Генерал-лейтенант юстиции Лебедев Сергей Николаевич родился 2 ноября 1976 года в городе Шацке Рязанской области. В 1998 году окончил Рязанский институт права и экономики МВД России по специальности «Юриспруденция».
После окончании института Лебедев Сергей Николаевич принят на службу в органы внутренних дел и назначен на должность следователя следственного отделения ОВД Шацкого района Рязанской области. С 2001 по 2002 год являлся заместителем начальника ОВД — начальником следственной группы при ОВД Чучковского района Рязанской области, затем с 2002 по 2005 год — начальником ОВД Чучковского района Рязанской области.
С 2005 по 2016 год Сергей Николаевич служил на различных должностях в ГУ МВД России по Свердловской области, прошел все ступени карьерной лестницы, начиная с должности старшего следователя отдела по расследованию уголовных дел в сфере экономики и налоговых преступлений контрольно-методического управления до первого заместителя начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области.
В 2016 г. Лебедев Сергей Николаевич назначен на должность заместителя начальника УМВД России по Рязанской области — начальника следственного управления, с августа 2017 года исполнял обязанности начальника УМВД России по Рязанской области.
Указом Президента Российской Федерации 3 мая 2018 года № 183 Лебедев Сергей Николаевич назначен начальником УМВД России по Рязанской области.
11 июня 2019 г. Указом Президента Российской Федерации № 258 Лебедеву Сергею Николаевичу присвоено специальное звание генерал-майор полиции.
1 июня 2020 г. Указом Президента Российской Федерации № 348 генерал-майор полиции Лебедев Сергей Николаевич назначен заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — начальником Следственного департамента МВД России, ему присвоено специальное звание генерал-майор юстиции.
11 июня 2021 г. Указом Президента Российской Федерации № 355 Лебедеву Сергею Николаевичу присвоено специальное звание генерал-лейтенант юстиции.
Скачать фото
Лебедев Сергей Николаевич
Генерал-майор полиции. Начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел РФ. Начальник Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области, 2018-2020. Ранее являлся заместителем начальника Управления МВД России по Рязанской области.
Сергей Лебедев родился 2 ноября 1976 года в городе Шацк, Рязанская область. Учился в Рязанском институте права и экономики Министерства внутренних дел, который окончил в 1998 году по специальности «Юриспруденция».
Службу в органах внутренних дел Лебедев начал после окончания института на должности следователя следственного отделения ОВД Шацкого района Рязанской области. С 2001 по 2002 год являлся заместителем начальника отдела — начальником следственной группы при ОВД Чучковского района Рязанской области. Затем стал начальником Органов внутренних дел Чучковского района Рязанской области.
С 2005 года Сергей Николаевич, начиная с должности старшего следователя отдела по расследованию уголовных дел в сфере экономики и налоговых преступлений контрольно-методического управления, прошел все ступени карьерной лестницы в Главном следственном управлении при ГУВД Свердловской области. В 2015 году стал первым заместителем начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Свердловской области.
Позднее в 2016 году Сергей Лебедев переведен на должность заместителя начальника Управления МВД России по Рязанской области — начальника следственного управления. С августа 2017 года временно исполнял обязанности начальника УМВД России по Рязанской области. Впоследствии 3 мая 2018 года назначен начальником Управления Министерства внутренних дел России по Рязанской области.
Президент России Владимир Путин 11 июня 2019 года подписал Указ о присвоении Сергею Николаевичу Лебедеву очередного воинского звания «Генерал-майор полиции».
Президент России Владимир Путин 1 июня 2020 года назначил генерала Сергея Лебедева новым начальником Следственного департамента Министерства внутренних дел РФ. На посту он сменил Александра Романова уволен на фоне скандала с его подчиненными, которые были арестованы по делу о злоупотреблении полномочиями, связанному с бизнесменом Альбертом Худояном.
02.06.2020
-
01.06.2020
Президент России Владимир Путин своим указом назначил главой Следственного департамента МВД России генерал-майора Сергея Лебедева. Соответствующий указ размещен в понедельник на портале официального опубликования правовых актов.
-
11.06.2019
Президент России Владимир Путин 11 июня 2019 года подписал Указ о присвоении воинских званий высшим офицерам, специальных званий высшего начальствующего состава, высших специальных званий и классных чинов. Кроме того, еще одним указом глава государства присвоил сотрудникам Министерства иностранных дел дипломатические ранги.
