие риски и как их избежать
2. 5 приемов воспитания уверенности в себе (Дневник успеха хвастушки)
3. Диагностика самооценки ребенка
4. Как правильно и неправильно хвалить
5. Как научить ребенка защищать себя и говорить «Нет»
6. Как помочь ребенку справиться с застенчивостью

Автор руководства Ирина Терентьева

— Практикующий детский психолог с 2007 года;
— Основатель и руководитель проекта «Детология»
— Автор более 35 книг для детей и родителей в крупнейших печатных издательствах (АСТ, Питер, Феникс)
— Методист и психолог сети детских эко-клубов «Умничка»;
— Продано более 1 млн книг
— Проведено более 3 500 личных консультаций
— Больше 20 000 родителей прошли авторские семинары и курсы
— Счастливая мама и жена

МЕНЮ

© И.П. Терентьева И.А., 2020. ОГРН 317774600522904

«Адекватность самооценки у детей, её последствия и способы повышения/понижения».

Социальный педагог ГБОУ СОШ №15

Е.А. Заякина

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 Можно отметить особенности поведения обучающихся с различным уровнем самооценки.

Адекватная самооценка характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.

Высокая самооценка  — стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.

Завышенная самооценка – высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.

Низкая самооценка – неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.

Заниженная самооценка – пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.

Для каждого возрастного периода характерны различные факторы, которые влияют на формирование самооценки.

  В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе. Дети ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками.

 У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

 У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях.

Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, — поддержание престижа разговоры дома вращаются вокруг, вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?», послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.

К концу начальных классов самооценка снижается.

 Подростковый возраст.

  Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке.

 Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые.

Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я». Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу.

 Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют.

 Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе.

 Чувство взрослости становится важным новообразованием данного возраста. В чем это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашнего задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

  Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

  Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по  разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает.

   В данный период подросток создает в своем воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.

Рекомендации:

Неудачником вырастет тот ребенок, которого…

  • Постоянно сравнивают с другими детьми, подчеркивая его недостатки;
  • Используют в отношении его слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «отстань»;
  • Регулярно высмеивают, подчеркивают, что он маленький и слабый;
  • Следят за каждым его шагом, делают «правильные» замечания, не оставляют наедине со своими мыслями;
  • Держат в ежовых рукавицах, не балуют разговорами по душам, не отвечают на его «дурацкие» вопросы, не гладят по голове и не целуют…

Полезные советы:

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми.
  • Если Вы запугиваете, угрожаете ребенку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека.
  • Если Вы прибегаете к насилию: ребенок усвоит этот метод как способ общения.
  • Если Вы шантажируете и подкупаете ребенка: он станет манипулировать людьми и чувствами.
  • Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить.
  • Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу.
  • Принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами.
  • Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда по-настоящему хорошо их родителям.

О чем речь? Самооценка ребенка формирует его как личность, поэтому очень важно развивать правильное отношение к себе с самого раннего возраста. Здесь основная роль отводится семье, ведь от реакции родителей во многом зависит то, как их чадо будет воспринимать себя.

На что обратить внимание? Нередко от детей ждут то, чего они не могут дать: победить на олимпиаде по математике, закончить школу с золотой медалью, стать лучшим на соревнованиях и т. д. Необходимо формировать правильное отношение к учебе, успехам и ошибкам, чтобы не вызвать проблем с самооценкой.

Из этого материала вы узнаете:

Оглавление:

  1. Понятие самооценки
  2. Этапы развития самооценки ребенка
  3. 3 варианта детской самооценки
  4. Связь самооценки и успеваемости в школе
  5. Диагностика самооценки у детей
  6. Формирование правильной самооценки ребенка

Понятие самооценки

Понятие самооценки непосредственно связано с процессом мышления, когда в мозгу человека происходит закладывание новой информации, касающейся своего «я», в ходе обобщения имеющегося жизненного опыта, и ее можно назвать своеобразной когнитивной схемой. Одновременно самооценка проявляется через демонстрацию определенного уровня притязаний и, соответственно, может меняться в зависимости от ситуации.

Так, подросток, несколько минут назад выставлявший себя героем перед сверстниками, ведет себя тише воды при общении с педагогом. Здесь самооценка ребенка представляет собой инструмент, позволяющий создавать необходимое впечатление о своей личности.

Понятие самооценки

Уровень самооценки является переменной величиной и зависит от внешних и внутренних условий. Каждый новый опыт служит «пищей» для изменения внутренних ощущений себя. К примеру, получение хороших результатов контрольной становится залогом повышенной самооценки ребенка, он гордится собой и чувствует себя более уверенно. Здесь важно то, что он видит благоприятные результаты для себя: его хвалит учитель, родители и другие взрослые.

Но уровень самооценки может резко снизиться в случае неожиданного провала на экзамене или после общения со сверстниками, которые больше ориентированы на другие ценности, например, занимаются спортом и мечтают о высоких наградах на соревнованиях.

Чаще всего со временем ученик понимает, что быть счастливым помогают не только хорошие отметки и для преодоления трудностей в жизни требуется множество разных навыков. На этом этапе возможно снижение самооценки, но в разумных пределах.

Самооценка ребенка

Есть несколько основных положений, которые объясняют, что такое самооценка. Первое – человек постоянно сравнивает свой реальный образ с идеальным представлением о своем «я». Если «картинки» почти или полностью совпадают, самооценка значительно возрастает. А когда реальный и желаемый образы значительно расходятся и человек чувствует, что не дотягивает до созданного идеала, самооценке наносится существенный урон.

Второе – большую роль в формировании суждений человека о самом себе играет интериоризация общественного мнения о нем. Иначе говоря, самооценка индивида отражает совокупность реакций окружающих на него.

И, в-третьих, важным аспектом формирования оценочного суждения о своем «я» является понимание значимости своей деятельности и профессионального статуса. Здесь принимаются во внимание не просто качественное выполнение обязанностей на рабочем месте, а выбор определенной профессии, продвижение по карьерной лестнице, получение высокой должности. Человек прикладывает много усилий, чтобы занять видное положение в обществе, заслужить признание.

Этапы развития самооценки ребенка

Наука давно доказала наличие эмоционального контакта между беременной женщиной и ее будущим ребенком. Отсюда следует, что малыш рождается с определенными «зачатками» самооценки. Если мама во время беременности пребывает в счастливом ожидании, ласково «общается» с ним, происходит закрепление данного факта в клеточной памяти крохи и благоприятно сказывается на представлении человека о своей ценности.

В развитии самооценки выделяют несколько этапов.

С появления на свет до возраста 1,5 лет

На этом этапе взаимодействие с окружающим миром происходит через тактильные ощущения: прикосновения, объятия, поглаживания. Младенец, появления которого ждет вся семья, до рождения обладает подсознательным «знанием» о своей ценности. Первые месяцы после рождения он должен получать особую заботу и внимание близких. Новорожденный «анализирует» на своем уровне все происходящее с ним:

  • не оставляют одного, кормят по требованию, улыбаются, ласкают – для ребенка это знак, что его любят, он важен и нужен;
  • не подходят на плач, не замечают, долго никого нет рядом – возникает чувство, что его все бросили, до него нет никому дела.

Очевидно, что до рождения и, тем более, с момента появления на свет ребенок должен получать заботу, внимание и любовь.

В период с 1,5 до 3-4 лет

Это время активного изучения окружающего пространства, когда можно наблюдать проявления различных желаний. Ребенок то заинтересованно строит башню из кубиков, то с удовольствием ее разрушает. Какова в этот период реакция на действия малыша, от этого в значительной степени будет зависеть его самооценка.

Окрики, резкое осуждение и физические наказания приведут к формированию низкой самооценки у ребенка. Необходимо направлять его, действуя бережно и спокойно. Объяснять последствия: «Смотри, ты сломал машинку, теперь она не поедет». Так малыш начнет оценивать правильно то, что делает.

Этапы развития самооценки ребенка

С 4-х до 6-ти лет

У ребенка среднего и старшего дошкольного возраста уже четче проявляются характеристики личности. Он пытается определить свою роль в компании сверстников, занять свое место. Самооценка ребенка дошкольного возраста частично зависит от того, с кем он дружит, сколько у него друзей и кто его не замечает. Как правило, во всех неприятных ситуациях он склонен винить себя.

Важно доносить до сына или дочери, что, если мама/папа сейчас не могут поиграть с ним, значит им нужно, например, приготовить обед или немного отдохнуть после работы. После этого с ним обязательно поиграют. Непонимание причин отказа заставит ребенка переживать, что он в чем-то провинился. Ощущение вины зародит сомнение в своей нужности для родителей и отразится на самооценке.

Полезные книги по психологии детей

С 6-ти до 14-ти лет

Непростой, но очень значимый этап становления личности. В эти годы формируются такие качества:

  • трудолюбие и стремление достичь цели труда;
  • способность правильно воспринимать отношение к нему сверстников и старших.

Ребенок может проявлять интерес к занятиям, не принятым в кругу семьи или сверстников. И, если его увлечение осуждают или осмеивают, то результат может быть негативным. Чаще всего именно по этой причине страдает самооценка детей школьного возраста.

В течение всего детства у ребенка формируется понятие о себе. Потом бывает очень трудно исправить то, что глубоко зашло в подсознание и влияет на все действия взрослой личности.

3 варианта детской самооценки

Сегодня принято относить самооценку ребенка к одному из 3-х уровней. Она может быть адекватной (самый редкий случай), завышенной или заниженной. Посмотрим, как на деле проявляются все эти варианты.

  • Завышенная

Такой ребенок смело и уверенно заявляет о себе, готов действовать самостоятельно, без подсказок и наставлений. Он не склонен спрашивать совета или разрешения, подчас поступает импульсивно и рискованно. Презрительно относится к соблюдению правил. Считает, что ему под силу справиться с любой задачей. Неверно оценивает свои способности и силу.

Этим детям всегда хочется быть в числе первых. Только родители и педагоги должны объяснять, что соревноваться надо честно, соблюдать правила и договоренности. Для таких детей это самое трудное дело, так как они не заботятся о мнении других людей. Главное для них – победа.

  • Заниженная

Младшим школьникам бывает присуща заниженная самооценка. Дети в этом возрасте часто сомневаются в своих знаниях и способностях, пасуют перед сложной задачей. Стараются «не высовываться». Порой ребенок не понимает, за что его можно хвалить. Такое отношение к себе может привести к серьезным проблемам: замкнутости, отстраненности от коллектива. Взрослым необходимо чаще говорить малышу, какой он молодец, поощрять за любой даже небольшой успех.

Заниженная самооценка у ребенка

Отвлекайте ребенка от неприятных мыслей, приучайте мыслить позитивно. Настраивайте его на достижения.

  • Адекватная

Реже всего результаты исследований показывают адекватную самооценку ребёнка. С такими детьми интересно общаться, они деятельны и заинтересованы в учебе. Берутся за выполнение сложных заданий. В случае неудачи спокойно принимают замечания, понимают важность работы над ошибками. Такой ребенок имеет свое мнение, но также умеет выслушать оппонента. Завоевывает авторитет не силой, а качествами личности.

Связь самооценки и успеваемости в школе

Тема влияния самооценки ребенка и его увлечения математикой на успехи по предмету нашла отражение в исследовании сотрудника Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Юлии Кузьминой.

После анализа результатов исследований TIMSS и PISA, проведенных в разных странах, она представила выводы о том, что убежденность в своих способностях к определенной сфере знаний и заинтересованное изучение непременно приводят к положительным результатам.