Сколько и на чем «зарабатывают» сотрудники Владимира Колокольцева
Каков процент честных и коррумпированных следователей и адвокатов? Какую взятку можно получить за бездействие? Сколько стоят незаконные услуги высокопоставленных сотрудников Следственного департамента и Генпрокуратуры? Что нужно сделать, чтобы снизить уровень коррупции в следствии?
Две недели назад «Первое антикоррупционное СМИ» опубликовало интервью с действующим сотрудником Следственного комитета. Он поведал о болевых точках ведомства Александра Бастрыкина и высказал свое видение путей решения проблем следствия.
После публикации в редакцию обратился действующий сотрудник другой правоохранительной структуры — Следственного департамента МВД России. Подчиненный Владимира Колокольцева вскрыл коррупционные схемы, которые реализуют рядовые сотрудники и руководство департамента и даже назвал расценки на сомнительные услуги полицейских следователей.
Прикомандированная коррупция
Что сейчас происходит в Следственном департаменте, насколько он эффективно работает, насколько функционал соответствует реальности?
Функционал конечно же соответствует, без этого никак. В Центральном аппарате расследуются наиболее резонансные дела. Мелких дел там уже и не было в последнее время. Например, расследуется какое-либо уголовное дело в одном из следственных подразделений какого-либо округа Москвы. Руководство может забрать данное дело вместе со следователем.
А почему их забирают? Потому что там коррупционная составляющая?
Конечно, не без этого. Обосновывают это большим общественным резонансом, большое объемное дело, а по факту получается — просто на уровне центрального аппарата, под давлением все это проще решать.
А инициатива откуда исходит? Сверху?
Все зацикливается не только на уровне центрального аппарата нашего департамента , в большей степени — по оперативной линии. То есть, инициатором может быть какой-нибудь руководитель ГУЭБиПК, например. Типа, сопротивление оказывают в округах, давай на уровень Следственного департамента заберем вместе со следователем. Следователь приходит, и здесь все это затихает.
Можете привести примеры?
Не будем называть конкретных фамилий. Вот такой пример приведу, я правда не помню, какую он должность сейчас занимает в ГУЭБиПК, был один из руководителей одного из управлений. Он специально «вытянул» одного из руководителей следственного подразделения ближайшего с Москвой региона на должность следователя следственной части. Всем было понятно, что его сюда «вытянули» под свои реализации, под свои материалы. Очевидно, для того, чтобы на уровне департамента решать свои коррупционные вопросы.
Часто обращаются, как говорится, решить вопрос?
Это обращения знакомых лиц, с которыми раньше как-то контактировал. Это всё стандартно, ничего нового. Кто-то из коллег обратился, адвокатский корпус в меньшей степени. Если ты работал с людьми, естественно, тебе там доверяют. Но доверяют уже меньше. То есть, если появляется Вася Батарейкин, которого ты второй раз видишь, и сразу же просит какие-то там моменты и предлагает решить… Раньше люди велись на это, сейчас — конечно же, нет. Стало опасно, общаются только с доверенными лицами.
А как дела забирают? Начальника же нельзя обойти?
Как без начальника — конечно, он в курсе. Но надо понимать, что в этой схеме может присутствовать и более широкий круг людей, например, сотрудники Контрольно-методического управления. Из региона дело может попасть через изучение следственной части управления, или через КМУ, которое тоже расследует дела. Следователь КМУ изучает дело, пишет докладную записку: дело целесообразно расследовать в следственной части департамента, там большой резонанс, в регионе не справляются. Картина существенно не изменилась.
Письмо счастья за 100 тысяч долларов
Просто сузился сектор входящих и удорожание произошло?
В процентах — точно. Вообще тарификации как таковой нет, всё индивидуально. Всё зависит от доказательной базы, которая собрана на данный момент. На запросах департамента при отработке контрагентов по обнальной теме, требуя предоставить необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, можно заработать порядка 100 тысяч долларов. Запрос по большей части делается наугад.
Например: по банковской выписке «выбили» 20-300 организаций, во все организации делается веерная рассылка данных «писем счастья». Рассылаешь и сидишь, ждешь. Через некоторое время прибежал человек. Видишь выводы — не докажешь никаким образом преступную составляющую, да и времени нет, но раз он прибежал сам — давай «соточку»… Обычно прибегает кто-нибудь знакомый.