Связь самооценки и успеваемости в школе

Также отмечается, что плохие отметки по математике связаны с самооценкой ребенка. Иначе говоря, низкая успеваемость ведет к снижению интереса. И, напротив, если ребенок поверит в себя, это усиливает успехи в учебе.

Важно, что переход к углубленному изучению, выбор технических специальностей при поступлении в вуз или колледж чаще всего обоснован именно интересом к математике, пониманием ее значения и математической самооценкой, нежели успеваемостью по данному предмету. Пожалуй, стоит сказать о гендерных различиях. Так, выбирая специальность STEM, связанную с изучением точных и естественных наук, техники, технологий, девушки ссылаются на важность математической науки чаще, чем юноши.

Диагностика самооценки у детей

Какие методики определения самооценки детей наиболее популярны у современных психологов?

Техника «Лесенка», автор которой В. Щур характеризует самооценку тестируемого на основе сравнения двух позиций: мнения ребенка о себе и оценок, которые ему дают другие. Метод удобен для применения в группе и при отдельной работе.

Групповое исследование – это работа с несколькими участниками для быстрого определения самооценки. В ходе индивидуального занятия можно докопаться до причин нарушения самооценки детей. Специалист рисует на листе лестницу, в которой 7 ступеней, и просит ребенка выбрать подходящую для него. Дети с завышенной самооценкой обычно выбирают те, что наверху. На нижней ступени видят себя ребята с низкой самооценкой.

Диагностика самооценки у детей

Психолог А. Захарова предлагает проверять самооценку ребенка с помощью техники «8 кругов». Кружочки рисуют один за другим последовательно и предлагают поставить букву «я» там, где ему захочется.

Особенности самооценки детей проявляются в том, как он определяет место для своего «я». В норме – это выбор 3 или 4 круга слева. Значит, он в целом уверен в себе, знает о своих способностях и ценных качествах, не чувствует себя отверженным. Если ребенок отмечает 1 или 2 кружок, это говорит о завышенной самооценке. Дети с заниженной самооценкой находят место для своего «я» в кружках, начиная с 5-го.

Технику «Дерево», разработанную Д. Лампеном и адаптированную Л. Пономаренко, применяют в школьной практике для определения адаптивных способностей детей в начальных классах и в среднем звене. Во время тестирования учащимся предлагается найти свое место на рисунке с изображением дерева с человечками на его ветвях и на земле.

При расшифровке рисунка с тестом психолог анализирует, с какими положениями ассоциирует себя ребенок, какая позиция подходит для него сегодняшнего, а где он хотел бы быть в идеале.

Формирование правильной самооценки ребенка

Чтобы в будущем не беспокоиться о том, как поднять самооценку ребенка, необходимо с малых лет заниматься ее правильным формированием.

В большинстве случаев у родителей нет сомнения в том, что их метод воспитания лучший. Они действуют на основании своего детского опыта и только с благими намерениями. При этом совершают очень грубые ошибки.

Приведем несколько простых правил, которые помогут в формировании адекватной самооценки:

  • Воспитание не состоит только в запретах, ребенок не должен бояться высказать свою точку зрения или проявить чувства. У авторитарных родителей часто вырастают слишком послушные, безынициативные и инертные дети.
  • Привлекайте детей к совместной деятельности, тем самым обучая их, хотя без их «помощи» вы сделаете все гораздо быстрее.
  • Задача родителей – не ограждать чадо от потерь и ошибок, а научить правильно их воспринимать, находить решения и использовать любой полученный опыт.
  • Показывать на примерах, как, благодаря поражениям, человек учится побеждать.
  • Наказывая ребенка, необходимо объяснить, что это следствие его проступка, он должен переосмыслить свое поведение. Не говорите ребенку, что он плохой.
  • Давайте детям выполнимые задания.
  • Не заставлять ребенка самостоятельно справляться с серьезными психологическими проблемами. Например, если он подвергся буллингу в школе, лучшим решением будет перевод его в другую.

Повышению самооценки ребенка не способствуют следующие действия:

  • Когда ребенка сравнивают с другими детьми, давая понять, что он хуже.
  • Малыш получает незаслуженную или чрезмерную похвалу.
  • Не замечают стараний ребенка при выполнении творческих заданий в садике и школе, посмеиваются над поделками и рисунками, сразу выбрасывают все, что он сделал.
  • Угрожают суровым наказанием, физическим воздействием, кричат на ребенка.
  • Поднимают руку на ребенка, бьют, используют оскорбления, унизительные сравнения.

Поведение человека в той или иной ситуации, все его действия управляются внутренними убеждениями и самооценкой. Те, у кого самооценка занижена, ведут себя неуверенно, пассивно. Из-за боязни получить критические замечания не стремятся проявлять свою индивидуальность. Избегают похвалы и комплиментов.

Таким людям легче и проще быть в уединении, а общение с окружающими вызывает дискомфорт. То, как человек воспринимает себя, находит отражение в его жизни. Очевидно, что наш успех в профессии и в обществе обусловлен тем, как мы сами воспринимаем и оцениваем себя.

Необходимо глубже знакомиться с собой, своими сильными качествами и особенностями личности, поднимать самооценку, осознавая, что, благодаря этому можно значительно улучшить все стороны своей жизни.

Как поднять самооценку и уверенность ребенку?

29.08.2021

В этой статье:

Мы говорим “самооценка”, и на ум приходят слова “высокая” или “низкая”, “заниженная” или “завышенная”. Кажется, что самооценка — это то, с чем человек рождается и живет всю жизнь, а советы о том, как поднять самооценку и уверенность ребенку, не очень-то работают.

На самом деле, вопрос: “Как поднять самооценку ребенку?” — совсем не пустой. Подростковый возраст — один из самых чувствительных. Именно сейчас стоит уделить большое внимание самооценке, чтобы ребенка в будущем не волновали проблемы душевного здоровья. Да, корректировать самооценку можно и позже — этим занимаются клиенты психологов, — но это будет более трудоемкая работа. Лучше и проще сделать ее сейчас.

Как понять, что у ребенка низкая самооценка?

Главный признак низкой самооценки — тревожность и неуверенное восприятие самого себя. Подростку трудно отвечать на вопросы о том, какой он, что ему нравится, какие у него сильные и слабые черты, что ему в себе нравится, а что — нет. Если быть предельно корректным, то это не низкая, а неглубокая самооценка. Но в результате человек чувствует себя неуверенно в самых разных жизненных ситуациях.

Типичные фразы подростка, у которого проблемы с самооценкой

Заниженная самооценка подростка проявляется в речи и в ситуациях, когда ему приходится оценить себя или столкнуться с оценкой других людей.

  • Если отмечают его успех: Мне просто повезло. Просто остальные выступили еще хуже. Да ничего особенного.
  • Если благодарят: Да я ничего не сделал. Да мне нетрудно. Забей. Отстать.
  • Если делают комплимент: Да вот у меня (и обращает внимание на недостатки своей внешности: прыщи, живот и т.п.)
  • Если предлагают попробовать что-то сложное: Все равно не получится. Я не умею. Я не смогу.

Иногда возникает ощущение, что ребенок кокетничает и напрашивается на похвалу. Но на самом деле, он просто не чувствует себя достойным признания и уже думает о том, как все поймут, что он на самом деле не так хорош. В этом случае нужно задуматься о том, как повысить самооценку ребенку, а не стыдить его.

Самоощущение подростка с низкой самооценкой

Последствия такой самооценки, как бы мы ее ни назвали, осложняют жизнь подростку. 

  • Подросток чувствует, что у него ничего не получится. Страх перед неудачей либо делает его пассивным, либо вынуждает тратить очень много сил на скромные попытки преодолеть трудности.
  • Подростки, которые не уверены в себе, часто испытывают всю гамму негативных чувств: грусть, подавленность, тревогу, вину, стыд, внутренний ступор или гнев. При этом, испытав радость, они тут же испытывают страх: раз ты не достоин счастья, то оно скоро закончится и окажется обманом.
  • Дети с заниженной самооценкой не могут постоять за себя и отстаивать свое мнение. В результате очень часто делают не то, что считают нужным и правильным. Им трудно отказать другим людям, даже если их вовлекают во что-то против воли и их интересов. Возникает внутренний конфликт, который приводит к тяжелым переживаниям.
  • Им сложно бороться с трудностями и использовать возможности и шансы, которые подбрасывает судьба. Вступить в контакт с человеком, который может помочь, — слишком сложная задача для человека, который из-за низкой самооценки не считает себя достаточно значимым для того, чтобы на него обратили внимание.
  • Неуверенные в себе дети не умеют принимать поддержку, потому что не считают, что им “положено”. В итоге они могут оттолкнуть потенциального друга, подозревая его в неискренности.

Все это вместе делает подростка довольно трудным в общении. Зацикленность на собственных страхах быть отверженным мешает ему присмотреться к другим людям, учитывать их интересы. В результате они часто попадают впросак, и в итоге их самооценка и уверенность падают еще ниже.

Винить ребенка в том, что он так видит себя и свое место в мире — неправильно. Разберемся в том, как повысить самооценку и уверенность в себе, чтобы взгляд подростка на собственную значимость изменился.

Уверены ли в себе напористые и агрессивные дети?

Однако если у вас сложилось впечатление, что дети, которым необходимо поднять самооценку, всегда выглядят как забитые тихони, то это не так. Главный признак неуверенного в себе подростка — тревожность. А проявляться она может как в замкнутости, так и в агрессивном и даже девиантном поведении.

Очень часто агрессивные дети, которые обижают других, а также доставляют много проблем объекту влюбленности, как раз люди с заниженной самооценкой. Они уверены в том, что их не будут любить, бросят, потому что они очень плохие. В результате они постоянно проверяют окружающих на прочность, нарываются на конфликты и проблемы.

  • С одной стороны, это позволяет им чувствовать хоть какой-то контроль за ситуацией. Вот, обидел человека, а он на меня разозлился и не хочет дружить. Я справился.
  • С другой стороны, тревожность и страх остаться в одиночестве от конфликтов становится еще сильней и признаки девиантного поведения повторяются.

Разумеется, такие подростки не чувствуют себя хорошо и спокойно. Даже когда кажется, что они стремятся к лидерству и добиваются его, они чувствуют себя глубоко несчастными. Им также необходимо помочь почувствовать себя значимым и выработать адекватную самооценку и уверенность в отношениях с людьми.

Низкая самооценка ребенка и учеба

Дети с заниженной самооценкой могут быть как двоечниками, так и отличниками. Отличник, которому не хватает уверенности в себе, серьезная проблема для себя самого. Взрослые видят, как он убивается по учебе, борется за оценки. Но проблема в том, что такой ребенок не получает удовольствия от учебы и всю свою энергию направляет на то, чтобы не показаться глупым или некомпетентным, потерять расположение родителей и учителей. В глубине души он уверен, что всех обманывает и скоро правда раскроется.

В итоге ребенок не стремится узнавать новое. Он получает знания лишь формально, ради оценки и похвалы, а что ему нравится в жизни — не знает. Такой ребенок сильно страдает из-за оценок или критики. Он не понимает, почему некоторые учителя ставят ему не пять, когда он убивался над докладом всю ночь. Комментарии типа: “Ты не понимаешь предмет,” — сильно травмируют ребенка, но он искренне не понимает, почему кому-то из детей ставят неплохие оценки и хвалят оригинальные идеи. Ребенок с заниженной самооценкой будет думать, что все дело в личной симпатии или антипатии учителя.