Большинство как делает — я лучше отдам, но лучше бы меня не трогали. А по факту он не понимает, что он деньги отдает просто так, и никто «копать» и не собирался. Сейчас любой следователь хочет «срубить», но ничего не хочет за это делать. Удивительно.
А по изменению квалификации?
Здесь в большей степени индивидуально. Любой следак, хочет минимизировать свою работу. Он может взять, но, в большей степени, чтобы вообще не трогать. За основополагающие решения по делам, таким как переквалификация, изменение меры пресечения, вряд ли кто будет деньги брать. Прекратить уголовное преследование уже невозможно. Такие серьезные процессуальные решения уже не принимаются на уровне следствия, это прошлый век.
А еще у следователя какие возможности — обыски, выемки?
Как правило — работа с оперативным подразделением, с теми, кто подготавливал материал к возбуждению дела и его сопровождает.
Следователь в любом случае работает с опером. Ты же не идиот, чтобы себе всё схапнуть. Ты понимаешь, что должен отщипнуть кусок оперу. На уровне департамента это между ними делится пополам, чтобы не было недомолвок.
Получается вести объективное и всестороннее расследование?
Получается, просто все понимают, насколько объемные эти дела. Положительный результат для любого следователя — это направленное в суд дело. Если для Центрального аппарата не было как таковой статистики, с 2011 года она началась: на совещаниях начали ставить планирование окончания.
Это плохо или хорошо — планирование?
Тут палка о двух концах. Плохо, потому что следователь стал меньше внимания обращать на качество расследования в части привлечения большего круга лиц, количества эпизодов преступлений. Плохо, потому что ты понимаешь, что тебе нужно в этом месяце закончить дело, нет времени, чтобы его расширять, проводить дополнительные мероприятия. Ты выделяешь какие-то эпизоды и отправляешь дело в суд.
А остаток дела — у тебя нет времени с ним возиться. То есть ты просто «висяк» этот скидываешь в регион, и там он погибает. А хорошо, потому что тебе не дают дело заволокитить. Раньше дела расследовались годами, а теперь тебе через полгода-год его в суд направить. Хотя ты и так это понимаешь.
Неподкупное меньшинство
Какое количество честных следователей, которые ни при каких условиях не возьмут денег?
Такие остались. Их остаточно много, примерно, процентов 20 из Следственного департамента. А остальные 80 процентов — они прямо не будут просить и вымогать, они ждут и никогда не откажутся от заманчивых предложений.
А есть ли элитарные группы в 80%? Которые занимаются только «решалами»?
При прошлом начальнике СД Александре Савенкове работал «карманный следователь» — приходил материал, и он поручался именно ему. То есть, если приходили и говорили, например, что «по этому банку провести работу» — возбуждались дела и отдавались именно этому следователю.
Сколько таких следователей, какая их доля?
Про некоторые отделы, например, управление по наркотикам и третий отдел первого управления управления следственной части, я могу сказать — там «работяги», у них реально не на чем «заработать». Первый и второй отделы первого управления, которые экономику расследуют — есть один-два человека (всего их там порядка 15).
То есть это 20% честных, 75% — готовых фифти-фифти, и 5% приближенных — «отрабатывающих на потоке»?
Да. Примерно один-два в каждом отделе. Но с каждым годом это становится все более завуалированным. Есть явные вещи как следователь при Савенкове, и есть уже неявные.
А есть современные примеры?
Надо отметить, что с приходом нового руководителя состав подчиненных ротируется. Пришел Александр Романов, тут же появился под Романовым начальник КМУ Дмитрий Кокошин. То есть, Романов — бывший начальник ГСУ Петербурга, Кокошин — его зам в Питере.
Соответственно, он курирует все регионы, здесь все свое, никто не сольет инфу. Тот же Андрей Мецгер — бывший начальник Следственного управления ЦАО, сейчас начальник второго отдела первого управления Следственного департамента. Он еще при Алексее Аничине был в СД начальником наркоманского отдела, и его выкинули оттуда.
Он уходил на Вологду начальником Следственного управления, потом приехал в ЦАО, его вытащили, сейчас опять вернулся в Департамент. И он подогнал под себя из Вологды следователя, потом взял из ЦАО одну или двух девчонок. Берут не за ум в данном случае, а чтобы были какие-то карманные моменты. Ты притаскиваешь следователя из Вологды, даешь ей возможность вырасти, конечно, она сделает все для тебя.