Мы будем говорить о самооценке как о наличии устойчивой опоры на себя, о понимании себя, своего потенциала, зон развития и роста; о навыке сравнивать себя с собой вчерашним в доброжелательном ключе; об адаптации в обществе — достаточном понимании себя и других, чтобы устанавливать отношения и связи. Тогда становится понятно, как действовать, когда вслух ребенок говорит, что не может, не умеет, не справляется. И наше стремление повысить самооценку ребенку превратится в конкретные шаги.

Главные причины проблем с самооценкой у детей

Причины низкой самооценки у ребенка:

  • У ребенка нет возможности изучать себя, не сравнивая с другими. Такую возможность дают занятия «для себя», которые он делает просто потому, что ему нравится. Если у ребенка совсем нет времени на хобби или бесполезные с точки зрения окружающих занятия, ему сложно разбираться в себе.
  • Ребенка постоянно с кем-то сравнивают, “кто лучше”, а он не склонен конкурировать с людьми. Если ребенок настроен на сотрудничество, он тратит слишком много нервных сил на выживание в конкурентной среде. Необходимо разобраться в том, что мотивирует ребенка, чтобы стало понятно, как сформировать необходимую для поднятия самооценки среду.
  • У ребенка нет возможности соревноваться, а он по натуре конкурентен. Ему сложно сформировать самооценку в расслабленной среде, где от него ожидают умения делиться, поддержки всем друзьям и знакомым.
  • Ребенка всегда оценивают, а не интересуются тем, как он воспринимает то, что происходит в его жизни. Если ребенку предлагать готовые ответы на те вопросы, которые его волнуют, его самооценка не становится самостоятельной и глубокой.
  • Ребенка не учат проговаривать эмоции и ощущения. В ответ на вспышку, неосторожное высказывание, резкий поступок он получает симметричный ответ: окрик, приказание замолчать, указание, что сделать. В этом случае он не может разобраться в себе, а это тоже влияет на формирование самооценки.
  • Ребенку не помогают справиться с негативизмом. Он склонен обращать внимание на то, что у него не получилось, а взрослые не учат его работать с таким негативным восприятием себя и перемещать фокус внимания на достижения, пользу, которую он может извлечь из неудачного опыта.
  • Ребенка много критикуют, когда он проявляет инициативу. Если у ребенка возникает какая-то идея, а в ответ он слышит, что это бесполезно, не получится, глупо — его самооценка падает. Крайне сложно повышать самооценку ребенку, который день за днем впитывает мысль о том, что инициатива наказуема.
  • Над ребенком часто насмехаются. В некоторых семьях и социальных кругах принято иронизировать и подшучивать друг над другом. Однако не все дети получают от этого удовольствие, поскольку им сложно отвечать взрослым. Где-то не хватает чувства юмора, где-то срабатывают ограничения — над взрослыми прикалываться нельзя. В итоге ребенок постоянно чувствует себя униженно, а его самооценка падает.
  • Взрослые драматизируют любую неудачу. Если у ребенка что-то не получилось, а он получает в ответ эмоциональную реакцию, ему кажется, что он кругом виноват. Если вы хотите повысить самооценку ребенка, показывайте, что любую ошибку можно исправить и мир не рухнет.

В общем, есть довольно много причин, которые осложняют формирование адекватного восприятия себя и повышение самооценки ребенка. К счастью, подростковый возраст — это тот период, когда ситуацию можно и нужно корректировать.

Как повысить самооценку ребенку?

Помочь ребенку с низкой и неадекватной самооценкой можно. И главную роль тут играют именно родители, ведь ребенок опирается на их мнение и поведение в любом возрасте, даже подростковом.

Способ 1. Не завышайте требования к ребенку

Очень часто мы ожидаем или даже требуем от ребенка выполнения наших собственных желаний. Мы хотим, чтобы он жил и действовал “правильно”, хотел “правильных” вещей и т.п. 

Однако часто это входит в противоречие с истинными желаниями и возможностями ребенка. Если мы при этом начинаем его оценивать, да еще и сравнивать с другими — его самооценка под угрозой.

Вот как родители могут повысить самооценку ребенка. Старайтесь не оценивать, а слушать ребенка. Почитать о том, как это правильно можно, например в книге М.Розенберга “Язык жизни”. Научиться избегать импульсивности в общении и помочь это делать ребенку можно при помощи книги Ю.Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”. Эти советы помогут и разрешать конфликты в повседневном общении, добиться повышения самооценки ребенка и понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Способ 2. Не сравнивайте ребенка с другими

Иногда родители хотят подстегнуть мотивацию ребенка, сравнивая его со сверстниками или одноклассниками. Вот, мол, Вася может, а ты нет. Мы хотим, чтобы ребенок старался добиться большего, и с некоторыми детьми это работает. Если их эмоциональный драйвер — конкуренция. Но у ребенка, который настроен на сотрудничество, от такого наоборот опускаются руки. Никогда не сравнивайте такого ребенка с другими!

Детям, которых не вдохновляет борьба и соперничество, лучше формировать адекватную самооценку через мягкие навыки. Для начала стоит пройти тест на сильные и потенциальные зоны роста. Затем при помощи наставника можно формировать связи отдельных навыков и профессиональных сфер, точек приложения сил для раскрытия и развития личности. Так постепенно ребенок вовлечется в осмысленную деятельность и почувствует себя уверенно, а его самооценка повысится.

Способ 3. Хвалите детей

Как можно хвалить и при этом не оценивать? На самом деле, лучше просто заменить оценочную похвалу, типа “молодец”, на проговаривание успеха и своих эмоций. Если ребенок чего-то добился, это нужно отметить, сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это мелочь, типа домашки, или пятерки по сложному предмету в школе, подчеркните, что вы видите, что он взял себя в руки, довел дело до конца, хотя еще вчера ему это не удавалось.