Но реально есть много следователей — компетентные, профессиональные, матерые, которые работают в СД длительное время, но карьерный рост у них не складывается. Зато на руководящие должности управления назначают людей из регионов, вот в третьем отделе начальником назначили заместителя начальника ГСУ Саратовской области Дмитрия Саранцева.
А в первом отделе такая же история?
Начальником первого отдела был Сергей Шнайдерман, тоже из Саратова, он при Савенкове приехал. Он поработал и сейчас уехал начальником ГСУ Саратова. Я к тому, что внутри следственной части тебе не дадут расти. Почему люди уходят? Они понимают, что перерастают свои должности, они стоят на одном месте. Стагнация — они достигли как следователи всего, им психологически уже не интересно. В департаменте они реализовались как следователи, осуществили свою мечту, отправили резонансные крупные дела, например, по 210-й статье — это преступное сообщество, другие значимые составы.
Это серьезная проблема. Когда добросовестные сотрудники за десятилетия вырастают до профессионалов, их нужно ставить на руководящие должности, но вместо них ставят своих и менее компетентных.
Руководителями назначают тех, кто всю жизнь был руководителем, с первого курса института. Но как ты можешь быть руководителем, если ты не знаешь, как дела расследовать? По-моему, нужно всегда давать возможность руководить в том отделе, где человек вырос, получать опыт управленческий. Или направлять в субъект, где ты свой опыт передашь, и вся следственная часть станет более грамотной.
У меня следователь был длительное время прикомандирован, я понимал, что он грамотный, профессиональный, ответственный сотрудник, что в свой регион он не вернется, я за него ходатайствовал, он сейчас работает в Москве. Тоже следователем, но, по крайней мере, это уровень другой, чем у себя в далеком регионе. Получает опыт, дальше совершенствуется, так почему это нельзя было сделать на уровне департамента?
Сергей Мурашов и Олег Сильченко — кажется, единственные исключения за последние 10 лет. И то они замначальника отдела только. А в целом, все равно кто, лишь бы свои.
Миллион с прокурором без протокола
Теперь по глобальным делам, которые решаются на уровне руководства.
Следователь не возьмет на себя ответственность принимать глобальные решения, он попадет. В данном случае он лучше не возьмет, но будет исполнять указания. И когда мутят, как правило, следак вообще не в теме. Было бы глупо включать следака, это лишнее звено для утечки информации, пусть только догадывается.
Второй тип зарабатывания — через указания руководителя?
Да. Но 90% следаков не в теме — ему указание поступило, прокуратура обоснует. Тебе представят медицинские документы, тебе все сделают. То есть, ты в принципе можешь принять законное решение, и ты, естественно, это сделаешь. Квалификацию поменяют.
Например, ты пришел на заслушивание к руководителю департамента — есть замглавы, который курирует нашу следственную часть — Александр Краковский. Заслушивание устраивается с оперативным подразделением или с прокуратурой — смотря с кем обсуждается проблематика. Слушаем следователя — он говорит, доказательства такие и такие. А дальше вдруг у надзирающего прокурора возникает противоположная точка зрения, и ее поддерживает, естественно, начальник отдела. Это не оформляется как протокол заслушивания.
Это переходит на уровень беседы. А в случае чего скажут — следак так решил. И ты не сможешь ничего сделать. Там начальник управления — это генерал-лейтенант, это совсем другой уровень.
То есть, следователь может попасть?
Как таковых подстав следаков не было. Это скорее информационный пресс, потому что очень часто пишут по нашим делам в СМИ.
Следователя не то чтобы прикрывают — просто не реагируют, потому что подчиненные генпрокурора Юрия Чайки это решение лоббировали изначально.
Зарабатывают не только следователи, но и руководство Следственного департамента и Генеральной прокуратуры. Прекратить дело, выпустить или взять под стражу?…
Я не помню, чтобы были решения о прекращении. Скорее всего, это будет направление дела куда-нибудь в регион. А дальше — уже похоронится. Или же на стадии реализации просто возбуждали дело не в отношении лиц, а по факту, чтобы до момента предъявления обвинения можно было решать какие-то вопросы. Все между собой общаются, звучат суммы, на этом уровне — миллионы долларов.
Меньше никто не будет разговаривать.
Изменять меру пресечения — нет такой практики. Ты ведь каким-то образом ее избрал, ходатайствовал перед судом. А тут ты туда придешь и «включишь заднюю»? Это же сразу привлечет внимание всех контролирующих органов, если, конечно, это не согласовано.
Потому что без прокуратуры ты этот вопрос никогда не решишь, если у тебя там нет близких отношений или указания сверху. Это все решается там. Следак может урвать только там, где не надо принимать кардинальных решений.
Какой процент дел происходит с коррупционной составляющей?
Если взять наш первый-второй отдел — экономику — можно говорить, что все дела такие, на чем можно заработать. Дела имеют большой общественный резонанс, и все фигуранты крупные. Один отдел банковский, другой просто — общая экономика. Название формальное. Расследуют всю экономику независимо от специализации.
Роль ФСБ такая же, как и руководства?
ФСБ и «решатели» — только с прокурорскими. Все решается на уровне руководства.
Нагрузка, зарплата и пенсия
Есть проблемы с оснащением?
Вообще никаких. Уровень такой, как и должен быть. Прикомандированные работают в ужасных условиях, это да. Штукатурка сыпется с потолка, но они сейчас ремонт там собираются делать. Туда ездят адвокаты, стыдно. Кабинеты прикомандированных сотрудников очень маленькие — за спиной у него заканчивается кабинет. Тут сидят два следака и еще три адвоката пришли… Старые кабинеты, катакомбы такие… А штатные следователи сидят по одному, все идеально с технической точки зрения. Есть специальное управление по обеспечению деятельности органов предварительного расследования. Короче, все круто.
Какие еще есть проблемы серьезные?
Я прочитал про медицинские проблемы и страховку. И вспомнил: недавно было письмо-разъяснение от главы Следственного комитета Александра Бастрыкина о том, что у нас медицинское обеспечение за счет государства. То есть, мы прикреплены к ведомственной поликлинике и обязаны обслуживаться только там.
Кроме этого, у всех есть полис обязательного медицинского страхования. Оказывается, использовать данный полис и обслуживаться в обычных городских больницах нельзя. Бастрыкин пишет о том, что в случае установления фактов обращения сотрудников по ОМС надо проводить проверку и возбуждать дела по мошенничеству в сфере страхования. Намекая, что двойное страхование происходит: на тебя выделяет деньги государство, а тут еще бесплатно лечишься. Кажется, даже были уже реально уголовные дела.
Ведомственные поликлиники — в части диспансеризации мне этого достаточно. Я каждый год хожу. Что касается серьезных моментов, я туда не буду обращаться. Например, у коллеги было серьезное заболевание, он понимал, что не пойдет в ведомственную, потому что хирург будет на живую резать. Нашел знакомого и прооперировался в обычной городской поликлинике. Ему проще так: здоровье — это единственное, что у нас остается.
Как зарплата?
Зарплата Центрального аппарата, если брать по сравнению с землей — нормальная, но понятно, что не шикуем. Следователи следственной части в среднем получают от 75 до 90 тысяч. Зависит от стажа, должности, опыта, наград. Я получаю на руки с уплатой налогов около 80 тысяч.
Это нормально? Что нужно сделать, чтобы сотрудники не уходили в адвокатуру на 300 тысяч?
Они не уходят на такие деньги. Они уходят, образно говоря, на 150 тысяч. В основной массе, они даже 150 не получают. У меня вообще сомнение, нужны ли они вообще на рынке юридических услуг?
То есть компетентность адвоката не востребована, потому что он против этой коррупционной машины не сможет сработать?
Это одна сторона медали. Есть юридическое сообщество, которое зарабатывает деньги честно. Честных адвокатов, думаю, процентов 10, остальные «решальщики» — посреднический институт в получении взятки. Их всегда было много. Мне кажется, раньше было вообще 100%. Это сейчас стали сталкиваться с людьми, которые оказывают юридическую помощь строго в рамках закона, чтобы не портить себе репутацию. А раньше вообще все «решалось».
Силовиков немного «прессанули» — это раз, это освещается в СМИ. Государство встает на защиту бизнеса. И стали формироваться нормальные институты. Политика государственная переламывается постепенно. И я говорю не только о российских, но и о зарубежных компаниях, которые вообще не привыкли работать в числе 90%. Им нужно честно, потому что инвестиции вкладываются. И они будут обращать внимание только на эти 10%. Они будут смотреть рейтинги, читать отзывы, обращаться.
Как с нагрузкой в центральном аппарате?