Отмечайте то, что важно самому подростку. В этом возрасте сами по себе учебные успехи детей не интересуют. Их интересует место в обществе, мнение ровесников, перспективы будущего. Показывайте ребенку, что вы в нем уверены, что видите его текущие достижения, видите, как он растет и взрослеет, — все говорит о том, что он будет успешно справляться со взрослой жизнью. Именно так и повышается самооценка ребенка — вместо с ростом уверенности в собственном будущем.

Родительская уверенность в ребенке — лучше банальной похвалы и помогает избавиться от тревожности и добиться повышения самооценки.

Способ 4. Не делайте замечания детям при посторонних

Поскольку детей в подростковом возрасте волнует, как они выглядят в глазах окружающих, любые замечания воспринимаются очень болезненно и приводит к низкой самооценке. С точки зрения ребенка любая критика, отношения “как к маленькому” серьезно подрывает его авторитет, вызывает насмешки, заставляет стесняться и стыдиться и снижает самооценку. Берегите репутацию ребенка в этот хрупкий период, какими бы надуманными ни казались его страхи. Просто примите как данность эту особенность и не провоцируйте конфликт и рост неуверенности у ребенка.

Желание сделать замечание часто вызвано ощущением, что подростки игнорируют взрослых. На самом деле, подростковая отстраненность от вас или реальности — это запуск внутренних сложных процессов. Ребенок пытается понять кто он, где его границы и опоры, хотя со стороны это выглядит как “лень”, “необщительность” или равнодушие и безразличие. Будьте бережны к ребенку, когда он формирует свою самооценку. 

Если вы хотите повысить самооценку ребенку, вспоминайте почаще себя в этом возрасте. Проходите родительские поддерживающие тренинги, делайте анализ этого опыта. Выражайте понимание происходящего с ребенком и старайтесь сохранять спокойствие. Оно очень важно для того, чтобы у ребенка формировалась адекватная оценка себя.

Некоторые
рекомендации учителю и родителям по формированию адекватной самооценки младших
школьников.

Рекомендации
для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника:


находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё
своё внимание, не деля его ни с чем;


показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не
согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие
человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить,
признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему
неприемлемое поведение;


как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение
ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только
приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что
дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;


показывать детям свою бескорыстную любовь;


хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители
действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;


использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых
ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя
уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;


помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;


уважать усилия детей;


показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. (показывать
ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать
ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки);


объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что
ошибки дают человеку возможность учиться;


помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или
обязанности, чтобы помочь семье;


признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать
внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей
добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет
ему приобрести уверенность в себе;


избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят
таким, какой он есть;


обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные
традиции;


приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями,
знаниями и эмоциями;


стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его
понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его
мышлении.

Рекомендации
для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника:


оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять
учебно-познавательную деятельность младшего школьника;


давать содержательную оценку работе младшего школьника;


сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но
достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;


предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему
младшему школьнику;


вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи,
анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала,
степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;


предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того,
как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил
учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания,
на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;


использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Родители хотят, чтобы у ребенка была здоровая самооценка, чтобы он рос счастливым и верил в себя. Но что для этого стоит и не стоит делать? Как воспитывать так, чтобы помочь ребенку развиваться гармонично?

Мелинда Веннер Мойер — научный журналист, писатель, профессор Нью-Йоркского университета и автор книги «Как вырастить хорошего человека» — рассказывает все о самооценке.



Как вырастить хорошего человека

Мы не умеем укреплять самооценку детей?

Исследования показали, что стратегии, которые обычно используют родители для повышения самооценки ребенка, часто дают обратные результаты. Часть из них фактически подрывают уверенность ребенка в своих силах. А часть — толкают его на путь нарциссизма, взращивая в нем нездоровое представление о собственном превосходстве над всеми остальными, о том, что он заслуживает шикарной жизни, и о том, что во всех своих неудачах следует винить других.

Когда мы развиваем в наших детях чувство, что они от природы добрые, милые, достойные любви и уважения, они перестают зацикливаться на своей самооценке, их не волнует, что о них думают окружающие, они просто живут собственной полноценной жизнью. Но как воспитывать адекватную самооценку у детей и ненароком их не испортить? Это проще, чем может показаться.


Источник

Самооценка или самолюбование

Широко распространено опасение, что, если всячески поощрять развитие здоровой самооценки у детей, можно невольно превратить их в самовлюбленных нарциссов. Нарциссизм, или самолюбование, далеко не то же самое, что адекватная самооценка, и развивается это свойство характера по другим законам. Невозможно чрезмерно повысить самооценку ребенка и тем самым превратить его в нарцисса. Существует большая разница между самодостаточными детьми, уверенными в своих личных достоинствах, и самовлюбленными детьми, или нарциссами.

Дети с адекватной самооценкой принимают и любят себя такими, какие они есть, и не ставят свое чувство самоуважения в зависимость от мнения окружающих.

С другой стороны, нарциссы находятся в режиме постоянного сравнения себя с другими, убеждены, что они лучше всех, но испытывают непреодолимую потребность постоянно доказывать свое превосходство.

Как дети становятся нарциссами?

Нарциссы — это дети, которых родители возносят на пьедестал. Такие родители убеждены, что их дети умнее и лучше, чем все остальные, и относятся к ним соответственно.

Нарциссы склонны к похвальбе и хвастовству, критикуют других, чтобы окружающие их любили и восхищались ими, но подобное поведение в конце концов оборачивается против них, отталкивая от них тех самых людей, которых они хотят привлечь на свою сторону. Что еще хуже, они редко обращаются за помощью для решения своих проблем. Быть может, потому, что не понимают, что нуждаются в ней.