Нагрузка на центральный аппарат сейчас очень большая. Даже у одного следователя бывает по шесть дел, что для уровня центрального аппарата очень много. Невозможно, даже если у тебя работает группа. Качество страдает очень сильно. И это не только вопрос нехватки кадров — это еще и вопрос статистики.
С каждым годом растет количество уголовных дел, которые нужно направить за год в суд. Я бы как начальник отдела такое запретил — ну какие 5-6 дел, вы что? Надо отправлять дела в регионы, нельзя следователя Центрального аппарата превращать в районного следователя. Он всегда был элитой, здесь всегда работали самые знающие люди. Когда под эти 5–6 дел нанимают с районов, они и превращают уровень в районный.
Что нужно сделать, чтобы решить эти проблемы?
Нужно дать возможность расти и развиваться сотрудникам, которые имеют колоссальный опыт в расследовании, а не по признаку «свой, но некомпетентный». У нас большое количество прикомандированных, просто вал, ведь любой следователь Центрального аппарата видит, кто толковый. И дела надо фильтровать — только федерального уровня. Или — увеличение штата.
И третье — это увеличение социального обеспечения, зарплат?
Да. И пенсионного обеспечения. Сотрудники, уходящие на пенсию с должности следователя следственной части СД, с опытом работы 20 лет получают около 25 тыс. рублей. А равнозначный сотрудник СК РФ, как я слышал, получает около 45 тыс. рублей. Немного несправедливо, правда?
При том, что, на мой взгляд, следователи МВД более профессиональны, расследуют гораздо больший объем уголовных дел, по разным категориям (согласно УПК РФ в несколько раз больше составов), что делает их более разносторонними. У следователей СК РФ более ограниченные категории уголовных дел. Все следователи это видят и знают, поэтому следователям МВД не внушает оптимизма такая пенсионная перспектива.
Когда совершаются преступления, необходимо задержать и наказать правонарушителя. Если он был пойман на месте преступлении, то это очень хорошо. Необходимо просто правильно оформить нужные документы, собрать подтверждения и передать готовое дело в суд. А если преступник скрылся?
Общая информация
В таком случае на помощь приходит следственный департамент МВД. Это самодостаточное структурное подразделение, которое занимается выработкой и реализацией нормативно-правового регулирования и государственной политики. Оно обладает правоприменительными полномочиями в сфере расследований преступлений и исполнения законодательства уголовного судопроизводства. Кто же им управляет? Александр Романов – начальник следственного департамента МВД России, это человек, который обеспечивает общее руководство данным подразделением. Кроме него есть еще ряд заместителей, которые возглавляют разнонаправленные управления. Но давайте обо всем по порядку, и не будем спешить.
О структуре
Возглавляет его заместитель министра. Он же и является начальником департамента. Затем идет первый заместитель. Он контролирует отделы кадров и делопроизводства. Кроме этого, ему подчиняются другие заместители начальника департамента и управление, занимающееся обеспечением деятельности структур предварительного следствия. Как видите, весьма немало. А что это за другие заместители, которые есть у системы следственного департамента МВД РФ? Всего их четыре (не считая первого). Каждый из них руководит определенным направлением. Это:
- Организационно-аналитическое.
- Ведомственного процессуального контроля и инспектирования.
- Контрольно-методическое.
- По расследованию деятельности ОПГ.
Какие задачи выполняет?
Следственный департамент МВД России занимается:
- Выработкой предложений: для формирования государственной политики при расследовании преступлений; относительно исполнения законодательства про уголовное судопроизводство.
- Обеспечение организационно-методического руководства. Проработка основ для достижения целей обеспечения полного, объективного и всестороннего выполнения специалистами-следователями своих обязанностей.
- Расследование самых сложных, обладающих международным и межрегиональным характером, обладающих повышенной общественной опасностью и значимостью преступлений.
- Осуществление взаимодействия с государственными структурами по вопросам, которые связаны с предупреждением, выявлением, а также расследованием преступлений.
О месте в Министерстве внутренних дел
Какова роль следственного департамента? Что ж, давайте немного отступим. Само понятие «внутренние дела» может рассматриваться в узком и широком смыслах. Во втором случае подразумевается деятельность органов государственной власти в социальной, политической, экономической и иных сферах. В узком под ним понимают обеспечение общественной безопасности и порядка, а также личной неприкосновенности граждан, борьбу с преступностью, охрану всех форм собственности. Иногда становится известно о планируемых преступлениях. Но часто приходится работать со случаями, когда правонарушение совершено, а преступников уже и след простыл. В первом случае можно повлиять на исполнителя/заказчика так, чтобы он отказался делать его. Или если он упорствует, то сымитировать (например, убийство), а потом уже разбираться с преступником. Всем этим и занимаются следователи.
И немного истории
Расследование преступлений до 1860 года было обязанностей земской и городской полиции. Тогда необходимо было собрать доказательства, позволяющие установить и изобличить виновного. При этом была выделена предварительная и формальная части. Первая предусматривала установление обстоятельств, при которых было совершено преступление. Формальное следствие выясняло, действительно ли обвиняемый является правонарушителем и подлежит ли он наказанию.
В 1860 году император Александр Второй учредил должность судебного следователя. Именно они и должны были разбираться во всех преступлениях, что направлялись в суд. Незначительные правонарушение и проступки оставались за полицией. Большинство из них первоначально не имели юридического образования. Кроме этого, они были чрезвычайно загружены – в некоторых губерниях на одного специалиста приходилось до двухсот дел.
С 1864 года требования к ним были ужесточены, например – было введено требование обязательного наличия юридического образования. Когда произошла революция 1917 года, то институт следователей был учрежден. Их функции перебрали на себя специальные комиссии при районных и городских советах, которые коллегиально изучали дела и принимали по ним решения. В 1919 году эта практика была прекращена, и делами занимались специалисты при революционных военных трибуналах.
В 1920 году учредили должности народных следователей. В 1928 году они перешли из подчинения судов в прокуратуру. Современная организация была заложена в 1963 году. Именно тогда основное количество следователей были переданы Министерству охраны общественного порядка (оно же МВД). Без значительных изменений эта структура работает и до сих пор.
Заключение
Сегодня следствие является довольно централизованной структурой. Ее центр – Москва. Следственный департамент МВД возглавляет данную структуру и направляет ее развитие. Под его управлением находится примерно 43,5 тысяч сотрудников. По-другому – это 2/3 (или 65 %) следственного корпуса страны. Их силами расследуется более 1,5 миллиона уголовных дел (84 % от всего количества возбужденных). Это весьма много.
Один специалист в среднем за год разбирается почти с четырьмя десятками дел, что является наиболее высоким и загруженным показателем. Следственный департамент МВД курирует их работу и старается сделать ее более эффективной и продуктивной. Это относится как к процедурам работы, так и к бумажным делам. В случае, если у кого-то есть замечания или предложения по улучшению состояния в определенной сфере, то можно проинформировать об этом следственный департамент МВД России, и кто знает, возможно, предложение будет принято и реализовано на практике.
Руководящие должности в Министерстве Внутренних Дел распределены согласно строгой иерархии. У каждого из руководителей расписаны должностные обязанности и вопросы, которые находятся в их компетенции.
Содержание
- 1 Структура Министерства МВД России
- 2 Полномочия МВД РФ
- 2.1 Федеральные органы
- 2.2 Региональные органы
- 2.3 Местные органы
- 3 Руководящий состав МВД РФ
Структура Министерства МВД России
Структура МВД РФ
МВД РФ делится на множество ведомств, каждое из которых выполняет свои задачи. У каждого имеются территориальные представительства в регионах, а центральным у любого подразделения является его Главное управление (ГУ). Структура МВД была утверждена Указом Президента N 248, который закрепил Положение о МВД РФ и структуру ЦА МВД РФ.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»)
Полномочия МВД РФ
Данный федеральный исполнительный институт подчиняется Президенту и Правительству РФ. В его компетенцию входит:
- разработка направлений госполитики в вопросах миграции, обеспечения внутренней безопасности и правопорядка;
- формирование и предоставление проектов нормативных актов Правительству и Президенту РФ, которые занимаются их утверждением, а также подготовка отзывов и заключений к нормативным актам, находящихся на рассмотрении в ГД;
- принятие решений по вопросам, находящимся в сфере компетенции ВД; координация и постановка задач ОВД и внутренним войскам;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы охраны правопорядка внутри страны.
Федеральные органы
Организационно-структурные особенности органов МВД
На данный момент действует несколько ГУ:
- по обеспечению безопасности дорожного движения;
- по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с местными органами;
- на транспорте;
- уголовного розыска;
- экономической безопасности и противодействия коррупции;
- по вопросам миграции (ранее эти функции выполнял ФМС);
- по противодействию экстремизму;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотических веществ.
В МВД РФ присутствует ряд Департаментов, также отличающихся по специфике выполняемой работы. Среди них:
- следственный (занимается расследованием преступлений и контролем за исполнением норм уголовного судопроизводства);
Структура Следственного департамента МВД России
- госслужбы и кадров (обеспечивает систему МВД необходимыми кадрами и переподготовкой сотрудников);
- делопроизводства и работы с обращениями физических и юридических лиц (обеспечивает защиту сведений, относящихся к гостайне, занимается рассмотрением прошений граждан и организаций);
- информтехнологий, связи и защиты информации (осуществляет контроль за работой и развитием используемых информационных систем и средств связи, а также обеспечением безопасности передаваемой информации);
Структура департамента информтехнологий
- материально-техническому и медобеспечению (контролирует вопросы, связанные с госзакупками и обеспечением подразделений МВД необходимой материально-технической базой);
- финансово-экономической политике и обеспечения соцгарантий (занимается планированием бюджета МВД и финансовым обеспечением органов ВД);
- договорно-правовой (отвечает за развитие законодательства в сфере ВД и координацией работы с международными организациями);
- организационно-аналитический (разрабатывает стратегию борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности).
Также в МВД существуют различные Управления:
- компьютерной информации (т. н. Управление «К»);
- по взаимодействию с гражданскими обществами и СМИ;
- командование внутренних войск;
- организационно-штатное;
- по обеспечению безопасности при проведении международных и массовых спортмероприятий;
- контрольно-ревизионное;
- по обеспечению безопасности лиц, находящихся под госзащитой;
- по организации дознания;
- оперативное управление;
- национальное бюро Интерпола;
- международного сотрудничества.
При МВД существуют и Центры, например:
- Академия управления МВД:
- Центр метрологии;
- Институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ;
- Центр кинологического обеспечения;
- ГЦ спецперевозок МВД;
- Информационно-аналитический центр;
- ГЦ связи и защиты информации;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Центр социальной работы и т. д.
Региональные органы
Положение о создании окружных отделений ВД закреплены в Указе Президента N 644. Всего в округах действует 8 ГУ МВД по:
- ДФО.
- ЦФО.
- Приволжскому ФО.
- СФО.
- СКФО.
- СЗФО.
- УФО.
- ЮФО.
Отдельно действует Управление на транспорте МВД.
В регионах же расположены отделения МВД:
- по республикам — 21 министерство;
- по другим субъектам РФ — 20 ГУ и 39 управлений.
Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. N 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Местные органы
Далее идут территориальные органы Внутренних Дел, во главе которых стоят ГУ МВД населённых пунктов. В субъектах также присутствуют и образовательные учреждения при МВД РФ, занимающиеся обучением и переподготовкой текущих и будущих кадров. В самих же населённых пунктах расположены управления МВД, отвечающие за конкретные районы и административно-территориальные образованиях.
Руководящий состав МВД РФ
Высшие же руководящие должности в МВД РФ распределены в следующем порядке.
- Министр внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время кресло министра ВД РФ занимает Колокольцев В. А. Главнокомандующим же внутренними войсками МВД сейчас является Золотов В. В.
- Первый заместитель министра. На этой должности сейчас находится Горовой А. В.
Первый заместитель Горовой А. В.
- Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации. Должность Статс-секретаря занимает Зубов И. Н. Он же является действительным госсоветником 1 класса.
Статс-секретарь Зубов И. Н.
- Заместитель министра. Замминистрами ВД РФ являются: Ваничкин М. Г., Гостев А. А., Шулика В. Д., Романов А. В.(он же занимает должность начальника Следственного департамента МВД РФ).
- Главы региональных управлений в субъектах РФ.
В качестве руководителя местных органов Внутренних Дел выступают начальники ГУ МВД в регионе. Во главе каждого ведомства МВД на местах, будь то ФМС или СК, также стоит руководитель, который отчитывается напрямую перед вышестоящим начальством.
Итак, МВД РФ — это многоуровневая структура, объединяющая в себе множество ведомств. Одни ведомства занимаются прямым обеспечением общественной безопасности и соблюдением норм законодательства, другие же являются вспомогательными и должны обеспечивать всем необходимым подразделения ВД.