Заметьте, нарциссизм начинает формироваться не раньше семи-восьми лет.

До этого возраста дети, конечно, могут вести себя как нарциссы, но их декларации из серии «я самый великий человек в мире» вполне соответствуют уровню их развития и не являются признаком того, что ребенок непременно вырастет в Дональда Трампа.

Стратегия повышения самооценки № 1. Говорите детям, что вы любите их за то, какие они есть, а не за то, что они делают

Иногда стоит сделать паузу и задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком и о том, удается ли вам показать ему свою безусловную любовь и понимает ли он ваши чувства.

С одной стороны, мы возлагаем большие ожидания на своих детей, а с другой — не хотим, чтобы они считали преуспевание самой важной целью в жизни. Как совместить эти две вещи? В желании, чтобы ребенок был успешным, нет ничего плохого; плохо, когда ребенку кажется, что ваша любовь к нему зависит от его поступков и достижений.

Регулярно говорите детям, что вы их любите, что бы ни случилось.

Если вы поощряете детей за хорошие оценки или грозитесь их наказать за плохие, пожалуй, вам следует переосмыслить свое поведение. Такой подход к воспитанию продиктован благими намерениями и вполне понятен, но, применяя его, вы невольно внушаете детям мысль, что их значимость (ценность) зависит от их школьных отметок.

Иногда родители выражают эту зависимость пассивно-агрессивными способами — посредством так называемого условно положительного и условно отрицательного отношения к ребенку.

Родители более доброжелательны и щедры к ребенку, когда он хорошо учится в школе или выигрывает шахматный турнир. И более нетерпеливы и менее добры, когда он получает не самую высокую оценку или всего лишь приз за участие в каком-нибудь соревновании.

Такой подход пагубно сказывается на самооценке и эмоциональном здоровье детей.


Источник

Слова одобрения особенно важны, когда вы чувствуете, что у ребенка пониженная самооценка. Определить это довольно трудно, но можно ориентироваться на «красные флаги». Дети с пониженной самооценкой могут называть себя «тупыми» или «плохими», верить, что все их ненавидят, они замкнутые, необщительные, избегают трудных заданий, могут нарочно ранить себя.

Возможен и другой вариант: они решают компенсировать свою низкую самооценку, унижая других людей, занимаясь буллингом, пытаясь проявлять свою власть и навязывать людям свое мнение, придумывать оправдания своим неудачам.

Как можно превратить минуты разочарования в собственном ребенке в возможность для его личностного роста?

1. Остыньте и только после этого поговорите с ребенком. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и подождите, пока не сможете посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Затем примите к сведению мнение ребенка о произошедшем: «Тебе, наверное, очень неприятно, что все пошло не так».

2. Выберите мягкий вариант критики. Начните с анализа причин, почему ребенок повел себя именно так, а не иначе. «Я знаю, ты не хотел этого…», или «Ты, верно, не понимал, что делаешь», или «Мне кажется, ты пытался…» — эти фразы помогут начать разговор. Затем обрисуйте саму проблему. Помните, что плохим было поведение ребенка, а не он сам.

3. Помогите ребенку найти способы решить проблему. Обсудите несколько идей, например написать письмо с извинениями или предложить какую-нибудь помощь.

Стратегия повышения самооценки № 2. Хвалите своего ребенка, но делайте это правильно

То, что мы говорим детям, влияет на их самооценку. Исследования показывают: это еще более верно, когда речь идет о том, как и за что мы их хвалим.

Психолог Эдди Бруммельман провел ряд исследований, которые показали, что, когда родители чрезмерно хвалят детей с пониженной самооценкой, это лишь усугубляет положение и уровень их самооценки падает еще ниже.

Чрезмерная похвала — это, по сути, не вполне заслуженная похвала. Например, ваша дочь показывает вам схематичный рисунок человечка, а вы говорите: «Потрясающий рисунок!» В ходе исследования 2014 года Бруммельман и его коллеги обнаружили, что родители чаще склонны чрезмерно хвалить детей с пониженной самооценкой, чем детей с высокой самооценкой, будучи, вероятно, уверенными, что щедрая похвала станет для них стимулом к росту уверенности в себе.

Бруммельман показал, что чрезмерная похвала на самом деле заставляет детей с пониженной самооценкой еще больше сомневаться в своих силах и избегать трудных заданий.

Лучше хвалить ребенка за предпринятые им усилия, за трудолюбие, а не за навыки или способности. Чаще говорите: «Ты так усердно работал!» — и реже: «Ты такой умный!»

Похвала не только способствует формированию мотивации, она также оказывает влияние на уровень самооценки. Дети, которых хвалят за умственные способности или навыки, чаще сдаются, столкнувшись с неудачами, они быстрее отступают перед трудностями, чем те, кого хвалят за упорную работу; они плохо справляются со сложными задачами, у них подавлено чувство самоуважения.

Одна из важнейших обязанностей родителей — защищать своих детей и обеспечивать их безопасность. Однако при чрезмерно обостренном родительском инстинкте результаты могут быть обратными. Если мы начинаем оберегать детей не только от серьезных опасностей, но и от сложных проблем и неудач, мы тормозим их развитие, сдерживаем инициативу и даже заставляем терять самоуважение.

Ребенок с адекватной самооценкой — это ребенок, который уверен в своих силах и способностях, который чувствует, что сможет справиться с любыми ситуациями, но который еще и знает, что, если что-то пойдет не так, его все равно будут любить и принимать таким, какой он есть.

Чтобы обладать такой уверенностью в себе, ребенок должен иметь возможность допускать ошибки, он должен знать, что это нормально и что от этого отношение родителей к нему не изменится.

Исследователи и педагоги утверждают, что сейчас родители слишком рьяно стараются оградить детей от любых неприятностей.

Не мешайте детям учиться чему-то новому, поскольку из полученных знаний и умений складывается компетентность. Именно так формируется самооценка — из способности осуществлять какую-то деятельность.

Когда дети мучаются с выполнением домашних заданий, мы не должны немедленно вскакивать и спешить им на помощь. Излишняя опека дает детям понять, что они ничего не в состоянии сделать самостоятельно.

По материалам книги «Как вырастить хорошего человека».
Обложка статьи: unsplash.com

«Самооценка ребёнка: как правильно её формировать»

    • Если хвалить, то правильно.
    • За что хвалить и как ругать
    • Наказания: правила для родителей.
    • Как развить адекватную самооценку у ребёнка.

    На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая формируется под влиянием окружения ребенка, в первую очередь -родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

    Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

    Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

    Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

    При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

    Если хвалить, то правильно

    Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

    Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

    1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
    2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
    3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
    4. Нельзя хвалить из жалости.
    5. Из желания понравиться.
    6. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
    7. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
    8. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит ребёнку веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

    Похвала и поощрение: «за что?»

    Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детский дом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

    Приемы для повышения самооценки ребенка:

    1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
    2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
    3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

    Наказания: правила для родителей

    Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

    1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
    2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
    3. За один раз одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
    4. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
    5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, никогда!
    6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
    7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
    8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
    9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

    Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

    1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
    2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
    3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
    4. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
    5. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
    6. Сразу после душевной или физической травмы.
    7. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
    8. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
    9. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

    Не наказываем:

    Для развития адекватной самооценки у ребенка

    • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
    • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
    • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
    • Поощряйте в ребенке инициативу.
    • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
    • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
    • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
    • Помните, что отрицательная оценка враг интереса и творчества.
    • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
    • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

    Материал подготовила: Наталья Приймаченко, психолог.

    Влияние самооценки на ребенка трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность. Эрик Берн утверждал, что при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений. 

    Если эти изменения позитивные и развитие самооценки ребенка проходит адекватно, его жизнь в дальнейшем также сложится благополучно. В противном случае уровень самооценки ребенка оставляет желать лучшего, что непременно скажется на его будущем.

    Формирования самооценки ребенка

    Ребенок рождается без каких-либо представлений о том, как себя вести, без сложившейся самооценки. Он ориентируется на опыт окружающих его людей и на то, как они его оценивают. На формирование самооценки ребенка большое влияние оказывают позитивная или негативная оценка им собственной внешности, а также суждениях окружающих людей о ней. Кроме того, особенности самооценки детей напрямую зависят от отношений с родителями и оценки учебных способностей другими значимыми взрослыми.

    Реклама



    Развитие самооценки проходит 4 этапа

    1 этап – от рождения до 18 месяцев.

    В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

    2 этап – от 1,5 до 3-4 лет.

    У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.

    3 этап – от 4 до 6 лет.

    Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.

    4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет.

    В этом возрасте происходит развитие любви к труду и самовыражению в продуктивной работе. Опасности этапа – отсутствие у ребенка определенных практических навыков и низкий статус в группе сверстников. Эти факторы могут привести к заниженной самооценки у ребенка. Он может разувериться в том, что способен наряду с другими участвовать в каком-либо труде. Даже самооценка одаренных детей существенно зависит от их представлений себе как о творческих и способных работниках.

    Особенности самооценки детей

    Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям.

    В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.

    В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.

    Уровни самооценки ребенка

    Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

    Самооценка = Успех / Уровень притязаний

    Где уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни. Уровень притязаний служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Он напрямую зависит от уровня самооценки ребенка.

    Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

    Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

    Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности. Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. 

    Конструктивная критика воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Ребенок с неадекватной самооценкой не признает своих ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения.

    Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.

    Диагностика самооценки ребенка

    В современной психологии существует несколько признанных методик исследования самооценки ребенка.

    Методика В.Щур под названием «Лесенка» дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой. Эта методика применяется как в групповом, так и в индивидуальном формате.

    Групповая работа позволяет быстро определить уровень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальная – обнаружить причины неадекватной самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие».

    Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: «Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке». 

    Нормой для ребенка является указание на третий четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

    Метод Д. Лампена под названием «Дерево», адаптированный Л. Пономаренко, используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.

     
    Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное состояние и совпадают ли они между собой.

    Как поднять самооценку ребенку

    Основные стратегии коррекции самооценки ребенка строятся на взаимодействии ребенка со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми. 

    Со стороны взрослых необходимо создать для него атмосферу любви, уважения и бережного отношения к особенностям и потребностям ребенка. Родителям и учителям необходимо проявлять интерес к его делам и занятиям, выражать уверенность в его способностях достичь успеха.

    Однако работа с самооценкой ребенка немыслима без адекватной требовательности и последовательности со стороны взрослых. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним анализировать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. 

    При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. При этом важно научить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

    Для повышения самооценки необходимо обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ему приобрести уверенность в общении.

    Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка – один из важнейших факторов повышения детской самооценки. Чем разнообразнее и самостоятельнее его деятельность, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о себе и мире.

    Педагоги также проводят различные игры и упражнения направленные на формирование позитивной самооценки у детей, формирование общности с другими людьми, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

    В вопросе как повысить самооценку ребенку, задача родителей и детских психологов заключается в том, чтобы внимательно и чутко отнестись к его потребностям и помочь ему раскрыть свои способности. Для этого можно предлагать ему посильные задания развивающие ситуации. Вкупе с эмоциональной поддержкой и похвалой от взрослых, это будет значительно способствовать становлению адекватной самооценки у ребенка.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    А вот и еще наши интересные статьи:

  • Бравекто для щенков крупных пород инструкция
  • Соль карловарская натуральная инструкция по применению
  • Листенон инструкция по применению цена в ампулах
  • Энтомозан с инструкция по применению для курятника как разводить
  • Мультиметр dt 830b инструкция по применению для чайников

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии